Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Думби, Юрий Юрьевич

  • Думби, Юрий Юрьевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 221
Думби, Юрий Юрьевич. Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Москва. 2009. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Думби, Юрий Юрьевич

Введение.

Глава 1. Общественно опасные религиозные объединения как угроза криминологической безопасности личности.

1.1. Понятие, признаки и классификация общественно опасных религиозных объединений.

1.2. История возникновения и развития общественно опасных религиозных объединений.

1.3. Анализ угроз криминологической безопасности, исходящих от общественно опасных религиозных объединений.

1.4. Основные источники угроз криминологической безопасности, исходящих от общественно опасных религиозных объединений.

1.5. Характеристика личности, подвергшейся криминальному влиянию со стороны общественно опасного религиозного объединения.

Глава 2. Основные направления обеспечения криминологической безопасности.

2.1. Меры предупреждения криминального влияния общественно опасных религиозных объединений.

2.2. Обеспечение криминологической защиты личности от влияния общественно опасных религиозных объединений.

2.3. Виктимологическая профилактика криминального влияния общественно опасных религиозных объединений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений»

Актуальность темы исследования. В настоящее время на территории Российской Федерации действует большое количество общественно опасных религиозных объединений (далее по тексту — ООРО), деятельность которых ставит под угрозу такие социальные ценности, как жизнь и здоровье человека, законные интересы семьи, права и свободы несовершеннолетних, собственность и порядок осуществления экономической деятельности, общественная общественная нравственность и ряд других.

С 90-х годов XX века произошёл значительный рост числа религий и религиозных течений: в 1990 году их было зарегистрировано 19, в 1993 году - 40, в 1996 году - 58, в 2004-2008 годах ежегодно — по 68. Согласно данным Министерства юстиции РФ, за период с 1990 г. по 2008 г. количество зарегистрированных религиозных объединений выросло в 4 раза1. Данная статистика не исчерпывает всего количества реально существующих религиозных объединений, поскольку в ней не учтены объединения, действующие без регистрации. При этом, доля таковых может быть весьма значительной, особенно у последователей новых религиозных движений. Следует отметить, что количество отказов в регистрации общественных объединений и религиозных организаций за период 2004-2009 гг. составляет 50% от общего количества поданных

1 См.: Приложение 2: Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Федеральной регистрационной службы, и данные социологических исследований об отношении граждан к религии // Аналитический вестник. [Федеральное собрание-парламент Российской Федерации. Аналитическое управление]. — М., 2008. — № 12 (357): Актуальные вопросы развития государственно-конфессиональных отношений в современной России и социальное служение ведущих религиозных организаций; Религиозные объединения РФ: Справочник. - М., 1996. - С. 236. на регистрацию заявлений (в среднем 1609 заявлений в год) . Данные положения свидетельствуют о росте числа религиозных организаций на территории РФ в целом и росте числа ООРО в частности3.

Подобные объединения декларируют себя в качестве религиозных, этнорелигиозных, политико-религиозных и ряда других подобного рода объединений. На самом деле это является прикрытием для реализации личных целей руководства данных объединений таких как: получение прибыли и реализация властных полномочий, а в ряде случаев - нарушение общественной безопасности и основ конституционного строя государства.

Особую тревогу вызывает вовлечение в деятельность подобных объединений молодых людей, т.е. молодого потенциала страны, который может быть потерян для общества в связи с уходом в криминальную или предкриминаль-ную среду, характерную для деятельности ряда религиозных объединений экстремистской направленности.

2 См.: Приложение 1 к Докладу о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции РФ на 2007-2009 годы // Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minjust.ru/ru/activity, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

3 Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) A.JI. Дворкин в ходе прошедшей конференции «Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование», состоявшейся 15-16 мая 2009 г., отметил, что в России не существует статистики количества новых религиозных движений (потенциально являющимися ООРО. — Авт.), а также их членов. Можно говорить только о приблизительных числах. По его субъективной оценке, в нашей стране действует около 80 подобных объединений, а количество их последователей колеблется от 600 до 800 тысяч человек, соответственно от 4 до 6% численности населения РФ. Притом, что, по данным Минюста РФ, в нашей стране на законных основаниях действует около 68 религиозных течений.

Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев, выступая в Государственной думе в рамках «Правительственного часа», заявил о том, что на территории РФ действуют более 80 международных религиозных экстремистских организаций ваххабитского толка.

Председатель думской комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья JT. Сте-бенкова на слушаниях в Мосгордуме заявила о том, что, по имеющимся сведениям, в Москве насчитывается около 30 сатанинских групп, членами которых являются более двух тысяч человек. — Авт.

См.: Подведены итоги работы конференции «Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование». — 2009. - 19 мая // Патриархия.ру: Русская Православная Церковь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/648238.html, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.; Нургалиев назвал самую опасную ваххабитскую организацию в России. - 2006. — 15 нояб. // РИАНОВОСТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/incidents/ 20061115/55655943.html, свободный. — Загл. с экрана. - Яз. рус.; В Москве насчитывается около 30 сатанистских сект. - [данные Мосгордумы]. - 2005. - 24 марта // ИНТЕРФАКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=2178, свободный. — Загл. с экрана. - Яз. рус. ,

В деятельности ряда религиозных объединений используются криминальные методы реализации своих целей, направленные как на конкретных лиц, так и на общество в целом. Использование подобных методов является общественно опасным проявлением, характеризующим деятельность таких религиозных объединений.

Появившиеся на западе в 60-х годах XX в. новые религиозные движения стали явлением глобального масштаба. Общественно опасный характер некоторых из них представляет собой общемировую проблему.

В этой связи представляется необходимым в современных условиях рассмотреть проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз, исходящих от ООРО, в рамках теории криминологической безопасности, представляющей собой частную криминологическую теорию.

Обеспечение безопасности личности, общества, государства от угроз преступных посягательств выдвигается в число приоритетных задач системы органов государственной власти РФ. Осознавая необходимость обеспечения такой безопасности от криминальных посягательств, в настоящее время предусматриваются меры, оказывающие воздействие на криминальные проявления с целью их сокращения. Однако современная ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с криминальными проявлениями со стороны ООРО, не позволяет в полной мере обеспечивать социально приемлемый уровень безопасности личности от преступных посягательств со стороны таких религиозных объединений. Защита последователей данных объединений и членов их семей, работа с потенциальными и реальными жертвами ООРО в современной системе борьбы с преступностью, к сожалению, отодвигаются на второй план. Обеспечение же криминологической безопасности предполагает смещение акцентов с самой преступности в рассматриваемой сфере на защиту объектов преступного посягательства, а именно: личности — ее прав, обязанностей и свобод; общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его конституционного строя.

