Некоторые проблемы сценического воплощения романов Ф.М. Достоевского: на примере спектакля Художественного театра "Братья Карамазовы" в постановке В. И. Немировича-Данченко, 1910 г. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Якушкина, Валентина Григорьевна

  • Якушкина, Валентина Григорьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1972, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 208
Якушкина, Валентина Григорьевна. Некоторые проблемы сценического воплощения романов Ф.М. Достоевского: на примере спектакля Художественного театра "Братья Карамазовы" в постановке В. И. Немировича-Данченко, 1910 г.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1972. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Якушкина, Валентина Григорьевна

Проблема сценичности романов Достоевского

§ I. Жанровое своеобразие романов Достоевского

§ 2. Черты драматического жанра в построении эпизода в романе "Братья Карамазовы"

§ 3. Театр и творчество Достоевского

Глаьа вторая. Принципы инсценирования романов

Ф.М.Достоевского и опыт Художественного театра (инсценировка Б.И. Немировича-Данченко романа "Братья Карамазовы" 1910 г.)

§ I. Ранние инсценировки произведений Достоевского

§ 2. Инсценировка романа "Братья Карамазовы" в МЛ. Т. 1910 г. и ее значение Спектакль Московского Художественного театра "Братья Карамазовы"' (1910 г.) и проблема сценического воплощения романов Достоевского

§ I. История постановки спектакля и его оценка е критике

§ 2. Работа режиссера и актероЕ в

Глава третья. спектакле и ее значение

Выеоды

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Некоторые проблемы сценического воплощения романов Ф.М. Достоевского: на примере спектакля Художественного театра "Братья Карамазовы" в постановке В. И. Немировича-Данченко, 1910 г.»

