Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Арутюнян, Изабелла Арташесовна

  • Арутюнян, Изабелла Арташесовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 187
Арутюнян, Изабелла Арташесовна. Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Арутюнян, Изабелла Арташесовна

Введение.3

Глава 1. «Научно-теоретические основы обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций как средства формирования профессионального опыта педагога-музыканта»

§ 1 .Музыкально-педагогические традиции, как основа формирования профессионального опыта педагога-музыканта.13

§2.Содержание, структура и сущность понятия «профессиональный опыт педагога-музыканта».31

§3. Историко-теоретические аспекты формирования фортепианной школы Белоруссии, Украины, Армении (конец XIX - начало XX вв.).51

§4.Музыкально-педагогическая деятельность Г.В.Сараджева и Р.Х. Андриасяна, как крупнейших представителей фортепианной школы

Армении.83

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций)

§1.Задачи и содержание констатирующего эксперимента.121

§2. Ход формирующего эксперимента.131

§3.Оценка уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций) (контрольный эксперимент).143

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки»

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Общественно-политические и социокультурные изменения в России, наметившиеся в конце XX - начале XXI века, приводят к серьезным переменам в отечественной педагогике, ее теории и практике. Модернизация системы образования на современном этапе обусловливает поиск оптимальных и эффективных путей обучения студентов. В связи с этим проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов приобретает особую актуальность.

Изучение профессионального опыта педагогов-музыкантов прошлого и настоящего, сравнение и сопоставление различных форм, методов, приемов обучения и воспитания позволяют проникнуть в сущность музыкально-педагогических традиций, обеспечивают творческую интерпретацию полученной информации и использование её в работе со студентами. Многие исследования (А. Д. Алексеев, JL А. Баренбойм, С. Н. Байдалинов, Л. В. Биглер, Л. Е. Гаккель, В. Ю. Дельсон, Б. Л. Кременштейн, Я. И. Мильштейн, А. А.Николаев, Д. А. Рабинович, М. Э. Смирнов, С. М. Хентова, Т. А.Хлудова, Т. А. Хмунина, Г. М. Цыпин и др.) направлены на изучение исполнительской и педагогической деятельности крупных музыкантов.

В развитии национальных процессов, в их духовном обеспечении значительную роль играет самобытность национальных традиций, проявляющаяся в языке, обычаях, национальном искусстве и др. Поэтому освоение интернациональных традиций способствует формированию целостности представления о национальной культуре как своего, так и других народов. Однако вопросы изучения интернациональных музыкальных традиций в рамках общего музыкального образования еще не нашли своего оптимального воплощения ни на уровне содержания, ни на уровне структуры учебного процесса, ни на уровне образовательных технологий. Более того, в условиях вариативности образовательных программ важность понимания закономерностей соотношения интернациональных музыкально-педагогических традиций возрастает.

Однако традиции и педагогический опыт различных национальных фортепианных школ недостаточно изучены и не используются в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки. Не является исключением и музыкально-педагогический опыт выдающихся представителей Армении, Белоруссии, Украины и других стран СНГ. Сегодня состав населения России многонационален и (в частности, в Тверской области) представители армянской, украинской, белорусской национальности имеют большие диаспоры.

В этих условиях важным направлением совершенствования подготовки будущих учителей музыки является обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Осмысление и адаптация (в рамках преемственности) музыкально-педагогического опыта выдающихся представителей многих стран (в частности, Армении, Белоруссии, Украины) могут быть эффективно использованы в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки.

Противоречие между недостаточным научным исследованием проблем освоения национальных традиций, вопросов введения национальных и региональных традиций в содержание общего образования (в теории и практике), путей развития национального образования в полиэтническом социуме России и объективно существующей потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей музыки, использовании в этом процессе музыкально-педагогического опыта выдающихся представителей различных национальных фортепианных школ, что в целом определило актуальность темы исследования.

Проблема исследования заключается в обосновании теории и практики обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Цель исследования: разработать научно-теоретические основы обобщения музыкально-педагогических традиций, содержание и структуру профессионального опыта будущих учителей музыки и экспериментальное изучение формирования их профессионального опыта (музыкального компонента).

Объект исследования — процесс формирования профессионального опыта будущих учителей музыки.

Предмет исследования — обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций как средство формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования. На современном этапе совершенствования подготовки учителей музыки обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций выступает важным средством формирования их профессионального опыта. Обобщение интернациональных музыкально-педагогических традиций, процесс формирования профессионального опыта будущих учителей музыки будет более эффективным при следующих условиях: осознание педагогом и учеником уникальности музыкально-педагогических традиций разных национальных фортепианных школ, как средство формирования их профессионального опыта;

- понимание педагогом-музыкантом содержания, структуры и сущности понятий «интернациональные музыкально-педагогические традиции», «профессиональный опыт педагога-музыканта»;

- применение в учебном процессе компонентов профессионального опыта будущего учителя-музыки (общекультурный, психолого-педагогический, музыкальный) при ведущей роли музыкального;

- использование методики формирования музыкального компонента профессионального опыта при подготовке учителя музыки.

