Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Жанбиршиев, Султанбек Наханович

  • Жанбиршиев, Султанбек Наханович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Туркестан
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 156
Жанбиршиев, Султанбек Наханович. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Туркестан. 2008. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жанбиршиев, Султанбек Наханович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Роль и назначение искусства живописи в нравственно-эстетическом воспитании школьников.

1.2 Сущностная значимость использования произведений живописи в процессе организации воспитательной работы в школе.

1.3 Идейно-содержательная характеристика творчества казахстанских художников в аспекте реализации воспитательных задач.

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1 Инновационные приемы работы на уроках изобразительного искусства в школе.

2.2 Дидактические условия организации специальных уроков по изучению отечественной живописи.

2.3 Влияние произведений живописи на нравственно-эстетическое становление школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи»

Реформирование образовательной системы страны связано с необходимостью реализации задач духовно-нравственного возрождения общества. Нравственность характеризуется как важнейший способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Сущность нравственного воспитания определяется особенностями развития общества, теми социальными отношениями, которые отражают уровень его развития. В формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения, в развитии творчески активной личности главную роль играет школа, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, в том числе — содержательная значимость уроков гуманитарного цикла. Учебно-методическая обеспеченность этих уроков предполагает реализацию воспитательных задач нравственного и эстетического направления.

Взаимообусловленность указанных направлений не вызывает сомнения: гармоничное развитие личности предполагает воздействие на ребенка различных видов искусства, благодаря которому возможно формирование нравственного облика личности. В свою очередь, реализация задач нравственного воспитания позитивно влияет на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Такого рода взаимосвязь двух важнейших направлений в воспитании делает вполне оправданным обращение к ключевому понятию данного исследования - нравственно-эстетическое воспитание: при определенных условиях эстетическая культура превращается в решающий фактор становления и развития духовно цельной личности, способной к самопроявлению на основе знаний о законах добра, справедливости и чести.

Особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства. В учебно-воспитательном процессе различных типов школ изобразительная наглядность традиционно оценивается как одно из действенных средств, призванных позитивно повлиять на развитие учащихся, на формирование их нравственно-эстетических взглядов. Использование в учебно-воспитательном процессе произведений художников разных поколений и различных творческих направлений способствует формированию эстетического отношения учащихся " к окружающей "действительности; - стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию их интереса к национальной и мировой культуре. Привлечение произведений живописи позитивно влияет на реализацию обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Анализ методов преподавания изобразительного искусства и приемов использования произведений живописи в школьном учебно-воспитательном процессе на различных этапах развития образовательной системы свидетельствует, что во все времена процесс обучения базировался на творческом обобщении опыта прошлого, в котором особую страницу занимало описание устоявшихся художественно-эстетических традиций изобразительного искусства, а также способов их использования. Этот важный принцип сохраняет актуальность и на современном этапе совершенствования системы художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.

При изучении, анализе и разработке данной проблемы дидакты, методисты и учителя-практики обращаются к трудам ведущих ученых по эстетике: Борева Ю. Б. /38/, Кагана М: С. /81, 82/, Велика А.П. /32/, Гончарова И.Ф. /56, 57/, Герасимова А.С. /164/ и др.; по общей педагогике: Бабанского Ю: К./23/, Лернера И. Я./111/, Скаткина М, Н./161/,, Сластенина В. А. /162/ . Хмель Н.Д. /187/, Краевского В.В. /97/ и др.; по психологии: Выготского Л.С./48, 49/, Игнатьева Е. И./76/, Кириенко В. И./91/, Кузина; В. С./101,102,103/ и др., в которых подробно рассматриваются методологический, психолого-педагогический, функционально-практический аспекты проблемы нравственно-эстетического развития школьников средствами изобразительного искусства. Проблема художественно-педагогического образования с использованием творческого наследия художников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе достаточно подробно представлена в исследованиях Комаровой Т.С./92/, Лихачева Б.Т./113, 114/, РостовцеваН. Н./151/, Шорохова Е. В./189/, Ералина К./68, 69/, Сманова И./169, 170/, Шпикаловой Т. Я:, Сокольниковой Н.М. /190/и др.

