Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дзуцева, Залина Борисовна

  • Дзуцева, Залина Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Дзуцева, Залина Борисовна. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2006. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дзуцева, Залина Борисовна

Введение.3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования нравственно-эстетического воспитания средствами телевидения.15

1.1. Историография проблемы.15

1.2. Ведущие методологические подходы в исследовании нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи.39

1.3. Массовая культура и ее отражение в педагогической системе.55

Выводы.68

Глава 2. Педагогические условия организации нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами телевидения.71

2.1. Телевидение как фактор нравственноэстетического воспитания.71

2.2. Культурно-воспитательные задачи этнорегионального телевещания.96

2.3. Педагогические технологии опытно-экспериментальной работы современного североосетинского телевидения.109

Выводы.129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения»

Во втором томе Российского энциклопедического словаря под редакцией А.М.Прохорова дается следующее определение: tele - даль, далеко; часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии, например, телевидение, телеграф [152, с. 1554]. В Латинско-русском словаре И.Х.Дворецкого читаем: tela, telae - выдумка, замысел, план [92, с. 1000]. Заметим: люди всегда мечтали заглядывать в свое будущее, видеть на расстоянии. В Нартском эпосе осетин самая мудрая из женщин Сатана перед походами и сражениями нартов всегда заглядывала в небесное зеркало (азрывайдан), чтобы предсказать будущие события [99, с.328]. Волшебное зеркало существует и в русской сказке.

В XX веке мечта человечества сбылась - появилось телевидение. Со временем обнаружилось, что ТВ располагает целым рядом замечательных свойств, качеств, возможностей, которыми не обладают другие виды искусства. Его главное педагогическое предназначение, на наш взгляд, -формирование и развитие человека будущего. Место и роль ТВ настолько значительны в современном мире (и в российском обществе, в частности), что не изучать, не анализировать это мощное средство воспитания молодежи педагогика не имеет права.

В советское время задачи телевидения были четко сформулированы:

Основной задачей телевидения является его участие в коммунистическом воспитании и расширении культурного кругозора трудящихся.

Телевизионные студии Советского Союза стремятся воспитать у советской молодежи высокие моральные качества - патриотизм, честность, трудолюбие, смелость, чувство коллективизма.

Советские телевизионные студии широко знакомят зрителей с деятельностью творческих организаций, пропагандируют лучшие произведения советских, а также зарубежных композиторов, писателей, художников, творчество выдающихся артистов, коллективов художественной самодеятельности, успехи спорта.» [20, с. 176].

Актуальность исследования. Пожалуй, никогда и нигде в мире демократизация общества не развивалась столь стремительными темпами, как в постсоветской России. Резкое изменение политического курса страны в сторону открытости, гласности, свободы слова нашло свое отражение и в деятельности СМИ (телевидения в том числе).

В демократическом обществе государственное и общественное вещание ориентирует зрителя в окружающем мире не только информируя его, но и приобщая к художественным и нравственным ценностям человечества. Оно интегрирует общество, воздействует на аудиторию языком экранной речи, помогает войти в пространство духовности, становится художественным посредником, формирующим - сознательно или безотчетно - культуру общества. Вместе с тем сегодняшнее российское телевидение -это часто позорная практика эксплуатации всего темного, низменного, что загрязняет сознание людей, а самое тревожное - индоктринирует учащуюся молодежь разных категорий.

Провозглашенные Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» права и обязанности участников творческого процесса (рядовых граждан, руководителей, журналистов-профессионалов) ежедневно нарушаются. Игнорируется статья № 4 Закона, в которой прописано, что «не допускается использование средств массовой информации в целях . распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.» [162, с.7].

Последние десять лет показали, что этот путь может привести к деградации нации, к размыванию нравственно-эстетических устоев, выработанных человечеством. Передачи типа «Пусть говорят», «Дом-2», «Голод» демонстрируют уродливые, запредельные примеры общекультурного падения человека, преступления без малейшего их • осуждения, что чревато весьма негативными последствиями, а именно: поведенческой революцией.

21 апреля 2005 года Президент страны В.В.Путин, выступая с посланием Федеральному собранию Российской Федерации, отметил: «.Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось. Ф

В России право и мораль, политика и нравственность традиционно признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных издержках уровень нравственности в царской России и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей как на ф рабочем месте, так и в обществе, в быту.» [141].

