Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Пилюте, Юрате Эдуардовна

  • Пилюте, Юрате Эдуардовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Калининград
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 218
Пилюте, Юрате Эдуардовна. Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Калининград. 2010. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пилюте, Юрате Эдуардовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. РОК-ПОЭЗИЯ: ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА.

§ 1. Истоки рок-поэзии.

§ 2. Идейные установки и идеалы рок-поэзии.1!

§ 3. Рок-песня и рок-альбом.

Выводы.

ГЛАВА П. ГОРИЗОНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА.

§ 1. Немецкоязычная рок-поэзия.

§ 2. Параметры русской рок-лирики.1]

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии»

Песенная рок-лирика представляет собой «обособленную ветвь поэзии XX века»1 и относиться к ней как к самостоятельному течению стали сравнительно недавно и в Германии, и в России. Именно в последнее время появились исследовательские работы, посвященные этому феномену.2

На данный момент в рокологии существует острая необходимость в системном теоретическом осмыслении самого предмета исследования. Актуален вывод, сформулированный на страницах ежегодного сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст»: «Конкретные исследования рок-текста не могут базироваться на собственной теории, потому что она еще не сделала первого шага - не решила вопрос о предмете изучения» . В настоящее время филологическое исследование рока включает в себя два направления: с одной стороны, теоретическое, с другой - прикладное. Логичным и научно оправданным является рассмотрение частных вопросов рок-поэзии с опорой на серьезную теоретическую базу. Однако, по справедливому замечанию С. В. Свиридова, «исследования о русском роке опираются на внешние основания. теоретическое направление развивается само по себе»4. Эта цитата вполне применима и к традициям изучения рок-поэзии на Западе, где ежегодно защищается значительное количество дипломов, магистерских работ и диссертаций, посвященных частным вопросам рок-лирики.5

1 Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. - М.: Музыка, 1978.

2 См. например Wicke P. Popmusik in der Analyse. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.hu-berlin.de/fpm/texte/Analyse.htm; Durr W. Sprache und Musik / Musika con texto/. [Электронный ресурс]. URL: http:// culturalia.ubk/ac/at; Pichottky S. Aktuelle deutschsprachige Rock- und Popmusik im Lyrikunerricht der Se-kundarstufe 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deutschesfachbuch.de; Свиридов С. В. Авторская пе-сенность. Основные понятия и термины. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006; Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Intrada, 2010; Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 19982010. Вып. 1-11; Русская рок-поэзия как социокультурный феномен: Сборник научных статей. - Череповец: ЧГУ, 2000.

3 Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста.// Русская рок-поэзия: текст и контекст. -Тверь: ТГУ. 2002. Вып. 6. С.5

4 Там же

5 Becker М. Der Tod und die Gesellschaft: Texte in der Hardrock- und Heavy-Metal-Musik. [Электронный ресурс] URL: http://www.diplomarbeiten24.de/vorschau/25061.html; Wflhrle S. Jugend und Rockmusik. [Электронный ресурс] URL: http://www.diplomarbeiten24.de/vorschau/25061.html; Androutsopoulos J. Intertextualitat in jugend-kulturellen Textsorten. [Электронный ресурс]. URL: http://www.archetype.de/texte/1997/intertxt.html.

В России изучение данного течения поэзии происходит системно. Так, с 1998 года и по настоящее время в Твери выходит ежегодный сборник «Русская рок поэзия. Текст и контекст». Он собирает исследователей со всех уголков России, в его рамках становится возможным решать задачи, подводить промежуточные итоги. Содержание ежегодника охватывает широкий круг проблем: статус рока в общекультурном пространстве, полисемантичность понятий «русский рок», «рок-поэзия», приемы воздействия на публику, формы бытования рока, проблемы циклизации, теоретическое осмысление синтетического текста. Своеобразным историко-литературным «зачином» в рассмотрении ключевых проблем рок-поэзии стала статья О. Суровой и И. Кор-мильцева6 (1998) . Она определила полемический дискурс последующих публикаций: во втором сборнике А. В. Щербенюк упрекнул авторов в излишней эксманентности подхода7, С. А. Константинова и А. В. Константинов, Д. С. Прокофьев усомнились в существовании самого предмета исследования и в состоятельности методов академической науки применительно к року.8 Следующие два издания посвящались в основном имманентному описанию рок-искусства, в результате было предложено «несколько конструктивных подходов, ориентированных на формирование собственной теории»9. А. В. Щербенюк10, поднял проблему логоцентричности русского рока, теоретически значимой оказалась и статья Д. М. Давыдова11, проясняющая статус автора в российской рок-поэзии. Помимо этого тематика первых номеров включает в себя определение самобытности русской рок-музыки. Идет отмежевание от западной культурной традиции и от традиций авторской песни. Статьи следующих лет продолжают разрабатывать тему в данном направлении: в них рассматриваются особенности рок-текста, его символика, образность, мифологическое начало, интертекстуальные связи

6 См. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция// Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1998. Вып. 1.

7 См. Щербенюк А. В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2.

8 См. Контантинова С. А., Константинов А. В. дырка от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2; Прокофьев Д. С. Толстой в творчестве К. Кинчева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2.

9 Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. -Тверь: ТГУ. 2002. Вып. 6. С.5

10 См. Щербенюк А. В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2.

