Нравственно-эстетическое пространство современного телевидения: На материалах ТВ Дальневосточного региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Багрянцева, Марина Геннадьевна

  • Багрянцева, Марина Геннадьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 156
Багрянцева, Марина Геннадьевна. Нравственно-эстетическое пространство современного телевидения: На материалах ТВ Дальневосточного региона: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2004. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Багрянцева, Марина Геннадьевна

Введение - С.

Глава I. РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО

ЭСТЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У ЗРИТЕЛЕЙ -С.

1.1 Эволюция экранного искусства: от «Киноглаза» к массовой коммуникации -С

1.2 Стилистика современной медиальной среды: антиэстетика на телеэкране -С.

1.3 Теория установки и ее функционирование на ТВ -С.

Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

РЕАЛИЙ ЖИЗНИ - С.

2.1 Специфика творчества телережиссера - С.

2.2 Вербальный компонент экранного образа - С.

2.3 Жизнеутверждающий аспект эстетического пространства отечественного ТВ -С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетическое пространство современного телевидения: На материалах ТВ Дальневосточного региона»

Современный этап развития нашего общества обострил проблему человеческой личности, ее становления. В результате краха некогда единой, тоталитарной идеологии, существовавшей в нашей стране, в общественном сознании образовался вакуум ориентиров ее дальнейшего развития, духовных идеалов. В этой ситуации глубокого кризиса нравственных и духовных ценностей в обществе особую актуальность приобретают объективное изучение, анализ и практическая разработка мирового и отечественного культурного наследия, в том числе в области экранных искусств, а именно телевидения.

Масс-медиа в современной жизни выполняют функции основного транслятора культурной информации. Даже больше того, они сформировали новую коммуникационную культуру, синтезирующую текст, аудио - и видеомодальности человеческого восприятия, в результате чего возникла новая культура -культура реальной виртуальности, в которой в единое цифровое пространство оказались вовлечены все формы культурного развития.

Процессы интеграции современного искусствоведения с философией, социологией, психологией, культурологией, позволяющие осуществлять анализ традиционных и новых проблем на основе междисциплинарного синтеза, привели к существенному обогащению проблемно- тематического поля искусствоведения. Один из разделов философии- эстетика изучает сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком, миром и областью художественной деятельности людей.

В связи с тем, что целью настоящего исследования не является детальная проработка эстетики как определенного учения, остановимся лишь на некоторых основных аспектах.

Эстетика - наука, исследующая красоту, как воспринимаемую человеком из природы, так и им самим создаваемую, т.е. наука об эстетическом сознании, выражающемся либо в восприятии природы или произведении искусства, либо в художественном творчестве.

Понятие «эстетика» появилось относительно недавно, но эстетическая мысль насчитывала ко времени его появления как минимум две с половиной тысячи лет. Философы Древнего Китая, Индии, Греции обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.п.) и существенно отличается от научного познания, предполагающего теоретическое осмысление действительности. Было отмечено, что все пережитое человеком оставляет на нем свой отпечаток: он укрепляется в своих представлениях о жизни, или, напротив, что-то в них меняет, и представления эти проявляются в его поведении, сказываются на его поступках. А если это так, то общество не может оставаться безразличным к характеру того воздействия на человека, которое оказывает на него искусство. Вот почему эта проблема привлекла внимание таких мыслителей как Аристотель, Демокрит, Гераклит, Платон, Лонгин и др., стала объектом их исследований. Искусство, в котором концентрированно воплощается чувственно-эмоциональное отношение к действительности, оказалось в центре их теоретических работ.

Появились понятия: прекрасное, трагическое, комическое, несколько позже - возвышенное. Немецкий просветитель А.Баумгартен ввел в теорию в середине ХУШ в. само понятие «эстетика» (от греч. а}з1Ье1лсо8- чувственный, относящийся к чувственному восприятию) для обозначения науки о чувственном знании - низшей теории познания, дополняющей логику. Большое влияние на развитие эстетической мысли, выразившейся в создании различных эстетических систем оказали И.Кант, Ф.Шиллер, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Ф.Ницше, А.Бергсон, Х.Ортега-и-Гасет, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер и др.

В конце XIX века многие философы приходят к выводу, что «искусство не должно и не может стремиться доставлять только удовольствие; во всех своих высших проявлениях оно требует и усилия, и утомления, и страдания, и сострадания» [22, С. 16]. Границы эстетики расширяются, и эстетическое сознание существует независимо от вопроса, рассматривающего понятие прекрасного и возвышенного. Философы Н.Чернышевский и Ж.Гюйо одновременно выдвинули систему, анализирующую искусство с социологической точки зрения, утверждая, что любая эстетическая эмоция носит общественный характер. Вслед за ними Ф.Гросс утверждал, что хотя все прекрасное и относится к области эстетического, но не все эстетическое прекрасно. Таким образом, в эстетику было введено понятие безобразного, уродливого, некрасивого.

Особая природа эстетики как науки заключается в ее междисциплинарном характере. Искусство как активный феномен обладает громадными возможностями культуротворчества. В связи с этим особую важность приобретают работы таких ученых, как Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, Л.С.Выготский, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, ВЛ.Пропп, Ю.М.Лотман, С.С.Аверинцев и др.

Трудность постижения эстетического знания современного телевизионного искусства заключается в том, что оно являет собою одновременно «лед и пламень» - единство логической конструкции, высоких обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы жизни в ее экранном воплощении, эмпирику социального и культурного бытия телевизионного произведения. Эстетика телевизионного экрана ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира, установлению отношений человека и мира, способов общения человека с другими людьми.

При изучении эстетики современного телевидения обнаруживается «размытость» нравственных идеалов. Поэтому проблема позитивного воздействия телевизионного экрана сводится к разработке концепции взаимного уточнения нравственных позиций развивающегося общества.

