Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.19.04, доктор технических наук Бескоровайная, Галина Петровна

  • Бескоровайная, Галина Петровна
  • доктор технических наукдоктор технических наук
  • 2004, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ05.19.04
  • Количество страниц 421
Бескоровайная, Галина Петровна. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды: дис. доктор технических наук: 05.19.04 - Технология швейных изделий. Москва. 2004. 421 с.

Оглавление диссертации доктор технических наук Бескоровайная, Галина Петровна

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ И КОМПОЗИЦИОННО-ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Общие проблемы гармонизации формы объектов проектирования

1.2 Вопросы пропорционирования в искусстве и в теории и практике проектирования

1.3 Создание объектов проектирования и произведений искусства с использованием теорий пропорционирования

1.4 Тенденции автоматизированного проектирования гармоничных объектов

1.5 Существующие методы оценки эстетического совершенства объектов проектирования и постановка задачи их гармонизации

Выводы

2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ И КОМПОЗИЦИОННО-ЦЕЛОСТНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1 Принципы оценки гармоничности и композиционной целостности системы «человек - одежда»

2.2 Разработка модели описания фигур на основе законов пропорционирования (на примере фигур женщин)

2.3 Исследование особенностей комплекции фигур женщин

2.4 Разработка метода установления размерной структуры внешней формы и элементов конструкции одежды

2.5 Разработка метода оценки уровня гармоничности проектируемых моделей одежды

Выводы

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНИМОСТИ ЗАКОНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ И КОМПО

ЗИЦИОННО-ЦЕЛОСТНОЙ ОДЕЖДЫ

3.1 Анализ и систематизация композиционно-конструктивного построения верхней одежды '

3.2 Проверка гипотезы пропорционирования на основе исследования композиционно-конструктивного решения мужского костюма

3.3 Исследование применимости законов пропорционирования при создании одежды для детей

Выводы

4. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ЕЕ КОНСТРУКЦИИ

4.1 Предпосылки художественного проектирования одежды, основанного на приемах морфологической трансформации

4.2 Проектирование детской одежды с использованием приемов морфологической трансформации

4.3 Исследование влияния степени контраста цветовых сочетаний материалов на размеры элементов конструкции трансформируемой одежды

4.4 Совершенствование структуры процесса проектирования детской трансформируемой одежды

Выводы

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ И КОМПОЗИЦИОННО-ЦЕЛОСТНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

5.1 Основные принципы организации процесса автоматизированного проектирования ГКЦ одежды для индивидуального потребителя

5.2 Разработка метода распознавания внешнего облика заказчика

5.3 Создание базы данных графических образов фигур - эталонов гармоничного телосложения

5.4 Разработка способа воспроизведения «информационного» портрета заказчика

5.5 Совершенствование метода беспримерочного изготовления одежды

Выводы

6. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ И КОМПОЗИЦИОННО-ЦЕЛОСТНОЙ ОДЕЖДЫ

6.1 Математическое моделирование размерно-пространственной структуры системы «человек - одежда»

6.2 Создание архивных информационных и графических баз данных для САПР одежды на индивидуального потребителя

6.3 Апробация результатов работы

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Технология швейных изделий», 05.19.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды»

Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на первый план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, - за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.

Существенный вклад в решение проблемы интенсификации производства внесли работы отечественных и зарубежных исследователей А.В. Саво-стицкого, Е.Х. Меликова, Е.Б. Кобляковой, П.П. Кокеткина, В.Е. Романова, Л.П. Шершневой, В.В. Веселова, И.С. Зака, Е.Я. Сурженко, А.П. Черепенько, В.Е. Кузьмичева, Г.Л. Трухана, Н.Д. Кузнецовой, Н.П. Березненко и др., которые составляют основу накопленного опыта по совершенствованию процесса проектирования одежды и его автоматизации.

Создание высокоэстетичной, гармоничной и композиционно-целостной (ГКЦ) одежды в условиях автоматизированного проектирования (АП) - одна из сложных, недостаточно изученных, основных проблем современного производства. Моделирование и конструирование одежды осуществляется сегодня на основе накопленного опыта, сопряженного с выполнением отдельных неформальных действий и принимаемыми субъективно решениями.

При оценке качества сложных биотехнических комплексов типа системы «человек-одежда-окружающая среда» необходимо учитывать десятки свойств, определяющих объективные особенности этих систем, проявляющиеся при их создании и эксплуатации. Эстетические свойства, формируемые в процессе создания новой модели, занимают по значимости для потребителей одно из первых мест в общей системе качества одежды (несмотря на то, что индивидуальные потребности людей очень разнообразны). Однако критерии оценки эстетических свойств изделий до настоящего времени разработаны недостаточно и количественно неизмеримы.

Первыми подходами к выработке критериев эстетической оценки одежды являются работы Е.Б. Кобляковой [1], выявившей показатели эстетических свойств одежды, и Ф.М. Пармона [2], предложившего оценивать их на основе предварительно построенного эталонного ряда образцов одежды отечественного и зарубежного производства с градацией оценки: лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие.

В промышленном и индивидуальном производстве одежды эскиз новой модели создается художником, как правило, на условную, соответствующую современному представлению о красоте, фигуру, пропорции которой значительно отличаются от реальных. Разработать по такому «отвлеченному» эскизу модель и конструкцию, способствующую созданию «пропорциональной», гармоничной, композиционно-целостной системы «человек - костюм», без изготовления промежуточных макетов, отработки посадки и корректировки мест расположения конструктивных членений (КЧ) и размеров функционально - декоративных элементов (ФДЭ), часто просто невозможно.

Перспективным направлением проектирования и производства ГКЦ одежды является разработка систем автоматизированного проектирования (САПР), информационные фонды (ИФ) которых созданы на основе гармонизации размерно-пространственной структуры системы «человек-одежда».

Стремление интенсифицировать на основе внедрения компьютерных технологий процесс проектирования одежды приводит к необходимости поиска объективных критериев оценки её эстетического совершенства и созданию научно-обоснованной методики прогнозирования их значений.

Формализация понятий эстетических* показателей качества одежды, определение факторов (параметров) их оценки, установление для них методов измерений, позволит подойти к разработке научно обоснованной теории прогнозирования эстетического уровня одежды. Наличие теории, параметров и базы данных позволит более результативно использовать системы АП и создавать прогнозируемо ГКЦ одежду, т.е. значительно усовершенствовать процесс проектирования и сократить сроки ее производства. Это, в свою очередь, будет От греч. Aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию; - основанный на чувстве прекрасного, ощущении красоты. способствовать замене использующегося при проектировании способа итерационного приближения образца модели к эскизу - на АП и беспримерочное изготовление одежды с гарантированно высокими эстетическими свойствами.

Сегодня в мировой и отечественной практике моделирования одежды динамично развивается проектирование на основе метода трансформации**. Использование в конструкциях одежды трансформируемых элементов, регулирующих размеры деталей, способствует расширению круга потребителей и своевременной реализации продукции. Однако в процессе трансформации узлов и деталей изделия зачастую нарушается его композиционная целостность, поскольку гармоничность размеров изменяемых участков количественно не обосновывается. Таким образом, развитие принципов трансформации сдерживается отсутствием теоретических основ проектирования ГКЦ одежды.

В теории и практике проектирования до настоящего времени не уделялось достаточного внимания вопросам, связанным с влиянием цвета материалов на размеры деталей как трансформируемой (ТО), так и нетрансформируе-мой одежды. Вопросы влияния цвета на создание ГКЦ одежды до сих пор ждут своего решения.

Сложность и многогранность проблемы и ее недостаточная изученность привели к необходимости поиска путей решения аналогичных проблем в других отраслях знаний: в науке, технике, прикладном искусстве, опираясь на которые можно было бы определить основные направления исследований.

