"Никанское царство": Образ неизвестной территории в истории России ХYII-ХYIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Соколов, Владимир Николаевич

  • Соколов, Владимир Николаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 338
Соколов, Владимир Николаевич. "Никанское царство": Образ неизвестной территории в истории России ХYII-ХYIII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владивосток. 1999. 338 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Соколов, Владимир Николаевич

Содержание Стр. Введение

Глава 1. Методологические вопросы изучения образа "Никанского царства". Исторические предпосылки появления образа. Среда бытования. Историографические и источниковедческие проблемы

§ 1. От классического источниковедческого анализа к реконструкции

семиосферы

§ 2. Отношение к знаку и делопроизводству в Московской Руси во второй

половине XVII в

§ 3. Московско-Сибирская "сцена" в XVII веке

Глава 2. Появление образа "Никанского царства".

Тайна "золотой горы"

§ 1. Планы, результаты и "странности" Амурского похода 1649-1653 гг. в

его документах

§ 2. Первый рассказ о "Никанской земле": вопросы и

ответы

§ 3. Семантическая структура образа "золотой горы"

Глава 3. Поиски "Никанского царства" и его метаморфозы в источниках

50-х - 70-х гг. XVII в

§ 1. Поиски "Никанского царства" в Приамурье и распространение слухов

о нем в Сибири

§ 2. Трансформация образа "Никанского царства" за пределами

Приамурья

§ 3. Образ "Никанского царства" в контексте дипломатических усилий

Н.Г. Спафария

§ 4. Преображение "Никанского царства" в "Описании первой части вселенной» именуемой Азией" Н.Г. Спафария

Глава 4. "Никане" и "Никания" на "сцене" войны и Мира

§ 1. Судьба образа "никан" в контексте русско-китайских отношений

1680-90-х гг

§ 2. Образ "Никанского царства" в сибирской картографии на рубеже

ХУП-ХУШ вв

§ 3. "Никания" Н. Витсена на фоне международных отношений

ХУ1-ХУШ вв

§ 4. "Карта Татарии" Н. Витсена и судьба образа "Никанского царства" в западноевропейской картографии

Глава 5. От "Никанского царства" к "царству пресвитера Иоанна": образ неизвестной территории в контексте русско-западноевропейского картографического диалога и отечественного политического ритуала

§ 1. "Никанское царство" на русских переводных "лубочных" картах

§ 2. Международный диалог в сфере картографии: поиск прообраза

"Никанского царства"

§ 3. Влияние семантики "царства пресвитера Иоанна" на русский картографический образ "Никанского царства"

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Никанское царство": Образ неизвестной территории в истории России ХYII-ХYIII вв.»

ВВЕДЕНИЕ

До сих пор реконструкции, выполненные исследователями истории Российского Дальнего Востока ХУП-ХУШ вв., основывались преимущественно на внешней точке зрения, без учета особенностей отношения к действительности, свойственных людям изучаемой эпохи. Вместе с тем, события открытия, присоединения и освоения территории Дальнего Востока России происходили при активном участии смысловых структур, в частности, образов, которые не только отображали реальность, но и представляли определенный способ смыслостроительства. Поэтому актуальной задачей региональной исторической науки видится реконструкция специфических механизмов смыслопорожде-ния, ментальной разметки пространства, реализовывавшихся через характерные для указанного времени образы территории в контексте взаимодействия нескольких познавательных традиций.

Настоящая диссертация, посвященная истории образа "Никанского царства", возникшего в 1652 г. в экстремальных обстоятельствах Амурского похода 16491653 гг. и просуществовавшего на русских и западноевропейских картах вплоть до второй половины XVIII в., является первой попыткой постановки и решения указанной проблемы. Образ "Никанского царства" связан с событием одного из самых ранних русско-китайских контактов в Приамурье. Его след из слухов, письменных упоминаний, картографических изображений, названий и т.п. тянулся через евразийские просторы от Ачанского городка до Амстердама более ста лет. Отслеживание его истории в различного рода источниках дает уникальную возможность наблюдения особенностей мировосприятия людей прошлого, пред- данности человеческого присутствия в культуре вообще.

Поэтому вопрос о том, "где" находится таинственное "Никанское царство" решается нами в более широкой перспективе нежели, чем классическая историко-географическая идентификация "вымышленных царств". Фокусом нашего исследования стало пространство отечественной познавательной традиции в условиях контакта с западноевропейскими и дальневосточными культурами, а также шама-

низмом сибирских аборигенов. Историческое изучение скрытых оснований ментального структурирования мира, оказывавших и оказывающих влияние на восприятие русскими людьми стран Дальнего Востока, позволяет лучше понять процессы осмысления данного региона и представляет значительный научный интерес.

Вместе с тем, актуальность предлагаемого сюжета не исчерпывается сказанным выше. Как любая историческая реконструкция, она неизбежно обусловлена современностью, и глубина этой связи, обстоятельно раскрытая в историографии последних десятилетий, подчеркивает важность исследования выбранного нами предмета, который имеет прямое отношение к отечественному процессу регионализации. К настоящему времени ситуация сложилась так, что в условиях нарастания социального хаоса, для элиты, пришедшей к власти в дальневосточных регионах, важным средством выживания служит сплочение местного населения. В качестве предпосылок эффективной консолидации выступают не только объективные факторы - количество и состав населения, экономические ресурсы, системы коммуникации, управления и др., но и субъективные - образы, символы, мифы, историческая память, представляющие культурные особенности, идентичность жителей территории, опыт их контактов с исторической родиной, соседними государствами и народами.

В процессе становления региональной идеологии очевидна актуальность обращения к механизмам традиции. Изучение истории образа неизвестной территории должно послужить концептуализации первоначальных неясных интуиций, порожденных данной проблемной ситуацией, ослабить возможность использования семиотических ресурсов в целях манипуляции человеческим сознанием.

Настоящая диссертация является первой работой, специально посвященной феномену "Никанского царства". Однако необходимо отметить, что используемое здесь и далее название обозначает идеальную модель неизвестной территории, обобщающую характеристики ряда образов, содержащихся в словесных и карто-

графических текстах исторических источников и фигурирующих под разными именами, производными от слова "никанский".

До сих пор указанный феномен в историографии специально не

исследовался. Отдельные высказывания на сей счет содержались лишь в

1 2 археографических комментариях и описаниях сибирских карт . Только в

монографии JI. Шренка проблеме "никан" было уделено внимания несколько

Л

больше обычного . Интерес к сообщению о "золотой горе" обнаружил Е.А. Кириллов, изучающий историю поисков полезных ископаемых на российском Дальнем Востоке4. Но он рассматривал таковое без учета специфики образа неизвестной территории.

Со времен Г.Ф. Миллера в отечественной исторической науке прочно утвердилось мнение, берущее начало от Н. Спафария (1677 г.), согласно которому "Никанское царство" - это Южный Китай, покоренный маньчжурами несколько позже, чем Северный5. Лишь немногие ученые идентифицировали его с другими историко-географическими реалиями. Например, A.M. Ловягин отождествлял "Никанские острова" Б. Койэта с Японией6. Таковой же считал "Никанское царство" и И.И. Лаппо7. П.В. Виттенбург локализовывал его на территории современного Приморья8.

Такого рода "привязки" основывались на оценке картографических изображений "Никанского царства", а также его словесных образов как "невежественных выдумок", требующих преодоления в процессе реконструкции объективной картины прошлого. Никто из исследователей не пытался рассматривать сообщения о данном царстве как эмпирический материал для изучения исторических особенностей когнитивных, смысловых структур, влиявших на поведение людей в XVII-XVIII вв.

Вместе с тем, в отечественной и зарубежной историографии уже существует опыт, позволяющий кардинально изменить наше отношение к "Никанскому царству". Для этого имеется по меньшей мере три группы работ. Хотя они и не

посвящены непосредственно данному образу, но дают рамку для его признания в качестве предмета самостоятельного изучения, позволяют наметить пути исследования такового. Все они носят междисциплинарный характер.

Я имею ввиду, во-первых, публикации К.В. Чистова, А.И. Клибанова, Д.А. Мачинского, А.И. Плигузова, Л.Н. Гумилева9 и др., в которых за так называемой "курьезной" стороной образов, типологически близких "Никанскому царству", усматриваются определенные объективные и надиндивидуальные исторические процессы - этно- и политогенез, межкультурные контакты, социальные конфликты и т.п. Во-вторых, я подразумеваю труды, предоставляющие новые модели для изучения образов пространства, принадлежащих традиционной отечественной культуре и аналогичных "Никанскому царству"10. В них апеллируют к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса - к неким дорефлексивным системам представлений, обуславливающих восприятие и поведение, стремятся завязать "диалог культур", восстановить смысл чужого опыта. По своей познавательной ориентации третья группа близка ко второй, но состоит из работ, посвященных историческому исследованию типологически иных (зарубежных и/или несинхронных, невербальных или непространственных) образов и феномена образа как такового11.

