Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна

  • Матыжева, Аминет Кущуковна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 155
Матыжева, Аминет Кущуковна. Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2008. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА I. Особенности становления жанров «малой» прозы в адыгейской литературе (20-е — 50-е годы XX века).12

1.1. Новелла и рассказ. Влияние традиций. Специфика адыгейской новеллы.12

1.2. Формирование структуры рассказа в художественных произведениях о современности (30-е - 40-е г.г.). Жанровые взаимовлияния рассказа, новеллы и очерка (И. Цей, Т. Керашев).23

1.3. Типологические особенности развития «малой» прозы 40-х - начала 50-х годов (Ю. Тлюстен, А. Евтых, Д. Костанов). Воздействие очеркового элемента и социологической критики на формирование структурного стереотипа, типологии героев, идеологического ракурса рассказа и новеллы.;.42

1.4. Идейно-эстетическое освоение военной реальности в прозе 40-х -начала 50-х годов и влияние последней на формирование нового периода развития адыгейской «малой» прозы.67

ГЛАВА II. Жанровые и структурно-стилевые особенности «малых» художественных повествовательных форм в адыгейской литературе (60-е - 90-е годы XX века).72

2.1. Движение литературы 60-х годов к многообразию форм и аналитичности. Формирование проблемно-эстетических блоков в «малой» прозе 70-х - 90-х годов.72

2.2. Идейно-художественные особенности рассказов и новелл на военную тему.80

2.3. «Малая» художественная проза исторической проблематики.103

2.4. Духовно-нравственное содержание рассказа и новеллы на современную тему.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология»

Проблемы, связанные с «биографией» любого литературного жанра, не решаются в науке с ориентацией на абсолютно исчерпывающий однозначный ответ. Тем более, если речь идет о литературном процессе в Адыгее, сопряжённом с такой сложной эпохой, как XIX и XX века на Северном Кавказе. Кавказская война, представленная во множестве социально- политических и идеологических интерпретаций, стала составной частью духовно-нравственной атмосферы жизни народа,, умонастроения отдельного человека. Переселясь в фольклор и другие формы народного искусства, память о трагедии нации, так или иначе, жила в сознании людей, не будучи художественно запечатленной в адыгейской литературе по идеологическим и политическим причинам. На Северном Кавказе вплоть до середины XX века были и иные мотивы табуирования, не позволявшие касаться всей полноты фактов как истории, так и искусства того или иного народа, например, национальных истоков, жанровой природы произведения, его генезиса и типологии. Это обстоятельство касается и «малого» жанра художественной адыгейской прозы: новеллы и рассказа.

Национальные истоки «малой» адыгейской прозы - тхыдэ и хабары, циклы Нартского эпоса, их фольклорные формы - транслированы в художественно-публицистическую прозу адыгских просветителей XIX века всех трех поколений (от Хан-Гирея и Казы-Гирея до И. Цея и С. Сиюхова).

В конце XIX-начале XX века «малая» проза создавалась в жанрах исторических новелл (Ю. Ахметуков) и историко-этнографических очерков (А. Кешев), позднее обрела формы рассказов и проблемных очерков на темы современной жизни адыгского общества (И. Цей, С. Сиюхов).

Учитывая относительную стадиальность в развитии названных жанров, необходимо подчеркнуть и факт одновременного бытования разных прозаических жанров в творчестве ряда писателей-современников и отдельного автора. В этом отношении считаем весьма показательным пример И. Цея и Т. Керашева.

В начале исследования проблемы истоков «малых жанров, новеллы и рассказа, нельзя не учитывать и убедительные научные аргументы адыгских ученых: А. Алиевой, JL Бекизовой, А. Гадагатля, И. Кашежевой, М. Кунижева, Р. Мамия, У. Панеша, X. Хапсирокова, Т. Чамокова, К. Шаззо- в пользу мысли о стихотворно-прозаических формах нартских сказаний, составляющих ядро всего адыгского эпоса. К примеру, семь циклов объединены главными героями. Среди них весьма распространен «Пщынатль о Саусоруко» («Нарт Саусырыкъо ипщыналъ») - сказание, в котором на сюжете «общенартского» смысла формируется эпический образ народного героя. Зачатки поэтической новеллы можно увидеть в повествовании «1ахъомрэ Сэтэнаерэ» или «Саусэрыкъо икъэхъук1» («Как родился Саусоруко») - в диаспорских записях Ш. Кубова.1 Еще Хан-Гирей в «Черкесских преданиях» выделял среди музыкальных текстов сказаний о нартах поэмы-новеллы драматического характера, созданные на темы общенационального звучания. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX вв. черпали сюжетны своих новелл, по сути, из преданий и легенд.

Этот факт свидетельствует о неточности утверждений некоторых исследователей «малых» жанров адыгской литературы, ищущих истоки рассказов и новелл лишь в «несказочной» прозе адыгского фольклора*.

Дискуссионной в концепции истоков и генезиса «малых» литературных жанров нам представляется неоднократно повторяемая мысль о реализме как наивысшей фазе развития литературы, в то время как тяготение авторов первых адыгских новелл к романтизму является не доказательством несовершенства художественного опыта, а признаком следования национальной традиции, прежде всего, правилам фольклорной прозы. О сложных отношениях романтизма и реализма в процессе зарождения и становления младописьменной литературы писал

А. А. Схаляхо2, а в 1990-е - убедительно рассуждали Ю.М. Тхагазитов3, Н.М. Шишхова4, прибегая к аргументам из мифопоэтики, фольклорной эстетики и русской литературы XIX века. Эти ссылки можно продолжить благодаря трудам других адыгских ученых.

1 Шаззо, Ш.Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). /Ш.Е.Шаззо. - Майкоп: изд-во «Качество», 2003, с. 45.

2 Схаляхо, А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы./А.А.Схаляхо. - Майкоп, 1988.

3 Тхагазитов, Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы./Ю.М.Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1994.

4 Шишхова, Н.М. О характере романтизма в художественном творчестве А.-Г. Кешева.// Проблемы литературы и фольклора./Н.М.Шишхова. - Майкоп, 1988.

Однако, осмыслив проблему истоков и генезиса «малой» художественной прозы, надо подчеркнуть отсутствие в ряде научных исследований дифференциации жанров новеллы и рассказа. Подобное замечание касается и некоторых современных монографий и диссертаций молодых ученых. К примеру, С.А. Карданова5 упоминает все «малые» жанры прозы (рассказ, новелла, очерк), но в перечислительном плане, зачастую наделяя и новеллу, и рассказ жанровыми признаками рассказа, по сути, не различая данных жанров.

В адыгейском литературоведении благодаря теоретическому вкладу Р.Г. Мамия, У.М. Панеша, К.Н. Паранук, Х.Г. Тлепцерше М'.Н. Хачемизовой, К.Г. Шаззо6 достигнуты убедительные результаты в разработке теории адыгейской новеллы, особенностей адыгейского рассказа и повести.

