Нравственные константы в творчестве Николая Васильевича Гоголя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Голубева, Светлана Владимировна

  • Голубева, Светлана Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 162
Голубева, Светлана Владимировна. Нравственные константы в творчестве Николая Васильевича Гоголя: дис. кандидат наук: 09.00.05 - Этика. Иваново. 2014. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Голубева, Светлана Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Концепция нравственно-целостной личности в миросозерцании Н.В.Гоголя

§ 1. Святоотеческая традиция в мировоззрении писателя

§ 2. Добро и зло в понимании Гоголя

§ 3. Идеал «прекрасного человека» в духовной прозе писателя

Выводы по главе I

Глава 2. «Мертвая душа» в художественном мире Н.В. Гоголя

§ 1. Императив любви в нравственном мире писателя: причины «овеществления»

личности

§ 2. Антиномия «внешнего» и «внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос»

§ 3. Национальная особенность «мертвой души»: кризис идентичности

Выводы по главе II

Глава 3. Феномен пошлости в творчестве Н.В.Гоголя

§ 1. Пошлость как modus vivendi «мертвой души»

§ 2. «Светльда смех» Гоголя: нравственный смысл

Выводы по главе III

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные константы в творчестве Николая Васильевича Гоголя»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Философско-этическая направленность русской классической литературы является важным ее достоинством, позволяющим включить памятники литературы в общий научный контекст, расширяя возможности их научного исследования. Н.В. Гоголь, вдохновленный духовно-нравственным идеалом личностного бытия, стал ярчайшим представителем поиска духовного пути совершенной личности. По мнению Бердяева, Гоголь принадлежит не только истории литературы, но и истории русских религиозных и религиозно-нравственных исканий [29; 579]. Тема смысла жизни, спасения человека и всего человечества от страданий становится у Гоголя приоритетной. Но художественный талант Гоголя своим блеском явил возможность нравственным идеям писателя остаться в тени, хотя для Гоголя эстетическое и этическое -нерасторжимое единство, что объединяет его с великими именами Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, для которых стремление к нравственному идеалу было смыслом их творчества и жизни. Н.В. Гоголь одним из первых обратился к основным темам русской нравственно-философской мысли, предвосхитив и очертив круг духовно-нравственных проблем русской культуры. Как отмечает В. Назаров, для Гоголя главной задачей его нравственных исканий была проблема определения условий реального добра, задавшая впоследствии идейную проекцию и «Оправданию добра» В.С.Соловьева, и «Условиям абсолютного добра» Н.О. Лосского [141; 51-52]. Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, необходимостью акцентировать нравственные представления Гоголя как нравственные константы, формирующие активную гражданскую моральную позицию писателя.

Основным «предметом изучения и наблюдения» для Гоголя был «человек и

душа человека», о чем писатель неоднократно заявлял в своей переписке и

духовной прозе [68; т.6, 214]. В этой связи, проблема нравственных констант

личности человека стала основной темой всего творчества писателя. Важнейшими

составляющими данной проблематики являются гоголевские идеи «прекрасного

3

человека» и преображения «мертвой души». «В мыслях моих, - писал Гоголь -чем далее, тем яснее представлялся идеал прекрасного человека, тот благостный образ, каким должен быть человек на земле» [68; т.6, 215]. В мировоззрении писателя эти идеи были обусловлены проблемой борьбы добра и зла в самом человеке. Для Гоголя зло было не абстрактным понятием, злую силу в мире Гоголь мыслил как духовную реальность, сущность которой - в отрицании добра и утверждении вечности и господства зла. При изучении художественного наследия писателя, прежде всего, следует уяснить, что зло в творчестве Гоголя необходимо понимать как явление метафизическое, внутреннее, а не внешнее, социальное.

В литературных традициях гоголеведения тема зла зачастую рассматривалась в социологическом аспекте. Сосредотачивая анализ исключительно на русской действительности, исследователи не акцентировали внимание на «всемирном масштабе» гоголевского зла, о котором шла речь в произведениях писателя, на «всемирном масштабе» отступления человечества от онтологических основ бытия. Гоголевские «ужасающие бездны» зла ассоциировались с «целой эпохой», с «целой социальной сферой» и даже со «всей нацией» [44; 114-116]. Духовную борьбу писателя со злом литературоведение советского периода трансформировало в борьбу с классовым врагом, а зло интерпретировало как социальное явление. Кстати эта тенденция начала просматриваться уже в среде современников Гоголя. С другой стороны, религиозно-мистическая критика изображала Гоголя едва ли не болезненным фанатиком, мистиком со средневековым сознанием, одиноким борцом с нечистой силой, а главное - полностью оторванным от православной традиции и, даже каким-то образом, противопоставленным ей [53; 6]. В связи с чем, образ писателя и основные идеи его творчества представали в одностороннем виде, а нравственный потенциал его произведений не проявлялся в его истинном масштабе и вдохновляющем значении.

С нашей точки зрения, для целостного осмысления этической

составляющей творчества Гоголя, тему дихотомии добра и зла перспективно

4

анализировать с духовных традиций христианства, учитывая обращение самого Гоголя к наследию христианских писателей. Выписки Гоголя из творений отцов и учителей Церкви свидетельствуют о том, что писатель особое место уделял онтологическому аспекту добра и зла, стремясь к осмыслению понятий «бытия» и «небытия», жизни и смерти души. Гоголь подробно рассматривал святоотеческие идеи о совести, как естественном нравственном законе, о важности внутреннего самоиспытания, о свободе воли, о грехах и покаянии, о достоинстве личности, об общественном мнении, об искусстве различения добра зла, о ненависти ко греху и стыде как началах нравственной деятельности человека [68; т.8, 525-530]. В сборнике «Выписок из творений святых отцов», составленном В. Воропаевым и И.А. Виноградовым на основе отобранных Гоголем святоотеческих идей, содержится целостная программа нравственного совершенствования личности.