Сегодня возникают новые эстетические запросы. Если основной проблемой философско-эстетической мысли древности и средневековья была проблема прекрасного, а марксистско-ленинская эстетика утверждала принципы реализма, народности и партийности, то в настоящее время философская мысль, к сожалению, устремилась к эстетике безобразного. Но это, по мнению автора, принять как основное и единственное творческое кредо невозможно. В диссертации утверждается, что при ведущей роли эстетики безобразного, нагнетании негативных эмоций творчество художника вступает в противоречие с самой человеческой природой, так как прерогатива эстетики - добро, а не зло, созидание, а не разрушение.

В процессе исследования нравственно- эстетического пространства современного телевидения рассматриваются отношение телевидения к действительности и художественные формы ее отражения, а также социальная роль ТВ в жизни общества.

Под понятием «нравственность» (близкое к морали) подразумеваются правила поведения, система норм, определенных обязанностей человека по отношению к обществу и другим людям. Нравственность - одна из основных форм культуры и идеологии, т.е. системы взглядов и идей: политических, правовых, эстетических, религиозных, философских.

Нравственное и эстетическое распутье отечественного телевизионного эфира отражает противоречивость современной культуры в целом: небывалая мощь средств и результатов человеческой деятельности сочетается в ней с падением уровня позитивных ценностей, испокон века задававших человеческим деяниям смысл. Ведь любой человек нуждается в обретении внутренней устойчивости, жизненной прочности и немало ждет в этом отношении от искусства вообще, экранного искусства в частности. Не раз в истории искусство помогало человеку устанавливать (т.е. объяснять и прояснять) отношения с окружающей действительностью и искать равновесия в своем внутреннем мире.

Большинство деятелей современного экранного искусства, каким, в первую очередь, в силу собственной глобальности несомненно является телевидение, мучительно переживают противоречие: с одной стороны, велико желание создать произведение, выявляющее положительный полюс действительности, утвердить идеалы благородства и гуманизма, с другой - понимание сложности осуществления этой задачи в современных условиях. Ведь задача художника, утверждающего позитивные ценности в творчестве, требует неимоверного труда души, ума, воли, досконального знания жизненного материала и всех нюансов своей профессии.

Зачастую неосознанное, но воинствующее профессиональное дилетантство иных телевизионных работников приводит к художественной ущербности и скудости экранного языка, перенасыщенным в то же время компьютерными спецэффектами. В экранных произведениях происходит элементарная (страшнее, когда профессионально осознанная) апелляция к витальному, т.е. инстинктивному началу в человеке: страху, сексуальным импульсам, агрессии. Путь «вниз» легок, утверждение позитивных ценностей в общественном сознании несоизмеримо сложнее. Эстетизация зла происходит насильно, не спрашивая на то согласия зрителя, согласия его души, а сообразуясь лишь с коммерческой, имиджевой, рейтинговой выгодой.

На что же следует направлять усилия творческой личности: вскрывать реальные пружины зла, порока или закрывать глаза на факты их существования, заполняя экранное пространство эстетически возвышенным вымыслом? Насколько реальна жизнеутверждающая, позитивная сущность телевизионного экрана? Телевидение приходит не к безликой массе людей, но к каждому отдельному телезрителю, и тем самым «атомизирует» общество, на первый план выдвигая нравственно-эстетическую целесообразность исследования телевещательного процесса. Так создаются предпосылки для проектирования позитивной телевизионной среды, от которой зависит уверенность зрителя в завтрашнем дне.

Является ли телевидение «благом для общества или превратится в общественное зло, разъедающее человеческое взаимопонимание, - все зависит от самого общества, от его способности управлять процессами духовного общения, строить экономические и культурные отношения в интересах благополучия страны, семьи, человека» [76, С.З].

Таким образом, проблемную ситуацию можно определить как острое противоречие между позитивными целями общества, с одной стороны, и с другой -функционированием одной из его подсистем - телевидения, которое на сегодняшний день не может решить эти задачи. Все звенья массовой коммуникации, в том числе центральное и региональное телевидение несут ответственность за нравственное состояние нашего общества и жизнеутверждающую сущность эстетики современного экранного искусства.

Ответственность телевидения перед обществом, его глобальная роль в формировании мировоззрения современного зрителя, в выработке системы критериев, позитивного взгляда на мир неоспорима. Поскольку современный зритель в большинстве своем находится в тотальной психологической зависимости от увиденного на экране ТВ, полностью идентифицируя себя с ним, сверяет свое мироощущение, согласует свои поступки. В связи с этим актуальность диссертации очевидна. В центре внимания - создание нравственно- эстетических установок, сущность и механизм их формирования в средствах массовой коммуникации, уход от антиэстетики к позитивному мировоззрению.

Насколько это актуально подтверждает тот факт, что открытый конкурс «Российский сюжет -2004» проходит под девизом: «В каком мире мы будем жить завтра, зависит от того, какой мир нам покажут сегодня! Взгляни на будущее позитивно».

Теоретическая новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка сформулировать необходимость позитивных ценностей в нравственно-эстетическом пространстве телевидения, и в связи с этим рассмотрены художественно-выразительные возможности экранного искусства, что имеет важнейшее значение для практической деятельности творческих работников аудиовизуальных средств массовой коммуникации.

В работе рассматривается теория установки и ее функционирование на телевидении; прослежены смысловые и мировоззренческие возможности эстетики телепередач, создаваемых на общенациональных каналах и местных телестудиях; выявлены особенности их восприятия региональной аудиторией, теоретически обобщены возможности усиления эффективности взаимодействия зрителя и средств массовой коммуникации, проверенные в производственных условиях.

Объектом исследования выступает процесс создания телевизионных произведений и их воздействие на общественное сознание. Поскольку в центре внимания ученых и критиков преимущественно оказываются передачи и сюжеты, создаваемые на Центральном телевидении и на всероссийских каналах, предметом нашего исследования стали особенности регионального телевизионного эфира (на примере творческой деятельности телевизионных компаний Дальневосточного региона - ГТРК «Комсомольск», Приморского и Хабаровского телевидения).

