Нормативное регулирование эвтаназии: философско-правовой и юридический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Бакулин, Николай Николаевич

  • Бакулин, Николай Николаевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 144
Бакулин, Николай Николаевич. Нормативное регулирование эвтаназии: философско-правовой и юридический аспекты: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Ростов-на-Дону. 2005. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бакулин, Николай Николаевич

Введение

Глава 1. Эвтаназия: теоретико-методологическая рефлексия

1.1. Категориальный анализ понятия «эвтаназия»

1.2. Проблема эвтаназии: аксиологический и юридический аспекты

Глава 2. Легитимация и легализация института эвтаназии в зарубежных странах

2.1 Феномен «эвтаназии» в контексте конкретно-исторического правопонимания

2.2.Эвтаназия и теория естественных прав человека

2.3. Правовая регламентация эвтаназии в США и европейских странах

Глава 3. Проблемы правового регулирования эвтаназии в России

3.1. Эволюция политико-правовых взглядов на проблему эвтаназии в России

3.2. Правовые и биоэтические проблемы эвтаназии в современных условиях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нормативное регулирование эвтаназии: философско-правовой и юридический аспекты»

Актуальность диссертационного исследования. В последнее время широкое распространение получили дискуссии, связанные с проблемой эвтаназии и права на смерть, предпринимаются попытки сформулировать дефиницию смерти и т.д. Определяя смерть, медики, биологи, биоэтики, юристы нацелены, прежде всего, на выяснение критериев, позволяющих фиксировать факт физическо-телесной смерти. По мнению автора, такой натурализм в трактовке смерти не конструктивен. Однако попытки понять ее в пределах эмпирии равносильны желанию изучать метафизические проблемы с помощью эксперимента.

Несмотря на это, современная медицина ставит перед юриспруденцией качественно иные вопросы о порядке определения смерти человека. Научные достижения, вне всякого сомнения, должны учитываться при совершенствовании действующих правовых актов, а медицина и юриспруденция не должны противопоставляться друг другу.

Не секрет, что в рационалистически и прогрессистски ориентированной культуре XX века тема эвтаназии была отодвинута на периферию общественного сознания и общественной жизни. Официальная идеология налагала как бы своеобразный запрет на легализацию данной темы, об эвтаназии умалчивали, поступая так, будто ее совсем не существует.

Современная культура не может справиться с естественным процессом старения и умирания, и тема смерти остается актуальной также и для нее. Обращаясь к истории, можно обнаружить, что ни одна высокоразвитая культура не могла существовать, а также сохранять себя без определенной ориентации на смерть, без признания наличия у смерти смысла и ее связи со смыслом жизни. Осознание неизбежности смерти вынуждает отрабатывать социально-культурные механизмы сохранения жизнедеятельности, социальной активности как отдельных лиц, так и общества в целом. Смерть является атрибутивной характеристикой культур и социальных структур, что и определяет актуальность темы исследования.

Актуальность проведенного исследования обусловлена также потребностью совершенствования нормативно-правового регулирования эвтаназии, а также выработки соответствующего понятийно-категориального аппарата.

Степень научной разработанности темы. Проблема эвтаназии в контексте темы смерти обсуждается от античности до наших дней. Те или иные ее аспекты затрагивались многими отечественными и зарубежными юристами, философами и мыслителями (Соломон, Сократ, Платон, Эпикур, Сюнь-цзы, Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий, Бл. Августин, Томас Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Паскаль, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Федоров, Л. Карсавин, Вл. Лосский, Св.И. Брянчани-нов, И.И. Мечников, Л.Н. Толстой, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Ф. Арьес, С. Рязанцев, П. Гуревич, В. Рабинович, С. Семенова, Б. Григорьян, С. Хору-жий, И. Вишев, Н. Арсеньев, А. Демичев, В. Розин, А.Кураев, А. Сурож-ский, Ю. Бородай, Ю. Давыдов, Л. Трегубов, Ю. Вагин, О.Суворова, Ж. Ба-тай, О. Пас, М. Элиаде, Ж. Бодрийяр и др.), которые напрямую связывали ее с темой смерти.

Особое внимание современные отечественные мыслители уделяют юридико-правовым и этическим проблемам отношения к смерти и смертности, выделяя такие аспекты, как смерть и самоубийство (Л. Трегубов, Ю. Вагин), табуирование смерти (Ю. Бородай и др.)? эвтаназия и право на смерть (В.И. Акопов, С.М. Вульф, А.П. Громов, А.П. Зильбер, Ю.А. Ко-нюшкина и др.). В настоящее время тематика эвтаназии широко обсуждается в сравнительно новой науке - биоэтике (А. Огурцов, И. Фролов, С. До-лецкий, А. Громов, А. Гуревич, Б. Юдин, П. Тищенко и др.).

Также необходимо выделить вопросы, связанные с рассмотрением базисного значения отношения к событиям жизни и смерти в модулировании политико-правовых и социальных институтов. Так, некоторые исследователи обратили внимание на тот факт, что в тех типах человеческого общежития, где доминировала обратимость жизни и смерти, существовали особые социальные институты и типы социализации (Р. Генон, Д. Фрезер, М. Элиа-де, Ж. Бодрийяр, Ж. Батай, П.Д. Тищенко, А. Дугин, Ж. Батай и др.). Прямо или косвенно поднимаются вопросы взаимозависимости факта смертности человека, отношения к смерти в культуре и типов конкретно-исторических социальных институтов, например, таких как экономика, власть и др. (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М. Мосс, К.Г. Юнг, П. Флоренский, М. Фуко, К. Леви-Строс, Э. Канетти, П. Рикер, А. Адлер, М. де Унамуно,П.Д.Тищенко, Б.В. Марков, Ю.Л. Осика, Т. Мор, Й. Хейзинга, Н.Ф. Федоров, В.С.Соловьев, И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский, С.Г. Кара-Мурза, Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов, А. Дугин, Б. Паскаль, A.C. Хомяков и др.).