Актуальность данного исследования диктуется современными вызовами к проблемам нравственных перспектив личности и моральных ценностей общества XXI века, определения отношения к дальнейшему отчуждению нравственного от эстетического и морального от духовного. Для современной культуры письма, духовная проза русского писателя и его «Выписки из творений святых отцов» приобретают редчайшее актуальное звучание. В этой связи возникает необходимость их тщательного анализа с целью выявления этической составляющей художественного наследия писателя, без которой нет его духовных и поэтических прозрений.

Степень научной разработанности проблемы.

Творчество Н.В. Гоголя еще при жизни писателя неизменно находилось в

центре дискуссий. Среди наиболее известных современных писателю критиков,

писавших о Гоголе, таких как В.Г. Белинский, С.П. Шевырев, А.А. Григорьев,

И.С. и К.С. Аксаковы, П.А. Вяземский, И.Ф. Анненский, Ю.Ф. Самарин, очевидно

A.M. Бухареву удается наметить ту исследовательскую тенденцию, в русле

которой проведено предлагаемое исследование. A.M. Бухарев, сумел глубоко

проникнуть в духовный мир Гоголя и приблизится к идейным замыслам писателя.

Архимандрит Феодор один из первых смог уяснить моральную позицию Гоголя и

5

выделить значимость христианской любви, ее императивный статус в нравственном мире писателя. A.M. Бухарев акцентирует внимание на проблематике, которая личностно вдохновляла Гоголя.

Существенная роль в понимании и истолковании личности Гоголя и его художественного наследия принадлежит эпохе Серебряного века. Годы первого десятилетия XX века заложили основы исследования Гоголя как художника слова (И.Анненский, А.Белый, С.Шамбинаго и др.); и как мыслителя-моралиста (Е.Трубецкой, М.Гершензон), и как духовного подвижника, как писателя-борца со злом за вечное благо (Д.Мережковский, В.Розанов, В.Брюсов). Д.Мережковский, В. Розанов и В. Брюсов одними из первых обратили внимание на духовно-метафизическое мирочувствование Гоголя, на его мистический и нравственно одаренный дух.

Особый интерес представляют научные труды мыслителей русского зарубежья, органично использовавших философско-этический подход. Труды представителей русского зарубежья тем более актуальны для нашего исследования, поскольку выявляют духовно-нравственную. основу • „ художественного наследия писателя, раскрывают круг этических проблем, в том числе вопросы нравственной жизни личности и общества, волновавшие Гоголя. Из всего многообразия литературы о писателе, созданной русскими эмигрантами первой волны, наиболее значимыми для автора данного исследования являются работы В. Зеньковского «Н.В. Гоголь», К. Мочульского «Духовный путь Гоголя» и В. Набокова «Николай Гоголь». Правомерность рассмотрения творчества Гоголя с предлагаемых нами позиций доказывает внимание к нему таких мыслителей как, H.A. Бердяев, С. Франк, Г. Флоровский, И.А. Ильин, Д. Чижевский, П. Бицилли, Б. Зайцев, В. Ходасевич, А. Ремизов, авторитетных в области философской проблематики художественного творчества, духовной свободы, морально-этического личностного и социального осуществления.

Советский период гоголеведения, в котором творчество Н.В. Гоголя

рассматривалось как правило с социологических позиций, включающих глубокие

исследования художественного мира писателя, представлен классическими

6

трудами B.B. Виноградова, B.B. Гиппиуса, Г.А. Гуковского, Г.П. Макогоненко, С.И. Машинского, H.JI. Степанова, Н.С. Тихонравова, Е.И. Анненковой, Ю.Я. Барабаша, М.Я. Вайскопфа, М.Н. Виролайнен, Ю.В. Манна и др.

В настоящей работе особое внимание обращено на духовную традицию интерпретации художественного наследия Гоголя, оказавшуюся в сегодняшней науке востребованной и актуальной. Данный подход к изучению творчества русского писателя, выявляет связь моральной позиции Гоголя с общекультурной духовно-эстетической и святоотеческой традициями и способствует целостному осмыслению этической составляющей художественного наследия писателя. Подобный подход представлен современными отечественными и зарубежными исследователями: В.А. Воропаевым, И.А. Виноградовым, М.М. Дунаевым, И.А. Есауловым, С.А. Гончаровым, С.Г. Бочаровым, И.П. Золотусским, Е.Ю. Коржовой, В.В. Томачинским, В.А. Котельниковым, Ч. Де Лотто, Ф. Бельтраме, М. Вайскопфом.

Среди биографических трудов, в которых раскрываются основы нравственного мировоззрения мыслителя и его моральный облик, следует отметить работы В.А. Воропаева, Б.В. Спорова, И.М. Концевича, В.А. Котельникова. По словам И.М. Концевича, Гоголь был большим почитателем Оптиной Пустыни и ее старцев, имевших огромное влияние на душу писателя [109; 612-613]. Оптина до последних дней писателя оставалась «спасительным прибежищем» в его религиозных и нравственных исканиях [111; 274]. За последние десятилетия, значительным вкладом в науку о Гоголе стали труды И.А. Виноградова, введшего в научный контекст новые архивные данные из биографии Гоголя. Серьезное внимание в работах Виноградова уделяется формированию религиозно-патриотических взглядов писателя и осмыслению сближения Гоголя в первой половине 1830-х годов с министром народного просвещения С.С. Уваровым.

Проблемы морали, её духовных основ как религиозной так и культурной

(философской, эстетической, социальной и др.) рассматривались в трудах

отечественных ученых Р.Г. Апресяна, П.С. Гуревича, A.A. Гусейнова, О.Г.