Необходимо особо выделить варианты созданной в последнее десятилетие классификации новелл Т. Керашева, X. Ашинова, Ю. Чуяко, мотивировку ее отличий от рассказа на основе структурно-стилевого анализа

-ч обоих жанров в работах А. Пшизовой, Н. Васильевой. В то же время приходится согласиться с утверждением Р.Г. Мамия относительно того, что проблема жанров новеллы и рассказа остаётся открытой и дискуссионной. Так, известные литературоведы, в том числе Б. Томашевский, не рассматривают новеллу и рассказ в качестве двух самостоятельных жанров; Ю. Ковалёв и другие отмечают «синтезирующую способность» новеллы, затрудняющую возможность выделять только её признаки в отличие от признаков иных

5 Карданова, С.А. Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат: автореф.дис .канд .фил. наук/С.А.Карданова. - Нальчик, 2005.

Шаззо, К. Современная адыгейская новелла// Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору./ К.Шаззо.- Майкоп, 1975. Тлепцерше, X. На пути к зрелости./Х.Тлепцерше. — Краснодар, 1991. Мамий, Р. Вровень с веком / Р.Мамий. - Майкоп,2001. Хачемизова, М. Художественный мир Тембота Керашева./М.Хачемизова. - Майкоп,2005. Панеш У.МЛитература изменяющегося мира. — Майкоп,2007.

7 Пшизова, А.К. Жанрово-стилевые особенности новелл Т.Керашева/ А.К.Пшизова — Майкоп,2004.

Васильева, Н.С. Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-х-90-х годов:.автореф. дис. канд. фил. наук /Н.С.Васильева.— Майкоп,2оо5. повествовательных жанров. Нет единогласия в определении специфичности новеллы, её отличий от рассказа в работах Ив. Виноградова и Г. Поспелова.

В адыгейской литературоведческой науке также существует разнообразие мнений учёных Р. Мамия, X. Тлепцерше, К. Шаззо не только относительно жанрово-стилевых качеств произведений «малой» прозы, но и их связей с литературной и фольклорной традициями.

Таким образом, проблема адыгейского рассказа и новеллы в их типологических разновидностях и жанровых модификациях нуждается в дальнейшем научном осмыслении, но в целом имеет тенденцию к положительному решению, что позволяет выдвинуть тезис об актуальности данной диссертационной работы. Тем более, на наш взгляд, требуют внимания исследователей несколько принципиально важных вопросов, касающихся проблемы генезиса жанров и их современного состояния, что и мотивирует выбор означенной темы.

Объектом исследования являются адыгейский рассказ и новелла в их истоках, динамике, жанровой дифференциации.

Предмет исследования — жанрово-стилевая типология новеллы и рассказа.

Цель исследования - проведение внутрижанровой дифференциации новеллы и рассказа, установление их художественной типологии в контексте литературной ситуации, определяемой уровнем изученности проблем политической истории и культуры на Северном Кавказе в XX в. и состоянием художественной мысли этого периода.

Цель определила задачи диссертационного исследования:

- выявить жанровое соотношение рассказа и новеллы в творчестве адыгских писателей- просветителей конца XIX - начала XX в.в.;

- осмыслить истоки новеллы и рассказа, что позволит получить дополнительные сведения о корнях «малых» прозаических жанров (новеллы и рассказа) в адыгейской литературе, увидеть их национальную специфику;

-провести внутрижанровую дифференциацию «малой» прозы (новеллы и рассказа) всех периодов её становления;

-исследовать формирование типологии рассказов и новелл каждого периода;

- проанализировать философские, социокультурные и эстетические аспекты проблем складывающейся современной художественной системы адыгейского рассказа и новеллы;

Решение этих и других задач связано с осмыслением духовных координат времени, с углублением в конкретику творческой практики создателей «малой» прозы в первое постреволюционное десятилетие XX века и последующие периоды, именуемые в науке как:

1. «Проза исторического перелома» (20-е - вторая половина 30-х г.г.).

2. Проза, отмеченная «особой художественной концентрацией» и воздействием «административного пресечения эстетического плюрализма» (конец 30-х-середина 50-х г.г.).

3. Современная проза философско-нравственной проблематики, отличающаяся многообразием жанров и художественных форм (с 1956). Причем особого внимания потребовал новый (четвёртый) формирующийся этап развития художественной «малой» прозы, еще не изученный в адыгейской науке (1990-2007 гг.).

Несмотря на существующие современные классификации (начиная с 80-х г.г XX века) В. Акимова, В. Ковалёва, С. Кормилова, Н. Лейдермана, М: Чудаковой и других литературоведов, принимавших участие в дискуссиях по данной проблеме (Вопросы литературы, 1987 №9 и др.) мы. придерживаемся периодизации- Ю.Суровцева- Ю.Борева- У.Панеша, учитывающей зональную типологическую общность адыгских литератур.8

Методологической и теоретической основой диссертационного

8 Классификационная картина движения общеадыгской прозы, основанная на классификации общесоюзной литературы Ю. Суровцева- Ю. Борева, создана У. Панешем в монографии «Типологические связи и формирование художественно- эстетического единства адыгских литература-Майкоп, 1990.-С.ЗЗ исследования послужили научные концепции М. Бахтина, Ив. Виноградова, JL Гинзбург, А. Корягина, И. Крамова, Д. Лихачева, Г. Поспелова, В. Сурганова, Ю. Суровцева, Л. Тимофеева, М. Эпштейна, а также теоретические положения в работах А. Алиевой, Л. Бекизовой, Л. Дёминой, М. Кунижева, Р. Мамия, У. Панеша А. Схаляхо, X. Тлепцерше, Т. Чамокова, П. Чекалова, К. Шаззо, Е. Шибинской.

Научная новизна работы заключается:

1) в комплексном исследовании зарождения и развития двух жанров адыгейской «малой» прозы - новеллы и рассказа;

2) в выделении из массива адыгейского рассказа XX века специфической по национальной форме новеллы и установлении её различий с рассказом;

3) в определении классификационных параметров адыгейской новеллы и рассказа с опорой на конкретный художественный анализ произведений;

4) в проведении структурно-стилевого анализа ряда произведений «малой» прозы, впервые вводимых в научный оборот, в том числе, относящихся к двум последним десятилетиям (И. Цея, А. Евтыха,

5) X. Теучежа, А. Кушу, Р. Паранук, молодых адыгейских, авторов).

Теоретическая значимость работы состоит в целостном исследовании истории адыгейских новеллы и рассказа, расширении теоретических понятий, связанных с особенностями жанровых и структурно-стилевых типологий - новеллы и рассказа, их содержательно-эстетическом анализе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, примеры проблемно-эстетического анализа произведений вносят дополнительные научные знания о современной адыгейской прозе и могут быть включены в вузовский лекционный курс по истории литературы Северного Кавказа, а также в практику школьного преподавания литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Решение проблемы изучения новеллы и рассказа потребовало внимания к их истокам, исследования путей и этапов становления, жанровых модификаций и структурно-стилевых качеств. Состояние и особенности данного процесса рассматриваются в рамках четырёх периодов развития адыгейской прозы.

2. В первый период (1920- 1930г.г.) формирования жанровой системы «малой» прозы складывались её типичные качества: рассказовость, очерковость, новелльность, находившие воплощение в новеллах и рассказах И. Цея («Тэтэркон», «По заветам старины», «Мусса»), рассказах Т. Керашева («Аркъ», «Позор Машука», «Тайна Сариет»), А. Хаткова («Жертва денег»), новеллах по мотивам преданий и легенд А. Евтыха и Ю. Тлюстена, рассказах Д. Костанова. На основании художественного анализа произведений названных авторов выделяются типологические качества новелл и рассказов: влияние национального фольклора, общность социальной темы и близость конфликтов, художественно-публицистическая стилистика. Типы художественных конфликтов в своеобразии их жанрово-стилевого воплощения не дают возможности говорить об их разработанности и богатстве. Проблема дифференциации новеллы и рассказа в теоретическом ракурсе не ставится.