В заключение обзора необходимо указать, что помимо вышеперечисленных групп в исторической литературе существует еще две. Без них данная диссертация была бы просто немыслима. Во-первых, это работы "классического" характера, выполненные несколькими поколениями исследователей истории освоения российского Дальнего Востока и Сибири в XVII - XVIII вв.12 Во вторых, реконструкции духовных и повседневных аспектов русской жизни XV—XVIII вв., общие и специальные исторические картины указанного периода, охватывающие как российский регион, так и мир в целом13. В них содержатся событийная канва, анализ историографических проблем, многие детали социокультурного контекста

деятельности русского человека, дополняющие и корректирующие типологические модели субъективности последнего.

В отдельных главах диссертации мы не раз будем обращаться к этим публикациям, а пока рассмотрим лишь наиболее важные работы из указанных групп. Начнем с монографии К.В. Чистова, посвященной исследованию образа Беловодского царства (ХУШ-Х1Х вв.) в одном ряду с целым комплексом слухов, возникших в условиях освоения Северо-Восточной Азии и Приамурья (XVII в.). Автор пытался определить некоторые особенности отношения русских людей к вновь осваиваемой среде Приамурья, но сообщения о "Никанском царстве" остались за пределами его анализа, образ как таковой еще не стал предметом специального изучения. Легенды о Беловодье и Даурии К.В. Чистов рассматривал с позиций социально-политической истории русского крестьянства, в которой решающим фактором исследователь видел классовую антифеодальную борьбу, обуславливающую бегство в районы, еще не контролируемые государством14. Феномены бегства и сопровождающих его легенд К.В.Чистов увязывал с периодами кризисов. Автор относил свой сюжет к истории социальной психологии русских народных масс15, выделяя последнюю из истории общественной мысли и отличая ее от истории утопических систем, созданных философами и учеными16.

В исследовании К.В. Чистова содержится ряд важных для нас моментов, на преодолении или развитии которых строится настоящая диссертация. Во-первых, автор не придавал должного значения межкультурным контактам в истории беловодской легенды XVIII - XIX в. и дальневосточных слухов XVII в. Во-вторых, он считал преждевременным изучение сюжета "дальних земель" в историко-сравнительном плане, но при этом отмечал однотипность беловодской легенды,

1 «у

например, с легендой о "царстве пресвитера Иоанна" . В-третьих, исследователь по сути обращался к символической стороне крестьянских миграций на восток, хотя свой интерес ограничивал лишь функцией "демонстрации протеста". В-четвертых, К.В. Чистов писал о том, что поэтический образ "островной страны благополучия" известен фольклору многих народов и генетически восходит к

представлению о потустороннем мире18. Последние два момента сближают исследование К.В. Чистова со второй из указанных выше групп работ.

Во второй группе наибольший методологический интерес для нас представляют публикации Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и В.Н. Топорова. В статье Б.А. Успенского, опубликованной в 1994 г. предпринималась попытка описания специфики восприятия "нечистой", "иноверной" земли в русской культуре XV - XVII вв. Стремясь понять особенности текста сочинения Афанасия Никитина, совершившего своего рода антиполомничество в грешную, поганую землю, автор опирался на свое толкование антиповеденш, изложенное ранее и связанное как с дуальной моделью динамики русской культуры, так и представлением средневековых людей о "потустороннем мире"19. Автор утверждал: "На нехристианской земле невозможно быть христианином так же, как, например, невозможно, согласно традиционным русским представлениям, быть монахом в миру"20. Эту особенность существования на чужой территории он соотносил с речевым поведением рассказывающего о своем пребывании среди чужого и его текстовой деятельностью. Использование Афанасием Никитиным заведомо неправильного, "нечистого" языка - смеси татарского, персидского или арабского - Б.А. Успенский считал "подчеркнуто неправильным речевым

'У 1

поведением" , относящимся к феномену антиповеденш. В своей интерпретации автор широко использовал аналогии с представлениями и обычаями старообрядцев XVII - XX вв.22, в частности, высказывания из сочинений Аввакума. Кроме того, он мимоходом обращался к опыту сибирских казаков, "...которые живут на периферийной, пограничной территории - на земле, которая может восприниматься как нечистая" , а также к уже знакомой нам беловодской легенде, тем самым допуская перенесение указанной модели восприятия пространства на изучение истории освоения Сибири и Дальнего Востока.

В работе "Московские люди XVII века (к злобе дня)" В.Н. Топоров попытался использовать модель переживания критической ситуации, характерную для

русской культуры, в которой особое место принадлежало контакту с иным, для понимания кризисной исторической эпохи и ее связи с современностью24. Свой анализ автор строил на основе более ранних исследований символических форм поведения, высшей среди которых является ритуал, а также мифопоэтических образов пространства, соответствующих этим формам . Руководствуясь данным подходом, В.Н. Топоров отмечал ритуально-символический характер массовых "русско-западных" встреч в XVII в. Именно в них он видел источник преодоления последствий Смуты. В результате произошла коррекция целеполагания: русский человек "сменил высокие, но пока еще не реальные вехи на посильные, понятные, близкие цели". Двигаясь к ним, он уплотнял материальную ткань русской жизни, складывал человека труда, который мог успешно продолжать свой труд только в том случае, если он был еще и нравственным человеком . Вместе с тем, событиям контакта с иными культурами в Сибири и на Дальнем Востоке В.Н. Топоров, судя по всему, придавал противоположное значение. В контексте его описания Века Смуты бегство в "некие бесконечно далекие земли (Сибирь, Дальний Восток и далее), прообраз Беловодья или "города Игната", где не столько искали Правды, сколько спасались от Кривды, и не столько спасались от Кривды, сколько томились несказанным, неизведанным, беспредельным" являлось выражением "ментально-психической структуры русских духовных максималистов", некоего сочетания "мечтательности, и мнительности, и беспокойства"27, тяги к "ничто", к небытию, к смерти28. Из сказанного следует, что В.Н. Топоров признавал ритуально-символический характер русских миграций на Дальний Восток в XVII в., а также образов пространства, их сопровождавших, но специально их не исследовал. В личной встрече с автором настоящей диссертации В.Н. Топоров подтвердил правомерность такого подхода, но рекомендовал вести речь не о ритуале, а о "ритуальном".

Итак, осуществленный анализ степени изученности нашей проблемы в историографии обнаружил: 1) признание возможности разработки истории образов;

2) связь заявленного сюжета с предшествующей "классической" историографией;

3) отсутствие публикаций, специально посвященных истории образа "Никанского царства", и самой постановки этой проблемы в местной, российской и зарубежной исторической науке; 4) существование проблемы особенностей отношения к географическому пространству в русской культуре второй половины XVII - начала XVIII вв., в частности, выделения символической стороны миграций на Дальний Восток; 5) возможность специального рассмотрения "странности" образа "Никанского царства" с помощью "структурных" и/или "мифоритуальных" моделей основ отечественной культуры второй половины XVII - начала XVIII в. на

и «I II

основе существующего в историческои науке классического задела.

В контексте сказанного выше целью настоящей диссертации является рассмотрение образа "Никанского царства" в качестве фактора отечественной истории ХУП-ХУШ вв. Цель конкретизируется постановкой и решением следующих задач: 1) исследовать образ "Никанского царства" на основе взаимодополнительного анализа письменных и изобразительных источников; 2) рассмотреть специфику репрезентации этого образа словесными и изобразительными средствами русской и западноевропейской культуры ХУП-ХУШ вв.; 3) определить его связь с самоидентификацией и поведением носителей, влияние последних на структуру и содержание данного образа; 4) реконструировать его функции и семантику в контексте русско-европейских, русско-дальневосточных межкультурных контактов второй половины XVII - начала XVIII вв., а также других процессов отечественной и региональной истории; 5) выделить и описать периоды бытования указанного образа.

