Нило-Сорский скит как центр книжности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шевченко, Елена Эриковна

  • Шевченко, Елена Эриковна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 275
Шевченко, Елена Эриковна. Нило-Сорский скит как центр книжности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2009. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шевченко, Елена Эриковна

Введение.

Глава 1.

Книжное собрание Нило-Сорского скита по данным описей.

Глава 2.

Книжные вклады в Нило-Сорский скит.

Глава 3.

Духовные связи Нило-Сорского скита с другими книжными центрами

Часть I. Духовные связи с Кирилло-Белозерским монастырем.

Часть II. Духовные связи Белозерья и Соловков (Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри,

Нило-Сорский и Анзерский скиты).

Глава 4.

Книгописание в Нило-Сорском ските.

Глава 5.

История канонизации Нила Сорского по памятникам письменности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нило-Сорский скит как центр книжности»

Еще в начале XIX в. исследователями средневековой русской культуры был поставлен вопрос о необходимости изучения состава монастырских библиотек с целью выявления древнерусских произведений и фактов, способствующих их созданию.1 На рубеже XX-XXI вв. мысль о важности воссоздания истории книжных центров Древней Руси, как писала Р. П. Дмитриева, приобретает все большее значение для "понимания развития письменности и книжности как явления культуры". В последнее время появился ряд работ, посвященных таким значительным книгописным центрам как Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский, Соловецкий, Троице-Сергиев и другие монастыри. Однако рукописи Нило-Сорского скита никогда не становились объектом самостоятельного монографического исследования.

Между тем известно, что многие ключевые моменты истории культуры Древней Руси связаны с именем преподобного Нила Сорского. Духовное наследие великого заволжского старца оказали большое влияние на развитие не только средневековой культуры, но и культуры Нового времени. Более того, идеи сорского подвижника, о которых известно как из его собственных произведений, так и из сочинений других древнерусских авторов, число которых, впрочем, не слишком велико, продолжают оставаться актуальными и для современной духовной жизни.

Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. СПб., 1902 (ПДП; Вып. 147).

Дмитриева Р. П. Введение // Книжные центры Древней Руси: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 3-4.

Поэтому любые новые сведения, касающиеся сорского старца, представляют научный интерес для исследователей культуры от позднего Средневековья до наших дней.

Творчество Нила Сорского породило обширную научную литературу. Ряд исследований посвящен анализу воззрений заволжского пустынника, оказавших влияние на решение Соборов 1490 и 1503 гг., где поднимались, в частности, вопросы об отношении к еретикам и монастырскому землевладению, а также связанной с ними проблеме идеологии монашеского "нестяжательства" на Руси, родоначальником которой, по мнению ряда историков древнерусской книжности, и был преподобный Нил Сорский. Другой ряд работ посвящен общей характеристике

Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. (ПДП. Т. 16). СПб., 1882. С. I-XII; Никольский Н. К. 1) О влиянии византийских учений на Нила Сорского // ВВ. СПб., 1895. Т. 3. С. 192-195; 2) Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.: Из рукописного наследия. СПб., 2006. 149-166 и др.; Моисеева Г. Н. Об идеологии "нестяжателей"// История СССР. 1961. №2. С. 88-92; Лурье Я. С.

1) К вопросу об идеологии Нила Сорского // ТОДРЛ. Д., 1957. Т. 13. С. 182-213; 2) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - нaчaлaXVI века. М.; Д., 1960. С. 7-38; Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М., 1970. С. 7-44; Ситщына Н. В. Нестяжательство и русская православная церковь XVI-XIX вв. // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1983. М., 1983. С. 76-101; Прохоров Г. М. 1) Нил Сорский// СК. Вып. 2, ч. 2. Л., 1989. С. 133-141; 2) Преподобный Нил Сорский и его место в произведений преподобного Нила.4 Среди них следует выделить исследования, тематикой которых являются его автографы.5 истории русской духовности // Преподобные Нил Сорский и Иннкентий Комельский. Сочинения / Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 5-42; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002; Алексеев А. И. Под знаком конца времени. Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв. СПб., 2002; Романеико Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003. С. 11-49, 99-108. Здесь и далее привожу те работы, которые, с моей точки зрения, наиболее важны для разработки той или иной темы. В них же дана и практически исчерпывающая библиография вопроса.

4 Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский (ПДПИ. Т. 16). СПб., 1882. С. 48-184; Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // ИОРЯС, 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 78-89; Боровкова-Майкова М. С. 1) Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1910. (ПДПИ. Т. 179); 2) К литературной деятельности Нила Сорского. СПб., 1911. (ПДПИ. Т. 177). С. 1-16; Лилиенфелъд Ф. О литературном жанре сочинений Нила Сорского// ТОДРЛ., М.;Л., 1962. Т. 18. С. 80-98; Лурье Я. С.