7

Дробницкого, E.JI. Дубко, В. Свешникова, В.Н. Назарова и др. Например, В.Н. Назаров нравственные принципы писателя называет богословским морализмом, во многом явившимся реакцией на секулярную культуру и идеологию. Основными задачами нравственных исканий Гоголя В.Н. Назаров считает проблему определения условий реального добра и проблему народности. В этой связи, предметом изучения Гоголя-моралиста, с точки зрения Назарова, являются не только добродетели и пороки как таковые, но добродетели и пороки русской души, русского человека [141; 50-56].

Были также учтены материалы юбилейных международных научных конференций, посвященных 150-летию со дня смерти и 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, подготовленными ИМЛИ РАН; а так же материалы диссертационных исследований В.А. Воропаева, И.А. Виноградова, JI.H. Белявской, Е.В. Балдиной, И.Р. Янбухтина, И. Ким Хюн, Е.М. Сокол, И.И. Агаевой, O.A. Комкова, Е.С. Мякининой, А.В Белозеровой, в которых рассматриваются философско-этические аспекты творчества Гоголя.

Несмотря на то, что фигура Гоголя неизменно была и находится в центре научных дискуссий, однако его художественное наследие до сих пор остается актуальным. Данная работа рассматривает духовно-нравственные начала творчества Н.В. Гоголя, направляя усилия на выявление и реконструкцию основных нравственных констант, являющихся необходимым элементом мировоззрения Гоголя, как наименее разработанного аспекта его наследия.

Объектом данного исследования выступает художественное наследие Н.В. Гоголя как фактор формирования нравственных ценностей.

Предметом исследования является нравственная проблематика творчества Н.В. Гоголя.

Целью настоящей диссертационной работы является выявление и анализ основных нравственных констант творчества Н.В. Гоголя. Цель исследования достигается путем постановки и решения следующих задач:

- показать процесс творческого преображения морального сознания писателя, стремящегося включить в процесс духовного совершенствования «душу» читателя как главную нравственную константу личности;

- раскрыть авторское понимание добра и зла, популяризующее основные идеи святоотеческой традиции;

- на основании этического анализа духовной прозы и писем писателя реконструировать смысл, который Гоголь вкладывал в понятие «прекрасного человека» как нравственно-эстетического идеала, ставшего вечной темой и мечтой русской культуры (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.);

- рассмотреть гоголевское понятие «мертвой души» и ее характерные особенности;

- исследовать позицию Гоголя относительно условий «овеществления» личности и «омертвения» русской души;

- определить духовно-нравственный смысл феномена пошлости в художественном мире Гоголя, дать характеристику основным ее аспектам;

- показать нравственное значение «светлого смеха» Гоголя в авторской идее преображения «мертвой души».

Научная новизна исследования:

Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе идейного творчества Н.В. Гоголя, тех его аспектов, которые обозначились в работах филологов и культурологов, после того как практически были исчерпаны все возможности социального подхода. Предлагаемое исследование акцентирует проблемы духовной жизни и творчества Гоголя, с решения которых с позиций морали, с личных нравственных установок начинаются его напряженные духовные искания.

Н.В. Гоголь одним из первых с такой остротой и личным участием проникся

размышлением о гармонии эстетического и этического идеалов, будучи всей

душой преданным искусству. Поиски вожделенной гармонии привели Н.В.

Гоголя к утверждению нравственного идеала человека, исследованию

человеческой души. Сатирическая струя «Ревизора», «Мертвых душ» как

9

художественный метод гениального писателя скрыли в своем блеске самые дорогие для Гоголя идеи - идеи духовно-нравственного преображения человека, начинающегося с разбуженного самосознания. Тема блистательной социальной сатиры доминировала в понимании творчества и мировоззрения Н.В. Гоголя до последних лет. Безусловно, глубокие исследователи такие, как Мочульский, Мережковский, Овсяннико-Куликовский, не могли говорить о творчестве Гоголя, игнорируя страстное желание Гоголя быть услышанным с моральных позиций. Гоголь не мыслил искусства без моральных идей в традициях утвердившегося эстетического гуманизма, сохранившего «в душах благородные, высшие чувства».

Оставаясь гениальным художником, Гоголь поставил перед собой задачу

*

гигантских масштабов: приблизить человечество к счастью, сделать искусство

струей «живой жизни». О религиозности Гоголя как основе гармонии прекрасного

и доброго исследователи сказали достаточно глубоко и органично.

Данное исследование реконструирует основные нравственные концепты

Гоголя как эстетически обусловленные в его творчестве и мировоззрении в целом.

Важность акцентуации предлагаемых к защите положений неоспорима.

Нравственно-эстетические, духовные метаморфозы современности подчеркивают

«вечность» данной проблемы и провидческий характер размышлений и идей

Н.В .Гоголя. Новизна диссертационного исследования раскрывается в основных

результатах, полученных автором.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Наряду с художественными произведениями писателя, важнейшими

источниками диссертации выступили, прежде всего, духовно-нравственные

труды Н.В. Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская

исповедь», «Правило жития в мире», «Выписки из творений святых отцов»,

письма, «Записные книжки», «Молитвы, духовное завещание, предсмертные

записи», публицистика и отдельные статьи писателя.

Поскольку мировоззрение Николая Васильевича формировалось во многом

под влиянием христианской культуры, философско-этический анализ

нравственной позиции писателя конструктивен в контексте святоотеческой

10

традиции. В этой связи, для решения поставленных в диссертации задач в качестве источниковедческой базы привлечены труды христианских писателей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Исаака Сирина, Дмитрия Ростовского, Фомы Аквинского, Игнатия Брянчанинов, митрополита Филарета и др.