практика русского и советского, а также зарубежного театра тесно связана с творчеством великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.Хотя Достоевский не написал ни одной пьесы, только благодаря инсценировкам романов он стал одним из самых театральных авторов. В этом отношении он превосходит большинство других романистов, как русских, так и западных.В нашей стране подлинное сценическое открытие Достоевского совершил Художественный театр, в истории которого этот писатель занимает особое место. В I9I0 году под руководством В.Й.Немировича-Данченко театр с большим успехои осуществил постановку инсценировки романа "Братья Карамазовы". В новой оригинальной редакции спектакль по этому роману был поставлен в I960 году (режиссеры Б.Н.Ливанов и П.А.Марков).Немирович-Данченко, 1970 г , - режиссер - В.Н.Богомолов), иДядюшкин сон" (1929 г . - режиссер В.Й.Немирович-Данченко).Среди заружебных постановок Достоевского можно отметить такие спектакли, как цБратья Карамазовы" в театре пСтарая голубятня" (Париж;^^1911 г , , режиссеры Ж.&опд и Ж.Кру^), мИдиот*? 1 Парижском театре иАтедье" (196^ г . , режиссер А.Барсак), цПреступление и наказание" в Варшавском театре пПовшехны" (1964 г . , режиссер АДанушкевич).Сценическая история произведений Достоевского показывает, что все его большие романы и подавляющее большинство повестей привлекали внимание деятелей театра и кино, Это объясняется двумя причинами: во-первых, творчество Достоевского, благодаря художественному совершенству образов и остроте социально-этической проблематики, всегда вызывало и вызывает огромный интерес широкого круга читателей и зрителей. Во-вторых, романы Достоевского обладают особыми качествами сценичности, на что не раз указывали многие деятели литературы и театра.Особенно велик интерес к творчеству Достоевского в настоящее время. Мы видим в Достоевском великого художника-гуманиста, борца за человеческое достоинство. Современные советсше постановки подчеркивают гуманистическую направленность произведений Достоевского, не снимая в то же время всей сложности проблематики его произведений. Наш театр и кино привлекает к Достоевскому его умение показать слояного человека, одержимого многими противоречивыми чувствами и мыслями, и одновременно то, как писатель показывает победу гуманного светлого начала в душе лучших из своих героев. Стремление современного театра показать героев Достоевского во всей их сложности, делает практически ._ •? необходимым тщательный анализ как идейно-философского замысла, так и особенностей структуры романов писателя.Изучение некоторых проблем, связанных со сценическим воплощением произведений Достоевского является темой настоящего исследования. При рассмотрении этой темы необходимо одновременное обращение как к анализу произведений Достоевского, так и опыту, накопленному театром.Ввиду сложности и малой разработанности вопроса, исследование в настоящей работе в основном ограничено материалами, связанными с романом нБратья Карамазовы" и его постановкой на сцене Художественного театра в I9I0 году.Роман иБратья Карамазовы" выбран потому, что является вершиной творчества писателя, итоговым для Достоевского как с точки зрения своего содержания, так и формы. Это произведение наиболее ярко представляет созданный Достоевским особый жанр, за которым утвердилось название проман-трагедия". Инсценировка этого романа, поставленная Художественным театром в I9I0 году, положила начало художественному освоению Достоевского на театре и имела выдающийся успех. Принципы воплощения Достоевского, разработанные В.И.Немировичем-Данченко, имели огромное значение для последующих постановок Достоевского как на русской, так и на зарубежной сцене. Благодаря этому спектакль I9I0 года «Братья Карамазовы" заслуживает особенно внимательного изучения. Для решения проблемы сценичности прозаического произведения необходимо исследование его жанрового и композиционного своеобразия. Особенности поэтийи Ф.М.Достоевского нашли глубокое научное обоснование в работах советских литературоведов - М.М.Бахтина, - Ч — Л.П.Гроссмана, Н.М.Чиркова, Г.Й.Чулкова, А.С,Долинина, В.Я.Кирпотина, Б.М.Энгельгардта, В.Л.Комаровича, Я.О.Вунделовича, Ф.Й.Евнина, Г.М.Фриндлендера, А.А.Белкина и др. Работы этих исследователей представляют собой фундаменталь /^ю разработку основных черт жанровой структуры, композиции и стиля романов писателя.Для определения жанра романов Достоевского в современном литературоведении утвердился термин "роман-трагедия",впервые употребленный Вяч.йвановым. Это определение, раскрытое в трудах В.Кирпотина, Ф.Ввнива и др* указывает на глубокое родство повествовательных произведений Дост©ввского с произведениями д|>аматической формы. Особая роль конфликта и характер его разрешения показывает, что Достоевский внес в романную структуру принцип трагедийности.Выдающиеся исиледователи творчества Достоевского - Л.П.Гроссман и М.М.Бахтин показали, что в романах писателя основную роль в развитии действия играет диалог. Это также указывает на известное родство романа Достоевского с драмой.Весьма важными для выяснения роли драматического начала в творчестве Достоевского были публикации и анализ писем писателя, черновых набросков его произведений, сделанные А.С.Долининым, М.Д.Алексеевым, Л.П.Гроссманом и др. Эти публикации показали интерес Достоевского к драме и театру, а также тот факт, что некоторые его замыслы имели первоначально драматическую форму.Большой интерес представляют высказывания различных деятелей литературы и искусства - А.В.Луначарского, К.С.Станиславского, и В.Й.Немировича-Данченко, М.ЭйзенштеЙна, Т.Мавга, А.Зегерс, А.Камю, А.Жида и др., воспринимавших романы Достоевского как драмы или трагедии. - 5"Театроведческая литература на тему "Достоевский и театр", к сожалению, немногочисленна и касается только отдельных сторон вопроса, Интересные мысли о сценичности произведений Достоевского, об их инсценировании и отдельных постановках содержатся в статьях и работах 0.Дымова, А.Кугеля, М.Волошина, В.Сахновского, О.Цеховницера, СДурылина, Ю.Юзовского, Ю,Головашенко, Л.Томарченко, Н.Берковского, П.Громова, У.Гуральника, В.Турбина и др.Из театроведческих работ, посвященных спектаклю иБратья Карамазовы" нужно отметить соответствующие страницы книги Н.Е. Эфроса «Московский Художественный театр" и книги В.Я.Виленкина 1|В.И.Немирович-Данченко", статьи В.Я.Виленкина «Образы Достоевского" (в кн. иИ.М.Москвин") и В.В.Волькенштейна иВ.И.Качалов Иван Карамазов" (в кн. пМосква театральная"). Отдельные стороны спектакля нашли отражение в монографических работах П.Маркова, Ю.Соболева, Дурылина, Л.Гроссмана, Л.Фрейдкиной, В.