Нашему современному напряженному социуму нужны перемены, которые выполняли бы сотериологические функции. Имеется в виду педагогический аспект сотериологии, то есть науки о спасении. Назрела потребность в лечении красотой, идеальными устремлениями людей. Анализ европейской и российской классики убеждает, что красота - это единство меры, гармонии, ритма. Нарушение одного из этих параметров приводит к дисбалансу, следовательно, к уничтожению красоты. Телевидение -проекция будущей духовной культуры. Следовательно, оно должно планировать позитивный духовный результат своей деятельности, выраженный в нравственно-эстетическом идеале. Это одна из сложнейших функций телевидения.

Идеалом духовно-нравственной культуры личности будем считать интеллигентность. Следовательно, актуальная задача телевидения -воспитание интеллигентности. Выполнить ее могут только подготовленные ^ соответствующим образом тележурналисты-интеллигенты.

Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой единое интегративное целое, главные компоненты и все детали которого взаимосвязаны неразрывно и создают систему, подчиняющуюся принципу калокагатийности. Под калокагатией выдающийся российский философ

A.Ф.Лосев понимал этико-эстетическое, прекрасно-доброе, синкретичное, единое [100, с. 100]. Актуально звучит его утверждение, что «этическая сторона так же сильна, как и эстетическая» [100, с. 101]. Можно с уверенностью сказать, что наиболее ярким примером неразрывного этого единства способно и должно стать телевидение.

К сожалению, пока лидирует коммерциализация эфира, в студию приглашаются не носители духовной культуры, а те, кто в состоянии оплатить свое появление перед российским зрителем. Иными словами, содержательная сторона, стиль сегодняшнего ТВ явно противоречат принципу калокагатии.

Научно-педагогическая практика последних десяти лет показывает, что целью многих исследований является преодоление диспропорции, сложившейся в духовно-нравственной и художественно-эстетической сферах. Проследить процесс формирования отдельных изменений в системе нравственно-эстетического воспитания школьников и студентов-педагогов позволяют, например, Ю.Б.Алиев, А.А.Антощенко, Л.М.Архангельский, Д.И.Водзинский, К.В.Гавриловен, И.И.Зарецкая, М.С.Каган, О.В.Лармин, Б.Т.Лихачев, В.В.Макаев, В.С.Мухина, А.Б.Щербо и др. Проблемы всеобщности, опережающих функций нравственно-эстетического воспитания успешно разрабатывали И.А.Джидарьян, Н.И.Киященко, Ф.Д.Кондратенко, Б.Т.Лихачев, И.Л.Любинский, А.М.Федь и др. Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, С.А.Бадмаев, К.В.Гавриловец, А.Л.Гройсман, И.С.Кон,

B.Л.Леви, М.Э.Телешевская, И.И.Чернокозов, Н.Е.Щуркова прямо или косвенно уделяли внимание сотериологическому, гуманистическому предназначению нравственно-эстетического воспитания. В исследованиях

И.В.Войсфельда, А.М.Гельмонта, И.Н.Гращенкова, Е.В.Жиринова. ^ С.Н.Забаркина, Л.Р.Кабо, В.В.Ксенофонтова, И.С.Левшина, С.Н.Пензина рассматривались воспитательные возможности СМИ.

Проблемам функционирования телевидения в системе художественной культуры, его взаимодействию и взаимосвязи с театром, кинематографом посвящены работы Э.Багирова, Р.Борецкого, Ю.Воронцова, В.Вильчека, Д.Глуховской, Н.Григорянц, И.Кацева, Р.Копаловой, В.Саппака и др. s Вопросам молодежного, детского и учебного вещания посвящены работы

Л.Баженова, О.Белоцерковского, Е.Бондаренко, Э.Ефисова, В.Егорова, Н.Долдуновой, Р.Просолова, А.Серибабина, А.Степанова, Б.Фирсова и др. В последние годы было опубликовано множество статей, посвященных проблеме влияния телевидения на своего зрителя: Н.Авдеева, Т.Адамьянц, д А.Вартанова, Т.Коломиец, Г.Кузнецов, Н.Маркова, А.Маркуша,

О.Пиронкова, В.Собкин, Л.Фархшотова и др.