В ходе проведенного нами исследования, помимо названных работ, широко привлекались также труды известных ученых-искусствоведов Галимжановой А.С., Гладиуновой М.Б., Муратаева К.К., Елеукеновой Г.Ш., Карманкуловой Б.К./78/, Каменевой Е.О./87/, Кузнецова И.А./105/, Никифоровой О.И./127/, и др. В работах этих авторов достаточно четко показаны и обобщены этапы развития изобразительного искусства и представлены характеристики особенностей изобразительного искусства разных эпох и народов.

И вместе с тем в системе современного художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительное искусство», а также содержание других предметов гуманитарного цикла в недостаточной степени отражают проблемы использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия художников Казахстана. Анализ состояния преподавания дисциплин-------художественно-эстетического.цикла общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся в области национального изобразительного творчества, слабое использование педагогического потенциала имеющегося экспозиционного материала.

Не используются в полной мере компоненты УМК (учебно-методического комплекса), представленные в той его части, которая именуется в дидактике изобразительная наглядность. Недостаточная разработанность вопросов эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, а также актуальность, сущностная значимость отечественного искусства обусловили выбор темы исследования — «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи».

Практика свидетельствует, что на современном этапе становления школьного образования изобразительная наглядность, как компонент учебно-методического комплекса, используется вне всякой системы, что не позволяет в полной мере решать воспитательные задачи нравственно-эстетической направленности. Возникает необходимость в отборе, систематизации, апробации и методическом описании возможностей живописи для реализации познавательных и воспитательных задач,.стоящих перед современной школой.

Объект исследования — процесс нравственно-эстетического воспитания школьников с использованием произведений живописи.

Предмет исследования — дидактические основы использования отечественной живописи в нравственно-эстетическом воспитании школьников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет эффективным, если

- всесторонне изучить условия его использования на различных уроках гуманитарного цикла;

-педагогически грамотно обращаться к творческому наследию отечественных мастеров живописи;

-использовать в учебно-воспитательном процессе основные виды и жанры отечественного изобразительного искусства как важное средство развития художественной культуры школьников; -рассматривать художественно-гуманитарную значимость произведений изобразительного искусства в качестве эффективного средства нравственно-эстетического воспитания школьников; -создать дидактические рекомендации по учебно-методическому обеспечению нравственно-эстетического воспитания школьников средствами отечественной живописи.

Цель исследования — определение педагогических условий нравственно-эстетического воспитания школьников средствами отечественной живописи.

----------В соответствии с целью и гипотезой определены задачи.исследования:

• изучить и теоретически обобщить возможности использования творческого наследия художников Казахстана в художественно-педагогическом образовании школьников;

• разработать дидактические подходы к отбору содержания, структуре уроков и воспитательных мероприятий, посвященных творчеству казахстанских художников;

• апробировать на уроках изобразительного искусства и истории искусств Казахстана педагогические условия нравственноэстетического воспитания школьников средствами отечественной живописи;

• определить критерии сформированности у школьников художественно-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к национальной художественной культуре.

Методологическую основу исследования составили положения ведущих ученых — философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам формирования художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностных ориентаций личности, определяющих основу эстетического постижения окружающей действительности.

Методы научного изыскания, использованные в процессе работы:

• анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и специальной частнодидактической литературы по проблеме исследования;

• изучение и привлечение передового педагогического опыта, отражающего различные подходы к организации нравственно-эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства;

• опытно-экспериментальная работа: наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование;

• поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты;

• статистическая обработка данных. Этапы исследования: первый этап (2002 - 2003 гг.) - собирательный, посвящен анализу существующих теоретических работ, накоплению эмпирического материала, выявлению уровня знаний и уровня интереса учащихся к отечественной живописи, формулировке рабочей гипотезы проблемы; второй этап (2003 - 2004гг.) - аналитический, посвящен организации и проведению опытно-экспериментальной работы, исследованию способов активизации творческих способностей учащихся в ходе приобщения к творческому наследию отечественных художников; третий этап (2005 - 2006гг.) - формирующий: период завершения экспериментального исследования и апробации дидактических условий, обобщение накопленного опыта, анализ и систематизация результатов эксперимента, оформление выводов и формулировка-рекомендаций. -----

На защиту выносятся:

1. Художественно-педагогическая значимость произведений отечественного изобразительного искусства как важного средства нравственно-эстетического воспитания школьников.