В соответствии с поставленными задачами, диссертационное исследование опирается как на письменные, так и на изобразительные источники. Мною были использованы опубликованные и неопубликованные документы (в широком смысле этого слова) из фондов Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Архива Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского филиала Архива РАН,

Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Отдела картографии Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Библиотеки карт Британской библиотеки (г. Лондон), Библиотеки Королевы-матери Абердинского университета (г. Абердин), Приморского государственного объединенного музея им. В.К.Арсеньева (г. Владивосток). Их подробное рассмотрение является необходимым условием решения поставленных выше задач и будет осуществлено в соответствующих главах. Пока же уместна лишь общая классификация.

В составе письменных источников были задействованы группы отечественных и зарубежных документов, включающие в себя: 1) материалы делопроизводства XVII в. из Сибирского и Посольского приказов, Якутской и Нерчинской приказных изб; 2) "росписи" к сибирским чертежам XVII в.; 3) описания Восточной Сибири и соседних стран, составленные русскими авторами, жившими в Сибири или проезжавшими через нее; 4) произведения древнерусской литературы ХШ-ХУП в.; 5) восточнославянские фольклорные тексты и записи обрядов; 6) переводы записок иностранцев, посетивших Москву и/или поддерживавших с ней корреспондентскую связь; 7) переводы описаний Восточной Сибири и соседних стран, составленные иностранными авторами, жившими в Сибири или проезжавшими через нее; 8) переводы записок иезуитов, находившихся в Китае в XVII в.; 9) переводы маньчжурских источников, связанные с международными отношениями в Приамурье во второй половине XVII в.

Совокупность использованных изобразительных источников можно разделить на две части - картографическую и собственно изобразительную. В составе первой: 1) русские карты Сибири второй половины XVII - начала XVIII вв.; 2) русские карты мира начала XVIII в.; 3) русские переводные лубочные карты мира XVII - XIX вв.; 4) западноевропейские печатные карты мира XVI - начала XVIII вв.; 5) западноевропейские печатные карты Сибири/Тартарии XVI - начала

XVIII вв.; 6) западноевропейские средневековые карты мира XIII - XV вв. В составе второй части русские иконы ХУИ-ХУШ вв.

Методологические основания моего исследования представлены комплексом теоретико-методологических положений, включающим: 1) модели отечественной культуры ХУП-ХУШ вв.; 2) современные опыты и методики реконструкции систем мировидения; 3) модель семиосферы; 4) модели ритуала и "ритуального"; 5) методы информативно-целевого и неформального дискурсивного анализов; 6) постулаты поведенческой географии; 7) модели анализа невербальных социокультурных практик; 8) концепции творческого мышления; 9) концепции когнитивной социологии; и др.

Исходным является утверждение о том, что текстуальное, территориальное, телесное, пересекаясь, усиливая и дополняя друг друга, выполняют роль операционных базисов социальных отношений, равно как и познавательной деятельности. Для описания характерных особенностей этой пред- данности коммуникации в диссертации используется термин "ритуальное". Предполагается, что образ является элементом данной системы. Другое ключевое понятие диссертации - семиосфера, введенное в оборот Ю.М. Лотманом. Обозначая семиотическое пространство, оно представляет его не как сумму отдельных языков, а условие их существования и работы. На основе данного понятия минимальным механизмом смыслообразования рассматривается не один искусственно изолированный язык (или текст), а параллельная пара взаимно-непереводимых, но связанных блоком перевода языков - словесного и пространственного (иконического). Модель семиосферы уже используется в

« 29 -г»

исследовании отечественной истории . В настоящей диссертации она конкретизируется с помощью термина "ритуальное": акцент делается на нелингвистической стороне социокультурных практик мышления и поведения людей прошлого, а также особой стороне процесса их познания, связанной с определенными историческими формами творчества.

Диссертация состоит из "введения", пяти глав и "заключения". В первой главе я рассматриваю ряд методологических вопросов, связанных с историческим исследованием образа неизвестной территории, анализирую круг источников (прежде всего словесных) с географических, социальных и "интертекстуальных" позиций. Во второй главе исследуются обстоятельства появления образа "Никанского царства" в документах середины XVII в. Третья глава представляет период распространения слухов о "Никанском царстве" в Сибири и Европе, а также трансформации образа в словесной и картографической формах, их сравнительному анализу. Особое внимание здесь уделяется текстам Н. Спафария и протопопа Аввакума, представляющим противоположные системы взглядов. В четвертой главе история образа рассматривается в контексте русско-китайского разграничения в Приамурье, активности Запада на Дальнем Востоке, а также трансформации "Никанского царства" в западноевропейской картографии под влиянием Н. Витсена. Пятая глава раскрывает место картографического образа "Никанского царства" в контексте русско-западноевропейского диалога XVII -XVIII вв. и более широких восточно-западных контактов. Исследуются "предтечи" и "остатки" указанного образа в интертекстуальном пространстве христианской культуры.

1 Baddeley J.F. Russia, Mongolia, China - New York, 1919 - vol.1.- p. cxxxi; Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы: В 2 т.- 1969Т. 1(1608-1683).- С. 551, 553; Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII веке- М., 1980- С. 467. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. - Иркутск, 1941. - С. 443-444.; и др.

Полевой Б.П. К трехсотлетию создания этнографического чертежа Сибири. (Из истории становления русской этнокартографии) // Советская этнография - 1973-№ 4.- С. 84.

3 Шренк JI. Об инородцах Амурского края: в 2 т.- СПб., 1883 - Т. 1. Часть географическо-историческая и антропо-этнологическая - С. 195.

4 Кириллов Е.А. Документы предыстории горных промыслов в Приамурье (XVII в.) / / Международная научная конференция "Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII-XX вв. (К 350-летию начала похода В.Д. Пояркова на Амур). Тезисы докладов и сообщений. Благовещенск, 22-27 июня 1993 г.-Владивосток, 1993.-Ч. Д.-С. 138-140.

5 Спафарий Н.М. Сибирь и Китай - Кишинев, I960 - С. 152-153.

6 Алексеев М.П. Указ. соч.- С.443.

7 Лаппо И.И. Отзыв о труде В.А. Кордта: Материалы по истории русской картографии и т.д.-Юрьев, 1908.-С.16-21.

8 Виттенбург П.В. Геологическое описание полуострова Муравьева-Амурского и архипелага Императрицы Евгении / / Записки общества изучения Амурского края. Владивостокского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества - Петроград, 1916. - Т.15 - С. 5-8.

9 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. -М., 1967; Чистов К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР - Петрозаводск, 1962. - Т. 35 - С.116-181; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма - М., 1977; Мачинский Д.А. "Дунай" русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии / / Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора - Л., 1981. - С. 110-172; Плигузов А. Текст-кентавр о сибирских самоедах. - М., 1993; Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. - СПб., 1994.

10 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси. - М., 1995; Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня) / / Philologia slavica: К 70-летию академика Н.И. Толстого. - М., 1993-С. 191-219; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996; Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале "Хожения за три моря" Афанасия Никитина // Избранные труды: В 2 т.- М., 1994- Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры- С. 254-297; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб., 1993.

11 Харитонович Д.Э. Ремесло и искусство (Социокультурный образ западноевропейского средневекового ремесленника) / / Одиссей. Человек в истории. 1992. - М., 1994. - С. 160-175; Харитонович Д.Э. Mundus novus. Первозданная природа глазами человека эпохи Возрождения // Природа в культуре Возрождения - М., 1992 — С.107-120; Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском: опыт историко-культурной интерпретации средневековых ремесленных рецептов / / Одиссей. Человек в истории. 1989. - М., 1989. - С.77-97; Оболенская С.В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв. / / Одиссей. Человек в Истории. 1991- М., 1991; Шкуратов В.А. Историческая психология-Ростов-на-Дону, 1994; Успенский Б.А. Семиотика искусства - М., 1995; The The History of Cartography, v.l. Cartography in Prehistoric, Ancient, and Medieval Europe and Mediterranean / Ed. By J.B. Harley and David Woodward. - Chicago & London, 1987; Harvey P.D.A. The history of topograhical maps, symbols, pictures and surveys - London, 1980; Bassin M. Inventing Siberia: Visions of Russian East in the Early Nineteenth Century / / American Historical Review. - № 96. - June 1991. - p. 763-794; Between Heaven and Hell: The Myth of Siberia in Russian Culture. - New York, 1993; и др.