Таким образом, анализ литературы по юриспруденции, философии, культурологии, социологии, религиоведению, социальной психологии свидетельствует о том, что тема эвтаназии глубоко и комплексно в ее фило-софско-правовом и юридическом аспекте не исследовалась. Это дает возможность рассматривать данную диссертационную работу как новацион-ную.

Объектом исследования является эвтаназия как действие относительно прекращения жизни человека, а предметом — нормативно-правовая база, регламентирующая различные аспекты проблемы эвтаназии в современных условиях.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования выступает философско-правовое и юридическое осмысление факта эвтаназии в обществе и культуре различных народов мира.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- выявить понятийно-категориальный аппарат феномена эвтаназии в контексте правовой герменевтики;

- изучить специфику правового подхода к анализу проблемы эвтаназии в современных условиях;

- исследовать философско-правовой, морально-этический и другие аспекты проблемы эвтаназии;

- охарактеризовать особенности правовой регламентации эвтаназии в зарубежных странах;

- интерпретировать проблемы эвтаназии в контексте естественных прав человека;

- изучить генезис и эволюцию политико-правовых взглядов на проблему" эвтаназии в России;

- определить характер правовых и биоэтических проблем эвтаназии.

Теоретико-методологической основой исследования выступает, прежде всего, диалектический принцип всесторонности рассмотрения в сочетании с феноменологическим подходом.

Сказанное выше позволяет обосновать правомерность используемых в диссертации методов исследования. К таким методам относится феноменологический, предполагающий авторскую нацеленность не только на объяснение, но и на понимание. Метод понимания разработан в герменевтических теориях В. Дильтея, Ф. Шлейермахера, Г.-Г. Гадамера, Г. Риккерта и др., что дает возможность использовать его с опорой на имеющиеся разработки. Феноменологический подход применялся при ответах на вопросы о событии смерти в социокультурном контексте.

Посредством диалектического метода рассматривалась взаимосвязь событий эвтаназии и политико-правовых институтов в реальной истории. При этом был применен один из главных принципов диалектического метода - принцип единства исторического и логического.

В ходе изучения указанных теоретико-методологических подходов были востребованы методы системного анализа и синтеза, аналогии, сравнения, научного обобщения и другие известные классические методологические процедуры.

Нормативно-правовая основа исследования. Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале, а именно: Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Кроме того, в работе использовались нормативно-правовые акты ряда зарубежных стран (Великобритания, Голландия, Бельгия, США и др.), а также законодательство СССР и РСФСР.

Эмпирическую основу изучения социокультурных аспектов темы «эвтаназия» составили политико-правовые и историко-философские учения, а также работы современных зарубежных и отечественных юристов, медиков, философов, социологов, культурологов. Анализ основных понятий осуществлялся с учетом концептуальных тенденций, сложившихся в современной зарубежной и отечественной литературе по проблеме исследования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной степенью разработанности политико-правовой проблематики, связанной с темой эвтаназии, о чем свидетельствует практическое отсутствие монографий, диссертационных исследований, посвященных правовому анализу эвтаназии как политико-правового и социокультурного феномена. Слабо проработаны и вопросы теоретико-методологического обеспечения исследования этой темы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- определен понятийно-категориальный аппарат феномена эвтаназии в контексте правовой герменевтики;

- изучена правовая специфика подхода к изучению проблемы эвтаназии в современных условиях;

- выявлены соотношения проблемы эвтаназии и естественных прав человека;

- изучены генезис и эволюция политико-правовых взглядов на проблему эвтаназии в России;

- определен характер правовых и биоэтических проблем эвтаназии;

- проанализированы аксиологический и юридический аспекты проблемы эвтаназии;

- раскрыты особенности правовой регламентации эвтаназии в зарубежных странах, основывающейся на позитивном и негативном понимании смысла события эвтаназии;

- установлено, что решение проблемы эвтаназии в контексте естественных прав человека является одной из главных задач в области реализации основополагающих базисных прав человека и гражданина.

Содержание новизны раскрывается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Эвтаназией называется действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и осуществленное незаинтересованным лицом. Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, но о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек при подходе к последней черте земного существования. И потому идея эвтаназии глубоко погружена в контекст философских, моральных, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института - морально-правовая легитимность и ее легализация.

2. Событие эвтаназии, являясь юридическим фактом, в то же время не может быть гносеологическим объектом права в классическом смысле. Отношения к эвтаназии зачастую находятся за рамками правовых отношений. Особенности исследования феномена темы эвтаназии состоят в том, что онтологическая укорененность события смерти по-разному проявляется в различных культурах.