2. Дидактические условия, принципы, формы и методы эстетического восприятия учащимися произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к творческому наследию казахстанских художников.

3. Критерии сформированности нравственно-эстетических свойств учащихся в ходе освоения идейной содержательности произведений отечественной живописи.

Научная новизна исследования:

• изучены теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к творческому наследию отечественных мастеров изобразительного искусства;

• разработаны дидактические условия, систематизированы формы и методы нравственно-эстетического воспитания школьников путем включения в учебно-воспитательный процесс творческого наследия профессиональных художников Казахстана, способствующего развитию интереса к национальной художественной культуре;

• определены критериально-оценочные уровни, позволяющие выявить влияние художественного образования на нравственно- эстетическое воспитание школьников в процессе их приобщения к изобразительному искусству.

Теоретическая значимость исследования:

• описан воспитательный потенциал произведений отечественной живописи, закономерности восприятия, изучения и анализа произведений изобразительного искусства;

• отобраны и систематизированы способы приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

• выявлены и научно обоснованы педагогические условия, эффективные формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Казахстана; проанализированы аспекты нравственно-эстетического воспитательного воздействия отечественного изобразительного искусства на формирование личностных качеств школьников.

Практическая значимость: разработаны компоненты учебно-методического обеспечения уроков гуманитарного цикла; дано описание наглядных пособий (репродукции с изображением картин известных казахстанских художников, их краткими биографическими данными), способствующих наиболее эффективному приобщению школьников к изучению изобразительного искусства. Казахстана в аспекте нравственно-эстетического воспитания;

•составлены . методические рекомендации,-—конспекты . уроков-бесед, — практических занятий и воспитательных мероприятий, способствующие эффективному осуществлению художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников на материале отечественного изобразительного творчества;

• результаты исследования могут быть использованы учителями дисциплин художественно-эстетического гуманитарного цикла с целью приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных, сравнительным анализом результатов педагогического эксперимента, сочетанием количественных и качественных показателей, личным школьным и вузовским опытом работы автора.

Сбор информации для проведения педагогического исследования производился в школах гг. Шымкента, Кзылорды, Тараза, Ленгера, сел Отырар, Акжар, Сайрамского районов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения педагогического исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства КЖГУ, апробированы автором диссертации в ходе руководства педагогической практикой студентов и чтения лекций на художественно-графическом факультете ШИ< Международного Казахско-Турецкого университета имени Х.А. Ясави

Результаты исследования опубликованы в специальных научных журналах, Сборниках научных статей, Материалах Международных, Республиканских и Региональных конференций (гг. Астана, Алматы, Кзылорда, Тараз, Караганда, Кокчетав). Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школе № 7 и гимназии № 8 г., общеобразовательных школах сел районов области. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Жанбиршиев, Султанбек Наханович

выводы

Основополагающей задачей художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников является активное приобщение их к творческому наследию отечественных мастеров изобразительного искусства, формирование художественно-эстетического восприятия традиций как мировой, так и отечественной культуры. Освоение учащимися богатейшего наследия национального изобразительного творчества требует разработки логически построенной дидактической системы художественного образования и эстетического воспитания школьников, направленной на продуманное использование педагогического и воспитательного потенциала классических произведений казахстанских художников.

Целью такой системы обучения является расширение знаний учащихся об истории становления и развития отечественной живописи, ознакомление школьников с жизнью и творчеством известных казахстанских живописцев, формирование художественно-эстетического восприятия произведений искусства.

