Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Багреева, Елена Геннадиевна

  • Багреева, Елена Геннадиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 173
Багреева, Елена Геннадиевна. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1985. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Багреева, Елена Геннадиевна

Введение

Глава I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРВДМШ"

§ I. Система леревосштания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии.

§ 2. Особенности педагогически запущенных подростков.

§ 3; Теоретические-предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей^

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.

§ I. Организация и ход экспериментальной работы.

§ 2. Изучение состояния музыкального воспитания учащихся в исправительных учреждениях.

§ 3. Изучение личностных качеств воспитанников экспериментальных спецшкол (констатирующий эксперимент).

§ 4. Экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом)»

Построение коммунистического общества невозможно без всестороннего развития самого человека, без высокого уровня культуры, внутренней зрелости людей.

Воспитанию подрастающего поколения партия и советское правительство придают первостепенное значение. Решение сложных задач; стоящих перед нашим обществом, зависит от уровня сознательности людей,человеческого фактора» Именно поэтому совершенствование процесса воспитания всесторонне и гармонически развитых людей так актуально сейчас. Это требует от педагогической науки и школьной практики постоянного поиска новых, наиболее эффективных форм, путей и методов воспитания.

В сложном процессе комплексного подхода к воспитанию, музыкальное искусство призвано также формировать духовный облик личности. Ни с чем не сравнима сила его воздействия на эмоции и сознание человека, а "без человеческих эмоций, - говорил В.И.Ленин, - никогда не бывало, нет и быть не может че т ловеческого искания истины".

В речи на юбилейном пленуме Союза писателей СССР К.У.Черненко сказал: .убежден: ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать на ум и на сердце. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее р внимание, чем обучению основам наук".

1. Ленин В.И.Полн.собр.соч.т.25,с.П2.1

2. Черненко К.У.Утверждать правду жизни,высокие идеалы социализма; Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР

25 сентября 1984 г. ж.Коммунист Ш4Д984 г.,с.7-8.

Искусство музыки специфическими средствами открывает нам мир высоких чувств, разные стороны действительности. Оно делает нас духовно богаче, чище, совершеннее, помогает находить в себе новые, неведомые нам прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Она может способствовать формированию личности -развитого социалистического общества.

К сожалению, не все члены нашего общества находят свои нравственные идеалы. Бее еще нарушаются нормы социалистического общежития, совершаются проступки и даже правонарушения. "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека".'1"

В развитом социалистическом обществе нет глубинных социальных корней для совершения правонарушений, преступность органически чужда нашему строю. И все же, на данном уровне развития общества существуют объективные и субъективные предпосылки правонарушений. Это не только пережитки в сознании людей, но и наши недостатки, например, в воспитании: столкновении индивидуалистических и общественных сторон в сознании и поведении человека, деформация системы ценностей, нравственные и правовые изъяны в воспитании. Бот почему способы перевоспитания не могут быть для всех одинаковы. Их спектр может быть чрезвычайно широким и, как сказано в статье "Концерт для "трудного* подростка: ".если на кого-то подействует концерт ля-бемоль мажор - надо играть о этот концерт",

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.,Политиздат, 1981,с.64

2. Феофанов Ю.В. Концерт для "трудного" подростка,М., Известия,17.04.1983.

Решение этой задачи на практике требует в современных условиях теоретической разработки данной проблемы не только в области общей, но и музыкальной педагогики, а также в психологии, социологии, криминологии, философии.

Анализ литературы показывает, что проблемам преступности, причинам и путям ее ликвидации посвящены исследования З.А.Ас-темирова, Ю.В.Гербеева, B.HiКудрявцева, А.Б.Сахарова и других.

Изучение характера отклонений у несовершеннолетних правонарушителей, поиск причин такого уродливого развития личности, а также методы психологического воздействия с целью перевоспитания отражены в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Елонского, П.С.Выготского, В.А.Крутецкого, Л.Н.Леонтьева, В.Н.Мясшцева, Т.А.Фортунатова и других психологов.