3. Зарубежная практика эвтаназии представляет собой попытку «обойти» противоречие между правом и медицинской моралью в вопросе о допустимости добровольной эвтаназии. Основная позиция права состоит в том, что жизнь имеет равную ценность на всех стадиях процесса жизнедеятельности, вплоть до наступления естественной смерти. Жизнь - абсолютное благо, поэтому любая смерть, причиненная действиями другого человека, может повлечь обвинение в убийстве. Медицинская мораль, исходным началом которой являются высшие интересы конкретного пациента с учетом его конкретной медицинской ситуации, не приемлет присущего праву подхода к вопросу о жизни и смерти. Ее отношение к эвтаназии определяется двумя критериями: выражение свободной воли лица в отношении своей жизни и смерти и наличие медицинских аргументов в поддержку вмешательства в процесс умирания. В настоящее время пассивная эвтаназия законодательно разрешена в ряде государств мира. Таким образом, поскольку сегодня такое явление, как эвтаназия, уже объективно существует в ряде демократических государств, важен вопрос не о том, разрешать или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, при каких обстоятельствах ее допускать и как должен быть организован контроль за правомерностью ее осуществления.

4. Предписание о праве человека на жизнь гарантировано государством и содержится в конституциях практически всех стран мира. Одно из проявлений данной гарантии заключается в том, что человек, застигнутый при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни, то есть он не имеет законных оснований осуществлять свободу выбора между жизнью и смертью, что уже содержит противоречие. Право на смерть необходимо расценивать как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным им и доступным ему способом, так как, отказывая человеку в праве на смерть, государство и общество тем самым ограничивают человека в свободе. Однако принцип «права человека» не содержит никаких препятствий к совершению самоубийства.

5. Правовая танатология рассматривается как культурный феномен, отражающий сложившиеся на определенном этапе развития правовой культуры представления о смерти и ее юридических последствиях. Это способствует развитию в рамках теории права качественно нового направления -правовой танатологии как самостоятельной учебной и научной дисциплины, что, в свою очередь, ведет к повышению культуры правотворчества, дальнейшему совершенствованию нормативных актов в данной области, формированию соответствующих правовых отношений. Эвтаназия как способ медицинского решения проблемы смерти по российскому законодательству в любом ее проявлении считается правонарушением и преследуется со стороны закона. Однако законодательный запрет эвтаназии не снимает наличие активных споров и широкого обсуждения ее этических и юридических проблем. Учитывая наличие в практике стихийного, нелегального, не-регламентированного применения эвтаназии, в основе которой во многих случаях лежат гуманные побуждения, необходимо обратиться к правовой регламентации пассивной эвтаназии.

6. В ряду биоэтических вопросов выделение терминов «прямая» и «непрямая» эвтаназия на первый план выводит проблему намерения и цели. Особенно важным это различие может выступить в практике обслуживания безнадежных пациентов — в ситуациях, при которых применение пассивной эвтаназии является справедливым и действительно может рассматриваться как гуманное отношение к умирающему больному, ибо, обладая неотъемлемым конституционным правом на жизнь, он должен в соответствии с международными нормами при определенных обстоятельствах иметь право решать вопрос о ее прекращении.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и прикладное значение. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует концептуальному осмыслению такого события, как эвтаназия.

В практическом плане положения и выводы диссертации могут быть использованы органами федеральной, судебной власти для разработки стратегии предупреждения и предотвращения злоупотреблений эвтаназией из «гуманных» побудительных причин, а также при подготовке административных и управленческих решений по проблемам охраны здоровья и оказания врачебной помощи.

Материалы, представленные в диссертации, могут быть полезны при составлении учебно-программных курсов по теории государства и права, уголовному праву, муниципальному праву, политологии, конфликтологии, этнополитике, философии, медицине и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских научных конференциях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России.

Основное содержание работы раскрыто в пяти публикациях общим объемом 1,0 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала и включает в себя введение, 3 главы, состоящие из 7 параграфов, заключение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Бакулин, Николай Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить следующее. Чтобы реально оценить такое многозначное явление, как эвтаназия, иметь возможность высказывать обоснованную позицию относительно целесообразности применения эвтаназии в Российской Федерации, необходимо подходить к данной проблеме как к совокупности положительных и отрицательных нюансов, составляющих ее сущность.

Мы пришли к выводу, что эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом. Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, но о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек при подходе к последней черте земного существования. И потому абстрактная идея эвтаназии глубоко погружена в контекст философских, моральных, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института - ее моральная легитимность и ее легализация. Само же событие эвтаназии не является гносеологическим объектом в классическом смысле. Отношение к эвтаназии, зачастую, выходит за границы субъектно-объектных отношений. Специфика изучения темы «эвтаназия» состоит в том, что онтологическая укорененность события эвтаназии в обществе и культуре может быть объяснена с помощью понятий «жизнь» и «смерть», которые по-разному проявляются в различных культурах.

Однако, и об этом сказано в тексте диссертационного исследования, в новоевропейском социокультурном пространстве происходит трансформация понятий жизни и смерти, где жизнь становится главной ценностью. Доминация события жизни сопровождалась появлением феномена «нега-ции» эвтаназии, породившего социокультурную установку на отождествление смерти с абсолютным злом. Античный и средневековый принцип личной и общественной жизни - «memento morí» не был востребован в потребительском обществе. Начиная с XIX века, мотивы смерти, а соответственно эвтаназии, вытеснены в «черный» романтизм эстетики. Смерть есть событие, не зависящее от самого человека, оно вне его возможности автономной самореализации, а потому обращение к теме «смерть» блокирует возможность построения антропоцентристского мировоззрения. В контексте такого мировоззрения сформировалась правовая танатология, понимаемая как культурный феномен, отражающий сложившиеся на определенном этапе развития правовой культуры представления о смерти и ее юридических последствиях. Это способствует развитию в рамках теории права качественно нового направления - правовой танатологии как самостоятельной учебной и научной дисциплины, что, в свою очередь, ведет к повышению культуры правотворчества, дальнейшему совершенствованию нормативных актов в этой области, формированию соответствующих правовых отношений. Эвтаназия, как способ медицинского решения проблемы смерти по российскому законодательству, в любом ее проявлении рассматривается как правонарушение и преследуется со стороны закона. Однако законодательный запрет эвтаназии не снимает наличие, активных споров и широкого обсуждения ее этических и юридических проблем. Учитывая наличие в практике стихийного, нелегального, нерегламентированного применения эвтаназии, в основе которого во многих случаях лежат гуманные побуждения, необходимо обратиться к правовой регламентации пассивной эвтаназии.