Сахновского об его участниках и создателях.Особенное значение имеют выступления М.Горького s большевистской печати и возникшая в связи с этим полемика вокруг спектакля. Этот вопрос исследован в книге Э.Гугушвили и А.Юф1та "Большевистская печать и театр".Хотя многие из существующих театроведческих и литературоведческих работ, посвященных жанровой природе и сценическому воплощению Достоевского, представляют большой интерес, все же эти вопросы представляются недостаточно разработанными, Важной задачей представляется попытка сопоставить теоретический анализ романов Достоевского с изучением специфической практики постановок его произведений* При этом возникает также вопрос о сближении литературоведческого подхода с непосредственными потребностями театра. О такой необходимости неоднократно говорил в своих многочисленных беседах с театральной молодежью В«И«Немирович-Данченко. При этом законы композиции к стиля писателя должны быть сопоставлены с такими понятиями как сценичность, сценический стиль писателя. Эти понятия в применении к повествовательным произведениям недостаточно разработаны в современном театроведении, хотя их значение очень велико.В.И.Немирович-Данченко писал: и Итак, если мы установияи, что стиль спектакля должен идти от стиля автера, то вот тут-то возникает другой важный вопрос: как добраться до стиля автора? Это одна иа важнейших основ воспитания актера, которая, однако, у нас до сих пор очень колебалась и сейчас еще не имеет устойчивости в нашем театре''-^/.Мы знаем, что произведения большинства выдающихся романистов мира - Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, й.С. Тургенева, Ч.Дйкквнса, О.Бальзака, У.Теккерея и др. более или менее часто появляются на нашей или зарубежной сцене. Это вполне закономерно.Роману 19 века, как показано в работах многих литературоведов, свойственны черты драматического жанра, в первую очередь острый конфликт.Благодаря этому оказывается возможным приспособI / В.И.Немирович-Данченко. Театральное наследие. Статьи, речи, беседы, письма. М.. „Искусство", 1962 г . , т . 1 , стр.223. - 7ление повествовательных произведений для сцены, и можно говорить о сценичности этих произведений.Однако, сценичность различных авторов, безусловно, неравноценна. В разной степени удается передать на сцене существо произведения и неодинаковы возможности, которые получает при этом для своего творчества актер. Только произведения некоторых из романистов могут занять постоянное и прочное место в репартуаре многих театров и сыграть свою особую роль в развитии театрального искусства.К таким наиболее сценичным из романистов принадлежит Ф.МДостоевский. Это положение в диссертации раскрывается 1^тем анализа некоторых особенностей структуры романа "Братья Карамазовы". В первую очередь рассмотрен вопрос о драматургичности построения отдельного эпизода в этом романе, что составляет, на наш взгляд, основу его сценичности.Анализ сценичности повествовательного произведения, безусловно, должен включать в себя рассмотрение того, что именно в данном произведении является наиболее подходящим для театра.Это связано с одним из важнейших вопросов театральной практики вопросом об инсценировках, который не может решаться однозначн®, так как театр должен исходить из особенностей инсценируемого писателя. При этом необходимо проанализировать и учесть опыт существующих инсценировок, к чему и стремился автор диссертации, в первую очередь на примере инсценировки "Братм Карамазсвы" сделанной В.И.Немировичем-Данченко, выдающимся режиссером и литератором.Важным вопросом является сценический стиль писателя, т.е. некоторые общие закономерности, которые желательно учитывать режиссеру при постановке произведений того иди иного писателя.Конечно живая практика театра неизбежно приводит к пересмотру и обновлению этого понятия. Однако, некоторые положения, возникающие как итог деятельности литературоведов, театроведов и практиков театра, могут оказаться полезными особенно при обучении будущих актеров и режиссеров. Эту мысль неоднократно подчеркивал В.И.Немирович-Данченко.При анализе сценического стиля Достоевского, с нашей точки зрения, необходимо иметь в виду специфические черты его произведений, которые в диссертации несколько условно названы «театральностью". Здесь имеется в виду тот факт, что в романах писателя можно найти много непосредственных указанШ для сценического творчества. В связи с этим в работе рассматривается вопрос о влиянии театра на творчество Достоевского.Понятие сценического стиля автора формируется также в непосредственной практике театра и потому необходим , подробный разбор ее достижений и ошибок.В истории сценического воплощения произведений Достоевского очень важен спектакль Художественного театра «Братья Карамазовы", поставленный в I9I0 году. Руководителшпостановки В.И.Немировичем-Данченко и рядом актеров-исполнителей было достигнуто исключительно глубокое понимание Достоевского как театрального автора.Большой интерес представляют архивные материалы к постановке, высказывания актеров и режиссеров о своей работе над спектаклем, воспоминания, рецензии. К архивным материалам принадлежат письма В.И.Немировича-Данченко к В.В.Лужскому, программа спектакля и др.Представляют большой интерес беседы, статьи, письма К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, Л.М.Лвонидова, - 3И.МфМосквина, В.й.Качалова и других участников работы над спектаклем.Из мемуарной литературы наибольшее значение имеет книга А.Д.Дикого "Повесть о театральной юности", в которой даны подробное описание и объективная оценка спектакля» Современная спектаклю журнально-газетная литература о нем исключительно велика и многообразна. Она сама по себе требует внимательного изучения, но как источник сведений о спектакле должна рассматриваться достаточно критически• Следует отметить статьи М.Волошина, Л.Гуревич, А.Бенуа, Н.Эфр1(оса и др.Уникальным источником для воссоздания образа постановки является рецензия П.Ярцева в газете "Киевская мысль", дающая описание двувечернего спектакля по картинам. Интерес представляет также описание спектакля, данное в книге Шебуева иБратья Карамазовы" на сцене Художественного театра"» В диссертации подробно рассмотрены причины обращения театра к роману Достоевского, история постановки, работа режиссера и отдельных исполнителей и общее значение спектакля.В наши дни Достоевский стал подлинно театральным и киноавтором. Поэтому вопросы сценичности и сценического стиля Достоевского с каждым годом приобретают все большее значение и настоятельно требуют своего изучения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Якушкина, Валентина Григорьевна