Методологической основой диссертации послужили фундаментальные работы в области телевидения и киноискусства, эстетики, философии, социологии, психологии, культурологии.

В основе методики исследования лежит комплексный подход, сочетающий в себе следующие элементы:

- критический анализ и теоретическое обобщение литературы по проблематике диссертации; материалов научно-практических конференций;

- изучение существующего фонда передач и сюжетов Центрального телевидения и телерадиокомпаний Дальневосточного региона;

- анализ собственного творческо-производственного опыта.

При формулировании гипотезы был применен прогностический, информационно-вероятностный метод.

Цель настоящего исследования - аргументировать необходимость жизнеутверждающего взгляда на содержание телевизионных произведений, направить творческую мысль деятелей ТВ в область жизнеутверждающего мировоззрения, дать импульс к осознанию ответственности перед зрителем в создании позитивного образа настоящего, в котором «на место «криминальных братков» должны заступить новые герои» [164,С.З], выработать ориентиры в нравственно- эстетического пространстве современного телевидения как для творческих работников, так и для зрителей.

На основании общей цели сформулированы следующие частные задачи:

- проанализировать стилистику современной медиальной среды; выяснить факторы, обуславливающие негативное и позитивное воздействие масс-медиа на зрителя с учетом специфики телеаудитории;

- рассмотреть понятие социальной установки, выделить ее аспекты и уровни;

- обозначить механизмы формирования социально-позитивных установок аудитории;

- провести анализ телевизионных передач, созданных на центральных и местных студиях с точки зрения нравственно- эстетических критериев;

- исследовать причины сбоев телекоммуникации;

- проанализировать практику телевизионного режиссера на региональных телестудиях, выявив и объяснив специфику его творчества;

- проследить взаимосвязь визуального и вербального компонентов телепроизведений;

- обобщить полученные теоретические данные в практических рекомендациях, адресованных телережиссерам.

Современная практика показывает, что даже самая интересная телевизионная передача может дать для авторов неожиданные результаты восприятия -вызвать тревогу и страх, раздражение и даже нервный срыв телезрителей, усилить социальную сегрегацию {от лат. segregatio- отделение) - социальную изоляцию, спровоцировать дифференциацию среди людей, усваивающих деление на «наших» и «не наших». У иных зрителей, как показывают исследования [3,30,31,58,100,151 и др.],обнаружились серьезные пристрастия (своего рода наркомания) к происходящему на экране, захватившее их воображение, сформировалась стойкая привычка, даже своеобразная зависимость быть зрителем «первого ряда». При частом просмотре телепрограмм с элементами насилия и садизма в различных формах люди со скрытыми психическими отклонениями рискуют развить эти акцентуации своего характера. и

Вот почему было важно теоретически осмыслить и обобщить взаимодействие масс-медиа со зрительской аудиторией. Особое значение это теоретическое исследование имеет для тех, у кого небольшой стаж профессиональной деятельности. Они часто считают, что «телевидение - лишь зеркало, а зеркало отображает все, что видит, и ничего более», с чем категорически нельзя согласиться. Да, сегодняшний мир достаточно жестокий. Каждый день происходит много трагических событий, нередко торжествует зло. К сожалению, это реальность нашей жизни. Но не сами по себе факты, а способ их подачи - с конструктивным осмыслением, - вот основное отличие от «зеркального» восприятия жизни. Творчество телережиссера и заключается в том, чтобы полнее использовать художественно-выразительные средства и при помощи экранного языка выразить свои мысли, чувства о современных жизненных реалиях, помочь зрителю взглянуть на будущее позитивно.

Информационная база исследования.

В истории развития искусствоведческой науки советского периода идея формирования позитивных нравственных ценностей эффективно осуществлялась с самого начала зарождения экранного искусства как такового, особенно в период активного построения и утверждения социалистического общества (Д.Вертов, С.Герасимов, А.Довженко, Л.Кулешов, Ю.Райзман, М.Ромм, В.Пудовкин, С.Эйзенштейн, С.Юткевич и др.)

Вопросам методологии эстетического, искусствоведческого исследования природы художественного творчества в соотношении с другими сферами духовной жизни, а также проблемам комплексного изучения искусства в области психологии творчества посвящены работы К.Станиславского, М.Чехова, Л.Выготского, Ю. Борева, А. Зися и др.

Диалектика взаимоотношений человека и общества заключается в наличии высших гуманистических принципов и эстетических идеалов. Данная проблема находится на стыке нескольких наук: философии, искусствоведения, социологии, психологии, педагогики, этики, эстетики и культурологии, что обуславливает ее сложность и многогранность. Подтверждением тому являются исследования в области психологии личности и психологии характера М.Бахтина, Г.Блуммера, Э.Канетти, Г.Лебона, С.Московичи, Д.Узнадзе, 3. Фрейда, К.Юнга и др.

Обобщенный опыт разработки теории ценности в зарубежной и отечественной философии, философский аспект становления личности представлен в трудах Н.Бердяева, М.Вебера, В. Вернандского, Г.Выжлецова, М.Кагана, В.Канке, П.Козловски, Р.Лившица, Т.Парсона, В.Соловьева, П.Флоренского, В.Франкла, X. Ортега-и-Гасета и др.

Большой пласт психологической и социо-психологической литературы связан с изучением мотивов, ценностей, в соответствии с которыми люди выбирают и интерпретируют содержание телевизионной продукции. Категории медиапсихологии, вопросы применения манипуляции сознанием человека в эпоху информационных войн исследуют Э.Аронсон, Н.Брушлинская, С. Герасимова, С.Ениколопов, С.Кара-Мурза, Н.Колоскова, А.Маслоу, В.Одайник, В.Петренко, Е.Пронина, Е.Пронин, Л.Трубицина, Р.Харрис и др.

Особое значение имеет изучение процесса формирования личности в условиях глобальной информатизации общества, когда происходит передача и прием информации об окружающем человека мире, ее интерпретация и усвоение.