1) Краткая редакция "Устава" Иосифа Волоцкого - памятник идеологии раннего иосифлянства// ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 12. С. 123-126; 3) Нил Сорский и составление "Просветителя" Иосифа Волоцкого // Nil Sorskij е l'esicasmo. Edizioni Qiqajon. Communita di Bose, 1995. C. 97-110; Прохоров Г. M. 1) Послания Нила Сорского // ТОДРЛ'. Л., 1974. Т. 29. С. 125-143; 2) Предание, Устав, Послания, Предисловие и Послесловие к Соборнику Нила Сорского // Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. С. 81—257; Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского // Литература Древней

Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 104-105; Леннгрен Т. 77. 1) Соборник житий в литературном наследии Нила Сорского // Paleoslavika VII. 1999. С. 334-342; 2) Соборник Нила Сорского в литературном наследии Кирилло-Белозерского монастыря // Translating culture. Oslo. 2001. С. 163-179; 3) Великие Минеи-четьи митрополита Макария и Соборник Нила Сорского (к постановке проблемы) // Abhundlungen zu den Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij. Freiburgi. Br., 2006. Bd. 2. S. 75-91; Романенко E. В. Нил Сорский. 2003. С. 63-98; Goldfrunk D. 1) Recentaring Nil Sorskii // Russian Revieu. 2007. № 58 (2). P. 2-19. 2) Nil Sorskii and Nikon of the Black Mountain // Russian History / Histore Russe. 2006. № 33 (2-4). P. 365И-05; 3) Этапы и итоги полувековой истории исследований о Ниле Сорском и переводов его сочинений // Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси: IV Загребинские чтения. Материалы международной конференции 12 мая 2008. СПб., 2008. С. 9-19; Семячко С. А. Нил Сорский и традиции старчества на Руси // Там же. С. 60-70.

5 Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский (ПДП. Т. 16). СПб., 1882. С. 27, примеч.67; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - "списатели книг" // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 150-167; Прохоров Г. МЛ) Автографы Нила Сорского// Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 37-54.; 2) Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб:, 2005. С. 43-80; Леннгрен Т.П. i) Житие Ануфрия Пустынного в автографе Нила Сорского // Paleoslavika VII. 1999. С. 218-248; 2) Соборник Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1; М., 2002. Ч. 2; М. 2004. Ч. 3; Указатель слов: А-Н. М., 2005; О-Я. М., 2005; 3) 4) Публикация "Соборника" Нила Сорского: итоги и перспективы //

Особую группу составляют исследования, раскрывающие биографию подвижника, историю его детища - скита на реке Соре, и вопросы, связанные с канонизацией преподобного Нила.6

В конце XV в. недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря преподобным Нилом был основан скит. Традиционно скит характеризуется как особая форма организации жизни монахов, которая предполагает средний путь между общежительным монастырем и совершенным отшельничеством. Именно такую

Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси: IV Загребинские чтения. Материалы международной конференции 12 мая 2008. СПб., 2008. С. 71-82.

6 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.: Из рукописного наследия. СПб., 2006. 149-166; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский (ПДП. Т. 16). СПб., 1882. С. 1-47; Иоанн (Калинин) Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Нижегородской епархии. М., 1913; Прохоров Г. Ml) Нил Сорский// СК. С. 133-141; 2) Повесть о Нило-Сорском ските// Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1976. М., 1977. С. 12-20; 3) Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в. // ТОДРЛ. СПб, 1997. Т. 50. С. 558-567; 4) Повесть о Нило-Сорском ските. Житие и чудеса Нила Сорского в списках XIX в. // Преподобные Нил Сорский и Иннкентий Комельский. Приложения. С. 384-419. Романенко Е. В. 1) Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник, № 3-4. М.; Воронеж, 1999. С. 89-152; 2) Нил Сорский. 2003; Виденеева А. Е. О Нило-Сорской пустыни в первой половине XVIII в. // Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 88-99. форму существования предопределил своим уставом сорский подвижник для основанной им обители.

Начало книгописанию в пустыни было положено самим преподобным. Как известно, там им были написаны Предание, Устав (11 глав), несколько Посланий, составлен Соборник переводных греческих житий (в 3-х книгах). На протяжении веков в скиту бережно сохранялись традиции великого старца. Книжное собрание пустыни отразило круг интересов монахов, стремящихся к внутреннему созерцанию.

Безусловно, многие из историков древнерусской письменности, обращавшиеся к проблемам, так или иначе связанным с именем Нила Сорского, основывались в своих трудах на рукописях, ведущих свое происхождение из его скита. Парадокс же заключается в том, что исследователи книжной культуры, бесспорно признавая авторитетность книг из обители великого старца, до последнего времени использовали в своих работах лишь отдельные скитские манускрипты.