Решение задач обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО требует участия широкого круга органов и организаций, применения различных форм вовлечения в эту деятельность населения, и поэтому совместная деятельность этих субъектов криминологической безопасности должна быть систематизирована.

При этом исследование показало, что преступления и правонарушения, связанные с деятельностью общественно опасных религиозных объединений, в соответствующей государственной статистике никак не отражаются и получение обобщенных статистических данных об этом не представляется возможным. Поэтому используемые в диссертации сведения об общественно опасной деятельности рассматриваемых религиозных объединений были получены из изученных конкретных уголовных дел, результатов анкетирования и интервьюирования, а также контент-анализа публикаций средств массовой информации.

Актуальность данной темы подтверждается проведённым исследованием криминальных проявлений в деятельности ООРО, в ходе которого 97% опрошенных сотрудников правоохранительных органов считают существование проблемы ООРО для России — актуальной4.

Состояние научной разработанности темы. Проблемам совершения преступлений и иных правонарушений, в той или иной мере связанных с участием потерпевших или лиц, их совершивших, в деятельности религиозных объединений, уделялось пристальное внимание в различных странах и в разные исторические периоды.

В процессе диссертационного исследования были проанализированы работы европейских мыслителей ХУП-ХУШ вв., посвященные проблемам религиозных преступлений, таких, как Ч. Беккариа, Вольтер, Д. Локк, Д. Мильтон, Ш. Монтескье, К. Томазий, Г. Филанджери, К. Штюбель и др.

Также были изучены труды отечественных учёных дореволюционного периода, занимавшихся проблемами религиозных преступлений, таких, как

4 Исследование проводилось в форме анкетирования: в период с 1 января по 15 июня 2007 г. было опрошено 128 сотрудников правоохранительных органов Москвы и Московской области.

JT.C. Белогриц-Котляревский, А.Ф. Кистяковский, C.B. Познышев,

C.B. Суворов, В.Н. Ширяев и др.

Что касается советской историографии, то в плане изучения религиозных преступлений исследователи права значительно уступали своим предшественникам. Лишь с появлением фундаментальных исследований Я.Н. Щапова наметилось оживление интереса к этой проблематике. Следует отметить обстоятельные комментарии, подготовленные С.М. Казанцевым, В.М. Клеандровой, Т.Е. Новицкой, H.A. Семидеркиным и С.И. Штамм к законодательным актам, содержащим постановления о религиозных преступлениях. Проблемами расследования ритуальных преступлений занимались В.В. Клочков и Н.Я. Мишин.

В начале 90-х гг. XX в. проблемы, связанные с распространением на территории России ООРО и их деятельностью, нашли свое отражение в современных научных исследованиях Е.Г. Балагушкина, Л.И. Григорьевой, А.Л. Дворкина, Н.В. Кривельской, М.Н. Курочкиной, H.A. Трофимчука, А.И. Хвыля-Олинтера, И.Н. Яблокова и др.

Большое количество работ посвящено исследованию исламистского фундаментализма и экстремизма, как в странах Ближнего Востока, так и на Северном Кавказе, среди которых труды Ю.М. Антоняна, Е.В. Боровикова, A.A. Игнатенко, Р.Ю. Казакова, И.В. Кудряшовой, A.A. Курбанмагомедова, Х.Т. Курбанова, A.B. Малашенко, Д.В. Новикова, О.В. Старкова, Л.Р. Сюкияйнена, В.Н. Фадеева, С.Н. Фридинского и др.

Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями религиозно-экстремистской направленности, а также с преступлениями, совершенными на религиозной почве, посвящены работы ведущих российских ученых и практиков: Л.Д. Башкатова, C.B. Бородина, В.А. Бурковской, В.И. Даля, Е.А. Димитровой, С.Н. Миронова, A.B. Наумова, В.Ю. Тихонравова, Н.С. Федосовой, М.С. Фокина, A.B. Холопова и др.

Причины и мотивы, побуждающие субъекта к вступлению в т.н. новые религиозные объединения, а также психо-невротические последствия участия в деятельности данных объединений изучались как западными психологами:

Дж. Гарднером, Т. Лейном, Дж. Макдауэллом, Т. Роззаком, Д. Стюартом, М. Уолтером, Д. Хефли и др., так и российскими специалистами: E.H. Волковым, Б.И. Додоновым, Ю.М. Зенько, A.B. Романовым, Д.М. Угриновичем, И.А. Чесноковой и др.

Актуальны публикации ученых, исследующих соотношение религии, политики и права: М.П. Мчедлова, С.И. Самыгина, A.M. Тихомирова и др.

Вместе с тем, до настоящего времени в данной области отсутствуют фундаментальные исследования, позволяющие обобщить теоретические и практические знания в сфере обеспечения безопасности личности от криминального влияния ООРО.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют работы видных отечественных учёных по проблемам уголовного права и криминологии.

В данном диссертационном исследовании обеспечение безопасности личности и государства от криминального влияния ООРО основывается на теории криминологической безопасности, представляющей собой частную криминологическую теорию. Разработчиками данного направления являются М.М. Бабаев, С.Я. Лебедев и В.А. Плешаков.

Рассмотрение теоретико-правовых проблем обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО осуществлялось на основе исследований отечественных учёных: Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, C.B. Бородина, C.B. Вицина, Л.Д. Гаухмана, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, В.Е. Эминова и др.

Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных процессов и правовых явлений.

Автором учитывалась сложная по составу элементов структура изучаемого объекта, поэтому основой методологии познания проблемы обеспечения криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений стало сочетание системно-структурного и сравнительно-правового подходов.

В исследовании использовались частнонаучные и специальные методы: исторический, анализа документов, статистического анализа и опроса.

Для проведения соответствующей обработки правового материала, анализа норм, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений, был использован формально-догматический метод исследования. Такой подход способствовал формированию категориального аппарата и концептуальной основы диссертационной работы. Это позволило выделить в самом общем и приближенном виде терминологические, понятийные стороны анализируемых феноменов.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составляет уголовное, административное и гражданское законодательство, регулирующее правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Автором изучены и использованы материалы судебной практики, статистические источники, обширная научно-монографическая литература.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сферах функционирования общественно опасных религиозных объединений и борьбы с их антиобщественными проявлениями.