На предусмотренных школьной программой уроках-беседах о жизни и творчестве казахстанских художников педагог акцентирует внимание на отличительных особенностях и воспитательном значении национального изобразительного искусства, формируя у школьников навыки оценочного восприятия художественных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты экспериментального обучения и сравнительный анализ познавательной деятельности учащихся экспериментальных и контрольных групп, включенных в исследование, позволили охарактеризовать предлагаемую дидактическую систему в формировании 'нравственно-эстетических качеств учащихся как рациональную и эффективную. Эффективность нравственного становления личности была достигнута путем такой организации усвоения теоретических знаний и отработки практических навыков школьников, в которой важное место занимали методические приемы, основанные на эмоционально-образной презентации произведений изобразительного искусства казахстанских художников. Эстетическое восприятие действительности, развитие индивидуальных творческих способностей было организовано через живописные произведения отечественных художников, благодаря которым вопросы нравственного воспитания приобретали особую значимость, оказывая позитивное влияние на понимание моральных ценностей и формируя личность гуманиста и патриота.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Изобразительное искусство является важным средством эстетического воспитания школьников, позитивно влияющим на их приобщение к национальной отечественной культуре.

2. В современных условиях особенно актуально воспитание у школьников национального самосознания, привитие способности воспринимать культурно-историческое и художественно-творческое наследие своего народа с использованием устоявшихся эстетических традиций и при постоянном изучении культуры и искусства настоящего.

3. Нравственно-эстетическому становлению школьников способствует использование средств изобразительного искусства в процессе усвоения дисциплин художественно-эстетического цикла с учетом разработанных нами дидактических условий реализации воспитательных задач школьников.

4. В ходе углубленного изучения теоретических аспектов национальной изобразительной художественной культуры научно обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс инновационные методики, способствующие не только формированию знаний, но и становлению эстетического вкуса, нравственного совершенствования школьников путем привлечения произведений отечественной живописи.

5. Создание единой системы и дидактических условий приобщения школьников к общечеловеческим культурным ценностям создает потенциальные возможности для совершенствования всех направлений нравственно- эстетического воспитания.

6. В процессе экспериментального обучения подтвердилась гипотеза об эффективности дидактических условий нравственно-эстетического воспитания школьников с привлечением средств отечественного изобразительного искусства, которые характеризуются как обязательные компоненты учебно-методического обеспечения всех предметов гуманитарного цикла.

7. Эффективность использования указанных компонентов наглядно проявляется в формировании высокого уровня художественных умений и навыков учащихся, связанных не только с практическим рисованием, но и с повышением их познавательного интереса к произведениям изобразительного искусства, стимулирующим стремление к знаниям отечественной культуры, литературы, истории, географии.

8. В ходе экспериментальной работы подтвердилась гипотеза исследования: использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе нравственно-эстетического воспитания школьников Казахстана способствует развитию интереса к разнообразию жанров национального изобразительного искусства, приобщению к традиционной культуре, формированию нравственно-эстетических, патриотических чувств учащихся.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанных нами дидактических условий художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к творческому наследию казахстанских художников. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы учителями гуманитарных циклов в качестве эффективного средства организации межпредметных связей для приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре, национальному изобразительному искусству.

Собранный и систематизированный материал уже в период экспериментального обучения был востребован в гуманитарных классах гимназий, где с 2006 года в качестве обязательного введен предмет «История искусства Казахстана», в 4 работе классных руководителей по направлению «Культурное наследие» в системе различных типов общеобразовательных школ, а также в деятельности преподавателей педагогических вузов, осуществляющих подготовку учителей социально-гуманитарного профиля.

В связи с реформированием содержания обучения в школах и введением в практику преподавания специальных дисциплин профессионализации, проблемы использования произведений отечественной живописи в учебно-воспитательном процессе становятся особенно актуальными, что подтверждает нашу мысль о научной и практической значимости проведенного исследования, которое может быть продолжено в целом ряде аспектов как дидактического, так и воспитательного направления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жанбиршиев, Султанбек Наханович, 2008 год

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании».// Казахстанская правда. -1999, 11 июня.