Однако все еще чрезвычайно редкостны работы, посвященные телевидению как соучастнику воспитательного процесса, как мощному средовому фактору нравственно-эстетического воспитания. Свободной остается ниша в системе нравственно-эстетического воспитания, которую должно занять этнорегиональное телевидение. Имея в своей основе мощные культурно-национальные, исторические корни, оно способно стать мощным средством возвышающего духовного воздействия на современную учащуюся молодежь.

В ходе исследования были выявлены следующие противоречия: ijp

- между потребностью общества во всесторонне развитой личности и результатами деятельности телевидения; между необходимостью изменения форм, идей, подходов телевещания и инертностью руководителей в их осуществлении;

- между неограниченными возможностями телевидения формировать ценностный духовный мир своего зрителя и навязыванием интолерантности, насилия, дестабилизации личностных ориентиров молодежи.

Тема настоящего исследования «Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами телевидения» ориентирована на поиск антикризисных, резервных, стабилизирующих мер в условиях дезинтеграции нравственных ценностей, смешения социокультурных ориентаций, наступления духовного вакуума в молодежной среде. Эти аспекты весьма фрагментарно освещены в специальной литературе, но соответствуют социальному заказу и требуют безотлагательных реакций со стороны теоретиков и практиков этико-эстетической педагогики.

Проблема исследования: каковы возможности этнорегионального телевидения в формировании нравственно-эстетических качеств учащейся молодежи и педагогические условия их успешной реализации? Решение указанной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: телевидение как средство нравственно-эстетического воспитания молодого поколения.

Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание учащейся молодежи посредством североосетинского телевидения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственно-эстетическое воспитание учащейся молодежи будет более успешным, если:

- педагогика признает телевидение участником воспитательного процесса, поскольку духовно-имманентное воздействие заложено в самой природе телевидения;

- будут четко определены воспитательные задачи этнорегионального телевидения с учетом национально-культурного наследия;

- психолого-педагогические кадры будут активно участвовать в создании телепередач и распространении телекультуры (гигиенической, психологической, педагогической, этической, эстетической) в молодежной среде.

Задачи исследования:

- осуществить историко-ретроспективный анализ развития категории «нравственно-эстетическое воспитание»;

- определить причины негативного влияния телевидения на учащуюся молодежь и обозначить содержание противоречия между классической

У „ педагогикой и телевизионнои педагогикой; сформулировать воспитательные задачи этнорегионального телевидения, выполняющие сотеориологическую (гуманно-действенную) и калокагатийную (этико-эстетическую) функции;

- выявить и экспериментально обосновать педагогическое возможности ^ регионального телевидения в нравственно-эстетическом воспитании учащейся молодежи.

Методологической основой исследования являются: философское положение о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительности, необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязях; психолого-педагогические положения о человеке, личности и индивидуальности; философские, социологические и психолого-педагогические положения о роли деятельности во всестороннем развитии личности; современные концепции социализации личности и перспективы духовного развития; теория поликультурного образования. Теоретическими источниками исследования послужили:

- теории личности и индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.Б.Ительсон, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Э.Фромм, Э.Эриксон, П.М.Якобсон и др.);

- положения о деятельности во всестороннем развитии личности ^ (Г.С.Абрамова, Л.И.Анциферова, С.И.Архангельский, А.Г.Асмолов,

И.Л.Добротворский, Л.Н.Коган, Р.С.Немов, В.А.Сластенин, А.Г.Спиркин и др-);

- теория социализации личности и перспективы ее духовного развития (Г.М.Андреева, А.В.Мудрик, А.А.Радугин, С.И.Самыгин и др.);

- теория духовно-нравственного и полихудожественного воспитания (П.П.Блонский, С.Г.Ваниева, Д.Б.Кобалевский, Н.Ф.Каптерев, В.П.Кащенко, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлин-ский, Б.А.Тахохов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.);

- теория поликультурного образования (В.С.Агеев, А.В.Барышников, М.М.Бахтин, А.Ю.Белогуров, В.С.Библер, Л.Г.Ионин, З.К.Каргиева, Г.Б.Корнетов, Ю.М.Лотман, З.Б.Цаллагова и др.);

- исследования по этнопсихологическим проблемам (В.И.Абаев, Т.А.Гуриев, А.А.Дзантиев, Х.В.Дзуцев, Т.Б.Кодзаев, В.А.Кузнецов, Е.Е.Хатаев, С.Р.Чеджемов и др.);

- исследования по проблемам медиаобразования (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, И.В.Вайсфельд, А.М.Гельмонт, С.Н.Забаркин, Л.Р.Кабо, И.В.Левшина, С.Н.Пензин, Л.П.Преесман, Ю.М.Рабинович, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы);

- социально-педагогические (анкетирование, социологический опрос, беседа, интервьюирование);

- экспериментальные;

- статистический.