Задачи исследования:

- Охарактеризовать сущность понятия «профессиональный опыт педагога-музыканта» и определить структуру профессионального опыта будущих учителей музыки.

Охарактеризовать историко-теоретические аспекты становления фортепианных школ Армении, Белоруссии, Украины первой половины XX века.

- На основе анализа литературы, обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций разработать методику формирования музыкального компонента профессионального опыта при подготовке учителей музыки.

- Исследовать и систематизировать для использования в работе новый учебно-музыкальный материал (представляющий богатейший пласт армянской, украинской и белорусской фортепианной музыкальной культуры).

Выявить критерии для определения уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта учителей музыки.

- Провести экспериментальное исследование и проверку эффективности предложенной методики формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Методологической основой исследования послужили работы в области педагогики (Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Е. А. Леванова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.); труды по психологии и музыкальной психологии (Л. Л. Бочкарев, В. В. Давыдов, В. П. Петрушин, Б. М. Теплов, В. Г. Ражников и др.); исследования, посвященные концептуальным вопросам музыкального воспитания и образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, А. Ю. Гончарук, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, Т. Г. Мариупольская, А. И. Николаева, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин, П. А. Черватюк, Л. В.Школяр, А. П. Юдин и др.); труды по философии и эстетике (М. Н. Афасижев, М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, Ю. А. Огородников и др.); исследования, посвященные изучению музыкально-педагогических традиций (JL И Анцыферова, А. Б. Гольденвейзер, Э. Ф. Зеер, Г. М. Коган, Я. И. Милыптейн, В. А. Натансон, К. К. Платонов и др.), работы по музыкальному краеведению и этнографии (Е. Лалаян, Ст. Лисициан, Г. Срвандзянц, Л. А. Тарасова, Б. С. Штейнпресс и др.); теоретические положения и методические установки, выработанные видными педагогами-пианистами и музыковедами (Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Я. И. Зак, К. Н. Игумнов, Г. Г Нейгауз, Л. В. Николаев, Я. И. Милыптейн, Л. И. Оборин, С. И Савшинский, С. Е. Фейнберг, А. И. Щапов, Г. М. Цыпин и др.); системно-целостный анализ трудов в области педагогического наследия мастеров фортепианного искусства, в том числе Армении, Белоруссии, Украины (Д. Алексеев, С. Аматуни, Ш. Апоян, Ш. Бабаян, Н. И. Голубовская, Г. Глущенко, В. Ю. Дельсон, И. Л. Золотова, Б. Л. Кременштейн, А. А. Николаев, И. Тигранова, С. М. Хентова, Ж. И. Хурсина и др.)

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анализ учебных работ студентов; анкетирование; констатирующий эксперимент; изучение и обобщение музыкально-педагогического и исполнительского опыта выдающихся педагогов-музыкантов; педагогический эксперимент; анализ сформированного музыкального компонента профессионального опыта на основе выработанных критериев; математическая обработка данных исследования.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2004—2005 гг.) - проводился анализ нормативных документов, литературы по проблеме исследования; велась практическая деятельность по разработке учебно-музыкального материала в процессе работы в Тверском государственном университете (ТвГУ); сформулирована гипотеза; определены цели, объект, предмет, задачи исследования; проведено констатирующее обследование по выявлению исходного уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки.

Второй этап (2005—2007 гг.) — формирующий эксперимент в ТвГУ со студентами, обучающимися по специальности 050601 «Музыкальное образование» в рамках дисциплин «История музыки разных стран и народов», «Основной музыкальный инструмент», «Методика преподавания фортепиано».

Третий этап (2007-2008 гг.) - контрольный эксперимент, проводилась оценка уровня сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки; осуществлялись систематизация и обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключения, а также диссертации в целом. Выработаны методические рекомендации по введению в практику работы учебных заведений результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- обоснованы содержание, структура и сущность понятий «музыкально-педагогические традиции», «интернациональные музыкально-педагогические традиции», «профессиональный опыт педагога-музыканта»;

- обоснована теоретическая модель формирования профессионального опыта педагога-музыканта, представляющая собой процесс обобщения профессионального опыта педагогов-музыкантов, составляющего основу музыкально-педагогических традиций;

- проведен историко-теоретический анализ формирования национальных фортепианных школ ряда государств СНГ — Армении, Украины, Белоруссии (до первой половины XX века) в рамках преемственности интернациональных музыкально-педагогических традиций; выявлена взаимосвязь музыкально-педагогических традиций национальных фортепианных школ (до первой половины XX века) Армении, Украины, Белоруссии и профессионального опыта многих поколений педагогов-музыкантов, профессионального (индивидуального) опыта педагога-музыканта посредством процесса обобщения, обогащающие теоретические основы музыкально-педагогического образования.

- Включены в научный оборот данные полученные при анализе архивных материалов Ереванской Государственной консерватории им. Комитаса, Центрального Государственный архив Армении, музыкальной школы им. Т. Чухаджяна.

