Образ фарисейства в христианстве: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Краснова, Алина Георгиевна

  • Краснова, Алина Георгиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 227
Краснова, Алина Георгиевна. Образ фарисейства в христианстве: философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Ростов-на-Дону. 2017. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Краснова, Алина Георгиевна

Содержание

Введение

Глава 1. Историко-концептуальный анализ образа фарисейства

1.1. Фарисейство в истории иудаизма: понятие, генезис и специфика

1.2. Новый Завет как источник формирования образа фарисейства

1.3. Христианский формализм: истоки и сущностные особенности

1.4. Образ фарисейства в христианском богословии и его проявления в истории христианства

1.5. Современный образ фарисейства в религиозном и светском контексте

Глава 2. Философский анализ аспектов образа фарисейства в

христианстве

2.1. Морально-этическая проблематика фарисейства

2.2. Религиозно-психологический аспект фарисейства

2.3. Фарисейство в контексте экзистенциальных основ человеческого бытия

2.4. Фарисейство как одна из форм искаженного христианского сознания

2.5. Фарисейство как проблема социально-религиозной жизни в

современном христианстве

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ фарисейства в христианстве: философский анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. Тема фарисейства относится к малоисследованной области философии религии, причем не только с точки зрения своей исторической формы как течения в древнем иудаизме, но и с точки зрения явления религиозной жизни, обозначаемой этим понятием. Историческое фарисейство - тема, в которой в настоящее время больше вопросов, чем ответов, из-за скудости исторических документов по данной теме. Что же касается явления религиозной жизни и особой формы христианского сознания, которую принято называть фарисейством, то она содержит множество аспектов, так что смысловое поле фарисейства обладает большим многообразием и сложностью, и попыток его систематического всестороннего осмысления пока не было предпринято в известных нам источниках. Осуществленная в настоящей диссертации попытка сконструировать образ фарисейства как формы христианского сознания в его целостности, предположительно, восполняет данный пробел теоретического и практического знания в области философии религии.

Обращение к проблеме диссертационного исследования обусловлено многими причинами. Во-первых, это связано с современной культурной ситуацией, в которой произошла утрата полноты преемственности христианской традиции и размыты основы христианской духовности. Современное секуляр-ное общество базируется на иных, не христианских ценностях, так что имеет весьма отрывочное представление о сути христианского духовного опыта, хотя без восприятия подлинно-христианской духовной культуры современное общество не может, на наш взгляд, преодолеть образовавшийся духовный кризис. Поэтому в секулярном обществе формируются различные формы искаженного христианского сознания, среди которых процветает фарисейство.

Во-вторых, актуальность нашего исследования связана также с тем, что в нем содержится анализ современной ситуации в религиозной жизни христианской церкви, что представляется важным для осмысления особенностей исторического христианства в нашу эпоху, а также позволяет наметить пути решения некоторых проблем, стоящих на данном этапе перед христианской церковью. Прежде всего, это касается нашей Русской православной церкви, которая в настоящее время переживает определенный этап духовного возрождения, однако, не лишенный опасностей и вызовов. Одним из таких вызовов и

является фарисейство, предстающее «опасной раной» на социальном теле русского православия. Надежда преодолеть эту опасность обуславливает практическую актуальность нашего исследования.

Во-третьих, несмотря на то, что феномен фарисейства является известным христианской традиции изначально, до сих пор нет ясного понимания того, что же содержит его образ - иными словами, какое именно смысловое поле религиозной жизни и сознания стоит за тем, что называется фарисейством. Этим обусловлен наш интерес к данной теме - понять, в чем специфика фарисейства как искаженного христианского сознания, значит обрести знания, которые потенциально могут помочь предотвращать его появление или преодолевать уже имеющееся в христианской религиозной жизни.

Все это порождает необходимость выявления всей целостности образа фарисейства - и его истоков, и истории его развития, и его современных причин и следствий, и всей совокупности его аспектов со всеми их внутренними взаимосвязями. Поскольку наше исследование касается феноменологии религиозного сознания и самосознания, то оно лежит в области философии религии и, соответственно, актуально для этой сферы научного знания.

Степень научной разработанности проблемы. С самого начала исследования мы столкнулись с ситуацией скудости источников, в которых бы напрямую анализировался феномен фарисейства в христианстве и в которых была бы представлена какая-либо концепция по данной проблематике. Многогранность проблемы фарисейства, однако, позволила нам опереться на фундаментальные источники по отдельным ее аспектам, чем и обусловлена специфика подбора литературы по исследуемой нами теме. Так, при исследовании исторического фарисейства мы обращались главным образом к трудам Иосифа Флавия, современных отечественных востоковедов И.Р. Тантлевского и И.Ш. Шифмана, а также к историческим исследованиям древнего иудаизма вообще и фарисейства в частности зарубежных авторов - Б.М. Мецгера, С. Мэзона, У. МакДональда, М.И. Даймонта, У. К. Вэрнера.

В наше исследование в части анализа Нового Завета мы включили как светские, так и религиозные источники. В светской литературе мы опирались, прежде всего, на работы Э.Ж. Ренана, Н.Т. Райта, Э.П. Сандерса. Христианский взгляд на новозаветный текст представлен такими религиозными мыслителями как блаженный архиеп. Феофилакт Болгарский, свт. Феофан Затворник, еп. Кассиан (Безобразов), архиеп. Аверкий (Таушев).

Среди ключевых фигур, внесших свой вклад в изучение проблемы истории раннего христианства и иудаизма и их религиозных идей в рамках проведенного нами исторического анализа происхождения и развития христианского формализма, особенно выделяются: М. Элиаде, А. Гарнак, С. Дж. Холл, В. Йегер, А.А. Спасский, И.Д. Амусин, И.С. Свенцицкая. Кроме того, мы привлекли для нашего анализа классический иудейский трактат Пиркей Авот и работы современного ортодоксального раввина Й. Телушкина. Для исследования более поздней истории христианской церкви мы основывались на работах таких авторов, как, например, Г.Г. Майоров, Ф. Шафф, А.Г. Вульфиус, К. Армстронг, П.Н. Милюков, А.В. Карташев, И.К. Смолич, К.М.Н. Эйр.

Рассмотрение аскетической святоотеческой литературы и формирование в ней феноменологии фарисейства мы проводили на основе классических работ в этой области - это писания таких святых отцов, как преп. Макарий Великий Египетский, св. Григорий Нисский, Августин Блаженный, Авва Дорофей, преп. Иоанн Лествичник, преп. Симеон Новый Богослов; а также современных святых и старцев, среди которых свт. Игнатий (Брянчанинов), схииг. Савва (Остапенко), преп. Паисий Святогорец. Среди зарубежных богословов мы особое внимание уделили рассмотрению работ Мартина Лютера и Жана Кальвина.