База исследования и его организация. Исследование проходило на базе 10-11 классов школ № 3 и № 42, лицея № 17 г.Владикавказа, студентов

I-III курсов Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова в 2000-2006 годах и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2000-2003 гг.) - изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, медиаобразовательной, этнопсихологической литературы; накопление информации о средствах, методах и формах работы телевидения (Северо-Осетинского в том числе), выявление противоречий в работе телевидения и его взаимодействии с педагогикой.

Второй этап (2003-2005 гг.) - определение воспитательных задач регионального телевидения; подготовка и осуществление цикла передач на осетинском языке «Фыдалты фарн»; сбор и анализ анкетного материала; участие в проведении социологического опроса, организованного отделом этнополитических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Владикавказского научного центра РАН под руководством кандидата исторических наук, доцента А.Б.Дзадзиева; организация встреч студентов с работниками кино и телевидения, заслуженными, известными людьми Северной Осетии; подготовка студентов к научно-практическим конференциям по темам исследования; написание научных статей; руководство творческими работами студентов, отражающими место и значение телевидения в нравственно-эстетическом воспитании молодежи.

Третий этап (2005-2006 гг.) - анализ и обработка теоретических и эмпирических данных, результатов исследования; уточнение методологического и понятийного аппаратов; обобщение научных выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования: доказана необходимость создания гуманно-действенной, сотериологической концепции средового воспитания современной молодежи, построенной на принципах калокагатии;

- определены опережающая, духовно-нравственная роль телевидения в воспитании современной учащейся молодежи;

- обоснована несостоятельность современного телевидения как средства воспитания и показана необходимость кардинального изменения телевизионного вещания; сформулированы воспитательные задачи этнорегионального телевидения и экспериментально доказана возможность их реализации на основе национальной культуры.

Теоретическая значимость исследования:

- показана необходимость включения в структуру школьной, педвузовской подготовки и профессиональной переквалификации учителей-воспитателей элементов медиаобразования (в данном случае - телевизионной педагогики);

- выявлена необходимость углубленного изучения педагогики и психологии при подготовке кадров для СМИ;

- сформулированы сотериологические задачи этнорегионального телевидения, имеющего уникальные возможности нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания в условиях современного духовного кризиса.

Практическая значимость исследования определяется его ориентированностью на решение проблем нравственно-эстетического воспитания средствами телевидения.

Теоретические положения и выводы, полученные в ходе исследования, создают предпосылки для переосмысления школьно-вузовской педагогики, значительного усиления роли телевидения в духовно-нравственном и полихудожественном воспитании постсоветской молодежи.

Представленные в работе материалы могут быть использованы учителями в общеобразовательных школах, студентами педагогических факультетов и факультетов журналистики, учащимися школ, вузовскими работниками, педагогами разных категорий. Их возможно применять в теории и практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества школьников и студентов, участвовавших в опытно-экспериментальной работе; статистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейший аспект педагогического процесса переживает сегодня период стагнации, а значит нуждается в способах финализации и стабилизации. В нашем исследовании лидирует сотериологический подход (С.Г.Ваниева), востребованный временем, способный эффективно противодействовать асоциальным процессам, связанным с духовно-моральной криминализацией детей, подростков и молодежи.

2. В телевидении заключен огромный потенциал средств этико-эстетического воздействия, следовательно, его нужно признать соучастником воспитательного процесса, в котором все компоненты любой передачи (содержание, форма, речь, жесты, поведение человека перед камерой) приобретают огромный духовно-нравственный смысл.