Анализ состояния вопроса в других отраслях знаний позволил, для систематических исследований обсуждаемой проблемы применительно к одежде, в качестве основной предложить гипотезу, согласно которой проектирование одежды необходимо и целесообразно производить с использованием типизированных элементов конструкции, размеры и форма которых определены на основе законов пропорционирования. Логическое развитие этой гипотезы положено в основу разработки научно обоснованного процесса проектирования ГКЦ одежды.

Трансформация - от позднелатинского transformatio - преобразование, превращение, видоизменение.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о важности проблемы проектирования ГКЦ одежды, актуальности темы и своевременности проведения исследований.

Цель работы. Развитие методологических основ автоматизированного проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды на основе математического моделирования размерно-пространственной структуры системы «человек-одежда», развития теории трансформации и прогнозирования эстетических свойств одежды.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: выполнен на основе системного подхода анализ процесса АП одежды с учетом тенденции изготовления моделей промышленными методами для индивидуального потребителя; разработана структурно-функциональная модель процесса АП ГКЦ одежды для индивидуального потребителя и выделены основные этапы, подлежащие исследованию и разработке информационного обеспечения; изучены, систематизированы и обобщены основные категории и закономерности композиции, выявлены взаимосвязи показателей гармоничности и композиционной целостности одежды; изучены и обобщены системы и законы пропорционирования объектов проектирования в приложении к проектированию одежды; разработаны в соответствии с теорией квалиметрии принципы и предложен объективный метод количественной оценки уровня гармоничности одежды; разработаны с использованием закона пропорционирования методы аналитического описания строения фигур (на примере фигур женщин) и структуры внешней формы и конструкции одежды, составляющие основу математического обеспечения процесса АП ПСЦ одежды; разработано информационное обеспечение процесса АП ГКЦ одежды для индивидуального потребителя; проведено комплексное исследование композиционно-конструктивного решения (ККР) одежды для мужчин, женщин и детей, и доказана применимость предложенного метода оценки уровня гармоничности при проектировании одежды для потребителей различных половозрастных групп; систематизированы и развиты методологические основы и практически реализованы положения теории трансформации при АП ГКЦ одежды; разработаны основные направления совершенствования процесса АП и изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя.

Для реализации этих задач разработана концептуальная модель диссертационного исследования, представленная на рисунке 1.

Основные методы исследований. В диссертации использованы: методология системного анализа, экспериментально - теоретический и теоретико-экспериментальный подходы, позволяющие получить результаты, адекватные действительности; элементы теории принятия решений; методологические основы антропометрии; методы математического моделирования, экспертных оценок, теории классификации и кодирования; конструктивная теория чисел; теория распознавания образов; методы социологических исследований и математической статистики; теория зрительных иллюзий и законы зрительного восприятия; теория алгоритмизации и программирования. В работе использованы программные продукты операционной среды Windows 98 (Word 2000, Microsoft Excel 2000, Paint, Internet Explorer).

Объект исследования. Процесс проектирования, как важнейшая подсистема производства одежды для потребителей различных половозрастных групп, определяющая количественные и качественные характеристики будущих изделий.

Научная новизна работы и её результатов заключается в том, что в ней: определены научные основы автоматизированного проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды, сформулированы концептуальные подходы и разработаны методы оценки уровня гармоничности проектируемых моделей, развиты принципы трансформации элементов конструкции одежды;

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - проектирование гармоничной и композиционно-целостной (ГКЦ) одежды л н ег> и

И « о X о О о а. 3 о

4 о

0 а а 1 го

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - развитие методологических основ автоматизированного проектирования (АП) ГКЦ одежды

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -процесс проектирования одежды аГ

Исследование проблемы создания ГКЦ объектов проектирования (ОП)

Разработка принципов оценки гармоничности и композиционной целостности системы «человек-одежда»

Изучение, системати зация и обобщение:

- тенденций АП одежды; категорий и закономерностей композиции;

- теорий и систем пропорционирования в приложении к проектированию одежды

- методов оценки эстетического совершенства ОП;

- методологических положений теории трансформации при проектировании одежды

Разработка модели создания ГКЦ одежды и методики оценки уровня ее гармоничности

Исследование применимости законов пропорционирования (апробация теории)при создании одежды

Разработка направлений совершенствования процесса АП и изготовления ГКЦ одежды Т I

Выявление взаимосвязи показателей гармоничности и композиционной целостности одежды; установление их числа, значимости и диапазона изменчивости каждого

Исследование и разработка методов:

- аналитического описания, на основе законов пропорционирования, строения фигур (на примере фигур женщин); по строение плоскостных изображений гармоничных фигур-эталонов;

- установления размерно! структуры внешней формы одежды и элементов ее конструкции;

- количественной оценки уровня гармоничности одежды; создание алгоритма его расчета

55Г и

5 U ю а

I § о X О Он е г о X к О

S3 о

Он 13 К

К &

§ а & о «

О Ч О В Ч

Ш ft 4> ч & я ю и & о и а 2 *ч

S S к о =с

5 Si as 4

О >.

Si %

3 % о >%

6 %

Он о о 5 ео ш

8 и со ЕГ ее н о св еX о ье:

2 л X и с S о

35 О X г S ч 3 о. о а о

Составление усовершенствованной и расширенной структурно-функциональной модели процесса АП и изготовления ГКЦ одежды

Разработка ИФ и алгоритмов распознавания и воспроизведения внешнего об-лика потребителя

Разработка АИБД и ГФИ силуэтного, конструктивного и композиционно-де коративного решения моделей одежды

Создание матрицы предпочтительности и алгоритма выбора гармоничных решений моделей для фигур-эталонов различного телосложения

Разработка (на уровне ТЗ) принципиально нового трансформируемого манекена для примерки одежды

Рисунок 1 - Концептуальная модель диссертационного исследования разработан в рамках общей стратегии проектирования гармоничных объектов, системный подход к проектированию ГКЦ одежды; разработан с использованием конструктивной теории чисел метод аналитического описания пропорционального строения типовых фигур женщин и созданы для САПР информационные базы данных графических образов (БДГО) фигур-эталонов гармоничного сложения; разработан усовершенствованный метод классификации комплекции фигур женщин; составлены информационно-логические правила для определения возможных уровней варьирования факторов комплекции фигур, установлены решающие правила для получения "информационного" портрета заказчика в процессе АП, согласно разработанной классификации; предложен метод количественной оценки уровня гармоничности моделей одежды, базирующийся на декомпозиции и детальном анализе показателей композиционной целостности, выявлении их взаимосвязей, определении значимости и диапазона изменчивости групповых и единичных показателей; разработана структура процесса автоматизированного формирования технического задания (ТЗ) на проектирование детской трансформируемой одежды (ТО); определены массивы входной информации и базы данных об объекте проектирования, предложена методика формирования оптимального маршрута разработки эскиза гармоничной ТО высокого уровня качества; установлены закономерности расположения конструктивных линий на основных деталях одежды - в зависимости от степени контраста цветов используемых материалов; обоснованы основные направления совершенствования процесса АП и изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя.