Теоретическая значимость исследования:

- разработаны с современных позиций содержание и структура профессионального опыта будущих учителей музыки в вузе (компоненты — общекультурный, психолого-педагогический, музыкальный), где выделен в качестве ведущего музыкальный компонент;

- на основе анализа, взаимосвязи музыкально-педагогических традиций на примере Армении обобщена музыкально-педагогическая деятельность ее крупнейших представителей фортепианной школы — Г. В. Сараджева и P. X. Андриасяна. Выяснилась уникальность и самобытность их деятельности не только в рамках конкретной национальности, но и отечественной фортепианной культуре в целом. обоснованы содержание и структура музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки в вузе, состоящего из методико-практического, музыковедческого и исполнительского блоков дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики формирования музыкального компонента профессионального опыта будущего учителя музыки и ее апробации на базе дисциплин: «История музыки разных стран и народов», «Основной музыкальный инструмент», «Методика преподавания фортепиано». Диссертантом разработаны по вышеобобзначенным курсам учебное пособие, учебно-методические комплексы, хрестоматия, программы педагогического репертуара по музыкальному инструменту (фортепиано), где собраны и представлены ценные музыкально-исторические материалы о деятельности выдающихся педагогов-музыкантов первой половины XX века в Армении, Белоруссии, Украине (фотографии, афиши, нотный материал и др.), которые пополнили фонды музея и лаборатории музыкального краеведения ТвГУ и использовались при подготовке учителей музыки. Введен в практику новый учебно-музыкальный материал, связанный с музыкальной культурой этих стран и направленный на расширение педагогического репертуара будущих учителей музыки. Полученные материалы могут найти применение при подготовке будущих учителей музыки в вузах, а также в системе повышения квалификации, в практике работы школ, колледжей разных регионов России.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, анализом научных источников по данной проблеме; использованием комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы; проверкой выводов и практических рекомендаций в процессе многолетней работы в ТвГУ.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа и подготовка диссертации проводилась на педагогическом факультете кафедры музыкального образования и лаборатории музыкального краеведения ТвГУ в процессе подготовки студентов по специальности 050601 «Музыкальное образование».

Положения, выносимые на защиту:

1. В современных социокультурных условиях важными факторами, влияющими на становление профессионального опыта педагога-музыканта, являются многонациональный состав населения России, создающий поликультурное образовательное пространство, где происходят интеграция и взаимообогащение культур. Музыкально-педагогические традиции мы рассматриваем как устойчивый значимый компонент музыкальной культуры и музыкальной традиции, выступающий в качестве своеобразной кладовой педагогического и исполнительского опыта, в создании которого участвовали целые поколения музыкантов.

Соответственно передача профессионального опыта, как части традиций осуществляется в виде передачи знаний, умений и навыков.

Творческое следование интернациональным музыкально-педагогическим традициям расширяет их практическое применение, раскрывает новые связи и конкретизирует их содержание. В условиях поликультурного образовательного пространства России профессиональная подготовка будущих учителей музыки невозможна без включения материала, связанного с интернациональными музыкально-педагогическими традициями.

2.Важным показателем совершенствования подготовки будущих учителей музыки является формирование их профессионального опыта. Профессиональный опыт педагога-музыканта следует трактовать как сложное многокомпонентное образование, структуру которого составляют тесная взаимосвязь общекультурного, психолого-педагогического и музыкального компонентов, где каждому соответствует свой комплекс знаний, умений и навыков.

3. В едущим компонентом в процессе формирования профессионального опыта будущих учителей музыки является музыкальный, в ходе освоения которого студенты получают знания, умения и навыки дисциплин следующих блоков: методико-практического (среди других методических курсов для исследования наиболее важна дисциплина «Методика преподавания фортепиано»), музыковедческого (среди дисциплин исторического и теоретического музыкознания большую значимость приобретает дисциплина «История музыки разных стран и народов»), исполнительского (ведущее значение имеет дисциплина «Класс основного музыкального инструмента»).

4.Методика формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций), новый учебно-музыкальный материал (представляющий богатейший пласт армянской, украинской и белорусской фортепианных музыкальных культур) являются важным средством профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе работы в вузе; в ходе обсуждения результатов диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедры музыкального образования, учебно-научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ; в ходе выступлений автора с докладами на научно-практических конференциях ТвГУ, Mi НУ; в процессе участия в международных фестивалях, мастер-классах, концертах в России и за рубежом (Италия, Франция, Хорватия, Армения); в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Арутюнян, Изабелла Арташесовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Музыкально-педагогические традиции — «это устойчивый значимый компонент музыкальной культуры и музыкальной традиции, выступающий в качестве своеобразной кладовой педагогического и исполнительского опыта, в создании которого участвовали целые поколения музыкантов». Творческое следование интернациональным музыкально-педагогическим традициям расширяет их практическое применение, раскрывает их новые связи и конкретизирует их содержание. Соответственно передача профессионального опыта как части традиций осуществляется в виде передачи знаний, умений и навыков.

2. В рамках преемственности интернациональных музыкально-педагогических традиций был проведен историко-теоретический анализ развития и становления национальных фортепианных школ, музыкально-педагогической деятельности крупнейших ее представителей ряда государств СНГ - Армении, Украины, Белоруссии (до первой половины XX века), что также позволило ввести в практику новый учебно-музыкальный материал (учебное пособие, хрестоматия), а также расширить педагогический репертуар будущих учителей музыки произведениями композиторов этих стран.

