Образ мира в способы его создания в романе Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Варушкина, Анастасия Валерьевна

  • Варушкина, Анастасия Валерьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 153
Варушкина, Анастасия Валерьевна. Образ мира в способы его создания в романе Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Воронеж. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Варушкина, Анастасия Валерьевна

л Введение.

Глава 1. Масштабность образа мира в романе «Мельмот Скиталец» и способы ее достижения.

1.1 Пестрота жизненного «материала» и способы ее упорядочивания (принципы подобия, контраста и варьирования).

1.2 Проблема «готической» традиции в романе.

1.3 Принцип параллельного развертывания структурных элементов разных жанровых традиций.

1.4 Принцип «перетекания» друг в друга жанровых канонов.

1.5 Принцип варьирования жанровых традиций.

1.6 Принцип «контрапунктного» вкрапления разных жанров.

Глава 2. Интертекстуальные связи «Мельмота Скитальца» и их роль в изображении мира в романе.

2.1 Поле интертекстуальных взаимодействий

Мельмота».

2.2. Виды и типы интертекстуальности в «Мельмоте» и их функциональные особенности.

Глава 3. Своеобразие повествовательной манеры романа Ч.Р. Метыорина и ее роль в создании образа мира.

3.1 Особенности субъектной организации повествования романа.

4 3.2 Специфика «рамочного» повествования «Мельмота».

Глава 4. Образ Скитальца и проблема концепции мира в романе «Мельмот Скиталец».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ мира в способы его создания в романе Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец"»

Имя Ч.Р. Мстыорина (1780-1824) было хорошо знакомо читателям, театралам начала XIX столетия не только в Великобритании, но и за ее пределами. Несостоявшийся поэт и литературный критик (рецензии на пьесы Р. Шийла, М. Эджворт), Ч.Р. Метыорин получил признание современников как талантливый драматург (пьесы «Бертрам, или Замок Сент-Альдобранда», 1813; «Мануэль», 1817; «Фредольфо», 1818) и прозаик (романы «Роковое мщение, или Семья Монторио», 1807; «Молодой ирландец», 1808; «Милезский вождь», 1811; «Женщины, или За и Против», 1818). О личности писателя ходили противоречивые легенды: примерный семьянин и дамский угодник, мрачный романист, строгий священник и страстный любитель карточной игры, танцев и рыбной ловли.

Из всего разнопланового творческого наследия писателя наиболее успешным и значительным стал роман «Мельмот Скиталец». Опубликованный в 1820 году, «Мельмот» быстро завоевал популярность среди читателей, став известным не только в Великобритании, но и за ее пределами - в Европе, США, России. Несмотря па очевидный успех этого произведения, слава его во многом была неоднозначной. Если читатели с увлечением и восторгом отдавали дань таланту создателя «Мельмота», то английские критики, наделяя роман эпитетами «скучный» ("tiresome"), «глупый» ("silly"), «непристойный» ("blasphemous"), «экстравагантный» ("eccentric"), «странный» ("odd"), в основном отнеслись к нему враждебно (см.: Idman 1923: 268-270). Во Франции же и России, напротив, «Мельмотом» восторгались, называя его автора «самым оригинальным современным писателем» (О. де Бальзак), «единственным в своем жанре» (111. Бодлер), «великим талантом» (рецензии в русских журналах 1830х годов). В целом же слава «Мельмота» оказалась недолговечной - вскоре роман был предан забвению как его поклонниками, так и хулителями. В этой связи примечательно высказывание анонимного автора журнала "The Irish Quarterly Review" от марта 1852 года: «Едва ли существует такой писатель, именем которого столь пренебрегали, а произведения которого были бы столь забыты, как Ч.Р. Метыорин» (см.: Алексеев 1983: 532).

Однако, почти век спустя, в 1920е годы обозначился всплеск научного интереса к роману Ч.Р. Метыорина, не ослабевающий и по сей день. Исследователи «Мельмота» называют его произведением «сложным» (Kiely 1972: 189; Алексеев 1983: 566), «причудливым» (Соловьева 1988: 125; Вауег-Berenbaum 1982: 93), «неординарным» (Punter 1980: 142), выходящим «из ряда вон» (Берковский 2002: 134).

За рубежом жизнь и творчество Ч.Р. Метыорина освящены в ряде монографий - финского исследователя Н. Идмана (Idman 1923), голландского ученого В. Сколтена (Schölten 1933), американского исследователя Д. Крамера (Kramer 1973), в диссертации французского исследователя К. Фиероба (Fierob 1975). Изучается и место «Мельмота» в эволюции романных жанров, чему посвящены отдельные разделы исследований, прослеживающих развитие «готического» (Varma 1957; Birkhead 1963; Hennessy 1978; Punter 1980; Bayer-Berenbaum 1982; Wiesenfarth 1988) и становление романтического романа (Kiely 1972; Kelly 1995).