Выводы

1. Романы Достоевского представляют собой произведений синтетического жанра, в большой степени включающие в себя элементы драмы и трагедии.

2. В большинстве зрелых произведений Достоевского отчетливо выделяются отдельные эпизоды с подавляющим преобладанием диалога* Эти эпизоды, занимающие центральное место во многих романах, весьма близки к микродрамам, и построены в соответствии с основными законами драматического жанра.

3. Повествовательный текст, сопровождающий диалог в отдельных драматизированных эпизодах служит в первую очередь воссозданию зрительного образа событий, происходящих в эпизоде и может быть сопоставлен с ремарками, в драматических произведениях и с режиссерскими описаниями мизансцен.

Характер изображения событий у Достоевского позволяет говорить об его особой сценичности и заложенном в его романах сценическом стиле.

5. Особенности построения романов Достоевского, а также творческий опыт Художественного театра позволяют считать, что для инсценирования произведений писателя наиболее плодотворным является принцип максимально полного воспроизведения эпизода романа.

6. Ввиду невозможности передачи на сцене всего идейного богатства романов Достоевского следует оценить положительно опыт Художественного театра - подчинение инсценировки задачам воспроизведения отдельных образов романа.

7. Основой успеха спектакля «Братья Карамазовы" явилась ориентация создателей спектакля на подлинного Достоевского и на те образы романа, для которых имелись выдающиеся исполнители в театре.

8. Обращение к Достоевскому помогло Художественному театру поднять свой реалистический исполнительский стиль в первую очередь в работах Леонидова, Качалова, Москвина на более высокий уровень и реализовать стремление руководителей театра к большей простоте исполнения и психологизма актерской игры.

9. Спектакль Художественного театра «Братья Карамазовы" дал образец нового театрального жанра - жанр*Достоевского -психологической трагедии,

10. Спектакль Художественного театра «Братья Карамазовы" 1910 года надо оценивать как выдающееся произведение театрального искусства, раскрывшее Достоевского, как театрального автора и давшев образец его сценического истолкования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Якушкина, Валентина Григорьевна, 1972 год

1. В.И.Ленин, классики маркойама-ленинизма.

2. К.Маркс и ф.Энгельс. Об искусстве, т.1, 2, М., ийскусство"Д957г.

3. Ленин В.И. 0 иВехах". - Пола.собр.соч. Изд. 5-е, т.19, стр.169,175.

4. Ленин В.И. А.М.Горькому 13 и 14 ноября 1913 г. - Полн.собр.соч. Изд. 5-е, т.48, стр.226.

5. Ленин В.И. И.Ф.Арманд. Июнь, ранее 5 1914 г.- Полн.собр.соч.,

6. Изд. 5-е, т.48, стр.294-295.

7. Ленин В.И. Полное собр.соч. Изд. 5-е, т.20, стр.87.

8. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. Изд. третье, дополненное.

9. М., Изд-во Дудожественная литература", 1967 г.

10. Произведения и письма Ф.М.Достоевского, публикации текстов, воспоминания

11. Полное собрание художественных произведений, т.ХД-ХШ. Подредакцией Б.Томашевского и К.Халабаева. М.-Л., газ, I926-X930. т.9,10.

12. Собрание сочинений, т.1-10. Под общей редакцией Л.П.Гроссмана,

13. Документы по истории литературы и общественности. Вып.1. Ф.М.Достоевский. М., Центрархив РСФСР, 1922 г.,1..Преступление и наказание (Из «Записных книжек11 Ф.М.Достоевского).

14. Публикация И.И.Гливенко.- „Красный архив", 1925 г.,т.УП.