3. Второй период (1940- 1950 г.г.) является переломным в жизни новописьменной «малой» прозы: с, одной стороны, расширяется её проблемно-тематический диапозон, крепнут стремления писателей овладеть психологизмом, с другой стороны— нарастают тенденции бесконфликтных художественных решений, однобокого освещения послевоенной действительности (Д. Костанов, сборник «Две высоты»; Ю. Тлюстен, «Свет в горах»; А. Евтых, «Превосходная должность» и другие произведения).

4. На третьем этапе (1960-1970 г.г.) развития «малой» прозы начинают занимать ключевые позиции жанры лирического рассказа, новеллы и повести в творчестве X. Ашинова, А. Евтыха, П. Кошубаева, Ю. Чуяко.

Открытие X. Ашиновым «лирической стихии личности» (К. Шаззо) обновило и разнообразило жанровые и стилистические возможности адыгского рассказа и новеллы в творчестве писателя и его молодых современников. Тезис о преемственности художественных идей и их новаторстве объединяет изучение трёх проблемно-эстетических блоков «малой» прозы: военной, исторической и современной тематики.

5. «Малая» проза четвёртого периода (1980-2000 г.г.) отмечена коренными изменениями в методологии творческих поисков, идеологических и эстетических концепциях, освещаемых идеями «нового» гуманизма, требованиями обновления художественной формы. В процессе поисков стабилизировались следующие качества новизны: художественное исследование адыгской истории (И. Машбаш, П. Кошубаев, Н. Куёк, Ю. Чуяко, А. Кушу); попытки овладения художественным мышлением авангарда 20-х-30-х годов XX века и современного постмодернизма (М. Емиж, Н. Куёк, М. Тлехас, С. Хунагова, X. Хурум и др.); освоение проблем и конфликтов времени как в рамках традиционной эстетики реализма, так и в его модификациях (X. Ашинов, П. Кошубаев, Р. Паранук, Ю. Чуяко, М. Тлехас); расширение рамок философского осмысления действительности, формирование новых духовно-эстетических направлений и литературных жанров.

Достоверностьрезультатов обусловлена использованием фундаментальных трудов российских, северокавказских литературоведов и критиков, научным анализом художественного материала.

Апробация работы осуществлялась на научных конференциях в Адыгейском государственном университете (2005-2007 г.г.): Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторов и молодых учёных «Наука- XXI веку» (2005 г.), Всероссийской научной конференции «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры» (2006 г.), Международной научно-методической конференции «Русская литература и Кавказ» (2007 г.). Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в журналах: «Вестник АГУ» (Майкоп.-№2, 2007.-С.220-225), «Культурная жизнь Юга России» (Краснодар.-№3, 2007.-С.57-59.), Материалы 2-й научно-практической конференции. (Сочи, РИО СГУТ и КД, 2007.- С.51-53), «Псалъ» (Майкоп.- №4(7), 2007.-С.86-94), «Вестник АГУ» (Майкоп.-№1(29), 2008.- С.57-60). Работа была заслушана на заседании кафедры литературы и журналистики АГУ (декабрь 2007 г.).

Диссертация структурирована в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Матыжева, Аминет Кущуковна

Выводы ко второй главе

Основное развитие многонациональной советской литературы на

109 Шаззо, К.Г. Творческие искания адыгейских писателей поколения 1980-2000-х годов/ К.Г.Шаззо// История адыгейской литературы в 3-х томах. T.3. —С. 428.

110Там же. —С.480.

1,1 Там же.—С.480. втором этапе (40-е - середина 50-х годов XX века) следовало магистральной линии реализма с его оттенками и особенностями (от натурализма до романтизма), отклонениями под влиянием догматических и конъюнктурных идей вульгарно-социологического толка; редкими победами художественного психологизма.

Однако писатели, стремились разрабатывать конфликты нового типа и в рамках возникающих коллизий, пытались в пространстве одного рассказа обобщить сложные процессы послевоенной сельской реальности. Но инерция описательности «внеконфликтных» подробностей жизни героев рождала схему их изображения, а узел проблем оказывался заведомо не решаемым из-за противоречия между узкими рамками жанра и стремлением автора к привычной широкоохватности жизни. Главное же препятствие-противоречие между упрощенческими тенденциями в разрешении антагонистического конфликта и объективной реальностью, то, что было квалифицировано критикой как «теория» бесконфликтности. Тем не менее, в адыгейской литературе 60-х - 70-х годов XX века появляются, а в 1970-е -1980-е годы развиваются новые разновидности рассказа и новеллы: рассказ-характер, рассказ-судьба, лирическая новелла, лиро-эпическая новелла. В творчестве X. Ашинова, А. Евтыха, Т. Керашева, П. Кошубаева, Н. Куека, Ю. Чуяко адыгейский рассказ переходил на новый качественный уровень под воздействием новеллистичности.

Бесспорным фактом стало развитие военной литературы, продлившееся вплоть до 80-х годов XX века — с тем, чтобы на рубеже веков усилиться, но в другом эстетическом качестве. К примеру, лирические новеллы X. Ашинова «Эту песню поют мужчины», «Отец», рассказ «Какие это были парни!» отличаются не только жанровой новизной, но и психологической глубиной в разработке военной темы. С новеллами X. Ашинова сближаются некоторые новеллы и рассказы Ю. Чуяко («Вернись, Титу, верни-ись!», «Аул, где не осталось мужчин»).

Значение художественных достижений первопроходца исторической новеллы Т. Керашева здесь неоспоримо, так как по сей день они не превзойдены. Но на современном этапе поколения зрелых и молодых писателей (Ю. Чуяко, П. Кошубаев, Н. Куек, А. Кушу, И. Машбаш, Р. Паранук, X. Теучеж и др.) начали новый круг воплощения возросшего интереса к историческому бытию народа.

В 1990-е годы в строй влились рассказы и новеллы адыгейского поэта Н. Куека, сосредоточенного на духовном бытии адыгов как этноса.

Вслед за керашевским «Щамбулем» более чем через 50 лет создается роман в новеллах «Вино мертвых»-эпопея о судьбе адыгского народа. Новизна новелл Н. Куека, в частности, новеллы («Тлепш») и в возврате на новой художественно-этической высоте к фольклорно-мифологическим образам, помогающим автору выразить сложный комплекс нравственных идей в их философском осмыслении с позиции сегодняшнего дня, современного человека.

Новеллистическая повесть Н. Куека «Превосходный конь Бечкан» и другие новеллы ставят адыгейскую прозу на более высокую ступень развития как в философско-идеологическом смысле, так и в стилевом аспекте высокого владения современным национальным языком.

Несколько в ином ключе создаёт свои рассказы и новеллы А. Кушу. К примеру его последняя книга «Гончарный круг» соединяет романтические тенденции «малой» прозы на историческую тему («Бег золотой колесницы», «Гончарный круг»), реалистические штрихи и детали бытового повествования («Священный пояс Саусоруко»), злободневно* документальные ноты гражданственной реакции на современные проблемы («Сказ о Хакаре», «Сатрап», «Лекарство от любви»).