3. В исследовании обосновано понятие «профессиональный опыт педагога-музыканта» как «сложное, многокомпонентное образование, структуру которого составляет тесная взаимосвязь общекультурного, психолого-педагогического, музыкального компонентов, где каждому соответствует свой комплекс знаний, умений и навыков». В структуре профессионального опыта будущего учителя музыки был выделен ведущим музыкальный компонент и охарактеризовано содержание входящих в него методико-практического, музыковедческого и исполнительского блоков дисциплин.

4. С целью выявления востребованности и актуальности в современных условиях музыкального материала разных национальных музыкальных культур (в частности, Армении, Украины и Белоруссии) был проведен опрос педагогов, учащихся, студентов ТвГУ и других музыкальных учебных заведений Тверской области. Опрос показал, что есть большая потребность в музыкальном материале разных национальных школ, но практически нет учебных пособий, хрестоматий и других изданий, содержащих этот материал. В эксперименте были успешно апробированы теоретико-методологические предположения автора, методика формирования музыкального компонента профессионального опыта будущих учителей музыки (на основе обобщения интернациональных музыкально-педагогических традиций), учебно-музыкальный материал (представляющий богатейший пласт армянской, украинской и белорусской фортепианной музыкальной культуры), разработанные критерии оценки сформированности музыкального компонента профессионального опыта будущего учителя музыки позволили определить уровень подготовленности и овладение профессиональным опытом.

5. Сравнение и анализ результатов контрольной и экспериментальной групп из числа студентов ТвГУ (специальность 050601 «Музыкальное образование») показал преимущество экспериментальной группы. Контрольная группа незначительно изменила свои результаты. Сформированность музыкального компонента профессионального опыта экспериментальной группы оказалась значительно выше (большинство студентов стали соответствовать высокому и среднему уровням). У студентов экспериментальной группы возрос интерес к музыке композиторов Армении, Украины, Белоруссии, а также других национальностей, к деятельности педагогов-музыкантов прошлого и современности, к обобщению интернациональных музыкально-педагогических традиций в целом.

6. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование способствует формированию профессионального опыта будущих учителей музыки, и в целом совершенствованию их профессиональной подготовки. Результаты исследования могут найти широкое применение в массовой практике вузов, а также при определенной адаптации в школах.

Одним из направлений дальнейших исследований может стать изучение проблемы формирования профессионального опыта будущих учителей музыки в условиях колледжа. I т

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Арутюнян, Изабелла Арташесовна, 2010 год

1. Абдулпин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методическиематериалы для слушателей курсов ГЖИУУ по предмету «Музыка». МД992,72 с.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителямузыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. . .д-ра пед. наук. М., 1991.38 с.

3. Агаян М. Армянская ССР. Музыкальная культура союзных республик. М.,1955. С.59-63.

4. Акопян А.С. Сестры Адамян. Ереван, 1973. 58 с. на арм. яз.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1982. Ч.З. 286 с.

6. Алиев Ю.Б. Художественное образование в основе бытия школы //

7. Педагогический вестник. 2001. №9 С. 15-17.

8. Аматуни С.Б. Арно Бабаджанян. Инструментальное творчество: Автореф. дис. . канд. искусствовед. Тбилиси, 1988. 22 с.

9. Амбакумян Э. Некоторые вопросы методики препод авания фортепиано. Ереван, 1987.26 с.

10. Амонашвили ША. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1986.208с.

11. Ананян К А. Пути развития фортепианной миниатюры в творчестве армянских композиторов XX века: Автореф. дисканд. искусствовед. Ереван, 2002.26 с.

12. П.Анисимов В.П. Основы исследовательской деятельности педагога: Учеб. пособие. Тверь, 2002. 102 с.

13. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е. изд. М., 2006.512 с.

14. Апоян Ш. А. Они были первыми // Советакан арвест. Ереван, 1966. №10 С.47-49

15. Апоян Ш. А. Роберт Андриасян. Ереван, 1984.136 с.

16. Апоян Ш. А. Сестры Адамян // Советакан арвест. Ереван, 1964, №11, С. 51-53

17. Апоян Ш. А. Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван, 1968. 246 с.

18. Апоян ИХ, Золотова И. Из истории фортепианной педагогики и исполнительского искусства XX века: Хрестоматия. Ереван, 1998. 320 с.

19. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М., 1983. 224с.

20. Арсеньев В.К. Сочинения. Владивосток, 1948. Т.5. С.88-89.

21. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986.105 с.

22. Арустамян О. Его стихия фортепиано // Советакан арвест. Ереван, 1972, №2, С. 49

23. Арутюнов Д. А. А. Хачатурян и музыка Советского Востока: (язык, стиль, традиции): Автореф. дис. д-ра искусствовед. М., 1980. 52 с.

24. Арутюнян Е. JI. Армянские народные скорбные песни. Автореф. дис. . канд. филолог, наук. Ереван, 2001.21 с.

25. Арутюнян М. Г. Армянская ССР. М., 1957. 118 с.

26. Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982. 82 с.

27. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М., 1984.111с.

28. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1986. 442 с.