В нашей стране серьезное изучение наследия Ч.Р. Метыорина началось несколько позже, чем за рубежом - в 1960-1970 годах, хотя отдельные статьи о Ч.Р. Метыорине встречались и раньше; например, в Литературной энциклопедии 1934 года «Мельмот» характеризуется как «высшая точка дворянского романтизма, изобличающего уже его внутренний гнилостный распад». Творчеству Ч.Р. Метыорина посвящены диссертации JI.B. Сницыпой (Спицына 1978), JI.C. Макаровой (Макарова 2001). Роль «Мельмота Скитальца» в эволюции английского нредромантизма рассматривается в монографиях H.A. Соловьевой (Соловьева 1984; 1988), в соответствующих разделах диссертаций М.Б. Ладыгина (Ладыгин 1978), Е.В. Григорьевой (Григорьева 1989). Место романа Ч.Р. Метыорина в истории английской литературы обозначено в статьях М.П. Алексеева (Алексеев 1971; 1983; 1991), разделах учебников (Аникст 1956; Аникин Михальская 1998; Вельский 1968; Урнов 1989).

В целом, исследования «Мельмота» обращены к выявлению жанровой специфики романа. Одни ученые усматривают в нем типичное произведение «готической» школы (Bayer-Berenbaum 1982; Eggenschwiller 1975; Hennessy 1978; Schölten 1933; Аникст 1956), другие видят в нем романтический философский роман (Kiely 1972; Аникин Михальская 1998), третьи -указывают на совмещение в «Мельмоте» разных жанровых традиций (Fierob 1975; Idman 1923; Kiely 1972; Kramer 1973; Punter 1980; Григорьева 1989; Ладыгин 1978; Макарова 2001; Спицына 1978; Соловьева 1988 и др.). Некоторые авторы особо подчеркивают сложность жанрового облика романа (Idman 1923; Pierce 1918; Алексеев 1983).

Интерес исследователей вызывает и «рамочная» сюэ/сетио-композиционная структура романа, при этом одни говорят о стройности принципов организации произведения (Axton 1961; Bayer-Berenbaum 1982; Елистратова 1989; Kramer 1973; Punter 1980; Спицына 1978; Соловьева 1988), другие, напротив, о его аморфности, хаотичности (The Cambridge History of English and American Literature 1907-1921; Hennessy 1978; Ruff 1955; Ладыгин 1978).

Важное место в исследованиях «Мельмота» занимает и осмысление его идейной стороны. Большинство литературоведов придерживаются мнения, что несмотря на сложность и многоплановость «Мельмота», роман посвящен, прежде всего, морально-философской проблематике. Некоторые ученые полагают, что смысл романа - в испытании человека силами Зла (Conger 1977), миром хаоса (Bayer-Berenbaum 1982). Представители психоаналитического направления (например, Дж. Вайзенфарс) видят смысл романа в раскрытии глубин человеческой психики, «подавленных» желаний, что, по их мнению, выступает приметой «нового» «готического» романа (Wiesenfarth 1988). Сторонники социологического подхода, в частности, Д. Крамер, Д. Пантер, Дж. Келли, утверждают, что в «Мельмоте» поднимается проблема противостояния человека «институтам угнетения» ("opressive institutions"), осмысливаются уроки французской революции (Kelly 1995). Существует и толкование произведения Ч.Р. Метыорина в экзистенциальном ключе: например, П. Торслев полагает, что в «Мельмоте Скитальце» звучит метафизический протест против несвободы человека (Thorslev 1984). В этой связи разные интерпретации получает и образ Мельмота Скитальца (об этом подробнее пойдет речь в гл. 4 настоящей работы).

Определенный интерес исследователей вызывает и проблема влияния на «Мельмота» предшествующей литературы - легенд, библейских притч (Bayer-Berenbaum 1982; Kramer 1973; Scott 1980 и др.), европейской поэзии и прозы (Fierob 1975; Idman 1923; Ruff 1955 и др.). Ряд статей посвящен связям «Мельмота» с европейской литературой XIX-XX веков (см. глава 4).