Ценным вкладом в разработку проблемы фарисейства следует считать современные публицистические работы, проповеди, обращения (в том числе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, а также кардиналов, архиепископов и епископов). Среди наиболее известных проповедников, высказывающихся относительно фарисейства, следует отметить С.С. Аверинцева, прот. А. Шмемана, митр. Антония Сурожско-го, диак. А. Кураева. Особый вклад в изучении современной проблемы фарисейства внесли монахиня Мария (Скобцова), Г.К. Честертон, Н. Уолфорд.

Основными источниками по моральной проблематике, из которой мы вывели нравственные аспекты образа фарисейства, для нас стали работы И. Канта, Л.Н. Толстого, А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Л.М. Лопатина.

Среди наиболее влиятельных психологических концепций, на которые мы опирались при анализе религиозно-психологического аспекта образа фарисейства, выделяются концепции З. Фрейда, У. Джеймса, Г. Олпорта, М. Рокича, A. Маслоу.

Отдельно следует отметить мировую художественную литературу, в которой проявлен тот или иной аспект образа фарисейства. Это произведения таких классиков как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, Мольер, Д. Дидро, Г. де Мопассан, Ф. Мориак.

В русской религиозной философии большое значение в изучении образа фарисейства имеют работы И.А. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского. Среди наиболее выдающихся зарубежных мыслителей, на которых мы опирались в нашем научном поиске сущностных черт образа фарисейства, следует назвать А. Бергсона, Э. Фромма, Э. Хоффера, а также целый ряд экзистенциальных философов: М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.-П. Сартра, С. Кьеркегора, М. Бубера, П. Тиллиха, В. Франкла, М. де Унамуно.

Отдельные аспекты явления фарисейства и связанного с ним комплекса современных религиозных проблем на личностном и социальном уровне исследуются у таких известных авторов как И.Н. Яблоков, П.С. Гуревич, С. Ай-зенштадт, К. Манхейм, Е.А. Торчинов, М.Я. Яхьяев. Среди авторов, менее известных, но в чьих работах исследуется тот или иной аспект образа фарисейства, можно назвать Й. Мюллера, А.С. Бочарова и А.В. Чернышева, М.В. Ах-метову, С.В. Хомутцова, Д.В. Поспеловского, К.Н. Костюка, К.Дж. Шнайдера, С. Блю, С. Артербёрна, Дж. Фелтона.

Также мы опирались на исследования отдельных аспектов интересующей нас проблематики в работах представителей Ростовской философской школы. Это, прежде всего, исследования М.М. Шульмана, В.Г. Тахтамышева, Т.П. Матяш, С.Н. Астапова, В.Б. Рожковского, А.И. Субботина, Е.Я. Режабека.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования является всестороннее раскрытие образа фарисейства как особой формы христианского сознания. В соответствии с данной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

- раскрыть понятие, выявить генезис и охарактеризовать специфику фарисейства в истории иудаизма;

- рассмотреть Новый Завет как источник формирования образа фарисейства;

- выявить и представить в системном изложении истоки и сущностные особенности христианского формализма как явления, коррелирующего с явлением фарисейства;

- проследить формирование образа фарисейства в христианском богословии и проанализировать проявления фарисейства в истории христианства;

- определить специфику образа фарисейства в различных контекстах современного дискурса и его роль в современной культурной ситуации;

- охарактеризовать морально-этическую проблематику фарисейства в христианстве;

- провести анализ религиозно-психологического аспекта образа фарисейства;

- раскрыть и обосновать специфику фарисейства в контексте экзистенциальных основ человеческого бытия;

- определить особенности фарисейства как формы христианского сознания и отделить от других близких форм;

- раскрыть место и роль фарисейства в религиозной жизни современного христианства.

Объект данного исследования - христианское сознание, объективированное в текстах христианских авторов.

Предметом исследования является образ фарисейства в христианском сознании.

Теоретико-методологические основы исследования. Базовым методологическим принципом нашего исследования является философский анализ образа, основанный на философии гештальта, или целостности1. Рассматривая образ фарисейства как форму, которую принимает христианское сознание, мы исходим из принципа органической самодостаточной целостности сознания, которая не может быть разбита на части без учета их взаимопроникновения и взаимной обусловленности. Мы рассматриваем аспекты христианского сознания как черты его целостного образа (гештальта), при этом привлекая для исследования этих аспектов различные адекватные им методы.

Так, методологическую базу, которая нашла применение в данном диссертационном исследовании, составили следующие методы:

1 Этот принцип раскрывается Е.Я. Режабеком в нескольких статьях, основанных на анализе философии Г.В.Ф. Гегеля и И.С. Гёте. См.: РежабекЕ.Я. В поисках рациональности (статьи разных лет): научное издание / Е.Я. Режабек. - М.: Академический Проект, 2007. - 383 с.

- метод исторического анализа, с помощью которого нами осуществлялся анализ развития образа фарисейства и связанных с ним религиозных идей и феноменов в истории иудаизма и христианства;

- феноменологический2, с помощью которого был сконструирован целостный образ фарисейства в христианском сознании, рассматриваемый в различных аспектах во всей совокупности их связей и отношений; на всех

стадиях нашего исследования мы опирались на принципы феноменологии ре" 3

лигии, что предполагает рассмотрение религии как самосущной реальности3;

Кроме того, в данной работе нашли применение следующие теоретико-методологические подходы:

- герменевтический и экзегетический подходы, с помощью которых производился анализ различных философских, научных, литературных и священных текстов, привлеченных к данному исследованию;

- системный подход, с помощью которого стало возможным анализировать феномен фарисейства в контексте современной культуры и в современной христианской церкви;

- типологический подход, позволивший осуществить выявление ключевых характеристик феномена фарисейства как религиозно-психологического, исторического, нравственного и т.д. типа, существующего среди прочих выделяемых.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Определены специфические особенности фарисейства как социально-исторического феномена и качественные характеристики его связи с образом фарисейства в христианстве;

2. Проведен феноменологический анализ новозаветного текста, в котором выявлены отправные точки формирования образа фарисейства в христианстве как особой формы религиозного сознания;

3. Проанализирована история развития религиозных идей, повлиявших на формирование религиозного формализма в христианстве, в результате чего выявлены две основные стороны христианского формализма - моральная и обрядовая, а также выявлены особенности корреляции явлений религиозного формализма и фарисейства;

2 Об этом подробно в нашей статье Краснова А.Г. Методологические основы исследования явления фарисейства // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 43. С. 57-67.