Различными путями шло "наступление" педагогики на проблему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, в основе которого в нашей стране лежат принципы и методы общепедагогического характера. Поэтому теоретические основы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработанные А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, О.С.Богдановой, Н.И;Болдыревым, Г.П.Давыдовым, В.М.Коротовым, И.С.Марьенко, В.И.Петровой, Г.Н.Филоновым и др. имеют важное значение в учебно-воспитательном процессе перевоспитания педагогически запущенных подростков.1

В коммунистическом воспитании подрастающего поколения важ

I. Под термином "педагогически запущенные" мы понимаем подростков с отклонениями в нравственно-правовом развитии, причиной которых являются недостатки прежде всего в семье, частично ошибки школы и общественных организаций.(подробно см.: глава Г, § 2). ное значение имеет эстетическое воспитание;В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", в постановлениях июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию эстетического познания учащимися реальной действительности,развитию у них различных форм художественного творчества с целью приобщения к ценностям социалистического общества.

Базой эстетического воспитания педагогически запущенных 7 подростков в условиях специальной школы являются исследования, которые проводились в этой области,но применительно к учащимся массовых школ.

Значение искусства в формировании гармонически развитой личности теоретически обосновано в фундаментальных работах, посвященных эстетическому воспитанию: С.Т.Шацкого, А.И.Бурова, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В;К.Скатерщикова и других.

В последние годы все интенсивнее разрабатывается теория музыкального воспитания учащихся массовых школ - как важнейшая составная часть коммунистического воспитания^В основе процесса формирования личности средствами музыки лежат работы, раскрывающие пути закономерного восприятия и воспроизведения музыки, развития музыкальных способностей, освещающие значение этого вида искусства в формировании человека (Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский и др.).

О важности использования музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения говорится в трудах видных советских педагогов: Апраксиной О.А., Ветлугиной HiAV, Кабалевского Д.Б., Шацкой В.Н. и других.

Вопросам идейно-нравственного развития школьников при обучении музыке, формирования их музыкальных потребностей, интересов, вкусов, развития музыкального восприятия, певческой культуры, музыкально-творческих способностей, организации и содержания уроков музыки в общеобразовательной школе посвящены исследования: Алиева Ю.Б., Белобородовой В.К., Морозовой З.П., Николаевой Е.В., Овчинниковой Т.Н., Петрушина В.И., Ригиной Г.С., и других.

Опеределенное место в работах занимает и вопрос о воздействии на трудновоспитуемых подростков средств искусства. Однако применение музыкального искусства в качестве воспитательного средства в условиях исправительных учреждений специально не изучалось. Лишь в небольшом количестве работ нашел освещение некоторый практический опыт. Большую ценность для нашего исследования, в частности, имеет опыт А.С.Макаренко по привлечению воспитанников к деятельности в области искусства. Интересна работа в этой области С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой в колонии "Бодрая жизнь".

Таким образом, ознакомление с литературой позволяет говорить о весьма активной разработке как большого круга проблем музыкального воспитания и обучения школьников, так и общих проблем воспитания педагогически запущенных подростков. Однако, вопрос о воспитательном значении музыки и, в частности, о ее использовании в работе с трудновоспитуемыми детьми не нашел достаточного освещения в работах педагогов с позиций современности. Не раскрыты потенциальные возможности музыки, не найдены методы и пути, которые позволили бы поставить ее на службу исправления и перевоспитания несоврешеннолетних правонарушителей, не выявлены ведущие принципы системной организации музыкального воспитания в спецшколе.

В.А.Сухомлинский отмечал, что "отставание культуры чувств от интеллектуального "багажа", которым овладевает человек и в школе, - это одна из конкретных причин того, что отдельные молодые люди, подростки становятся на неправильный путь, нарушают нормы социалистического общежития, законы нашего государства. Воспитание эмоциональной культуры - одна из первоочередных задач нынешней школы".*1"

Актуальность проблемы прежде всего определяется той особой ролью, которую музыкальное воспитание может иметь в процессе развития трудновоспитуемых подростков, их перевоспитания.

Анализ учебно-воспитательного процесса ряда специальных исправительных учреждений показывает отсутствие системы музыкального воздействия. Это в значительной мере обусловлено неразра

I / ботанностыо проблемы применительно к педагогически запущенным подросткам, что замедляет процесс их исправления.

Как показывает практика, а также личный опыт работы в спецшколах, несовершеннолетние правонарушители чаще всего являются подростками с искаженными и даже извращенными представлениями об окружающей действительности (одни в большей, другие в меньшей степени), о взаимоотношениях людей в обществе. Дискомфорт эмоциональной сферы - подавленность и озлобленность, агрессивность и безразличие нередко приводят подростков к частым нарушениям их связей со здоровым коллективом, отчуждению от него. Для восстановления у них эмоционального комфорта необходимо пе

I.- Сухомяинский В.А. "Этюды о;коммунистическом воспитании" "Народное образование", 2, 1967.- с.42 дагогически гибкое воздействие, которое бы активно формировало способность к позитивной самоорганизации, самовоспитании.