Предметом исследования является деятельность общественно опасных религиозных объединений и обеспечение криминологической безопасности личности от их влияния.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является выработка научно обоснованных рекомендаций, направленных на обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений.

Для достижения цели исследования ставились следующие научные задачи:

• исследовать имеющиеся научные точки зрения, касающиеся феномена ООРО;

• сформулировать понятие, определить признаки и виды ООРО;

• проанализировать историю возникновения и развития ООРО;

• выявить и проанализировать угрозы криминологической безопасности, исходящие от ООРО;

• определить и проанализировать источники (причины и условия) угроз криминологической безопасности, исходящих от ООРО;

• проанализировать и обобщить результаты исследований характеристики личности, подвергшейся криминальному влиянию со стороны ООРО;

• разработать меры обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертационная работа посвящена разработке системы мер обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО. Такой замысел обусловливается, прежде всего, тем, что природа и виды рассматриваемого феномена, как совокупности «новых религиозных движений», имеющих различный характер и степень общественной опасности, ещё недостаточно изучены. В ходе исследования сформулированы авторское понятие, признаки и виды ООРО, проанализированы угрозы криминологической безопасности, исходящие от ООРО, а также — их источники.

Комплексное исследование' рассматриваемого феномена в концепции теории криминологической безопасности дало возможность определить сущностные особенности рассматриваемых объединений и разработать систему обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское понятие «общественно опасного религиозного объединения», под которым следует понимать религиозное объединение, деятельность которого наносит прямой ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством, или создаёт возможность причинения такого ущерба, возникающего вследствие формирования, распространения и реализации данным объединением религиозных идей, методов и средств, которые используются для привлечения граждан и манипулирования их сознанием, причиняя вред их жизни и здоровью.

2. Классификация ООРО по характеру и степени их общественной опасности, состоящая из 3-х групп:

• первая - противоправные ООРО, запрещенные законодательством РФ, прямо ориентирующие своих последователей на совершение преступлений;

• вторая - потенциально противоправные ООРО, не запрещенные законодательством РФ, но, при реализации многих положений своей религиозной доктрины (обрядов), требующие от последователей совершения преступлений и иных правонарушений;

• третья — условно противоправные ООРО, не запрещенные законодательством РФ, но наносящие психический и физический вред здоровью последователей данных объединений.

3. Выявленный специфичный набор признаков, характерных для последователей каждой группы, так и общий набор признаков, свойственных последователям всех 3-х групп ООРО.

Для представителей ООРО 1-й группы, специфическими особенностями являются: наличие крепких семейных связей, в большинстве случаев исповедование радикального исламизма, отсутствие постоянной работы, крепкое физическое здоровье, предельная нетерпимость к инакомыслию и фанатизм.

Для представителей ООРО П-й группы специфическими особенностями являются: особая роль женщины и её высокое положение в иерархии рассматриваемых объединений; грубость, резкость, бестактность, иногда эмоциональная недисциплинированность; склонность к садизму; наркотическая и алкогольная зависимости.

Для представителей ООРО Ш-й группы специфическими особенностями являются: широкий возрастной диапазон участников таких групп; индивидуально-типологическая предрасположенность индивида, играющая ключевую роль при вовлечении его в ООРО; пребывание в состоянии фрустрации, например, вследствие глубокой личной драмы.

Что касается общих признаков, свойственных как лидерам, так и последователям всех 3-х групп ООРО, то здесь следует отметить, что последствием пребывания в этих объединениях является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, наличие значительных нарушений психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса), а также состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности.

4. Система мер обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО структурируется следующим образом:

Меры предупреэвдения криминального влияния ООРО — это деятельность по предупреждению криминальных проявлений ООРО. В зависимости от масштаба применения их можно разделить на — общесоциальные и специальные.

Меры по обеспечению криминологической защиты личности от влияния ООРО — это деятельность по созданию правовых преград на пути конкретной криминальной угрозы. В зависимости от сферы правового регулирования их можно разделить на меры уголовно-правового и меры гражданско-правового характера.

Меры виктимологической профилактики криминального влияния ООРО — это деятельность по обеспечению безопасности, направленная на уменьшение вероятности возникновения криминальной угрозы вследствие провоцирующего, способствующего поведения и состояния возможной жертвы. Эти меры складываются из двух основных компонентов: общей виктимологической профилактики и индивидуальной виктимологической профилактики.

5. Предложение о включении в ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» главы 10 УК РФ в качестве отягчающего обстоятельства пункта «о»: «совершение преступления путём склонения лица к отказу от оказания медицинской помощи».

6. Авторская типология лиц, провоцирующих совершение в отношении них преступлений и иных правонарушений со стороны членов ООРО:

По инициативе: сознательно-активные - лица, находящиеся в поиске новых религиозных систем, соответствующих их мировоззрению, мистическим переживаниям. Как следствие — сами ищущие ООРО; сознательно-пассивные — лица, сознательно вступающие в ООРО после воздействия на них представителей данных объединений.

По отношению к ООРО:

• психологически зависимые — лица, вступающие в ООРО и участвующие в их деятельности вследствие психологического воздействия со стороны последователей ООРО;

• идеологически зависимые — лица, вступающие в ООРО и участвующие в их деятельности вследствие идеологического воздействия не только со стороны последователей ООРО, но и близких, в том числе и родственников;

• материально зависимые — лица, пожертвовавшие своё имущество в пользу ООРО и вынужденные существовать за счёт данных объединений;

• эмоционально зависимые - лица, нуждающиеся во внимании, а также привлечённые интересом общения, атмосферой корпоративности, авторитетом лидера ООРО.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования определяются эмпирической базой, включающей результаты:

Анкетирования 128 сотрудников правоохранительных органов г. Москвы и Московской области, проведённого с 1 января по 15 июня 2007 г.