В новеллах и рассказах о современности большинства авторов живёт гуманистическое чувство, глубокий интерес к нравственным проблемам и духовной жизни человека.

Формируется тенденция освоения конфликтов времени в нетрадиционных рамках (С. Гутова, Ш. Куев,Ф. Мамрукова, М. Тлехас,

С. Хунагова, X. Хурум и др.) новелл-сказаний, прозаических миниатюр и притчей (Ш. Ергук-Шаззо), травести (С. Гутова). «В целом в современной литературе идёт серьёзный выбор художественно-эстетических ориентиров» (К. Шаззо).

Заключение

В адыгейском литературоведении, как и в русском, имеют хождение два термина, которыми оперируют и теоретики,, и практики литературы: «новелла» и «рассказ».

Обращение к истокам литературной адыгейской новеллы помогает увидеть её фольклорное происхождение (от Нартского эпоса, повествовательных циклов; от тхыдэ и хабаров), воздействие поэтики устного народного сказа, творчества адыгских просветителей XIX века (Адиль — Гирея, Хан-Гирея, Ю. Кази-Бека), русской и европейской новеллы.

Адыгейский; рассказ формировался под влиянием русскоязычных литературных, образцов, очерка и газетной публицистики начиная с дореволюционной поры и - особенно интенсивно - в 20-е — 30- е годы XX века. Тогда же термин «рассказ» стал общеупотребителен, заменяя' собою новеллу, в основном- по? идеологическим причинам (русский термин!) и под влиянием образцов советской литературы.

Понятие «новелла» закреплялось лишь за произведениями типа переложений^ фольклорных произведений о далеком прошлом или-написанных по их мотивам (новеллы, просветителей XIX века, писателей XX века А. Евтыха, Д. Костанова, Ю. Тлюстена, И. Цея).

История развития- национальных жанров «малой»! художественной прозы с 20-х по 70-е годы-; XX века позволила1 учёным; опираться на серьёзный литературный материал.

В результате научного изучения новеллы и рассказа с середины, 70-х годов XX века У. Панешем и К. Шаззо были определены доминирующие, характерные черты адыгейской новеллы. По мнению К. Шаззо, от новеллы «требуют занимательности, необычности изображаемого в ней материала, отточенности стиля, предельной выверенное™, очерченности жанровых границ и более всего завершенности внутреннего и внешнего единства всех частей».

Возможности достижения такой жанровой определенности К. Шаззо связывает с новеллами Т. Керашева и X. Ашинова, выделяя два типа — исторические новеллы и новеллы о современности112 и представляя убедительный анализ соответствующих произведений названных писателей.

Другие исследователи, в частности Р. Мамий, У. Панеш, X. Тлепцерше, М. Хачемизова, не ставят перед собой специальной цели пространно теоретизировать по этим вопросам, но в конкретном анализе рассказов и новелл Т. Керашева, Ю. Тлюстена, И. Цея, других адыгейских писателей высвечивают жанровые качества, сближающие рассказ и новеллу (повествовательная структура, объем содержания и количество героев), и затрагивают параметры их отличия.

Таким образом, к 70-м годам XX века в адыгейской науке были заложены основы теории рассказа очеркового и новеллистического типа. Усилиями «школы» К. Шаззо и У. Панеша, нового поколения ученых (Н. Васильева, А. Пшизова) в 90-е - 2000-й годы были предприняты-попытки создания типологии новелл и рассказов некоторых адыгейских писателей второй половины XX века.

Так было положено начало большой работе, требующей продолжения и на классическом, и на новом литературном материале.

Ряд новых монографий, статей в научных журналах113 свидетельствует о том, что жанровые проблемы «малой» прозы остаются в поле зрения литературоведов, к какому бы эстетическому аспекту теории и истории адыгейской литературы ни было приковано их внимание. Скажем, с изучением произведений X. Ашинова, А. Евтыха, Т. Керашева, Н. Куека, Ю. Тлюстена, Ю. Чуяко достаточно точно определялось жанровое состояние рассказа, повести и романа, их место в национальной прозе, роль «малой» прозы; выявлялись магистральные пути их стилевого развития — лирический и эпический.

112 Шаззо, К. Современная адыгейская новелла/ К.Шаззо. // Сборник статей по адыгейской литературе.— Майкоп, 1975.-С.60.

113 Шаззо К., Схаляхо А., Панеш У, Ергук - Шаззо Ш., Тхакушинов А., Парнук К., Мамий Р., Шибинская Е., Хуако Ф., Хачемизова M., Шиков К. и др.

В нашей работе отражены результаты комплексного исследования путей, этапов становления, формирования жанровых видов и структурно-стилевых качеств адыгейской новеллы и рассказа в рамках четырёх исторических периодов 1920 -2000 г.г.

В первый период (1920-1930 г.г.) проблемно-тематический блок произведений адыгейской «малой» прозы формировался вокруг социальной тематики, антагонистического конфликта, судьбы «маленького» человека в социально несправедливом обществе. Рассказовость, очерковость, новелльность составили типические качества произведений А. Евтыха, Т. Керашева, Д. Костанова, Ю. Тлюстена,А. Хаткова, И. Цея. Большинство рассказов было* связано с очерково-публицистической традицией, новеллы тяготели к устно-поэтическим образцам,, фольклора. Проблема дифференциации новеллы и рассказа не ставилась.

Проза второго периода (1940-1950 г.г.) отмечена «особой художественной концентрацией» и воздействием «административного пресечения эстетического плюрализма» (У. Панеш). Первая особенность нашла себя в расширении проблемно-тематического диапазона, стремлении писателей овладеть психологизмом (А. Евтых, К. Жанэ), вторая — в нарастании тенденций бесконфликтных художественных решений («Превосходная должность» А. Евтыха, «Две высоты» Д. Костанова, «Свет в горах» Ю. Тлюстена).

В «малой» прозе третьего периода (1960-1970 г.г.) ключевые позиции" начинают занимать лирические рассказы и новеллы X. Ашинова, А. Евтыха, П. Кошубаева, Ю. Чуяко. Художественные открытия X. Ашинова в области лирической прозы значительно обновили композиционно-стилистические возможности адыгейского рассказа и новеллы, сказались на всех проблемно-эстетических блоках «малой» прозы последних десятилетий, положили начало интенсивному изучению жанровых особенностей адыгейских новеллы и рассказа.

Малая» проза четвёртого периода (1980- 200 г.г.) отличается коренными изменениями в методологии творческих поисков, идеологических и эстетических концепциях. В результате чего стабилизировались следующие качества новизны: художественное исследование адыгейской истории (И. Машбаш, П. Кошубаев, Н. Куёк, А. Кушу, Ю. Чуяко); попытки овладения художественным мышлением авангарда 20-х — 30-х годов XX века и современным постмодернизмом (М. Емиж, Н. Куёк, М. Тлехас, С. Хунагова, X. Хурум и другие); освоение проблем и конфликтов времени как в рамках традиционной эстетики реализма, так и в его модификациях (X. Ашинов, П. Кошубаев, Р. Паранук, М. Тлехас, Ю. Чуяко); расширение рамок новых духовно-эстетических направлений и литературных жанров.