Принято считать, что музыка с особой силой воздействует на эмоции, изменяя эмоциональное состояние человека. Реализуя в рамках перевоспитания потенциальные возможности музыки, мы можем способствовать прежде всего эмоциональному "раскрепощению" каждого ребенка, снятию отрицательных эмоций, совершенствованию его общения не только в связи с необходимостью адаптации подростков в коллективе спецшколы, но и реадаптации после вывода в открытую среду, созданию у них эмоционального комфорта.

Комплекс воспитательных мер должен включать целенаправленное музыкальное воздействие на нравственно-волевую сферу педагогически запущенных подростков, на повышение их чувства ответственности, улучшение дисциплинированности, воспитание доброжелательности в общении.

Таким образом, актуальность, значительный воспитательный потенциал и особое эмоциональное воздействие музыки на личность наряду с неразработанностью теории и практики музыкального воспитания в исправительных учреждениях побудили нас избрать тему исследования: "Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности" (на материале школ с особым режимом).

Объект исследования - педагогически запущенные подростки II—15 лет, совершившие правонарушения и находящиеся в специальных школах с особым режимом воспитания. Предмет исследования - процесс нравственно-эмоционального воспитания подростков, содержащихся в спецшколе при условии целенаправленного музыкального влияния.

Цель исследования - определение возможностей музыкального воздействия для восстановления эмоционального комфорта и совершенствования процесса нравственного развития подростков-правонарушителей .

Рабочая гипотеза: отклонения в нравственном развитии педагогически запущенных подростков будут устранены быстрее, если музыкальное воспитание организовать, как комплекс оптимального, педагогически обоснованного музыкального воздействия, учитывающего специфику педагогически запущенных подростков, особенности условий их воспитания в исправительном учреждении, необходимость восстановления эмоционального комфорта, развития интереса к художественной музыке, формирования нравственных качеств учащихся.

Исходя из цели и рабочей гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние музыкального воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях (системы спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний), их музыкальные интересы.

2. Определить принципы отбора музыкального материала, формы музыкального воздействия на личность с целью снятия негативных эмоций, позитивного влияния на нравственную сферу подростков, развития их интереса в высокохудожественной музыке.

3.' Наметить пути совершенствования музыкальной работы в условиях спецшколы, как одного из средств, воздействующих на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, о воспитательной функции искусства, о роли эмоций в развитии личности. Эти положения нашли отражение в Программе КПСС, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии, постановлениях партии и правительства, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ директивных и нормативных документов КПСС и Советского правительства о народном образовании, документации ряда исправительных учреждений; анализ литературы по вопросам организации и содержания музыкального воспитания как в общеобразовательной школе, так и в специальных учреждениях, по теории нравственного воспитания, а также по проблемам преступности;

- изучение реально сложившегося опыта музыкального воспитания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК), специальных профессионально-технических училищах (СПТУ), спецшколах; выявление резервов воспитания в специфических условиях режимного учреждения;

- педагогические наблюдения;

- опытно-экспериментальная работа в специальной школе -интернате (опросные методы - анкеты, сочинения, беседы, котор-ми были охвачены учащиеся, мастера производственного обучения, учителя, классные руководители, воспитатели, директора школ и их заместители, работники органов МВД);

- обобщение личного опыта работы в спецшколах.

Исследование было начато в 1975 году и проходило в несколько этапов.

Первый этап (1975-1979 гг.) носил поисковый характер. Был изучен опыт организации и содержание музыкального воспитания в спецшколах и определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

На втором этапе (1979-1983 гг.) анализировалась научная литература, изучался существующий опыт музыкального воспитания подростков в трех исправительных системах (ВТК, СПТУ, спецшкол).

На третьем этапе (1983-1985 гг.) был разработан и внедрен в реальную деятельность спецшколы "Комплекс музыкальных программ", анализировались и обобщались результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в дальнейшей оптимизации путей перевоспитания педагогически запущенных подростков посредством включения в комплекс воспитательных средств теоретически обоснованных и практически выверенных форм музыкального воздействия.