2. Интервьюирования сотрудников, проведённого в период с 1 октября 2005 г. по 1 июня 2007 г.:

• отдела по борьбе с экстремизмом УБОП ГУВД г. Москвы;

• государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского;

• центра реабилитации жертв нетрадиционных религий при храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Целью анкетирования и интервьюирования являлось изучение криминальных проявлений в деятельности ООРО.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в научных выводах об особенностях деятельности ООРО в современных условиях, угрозах криминологической безопасности и предложениях по обеспечению криминологической безопасности личности, общества и государства от влияния ООРО, развивающих положения науки криминологии.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании:

• в совершенствовании уголовного и гражданского законодательства, регулирующего правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений;

• в правоприменительной деятельности судебных и правоохранительных органов при решении вопросов, связанных с деятельностью ООРО;

• в учебном процессе светских и конфессиональных вузов;

• в системе переподготовки и повышения квалификации правоприменителей различных ведомств.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на конференциях:

1. Национального Института им. Екатерины Великой: «Екатерининские чтения III» (Москва, 14 мая 2004 г.).

2. Национального Института им. Екатерины Великой: «Екатерининские чтения IV» (Москва, 18 мая 2005 г.).

3. Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова: «Обеспечение криминологической безопасности личности, общества и государства в современных условиях» (Москва, 28 апреля 2007 г.).

Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе кафедры «Уголовного права, процесса и криминалистики» Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ) при преподавании по курсу криминологии.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность ОВД по г. Железнодорожный.

Основные положения диссертационного исследования отражены в четырёх научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из восьми параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Думби, Юрий Юрьевич

Заключение

Современное состояние криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений свидетельствует о недостаточной эффективности используемых мер противодействия данным объединениям.

Анализ имеющихся научных точек зрения, касающихся феномена общественно опасных религиозных объединений, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единая общепринятая научная терминология для обозначения всей совокупности религиозных объединений, деятельность которых создаёт угрозу для общественной безопасности. В связи с этим, в проведённом диссертационном исследовании нам представилось целесообразным ввести понятие «общественно опасного религиозного объединения», под которым следует понимать религиозное объединение, деятельность которого наносит прямой ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством, или создаёт возможность причинения такого ущерба, возникающего вследствие формирования, распространения и реализации данным объединением религиозных идей, методов и средств, которые используются для привлечения граждан и манипулирования их сознанием, причиняя вред их жизни и здоровью. Необходимо отметить, что ООРО представляет собой широкое понятие, включающее в себя всю совокупность общественно опасных НРД, отличающихся характером и степенью общественной опасности.

Проведённое исследование, позволило выявить как универсальные признаки ООРО, так и специфические признаки, характеризующие конкретные разновидности ООРО.

В проведённом исследовании рассмотрен вопрос о видах (классификации) ООРО, являющийся одним из самых сложных аспектов данной проблемы. Дана классификация ООРО по характеру и степени' общественной опасности, состоящая из 3-х групп:

• первая — противоправные ООРО, запрещенные законодательством РФ, прямо ориентирующие своих последователей на совершение преступлений;

• вторая — потенциально противоправные ООРО, не запрещенные законодательством РФ, но, при реализации многих положений своей религиозной доктрины (обрядов), требующие от последователей совершения преступлений и иных правонарушений;

• третья — условно противоправные ООРО, не запрещенные законодательством РФ, но наносящие психический и физический вред здоровью последователей данных объединений.

Проведённый историографический анализ возникновения и развития ООРО позволил сделать следующие основные выводы:

1. Тяжелый кризис традиционной религиозности во второй половине XX века в Европе и Америке был причиной возникновения благоприятных условий для появления большого количества ООРО. Питательной средой для развития и распространения данных объединений стала радикально настроенная «неформальная» молодежь, отвергавшая церковную веру и государственную идеологию. Многие, действующие сегодня в РФ ООРО, возникли именно в этот период.

2. Необходимо использовать богатый западный опыт защиты личности от криминального влияния ООРО. Этому будет способствовать то обстоятельство, что контакты между отечественными и зарубежными организациями и отдельными специалистами, занимающимися данной проблемой, уже существуют.

3. Исторический анализ возникновения и развития ООРО на территории РФ позволил сделать вывод о том, что основной противодействующей силой

ООРО, является РПЦ, которая на протяжении всей своей истории противостоит различным деструктивным религиозным сообществам.

Выявление и анализ угроз криминологической безопасности, исходящих от ООРО, представляющих собой преступления и иные правонарушения, предусмотренные российским законодательством, совершение которых в той или иной мере связано с участием потерпевших или лиц их совершивших в деятельности религиозных объединений, содержащих в себе признаки ООРО, позволили сделать следующие выводы:

1. Угрозы криминологической безопасности, исходящие со стороны ООРО, характеризует высокий уровень латентности данных деяний.

2. Угрозы криминологической безопасности, исходящие со стороны ООРО, различны и посягают на такие социальные ценности как: жизнь и здоровье человека, физическая свобода человека, половая неприкосновенность и половая свобода личности, собственность, законные интересы семьи, права и свободы несовершеннолетних, конституционные права и свободы человека и гражданина, общественная безопасность, здоровье населения и общественная нравственность, основы безопасности нашего государства, мир и безопасность человечества.

3. В основе угроз криминологической безопасности, исходящих со стороны ООРО, лежат: религиозная мотивация и следование догматическим предписаниям того или иного ООРО.

4. Проведённое исследование угроз, исходящих со стороны ООРО, позволяет сделать вывод о том, что:

• 1-я группа ООРО создаёт наибольшую угрозу для общественной безопасности, а также основ конституционного строя и безопасности государства;

• П-я группа ООРО создаёт наибольшую угрозу для жизни, здоровья и нравственности человека. Помимо этого, большинство респондентов (39%) считает, что данная группа ООРО;

• Ш-я группа ООРО создаёт наибольшую угрозу для законных интересов семьи, прав и свобод несовершеннолетних, а также для психического и нравственного здоровья и имущества граждан.

Для анализа и классификации источников угроз криминологической безопасности, исходящих со стороны ООРО, мы использовали двухуровневый факторный комплекс. Данный комплекс включает в себя:

1. Общесоциальные факторы.

2. Специальные факторы:

2.1.Факторы привлекательности ООРО.

2.2.Особенности ООРО, влияющие на создание угроз криминологической безопасности.

2.3.Внутригрупповую криминогенную мотивацию.