3. Выполняя одновременно педагогические и прогностические (опережающие) функции, телевидение должно быть гражданским, эстетическим, калокагатосообразным (АФ .Лосев). Следовательно, медиаобразование призвано основываться на принципах транспарентности, элективности и нарративности.

4. Региональное телевидение, опираясь на национально-культурное наследие, способно своими специфическими средствами не только остановить индоктринацию молодежи, но и непрерывно выполнять превентивные функции.

5. Региональное телевидение обладает возможностями воссоздания и утверждения нравственно-эстетического идеала, которого сегодня не хватает молодому поколению.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования излагались и получили положительную оценку, на всероссийских (Владикавказ — 2002, 2003; Тамбов - 2003) и региональных (Владикавказ, Махачкала - 2004) научно-практических конференциях; ежегодно обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова (2000-2006 гг.).

Материалы исследования были внедрены автором в учебный процесс на историческом, географическом факультетах, факультете международных отношений Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, средней школе № 42, а также в цикле передач СевероОсетинской телекомпании «Арт».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дзуцева, Залина Борисовна

ВЫВОДЫ

1. Сегодня речь должна идти о своеобразной - по отечественным традициям и обстоятельствам - форме массового общества и массовой культуре. Комплекс связанных с этим исследовательских задач состоит в том, чтобы попытаться различными средствами оценить направление и масштаб педагогических, социальных, культурных перемен. Это связано с оформившимся центральным, доминантным местом телевидения в свободном времени современных россиян, в процессах формирования стереотипов общественного мнения, духовно-нравственных норм и оценок деятельности как таковой.

2. Нравственные ценности в России находятся ныне в состоянии углубляющегося кризиса. Он связан, на наш взгляд, с противоречиями между прозападной ориентацией власть имущих и собственным национальным идеалом, который основан на уникальном историческом опыте, культурном наследии народов России.

3. В сегодняшней России стандарты оценок, составляющих ядро общественного мнения, в преобладающей степени формируют и поддерживают не отдельные авторитетные лидеры или группы, а коммуникативные каналы, телевидение как организация. А это уже совсем другая композиция общества, иное устройство культуры.

4. Телевидение не обладает ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Его «властные полномочия» лежат в сфере духовно-идеологической, в сфере влияния, действующей при помощи убеждения и обольщения. «Пространство» его активного вмешательства в дела общества широко и многообразно.

5. Цель телевидения - объединение различных слоев населения в единую систему мышления и действия. Следовательно, эфир должен быть общенародным, а значит эстетическим по форме и мудрым по содержанию.

6. Телевидение, по нашему мнению, является непосредственным участником любого педагогического процесса, поэтому его предельными задачами будут поиск и профессиональная реализация интерактивных форм организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

7. Анализ и программирование этнокультурной деятельности республиканского телевидения входит в круг неотложных забот системы образования и связан с решением следующих важных воспитательных задач:

- духовно-нравственная социализация молодежи;

- социабельность (общительность, способность к завязыванию духовно-нравственных связей);

- учет инволюционного пути развития (концентрация внимания к историко-педагогическим аспектам национальной молодежной субкультуры);

- опора на прогрессивные национальные традиции (геронтотимия, афсарм, зиу и т.д.);

- пропаганда перспективных форм духовной деятельности учащейся молодежи;

- развитие сакрализации этнорегиональных ценностей;

- неукоснительное соблюдение речевого этикета, окрашенного эстетикой национального языка;

- этический отбор текстового или человеческого материала;

- интеллектуализация, этизация и эстетизация телепередач.

8. Результаты эксперимента подтвердили предположение о том, что этнорегиональное телевидение надлежит рассматривать и использовать как действенный фактор нравственно-эстетической социализации личности молодого человека. Телевидение должно рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств духовного развития подрастающих поколений. Педагогическое воздействие зависит от самой природы телевидения.

9. Активное привлечение психолого-педагогических кадров к участию в создании передач поможет более успешно справиться телевидению со своей воспитательной функцией.

Привлечение учащейся молодежи к активному участию в организации передач поможет повысить воспитательный статус этнорегионального телевидения, сделать его роль более значимым средством в вопросах духовного развития молодого поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание духовности - это все воспитание», ибо выросшие дети «при всех жизненных выборах склоняются в сторону правды, добра и красоты, обладают творческой волей» [78, с.227].

