Обособление человеческого тела из универсума материальных тел в немецкой философии второй половины XVIII в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Харитонова, Алёна Михайловна

  • Харитонова, Алёна Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 223
Харитонова, Алёна Михайловна. Обособление человеческого тела из универсума материальных тел в немецкой философии второй половины XVIII в.: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2014. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Харитонова, Алёна Михайловна

Оглавление

Введение

Глава 1. Представление о человеческом теле в немецкой метафизике

к середине XVIII в

1. Картезианский дуализм как источник проблемы психофизического взаимодействия

2. Феномен психофизического взаимодействия: варианты объяснения

2.1 Обзор возможных решений в «Немецкой метафизике»

Хр. Вольфа

2.2 Различные трактовки теории предустановленной гармонии

и полемика с теорией физического влияния

2.2.1 Версия Г. В. Лейбница

2.2.2 Версия Хр. Вольфа

2.2.3 Версия А. Г. Баумгартена

2.2.4 Версия Г. Ф. Маейра

3. Человеческое тело как механизм или организм

3.1 Г. В. Лейбниц: органическое тело как

божественный автомат

3.2 Хр. Вольф: тело как сонастроенный душе механизм

Глава 2. Восприятие человеческого тела в медицинской антропологии второй половины XVIII в

1. Зарождение медицинской антропологии: «философствующий врач» И. А. Унцер

1.1 Общая характеристика

1.2 «Философия человеческого тела в целом» (1750)

1.2.1 Человеческое тело как предмет медицинской науки

1.2.2 Природы человеческого тела

1.2.3 Модель тела человека

2

2. Расцвет медицинской антропология: Э. Платнер и М. А. Вайкард

2.1 Общая характеристика

2.2 Э. Платнер : тело как инструмент

2.2.1 «Письма врача» (1770-1771)

2.2.2 «Антропология для врачей и философов» (1772)

2.2.3 «Философские афоризмы» (1784) и «Новая антропология для врачей и философов» (1790)

2.3 М. А. Вайкард: тело как реакция

Глава 3. Истолкование человеческого тела в философской антропологии второй половины XVIII в

1. Кантовский вариант антропологии

1.1 Докритические сочинения

1.1.1 Теория физического влияния и соотношение души

и тела

1.1.2 «Грёзы духовидца» (1766) и вопрос о месте души

1.2 Лекции по антропологии и «Антропология с прагматической точки зрения» (1798)

1.3 Проблематика тела в поздних работах

1.3.1 Заметки к ректорской речи (1786)

1.3.2 Критика способности суждения (1790)

2. Антропология как философия человека: И. С. Ит

Заключение

Библиография

Источники

Исследовательская литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обособление человеческого тела из универсума материальных тел в немецкой философии второй половины XVIII в.»

Введение

Актуальность темы исследования

В философии ХХ-ХХ1 вв. человеческое тело является предметом интенсивного изучения. Под влиянием поздней феноменологии Э. Гуссерля и работ М. Хайдеггера связанная с ним проблематика становится объектом пристального внимания М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Р. Барта и других мыслителей. Особое значение имеют труды М. Фуко, закрепившие вопрос о статусе тела и телесности в качестве полноправной темы изучения для социальных и гуманитарных наук. В настоящее время она широко освещается в феминистской эпистемологии, тендерных исследованиях, когнитивной науке и биоэтике. Однако сегодня зачастую не учитывается то обстоятельство, что долгое время человеческое тело рассматривалось без учета его специфики. В связи с этим исследование представлений о человеческом теле в философии Нового времени приобретает особую актуальность. На первый взгляд может показаться, что человеческое тело едва ли представляет собой существенную тему для обсуждения в контексте этого периода, но это не соответствует действительности.

Первые попытки специального философского осмысления человеческого тела появляются уже в конце XVII - начале XVIII вв. Тело человека начинает рассматриваться в рамках метафизики в связи с вопросом о взаимодействии субстанций. Его частный случай - психофизическое взаимодействие - вызвал длительную и острую полемику. Она породила целых ряд вопросов: как осуществляется взаимодействие души и тела; каково его значение для понимания человеческой природы в целом; наконец, отличается ли человеческое тело от других материальных тел? Попытки найти ответы показали, что метафизика располагает знанием преимущественно об одной стороне человеческой природы, а именно о душе, и практически не осмысляет материальную сторону человеческого существования. Все объекты материального мира изучались естествознанием, поэтому метафизика, впервые обратившись к человеческому телу, использовала сходную методологию. Это в том числе связано с

4

тем, что долгое время картезианство было господствующим идейным течением и в метафизике, и в естественных науках. В итоге тело человека, как и любое другое, понимается как машина, а его специфика оказывается нивелирована.

Представление об особенном статусе человеческого тела возникает благодаря взаимодействию философии и медицины. Многие медики приходят к выводу, что лечение будет эффективнее, если учитывать влияние души на тело. «Философствующие врачи» также рассматривают тело как машину, по постепенно меняют смысл этого понятия — со временем оно теряет связь с механистической парадигмой в естествознании. В результате их деятельности формируется представление о том, что тело является столь же важной частью для понимания природы человека, как и душа. На этом фоне складывается такая философская дисциплина как антропология, задачей которой является исследование человека в целом с учетом его двойственной природы1. В XVIII в. особый резонанс получает проблема природы человека, в связи с чем различные антропологические проекты становятся особенно популярны. Наряду с дискуссиями о психофизическом взаимодействии они также демонстрируют, как тело человека становится отдельным предметом философского рассмотрения. Общей темой для подавляющего большинства версий антропологии является, по выражению О. Маркварда, человеческое естество. Со временем предмет антропологии существенно расширяется. Тело человека рассматривается не только потому, что его соединение с душой составляет природу человека, но также ввиду ряда практических аспектов: от него зависит склад характера и темперамент, специфика человеческого рода (отличие от животных) и особенности индивида (в зависимости от принадлежности к полу, народу,

' О. Марквард считает, что антропология как системное учение о природе человека возникает именно в I кжое время, «прежде всего в рамках немецкой школьной философии» «...иод названием <А.[нтрополопш]> школьная философия эмансипируется от тсоло! ически ориентированной метафизической традиции и задается вопросом: как определить человека, если (уже) не посредством метафизики и (еще) не через математически-экспериментальные естественные науки?» (Аlarquard О. Anthropologie, in: Ritter J., Grunder К (Hg ) I Iis-torisches Wörterbuch der Philosophie Bd 1 Basel, 1971. Sp. 363). Некоторые исследователи отмечают также, что формирование антропологии на границе философии и медицины есть характерная особенность именно немецкоязычной традиции.

расе). Все больше внимания начинает уделяться духовной или моральной природе человека, способам ее совершенствования и развития, предназначению человека и человеческого рода в целом. К концу века антропология и вовсе начинает отождествляться с философией человека.

Исследование истока формирования представления о человеческом теле позволяет глубже понять смысл и границы нынешних философских дебатов о теле, а также выявить их историческую обусловленность. Таким образом, исследование размежевания понятий материального тела вообще и человеческого тела в частности является актуальным и позволяет раскрыть специфику понимания человеческого тела в Новое время, рассмотрение которой по-прежнему остается на периферии историко-философских изысканий.

Целью данной работы является историко-философская реконструкция и анализ представлений о человеческом теле, содержащихся в разных областях философского знания во второй половине XVIII в., что позволяет выявить значение тела для понимания природьг человека в целом. Для реализации указанной цели в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

1. рассмотреть и проанализировать основные варианты решения проблемы психофизического взаимодействия, а именно: теорию физического влияния, теорию окказиональных причин и теорию предустановленной гармонии;

2. проследить эволюцию, которую претерпела теория предустановленной гармонии в сочинениях Хр. Вольфа и его учеников, а также изменение соотношения этого учения с теорией физического влияния;

3. изучить исторические корни и основные этапы формирования антропологии как самостоятельной философской дисциплины, в особенности таких ее направлений, как медицинская антропология и философская антропология;

4. выявить влияние представителей вольфианской школы на представителей естественных наук (на примере университета Халле);

6

5. проанализировать основные идеи представителей так называемых «философствующих врачей», а именно И. А. Унцера, Э. Платнера и М. А. Вайкарда, в которых отражено восприятие человеческого тела;

6. реконструировать основные вехи формирования и развития кантов-ского антропологического проекта не только по печатному произведению «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), но и на основе рукописного и лекционного наследия;

7. охарактеризовать основные особенности истолкования тела человека в проектах философской антропологии И. Канта и И. С. Ита;

8. дать целостное представление о возможных способах понимания человеческого тела, а именно как машины и как организма, а также выявить специфику содержания этих понятий в Новое время.