Непосредственно библиотеке скита посвящено не так много работ. На ее наличие впервые обратил внимание А. С. Архангельский. Он отметил три самые древние сорские рукописи и еще одну с записями об их принадлежности Нилову скиту.7

Несколько строк книжному собранию пустыни посвятил сорский инок Иоанн (Калинин). Основываясь на Описях Нило-Сорской пустыни XVII в., он указал место хранения рукописей в XVII в., их количество в 1641 и 1689 гг., описал находившиеся в 1913 г. скитские книги (4 печатных Евангелия и рукописный

Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. (ПДП. Т. 16). СПб., 1882. С. 27, примеч. 67.

Синодик XVII в.), отметил вклады некоторых высокопоставленных особ.8

Большой вклад в изучение истории скита внесла

9 п

Е. В. Романенко, выявив значительное число источников. Однако, прочтение и интерпретация отдельных рукописных материалов пустыни, сделанные ею, подчас вызывает недоумение. На наш взгляд, привлечение скитских рукописей конца XVI в., да еще поступивших в пустынь в XVII столетии, для характеристики воззрений насельников обители начала XVI в., в частности преподобного Нила, по меньшей мере не корректно.10 Несмотря на то, что Сорской библиотеке Е. В. Романенко посвятила отдельную главу,11 ее содержание нельзя признать исчерпывающим, поскольку рассказ о библиотеке довольно скоро переходит в повествование о трудной жизни скитских монахов.12 Совершенно очевидно, что для характеристики рукописного наследия Ниловой обители необходимо привлечь большее количество источников, основываясь на тщательном их изучении, учитывая место и время их создания, а также конкретный исторический контекст.

Иоанн (Калинин). Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Нижегородской епархии. М., 1913. С. 11, 35-36.

9 Романенко Е. В. 1) Нил Сорский. 1999; 2) Нил Сорский.

2003.

10 Например, использование рукописи Скитского патерика РНБ, собр. Кир-Бел. 20/1259. См.: Романенко Е. В. Нил Сорский. 2003. С. 60.

11 Там же. С. 159-164.

12 Там же. С. 162-164.

Выявлению и характеристике рукописного наследия скита XIX

I 7 столетия посвятила несколько работ А. В. Смирнова. В 2008 г. в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике был опубликован каталог выставки к 500-летию преставления великого старца, в котором значительное место было уделено сохранившимся в музее книгам Сорской пустыни.14

Отсутствие исследования, которое бы ставило перед собой задачу осмысления книжного собрания Нило-Сорской пустыни как целостного явления, оказалось одним из главных стимулов, обусловивших создание предлагаемой диссертации.

Представляется актуальным проанализировать рукописное наследие скита на Соре, применяя комплексный подход в изучении

17

Смирнова А. В. 1) Книги из Нило-Сорской пустыни в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Кириллов: краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2001. С. 116-125; 2) Документы Нило-Сорской пустыни в собрании КБИАЗМЗ // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Шестые Кирилловские чтения. Вып. 5. Ч. 1. Кириллов. 2008. С. 14-18. Часть из них кратко описана: Памятники письменности в музеях Вологодской области: Кат.-путеводитель. Рукоп. кн. / Сост. А. А.Амосов. Вологда, 1982. Ч. 1. № 14, 15, 16, 24, 28, 30, 31», 33, 36, 38, 39, 43, 44, 47, 48, 51, 53, 54, 56, 68, 75, 81, 89, 93,121.

14 Преподобный Нил Сорский и основанная им пустынь (к 500-летию со дня преставления святого). Каталог выставки из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Вологодского музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения / Сост. JI. И. Глызина, Н. Г. и О. Г. Кузмичевы, JI. В. Теребова,

Т. Г. Петрова, Е. М. Глухова. Кириллов, 2008. манускриптов. Данная работа является попыткой рассмотреть с разных точек зрения собрание рукописей Нилова скита как единое целое, и это призвано определить место Ниловой обители как центра книжности в истории русской средневековой литературы.

Поскольку книги этой обители не сохранились в виде единой коллекции и оказались рассеяны по разным собраниям, то первым этапом для решения этой задачи было выявление манускриптов, связанных с заволжским скитом.

Прежде всего, к книжному собранию Сорской обители следует отнести выявленные А.С.Архангельским, Б. М. Клоссом и Г. М. Прохоровым автографы великого старца. Как известно, они дошли до нашего времени в сборниках Нила Полева, постриженика оппонента Нила Сорского - Иосифа Волоколамского. Обращение к книгам, принадлежавшим другому ученику преподобного Иосифа, Дионисию Звенигородскому Лупе, позволило мне выявить еще один автограф сорского аскета.

Однако основным источником данной работы послужили рукописи последователей преподобного Нила, поскольку в основном выявленные скитские книги относятся к более позднему времени.