Развитие телевидения и его стремительное распространение по всей стране, привнесло в искусствоведческую науку новые темы, идеи, теоретические аспекты формирования позитивных нравственных ценностей личности посредством аудиовизуальных средств массовой коммуникации (В.Егоров, Р.Ильин, Г.Кузнецов, С.Муратов, В.Муриан, Е.Никифорова, В.Саппак, Н.Привалова, В.Фомин, Р.Юренев, А.Юровский и др.).

Приоритетное значение общечеловеческих ценностей в экранном искусстве можно проследить на протяжении всей истории его развития. Накоплен большой опыт теоретических и прикладных знаний в области исследования художественно-выразительных возможностей телевидения. Это работы И.Беляева, В.Вильчека, В.Виноградова, М.Голдовской, Н.Горюновой,

П.Гуревича, Л.Дмитриева, С.Дробашенко, В.Кобрина, Д.Лунькова, В.Микеладзе, О.Нечай, К.Разлогова и др.

Проблемам эффективности телевидения, его социальной роли в обществе, культурологическим вопросам посвящены работы российских ученых Т.Адамьянц, Н.Барабаш, Н.Богомоловой, В.Горяинова, С.Давыдова, Т.Дридзе, Е.Дугина, Т.Жуковой, О.Ивашкиной, Н.Наумовой, А.Пригожина, В.Погорецкого, А. Шарикова, В. Ядова и др.

Кроме изучения теоретических работ в диссертации использованы материалы социологических исследований: экспертная оценка, опрос зрителей и работников телерадиокомпаний, анкетирование, интервьюирование.

Диссертантом было проанализировано большое количество региональной и центральной телепродуции. Кроме того, был осмыслен собственный опыт работы в качестве телережиссера государственной региональной компании «Комсомольск».

Практическая ценность выполненного исследования реализована в конкретных рекомендациях телережиссерам-практикам:

- знание социальных и эстетических запросов зрителей;

- четкое осмысление цели (желательно позитивной) телепроизведения;

- всестороннее и глубокое изучение материала будущей экранной продукции;

- талант и владение профессией (ремеслом), позволяющим найти изобразительно - звуковой эквивалент литературной основе телепередачи;

- осознание режиссером той системы нравственных координат, в которой он живет и творит. Это, возможно, один из основополагающих принципов творчества телевизионного режиссера, без которого невозможно создать жизнеутверждающее нравственно- эстетическое пространство современного телевидения.

Данные в диссертации рекомендации телережиссерам удачно подкрепляются рассуждениями искусствоведа И.М.Шиловой: «У ТВ есть свои обязательства перед зрителем, и главное из них - это стабилизация сознания, вывод из негативной ситуации, постоянного беспокойства, озабоченности проблемами, создание телепроизведений, внушающих веру и надежду в возможность упорядочения жизни»[ 164, С.6]

Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы при разработке курсов и учебных планов для профессиональной подготовки авторов и режиссеров телевидения.

Апробация диссертации состоялась на кафедре экранного искусства Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Основные положения диссертации изложены в публикациях, апробированы на научно-практических конференциях и семинарах, а также нашли отражение в научном эксперименте - анкетировании творческих работников и зрителей, проведенном в городе Комсомольске-на—Амуре Службой изучения общественного мнения «Социум» и ГТРК «Комсомольск» в 2002-2003 г.[100, см. Приложение 4]. Теоретическое обобщение и практические рекомендации режиссерам нашли подтверждение в процессе создания фильмов и передач автором диссертации.

Объем и структура диссертации. Объем работы - 155 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Багрянцева, Марина Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования стилистики медиальной среды, роли телевидения в формировании нравственно-эстетических установок у зрителей, эволюции экранного искусства, специфики творчества телережиссера и художественно-выразительных возможностей ТВ-экрана позволили автору диссертации придти к следующим выводам:

От целенаправленной политики государства во многом зависит формирование современного нравственно-эстетического пространства телевидения.

В деятельности современного телевидения Дальневосточного Федерального округа, как части общероссийского, обнаруживается комплекс специфических проблем: географических, исторических и социально- экономических, которые значительно влияют на его развитие.

Специфика регионального телевещания заключается в более близком контакте со зрительской аудиторией, включающем в себя глубокое и всестороннее знание наиболее важных проблем, интересов данного социума.

Нравственный кризис постперестроечного времени, осмысленный значительно позже кризиса экономического, повлек за собой «размытость» идеалов на телевизионном экране. Любая телепродукция социально значима, поскольку она оказывает существенное влияние и на общество в целом, и на жизнь каждого человека в отдельности.

Разрушение традиционных культурных ценностей и внедрение чуждых российскому менталитету стереотипов (катастрофизм, публичная демонстрация сцен насилия, агрессии, сексуальных комплексов и др.) легализует асоциальные нормы поведения, внедряя их в сознание людей.

Использование теории социально-позитивной установки на ТВ дает возможность повысить необходимый уровень психологической защиты телезрителя.

Увеличение созидательной мотивации в творчестве способно формировать позитивное наполнение нравственно-эстетического пространства современного телевидения.

Четко ориентированная установка (для кого и с какой целью?) позволяет избежать сбоев в телекоммуникационном процессе и достичь конструктивного диалога со зрителем.

Уровень и качество телепроизведения обусловливаются пластичностью «творческого аппарата» режиссера и наличием установки, прогнозирующей результаты последействия эфира.

Конструкция телепроизведения при всей своей цельности и стройности должна быть достаточно гибкой, вариативной.

Поиск художественно-выразительных средств (монтаж, ритм, внутрикадровое движение, крупность планов, спецэффекты, пространственно-временные структуры и др.) должен быть направлен на раскрытие нравственно-эстетических реалий жизни.

Между визуальным и вербальным способами отражения действительности существует взаимосвязь; позволяющая реализовать коммуникативные цели (заинтересовать, увлечь, сообщить, объяснить, воздействовать и взаимодействовать).