Обзор используемых первоисточников

Диссертационное исследование основывается, прежде всего, на первоисточниках, которыми являются сочинения немецкоязычных мыслителей XVIII в. Большая часть анализируемых работ не переведена на русский язык и мало известна в отечественной исследовательской литературе. Перевод компендиума Вольфа по метафизике «Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще», вышедший в сборнике «Христиан Вольф и философия в России» (2001) под редакцией В. А. Жучкова, является сокращенным - многие параграфы даются в нем в пересказе, поэтому было необходимо работать с оригинальным изданием. А. Г. Баумгартен хотя и занимает центральное место среди философов XVIII в. между Вольфом и Кантом до недавнего времени был практически забытой исследователями фигурой. Полный перевод его латинской «Метафизики» на немецкий язык, сопровожденный комментариями, появился лишь в 2011 г. Ранее имелся лишь сокращенный перевод, выполненный Г. Ф. Майером (позднее изданный также под редакцией И. А. Эберхарда), однако он в значительной степени отражает собственные

взгляды переводчика. Труды самого Майера (за исключением новейших итальянско-немецких изданий под редакцией П. Руморе) переизданы фрагментарно в форме репринтов2. Ранние работы И. А. Унцера, написанные еще в университетские годы, сравнительно недавно стали предметом пристального внимания германистов. Благодаря им часть работ была опубликована отдельно или в виде приложения к монографиям или сборникам статей. Сочинение, рассматриваемое в данном исследовании, не вошло в это число и до сих пор не стало предметом отдельного изучения. Самое известное сочинение Э. Платнера «Антропология для врачей и философов» было переиздано несколько лет назад, однако многие другие работы по-прежнему малодоступны. Анализируемое в работе сочинение М. А. Вайкарда «Философствующий врач» принесло автору не только широкую известность, но и должность врача при дворе императрицы Екатерины Великой. В исследовательской литературе упоминания о данном авторе сводятся в основном к указанию на то, что название этого сочинения быстро прижилось в качестве обозначения медиков, критиковавших ятромеханицизм (латинский эквивалент данного выражения использовался и Кантом). Сочинения этого автора, исключительно популярного в конце XVIII в., позднее не переиздавались. Так же дело обстоит и с работами бернского кантианца И. С. Ита, который на сегодняшний день является практически забытым автором несмотря на то, что его просвещенческая и педагогическая деятельность сникала ему широкую известность среди современников. В связи с этим труды Унцера, Платнера, Вайкарда и Ита цитируются по оригинальным изданиям.

2 Цшшы из рассматриваемых сочинений Вольфа, Баумгартена и Maiiepa даются в ашорском переводе по следующим изданиям WolffChr Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt Halle, "1751 [Deutsche Metaph)sik] ND Gesammelte Werke Hrsg und bearlwilet von J Gcole Ihldesheim, 2009, WolffChr Der Vernunfftigen Gedancken \on Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, anderer Theil, bestehend in ausführlichen Anmerckungcn, und /u besserem Verstände und bequemerem Gebrauche derselben Frankfurt am Main, 1740; Banmgarien /1 G Metaphysica = Metaphysik Historisch-kritische Ausgabe Ubers , eingeleitet und hrsg von G Gawlick, L Kreimendahl Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011, Meier ü !'. Beweis der vorherlx-stmimten Ueberemstimmung Halle, 1743, Meierü F. Anfangsgrunde aller schönen Wissenschaften. Bd 2 Halle, 4749

Отдельно необходимо отметить источники, использованные при реконструкции антропологического проекта И. Канта. В диссертации рассматриваются печатные работы как критического, так и докритического периода. Помимо опубликованных сочинений большую значимость имеют записи кантов-ских лекций по антропологии середины 70-х - 80-х гг. XVIII в. Кроме того, использовались письма, наброски и черновые записи Канта. Работа с записями лекций и черновыми заметками осложняется проблемой датировки и аутентичности данных источников. Благодаря усилиям немецких кантоведов и их зарубежных коллег сегодня можно с довольно высокой точностью говорить о том, к какому семестру относятся те или иные записи лекций. Датировка черновых записей остается по-прежнему спорной3. Что касается проблемы аутентичности, то особенно остро она стоит в отношении записей лекций. Порой оказывается довольно трудно установить, принадлежит ли та или иная мысль самому Канту, автору используемого в курсе компендиума, или же она появилась в результате не вполне точной записи или интерпретации слушателя курса4. Несмотря на все указанные трудности использование материалов из рукописного наследия Канта необходимо, особенно если речь идет об антропологии. Лекции по данной дисциплине Кант читал более двадцати лет начиная с зимнего семестра 1772-73 гг., а «Антропология с прагматической точки зрения» была опубликована лишь в 1798 г. Ее содержание отражает взгляды Канта, относящиеся к различным этапам его интеллектуальной биографии. Работа с самим опубликованным сочинением сопряжена с не меньшим количеством трудностей, нежели обращение к сохранившимся лекционным материалам. Это связано с тем, что сохранился черновой вариант данного текста, так называемый ростокский манускрипт, который содержит большое количество кантовских заметок на полях. В рамках академического издания некоторая

3 Подробнее о проблеме датировки рефлексии см Slcuk W Nachforschungen /и Briefen und Ilandsclinften Immanuel Kants Berlin, 1993 S IA2-15\, Iluiske N Kants neue Terminologie und ihre alten Quellen, in Kant-Studien 1974 Akten des 4 Internationalen Kant-Kongresses Mainz 6-10 April 1976 'II 1 S 68-85

4 Подробнее о проблемах, связанных с обращением к конспектам лекций Кап га, в том числе и о проблеме аутентичности, см Хииске II Между Просвещением и критикой ра ¡ума -уподы о Kopnjce Л01 ичсских работ Канта, Без примечаний афоризмы М , 2007

часть этих заметок, которую удалось расшифровать редактору О Кюльпе, опубликована в отдельном разделе5. Однако выгодно отличается в этом отношении редко используемое издание Э. Кассирера, поскольку в нем содержится значительно большее количество заметок, расшифрованных О. Шёндёрфе-ром6 Кроме того, это издание в целом располагает значительно более точными указателями разночтений печатных вариантов, нежели академическое собрание7. Печатные издания, записи лекций, черновые заметки, а также письма, используемые в диссертационном исследовании, цитируются по академическому изданию Прусской академии наук и ее наследников8. Анализируемый набросок Канта к ректорской речи 1786 г. изначально был сделан на латыни, перевод на немецкий язык выполнен Р. Брандтом и опубликован в журнале «Kant-Studien» в 1999 г.9

Помимо прочего, важную роль для понимания терминологических тонкостей имела работа с изданиями энциклопедического типа, в первую очередь - с лексиконами XVII-XVIII вв Благодаря им стало возможно выявить то значение, которое имели рассматриваемые понятия в эпоху Нового время, проследить особенности их употребления и трансформацию содержания10.

Для понимания контекста, в котором создавались работы исследуемых авторов, необходимо было учитывать также сочинения таких значимых фигур философии Нового времени как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц. Корпус переводов

5 Kulре О Anmerkungen, in Kant's Gesammelte Schriften I Irsg von der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften Bd VII Berlin, 1917 S 395-415

6 Kant I Anthropologie m pragmatischer Umsicht Hrsg \onO Schöndorfier, in Cassirerh (1 Ig) Immanuel Kants Werke Bd 8 Berlin, 1923

711одробнее о проблемах, связанных с академическим собранием сочинении Ката, см Хинске И Растраченные тды Еще рл о достижениях, проблемах и недостатках академическою собрания сочинении Канта // Кантонский сборник- 3(2013) С 103-111

ь Русские переводы цитируются с v казанием на соответствующий том тдания Кант И Собр соч в 8т /Под ред А В Гудыги М, 1994, Кант II Соч »а русском и немецком языках /11од ред II В Мотроши.кшои, Ь 1)шлинга М, 1994-2014, Kant's Gesammelte Schriften Ilisg \on der Königlich Preussischen Akademie der Wis-sensüialten [AA] Berlin, 1900-

9 Biandt R Immanuel Kant ' Uber die Heilung des Korpers Soweit sie die Sache der Philosophie ist" Und Woran starb Moses Mendelssohn''', in Kant-Studien 90(1999) S 354-366

10 Ьыли использованы следующие словари и лексиконы Chauvin, Е Lexicon philosophicum I eovardia, 21713, Walch J G Philosophisches I exicon Leip/ig, 1726, Zedier J II Grosses vollständiges Universal I exicon Halle, 1732-1754, Gehle) J S / Physikalisches Worterbuch oder Versuch einer Ei klarung der vornehmsten Begriiie und Kunstwörter der Naturlehie mit kurzen Nachrichten von der Geschichte der Erfindungen und Besehreibungen der Werkzeuge begleitet in alphabetischer Ordnung Leipzig, 1787-1796, Husch l Biographisches I exikon der hervorragenden Ar/te aller Zeiten und Volker Wien, I eipzig, 1884-1888

их основных сочинений на русский язык был опубликован в серии «Философское наследие» в 80-х - 90-х годах XX в., а также дополнен некоторыми новейшими изданиями, в частности, трактатом Декарта «Человек»11.

Степень разработанности темы

Специальные исследования, посвященные процессу обособления человеческого тела в качестве самостоятельного предмета философского осмысления, на русском языке отсутствуют вовсе, а на западноевропейских языках встречаются лишь фрагментарно в рамках рассмотрения других вопросов. На материале, задействованном в диссертационном исследовании, данный вопрос рассматривается впервые.

Массив использованной в диссертации научной литературы можно разбить на три группы источников. В первую группу входят исследования, посвященные философскому наследию отдельных авторов. Эти работы содержат биографические сведения, изучают различные проблемные области, составлявшие предмет интереса того или иного мыслителя, а также рассматривают влияние других философских систем. Наследие крупнейших новоевропейских философов ХУП-ХУШ вв. довольно хорошо освещено в отечественной литературе. Если философии Р. Декарта и Г. В. Ф. Лейбница посвящено большое количество работ, то немецкоязычные авторы этого периода, находящиеся в фокусе данного исследования, представлены в литературе не столь часто. Необходимо отметить работы таких авторов, как В. В. Васильева, А. В. Гу-лыги, В. А. Жучкова, А. А. Кротова, А. Н. Круглова - в них рассматривается наследие не столь известных, но исключительно важных для истории философии мыслителей12. Благодаря таким исследованиям становится возможно реконструировать целостную картину состояния философии того времени: пред-

11 Лейбниц Г В. Соч. в 4 т. / Под ред. Б. Э Быхонского, I" Г. Майорова, И. С. 11арского, и др. М , 1982-1989; Декарт Р. Соч I! 2 т. / Под ред. 13. В. Соколова. М., 1989-1994; Декорт Р. Человек / Под ред. Т. А. Дмитриева. М., 2012.