Материалом исследования стали рукописи Нило-Сорского скита, обнаруженные в собрании Библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, собрании Библиотеки Новгородского Софийского собора; собрании М. П. Погодина, Нового собрания рукописных книг, собрании Кирилловского музея, Основного собрания рукописных книг, которые хранятся^ Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, а, также в собраниях Библиотеки Академии наук, Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки, Кирилло-Белозерского историко-архитектурого и художественного музея-заповедника и

Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. На настоящий момент выявлено около 100 рукописей, содержащих различные произведения переводной и оригинальной литературы Древней Руси, имеющих помету или запись о непосредственной их принадлежности Нило-Сорскому скиту, и около 30 рукописей, связанные тем или иным образом с деятельностью книгописцев пустыни.

Сведения о некоторых из рукописей Ниловой обители были почерпнуты в указанной выше монографии А. С. Архангельского. Значительный комплекс скитских манускриптов был выявлен мной в 1985 г. Полученные результаты частично были опубликованы в ряде статей13. Параллельно рукописи Ниловой обители

15 1) Библиотека Нило-Сорской пустыни и окружение царя Алексея Михайловича // История православия в России: люди, факты, источники. СПб. 1995. С. 68-71; 2) Sevcenko Е. Т. Le rasolte Librarie dello "Skit" di Nil Sorskij dalla fine XV al XVIII secolo. Un tentativo di riconstruzione.// Nil Sorskij e l'esicasmo. Edizioni Qiqajon. Communita di Bose, 1995. C. 143-149; 3) Книжные вклады "именитых людей" XVI-XVII вв. в Нило-Сорскую пустыню // Рукописные памятники. 1997. Вып. 4. С. 145-162.; 4) Писцы Нило-Сорского скита XVT-XVII вв. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. 1997. Вып. 2. С. 75-85; 5) Служба и житие преподобного Нила Сорского, составленные в середине XIX в. иеромонахом Нилом Прихудайловым // Рукописная книга Древней Руси и славянских стран: от кодикологии до текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; 6) К истории канонизации преподобного Нила Сорского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Т. 1 (15). Март. М., 2004. С. 95-101; 7) История создания жития преподобного Нила Сорского // Русская агиография. Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005; 8) Из истории книжных связей Белозерья и использовались также в работах Е. В. Романенко;16 среди сорских манускриптов, указанных ею, не известными мне оказались "Ниловы главы" (РГБ, собр. В. М. У идольского, № 141) и сборник Житий Вологодских святых (ГИМ, собр. А. С. Уварова 107-1).

По сравнению с исследованием Е. В. Романенко в данном диссертационном сочинении круг рукописных книг расширен: дополнительно учтено около 40 книг. Помимо этого, в процессе изучения манускриптов Ниловой обители был применен принципиально иной подход. Внимательное кодикологическое и палеографическое описание книг позволило выделить почерки писцов, непосредственно трудившихся в пустыни, определить рукописи, поступившие туда или в качестве вклада, или в результате покупки, выявить новые сочинения и установить авторство некоторых из них. Уточнение датировок и обстоятельств создания манускриптов дало возможность не просто представить общую картину книжной культуры скита в определенном временном разрезе, но и показать ее диахроническое развитие.

Соловков (Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри, Нило-Сорский и Анзерский скиты) // Очерки феодальной России. М.; СПб., 2007. С. 274-290; 9) Неизвестный автограф Нила Сорского // ТОДРЛ. СПб., 2008. Т. 58. С. 913-919; 10) Пути формирования книжного собрания Нило-Сорского скита // СПб., IV Загребинские чтения. Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси. Материалы международной научной конференции 12 мая 2008 г. 2008. С. 97-100; 11) Нило-Сорский скит в контексте письменной культуры Древней Руси// Русская литература. 2009. (в печати); 12) Книжники Нило-Сорского скита XVII в. (по материалам Приходо-расходной книги 1611—1612 гг.) // "Слова и золота вязь": Сб. памяти В. М. Загребина (1942-2004 гг.). СПб, 2010 (в печати).

16 См. указ. соч. Е. В. Романенко.

В диссертации был привлечен ряд рукописей Соловецкого и Кирилло-Белозерского собраний, на первый взгляд имеющий лишь отдаленное отношение к Сорскому скиту. Их изучение позволило охарактеризовать книжные и духовные связи Ниловой обители с этими монастырями.

Изучение скитских манускриптов выявило еще одну проблему. Несмотря на то, что вопрос о времени канонизации Нила Сорского занимал таких видных историков церкви XIX в., как

17 1 $2 IQ

А. С. Архангельский , Е. Е. Голубинский , Г. В. Федотов , а из

7Q современных исследователей Е. В. Романенко" , многие аспекты этой темы все еще остаются малоизученными.

Описание скитских рукописей позволило внести некоторую ясность в историю канонизации преподобного Нила. Как писал Е. Е. Голубинский, канонизированный святой — это такой святой, которому установлен день памяти и совершается ежегодно празднование, для чего составляется служба и житие с чудесами. 21 Поэтому для решения вопроса о причислении к лику святых заволжского старца актуальной задачей становится выявление и изучение всех произведений, касающихся истории его почитания.