Зарубежная практика эвтаназии представляет собой попытку обойти непримиримое противоречие между правом и медицинской моралью в вопросе о допустимости добровольной эвтаназии. Исходная позиция права состоит в том, что жизнь имеет равную ценность на всех стадиях процесса жизнедеятельности вплоть до наступления естественной смерти. Жизнь -абсолютное благо, поэтому любая смерть, причиненная действиями другого человека, подозрительна праву и может повлечь обвинение в убийстве. Медицинская мораль, исходным началом которой являются высшие интересы конкретного пациента с учетом его конкретной медицинской ситуации, не приемлет присущего праву абстрактного подхода к вопросу о жизни и смерти. Ее отношение к эвтаназии определяется двумя критериями: выражение свободной воли лица в отношении своей жизни и смерти; и наличие медицинских аргументов в поддержку вмешательства в процесс умирания. В настоящее время пассивная эвтаназия законодательно разрешена более чем в 40 государствах мира. Таким образом, поскольку в настоящее время такое явление, как эвтаназия уже объективно существует в ряде демократических государств, важен вопрос не о том, разрешать или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, при каких обстоятельствах ее допускать, и как должен быть организован контроль за правомерностью ее осуществления.

Предписание о праве человека на жизнь гарантировано государством и содержится в конституциях практически всех стран мира. Одним из проявлений данной гарантии является то, что человек, застигнутый при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни. Таким образом, человек не имеет законных оснований осуществлять свободу выбора между жизнью и смертью, что уже содержит в себе противоречие. Право на смерть необходимо рассматривать как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным им и доступным ему способом. Ведь отказывая человеку в праве на смерть, государство и общество тем самым ограничивают человека в свободе. Однако принцип «прав человека» не содержит никаких препятствий к совершению самоубийства. Современное мировоззрение определяет себя как прогрессивное. Однако в случае с эвтаназией это прогрессистская направленность возвращает нас к доцивилизованным формам и принципам «достоинства». Выход самоубийства с индивидуального уровня на уровень социальной практики в рамках существующего социального института права и здравоохранения может принять форму, известную всем культурам как зараженность самоубийством.

Эвтаназия, как способ медицинского решения проблемы смерти по российскому законодательству, в любом ее проявлении рассматривается как правонарушение и преследуется со стороны закона. Однако и российскому уголовному законодательству известны случаи освобождения от уголовной ответственности за причинение смерти из сострадания. Так, в России на протяжении Х1Х-ХХ вв. неоднократно предпринимались попытки правового решения проблем эвтаназии. Российское дореволюционное уголовное законодательство не уравнивало умышленное убийство с убийством по согласию. В Уголовном Уложении 1903 г. (так и не вступившем в силу) закреплялось положение об уменьшенной ответственности за убийство, «учиненное по настоянию убитого и из чувства сострадания к нему»93. В науке уголовного права России проблема эвтаназии нередко рассматривается с позиций более широкого понятия - согласия потерпевшего на причинение вреда. Российское уголовное право исходит из того, что такое согласие, по общему правилу, не должно рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. Поэтому позиция действующего уголовного законодательства России относительно эвтаназии однозначна: это убийство - умышленное, неправомерное лишение жизни другого человека. Мотив сострадания, указанный в перечне смягчающих обстоятельств, предусмотренном в ст. 61 УК Российской Федерации, может быть учтен лишь при назначении наказания виновному лицу, но не при квалификации деяния. Убийство по мотиву сострадания квалифицируется по ч. 1 ст. 105 УК РФ, т.е. как простое убийство94.

В ряде биоэтических вопросов эвтаназия также является одной из самых острых и интересующих общество проблем. При анализе активной и пассивной эвтаназии разворачиваются дискуссии о соотношении понятий «действие» и «бездействие». Нет четкости и в понимании «недоброволь

93 Российское законодательство X - XX вв. Т. 9. С. 184.

94 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.96.) / СЗ РФ, 17.06.96, N 25, ст. 2954. ной» эвтаназии, так как в этом случае отсутствие возможности проявить волю свидетельствует о тяжелом состоянии пациента, то есть действия по прекращению жизни фактически становятся насильственными. Выделение терминов «прямая» и «непрямая» эвтаназия на первый план выводит проблему намерения и цели. Особенно важным это различие может выступить в практике обслуживания безнадежных пациентов. Автор считает, что могут быть ситуации, при которых применение пассивной эвтаназии является справедливым и действительно может рассматриваться как гуманное отношение к умирающему больному, ибо, имея неотъемлемое конституционное право на жизнь, он должен, в соответствии с международными нормами, при определенных обстоятельствах, иметь право решать вопрос о ее прекращении.