2. Закон Республики Казахстан «О культуре».// Ведомости парламента PK. Алматы, 1996 г.

3. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года.// Казахстанская правда. 2003, 26 февраля.

4. Концепция социокультурного развития Республики Казахстан. -Алматы, 1994.

5. Назарбаев H.A. На пороге XXI века.- Алматы, 1996. 106 с.

6. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. М., 1990. - 141 с.

7. Абруцкая З.Г. Эстетическое воспитание в школе. — Ташкент, 1967. — 19 с.

8. Аденов С.Т. Соотношение общественной и семейной форм нравственного воспитания учащихся. — Алма-Ата, 1984. — 55 с.

9. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М, 1968.-286 с.

10. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М., 1995. - 15 с.

11. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979.-47 с.

12. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М., 1984. 160 с.

13. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968. - 338 с.

15. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1970 - 486с.

16. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. //Под общей редакцией А. М. Кантора. -М., 1997.-736 с.

17. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М., 1997. - 232 с.

18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.// Сокращ. пер. с англ. В.Н.Самохина. М., 1974. - 68 с.

19. Артеменко П.М. Природа и эстетическое воспитание школьников: Из опыта работы сельских учителей. М., Просвещение, 1978. - 72 с

20. Архангельский С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. — М., 1976. — 40 с.

21. Асмалов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990, № 5. — С. 5-13.

22. Бабаев Э.З Содержание и структура практической готовности учителя к воспитательной работе в школе. — М., 1989. — 31 с.

23. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. М., 1982. - 192 с.

24. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1981. 192 с.

25. Бакушинский А.П. Художественное творчество и воспитание. — М., 1982.- 164 с.

26. Балаев A.A. Активные методы обучения. М.5 1986. - 187 с.

27. Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики// Учебное пособие. М.,1968. - 252 с.

28. Батшуев Г.С. Социальные связи в культуре // Культура, человек, картина мира. М., 1987.

29. Бахтин М.М'. Эстетическое наследие и современность.-М., 1992.

30. Баяевский B.C. Эстетическое воспитание на уроках литературы: Из опыта работы. М., 1981. - 39 с.

31. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М., 1981.-239 с.

32. Белик А.П. Эстетика и современность. Очерк некоторых актуальных проблем. М., 1967. - 224 с.

33. Блауберг И.В. Краткий словарь по философии.- М., 1979. С. 20 - 190.

34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. — т.2.

35. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психол.исслед. — М., 1968. — 464 с.

36. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе// Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1974. — 223 с.

37. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М., 1979.-224 с.

38. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1981.-400 с.

39. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1987.

40. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. -М., 1983.-439 с.

41. Варшавский Я.Л. Что ты ищешь в искусстве? — М., i960.- 88 с.

42. Василевский А.К. Искусство и школа. М., 1981. - С. 37- 45.

43. Виноградова Г. Уроки рисования- с натуры в общеобразовательной школе.// Пособие для учителя. -М., 1980. 144 с.

44. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. //Сб.ст. Под.ред. Я.А.Ротковича. М., 1970. - 224 с.

45. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для пед. ин-тов'// Под ред. А.В'.Петровского. М!, 1973. - 288 с.

46. Волкова Е.В. Произведение искусства в- мире художественнойкультуры. М., 1988. - 239 с.

47. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству (из опыта работы). -М., 1982.-144 с.

48. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 . - 480 с.

49. Выготский П.С. Психология искусства. М., 1987. - 314 с.

50. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.-93 с.

51. Галлон А.К. Психическое развитие ребенка. М., 1967, -196 с.

52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 147 с.

53. Гальперин П.Я. методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.-154 с.

54. Гартман Н. Эстетика. — М. ,1958.

55. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. -М., 1978. 160 с.

56. Гончаров И.Ф. Эстетическое восприятие педагога школьниками // Советская педагогика. 1989, № 7. - с.89-93.

57. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986. - 126 с.

58. Горяева М.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991. -168 с.