Опора на отечественную и зарубежную классику - один из эффективных способов преодолеть кризис духовно-гуманистической парадигмы XXI века. Опыт прошлого, лучшие образцы педагогической теории и практики - это культурно-педагогический капитал, который позволяет сегодня поставить диагноз господствующей в обществе ситуации, найти методы и средства преодоления воспитательного «недуга».

Что бы ни говорили о тотальном застое, государство в СССР гарантировало молодежи безопасность - и нравственную, и психическую. Растление, которое несут СМИ сегодня, ведет к катастрофе. Заметим, многие вроде бы абсолютно бесспорные нравственные постулаты у нас вдруг стали предметом дискуссии. Со всех сторон внушают учащейся молодежи, что стыд - это пережиток прошлого. А под словом «толерантность» у нас теперь понимается лояльность к греху, терпимость к злу. Уже появились уроки толерантности на телеэкране, в прессе, Интернете. И что самое страшное, отсутствие стыда, нравственных норм намеренно насаждается взрослыми. Попса исказила высокий стандарт отечественной культуры. Стране навязывается блатной стиль, пивной образ жизни. Телевизионные организаторы утверждают: народ так хочет, людям это нравится. В итоге наша «элита» настолько занизила уровень нравственно-эстетической культуры народа, что в стране уже нарастает волна протеста против «дебилизации» и «попсового террора». Население требует введения цензуры на телевидении и в СМИ. Не политической, а именно духовной, нравственно-эстетической. Власть этого пока не слышит.

Деградация духовной культуры уже сказывается на качестве «человеческого материала». В регионах набирают силы ультраконсервативные и националистические молодежные группировки. На их знаменах сегодня все явственнее проступают коричневые пятна. Бескультурье, безнравственность лежат в основе террора, участники которого - люди до 30 лет.

Разгул преступности и наркомании проходит через души наших детей и внуков. Современные лозунги в виде рекламы, обращенной к молодежи (типа «Бери от жизни все» или «Кто пойдет за клинским?»), ни в коей мере не решают проблему нравственно-эстетического воспитания молодого поколения. Следовательно, уже сегодня надо решать эти проблемы, пока не поздно.

Педагогические произведения К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С. JI.Соловейчика и других авторов можно рассматривать в качестве энциклопедии духовно-нравственного воспитания, фундамента развития современной общероссийской этико-эстетической педагогики.

Национально-культурное наследие народов, населяющих Россию, -мастерская, которая ваяет и закаляет душу, формирует и утверждает нравственно-эстетический идеал.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Это очень важное, радостное и волнующее событие. Оно включает в себя становление относительно устойчивого «Я», т.е. целостного представления о самом себе.

Становление личности - сложное психолого-педагогическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?».

Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. А для управления необходима информация, которую молодой человек начинает искать как в своем внутреннем, так и во внешнем, окружающем его мире.

Телевидение со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью является наиболее распространенным, легкодоступным источником получения информации. Однако практически полный переход ТВ с начала 90-х годов на коммерческую основу привел к тому, что делать качественные, содержательные образовательные программы для детей, подростков и юношества стало невыгодно. На телеэкраны часто попадает информация, недопустимая для широкой огласки.

Возникло противоречие: с одной стороны, ТВ, контролируя большую часть досуга молодежи, выступает как важнейший институт формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок новых поколений, с другой - навязывает нравственную распущенность, насилие, > дестабилизирует духовно-личностные ориентиры молодежи.

Один из выходов в сложившейся ситуации видится в том, чтобы и само общество, и, естественно, специалисты, определяющие стратегию телевидения, прониклись четко сформулированной национальной идеей.

На наш взгляд, современному телевидению зачастую недостает мудрости. Не только в кадре, но и за кадром. Оно напрочь забыло о своем главном предназначении - сотериологическом (защищать духовное пространство). Во многом именно от собственного видения журналистами предлагаемой зрителю проблемы зависит в конечном итоге результат показа того или иного сюжета в телевизионной передаче или целой программе.

По содержанию и роли телевидение не может заменить церковь, хотя по своему размаху и воздействию на сознание людей влияние его сравнимо с этим великим историческим институтом. А это требует от него ответственности, честности, чистоты и пастырского служения.