12 Садовников Д.И. Наши землепроходцы- М., 1874; Чулков Н.П. Ерофей Павлович Хабаров добытчик и прибыльщик XVII в. / / Русский архив - 1898 - № 2; Ульяницкий JI. Албазин и албазинцы / / Записки Приамурского отдела Императорского общества востоковедения - Хабаровск, 1912 - Вып. 1; Бахрушин C.B. Казаки на Амуре - JL, 1925; Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. II Труды Гос. Дальневосточного университета-Владивосток, 1927 - Сер.З - №4; Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах: (вторая половина XVII в.).- Хабаровск, 1984; Полевой Б.П. Изветная челобитная С.В.Полякова 1653 г. и ее значение для археологов Приамурья / / Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования).- Владивосток, 1995; ШавкуновЭ.В. Культура чжурчженей-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока- М., 1990; Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII веке- М., 1980; Мясников B.C. Договорными статьями утвердили (дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XX вв.). - Хабаровск, 1997; Сафронов Ф.Г. Ерофей Павлович Хабаров - Хабаровск, 1983; Леонтьева Г.А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров - М., 1991; Артемьев А.Р. История и археология Албазинского острога / / Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (Историко-археологические исследования). - Владивосток, 1995-Т.2; Артемьев А.Р. Открытие и начало присоединения Забайкалья и Приамурья к Российскому государству в середине XVII в.11 Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования).-Владивосток, 1998- Т.З; Сем Ю.А. Походы Онуфрия Степанова по Амуру и Уссури / / Сообщения Дальневосточного филиала имени В.Л. Комарова - Вып. 15. Геология, химия, биология, экономика, история - Владивосток, 1962; Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX в. История открытия и освоения Северного морского пути - Т.1.- М., 1956; Ефимов A.B. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. Первая половина XVIII века - М., 1948; История Сибири: В 5 т.- Л., 1968 - Т.2; История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в.- февраль 1917 г.).- М., 1991; Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689 года - М., 1958; и др.

13 Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 18 кн.- М., 1963-Кн. 9 - Т.18; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.-М., 1988,- Т. 3; Любваский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века - М., 1996; Забелин И.Е. Государев двор, или дворец.- М., 1990; Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях - М., 1992; Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси - М., 1997; Буганов В.И., Преображенский A.A., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы.-М., 1980; Кристенсен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников: Пер. с дат. - М., 1989; ГромовМ.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков- М., 1990; Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в.

// Художественный язык средневековья - М., 1982; Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб., 1995; Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России / / Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987. - С.47-153; Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века.- М., 1996; Всемирная история: В 10 т.- М., 1958.- Т.4., Т.5; Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: В Зт.-М., 1986-1988; и др.

14 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX ввС. 327.

15 Там же.- С. 334.

16 Там же.- С. 4.

17 Там же,- С. 324-325.

18 Там же.-С. 313.

19 Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси / / Избранные труды: В 2 т.-М., 1994- Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры - С. 330.

20 Успенский Б.А.. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале "Хожения за три моря" Афанасия Никитина - С. 270.

21 Там же.- С. 266.

22 Там же.- С. 255, 258, 263-264, 283, 292.

23 Там же.- С. 256,275.

24 Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня).- С. 191-219.

25 Топоров В.Н. Пространство и текст / / Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С.227-284; Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику / / Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М., 1988. - С.7-60.

26 Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня).- С. 218-219.

27 Там же.-С. 213.

28 Там же,-С. 214.

29 Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907-1914 гг.).- М., 1997.- С. 7.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Соколов, Владимир Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пяти главах диссертации мы рассмотрели структуру и динамику образа неизвестной дальневосточной территории, его роль в особенно драматическое время русской истории - период церковного раскола, выхода на международную арену, социального реформирования и смены культурной парадигмы во второй половине XVII - начале XVIII вв. Исследование истории образа "Никанского царства" позволило нам реконструировать основные параметры механизма смысло-строительства, задействованного в указанных процессах, определить его специфику в условиях освоения новых территорий, контакта с дальневосточными и западноевропейскими странами.

В качестве минимального механизма смыслообразования мы рассматривали параллельную пару взаимно-непереводимых, но связанных блоком перевода языков - словесного и пространственно-иконического. Поэтому сквозной темой нашего исследования стал анализ проблем перевода и прежде всего взаимоотношений коммуникации и автокоммуникации, словесной и картографической "ипостасей" образа "Никанского царства". Данная стратегия, опирающаяся на понятие семиосферы, была ориентирована на выявление "ритуального" дальневосточной политики России второй половины XVII - начала XVIII вв., ее символического измерения.

Используя термин "ритуальное", мы исходили из того, что текстуальное, территориальное, телесное, пересекаясь, усиливая и дополняя друг друга, выполняют роль операционных базисов социальных отношений, равно как и познавательной деятельности. Развязывание этого "узла", представленного в феномене образа, и стало ответом на, казалось бы, наивный вопрос: "где" находится "Никанское царство".

История образа "Никанского царства" была раскрыта посредством проверки ряда рабочих гипотез в ходе последовательного рассмотрения предпосылок, ситуаций и различных граней перевода указанного образа в контексте русско-дальневосточных и русско-западноевропейских связей. В результате проделанной работы было установлено, что образ "царства" документирует особенности чувствительности, воображения и творчества русских людей, относящиеся к мистике исихазма как особой византийско-славянской познавательной традиции.

Мы обнаружили, что с момента появления образ "Никанского царства", обладая сложной семантикой и относясь к политическому "ритуальному", имел значение "своего в чужом", маркирующего утопическое пространство. Но вычитывание этого смысла стало возможно лишь в контексте реконструирования всех этапов истории образа. Выполненный анализ подтвердил матричный характер ситуации праздника Преображения Господня (его символики), неконвенционального (безусловного) отношения к слову, которое наложило отпечаток на практику перевода, обусловило подмену действительного желаемым, коммуникации автокоммуникацией. Трансляция данного образа в коммуникативном пространстве посредством слухов и делопроизводства, дальнейшие его переводы и прочтения отчетливо проявили в нем архетипическое. Наиболее убедительный материал в пользу этого заключения дает анализ картографического образа "Никанского царства", появившегося после Нерчинского договора в результате русско-западноевропейского диалога и заимствования чужой формы (рисунка рек, топонимии "христианского царства" на крайнем востоке "Тендук"). Выявленная не-осознавемая смысловая структура имеет черты, изоморфные архетипу самости в трактовке К.Г. Юнга.

Нами было выделено несколько важных вех истории образа "Никанского царства". Во-первых, это период его предыстории. Он характеризуется зарождением и бытованием представлений о "Царстве пресвитера Иоанна" в ХП-ХУН вв., историей западноевропейских контактов с Востоком, поисками путей в Китай, ожиданиями идеального правителя, проникновением образа Иоанна в семи-осферу Древней Руси в результате перевода.

Во-вторых, возникновение образа "Никанского царства" как неизвестной территории связано с походом Хабарова на Амур в 1649-1653 гг., а точнее - с двумя казусами: столкновением между русскими землепроходцами и цинскими войсками под Ачанским городком в марте 1652 г., а также расколом в отряде, случившимся в устье Зеи в начале августа 1652 г. Важным фоном появления данного образа являлись: 1) знание о близости Китая; 2) поиски "серебряной горы" в бассейне Амура; 3) агрессивное объясачивание амурских аборигенов; 4) перевод показаний пленного Кабышейки при отсутствии переводчиков с "никанского" языка. В силу этих причин, образ "Никанского царства" имел отношение к переживанию кризисной ситуации и поэтому содержал значительный пласт фантазма-тического, структурированного в соответствии с дорефлексивными познавательными традициями русской культуры, в частности, изоморфными исихазму.

В-третьих, период превращения образа в повседневную реальность 1653 -1689 гг. распространение слуха о "Никанском царстве" в Сибири, России и Западной Европе, стереотипизация образа в словесной и изобразительной формах, включение его в московско-сибирскую семиосферу, его осмысление с помощью сюжетов и символов Московского царства с учетом дальневосточных геополитических реалий. В данный временной отрезок происходит рефлексия московских интеллектуалов над содержанием указанного образа. Она инициируется не только официальными поисками "Никанского царства", но и необходимостью понять обстановку в регионе, упорядочить отношения с Китаем, определить их перспективу, решить вопрос о границе. Одновременно указанный образ (его элементы) оказывает влияние на поведение местного населения, обуславливает ряд действий, подрывающих стабильность в регионе. В конце концов, его пред- данность фиксируется в тексте Нерчинского договора (1689 г.), закрепляющем символизм неизвестной пограничной территории.