17 Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1. Преподобный Нил Сорский. (ПДП. Т. 16). СПб., 1882. С. 44-46.

1 Q

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 41, 138, 270.

19 Федотов Г. В. Святые Древней Руси. С. 188.

20

Романенко Е. В. 1) Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник, № 3-4. М.;Воронеж, 1999. С. 89-152; 2) Нил Сорский. 2003. С. 188-200.

21 Голубинский Е. Е. История канонизации. С. 138.

Данное исследование более полно представляет историю канонизации преподобного Нила.

Таким образом, предметом данной работы является книжная рукописная традиция Нило-Сорской пустыни в контексте культурно-исторического развития Древней Руси и, в первую очередь, комплекс агиографических сочинений, связанный с почитанием преподобного Нила, так как рукописи с этими произведениями ведут свое происхождение из Сорской пустыни и имеют прямое отношение к теме.

В качестве источника информации о книжной культуре пустыни, в частности атрибуции почерков скитских писцов незаменимую роль играют хозяйственные документы - скитские приходо-расходные и отписные книги, а также памяти строителей.

Значительная их часть была указана и использована в качестве

22 материалов для истории пустыни в работах Е. В. Романенко, а также несколько документов XVIII в. были рассмотрены в статье

23

А. Е. Виденеевой.

Спецификой данного диссертационного сочинения является анализ хозяйственных книг в контексте анализа всей рукописной традиции пустыни. Особое внимание уделено описям книгохранительницы, являющимся важной составляющей каждой отписной книги. В данном исследовании прослежена история Романенко Е. В. 1) Первый скит России: страницы истории XV-XX вв. // К свету: Край Кирилла Белозерского. М., 1997. № 15. С. 62-92; 2) Нил Сорский и традиции русского монашества // Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999. № 3-4. С. 89-152; 3) Нил Сорский. 2003. С. 58-59, 231-233.

23 Виденеева А. Е. О Нило-Сорской пустыни в первой половине XVIII в. // Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 88-99. книжного собрания по всем сохранившимся скитским документам XVII-XIX вв., в том числе и не учтенным Е. В. Романенко. Это дало возможность сделать выводы об изменениях количества книг пустыни, сопоставить полученные факты с реально дошедшими до наших дней манускриптами, атрибутировать их почерки указанным в этих хозяйственных книгах монахам, а также способствовало уточнению датировок некоторых из рукописей. Эти документы относятся к XVII-XVIII вв.24 К XVI в. относится единственный документ, названный "Памятью" о передаче казначеем Кирилло-Белозерского монастыря Иоаникием строителю пустыннику Филиппу ружных денег за оброчный хлеб в 1587 г. - ГИМ, ОПИ, ф. 484, № 74, л. 34.25

Краткую характеристику некоторых из них см.: Шевченко Е. Э. 1) Описи Нило-Сорского скита XVIII в. // Рефераты докладов и сообщений VI Всероссийского научно-практического совещания по изучению и изданию писцовых книг и других историко-географических источников. СПб., 1993. С. 90-91; 2) Хозяйственные книги Нило-Сорского скита // Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 1997. Вып. II. С. 45-51. 3) Описи Нило-Сорского скита XVIII в. (к вопросу книжном собрании). // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 397—408. Сведения о местонахождении документов XVII в. сообщены Е. В. Романенко, за что приношу ей искреннюю благодарность. См. также: Виденеева А. Е. О Нило-Сорской пустыни в первой половине XVIII в.С. 88-99; Романенко Е. В. Нил Сорский. 2003. С. 58-59, 231-233. л С

Романенко Е. В. Нил Сорский. 2003. С. 57.

До нашего времени дошло 13 приходо-расходных книг.26 Одна из них хранится в ГИМ, ОПИ, ф. 484, on. 1, №74, л. 1-34. Две других - в РЫБ, собр. СПбДА. АII. 46. и РГАДА, собр. Мазурина, on. 1, № 502 (далее: Маз. ). 10 тетрадей приходо-рсходных книг скита, как и 21 тетрадь Описей, в настоящее время хранятся в Архиве СПбИИ РАН, кол. № 115 (собрание рукописных книг Археографической комиссии), № 666-693. Еще одна - в том же Архиве СПбИИ РАН, кол. № 260 (собрание Н. К. Никольского), оп. 2, № 60.

Приходо-расходные книги охватывают период с 1611 по 1687 год, почти все написаны скорописью, их формат 4°, объем — от 5 до 32 листов.