Считаем, что неотъемлемая часть ТВ как социального института - его гражданственность по содержанию и эстетичность - по форме. Миллионам своих зрителей, особенно молодым людям, оно дало положительные образцы для подражания и столько же, к сожалению, создало идолов, манеры и облик которых очень далеки от современных нравственных ценностей.

Вопрос о роли телевидения в нравственно-эстетическом воспитании учащейся молодежи остается открытым. Как показало наше исследование, имеющаяся литература не отражает в полном объеме данную проблему. Вопросы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи разных категорий рассматриваются лишь фрагментарно. Мы считаем, что в основе воспитательной функции современного ТВ должен лежать сотериологический подход, базирующийся на принципе калокагатии (прекрасно-добрый, этически-эстетичный). В свою очередь, калокагатия включает в себя транспарентность (открытость, доступность информации, взаимное доверие участников теледейства), нарративность (владение искусством слова, рассказа, повествования), элективность (свободу творческого выбора, которую телевидение предлагает своему зрителю).

Следование данной концепции поможет работникам телевидения создать единое поле нравственно-эстетических ориентиров, ускорит процесс поиска высоких духовных идеалов.

Все эти положения распространяются на этнорегиональное телевидение и ставят перед ним еще более серьезные задачи, главная из которых - сакрализация (возведение прогрессивных духовных ценностей этнической, отечественной и мировой культуры в статус предельных нравственных категорий).

Опытно-экспериментальная работа, проанализированная в настоящем исследовании, была направлена на решение этой и других задач этнорегионального телевидения. Создавая цикл передач «Фыдалты фарн», мы были уверены, что это поможет не только обогатить духовно молодое поколение Северной Осетии - Алании, но и сохранить самобытность этнорегионального телевидения.

Включая старшеклассников и студентов в творческую педагогическую деятельность, мы стремимся формировать у них культуру отношений со СМИ, углублять знания в области телевизионной педагогики.

Анализ результатов эксперимента показывает, что для общения с телевизором учащейся молодежи требуется определенная подготовка. Чтобы телевизор принес пользу, нужна культура пользования им - психологическая, педагогическая, эстетическая.

Телевидение, по нашему мнению, является непосредственным участником любого педагогического процесса, поэтому его предельными задачами будут поиск и профессиональная реализация интерактивных форм организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. о

Анализ и программирование этнокультурной деятельности республиканского телевидения входит в круг неотложных забот системы образования и связан с решением следующих важных воспитательных задач:

- духовно-нравственная социализация молодежи;

- социабельность (общительность, способность к завязыванию духовно-нравственных связей);

- учет инволюционного пути развития (концентрация внимания к историко-педагогическим аспектам национальной молодежной субкультуры);

- опора на прогрессивные национальные традиции (геронтотимия, афсарм, зиу и т.д.);

- пропаганда перспективных форм духовной деятельности учащейся молодежи;

- развитие сакрализации этнорегиональных ценностей;

- неукоснительное соблюдение речевого этикета, окрашенного эстетикой национального языка;

- этический отбор текстового или человеческого материала;

- интеллектуализация, этизация и эстетизация телепередач.

Девятая культурно-воспитательная задача этнорегионального телевидения связана с понятиями «воспитание» и «духовная культура». Интеграция этих двух понятий позволяет заключить, что важнейшей, предельной задачей телевидения является поиск и профессиональная реализация интерактивных форм организации духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Что такое духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи? Ответ на этот вопрос дает расшифровка содержания воспитания и духовной культуры. Под воспитанием будем понимать процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в российском обществе вообще и в национальном регионе в частности нормативными моделями поведения, общения, отношений и деятельности. Под духовной культурой можно понимать совокупность результатов деятельности, связанной с такими категориями, как «духовность», «сверхсознание», «внутренний мир личности». Что касается духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, то организация этого сложнейшего педагогического процесса совершенно невозможна без активного использования науки, философии, морали, искусства, религии, политики и права.