11 См. Давыдов Д. М. Статус автора в русской рок-культуре // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2 с песенной народной традицией и русской литературой в целом. Третий, четвертый и пятый сборники посвящены осмыслению такой проблемы, как циклизация (в русской филологической традиции рок-альбомы принято осмысливать как аналог лирического цикла), подобный подход встречается и на Западе (альбомы, где песни объединены циклообразующими связями, называются в Германии Konzeptalben, в Англии и

1 «ч

США concept album) . Как видим, в первых сборниках происходило формирование взгляда на рок, выработка основных подходов к рок-произведению; номера последних лет тяготеют к изучению творчества отдельных авторов, кроме того, активно рассматриваются вопросы интертекстуальности. В 2010 году выходит монография Юрия До-манского «Русская рок-поэзия: текст и контекст», которая, no-мнению критиков, стала «первым примером фундаментального исследования, посвященного феномену рок-поэзии»13. Она представляет собой попытку рассмотреть рок в нескольких филологических аспектах: текстуальных, контекстуальных (связанных с традицией русской литературы). Вариативность, циклизация, интертекстуальность рок-текста обозначены здесь как типологически значимые черты. В послесловии к своей книге автор пишет: «Перед исследователем русской рок-поэзии именно сейчас открываются грандиозные горизонты, к которым можно и нужно стремиться»14. И это действительно так. Например, в десятом выпуске, В. А. Гавриков15 приводит обзор российских диссертаций, посвященных русскому року, который позволяет сделать вывод: исследование данного поэтического течения в нашей стране отличается многообразием подходов и концепций, однако «терминология, связанная с "роковым" инструментарием еще не устоялась»16.

Таким образом, для рокологии в данный момент становится важным поиск надёжных способов идентификации предмета исследования. Такая задача требует не только имманентного анализа материала, но и рассмотрения некоторых эксманент-ных факторов. В первую очередь здесь необходимо четкое осознание соотнесенности

12 См.: Konzeptalbum. [Электронный ресурс]. URL: littp://w\vw.studentenpiIot.de/studieninliaIte/online]exikon/ko/Konzeptalbum/ ; Concept-album [Электронный ресурс]. URL http://\vwwJndependent.co.uk/arts-entertainment/music/features/the-return-of-concept-album-1796064.html

13 Шостак Г. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст /рецензия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nneformat.ru/reviews/?id=6062

14 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. -М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С.229.

15 Гавриков В. А. Время сбора камней (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ, 2008. Вып. 10. С.285-302.

16 Там же понятий, смежных с рок-лирикой, которая в нашем понимании является современным поэтическим течением, одним из видов песенной поэзии. Неоспоримым и логически верным, на наш взгляд, является то, что появление и развитие рок-поэзии обусловлено рок-музыкой, с которой ее связывает общая история появления и периодизация. Немаловажным, с нашей точки зрения, также является правильная расстановка приоритетов в исследовании. Так, неоднократно многими филологами отмечалось, что рок -понятие синтетическое, состоящее из разных субтекстов. У исследователей вызывает сомнение то, что изучение рок-поэзии ведется «не по звучащему источнику, а чаще

11 всего по источнику графическому» . Указывая на необходимый анализ влияния остальных субтекстов на изучаемое нами поэтическое течение, ученые видят перед собой только один перспективный путь: рассмотрение рок-лирики в ее связи с музыкальной составляющей рок-композиции. Задача сложная, требующая знания музыкальной теории, и, на наш взгляд, она не должна быть приоритетной для рокологии. Рок-лирика, как одна из ветвей песенной поэзии, нуждается в подробном анализе музыкального потенциала рок-слова. Кроме того, говоря о рок-поэзии, мы исследуем не стихотворение, но песню, и потому ее структурные особенности также должны бьггь включены в анализ. Решение этих двух задач поможет сделать новый шаг в теоретическом осмыслении рок-поэзии. Тем более что в литературоведении вопрос о специ

1R фике такого поэтического жанра как песня был решен уже довольно давно . Здесь важно уяснить для себя то, что принятие песенной специфики рок-лирики ни в коем случае не отрицает ее принадлежности поэзии, а наоборот, делает ее более устойчивой в русле современных видов поэтического слова. Вместо этого русская ро-кология занята анализом внешних связей, которые образуются между рок-лирикой и русским литературным процессом: в этом науке о роке видится своеобразное «литературоведческое оправдание»19 рок-поэзии как предмета исследования. Наиболее полно оно было сформулировано на страницах диссертационного исследования Т. Е. Логачевой: «Рок-поэзия, а точнее, лучшие образцы, вполне могут рассматриваться как часть поэзии как таковой, а, следовательно, эту поэзию необходимо анализировать в

17 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 17.

18 См. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. - СПб.: ОПОЛЗ, 1922.

19 Гавриков В. А. Время сбора камней (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 2008. Вып. 10. контексте мировой литературы, выявляя реминисценции, аллюзии, различного рода лл заимствования и влияния» . Анализируя основные подходы к рок-тексту, Ю. В. До-манский отмечает: «Спектр проблем, который затрагивается в филологических работах по русской рок-поэзии, достаточно широк. Прежде всего, это различные проявления "чужого" слова .кроме того, рассматривается практически все то, что является приоритетным и при изучении традиционного поэтического текста»21. Как нам кажется, несмотря на свою важность и содержательность, такой подход также не должен быть в изучении рок-лирики основным. Данное поэтическое течение приходит в Россию и в Германию из Англии и США вместе с музыкальным стилем рок, породившим ее. Поэтому, прежде чем переходить к изучению национальной специфики рок-текста, его интертекстуальности, необходимо уяснить себе глубинные, типологически значимые черты предмета исследования. Для этого мы в нашей работе обращаемся к немецкоязычному и русскоязычному року и выявляем особенности, объединяющие их на идейном, тематическом и художественном уровнях. Такая межнациональная перспектива позволяет представить рок-поэзию как единое явление, обладающее общими типологическими чертами. Наконец, вызывают сомнение чрезвычайно размытые понятия: «лучшие образцы рок-поэзии», «классическая рок-поэзия», свидетельствующие о том, что данное поэтическое течение с большими оговорками пытаются принять в русло национальной литературы, не прояснив до конца его специфику. В связи с этим новизна диссертационного исследования состоит в устранении пробела в изучении рок-поэзии, в представлении ее историко-литературной специфики в контексте современной поэзии, в анализе ее межнациональной перспективы и национальной особенности (немецкоязычный и русскоязычный варианты).

Актуальность темы диссертационного сочинения обусловлена обращением к самым значимым проблемам рок-поэзии как специфического явления в литературном процессе конца XX начала XXI века: идейно-тематический уровень, структурные особенности, типологические параллели и их содержание.

