Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева: 1882-1931 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гугкаева, Ирина Таймуразовна

  • Гугкаева, Ирина Таймуразовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 149
Гугкаева, Ирина Таймуразовна. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева: 1882-1931 гг.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2010. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гугкаева, Ирина Таймуразовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ, ШКОЛЬНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ГОДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ М.Ю.ГАДИЕВА

1.1 Основные вехи биографии М.Ю.Гадиева.

1.2 Истоки формирования общественно гражданских идеалов и научно-практическая значимость его литературного творчества для современной воспитательной практики осетинских школ.

1.3 Участие М.Ю.Гадиева в строительстве новой советской школы в Осетии.

Выводы

ГЛАВА II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНО -ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Ю.ГАДИЕВА

2.1 Критика М.Ю.Гадиевым деятельности духовной школы.

2.2 Вопросы женского образования в творчестве М.Ю.Гадиева.

2.3 М.Ю.Гадиев об осетинской письменности, периодической печати и журналистские публикации.

2.4 М.Ю.Гадиев как руководитель высшего педагогического учебного заведения.

Выводы

ГЛАВА III. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.Ю.ГАДИЕВА

3.1 Общепедагогические идеи М.Ю.Гадиева.

3.2 Дидактические идеи М.Ю.Гадиева: оценка им роли родного и русского языков в обучении и развитии детей горских народов Северного Кавказа.

3.3 М.Ю.Гадиев о проблеме подготовки педагога.ПО

3.4 М.Ю.Гадиев о внедрении в учебный процесс классно-урочной системы образования.

3.5 Оценка М.Ю.Гадиевым педагогического опыта зарубежных стран.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева: 1882-1931 гг.»

В современных условиях возрастает интерес народов Российской Федерации к своей истории и культуре. И в этих условиях важной задачей общества является духовное обновление, повышение его культуры, определенный его дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история-это память человечества. Ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.

И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из него определенных уроков истории.

Проблемы образования и воспитания всегда занимали умы и сердца передовых общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов и просветителей-публицистов, которые считали своей главной задачей, своим жизненным кредо служение делу просвещения народа. Особый интерес в этом плане вызывает изучение жизни и деятельности осетинских просветителей-публицистов, их разностороннего педагогического наследия. Сегодня как никогда актуальны вопросы становления и развития осетинской национальной школы, пути формирования осетинского учительства, вклад народной интеллигенции в развитие школы и просвещения народов Северного Кавказа на рубеже XIX и XX столетий.

Достижения отечественной школы всегда обуславливались результатами длительного процесса формирования прогрессивной просветительско-педагогической мысли народов нашей страны. А если говорить конкретно о Северном Кавказе, то здесь решающую роль в развитии школ и просвещения сыграли такие исторические факторы, как присоединение его народов к России, вовлечение их в орбиту капиталистических отношений и приобщения к передовой русской культуре.

С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными переменами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.

Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии национальной школы, просвещения и этнопедагогики принадлежала ученым-кавказоведам, к которым следует отнести Н.Ф.Дубровина, М.В.Краснова, М.М.Ковалевского, Ф.И.Леонтовича, В.Ф.Миллера, Л.Н.Модзалевского, Я.М.Неверова, Д.Д.Семенова, П.К.Услара, Л.Л.Штедера, К.П.Яновского и др. Они способствовали открытию школ, сами обучали горцев и обобщали свои наблюдения в капитальных трудах.

Прогрессивным последствием присоединения Северного Кавказа к России стало зарождение горской интеллигенции: наиболее видные представители данного региона получили возможность обучаться в российских учебных заведениях, приобщаться к передовой русской и мировой культурам.

Одной из таких ярких личностей, представляющих горскую интеллигенцию, был и Михаил Юрьевич Гадиев (1882-1931 гг.).

Если творчество писателя сравнительно хорошо изучено учеными - литературоведами, то его просветительско-педагогическое наследие не подвергалось специальному исследованию.

Педагогические воззрения М.Ю.Гадиева широки и многогранны. Будучи видным просветителем передовой северокавказской народной интеллигенции конца XIX начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.

В своих публицистических выступлениях М.Ю.Гадиев отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению М.Ю.Гадиева, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.

Педагогические воззрения М.Ю.Гадиева адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием опубликованных монографий и диссертаций об этапах просветительско-педагогической деятельности и воззрений М.Ю.Гадиева.