Большинство из них делится на две части: "приход" и "расход". В раздел "приход" занесены те суммы, которые были получены скитом в качестве вкладов или царской руги. В разделе "росход" указывается, сколько денег выдано "за жилого", сколько потрачено на другие нужды: покупку провизии (молока, животного масла, сыра, яиц, сметаны, чеснока, рыбы, огурцов, соли и др.), починку мостов, келий, кладку печей, "на харч" и "на провоз" во время поездок строителя и иноков, траты на бумагу, здесь же зафиксировано, сколько заплачено "писчево" дьякам при подаче челобитных в Москве и Вологде. Из этого раздела можно узнать о целях поездок строителей скита, а также о том, кто писал иконы и сколько заплачено за их создание, реже — за какую сумму была куплена та или иная книга. Перечислим их:

1. Приходо-расходные книги "после отписи старца Мисаила черньцу Маркелу" 1611-1612 г. - ГИМ, ОПИ, ф. 484, on. 1, №74, л. 1-34.

26 Романенко Е. В. Нил Сорский. 2003. С. 58-59, 233.

Это самая ранняя приходо-расходная книга. Хотя она составлена старцем Михаилом, в ней назван бывший строитель Аркадий. Рукопись содержит любопытные подробности посещения а г. Ярославле князя Дмитрия Михайловича Пожарского в период собирания ополчения для борьбы против польского войска. Монахи, упомянутые здесь, нередко отождествляются с писцами конкретных рукописей.

2) Приходо-расходная книга строителя чернеца Нафанаила 1636 г. - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 666.

На листе 1 на полях имеется помета о том, что записанные в ней данные — "чорные", то есть черновые.

3) Приходо-расходная книга строителя чернеца Нафанаила 1636-1638 гг. - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 667.

Эта книга того же строителя представляет собой в первой части повторение № 666 (причем здесь тоже имеется помета "черные", но более бледными чернилами), далее следуют сведения за 1637-1638 г.

4, 5) Приходо-расходные книги строителя священника Варлаама соответственно за 1654—1655 и 1655-1656 годы - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 674 и № 67527.

В последних двух тетрадях раздел "росход" делится на две части: "росход деньгам" и "росход скитцкому строению и всякой покупке". "Росход деньгам" предполагает только распределение

27

В № 675 на л. 2—9 об. указано, почему строитель не сам "приложил руку": "К сим книгам вместо бывшего строителя старца Варлаама, по его повеленью, што он заскорбел, отец его по духовной черной поп Иона руку приложил". Необходимо отметить важную для исследователей истории строительства скита запись на л. 9 № 675 о том, что "с чюдотворцова гроба часовня переведена к чюдотворцову кладезю, дано 6 алтын". руги между монахами, все остальные расходы на нужды пустыни занесены во вторую часть: "резали кирпич", переделывали у старца Христофора скамью, очаг, окно, починили замки, покупали съестные припасы, "нанимали лошадей до Кириллова", "слуга отписывал пустыню — лошади куплено овса" и др.

6) Приходо-расходные книги строителя Христофора за 1656 г. - СПбИИ РАН, кол. 260, № 60.

7, 8) Приходо-расходные книги строителя Христофора за 1656 и 1657-1658 г. - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 676 и № 677.

Следует отметить одну особенность рукописи под № 676. В ней часто на то место, где должна указываться сумма денег, уплаченная за какую-либо покупку, приклеен обрывок бумаги с поправками. Видимо, это черновые тетради, а предыдущая за тот же

90 год - беловая."

9) Приходо-расходные книги строителя Христофора за 16571658 г. - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 678.

В ней утрачено начало, но, по всей видимости, это книга того же строителя Христофора. Здесь сохранился только раздел "росход".

10) Приходо-расходные книги строителя Варлаама Макарьевского за 1664-1668 г. - РНБ, СПДА. A.II. 46.

11) Приходо-расходные книги строителя строителя Нифонта Ферапонтовского за 1669 и 1671 г. - СПбИИ РАН, кол. № 115, № 682.

Она отличается от других тем, что имя каждого обитателя скита употребляетсяздесь с прозвищем, образованным, вероятно,

По сведениям этих двух книг можно судить о том, что в указанное время оживляется начатое при Варлааме строительство скита: строится плотина на мельнице, наводится мост, освящается церковь над гробом преподобного Нила. от названия места прежнего проживания человека. В следующих сг 29 тетрадях те же имена встречаются уже без прозвищ.

12) Приходо-расходные книги строителя Феофила за 16721673 г. - РГАДА, Маз., on. 1, № 502.

Все вышеперечисленные тетради именуются "приходо-росходными книгами Нилова скита". Следующая книга имеет другое название.

13) "Память" строителя Иосифа за 1687-1688 г. - СПбИИ РАН. Кол. № 115. № 692.

Документ назван "памятью" строителю старцу Иосифу, "что в приходе казенных денег". Далее указывается, что "память" составлена "по благословению архимандрита. по приказу келаря. и соборных старцев Кириллова монастыря", то есть форма записи, очевидно, заимствована из переписных книг.

Отписные книги составлялись при передаче от предыдущего строителя новому. Таких описей XVII в. сохранилось 21. Почти все они за некоторым исключением находятся в Архиве СПбИИ РАН, кол. № 115 (собрание рукописных книг).