Что касается отрицательных сторон, то эвтаназия, как подчеркивалось в диссертационном исследовании, предполагает принудительное возложение на врача фактически роли пособника самоубийства, что может противоречить его психологическим особенностям. Кроме того, фактор неизлечимости болезни, который и определяет такой радикальный выбор, как эвтаназия, является весьма относительным в период происходящих в настоящее время постоянных открытий и достижений в области медицины. Нельзя недооценивать и религиозный аспект данной проблемы, согласно которому эвтаназия предстает абсолютно неприемлемым, аморальным и кощунственным явлением. Тревожным фактом представляется также то, что процедура применения эвтаназии, требующая для своего осуществления только выраженное в определенной форме согласие пациента на уход из жизни, может облегчить совершение преступлений путем оказания физического или психологического давления на пациента, подкупа медицинского персонала, злоупотребления должностным положением, мошенничества и т.д.

Однако существенны и позитивные моменты применения эвтаназии, к которым, в особенности, можно отнести обеспечение с ее помощью неотъемлемого права человека на самостоятельное распоряжение своей жизнью, а также гуманность, не позволяющую терпеть невыносимые мучения. Кроме того, высокой положительной оценки заслуживает уважение к воле человека, желающего своим уходом из жизни снять моральное и финансовое бремя с близких ему людей. Другим плюсом эвтаназии можно считать расширение возможности юридически закрепить завещательные и иные волеизъявления пациента.

Таким образом, несмотря на то, что нельзя найти однозначного ответа на вопрос, является ли эвтаназия благом или несет вред, закрепление права на нее на государственном уровне представляется целесообразным. Но вместе с тем, учитывая всю связанную с процедурой эвтаназии противоречивость, необходимо тщательно определить в соответствующем законодательном акте мельчайшие подробности ее осуществления, предусмотреть с учетом профессиональных, моральных и психологических качеств строго определенный круг медиков, приводящих ее в исполнение, а также разработать особую систему строгого контроля за данной процедурой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бакулин, Николай Николаевич, 2005 год

1. Всеобщая Декларация прав человека // Международное право в избранных документах.- М.: Институт международных отношений, 1957.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 5.08.2005 г. (с учетом ФЗ от 18.07.2005 № 89-ФЗ).- М.: Гросс Медиа, 2005.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст,- М.: Инфра-М, 2005.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст: с учетом ФЗ № 80 от 2 июля 2005 г.; ФЗ № 93 от 21 июля 2005 г.; ФЗ № 113 от 21 июля 2005 г.; ФЗ № 120 от 22 июля 2005 г.- М.: Юркнига, 2005. . .

5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.: Омега-Л, 2004.

6. Семейный кодекс Российской Федерации: офиц. текст.- СПб.: Стаун-кантри, 2001.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц. текст.- М.: Эксмо, 2004.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст (новая редакция).- М.: Элит, 2005.

9. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: офиц. текст: ФЗ от 27 окт. 1960 г.- М.: Проспект, 1999.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст (новая редакция).» М.: Элит, 2005.

11. Устав ООН (подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско, вступил в силу 24 октября 1945 г.). М., 1992.

12. О донорстве крови и ее компонентах: Федер. закон от 9 июня 1993 г. № 5142-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.- № 28.- Ст. .1064.

13. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 28 июня 1991 г. в ред. ФЗ от 2 апр. 1993 г. № 4741- 1; ФЗот 24 июня 1994 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 27.- Ст. 920.

14. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Федер. закон от 2 июля 1992 № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.-№33.-Ст. 1913.

15. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федер. закон от 19 апр. 1991 г. № 1034-1 ред. ФЗ от 19 июня 1995 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 20. Ст. 641.

16. О трансплантации органов и (или) тканей человека: Федер. закон от 22 дек. 1992 г. № 4180-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.- № 1993.- № 2.- Ст. 62.

17. Об основах государственной службы в Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1995 г.// СЗ РФ.- 1995.- № 31.- Ст. 2991.

18. Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека //Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / под ред. проф. Ю.Д. Сергеева.- М.: Претор.- 1995.1. Специальная литература

19. Абрамова Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юд-чиц.- М., 1998.

20. Агафонов Ю.А. Становление нового социального порядка в России: институциональные и нормативно-правовые аспекты: автореф. дисс. . д-ра филос. наук / Ю.А. Агафонов.- Ростов-на-Дону, 2000.

21. Акопов В.И. Проблемы эвтаназии в современном праве Российской Федерации / В.И. Акопов // Северо-Кавказский юридический вестник.-2000.- №2.

22. Акопов В.И. Юридические основы деятельности врача: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / В.И. Акопов, A.A. Бова.- М.: Экспертное бюро-М, 1997.

23. Актуальные вопросы трансплантации и медико-правовые аспекты ее регулирования / В.И. Прозоровский и др. // Судебно-медицинская экспертиза. 1979.- № 3.

24. Англо-русский медицинский энциклопедический словарь: пер. с англ.- М.: ГЭОТАП, 1995.

25. Антокольская М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. -М.: Юристъ,1996.

26. Апресян Р.Г. // Материалы Круглого стола: Мы и биоэтика / Р.Г. Ас-перян // Человек.- 1990.- № 6.

27. Ардашева H.A. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые условия ее применения / Н;А. Ардашева // Вестник РАМН.- 1996.-№ 12.

28. Бернард С. Река жизни / С. Бернард.- М., 1965.

29. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские раздумья о жизненных проблемах): научно-публицистические чтения / B.C. Библер // Этическая мысль.- 1990.

30. Биомедицинская этика / под ред. В.И. Покровского.- М.: БЕК.- 1997.

31. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр.- М., 2000.

32. Большая медицинская энциклопедия. М., 1986. - Т. 27.

33. Бородин C.B. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву / C.B. Бородин.- М., 1994.