Михаил Юрьевич Гадиев был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, внесшим в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования.

В работе приведена в систему научно-педагогическая биография педагога и сказано о научно и практической значимости его педагогической публицистики для совершенствования практики обучения и воспитания в школе.

С учетом вышеизложенного был определен выбор темы исследования, проблема которой звучит так: каковы условия и факторы формирования просветительских и педагогических воззрений М.Ю.Гадиева и его вклад в развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в начале XX в. Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа конца XIX -начала XX веков.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.Ю.Гадиева.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

- выявить условия и факторы, влияющие на формирование просветительско-педагогических воззрений М.Ю.Гадиева;

- систематизировать научно-педагогическую биографию просветителя-педагога; рассмотреть и проанализировать общепедагогические и дидактические воззрениям М.Ю.Гадиева; его подходы к решению проблемы педагога и воспитанию горцев; определить вклад педагога в развитие национальной школы, педагогической мысли осетинского народа, трансформировать его в современной системе образования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, национальные и общечеловеческие духовные ценности и их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; о бережном отношении людей к духовному наследию наших народов и его творческом освоении.

В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), систематизация полученных результатов;

- научный анализ историко-педагогических и публицистических трудов до и послереволюционных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Северного Кавказа;

- изучение и анализ педагогических трудов и публицистики М.Ю.Гадиева.

Источниковую базу диссертации составили:

- архивные материалы и документы отдела рукописных фондов Северо-Осетинского Института гуманитарных и социологических исследований им. В.И.Абаева, Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания;

- материалы и документы о революционном движении в России и на Северном Кавказе в период между тремя российскими революциями в 1905-1917 гг.;

- труды дореволюционных и современных авторов, посвященные проблемам истории и развития народной школы и педагогической мысли в Северной Осетии и на Северном Кавказе;

- труды, историко-этнографические, историко-педагогические и литературные очерки М.Ю.Гадиева.

Организация и этапы исследования. Исследование представлено тремя взаимосвязанными этапами.

I этап - (2004-2005 гг.) - ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа (конце XIX - начало XX веков), выявление роли М.Ю.Гадиева в данном процессе;

II этап - (2005-2006 гг.) - определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках;

III этап - (2006-2007 гг.) - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей по результатам исследования.

Научная новизна исследования: обоснованы характер просветительско-педагогических взглядов и вклада М.Ю.Гадиева в развитие школы и педагогической мысли в Осетии и на Северном Кавказе в конце XIX -начала XX вв.;

- приведена в систему его научно-педагогическая биография;

- обобщены взгляды М.Ю.Гадиева на существующую систему школьного образования, собраны его высказывания о желательных для горских народов Северного Кавказа типах учебных заведений; охарактеризованы общепедагогические и дидактические взгляды писателя-педагога, предлагаемые им методы и приемы воспитания подрастающего поколения;

- раскрыты пути и средства, рекомендованные М.Ю.Гадиевым для поднятия престижа материально-правового положения народного учителя в обществе, его образованности и профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость исследования: представлен анализ научно-педагогического подхода М.Ю.Гадиева к вопросу воспитания горских народов;

- выявлена роль педагога-писателя в становлении и развитии школ на Северном Кавказе. Дано целостное представление о взглядах писателя-педагога о цели и назначении школы;

- рассмотрены и проанализированы представленные в трудах и педагогических очерках М.Гадиева социально-экономические и школьные проблемы Северного Кавказа;

- обобщены взгляды педагога-писателя об обязательном всеобщем начальном образовании для детей гор, отвечающие духу времени и позволяющие получать детям гор знания, необходимые им в повседневной жизни;

-определены основные этапы организационно-педагогической деятельности М.Гадиева.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в процессе преподавания таких дисциплин, как «Этнография», «Языкознание», «История», «Литературоведение». Основные положения работы могут быть использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в высших и средних специальных учебных заведениях Северного Кавказа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. На формирование педагогических взглядов М.Ю.Гадиева стали влияние передовая русская культура и идеи прогрессивно-демократической педагогики Запада и России второй половины XIX - начала XX вв.; освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в этот период.

2. В своей деятельности М.Ю.Гадиев как педагог, писатель и публицист всегда исходил из интересов и интернациональной солидарности народов России и Северного Кавказа.