В основе данного комплекса лежит разделение всех источников угроз криминологической безопасности, исходящих со стороны ООРО, на общесоциальные — напрямую несвязанные с деятельностью ООРО (общесоциальные факторы) и специальные — прямо или косвенно связанные с деятельностью ООРО (факторы привлекательности ООРО, особенности ООРО, влияющие на создание угроз криминологической безопасности, а также внутригрупповая криминогенная мотивация).

2.1. Факторы привлекательности ООРО: харизматический характер личности лидера религиозной организации; желание улучшить состояние здоровья; развитие сверхъестественных способностей, обретение тайных знаний; поиск «острых» ощущений; склонность к мистическим переживаниям; желание создать семью; активная деятельность данных объединений по распространению своего учения; поиск смысла жизни; интересная система мировоззрения, предлагаемая данным объединением; возможность улучшить материальное положение; поиск разрешения жизненных проблем или уход от них; удовлетворение эмоциональных потребностей во внимании, интересе, общении, дружбе; атмосфера корпоративности.

2.2. Особенности ООРО, влияющие на создание угроз криминологической безопасности:

Факторы, связанные с целями ООРО: стремление к мировому господству; агрессивность поведения; идеологическая борьба с традиционными, куль-турообразующими для России конфессиями; враждебность к традиционной эт-нокультуре; скрытая или явная враждебность к государству; значительные финансовые и иные ресурсы, поступающие к данным объединениям из-за рубежа, которые используются для реализации вышеперечисленных направлений деятельности.

Факторы, потенциально превращающие ООРО в криминальные сообщества: жесткая иерархическая структура; строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам, что характерно для наиболее общественно опасных объединений; контроль сознания последователей ООРО, доведение их до состояния готовности отдать свою жизнь «во имя целей объединения»; специальная подготовка последователей ООРО (методы шпионажа, поведения при аресте и пр.); мобильность некоторых ООРО, крайне затрудняющая в критической ситуации задержание руководства и рядовых членов, подозреваемых в преступной деятельности; подготовка последователей ООРО к столкновению с правоохранительными органами (изучение законодательства РФ, приёмов рукопашного боя, получение навыков стрельбы и т.п.).

Факторы, затрудняющие контроль над ООРО: большая сложность идентификации и выделения ООРО среди множества религиозных объединений, при этом ООРО могут зарегистрироваться под видом общественных организаций, профсоюзов и др.; действие ООРО под прикрытием так называемых фронтовых организаций, часто меняющих свои названия, проводящих «реорганизации», якобы отрекаясь от прошлого «плохого», что также затрудняет их правильную идентификацию; наличие представителей ООРО в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; отсутствие возможности полного контроля, а, следовательно, и своевременного выявления антиобщественной деятельности даже одного конкретного ООРО; неэффективность только запре-

щения деятельности данного объединения, поскольку оно переходит на нелегальное положение, ужесточает конспирацию и увеличивает мобильность (постоянные передвижения руководства и последователей организации); отсутствие координации и разобщенность борьбы с общественно опасной деятельностью ООРО.

2.3. Внутригрупповая криминогенная мотивация: удовлетворение религиозной ненависти или вражды, возникшей вследствие принятия учения и реализации обрядов данных объединений; завоевание авторитета среди единоверцев; стремление к власти в ООРО; удовлетворение корыстных потребностей; удовлетворение садистских потребностей, возникших вследствие принятия учения и реализации обрядов ООРО; удовлетворение идейных потребностей; совершение преступления ради «высшей цели», что является основным' мотивом при совершении преступлений и иных правонарушений членами ООРО; совершение преступления или иного правонарушения вследствие психической аномалии, расстройства психики, вызванного использованием данными объединениями особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания; совершение преступления или иного правонарушения в связи с чувством безнаказанности и вседозволенности, вызванного принятием учения ООРО; высочайший авторитет руководителя и безоговорочное выполнение его распоряжений как следствие авторитарного диктата и культа личности руководителя, свойственного ООРО.

Криминологическое изучение личности, подвергшейся криминальному влиянию со стороны ООРО, позволило сделать следующие выводы:

1. Личность, подвергшаяся криминальному влиянию со стороны ООРО, может являться как преступником, так и стать жертвой преступного посягательства со стороны членов ООРО, в зависимости от идеологии и специфических особенностей конкретного ООРО. Так, представителями ООРО 1-й группы, непосредственно ориентированными на нарушение общественной безопасности, являются преступные элементы. В то время как представители ООРО

Ш-й группы представляют собой жертву деструктивной идеологии данных объединений и могут совершать преступления лишь потенциально.

2. Анализ социально-демографических и психологических характеристик последователей ООРО позволил констатировать, что личность последователей каждой конкретной группы ООРО имеет как специфический набор признаков, свойственных именно последователям данной группы, так и общий набор признаков, свойственный последователям всех 3-х групп ООРО:

A) Специфические особенности представителей ООРО 1-й группы:

• наличие крепких семейных связей;

• в большинстве случаев исповедование радикального исламизма;

• отсутствие постоянной работы;

• крепкое физическое здоровье;

• предельная нетерпимость к инакомыслию и фанатизм (порожденные максималистским идеалистическим утопизмом, ненавистью к существующему строю или обостренным чувством отверженности).

Б) Специфические особенности представителей ООРО П-й группы:

■ особая роль женщины и, связанное с этим, её высокое положение в иерархии рассматриваемых объединений;

■ грубость, резкость, бестактность, иногда эмоциональная недисциплинированность;

■ склонность к садизму;

■ наркотическая и алкогольная зависимости.

B) Специфические особенности представителей ООРО Ш-й группы:

• широкая возрастная группа;

• индивидуально-типологическая предрасположенность индивида, играющая ключевую роль при вовлечении его в ООРО;

• пребывание в состоянии фрустрации, например, вследствие глубокой личной драмы.

3. Что касается общих признаков, свойственных как лидерам, так и последователям всех 3-х групп ООРО, то здесь следует отметить наличие значи-

тельных нарушений психофизиологических параметров: сна, аппетита, веса, а также, наличие состояний апатии, фрустрации, депрессии, тревожности. Последствием пребывания в ООРО является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, которые служат причинами образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности.

На основании проведённого- анализа признаков, видов, угроз криминологической безопасности от влияния ООРО, источников угроз криминологической безопасности от влияния ООРО, характеристики личности, подвергшейся криминальному влиянию со стороны ООРО, нами была разработана система мер обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО.