Для того чтобы представить воззрения Гоголя наиболее целостно мы обращались к работам русских религиозных философов: А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского и А. Мацейны, методологическое значение которых является авторитетной школой для философского анализа общественной российской мысли на постсоветском интеллектуальном пространстве.

Методологической базой данного исследования является использование

традиционных философско-культурологических подходов: аксиологического,

антропологического, психологического, определенное место занимает

метафизическая традиция истолкования моральных представлений как духовных,

имеющих опору в трансцендентной сфере. Исследование строится на основе

общих научных принципов анализа, синтеза, сравнения, интерпретации.

Принимается во внимание методологический стандарт герменевтического

подхода - возможности множественности результатов интерпретации.

Междисциплинарный статус предпринятого исследования позволяет раскрыть

поставленную проблему, применяя метод системного анализа, обеспечивающий

сущностное для Гоголя единство эстетического и этического. Были использованы

также методы реконструкции и концептуализации. Объективность анализа

подтверждается в диссертации сравнительным методом, позволяющим

рассматривать этические взгляды Гоголя в парадигме диалектического единства

вечного трансцендентного и меняющегося временного. Подобный подход к

изучению творчества Гоголя представляется актуальным и перспективным,

поскольку дает возможность не только более глубокого осмысления духовных

исканий и идейных замыслов писателя, но и получить более целостное

представление об идеалах и ценностях, добродетелях и пороках нравственного

И

мира Гоголя; об авторском методе борьбы со злом и о его понимании условий реального добра.

Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении научных представлений о возможных путях исследования нравственной проблематики творчества Гоголя, позволяет осознать глубинный характер полемики, возникшей вокруг духовной прозы писателя, его эпистолярного наследия, как полемики, дающий простор для философского дискурса и сегодня. Диссертационная работа позволяет с позиций современности вернуться к вечным смыслам прекрасного и доброго, осознать рациональные начала в демократической критике Гоголя.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения художественного наследия писателя, при разработке исследовательских и учебно-образовательных программ по этике, эстетике, литературоведению и культурологии, а также в преподавании курсов и спецкурсов по «Истории русской этики» и «Истории русской культуры».

Положения, выносимые lia защиту:

1. Утверждается в качестве основного нравственного концепта Н.В. Гоголя «идеал возможности делать добро». Данная мысль Гоголя есть результат мучительных поисков органичного эстетическо-нравственного идеала, возрождающего чистоту прекрасного как субстанции добра. Теургический характер добра неотделим от преображения действующей личности.

2. Проблематика добра и зла является сущностной характеристикой художественного метода Гоголя и основным моральным полем его размышлений. В мировоззрении Гоголя добро и зло являются основными константами, на которых выстроен нравственный мир писателя. Концепт зла для писателя метафизичен и реален. Обыденность является ареной реального зла. Зло посредством глупости и пошлости проникает в мир человеческой души. Человек ипостазируется нравственной характеристикой души. Душа - важнейший концепт личности.

3. Имманентный личности писателя синтез трансцендентных добра и красоты ставит перед ним задачу определения условий реального добра, формирующего нравственно-целостную личность, «живую душу», «прекрасного человека», определенного писателем в переписке и духовной прозе.

4. Нравственной альтернативой «прекрасного человека» в художественном мире Гоголя является «мертвая душа». Согласно моральной позиции писателя, человек, воплощающий в жизнь идеал добра, называется «прекрасным человеком»; соответственно, человек, жизнь которого оторвана от идеала абсолютного добра, - «мертвой душой». Образом существования «мертвой души» является пошлость.

5. Основными условиями реального добра Гоголь считал любовь к Богу, являющуюся конститутивным принципом бытия человека, нравственно-образующим фактором; абсолютное самосознание личности, формирующееся относительно абсолютной личности Христа как своего Архетипа, и выявляющее безусловное достоинство и значение человека, а так же нравственную задачу его бытия; самопознание, объективирующее сокровенное в человеке зло > и актуализирующее тем самым возможность борьбы человека со злом и победы добра; и покаяние - расширение нравственного сознания личности, движение к интериоризации абсолютного нравственного закона.

6. Долг, совесть и смысл жизни - важнейшие нравственные константы мировоззрения писателя. Долг в понимании Гоголя есть задача нравственного самоопределения человека, обязанность внутреннего самосовершенствования личности. Смысл жизни заключается в осмыслении и исполнении долга. Человек, не стремящийся к выявлению высшего смысла жизни и осуществлению общественного долга, по мнению писателя, умножает зло, расширяя сферу его влияния.

7. Поэтический мир Н.В. Гоголя, предлагающий «светлый смех» как

катарсис, ведущий к преображению души, предполагает духовное приобщение

человека к смыслообразующим концептам авторских интуиций. Прикосновение к

гоголевскому жизненному пространству как единству образа мысли и действия

13

предполагает у читателя ученическую позицию, объясняет моральную назидательность отдельных фрагментов его жизни и творчества.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии и религиоведения ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал; нашли свое отражение в 10 публикациях автора общим объемом 4,7 п.л. Отдельные положения диссертации излагались в выступлениях на XXXI Всероссийской научно-практической конференции «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы» (г.Санкт-Петербург, 2010г.); общероссийской молодежной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» (г.Санкт-Петербург, 2010г.); всероссийской научной конференции «Мораль в современном мире» (г. Шуя, 2012г.); на VI и VII Международных конференциях «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (2013, 2014гг.).