4. В трудах, очерках и публицистических выступлениях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, М.Ю.Гадиев критиковал противоречивую просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев в школьных вопросах, выражала интересы имущественных сословий и граждан.

4. Видный писатель и педагог последовательно и принципиально осуждал засилье духовенства в школьных делах и их антипедагогические методы работы, отвергал догматизм и схоластику в обучении.

5. М.Ю.Гадиев ратовал за создание для них подлинно демократической системы школ с преподаванием всех школьных дисциплин на родном и русском языках; предлагал внедрять в практику обучения активных методов работы; настаивал на совершенствовании системы психолого-педагогической подготовки кадров для школ Северного Кавказа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере подготовки материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на IV Международной научно-практической конференции (15-19 октября 2007г., Москва- Дубна), Всероссийской научно-практической заочной конференции (22-23 ноября 2007г. Тамбов), заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова.

Основные положения диссертационного материала внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии данного учебного заведения при чтении спецкурсов «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гугкаева, Ирина Таймуразовна

Выводы

Обращение к историческому опыту становления образования и развития просветительской мысли в Северо-Кавказском регионе в период XIX - начала XX вв. представляется весьма значимым, во-первых, в контексте противоречивого развития края, проходившего в сложных условиях национально-самобытного существования народа из-за противодействия царских властей.

В данный этап просветительского движения на Северном Кавказе прогрессивная мысль была представлена деятельностью горской интеллигенции, зародившейся здесь под влиянием российской науки и культуры.

Данный исторический период отмечен многочисленными выступлениями передовой интеллигенции края в защиту политических и национальных интересов, борьбой за повышение культурного и образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие национальных традиций и достижений национальной культуры.

Просветители-педагоги, защищая идею общечеловеческого воспитания, видели назначение школы в стремлении к идеалу, добру и общечеловеческим достоинствам, в воспитании детей в духе высокой гражданственности, долга, любви к отечеству и наукам.

Со всей остротой ставили российские и горские просветители на всеобщее обсуждение в печати проблемы рациональной постановки обучения и образования в стране, защищали идею гуманитарной подготовки учащихся и гуманизации педагогических процессов.

Российские и горские педагоги требовали от правительства поднятия престижа и положения учителя в обществе, его образовательного уровня и степени педагогического мастерства.

Проблемы культурного преобразования региона всегда находились в центре внимания передовых общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов, которые считали своей первостепенной задачей служение делу просвещения.

М.Ю.Гадиев, как один ярких поборников справедливости, педагог и демократ по образу мыслей, последовательный в своей борьбе против догматизма и схоластики, бюрократизма и бездушия, ратовал за превращение «темных аулов предгорья и ущелий» в цветущий край. В горцах, когда-то бесправных и униженных, он видел будущих поэтов, писателей, ученых, веря в приобщение кавказского общества к передовой демократической культуре.

М.Ю.Гадиев отстаивал права материнского языка, рекомендуя сделать его языком преподавания в начальной школе, но вместе с тем считал важным изучение русского языка. Все это свидетельствовало о том, что педагог - просветитель определяющим фактором духовного развития северокавказских народов считал не только благотворное влияние на них русской культуры, но и взаимовлияние, и взаимообогащение культур русского и кавказского народов.

Цомак Гадиев, следуя демократическим принципам, выдвинутым В.С.Белинским, H.A. Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, ратовал за трудовое воспитание, ибо «только творчество и труд» могли возвысить общество над жалким рабским существованием. Взяв за основу постановки педагогического процесса коллективный труд, он отстаивал организацию «маленьких трудовых коммун», способствующих развитию таких качеств, как упорство, целеустремленность, воля и характер.

Идя в ногу с требованиями времени, М.Ю.Гадиев изыскивал пути и средства для решения школьных проблем, в том числе и подготовки педагогов, брал за основу опыт зарубежных педагогов Германии и Швейцарии.

Значение жизни и деятельности выдающегося педагога, писателя, публициста Цомака Гадиева неоспоримо доказано опытом не одного поколения педагогов, историков, социологов, подтвердившим практически, что именно просвещение и есть главное условие, способное сохранить накопленный потенциал знаний, достижений и традиций, моделей поведения, необходимых для дальнейшего развития общества.