Практическая значимость работы заключается в разработке: расширенной и усовершенствованной структурно - функциональной модели процесса АП и беспримерочного изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя, включающего оценку уровня гармоничности создаваемых моделей; математического и информационного обеспечения процесса АП ГКЦ одежды для индивидуального потребителя, включающего архивные информационные базы данных (АИБД) и графические фонды изображения (ГФИ) силуэтного, конструктивного и композиционно- декоративного решения моделей женской верхней одежды, матрицу предпочтительности выбора моделей для фигур-эталонов различного сложения, методику оценки уровня гармоничности создаваемых моделей, реализованных в САПР «Грация»; общего подхода к решению задачи прогнозирования уровня гармоничности одежды различных видов на этапе создания эскиза (выбора модели) для систем АП, для практической реализации которого установлены объективные показатели композиционной целостности моделей одежды, выявлены их взаимосвязи, определена весомость и диапазон изменчивости групповых и единичных показателей; методики определения оптимального, с точки зрения художественной выразительности, расположения конструктивных членений (КЧ) деталей одежды, размеров и мест расположения функционально-декоративных элементов (ФДЭ), установления допустимых границ изменчивости их значений; методики и установлении величин интервалов зрительного безразличия (ИЗБ) для линий гармоничного членения деталей детской одежды, обеспечивающих лучшую укладываемость деталей в раскладках лекал; обоснованных рекомендаций по гармоничному количественному сочетанию цветовых групп и оформлению универсальных (для материалов с разной степенью контраста цветов) лекал основных деталей; комплектов трансформируемой одежды для детей, обеспечивающих комфортное состояние организма ребенка в различных ситуациях носки и сохраняющих композиционную целостность моделей в течение всего срока их активной эксплуатации; принципиально новых технических решений, подтвержденных Патентами РФ, на способ получения универсального теплоизоляционного пакета и устройство теплозащитной одежды, в конструкции которой использованы пропорции золотого сечения; усовершенствованного, основанного на использовании принципиально нового трансформируемого манекена для примерки одежды, метода ее изготовления для индивидуального потребителя.

Практическая значимость результатов диссертационной работы подтверждена актами производственной проверки и внедрения на предприятиях гг. Шахты, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Харькова. Установлено, что результаты работы позволяют получить социальный и экономический эффект.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: Ш-й Международной научно-технической конференции «Новые технологии управления движением технических объектов» (г. Новочеркасск, 2000г.), Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» (Москва, 2000 г.), Республиканской научно-технической конференции «Совершенствование конструк-торско-технологической подготовки и управления процессом изготовления одежды с использованием ЭВМ» (Уфа, 1987г.), областных научно- технических конференциях (Иваново, 1984г., Тольятти, 1988 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Москва, 1999г.), V-й региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2001г.), а также на ежегодных научно-технических конференциях ЮРГУЭС (Шахты, 1985-2001 гг.), на расширенном заседании кафедр МКиД и ТШИ ЮРГУЭС (Шахты, 2002 г.), заседании кафедры 1ШП МГУДТ (Москва, 2002 г.), кафедры ТШП РосЗИТЛП (Москва, 2004 г.). Результаты представлялись на ВДНХ СССР (1989 г.).

Материалы исследований и разработок используются в учебном процессе: в лекционных курсах «Конструирование одежды», «Конструкторскотехнологическая подготовка производства», «Конструктивное моделирование одежды», «Конструирование одежды для индивидуального потребителя», «Проектирование детской одежды», при проведении практических и лабораторных работ, в курсовом, дипломном проектировании и НИР.

Личный вклад автора состоит в постановке и разработке основной идеи и темы данной диссертации, в постановке и решении основных задач теоретического и экспериментального характера. Изложенные в диссертации результаты получены автором лично и в выполненных под его руководством работах аспирантов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ЮРГУЭС). Основные научные исследования, положенные в основу диссертации, выполнены в рамках НИР ЮРГУЭС, руководителем которых была автор. Всего выполнено пять госбюджетных и хоздоговорных тем, по которым представлено 12 отчетов.

Личное участие автора в работах, опубликованных в соавторстве и использованных для написания диссертации, заключается в теоретическом, методологическом и практическом осуществлении исследований, обобщении полученных результатов, разработке методик проведения экспериментальных исследований, их анализе и формулировании выводов работ.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 64 работы, в том числе: 4 учебных пособия для вузов (с грифом Министерства образования РФ и грифами УМО) общим объемом 22,5 п.л., монография - 12,1 п.л., используемая в учебном процессе книга объемом 8,4 п.л., 42 статьи, 13 тезисов докладов на научных конференциях различного уровня, получено 3 Патента Российской Федерации на изобретения.

Документы, подтверждающие внедрение и практическое использование теоретических положений, выводов и рекомендаций работы, приведены в приложении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Технология швейных изделий», 05.19.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Технология швейных изделий», Бескоровайная, Галина Петровна

Выводы

1. На основе изучения специальной литературы, в которой даны основные рекомендации по выбору предпочтительного решения моделей для фигур различной комплекции, и анализа композиционно-декоративного решения МК женского демисезонного пальто, разработанных отечественными и зарубежными моделирующими организациями за последние двадцать пять лет, разработаны АИБД и ГФИ силуэтного, конструктивного и композиционно - декоративного решения моделей для систем АП.

2. Для создания интеллектуального интерфейса «человек-компьютер» предложены схемы кодирования ИФ особенностей комплекции тела заказчика, силуэтных, конструктивных и КДР моделей женской одежды.

3. Разработаны ИФ и составлена матрица предпочтительности КДР моделей женской верхней одежды для формирования связи блоков БДГО фигур-эталонов гармоничного сложения с архивными базами данных модельных конструкций, обеспечивающая возможность создания различных СУБД.

4. Предложен метод использования блоков ГЭ силуэтных, конструктивных и КДР МК для создания ГФИ демисезонного пальто, позволяющий создавать «информационно-графический» портрет проектируемой модели.

5. Установлено, что интенсификация процесса проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды, создаваемой с использованием законов гармонизации формы и художественного пропорционирования, возможна в условиях автоматизированного проектирования при сохранении композиционной целостности системы «человек - одежда».

6. Практическая значимость результатов диссертационной работы подтверждена актами производственной апробации на предприятиях гг. Шахты, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Харькова и Ставрополя. Установлено, что результаты работы позволяют получить социальный и экономический эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации решается проблема проектирования гармоничной одежды (как части системы «человек-одежда») - без промежуточных этапов поиска формы и выбора конструктивно-композиционных вариантов. Решение данной проблемы имеет важное хозяйственное значение для автоматизированного проектирования и сдерживалось отсутствием методологических основ проектирования композиционно-целостной одежды, которые и сформулированы в данной работе.

1. Наиболее существенные результаты работы заключаются в теоретическом обобщении и решении научной проблемы, состоящей в разработке, в рамках общей стратегии проектирования гармоничных объектов, системного подхода к проектированию гармоничной и композиционно-целостной одежды - на основе математического моделирования размерно-пространственной структуры системы «человек-одежда»; создании методов оценки и прогнозирования уровня гармоничности одежды, в том числе - при трансформации ее узлов и деталей, для целей АП.

2. Сформулированы концептуальные подходы, разработаны в соответствии с теорией квалиметрии принципы и предложен объективный метод количественной оценки уровня гармоничности одежды, способствующий повышению художественного уровня проектируемых моделей и позволяющий избежать создания труднореализуемых и заведомо экономически невыгодных для производителя изделий.

Для практической реализации метода оценки уровня гармоничности установлены объективные показатели композиционной целостности моделей одежды, выявлены их взаимосвязи, определена значимость и диапазон изменчивости групповых и единичных показателей.

3. Разработаны с использованием закона пропорционирования (основанного на золотом сечении и ряде чисел Фибоначчи) методы аналитического описания строения фигур (на примере фигур женщин) и структуры внешней формы и конструкции одежды, позволившие создать базы данных графических образов фигур-эталонов гармоничного сложения для систем АП.

4. Обоснована структура и разработана усовершенствованная схема классификации телосложения женщин, основанная на количественном представлении информации об особенностях комплекции фигур и теории распознавания образов, отличающаяся компактностью и обеспечивающая формализованное представление об индивидуальных особенностях внешней формы тела конкретного потребителя.

Составлены информационно-логические правила для определения возможных уровней варьирования факторов комплекции фигур, установлены решающие правила для получения "информационного" портрета заказчика, согласно разработанной классификации; построена блок-схема алгоритма, на основе которого разработана и отлажена программа автоматизированного воспроизведения "информационного" портрета потребителя.