Впервые музыкальное искусство исследуется как средство перевоспитания правонарушителей;

- впервые проанализированы музыкальные интересы педагогически запущенных подростков, правонарушителей;

- впервые изучены условия организации музыкальной работы в процессе их исправления и определены некоторые ее формы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке "Комплекса музыкальных программ", которые были проверены и внедрены в исправительном учреждении. Такая форма музыкального воздействия может быть организована и в других учреждениях исправительной системы, а также с определенной коррекцией, в общеобразовательных школах, школах-интернатах, пионерских лагерях. Материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах, спецсеминарах, в вузовских учебных предметах с целью подготовки педагогов-музыкантов для работы с педагогически запущенными подростками как в общеобразовательной, так и в специальной школе, других исправительных учреждениях. "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" предусматривают расширение подготовки учителей на специальных факультетах высших учебных заведений для обеспечения преподавания предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами.^"

Положения, выносимые на защиту

Результативность перевоспитания педагогически запущенных подростков, правонарушителей определяется не только нравственно-эстетическим потенциалом и точностью средств педагогического воздействия, но и готовностью воспитанников к оптимальному восприятию этих средств. Анализ особенностей развития педагогически запущенных подростков для организации их перевоспитания имеет существенное значение. Музыка в процессе исправления может -быть эффективно использована в силу ее специфического воздействия на эмоции и сознание человека. При этом создаются лучшие условия для более благоприятного восприятия и других средств педагогического влияния в условиях исправительного учреждения.

Эффективной формой музыкального воздействия является специально созданный "Комплекс музыкальных программ" с целью оптимизации процесса исправления. Транслируемый по школьной радиосети, этот"комплекс" охватывает всех учащихся, являясь музыкальной формой педагогического влияния, неосознаваемого подростками.

I. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы, М.,1984 г.

Он способствует снижению тревожности, уменьшению напряженности, возникновению доброжелательности, веры в оптимистичные перспективы собственной жизни - в целом, положительном изменениям в их нравственном развитии. Введение "Комплекса музыкальных программ" в режим исправительного учреждения способствует также укреплению сознательной дисциплины.

Использование "Комплекса музыкальных программ" в воспитательном процессе должно соответствовать определенным требованиям: , органично входить в процесс перевоспитания специальной школы; способствовать формированию интересов к художественной музыке; нравственному воспитанию подростков; содержание музыкальных программ отбирается с учетом специфики и уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков, динамики их эмоционального состояния в течение дня, недели, особенностей восприятия шли музыки, ее выразительных средств; в программах должны преобладать произведения советских композиторов и народной музыки наряду с доступными произведениями классики.

Исходя из условий режима спецшколы, музыкальные программы условно делятся на четыре блока в течение дня, каждый из которых служит решению определенной психолого-педагогической задачи и выражается в специально подобранном музыкальном материале.

Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания молодежи в свете решений ХХУ1 съезда ГЛСС, июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС" в городе Куйбышеве в ноябре 1983 года, а также в опубликованных статьях в журналах

Воспитание школьников" (Педагогика, 1982 г.,№5), "Музыка в школе" (Просвещение, 1983г., М), "Воспитание и правопорядок" (МВД СССР, 1984 г., J&).

Результаты исследования внедрены в Киевской специальной школе и внедряются в практику в исправительных учреждениях РСФСР и УССР.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Багреева, Елена Геннадиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о важности целенаправленного музыкального воздействия и для перевоспитания педагогически запущенных подростков.

Круглогодичное целенаправленное музыкальное воздействие на воспитанников спецшколы в процессе организованной нами опытно-экспериментальной работы, оказало положительное влияние на эмоциональное состояние подростков, способствовало развитию интереса к музыке, их нравственному развитию, более эффективному преодолению отклонений от норм поведения, приобретению и закреплению новых положительных качеств, приобщению к творческой деятельности. Следовательно, поставленные нами задачи были решены.

Комплекс специально созданных нами музыкальных программ позволил решить двуединую задачу: во-первых, снять негативные эмоции и создать эмоциональный комфорт, реализуя психогигиеническую функцию музыки; во-вторых, решить педагогические задачи по уокореншо процесса перевоспитания, его большей эффективности, используя воспитательную функцию музыки.

Исследование показало, что процесс нравственного развития правонарушителей под влиянием музыки - явление сложное, проходящее несколько стадий. Первая стадия процесса -расширение багажа нравственных понятий, благодаря высокому качеству и увеличению объема воспринимаемых подростками музыкальных произведений. Вторая стадия процесса - усвоение нравственных представлений формируется под воздействием усложняющегося качества, всевозрастающего объема музыкального материала.Третья стадия - частично сформированный у подростков интерес к художественной музыке положительно влияет на закрепление их этических понятий. На четвертой стадии - нравственные понятия, проявляющиеся в поступках, в поведении воспитанников, формируются на основе их стремления к музыкальной деятельности.