20 Логачева Т. Е.Русская рок-поэзия 1970-х -1990-х гг. в социокультурном контексте: Диссертация на соискание звания кандидата филологических наук. - М., 2002.

21 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 16.

Объектом настоящего исследования является творчество немецких и русских рок-поэтов, а непосредственным предметом - типологические особенности рок-поэзии, сходство и различие ее национального проявления.

Таким образом, систематизация типологических особенностей рок-поэзии является целью нашего исследования.

Достижение поставленной цели реализуется с помощью выполнения следующих задач:

- проанализировать и описать факторы, повлиявшие на формирование рок-поэзии;

- выявить общие идейные установки и идеалы, характеризующие рок-поэзию;

- выявить художественные особенности рок-поэзии на уровнях рок-песни и рок-альбома;

- исследовать национальную специфику немецкоязычной и русскоязычной рок-поэзии;

- определить, каким образом описанные типологические черты коррелируют с индивидуальным видением мира отдельных рок-поэтов.

Материалом исследования послужила рок-поэзия немецкоязычных и русскоязычных групп. В Германии: «ASP» , «der Bote», «Eisbrecher» , «In Extremo», «La-crimosa»25, «Letzte Instanz»26, «Megaherz», «Oomph!», «Schandmaul», «Silber» «Subway to Sally» , «Tanzwut» «Umbra et Imago», «Unheilig». В России: «Машина времени»; «Воскресенье», «Бригада С» «Ва-банк», «Монгол Шуудан», «Моральный Кодекс», «Аквариум», «Кино», «Ноль», «Сплин», «Пикник», «Ночные Снайперы», «Кукры-никсы», «Наутилус Помпилиус», «Настя», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Чайф», «Калинов мост», «Гражданская оборона», а также рок-поэзия Яны Дягилевой, Константина Рябинова, Вадима Кузьмина, Николая Кунцевича, Майка Науменко.

22 Здесь и далее, кроме специально отмеченных, перевод наш.

23 Перевод песен группы от iloverock

Athras, Feuervogel, Софии Линковой aka Sonneschko

24 Перевод песен группы от Линковой Софии aka sonneschko

25 Перевод песен группы от Morgana

26 Перевод песен группы от София Линкова aka sonneschko

27 Перевод песен группы от София Линкова aka sonneschko

Цель и задачи диссертации определили применение комплексной методики анализа, включающей сравнительно-типологический, сравнительно-исторический методы, структурный, мифопоэтический и сравнительно-сопоставительный приемы анализа поэтического текста.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественного и зарубежного литературоведения: Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, М. Л. Гаспарова, Б. М. Гаспаро-ва, М. К. Мамардашвили, А. К. Жолковского, И. В. Фоменко, М. Н Дарвина, В. И. Тюпы, Л. Я. Гинзбург, С. Г. Бочарова, Е. М. Мелелгинского. В работе также учитывалось и использовалось мнение таких авторитетных исследователей рок-поэзии, как Ю. В. Доманский, С. В. Свиридов, P. Wicke, J. Androutsopoulos. Изучение музыкальной природы рок-текста базировалось на работах Б. М. Эйхенбаума и В. А. Васиной-Гроссман

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании типологических особенностей рок-поэзии, позволяющем говорить о ней как о сформировавшемся явлении, которое плодотворно развивается в настоящее время. Содержащиеся в данном исследовании наблюдения и выводы могут быть использованы в дальнейшем рассмотрении теоретических проблем рок-поэзии.

Практическая ценность настоящего исследования обусловлена возможностью использования материалов и результатов исследования в разработке и преподавании курсов истории зарубежной и русской литературы XX - XXI веков, спецсеминаров по анализу художественного текста, а также спецкурсов, посвященных особенностям песенной поэзии.

В соответствии с поставленной целью в качестве основных положений, определяющих научную новизну и теоретическую значимость работы, на защиту выносятся следующие:

1. Двоемирие авторского универсума (разделенность на священный и профанный мир) и протестность - главные черты рок-поэзии, определяющие ее с начала становления. Они были сформированы под влиянием различных факторов. С одной стороны, на рок-поэзию оказало воздействие традиционное африканское мышление (музыкальным фундаментом рок-н-ролла критики называют негритянский ритм-энд-блюз, рок, равно как джаз и блюз, явился примером синтеза двух ранее незнакомых культур: африканской и европейской). С другой стороны, рок с самого начала появления позиционировал себя как контркультура. Несмотря на то, что внешний пафос отрицания в данный момент в рок-тексте непопулярен, протестность остается внутренней глубинной сутью изучаемого нами поэтического течения.

2. Обе черты органично проявляют себя на идейно-тематическом, художественном уровнях как немецкой, так и русской рок-лирики. Протестность рок-поэзии выражается в активном использовании системы конфликтов как основы большинства сюжетов. Авторский универсум оказывается разделен на две области: реальную и ирреальную, где бытуют противоположные системы ценностей (священная и бытовая), -так проявляет себя идея двоемирия.

3. В системе образов рок-лирики, помимо стандартного набора персонажей, встречается архаичная фигура культурного героя (воспеваемого образца для подражания). Она существует здесь в вариантах эталона человека, медиума и трикстера.

4. Художественные особенности рок-поэзии обусловлены спецификой песни, в частности ее куплетно-припевной организацией, что позволяет объединить в рок-тексте риторические и поэтические приемы. Любой рок-поэт ставит перед собой две задачи: убедить в своей точке зрения (область риторики), описать свой двуединый художественный мир (область поэтики).

5. Музыкальный потенциал рок-слова позволяет говорить о рок-поэзии как о самобытном явлении песенной лирики.

6. Установленные общие и типологически значимые черты рок-поэзии по-своему проявляют себя в творчестве немецкоязычных и русскоязычных авторов, формируя национальную и авторскую специфику.

7. Категория «художественный мир автора» позволяет увидеть, как общие типологические черты рок-поэзии, а также национальная специфика проявляют себя в отдельно взятом авторском универсуме. Это позволяет избежать схематичности исследования, сообщает ему большую убедительность, демонстрируя жизнеспособность созданной типологии.