Таким образом, зарубежными и отечественными исследователями внесен большой вклад в изучение романа. Вместе с тем, при всем многообразии изучаемых аспектов «Мельмота», его исследователи рассматривают роман в рамках отдельной традиции («готической», романтической), с которой и связывается его жанровое, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности проблематики. Однако, не встает вопрос о месте «Мельмота» в эволюции романного жанра как такового. Между тем, создание «Мельмота» приходится на период в истории европейской литературы (конец XVIII -первая половина XIX веков), ознаменованный бурным развитием жанра романа в творчестве романтиков. Как справедливо замечает JI.A. Мироненко, «осознание универсальных возможностей романа - одно из серьезных, имеющих последствия завоеваний европейского романтизма» (Мироненко 1995: 15).

Известно, что теоретиками романтического романа стали немецкие романтики (Шлегель, Новалис, Вакенродер). Их творчество (JI. Тик «Странствия Франца Штернбальда», 1798; Новалис «Генрих фон Офтердинген», 1802; Э.Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра») тяготело к мифологической форме мышления, иносказательности, фантастике (Ботникова 2004: 25). Вкладом немецких романтиков в развитие романа было выдвижение нового типа героя (художник, стремящийся к идеалам красоты, гармонии, высшей правды), использование многозначной символики, совмещение эпического и лирического начал, переплетение разных жанровых черт.

Центральное место занимает роман в системе французского романтизма («Дельфина», 1802 «Коринна, или Италия», 1807 Ж. де Сталь; «Оберман», 1804 Э.П. де Сенанкура; «Адольф», 1816 Б. Констана и др.). В творчестве французских романтиков происходит освоение нового романного жанра - «личного романа», который стал основой развития французского романтизма (Мироненко 1995: 41). Сделав героем своих произведений современника - «сына века», французские писатели стремились запечатлеть его внутренний облик, пронизанный острым разочарованием, неудовлетворенностью, духом безверия и скорби. Французский роман начала XIX столетия отличает тенденция к «приватизации» (термин Л. В. Карельского), что выражается в камерности сюжетов, изображении судьбы одного героя, «монологизации» романного жанра (роман в письмах, роман-исповедь).

Конец XVIII - начало XIX века - период утверждения в собственной самоценности романного жанра и в Великобритании. Пластичность романа, его способность к смещению жанровых, родовых границ, открытые английскими писателями XVIII века, плодотворно развиваются в творчестве английских прозаиков конца XVIII - начала XIX веков, их произведениям присущ «жанровый эксперимент» (Ладыгин 1981: 21-22). Утверждение романтических черт в английском романе происходит в недрах устоявшихся жанровых канонов, на что указывает и Н.Я. Дьяконова, размЕлшляя о «преемственной связи» английских романтиков с идеологией XVIII века (Дьяконова 1973: 9).

Так, У. Годвин, которого A.A. Елистратова назвала «последним просветителем и первым романтиком» (Елистратова 1966: 398), совмещая в «Сент-Леоне» (1799) философские искания просветителей и романтическую образность, стал основоположником романтического философского романа. Он же явился и зачинателем европейского «социального романа» (см.: Алексеев 1961: 4), основные черты которого (сочетание тонкого анализа общественных отношений на основе документальных источников с увлекательностью беллетристики) намечены в «Калебе Уильямсе» (1794), «Флитвуде» (1805). Романтическое мироощущение проникает в романы «готической» школы («Монах», 1794 М.Г. Лыоиса, «Итальянец», 1794 А. Радклиф), для которых характерно пристальное внимание к противоречивым характерам (Амброзио, Скедони), изображение «диалектики души». Эту тенденцию развивает и М. Шелли во «Франкенштейне» (1818), романе-притче, аллегории, который отличается сочетанием сложной философской проблематики в духе произведений просветителей (идея ответственности ученого за сделанные открытия) и романтической символики (образы грандиозной природы, Виктора Франкенштейна, Монстра), а также обращением к «готическому» инструментарию (создание Монстра, нагромождение роковых событий, экстремальных ситуаций и преступлений) и переплетением разных повествовательных традиций, заложенных, в том числе, и реалистическим романом. Огромную роль в разработку романной прозы внес и В. Скотт, написавший к моменту опубликования «Мельмота Скитальца» свой «шотландский» цикл (1814-1818) и первый роман из английской истории («Айвенго», 1819). Эти произведения стали образцами исторического жанра (изображение судьбы героя в связи с судьбой общества, сочетание бытописания, романтической поэтичности и авантюрных элементов). В 1820е годы складывается и английский морской роман -«Пират» (1821) В. Скотта, «Сто лет назад» Ф. Марриета (Струкова 2000: 64).