В-четвертых, после подписания Нерчинского договора начинается новая веха в истории исследуемого образа (приблизительные хронологические границы: 1689-1759 гг.). На русских картах он приобретает отчетливые черты сущест-вовашего ранее западноевропейского картографического обозначения земли Тен-дук - "Царства пресвитера Иоанна", видимо, став "орудием" в семиотическом поединке между Россией и Китаем, продолжавшемся непосредственно на территории пограничья и в сфере семиозиса. В этом смысле он отчетливо маркирует "свое в чужом", определяя направление для дальнейших действий наряду с знаменитой надписью об Александре Македонском.

В это же время образ "Никанского царства" попадает на первые русские "лубочные" карты мира, предназначенные для массовой аудитории и относящиеся к становлению нового политического ритуала в начале XVIII в., а также - на западноевропейские карты Дальнего Востока. Наблюдается его "угасание": подмена указанного смысла либо обозначением историко-географических реалий, либо очевидных "фантазмов". В произведениях Н. Витсена и его последователей интересующий нас образ документирует появление предпосылок формирования западноевропейско-русско-дальневосточного "узла" международных проблем и обнаруживает связь с обозначением "земли ньюйчжей (чжурчженей)" и темой золота. Этот последний период, видимо, продолжается до начала XIX в. и на него "наслаивается" генезис легенды о "Беловодском царстве", оказавшей значительное влияние на крестьянские миграции в XIX в. В самом общем виде история образа "Никанского царства" это - его возникновение, стереотипизация, "закат" и исчезновение из живой памяти.

Выполненное исследование конкретного исторического материала позволяет выделить ряд обобщенных характеристик указанного феномена. Во-первых, анализ текстов показывает, что контакт с новым и неизвестным вызывает измененное состояние сознания, актуализирующее образное мышление. Последнее продуцирует архетипическое, представляющее обычно "прозрачную" внутреннюю топологию психического в исторически-индивидуальной форме познавательной традиции. Архетипические образы документируют воспроизводство биологической и социально-культурной целостности индивида в актах адаптации к изменениям окружающей обстановки. "Засветка" сокровенной топологии происходит благодаря выносу процесса конструирования образа на "верстак" текстуального и происходящему темпоральному разрыву/продлению акта самоотражения, нарушающему обычное восприятие. Появление архетипических образов -знак преодоления критической ситуации, изменения стереотипной "картины мира", интуиции, творчества.

Во-вторых, данный контакт с новым в некотором отношении изоморфен контакту с иным, моделируемым сознанием с помощью целенаправленного внимания и действия. В различных культурах для этого используется инструментарий мистики, понимаемой как практика, позволяющая человеку ощущать себя частью Целого, переживать в особых состояниях непосредственное "единение" с абсолютом. Однако мистическая практика пытается продлить сверхценное состояние, характерное для творчества, сосредотачиваясь не столько на внешнем, сколько на внутреннем, отказываясь от конструирования нового.

Поэтому историческое исследование "Никанского царства" - образа неизвестной территории - вывело нас на проблемы взаимоотношений исторически-конкретных форм творчества и мистики в контексте рассмотрения динамики познавательных традиций с позиций "ритуального". В этом плане важнейшим является вопрос об условиях возникновения новой культурной (субкультурной) традиции.

Очевидно этому способствуют ситуации, когда человек обращается к трансперсональным глубинам "бессознательного" и/или "переводит" существующий чужой образ на свой "язык" при наличии соответствующего коммуникативного пространства, воспроизводимого в актах перевода. Предпосылочное знание о пространстве, первоначально возникнув в рамках иной традиции, утрачивает связь с матричной культурой, присваиваясь другой. Происходит контаминация.

Разрыв", "разлом", "хаос" в России на рубеже ХУП-ХУШ вв., обычность "экологии рисков" в районах пионерного освоения, отсутствие собственного языка для артикуляции "серединного", бытового (для разведения ближайших и конечных целей), строгое ограничение воображения в православной мистике,- все это усиливало потребность русского человека в контакте с иным посредством заимствования готовых чужих форм.

Наше исследование показывает, что образ "Никанского царства" принадлежит к тому же типу конструкций, что и "Царство пресвитера Иоанна", а также "Беловодье", к которым уже давно значительный интерес проявляют историки и философы, занятые изучением мистики.

Использование термина "ритуальное" в анализе феномена "Никанского царства" акцентирует внимание на предпосылках творческого смыслострои-тельства "разноречивого" образа пространства. Он обеспечивает рассмотрение индивидуальной текстовой деятельности как происходящей в планетарно-космических, психофизиологических и социально-исторических условиях. К коммуникации, опосредующей познание, в качестве предпосылки последнего добавляется ритм природного (объект-объектного) самоотражения в макро- и микромасштабах. Элементарным актом "ритуального", по моему мнению, служит конституирование образа пространства жестом отъединения, отделения, отгораживания в соответствии с фундаментальным для истории биосферы алгоритмом начала - "удвоения-деления", - отсылающего к структуре самовоспроизводственного принципа.

Пред-данность "ритуального" изоморфна историческому феномену российской "двутелости": наличию в разные периоды в пределах пространства своего особого семиотического ресурса: места для осуществления ухода-возвращения, представленного образом кочевника/разбойника/казака/странника с характерным для него поведением. Известно, что указанный многоликий "персонаж" наделен чертами борца против неравного распределения собственности. Территория такого актора есть сцена архитипического искушения древним перераспределительным мифом: отделения/присоединения как событий органического роста, поддерживающих особое состояние семиотического пространства и тип семиозиса. На юго-восточных рубежах России, в зоне межцивилизационного контакта, в течение последних 400 лет разыгрывается "мистерия" с этой фабулой, но с разными сюжетами.

Контакт православной культуры Слова с традициями аборигенов усиливал влияние "ритуального" на поведение и коммуникацию в зоне освоения новой территории, обнаруживал особую роль этого фактора. Образ неизвестной, ставшей пограничной, территории служил основой взаимодействия индивидуальностей семиосфер. Важное значение играла тема золота/серебра. Она являлась основой контаминации и была окружена особого рода символизмом, который мы попытались реконструировать в первом приближении. Общность некоторых черт мистического рождала на бессознательном уровне предчувствие своего в чужом, способствовала открытости чужому. Это служило скрытой основой познавательной деятельности в дальневосточном регионе указанного периода.

В заключение отметим, что наш сюжет имеет прямое отношение к истории отечественного образа Китая. Проведенное исследование показывает, что образ "Никанского царства" документирует особый период истории русско-китайского взаимодействия. В XVII в. образ Китая был "разноречив" и этим существенно отличался от нашего современного стереотипного представления. Множественность названий Китая была рождена его обозначением разными народами, от которых русские узнавали о существовании данной страны, а также ее огромными размерами. Довольно обширный объем названий не сразу сфокусировался на одном денотате. Некоторое время существовал разветвленный лабиринт избыточных имен (характерный для ситуации освоения). Поэтому далекий и малоизвестный Китай, скрывавшийся за пестрым покрывалом имен, был своеобразным вместилищем чаяний. Избыточное пространство "отсутствия" служило экраном для проекции архетипических структур бессознательного. Всякие попытки разобраться в существовавшем хитросплетении и идентифицировать имена неминуемо влекли за собой кристаллизацию данных схем в перенасыщенном семиотическом пространстве границы.

Сказанное выше наложило отпечаток на познание русскими людьми восточных земель в ХУП-ХУШ вв., сформировало своеобразную идентичность землепроходцев, традицию пребывания и жизни на сибирско-дальневосточных территориях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Соколов, Владимир Николаевич, 1999 год

Список использованных источников и литературы

1 .Источники Санкт-Петербургский филиал архива РАН ПФА РАН.- Ф. 21. "Портфели Г.Ф. Миллера".- Оп. 4.- Д. 30. ПФА РАН.- Ф. 21. "Портфели Г.Ф. Миллера".- Оп. 4.- Д. 31.

Архив Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Архив МАЭН РАН - Ф. K-V. "Перевод В.Г. Трисман книги Н.К. Витсена "Северная и Восточная Татария" (1705 г.)". - ОП. 1- Д. 129.

Российский Государственный архив древних актов РГАДА. - Ф. 199. "Портфели Г.Ф. Миллера".- Оп. 2. - Портфель № 542. - Ч. 1.

Российская Национальная Библиотека РНБ.- Отдел картографии-№ 19443. РНБ.- Отдел картографии - № 26495. РНБ - Отдел картографии - № 29040. РНБ - Отдел картографии - № 35429. РНБ - Отдел картографии-№ 35430. РНБ - Отдел картографии - № 48856. РНБ - Отдел картографии - № 50609.