Данная система представляет собой совокупность субъектов обеспечения криминологической безопасности, мер политического, правового, организационного, информационного, религиозного и иного характера, направленных на обеспечение социально приемлемой криминологической безопасности личности от влияния ООРО.

Рассматриваемая система включает в себя три основных направления:

1. Меры предупреждения криминального влияния ООРО.

2. Меры по обеспечению криминологической защиты личности от влияния ООРО.

3. Виктимологическая профилактика криминального влияния ООРО.

Одним из основных направлений деятельности по обеспечению криминологической безопасности является деятельность по предупреждению криминального влияния ООРО: общесоциальная и специальная.

Общесоциальная — деятельность государственных органов и институтов гражданского общества, направленная на общесоциальные источники угроз криминологической безопасности со стороны ООРО. Эти меры в основном направлены на улучшение материального состояния, культурного уровня граждан, повышение активности миссионерской деятельности со стороны традици-

онных для России конфессий, создание эффективной системы выявления, ликвидации ООРО и нейтрализации их влияния на граждан.

Субъектами общесоциального предупреждения криминального влияния ООРО являются органы власти, правоохранительные органы, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, религиозные организации традиционных, культурообразующих для России конфессий.

Специальная — целенаправленная деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, отдельных граждан по выявлению, ослаблению, нейтрализации и устранению специфических источников угроз криминологической безопасности, исходящих со стороны ООРО.

По объёму (массовости охвата), специальные меры предупреждения криминального влияния ООРО можно дифференцировать на общие и индивидуально-групповые.

Общие меры направлены на индивидуально-неопределённый круг объектов воздействия (ситуаций и лиц).

Субъектами общих мер предупреждения криминального влияния ООРО являются органы власти общей компетенции и правоохранительные органы.

Основными общими мерами предупреждения криминального влияния ООРО являются:

• увеличение количества сотрудников специализированных подразделений органов МВД РФ, занимающихся обеспечением криминологической безопасности от криминального влияния ООРО;

• разработка системы поощрения последователей ООРО, оказывающих помощь правоохранительным органам;

• криминологическое исследование и выявление:

а) религиозных групп исламистской, сатанинской, неоязыческой и оккультной направленностей, их количественного и качественного состава;

б) криминогенных зон — мест, где наиболее часто совершаются преступления последователями ООРО;

• создание специализированными подразделениями органов МВД РФ, занимающимися обеспечением безопасности граждан от криминального влияния ООРО, или иными компетентными органами базы данных, содержащей подробную информацию о религиозных организациях и группах, для проведения религиоведческой экспертизы органами юстиции, а также с целью предоставления информации иным государственным и общественным организациям, в которой следует обобщать данные, полученные в ходе уголовных расследований, материалы информационно-исследовательских центров и миссионерских структур, традиционных для России конфессий;

• планомерное развитие международного сотрудничества правоохранительных органов для противодействия деятельности ООРО;

• обеспечение взаимодействия работы государственных, общественных, религиозных и иных организаций для более эффективного ведения работы, направленной на выявление, предотвращение распространения и предупреждение угроз со стороны ООРО;

• обеспечение эффективного информирования следственного комитета при Прокуратуре РФ, федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов, а также органов местного самоуправления в отношении коммерческих структур и общественных объединений, осуществляющих финансирование и координацию деятельности ООРО, для приостановления деятельности данных юридических лиц или их ликвидации;

• проведение мониторинга интернет-сайтов НРД с целью выявления общественно опасных тенденций в деятельности данных объединений;

• ужесточение и введение в действие переработанного варианта системы лицензирования и контроля образовательной и медицинской деятельности с целью недопущения проникновения представителей ООРО в данные сферы.

Индивидуально-групповые меры осуществляются в рамках групп или лиц, выделенных по определенным признакам, связанным с криминальным влиянием ООРО.

Субъектами индивидуально-групповых мер предупреждения криминального влияния ООРО являются правоохранительные органы, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, СМИ, специализированные реабилитационные центры, религиозные организации традиционных для России конфессий.

Данные меры необходимо осуществлять в следующих направлениях:

1. Предупреждение вовлечения граждан в ООРО и совершения последователями ООРО преступлений и иных правонарушений.

Меры предупредительного воздействия на последователей ООРО должны в значительной степени различаться в зависимости от того, к какой группе ООРО принадлежит данное лицо, и какое место он занимает в данном объединении. В связи с этим следует отметить меры, направленные на предупреждение садистских и психопатологических отклонений, являющихся предпосылкой возникновения криминогенной ситуации, а также попадания под влияние ООРО.

2. Использование методов индивидуально-группового предупреждения криминального влияния ООРО: миссионерско-апологетического, интернет-профилактики, депрограммирования, консультирования о выходе из ООРО, стратегического взаимодействия, психологической реабилитации, пикетирования, педагогического воздействия.

Следующим направлением обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО, является криминологическая защита личности. Действия по обеспечению этой деятельности являются в какой-то мере пассивными по отношению к самим угрозам криминологической безопасности и заключаются в создании правовых преград на пути конкретной криминальной угрозы.

Детально разработанная правовая база является одним из условий эффективности предупреждения преступлений й иных правонарушений. Вместе с тем, до настоящего времени остается актуальной проблема неурегулированности правом многих важных аспектов предупредительной деятельности крими-

нальных проявлений со стороны последователей и руководителей ООРО. В связи с этим, нами предложен ряд мер правового характера, направленных на затруднение реализации преступных посягательств со стороны последователей и руководителей ООРО. Данные правовые меры, в зависимости от сферы правового регулирования, можно разделить на меры уголовно-правового и меры гражданско-правового характера.

Мерой уголовно-правового характера является:

• включение в главу 10 УК РФ «Назначение наказания» в ст. 63 УК РФ в качестве отягчающего обстоятельства пункта «о»: «совершение преступления путём склонения лица к отказу от оказания медицинской помощи».

Основными мерами гражданско-правового характера являются:

• закрепление в российском законодательстве понятия «традиционная религиозная организация»;

• разработка и принятие Федерального закона, регулирующего миссионерскую деятельность, т.е. деятельность религиозных объединений, направленную на распространение и (или) популяризацию своих вероучений и (или) религиозных практик, осуществляемую за пределами культовых зданий и иных мест, предоставленных религиозным организациям для совершения богослужений путем пропаганды соответствующего вероучения и (или) его религиозной практики;

• внесение соответствующих изменений в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а так же в Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы», направленных на расширение полномочий и компетенции экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы.