Структура работы тесно связана с ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей список использованной научной литературы и публицистики, словарей и энциклопедических изданий, а также списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Пилюте, Юрате Эдуардовна

Выводы

Вторая глава представила синтез типологических особенностей рок-лирики на разных уровнях. В круг ее задач входило изучение способов взаимодействия национальной и авторской специфики немецкого и русского рока с универсальными чертам поэтического течения.

В нашем понимании пласт немецкоязычной рок-поэзии можно представить как рок-школу со своими устоявшимися особенностями. История развития рока в Германии показывает, что немецкоязычные исполнители играли здесь большую роль.

Художественные особенности немецкой рок-лирики заключаются в ее стремлении к наиболее полному описанию чувственного мира. Индивидуальная свобода -главный идеал германской рок-поэзии. Освобождаясь от любых привязанностей, автор отвергает также нормы морали. Оставаясь один на один со своим внутренним миром, лирический субъект немецкоязычной рок-поэзии обнаруживает, что его личность полностью находится под властью разрушительной и стихийной области чувств. Таким образом, конфликт между внутренним и внешним получает здесь индивидуальное прочтение: с одной стороны, герой стремится сбежать от социума и предпочитает эскапизм, а с другой - понимает, что не свободен в рамках тесного мира души, отданного во власть инстинктов. В условиях личности здесь сталкиваются природный хищник внутреннего мира и социум, стремящийся уничтожить любую индивидуальность. Таким образом, трагизм и антиномичность являются главными чертами данного поэтического течения этой страны. Рок-поэзия Германии матриархальна. Женские образы довлеют в универсумах рок-поэтов, выполняя активную роль завоевателей и первооткрывателей. Для лирического героя немецкой рок-лирики девушка выполняет функцию проводника в мир священного и замещает собой все варианты образа культурного героя.

Рок-лирика нацелена на диалог с принимающей ее культурой. В песнях российских рок-поэтов можно встретить активное обращение к творчеству классиков отечественной и зарубежной литературы. Интертекстуальность здесь многозначна и много-планова.

Бытование Московской, Сибирской, Уральской, Ленинградской рок-школ оказывает большое влияние на рок-лирику России в целом, представляя ее как богатое поэтическое течение, активно включенное в современный литературный процесс.

Общие идейные установки и идеалы, художественные особенности, а также национальная специфика рок-лирики ярко проявили себя в творчестве отдельных рок-поэтов.

Так, песенной поэзии Михаэля Боденски характерны основные черты немецкоязычной рок-поэзии: матриархальность, антропоцентризм, экспрессивность и особый трагизм мироощущения. Рок-лирика Эдмунда Шклярского отражает главные типологические черты Ленинградской рок-школы, к которой принадлежит творчество его рок-группы (индивидуализм и стремление к гармоничному восприятию окружающей действительности и современности).

Художественные универсумы Михаэля Боденски и Эдмунда Шклярского обнаруживают свою двоемирность. В понимании рок-поэта Германии, священным оказывается экстатическое темное пространство стихий. Оно враждебно обыденному миру людей. Творчеству Михаэля Боденски свойственны богоборческие мотивы. Для него религия - один из институтов подавления общества. В поэтике Эдмунда Шклярского, напротив, ирреальным признается светлый мир, преисполненный принципов мировой гармонии, которому противопоставлен социум с чуждой и ложной системой ценностей.

Принципиально различны модели художественного мира этих авторов, система образов, пространственно-временные координаты. Вместе с тем они едины в общих типологически значимых чертах.

Песням Михаэля Боденски свойственна протестность и риторичность. Творчество рок-поэта группы «Пикник» нацелено на воссоздание художественного универсума и располагает поэтическими приемами.

Проанализированные в данной главе рок-альбомы концептуальны и объединены при помощи стандартных средств циклизации. Альбом «Bastard» организует проблема соотнесенности судьбы и личной свободы. Вопрос о возможности/невозможности самостоятельного выбора в условиях фатума является здесь ключевым. В то время как пластинка «Говорит и показывает» группы «Пикник» сосредоточена на постижении божественной сути творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рок-лирика, являясь одной из составляющих рок-культуры, существует около пятидесяти лет. За это время она состоялась как самостоятельное поэтическое течение, имеющее свою историю возникновения, условия существования и законы.

Развитие рок-поэзии неразрывно связано со становлением и бытованием такого музыкального течения как рок-н-ролл. Оно явилось примером диалога двух ранее не связанных цивилизаций. Общение с современной традиционной культурой Африки отложило свой отпечаток на становление идейно-ценностной системы рок-лирики. В результате, под влиянием данной культуры, в изученном нами поэтическом течении проявилось несколько типологически значимых черт. С одной стороны, в его поэтике утверждается важность настоящего времени, а с другой, - находит отражение ие-рофания (вера в возможность живого религиозного опыта). Эти факторы оказали глубинное воздействие на авторское мировидение большинства рок-поэтов - их художественный универсум неизбежно распадается на области ирреального и реального. Кроме того, с самого начала своего появления рок позиционировал себя не только как музыкальное течение, но и как социальную силу: он был контркультурой, выражающей мысли молодого поколения.

Рок-лирика обнаруживает общий круг идей и устремлений. В описании действительности равноправными оказываются области профанного и священного, которые находятся в состоянии взаимовключенности: одно можно увидеть в другом. Важность реального мира здесь не больше, чем иллюзия, в то время как значимой становится непредметная ирреальность. Специфика изучаемого нами течения такова, что художник здесь выступает в амплуа медиума или жреца. Приобщение к высшим онтологическим ценностям, желанный прорыв к свободе возможен через понимание ирреальности - это край, или наивысшая точка, где человек получает знание несоизмеримо большее, чем способен воспринять и оценить. Всевозможные блага цивилизации, материальный достаток, спокойная и комфортная жизнь глубоко презираемы данным поэтическим течением, поскольку не дают возможности состояться духовному опыту. Примат ирреального влияет на систему ценностей рок-поэзии. Рок-лирика настаивает на самостоятельном постижении законов бытия и активной жизненной позиции. При рассмотрении и систематизации сюжетов рок-песен, нам удалось установить шесть типов конфликтов, активное использование которых свидетельствует об имманентной протестности рока. Противостояние человека и общества является здесь наиболее значимым.