РНБ - Рукописный отдел - Эрмитажное собрание - "Служебная чертежная книга" С.У. Ремезова.- № 237а.

Библиотека карт Британской библиотеки

BL Maps 150. е.2.

BL Maps С.2.С.1 (state 1 of plate 1 in 1570 atlas);

BL Maps 920 (327) (state 2 of plate 1).

BL Harl 5939 (15).

BL Maps 920 (277).

BL Maps 150. e.13 (plate I, state I).

BL Maps C.27.g.6. (76&99).

Фонды Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева

МПК № 2308 - Чудотворная икона (копия) Албазинской Божьей Матери "Слово

плоть бысть".

1.1. Опубликованные источники

1. Александр Свирелин протоиерей. Церковный Устав с кратким изъяснением Богослужения Православной Церкви - М., 1910.

2. Атлас географических открытий в Сибири и в Северо-Западной Америке. ХУП-XVIII вв.-М., 1964.

3. Бажов П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. - Свердловск, 1969.

4. Борисковская H.A. Старинные гравированные карты и планы - М., 1992 - С. 162-165.

5. Ведомость о Китайской земле и о глубокой Индеи // Памятники древней письменности и искусства. Отчет о заседании 5-го марта 1899 года с приложениями.-СПб., 1899.-Вып. CXXXIII.

6. Вениамин архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных: В 2 т.-СПб., 1899.-Т.1.

7. Виссарион (Нечаев) епископ. Толкование на Божественную Литургию по чину Св. Иоанна Златоустаго и Св. Василия Великаго - С-Пб, 1895.

8. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского-М.-Л., 1936.

9. Донос дьяка Петра Стеншина на Е.П. Хабарова и воеводу Д.А. Францбекова / / Леонтьева Г.А. Указ. соч.- С. 131-134.

10. Дополнения к актам историческим - СПб., 1846. - Т. 2.

11. Дополнения к актам историческим - СПб., 1848.- Т. 3.

12. Дополнения к актам историческим - СПб., 1862. - Т. 8.

13.Жербийон Ф. Записки / / Русско-китайские отношения в XVII веке: В 2 т.- М., 1972.- Т. 2.-С. 732-761.

14. Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений - 1840- Т.27-№ 105. Записки русских путешественников XVI-XVII вв.- М., 1988.

15.Идее И., Брандт А. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695).- М., 1967.

16. Исторические песни. Баллады - М., 1991- С. 150-156 - (Сокровища русского фольклора).

17. Карта части света 1459 года. Fac-similé (в уменьшенном виде) с копии, снятой виконтом де Сантаремом с подлинной карты, составленной фра Мауро для Альфонса V, короля Португальского, современника великому Князю Василию Васильевичу Темному// Материалы для историко-географического атласа России.-СПб, 1871.

18. Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. - М., 1984.

19. Летописи сибирские - Новосибирск, 1991.

20. Материалы по истории русской картографии / Изд. Киевской Комиссии по разбору древних актов, под ред. В. Кордта - Вып.1- Сер.2.- Киев, 1906.

21. Митрополит Иннокентий Вениаминов. Указание пути в Царствие Небесное.-Владивосток, 1990.

22.0 начале войн и смут в Московии / Исаак Масса, Петр Петрей - М., 1997. -(История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII-XX вв.).

23.Перейра Т. Записки / / Русско-китайские отношения в XVII веке: В 2 т.- М., 1972.-Т. 2.- С. 702-731.

24. Поло М.. Путешествие: Пер. со старо-франц. И.П. Минаева - Л., 1940.

25. Протопоп Аввакум. Житие Аввакума и другие его сочинения - М., 1991.

26.Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы: В 2 т-М.,1969 - Т.1; М., 1972.-Т. 2.

27. Сказание об Индийском царстве / / Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - M., 1981.-С. 466-473.

28. Сказание отца нашего Агапия, зачем оставляют свои семьи, и дома, и жен, и детей, и, взяв крест, следуют за господом, как велит Евангелие / / Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980 - С. 154-165, 650-651 (Примеч.).

29. Спафарий Н.М. Сибирь и Китай - Кишинев, 1960.

30.Спафарий Н. Эстетические трактаты - JL, 1978.

31. Стратегические планы усмирения русских (Пиндин лоча фанлюэ) / / Русско-китайские отношения в XVII веке: В 2 т.- М., 1972 - Т. 2.- С. 660-688.

32. Титов А. Сибирь в XVII веке.- М., 1890.

33.Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха: Пер. с кит. - М., 1997.

34. Утверждение династии / Андрей Роде. Августин Мейерберг. Самуэль Кол-линс. Яков Рейтенфельс. - М., 1997. - (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII-XX вв.).

35. Хеннинг Р. Неведомые земли - М., 1961.- T. II-III.

36.Челобитная С.В.Полякова и его спутников о поведении Я.П.Хабарова на Амуре в 1650-1653 гг. / / Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования).- Владивосток, 1995 - С. 31-54.

37. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г.- СПб., 1882.

38. The Atlas of Siberia by Semyon U. Remezov. Facsimile edition with an introduction by Leo Bagrow / / Imago Mundi. A review of early cartography - s-Gravenhage, 1958.

39. Bagrow L. An old Russian world map / / Imago Mundi - 1954. - v.XI - p. 169-174.

40. Gerard Mercator's map of the World (1569) in the from an Atlas in the Maritiem museum "Prins Hendrik" at Rotterdam - Rotterdam, 1961.

41.Mappemoude d ressee en 1459, par Fra Mauro, cosmographe venetien, par ordre d'Alphonse V, Roi de Portugal. Publiee pour la premiere fois de la grandeur de l'original avec toutes les Le'gendes. Par le vicomte de Santarem / / Santarem M.F. Atlas, compose de Mappemondes, de Portulans, et de Cartes Hydrographiques et historiques, depuis le vii jusqua XVII siecle,. - P., (1842-1853.) 1849.

42.Philipp Johann Strahlenberg's 1730 map of Siberia / /Bagrow L. A History of the Cartography of Russia up to 1800. - Ontario, 1975.-p. 119.

43. Shirley R.W. The Mapping of the World. Early Printed World Maps 1472-1700.-London, 1984.

2. Литература

1. Аверинцев С.С. Судьбы еврпейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью / / Из истории культуры Средних веков и Возрождения.-М., 1976.-С. 17-64.

2. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / / Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. - М., 1973.

3. Адлер Б.Ф. Карты первобытных народов // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Труды Географического Отделения - СПб., 1910 - Вып.2.

4. Айзатулин Т.А., Лебедев В.Л., Хайлов K.M. Океан. Активные поверхности и жизнь.-Л., 1979.-С. 32-33.

5. Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах: (вторая половина XVII в.).- Хабаровск, 1984.

6. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря - Благовещенск, 1989.

7. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. - Вып.1. XVII век - М.-Л., 1960.

8. Аникин A.B. Золото: Международный экономический аспект. - М.: Между-нар. отношения, 1984.

9. Артемьев А.Р. Буддийский храм XV в. в низовьях Амура / / VII Арсеньевские чтения. Тезисы докл. региональной научной конференции по проблемам истории, археологии и краеведения-Уссурийск, 1994 - С. 238-240.

Ю.Артемьев А.Р. История и археология Албазинского острога // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (Историко-археологические исследования). - Владивосток, 1995 - Т.2.- С. 55-89.

11. Артемьев А.Р. Открытие и начало присоединения Забайкалья и Приамурья к Российскому государству в середине XVII в. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования).-Владивосток, 1998.-Т.З.-С. 6-44.

12. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - M., 1868 - Т.2.

13. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи - М., 1983.

14.Базилевич К.В. В гостях у богдыхана-М.-Л., 1927.

15.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб., 1993.

16.Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.-Л., 1990.

17. Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле "Святая Святых" Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре - М., 1994- С. 154-171.

18. Бахрушин C.B. Казаки на Амуре - Л., 1925.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса-М., 1990.

20. Белоброва O.A. Личность и научно-просветительские труды Николая Спафа-рия / / Спафарий Н. Эстетические трактаты - Л., 1978 - С. 3-22.

21. Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX в. История открытия и освоения Северного морского пути - М., 1956. - Т.1.

22.Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем-М., 1996.

23.Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии: Пер. с фр.- М., 1998.

24. Бойцов М.А. Скромное обаяние власти. (К облику германских государей XIV-XV вв.) / / Одиссей. Человек в истории. 1995.- М., 1995.- С. 37-66.

25.БродельФ. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: В 3 т.- М., 1986-1988.