Следующим направлением обеспечения криминологической безопасности личности от влияния ООРО, является виктимологическая профилактика, в ней, как и при криминологической защите личности от влияния ООРО, деятельность по обеспечению безопасности направлена в основном не на реальную угрозу преступного посягательства со стороны последователей или руководи-

телей ООРО, а на возможность и вероятность угрозы вследствие провоцирующего, способствующего поведения, статуса, состояния и т.п. возможной жертвы.

Анализ виктимологической характеристики лиц, подвергшихся криминальному влиянию ООРО, позволил сделать вывод о том, что в зависимости от характера и степени общественной опасности религиозного объединения, вик-тимологические характеристики лиц, подвергшиеся криминальному влиянию со стороны ООРО, будут различными. Так, если жертвами ООРО I и П-й групп становятся лица, не являющиеся членами данных объединений, то жертвами ООРО Ш-й группы, в большинстве случаев, являются сами последователи религиозного объединения, становящиеся жертвами корыстных интересов руководства данных объединений. Анализ социально-демографических и психологических характеристик последователей ООРО Ш-й группы, а также специфических источников угроз криминологической безопасности, исходящих от ООРО, позволил выявить типологии и особенности представителей данной категории лиц, провоцирующие совершение в отношении них преступлений и иных правонарушений.

Типологии жертв:

По инициативе:

■ сознательно-активные — лица, находящиеся в поиске новых религиозных систем, соответствующих их мировоззрению, мистическим переживаниям. Как следствие — сами ищущие ООРО;

■ сознательно-пассивные — лица, сознательно вступающие в ООРО после воздействия на них представителей данных объединений.

По отношению к ООРО:

• психологически зависимые — лица, вступающие в ООРО и участвующие в их деятельности вследствие психологического воздействия со стороны последователей ООРО;

• идеологически зависимые — лица, вступающие в ООРО и участвующие в их деятельности вследствие идеологического воздействия не

только со стороны последователей ООРО, но и близких, в том числе и родственников;

• материально зависимые — лица, пожертвовавшие своё имущество в пользу ООРО и вынужденные существовать за счёт данных объединений;

• эмоционально зависимые — лица, нуждающиеся во внимании, а также привлечённые интересом общения, атмосферой корпоративности, авторитетом лидера ООРО.

Особенности жертв:

Пол: потерпевший может быть как мужчиной, так и женщиной.

Возраст: молодой, средний, реже — пожилой.

Образовательный и культурный уровни сравнительно высокие.

Фундаментальными свойствами личности являются: уступчивость, кротость, замкнутость, напряженность, склонность к душевным потрясениям, неразвитость критического мышления, пассивность и податливость чужому мнению, неумение противостоять мнению большинства.

Также был сделан вывод о том, что подростки и молодежь представляют собой наиболее уязвимую, с точки зрения распространения ООРО (всех групп), среду в силу своих возрастных особенностей.

Как было показано в настоящей работе, виктимологическая профилактика криминального влияния ООРО складывается из двух основных компонентов:

1. Общей виктимологической профилактики, включающей выявление причин преступлений и условий, провоцирующих их совершение, связанных с личностью и поведением потерпевших, устранение этих причин и условий.

Проведенный анализ убедительно показал, что основными мерами общей виктимологической профилактики являются:

• информирование населения о деятельности (в том числе и криминального характера) религиозных объединений;

• создание и государственная поддержка (финансирование) военно-патриотических, спортивно-оздоровительных, культурно-развлекательных и

прочих молодёжных организаций, доступных, в том числе, детям из неблагополучных семей и малоимущих слоёв населения;

• увеличение количества специальных информационно-реабилитационных центров медико-психологической помощи потенциальным жертвам и пострадавшим от деятельности ООРО и повышение эффективности их работы.

2. Индивидуальной виктимологической профилактики, включающей:

2.1. Выявление объекта индивидуальной профилактики по характерному для него поведению. В ситуациях с ООРО I и П-й групп — это индивиды, со свойственными им типологиями жертв насильственных преступлений. В ситуациях с ООРО Ш-й группы — это последователь данного объединения (его близкие).

2.2. Изучение индивида на психологическом уровне и определение социально-психологического и виктимологического типа, к которому он относится.

2.3. Выработку возможно полного представления о личности профилак-тируемого и реализация воспитательно-предупредительных мер или методов индивидуально-группового предупреждения криминального влияния ООРО.

По мнению диссертанта, в случае, если субъект является представителем ООРО Ш-й группы, целесообразно использование методов индивидуально-группового предупреждения криминального влияния ООРО, адекватных конкретному типу жертвы:

• сознательно-активные — миссионерско-апологетический метод;

• сознательно-пассивные — метод консультирования о выходе из ООРО;

• психологически зависимые — метод психологической реабилитации;

• идеологически зависимые — миссионерско-апологетический метод;

• эмоционально зависимые — метод стратегического взаимодействия;

• материально зависимые — метод стратегического взаимодействия.

Считаем, что реализация выводов данной работы будет способствовать

дальнейшему совершенствованию мер, направленных на обеспечение криминологической безопасности личности от влияния ООРО.

Список использованных нормативных правовых источников

и литературы

I. Нормативные правовые источники

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 дек. — № 237.

2. Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Рос. газ. - 1998.- 10 дек.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.06.2009) // СЗРФ. - 1996. - 17 июня. -№ 25. - Ст. 2954.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009) //Рос. газ. - 1994. - 8 дек. -№ 238-239.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // Рос. газ. - 2001. - 31 дек. -№ 256.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 30.06.2008)//Рос. газ. - 1996.-27 янв.-№ 17.

7. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 25.12.2008, с изм. от 9.02.2009) // Рос. газ. - 1992. - 8 фев. -№32.

8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (в ред. от 23.07.2008) // Рос. газ. - 1995. - 25 мая. -№ 100.

9. Федеральный Закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 26.12.2008) // Рос. газ. - 1995. - 18 авг. - № 160.

10.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 17.07.2009) // Рос. газ. - 1996. - 24 янв. - № 14.

11.Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 23.07.2008) // Рос. газ. - 1997. — 1 окт.

12.Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.04.2008) // Рос. газ. — 2002. — 30 июля.

13.Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газ. — 2006. — 29 июля.