Новизной рок-лирики следует считать отсутствие антропологического пессимизма во взгляде на мир. Она никогда не отказалась от основных функций искусства: коммуникативной, познавательной, воспитательной. Описывая хаос бытия, рок, тем не менее, не остается безучастно созерцательным. В основе его эстетики лежит представление о несправедливости мира и людей, как о неизбежной данности, от которой невозможно отстраниться. Рок-поэзия высоко ценит индивидуальность каждого человека, потому ее воспеваемым идеалом становится свободная и независимая личность. В системе образов рок-лирики, она представлена в архаичном образе культурного героя, существующего в вариантах эталона человека, медиума и трикстера.

Художественные особенности рок-поэзии обнаруживают себя на уровнях рок-песни и рок-альбома. Яркой особенностью рок-лирики является то, что в ней гармонично сосуществуют риторические и художественные приемы - это объясняется протестностью авторского сознания. Мы выделили три типа песен. Стандартным для данного поэтического течения является текст, в котором куплет реализует поэтику, а припев - риторику. Таким образом, в куплетной части излагается определенная история. Действие происходит в пространственно-временных координатах и описывается при помощи различных художественных средств, а припев являет собой непосредственное общение с публикой и лишен динамики. Второй тип: риторическая рок-песня. Произведения такого рода являются выражением авторской идеи в чистом виде и обращены к адресату. Такие песни наиболее суггестивны, поскольку нацелены на общение с публикой. Третий тип: лирическая рок-песня, близка по своему строению и передаче мысли к стихотворению.

Основным способом бытования рок-культуры выступает рок-альбом, который в нашем понимании является концептуальным жанровым образованием. Вслед за ведущими исследователи в области рокологии, мы рассматриваем его как аналог лирического цикла. Заглавие, композиция, пространственно-временная организация, субъектно-объектные отношения, изотопия - все эти универсальные циклообразующие связи присутствуют в рок-альбоме. Кроме того, рок-поэты прибегают к интертекстуальности, как к средству циклизации.

Немецкоязычная рок-поэзия представляет собой отдельную рок-школу. Она ан-тропоцентрична и испытывает влияние традиций немецкой лирической песни (данный музыкальный жанр предназначен для выражения одномоментного личностного переживания). В творчестве рок-поэтов Германии главным объектом исканий выступает личная абсолютная свобода. Она принципиально недостижима, что придает трагичность их рок-лирике. Выход из сложившейся ситуации видится лирическому герою в обретении священного в мире, так проявляет себя программная идея двоеми-рия. Рок-поэзия Германии матриархальна - образ культурного героя представлен здесь в женском обличии.

Отечественная рок-поэзия интертекстуальна, тем самым она стремится установить прочные связи с традициями отечественной литературы и словесности. Специфической чертой русскоязычной рок-лирики является бытование четырех региональных рок-школ (Московской, Ленинградской, Уральской, Сибирской), обладающих устойчивыми чертами.

Творчество Михаэля Боденски является ярким примером немецкоязычной рок-поэзии, здесь находит свое отражение матриархальность рок-лирики Германии. Типология культурного героя вмещает в себя женские образы. Самостоятельной и независимой личностью здесь является девушка, способная приобщить лирического субъекта к ирреальному (женщина-богиня) и являющаяся для него образом для подражания (эталон человека).

Рок-лирика Эдмунда Шклярского отражает основные особенности Ленинградской рок-школы, к которой принадлежит творчество его рок-группы. Так, неоспоримой ценностью в авторском мире выступает независимость человеческой личности. Лирический герой произведений стремится тут одинаково полно проявить себя как в реальном мире, так и в ирреальном, что совпадает с главной задачей, что ставят перед собой ленинградские рок-поэты.

Программная идея двоемирия одинаково полно и оригинально проявляет себя в универсумах Михаэля Боденски и Эдмунда Шклярского. При сопоставлении их художественных миров становится ясно: у каждого автора есть своя философия, относительно которой сакральным и профанным становится различные области бытия. Так, в понимании немецкого рок-поэта, ирреальным и священным оказывается экстатическое темное пространство стихий. Оно противопоставлено обыденному миру. Отрекаясь от законов социума, этот рок-поэт не считает божественное начало проводником в область священного. Для него небесный мир навсегда соединен с христианской религией, одним из институтов подавления общества. В творчестве Эдмунда Шклярского, напротив, ирреальным признается божественный светлый мир, преисполненный принципов мировой гармонии, ему противопоставлен мир обыденный, ограниченный конечным существованием и законом большинства.

Принципиально различны модели художественного мира этих авторов, система образов, пространственно-временные координаты. Вместе с тем они едины в общих типологически-значимых чертах.

На художественном уровне нам удалось установить то, каким образом проявляет себя риторика и поэтика в творчестве данных рок-поэтов. Михаэль Боденски нацелен на обострение ситуации конфликта в своих песнях. Его рок-лирика риторична и экспрессивна. Творчество рок-поэта группы «Пикник», напротив, нацелено на воссоздание художественного универсума и репрезентации своего мировидения и потому в большей мере располагает поэтическими приемами. Произведенный анализ рок-альбомов позволил с одной, стороны показать как проявляет себя художественный универсум в рамках отдельного циклического образования, а с другой - подтвердил сформулированную в первой главе мысль о том, что альбом в рок-поэзии является цельным концептуальным образованием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пилюте, Юрате Эдуардовна, 2010 год

1. Андреев Ю.В. «Минойскнй матриархат»: Социальные роли мужчины и женщины в общественной жизни минойского Крита // Вестник Древней Истории. 1992. №2.