Вербальный компонент экранного образа - часть многоплановой инфраструктуры - единой, целостной, изобразительно-звуковой системы, проникнутой общей, организующей идеей.

Режиссеру (в силу специфики его профессии) дана возможность направлять зрительскую мысль и эмоции в русло духовного совершенствования или губительной деградации. В этом ключе принцип Гиппократа «Не навреди!» становится особенно актуальным.

В природе художественного творчества заключена потенциальная способность трансформации временных мотивов, и, соответственно, временных ценностей в ценности вечные, общечеловеческие.

Зрительский успех во многом сопутствует произведениям, созданным в традициях народной эстетики с ее жизнеутверждающей энергией.

Выстраивать нравственно-эстетическое пространство телевидения в настоящий момент чрезвычайно трудно: от старых морально-этических норм общество постепенно отказывается, а новые ценности пока не сформированы и не сформулированы; еще нет временной дистанции, позволяющей отделить случайное от необходимого, выявить устойчивые, существенные, перспективные образования.

Телевизионное творчество нельзя рассматривать вне системы нравственных координат.

Талант и профессионализм творческих работников телевидения, их уровень образования и культуры, а также ценностные ориентации влияют на формирование нравственно-эстетического пространства современного телевидения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Багрянцева, Марина Геннадьевна, 2004 год

1. Абрамов.В., Попов О., Рихтер С. Телерадиовещание: ущерб физическому и психическому здоровью// Broadcasting.- 2002.- С.62-65.

2. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 1999.- 224 с.

3. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия -к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН, 1999.-136с.

4. Адамьянц Т.З. Мотивационно целевой анализ телепередач (Формула успеха телепередачи). - М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.- 121с.

5. Александер Л. Тайны и таинства Андрея Тарковского /Сов. фильм.-1989.- С.32.

6. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003.-106с.

7. Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма.- М: Mill У, 2003.-182с.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная лит.-ра, 1975.- 502с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979,- 424с.

10. Бельская С.А Цвет в техногенных искусствах: фотография, кино, телевидение. М.: МГУК и И, 2000. - 105 с.

11. Беляев И.К. Нужен ли телевидению художник?// Введение в режиссуру. Курс лекций для режиссеров- документалистов. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998.- С.7.

12. Беляев И.К. Спектакль без актера. Записки режиссера документальных телефильмов. М.: Искусство, 1982. - 151 с.

13. Беляев И.К. Спектакль документов. Часть 1, - М.: ИПК работников ТВ иРВ, 1997,- 82с.

14. Беляев И.К. Особенности национального телевидения. М.: ИНК работников ТВ и PB, 2000. - 32 с.

15. Беляев И.К. Слово на экране.//Введение в режиссуру. Курс лекций для режиссеров- документалистов. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1998.-С.55-61.

16. Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. /Сост. Н.Городинская. М.: Искусство, 1969.- 300 с.

17. Блейман M. А был ли мальчик?//Искусство кино. 1961.- №1.-С.119.

18. БондиС.М. О ритме.//Контекст.-М., 1974.-С. 121-139.

19. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: Советский художник, 1965. -328 с.

20. Борецкий P.A., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. -М.: Искусство, 1990. -155 с.

21. Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. Статьи 1989 — 1998. — М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения. -1998. - 104 с.

22. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Электронная версия. Изд. «Адепт».- М.: 2002г. Ст. «Эстетика» С. 16

23. Брюсов В.Я. Ненужная правда. /По вопросу Московского художественного театра. / Собрание соч. в 7 т., Т.6.- М.: Искусство, 1975.- С.62-73.

24. Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества,-М.: ИПК работников ТВ и PB,2001.-50 с.

25. Буданцев Ю.П., Лощиц Ю.М., Огородников Ю.А. Информационная безопасность: возможна ли она? Круглый стол экспертов. М.: ИПК работников ТВ и PB, 2001. - 80 с.

26. Булгакова О. Соревнование кинофантазий.//Москва-Берлин:1900-1950.- М.: Галарт/Мюнхен: Престел, 1995. С.365.

27. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы.- М: Искусство, 1965.

28. Вильчек В.М., Воронцов Ю.В. Телевидение и художественная культура- М.: Знание, 1997. 64с.

29. Власов М. П. Виды и жанры киноискусства. М.: Искусство, 1976, -С. 36.

30. Вопросы журналистики. Ученые записки № 96. Выпуск 4. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. - 115 с.

31. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуски III- IX.-М.: ВГТРК, 2001-2002.

32. Выготский JI.C. Мышление и речь: психологические исследования. -М.-Л.:Соцэкгиз, 1934.-324с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции -М.: Лабиринт. 1997.- 412 с.

34. Гавэйн Шакти Созидающая визуализация. М.: Изд.Центр «Единство», 1994.-174с.

35. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М: Искусство, 1990 - С.119.

36. Гальперин Ю.М. В эфире слово. - М.: Искусство, 1977. - 168 с.

37. Гармоничность как ценность// Философия ценностей. Тезисы Российской конференции. Курган: Кург. Ун- т., 1998. - С. 68-70.

38. Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.) М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. - 18 с.

39. Гегель Г.Эстетика. Т.2.-М.: Искусство, 1986. - С. 322.

40. Герасимов С.А. Традиции и новаторство. Проблемы режиссуры художественного кино и телефильма. - М.: ВГИК, 1987. - С.26.

41. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. - 225 с.

42. Гинзбург С.С Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. - С.81- 82.

43. Голдовская М. Человек крупным планом. Заметки кинодокументалиста. М.: Искусство, 1991.-С. 67- 70.

44. Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1996. -125с.

45. Голядкин H.A. Анализ аудитории. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000.-40 с.

46. Гончаров A.A. Режиссерские тетради. М.: ВТО, 1980.- С.275

47. Горюнова H.J1. Учебный фильм: функция, содержание и форма. — Ав-тореф. Дис. Канд. искусств. Наук. — М.: ВГИК, 1978.- 24 с.