Интегративный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания имел в виду зачинатель культурно-исторической школы, швейцарский философ и историк Якоб Буркхард (1818-1897). Против усредненных вкусов, разрушения мировоззренческих ценностей, аморфности и дегуманизации искусства протестовал испанский философ Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955). Ортегианская концепция «омассовления» сегодня востребована теми, кто встревожен падением уровня духовно-нравственной культуры общества. Его максима звучит так: «Все, что стремится быть духовным, а не механическим, должно обладать разумным и глубоко обоснованным характером» [107, 239]. Перефразируем: эстетическое удовольствие от телевизионных передач должно быть удовольствием разумным. То есть нужны интеллектуализация, этизация и эстетизация общения. Это триединство обеспечивается интеграцией науки, философии, морали, искусства, религии, политики и права.

Напомним, что культура - это совокупность достижений человечества в материальной и духовной жизни. Нас интересует второе значение, которое интерпретируем, опираясь на концепцию классика отечественной психологии П.М.Якобсона. Итак, духовная культура неразрывно связана с процессом воспитания и развития высших или духовных чувств. К ним относятся: интеллектуальные или познавательные, нравственные или моральные, эстетические или художественные, праксические или практические чувства. Поскольку главное в человеке - не слова, не мысли, не о поступки, а чувства (К.Д.Ушицский), воспитание духовной культуры следует интерпретировать как формирование и совершенствование вышеназванных духовных чувств. Особо подчеркнем следующее: по нашему мнению, основу духовной культуры составляет нравственно-эстетическая воспитанность, развивающаяся под пролонгированным воздействием интеллектуального и праксиологического компонентов. Следовательно, национальное телевидение, призванное совершенствовать духовную культуру учащейся молодежи, должно систематически повышать качество нравственно-эстетического воспитания, интеллектуализируя его и опираясь на специфику педагогической праксиологии.

Сегодня необходимо говорить и о том, что этнорегиональное телевидение сможет сохранить свое неповторимое, самобытное лицо, если будут подготовлены соответствующим образом кадры. Должна быть создана стройная система подготовки профессионалов для телевидения. На телевидении каждая специальность уникальна, но главное, что должно объединять создателей ТВ, - это единство мировоззренческих, нравственных и эстетических принципов в сочетании с высоким профессионализмом.

Воспитать личность (субъект общения, отношений, поведения и деятельности) — задача не из легких. Поэтому журналист, выполняя суггестивно-коммуникативную функцию, должен быть авторитетным, обладать волевыми качествами личности, убежденностью в правоте своих действий и поступков.

Журналист - профессия творческая и, конечно, чтобы заниматься ею, надо обладать талантом, но без школы, без обучения азам профессии даже талантливый человек беспомощен. Поскольку электронно-экранные средства - это отрасль духовного просвещения и объединения народа, педагогика должна признать телевидение соучастником воспитательного процесса, а подготовку кадров призваны осуществлять самые сильные специалисты (в том,числе и в области педагогики).

Решению противоречия, возникшего между обществом и телевидением, может помочь уникальный опыт создания национальных фильмов для детей и юношества, накопленный в нашей стране.

И главное: уже давно назрела потребность в разработке и реализации «Программы нравственно-эстетического воспитания», которая станет лейтмотивом для местного телевидения. Северная Осетия должна защитить молодежь от дальнейшего глобального растления, иначе станет республикой без будущего.

В заключение сформулируем возможные пути дальнейшего исследования поставленных проблем.

1. Задачи формирования всесторонней личности не ограничиваются нравственно-эстетическим воспитанием. Следовательно, можно рассматривать телевидение как средство решения и других воспитательных задач.

2. К средствам массовой информации относятся помимо ТВ радио, печать, Интернет. Следовательно, возможно изучение проблемы нравственно-эстетического воспитания другими СМИ.

3. Предложенные в диссертационном сочинении подходы и концепции могут быть расширены и дополнены с позиций педагогической праксиологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дзуцева, Залина Борисовна, 2006 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

4. Андреев А.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. 225 с.

5. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1993. 303 с.

6. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.

7. Архангельский A.M. Моральные ценности и современность//Вопросы философии. 1989. № 11. С.88-93.

8. Архангельский С.И. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК МГПИ им.В.И.Ленина. М.: МГПИ, 1985. 75 с.

9. Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М.: Наука, 1963. 217 с.

10. Баженова Л.М., Собкин B.C., Шариков А.В. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х//Сов.педагогика. 1988. № 6. С.91-96.

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.416 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445с.

13. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. 111с.

14. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Е.Н.Медынского. М.: АПН РСФСР, 1948. 280 с.1518

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.