15. Из архива Достоевского. Идиот. Неизданные материалы. Под редакцией

16. П.Н.Сакулина и Н.Ф.Бельчикова и со статьями П.Сакулина и Г.Нерадова. М.-Л., ГИМ, 1931 г.

17. Из архива Достоевского. Преступление и наказание. Неизданные материалы. Предисл.И.Гливенко. М.-Л., ГИХЛ, 1931 г.

18. Записные тетради Ф.М.Достоевского. Комментарии Н.И.Игнатовой и Ё.Н.

19. Коншиной. М.-Л., nCUademia.", 1935 г.

20. Ф.М.Достоевский. Материалы и исследования. Ред. А.С.Долинина, Л.,1. Изд-во АН СССР, 1935 г.

21. Со.„Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского",1. СПБ, 1883 г.

22. Ф.М.Достоевский в изображении его дочери Л.Ф.Достоевской. Под редакцией и с предисловием А.Т.Горнфельда. М.-Л., ШЗ, 1922 г.

23. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. T.I-П. Сборник составлен А.С.Долининым. Вступит, ст. Б.С.Рюрикоба, М., иХудожественная литература", 1964 г. (Серия литературных мемуаров).

24. Достоевская А.Г. Воспоминания. Под общей редакцией В.В.Григоренко,

25. С.А.Макашина, С.И.Машинскиго, В.Н.Орлова. Вступит.ст. С.В.Белова и В.А.Туниманова, М., пХудожественная литература", 1971 г. (Серия литературных мемуаров).

26. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания, П., ГИХЛ, 1958 г.

27. ШТ им.Горького. Архив Н.-Д. № 1021-1023.

28. Режиссерские материалы к инсценировке романа Ф.М.Достоевского

29. Братья Карамазовы". Тевст I сцены (1910 г.).а) Машинопись с поправками В.И.Немировича-Данченко.б) Дублет с поправками его же. Музей МХАТ им.М.Горького, Архив Н.-Д. № 27 (1-2).28. режиссерские материалы к инсценировке романа Ф.М.Достоевского

30. Братья Карамазовы" (начало статьи) (1913 г.) Машинопись. Датируется по году постановки спектакля „Николай Ставро-гин"» Музей МХАТ, архив Н.-Д. № 28.

31. Письмо к В.В.Лужскому. (1915 г. июль, Евпатория), архив Н.-Д.,№29.

32. Записи сцен с указанием хронометража. Музей МХАТ, архив Н.-Д., № 30.

33. Режиссерские материалы к инсценировке романа Ф.М.Достоевского

34. Братья Карамазом". Текст программы с хронометражем (1910), Музей ШТ им.М.Горького, архив Н.-Д. № 32.

35. Записи Немировича-Данченко на репетиции спектакля „Братья Карамазовы" (1910 г., август), вынуто из протокола репетиций № 18.

36. Режиссерские материалы к инсценировке романа Ф.М#ДостоевскогоиБратья Карамазовы". Тексты сцен I, П, Ш, 1У, У, У1, УП и Суд. Машинопись с правкой его же. (1913 г.), Музей МХАТ им.М.Горького, архив Н.-Д )fe 31.и

37. Лужский В.В. Соображения к постановке «Братьев Каразмазовых за границей (1923 г.), Музей МХАТ им.М.Горького, архив В.В. Луначарского, № 6251.

38. Сахновский В.Г. Режиссерский план для переделки романа в пьесу.

39. Роли участвующих в народных сценах спектакля «Братья Карамазовы"•

40. Аристотель. Поэтика. Ленинград, 1927 г,

41. Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского, пСоветский писатель", 1964 г.

42. Вильмонт Н.Н. Великие спутники. Литературные этюды. М., „Советский писатель", 1966 г.

43. Волькенштейн В.М. Драматургия. М., «Советский писатель", I960 г.

44. Волынский А. Книга великого гнева, Пб., 1909 г.

45. Гегель Собр.соч., 1958 г., т.14.

46. Гете Собр.соч.М., ШХЛ, 1934 г. т.7.

47. Горький A.M. О литературе. Литературно-критические статьи, М.,пСоветский писатель", 1955 г.

48. Гроссман Л.П. Библиотека Ф.М.Достоевского, Одесса, 1919 г.ч

49. Гроссиан Л.IL/Путь Достоевского. Л., Изд-во пБрокгауз и Ефрон, 1924г.

50. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М., Гос.Акад.художественныхнаук, 1925 г., (История и теория искусств.Вып.4).

51. Гроссман Л.П. Достоевский и театрализация романа. Собр.Соч., М.,

52. Кн-во иСовременные проблемы", Н.А.Столляр, 1928 г. т.1У.