29. Асафьев Б. В. Очерки об Армении. М., 1958. 98 с.

30. Атаян Р. Армянская народная песня. М., 1965. 76 с.

31. Афасижев М. Н. Эстетика Канта. М., 1975. 133 с.

32. Ахвердова. Е.И. Из истории фортепианного искусства Белоруссии XIX в. // Вопросы культуры и искусства Белоруссии: Респ. межвед. сб., Минск, 1984. Вып. 3. С. 69-77.

33. Бабанский Ю. К. Педагогика / Под ред. Г. Нойер. М., 1984. 308с.

34. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М., 1982.250 с.

35. Бабанский Ю. К. Роль передового опыта учителей в развитии педагогической науки // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта (Тезисы докладов). М, 1978. С. 22-31

36. Бабаян А. Ученик Шопена// Советакан арвест. Ереван, 1956. №3. С.47- 48.

37. Бабаян Ш. Марджан Мхитарян. Ереван, 2002. 82 с.

38. Бабаян Ш. Георгий Сараджев. Ереван, 1997. 128 с.

39. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов, 2002. 311 с.

40. Байдалинов С.Н. Фортепианная школа А.Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 2000.21 с.

41. Банникова Е. И. Обобщение музыкально-педагогического опыта: научно-педагогические основы: Дис. канд. пед. наук М.,1999. 155 с.

42. Баренбойм JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.336 с.

43. Баренбойм JI. А. Путь к музицированию. 2-е изд. JL, 1979. 352 с.

44. Баренбойм JI.A. За полвека: Очерки, статьи, материалы. JL, 1989.368 с.

45. Баренбойм JL А Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JI, 1969.288 с.

46. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. М., 2007. 192 с.

47. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. 33 с.

48. Бейлина С. В классе профессора В.Х. Разумовской. Л., 1982. 64 с

49. Беклемишев Г.Н. Психофизические основы современной фортепианной техники. Киев, 1939. С.36

50. Беляев. М. Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1963. Вып.2.340 с.

51. Берко М. Консерватория имени Комитаса. Ереван, 1973. 140 с.

52. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М., 1964.220 с.

53. Биглер Л. В. Л.Н. Оборин педагог: идеи, установки, приемы и способы учебно-воспитательной деятельности (на материале занятий в классе фортепиано): Автореф. дисканд. пед. наук. М, 2004.26 с.

54. Бокщанина Е. А. История музыки народов СССР. 2-е изд. М., 1978. 429 с.

55. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. 2-е изд. М., 1999. С. 607,1217

56. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М., 2003. 816 с.

57. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.,1960,446 с.

58. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2002. 511 с.

59. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.,2006. 352с.

60. Бронфин Е. Ф. Надежда Иосифовна Голубовская // В фортепианных классах Московской консерватории: Сб. ст. Л., 1968. С. 426-427

61. Брутян Ц. Г. Зарубежные армянские музыканты. Ереван, 1968. 624 с.

62. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. 3-е изд. Калининград, 2003. 151 с.

63. Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной.М., 1976.80с.

64. Бурдаков Н. В. Передовой педагогический опыт: формирование, обобщение, использование (методология, теория, практика). Красноярск, 1992. 186 с.

65. В фортепианных классах Ленинградской консерватории: Сб. ст. Л., 1968. 188 с.

66. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под. общ. ред. Я. С. Турбовского. М,1993.193 с.

67. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М., 2004.208 с.

68. Виноградов В. С. Вопросы развития национальной музыкальной культуры в СССР: Сб. ст. М., 1961. 303 с.

69. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. М., 1982. 154 с.

70. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1984. 135 с.

71. Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1968. Вып.2. 282 с

72. Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. Вып.4. 205с.

73. Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики: Сб. ст. / Общая ред. С. М. Хентовой . М., 1973. 136 с.

74. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства М, 1961. Вып.11.206 с.

75. Вопросы фортепианной педагогики. М., 1967. Вып.2. 239с.

76. Вопросы фортепианной педагогики. М., 1976. Вып.4. 272 с.

77. Выготский Л. С. Психология искусства/Под ред. М.Г. Ярошевской. М., 1987.334с.

78. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1989.296 с.

79. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Общая ред. С.М. Хентовой. М.-Л., 1966. 315 с.

80. Гальцева Т. Б. Этнокультурная специфика музыкального воспитания: Автореф. дис. канд. искусствовед. М., 1994.23 с.

81. Галоян Е. Музыка и музыканты // Голос Армении. Ереван, 2007.05 мая. С. 4

82. Гаспарян С. Г. Комитас. Жизнь, деятельность, творчество. Ереван, 1961.165 с. (арм. яз.)

83. Геодакян Г. Комитас и мировая музыка // Коммунист, Ереван, 1969.23 октября. С. 4

84. Гершунский Б. С. Менталитет и образование: Учеб. пособие. М., 1996.144 с.

85. Гинзбург С. JL Музыкальная литература народов СССР: Учеб. пособие. М, 1979.286 с.

86. Гончарук А. Ю. Основы теории и истории музыкального искусства: Учебно-методическое пособие. М., 2009.254 с.