Структура диссертации отражает общую логику исследования и включает введение, три главы, заключение и 180 библиографических источника.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В МИРОСОЗЕРЦАНИИ Н. В. ГОГОЛЯ

§ 1. СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ПИСАТЕЛЯ

В сознании большинства современников Н.В .Гоголь представлял собой классический образец писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Гоголя в другом его качестве, как продолжателя святоотеческой традиции в русской литературе, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв, его современники не узнали. В какой-то степени это объясняется и тем, что при жизни писателя оставались неопубликованными его письма и духовная проза, за исключением «Выбранных мест из переписки с друзьями», изданными со значительными цензурными изъятиями [53; 5-6]. По словам Б.Ф.Спорова, до православия Гоголя не смог подняться ни только XIX, но и XX век, стремившийся «удержать Гоголя в узде Белинского» [157; 287].

За последние тридцать лет научная ситуация в гоголеведении сильно

изменилась. Опубликован и аналитически описан большой объем нового

историко-культурного и историко-литературного материала о гоголевской эпохе;

новые биографические данные и снятие запретов на полноту осмысляемого

наследия писателя способствовали интенсивному развитию многих научных

аспектов творческой биографии писателя; реабилитирован объемный

концептуальный фонд научного наследия, изменилось аналитическое оснащение

гоголеведения. В связи с 200-летием со дня рождения писателя, 2009 год был

объявлен ЮНЕСКО годом Н.В.Гоголя. Юбилейная дата вызвала мощную волну

новых интерпретаций, как в России, так и зарубежом. Сегодня исследование

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Голубева, Светлана Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Аверин Б. Гоголь и Набоков: комедия «Ревизор» в романе «Смотри на арлекинов!» / Б. Аверин // Театр. М., 2002. № 4. с.15-17.

2. Агаева И.И. Нравственно-религиозный идеал Н.В.Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века. Дисс. ... д-ра филол. наук. Баку, 1998г. 271с.

3. Айзерман Л. Павел Иванович Чичиков на рубеже веков и тысячелетий: отношение современных школьников к образу Чичикова / Л. Айзерман // Рус. словесность. 2002. № 3. с.21-28.

4. Аксаков И.С. Несколько слов о Гоголе // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. ОЖ: РХГА, 2009. с.258-263.

5. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождение Чичикова, или Мертвые души»// Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.83-94.

6. Алексеев В.А. Ко Христу взыскующее сердце // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.3-7.

7. Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций. СТСЛ, 2002. 288с.

8. Амфилохий (Радович), архимандрит. «Филиокве» и нетварная энергия Святой Троицы по учению Григория Паламы / машинопись (МДА).1973.

9. Анастасий (Грибановский), митрополит. Мысли о Гоголе // Н.В.Гоголь и православие / Сост. И.А.Виноградова. В.А.Воропаева. М: Изд-во "Отчий дом", 2004. с. 19-20.

10. Анненкова Е.И. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя на рубеже культурных эпох // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. Языкознание. Лингводидактика. Чебоксары, 2003. № 4. c.l 11-120.

11. Анненский И. Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье» // Н.В.Гоголь: pro et

contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с. 287-298.

149

12,

13.

14,

15,

16,

17,

18

19

20

21

22

23

24

25

Анненский И.Ф. Книга отражений. М.: Наука, 1979. 680 с.

Апресян Р.Г. Гусейнов А. А. Этика: Учебник для высших учебных заведений.

М: Гардарика, 1998-2004. 478 с.

Астапов С.Н. «Устремить всё общество к прекрасному». Н.В. Гоголь // Русские мыслители. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2003. с. 176-185. Ауссем И. А. Смерть пророка: к 150-й годовщине смерти Н. В. Гоголя / И.А. Ауссем // Рус. словесность. 2002. № 3. с. 6-14.

Афанасьев Э.С. О художественности повести Н. В. Гоголя «Нос» / Э.С. Афанасьев // Лит. в шк. 2004. № 4. с.13-14.

Балдина Е.В. Книга Н.В .Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» в оценке современников. Дисс ... канд. филолог, наук. М., 2005. 185с. Барабаш Ю. Сладкий ужас мщенья, или Зло во имя добра? (Месть как религиозно-этическая проблема у Гоголя и Шевченко) / Ю. Барабаш // Вопр. лит. 2001. Вып.З. с.31-65.

Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «Прощальной повести». М., 1993. 271с. Белинский В.Г. <Письмо к Н.В .Гоголю 15 июля н.с. 1847 г. Зальцбрунн> // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.193-202.

Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Н.В .Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С. А. СПб.: РХГА, 2009. с.94-120.

Белозёрова А.В. Диалектика художественного и религиозного в творческой эволюции Н.В. Гоголя. Автореф. дисс... канд. филос. наук. М., 2009. 23с. Белый А. Гоголь // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с. 298-313.

Белый А. Мастерство Гоголя // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.313-349.

Бельтраме Ф. К вопросу о парадоксальности богоискания в повести Гоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сб.ст. по материалам

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34,

35,

36

37

38

39

40

междунар. научной конф., посвященной 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя / под ред. Ю.В.Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. с.168-178. Белявская JI.H. Эволюция философского мировоззрения Н.В.Гоголя. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2005. 150с.

Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. М.: Высшая школа, 2005. 239с. Бердяев H.A. Духи русской революции // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.572-579.

Бердяев H.A. Русская идея // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.579-582.

Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.:АСТ, 2007. 688с.

Бердяев H.A. Судьба России: Книга статей. М.: Эксмо, 2007. 640 с. Бицилли П.М. Проблема человека у Гоголя // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.699-734.

Бойко М.Н. Авторские миры в русской культуре первой половины XIX века. СПб.: Дмитрий Буланини, 2005.376с. '

Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. с.124-161.

Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С. Г. О

художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. с.161-210.

Брюсов В.Я. Испепеленный. К характеристике Гоголя // Н.В.Гоголь: pro et

contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.445-470.

Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. СПб.:

«Издательство Олега Абышко», 2008. 640 с.

Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. 743 с.

Вайскопф М. Материал и покрой гоголевской «Шинели» // Гоголь как

явление мировой литературы. Сб.ст. по материалам междунар. научной

конф., посвященной 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя / под ред.

Ю.В.Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. с.193-202.

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М.: «Радикс», 1993. 592с.

151

41. Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. 390 с.

42. Виноградов И.А. Исторические воззрения Гоголя и замысел поэмы «Мертвые души» // Источниковедение в школе. 2009. № 1-2. с.48-68.

43. Виноградов И.А. Н.В.Гоголь и С.С.Уваров: из истории взаимоотношений //Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века. М.: ИМЛИ РАН, 2003.224с.

44. Виноградов И.А. Поэма «Мертвые души»: проблемы истолкования // Гоголевский вестник/ под. ред. В.А.Воропаева; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2007. с.99-221.

45. Виноградов И.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: проблемы интерпретации и текстологии. Дисс. ... д-ра филолог, наук. М., 2003г. 339 с.

46. Виноградов И.А. Узы небесного братства. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» и ее судьба // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: ЗАО «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.112-198.

47. Виноградов И.А. «Я брат твой». О повести Н.В.Гоголя «Шинель» // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып. 3. Петрозаводск, 2001. с. 214-239.

48. Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. 503 с.

49. Виролайнен М.Н. Проза Гоголя как поэзия // Юбилейная междунар. науч. конф., посв.200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. с.14-15.

50. Воропаев В.А. Пословицы и притчи в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя / В.А.Воропаев // Рус. речь. 2002. № 2. с.96-102.

51. Воропаев В.А. «...Этот необыкновенный лиризм...»: о влиянии церковнославян. языка на творчество Н.В.Гоголя /В.А.Воропаев// Рус. речь. 2005. №4. с. 11-14.

52. Воропаев В.А. «На зеркало неча пенять...»: смысл эпиграфа и «немой сцены» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»/ В.А.Воропаев // Рус. речь. 2002. № 6. с.9-15.

53. Воропаев В.А. Без Христа нельзя сделаться лучшим // Н.В.Гоголь Душа наша расположена к исповеди: Сб. писем / Сост. В.А.Воропаева. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. с.5-149.

54. Воропаев В.А. Гоголь как православный мыслитель // Юбилейная междунар. науч. конф., посв.200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. с. 17-20.

55. Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя: Выписки из творений святых отцов и богослужебных книг / В. А. Воропаев // Науч. докл. филолог, фак. МГУ. 2005. Вып. 5. с. 22-29.

56. Воропаев В.А. Мертвые души: кто они?: о назв. поэмы Н.В. Гоголя / В. А. Воропаев // Рус. речь. 2002. № 3. с. 10-13.

57. Воропаев В.А. Николай Васильевич Гоголь: опыт духовной биографии // Н.В.Гоголь Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском / сост.,

коммент. В.А.Воропаева. СПб.: Русская симфония, 2007. с.7-119.

i

58. Воропаев В.А. Последние дни жизни Н.В.Гоголя как духовная и научная проблема // Гоголевский вестник. М.: Наука, 2007. с.58-99.

59. Воропаев В.А. Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М.,1985. 24 с.

60. Воропаев В.А., Виноградов И.А. Комментарии // Гоголь Н.В. Собр.соч.: В 9т. М., 1994.

61. Гарин И.И. Загадочный Гоголь / И.И. Гарин. М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2002. 639 с.

62. Георгиевский Г.П. Оптинские письма Гоголя // Юбилейная междунар. научная конф., посв.200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. с.412-430.

63. Георгий (Флоровский), протоиерей. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608с.

64. Гершензон М.О. Завещание Гоголя // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l /Сост.

Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.538-560.

153

65. Гиппиус В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В.Гоголь / Сост. Л.Аллена. СПб.: «Logos», 1994. c.l 1-191.

66. Глянц В.М. Гоголь и апокалипсис / В. М. Глянц. М.: Элекс-КМ, 2004. 328с.

67. Гоголь Н.В. Душа наша расположена к исповеди: Сб. писем / Сост.

B.А.Воропаева. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. 608с.

68. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9т. / Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова. М.: Русская книга, 1994.

69. Голубева C.B. Антиномия «внешнего» и «внутреннего» человека в повести Гоголя «Нос» / C.B. Голубева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Кострома, 2014. № 3. с. 145-148.

70. Голубева C.B. Добро и зло в нравственном мире Н.В.Гоголя / C.B. Голубева // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2013. № 12. с.13-20.

71.- Голубева C.B. Идеал «прекрасного человека» в миросозерцании Н.В.Гоголя /

C.B. Голубева // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2014. Т. 15. Выпуск 3. с.54-63.

72. Гончаров С.А. Николай Гоголь: судьба писателя или «тяжкая история неполного понимания» // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.7-41.

73. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. 340 с.

74. Григорий (Дьяченко), протоиерей. Полный церковно-славянский словарь / Репринтное изд. М.: Изд-во «Отчий Дом», 2000. 1120 с.

75. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга //Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l /Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.169-188.

76. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М., Л., 1959. 532с.

77. Гуминский В.М. Жизнь и творчество Гоголя в контексте православной традиции // Гоголевский вестник/ под. ред. В.А.Воропаева; Науч. совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2007. с.3-45.

78. Гуроян В. Воплощенная любовь. Очерки православной этики. М.: ББИ. 2003. 272с.

79. Давыдов А.П. Душа Гоголя. Опыт социокультурного анализа. М.:Новый хронограф, 2008. 264с.

80. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 736с.

81. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. СПб.: Институт Практической психологии, 2003. 611с.