34. Британцы опасаются легализации эвтаназии Электр, ресурс.- Режим доступа: http://mednovosti.ru/news/2003/12/09/british.

35. Брок Д. Законные права и моральная ответственность в оздоровительном процессе / Д. Брок.- Дордрехт, 1981.

36. Брянчанинов, И. Слово о смерти / И. Брянчанинов.- М., 1991.

37. Бхаскар Р. Общества / Р. Бхаскар.- М.: Социо-логос, 1991.

38. Быкова С. Эвтаназия: мнение врачей / С. Быкова, Б. Юдин, JI. Ясная // Человек.- 1994.-№2.

39. Ван Лиувен Е. Сложные проблемы нравственного оправдания медицинских помощников смерти/ Е. Ван Лиувен, Г. Кимсма Г. // Медицинская этика и начало 21-го века: материалы Нью-Йоркской Академии наук. М., 2003.

40. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин.- М., 1997.

41. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: сборник официальных документов / под ред. В.Н. Уранова.- М.: ПАИМС, 1995.

42. Врачей будут учить эвтаназии Электр, ресурс.- Режим доступа: http://mednovosti.ru/news/2002/02/24/ euthan.

43. Врачи не должны убивать / Гейлин У.и др. // Человек.- 1993.- № 2.

44. Всемирная энциклопедия. Философия. XX век.- Минск, 2002.

45. Вульф С.М. Эвтаназия: не переходить границу / С.М.Вульф // Человек.- 1993.- № 5.

46. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ ; пер. с греч. В.И. Руднева. -М.: Гос. изд. биол. и мед. лит., 1936.

47. Гоглова О.О. О сущности биоэтики. Об определении понятия биоэтика/ О.О. Гоглова // Медицинское право и этика.- 2003. № 1.

48. Голландские врачи теперь могут убивать безнадежно больных Электр.ресурс..- Режим доступа: http: //.mednovosti.ru /news/2002/04/01/ euthanasia.

49. Голубов И.И. Уголовная ответственность при использовании искусственных методов репродукции/ И.И. Голубов, Е.В. Григорович // Юрист.-1999.- №11.

50. Гомьен, Д. Европейская Конвенция /Д. Гомьен, Д. Харрис, Л. Зваак. -М., 1998.

51. Горский, А.К. Смертобожество / А.К. Горский, H.A. Сетницкий.- М., 1992.

52. Гражданское право России. В 2ч. 4.1: учебник / под ред. З.И. Цибу-ленко.- М., 1998.

53. Гражданское право. В 2 т. Т.2.: учебник / под ред. Е.А.Сухановой.-М.: Бек, 1998.

54. Гражданское право. В 3 т. Т.1.: учебник /под ред. Ю.К.Толстого,

55. A.П.Сергеева.- М.: ТК Велби, 2003.

56. Григорович Е.В. Гражданско-правовая ответственность при использовании искусственных методов репродукции / Е.В. Григорович // Юрист.-1999.-№ 10.

57. Григорович Е.В. Эйтаназия / Е.В. Григорович, А.Л. Громов // Судебно-медицинская экспертиза.- 1992.- № 4.

58. Гурвич A.M. Стойкие вегетативные состояния . и смерть мозга. Биомедицинская этика / A.M. Гурвич; под ред. акад. РАМН

59. B.И.Покровского.- М.: Медицина, 1997.

60. Гусейнов A.A. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности / А.А Гусейнов А.А // Научные доклады высшей школы.- 1990.- № 6.

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 1.: А-3.- М.: Рус. язык, 1989.

62. Дворкин Р. Наивысшая добродетель // Право умереть. Нью-Йорк -Лондон-М., 1990.

63. Дворкин Р. Власть жизни: дискуссия об абортах, эвтаназии и индивидуальной свободе / Р. Дворкин.- Нью-Йорк, 1994.

64. Демичев А. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию / А. Демичев.- СПб: Инапресс, 1997.

65. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский.- М., 1979.

66. Дмитриев Ю.А. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии / Ю.А. Дмитриев, Е.В. Шленева // Государство и право.- 2000.- № 11.

67. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория / Ю.А. Дмитриев // Конституционный строй России / отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.- Вып.Ш.

68. Дмитриева A.A. История Германского государства / A.A. Дмитриева.-М.,1990.

69. Дргонец Я. Современная медицина и право / Я. Дргонец, П. Холлен-дер.- М., 1991.

70. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм.-СПб., 1998.

71. Законодательство Петра I. М., 1997.

72. Защита прав человека в условиях перехода к рынку // Государство и право.- 1993.- № 6.- С. 15-46.

73. Зильберг А.П. Трактат об эвтаназии / А.П. Зильберг.- Петрозаводск: Изд-во Петербургского государственного университета, 1998.

74. Зильберг А.П. Этика и закон в медицине критических состояний / А.П. Зильберг,- Петрозаводск, 1998.

75. Иванюшкин А.Я. Эволюция концепции смерти мозга в нашей стране / А.Я. Иванюшкин // Медицинское право.и этика.- 2003.- № 1.

76. Иванюшкин А.Я. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы / А.Я. Иванюшкин Е.А. Дубова // Вестник академии наук СССР.- 1984.-№6.

77. Ивченко О.С. Завещание жизни / О.С. Ивченко // Домашний адвокат.-2001.-№7.

78. Кальченко Н.В. Права человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / Н.В. Кальченко.- СПб., 1995.

79. Капинис О.С. Убийства: мотивы и цели / О.С. Капинис,- М.: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2003.