5. Разработана на основе исследования, систематизации и обобщения законов художественного пропорционирования методика проектирования гармоничной одежды, в рамках которой впервые предложена методика определения оптимальных, с точки зрения художественной выразительности, мест гармоничного расположения КЧ деталей одежды, размеров и мест расположения ФДЭ, установления безразмерных коэффициентов к для их граничных значений. Экспериментально установлены величины ИЗБ для линий гармоничного членения деталей детской одежды, изменение положения линий членения внутри которых не приводит к нарушению композиционной целостности модели, способствует лучшей укладываемости деталей в раскладках лекал и повышению уровня экономичности моделей.

6. На основе комплексного исследования композиционно- конструктивного решения одежды для мужчин, женщин и детей проведена верификация метода оценки уровня гармоничности и доказана применимость закона пропорционирования и состоятельность предложенного метода для одежды различных видов и для потребителей разных половозрастных групп.

7. Установлены закономерности расположения конструктивных линий на основных деталях одежды в зависимости от степени контраста цветов материалов, на основе которых разработаны обоснованные рекомендации по гармоничному количественному сочетанию цветовых групп и конфекциони-рованию материалов для проектирования и выпуска конкурентноспособной детской одежды; экспериментально определены доверительные интервалы перемещения членений на материалах с различной степенью контраста цветов. Предложено оформление универсальных (для материалов с разной степенью контраста цветов) лекал основных деталей одежды.

8. Изучены, обобщены и практически реализованы методологические положения теории трансформации на примере разработанных на основе законов гармонизации и пропорционирования комплектов трансформируемой одежды для детей, сохраняющих композиционную целостность моделей в течение всего срока их активной эксплуатации и обеспечивающих комфортное тепловое состояние ребенка. Предложены принципиально новые технические решения, подтвержденных Патентами РФ, на способ получения универсального теплоизоляционного пакета и устройство теплозащитной одежды, сохраняющей гармоничные пропорции в процессе трансформации ее деталей.

9. Разработана расширенная и усовершенствованная на основе предложенного метода описания и распознавания внешнего облика потребителя и установленных гармоничных фигур-эталонов, структурно - функциональная модель процесса АП и беспримерочного изготовления ГКЦ одежды для индивидуального потребителя, включающая оценку уровня гармоничности создаваемых моделей. Усовершенствован, на основе использования в технологическом процессе принципиально нового трансформируемого манекена, метод индивидуального производства одежды.

10. Разработаны информационные базы данных и графические фонды изображения силуэтного, конструктивного и КДР моделей женской верхней одежды, составлена матрица предпочтительности и построена блок-схема алгоритма выбора решений гармоничных моделей для фигур-эталонов различного сложения, реализованные в САПР «Грация».

11. Подтверждена актами производственной апробации на предприятиях гг. Шахты, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Ставрополя и Харькова практическая значимость результатов диссертационной работы, позволяющих получить социальный и экономический эффект. Социальный эффект достигается вследствие экономии времени потребителя из-за исключения из технологического процесса примерок полуфабриката и в результате повышения уровня удовлетворенности потребителей гармоничной одеждой, соответствующей особенностям их телосложения. Экономический эффект обусловлен снижением коммерческих рисков предприятий, а также расходов на проектирование одежды.

12. Расчеты показали, что суммарный экономический эффект от внедрения автоматизированного метода проектирования женской одежды на фигуры различной комплекции составит на ТТО ШШФ 20600 руб. (в ценах на 01.10. 1998 г.) на годовой выпуск 400 моделей женского демисезонного пальто. Экономический эффект от использования конструкции детской верхней одежды, имеющей более высокие эргономические показатели и меньшую материалоемкость, составит 1157,3 тыс. рублей на выпуск 18 тыс. изделий в год, а экономия от снижения нормы расхода основного материала на тот же выпуск -37800 тыс. руб. (в ценах на 01.04.1997г.). Использование конструкции трансформируемой одежды для детей позволит ООО «БВН-инжениринг» получить экономический эффект в размере 29000 руб. при выпуске 1000 изделий (в ценах на 01.10.2001 г.). Ожидаемый экономический эффект от внедрения методики распознавания внешнего облика потребителя и методики разработки гармоничных моделей женского пальто в ставропольском ателье «Юбилейное» составил 10800 руб. на годовой выпуск 100 моделей (в ценах на 01.12.2001 г.).

Список литературы диссертационного исследования доктор технических наук Бескоровайная, Галина Петровна, 2004 год

1. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.- 208с.

2. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учеб. для вузов/ 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

3. Модульная САПР фирмы Assist // Реферативный обзор. Швейная пром-сть. Зарубежный опыт. М., ЦНИИТЭИлегпром, 1990, №1. - 20 с.

4. Моделирование и конструирование одежды //Реферативный обзор. Швейная пром-сть. Зарубежный опыт. М., ЦНИИТЭИлегпром, 1990, №4. -24с.

5. Конструирование одежды в системе САПР // Швейная пром-сть. Обзорная информация. М., ЦНИИТЭИлегпром, 1992, №4. - 20с.

6. Лазарев В.А., Зубенко О.А. Новые возможности конструирования одежды в системе «Леко» // Швейная промышленность, 1993, № 5. С. 34-37.

7. Системы автоматизированного проектирования лекал// Э.И. Швейная промышленность. Зарубежный опыт. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1988, №7.-24 с.

8. Кривобородова Е.Ю. Разработка автоматизированных методов конструктивного моделирования одежды: Автореф. дис. . канд. техн. наук. М.:1994. 24 с.

9. Сырейщикова О.А., Медведева Т.В. Разработка принципов проектирования элементов ломаных форм новых моделей одежды // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. Иваново, 1995, №2. - с. 78 - 81.

10. Бескоровайная Г.П. Совершенствование процесса и методов проектирования одежды по заказам населения: Учеб. пособ.- Шахты: ДГАС, 1997.-84 с.

11. Крайнев В.А., Кнутарев М.С., Резин С.С., Железняков А.С. Опыт эксплуатации САПР на швейных предприятиях. // Швейная промышленность,1995, №2.-С. 41-43.

12. Конструирование одежды с элементами САПР: Учеб. для вузов/ 4-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Е.Б. Кобляковой- М.:Легпромбытиздат, 1988-464с.

13. Шершнева JI.П. К вопросу прогнозирования свойств одежды// Швейная пром-сть.- 1999.-№3.- С.33-34.

14. Кузьмина А.А. Разработка методики структурирования графической информации при автоматизированном проектировании одежды: Автореф. дис. . канд. техн. наук. М., 1993. - 24 с.

15. Федоров М.В., Задесенец Б.Е. Оценка качества промышленных товаров. М.: Экономика, 1977. - 110 с.

16. Шершнева Л.П. Качество одежды. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Легкая индустрия, 1985. - 192 с.

17. Азгальдов Г.Г., Повилейко Р.П. О возможности оценки красоты в технике.- М.: Изд-во стандартов, 1977. 120 с.

18. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1994. - 232 с.

19. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре. М.: Стройиздат, 1978. - 92 с.

20. Зак И.С. Швейники не выживут без передовых технологий // Текстильная промышленность, 2002, № 11. С. 42-43.

21. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.-264 с.

22. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры. Моделирование и проектирование. Киев: Будивэльнык, 1990. - 144 с.

23. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии Л.: Стройиздат, 1979-96с.

24. Волошинов А.В. Математика и искусство,- М.: Просвещение, 1992.-336с.

25. Васютинский Н.А. Золотая пропорция.- М.: Молодая гвардия, 1990-235с.

26. Ганзен В., Кудин П., Ломов Б. О гармонии в композиции. Техническая эстетика, 1969, №4. - С. 1-3.