12 Васильев В. В. Философская психология в эпоху Просвещения М., 2()\0; Гупыга А. В. И:; истории немецкого материализма. М., 1962; Жучков В. А. Из иаории немецкой философии XVIII в. 11редклассическии период От вольфовской школы до раннего Канта. М., 1996; Кротов А. А. Мальбранш и картезианство. М., 2012; Круглое А. II. 'Гегенс, Кант и дискуссия о метафизике и Германии второй половины XVIII века. М., 2008.

ставить контекст возникновения ключевых проблем и рассмотреть существовавшие учения не изолированно, но с учетом их взаимовлияния. Изучение фигур, мало освещенных в отечественной литературе, потребовало обращения к немецкоязычным исследованиям. В первую очередь речь идет о представителях вольфианской школы - А. Г. Баумгартене и Г. Ф. Майере. Долгое время оба были практически забытыми фигурами в историко-философских исследованиях. В последние годы, однако, ситуация стала меняться в лучшую сторону: публикация полного перевода латинской «Метафизики» Баумгартена на немецкий язык сделала это сочинение, оказавшее влияние на многих мыслителей XVIII в., более доступным13; работы Майера являются предметом особого внимания среди современных итальянских исследователей14 Что касается наследия так называемых «философствующих врачей», то в русскоязычной литературе встречаются лишь эпизодические упоминания некоторых имен. Впрочем, в немецкоязычном пространстве их работы стали изучаться сравнительно недавно. Это произошло во многом благодаря специалистам в области германистики, прежде всего - К. Целле и его коллегам13. Несмотря на то что их подход был критически воспринят коллегами, специализирующимися в области историко-философских исследований, нельзя отрицать, что они пробудили новую волну интереса и спровоцировали более пристальное рассмотрение соотношения медицины и философии16. Тем не менее, работы,

п Важную роль сьнрали также номера 1ематнчески\ журналов и материалы конференции, посвященные исследованию лих авторов, например Aicliele А , Kinbach D (Hg) Aufklärung Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18 Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte Themcnschu erpimkt Alexander Göttlich Baumgarten Sinnliche Erkenntnis in der Philosophie des Rationalismus 20 (2008) Отдельные выпусктаких тематических журналов, как «Aufklarung» и «18 Jahrhundert» оказались исюпочтельно полоны в проведении исследования

11 См , например Meie/ G F Ве) trage zu der Lehre von den Vorurtheilen des menschlichen Geschlechts, edizione

critica Kritische Ausgabe, curata, introdotta e tradotta da 11 P Dellosse, N I Iinske, P Rumore Pisa, 2005

15 Schlugч // -J Melancholie und Aufklärung Melancholiker und ihre Kritiker in Erfahrungsseelenkunde und Litera-

tur des 18 Jahrhunderts Stuttgart, 1977, Kosonna -1 Emst Platners Anthropologie und Philosophie der "philosophische Ar/t" und seine Wirkung auf Johann Karl We/cl und Jean Paul Wur/burg, 1989, Heinz J Wissen \om Menschen und Erzählen vom Einzelfall Untersuchungen zum anthropologischen Roman der Spütaulklarung Berlin, 1996, Zelle С (I Ig ) "Vernünftige Arzte' I lallesche Psychomedi/iner und Anfange der Anthropologie in der deutschsprachigen Fnihaufklanmg Tubingen, 2001, lloom T van Dem Leibe abgelesen Georg Forster im Kontext der physischen

Anthropologie des 18 Jahrhunderts 1 ubingen, 200-1

16 Naschet t G, Stientng G (1 lg) Aufklarung Interdisziplmaies Jahrbuch zur Erforschung des 18 Jahrhunderts und semer Wirkungsgeschichtc rhemensclm erpunkt Ernst Plalner (1744-1818) Philosophie, Mcdi/m und Anthropologie 19 (2007), Linden A f Untersuchungen /um Anthropologiebegriff des 18 Jahrhunderts I'iankf'urt .im Mnm, 1976

раскрывающие взаимное влияние философов и медиков по-прежнему практически отсутствуют17. Совсем не изученным остается наследие бернского кантианца И. С. Ита: сведения о его жизни собраны в рамках небольшой монографии, вышедшей еще в начале XX в., а анализу содержащихся в его трудах идей посвящена лишь одна работа, автором которой является М. Бондели18.

Ко второй группе относятся работы, исследующие определенные проблемные области Нового времени: споры о психофизическом взаимодействии, формирование антропологии как отдельной дисциплины, а также трансформацию теории медицины. Изучение этих вопросов было необходимо для того, чтобы осуществить реконструкцию философских представлений о человеческом теле в XVIII в. Систематический обзор различных медицинских концепций и изменений в теории медицины представлен в работах К. Э. Ротшу. Его исследования отражают влияние различных метафизических учений на деятельность врачей. Большое количество работ посвящено различным способам объяснения феномена взаимодействия души и тела19. Новая волна интереса к истории данного вопроса была спровоцирована в XX в. философией сознания. История формирования антропологии и изменение ее предмета активно изучается последние тридцать лет, в том числе специалистами по германистике . Особенно полезной для диссертационного исследования была работа Х.-П. Новицки, т.к. автор стремится продемонстрировать значение взаимодействия

17 Одно из немногих исключении - работа, в центре внимания которой жизнь и груды Г Э Шгаля, а также общий шггеллекчуальныи контека, сложившийся в университете Халле в конце XVII-XVill ив (ieyei-Kot-deschJ. Pietismus, Medizin und Aufklärung m Preußen im ¡8 Jahrhundert des Leben und Werk Georg Emst Stahls Halle, 2000

18 Bandelt M Kantianismus und Fichteanismus in Bern Basel, 2001

19 И'1 всего обширно! о корпуса исследований можно отдельно ai .мепгть следующие О 'Neill t Inlluxus Physi-cus, in Nadler S (ed ) Causation m barly Modem Philosophy Cartesianis, Occasionally and Preestablished Harmony Pennsylvania, 1993, WatkuisE Kant's Theory of Physical Influx, in Archiv tur Geschichte der Philosophie 77 (1995), Walkt us F The Development of Physical Influx in Barly Eighteenth-Century Germany Gottsched, Knutzen, andCrusius, in The Review ol Metaphysics 49(1995), WatknisE from lVe-estabhshed Harmony to Physical Influx Leibniz's Reception in Kighteenth Century Germany, m Perspectives on Science б (1998)

20 Rombach II (Hg ) Die Frage nach dem Menschen Aufnss einer philosophischen Anthropologie l-estschnfl für Max Muller zum 60 Geburtstag Freiburg, München, l966,KraussW.,KortiimII (I Ig) /ur Anthropologie des 18 Jahrhunderts die Frühgeschichte der Menschheit im Blickpunkt der Aufklärung München, Wien, 1979, Sellings II -J (Hg ) Der ganze Mcnsch Anthropologie und Literatur im 18 Jahrhundert Stuttgart, 1994, Eibl К, Hinske N, Kretmcndahl L, Neugebauer-WolkM Aufklärung Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18 Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte niemensch\verpunkt• Aufklärung und Anthropologie 14 (2002), Garber J (Hg) Zwischen Empinsierung und Konstruktionsleistung Anthropologie im 18 Jahrhundert 1 ubingen, 2004

различных областей знания для становления новой дисциплины21. Отдельно необходимо упомянуть работы, посвященные антропологическому проекту И. Канта. Публикация Р. Брандтом и В. Штарком XXV тома академического собрания сочинений, в который вошла часть известных на сегодняшний день манускриптов с записями лекций Канта по этой дисциплине, сделала возможным более глубокое изучение данного проекта22. Кроме того, Брандт составил и издал подробный комментарий к печатному сочинению 1798 г.23 Отдельно стоит отметить вышедшую в 2009 г. книгу Т. Штурма24. Автор детально разбирает контекст формирования антропологии Канта, ее отличия от других проектов физической антропологии и эмпирической психологии, а также внутреннюю и внешнюю систематику этого учения.

Наконец, третья группа исследований включает работы, в которых рассматривается человеческое тело, а также понятия, раскрывающие его сущность. Речь идет, в первую очередь, о понятиях «машина» и «организм». Первое из них рассматривается в рамках такого направления, как философия техники. Однако оно скорее содержит обобщения и концептуальные построения, мало учитывающие историко-философский контекст, и основывается только на взглядах широко известных мыслителей. Действительно заслуживает внимания исследование А. Суттера23. Особая ценность данной работы состоит в том, что она раскрывает специфику понятия машины - в Новое время его использование не исключает наличия жизни. Живой организм понимается прежде всего как организованная система, т.е. в основе представления о нем лежит понятие машины. Противопоставление «машины» и «организма» появляется значительно позлее. История понятия «организм» подробно исследуется Р. Левом, который уделяет особое внимание изменению его содержания

21 Nowitzki Н.-Р. Der wohltemperierte Mensch. Aufkliirungsanthropologien im Widerstreit. Berlin, New York, 2003.

22 Kant I. Vorlesungen über Anthropologie. I Irsg. von R. Brandt, W. Stark, in- AA. Bd. XXV. Berlin, 1997.11еревод отдельных фрагмента» нз лекции но антропологии содержится и одной из работ А. II. Круглопа, см . Круглое, А. II. Каиг и капговская философия в русской художественной литературе. М., 2012. С. 406-419.