2. Арто А. Театр и его двойник. СПб.: Симпозиум, 2000.

3. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. М.: Индрик, 1996.

4. Бабенко Н. Г. Лингвопоэтика русской литературы эпохи постмодернизма. СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007.

5. Бакшиш Л. Другое пространство//Знамя. 2005. №4.

6. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.

7. Бедненко Г. Б. Греческие богини: Архетипы женственности. М.: Класс, 2005.

8. Белая Т. А. Художественный мир современной прозы. М.: Советская наука, 1983.

9. Берестнев Г. И. Слово, язык и за их пределами. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007.

10. Ю.Берковский Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб: Азбука-классика, 2002.

11. Бирлайн Д. Ф. Параллельная мифология. М.: Крон-пресс, 1997.

12. Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: НЛО, 2000.

13. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: в 2 ч. М.: Владос, 2003.

14. Бочаров С. Г. О художественных мирах. -М.: Советская Россия, 1985.

15. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978.

16. Владимир Высоцкий и русский рок. Тверь: ТГУ, 2001.

17. Восемь с половиной. Статьи по русской рок-песенности. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007.

18. Высоцкий В. С.: материалы и исследования. Воронежский университет: Воронеж, 1990.

19. Гавриков В. А. Время сбора камней (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: ТГУ, 2008. Вып.10.

20. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. М.: НЛО, 1996.

21. Гаспаров М. JL Искусство и проблема модели // Ю. М. Лотман и тартуско-семиотическая школа. -М.: Гнозис, 1994.

22. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: НаукаД995.

23. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001.

24. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

25. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. М.: Советский писатель, 1979.

26. Гиривенко А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней. М.: Флинта, 2003.

27. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. М.: Наследие, 1992.

28. Голубкова О.В. Образ богини-матери в традиционной культуре русского Севера. Электронный ресурс. URL: http://www.rojdenierus.ru

29. Горелов П. Г. Когда молчит совесть. // 0тражение'90. 1990.

30. Горохов А. Немецкая волна // Музпросвет. Электронный ресурс. URL: http://www.muzprosvet.ru/post-rock.html

31. Госпел и негритянское сознание. Электронный ресурс. URL: http://www.idance.ru/show.php?ida=221

32. Грешных В. И. Мистерия духа. Калининград: КГУ, 2001.

33. Гришман Н. Н. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991.

34. Дарвин М. Н. Тюпа В. И. Циклизация в творчестве А. С. Пушкина. Новосибирск: Наука, 2001.

35. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Роды и жанры. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3

36. Дейс Е. Русский рок и кризис современной отечественной культуры // Нева. 2005. №1

37. Дистер А. Эпоха рока — М.:АСТ Астрель, 2005.

38. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. 1999. Вып. 2.

39. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. М.: Intrada, 2010.

40. Доманский Ю. В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь: ТГУ, 2001.

41. Доманский Ю. В. «Тексты смерти» русского рока. Тверь: ТГУ, 2000.

42. Дудова Л. В. Модернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта, 1998.

43. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: УРСС, 2001.

44. Жирмунский Н. А. От барокко к романтизму. СПб: СПбГУ, 2001.

45. Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Ленинград: Наука, 1977.

46. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Интрада, 1994.

47. Жолковский А. К. Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М.: НЛО, 1991.

48. Забродин Г. Д. Рок: искусство или болезнь? -М.: Советская Россия, 1990.

49. Затонский Д. Какой не должна быть история литературы? // Вопросы литературы. 1998. №3.

50. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: ЯРК, 1998.

51. Изменяющаяся Россия изменяющаяся литература. Художественный опыт XX начала XXI вв.: сборник научных трудов. - Саратов: Научная книга, 2006.

52. История немецкой литературы: в 3 т. М.: Радуга, 1985.

53. История русской литературы: в 4 т. Л.: Наука, 1980.

54. История русской литературы. Современный литературный процесс. Русская литература XX века. М.: Наука, 1999.

55. Ишимбаева Г. Г. Фаустианская тема в немецкой литературе. Уфа: Башкирский государственный университет, 1996.

56. Киреева Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М: Флинта, 2004.

57. Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. М.: Роспэн, 2006.

58. Козлевски П. Культура постмодернизма. М.: Республика, 1997.

59. Козлов А. Рок. Истоки и развитие // Библиотека Альдебаран. Электронный ресурс. URL:http://lib.aldebaran.ni/author/kozlovaleksei/kozlovalekseijrokistokii^

60. Колин М. Тернбул Человек в Африке. М.: Наука, 1981. Электронный ресурс. URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000060/index.shtml.

61. В. Коровкин Опыт исследования афро-американского фольклора // Журнал Ожаз.га. 2010. №3-4. Электронный ресурс. URL: http://www.jazz.ru/mag/106/read.htm.

62. Константинова С., Константинов А. Дырка от бублика как предмет «русской ро-кологии» // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. 1999. Вып. 2.

63. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск: Угу, 1977.

64. Кричевская JI. И. Портрет героя. М.: Аспект-пресс, 1994.

65. Кудрявцева Т.В. Новейшая немецкая поэзия (1990-2000): основные тенденции и художественные ориентиры. Электронный ресурс. URL: http://www.imli.ru/nauka/conference/2008/proekt.php

66. Кукулин И. Как использовать шаровую молнию в психоанализе // Новое литературное обозрение. 2001. №6 (52).

67. Культуры Африки в мировом цивилизованном процессе. М.: Восточная литература, 1996.

68. Леви-Строс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994.

69. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.

70. Литературные архетипы и универсалии. М.: РГГУ, 2001.

71. Лихачев Д. С. Барокко в русской литературе XVII века «стиль времени» // Лихачев Д. С. Избранные работы. Л.: Художественная литература, 1987.

72. Лихина Н. Е Актуальные проблемы современной русской литературы: Постмодернизм. Калининград: КГУД997.

73. Лосев В. В. Поэзия 1970-1980-х годов // Русская современная литература XX -начала XXI века: в двух томах / под ред. Кременцова Л. П. М.: Академия, 2005.

74. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М.: Мысль, 1993.

75. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.

76. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. —М.: Полит, издат., 1991.

77. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. -М.: Слово, 2000.

78. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Ленинград: Просвещение, 1972.

79. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: ЯРК, 1996.

80. Лотман Ю. М О метаязыке типологических описаний культуры // Избранные статьи в трех томах. -М.: ЯРК, 1987. Т. 1.

81. Лотман Ю. М. О типологическом изучении литературы // Лотман Ю. М.

82. О русской литературе. Статьи и исследования 1958-1993 гг. СПб: Искусство,1997.

83. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ: Искусство, 2000.

84. Лотман Ю. М Структура художественного текста. М.: Искусство 1970.

85. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. №8.

86. Историческая поэтика русской литературы. СПб: Алтелейа, 1997.

87. Лихина Н. Е. Актуальные проблемы современной русской литературы. Калининград: КГУ, 1997.

88. Лукин В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. -М.: Ось-89, 1999.

89. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Ал. Блока. М.: Мартин,1998.

90. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб: РХГИД997.

91. Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983.

92. Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: РГТУ, 1998.

93. Мелетинский Е. М От мифа к литературе. М.: РГТУ, 2000.

94. Мишина Л. А. Немецкий писатель как философ и художник. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2002.

95. Набок Н. Л. Рок-музыка. Эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989.

96. Николаева Н. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М.: Белый волк, 1999.

97. Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. Электронный ресурс. URL: http://science.uspu.rU/i/inst/IIA/Pestova.doc

98. Плиский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. -М.:РГГУ, 2002.

99. Поликарпов В. С. Культура народов черной Африки. -М.: Гардарика, 1997.

100. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М.: Экспертное бюро, 1997.

101. Последний герой. М: Эксмо, 2002.

102. Поэзия и песня В. С. Высоцкого. Пути изучения. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006.

103. Поспелов Т. Н. Лирика среди других литературных родов. М.: Гнозис, 1998.

104. Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1999.

105. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

106. Пустовойт П. Г. От слова к образу. Киев: Радуга искусство, 1974.

107. Рабинович В. JI. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

108. Религиозные традиции мира: в 2 т. М.: Крон-пресс, 1996.

109. Ривная Т. Н. Речевая структура немецкой лирической песни: лексические средства выражения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2006.

110. Роганова И.С. Немецкая литература конца XX века и актуализация постмодернистской парадигмы. Электронный ресурс. URL:http://www.litrossia.ru/article.php?article=2950

111. Рок-музыка в СССР. М.: Книга, 1990.

112. Романов Ю. И. Культурология. М.: Литература, 2006.

113. Русская рок-поэзия как социокультурный феномен: сб. науч. статей. Череповец: ЧТУ, 2000.

114. Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь: Г! У, 1998- 2010. Вып. 1-11.

115. Русская современная литература XX XXI вв. / под. ред. А.П. Кременцова. -М. : Академия, 2005.

116. Руднев В. Морфология реальности. -М.: Гнозис,1995.

117. Саркитов Н. Д. Рок-музыка. История, сущность, проблемы. М.: Знание, 1989.

118. Свириденко Е. Текст и музыка в русском роке // Русская рок-поэзия: Текст и контекст.2001. Вып. 4.

119. Свиридов С. В. Авторская песенность. Основные понятия и термины. -Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006.

120. Седельник В.В. Дадаизм и дадаисты. Электронный ресурс. URL: http://www.russ.ru/teksty/dialektikaavangarda

121. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. М.: Флинта, 2004.

122. Славянская мифология. -М.: Элмис-лан, 2007.

123. Смирнов И. «Первый в России рокер» // Мир Высоцкого. 1997. Вып. 1.

124. Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.

125. Соколова И. А. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого.2002. Вып. 4.

126. Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: Благотворительный фонд В. С. Высоцкого, 2002.

127. Соколова И. А. Авторская песня: от экзотики к утопии // Вопросы литературы. 2002. №1.

128. Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М.: ЯРК, 2000.

129. Таркас Р. История западного мышления. М.: Крон-пресс, 1995.

130. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. М.: Прогресс, 1995.

131. Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М.: Гнозис, 1996.

132. Тюпа В. И. Художественные литературные произведения. Красноярск: Красноярский ГУ., 1987.

133. Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. М.: РТ - Пресс, 2001.

134. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб: Азбука, 2000.

135. Успенский Б. А История и семиотика // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1989. Вып. 855.

136. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. Электронный ресурс. URL: http://psylib.org.ua/books/uspen02/txt02.htm

137. Фатеева Н. А. Картина мира и эволюция идиостиля Б. Пастернака. М.: HJIO,2003.

138. Федоров В. Рок в нескольких лицах. М.: Молодая гвардия, 1989.

139. Феофанов О. А. Рок-музыка вчера и сегодня. М.: Детская литература, 1978.

140. Феофанов О. А. Тигр в гитаре. М.: Детская литература, 1969.

141. Физики оценили число параллельных вселенных // Мембрана. Люди. Идеи. Технологии Электронный ресурс. URL: http://www.membrana.ru/lenta/79770

142. Философия народов Черной Африки. Электронный ресурс. URL: http://www.africana.ru/relig/verovanija/philosophy.htm

143. Флоренский П. А. Анализ пространств и времени. М.: Прогресс, 1993.

144. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла. Калинин: Калинин. ГУ, 1984.

145. Хализев В. Е. Теория Литературы. М.: ВШ., 2002.

146. Черняк М. А. Современная русская литература. М.: Флинта, 2005.

147. Чижова И.А. Рок-музыка в контекстах художественной культуры. Электронный ресурс. URL: http://www.artrock-cafe.ru/styles/Chizhoval/table.htm

148. Шестанов В. П. Катарсис: От Аристотеля до хард-рока // Вопросы философии. 2005. № 9.

149. Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб: Алтелейа, 2003.

150. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М.: Искусство, 1983.

151. Шкловский В. Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970.