87. Григорьев В. О взаимоотношении традиций и новаторства в скрипичной школе Московской консерватории // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства: Сб. науч. тр. М., 1988. С. 3-10.

88. Григорьев Л., ПлатекЯ.Современные пианисты: Биографические очерки. М, 1985.472 с.

89. Гумреци. Н. Ф. Тигранов и музыка Востока. Л., 1927. 46 С

90. Давлианидзе Д. Э. Пианистическое искусство Грузии в аспекте преемственного развития: Автореф. дис. канд. искусствовед. Тбилиси, 1990.20 с.

91. Данилова М. А. Дидактика К.Д.Ушинского. М., 1958. 148 с.

92. Дельсон В. Ю. Генрих Нейгауз. М., 1966. 188 с.

93. Дельсон В. Ю. Владимир Софроницкий. М., 1959. 88 с.

94. Елатов В. И. Мелодические основы белорусской народной музыки. Минск., 1970.144 с.

95. Егорычев А. М. Социально-философские основания интеграции этнокультурных традиций в системе образования России: Автореф. дис. .д-ра философ, наук. Барнаул, 2006.79 с.

96. Ерканян В. С. Армянская культура в 1800-1917 г.г. / Пер. с арм.яз. К.С. Худавердяна. Ереван, 1985. 195 с.

97. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования М., 1982. 160 с.

98. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.159 с.

99. ЗакЯ. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1980. 208 с.

100. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1968. Вып.2. С.81-99.

101. Закон Российской Федерации «Об образовании». Новая ред. Гос. Дума. М., 1996

102. Заргарян Я. Заметки о фортепианной педагогике (некоторых проблемах начального периода обучения пианистов). Ереван, 1986.144 с.

103. Заргарян Я. О некоторых закономерностях фразировки, обусловливаемых формами музыкальных построений и метрическими особенностями текста. Ереван, 1989. 40с.

104. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие. М, 2006.240 с.

105. Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике. М., 1987. 144 с.

106. ЗолотоваИ. Кетти Малхасян. Ереван, 1998. 80 с.

107. Игумнов К. JIО творческом пути и исполнительском искусстве пианиста. Из бесед с психологами//Вопросы фортепианного исполнительства М, 1973. Вып.З. С.11-72

108. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Гл. ред. А. П. Горкин. М., 1985. С. 255

109. История музыки народов СССР/Ред. ЮБ.Келдыш. 2-е изд.М., 1970.Т.1.435с.

110. История белорусской музыки. Учеб. пособие / Общ. ред. ГГлущенко, М. 1976.247 с.

111. История украинской музыки. Учеб. пособие / Ред. АЯ. Шреер Ткаченко. М, 1981.271 с

112. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие / Ред. Э. Ф. Зеер. М., 2003. 256 с.

113. Итоги Всероссийской переписи населения // Тверские ведомости. Тверь, 2004. от 1 июля. №28 С.2

114. Казарян М. А. Методические указания для студентов и учащихся класса специального фортепиано (на основе педагогических принципов профессора консерватории Бунатян С.). Ереван, 1987. 49 с.

115. Кезевадзе Т. Г. Педагогические аспекты изучения грузинской фортепианной музыки: на материале учебной работы в музыкально-педагогических вузах: Дис. . канд. пед. наук. М.,1996.229 с.

116. Коган Г. Избранные статьи. М., 1972. Вып.2. 266 с.

117. Коган Г. Ферруччо Бузони. М., 1971. 232 с.

118. Когтева JI.B. С. Е. Фейнберг Исполнтель и педагог: Дис. . канд. искусствовед. М., 1984.239 с.

119. Корганов В. Д. Кавказская музыка: Сб. ст. 2-е. изд. Тифлис, 1908. 84 с.

120. Корыхалова Н. П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории: Сб. ст. Л., 1968. С.25-30

121. Костанян С. X. Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.

122. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Т. Ярошевского. М., 1985. С.210

123. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002.288 с.

124. Кулова Е. Черты современности в исполнительском творчестве ДН. Оборина // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. ст. М, 1988. С.273-274

125. Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958.626 с.

126. Леман А. Некоторые проблемы композиторского образования// Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. науч. тр. М., 1978. С.45-50.

127. Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М-Л., 1966. С.209

128. Львова Е. И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50г.г. («московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания: Дис.канд. пед. наук. М.Д988.157 с.

129. Любомудрова Н. Фортепианные классы московской консерватории в 80-90-х годах прошлого столетия (из истории фортепианной педагогики) // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1967. Вып.4. С.337-371

130. Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М, 1976. Т. 6. С. 28

131. Малюков А. Н. Психология переживания и художественного развития личности. Дубна, 1999. 256 с.

132. Малюков А. Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М., 1993.136 с.

133. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.228 с.

134. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1977. 115 с.

135. Маслаковец А. Воспоминания учеников // Юдина М.В. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С 141-144.

136. Масловский А. Педагогическое наследие В.И. Сафронова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материале работы фортепианных классов музыкальных факультетов): Дисканд. пед. наук. М, 1996.126 с.

137. Межкультурное образование. Подход Совета Европы. М., 1995. С.164-165.