3 Забияко А.П. Феноменология религии (статья третья) // Религиоведение. №3. 2011. - С. 88.

4. Выявлено и обосновано отсутствие связи между феноменом фарисейства и конфессиональными особенностями в христианстве;

5. Раскрыта феноменология образа фарисейства в аскетических трудах святых отцов христианства и выявлены особенности его проявления в истории христианства;

6. Проведен анализ образа фарисейства в современном культурном контексте и обоснован тезис об отношениях взаимовлияния между современной культурой и явлением фарисейства в христианской церкви;

7. Описана многоаспектность образа фарисейства, морально-нравственное и религиозно-психологическое измерения его проявления;

8. Дано описание фарисейства как экзистенциала человеческого бытия;

9. Определена специфика фарисейства как формы искаженного христианского сознания и проанализирована на фоне других, близких к нему форм.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фарисейство как живая религиозная традиция, существовавшая в иудаизме в эпоху Второго Храма и заложившая основу современного раввинисти-ческого иудаизма, имеет в сущностном смысле мало общего с фарисейством как именем нарицательным, отражающим особую форму христианского сознания. Текст Нового Завета содержит отправные точки образа фарисейства как особого религиозного паттерна, который впоследствии обрел самостоятельную жизнь в религиозной традиции христианства. Смысловое поле фарисейства можно определить в соотнесении с духовным опытом христианства.

2. Христианский формализм близок явлению фарисейства, но не тождественен ему. Христианство в своем становлении прошло сложный процесс восприятия и переработки религиозных идей иудаизма и язычества, и это привело к становлению специфики возникшего в нем формализма, имеющего моральную и обрядовую стороны. Моральная сторона формализма, - это трансформированные христианством иудейские идеи, которые в нем обретают формалистские черты; а ритуальная сторона была воспринята христианством из язычества и в нем также в некоторой степени формализовалась. Эти черты в совокупности повлияли на современный образ фарисейства в христианстве. Однако религиозный формализм различается на уровне социально-религиозных явлений, в то время как фарисейство лежит в другой, личностной плоскости. Если о религиозном формализме можно говорить, что он в больше или меньшей степени присущ той или иной религиозной системе, то образ фа-

рисейства отражает внутреннюю религиозную жизнь человека. Этот пункт и составляет сущностное различие религиозного формализма и фарисейства.

3. Фарисейство представляет собой особую форму искаженного христианского сознания и самосознания. С точки зрения святоотеческой традиции фарисейство есть «духовная болезнь», феноменология которой складывается из важнейших тем христианского богословия. Несмотря на то, что понятия о нормативности христианского сознания и его искажений имплицитно присутствовали изначально в христианской традиции и христианском богословии, собственно образ фарисейства был концептуализирован лишь в XIX веке. История христианства и анализ проявлений в ней фарисейства показывает, что оно также есть и социальное явление, которое присутствует в религии и в культуре в виде бюрократизации, формализации и политизации религии, однако порождаемые им в культуре и религии формы коренятся в христианском сознании. Это делает фарисейство не следствием, а причиной искажений духовной жизни в христианстве всех деноминаций, а также позволяет говорить о том, что оно может проявляться как в религиозной, так и в светской среде.

4. Фарисейство как искаженное религиозное сознание многоаспектно и имеет различные измерения своего проявления: духовный, нравственный, религиозно-психологический, экзистенциальный. С нравственной точки зрения фарисейство характеризуется как порок, основанный на самообмане и онтологической форме лжи; в нем происходит формализация морали и подмена ее превращенными формами вследствие ее отрыва от онтологического содержания христианства, но при этом фарисейство содержит потенции формализованной светской этики (кантовский разрыв религиозной и светской морали). В соотнесении со смежными этическими явлениями ухватывается смысл фарисейства как искаженного религиозного сознания - его корреляция с лицемерием, ханжеством и т.д. видится лишь частичной.

5. В религиозно-психологическом аспекте фарисейство дает искаженную религиозную веру, которая мимикрирует под действительные отношения с Богом, под собой их не имея; отношения с Богом простраиваются в ней как субъект-объектные (в противоположность субъект-субъектным - «встреча», по М. Буберу). Фарисейство характеризуется целым рядом особенностей мышления и поведения, то есть имеет определенные наблюдаемые признаки. Однако оно есть в большей степени феномен самосознания - внешнему наблюдению доступны лишь эти проявления, но в целом увидеть «болезнь»

фарисейства возможно лишь собственной рефлексией субъекта; фарисейство выполняет оценочную функцию, но оценка может быть направлена субъектом как вовне, так и внутрь себя. Направленная вовне, эта оценка субъективна. Объективность оценки достигается рефлексивной позицией субъекта. Фарисейство всегда личностно - особенности конкретной личности обуславливают «лик» фарисейства своего носителя, но справедливо и обратное - фарисейство влияет на личность своего обладателя искажающим образом.

6. Фарисейство как «экзистенциал» есть такой способ человека пребывать в мире, в котором всегда присутствует искажение бытия - это бытие в модусе кажимости (М. Хайдеггер), которое не свободно и не ответственно. Фарисейство есть такой способ бытия человека в мире, когда человек самозамкнут, живет в модусе кажимости, не в состоянии выйти за пределы самого себя, но живет в успокаивающем самообмане, что исполнен добродетели.

7. В онтологическом измерении фарисейство предстает как суррогатная форма искаженного христианского сознания, отличная от других, близких к ней, форм - религиозного фанатизма, религиозного лицемерия, религиозного индивидуализма. В фарисействе всё суррогат, всё подлежит подмене: суд над собой подменяется судом над другими, служение людям в истинных мотивах является служением самому себе, догматика подменяется догматизмом, ревность по Богу и Его истине - фанатизмом, милосердие - исполнением долга и т.д. Оно, имея различные «лики» своего проявления - от ложно-смиренной жертвенности до воинствующего фанатизма, всегда проявляет себя как подделка преображения души. Фарисейство заключает в себе праведность, но эта праведность формальная - видимость, подобие праведности, лишенная ее онтологического, подлинного содержания.