59. Гребенщиков И.В., Копелович А.Я. Эстетическое воспитание в школе. -Горький, 1966. — 96 с.

60. Громов В.Е. Художественная культура и гармоническое развитие личности. Киев, 1982. -238 с.

61. Гуревич П.С. Феномен человека. М., 1993.

62. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. — М., 1968.- 124 с.

63. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 153 с. •

64. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика. — 1989, №3. С. 33.

65. Дидактика средней школы. /Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина, -М., 1975.-216 с.

66. Дробницкий О.Г., Кон И.С. Краткий словарь по этике. М., 1965. — С.11-19.

67. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. — М., 1977. — 463 с.

68. Ералин К. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства Казахстана. — Алма-Ата, 1978. 32 с.

69. Ералин К., Халлатов X. Изобразительное искусство Казахстана и Средней Азии в системе подготовки будущих учителей. — М.: Прометей, 1991.-55 с.

70. Жарикбаев К.Б. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. Алма-Ата, 1979. — 82 с.

71. Жарикбаев К.Б. Актуальные проблемы национальной педагогики и психологии в Казахстане и перспективы их развития.// Вестник КазГУ. Серия «Педагогические науки» 1998, №1 - С. 27-29.

72. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. -160 с.

73. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986. — 158 с.

74. Зверев Д. Д. Беседы об искусстве на уроках рисования. — М., 1958.-170 с.

75. Зернова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи (Заметки преподавателя). — М., 1976. 285 с.

76. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961. — 250 с.

77. Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одаренности в Казахстане.// Под ред. А.К. Сатовой, Ж.Б. Самуратовой. Астана, 2003. - 248 с.

78. История искусств Казахстана.Учебник. // Сост. Галимжанова А.С., Гладиунова М.Б., кишкашбаев Т.А., Шкляева с.А., Муратаев К.К., Елеукенова Г.Ш., Карманкулова Б.К. Алматы, 2006. - 248 с.

79. Исследование проблемы психологии творчества.//Отв. ред. Я.А.Пономарев. -М., 1983. 94 с.

80. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. — Л., 1979. — 94 с.

81. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. — 87 с.

82. Каган В.И. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987. - С. 6-22.

83. Каган М.С. Философия искусства. С.-П. 1998.

84. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб. 1997.

85. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. — М., 1983. — 119с.

86. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. -Алматы, 1994.- 121 с.

87. Каменева Е.О. Какого цвета радуга (научно-художественная литература).-М., 1984. -79 с.

88. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М., 1969.-58 с.

89. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства// Советская педагогика. 1989, № 2. - С.61.

90. Квятковский Е.В. Эстетическое воспитание школьников — на качественный новый уровень // Советская педагогика. 1987, №9. — С. 17 -22

91. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.,1959: 146 с.

92. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1976. - 158с.

93. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1982 г.

94. Кон ИС. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. -М., 1979. 175 с.

95. Копцева Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. -М., 1994. 142 с.

96. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., 1981.- 144 с.

97. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения. — М., 1977.-75 с.

98. Кресте Ангеловски. Учитель и инновации. М., 1991. — 126 с.

99. Кривошеев В.Ф. Особенности воспитательной работы // Советская педагогика. 1989, № 7. - С.51-55.

100. Крутецкий Н.К. Психология. М., 1986. - 133 с.

101. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1972. - 270 с.

102. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984. - 320 с.

103. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М., 1977.-207 с.

104. Кузин B.C. Психология. -М., 1988. 256 с.

105. Кузнецов И.А. Красота человека в искусстве. М., 1980. — 223 с.

106. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. — М., 1986. 61 с.

107. Лакшин В.Я. Берега культуры. М. 1994.

108. Леднев B.C. Содержание образования./УУчебное пособие М., 1989. -360 с.

109. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М., 1973. - 64 с.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1977. 304 с. Ш.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.,1981.

111. Лехт К.Э., Лепискар Т.И. Творческое начало и художественное воспитание. — Талин, 1984. — 66 с.

112. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. — М., 1985.-176 с.