23 Brandt R. Kommentar zu Kants Anthropologie in pragmatischer I Iinsicht (1798). Hamburg, 1999.

24 Stuim '/'. Kant und die Wissenschaften vom Menschen. Paderborn, 2009

25 SutterA. Gottliche Maschinen. Die Automaten für Lebendiges bei Descartes, Leibniz, La Metlrie und Kant Frankfurt am Main, 1988

в философии Канта . Кроме того, понятие организма играет важную роль в философии Лейбница. Эволюция его понимания живого анализируется в монографии канадского исследователя Дж. Э. X. Смита27. Научная новизна В диссертационном исследовании

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Харитонова, Алёна Михайловна, 2014 год

Библиография

Источники

1. Abbt Т. Alexander Gottlieb Baumgartens Leben und Character. Halle, 1765.

2. Bauingarten A. G. Metaphysica = Metaphysik. Historisch-kritische Ausgabe. Übers., eingeleitet und hrsg. von G. Gawlick, L. Kreimendahl. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011.

3. Bilfinger G. B. Dilucidationes de Deo, anima, mundo et generalibus rerum af fectionibus con-tractae. Frankfurt, 1743.

4. Börner F. Nachrichten von den vornehmsten Lebensumständen und Schriften jeztlebender Aerzte und Naturforscher in und um Deutschland. Bd. 3. Wolfenbüttel, 1753.

5. Chauvin, E. Lexicon philosophicum. Leovardia, 21713.

6. Cnisius Chr. A. Einleitung in die wahre und vollständige Cosmologie. Aus dem Lateinischen übersetzt von M. G. H. Schramm. Leipzig, 1774.

7. Cnisius Chr. A. Entwurf der notwendigen Vernunft-Wahrheiten, wiefern sie den zufälligen entgegen gesetzet werden. Leipzig, 31766.

8. Cnisius Chr. A. Weg zur Gewißheit und Zuverläßigkeit der menschlichen Erkenntniß. Leipzig, 1747.

9. Baljes J. G. Elementa Metaphysices. Jena, 1743-1744.

10. Feder J. G. H. Logik und Metaphysik. Göttingen, 1769.

11. Gehler J. S. T. Physikalisches Wörterbuch oder Versuch einer Erklärung der vornehmsten Begriffe und Kunstwörter der Naturlehre mit kurzen Nachrichten von der Geschichte der Erfindungen und Beschreibungen der Werkzeuge begleitet in alphabetischer Ordnung. Leipzig, 1787-1796.

12. Goess G. Fr. D. Systematische Darstellung der Kantischen Vernunftkritik. Nürnberg, 1794.

13. Gunnems J. E. Beurtheilung des Beweises der vorherbestimten Uebereinstimmung. Jena, Leipzig, 1748.

14. Hartmann G. V. Anleitung zur Historie der Leibniz-Wolffischen Philosophie. Erfurt, 1737.

15. HerzM. Philosophisch-medizinische Aufsätze. Mit einem Nachw. hrsg. von M. L. Davies. St. Ingbert, 1997.

16. HerzM. Platner E.. Anthropologie für Aerzte und Weltweise Т. 1: Rezension, in: Allgemeine deutsche Bibliothek. Bd. 20. St. 1. 1773.

17. Hirsch A. Biographisches Lexikon der hervorragenden Ärzte aller Zeiten und Völker. Wien, Leipzig, 1884-1888.

18. IthJ. S. Ober Menschenveredelung, eine Abhandlung in zwei Reden. Bern, 1797.

19 Ith J S Uber Perfektibilitat des Menschengeschlechts, in Magazin fur Naturkunde Ilelveti-ens 3 (1788)

20 Ith J S Versuch einer Anthropologie oder Philosophie des Menschen nach seinen körperlichen Anlagen Winterthur, 1794-1795

21 Kant I Anthropologie in pragmatischer Hinsicht Hrsg von O Schondorffer, in Casstrer E (Hg ) Immanuel Kants Werke Bd 8 Berlin, 1923

22 Kant 1 Werke in sechs Banden Hrsg von W Weischedel Darmstadt, 1998

23 Kant's Gesammelte Schriften Hrsg von der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften Berlin, 190024 Knutzen M Philosophische Abhandlung von der immateriellen Natur der Seele, darinnen

theils überhaupt erwiesen wird, daß die Seele uncorperlich sei, theils die vornehmsten Ein-wurffe der Materialisten deutlich beantwortet werden Königsberg, 1744

25 Kniger J G Schreiben an den Herrn Professor Kastnern, von unverweslichen Körpern, in Hamburgisches Magazin, oder gesammlete Schriften, zum Unterricht und Vergnügen, aus der Naturforschung und den angenehmen Wissenschaften überhaupt 9 (1752)

26 Kruger J G Versuch einer Expenmental-Seelenlehre Halle, 1756

27 IambeitJ H Philosophische Schriften, Entwürfe und Rezensionen aus dem Nachlaß Hrsg und eingeleitet von A Emmel und A Spree, in Philosophische Schriften Begonnen von H W Arndt, fortgefiihrt von L Kremendahl Bd X Hildesheim, 2008

28 Loder J Chr Anfangsgrunde der medicinischen Anthropologie und der Staats-Arzneikunde Weimar, 1793

29 Ludovici C G Ausführlicher Entwurf einer vollständiger Historie der Wollfischen Philosophie Leipzig,3173 8

30 Meier G F Alexander Gottlieb Baumgartens Leben Halle, 1763

31 Meier G F Anfangsgrunde aller schonen Wissenschaften Bd 2 Halle,'1749

32 Meier G F Beweis der vorherbestimmten Uebereinstimmung Halle, 1743

33 Meier G b Beytrage zu der Lehre von den Vorurtheilen des menschlichen Geschlechts, edi-zione cntica Kritische Ausgabe, curata, introdotta e tradotta da H P Delfosse, N Hinske, P Rumore Pisa, 2005

34 Meier G F Metaphysik Halle, 1755-1759

35 Metzger J D Äußerungen über Kant, seinen Charakter und seine Meinungen [s 1], 1804

36 Metzger J D Medizinisch-philosophische Anthropologie fur Arzte und Nichtarzte zum Gebrauch akademischer Vorlesungen Leipzig, 1790

37 Pierer H A Universal-Lexikon der Vergangenheit und Gegenwart oder neuestes enciclopa-disches Worterbuch der Wissenschaften, Künste und Gewerbe Bd 3 Altenburg,'1857

207

38. Plattier E, Anthropologie fiür Aerzte und Weltweise. Leipzig, 1772.

39. Plalner E. Briefe eines Arztes an seinen Freund über den menschlichen Körper. Leipzig, 1770.

40. Platner E. Der Professor. Mit einem Nachw. hrsg. von A. Kosenina. Hannover, 2007.

41. Platner E. Neue Anthropologie für Aerzte und Weltweise. Leipzig, 1790.

42. Platner E. Philosophische Aphorismen nebst einigen Anleitungen zur philosophischen Geschichte. Erster Theil. [Philosophische Aphorismen 1]. Leipzig,11776, 21784,31793.

43. Platner E. Philosophische Aphorismen nebst einigen Anleitungen zur philosophischen Geschichte. Anderer Theil. [Philosophische Aphorismen 11]. Leipzig,11782, 21800.

44. Platner E. Vermischte Aufsätze über medicinische Gegenstände. Leipzig, 1796.

45. Unzer J. A. Erste Gründe einer Physiologie der eigentlichen thierischen Natur thierischer Körper. Leipzig, 1771.

46. Unzer J. A. Gedancken Vom Einfluß der Seele in ihren Körper. Halle, 1746.

47. Unzer J. A. Gedancken vom Schlafe und denen Träumen. St. Ingbert, 2004.

48. Unzer J. A. Philosophische Betrachtung des menschlichen Körpers überhaupt. Halle, 1750.

49. Unzer J. A. Platner, E.: Briefe eines Arztes an seinen Freund. Bd. 2.: Rezension, in: Allgemeine deutsche Bibliothek. Bd. 16. St. 1. 1772.

50. Unzerin J. C. (geb. Zieglerin) Grundriß einer Weltweisheit für das Frauenzimmer. Halle, 1751.

51. Walch J. G. Philosophisches Lexicon. Leipzig, 1726.

52. WeikardM. A. Denkwürdigkeiten aus der Lebensgeschichte des Kaiserl. Russischen Etatsrath M. A. Weikard. Nach seinem Tode zu lesen. Frankfurt, 1806.

53. WeikardM. A. Der philosophische Arzt. Frankfürt am Main,31798.

54. Weikard M. A. Entwurf einer einfachen Arzneykunst oder Erläuterung und Bestätigung der Brown'schen Arzneylehre. Frankfurt am Main, 1795.

55. WeikardM. A. Entwurf einer einfachem Arzeneykunst oder Erläuterung und Bestätigung der Brownischen Arzeneylehre. Frankfurt am Main, 1795.

56. WeikardM. A. Medicinisch-practisches Handbuch auf Brown'sche Grundsätze und Erfahrungen gegründet. Heilbronn, 1796.

57. Wolff Chr. Christian Wolffs eigene Lebensbeschreibung. I Irsg. von H. Wuttke. Leipzig, 1841.

58. Wolff Chr. Der Vernünftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, anderer Theil, bestehend in ausführlichen Anmerckungen, und zu besserem Verstände und bequemerem Gebrauche derselben. Frankfurt am Main, 1740.