14.«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. от 30.12.2008) // Российские вести. - 1993. - 9 сент. - № 174.

15.Указ Президента РФ от 15.06.1996 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗРФ. — 1996. — №25.-Ст. ЗОЮ.

16.Указ Президента РФ'от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ» (в ред. от 10.01.2000) // Рос. газ. — 1997. — 26 дек. - № 247.

17.Указ Президента РФ от 21.04.2000 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // СЗРФ. - 2000. - № 17. - Ст. 1852.

18.Указ Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895 «Об утверждении доктрины информационной безопасности» // Рос. газ. - 2000. - 28 сент. - № 187.

19.Постановление Правительства РФ от 3. 06. 1998 № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» (в ред. от 08.12.2008) // Рос. газ. - 1998.- 16июн.-№ 112.

20.Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» (ред. от 07.04.2008) //Рос газ.-2007-31 янв.-№19.

21.Постановление Совета федерации ФС РФ от 03.03.2006 № 68-СФ «Об Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и- религиозных объединений при- Совете Федерации ФС РФ» // СЗРФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1159.

22.Постановление Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ к Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г. // Православная газета. - 1997. -№2(60).

23.Приказ Генпрокуратуры РФ от 22.06.2001 № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1. — 2004.

24.Приказ Генпрокуратуры России, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной • службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» // Рос. газ. — 2006. - 25 янв.

25.Приказ Минюста России от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» (вместе с «Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы», «Положением об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции российской федерации») // Рос. газ. - 2009 — 13 март. -№ 43.

26.Письмо Министерства образования РФ от 4.06.1999 № 14-53-281 ин/ 14-04 // Религиозные объединения; Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты и судебная практика. — М.: Юриспруденция, 2001. — С. 220.

27.Письмо Министерства образования РФ от 22.11.02 № 14-52-876ин/16 «© примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»» // Православная культура. Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений.-М;, 2004. - С. 104.

28.Письмо Министерства образования; РФ от 1.07:03 № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» // Рос. газ. — 2003. — 13 авг. — № 160.

29.Декрет «Об отделении церкви от государства. и школы от церкви» // СУ РСФСР. - 1918. - № 18. - Ст. 263.

30.Закон РСФСР «О свободе.вероисповедания»: Утвержден Законом РСФСР от 25 октября 1990 № 267-1; изменен Федеральным законом от 27 января 1995 № 10-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990.-№ 1. - Ст. 240; СЗРФ. - 1996.-№ 5.-Ст. 346.

II. Судебная практика

1. Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы по представлению прокурора Северного АО г. Москвы от 26 марта 2004 г. о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве» // Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ь«р://ш™.апйсек1а.ги/8ес18Яё§оу/Оо1оутзис1;Ы1п1, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус.

2. Решение районного суда города Новокузнецка по искам Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая, вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры; Евангельской г. Новокузнецка и Церкви Христиан Веры Евангельской «Живая вода» Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пиво-варову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации//http://iriney.ru/legal/news009.htm:

3. Уголовное дело № 324810, возбужденное 25.03.2004 г. прокуратурой г. Москвы по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2051, ч. 1 ст; 2822 ч. 3, ст. 327 УК РФ в отношении одного из лидеров международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами», Касимахунова Ю.С.

4. Уголовное дело № 345581, возбужденное 26.04.2005 г. прокуратурой г.Москвы по признакам состава. преступления предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ в отношении религиозной группы «Алеф».

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Думби, Юрий Юрьевич, 2009 год

1. Аванесов Г.А. Криминология. М.: Академия МВД СССР, 1982.

2. Адливанкин И. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. — М.: Душе-попечительский Центр св. Иоанна Кронштадского, 2004.

3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А .Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. — М., 2001.

4. Анисимова H.H. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. М.: «ВИПК МВД России», 2006.

5. Антонян Ю.М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: «Щит-М», 1998.

6. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. — М., 2004.

7. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна. — М.: «Аспект Пресс», 2006.

8. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. — Харьков: «Вища шк.», 1987.

9. Архиепископ Иоанн (Береславский). Жена облечённая в Солнце: Откровение архиепископу Иоанну. — М., 2000.

10. Архиепископ Иоанн (Береславский). Православие Святого Духа. — М., 1999.

11. Бабаев М.М. Права человека и криминологическая безопасность: Учеб. пособие. М.: «Логос», 2003.

12. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. — Спб.: «Юридический центр Пресс», 2007.

13. Бажан Т.А. Опозиционная религиозность в России. — Красноярск, 2000.

14. Бажан Т.А. Принцип свободы совести и законодательство России. -Красноярск, 2001.

15. Береславский В.Я. Родовой поток. — М., 1993.

16. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. — М., Российское Библейское общество, 2008.

17. Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. -Минск, 1986.

18. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина. -М., 1999.

19. Боровиков E.B. Исламский экстремизм в России: оценка специфики распространения экстремистских форм ислама в некоторых мусульманских регионах России. — М. Центр полит, информации. — 2004.

20. Бородин C.B. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

21. Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М.: «Политиздат», 1990.

22. Буданов A.B. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М.: Академия МВД России, 1997.

23. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. — М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005.

24. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. — М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005.

25. Вайткунене JI. Психотехнические средства современной пропаганды. — Вильнюс: Коммунист, 1984.

26. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. — М., 1987.

27. Водопьянов В. Криминология. — М.: Приор-издат, 2005.

28. Волков E.H. Исцеление от «Рая». — СПб. «Речь», 2008.

29. Галиакбаров P.P. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под. видом исполнения религиозных обрядов: Учебн. пос. Омск, 1981.

30. Гальперин Б.И. Религиозный экстремизм: кто есть кто. — Киев: «Политиздат Украины», 1989.

31. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск, 1999.

32. Гримак Л.П. Гипноз и преступность. М.: «Республика», 1997.

33. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе: Серия «Научный атеизм». — М.: «Знание», 1983. — № 2.

34. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.

35. Даль В. И. Записка о ритуальных убийствах. — М.: Витязь, 2000.

36. Даниленко H.H. Предупреждение актов терроризма: научно-метод. пос. — М., 2005.

37. Данилушкин М.Б. История Русской Православной Церкви: Новый Патриарший период. T. I: 1917-1970. — СПб.: «Воскресение», 1997.38.41,42.43,44,45,46,47,4849,50

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.