53. Гроссман Л.П. Три современника, М., Книгоиздательство писателей в1. Москве, 1922 г.

54. Долинин А.С. Ф.М.Достоевский. Материалы и исследования, Л., Изд-во1. А.Н.СССР, 1935 г.

55. Долинин А.С. В творческой лаборатории Достоевского (история создания романа «Подросток", М., „Советский писатель", 1947 г.

56. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. Как создавались иПодросток" и «Братья Карамазовы", М.-Л., иСоветский писатель", 1963 г.

57. Жид А. пБратья Карамазовы".- В кн.: Жид А.Собр.соч.т.2,1. Л., Гослитиздат, 1935 г.

58. Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Статьи, Ташкент, «Средняя ивысшая школа", 1968 г.

59. Иванов Вяч. Борозды и мехи. Опыты эстетические и критические,

60. Москва, Йзд-во «Мусагет", 1916 г.

61. Кирпотин В.Я. Достоевский в шестидесятые годы, М„, „Художественнаялитература", 1966 г.

62. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова, М.,

63. Советский писатель", 1970 г.ххх

64. Бассехес А.И. Художники на сцене МХАТ, М., ВТО, I960 г.

65. Бронштейн С. Герои одного мгновения, М., ийскусство", 1964 г.

66. Велизарий М. Путь провинциальной актрисы, ийскусство", 1958 г.

67. Виленкин В.Я. Вл.И.Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941 г.

68. Виленкин В.Я. Москвин на сцене Художественного театра, М.s Музей1. МХАТ, 1946 г.

69. Волков Н.Д. Театральные вечера, М., «Искусство", 1966 г.

70. Волков Н.Д. Иван Михайлович Москвин. 1874-1946, М.-Л., «Искусство", 1948 г.

71. Волконский С. Человек на сцене, Пб., 1912 г.

72. Гозенпуд А.К. Достоевский и музыка, Д., „Музыка", 1971 г.

73. Головашенко Ю.А. Классика на сцене. Критические очерки, М., «Искусство", 1964 г.

74. Гугушвили Э.Н., Ю|ит А.З. Большевистская печать и театр. Изд-во

75. Искусство", Л.-М., 1961 г. «Повесть о театральной юности", М., «Искусство", 1957 г.

76. В.И.Качалов, М.-Л., «Искусство", 1944 г. Музыка в спектаклях Художественного театра, ВТО, 1965 г.

77. Школа режиссуры В.И.Немировича-Данченко, М., «Искусство", 1966 г.

78. Профили театра, Теакинопечать, 1929 г. В.И.Качалов. Жизнь и творчество, М.-Л., Кинопечать, 1927 г.

79. Крылов В.,Сутугин «Идиот". Инсценировка по роману Ф.М»Достоевского,1899 г.

80. Леонидов М.М* Воспоминания, беседы, статьи, М., «Искусство", 1960г.

81. Марджанишвили К. Творческое наследие, Тбилиси, 1958 г.

82. Марков П.А.,Чушкин Н. Московский Художественный театр, М., «Искусство", 1950 г.

83. Марков П.А. Театральные портреты, М.-Л., «Искусство",1939 г.

84. Немирович-Данченко В*И. Театральное наследие. Статьи и речи, беседы,письма, М., «Искусство", 1952 г., т.1, 1954 г., т.2.

85. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого, pUcad^ia, 1936 г.

86. Полякова Е.И. Станиславский актер, М., „Искусство", 1972 г.95. Дикий А.Д.96. Дурылин С.Н.97. Израилевский98. Кнебель М.О.99. Кугель А.Р.100.Кугель А.Р.

87. ПО. Соболев Ю. III. Соболев Ю. 12. Соболев Ю.109, Ростоцкий Б.И. Русская классическая драматургия на сцене МХАТ.

88. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории общества «Знание" в Москве, М., ийравда", 1948 г.

89. В.И.Немирович-Данченко. Под редакцией А.М.Бродского, Пб., иСветозар", 1918 г.

90. Московский Художественный театр., М., Теакинопечать, 1929 г.

91. На заре Художественного театра, М., Теакинопечать, 1929 г.

92. Станиславский К.С. Собр.соч.1-8 т., М., «Искусство", 1954 Г.-1961 г. 114. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. Изд-во иИскусство", М., 1953 г.

93. Фрейдкииа Л.М. Дни и годы В.И.Немировича-Данчев:ко, М., 1962 г.

94. Щебуев Н. «Братья Карамазовы" на сцене Художественного театра,1. М., 1910 г.

95. Шнейдерман Б. М.Т.Савина, Л.-М., «Искусство", 1956 г.