59. Wolff Chr. Philosophia rationalis sive logica, methodo scientifica pertractata et ad usum sci-entiarum atque vitae aptata. Praemittitur discursus praeliminaris de philosophia in genere. Frankfurt am Main, 1732.

60. Wolff Chr. Vernünftige Gedanken von den Würkungen der Natur. Halle, 1723.

61. Wolff Chr. Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt. Halle, "1751. ND: Wolff Chr. Gesammelte Werke. Hrsg. und bearbeitet von J. École. Hildesheim, 2009. Abt. 1. Bd. 2.

62. Zedier J. H. Grosses vollständiges Universal Lexicon. Halle, 1732-1754.

63. Аристотель. Метафизика//Соч. в 4 т. T. 1. M., 1976.

64. Аристотель. О возникновении животных. М., Д., 1940.

65. Аристотель. Физика//Соч. в 4 т. Т. 3. М., 1981.

66. Вольф Хр. Метафизика [Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще, сообщенные любителям истины Христианом Вольфом. Халле, 1725] // Христиан Вольф и философия в России / Под ред. В. А. Жучкова. СПб., 2001.

67. Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

68. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1989.

69. Декарт Р. Размышление о первой философии // Соч. в 2 т. Т. 2. M., 1994.

70. Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

71. Декарт Р. Страсти души // Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1989.

72. Декарт Р. Человек. М., 2012.

73. Каши И. Собр. соч. в 8 т. / Под ред. А. В. Гулыги. М., 1994.

74. Кант И. Соч. на русском и немецком языках / Под ред. Н. В. Мотрошиловой, Б. Тушлинга. М., 1994-2014.

75. Карамзин H. М. Письма русского путешественника // Избр. соч. Т. 1. М., 1964.

76. Лейбниц Г. В. Материя, взятая в себе // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

77. Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

78. Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

79. Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи между душою и телом // Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982.

80. Лейбниц Г. В. Переписка с Д. Мешэм // Соч. в 4 т. Т. 2. M., 1983.

81. Лейбниц Г. В. Переписка с Кларком // Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982.

82. Лейбниц Г. В. Переписка с Николаем Ремоном // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

83. Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике // Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.

84. Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М., 1954.

85. Письма и бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в императорской публичной библиотеке / Под ред. А. О. Бычкова. Спб., 1873.

86. Письма императрицы Екатерины II к И. Г. Циммерманну / Пер. В. В. Тимощук // Русская старина. 55 (1887).

87. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми //Трактаты. М., 1969.

88. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании//Избр. соч. в 3 т. М., 1961.

Исследовательская литература

89. БрикнерА. Г. Екатерина II в переписке с доктором Циммерманном 1784-1791 гг. // Русская старина/Под. ред. М. И. Семевского. 54 (1887).

90. Брикнер А. Г. Екатерина II и доктор М. А. Вейкард в 1784-1789 гг. // Русская старина / Под. ред. М. И. Семевского. 72 (1891).

91. Васильев В. В. И. Кант и проблема оснований человеческой природы // Трансцендентальная антропология и логика. Труды международного семинара "Антропология с современной точки зрения" и VIII Кантовских чтений / Под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград, 1999.

92. Васильев В, В. Философская психология в эпоху Просвещения. М., 2010.

93. Гаиденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., СПб., 2000.

94. Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962.

95. Дмитриев Т. А. Послесловие II Декарт Р. Человек. М., 2012.

96. Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. М., 1996.

97. Жучков В. А. Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001.

98. Калинников Л. А. Является ли трансцендентальный идеализм трансцендентальной антропологией? // Трансцендентальная антропология и логика. Труды международного семинара "Антропология с современной точки зрения" и VIII Кантовских чтений. Калининград, 1999.

99. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

100.Киселева М. С. Антропология как дисциплина: прагматический проект И. Канта // Человек. 2 (2010).

101 .Клемме X. Понятие антропологии в философии И. Канта // Кантовский сборник. 3 (2010).

102.Кротов А. А. Мальбранш и картезианство. М., 2012.

103.Кротов А. А. Философия Мальбранша. М., 2003.

104.Круглое А. Н. Кант и кантовская философия в русской художественной литературе. М., 2012.

105.Круглое А. Н. Тетенс, Кант и дискуссия о метафизике в Германии второй половины XVIII века. М., 2008.

106.Круглое А. Н. Трансформация понятий «субъект» и «субъективное» в немецкой философии XVIII века // Ценность другого / Под ред. Н. М. Савченковой. СПб., 2012.

\ 07.Круглое А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половине XIX веков. М., 2009.

\0&.Крыштоп Л. Э. Иоганн Иоахим Шпальдинг и его "Предназначение человека" // Историко-философский ежегодник 2013. М., 2014.

109.Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Готфрида В. Лейбница. М,, 2007.

110. Озпобкина ]',. В. Антропологический проект Иммануила Канта // Историко-философский ежегодник 2010. М., 2011.

\\\.Разеев Д. Н. Критическая интерпретация кантоской аналитики телеологической способности суждения // Философские науки. 1 I (2009).

1 И.Разеев Д. Н. Телеологический принцип познания в контексте «Критики способности суждения» Канта//Кантовскии сборник, 1 (2010).

113.Разеев Д. Н. Телеология Иммануила Канта. СПб., 2010.

114.Соловьёв Э. Ю. «Не дай мне Бог сойти с ума...» (максима самосохранения разума в антропологии Канта) //Историко-философский ежегодник 2011. М., 2013.

115.Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкасаемое ядро совести // Вопросы философии. 1 (2005).

1 ХЬ.Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта; Без примечаний: афоризмы. М., 2007.

1 \1.Хинске Н. Растраченные годы. Еще раз о достижениях, проблемах и недостатках академического собрания сочинений Канта//Кантовский сборник. 3 (2013).

\1%.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

119.Aichele А., Mirbach D. (Hg.) Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Alexander Gottlieb Baumgarten. Sinnliche Erkenntnis in der Philosophie des Rationalismus. (20) 2008.

120.Albrecht M. (Hg.) Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Die natürliche Theologie bei Christian Wolff. (23) 2012.

121 .Arnold E. Kants Vorlesungen über Anthropologie, in: Gesammelte Schriften. Bd. IV. Tl. 1. Berlin, 1908.

122.AsoK., KurosakiM., Otabc T., YamauchiS. (Hg.) Onomasticon philosophicum. Latinoteuton-icum et teutonicolatinum. Tokio, 1989.

123 .Axinn S. Ambivalence. Kant's View of Human Nature, in: Kant-Studien. 72 (1981).

124.Bach R., Desne Ii, Haßler G. (Hg.) Formen der Aufklärung und ihrer Rezeption. Tübingen, 1999.

125.Ballauf Th. Organismus, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 6. Basel, 1984.

12ö.BallauffTh., Scheerer E. Organ, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 6. Basel, 1984.

127.Baruzzi A. Mensch und Maschine. Das Denken sub specie machinae. München, 1973.

\2%. Benzenhöf er U., RotzollM. Zur „Anthropologia" (1533) von Galeazzo Capella: Die früheste bislang bekannte Verwendung des Begriffs Anthropologie, in: Medizinhistorisches Journal. 26 (1991).

\29.Bianco B. Freiheit gegen Fatalismus. Zu Joachim Lange Kritik an Wolff, in: Hinske N. (Hg.) Zentren der Aufklärung I. Halle. Aufklärung und Pietismus. Heidelberg, 1989.

130.Bilger S. Üble Verdauung und ünarten des Herzens. Hypochondrie die Johann August Unzer (1727-1799). Würzburg, 1990.

131.Blackwell R. J. Christian Wolffs Doctrine of the Soul, in: Journal of the History of Ideas. 3 (1961).

132.Böhme G. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. Darmstädter Vorlesungen. Frankfurt am Main, 1985.

133.Bohn H. Über Kants Verhältnis zur Medizin, in: Altpreußische Monatsschrift 9 (1872).

134.Bohr Chr. An der Schwelle zur deutschen Popularphilosophie: Johann Nikolaus Tetens' Warnung vor der populären Philosophie. Über eine fast unbekannte Quelle am Beginn einer einflußreichen Strömung, in: Kosenina A. (Hg.) Johann Jakob Engel (1741-1802). Philosoph für die Welt, Ästhetiker und Dichter. Laatzen, 2005.

\35.BondeliM. Kantianismus und Fichteanismus in Bern. Basel, 2001.

136.Borsche T., Kaulbach F. Leib, Körper, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 5. Basel, 1980.

137.Brand R., Stark W. Einleitung, in: Kant's Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Bd. XXV. Berlin, 1997.

138.Brandt R. Die Bestimmung des Menschen bei Kant. Hamburg, 2007.

139.Brandt R. Immanuel Kant: "Über die Heilung des Körpers. Soweit sie die Sache der Philosophie ist". Und: Woran starb Moses Mendelssohn?, in: Kant-Studien. 90 (1999).

\ 40.Brandt R. Kommentar zu Kants Anthropologie in pragmatischer Hinsicht (1798). Hamburg, 1999.

\4\.Buchenau S. Die Teleologie zwischen Physik und Theologie, in: Albrecht M. (Hg.) Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Die natürliche Theologie bei Christian WolfF. 23 (2012).

142.Carboncini S. Transzendentale Wahrheit und Traum. Christian Wolffs Antwort auf die Herausforderung durch den Cartesianischen Zweifel. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1991.

143.Casula M. A. G. Baumgarten entre G. W. Leibniz et Chr. Wolff, in: Archives de philosophie. 42(1979).

144. Casula M. Die Lehre von der prästabilierten Harmonie in ihrer Entwicklung von Leibniz bis A. G. Baumgarten.

145. Casula M La metafísica di A. G. Baumgarten. Milano, 1973.

146.Clauberg K., Dubislav W. (Hg.) Systematisches Wörterbuch der Philosophie. Leipzig, 1923.