82. Де Лотто Ч. Гоголь: одежда и мода // Гоголь как явление мировой литературы. Сб.ст. по материалам междунар. научной конф., посвященной 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя / под ред. Ю.В.Манна. М.: ИМЛИ РАН, 2003. с.79-87.

83. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. М.: Христианская литература, 1996. 4.2. 480с.

84. Евдокимов П. Православие / Пер. с фр. (Серия «Современное богословие»). М.: Издательство ББИ, 2012. 500 с.

85. Евдокимова Е.А/Тема семьи в творчестве Н.В. Гоголя / Е.А. Евдокимова // Начало. 2001. № 10. с. 113-131.

86. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1995. 288с.

87. Есаулов И.А. Пасхальное в поэтике Гоголя // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: ЗАО «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.337-350.

88. Зайцев Б. Жизнь с Гоголем // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.672-688.

89. Зеньковский В. Н.В.Гоголь // Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В.Гоголь / Сост. Л.Аллена. СПб.: «Logos», 1994. с.191-338.

90. Зеньковский В.В. Собрание сочинений в 2т. Т.2. О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957). М.: Русский путь, 2008. 528с.

91. Зигабен Е. Толковая псалтирь / Репринт. М.: Издание Донского монастыря, 1993. 420с.

92. Золотусский И.П. Гоголь и Достоевский // Золотусский И.П. Интеллигенция: смена вех. М.: Русскш MÍpb: Московские учебники, 2008. с.426-435.

93. Золотусский И.П. Смех Гоголя / И.П. Золотусский. М.: Моск. учеб., 2005. 383с.

94. Золотусский И.П. Толстой читает «Выбранные места...» // Золотусский И.П. От Грибоедова до Солженицына: Россия и интеллигенция. М.: Молодая гвардия, 2006. с. 124-139.

95. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О книге Н.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.202-204.

96. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений в 7 т. М.: «Благовест», 2001.

97. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Минск: ООО «Харвест», 2006. 592с.

98. Ильин И.А. Гоголь - великий русский сатирик, романтик, философ жизни // Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М.: Русская книга -XXI век, 2007. с.247-280.

99. Иоанн (Зизиулас), митрополит. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М.: Изд-во ББИ, 2012. 407с.

ЮО.Иоанн Златоуст, святитель. Полн.собр. соч.: в 12 т. / Репринт. М.: Православное братство «Радонеж», 2003.

101.Камедина JI.B. Духовные смыслы в творчестве Н. В. Гоголя / JI. В. Камедина // Лит. в шк. 2006. № 10. с. 14-17.

102. Карташова И. В. Путешествие Гоголя в Италию в контексте романтических странствий / И. В. Карташова // Романтизм: вечное странствие. М., 2005. с. 275-289.

ЮЗ.Катасонов В.Н. Христианство, наука, культура. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 345с.

104.Ким Хюн И. Проблема души человека в Петербургских повестях Н.В.Гоголя. Дисс. ... канд. филолог, наук. М., 2004г. 140с.

Ю5.Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. Киев, 2005. 434с.

Юб.Клеман О. Отблески света: Православное богословие красоты. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2004. 100 с.

107. Комков O.A. Традиция православного иконологического мышления в русской литературе XIX - начала XX веков: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, И.С.Шмелев. Дисс.... канд. культурологи. М., 2001. 258 с.

108.Константин (Зайцев), архимандрит. Гоголь как учитель жизни // Н.В.Гоголь и православие / Сост. И.А.Виноградова. В.А.Воропаева. М: Изд-во "Отчий дом", 2004. с. 340-357.

109.Концевич И.М. Оптина пустынь и её время. Козельск: Введ. ставропиг. муж. монастырь Оптина Пустынь, 2008. 687 с.

ПО.Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В.Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 615с.

111.Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2002. 384с.

112.Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем / Вступ. статья и коммент. И.А.Виноградова. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 704с.

ПЗ.Курилов A.C. «Мертвые души» или поэзия жизни провинциальной России / A.C. Курилов // Филол. науки. 2004. № 6. с. 55-64.

114.Левонтина И.Б. Осторожно, пошлость! // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. Сб. статей / отв. ред.: Н.Д.Арутюнова. М.: Индрик, 2004. с. 231-250.

115.Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 192 с.

Пб.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,1972. 288 с.

117. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995.

118.Лосский И.О. Характер русского народа. М.: «ДАРЪ», 2005. 336с.

119.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.,1988. 352с.

120.Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985. 351с.

121.Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви / Пер. и коммент. А.И.Сидорова. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 256 с.

122.Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мертвые души». Писатель - критика -читатель. М.: Книга, 1987. 350 с.

123.Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». М.: Художественная литература, 1966. 111с.

124.Манн Ю.В. О тайне «Прощальной повести» Гоголя /Ю.В. Манн // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2005. Т.1. с.108-117.

125.Манн Ю.В. Постигая Гоголя / Ю. Манн. М.: Аспект Пресс, 2005. 206 с.

126.Манн Ю.В. Творчество Гоголя: Смысл и форма. СПб., 2007. 740 с.

127.Мацейна А. Драма Иова. СПб.: Алетейя, 2000. 316 с.

128.Мацейна А. Тайна беззакония. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. 384с.

129.Машинский С.И. «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Изд. 2-е, доп. М.: Художественная литература, 1978. 117с.

130.Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.349-445.

131. Миронова М.Н. Личность в психологии и христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 2. М., 2006. с.149-167.

132.Михед П.В. Гоголь и западная христианская мысль // Юбилейная междунар. науч. конф., посв.200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. с.20-21.

133.Монахова И. Проповедь Гоголя продолжается сегодня: к 160-летию выхода в свет «Выбранных мест из переписки с друзьями» / И. Монахова // Наш современник. 2007. № 3. с. 240-248.