Таким образом, с появлением нового качества в развитии музыкальных интересов у учащихся фиксировалось их продвижение и в понимании нравственных категорий.

Двуединый, взаимосвязанный характер процесса музыкально-нравственного развития личности, где целенаправленное использование воспитательной функции музыки выступает определяющим фактором, формирующим нравственные понятия и убеждения трудновоспитуемых подросткова

Проведенное исследование позволило также выделить ряд необходимых условий, способствующих эффективному воздействию на подростков музыкальных программ.

Строгий отбор музыкального материала должен быть обусловлен: а) педагогическими и психологическими задачами трансляции музыки, б) особенностями педагогически запущенных подростков, динамикой их эмоционального состояния как в течение дня, так и всего года, в) спецификой учреждения.

Для реализации специально подготовленных программ в радиофицированном исправительном учреждении необходимо иметь систему автоматического включения, записанного на магнитофонную пленку распорядка дня, сопровождаемого специально отобранной музыкой.

Разработку музыкальных программ, наряду с программами по музыке для классной и внеклассной работы, должны осуществлять квалифицированные сотрудники научно-методических центров. Желательно (и на это указывали педагоги эксперименталь-' ной спецшколы) все команды распорядка дня выполнить диктором в студии звукозаписи. Здесь же следует изготовить копии необходимых музыкальных произведений.

Проведенное с учетом названных условий исследование способствовало:

- стимулированию интереса учащихся к музыке в результате постепенного изменения и усложнения материала, а также изменения их потребности - переключению их интереса с негативных, малохудожественных произведений на позитивные, высокохудожественные музыкальные произведения;

- снижению уровня тревожности, созданию оптимистичного настроения, улучшению эмоционального состояния подростков;

- улучшению дисциплинированности, чувства ответственности, доброжелательности, проявляющихся в общественно-полезной деятельности, в целом, нравственному воспитанию.

Как показали результаты исследования, наибольшее воздействие созданные нами программы оказали на учащихся 5-7-х классов спецшколы. Этот вывод дал основание усилить музыкальное воздействие, применив и другие его формы, на подростков 7-8 классов с более точным учетом их интересов.

Одной из таких форм может быть рекомендовано индивидуальте прослушивание специально отобранной музыки в лингафонных кабинетах. Предложенная форма даст возможность конкрет-' нее дифференцировать музыкальное воздействие на подростков-правонарушителей.

Итоги опытно-экспериментальной работы по использованию музыкального искусства в целях воспитания, а также теоретические выводы исследования позволяют считать необходимым совершенствование всех форм музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.

Исследование какого-либо процесса в экстремальной ситуации на отрицательном контингенте, дает возможность глубже А изучить данное явление в обычных условиях.

Положительное влияние на подростков, созданных нами семи программ, дает основание считать, что принципиальная модель музыкальных программ, включенных в распорядок дня, необходима во всех типах исправительно-трудовых учреждений, а также с определенной коррекцией может быть использована в работе общеобразовательных школ, школ-интернатов и пионерских лагерей.

Музыкальное воспитание в исправительном учреждении следует рассматривать, как систему целенаправленного воздействия с целью перевоспитания, включая все его возможные формы и виды внедрения: от эстетизации внешнего поведения подростков, функционирования художественных кружков до специально разработанной программы по музыке.

Теоретически обоснованные нами принципы отбора музыкального содержания должны быть основными критериями вводимых в жизнедеятельность спецучреждения произведений и в друтих формах музыкального воздействия на педагогически запущенных подростков.

Кроме того, в совершенствовании нравственного развития педагогически запущенных подростков в процессе их перевоспитания необходимо реализовать воспитательный потенциал всех видов искусства в учебно-воспитательной работе исправительного учреждения. Пока же отсутствует теоретически обоснованный отбор кинофильмов для показа несовершеннолетним правонарушителям; содержание программ уроков музыки, рассчитанное на общеобразовательные школы, без необходимой коррекции с учетом специфики учащихся и учреждения, не дает возможность в полной мере использовать воспитательный потенциал музыки. Комплекс эстетических мер воздействия на педагогически запущенных подростков должен способствовать их нравственному развитию, как неотъемлемой части процесса перевоспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Багреева, Елена Геннадиевна, 1985 год

1. Маркс К. Размышление юноши цри выборе црофесии. В кн.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. АПН РСФСР, 1957. - с. 1-5.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, 242 с.