8. Современная культура обладает многими сущностными характеристиками, при которых фарисейство получает свою актуальность и широкое распространение. Среди них главными можно назвать поверхностность, с которой в ней подходят к религиозной жизни, культ моды, успешности и индивидуализма, фрагментарное (дробное) проявление духовности, непонимание сущности свободы и ответственности. Наряду с этим, фарисейство на уровне индивидуального религиозного сознания провоцирует и поддерживает ряд явлений в социально-религиозной жизни современного христианства: искажения института пастырства, обрядоверие и религиозный фундаментализм. Соотношение фарисейства и этих социально-религиозных форм - это отношения кос-

венного взаимовлияния. При этом Церковь, мистически понимаемая в христианстве как Тело Христово, в своем духовном ядре обладает «противоядием» от фарисейства - образом распятого и воскресшего Христа и образом христианского смирения. Этими образами пропитана вся христианская традиция, в том числе и христианский культ. Наиболее радикальным антиподом фарисейства, «ответом» ему в культуре является юродство - христианский феномен предельного самоумаления человека ради любви к Богу и людям.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-теоретическая и практическая значимость работы связана с ее целью и задачами, то есть с основной постановкой проблемы. В диссертационном исследовании мы постарались всесторонне описать образ фарисейства - как с точки зрения его исторического развития, так и с точки зрения его феноменологии как формы искаженного религиозного сознания, с прорисовкой различных его граней и аспектов. Религиозно-историческая часть исследования затрагивает важные теоретические вопросы истории христианства, истории религиозных идей и явлений, истории богословия, и в эти области знаний данное исследование вносит теоретические уточнения. Феноменологическая часть исследования раскрывает внутреннюю феноменологию фарисейства как личностного явления в различных аспектах, что вносит новые теоретические знания в область психологии религии, этики, религиозной антропологии.

Результаты диссертационного исследования можно применять в процессе преподавания целого ряда социально-гуманитарных дисциплин, особенно философии религии, психологии религии, истории христианства и христианской церкви, основ нравственного учения христианства. Кроме того, результаты данной работы могут быть использованы церковью в качестве теоретической базы для разработки конкретных методов современной христианской миссии, религиозно-нравственного просвещения и профилактической работы по предотвращению схизматических и еретических течений внутри нее.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 19 научных публикациях, в том числе в 5 научных статьях в изданиях из Перечня Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, в 2 публикациях в иностранных изданиях на английском языке и 2 монографиях, 1 авторской и 1 коллективной. Они неоднократно обсуждались в докладах на международных и все-

российских научных, научно-методических и научно-практических конференциях, в том числе:

- доклад на Всероссийской научной конференции «Экзистенциальная философия: от С. Кьеркегора к А. Камю», посвященная 200-летию со дня рождения С. Кьеркегора и 100-летию со дня рождения А. Камю (г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 3 октября 2013 г.);

- доклад на XIV Международной научно-практической конференции «Культура. Духовность. Общество» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 14 ноября 2014 г.);

- доклад на Всероссийской научной конференции «Многомерность внутреннего мира: философские ракурсы» (г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 22 апреля 2016 г.);

- доклад на Шестой всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии (г. Москва, Психологической факультет МГУ, 4-6 мая 2016 г.).

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, содержащих по 5 параграфов, заключения и библиографического списка из 253 источников, 13 из которых англоязычные. Объем диссертации в целом составил 227 страниц текста в компьютерной верстке.

Глава 1. Историко-концептуальный анализ феномена фарисейства

1.1. Фарисейство в истории иудаизма: понятие, генезис и специфика

Исследование явления фарисейства, имеющего актуальность в современном христианстве, мы считаем необходимым начать с прояснения его исторических корней. История фарисейства берет свое начало в иудаизме, где оно было сформировано в своем первоначальном и аутентичном виде, как конкретная религиозная форма, присущая иудаизму в его историко-религиозном развитии. Целью данного параграфа является прояснение контекста, в котором явление фарисейства возникло исторически, поэтому для достижения поставленной цели мы будем пользоваться методом исторического анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Краснова, Алина Георгиевна, 2017 год

Библиографический список

1. Абдурашидова З.А. Религиоведческий анализ мистицизма (на примере ис-ихастской и суфийской традиций) // Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.14. - Москва, 2011. - 29 с.

2. Авва Дорофей, преп. Избранные поучения для мирян - М.: Лоза, 2008. -128 с.

3. Августин Блаженный. Исповедь / Пер. М.Е. Сергеенко; отв. ред. Н.Н. Казанский. - СПб.: Наука, 2013. - 376 с.

4. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. -Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с. - (Классическая философская мысль).

5. Аверинцев С.С. Из проповедей: Слово на Евангельское чтение в Неделю о мытаре и фарисее (07.02.93) // Континент. 2004. №119. - [Электронный ресурс] URL: http: //magazines.russ.ru/continent/2004/119/av2 .html

6. Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия / Сост., предисл., прим., указ. имен А.Д. Каплина / Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 720 с.

7. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

8. Айзенштадт С. Фундаментализм: феноменологические наблюдения и сравнительные характеристики // Человек, № 6, 1994. - С. 33 - 44.

9. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. - М.: Издательство академии наук СССР, 1960. - 272 с.

10. Антоний Сурожский, митр. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: проповеди. - Клин: Христианская жизнь, 2004. - 416 с.

11. Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам». О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому». // Этическая мысль: современные исследования - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 391 - 415.

12. Армстронг К. Битва за Бога: История фундаментализма / Карен Армстронг; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 502 с.

13. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 500 с.

14. Астапов С.Н. Познание Бога как проблема философии религии С.Л. Франка // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2014. Т. 16. - С. 55 - 61.

15. Астапов С.Н. Религиозный фундаментализм как политизированная форма религиозного сознания / Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры: труды российской науч.-практ. конференции (Москва, 2 октября 2012 г., Пермь, 4-5 октября 2012 г.). - М.: Ин-т философии РАН, Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2012. - Ч.2. - С. 78 - 84.

16. Астапов С.Н. Эпистемология религиозного опыта // Научная мысль Кавказа. 2009. №3. - С. 62 - 66.

17. Афанасий Лимассолъский, митр. Голод по Богу, или Лекарство от фарисейства (сборник проповедей). - М.: Православное миссионерское общество им. преп. Серапиона Кожеозерского, 2011. - 112 с.

18. Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф / Мария Ахметова. - М.: ОГИ; РГГУ, 2010. - 336 с.: ил.

19. Баканурский Г.Л. Реакционный альянс: иудейский клерикализм и сионизм. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

20. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон; пер. с фр., послесловие, примечания А.Б. Гофмана. - М.: КДУ, 2010. - 288 с.

21. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек, №9, 1997. - С. 67 - 75.

22. Бердяев Н.А. Философия свободы / Николай Бердяев. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 319, [1] с.

23. Беркутова Ю.А. Репрезентация концепта «лицемерие» в русском языке // Гуманитарные исследования. 2009. №3 (31). - С. 15 - 21.

24. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире - «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1999. - 300 с.

25. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. IV. История церкви в период Вселенских Соборов. III. История богословской мысли. - Петроград: Третья государственная типография, 1918. - 600 с.

26. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 344 с.

27. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. - Иваново: Свет Православия, 2004. - 304 с.

28. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 368 с.

29. Бубер М. Два образа веры. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

- 592 с.

30. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. - 640 с.

31. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен; Пер. с англ. А. Баш-кирова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. -444 [4] с.

32. Верховский А.М. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995 - 2001 гг. / Александр Верховский. -М.: Центр «Сова», 2003. - 316 с.

33. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М.: Издательство академии наук СССР, 1954. - 268 с.

34. Волобуев А.В. О концепциях лицемерия и неблагодарности в этике ислама // Вестник Московского городского педагогическое университета. Серия: Философские науки. 2014. №4 (12). - С. 44 - 48.

35. Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. - Петербург: «Наука и школа», 1922. - 168 с.

36. Вылегжанин И.Д. Образ Яхве в Ветхом Завете // Вестник ТГУ: Гуманитарные науки. Вып. I, 1999. С. 84 - 96.

37. Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / Пер. с нем., вступ. ст. и комм. проф. А. А. Спасского. -СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. - 384 с.

38. Гвоздарева Т.Г. «На камнях заповедей Его...»: Нагорная проповедь (анализ нравственных норм христианства) // Духовно-нравственное воспитание. 2010. №3. - С. 75 - 81.

39. Гельфонд М.Л. Проблема соотношения морали и религии: Сократ - Кант

- Л.Н. Толстой // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - № 3-1 / 2011. - С. 9 - 19.

40. Гильдебранд Д. фон Сущность христианства / Пер. с нем. А.И. Смирнова.

- СПб.: Алетейя, 1998. - 480 с.

41. Голсуорси Д. Остров фарисеев: романы / Джон Голсуорси; [пер. с англ. Т. Кудрявцевой, М. Лорие, Л. Чернявского]. - М.: Эксмо, 2009. - 608 с.

42. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея-Законодателя, или о совершенстве добродетели // Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. - М.: Типография В. Готье, 1861. - С. 223 - 379.

43. Гуревич П.С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность, №4, 1995. - С. 154 - 162.

44. Гусейнов А.А. Возможна ли мораль, независимая от религии? // Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПбГУП (1993 - 2013): в 3 т. / сост., науч. ред. А.С. Запесоцкий. Т. 3. - СПб.: СПбГУП, 2013. - С. 216 - 220.

45. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. - 1995. - №5. - С. 5 - 12.

46. Двойнин А.М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности: Монография. - СПб.: Речь, 2011. - 224 с.

47. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. - М.: Наука, 1993. - 432 с.

48. Джуга И. Фарисеи нашего времени // «Мир вам». Христианский информационно-аналитический портал, 21 ноября 2010 [Электронный ресурс]. URL: http: //mirvam. org/2010/11/21 /фарисеи-нашего-времени/

49. Дидро Д. Монахиня. - М.: Азбука, 2011. - 256 с.

50. Диккенс Ч. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.10, 11. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957-1963.

51. Добренъков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность в России в XXI веке. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. - 218 с.

52. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года [Электронный ресурс]. URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/421863.html

53. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. - М.: Политиздат, 1989. - 365 с.: ил.

54. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 9. Братья Карамазовы. -М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1958. - 636 с.

55. Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры: монография / под общ. ред. Е.Е. Несмеянова; коллектив авторов / Донской государственный технический университет. - Новочеркасск: Лик, 2016. - 152 с.

56. Жирар Р. Насилие и священное / Перевод с французского Г. Дашевского. Изд. 2-е, испр. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.

57. Журинская М.А. «Хуже себя» // Фома. №7. 2010. - С. 24 - 29.

58. Забияко А.П. Феноменология религии (статья третья) // Религиоведение. 2011. №3. С. 89 - 94.

59. Зелинский К., прот. Надо ли детям молиться? // Духовно-нравственное воспитание. 2014. № 4. - С. 43 - 48.

60. Зенько Ю.М. Психология религии, 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2009. - 552 с.

61. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб: Питер, 2011. - 448 с.

62. Зорин В.И. Философский толковый словарь «Евразийская мудрость от А до Я». - Алматы: Создш-Словарь, 2002. - 407 с.

63. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты: в 2 т. Том I. - М.: Сибирская благозвонница, 2012. - 308 с.

64. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов / Полное собрание творений. Т.III - М.: Паломник, 2002. - С. 3 - 67.

65. ИзардК.Э. Психология эмоций - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

66. Иларион. Слово о Законе и Благодати. / Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Деря-гина. Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Деря-гина, А.К. Светозарского. - М.: Столица, Скрипторий, 1994. - 146 с.

67. Иларион (Алфеев), еп. Православное богословие на рубеже эпох. - Юев: Дух 1 Лггера, 2002. - 536 с.

68. Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание - М.: Вече, 2013. - 448 с.

69. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.: ил.

70. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 586, [6] с.

71. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы, - М.: Русская книга, 1994, - 624 с., 1 ил. портр.

72. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на Небо. - М.: Артос-Медиа, 2007. - 672 с.

73. Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с др.-греч. М. Финкельберг, А. Вдовиченко; Под. ред. А. Ковельмана. - М.: Мосты культуры / Гешарим, 2008. - 524 с.

74. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Т.1. Кн. 1-12. / Иосиф Флавий; Оформление С.Е. Власова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Ладо-мир», 2002. - 784 с.

75. Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Т.2. Кн. 13-20; О древности иудейского народа (Против Апиона) / Иосиф Флавий; Оформление С.Е. Власова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Ладомир», 2002. - 613 с.

76. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия: Древнерусский перевод / Том I / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; Отв. ред. А.М. Молдован; Изд. подгот. А.А. Пичхадзе, И.И. Макеева, Г.С. Баранкова, А.А. Уткин. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 880 с.

77. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. - М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2014. - 216 с.

78. Калъвин Жан. О христианской жизни: Пер. с франц. / Введение / Примеч. д. ист. наук Н.В. Ревуненковой под редакцией А.Д. Бакулова - М.: Протестант, 1995. - 128 с.

79. Каменецкий В.А. Лицемерие как латентная форма общественных отношений // Коммуникология. Т.3. №4. 2015. - С. 132 - 137.

80. Камю А. Падение: повесть / Альбер Камю; пер. с фр. Н. Немчиновой. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 158, [2] с.

81. Кант И. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Гусейнова. - М.: Республика, 2000. - 431 с.

82. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. / Статьи и выступления. - М.: Пробел, 1996. - 304 с.

83. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. -М.: Русский путь, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2006.

84. Кацнелъсон Л. Фарисеи / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890 - 1907.

85. Керкегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. Второе издание (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 376 с.

86. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Первосвятитель-ское слово. Правда и ложь в жизни христианина // Журнал Московской Патриархии. №3. 2013. - С. 48 - 49.

87. Киселев Г.С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. - 2001. -№ 12. - С. 3 - 15.

88. Клещев Д.С. Философия интуиционизма против фарисейства в науке // Философия и культура. 2013. № 1 (61). - С. 88 - 95.

89. Конь Р.М. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. - 496 с.

90. Коржевский В., свящ. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. - М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004. - 648 с.

91. Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Политические исследования, №5 (58), 2000 - С. 133 - 153.

92. Краснова А.Г. Концепции истинной религиозности на рубеже XIX-XX вв. // Гуманитарные и социально-экономические науки. №4 (89). 2016. С. 69 - 72.

93. Краснова А.Г. Методологические основы исследования явления фарисейства // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 43. С. 57 - 67.

94. Краснова А.Г. Образ фарисейства в Новом Завете // Гуманитарные и социально-экономические науки, №3, 2014. С. 49 - 53.

95. Краснова А.Г. Православное сектантство и раскольничество в свете духовной безопасности России: монография. / Южный федеральный университет. - Новочеркасск: Лик, 2015. - 168 с.

96. Краснова А.Г. Тема фарисейства в произведении А. Камю «Падение» // Экзистенциальная философия: вчера и сегодня. Материалы конференции «Экзистенциальная философия: от Кьеркегора к Камю», посвященной 200-летию со дня рождения С. Кьеркегора и 100-летию со дня рождения А. Камю. - М: Директ-Медиа, 2014. С. 71 - 81.

97. Краснова А.Г. Фарисейство как личностное основание религиозного фундаментализма в христианстве // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 6 (85). - С. 17 - 20.

98. Краснова А.Г. Фарисейство как морально-этическое понятие // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С. 178 - 186.

99. Краснова А.Г. Фарисейство как форма искаженной религиозности // Гуманитарий Юга России. №4. 2016. С. 214 - 223.

100. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Политические исследования, №1 (66), 2002. - С. 66 - 77.

101. Кузнецова О.В., Смолина Н.С., Маренинова В.В. Фундаментализм vs фундаментализм: научные и обыденные представления / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50): в 3-х ч. Ч. III. - C. 119 - 124.

102. Кукарцева М.А. О лжи в политике. Заметки об одном неоднозначном явлении // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2014. №8 (295). - С.18 - 24.

103. Кураев А., диак. Протестантам о православии. Наследие Христа. - Клин: Христианская жизнь, 2007. - 672 с.

104. Куртц П. Искушение потусторонним: пер. с англ. - М.: Академический Проект, 1999. - 601 с.

105. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. -М.: Академический Проект, 2012. - 157 с.

106. Лаврухина И.М. Постижение Абсолюта: религиозно-философские версии осмысления идеи трансцендетного в культуре // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. 2016. С. 256 -261.

107. Лаврухина И.М. Трансценденция и экзистенция: два измерения свободы // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 1. С. 60 - 67.

108. Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения. - СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1903. - 344 с.

109. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

110. Левицкий С.А. Трагедия свободы / С.А. Левицкий. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 480 с.

111. Леонтьев Д.А. Кесарю - кесарево // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т.4, № 4. С. 58 - 63.

112. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. Том 8. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 636 с.

113. Летуновский В.В. «Этика присутствия» и другие эссе. - М.: Академический проект, 2014. - 239 с.

114. Ливе Ж. Религиозные войны / Ж.Ливе; Пер. с фр. Г. Мирошниченко. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 160 с.

115. ЛихачевД.С. «Слово о Законе и Благодати» Илариона // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т. 2. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси - Л.: Худож. лит., 1987. - С. 30-43.

116. Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский. Граница фарисейства -противопоставление себя окружающим // Православие и современность. №28 (44). 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/ 69297.html

117. Лопатин Л.М. Статьи по этике. - СПб.: Наука, 2004. - 360 с.

118. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн.2. - М.: Ключ, 1990. - 96 с. /репринтное издание 1957 г./

119. Лукин А.Н. Постмодерн: раскрепощение личности и (или) деградация культуры? // Социум и власть. - 2014. - № 1 (45). - С. 100 - 105.

120. Лючани А., кардинал. Illustrissimi: удивительные письма Альбино Лючани / Альбино Лючани; пер. А. Мартена // Наука и религия. 2006. № 12. - С. 34 - 35.

121. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - 432 с.

122. Макарий Великий, преп. Духовные беседы, послания и слова. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. - 400 с.

123. Макарий (Маркиш), иеромон. Псевдоправославие. - М.: Никея, 2011. -184 с.

124. Манхейм К. Диагноз нашего времени - М.: Юрист, 1994. - 697 с.

125. Марсель Лефевр, архиеп. Они предали Его: От либерализма к отступничеству / Пер. с фр. М. Заслонова. - СПб.: «Владимир Даль», 2007. - 350 с.

126. Мартин Лютер. Избранные произведения. - СПб.: Издательство «Андреев и Согласие», 1994. - 430 с.

127. Мартин Лютер. О свободе христианина / Составление, вступ. статья, пер. с нем., коммент., примеч. Ивана Фокина. - Уфа: Издательство «ARC», 2013. - 728 с.

128. Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. 4-е изд. / Предисловие прот. Сергия Гаккеля. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2009. - 68 с.

129. Матяш Т.П. Моральная философия И. Канта и христианство // Гуманитарий Юга России, №1, 2015. - С. 86 - 97.

130. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика») - 7-е изд. - М.: Библей-ско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. - 332 с.

131. Мецгер Б.М. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 360 с.

132. Милосердова Е.В. Современный культурный контекст: между искренностью и лицемерием // Вестник Тамбовского государственного университета, вып. 12 (92), 2010. - С. 197 - 203.

133. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч.2. Церковь и школа (вера, творчество, образование) - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1897. - 365 с.

134. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма - СПб.: Христианский Мост, 1995. - 238 с.

135. Молъер. Тартюф, или Обманщик: комедии / Мольер; пер. с фр. В.С. Лихачева, А.И. Онищикович-Яцыны, Н.А. Холодковского, Н.Г. Яковлевой. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 512 с.

136. Монахиня Мария. Оправдание фарисейства // Путь. Орган русской религиозной мысли. №56. Май-июнь, 1938. - С. 37 - 46.