138. Мелик-Шахназарова Н. Г. Национальная традиция и композиторское творчество. Эволюция взаимодействия: Авгореф. дисканд. искусствовед. М, 1988.46 с.

139. МилышейнЯ. И К Н Игумнов. М, 1976.371 с.

140. Милышейн Я И Исполнительские и педагогические принципы К Н Игумнова // Мастера советской пианистической школы: Сб. ст. М, 1961. С.40-114

141. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. Л.,1961. 318 с.

142. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. М., 1998.672 с.

143. Музыкальная культура Белорусской ССР: Сб. ст./Сост. Т.А. Щербакова. М., 1977.253 с.

144. Музыкальная культура Украинской ССР: Сб. статей / Сост. Е. Алексеенко. М, 1979.462 с

145. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М., 1978.374 с.

146. Мариупольская Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (Теоретический и методический аспекты): Дисд-ра пед. наук. М., 2002.337 с.

147. Надолинская Т. В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интерактивных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. М., 2008.44 с.

148. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М, 1972.273 с.

149. Натансон В. Заметки педагога // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1963. Вып.1. С. 3-29

150. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи // Генрих Нейгауз. М., 2000. 429 с.

151. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. М., 1982. 4-е изд. 300 с.

152. Немов Р. С. Психологический словарь. М., 2007. 560. с

153. Немыкина И. Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. 18 с.

154. Николаев JI. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л., 1979.258 с.

155. Николаев JI. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966. С. 133-135

156. Николаев JI. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка. 1935. №7. С. 112-113

157. Николаева А. И. Фортепианный стиль ранних произведений Скрябина // А. Н. Скрябин: Сб. ст. М, 1973. С. 212-213

158. Николаева А И Стилевой подход в фортепианно-исполнитеяьском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: Монография. М, 2003.252 с.

159. Николов Я. JL Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности / Общ. ред. В.А. Северцева. М., 1980. С.294-295

160. Образовательные стандарты в области искусств // Информационный бюллетень. 1997. №3-21с., №4-32с.

161. Огородников Ю. А. Литература как искусство: Учебное пособие. М., 1998,106 с.

162. ОрловскийВ. Софроницкшнтедашп Автореф. дис. .канд. искуствовед. М, 1991.26 с.

163. Очерки по истории советского фортепианного искусства: Учеб. пособие / Ред.-сост. А. Николаев, В. Чинаев. М., 1979.262 с.

164. Панов В. Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976. 173 с.

165. Педагогические принципы школы JI. В. Николаева (Методические рекомендации студентам фортепианного факультета консерватории и учащихся музыкальных училищ.) / Сост. Абаджян Е. А., Ереван, 1989. 17 с.

166. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. БМ. Бим-Бад. М., 2003. С. 172

167. Перельман Н. В классе рояля. М., 2007. 127 с.

168. Педагогика/Ред. Ю.К. Бабанский. М., 1988. 606 с.

169. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1997.384 с.

170. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. 256 с.

171. Психологический словарь / Ред. В.В.Давыдов, АБ. Запорожец и др. М., 1983.448 с.

172. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999. 79 с.

173. Рапацкая JI.A. Русская музыка в школе. М., 2002. 317 с.

174. Ройзман Л. Спрашивают педагоги-практики // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1963. Вып. 1. С. 23-46

175. Савшинский С. Леонид Николаев. Пианист, композитор, педагог. Л.- М., 1950. С. 79-80

176. Савшинский С. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1976. Вып.4. С. 3-30.

177. Савенкова Л. Г. Педагогические условия интегративного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. 67 с.

178. Сараджев К. С. Статьи. Воспоминания. М., 1962. 48 с.

179. Салахова И. Т. Теория и практика ассимиляции передового опыта в области музыки (на материале преподавания исполнительских дисциплин): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.

180. Седракян Л. М. Становление и эволюция жанра фортепианной транскрипции в Армении: Автореф. дис. канд. искусствовед. Киев, 1983.22 с.

181. Седракян М. С. Эволюция творческих принципов Игумновской фортепианной школы в исполнительском искусстве Армении 2-ой половины XX века: Автореф. дис. канд. искусствовед. Ереван, 2002. 26 с.

182. Скаткин М. Методология и методика педагогических исследований. М, 1986.150 с.

183. Смирнов М. Русская фортепианная музыка: черты своеобразия. М., 1983. 336 с.

184. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, 160 с.

185. Сластенин В. А. Педагогическое образование как объект эстетического моделирования: Сб. науч. тр. /Под ред. В.А. Сластенина. М., 1991.С.З-15

186. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. С. 500, 945

187. Степин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. М.,1995.377 с.

188. Татевосян А. Страницы из истории русско-армянских музыкальных связей. Ереван, 1977.18 с. наарм. яз.

189. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе //Педагогика. М., 1999. №2. С.24-30

190. Тарасова JL А. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагога-музыканта, музыковеда, фольклориста. Москва: Тверь, 2003.309 с.

191. Тарасова JI. А. Виноградова Н.И. Эстетическое краеведение: Учеб. пособие. Тверь, 2008.108 с.

192. Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисд-рапед. наук. М.,1997.52 с.

193. Тернова Н. Национальное своеобразие фортепианного стиля Арно Бабаджаняна: Автореф. дис. . канд. искусствовед. М., 1985.24 с.