4. Ленин Б.И. Задачи Союзов молодежи. (Речь на Ш-м Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи). -Полн. собр. соч., Изд. 5, т. 41, с. 298-318.

5. Ленин В.И. О коммунистической нравственности. Гос. изд. политической литературы. М., 1963. - 280 с.

6. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 41, с. 336-297.

7. Ленин В.И. О социалистической законности. М.: Госполитиздат, 196I.

8. Ленин В.И. 0 суде над несовершеннолетними. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 40, с. 194.

9. Калинин М.И. О воспитании и обучении. М., 1957.

10. КалиншМ.И. 0 социалистической законности. М.: Известия, 1959.

11. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т., М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1962.

12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

13. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1984.

14. О мероприятиях, связанных с улучшением деятельности исправительно-трудовых учреждений, 12 июня 1970.

15. Черненко К.У. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР. М.: Коммунист, 1984, В 14. - с. 7-8.

16. Азбука нравственного воспитания./Под ред. д.чл. АПН

17. ССР Каирова И.А. и канд. пед. наук Богдановой О.С. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975, - 320 с.

18. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа. Сб. Вопросы мето- . дики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975.

19. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., I960.

20. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

21. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылкак развитию неврогенного заболевания. Вестн. АМН СССР, 1965, № 6.

22. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

23. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - Л., 1973.

24. Асафьев Б.В.Музыкальная: форма как процесс. Л.: Музыка, 197I. - 376 с.

25. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983. 224 с.

26. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 156 с.

27. Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних в СССР. В кн.: Предупреждение преступлений несовершеннолетних. - М., 1965. - с. 233-268.

28. Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М.: Юрид. лит-ра, 1969. 120 с.

29. Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних (социально-психологический и криминологический аспекты). М.: Сов. гос. и право, 1970, № I. - с. 72,

30. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., 1980.

31. Бабанский ЮЛС. Об управлении процессом воспитательного воздействия. М.: Сов. педагогика, 1971, -№8. с.33-41.

32. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

33. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.:Педагогика, 1975, - 159 с.

34. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников, 1902.

35. Беляева-Экземплярская С.Н. 0 психологии восприятия музыки. М., 1924.

36. Белкин А.С. Изучение ранних стадий отклонений в нравственном развитии младших кшольников. М.: Сов, педагогика, 1979, № 7, с. 20-26.

37. Благонадежна Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. М.: Вопр. психологии, 1968, № 4,с. 96- 104.

38. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./ сост. М.Г.Данилъченко, А.А.Никольская. Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.

39. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972. - 104 с.

40. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

41. Буров А.И. Эмоции, чувство, отношение. М.:Бопросы психологии, 1966, № I, с. I4I-I5I.

42. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

43. Витт Н.Б. Об эмоциях и их выражении. М. :Воцросы психологии, 1964, № 3, с. 146-154.

44. Воробьев А.К. Роль художественных рассказов в работе с ■ социально-запущенными детьми. Просвещение Сибири, 1933, с. 81.

45. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1956. 520 с.

46. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Педология. -М.-Л., 1928, № 1-2, с. 58-77.

47. Выготский Л.С. Проблема эмоций. IVL: Вопр. психологии, 1958, № 3, с. 125-134.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., I960.

50. Гембицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-УШ классов общеобразовательной школы. М., 1970.

51. Гербеев Ю.В. В сб. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1974. - С. 118.

52. Гербеев Ю.В. Организация воспитательного процесса в трудовых колониях для несовершеннолетних. М.,1968. - 96с.

53. Гербеев Ю.В. Система воспитательной работы в детском , доме. Пособие для воспитателей. М., 1976. - Г72 с.

54. Гольд-Губер Э.И. 0 воспитании эмоций детей школьного возраста. М. :Сов. педагогика, 1940, № 10.- 3-13.

55. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки, Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1981.

56. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М., 1953.

57. Давыдов Г.П. Вопросы правового воспитания учащихся специальных школ. В сб. статей Педагогические проблемы воспитания подростков в условиях спецшколы. - М.:1. НИИ ОП АПН СССР, 1973.

58. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений., Спб., 1896.- 221с.

59. Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека. М., Вопр. психологии, 1970, $ I.с. 28-38.58

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.