147. Cook H. J. Medicine, in: Park K., Daston L. (ed.) The Cambridge History of Science. Vol. 3. Early Modem Science. Cambridge, 2006.

148.Co/v Ch. A. Variations and Annotations, in: Wolff Chr. Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt. Halle, 111751. ND: Wolff Chr. Gesammelte Werke. Hrsg. und bearbeitet von J. École. Abt. 1, Bd. 2. Hildesheim, 2009.

149.Corr Ch. Cartesian Themes in WolfTs German Metaphysics, in: Schneiders W. (Hg.) Christian Wolff 1679-1754. Interpretationen zu seiner Philosophie und deren Wirkung. Hamburg, 1983.

150.Dilthey W. Weltanschauung und Analyse des Menschen seit Renaissance und Reformation, in: Gesammelten Schriften. Bd. 2. Leipzig, 1914.

151 .Dotzler B. J., Gendolla P., Schäfer J. Maschinen-Menschen: eine Bibliographie. Frankfurt am Main, 1992.

152.Dougherty F. Nervenmorphologie und -physiologie in den 80er Jahren des 18. Jahrhunderts, in: Mann G., Dumont F. (Hg.) Gehirn-Nerven-Seele. Anatomie und Physiologie im Umfeld S. Th. Soemmerrings. Stuttgart, 1988.

153.Driesch H. Die Maschine und der Organismus. Leipzig, 1935.

154.Driesch H. Geschichte des Vitalismus. Leipzig, 1922.

155.DunkelF. Melchior Adam Weikard, in: Effert G. (Hg.) Die Rhön: ein Lesebuch; das Land der offenen Fernen damals und heute, in Schilderungen und Berichten, Sagen, Schnurren und Gedichten. Fulda, 2002.

\56.Ducjiie F. Teleologie und Leiblichkeit beim späten Kant, in: Kant-Studien. 75 (1984).

157.Eckardl G., ZanlwijkM. J. v., Ziehe P. Anthropologie und empirische Psychologie um 1800: Ansätze einer Entwicklung zur Wissenschaft. Köln, 2001.

158.EihlK., HinskeN., Kreimendahl L., Neugebauer-WölkM. Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderls und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Aufklärung und Anthropologie. 14 (2002).

159.Eisler R. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Berlin, 1910.

160.Enntiel H. Gemüt, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 3. Basel, 1974.

161.Engels E.-M. Die Theologie des Lebendigen. Eine historisch-systematische Untersuchung. Berlin, 1982.

162.Erdmann B. Martin Knutzen und seine Zeit. Ein Beitrag zur Geschichte der Wolfischen Schule und insbesondere zur Entwicklungsgeschichte Kants. Leipzig, 1876.

163 .Erdmann B. Zur Entwicklungsgeschichte von Kants Anthropologie, in: Reflexionen Kants zur kritischen Philosophie. Aus Kants handschriftlichen Aufzeichnungen hrsg. von Benno Erdmann. Leipzig, 1882/1884. Neu hrsg. und mit einer Einl. vers. von N. Hinske. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1992.

164.Eider W. Bewußtsein, Seele, Geist. Untersuchungen zur Transformation des Cartesischen ,Cogito' in der Psychologie Christian Wolffs, in: Rudolph O.-P., Goubet J.-F. (Hg.) Die Psychologie Christian Wolffs. Systematische und historische Untersuchungen. Tübingen, 2004.

165.Euler W. Mechanismus und Theleologie bei Leibniz und Wolff- mit einem Ausblick auf Kant, in: Hüning D., Michel K., Thomas A. (Hg.) Aufklärung durch Kritik: Festschrift für Manfred Baum zum 65. Geburtstag. Berlin, 2004.

166.Fabian G. Beitrag zur Geschichte des Leib-Seele-Problems (Lehre von prästabilierten Harmonie und vom psychophysischen Parallelismus in der Leibniz-Wolffschen Schule). Langensalza, 1925.

167.Finster R. Organon, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 6. Basel, 1984.

\6S.Finze H. Empfindung, Vergnügen und Arkadien bei Johann August Unzer (1727-1799) und den Hamburger Anakreontikern. Ein Beitrag zur Untersuchung der patrizischen Strömung der Aufklärungsbewegung. Diss. Rostock, 1958.

l69.FirlaM. Untersuchungen zum Verhältnis von Anthropologie und Moralphilosophie bei Kant. Frankfurt am Main, 1981.

nO.Foucault M. Einführung in Kants Anthropologie. Berlin, 2010.

\l\.Frierson P. R. Freedom and Anthropology in Kant's Moral Philosophy. Cambridge, 2003.

214

172.Funk J. Forschungsrichtungen in der Anthropologie: Philosophische Anthropologie, Historische Anthropologie, Interkulturalität und Kulturanthropologie. Überblick und Auswahlbibli-ografie, in: Historical Social Research / Historische Sozialforschung. 25 (2000).

173.Garber D. Leibniz: Body, Substance, Monad. Oxford, 2009.

174.Garber J. (Hg.) Zwischen Empirisierung und Konstruktionsleistung: Anthropologie im 18. Jahrhundert. Tübingen, 2004.

175.Gartenhof K. Melchior Adam Weikard, in: Mainfränkisches Jahrbuch für Geschichte und Kunst. 4(1952).

176.Gaukroger S. Introduction, in: Descartes R. The World and other writings. Cambridge, 2004.

177.Gawlick G., Kremendahl L. Einleitung, in: Baumgarten A. G. Metaphysica = Metaphysik. Historisch-kritische Ausgabe. Übers., eingeleitet und hrsg. von G. Gawlick, L. Kreimendahl. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011.

178. Gerhardt V. Immanuel Kant. Vernunft und Leben. Stuttgart, 2002.

179. Geyer-Kordesch J. Pietismus, Medizin und Aufklärung in Preußen im 18. Jahrhundert: das Leben und Werk Georg Ernst Stahls. Halle, 2000.

180.Goubel J.-F., Rudolph O.-F. (Hg.) Die Psychologie Christian Wolffs. Systematische und historische Untersuchungen. Tübingen, 2004.

181 .Hagner M. (Hg.) Der falsche Körper. Beiträge zu einer Geschichte der Monstrositäten. Göttingen, 1995.

\82.Hahmann A. Kritische Metaphysik der Substanz. Berlin, 2009.

183.Hartmann F. In der Heilkunde wirksame Begriffe von Wissenschaft und die Frage nach einem Möglichen Wissenschaftsbegriff der Medizin, in: Der Wissenschaftsbegriff in den Natur- und in den Geistwissenschaften. Studia Leibnitiana. Sonderheft 5. Wiesbaden, 1975.

184.Hartmann F., Haedke K. Der Bedeutungswandel des Begriffs Anthropologie im ärztlichen Schrifttum der Neuzeit, in: Sitzungsberichte der Gesellschaft zur Beförderung der gesamten Naturwissenschaften zu Marburg. 85 (1963).

185.Heidemann D. H. (Hg.). Kant Yearbook 3. Anthropology. Berlin, 2011.

\86.Heimsoeth H. Freiheit und Charakter. Nach den Kant-Reflexionen Nr. 5611 bis 5620, in: Arnold W., Zeltner H. (Hg.) Tradition und Kritik. Festschrift fur R. Zocher zum 80. Geburtstag. Stuttgart, 1967.

187.Heimsoeth H. Metaphysik und Kritik bei Chr. A. Crusius. Ein Beitrag zur ontologischen Vorgeschichte der Kritik der reinen Vernunft im 18. Jahrhundert, in: Heimsoeth II. Studien zur Philosophie Immanuel Kants. Metaphysische Ursprünge und ontologische Grundlagen. Köln, 1956.

188 Heinz J Wissen vom Menschen und Erzählen vom Einzelfall Untersuchungen zum anthropologischen Roman der Spataufklarung Berlin, 1996

189 HennigfeldJ Der Mensch im absoluten System Anthropologische Ansätze in der Philosophie Schellings, in Jantzen J, Oesterreich P J (Hg) Schellings philosophische Anthropologie Stuttgart-Bad Cannstatt, 2002

190 Himke N (Hg ) Zentren der Aufklarung 1 Halle Aufklarung und Pietismus Heidelberg, 1989

191 Hinske N Die tragenden Grundideen der deutschen Aufklarung Versuch einer Typologie, in Ciaffardone R (Ilg ) Die Philosophie der deutschen Aufklarung Texte und Darstellung, Stuttgart, 1990

192 Himke N Kants Idee der Anthropologie, in Rombach H (Hg ) Die Frage nach dem Menschen Aufriß einer philosophischen Anthropologie Festschrift fur Max Muller zum 60 Geburtstag Freiburg, 1966

193 HinskeN Kants neue Terminologie und ihre alten Quellen, in Kant-Studien 1974 Aktendes 4 Internationalen Kant-Kongresses Mainz 6-10 April 1976 T1 1

194 Himke N Kants Weg zur Transzendentalphilosophie Der dreißigjährige Kant Stuttgart, 1970

195 Hinske N Zwischen Begriff und Metapher zur Verwendung des Stichworts 'Maschine' bei Kant, in Machina XI Colloquio Internazionale Roma, 8-10 gennaio 2004 A cura dt M Ve-neziani Firenze, 2005

196 Hinske N Kant und Alexander Gottlieb Baumgarten Ein leider unerledigtes Thema der Anthropologie Kants, tn Aufklarung Interdisziplinäres Jahrbuch des 18 Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte 14 (2002)

197 Hoom T van Das anthropologische Feld der Aufklarung Ein heuristisches Modell und ein exemplarischer Situierungsversuch, in Garber J , Hoorn T van (Hg ) Natur-Mensch-Kultur Georg Forster im Wissenschaftsfeld seiner Zeit Hannover-Laatzen, 2006

198 Hoorn T van Dem Leibe abgelesen Georg Forster im Kontext der physischen Anthropologie des 18 Jahrhunderts Tubingen, 2004

199 Hossfeld U Geschichte der biologischen Anthropologie in Deutschland von den Anfangen bis in die Nachkriegszeit Stuttgart, 2005

200 Hubner K Leib und Erfahrung in Kants Opus Postumum, in Zeitschrift fur philosophische Forschung 7 (1953)

201 Hüning D , Michel K, Ihomas A (Hg) Aufklarung durch Kritik Festschrift fur Manfred Baum zum 65 Geburtstag Berlin, 2004

202 .Jacobs B , Kam P (ed ) Essays on Kant's Anthropology Cambridge, 2003

216

203 Jauß H. R. Zur Marginalität der Körpererfahrung in Kants Anthropologie und der ihr vorgegebenen moralischen Tradition, in: Behrens R., Galle R. (Hg.) Leib-Zeichnen: Körperbilder, Rhetorik und Anthropologie im 18. Jahrhundert. Würzburg, 1993.