194. Терновая Н.И. Изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1982.16.с

195. Тер-Саркисянц А. Е. Армяне: История и этнокультурные традиции: Дисс. . д-ра истор. наук. М., 1998. 394 с.

196. Тигранова И. Музыка-жизнь моя. Творческий путь А. А. Амбакумян. М., 1994.51 с.

197. Толковый словарь русского языка/Под редДН. Ушакова: М., 1996.Т.1 С.1218

198. Традиции и современность: Вопросы армянской музыки / Гл. ред. Г.Геодакян, М. Рухтян. Ереван, 1986.250с.

199. Тучнин Н. П. Анализ и обобщение учителем своего опыта: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1951.28 с.

200. УшинскийК Д. Собрание сочинений. M.-JI, 1950. Т.10.609 с.

201. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избранные педагогические сочинения, М., 1974.Т. 1.С. 35

202. Фейгин Ю. О воспитании пианистов-профессионалов // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1967. Вып.2 С. 67-86.

203. Фейнберг С. Е. Путь к мастерству // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1965. Вып.1. С. 78-127

204. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. 2-е. изд. М.,1969. 599 с.

205. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред. Ильчева ЛФ. М., 1983.786 с.

206. Филосо4хжийсловарь/Подред.И.Т.Фролова.6-еизд.М., 1991.560с.

207. Фишер Э. Фортепианные сонаты Бетховена // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1977. Вып.8 С.164-198

208. Хазанов П. А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью) Монография. М, 2006.281 с.

209. Хараджанян Р. И. Фортепианная музыка А.И. Хачатуряна и некоторые вопросы ее интерпретации: Автореф. дисканд. искусствовед. Л., 1973.16 с.

210. Хачатурян А. И.Статьи и воспоминания. М., 1980. 422 с.

211. Хачатурян А. И. О творческой смелости и вдохновении // Советская музыка. М., 1953. №11. С 11.

212. Хмунина Т. А. Педагогические принципы ЯК Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки: Автореф. дисканд пед. наук М, 2004.20 с.

213. Хозяинов Г. Определение понятия «педагогический опыт» // Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта (Тезисы докладов). М., 1978. С. 132-135

214. Хозяинов Г. Педагогическое мастерство и педагогический опыт // Новое в теории и практике обучения: В помощь слушателям фак. новых методов и средств обучения. М., 1980, Вып.2. С. 48-50

215. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. С-П., 2000. 320с.

216. Цатурян К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. 16 с.

217. Цыпин В. Обобщение творческого опыта как научная проблема // Музыкальное образование: уроки истории: Сб. науч. тр. М.Д991. С.79-85.

218. Цыпин Г. М. В классе Льва Николаевича Оборина. Конец 40-х начало 50-х годов // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976, Вып. 4. С. 107-118

219. Цыпин Г. М. Концертная сцена России. Проблемы. Суждения. Мнения. М., 1993. 177 с.

220. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества. М., Кн.1. 1988. 384 с.

221. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.176 с.

222. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М.,1982. 239 с.

223. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975. 108 с.

224. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. / Под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003. 368 с.

225. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы, содержания, формы, языка и стиля). Тамбов, 2005.337с.

226. Шавердян А. Очерки по истории армянской музыки XIX XX веков (досоветский период) М., 1959. 448 с.

227. Шевченко О. Г. Фортепианная культура Белоруссии XX столетия. Автореф. дис. . канд. искусствовед. Минск, 2000.19 с.

228. Шахназарова Н. О национальном в музыке. М., 1968. 87 с.

229. Школяр В. А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа музыки на занятиях фортепиано: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.162 с.

230. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие. М., 2001.232 с.

231. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М., 1999. 336 с.

232. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. Вып.З. С. 13 8-140

233. Энциклопедический музыкальный словарь / Отв. Ред. Г.В.Келдыш; сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. 2-е изд. М., 1966. 720 с.

234. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А.Беляева и др. М., 1989. 447 с.

235. Эстетическая культура и эстетическое образование / Ред. Г. С. Лавновская. М., 1983. 304 с.

236. Энциклопедический словарь, т. XXII, С.-П., 1887. С.83

237. Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике ХЕХ века. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2004. 69 с.

238. Юзбашян Ю. В. Национальная музыка как одна из основ музыкального воспитания учащихся начальных классов армянских школ: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.16 с.

239. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» // Виды искусства и их взаимодействие. М., 2001. С.3-7

240. Якупов А. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления): Автореф. дис. . д-ра искусствовед. М., 1995. 68 с.

241. Яковлева А. Вокальная школа Московской консерватории: Автореф. дис. . д-ра искусствовед. М., 1994.54 с.

242. Яшмолкина О.Н. Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2008. 22 с.1. Архивные материалы

243. Архив Ереванской Государственной консерватории им. Комитаса, д.5 а, л.3,4. телеграф, лента.

244. Центральный Государственный архив Армении. Фонд 122, список 1, д.625, лис 1-4. рукопись

245. Музей музыкальной школы им. Т. Чухаджяна. г. Ереван. Архив Андриасяна. Рукопись

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.