В очерке «Духовно-эстетическая ситуация в творческих исканиях адыгейских писателей поколения 80-х — 90-х годов»114 К. Шаззо внимательно проанализировал коренные изменения в адыгейской литературе последних десятилетий, выделив «эстетический переворот в. поэзии, совершенный Н. Куеком под влиянием авангардистского искусства и поддержанный творческими исканиями М. Емиж, Ш. Ергук-Шаззо, М. Тлехаса, X. Хурума и другими представителями среднего и молодого поколения поэтов».

Постмодернистские влияния коснулись и «малой» прозы поэтов, но в специфически национальных формах их проявления - через «устно-поэтическое творчество, особенно его мифо-эпические и гиперболо-метафорические характеристики»115. Это интересное художественное явление нашло место в прозе Г. Абредж, миниатюрах Ш. Ергук-Шаззо, новеллах Н. Куека. Хочется* надеяться, что эта новая струя в адыгейской литературе даст новый-импульс ее духовному содержанию, поэтике.

Все больше крепнет интерес к богатствам зарубежного искусства слова на адыгскую тему. Исследования А. Схаляхо, К. Шаззо позволили обогатить представления о художественно-культурном наследии адыгского Зарубежья,

114 Шаззо, К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно - стилевые искания личности К.Г. Шаззо - Майкоп: АРИГИ, 2005. - С.97-98.

115 Там же-С. 98. в частности, творчестве Кадыра Натхо, Шабана Кубова.

Так, у англоязычного писателя Кадыра Натхо в 1969 г. в Нью-Йорке в книге под названием «Старые и новые сказания Кавказа» вышли новеллы. А. Схаляхо, исследователь творчества К. Натхо, пишет: «Герои и сюжеты новелл Кадыра Натхо вызрели в недрах адыгского фольклора». Отсюда и моральный кодекс автора: «Сохранение преемственности поколений, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях с детства».116 В критике нет единого мнения относительно жанровой принадлежности «Сказаний». А. Схаляхо относит их к притчевым новеллам, К. Шаззо - к вариациям на темы исторических народных сказаний, со всеми признаками новеллистичности (к примеру, новелла «Старый Хатух»). Но в любом случае никто'не подвергает сомнению воспитательный потенциал «Старых и новых сказаний Кавказа», их художественную ценность.

Однако изучение этого наследия находится* только в начальной стадии. Есть все основания предполагать становление адыгейского новелловедения, т.к. новелла с первых дней возникновения письменности и по сей день остается доминирующим жанром «малой» прозы, что не мешает жить и развиваться современному адыгейскому рассказу.

За последующее тридцатилетие адыгейский рассказ новеллистического типа, если повторить сказанные в 1975 г. провидческие слова К. Шаззо, «прошёл значительный путь в своем развитии. Дробя жизнь по мелочи, новелла вскрывает основные ее закономерности. Оттуда особая трудность этого жанра. Адыгейские прозаики сделали немало усилий в освоении идейно-художественных ресурсов жанра. Это первые шаги. Наполнение новеллистического слова, сюжета еще более значительной мыслью-впереди».117 Так же, как впереди и исследование современной адыгской новеллы и рассказа. Его необходимость обостряется с каждым выходом к читателю нового произведения «малой» художественной прозы.

116 Схаляхо, А.А. Художественное наследие адыгской диаспоры/ А.А. Схаляхо // История адыгейской литературы в 3-х томах. T.3.— 2006 г. — С.553.

7 Там же. —С.34.

Обостряется вдвойне, когда читатель держит в руках такой сборник рассказов северокавказских писателей как «Война длиною в жизнь».118 По мнению первых рецензентов, книга отобразила «круг проблем социальной, общественно-политической, морально-нравственной жизни народов Северного Кавказа».119

118Вона длиною в жизнь/Сборник рассказов северокавказских писателей.-М.:Фолио, 2007.

119 Паранук, К.Н. Многогранный и яркий мир Кавказа/К.Н. Паранук//Советская Адыгея,—18 января.— 2008.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна, 2008 год

1. Агержанокова, С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца 19-начала 20 вв. / С.Р. Агержанокова. - Майкоп: Адыгея, 2003. - 142 с.

2. Айтматов, И. Все касается: всех / И. Айтматов // Вопросы литературы. 1980.-Ж7. -С. 7.

3. Алексанян, Е. Константин Паустовский — новеллист / Е. Алексанян. — М., 1969.

4. Аннинский, ~ Л; Нечто, о состоянии жанров / Л. Аннинский* // Литературная Россия. — 1964.

5. Аутлева, Ф.А. Общее и особенное в становлении идейно-художественных взглядов адыгейского писателя Аскера Евтыха / Ф.А. Аутлева // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч: конф.- Майкоп, 200Г. С. 7-91

6. Ачмиз-Кумук, Р., Помните меня / Р. Ачмиз-Кумук // Люди, судьбы; время. — Майкоп: Адыгея, 2000.

7. Башиев, М.Х. Некоторые особенности формирования и развития малых жанров в литературах народов Северного Кавказа / М.Х. Башиев // Перспектива 2002: материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 1. - Нальчик, 2002. - С. 36-38.

8. Ю. Беджанов, М.Б. Одной судьбой одной дорогой / М.Б. Беджанов. -Краснодар: Сов. Кубань, 1998. - 224 с.

9. Беджанов, М.Б. На пути национального возрождения / М.Б.

10. Беджанов. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. - 336 с.

11. Бекизова, Л.А. Эпическое время в контексте художественного мышления адыгов / JI.A. Бекизова // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч. конф. — Майкоп, 2001. — С. 2526.

12. Берков, П.Н. Проблемы исторического развития литератур: ст. / П.Н. Берков. Л.: Худож. лит., 1981.-496 с.

13. Бершадский, Р. Одаренный новеллист и его заблуждения / Р. Бершадский // Новый мир. -1948. № 7.

14. Беседина, (Шибинская) Е.П Путь к большому эпическому жанру / Е.П. Беседина // Адыгейская филология. Вып. 2. Краснодар, 1967. - С. 239.

15. Бешукова, Ф.Б. К вопросу о диалектике типологического и национального в адыгейской литературе / Ф.Б. Бешукова // Филологический вестник: научный и образовательный журнал. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. -№5.-С. 74-79.

16. Бовыкина, З.Ф. Киримизе Жанэ / З.Ф. Бовыкина // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 2. Майкоп: АНИИ—кн.2 —С.120—130

17. Богданов, В.У. У времени в строю. Художественная публицистика сегодня / В.У. Богданов. М.: Сов. писатель, 1977. - 238 с.

18. Бондаренко, Г. Советский рассказ. Проблемы композиции / Г. Бондаренко. — М.: Знание, 1981.

19. Бочаров, А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы / А.Г. Бочаров. М.: Сов. писатель, 1982. — 424 с.

20. Брантова, М.Н. К вопросу формирования жанра рассказа в адыгейской литературе / М.Н. Брантова // Филологический вестник: научный и образовательный журнал. Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - № 4. - С.79.

21. Брантова, М.Н. Эволюция малых жанров и особенности военного рассказа в адыгейской прозе/ М.Н. Брантова // Филологический вестник:научный и образовательный журнал. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. — № 5. — С. 87-90.

22. Бузаров, К.И. Сафербий Сиюхов — адыгский просветитель / К.И. Бузаров, А.К. Бузаров. — Майкоп, 1991.

23. Виноградов, Ив. О теории новеллы / Ив. Виноградов // Вопросы марксистской поэтики. -М., 1972.