204.Kaiser W. Christian Wolff (1679-1754) und die medizinischen Konzeptionen seinerzeit, in: Zeitschrift für die gesamte innere Medizin und ihre Grenzgebiete. 34 (1979).

205.Kamper D., Wulf, Ch., Gebauer, G. (Hg.) Paragrana. Internationale Zeitschrift für Historische Anthropologie. Themenschwerpunkt: Kants Anthropologie. 11 (2002).

206.Kästner I. (Hg.) Deutsch-russische Beziehungen in der Medizin des 18. und 19. Jahrhunderts. Vorträge des Symposiums vom 27. und 28. März 1999 am Karl-Sudhoff-Institut für Geschichte der Medizin und der Naturwissenschaften, Medizinische Fakultät der Universität Leipzig. Aachen, 2000.

207.Kästner /., Pfrepper R. (Hg.) Deutsche im Zarenreich und Russen in Deutschland: Naturforscher, Gelehrte, Ärzte und Wissenschaftler im 18. und 19. Jahrhundert. Vorträge des Symposiums vom 26. und 27. August 2004 am Karl-Sudhoff-Institut für Geschichte der Medizin und der Naturwissenschaften, Medizinische Fakultät der Universität Leipzig. Aachen, 2005.

208.Kim Ch. W. Der Begriff der Welt bei Wolff, Baumgarten, Crusius und Kant. Frankfurt am Main, 2004.

209.Kim S. B. Die Entstehung der Kantischen Anthropologie und ihre Beziehung zur empirischen Psychologie der Wolffschen Schule. Frankfurt am Main, 1994.

210.Klemme H. F. Immanuel Kant, in: Bohlken E., Thies Ch. (Hg.) Handbuch Anthropologie. Stuttgart, Weimar, 2009.

21 X.Klemme H. F. Kants Wende zum Ich. Zum Einfluß von Herz und Mendelssohn auf die Entwicklung der kritischen Subjekttheorie, in: Zeitschrift für philosophische Forschung. 53 (1999).

IM.Koschorke A. Körperströme und Schriftverkehr: Methodologie des 18. Jahrhunderts. München, 1999.

213.Kosenina A. Ernst Platners Anthropologie und Philosophie: der "philosophische Arzt" und seine Wirkung auf Johann Karl Wezel und Jean Paul. Würzburg, 1989.

214.Krauss IV., Kortum H. (Hg.) Zur Anthropologie des 18. Jahrhunderts: die Frühgeschichte der Menschheit im Blickpunkt der Aufklärung. München, Wien, 1979.

215.Krouglov A. N. Der Begriff transzendental bei J. N. Tetens. Historischer Kontext und Hintergründe, in: Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. 2005. № 17.

21 ö.Krouglov А. N. Erste oder zweite Wahl? Kant und die Suche nach einem Nachfolger für Meier in Halle (1777/78), in: Böhr Chr., Delfosse H. P. (Hg.) Facetten der Kantforschung. Ein internationaler Querschnitt. Festschrift für Norbert Hinske zum 80. Geburtstag. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2011.

IM.Kitehn M. Dating Kant's "Vorlesungen über Philosophische Enzyklopädie", in. Kant-Studien. 74 (1983).

218.Kiilpe O. Anmerkungen, in: Kant's Gesammelte Schriften. Hrsg. von der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Bd. VII. Berlin, 1917.

219.Lenoir T. Kant, Blumenbach, and Vital Materialism in German Biology, in: Isis. 71 (1980).

220.Lindemann-SlarkА. Wüstemann, Justin Elias, in: The Dictionary of Eighteenth-Century German Philosophers. Ed. by M. Kuehn, H. F. Klemme. Bristol, 2010.

221.Linden M. Untersuchungen zum Anthropologiebegriff des 18. Jahrhunderts. Frankfurt am Main, 1976.

222.Lokkorst G.-J. Descartes and the Pineal Gland, in: E. N. Zalta (ed.) The Stanford Encyclopedia ofPhilosophy (Summer 2011 Edition). URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2011/en-tries/pineal-gland/ (дата обращения: 21.01.2012).

223.Low R. Philosophie des Lebendigen: der Begriff des Organischen bei Kant, sein Grund und seine Aktualität. Frankfurt am Main, 1980.

224.Malter R. Anhang II. Zu Kants Vorlesungen über Anthropologie, in: Vorländer K. (Hg.) Immanuel Kant. Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. Hamburg, 1980.

225.Mani N. Physiologische Konzepte von Galen bis Haller, in: Gesnerus. 45 (1988).

226.Mann G., Dumont F. (Hg.) Die Natur des Menschen. Probleme der physischen Anthropologie und Rassenkunde (1750-1850). Stuttgart, New York, 1985.

227 Marquard O. Anthropologie, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. I. Basel, 1971.

228.Marquard O. Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie. Frankfurt am Main, 31992.

229.Marquard O. Zur Geschichte des philosophisches Begriffs ,Anthropologie' seit dem Ende des 18. Jahrhunderts, in: Böckenförde E.-W. (Hg.) Collegium philosophicum. Studien Joachim Ritter zum 60. Geburtstag. Basel, 1965.

230.May E. Johann August Unzer (1727-1799) und die Entwicklung seiner Ansichten zum LeibSeele-Problem. Diss. Münster, 1970.

23 \ .MichlerM. Melchior Adam Weikard (1742-1803) und sein Weg in den Brownianismus: Medizin zwischen Aufklärung und Romantik; eine medizinhistorische Biographie. Leipzig, 1995.

232.Model A. Kant und die Medizin der Aufklärung, in: Sudhoffs Archive. 74 (1990).

233.Molitor N. K. Weikard, der Empiryker. Mainz, 1791.

234.Moravia S. Beobachtende Vernunft. Philosophie und Anthropologie in der Aufklärung. Frankfurt am Main, 1989.

235.Naschert G., Stiening G. (Hg.) Aufklärung, interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Ernst Platner (17441818). Philosophie, Medizin und Anthropologie. 19 (2007).

23ß.Niekerk C. Zwischen Naturgeschichte und Anthropologie: Lichtenberg im Kontext der Spätaufklärung. Tübigen, 2005.

237.Nierhaus F. Das Problem des psychophysischen Kommerziums in der Entwicklung der Kantischen Philosophie. Diss. Köln, 1962.

238.Nowitzki H.-P. Der wohltemperierte Mensch. Aufklärungsanthropologien im Widerstreit. Berlin, New York, 2003.

239.Nowitzki H.-P. Platner und die Wölfische Philosophietradition, in: Naschert G., Stiening G. (Hg.) Aufklärung. Interdisziplinäres Jahrbuch zur Erforschung des 18. Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. Themenschwerpunkt: Ernst Platner (1744-1818). Philosophie, Medizin und Anthropologie. 19(2007).

240.0 'NeillE. Influxus Physicus, in: Nadler S. (ed.) Causation in Early Modern Philosophy: Car-tesianis, Occasionalis, and Preestablished Harmony. Pennsylvania, 1993.

241 .Porter R. (ed.) The Popularization of Medicine 1650-1850. London, 1992.

lAl.Rädl E. Geschichte der biologischen Theorien in der Neuzeit. Leipzig, 1913.

243.Rather L. ,/., Frerichs J. B. The Leibniz-Stahl Controversy, I: Leibniz's Opening Objections to the Theoris Medica Vera, in: Clio Medica. 3 (1968).

244.Rather L. J., Frerichs J. B. The Leibniz-Stahl Controversy, II: Stahl's Survey of the Principal Points of Doubt, in: Clio Medica. 5 (1970).

245.Reibet' M. Zum Nutzen und Ergötzen. Johann August Unzers Wochenschrift "Der Arzt" (1759-1764). Studie zur Popularisierung von Medizin in Zeitalter der Aufklärung. Tübingen, 1996.

246.ReinkeJ. Leblos und lebendig, in: Kant-Studien. 3 1 (1926).

241.Rheinberger H.-J. Aspekte des Bedeutungswandels im Begriff organismischer Ähnlichkeit vom 18. zum 19. Jahrhundert, in: History and philosophy of the Life Sciences. 8 (1986).

248.Riedel W. Die Anthropologie des jungen Schiller: zur Ideengeschichte der medizinischen Schriften und der "Philosophischen Briefe". Würzburg, 1985.