137. Мопассан, Ги де. Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 1. - М.: Правда, 1958. - 420 с.

138. Моргачёв В.О. Исихазм как основа православной духовности и культуры стран Восточной Европы: монография / В.О. Моргачёв. - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2007. - 214 с.

139. Мориак Ф. Фарисейка: [роман] / Франсуа Мориак; пер. с фр. Н.М. Жарковой. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 317, [3] с.

140. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 256 с.

141. Мюллер Й. Бог - Он иной: Страдания от ложного образа Бога, пути к исцелению / Йорг Мюллер. Пер. с нем. Е. Рерих. - М.: Независимая психиатрическая ассоциация, 1 998. - 57 с.

142. Настольная книга священнослужителя - М.: Издательство Московской Патриархии, 1988. - 800 с.

143. Нестерова О.Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. - М.: ИМЛИ РАН, 2005, с. 23 - 44.

144. Низовцева Л.В. Западный индивид: свобода от ограничений и ее последствия // Общество и право. - 2007. - № 1 (15). - С. 80 - 84.

145. Никита Стифат, преп. Житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова - М.: Изд-во Введенской Оптиной Пустыни, 1856. - 192 с.

146. Нильссон М.П. Греческая народная религия. - СПб.: Издательство «Але-тейя», 1998. - 256 с.

147. Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

148. О современном фарисействе. Интервью с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым), доцентом СПб Духовной Академии [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/o-sovremennom-farisei stve

149. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года. - [Электронный ресурс] http: //www.patriarchia.ru/db/text/356093 .htm

150. Олпорт Г. Личность в психологии. - М.: «КСП+»; СПб.: «Ювента», 1998. - 345 с.

151. Осипов Д.Б. Феномен фарисейства: исторические и культурные аспекты. // Вестник Челябинского государственного университета. - № 18 (233). -2011. - С. 7 - 13.

152. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.

153. Паисий Святогорец, старец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке / Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта. -Москва: Издательский дом «Святая гора», 2004. - 406 с.

154. Папа: уныние и формализм препятствуют спасению // Сайт Римско-Католической церкви, приход «Воздвижение Святого Креста», г. Казань. URL: http://kazan.dscs.ru/7page id=1848

155. Поспеловский Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 655 с.

156. Пролеев С. Лицемерие и ханжество // Городское управление. 2012. № 5. -С. 97 - 99.

157. Райт Н.Т. Что на самом деле сказал апостол Павел. Был ли Павел из Тар-са основателем христианства? / Пер. с англ. (Серия «Современная библе-истика»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 192 с.

158. Рассел Б. Мистицизм [Электронный ресурс]. - URL: http://scisne.net/a-492

159. Рафаил (Нойка), иеромон. Культура духа / Пер. с рум. иер. Виталия Шинкаря. - М.: Святая гора, 2006. - 184 с.

160. Режабек Е.Я. В поисках рациональности (статьи разных лет): научное издание / Е.Я. Режабек. - М.: Академический Проект, 2007. - 383 с.

161. Ренан Э.Ж. Апостолы - СПб.: Типо-литография «Энергия», 1907. - 230 с.

162. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 398 с.

163. Ренан Э.Ж. Марк Аврелий и конец античного мира. - М.: Терра, 1991. -352 с.

164. Рожковский В.Б. «Верующее мышление» в духовно-экзистенциальном опыте современного человека // Философия права. 2013. № 1 (56). - С. 27 - 29.

165. Рожковский В.Б. Парадокс идеи умаления человека в православной мысли. - Ростов н/Д.: Антей, 2013. - 352 с.

166. Руденко А.М. Значение и социокультурные проблемы православия в условиях современной России // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред.: Сукиасян А. А. Уфа, 2016. - С. 77 - 85.

167. Рузер С. Концепция «Нового Завета» в иудаизме периода Второго Храма и в первоначальном христианстве // XVII Ежегодная богословская конференция. Т. 1, №17. - М.: Издательство ПСТГУ, 2007. С. 18 - 26.

168. Савва (Остапенко), схииг. О главных христианских добродетелях и гордости. - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат Республики Марий Эл, 1991. - 236 с.

169. Савченко А. Современный портрет фарисейства // Евангельская труба. №1 (85). 2015. - С. 4 - 7.

170. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлёвы: Роман. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. - 384 с.

171. Сандерс Э.П. Павел, Закон и еврейский народ. // Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки. - М: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 608 с.

172. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

173. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. - 336 с.

174. Свешников В., прот. «Каким судом судите...» // Православная беседа. 2010. №4. - С. 24 - 29.

175. Селедцов О. О мытарях и фарисеях: рассказ // Москва. 2007. №4. - С. 237 - 239.

176. Сергий Страгородский, архиеп. Православное учение о спасении - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. - 238 с.

177. Симеон Новый Богослов, преп. Божественные гимны. - Минск: Харвест, 2007. - 592 с.

178. Словарь по этике. / Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

179. Смирнов Д., прот. Не всякий праведник угоден Богу // Православная беседа. 2013. № 1. - С. 10 - 19.

180. Смолич И.К. Русское монашество 988 - 1917. Жизнь и учение старцев. -М.: Православная энциклопедия, 1997. - 607 с.

181. Спасский А.А. Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150-254). - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. - 360 с.

182. Субботин А.И. Проблема самосознания в философском рационалистическом сознании Х1Х-ХХ века. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 240 с.

183. Талмудические трактаты: Пиркей Авот, Авот де-рабби Натан / Под ред. Р. Кмпервассера. - М.: Мосты культуры / Геширим, 2011. - 326 с.

184. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. - М.: Российский гос. гума-нит. ун-т, 2000. - 469 с.

185. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. - 384 с.

186. Тахтамышев В.Г. Библейская идеология: система универсального практического мировоззрения: дисс... док. филос. наук: 09.00.11. - Ростов-на-дону, 2000. - 330 с.

187. Телушкин Й., раби. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии. - М.: Лехаим, 1998. - 575 с.

188. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. - М.: Юрист, 1995. - 479 с.

189. Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология, 1/2013. С. 2 - 12.

190. Тихомиров Д.И. Святой Григорий Нисский как моралист: этико-историческое исследование - Могилёв-на-Днепре: Скоропечатня и Литография Ш. Фридланда, 1886. - 384 с.

191. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 11 т. Т. 11 / Под ред. А.П. Лопухина. - СПб.: Бесплатное приложение к журналу «Странник», 1913. - 610 с.

192. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

193. Толстой Л.Н. Анна Каренина: роман в восьми частях - М.: Наука, 1970. -914 с.

194. Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия // Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 23. - М.: Терра, 1992. - 573 с.

195. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в XII томах. Т. XI. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1984. - 576 с.

196. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - М.: Азбука, 2007. - 544 с.

197. Тулъчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 35 - 53.

198. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь / Т.В. Летягова, Н.Н. Романова, А.В. Филиппов. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006.

199. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни / Пер. с исп., вступ. ст. и коммент. Е.В. Гараджа. - К.: Символ, 1996. - 416 с.

200. Фенихелъ О. Психоаналитическая теория неврозов / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический Проект, 2004. - 848 с.

201. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Колос-сянам, к Филлипийцам. - М.: Правило веры, 2005. - 608 с.

202. Феофилакт Блаженный, архиеп. Святое Евангелие с толкованием текста.

- Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.

203. Философия: Энциклопедический словарь // Под редакцией А.А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004.

204. Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4 т. Т. 1 / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. - М.: Мысль, 1994. - 797, [2] с., 3 л. портр.

205. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

206. Франк С.Л. С нами Бог / Семен Франк. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 380, [4] с.

207. Франкль В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия [Текст] / Виктор Эмиль Франкль; пер. с англ. С.С. Панкова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. - 105 с.

208. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круг-лянского; Послесл. В.Т. Кондрашенко; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 608 с.

209. Фрейд З. Тотем и табу. - М.: АСТ, 2012. - 640 с.

210. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.

211. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1990. - С. 143 - 221.

212. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

213. Фундаментализм. - М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2003. - 264 с.

214. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Изд. 3-е, испр.

- СПб.: Наука, 2006. - 452 с.

215. Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. / Пер. с нидерл. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. - 517 с.

216. Холл С. Дж. Учение и жизнь ранней церкви / Пер. с англ. - Новосибирск: Посох, 2000. - 324 с.

217. Хомутцов С.В. Духовность в культуре постмодерна // Вестник Алтайского государственного технического университета. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - №1. - С. 119 - 123.

218. Хомутцов С.В. Духовность, ее подобия и антиподы в культуре: автореферат дисс... докт. филос. наук: 24.00.01. - Барнаул, 2009. - 46 с.

219.Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека / Православное учение о человеке: избранные статьи. -Клин: Христианская жизнь, 2004. - С. 154 - 167.

220. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений / Э. Хоффер. - Мн.: ЕГУ, 2001. - 200 с.

221. Худиев С. Фарисейство по-прежнему актуально? // Православие и современность. №28 (44). 2014. [Электронный ресурс] URL: http: //www. eparhia-saratov.ru/Articles/fariseiistvo-po-prezhnemu-aktualno

222. Честертон Г.К. Ортодоксия. Эссе. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2003. - 286 с.

223. Чистякова О.В. Насилие и религия как социальные феномены современности (философско-антропологический контекст // Вестник РУДН, серия Философия, 2015, № 1. С. 116 - 136.

224. Чистякова О.В. Проблема человека в восточно-православной патристике. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 256 с.

225. Шафф Ф. История христианской церкви. Том VII. Современное христианство. Реформация в Германии. - СПб.: Библия для всех, 2009. - 464 с.

226. Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. - СПб.: Авалонъ, Азбука-Аттикус, 2011. - 224 с.

227. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография. - М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. - 252 с.

228. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир: (Ветхий Завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии). - М.: Политиздат, 1987. - 239 с., ил.

229. Шмеман А., прот. Воскресные беседы. - М.: Паломник, 1993. - 248 с.

230. Шмеман А., прот. О церкви / Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. №2 (16). Москва, 1998. - С. 18 - 39.

231. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 7 - 33.

232. Шульман М.М., Краснова А.Г. Теология Завета в контексте европейской социокультурной традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Том 6. № 6А. С. 12 - 28.

233. Шульман М.М. Ощущение знания. Монография: В 2 ч. Ч. II. Формирование альтернативных идеалов знания / М.М. Шульман. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. - 488 с.

234. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перев. с фр. - М.: Критерион, 2002. - 512 с.

235. Энциклопедия иудаизма. - Издательство «МАССАДА» Иерусалим -Тель-Авив. Шломо-Залман Ариэль. 1983.

236. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001.

237. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т. 1. - М.: Флинта: Наука, 2010.

238. Яблоков И.Н. Актуальные проблемы конкретного исследования религиозности. - М.: Знание, 1969. - 32 с.

239. Яхьяев М.Я. Сущность религиозного фанатизма // Вестник Дагестанского государственного университета. 2006. № 5. С. 95 - 98.

240. Arterburn S., Felton J. Toxic faith: Experiencing healing from painful spiritual abuse. Colorado Springs: WalterBook Press, 2004. 269 p.

241. Blue, Samantha. The Pharisee Church / Senior Honors Thesis - Liberty University, 2012. 28 p.

242. Dimont M. I. Jews, God and history. - New York, NY: New American Library, 2003.

243. Eire, Carlos M.N. War against the idols - New York, Cambridge University Press, 1986. 325 p.

244. Krasnova A., Sprincean S. The human security approach in the analysis of fundamentalism: political, cultural and bioethical aspects // Revista de Filosofie, Sociologie si Stiinte Politice, 2 (168), 2015. Chisinau, p. 73 - 83.

245. Maslow A. Religions, Values, and Peak-Experiences. - Penguin Books, 1994. 144 p.

246. Mason, Steve. Current scholarship on the Pharisees [Электронный ресурс] // ftp://ftp.lehigh.edu/pub/listserv/ioudaios-l/Articles/smpharis/

247. McDonald, William. Characteristics of Pharisees [Электронный ресурс] // http://www.wmcdonaldministry.com/profiles/blogs/characteristics-of-pharisees

248. Rokeach M. The open and closed mind - New York: Basic Books, 1960. 464 р.

249. Schneider, Kirk J. The Polarized Mind: Why It's Killing Us and What We Can Do about It. - University Professors Press, 2013. 202 p.

250. Van Deurzen, Emmy. Everyday mysteries: a handbook of existential psychotherapy / Emmy van Deurzen. - 2nd ed. Routledge, 2010. 370 p.

251. Vance, Laurence M. The other side of Calvinism - Pensacola, FL: Vance Publications, Second Printing, 1994. 466 p.

252. Varner, William C. Jesus and the Pharisees. A Jewish Perspective [Электронный ресурс] // http: //www.pfo .org/pharisee.htm

253. Walford N. How to survive in the Pharisee Church. - Enumclow, WA: A Division of WinePress Group, 2010. 260 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.