27. Миронова JI.H. Цветоведение: Учеб.пособие для студ. Минск: Вы-шэйшая школа, 1984. - 286 с.

28. Тростников В.Н. Алгебра гармонии. М.: Изд-во «Знание», 1968. - 80 с.

29. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве/ Пер. с франц. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1936. - 236 с.

30. Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы// Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии,- М.: Стройиздат, 1990,- 342 с.

31. Боднар О.Я. Золотое сечение и неевклидова геометрия в природе, науке и искусстве: Тез. докл. Международной, конф. «Математика и искусство». -Суздаль, 1996. 15 с.

32. Колков А.И, «Лишь в нашей призрачной свободе .» //Химия и жизнь. -1990. №9.-С. 51-53.

33. Шведов С.В. О золотом сечении не только в архитектуре //Терра инког-нита,- 1998.- №6. С.40-42.

34. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве// Проблемы композиции: Учеб.пособ.- М.: Изобразит.иск-во, 2000,-С.32-50.

35. Третьяков Н.Н. Мысли о композиции в живописи// Проблемы композиции: Учеб.пособ. М.: Изобразит.иск-во, 2000. - С.154-176.

36. Гавриляченко С.А. О композиционных построениях в древнерусском искусстве// Проблемы композиции: Учеб.пособ. М.: Изобразит.иск-во, 2000. -С.177-182.

37. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелёв И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.

38. Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1991,- 256 с.

39. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982,- 144 с.

40. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред. спец. уч.зав./2-е изд., перераб. и доп. М.:Легпромбытиздат, 1990.- 320с.

41. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. -М.: Легкая индустрия, 1977. 144 с.

42. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика- М.: Экономика, 1985. -152с.

43. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма: Авто-реф. дис. . докт. искусствовед.- М., 1995. 48 с.

44. Альберти Леон-Батиста. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М.:Изд-во Всесоюз.акад.архитектуры, 1935. - Т. 1. - 392 с.

45. Волков Н.Н О понятии композиции// Проблемы композиции: Учеб. по-соб. М.: Изобразит, иск-во, 2000. - С.7-31.

46. Алпатов М.В. Композиция в живописи// Проблемы композиции: Учеб.пособ. М.: Изобразит.иск-во, 2000. - С.233-280.

47. Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.

48. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учеб. для вузов. М.: Легпромбыт-издат, 1985. - 264 с.

49. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи: Учеб. пособ. М.: Легкая индустрия, 1975. - 192 с.

50. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.В.Козловой. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.

51. Каминская Н.М. История костюма. -2-е изд., перераб. М.: Легпромбытиздат, 1986. -166 с.

52. КирееваЕ.В. История костюма. М.: Просвещение, 1976.

53. Тиль Эрика. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1973.

54. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Мастерство, 2000. - 184 с.

55. Брун В., Тильке М. История костюма: от древности до Нового времени. -М.: Эксмо, 1995.-462 с.

56. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: От Древнего Египта до Модерна/ Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. СПб.: Паритет, 2001. - 118 с.

57. Куренова С.В. Исследование и совершенствование методов проектирования рациональных размеров и формы детской одежды: Автореф. дис. . канд. техн. наук. М., 1997. - 24 с.

58. Мальцев С.А. Корректировка прибавок с учетом гармоничного восприятия изделия на фигуре// Швейная пром-сть.- 2001.- №2.- С.27-30.

59. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 184 с.

60. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб.пособие для студ. Минск: Вы-шэйшая школа, 1984. - 286 с.

61. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. - 184 с.

62. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986. - 280 с.

63. Артюшин Л.Ф. Цветоведение: Учеб. пособ. М.: Книга, 1982. - 200 с.

64. Бочаров В.Г. Методическая разработка по курсу «Теоретические основы прогрессивных технологий». Раздел «Спектральные и колориметрические закономерности окрашенных материалов». М.: МТИЛП, 1991. - 23 с.

65. Элементарный учебник физики: В 3 т./ Под ред. акад. Г.С. Ландсберга. -12-е изд. М.: Физматлит, 2000. - Том Ш. - 656 с.

66. Живопись: Учеб. пособие М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -224 с.

67. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 94 с.

68. Контролер цвета. Наука и жизнь, 1972, № 7. - С. 79.

69. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М.: Легкая индустрия, 1969. - 87 с.

70. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Покупателю об одежде и моде. М.: Экономика, 1986. - 159 с.

71. Бескоровайная Г.П., Гончарова С.А. Влияние иллюзорных свойств цвета на размеры конструктивно-декоративных деталей детской одежды// Швейная промышленность. 2001. - №6. - С.33-34.

72. Голованова А.Н. Разработка методики проектирования обуви на основе исследования формообразующих принципов: Автореф. дис. . канд. техн. наук. М., 2000. - 24 с.

73. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. Т.1.- М.: Изд-во Всесоюз.акад. архитектуры, 1936. 312 с.

74. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. 2-е изд. - М.: Изд-во Все-союз. акад. архитектуры, 1938. - 114 с.

75. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты M.-JL: Искусство, 1957. Т.2.-254с.

76. Михайлов Б.П. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т.1. История архитектуры: Учеб.для вузов М.: Высшая школа, 1967. - 376 с.

77. Скуратовский Г.Н. Искусство архитектурного пропорционирования. -Новосибирск, Наука, 1997. 184 с.

78. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций. М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.

79. Петушкова Г.И. Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии: Автореф.дис. .канд.техн.наук.- М., 1984.-28 с.

80. Петушкова Г.И. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма. На примере одежды: Автореф.дис. .д-ра искусствоведения.- М.,1992.-39 с.

81. Хэмбидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М.: Изд-во Все-союз.акад.архитектуры, 1936. - 200 с.

82. Леонардо да Винчи. Книга о живописи М.: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1934.-383с.

83. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М.: Наука, 1981-239с.

84. Куренова С.В., Бескоровайная Г.П. Проектирование детской одежды сучетом закона гармонизации и пропорционирования // Швейная пром-сть. -1996. -№6.-С.36-37.

85. Шмелев И.П. Феномен структурной гармонии // Пространственные конструкции в гражданском строительстве. JL, 1982. - 128 с.

86. Пилецкий А.А. Модулор древнерусских зодчих// Наука и жизнь.- 1979.-№9. С.66-69.

87. Пилецкий А.А. Система величин, мер и пропорций// Архитектура СССР. 1980.-№ 10. -С. 53-57.

88. Сабанеев JI. Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения. М.: Искусство, 1925.- №2. - С.133.

89. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. - 235 с.

90. Эйзенштейн С.М. О строении вещей// Искусство кино.- 1939.- №6.- С.7-20.

91. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. -М: Наука, 1987.-339 с.

92. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Гармония Хаоса, или Фрактальная реальность. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. - 352 с.

93. Петрович Дж. Теоретики пропорций/ Пер. с сербскохорв. М.: Стройиздат, 1979.- 193 с.

94. Борисовский Г.Б. Наука, техника, искусство. Мысли о современной архитектуре. М.: Наука, 1969. - 150 с.

95. Цейзинг А. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве. М., 1876.

96. Савельева Н.Ю. Совершенствование методов автоматизированного проектирования одежды на индивидуального потребителя: Дис. .канд. техн. наук.- Шахты, 1999. 267 с.

97. Яковлева Н.Б. Принципы совершенствования процесса и методов художественного проектирования одежды в системе индивидуального производства: Автореф. дис. . .канд.техн.наук.- М., 1984. 27 с.

98. Jle Корбюзье. Модулор: Mod-1. Опыт соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. Mod-2.Слово за теми, кто пользовался Модулором/ Сокр. пер. с франц. М.: Стройиздат, 1976. - 239 с.

99. Борисовский Г.Б. Архитектура, устремленная в будущее. М.: Знание, 1977.- 128 с.