96. Эйзенштейн С.М. Собр.соч.в 6-ти томах, М., Изд-во иИскусство", М.,1967 г., т.З.

97. Эфрос Н. В.И.Качалов, Пб. „Светозар", 1919 г.

98. Юзовский И.И. Спектакли и пьесы, М., Госиздат, 1935 г.121. Алексеев М.П,1. Белкин А.А.1. X X

99. Братья Карамазовы" (Социально-философская проблематика).- В кн.: Творчество Ф.М.Достоевского, М., Изд-во АН СССР, 1959 г.

100. Белкин А.А. О реализме Достоевского.- В кн. Творчество Ф.М.

101. Достоевского, М., Изд-во АН СССР, 1959 г.

102. Евнин Ф.И. Реализм Достоевского. В кн.:иПроблемы типологиирусского реализма11, М., «Наука11, 1969 г., стр.408455.

103. Зегерс А. Заметки о Достоевском и Шиллере.- «Вопросы литературы", 1963 г., № 4.

104. Звенья^ М.-Л., т.Я, 1936 г. 129.3нгельгардт Б. Идеологический роман Ф.М.Достоевского.- В кн.; Ф.М.

105. Достоевский. Статьи и материалы. Под редакцией А.С.Долинина. Сб. 2, Л., «Мысль", 1925 г.1. XXX

106. Агапитова А.В. Летопись жизни и творчества В.И.Качалова.- В кн.:

107. В.И.Качалов. Сб.статей, воспоминаний, М., «Искусство!? 1954 г.

108. Айхенвальд Ю. Отрицание театра. В сб.«В спорах о театре", 1914 г.

109. Бескин Зм. В.И.Качалов.- В кн.: «Мастера ЖАТ, М.-Л., «Искусство", 1939 г.

110. Виленкин В.Я. Образы Достоевского. В кн.: И.М.Москвин. Ст$£и ии материалы, М«, «Искусство11, 1948 г.

111. Виленкин В.Я. Качалов на концертной эстраде.- В кн.: В.И.Качалов.

112. Сб .статей, Воспоминаний, М., «Искусство", 1954 г.1.5;.+ Волькенштейн B.M. Качалов Иван Карамазов.- В кн.: нМоскватеатральная, М., иИскусство", I960 г.

113. Громов П.Н. Герой и время. Статьи о литературе и театре, Л.,нСоветский писатель", 1961 г.

114. Громов П.П. иПоэтическая мысль" Достоевского на сцене.- В кн.:

115. Ленинградский альманах. Кн.15, Л., Лениздат, 1958 г. стр.175-187.

116. Гроссман Л.П. Творческий путь Леонидова.- В кн.: Ежегодник

117. Московского Художественного театра за 1944 г., т.1, М., 1946 г.

118. Гуревич Л.Я. Достоевский на сцене Московского Художественноготеатра. пЗаписки Перед®жного общедоступного театра, Пб., 1914 г., № 5-6, стр.П-13.

119. Дурылин С.Н. Л.М.Леонидов.- В кн.: Мастера МХАТ, М., иИскусство",1939 г.

120. Дурылин С.Н. Художественный театр в I9I7-I945 г. Статья в кн.:яТеатральный альманах". Сб.статей и материалов. № 3(5), М., 1946 г.

121. Кнебель М.О. Воспоминания.- В кн.: Л.МЛеонидов.Воспоминания,беседы, статьи, М., иИскусство", I960 г.

122. Марков П.А. О Качалове. В кн.: В.И.Качалов. Сб.воспоминаний,статей, М., иИкусство", 1954 г. Соболев Ю. И.М.Москвин.- В кн.: Мастера МХАТ, М.-Л., мИскусст-во", 1939 г.

123. Тамарченко Л. Роман на сцене. -В кн.: Театр и жизнь, Л.-М.,иИскусство", 1958 г.

124. Фрейдкина Л.М. В.И.Немирович-Данченко. В кн.: Мастера МХАТ,

125. М.-Л., иИскусство", 1939 г.б) Статьи в журналах и газетах14.7. Альтшулер А. Достоевский и русский театр его времени, ж, «Т^р,1971 г.,№ 8, стр.97-107.

126. Берковский Н.Я. Достоевский на сцене.- мТеар|^1958 г#)№ 6, стр.69.80.

127. Берковский Н.Я. «Идиот" у важтанговцев. иТеатр", 1958 г. , № II,стр.62-69.

128. Бескин Э. Московские письма. -«Театр и искусство", СПБ,1910 г., № 42, стр.781-782.н

129. Гзовская 0. Из прошлых лет. Воспоминания. «Театр, 1971 г.;12.