48. Горюнова H.J1. Художественно-выразительные средства экрана. -Части 1, 2, 3. Учебное пособие. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998.

49. Государство, СМИ и церковь./Материалы и рекомендации научно-практической конференции (14 ноября 2001 года) М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002. - 66 с.

50. Грачев С. Идет съемка! Вход свободный.//Аргументы и факты. -2003.- №41.- С.26.

51. Грегор У., Клейман Н. Немецкое и советское кино. Диалог двух кинематографических культур.//Москва-Берлин: 1900.-М.:Галарт/Мюнхен: Престель,1995. С.200-201.

52. Громов Е. Духовность экрана. М.: Искусство, 1976. - С. 12.

53. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -С.95.

54. Грызлов Б. Ваша служба и опасна и трудна.// Российская газета.-2002. -7 июня №102.

55. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991.-221 с.

56. Гусева Н. Братва Уссурийска снимет про себя сериал.//Свежий номер.- 2003.- №37 -С.5.

57. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Соч. Т. 1 — М.:РИГ «Логос»: ГНОЗИС, 1994.-162с.

58. Дальний Восток: наука, образование. XXI век.// Материалы Международной научно- практической конференции (16-18 апреля 2003г.)-В 2т., Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО гос. пед. ун-та.-2003.-Т.1-454с.

59. Джонсон Н. Как реагировать на телевизор. //США.-1971, №1.- С. 100.

60. Дмитриев J1.A. Искусство драмы. Очерки о законах драматургии. -4.1, 2. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1996. - 180 с.

61. Дмитриев J1.A. Закон характера. Психология творческой деятельности и личность. М.: ИПК работников ТВ и PB , 2001. — 92 с.

62. Дмитриева Н. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - С.79.

63. Довженко А. Слово в сценарии художественного фильма.//Вопросы кинодраматургии. Вып.1. - М.: Искусство, 1954. - С.5-25.

64. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.//Российская газета, 2000. №187.-28 сент.

65. Дондурей Д.Б. Какую реальность представляют réalité shows.// Телефорум- 2002.- январь-февраль С.8.

66. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984.- 268с.

67. Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994.- 302с.

68. Дробашенко C.B. Экран и жизнь М.: Искусство, 1962. - 212с.

69. Дробашенко С. В. Текстовая и внетекстовая реальность в системе аудиовизуальной коммуникации. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. М.: Искусство, 1981.- С. 68.

70. Дробашенко C.B. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986.-320с.

71. Дугин Е.Я. Местное телевидение:Типология, факторы и условия формирования программ.- М.: Изд.-во МГУ, 1982.-103с

72. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: изд-во пед.ун.-та, 1974.- 153с.

73. Евлахишвили С.С. Беседы о режиссуре. Части 1,2.- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997.

74. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994. - 70 с.

75. Егоров В.В. Особенности национальной системы подготовки кадров для телевидения в России М.:ИПК работников ТВ и РВ,1999.- С.7-9.

76. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999.-416 с.

77. Егоров В.В., Кузнецов Г.В., Голядкин H.A. Очерки по истории российского телевидения М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.

78. Ефимов Э.М. Замысел фильм- зритель. - М.: Искусство, 1987.- 269с.

79. Ефимова H.H. Музыка в телефильмах режиссера Игоря Беляева. М.: ИПК работников ТВ и РВ,1998. -12с.

80. Ефимова H.H. Звуковое решение телевизионных программ. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1999. - 32 с.

81. Зайцева J1.A. Выразительные средства кино. М.: Знание, 1971 .-158с.

82. Зак М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. — М.: Искусство, 1975. С. 238-241.

83. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство, 1969. — 320 с.

84. Захаров М. Суперпрофессия. М.: Вагриус, 2000. — 286с.

85. Зверева Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2002.- 64 с.

86. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. JL-М.: Сов. композитор, 1978. - 172с.

87. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М.: Искусство, 1991. -350 с.

88. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: ГИТИС, 1995. -С.272.

89. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М.: Искусство, 1991.-С. 18.

90. Ивинских Г. П. Театр в социокультурном контексте времени. Авто-реф. дис. канд. культурол. наук. М., 2003.- 26с.

91. Измерения аудитории: телевидение, радио, Интернет. Перспективы работы Медиа-комитета./ Материалы 5-го Международного конгресса HAT «Прогресс технологии телерадиовещания» М., 2001. - 153 с.

92. Ильин Р.Н. Выразительные средства телевидения. М.: ВГИК, 1966. -С. 14-19.

93. Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: ВГИК, 1970. -С.94-95.

94. Испытание духовностью.// Журналист.- 2002.- №6- С.36.

95. Кандинский В.К. О сценической композиции.// Из истории советской науки о театре: 20-е годы. Сборник трудов ГИТИСа.- М., 1988.- С.90 -102.

96. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием./Серия: История России. Современный взгляд. М: Алгоритм, 2000- 688с.

97. Клейман Н.И. О статье С.М. Эйзенштейна «Драматургия киноформы» //Киноведческие записки. 1991.- № 11. - С. 174- 180.

98. Клер Р. Сценарий и комментарии. М.: Искусство, 1969. - С.20-21.

99. Козлов JI.K. Изображение и образ. М.: Искусство, 1980. - С. 109.

100. Комсомольск-на-Амуре в зеркале общественного мнения./По материалам исследований Службы общественного мнения «Социум» 20022003.- Комсомольск: Техн.ун.-т.- 2004.- 82с.

101. Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект - Пресс, 2001. - 448 с.

102. Кузнецов Г.В. Так работает журналист ТВ. М: МГУ, 2000. - 222 с.

103. Кузнецов Г.В Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. - 95 с.

104. Кудряшов O.JT. Учение В.И. Немировича-Данченко о «лице автора» и процесс воспитания режиссера. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. искусств. М.: ГИТИС, 1980.- 25 с.

105. Кукарин A.B. Чарли Чаплин. М.: Искусство, 1988. - 287с.