100. ЮО.Хогарт У. Анализ красоты: Теория искусства. 2-е изд. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1987. - 252 с.

101. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Проектирование детской одежды: Учеб. пособ. М.: Мастерство, 2000. - 96с.

102. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя : Учеб.пособ. М.: Мастерство, 2001. - 120с.

103. Славинская А.Л. Разработка информационного обеспечения САПР базовых моделей одежды для предприятий службы быта: Автореф. дис. . .канд.техн.наук. Киев, 1986. - 24 с.

104. Хорафас Д., Легг С. Конструкторские базы данных / Пер. с англ. Д.Ф. Миронова. М.: Машиностроение, 1990. - 224 с.

105. Солтанбаева Г.Ш., Братковская О.Е., Коблякова Е.Б. Организация автоматизированного проектирования базовых конструкций одежды по ЕМКО СЭВ //Швейная промышленность, 1991, №1. С. 13 - 15

106. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики построения интегрированной системы «адресного» автоматизированного проектирования одежды: Автореф. дис. .канд.техн.наук.-М., 1998. -25 с.

107. Зак И.С., Сизова Р.И., Козлов Б.А. База данных и компьютерная система для подготовки производства фирменной рабочей одежды // Швейная промышленность, 1998, № 1. С. 37 - 39.

108. Булатова Е.Б., Размахнина В.В., Ещенко В.Г. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация»// Швейная промышленность. 2000. - № 1. - С. 24 - 25.

109. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учеб. для вузов. СПб.: КОРОНА принт, 2000. - 416 с.

110. Чистякова Т.В. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды: Автореф. дис. .канд.техн.наук.- М., 1993.-27с.

111. Короткова И.В., Мелкова С.В. Обзор швейных САПР // Швейная промышленность, 2002, №5. С. 40-42.

112. Раздомахин Н.Н., Сурженко Е.Я., Басуев А.Г. Трехмерное моделирование одежды // В мире оборудования, 2003. - №3. - С.42-43.

113. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды.- М.: Моск.гос.академия легкой пром-сти, 1999. 207 с.

114. Андреева М.В. и др. Проектирование внешнего вида изделий в САПР «Ассоль». Швейная промышленность, 2001, №5. - С.36-41.

115. Родионова O.J1. Интерактивно-алгоритмический метод конструирования одежды в системе «Автокрой»// Швейная промышленность, 1997. №1. с. 3739.

116. Стебельский М.В. Макетно модельный метод проектирования одежды.- М.: Легкая индустрия, 1979. 160 с.

117. Бескоровайная Г.П., Коблякова Е.Б. Конструирование женского пальто на фигуры различного телосложения. М.: Легпромбытиздат, 1990. - 128 с.

118. Медведева Т.В., Булатова Е.Б., Коблякова Е.Б. Конструирование женского платья на фигуры с различной осанкой. М.: Легпромбытиздат, 1993. -140 с.

119. Медведева Т.В. Предпосылки автоматизации работ творческого характера в системе 3 CAD. // Швейная промышленность. 1994. №5.

120. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Основы конструирования плечевых изделий. Части 1, 2,- М.:ЦБНТИ, 1989.-237с.

121. Тихонова Т.П. Разработка технологии унификации элементов конструкции опорной поверхности женской плечевой одежды. Автореф. дис. к.т.н.-М., 1989. -24 с.

122. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: Автореф. дис. . д.т.н. М., 1992 г. - 42 с.

123. Лашина И.В., Коблякова Е.Б. Систематизация женских фигур больших размеров по признакам внешней формы // Швейная промышленность, 1992, №5.-С. 30-31.

124. Тузова И.А. Разработка метода гибкого многовариантного проектирования женской верхней одежды: Автореф. дис. .канд.техн.наук.-М., 1998. -24 с.

125. Волкова Е.К., Коблякова Е.Б., Позднякова Н.В. Система выбора предпочтительных моделей мужской одежды на индивидуальную фигуру. Сообщений 1. Систематизация мужских фигур по принципу равных пропорций. -Швейная пром-сть, 1997, №1. С. 40-41.

126. Медведева Т.В. Учет индивидуальных особенностей потребителей одежды в САПРО. // Швейная промышленность. 1995. №1.

127. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Иевлева Р.В. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии: Учеб. пособие. -М.: Мастерство; Издательский центр «Академия», 2001. 288 с.

128. ОСТ 17-325-86. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры мужчин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. М.: ЦНИИ-ТЭИлегпром, 1987. - 74 с.

129. ОСТ 17-326-81. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1981. - 109 с.

130. August В. The complete Bonnie August's dress thin system: 642+ ways to correct figure faults with clothes/ With Ellen Count. New York: Rawson, Wade publ. inc., 1981.-246 p.

131. Гличев А.В. Управление качеством продукции и задачи квалиметрии// Стандарты и качество.- 1971.- №3.- С. 56-57.

132. Комплексная система управления качеством продукции: Основные принципы разраб. и внедрения/ Под ред. А.В. Гличева. М.: Машиностроение, 1977.-65 с.

133. Коблякова Е.Б., Ржехина Т.С. Применение статистических методов контроля качества для оценки точности технологических процессов швейного производства// Швейная пром-сть.- 1976.- №4. С.5-8.

134. Криевинып И.В., Коблякова Е.Б. Предпосылки совершенствования процесса конструирования одежды на основе комплексной оценки ее качества// Совершенствование технологии процесса конструирования одежды массового пром-го произ-ва. Киев, 1982. - С.88-89.

135. Шершнева Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры.- М.: Легкая индустрия, 1980. 232 с.

136. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров: Основы квалиметрии. М.: Экономика, 1982. - 256 с.

137. Склянников В.П. Строение и качество тканей. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984. - 176 с.

138. Информационные технологии в производстве одежды // Текстильная промышленность. 2002, № 10. - С. 18.

139. Fechner G.T. Vorschule der Aesthetik. Erster Teil. Leipzig. Druck und Verlag von Breitkopf und Hortel, 1929.

140. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Сов. радио, 1966. - 464 с.

141. Birkhoff G.D. Aesthetic measure. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 1933.

142. Eysenck HJ. Sens and Nonsens in Psychology. London, 1957.

143. Bonsiepe J. Design Analyse Messer. Gabel, Zoffel. - Form, 1967, VI, №38. -s. 28-33.

144. Бескоровайная Г.П. К проблеме оценки гармоничности моделей одежды// Сб. «Математическое моделирование и компьютерные технологии».

145. Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки.- 2002 г. С. 110111.

146. Бойцов С.Ф. Комбинаторные идеи в дизайне// Техническая эстетика,-1983, №7.-С. 14-16.

147. Андреева М.В., Холина Т.Ю. Комбинаторика и автоматическая запись сценариев построения моделей в САПР «Ассоль». // Швейная промышленность. 2001. № 2. - С. 31-34.

148. Акоф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1971. -524 с.

149. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Об изучении одежды в психологической науке// Швейная промышленность. 1998. -№ 1. - С. 34 -35.

150. ГОСТ 17522 72. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. - М.: Издательство стандартов, 1974.

151. Бескоровайная Г.П., Савельева Н.Ю. Анализ выборочного антропометрического исследования фигур женщин младшей возрастной группы // Межвузовский сб. научн. трудов. Вып. 32. Шахты, 1999. С. 84-89.

152. Стебельский М.В., Костин Ю.А. Методы изучения размеров и формы тела человека: Учеб.пособ. Иваново: ИХТИ, 1981. - 92 с.

153. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1999. - 480 с.

154. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии: Учебник. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Легкая индустрия, 1980. 216 с.

155. Куршакова Ю.С., Дунаевская Т.Н., Зенкевич П.И. Проблемы размерной антропологической стандартизации для конструирования одежды.- М.: Легкая индустрия, 1978. 440 с.