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева (1882-1932гг.)», отметим, что богатейшее творческое наследие педагога представлено целым рядом блистательных публикаций, статей, педагогических трудов, литературно-критических исследований. Творческий путь М.Ю.Гадиева свидетельствует о том, что его публицистическое наследие изучено неплохо, но остаются неисследованными его научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения, отражающие демократические тенденции прогрессивной мысли Запада и России конца XIX - начала XX столетий.

М.Ю.Гадиев являлся передовым общественным деятелем, выдающимся педагогом, видным просветителем северокавказских народов рассматриваемого периода и оригинальным критиком, оказавшим позитивного влияния на развитие общественно-педагогической мысли этих народов.

Его воззрения по вопросам развития национальной школы являются составной частью общественной мысли Северной Осетии в дореволюционный период. Они определили лицо передового учительства и, следовательно, представляют несомненный интерес для истории культуры осетинского народа.

В своих очерках и статьях М.Ю.Гадиев с достаточной полнотой отразил актуальные проблемы опыта и идей народного воспитания.

В них он всесторонне анализирует вопросы об общественной значимости традиций и обычаев горцев для подготовки подрастающих поколений к жизни.

Писатель бережно относится к историческому прошлому горцев, их фольклору и духовным ценностям, созданным ими. Он этнопедагогические идеи кавказских народов, поддерживает из них только те рациональные элементы, которые объективно могли бы принести пользу воспитанию.

Одновременно Цомак требует от общества вести решительную борьбу с такими пережитками патриархально-родового уклада жизни, как кровная месть, калым, рабское положение женщины-горянки в семье и обществе и др. Цомак поддерживает те обычаи и традиции, которые способствовали утверждению и развитию прогрессивно-демократических начал жизни и в поведении людей.

Писатель говорил о взаимосвязи народного и общественного воспитания, подчеркивая, что общественно-образовательная система горцев в силу нехватки народных школ и нерациональной в них постановки обучения не всегда выполняла свои воспитательные функции, поэтому она дополнялась традиционной культурой воспитания.

Следует сказать, что нигде не было такой прочной связи обучения и воспитания с жизнью, как это имело место в системе народного воспитания. В этом заключалась сильная сторона этого воспитания, так полно охарактеризованная Цома-ком.

Цомак умел и понимать, и освещать явления действительности. Он и как революционер, и как художник, и как один из виднейших строителей новой жизни всегда был верен действительности, ее пытливым наблюдателем, видя в частных фактах глубинные связи с общим движением жизни, в частных явлениях - общие закономерности развития действительности. И это объясняется не только его большим художественным талантом и природным умом, но и его многообразными познаниями. Цомак Гадиев обладал неуемною любознательностью, свободно располагал в зрелом возрасте огромным числом фактических данных по самым различным областям человеческого знания. В этом отношении он в осетинской литературе личность исключительная.

Однако творчество Цомака выделяется не только верностью действительности, главному направлению действия «вечных законов» поступательного движения жизни, но и, что не менее важно, своим революционным гуманизмом. И жизнь, и общественная деятельность, и труд, и вдохновенное творчество Цомака пронизаны искренней, бескорыстной и действенной любовью к жизни и к человеку.

Цомак всегда оставался верен этим идеалам.

В годы первой русской революции он был рядовым агитатором, поднимавшим народ на битву за свободу. Он звал людей на борьбу и словом агитатора, и звонким стихом поэта.

Когда пришла расплата за революционную деятельность, Цомак пошел дорогой тюрьмы и ссылки и там продолжал свою деятельность в пределах возможностей ссыльнопоселенца.

Получив свободу после Февральской революции 1917 года, он активно включился в общественную работу. Почти восемь лет из-за огромной практической работы по укреплению Советской власти в Осетии он не мог вернуться к творческой деятельности.

В двадцатые годы Ц.Гадиев продолжает свой подвижнический труд на фронте культурного строительства, но в то же время, хотя и урывками, настойчиво работает как писатель и создает самые значительные произведения осетинской литературы 20-х годов. В эти годы он становится во главе литературного движения в Осетии. Выступает и как критик, и как историк литературы, и как прозаик, и как драматург, и как поэт, и как переводчик, и как публицист, и как опытный газетчик. Словом, в 20-е годы Цомак был одной из центральных фигур осетинской литературы, авторитетным ее деятелем.