134.Моторин A.B. Художественное воплощение темы политической власти в творчестве Н.В.Гоголя // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1988. № 4.

135.Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. В.М.Толмачева. М.: Республика, 1995. 607с.

136.Мякинина Е.С. Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя (на материале «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и «Петербургских повестей»). Автореф. дисс.... канд. филолог, наук. М., 2006. 168с.

137.Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: ЗАО «Издательский Дом "К единству!"», 2004. 480с.

138.Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. 1040с.

139.Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. 440 с.

140.Набоков В.В. Николай Гоголь / Лекции по русской литературе. М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. 440 с.

141.Назаров В.Н. История.русской этики: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006. 319с.

142.Наумова О. Запрещенный Гоголь / О. Наумова // Новый Акрополь. 2004. № 2. с. 34-58.

143.Неизданный Гоголь / Рос. АН, Ин-т мировой лит. им.A.M. Горького; Рос.гос. арх. лит. и искусства; изд. подгот. И.А. Виноградов. М.: Наследие, 2001.598 с.

144.Океанский В.П. Русская словесность: древность и классика. Шуя, 2011. 67с.

145.Падерина Е. Мотив книги и чтения в творческом сознании Н.В.Гоголя / Е.Падерина // Театр. 2002. № 4. с. 17-21.

146.Полевой H.A. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма Н. Гоголя// Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.148-169.

147.Последняя книга Гоголя: Сборник статей и материалов / Сост. И.Р.Монахова, И.П.Золотусский. М.: Русский путь, 2010. 352с.

148. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М.- Клин: «Христианская жизнь», 2002. 432с.

149.Рассовская Л.П. Изображение человека в художественных произведениях Пушкина и Гоголя: диалоги и дискуссии. Самара: Изд-во Самарского гос. унта, 2004. 198 с.

150.Розанов В.В. Гений формы //Н.В.Гоголь: pro et contra. Т.1 /Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.560-569.

151.Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // О великом инквизиторе. Достоевский и последующие / Сост., предисл. Ю.И. Селиверстова. М.: Молодая гвардия, 1992. с.73-184.

152.Розанов В.В. Русь и Гоголь //Н.В.Гоголь: pro et contra. Т.1 /Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.569-572.

153.Сабиров В. ILL, Соина О. С. Этика и нравственная жизнь человека. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.

154.Свешников В.В. Очерки христианской этики. М.: Лепта Книга, 2010. 784 с.

155.Сокол Е.М. Маленький человек в творчестве русских писателей 1840-х годов в свете христианской традиции (от Гоголя - к Достоевскому). Дисс. ... канд. филолог, наук. М., 2003г. 266 с.

156. Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь: Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души / Б.В. Соколов М.: Яуза, 2007. 350 с.

157.Споров Б.В. Гоголь - новое прочтение. Заметки на полях книг // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.276-330.

158.Сухих И. Русская литература. XIX век: Н.В. Гоголь (1809-1852) / И. Сухих // Звезда. 2006. № 2. с. 218-228.

159.Тарасова Е.К. Н.В. Гоголь в немецкоязычном литературоведении (70-90 годы XX века) / Е.К. Тарасова. М.: Едиториал УРСС, 2002.160 с.

160.Терц А. В тени Гоголя / А. Терц (Андрей Синявский). М.: Аграф, 2001. 416 с.

161.Тихон Задонский, святитель. Творения/ Репринт. М.: Русский Духовный Центр, 1994. 400с.

162.Томачинский В.В. Путеводитель к Светлому Воскресению. Н.В.Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями» // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: ЗАО «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.239-276.

163.Труайя А. Николай Гоголь. М.: Эксмо, 2004. 640 с.

164.Трубецкой Е.Н. Гоголь и Россия // Последняя книга Гоголя: Сборник статей и материалов / Сост. И.Р.Монахова, И.П. Зототусский. М.: Русский путь, 2010. с.263-269.

165.Феодор (Бухарев A.M.), архимандрит. <Из книги «Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 году»> / Последняя книга Гоголя: Сборник статей и материалов / Сост. И.Р. Монахова, И.П.Зототусский. М.: Русский путь, 2010. с.125-134.

166.Феодор (Бухарев A.M.), архимандрит. О героях поэмы «Мертвые души» // Н.В.Гоголь и православие. Сборник статей о творчестве Н.В.Гоголя. М.: «Издательский Дом "К единству!"», 2004. с.205-231.

167.Феодор (Голубинский), протоиерей, Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека / Репринтное изд. СПб., 2004. 376 с.

168.Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Отчий дом, 2010. 624с.

169. Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах / Репринтное изд. М.: Лепта, 2002. 814с.

170.Франк С.Л. Религиозное сознание Гоголя // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l / Сост. Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.633-645.

171. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. 750 с.

172. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. С нами Бог. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. с.19-133.

173.Ходасевич В.Ф. Памяти Гоголя // В.Ф.Ходасевич. Книги и люди. Этюды о русской литературе. М.: «Жизнь и мысль», 2002. с.200-206.

174.Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Н.В.Гоголь: pro et contra. T.l /Сост.

Гончарова С.А. СПб.: РХГА, 2009. с.734-766.

161

I

.г i

175.Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. 1997. №1. с. 199-218.

176.Чурсанов С.А. Учение о личности у православных богословов XX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: «Богословие. Философия». Выпуск 17. М., 2007. с.77-97.

177.Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев: Изд-во имени св.Льва, папы Римского, 2005. 680с.

178.Этика: учебник для студентов вузов / под общей редакцией А.А.Гусейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2007.

179. Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 176 с.

180.Янбухтин И.Р. Философские аспекты творчества Н.В.Гоголя. Историко-философский анализ. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2000г. 130 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.