24. Вопросы советской литературы: в 3 т. Т. 3 / под ред: В.А. Ковалева,

25. B.В. Тимофеевой. М.; Л., 1956.

26. Вопросы теории литературы. М., 1950.

27. Воронов, В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов / В. Воронов. М., 1984. - 380 с.

28. Гинзбург, Л.О. О документальной литературе и принципах" построения характера / Л.О. Гинзбург // Вопросы литературы. 1970. - № 7.

29. Гуляев, Н. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / Н. Гуляев, А. Богданов, Л. Юдкевич. — М., 1970. — 389 с.

30. Гусейнов, И.Г. Формы общности советской многонациональной-литературы / И.Г. Гусейнов. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

31. Дементьев, А. О задачах ленинградских прозаиков / А. Дементьев // Звезда.-1949:-№5.

32. Демина, Л.И. Жанровые особенности публицистики военных лет: сб. ст. по литературе / Л.И. Демина. Майкоп, 1998. — С. 73-80.

33. Демина, Л.И. Формирование эстетического содержания конфликта в, послеоктябрьской литературе / Л.И. Демина- // Филологический^ вестник: научный и образовательный журнал. Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - № 4.1. C. 24-34.

34. Демина, Л.И. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50-60 годов / Л.И. Демина. М.: Прометей, 2001. - 304 с.

35. Джусойты, Н.Г. Осетинская литература / Н.Г. Джусойты // История советской национальной литературы: в 6 т. Т. 1. — М., 1970. С. 312.

36. Джусойты, Н.Г. Все начинается с размышления / Н.Г. Джусойты // Вопросы литературы. 1976. - № 5.

37. Дима, А. Принципы сравнительного литературоведения / А. Дима. -М.: Прогресс, 1977.

38. Добин, Е. Жизненный материал и художественный сюжет / Е. Добин. -Л., 1958.

39. Егорова, Л.П. Литературы Северного Кавказа: современное состояние и перспективы / Л.П. Егорова, П.К. Чекалов // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: материалы симпозиума. -Пятигорск, 1998.

40. Емельянов, Л. Уроки жанра / Л. Емельянов // Портреты и проблемы. -Л*., 1977.

41. Ершов, Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы / Л.Ф. Ершов // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: межвуз. сб. Вып. 2. Советская литература. Традиции и новаторство. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-С. 3-21.

42. Ефремова, О.В. Типологические особенности жанра рассказа в отечественной литературе послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.): автореф. дис. . канд. филол. наук / О.В. Ефремова. Майкоп, 2003. - 23 с.

43. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: межвуз. сб. Вып. 2. Советская литература. Традиции и новаторство. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.- 196 с.

44. Жирмунский, В. Сравнительное литературоведение и проблема литературных влияний / В. Жирмунский // Известия АН СССР. Отделение общественных наук. — 1936. № 3.

45. Жирмунский, В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / В. Жирмунский. Л., 1979.

46. Жирмунский, В. Эпическое творчество славянских народов и проблема сравнительного изучения эпоса / В. Жирмунский. М., 1953.

47. Журавлев, С. Память пылающих лет. Современная советская проза о

48. Великой Отечественной войне / С. Журавлев. М., 1985.

49. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы) // История адыгейской литературы: в 2 т. Т. 1. Майкоп, 1992. -С. 189.

50. Идейное единство и художественное многообразие советской прозы. М.: Мысль, 1974. - 366 с.

51. История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 2. — Майкоп: АРИГИ, 2000.- 523 с.

52. История русской советской литературы / под ред. А.И. Метченко, С.М. Петрова. М., 1980. - 495 с.

53. История русской советской литературы / под ред. ПС. Выходцева. — М., 1986.

54. Карданова, С.А. Поэтика малых- жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте., Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат: автореф. дис. . канд. филол. Наук / С.А. Карданова. Нальчик, 2005.

55. Кашежева, Л. Послевоенная кабардинская проза / Л. Кашежева // Очерки^ истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. - С. 163.

56. Керашев, Т.М. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1 / Т.М. Керашев. — Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во; 2002. 412 с.

57. Ковалев, В. О периодизации истории русской советской литературы / В; Ковалев // Проблемы русской советской литературы. 50-70-е:годы: М., 1976.

58. Кожинов, В. Сюжет, фабула, композиция: теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении / В. Кожинов. М., 1964.

59. Крамов, И. В зеркале рассказа / И. Крамов. М., 1986. - 206 с.

60. Куек, А. Дубовые ветви, защищенные чинарой. Путевые заметки / А. Куек // Литературная Адыгея. 2004. - № 1.

61. Кунижев, М. Истоки нашей литературы: лит.-крит. ст. / М. Кунижев.- Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1978. 184 с. (На адыгейском языке).

62. Кунижев, М.Ш. Мысли об адыгейской литературе / М.Ш. Кунижев. — Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1968. 126 с. (На адыгейском языке).

63. Кунижев, М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы: автореф. дис. . канд. филол. наук / М.Ш. Кунижев. М.: Изд-во МГУ, 1971. -20 с.

64. Кунижев, М.Ш. Ахмед Хатков / М.Ш. Кунижев // История адыгейской литературы: в 2 т. Т. 1. — Майкоп: АРИГИ, 1999.

65. Ландор, М. Большая проза из. малой. (Об одном становящемся жанре в XX в.) / М. Ландор // Вопросы литературы. - 1982.

66. Ларин, Б. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» / Б. Ларин // Нева.- 1959.-№9.

67. Лебедева, М. Проблемы героического характера в русском советском рассказе / М. Лебедева. М., 1974.

68. Литература периода Великой Отечественной войны // История русской советской литературы. Т. 3. М., 1968.

69. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.-752 с.

70. Локтев, Н.Ф. Об эпической тенденции в современном русском рассказе / Н.Ф. Локтев // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: межвуз. сб. Вып. 2. Советская литература: традиции и новаторство. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - С. 81-95.

71. Ломидзе, Г.И. Единство и многообразие: вопросы национальной специфики советской литературы / Г.И. Ломидзе. М.: Сов. писатель, 1957. — 291 с.

72. Макина, М. Русский советский рассказ / М. Макина. М., 1975.

73. Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины 20 века / Р.Г.

74. Мамий. — Майкоп: Качество, 2001. 340 с.

75. Мамий, Р.Г. Современная адыгейская художественная культура (идейно-эстетические ориентиры) / Р.Г. Мамий // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч. конф. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001.-С. 106.

76. Мамий, Р.Г. Аскер Евтых // История адыгейской литературы: в 3т. Т. 2 / Р.Г. Мамий. Майкоп, 2002.

77. Мамий, Р.Г. Поиски новых путей / Р.Г. Мамий // История адыгейской литературы: в 3 т.Т. 3. Майкоп, 2006. - С. 5-61.

78. Нагибин, Ю. Размышления о рассказе / Ю. Нагибин. М., 1964.

79. Немченко, Г. Солдат войны. Аскер Евтых и его печальные записки: (К творческой судьбе адыгейского писателя) / Г. Немченко // Российская Федерация. 1998. - №7. - С. 46-47.

80. Неупокоева, И. О понятии общего типологического ряда / И. Неупокоева// Литературно-критические исследования. — М., 1975.