Центральное место в научных трудах М.Ю.Гадиева занимают его исследования в области обучения на родном языке. Следуя идеям таких выдающихся просветителей, как К.Д.Ушинский, А.И.Герцен и др., М.Ю.Гадиев считал обучение на родном языке основным в деле народного образования.

М.Ю.Гадиев говорил о просветительской политике царизма, заостряя внимание на отрицательных аспектах ее проведения, особо выделяя ее антинародную сущность, заключающуюся в насильственной русификации, игнорировании родных языков. Он подверг критике представителей учебно-духовного ведомства Кавказа за проводимую ими политику ущемления горских языков.

Обращая внимание на постановку образования, педагог осуждал учебные программы духовных школ как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Он считал, что поскольку эти учебные заведения далеки от народа, то они должны быть реорганизованы в министерские. Осуждая сословность и классовость образования, он, отстаивая его всеобщность и доступность для всех детей, независимо от достатка их родителей.

Но все же выявленные Гадиевым и другими видными представителями осетинской интеллигенции недостатки просветительской политики на Кавказе не умаляли той прогрессивной роли, которую сыграла присоединение к России в развитии народного образования.

Рассматривая литературно-педагогическую деятельность М.Ю.Гадиева, можно наблюдать, как он широко и со знанием дела пользовался художественными образами русской литературы, богатым арсеналом ее лучших достижений.

Научно-исследовательская деятельность М.Ю.Гадиева основывалась на философских принципах историзма, преемственности в развитии культуры и носила гуманистический характер.

Решение им насущных задач школы (усиление практической направленности содержания обучения, акцент на интеллектуальное развитие учащихся), отраженное в его педагогических и научных трудах, является образцом для будущих поколений педагогов и общественных деятелей.

Проведенное нами диссертационное исследование явилось попыткой обобщить и проанализировать педагогическую, научную, организаторскую и просветительскую деятельность М.Ю.Гадиева.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гугкаева, Ирина Таймуразовна, 2010 год

1. Абаев Э. Битвы страсть кипела в сердце (к 120-летию со дня рождения поэта, публициста Гадиева М.Ю.) // Раестдзинад (Правда), 2002, 17 января.

2. Антология осетинской поэзии. Сост.: Х.У.Алборов, А.Кодзаев, С.Хугаев. Орджоникидзе, Изд.: Ир, 1984, С.16.

3. Антология педагогической мысли Северной Осетии. / Сост.

4. К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Изд-во: Ир, 1993, С.375.

5. Ардасенов Х.Н. Писатель и общественный деятель // Мах дуг (Наше время), 1951, №10. С.46-48.

6. Ардасенов Х.Н. Очерки развития осетинской литературы. Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн. изд., 1959, С. 18.

7. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967)/ Под ред. В.К. Гарданова. М.:Наука, 1968. С.274-276.

8. Бигулов У. Новые документы о Гадиеве М.Ю.// Мах дуг (Наше время), 1946, №9, С.52-56.

9. Борт О., Дудикова Е. От Карпат до Северной Осетии (Юбилей Цомака Гадиева в Закарпатье) // Молодой коммунист, 1928, 28 января.

10. Борт О. Чествует Украина (К 100- летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Раестдзинад (Правда), 1982, 29 января.

11. Бигулов У. Новые документы о писателе Цомаке Гадиеве // Социалистическая Осетия, 1948, 3 февраля.

12. Гадиев М.Ю. Рассказ «На месте причисления» // Сибирская неделя, 1913, №6, 1913, С.1-8.

13. Гадиев М.Ю. Коста Хетагуров-певец осетинской бедноты // Коста Хетагуров. Орджоникидзе, 1959, С.6.

14. Гадиев М.Ю. Стихотворение « Женщина» // Раестдзинад (Правда), 1925,8 марта.

15. Гадиев М.Ю. Критика и библиография // Рагстдзинад (Правда), 193 1, 4 июля.

16. Гадиев М.Ю. Вопросы народного образования среди горцев // Коммунист, 1920, 27 апреля, № 16.

17. Гадиев М.Ю. Рассказ «На краю» // Казбек, 1905, 28 июля.

18. Гадиев М.Ю. Народное образование в Терской области // Горская жизнь, 1918, 18 февраля, № 39.

19. Гадиев М.Ю. Некоторые вопросы истории и практики (воспоминания) // Альманах «Утро гор», 1918, № 1.