156. Лопандина С.К. Манекены устарели не только в Европе // Текстильная промышленность, 2003, №3. С. 76-77.

157. Бескоровайная Г.П. Разработка типовых конструкций женской верхней одежды для фигур различного телосложения: Дис. . канд.техн.наук. М.,1982.-258 с.

158. Демидов В.А. Как мы видим то, что видим.- М.: Знание, 1987.- 240с.

159. Размахнина В.В., Коблякова Е.Б. Методика эргономической оценки соответствия конструкции одежды фигуре человека / PC: Швейная пром-сть. -М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1978, № 4. С. 12-19.

160. Расимзаде Ю. Об исследовании цветовой гармонии на основе колориметрического анализа. Техническая эстетика, 1966, № 2. - С. 14-16; № 5. -С.15-18.

161. Гузявичюте Р.А. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX в.: Автореф. дис. .канд.техн.наук. М., 1977. -30 с.

162. Eilhauer H.-D., Altenburg U. Mode zwischen Bedurfnis und Konsumtion. -VEB Fachbuchverlag, Leipzig, 1981.

163. Журналы мод, 1988-2000 гг.

164. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. М.: Легкая и пищевая пром-сть,1983.-224 с.

165. Бескоровайная Г.П., Коблякова Е.Б. Изучение спроса на пошив женской верхней одежды// Пошив и ремонт швейных изделий по заказам населения: Науч.-техн. реф. сб. -М.: ЦБНТИ, 1981. Вып. 1. - С. 1-5.

166. Бескоровайная Г.П. Проектирование мужского костюма на основе законов гармонии // Сб. науч. тр. СКГТУ: Серия: Естественнонаучная. Вып.5. -Ставрополь, 2002. С. 102-107.

167. Козлова И.В. Некоторые аспекты методики проектирования детской одежды// Художественное оформление и моделирование текстильных изделий: Сб. научн. тр. М.: МТИ, 1982.- С.61.

168. Лопандина С.К., Корнева Н.Ф. Новая размерная типология детского населения // Швейная промышленность. 1989, № 2. - С.22-25.

169. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Размерная типология фигур детей (Исследование для целей проектирования одежды) //Инф. сборник. Вып. 12.- М.: ЦБНТИ,1993. -С. 5-9.

170. ГОСТ 17917-86. Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. Введ. 01.01.87.

171. ГОСТ 17916-86. Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. Введ. 01.01.87.

172. Куренова С.В., Бескоровайная Г.П. Проектирование детской одежды с учетом закона гармонизации и пропорционирования // Швейная пром-сть. -1996.-№6.-С.36-37.

173. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В., Анисимова С.А. Выбор мест расположения линий членения основных деталей детской одежды // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов ДГАС. Шахты, 1997. - Вып. 24. -С. 30-32.

174. ГОСТ 4103-82. Изделия швейные. Методы контроля качества М., 1989.

175. Климова Л.А. Художественное проектирование мужских сорочек и прогнозирование их форм: Автореф. дис. к.т.н.- М., 1990. 22 с.

176. Бузов Б.А. Исследование изменчивости размеров тела при движении человека при проектировании одежды //Научные труды МТИЛП.- 1960. № 17.

177. Андерсон Т. Введение в многомерный статистический анализ. /Пер. с англ. Ю.Ф. Кичатова.- М.: Физматиз, 1963.- 500с.

178. Звягинцев С. В. Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды: Автореф. дис. канд. техн. наук. М., 1999. - 27 с.

179. Анисимова С.А., Бескоровайная Г.П. Использование цвета при проектировании трансформируемых элементов детской одежды// Сб. научн. тр. молодых ученых и аспирантов. Вып. 31.- Шахты: ДГАС,1999. - С. 48 - 49.

180. Акилова З.Т., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе трансформации унифицированных деталей конструкции// Швейная пром-сть. 1988. -№ 6. - С. 24-26.

181. Борисова Л.Н., Зернина М.Г., Акилова З.Т., Горина Г.С. Проектирование многофункционального комплекта одежды для молодежи// Швейная промышленность. 1988. - № 5. - С. 28 - 29.

182. Азархи С. Дефиле на Неве// Мир дизайна. 2000. - №1(18). - С.102-103.

183. Комисарова С.В. Трансформеры// L'Officiel.- 1999-2000. № 15.- С. 35.

184. Тенденции// L'Officiel. 1999. -№ ю. - С. 46 - 55.

185. Дрейк А. Трансформеры// Vogue. 1999. - № 3. -С. 104 - 106.

186. International collection// Vogue. 2000.- № 3. -С. 100.

187. Hussein Chalayan. Close Up// Collezioni Donna. Pret-a-porter. -№ 76. Autumn/winter. P. 90.

188. A.c. 1537205 SU, A 41 Д 15/00. Трансформируемая одежда/ E.B. Марева,

189. A.Г. Мареев (РФ). 4с.: ил.

190. А.с. 1671249 А1 USA, А 41 Д 15/02. Трансформируемая в брюки юбка/

191. B.И.Матвеев (РФ). 4с.: ил.

192. А.с. 1671248 SU, 5А41Д13/00. Способ выполнения одежды для защиты от пониженных температур/ С.А. Лепешова, Е.Я. Сурженко.- №4648291/0012; Заявл. 10.02.89; Опубл. 23.08.91. Бюл. № 31.

193. А.с. 1806585 SU, 5А41Д13/00. Способ изготовления теплозащитной одежды /И.И. Шалмина, Ю.А.Мазов. № 4869282/12; Заявл. 26.06.90.

194. А.с. 1704614 SU, 5 А 41 Д 1/06. Видоизменяемые брюки/ В.Г.Акулов. -№ 4765848/12; Заявлено 07.12.89.

195. А.с. 1600679 А1 SU, А 41 Д 15/00. Преобразуемая одежда/ В.В. Римку-вене, В.А. Мастейкайте. № 4602907/31-12; Заявлено 09.11.88; Опубл. 23.10.90. Бюл. №39.

196. А.с. 1632411 А1 SU, А 41 Д 15/00. Способ изготовления трансформируемой одежды/ В.А. Мастейкайте, Ж.Ю. Шерементене. № 4661464/12; Заявлено 10.03.89; Опубл. 07.03.91. Бюл. № 9.

197. А.с. 1639594 А1 SU, А 41 Д 15/00. Способ изготовления трансформируемой одежды/ В.А.Мастейкайте, Ж.Ю.Шерементене. № 4661463/12; Заявлено 10.03.89; Опубл. 07.04.91. Бюл. № 13.

198. А.с. 2127071 CI RU, 6 А 41 Д 15/00. Трансформируемая одежда/Т.Н. Сухова, А.Ю.Кириленко, Н.Г.Москаленко, Т.А.Грибанова. № 98110034 /12; Опубл. 10.03.99. Бюл. № 7.

199. А.с. 2129816 CI RU, 6 А 41 Д 15/00. Трансформируемая одежда/Т.Н. Сухова, А.Ю.Кириленко, А.А.Леликова, В.В. Николенко. № 98109669 /12; За-явл. 25.05.98; Опубл. 10.05.99. Бюл. № 13.

200. А.с. 2108734 CI RU, 6 А 41 Д 15/04, А 45 F 3/00. Трансформируемая одежда/А.А. Клюкач, Е.В.Куницына.

201. А.с. 2109469 CI RU, 6 А 41 Д 15/04, А 45 F 4/12. Трансформируемая одежда/Т.Н.Сухова, Н.В.Малахова.

202. А.с. 2127990 CI RU, 6 А 41 Д 15/04, 11/00. Трансформируемая одеж-да/Е.В.Куницына, Т.Г. Богинская, Е.Н.Гунько.

203. А.с. 2129820 CI RU, 6 А 41 Д 15/04, 11/00. Многофункциональная одежда/ Н.Г. Москаленко, Н.В. Сидоренко.