81. Нинов, А. Современный рассказ / А. Нинов. — Л., 1969. ■

82. Овечкин, В. Колхозная жизнь и литература / В. Овечкий // Жизнь колхозной деревни и литература. М., 1956.

83. Огнев, А.В. Русский современный рассказ 50-70-х годов / А.В. Огнев. М.: Худож. лит.,1978.-С.208

84. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.-296 с.

85. Панеш, У.М. О мастерстве Тембота Керашева / У.М. Панеш. -Майкоп, 1971.-С. 43.

86. Панеш, У.М. Пшимаф Кошубаев / У.М. Панеш // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 2 / АНИИ. — Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980.-С. 186-190.

87. Панеш, У.М. Тембот Керашев / У.М. Панеш, Е.П. Шибинская // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 2 / АНИИ. -Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980.— С. 15-36.

88. Панеш, У.М. Характеры и конфликты (на материале адыгейской прозы 60-х годов) / У.М. Панеш // Проблемы адыгейской литературы и фольклора / АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1988. — С. 117-131.

89. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У.М. Панеш. — Майкоп: Адыгея, 1990. 275 с.

90. Панеш, У.М. Время и новаторство представления: Вопросы литературы / У.М. Панеш // Зэкъошныгъ. 1994. - № 3. - С. 135-155. (На адыгейском языке).

91. Панеш, У.М. О системном подходе при изучении литературного наследия / У.М. Панеш // Филологический вестник. Майкоп: Изд-во АГУ. -2000.-№2.-С. 43-46.

92. Панеш, У.М. XX век как литературная эпоха и особенности современной новописьменной литературы / У.М. Панеш // Филологический вестник. Майкоп: Изд-во АГУ. - 2002. - № 4. - С. 15-24.

93. Панеш, У.М. Литература изменяющегося мира / У.М. Панеш. — Майкоп, 2007.-278 с.

94. Паранук, К.Н. Добро и зло в творческой концепции Н. Куека (по повести «Черная гора») / К.Н. Паранук // Филологический вестник. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. № 3. - С. 35-40.

95. Паранук, К.Н. Мифологические элементы в рассказе Н. Куека «Тлепш» / К.Н. Паранук // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч. конф. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. С. 135-137.

96. Паранук, К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе / К.Н. Паранук. Майкоп: Качество, 2006. -312 с.

97. Померанцев, В. Об искренности в литературе / В. Померанцев // Новый мир. — 1953. № 12.

98. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. — М.: Просвещение, 1972. — 271 с.

99. Пшибаев, А.И. Публицистика А.П. Кешокова / А.И. Пшибаев. -Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2003. 111 с.

100. Пшизова, А.К. Жанрово-стилевые особенности новелл Т. Керашева / А.К. Пшизова. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004. - 39 с.

101. Росляков, В. Некоторые вопросы жанра / В. Росляков. М. - 1937. -№17.

102. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Д., 1970.

103. Сидоров, Е.Ю. Некоторые аспекты художественной правды в современной советской литературе / ЕЮ: Сидоров // Современные проблемы социалистического реализма. -М., 1976.—С. 50.

104. Сидоров, Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы / Е.Ю. Сидоров. М.: Знание, 1977. - 64 с.

105. Синенко, B.C. Возможности художественного синтеза / B.C. Синенко // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: межвуз. сб. Вып. 2. Советская литература: Традиция и новаторство. JL: Изд-во ЛГУ, 1981.- С. 48-61.

106. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. 509 с.

107. Современный литературный процесс и литературная критика / сост. Н. Владимиров. -М.: Худож. лит., 1982. 470 с.

108. Советская многонациональная литература. -М., 1986. 115 с.

109. Соловьев, В. Судьба человека в жанре рассказа / В. Соловьев // Юность. 1974. -№ 10.

110. Степанова, Т.М. Жанрово-стилевое своеобразие лирико-биографической прозы / Т.М. Степанова. — М., 1981.

111. Степанова, Т.М. Публицистический текст сквозь призму теоретической поэтики / Т.М. Степанова // На старте тысячелетия: материалы науч.-практ. конф. докторантов, аспирантов и соискателей / АГУ. Майкоп,2002.-С. 276 -283.

112. Султанов, К.К. Национальная идея и национальная литература / К.К. Султанов //Нация. Личность. Литература. Вып. 1. — М., 1996.

113. Суровцев, Ю. И. О стилевых течениях и «национальных стилях» всоветской многонациональной литературе / Ю. Суровцев // Единство. —1. М., 1972.-С. 68.

114. Суровцев; Ю.И. В. 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса: монография / Ю;И. Суровцев. М.: Сов. писатель, 1985. — 576 с.

115. Схаляхо, А.А. Адыгейская лирическая проза / А.А. Схаляхо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 2 АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1979. - С. 134-160. (На адыг. яз.).

116. Схаляхо, А.А. О некоторых вопросах, современной адыгейской литературы / А.А. Схаляхо 7/ Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.,2 / АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1979. - С. 5-29.

117. Схаляхо, А.А. Народный подвиг в Великой Отечественной^ войне и адыгейская литература / А.А. Схаляхо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 5 / АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985. -С. 3-27.

118. Схаляхо, А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы / А.А. Схаляхо. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1988.-288 с.

119. Схаляхо, А.А. Дмитрий Костанов / А.А. Схаляхо? // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 2.,—Майкоп: АРИГИ, 1999. — С. 219-241.

120. Схаляхо, А.А. На пути-творческого поиска: сб. ст., очерков; эссе и выступлений / А.А. Схаляхо. Майкоп: Адыгея, 2002. - 400 е.;

121. Схаляхо, А. Кирмизе Жанэ / А.А. Схаляхо // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 2. / АРИГИ. Майкоп, 2002. - С. 258.

122. Схаляхо, А.А. Художественное наследие адыгской диаспоры / А.А. Схаляхо // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 3. Майкоп, 2006. - С.

123. Схаляхо, Д.С. Руслан Нехай / Д.С. Схаляхо // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 3. С. 179.

124. Теунов, X. Литература и писатели Кабарды / X. Теунов. Нальчик: Кабард. кн. изд-во, 1955. - 186 с.

125. Тлепцерше, Х.Г. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство / Х.Г. Тлерцерше. Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1991. — 176 с.

126. Тлепцерше, Х.Г. Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество; личность / Х.Г. Тлерцерше. М.: Сов. писатель, 2003.

127. Тлюстен, Ю. Так рождалась: воспоминания об адыгейской литературе / Ю. Тлюстен. — Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1979. 200 с. (На адыг. яз.).

128. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов / Ю.М. Тхагазитов. Нальчик, 1996. - 214 с.

129. Тхакушинов, А.К. Адыгейская литература 40-50-х годов и «теория» бесконфликтности творчества / А.К. Тхакушинов // История адыгейской литературы. Т. 1 / АРИГИ. Майкоп: Меоты, 1999. - С. 298-349.

130. Тхакушинов, А.К. Концепция личности в революции с позиций гуманизма в советской литературе 20-30-х годов (социологич. взгляд) / А.К. Тхакушинов // Неделя науки МГТИ: материалы науч.-практ. конф. Майкоп, 2001.-Вып. 4.-С. 3-6.

131. Тхагазитов, Ю.М Духовно-культурные основы кабардинской литературы / Ю.М. Тхагазитов.-Нальчик: Эльбрус, 1994.