106. Культурология. История мировой культуры./Под ред. H.A. Марковой. -М.: Юнити, 1998. 600 с.

107. Культурология в вопросах и ответах./Под ред. Г.В.Драча.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 480 с.

108. Кун Т.С. Структура научных революций. М.: Наука, 1997.- 300с.

109. Куржиямская A.M. Рапсодии телеэкрана. М.: Искусство, 1983.-160 с.

110. Ламэй К.Л., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государства. М.: Телевидение. -1999. - 206с.

111. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1999.-365 с.

112. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1997.-C.il.

113. Лившиц Р.Л. Духовное самоопределение личности. Комсомольск-на-Амуре: КГПУ, 1999. - 98 с.

114. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. Закат цивилизации или движение к ноосфере. Экология с разных сторон. М.: ИЦ Гарант, 1997.-345с.

115. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект-пресс, 2003. - 191 с.

116. Луньков Д.А. Наедине с современником: заметки режиссера документальных телефильмов. М.: Искусство, 1978.- 48с.

117. Малькова Л.Ю. Современность как история. Реализация мифов в документальном кино. -М.: Материк, 2001.- 188 с.

118. Материалы Первого и Второго Международных конгрессов Евразийского Телефорума./ Под ред. В. Рузина. М: НП «ЕАТА», 2003.- 220с.

119. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП- холдинг, 2004.-316с.

120. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК работников ТВ иРВ, 1998. -50 с.

121. Михайлова М.М. Согласие как социальный процесс в трансформирующемся обществе. Тюмень: изд.-во ТГУ, 1998. - С.31-32.

122. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. Москва -Новосибирск: Ин-фра , 2000. - 230 с.

123. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351с.

124. Моль А. Социодинамика культуры,- М.: Прогресс, 1973.- 405с.

125. Монахов В. Десять операторских биографий. М.: Искусство, 1978. -С.6

126. Монтегю А. Мир фильма. JL: Искусство, 1969. - С. 130 - 137.

127. Муратов С.А. Эволюция нетерпимости (история и конфликт этических представлений). М.: Логос, 2000. — С.49-55.

128. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. -М.: МГУ, 2001. С. 175.

129. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром.- М.: Аспект- Пресс, 2003.- 201с.

130. Маркович Д. Общая социология. М.: Владос, 1998. - 431с.

131. Муриан В. М. Жанр как внутренняя форма фильма / Жанры кино,-М.: Искусство, 1979. С. 31, 42-43.

132. Натадзе Р.Г. Установочное действие воображения. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецнисреба 1958.- С.243-294.

133. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецнисреба, 1972.- 184 с.

134. Некляев С.Э. СМИ и вопросы психологической безопасности в условиях военно политического конфликта.// Международная конференция «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития». - М.: МГУ, 2001.-С. 134-137.

135. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991.- 638с.

136. Ортега-и-Гасет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.- 403с.

137. Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.- С. 235.

138. Основы этических знаний./Под ред. М.Росенко. СПб.: Лань, 2002.224 с.

139. О Тарковском / Сост: М.А. Тарковская.- М.: Прогресс, 1989 400 с.

140. Перспективы развития неигрового кино. Совещание 31 марта 2 апреля 1998 года. - М.: Искусство, 1998.- 320 с.

141. Поберезникова Е. Формула взаимодействия. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения. 4.1, 2. — М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002 - 82 с.

142. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Символика поведения. М.: Педагогическое общество России, 2001.-136с.

143. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. Научное издание. — М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002.- 79 с.

144. Постановление Государственной Думы «О государственной политике в области телевизионного вешания и радиовещания» // Парламентская газета.-2000.- 24окт.

145. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер-2001 656с.

146. Привалова Н.К. Работа над видеосюжетом.- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001.-96 с.

147. Привалова Н.К. Слабое звено больших стирок. Заметки о ценностных ориентациях некоторых современных телепрограмм.-М.:ИПК работников ТВ и РВ, 2002. 38 с.

148. Проблемы медиапсихологии. Материалы секции: Медиапсихология. Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития» М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2002. - 158 с.

149. Проблемы режиссуры художественного кино- и телефильма. Сборник научных трудов./ Под ред. М.М. Хуциева. М.:ВГИК, 1987.- 105 с.

150. Проблемы современного кино./Под ред. С.В.Дробашенко, М.Е.Зак. -М.: Искусство, 1976.- 430 с.

151. Проблемы ценностей меняющегося общества.// «Возрождение России- общество- образование культура - молодежь». Материалы научно- практической конференции. Екатеринбург: Ур. гос. тех. ун-т, 1998.-С. 89-90.

152. Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии. /Проблемы медиапсихоло-гии. Материалы секции: Медиапсихология. Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития» М.: РИП- ХОЛДИНГ , 2002. - С. 145-147.

153. Психология масс./Под ред. Д.Я. Райгородского.- Самара: Бахрах, 1998.-592 с.

154. Пудовкин В.И. Избранные статьи. — М.: Искусство, 1955 . 464 с.

155. Разлогов К. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982.- 158с.

156. Разлогов К. Особенности экранной коммуникации. М.: Искусство, 1998.-С.103

157. Рациональное осмысление гармоничного соотношения человека и государства.// Человек и мир. Вып.З. Тюмень: ТНГУ, 1997.- С.66-71.

158. Режиссерское искусство сегодня. Сборник статей./Ред. А.А.Амчиславская. М.: Искусство, 1962. - 382 с.

159. Режиссура документального экрана. Реферативное изложение главы из книги Майкла Рабигера «Режиссура документального кино».- М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1999.-121 с.

160. Родзянский А. Смотреть не стыдно.//Московский комсомолец.- 2003.-10-17сент.- С.28.

161. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи.- М.:Рольф; Айрис -Пресс, 1998.- 208 с.

162. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре.- М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975, С.278-279.

163. Российское общество: социологические перспективы. Сборник трудов ИСА РАН. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 342с.