80. Карандашев В. Жить без страха смерти / В.М. Карандашев.- М., 1999.

81. Карелин, Ю. Бороться за жизнь / Ю. Карелин // Новое время.- 1989.-№31.

82. Кемп К.В. Эвтаназия / К.В. Кемп. М., 2001.

83. Ковалев, М.И. Право на жизнь и на смерть / М.И. Ковалев М.И. // Государство и право.- 1992.- № 7.

84. Кольберг Л. Растерянное общество / Л. Кольберг.- М.: Мысль, 1975.

85. Кондратьев Ф.В. Православно-этические аспекты эвтаназии / Ф.В. Кондратьев. М., 1999.

86. Коновалова Л.В. Биоэтика и экоэтика: материалам западной литературы / Л.В. Коновалова.- М.: РАН; Ин-т философии, 1998.

87. Конюшкина Ю.А. Эвтаназия: основания для продолжения дискуссии / Ю.А. Конюшкина // Медицинское право.- 2003.- № 2.

88. Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России / А.Н. Красиков.- Саратов, 1996.

89. Краткая философская энциклопедия / под ред. А.Ф. Губского.- М., 1994.

90. Крыленко Н.В. Обвинительные речи / Н.В. Крыленко.- М., 1978.

91. Кэйдиш С. Разрешение пациентам умереть: правовые и моральные размышления / С. Кэйдиш // Право умереть. Нью-Йорк - Лондон, 2000.

92. Лаврикова И.Н. О смерти. О власти, а также некоторые размышления о пользе страха смерти / И.Н. Лаврикова.- Тверь: ТГТУ, 2001.

93. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М., 1988.

94. Линник Л.Н. Конституционное право на жизнь. Введение в теорию / Л.Н. Линник. Чебоксары, 1995.

95. Малеина М.Н. О праве на жизнь / М.Н. Малеина.- Государство и право.- 1992.- № 7.

96. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве / М.Н. Малеина.- М.: Бек, 1995.

97. Марков Б.В. Живое и мертвое. Фигуры Танатоса: искусство умирания / Б.В. Марков.- СПб., 1998.

98. Матузов H.H. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов / H.H. Матузов // Правоведение.- 1998.- № 1.

99. Матяш Д.В. Жизнь и смерть. Социально-философский анализ / Д.В. Матяш.- Ростов н/Д, 2003.

100. Медицина и права человека // Международные казусы по этике, деонтологии и праву.- М, 1995.

101. Медицина и права человека.-М., 1992.

102. Мелихов О.Г. История и основные положения правил проведения клинических испытаний / О.Г. Мелихов, Д.Н. Прудников // Клиническая фармакология и терапия.- 1997.- Т. 6.- № 1.

103. Милеипа М.Н. Уйти достойно / М.Н. Милеипа // Человек.- 1993,-№.2.

104. Миллард Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии / Д.У. Миллард // Социальная и клиническая психиатрия.- 1996.- № 4.

105. Михеев Р.И. Пути научного сотрудничества юристов и медиков на рубеже столетия / Р.И. Михеев // Медицина и право: материалы конференции.- М., 1999.

106. Млечин JI. Вы уверены, что хотите умереть? / JI. Млечин.- Новое время.- 1989.-№31.

107. Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 1-я и 2-я / М. Монтень. СПб., 1998.

108. Мор Т. Утопия: роман / Т. Мор; пер. с лат.- М., 1978.

109. Неизлечимо больная англичанка умерла без разрешения Элекрон. ресурс.- Режим доступа: http: // mednovosti. ru / news/2002/05/13/ pretty.

110. Несмелов В.И. Наука о человеке / В.И. Несмелов.- Казань, 1994.-Т.1.

111. Овчинский B.C. Криминология и биотехнология / B.C. Овчинский.-М.: Норма, 2005.

112. Папа Римский благословил эвтаназию Электр, ресурс.- Режим доступа: http://mednovosti.ru/news/2002/03/24/ ррре.

113. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль.- М., 1989.

114. ИЗ. Пеллегрино Э. Медицинская этика в США: настоящее и будущее / Э. Пеллегрино // Человек.- 1990.- № 2.

115. Петросян М.Е. Эвтаназия как моральная и правовая проблема / М.Е. Петросян // Государство и право.- 2001.- № 4.

116. Попова JI.M. Смерть мозга / J1.M. Попова // Большая медицинская энциклопедия.- М., 1986,- Т. 22.

117. Поттер Р. Биоэтика мост в будущее / Р. Поттер.- М., 2003.

118. Право умирающего человека на прекращение жизни // JAMA.- 1992.-окт.

119. Проскурина Я.С. Правовое регулирование эвтаназии и самоубийства при врачебном содействии в зарубежных странах / Я.С. Проскурина // Медицинское право.- 2003.- № 2.

120. Пчелинцева JI.M. Семейное право России: учебник для вузов / JI.M. Пчелинцева. М.: Норма, 2003.

121. Рейчеле Дж. Активная и пассивная эвтаназия. Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Дж. Рейчеле.- М., 1990.

122. Романовский Г.Б. Момент смерти как юридическая фикция / Г.Б. Романовский // Медицинское право.- 2003.- № 2.

123. Романовский Г.Б. Право на жизнь и право на самоубийство / Г.Б. Романовский // Медицинское право.- 2003.- № 1.

124. Российское законодательство X XX вв. Т. 9.

125. Рот О. Клиническая терминология / О. Рот; пер. П.М. Ольхина.-СПб., 1898.

126. Русская защита. Нашумевшие уголовные процессы. Сенсационные аферы,- М., 2003.