1) Книги переписные после строителя Симона новому строителю священнику Варлааму 1641 г-№ 668.

2) Книги переписные после строителя Козьмы новому строителю Христофору 1648 г — № 669.

3) Книги переписные после строителя Христофора новому строителю Левкию в марте 1651 г - № 670.

29 Из содержания рукописи под № 682 можно почерпнуть, например, такие любопытные факты из жизни пустыни: пономарь и сторож, очищая дорогу к скиту (так как ее "лесом заламило"), получают за такую работу дополнительные деньги.

4) Книги переписные после строителя Левкия новому строителю Селивестру Коленину в декабре 1651 г. -№ 671.

5) Книги переписные после строителя Селивестра новому строителю Варлааму 1652 г. - № 672.

6) Книги переписные после строителя Варлаама новому строителю Паисию Киевлянину 1653 г. - № 673.

7) Книги переписные после строителя Христофора новому строителю Ионе Усольскому 1659 г - № 679.

8) Книги переписные после строителя Христофора новому строителю Ионе Усольскому 1659 г - № 680.

9) Книги переписные после строителя Ионы Усольского новому строителю Варлааму Макарьевскому 1663 г. - № 681, л. 120.

10) "Память" о передаче имущества после строителя Варлаама Макарьевского новому строителю Нифонту Ферапонтовскому 1669 г.-№681, л. 23-28.30

11) "Память" о передаче имущества от старого строителя Варлаама (Поплавского) Макарьевского новому строителю Нилова скита старцу Нифонту Ферапонтовскому имущества 1669 г. - ГИМ. ОПИ, ф. 484, № 74, л. 35-35 об.

12) Книги переписные после строителя Нифонта Ферапонтовского новому строителю Сергию Коширцу 1672 г. -№ 683.

13) Книги переписные после строителя Мардария новому строителю Нилу 1675 г. - № 684.

14) Книги переписные после строителя Нифонта новому строителю Мардарию 1677 г. - № 685.

30

Несмотря на то, что в этой Описи, по всей вероятности, утрачено начало, считаю обоснованным ее выделение в отдельный документ из предыдущей Описи 1663 г.

15) Книги переписные после строителя Мардария новому строителю Варлааму Макарьевскому 10 апреля 1681 г. - № 686.

16) Книги переписные после строителя Варлаама Макарьевского новому строителю Герасиму Новгородцу 23 мая 1681 г. -№687.

17) Книги переписные после строителя Герасима Новгородца новому строителю Корнилию Затворникову январь 1682 г. - № 688.

18) Книги переписные после строителя Корнилия Затворникова новому строителю Дионисию Москвитину 20 августа 1682 г. -№ 689.

19) Книги переписные после строителя Дионисия Москвитина новому строителю Лаврентию Новгородцу 1686 г. - № 691.

20) Книги переписные после строителя Лаврентия Новгородца новому строителю Иосифу 1687 г. - № 690.

21) Книги переписные после строителя Корнилия Затворника новому строителю Феофилу 1689 г. - № 693.

Здесь тоже, как и в приходо-расходных книгах, перечисляется скитская братия.

От XVIII в. сохранилось 9 документов.31

1) Список с переписных книг 1701 г. - РНБ, Кир.-Бел. № 96/1333

2) Описная книга после строителя Серапиона Харламова новому строителю Иосифу Блазнову в феврале 1721 г. - РГАДА, ф. 1441, on. 1, № 493.

К этой Описи примыкает следующий документ.

31 Шевченко Е. Э. Описи XVIII в.; Виденеева А. Е. О Нило-Сорской пустыни в первой половине XVIII в. // Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 88-99; Романенко Е. В. Нил Сорский. 2003. С. 59, 232.

3) Роспись имущества Нило-Сорской пустыни, сгоревшего при пожаре, составленная в марте 1721 г. - РГАДА, ф. 1441, on. 1, № 494.

4) Описная книга 1732 г. - РГАДА, ф. 1441, оп. 2, № 1631.

5) Именные списки 1732 г. - Кир. Бел. 119/1354.

6) Перечневой табель 1732 г. - РГАДА, ф. 1441, on. 2, № 175, л. 29 об.-30.

7) Дело о назначении нового настоятеля 1735 г. - РГАДА, ф. 1441, оп. 2, № 2504.

8) Описная книга 1761 г. с добавлениями 1766 г. - Кир.-Бел. 105/1341.

9) Описная книга 1797 г. - ГАВО, ф. 1147, on. 1, № 271.32

К XIX в. относится Описание пустыни из Архива Новгородского государственного объединенного музея-заповедника № 12087 (по Описи 1953 г. № 347): "Историко-статистическое описание Новгородской епархии Нило-Сорской общежительной пустыни 1861 г.", составленное, судя по подписи, ее строителем Нектарием.