249.Rod IV. (Hg.) Geschichte der Philosophie. Bd. 7. München,21982.

250.Ronibach H. (Hg.) Die Frage nach dem Menschen: Aufriss einer philosophischen Anthropologie. Festschrift für Max Müller zum 60. Geburtstag. Freiburg, München, 1966.

219

251.RosenfieldL. C. From Beast-Machine to Man-Machine. New York, 1940.

252.Rössler D. Anthropologie, medizinische, in: Ritter J., Gründer K. (Hg.) Historisches Wörterbuch der Philosophie. Bd. 1. Basel, 1971.

253.Rothschuh K. E. Ist das Kuhnsche Erklärungsmodell wissenschaftshistorischer Wandlungen mit Gewinn auf die Konzepte der Klinischen Medizin anwendbar?, in: Diemer A. Die Struktur wissenschaftlicher Revolutionen und die Geschichte der Wissenschaften. Meisenheim am Glan, 1977.

254.Rothschtih K. E. Konzepte der Medizin in Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1978.

255.Rothschuh K. E. Leibniz, die prästabilierte Harmonie und die Ärzte seinerzeit, in: Akten des internationalen Leibniz-Kongresses Hannover, 14.-19. November 1966. Bd. 2: Mathematik-Naturwissenschaften. Wiesbaden, 1969.

256.Rudolph O.-P., Goubet J.-F. (Hg.) Die Psychologie Christian Wolffs. Systematische und historische Untersuchungen. Tübingen, 2004.

257 Sarasin P. Reizbare Maschinen: Eine Geschichte des Körpers 1765-1914. Frankfurt am Main, 2001.

258.Schings H.-J. (Hg.) Der ganze Mensch. Anthropologie und Literatur im 18. Jahrhundert. Stuttgart, 1994.

259.Schings H.-J. Melancholie und Aufklärung. Melancholiker und ihre Kritiker in Erfahrungsseelenkunde und Literatur des 18. Jahrhunderts. Stuttgart, 1977.

260.Schmidt-Biggemann W., Hafner R. Richtungen und Tendenzen in der deutschen Aufklärungsforschung, in: Das Achtzehnte Jahrhundert - 20 Jahre DGEJ Aufklärungsforschung - Bilanzen und Perspektiven. 19 (1995).

261.Schmitt O. M. Melchior Adam Weikard. Arzt, Philosoph und Aufklärer. Fulda, 1970.

262.Schöndorf H. S. J. Der Leib und sein Verhältnis zur Seele bei Ernst Platner, in: Theologie und Philosophie. 60 (1985).

263.Schreiner K. H. (Hg.) Gepeinigt, begehrt, vergessen: Symbolik und Sozialbezug des Körpers im späten Mittelalter und in der frühen Neuzeit. München, 1992.

264.Schwaiger C. Alexander Gottlieb Baumgarten - ein intellektuelles Porträt. Studien zur Metaphysik und Ethik von Kants Leitautor. Stuttgart, 2011.

265.Schwaiger C. Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1999.

266.Smith J. E. H Divine Machines. Leibniz and the Science of Life. Princeton, 2011.

261.Smith J. E. H., Nachtomy O. (ed.) Machines of Nature and Corporeal Substances in Leibniz. Springer, 2011.

268.Specht R. Commercium mentis et corporis. Über Kausalvorstellungen im Cartesianisrnus. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1966.

269.Stäche A. Der Körper als Mitte. Zur Dynamisierung des Körperbegriffs unter praktischem Anspruch. Würzburg, 2010.

270.Stark W. Historical Notes and Interpretative Questions about Kant's Lectures on Anthropology, in: Jacobs B., Kain P. (ed.) Essays on Kant's Anthropology. Cambridge, 2003.

271.Stark W. Nachforschungen zu Briefen und Handschriften Immanuel Kants. Berlin, 1993.

272.Stein L. Zur Genesis des Okkasionalismus, in: Archiv für Geschichte der Philosophie. 1 (1888).

273.Stiening G. Body-Lotion. Körpergeschichte und Literaturwissenschaft, in: Scientia Poetica. 5 (2001).

HA.Stunn T. Kant und die Wissenschaften vom Menschen. Paderborn, 2009.

215.Sutter A. Göttliche Maschinen. Die Automaten für Lebendiges bei Descartes, Leibniz, La Mettrie und Kant. Frankfurt am Main, 1988.

216.Toellner R. Albrecht von Haller: über die Einheit im Denken des letzten Universalgelehrten. Wiesbaden, 1971.

277.Toellner R. Mechanismus - Vitalismus: ein Paradigmawechsel? Testfall Haller, in: Diemer A. (Hg.) Die Struktur wissenschaftlicher Revolutionen und die Geschichte der Wissenschaften. Meisenheim am Glan, 1977.

278. Toellner R. Medizin in der Mitte 18. Jahrhunderts, in: Vierhaus R. (Hg.) Wissenschaften im Zeitalter der Aufklärung. Göttingen, 1985.

279.ToellnerR. Zur Einführung, in: Fabian B. (Hg.) Deutschlands kulturelle Entfaltung. Die Neubestimmung des Menschen: Wandlungen des anthropologischen Konzepts im 18. Jahrhundert. München, 1980.

280.Tonelli G. A short-title list of subject dictionaries of the sixteenth, seventeenth and eighteenth centuries as aids to the history of ideas. London, 1971.

281. Tonelli G. Der Streit über die mathematische Methode in der Philosophie in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts und die Entstehung von Kants Schrift über die „Deutlichkeit", in: Archiv für Philosophie. 9 (1959).

282. Tonelli G. Rezension von Casula 1973: "Casula on Baumgarten's Metaphysics", in: Kantstudien. 66(1975).

283.TrevisaniK Descartes in Deutschland. Die Rezeption des Cartesianisrnus in den Hochschulen Nordwestdeutschlands. Münster, 2011.

284. Völker A. Die Medizin der Aufklärungsepoche und die heilkundliche Konzeptionen des Pietismus hallescher Prägung, in: Völker A. (Iig.) Dixhuitieme: Zur Geschichte von Medizin und Naturwissenschaften im 18. Jahrhundert. Halle, 1987.

285 .Wagner M. Beiträge zur philosophischen Anthropologie und den damit verwandten Wissenschaften. Wien, 1794.

286. Warcia A. Immanuel Kants Bücher mit einer getreuen Nachbildung des bisher einzigen bekannten Abzuges des Versteigerungskataloges der Bibliothek Kants. Berlin, 1922.

287. Watkins E. From Pre-established Harmony to Physical Influx: Leibniz's Reception in Eighteenth Century Germany, in: Perspectives on Science. 6 (1998).

288. Watkins E. Kant's Theory of Physical Influx, in: Archiv für Geschichte der Philosophie. 77 (1995).

289. Watkins E. The Development of Physical Influx in Early Eighteenth-Century Germany: Gottsched, Knutzen, and Crusius, in: The Review of Metaphysics. 49 (1995).

290. Wear A., French R. K., Lonie I. M. (ed.) The Medical Renaissance of the Sixteenth Century. Cambridge, 1985.

291.Wiesing U. Immanuel Kant, seine Philosophie und die Medizin, in: Gerhardt V., Meyer T. (Hg.) Kant im Streit der Fakultäten. Berlin, 2005.

292 Wilson H. Kant's Integration of Morality and Anthropology, in: Kant-Studien. 88 (1997).

293. Wilson H. L. Kant's Pragmatic Anthropology: its Origin, Meaning, and Critical Significance. New York, 2006.

29A. Wood A. W. Unsociable Sociability. The Anthropological Basis of Kant's Ethics, in: Philosophical Topics. 19(1991).

295. Wiibben Y. Limitierte Anthropologie. Grenzen des medizinisch-philosophischen Wissenstran-fers am Beispiel von Johann August Unzer, in: Beetz M., Garber J., Thoma H. (Hg.) Physis und Norm. Neue Perspektiven der Anthropologie im 18. Jahrhundert. Göttingen, 2007.

296. Wunderlich F. Eine „dritte Mittelidee von der Beschaffenheit des Seelenwesens". Johann Nicolaus Tetens und die Annäherung von Influxus physicus und Harmonismus (im Druck).

297. Wunderlich F. Meiers Verteidigung der prästabilierten Harmonie (im Druck).

298. Wundt M. Die Philosophie an der Universität Jena in ihrem geschichtlichen Verlauf dargestellt. Jena, 1932.

299. Wüstemann J. E. Einleitung in das philosophische Lehrgebäude des Herrn D. Crusius zum Gebrauche seiner akademischen Vorlesungen. Wittenberg, 1757.

300.YoltonJ. W. Locke and French Materialism. Oxford, 1991.

301 .Zammito J. H. Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago, 2002.

302.Zelle С. (Hg.) "Vernünftige Ärzte". Hallesche Psychomediziner und Anfänge der Anthropologie in der deutschsprachigen Frühaufklärung. Tübingen, 2001.

303.Zelle C. (Hg.) Das achtzehnte Jahrhundert. Zeitschrift der Deutschen Gesellschaft für Erforschung des 18. Jahrhunderts. Themenschwerpunkt: Die Aufklärung und ihr Körper. Beiträge zur Leibesgeschichte im 18. Jahrhundert. 14(1990).

304.Zelle C. „Zwischen Weltweisheit und AzneiWissenschaft". Zur Vordatierung der anthropologischen Wende in die Frühaufklärung nach Halle (eine Skizze), in: Bach R., Desné R., Haßler G. (Hg.) Formen der Aufklärung und ihrer Rezeption. Tübingen, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.