26.Буганов В.И., Преображенский A.A., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы.-М., 1980.

27. Воловников В.Г. По дорогам Востока и времени. (Введение) // Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 17181725 годах.-М., 1986.-С. 5-9.

28.Всемирная история: В 10 т.- М., 1958.- Т.4., Т.5.

29.Гаряев P.M. Суздаль. Символика русского средневекового города / / История СССР.- 1990.- № 3.- С. 55-69.

30. Генон Р. Царь мира / / Вопросы философии - 1993 - № 3 - С. 93-137.

31. Георгий Флоровский протоиерей. Пути русского богословия - Париж, 1981.

32.Гирц К. Идеология как культурная система / / Литературное новое обозрение-1998.-№29.- С. 7-38.

33.Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии: Пер. с англ. - М., 1990.

34. Гольденберг Л.А. Ремизов - сибирский картограф и географ (1642 - после 1720).-М., 1965.

35. Гребенщиков A.B. К истории русско-маньчжурских отношений. I. Посольство Н.Г. Спафария в Китай. Пособие к лекциям по маньчжурскому языку - Владивосток, 1912.

36.Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков - М., 1990.

37. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. - СПб., 1994.

38. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла: Диалог - Л., 1990.

39. Демидова Н.Ф., Мясников B.C. Первые русские дипломаты в Китае. ("Роспись" И. Петлина и статейный список Ф.И. Байкова). - М., 1966.

40.Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 г.: Пер. с англ. -М., 1987.

41. Долгих Б.О. Этнический состав и расселение народов Амура в XVII в. по русским источникам / / Сборник статей по истории Дальнего Востока - М., 1958-С. 125-142.

42. Долинин A.A. У истоков американской культуры: "картина мира" в литературе колоний Новой Англии XVII в.11 Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв.- М., 1985.

43. Дугин А. Мистерия Евразии. - М., 1996.

44. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада - М., 1990.

45.Ерохина Е.А. Русское этническое сознание в системе межэтнических взаимодействий (Западная Сибирь в XVII-XIX вв.) / / Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Тезисы Межд. научной конференции. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995: В 2 т. - Новосибирск, 1995. -Т. 2- Археология. Этнография - С. 110-113.

46. Ефимов A.B. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. Первая половина XVIII века.- М., 1948.

47.Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России / / Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987. - С.47-153.

48. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века - М., 1996.

49. Забелин И.Е. Государев двор, или дворец - М., 1990.

50. Зольникова И.Д. Сыск Д.Л. Полянского и "Письма" Избранта Идеса / / Публицистика и исторические сочинения периода феодализма - Новосибирск, 1989-С. 180-215.

51. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996.

52. История Сибири: В 5 т.-Л., 1968.- Т.2.

53. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в-февраль 1917 г.).-М, 1991.

54.Йейтс Ф. Искусство памяти: Пер. с англ. - СПб., 1997.

55. Кабанов П.И. Амурский вопрос - Благовещенск, 1959.

56.Казанин М.И. Об одной надписи на карте в "Чертежной книги Сибири" С. Ремезова / / Страны и народы Востока - Вып. 1. География, этнография, история.-М., 1959.-С. 229-241.

57.Каталог иностранных карт России XV-XVII вв. в фондах ГПБ - Л., 1972-Вып. 4 - Реки и города Европейской России. Азиатская часть России.

58.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М., 1983.

59. Кириллов Е.А. Документы предыстории горных промыслов в Приамурье (XVII в.) / / Международная научная конференция "Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XVII-XX вв. (К 350-

летию начала похода В.Д. Пояркова на Амур). Тезисы докладов и сообщений. Благовещенск, 22-27 июня 1993 г.-Владивосток, 1993.-Ч. II - С. 138-140.

60.Клибанов А.И.Народная социальная утопия в России: Период феодализма-М., 1977.

61. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.-М., 1988.-Т. 3.

62. Ковальский Я.В. Папы и папство: Пер. с пол - М., 1991.

63.Коляда A.C., Кузнецов A.M.. Никольск-Уссурийский: штрихи к портрету. -Уссурийск, 1997.

64. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях.- М., 1992.

65.Кочнев В.И., Седловская А.Н. Европейцы в Южной Азии и образование "евразийских" групп-М., 1992.

66.Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество.- М., 1988.

67.Крившенко С.Ф. Героика освоения и социалистического преобразования Дальнего Востока в русской и советской литературе - Владивосток, 1985.

68.Кристенсен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников: Пер. с дат. - М., 1989.

69. Лебедев Д.М. География в России Петровского времени - М.-Л., 1950.

70. Ле Гофф Ж. С небес на землю: перемена в системе ценностных ориентаций XII-XIII вв. / / Одиссей. Человек в истории. 1991.- М., 1991.- С. 25-47.

71. Леонтьева Г.А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров - М., 1991.

72. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник - М., 1994.

73. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976.

74. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история.-М., 1996.

75. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва - третий Рим" в идеологии Петра Первого. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) / / Художественный язык средневековья - М.,1982.

76. Лукин A.B. Образ Китая в России (до 1917 года) / / Проблемы Дальнего Востока.- № 6.- 1998.- С. 97-114.

77. Лучицкая С.И. Образ Мухаммада в зеркале латинской хронистики XII-XIII вв. //Одиссей. Человек в истории. 1994-М., 1994.-С. 182-195.

78. Лучицкая С.И. Э. Канторович. Два тела короля. Очерк политической теологии Средневековья // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах - М., 1996 - С. 142-154.

79. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века.-М., 1996.

80. Люцидарская A.A. От "иноземцев" к "инородцам" (один из аспектов колонизации Сибири) / / Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Тезисы Межд. научной конференции. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995: В 2 т. - Новосибирск, 1995. - Т. 2 - Археология. Этнография.-С. 165-169.

81.Малаховский К.В. Новь Великого океана-М., 1991.

82. Мацумото Акико. Зипангу, "Страна золота" / / Nipponia - № 4 - 1998 - С. 10.

83.Мачинский Д.А. "Дунай" русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии / / Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора - Л., 1981. - С.110-172.

84. Мейлах М.Б. Левиафан / / Мифы народов мира: В 2 т.- М., 1982 - Т. 2 - С. 43.

85. Мелихов Г.Ф. Маньчжуры на северо-востоке (XVII).-М., 1974.

86. Мельхиседеки // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря - М., 1996 - С. 167.

87.Мечковская Н.Б. Язык и религия - М., 1998.

88.Мечковская Н.Б., Супрун А.Е. Знания о языке в средневековой культуре южных и западных славаян / / История лингвистических учений: Позднее средневековье.-СПб., 1991.-С. 125-181.

89. Мещеряков А.Н. Homo soveticus: покорение пространства и времени / / Угол зрения. Отечественные востоковеды о своей стране. Сборник статей- М., 1992.-С. 159-181..

90. Миллер Г.Ф. История о странах при Амуре лежащих, когда оные состояли под Российским владением / / Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие.-СПб., 1757.-№3.

91. Миллер Г.Ф. История Сибири.- M.-JL, 1937.- Кн.1.

92.Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907-1914 гг.).- М., 1997.

93.Мошокина E.H. Символика королевской власти в средневековой Франции. Обзор / / История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 155-163.

94. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов - M, 1984.

95.Мясников B.C. Вторжение маньчжуров в Приамурье и Нерчинский договор 1689 г. / / Русско-китайские отношения в XVII веке: В 2 т.- М., 1972 - Т. 2 - С. 5-54.

96. Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII веке - М., 1980.

97. Мясников B.C. Договорными статьями утвердили (дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XX вв.). - Хабаровск, 1997.

98. Оболенская C.B. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв. //Одиссей. Человек в Истории. 1991.-М., 1991.-С.160-185.

99. Оболенская C.B. Культура простых людей. Народная жизнь в Баварии в XVI-XIX вв. Сборник статей под ред. Р. ван Дюльмена / / История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М., 1996.-С. 199-209.

100. Оглоблин Н. Источники "Чертежной книги Сибири" Семена Ремезова // Библиограф.-СПб., 1891.-№ 1.

101. Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. // Труды Гос. Дальневосточного университета- Владивосток, 1927- Сер.З-№4.

102. Окладников А.П. "Земля бородатых" / / Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР.- 1958.- T. XIV.- С.516-524.

103. Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья-Владивосток, 1973.

104. Палладий архимандрит. Старинные следы христианства в Китае, по китайским источникам //Восточный сборник-СПб., 1877-Т. 1.-С. 1-67.