152. Шостак Г. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст /рецензия. Электронный ресурс. URL: http://www.nnefomat.ru/reviews/7icN6062

153. Щербенюк А. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: Текст и контекст.1999. Вып. 2

154. Щеканская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. СПб: Наука,, 1993.

155. Шульгин А. В. Как написать песню? Электронный ресурс. URL: http://womantalks.ru/lofiversion/index.php/t2415.html

156. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. СПб.: ОПОЯЗ, 1922.

157. Элиаде М. Аспекты мифа. М: Академ- проект, 2000.

158. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Критерион, 2000.

159. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алтелейа, 1998.

160. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

161. Элиаде М. Трактат по истории религии. -СПб: Алтелейа, 1999.

162. Эпштейн. М Постмодернизм в России. Литература и теория. М.: Р.Эллина,2000.

163. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев: София, 2000.

164. Эткинд Е. Г. Проза о стихах. СПб.: Знание, 2001.

165. Юнг К. Г. Алхимия слов. Четыре архетипа. СПб: Тимошка, 1997.

166. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М: Канон, 1994.

167. Юнг К. Г. Человек и его символ. М.: Серебряные нити, 1997.

168. Яковенко П. Н. Рок вокруг времени // 0тражение'90, 1990.

169. Яковлева Е. С. Фрагменты Русской языковой картины мира. М.: Гнозис, 1994.169. «Я сердце оставил в синих горах.» //. Азаров А. Я Многоголосье Ю. Визбора М.: Физкультура и спорт», 1986.

170. Androutsopoulos J. Intertextualitat in jugendkulturellen Textsorten. Электронный ресурс. URL: http://\v\v\v.archetype.de/texte/1997/intertxt.html

171. Apen R. Konkrete Pop-Musik. Электронный ресурс. URL: http://www.deutschesfachbuch.de

172. Frank. A. Oh no, not again! // Die Tageszeitung 10.10.2005 Электронный ресурс. Becker M. Der Tod und die Gesellschaft: Texte in der Hardrock- und Heavy-Metal-Musik. [Электронный ресурс]. URL: http://www.diplomarbeiten24.de/vorschau/25061.html

173. Durr W: Sprache und Musik / Musika con texto/ Электронный ресурс. URL: http:// culturalia.ubk/ac/at

174. Ghislain J., Carthy M. Pop- und Rockmusik in Deutschland. Электронный ресурс. URL: www.monika-griefahn.de

175. Pichottky S. Aktuelle deutschsprachige Rock- und Popmusik im Lyrikunerricht der Sekundarstufe 1. Электронный ресурс. URL: http://www.deutschesfachbuch.de

176. PopScriptum 6 Rockmusik in der Politik Электронный ресурс. URL: http://www.2/hu-berlin.de/popscrip/themen/pst06/index.htm

177. Romer J. Rock Jugend und Musuk in Deutschland // Die Virtuele Studentenwelt. Электронный ресурс. URL: www.unicosmos.de

178. Sturges F. The return of concept album // The Independent. Music. 12 Oktober 2009. Электронный ресурс. URL: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/music/features/the-return-of-concept-alburn- 1796064.html

179. ThyssenR. Jazz und Exsistenzialismus//Notizbuch. Berlin-Wien: Medusa № 5/6 1983. Электронный ресурс. URL: http://cu^ritalia.uibk.ac.a^spanoteca/lexikon%20der%201inguistik/t/TEXTMUSIK%20% 20%20M%C3%BAsica%20con%20texto.htm

180. Wicke P. Popmusik in der Analyse. Электронный ресурс. URL: http://wwvv2.hu-berlin.de/fpm/texte/Analyse.htm

181. Wicke P. Anmerkungen zum Verhhaltnis von Popmusik und Musikgeschichtsschrei-bung. Электронный ресурс. URL: http://www.2/hu-berlin.de/fpn/texte/wicke8.htm

182. Wohrle S. Jugend und Rockmusik Электронный ресурс. URL: http://www.diplomarbeiten24.de/vorschau/25061 .html

183. Энциклопедии, словари, справочники

184. Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата: (1967-1994). Нижний Новгород: Деком, 1994.

185. Кто есть кто в советском роке? М.: Останкино, 1991.

186. Лингвистический энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1990.

187. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

188. Мелетинский Е. М. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1982.

189. Мистики XX века. Энциклопедия. М: Локид-миф, 1996.

190. Мифологический бестиарий. Калининград: Янтарный сказ, 1999.

191. Мифы народов мира в двух томах. М.: Советская энциклопедия, 1982.

192. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000.

193. Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом, 2001.

194. Рок-энциклопедия. М.: Ровесник, 1997.

195. Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. Москва: Академ проект,2001.

196. Трессидер Джек Словарь символов. Москва: Фаир пресс, 1999.

197. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2000.

198. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

199. Современные формы искусства в странах Тропической Африки // Энциклопедия Кругосвет: Электронный ресурс. URL: http://www.krugosvet.ru/articles/l01/1010177/1010177a4.htm

200. Энциклопедия мистических терминов. М.: Локид-миф, 1998.

201. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид-миф, 1999.

202. Энциклопедия символов. М.: Крон-пресс, 1998.

203. Энциклопедический словарь по культурологи. М.: Центр, 1997.1 1

204. Deutschsprachige Rockmusik // Rockmusik in Deutschland Электронный ресурс. URL: vvww.schulerlexikon.de

205. Eigenschaften des Progressive Rock Электронный ресурс. URL: www/vikipedia.de

206. Die Geschichte des Progressive Rock Электронный ресурс. URL: www/vikipedia.de

207. Die ganze Musik im Internet Электронный ресурс. URL: http://www.musicline.de/de/genre/lexikon/

208. Konzeptalbum // Studenten Pilot. Электронный ресурс. URL: http://www.studentenpilot.de/stodieninlialte/onlinelexikon/ko/Konzeptalbum/

209. Progressive Rock heute. Электронный ресурс. URL: www/vikipedia.de

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.