127. Сборник официальных документов ассоциации врачей России / под ред. В.Н. Уранова.- М., 1995.

128. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / под ред. проф. Ю.Д. Сергеева.- М.: Претор, 1995.

129. Селянина Ю.В. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии / Ю.В. Селянина //Сборник научных трудов.- М., 2000.-Вып. № 12.

130. Сергеев Ю.Д. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи / Ю.Д. Сергеев, C.B. Ерофеев.- М., 2001.

131. Сергеев, Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы / Ю.Д. Сергеев.- Киев : Высшая школа, 1988.

132. Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья: рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья / Ю.Д. Сергеев. М.: ПОЛИТЕК, 1997.

133. Силуянова И. Когда же наши врачи будут изучать биоэтику? / И. Силуянова, А. Иванюшкин, Б. Юдин // Врач.- 1994.- № 9.

134. Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и православие / И.В. Силуянова.- М., 2001.

135. Силуянова И.В. Современная медицина и православие / И.В. Силуянова.- М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.

136. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньева.- М., 1985.- Т.1.

137. Советский энциклопедический словарь. М., 1981.

138. Соловьев Вл. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. В 2 т. Т. 2. / Вл. Соловьев.- М., 1988.

139. Ступаков И.Н. Роль биомедицинской этики в практическом здравоохранении / И.Н. Ступаков // Медицинское право.- 2003.- № 1.

140. Суд добавил два года тюрьмы медсестре-убийце Электр, ресурс.-Режим доступа: http: // mednovosti.ru /news/2003/10/16/ malevre.

141. Судо Ж. Эвтаназия / Ж. Судо.- М., 2001.

142. Тарабарко Н.В. Критерии биологической смерти. Методы оценки потенциального донора. Трансплантология: руководство / Н.В. Тарабарко; под ред. акад. В.И.Шумакова.- М., 1995.

143. Тищенко П.Д. Право на помощь и право на жизнь / П.Д. Тищенко // Человек.- 1992.- № 6.

144. Трегубов JI. Эстетика самоубийства / JI. Трегубов, Ю. Вагин.-Пермь, 1993.

145. Уголовное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2003.

146. Уиклер Д. На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэтики в США / Д. Уиклер, Д. Брок.- М.: Знание, 1989.

147. Уолкер А.Э. Смерть мозга / А.Э. Уолкер А.Э.; под ред. проф. А.М.Гурвича; пер. с англ.- М.: Медицина, 1988.

148. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров.- М., 1982.

149. Философская энциклопедия в 5-ти т. Т.4.

150. Франк СЛ. Духовные основы общества / СЛ. Франк.- М.: Республика, 1992.

151. Франк СЛ. Душа человека / СЛ. Франк.- М., 1995.

152. Французские пациенты получат право на смерть Электр, ресурс.-Режим доступа: http: //mednovosti.ru /news/2004/08/30/ euthanasia.

153. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко.- СПб., 1997.

154. Фут Ф. Эвтаназия / Ф. Фут // Научные доклады высшей школы. Сер.: Философские науки.- 1990.- № 6.

155. Харакас С. Православие и биоэтика / С. Харакас // Человек.- 1994.-№2.

156. Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России / К.А. Чернега // Гражданин и право. 2003. - №1.

157. Черносвитов Е.В. Социальная медицина / Е.В. Черносвитов.- М., 2000.

158. Чистяков Г. Умирание или эвтаназия / Г.Чистяков // Русская мысль.-1998.-№42.

159. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. М., 2000.

160. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / А.Ф. Швейгер-Лерхенфельд,- М., 1998.

161. Швейцарцы подвергли эвтаназии относительно здоровых британцев Электр, ресурс.- Режим доступа: http: // mednovosti.ru /news/2004/09/03/ swiss.

162. Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации / B.C. Шевцов.- М., 2002.

163. Шевчук С.С. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции / С.С. Шевчук // Медицинское право.- 2003.- № 1.

164. Шенкер Д. Механическое самоубийство, законодательство об эвтаназии и оздоровительный кризис / Д. Шенкер. М., 2000.

165. Шопенгауэр А. Антология мировой философии / А. Шопенгауэр.-М., 1971.

166. Этический Кодекс российского врача.- М.: ПАММС, 1995.

167. Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики / Б.Г. Юдин // Биоэтика: проблемы и перспективы.- М., 1992.

168. American Pocket Medical Dictionary. Philadelphia.London: Saunders, 1953.

169. Annas G. Some Choice: Law, Medicine, and the Maricet. Oxford New York, 1998.

170. Encyclopedia Americana. N.Y., 1944. v. 10.

171. Encyclopedia Britanica. London, 1994. v. 4.

172. Graboys T.E., Blatt C.M. Angina Pectoris: Management Strategies and Guide to Interventions. Second Edition. Harvard School of Public Health, 1997.

173. Humphry D.,Wickett A. The right to die: Understanding euthanasia / D. Humphry, Wickett A.- L.: Bodley Head, 1986.

174. Kenis Y. L'euthanasie, le droit, la deontologie et la morale / Y. Kenis // Bioethigue et libre examen. Bruxelles/- 1988.

175. Peterson E.D., Lansky A.J., Anstrom K.J. et. al. Clinical investigations outcome, health policy, and managed care. //Am-Heart-J 2000, Feb; 139(2)327-320.

176. William W. O'Neill, Royal Oar, Michigan. When Should We Start Randomized Trails for New Devices? Journal of the American College of Cardiology, 1999, № 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.