132. Ульянов, П. Этот неумирающий жанр: современный русский рассказ / П. Ульянов. М.: Знание, 1987.

133. Хайлов, В. Грани рассказа / В. Хайлов // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971.

134. Хапсироков, З.Я. Малые жанры адыгских литератур. Очерк и рассказ: автореф. дис. . канд. филол. наук / З.Я. Хапсироков. М.: ИМЛИим. A.M. Горького, 1971. С. 19.

135. Хапсироков, Х.Х. О национальном своеобразии адыгских литератур / Х.Х.Хапсироков. Черкесск, 1968. - 240 с.

136. Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембота Керашева (Художественно-эстетический аспект) / М.Н. Хачемизова. — Майкоп, 2005. — 275 с.

137. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя,и развитие литературы;/ М.Б. Храпченко. М.: Сов. писатель, 1975; - 408 с.

138. Хуажева, М.Х. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.Х. Хуажева. Майкоп: Изд-во АГУ, 1999.-23 с.

139. Хуако, Ф.Н. Лебединая песня Аскера Евтыха / Ф.Н. Хуако // Литературная Адыгея! 2003. - №3. - С. 127-130.

140. Хуако, Ф.Н. Лирические повести Пшимафа Кошубаева и влияние на его творчество Аскера Евтыха / Ф.Н. Хуако // Сборник статей по литературе. -Майкоп, 1998:-С. 82-100.

141. Хуако, Ф:Н: Хабиб Теучеж / Ф.Н. Хуако // История адыгейской* литературы: в 3*т. Т. 3V-Майкоп, 1999; С. 281.

142. Хут, Ш.Х. Художественнь1Й;метод:и герой,народной прозы адыгов / Ш.Х., Хут // Проблемы адыгейской, литературы и фольклора I АНИ И. -Майкоп: Адыг. кн. издтво, 1988: С Л 47-171.

143. Хут, Ш.Х. Национальные художественные истоки адыгейской литературы / Ш.Х. Хут // История адыгейской литературы. Т. 1 / АРИГИ. -Майкоп: Меоты, 1999:-С. 47-127. " ;

144. Цей, И. Избранные произведения / И. Цей. Майкоп: Адыгея, 2000. -195 с.

145. Чамоков, Т.Н. В созвездии сияющего братства / Т.Н. Чамоков. — М.: Современник, 1976. — 253 с.

146. Чамоков, Т.Н. Традиции и современность (К проблеме интернационализма в адыгейской литературе) / Т.Н. Чамоков // Проблемы адыгейской литературы и фольклора Вып. 7 / АНИИ. Майкоп, 1990. — 137 с.

147. Чамоков, Т.Н. О национальной специфике реализма в адыгской новописьменной прозе / Т.Н. Чамоков // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч. конф. Майкоп, 2001. — С. 196-197.

148. Чекалов, П.К. Мотив возвращения в лирике М. Тлябичевой и К. Мцхе / П.К. Чекалов // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы Всерос. науч. конф. Майкоп, 2001. - С. 198-199.

149. Чернец, JI. Литературные жанры / Л. Чернец // Проблемы типологии и поэтики. -М., 1982.

150. Чучвага, Л.М. О некоторых особенностях современной адыгейской прозы о Великой Отечественной войне / Л.М. Чучвага // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 5 / АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985. - С. 43-59.

151. Чучвага, Л.Н. Факты, документы и художественный вымысел всовременной адыгейской литературе / Л.Н. Чучвага // Проблемы адыгейскойiлитературы и фольклора / АНИИ. Майкоп, 1988.- С. 91-107.

152. Чуяко, Дж.Б. На земле предков / Дж.Б. Чуяко. М.: Сов. Россия, 1985.-224 с.

153. Чуяко, Ю.Г. Счастливая глава из сундучка скорбной адыгской истории / Ю.Г. Чуяко // Космос «Железного Волка» или Панцирь кузнечика. Майкоп: ГИК, 2001. - 184 с.

154. Шаззо, К.Г. По зову времени. Заметки о литературе / К.Г. Шаззо. -Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1973. 160 с.

155. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г. Шаззо. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 238 с.

156. Шаззо, К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978) / К.Г. Шаззо // Вопросы истории адыгейской советской литературы; Кн. 1 / АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985. — С. 138-173.

157. Шаззо, К.Г. Новые рубежи. (О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы) / К.Г. Шаззо // Проблемы адыгейской литературы и: фольклора / АНИИ: — Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1988.-С. 3-24.

158. Шаззо, К.Г. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы) / К.Г. Шаззо, А.К. Тхакушинов // История адыгейской литературы; Вып. 2 / АРИГИ. Майкоп, 1999. - С. 183-235.

159. Шаззо, К.Г. Современная адыгейская новелла (Т. Керашев, X. Ашинов) // Шаззо, К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности7 К.Г. Шаззо. — Майкоп, 2005. — С. 335.

160. Шаззо, К.Г. Творческие искания адыгейских писателей поколения. 1980-200 годов / К.Г. Шаззо // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 3 / АРИГИ им. Т. Керашева. Майкоп: Адыгея, 2006. - 640 с.

161. Шаззо, ИГЕ. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания) 7 Ш.Е. Шаззо. Майкоп: Качество, 2003.-380 с.

162. Шибинская, Е.Г1; Становление жанра в. младописьменной: литературе. (Адыгейский роман): автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.П: Шибинская. Тбилиси: Ин-т истории груз, лит., 1968. - 23 с.

163. Шибинская, Е.П. Хазрег Ашинов / Е.П. Шибинская // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 2 / АНИИ; -- Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение;; 1980. С. 154-163;

164. Шибинская, Е.П. Новаторство формы и высокая традиция / Е.П. Шибинская // Космос «Железного Волка» или Панцирь кузнечика. Майкоп: Газ.-изд. комплекс, 2001. - 184 с.

165. Шибинская, Е.П. Традиции Т. Керашева и современный адыгейский роман / Е.П. Шибинская//История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 2 / АРИГИ им. Т. Керашева. Майкоп: Адыгея, 2002. - С. 75105.

166. Шибинская, Е.П. Мерою правды, мерою времени / Е.П. Шибинская // Литературная Адыгея. 2002. - № 3. - С. 11.

167. Шибинская, Е.П. Юнус Чуяко / Е.П. Шибинская // История адыгейской литературы: в 3 т. Т. 3 / АРИГИ им. Т. Керашева. -Майкоп: Адыгея, 2006. 640 с.

168. Шишхова, Н.М. О характере романтизма в художественном творчестве А.-Г. Кешева / Н.М. Шишхова // Проблемы адыгейской литературы и фольклора / АНИИ. Майкоп, 1988. - 254 с.

169. Шошин, В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур / В.А. Шошин. Л.: Наука, 1989. - 248 с.

170. Шубин, Э. Принципы раскрытия характера в современном русском рассказе / Э. Шубин // Русская литература. 1966. - № 2.

171. Шубин, Э. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра / Э.Шубин.-Л., 1974.

172. Эйхенбаум, Б. О прозе / Б. Эйхенбаум. Л., 1969.

173. Эльсберг, Я. Смена стилей в советском рассказе 1950-1960-х годов (Антонов Казаков - Шукшин) / Я. Эльсберг // Смена литературных стилей. -М., 1974.

174. Эпштейн, М. Конфликт / М. Эпштейн // ЛЭС. М., 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.