20. Гадиев М.Ю. Рассказ « Товарищ Мазай» // Жизнь для всех, 1915, №2, С. 211.

21. Гадиев М.Ю. К осетинской интеллигенции // Весь Кавказ, 1906,№ 11, 13 декабря.

22. Гадиев М.Ю. Наша высшая школа // Известия ЦИК, 1926, № 29, 9 ноября.

23. Гадиев М.Ю. Рецензия на перевод «Вильгельма Теля» на осетинский язык // Горский вестник 1924, №2, С.62.

24. Гадиев М.Ю. Народный дом // Голос Сибири, 1916, 9 декабря.

25. Гадиев М.Ю. О политической ссылке // Речь, 1913, №319, 21 ноября.

26. Гадиев М.Ю. Избранные сочинения (на осетинском языке). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд. 1959, С.54-57.

27. Гадиев С. Избранные произведения. Юго-Осетия: Госизд.: Сталинир, 1950, С.33.

28. Гадиев М.Ю. Искандер Герцен // Голос Сибири, 1812, 25 марта.

29. Гадиев М.Ю. Первая осетинская газета (по личным воспоминаниям) // Горский вестник, 1924, 2 июня.

30. Гадиев М.Ю. Созур Баграев // Революция и горец. Ростов-на-Дону. №29.С.51.

31. Гаджиева Jl. 110 лет со дня рождения Цомака Гадиева // Рагстдзинад (Правда) 1992, 30 января, № 3.

32. Гальцев В. Из военной и революционной истории осетинского народа // Мах дуг (Наше время), 1945, № 7, С.72.

33. Галазов А. Народный писатель и просветитель (К 100-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Социалистическая Осетия, 1982, 29 января.

34. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами Кавказа // Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ: Ир, 1992, С.241-279.

35. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Изд. Центр « Россия молодая», 1993, С.143.

36. Городецкий Б. Горские вопросы в советской журналистике и полиграфии // Революция и горец. 1923, №3, С.9-12.

37. Гугкаева И.Т. Видный просветитель Северного Кавказа М.Ю.Гадиев о проблемах воспитания. // Вестник Поморского университета. Серия « Гуманитарные и социальные науки». Выпуск 9/ 2007. С.135-137.

38. Гугкаева И.Т. М.Ю.Гадиев о проблеме подготовки педагога. // Академический журнал Западной Сибири. Выпуск 5/ 2007. -С. 39-41.

39. Гугкаева И.Т. Критика деятельности духовной школы педагогом-просветителем М.Ю.Гадиевым. // Сибирский педагогический журнал. Выпуск 13/2007. С. 249.

40. Гулуев А. Незабываемые встречи // Социалистическая Осетия, 1972, 19 февраля.

41. Гулуев А. Из моих воспоминаний // Мах дуг (Наше время), 1962, №1, С.85.

42. Джанаев С.С. Гадиев Цомак (О жизни и творчестве видного осетинского писателя) // Социалистическая Осетия, 1946, 22 ноября.

43. Джанаев С.С. Поэт-революционер-гражданин (К 80-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Социалистическая Осетия, 1962, 21 января.

44. Джиккаев Ш. Поэт и гражданин (К 90-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Литературная Осетия, 1972, № 40, С.93.

45. Джусоев Н. Цомак Гадиев. Орджоникидзе, 1965. С.180.

46. Дзесов К. Цомак // Раестдзинад (Правда), 1981, 12 марта.

47. Дзесов К. Гадиев Цомак // Рэгстдзинад (Правда), 1993,12 марта.

48. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистерверг А. Избранные соч. М.: Изд-во Мин. проев. РСФСР. 1956.

49. Дудаев Г. Гадиев Цомак и революция 1905 года // Советская Осетия, 1985, 1 февраля. С.4.

50. История СО АССР. М.: Изд-во АНСССР, 1959, Т.1. С.179.

51. История СО АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2 т. Орджоникидзе. Изд-во Ир, Т.1, 1987. С.32.

52. История народов Северного Кавказа (XVIII в.- 1917г.), М., 1988. С. 455.

53. Историко-литературный очерк // Голос Сибири, 1912, 25 марта.

54. Казбеков К. Поколение молодых писателей // Мах дуг (Наше время), 1951, 2 января. С.46.