113. Лихачев Б.Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития.// Советская педагогика. — 1981, № 3. — С. 8693.

114. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 158 с.

115. Лихачев Б.Т. Педагогика.// Учебное пособие. М., 2001. - 416 с.

116. Малик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. — 1989, № 1. — С. 15-23.

117. Малик-Пашаев A.A. Ради чего и как учить искусству ? // Советская педагогика.-1986, № 11.-С. 127-130.

118. Мастера изобразительного искусства Казахстана. — Алма-Ата, 1972. — 167 с.

119. Масырова P.P., Линчевская Т.А. Инновационные школы в Казахстане. -Алматы, 2000. 178 с.

120. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1975. - 52 с.

121. Мурадова З.Х. Ознакомление школьников с национальным изобразительным искусством // Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, М., 1971. - С.165-167.

122. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. - 152 с.

123. Научно-методические основы совершенствования содержания общего образования в Республике Казахстан.// Сборник научных трудов. — Алматы, 2001.-123 с.

124. Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания). Книга для учителя. М., 1987. — 320 с.

125. Никитина Е.И. Знакомство с живописью в школе. М., 1978.- С. 19-45.

126. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1985. - 67 с.

127. Нравственное и эстетическое воспитание / Под ред. Д.И.Водзинского.-Минск, 1982.-150 с.

128. Нурмухамедов Н. Искусство Казахстана. М., 1970.

129. Органов A.A. Произведение искусства и художественный образ. М., 1978.-с. 43-57.

130. Овсяникова М.Ф., Разумный В.А. Краткий словарь по эстетики. М., 1964.-542 с.

131. Основы эстетического воспитания.//Под ред. Г.Л. Абрамовича и др. — М., 1975.-327 с.

132. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Кушаева. М., 1986.-С.43-197.

133. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.// Под ред. Щукиной Г. И. М., 1977.-384 с.

134. Педагогика.//Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996. - 232 с.

135. Педагогика.//Под ред. И.Ф.Харламова. М., 1997. - 576 с.

136. Перепелкина Г. П. Искусство смотреть и видеть. Книга для внеклассного чтения в У111 X классах. - М., 1982. - 224 с.

137. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. — 1987. № 3. с с.29-32.

138. Плюхин В. У. Творчество у истоков гражданственности. Книга для учителя. -М., 1989. - 176 с.

139. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -303 с.

140. Претте И.К., Капальдо А.И: Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. — М'., 1985. — 89 с.

141. Проблемы эстетического развития личности ребенка.// под. Ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. М., 1987. - 96 с.

142. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство (5-8 кл.). Алматы, 2003 — 58 с.

143. Программы для 1-У1 классов общеобразовательных школ -изобразительное искусство. — Алма-Ата: Мектеп, 1987. — 16 с.

144. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное122искусство и художественный труд. 1-9 классы. М., 1994. - 173 с.

145. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок, живопись, композиция. 1-11кл. ( Для классов с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла). — М., 1995. — 94 с.

146. Программы: Живопись. Основы дизайна (для 5-9 классов школ-интернатов и классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла).//Кузин B.C., Близнев A.C., Ломов С.П., Алексахин H.H., Сидоренко В.В. -М., 1995. 17 с.

147. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа // Ответственный редактор Игнатьев Е.И.-М., 1954.-224 с.

148. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка.// Учебное пособие. М., 1983. - 250 с.

149. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 704 с.

150. Рубинштейн. С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — 416 с.

151. Рыбакова Нагим-бек Нармухаммедов. Творческая биография художника. — М., 1979. 80 с.

152. Савенкова Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства // Советская педагогика. 1986, №11. с. 73-77.

153. СалимоваК. Восхождение к духовности. М. 1995.

154. Сарыкулова Г.А. Искусство Казахской ССР. Л.: Аврора, 1972. - 97 с.

155. Сахарова Л.А., Шахова А.И. Эстетическое воспитание учащихся в школьных учреждениях. — М.: Просвещение, 1986. — 126 с.

156. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.//Учебное пособие М., 1998. - 256 с.

157. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982. — 318 с.

158. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1981.-128 с.

159. Сластенин В. А., По дымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 164 с.

160. Система эстетического воспитания школьников.// под ред. А.С.Герасимова. -М., 1983. -264 с.

161. Ситник А.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий: Метод, рекомендации в помощь лектору и методисту. М., 1983. - 24 с.

162. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М. 1997.

163. Сманов И.С. Живопись как воспитательное средство: Метод, рекомендации для классного руководителя. Алма-Ата, 1989. - 28 с.

164. Сманов И.С. Классный час и методика его организации и проведения (на материалах школ и учебных заведений Шымкентской области). Книга. Шымкент, 1986. с. 84 (в соавторстве).

165. Сманов И.С. Мастера кисти в Казахстане и живопись в казахской школе. // Методические рекомендации. Шымкент. 1999. 22 с.

166. Сманов И.С. Что может искусство или воспитательные потенции живописи.// Международная научно-теоретическая и научно-методическая конференция. Шымкент, 1982, - С. 117-120.

167. Сманов И.С. Воспитательные возможности живописи как вида искусства. // Методическое пособие. Шымкент. 1999: 25 с.

168. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопр. психологии. 1989. - №1. -с.24-31.

169. Совершенствование содержания образования в школе.// Под ред. М.П.Зверева, М.А. Кашина. -М., 1985. 271 с.

170. Современная гимназия. Опыт работы школы-гимназии №130 им. И. Джансугурова. Алматы, 2002. - 109 с.

171. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. — М., 1997. — 228 с.

172. Столович Л.Н. Философия красоты. -М., 1987. 120 с.

173. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. — М., 1988. -316с.

174. Толстых В.И., Эренгросс Б.Л., Макаров К.А. Эстетическое воспитание// Учебник для средних проф.-техн. учеб. заведений. М.,1979. - 288 с.

175. Усачева Л.П. Камиль Шаяхметов. Творческая биография художника. — м., 1986.-61 с.

176. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах// Сост С.Ф. Егоров. М., 1988. - 287 с.

177. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов. М., 1985. - 225 с.

178. Федотова В.Г. Душевное и духовное. // Вопросы философии. 1988, №7.

179. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редактор Л.Ф:Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. -М., 1983.

180. Флерина Е.А. Детский рисунок. — М., 1973. 63 с.

181. Фомина H.H. Подросткам о художниках (методические рекомендации к проведению монографических уроков по изобразительному искусству).// Пособие для учителя. — М., 1994. 152 с.

182. Хасанов Р.Х. Художественное воспитание учащихся в национальной школе//Советская педагогика. 1987, №5. —С.29-32.

183. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. -Алма-Ата, 1984.-134 с.

184. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.// Книга для учителя. М., 1985.- 130 с.

185. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках124изобразительного искусства в школе. — М., 1977. — 109 с.

186. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Жить в ладу с красотой. М., 1997. - 248 с.

187. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998. с 3-138.

188. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. // Педагогика, 1996. № 2. с. 40-47.

189. Диссертационные исследования.

190. Камаков А.О. Эстетическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами декоративно-прикладного искусства. — АКД.- М.,1982. 19 с.

191. Мурадова Э.Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся. АКД.- Фрунзе, 1968. — 21 с.

192. Сманов И.С. Изобразительное искусство как средство воспитания в системе классного руководства (на материале сельской казахской школы) // кандидатская диссертация. Алма-ата. 1990 с. 24.

193. Хамидов М. Эстетическое воспитание учащихся УП-УШ классов в процессе внеклассной работы. АКД. - Ташкент, 1983. - 18 с.

194. Элебесов К.И. Пути повышения эффективности художественного воспитания учащихся' 4-6 классов средствами изобразительного искусства / На материалах общеобразовательных школ Киргизской ССР/. — АКД.-М.,1984.- 17 с.

195. Якобсон П.Н. Психология художественного творчества. М.: Автореф. док. пед. наук. - 1971. - 48 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.