204. А.с. 2124302 CI RU, 6 А 41 Д 15/00, А 42 В 1/04. Трансформируемая одежда/ Г.Г. Труболенко, Т.Н.Сухова, А.Ю.Кириленко. № 97111744/12; За-явл. 04.07.97; Опубл. 10.04.99. Бюл. № 1.

205. А.с. 1510826 SU, 6 А 41 Д 15/00. Верхняя трансформируемая одеж-да/О.К. Терпенова, Н.Б. Морозова.

206. А.с. 2634984 FR, МКИ 4 А 41 Д 13/00. Одежда со съемной утепляющей подстежкой (Франция).

207. А.с. 4864656 US, МКИ 4А41Д 1/02, 27/04. Съемный вкладыш для куртки (США).

208. А.с. 2224637 GB, МКИ 5А41Д27/00, 1/00, 13/00. Предмет одежды с терморегуляцией (Великобритания); Опубл. 11.12.91, Бюл. № 50.

209. Шамухитдинова JI.11I., Коблякова Е.Б., Федотова Т.К. Предпосылки удлинения сроков службы детской одежды// Швейная промышленность. 1992. -№ 4. - С. 34 - 35.

210. Бескоровайная Г.П., Анисимова С.А. Развитие принципов трансформации при проектировании детской одежды // Сб. научн. трудов ДГАС. Шахты, 1998. - С.87-89.

211. Шамухитдинова Л.Ш., Коблякова Е.Б., Смирнова Т.В. Классификация и кодирование конструктивных решений трансформируемых элементов одежды// Швейная промышленность. 1991,- № 6. - С. 24 - 26.

212. Гончарова С.А. Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей: Автореф. дис. .канд.техн.наук. М., 2002. - 21с.

213. Бескоровайная Г.П., Суконцева Н.Ю. Проблемы эргономики при проектировании школьной одежды // Сб. науч. тр. СКГТУ: Серия: Естественнонаучная. Вып. 5. Ставрополь, 2002. - С. 107-110.

214. Н.Н. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е.З. Година. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 184с.

215. Шкалы рекомендуемых длин изделий и рукавов детской одежды. М.: АО ДМ «Кузнецкий мост», 1990. - 23с.

216. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Морфологическая трансформация при проектировании детской одежды // Швейная пром-сть.- 1998. №4 -С.34-35.

217. Делль Р.А., Афанасьева Р.Ф., Чубарова З.С. Гигиена одежды: Учеб. пособие для вузов. -М.: Легпромбытиздат, 1991. 160 с.

218. Бартон А., Эдхольм О. Человек в условиях холода. М.: Изд-во иностранной литературы, 1965. - 333 с.

219. ЦОТШЛ. Типовые методы пошива мужской и женской верхней одежды по индивидуальным заказам. М.: Легкая индустрия, 1976. - С. 220 - 226.

220. Патент Российской Федерации на изобретение. Конструкция теплозащитной одежды / Бескоровайная Г.П., Данцова Т.Ф., Анисимова С.А., Кожемякина Ю.А. № 2177236 RU, С1 7 A 41D 13/00, 1/04.

221. Патент Российской Федерации на изобретение. Способ получения универсального теплоизоляционного пакета / Бескоровайный В.В., Бескоровайная Г.П., Пивоваров Ю.Н., Бут Э.В. № 2112410 RU, CI 6А 41D 31/02 //А47 G9/02.

222. Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 224 с.

223. Ершов А.П., Хархаров А.А. Цвет и его применение в текстильной промышленности. J1.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. - 164 с.

224. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Пер. с англ. В.Н. Самохина. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

225. Гончарова С.А., Бескоровайная Г.П. Совершенствование структуры процесса проектирования детской трансформируемой одежды // Сб. науч. тр. СКГТУ: Серия: Естественнонаучная. Вып.5. Ставрополь, 2002. - С. 110-114.

226. Алпатова Ю.В., Медведева Т.В. Выполнение стадии технического задания на основе разработки экспертных систем// Швейная промышленность. -1998. -№ 6. С. 30 - 32.

227. Красильникова А.В. Разработка способа автоматизированного проектирования конструкций одежды различных покроев на фигуры с отклонениями от типового телосложения: Автореф.дис. .канд.техн.наук. М, 1986. - 24 с.

228. Бескоровайная Г.П., Савельева Н.Ю. Система автоматизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя. Сообщение 1. Подсистема распознавания внешнего облика заказчика // Швейная промышленность. 1999. - №1. - С.28-30.

229. Бескоровайная Г.П., Савельева Н.Ю. Анализ методов конструирования женской верхней одежды // Сб. научных тр. молодых ученых и асп. Вып. 24. -Шахты: ДГАСД997. С.34-39.

230. Савельева Н.Ю., Бескоровайная Г.П. Формирование банка данных о конструктивных основах женской одежды // Сб. научных тр. «Совершенствование технологических процессов изготовления изделий из тканей и кожи». Вып. 13. Шахты: ДГАС, 1995. - С.123-124.

231. Патент № 2114542 РФ, МПК 6 А 41 Н 5/02. Манекен для примерки одежды /Бескоровайная Г.П., Савельева Н.Ю. (РФ); ДГАС №97112986/12; Заяв. 29.07.97. Опубл. 10.07.98, Бюл. 19 (ч.2).

232. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ) Теоретические основы, том 1 М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1988. - 178 с.

233. Методика конструирования женской верхней одежды. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1980.

234. Мюллер и сын. Материалы семинара ДМ «Кузнецкий мост». М., 1996.

235. Jeanne Weens. Patrons et gradations de vetements feminins. Tome 1/ Editions casteilla Paris - 1984. (Франция).

236. Systeme de lAecole superieure internationale de modelisme //Technique de trace de modele. Modes et Techniques № 592 - Fevrier 1989 / (Франция).

237. Шершнева Л.П, Ларькина Л.В., Пирязева Т.В. Основы морфологии и биомеханики человека //Учеб. пособ.- М.: РосЗИТЛП, 2002. 143 с.

238. Математическая энциклопедия/ Под ред. И.М. Виноградова М.: Совет екая энциклопедия, 1979. - 1103 с.

239. Воронин М.Л. Конструирование и изготовление мужской верхней одежды беспримерочным методом: Методический материал. Части 1, 2. Киев, 1986.- 172 с.

240. Иванов С.С. Совершенствование конструкции мужского пиджака и технологии его изготовления с использованием инженерных методов.: Автореф. дис. . .канд. техн. наук. М., 1981. - 27 с.

241. Бескоровайная Г.П., Сидорова С.В. Влияние конструкции верхних плечевых накладок на форму плечевого пояса изделия // Швейная промышленность. 1995. - №2. - С.25-26.

242. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая индустрия, 1974. -263 с.

243. Бескоровайная Г.П., Бокова С.В. Проектирование верхних плечевых накладок для женской одежды различных покроев // Совершенствование техники и технологии изготовления изд. из кожи и тканей Сб.науч.тр. ДГАС.-Шахты, 1996 - Вып. 19.-С. 100-102.

244. Бескоровайная Г.П., Бокова С.В., Алексеенко Л.Д., Скрипочка Л.Н. Математическое моделирование контуров верхних плечевых накладок для втачного рукава. -М., 1998. 11 с. - Деп. в ВИНИТИ 06.04.98., № 1026-В98.

245. Яковлева Н.Б. Автоматизация процесса проектирования одежды: Учеб.пособие. Часть 2. М.: МТИ, 1989. - 32 с.

246. Герасимович Т.П. Разработка метода модульного проектирования типовых конструкций одежды: Автореф. дис. . канд. техн. наук.- М, 1985.- 22с.

247. Шершнева Л.П., Рогова А.П. Проектирование и производство женского платья. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 222 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.