164. Российский Сюжет -2004. Ежемесячный вестник открытого конкурса литературных произведений и сценариев №- 1.-М.: Пальмира.-2003.-С.З.,С.6.

165. Рошаль JI.M. Художественная интерпретация факта как сущностная проблема неигрового кино: Автореф. дис. докт. искусств, наук. М., 1995.-43 с.

166. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т., Т 1.- М.: Педагогика, 1989. -488с.

167. Рыбак JI.A. В кадре режиссер. Из наблюдений за работой Ю.Райзмана, С.Герасимова. -М.: Искусство, 1974. - 232 с.

168. Салиев А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980.-С. 133-160.

169. Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества //Материалы научной конференции. Проблема человека: мультидисциплинарный подход. - М.: МГУ, 1998.-С.59.

170. Самарцев O.P. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1998.-224с.

171. Саппак В. Телевидение и мы. М.: Искусство-1988. - С.25-24.

172. Сапунов Б.М. Введение в культурологию. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1996.- 46 с.

173. Сапунов Б.М. Этика и культура работников телевидения. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1991.-104с.

174. Светана C.B. Телевизионная речь: функции и структура./ под ред. Я.Н.Засурского. -М.: Изд.-во МГУ, 1976.-151с.

175. Семенов В.Г. Региональная тележурналистика. -М.: ИПК работников ТВ и PB, 2001.-98с.

176. Семенова Т. Народное искусство и его проблемы. М.: Искусство, 1977.- С. 6.

177. Современное телевидение и творческие кадры. Проблемы образования. Материалы научно-практической конференции (21 сентября 2000 года) М.:ИПК работников ТВ и PB, 2000. - 64 с.

178. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М.: ЧеРо, 1997. - С. 265 -267.

179. Сорок мнений о телевидении. Зарубежные деятели культуры о ТВ. -М.: Искусство, 1978. 256 с.

180. Станиславский К.С. Работа актера над собой. 4.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Собр. соч. в 9 т. Т.2.- М.: Искусство, 1989.-511с.

181. Тарковский А.// Вопросы киноискусства. -1965.-№10-С.84

182. Телереклама зомбирует зрителей.// Советская Россия.- 2002.- №103.10 июня.

183. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. — М.-МГИМО, 2000.-224 с.

184. Тиссэ Э. Русский кинооператор. //Искусство кино-1979.- №2- С.101

185. Тоффлер Э. Информация-знание.Диалог США.-1992.- №.-С.79.

186. Турбин В. Режиссер радио и телетеатра. М.: Искусство, 1983 — 165 с.

187. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. — Тбилиси: Изд-во Акад. Наук Груз. ССР, 1966.-С. 135-327.

188. Урушадзе Г. Взгляни позитивно.// Российский Сюжет -2004. Ежемесячный вестник открытого конкурса литературных произведений и сценариев №2.-М.: Пальмира, 2003.- С.2.

189. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М.: ИПК работников ТВ и PB, 1994. - 192с.

190. Утилова Н.И. Телевизионное пространство и время. Эстетическая роль монтажа. М.: ИПК работников ТВ и PB, 2000. - 88 с.

191. Феллини Ф. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. М.: Искусство, 1968.- С.251.

192. Фомин В. И. Правда сказки. Кино и традиции фольклора. М.: Материк, 2001.- 280с.

193. Фомин В.И. Кино и власть. Советское кино. М.: Материк, 1996. -372 с.

194. Франкл В. Человек в поисках смысла — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

195. Фрейлих С. И. Золотое сечение экрана. М.: Искусство, 1976.- С. 136.

196. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского.- 2-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- С.101.

197. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Олма-пресс, 2002.- С.302

198. Чукреева H.A. Восприятие экранного изображения в зависимости ог уровня развития мировоззрения.// Кино: методология исследования, -М.: ВГИК, 2001. С.78

199. Шапинская E.H. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории.//Философские науки.-2000.-№3, С.54

200. Шеро П. Я забавляюсь.// Театр. М.- 1989.- №2, С. 161 -165.

201. Шестаков В. П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983, 358с.

202. Эйзенштейн С.М. Избр. произв. В 6 т.- Т.2.- М: Искусство, 1964. -С.29-30.

203. Эйзенштейн С.М. Избранные статьи // Органичность и пафос в композиции фильма «Броненосец «Потемкин».- М.: Искусство, 1956.-С.245.

204. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. Кн: 2. М.: Панас, 1993. - 368 с.

205. Юренев Р. Кино и телевидение одно искусство.// Искусство кино, 1983.-№Ц.

206. Юровский А.Я. Отстраненный кадр.// Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1983.- Вып.З.- С.22-28.

207. Юрский С. Кто держит паузу? М.: Искусство, 1989. - 320с.

208. Юткевич С. Контрапункт режиссера. М.: Искусство, 1960. - 448 с.

209. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1.- М.: ИНИОН,1978,- С.301. Словари:

210. Большая Советская Энциклопедия// Художественный образ. В 30 т. -Т.28.- М., 1978.- С.618- 620.

211. Словарь по искусству: Архитектура, живопись, музыка. Под ред. Д.К. Хачатуряна М.: Омега, 1999. - 320 с.

212. Толковый словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988.

213. Толковый словарь русского языка./Под ред. Волина Б.М., Ушакова Д.Н.: М.:Русский язык, 1996.

214. Социологический энциклопедический словарь./Ред.-координатор Осипов Г.В.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.- С.383.

215. Lang A.,Geiger S., Strickwerda M. 1993. The effects of related and unrelated cuts on television viewers attention, processing capacity, and memory. Communication Research, p. 4-29.

216. McLuhan M. The Medium is a Message. N.Y. 1967.

217. McLuhan M. Understanding Media. The Extensions of Man. London, 1969.

218. Reeves В., Thorson E.-1985.- Attention to television- Intrastimulus effects of movement and scene changes on alpha variation over time. International Journal of Neuroscience, p. 241- 255

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.