Специфика и характер источников, их анализ, введение в научный оборот недавно выявленных скитских книг, а также новый подход к уже известному рукописному материалу, связанному с Нило-Сорской пустынью, определили структуру диссертации.

32 Эта рукопись, введенная в оборот Е. В. Романенко, на данный момент осталась недоступной.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шевченко, Елена Эриковна

Диссертационное сочинение представляет первый опыт определения состава коллекции рукописных книг Нило-Сорской пустыни и его осмысления как цельного комплекса.Выявленный свод рукописных материалов, связанных с Нило Сорской пустынью, являясь ярким примером книжной монастырской коллекции Древней Руси, представляет собой безусловную ценность. Его введение в научный оборот расширяет наше представление об особенностях репертуара средневековой русской библиотеки скитского типа. Изучение рукописного наследия пустыни на реке Соре показывает значение Ниловой обители как центра книжности в контексте истории русской средневековой литературы.На протяжении всего времени своего существования скит преподобного Нила, как и любой монастырь, переживал и периоды расцвета, и периоды запустения. Это связано как с различными общественно-политическими процессами Древней Руси, так и с личностями, повлиявшими на их развитие.Период с конца XV - перв. половина XVI в. был самым ярким в истории скита. Никогда впоследствии Сорская пустынь не играла столь важную роль интеллектуального центра, как при преподобном Ниле и его учениках. Однако всегда там в той или иной степени уделялось внимание "книжному искусству". Сорские книжники создавали книги для этой далекой, затерянной в болотистом "непроходном" крае обители, отдавая дань идеям почитаемого

великого старца. Скитские монахи трудились над переписыванием древнерусских рукописей, значительную долю которых занимали сочинения преподобного Нила. Они не просто копировали "ветхие" тексты, но, пропуская сквозь призму своего восприятия, редактировали их и уточняли. Памятники письменности Нило-Сорского скита отразили изменения жанровой системы, направлений и стилей эпохи. Но неизменной оставалась память о великом старце, трудами и молитвами которого создавалась обитель на реке Соре. И, конечно, особое место в творческом наследии сорских книжников отводилось новым сочинениям, прославляющим великого заволжского подвижника.Предпринятая работа по изучению собрания увенчалась и практическими результатами. Отождествлено большое число писцов и вкладчиков конкретных рукописей, которые составляли коллекцию Нило-Сорского скита. Сделан ряд атрибуций почерков и датировок манускриптов, в том числе установлен неизвестный до сего времени автограф самого заволжского старца. Выявлены некоторые новые сочинения и их авторы. Определены пути формирования собрания. Скитские книги систематизированы по времени и месту их создания. На конкретном материале прослежены книжные и духовные связи с Кирилло-Белозерской, Соловецкой и Анзерской обителями.Материалы диссертации являются основой для базы данных как печатного, так и электронного каталогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шевченко, Елена Эриковна, 2009 год

1. БЛДР. Т. 4. XII в. СПб., 1997. Комментарии. С. 644.

2. Об "относительном силлабизме" у московских поэтов XVII в. См.: Там же. С. 319.

3. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. С. 28; Буланин Д. М. , Семенова Е. 77. Хвростинин Иван Андреевич // СК. Вып. 3,ч.4. С. 190-198.

4. Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский монастырь -место заточения патриарха Никона. СПб., 1899.

5. Шевченко Е. Э. Описи Нило-Сорского скита XVIII в (К вопросу о книжном собрании) // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 397^08.

6. Сметаннна С. И. Записи XVI-XVII веков на рукописях собрания Егорова Е. Е. // АЕ за 1963 г. 1964. С. 384-385.

7. Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Ч. 1. Приложение I. С. 3-10, Приложение II. С. 11-13.5 Там же. С. 2, сн. 2.

8. Впервые на это обратил внимание А. С. Архангельский. См.: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Ч. 1. Приложение I. С. 3-10, Приложение II. С. 11-13; Шевченко Е. Э. К истории канонизации преподобного Нила Сорского. С. 96.

9. Шевченко Е. Э. К истории канонизации преподобного Нила Сорского. С. 98-101.

10. Строев П. М. Списки иерархов. С. 57.

11. Не следует путать с Житием Симеона Столпника, иже наДивней горе, 24 мая. 01Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2002. Ч. 2.С. 30.

12. Шевченко Е. Э. Хозяйственные книги Нило-Сорского скита// Кириллов: Краеведческий альманах. Вологда, 1997. Вып. 2: С. 4551.

13. А. С. Архангельский датирует эту рукопись XVIII в.: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. 4.1. Приложение 1. С. 3.

14. Смирнова А. В. Документы Нило-Сорской пустыни. С. 17.

15. Ковалевский А. Подвижник Нило-Сорской пустыни.

16. Благодарю А. В. Сиренова за помощь в икусствоведческом анализе миниатюр рукописей.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.