55. Кайтуков Г. Слово о наставнике // Социалистическая Осетия, 1982, 29 января.

56. Коменский Я.А. Материнская школа // Коменский Я.А. Избр.пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982, Т.1.С.201.

57. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ. Изд-во: СОГУ, 1996. С. 17.

58. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920гг.). М., 1958. С.89-146.

59. Краснов А. Осетины // Казбек, 1905, № 2163.

60. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. 4.4. Цхинвали, 1989. С.42-43.

61. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе.1942.Т.5. С.161-169.

62. Мамсуров Д.Х. Золотой человек (воспоминания о Цомаке Га-диеве)//Мах дуг (Наше время), 1962. С.25.

63. Марзоев С. Сын Сека-Цомак (90 лет со дня рождения) // Социалистическая Осетия, 1972, 19 февраля.

64. Мартинсон Э.Э. Исторические связи Тартуского университета с русской наукой. Таллин, 1951. С.70.

65. Народное образование в СССР. Сборник документов 19171973гг. М., 1974. С.7-9.

66. Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967. С.43.

67. Обучаем по системе Занкова Л.В. Первый год обучения. М., 1994. С.5.

68. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С.168.

69. Плиев Г. Жизнь и творчество Цомака Гадиева // Советская Осетия, 1982, 6 ноября.

70. Первая осетинская газета (по личным воспоминаниям) // Горский вестник, 1924, 2 июня.

71. Равкин З.И., Королев Ф.Ф. Великая Октябрьская революция и коренные преобразования в области народного просвещения в 1917-1918 гг. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР(1917-1941гг). М.,1980. С.31.

72. Северная Осетия в революции 1905-1907 гг. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1955. С.75-76.

73. Тедеев Р.К. Лирика Цомака Гадиева // Осетинская советская поэзия. Орджоникидзе, 1967. С.157.

74. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.40-41.

75. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963. С. 112.

76. Тотоев М.С. Видный писатель, критик, публицист Цомак Гадиев.// Рэестдзинад(Правда), 1951,31 июля.

77. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами// Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис,1887, Т.1. С.1-28.

78. Ушинский К.Д. Родное слово. // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1988, Т.2. С.1 12. С.228.

79. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1974, Т.1. С.127.

80. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические соч.: В 6 т., Т.2, M.-JI.,1988. С.161.

81. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову // Ушинский К.Д. Соб.соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР,1949, Т.6. С.241-336.

82. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX в.- 1917 г.). Владикавказ, 2006, С.336.

83. Хатаева P.A. Научно-просветительская деятельность и воззрения Х.А.Уруймагова (1864-1919). Автореферат. канд. Пед. наук. Владикавказ. 2001. С.57

84. Хадарцева А. Писатель, общественный деятель, революционер // Литературная Осетия, 1982, № 59, С. 107-113.

85. Хадарцева А. Писатель, общественный деятель Цомак Гадиев // Социалистическая Осетия, 1957, 27 января.

86. Хетагуров К.Л. Собр. соч. М., Т.З, 1951, С.185-187.

87. Хозиев Б. От бренности жизни к берегу вечности (к 120-летию Цомака Гадиева) // Северная Осетия, 2002, 12 января.

88. Цховребова Л.Э. Жизнь и творчество Цомака Гадиева и русская литература, Юго-Осетия.: Сталинир, 1961. С.87.

89. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958. С. 58.

90. Черджиев А.В., Белогуров А.Ю. От века к веку, страницы истории образования в Северной Осетии. М., 2001. С. 18-19.

91. Чеджемов С.Р. Педагогическая мысль Северной Осетии конца XIX начала XX веков: Учебное пособие / Сев. Осет.гос.ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992. - С. 26.

92. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. С.801. Архивные источники

93. Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева

94. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д. 10, Л.5. Осетинский поэт в Тарту.

95. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.13, Л.З. Воспоминания Хуго Реймана о М.Ю.Гадиеве.

96. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.14, Л.4. Воспоминания М.К. Кокаевой о Ц.Гадиеве.

97. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Л.151. Рассказ «Фу за».

98. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Лл.163-173. Рассказ «Осетинская женщина».

99. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Лл.182-188. Художественное творчество.

100. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.18, Л.160. Политические статьи.

101. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.18, Лл.110-138. М.Ю.Гадиев о Елбыздыко Бритаеве.

102. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.8, Лл.32-37. Духовная школа.

103. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Лл.104-110. Наши школы.

104. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.43. Осетинские школы.

105. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.60. Статья к 150-летию со дня смерти И.И.Ползунова.

106. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.21, Л.53. Художественное творчество на русском языке.

107. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.22 «а», Лл.357,367. Осетинские газеты.

108. Личный фонд М.Ю.ГадиеваФ. 16, Оп.1, Д. 22 «б», Л.96. Религия и национальный вопрос.

109. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.40, Л.27. Страничка из частной студенческой жизни.

110. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.42, Лл.1-8. Художественное творчество.

111. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.58, Л.1. Основные факты осетинской периодической печати.

112. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.59, Л.1.Основные факты осетинской литературы.

113. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.60, Л.1. Программа по осетинской литературе.

114. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.61, Л.43. Материалы по осетинской письменности.

115. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.82, Лл.5-10. История изучения осетинского языка.

116. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.82, Л.14. Культура.

117. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.86, Л.77. Осетинские газеты (биографические заметки).

118. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.94, Л.5. О значении научного языкознания.

119. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.122, Л.1. Диалектика бытия и диалектический метод и др. материалы.

120. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.129, Лл.10-15. Искусство и воспитание.

121. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.132, Лл.10-15 Исторический материализм.

122. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.14. Публицистическая статья «Дети под стражей»

123. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.58. Требования к преподаванию русского языка и словесности.

124. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.30. Новейшие общественные педагогические течения на Западе.

125. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.49. Новое в педагогике.

126. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.137, Лл.1-12. Трудовая школа и др.

127. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.138, Л.2. Профессиональное образование в разных странах.

128. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.140, Лл.12-19. Горский Педагогический Институт 1920-1927 гг.

129. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.141, Л.1.Доклад « Метод обучения грамоте».

130. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.149, Л.3-6. Письма Ц.Гадиева к разным лицам.

131. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.158, Лл.2-34. Статья о Ц.Гадиеве.

132. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.165, Л.8. Научная работа.

133. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.165, Л.10. Педагогическая и литературно-публицистическая работы.

134. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.166, л.7. Революционная работа.

135. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.З, Оп.1, Д.6, Лл.1-8. Ц Гадиев о Те-мырболате Мамсурове.

136. Архив ОРФ СОИГСИ Ф. 10, Оп.1, Д. 13, Лл. 1-4. Народное образование в Осетии 1890-1918гг.

137. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.10, Оп.1, Д.28, Лл.1-8. Материалы I Всеосетинского учительского съезда.

138. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.32, Оп.1, Д.4, Л.6-15. Джанаев С.С. «Критика и публицистика».

139. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.32, Оп.1, Д.4, Л.26. Джанаев С.С. «Критика и публицистика».

140. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.44, Оп. 1, Д.52, Л.5. Статья Гаджино-вой Л. о Ц.Гадиеве.

141. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.50, Оп.1, Д.103, Л.192. Два письма Ц.Гадиева своей супруге с ссылки.

142. Фонд Литературы. Ф.59, Оп.1, Д.24, Л.15. Джатиев Т. «Биографии писателей Северной Осетии».

143. Фонд Литературы. Ф.60, Оп.1, Д.47, лл.82-92. Статьи Цага-раева М.Н. об осетинских писателях и др. видных людях.

144. Личный фонд Ф.Хадарцевой. Оп.1, Д.39, л.78. К 100-летию со дня рождения Гадиева Ц.

145. Центральный Государственный Архив Республики Северная Осетия-Алания

146. ЦГА РСО-А Ф.Р.36,Оп.1, Д.69. Об утверждении т. Гадиева членом Ревкома.

147. ЦГА РСО-А Ф-Р-36, Оп.1, Д.176, Лл.3-8. Об избрании Гадиева зав. отдела Нарообразования.

148. ЦГА РСО-А Ф. 123, Оп.1, Д.1439, Лл.121-136. Дирекция народных училищ Терской области 1917-1920 гг.

149. ЦГА РСО-А Ф.121, Оп.1, Д.3, Лл.11-24. Декрет СНК Терской области.

150. ЦГА МВД Эстонской ССР. Ф.325, Д.22, Л.68-89. Обвинительный акт, составленный 5 сентября 1909г. в С.-Петербурге помощником военного прокурора.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.