130. Головашенко Ю.А. Герои Достоевского на сцене. Советская культура", 1956 г., 20 марта.

131. Гугушвили Э.Н. Листая страницы. «Театральная жизнь", 1964 г.,fe 9, стр.4-5.

132. Дурылин С.Н. Три портрета. «Театр", 1938 г. , № 10-И, стр.162.172.

133. Дымов 0. Драматические элементы в романах Достоевского,

134. Театр и искусство", П., 1900 6-7,8, стр.118120, 138-139, 159-160.

135. Кизеветтер А. Искусство, театр и музыка. -«Русская мысль", М.,1911 г., кн.1, стр.226-228.

136. Кизеветтер А. Достоевский и сцена. «Жизнь искусства", Пб,1921 г., 15 ноября*

137. Марков П.А. Качалов. «Народное творчество", 1937 г.Д 2-3,стр.25-31.

138. Марков П.А. О режиссуре В.И.Немировича-Данченко.- «Советсквйтеатр", 1936 г., не I, стр.6.

139. Львов Я. иБратья Карамазовы" в Художественном театре",

140. Рампа и жизнь", М., 1910 г., № 42, стр.686-687. 161. Потапенко И. Гастроли Московского Художественного театра.вТеатр и искусство11, СПБ, I9II г., №16, стр.339.

141. Сахновский В.Г. Достоевский и театр.- пКуяьтура театра", М., 1922 г.1.2, стр.4-8.

142. Фрейдкина Л.М. Новатор-реалист. „Театр", 1938 г., №10-11,стр.137-Х55.

143. Цехй9вицер О.В. Великий мастер трагического искусства (К 60-летиюсо дня смерти Достоевского), -ийскусство и жизнь", 1941 г2.

144. Щепкина-Куперник Т.Л. М.М.Москвин, -„театр", 1946 г., № 1-2.

145. Юрьев М. Художественный театр. „Рампа и жизнь", М., 1910г.44, стр.715-717.

146. Эфрос Н. ( Старый друг) иБратья Карамазовы". -иТеатр", М., 1910 г.716, стр.4-7, № 719, стр.9-10.

147. Волошин М. Имел ли Художественный театр право инсценироватьиБратьев Карамазовых"? Имел. „Утро России", 1910 г. 22 октября.

148. Горький A.M. О „карамазовщине" (письмо в редакцию).-пРусскоеслово", 1913 г., 22 сентября.

149. Горький A.M. Еще раз о якарамазввщине". -пРусское слово", 1913г.,27 октября.

150. Гуревич Л. Через Чехова к Достоевскому.- «Речь", СПБ, I9II г.,3 апреля.

151. Качалов В.И. Три образа, -нйзвестия", 1938 г., 21 сктябри.

152. Леонидов Л.М. Митя Карамазов. ~п Советское искусство", 1938 г.,26 октября*1^4. Львов Я. На иБратьях Карамазовых". -«Новости сезона",

153. M.t 1910 г., f/ 2050, стр.5-8.175. Марков П.А.176. Полякова Е.И.177. Полякова Е.И.178. Юзовский Ю.179. Яблоновский С.

154. Достоевский и Художественный театр. -«Советское искусство", 1931 г., 12 февраля. Достоевский нынешнего года. -«Театр", 1965 г. № 7. Исступленная жажда жизни. «Советская культура", I960 г., 19 апреля.

155. Качалов читает. «Советсюе искусство", 1945 г.,13 февраля.

156. Художествен^ театр. «Русское слово", М., 1910 г.14 октября.

157. Журнальная периодика на иностранных языках264. „ flieciiie, " ^ , 1958 г., У II ;р.233-236.265. „Levant-scene" 1959, № 192, р.41266. „Paris-Theatre 1959, № 147, р.8267. "The'atre"; Paris I960 4

158. Справочно-библиографическая литература

159. Достоевская А. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности

160. Ф.М.Достоевского. 1846-1903 г.г., СПБ, 1906 г.j291 • „Московский Художественный театр 1914 г." Художественный справочник, СПБ, 1914 г.

161. Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах1898-1938 гг.). Издание МХАТ СССР им.М.Горького, М., 1938 г.

162. Библиография произведений Ф.М.Достоевского и литературы о нем.1917-1965 г.г.)? М., Изд-во „Книга", 1968 г.

163. Библиография произведений Ф.М.Достоевского и литературы о нем.1966-1969 г.г.) В кн.: Достоевский и его вреия. Изд-во „Наука", 1971 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.