105. Паничев А. Самарга: прошлое, настоящее, будущее. - Владивосток, 1998.

106. Плигузов А. Текст-кентавр о сибирских самоедах. - М., 1993.

107. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в.11 Художественный язык средневековья - М., 1982.

108. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. - СПб., 1995.

109. Полевой Б.П. О местонахождении Ачанского городка / / Советская этнография.- 1960.-№ 3.-С.328-332.

110. Полевой Б.П. К трехсотлетию создания этнографического чертежа Сибири. (Из истории становления русскойэтнокартографии) // Советская этнография-1973-№4- С. 78-88.

111. Полевой Б.П. Дючерская проблема. (По данным русских документов XVII в.) / / Советская этнография - 1979 - № 3 - С. 47-59.

112. Полевой Б.П. О картах Северной Азии Н.К. Витсена / / Известия АН СССР. Серия географическая - 1973- № 2.- С. 124-133.

113. Полевой Б.П. Изветная челобитная C.B. Полякова 1653 г. и ее значение для археологов Приамурья / / Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования).-Владивосток, 1995 - С. 730.

114. Приамурье. Факты, цифры, наблюдения - М., 1909.

115. Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси - М., 1997.

116. Рабинович B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры - М., 1979.

117. Ровинский Д. Русские народные картинки - СПб., 1881- Кн. 4.

118. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси - М., 1988.

119. Садовников Д.И. Наши землепроходцы - M., 1874.

120. Сакович А.Г. Народная гравированная книга Василия Кореня. 1692-1696-М., 1983.

121. Сафронов Ф.Г. Ерофей Павлович Хабаров - Хабаровск, 1983.

122. Сгибнев А. Амурская экспедиция 1854 г.: (Рассказ очевидца) / /Древняя и Новая Россия.-СПб. 1878.-Т.З.-№ 11.

123. Сем Ю.А. Походы Онуфрия Степанова по Амуру и Уссури / / Сообщения Дальневосточного филиала имени В.Л. Комарова - Вып. 15. Геология, химия, биология, экономика, история-Владивосток, 1962-С. 125-129.

124. Скачков П.Е. История изучения Китая в России в XVII и XVIII вв. (краткий очерк) / / Международные связи России в XVII-XVIII вв. (Экономика, политика, культура).-М., 1966,-С. 152-180.

125. Скрынников Р.Г. Царство террора - СПб., 1992.

126. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол: Смена театр. Систем- М., 1983.

127. Советская историческая энциклопедия - М., 1968 - Т. 11.

128. Соколов В.Н. Образ "Никанского царства" в древнерусской картографии последней трети XVII в. // Краеведческий вестник- Владивосток, 1994. -Вып.Ш.-С. 135-138.

129. Соколов В.Н. Изображение дальневосточных земель на "лубочных" картах XVIII в. / / Третья Дальневосточная конференция молодых историков. Тез. Докл. - Владивосток, 1994. - С. 34-36.

130. Соколов В.Н. Образ "Никанской земли" в контексте русско-аборигенных культурных контактов на территории Северо-Восточной Азии в XVII в. / / Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Тезисы Межд. научной конференции. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995: В 2 т. - Новосибирск, 1995. - Т. 2 - Археология. Этнография - С. 230232.

131. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 18 кн.- М., 1963-Кн. 9.-Т. 18.

132. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века- М., 1980.

133. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С.227-284.

134. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М., 1988. - С.7-60.

135. Топоров В.Н. Московские люди XVII века (к злобе дня) // Philologia slavica: К 70-летию академика Н.И. Толстого. - М., 1993- С. 191-219.

136. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси. - М., 1995.

137. Трубецкой E.H. Умозрение в красках - М., 1916.

138. Трубецкой Н.С. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина как литературный памятник / / Семиотика. - М., 1983 - С. 437-461.

139. Ульяницкий JI. Албазин и албазинцы / / Записки Приамурского отдела Императорского общества востоковедения-Хабаровск, 1912-Вып. 1.

140. Урсул Д.Т. Николай Гаврилович Милеску Спафарий - М., 1980.

141. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей.- М., 1982.

142. Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т.-М., 1994- Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры; М., 1994- Т.2. Язык и культура.

143. Успенский Б.А. Семиотика искусства - М., 1995.

144. Фель С.Е. Картография России XVIII века - М., 1960.

145. Фишер И.Е. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли Российским оружием - СПб., 1774.

146. Флоренский П. Избранные труды по искусству - М., 1996.

147. Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI-XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992 - М., 1994-С. 204-214.

148. Хант П. Житие протопопа Аввакума и идеология раскола / / Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск, 1992.

149. Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском: опыт историко-культурной интерпретации средневековых ремесленных рецептов / / Одиссей. Человек в истории. 1989. - М., 1989. - С.77-97.

150. Харитонович Д.Э. Ремесло и искусство (Социокультурный образ западноевропейского средневекового ремесленника) // Одиссей. Человек в истории. 1992.-М., 1994.-С.160-175.

151. Харитонович Д.Э. Mundus novus. Первозданная природа глазами человека эпохи Возрождения // Природа в культуре Возрождения - М., 1992 - С. 107120.

152. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: В 2 т-Новосибирск, 1992-Т.2.

153. Чебоксаров H.H. Этническая антропология Китая - М., 1982.

154. Черная JI.A. От идеи "служения государю" к идее "служения Отечеству" в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII в.11 Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып.1 / Ежегодник- М., 1989.

155. Чистов К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР.- Петрозаводск, 1962. - Т. 35.

156. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв.-М., 1967.

157. Чулков Н.П. Ерофей Павлович Хабаров добытчик и прибыльщик XVII в.11 Русский архив - 1898 - № 2.

158. ШавкуновЭ.В. Культура чжурчженей-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока - М., 1990.

159. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций.- Л., 1982.

160. Шкуратов В.А. Историческая психология - Ростов-на-Дону, 1994.

161. Шренк Л. Об инородцах Амурского края: в 2 т.- СПб., 1883 - Т.1. Часть географическо-историческая и антропо-этнологическая.

162. Эфендиев O.A., Новосельцев А.П. Сефевидов государство / / Советская историческая энциклопедия-М., 1969-Т. 12.-Стб. 813-814.

163. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ.- М., 1997.

164. Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689 года - М., 1958.

165. Baddeley J.F. Russia, Mongolia, China.- New York, 1919 - vol.I-II.

166. Bagrow L. The first Russian Maps of Siberia and their Influence on the West-European Cartography onN.E. Asia// ImagoMundi- 1952-vol. IX.-p.83-93.

167. Bagrow L. The Maps from the Home Archives of the Descendants of a friend of Marco Polo / / Imago Mundi - 1965 - vol. V - p. 3-13.

168. Bagrow L. A History of the Cartography of Russia up to 1600. / Ed. By Henry W. Castner. - Ontario, 1975.

169. Bassin M. Inventing Siberia: Visions of Russian East in the Early Nineteenth Century / / American Historical Review. - № 96. - June 1991. - p. 763-794.

170. Between Heaven and Hell: The Myth of Siberia in Russian Culture. - New York, 1993.

171. Cortesao A. History of Portuguense cartography - Coimbra, 1969 - V.I.

172. Dukes P. The making of Russian absolutismus: 1613-1801- London & New York, 1990.

173. Encyclopedia Nipponica.-Tokio, 1994.-v.10.-p.196-198.

174. Harvey P.D.A. The history of topograhical maps, symbols, pictures and surveys-London, 1980.

175. Nakamura H. East Asia in Old Maps - Tokyo, 1963.

176. Nordenkjold A.E. The influence of the "Travels of Marco Polo" on Jacobo Gastaldi's Maps of Asia / / Geographical Journal.- 1899.- vol. XVIII.- p. 396-406.

177. The catalogue of printed maps, charts and plans / Photolithographic edition to 1964.-London, 1967.

178. The History of Cartography, v.l. Cartography in Prehistoric, Ancient, and Medieval Europe and Mediterranean / Ed. By J.B. Harley and David Woodward. - Chicago & London, 1987.

179. The Northeast Passage from the vikings to Nordenshiold - Helsinki, 1992.

180. Wood F. Did Marco Polo go to China? - London, 1995.

Приложение № I, Копия в миниатюре с чудотворной иконы Ал-баз и не кои Божьей Матери "Слово плоть бысть". находящейся в Благовещенском; Кафедральном соборе, подаренная в 1888 г. Обществу изучения Амурского края Преосвященным Гурием Епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским.

Компиляция об исихазме

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.