Таким образом, «Мельмот Скиталец» появляется в период утверждения в континентальном европейском романе романтического метода. Для английской же прозы конца XVIII - начала XIX веков, на наш взгляд, характерно тяготение к синтезу разных э/санровых традиций, что становится плодотворной основой развития новых жанровых форм. «Мельмот Скиталец» в этом смысле не является исключением.

Опираясь на опыт предшественников, присматриваясь к писателям современникам, Ч.Р. Метыорин создает роман, вобравший в себя многие достижения английского романа XVIII-XIX веков: философские искания, жанровые, стилистические, повествовательные открытия. Тем не менее, столь сложное и необычное произведение не оказало значительного влияния на развитие английского романа; в памяти потомков остался лишь образ его центрального персонажа Мельмота Скитальца, в дальнейшем переосмысленный в творчестве писателей разных стран и эпох.

Между тем замыслы автора «Мельмота», насколько об этом можно судить по немногим уцелевшим источникам, были грандиозными: своим творением он намеревался не только затмить предшественников, но и сказать «новое слово» в английском романе. В письме В. Скотту от 15 февраля 1813 года Ч.Р. Метыорин признавался, что начал писать «поэтический роман в стиле Romance» ("a poetical Romance"), оценивая его как «вещь необузданную» ("wild thing") и заявляя намерение своим творением «переиродить всех Иродов» (цит. по: Алексеев 1983: 560). Автор «Мельмота» усматривал оригинальность своего произведения в самобытности его жанрового облика и колоссальности замысла. Очевидно, замах» автора «Мельмота» состоял в создании с опорой на жанровые и повествовательные каноны европейской литературы предельно масштабного, всеобъемлющего образа мира.

Если необычный жанровый облик романа вызывает неослабевающий интерес его исследователей, то особенностям создаваемой в нем картины жизни внимание уделялось, на наш взгляд, недостаточно. Этого вопроса в разное время касались К. Фиероб, в своей диссертации указывающий на «разноликий» ("diverse") «сложный» ("composite") «барочный» ("baroque") облик культуры в «Мельмоте Скитальце» (Fierob 1975: 311-312) и JI. Байер-Беренбаум, высказавшая мысль о «фундаментальной неупорядоченности видения бытия» ("essentially unordered vision of existence") в романе (Bayer-Berenbaum 1982: 94). Однако, в вышеупомянутых исследованиях проблема специфики образа мира «Мельмота» лишь заявлена, но не раскрыта; не ставилась и задача изучения способов изображения столь сложной и причудливой картины жизни; не рассматривался и вопрос целостности последней.

Все вышесказанное определило актуальность данной работы. Она связана с наметившимся интересом к творчеству романистов, называемых «малозаметными», писателями «второго ряда» ("minor writers"), изучение которых и их вклада в подготовку «крупнейших явлений литературы» является «одной из ответственных и насущных задач литературоведения» (Хализев 2000: 140). Как справедливо замечает H.A. Соловьева, главное достоинство творчества романистов конца XVIII - начала XIX веков, пусть не всегда бесспорного художественного уровня, состоит в том, что оно «незаметно, постепенно» подготавливало «почву корифеям XIX века» (Соловьева 1988: 87). Это суждение можно отнести и к «Мельмоту Скитальцу», который при всей неоднозначности оценок исследователи зачастую называют «итоговым» в развитии английского романа XVIII-XIX веков (Соловьева 1988: 124), «ключевым в выходе на авансцену романа в Великобритании» (Урнов 1989: 110).

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые ставится вопрос об особенностях образа мира, представленного в романе «Мельмот Скиталец»; при этом способы создания этого мира рассматриваются в свете проблемы путей развития романа XVIII-XIX веков -его жанровых модификаций, манеры повествования, интертекстуальных связей, влияния эстетики романтизма и барокко; ставится вопрос о художественной целостности романа и завершенности концепции мира.

Предмет исследования - образ мира в романе «Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метыорина, а также способы его создания.

Объектом диссертации является роман «Мельмот Скиталец» Ч.Р.Метыорина. Привлекаются также произведения английских прозаиков конца XVIII - начала XIX веков: Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо», 1719; «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс», 1722; «Счастливая куртизанка, или Роксана», 1724), Дж. Свифта («Сказка о бочке», 1704; «Путешествие Гулливера», 1726), Г. Филдинга («Приключения Джозефа Эндруса», 1742; «История жизни покойного мистера Джонатана Уайльда Великого», 1743), Дж. Смоллетта («Приключения Перигрима Пикля», 1751; «Путешествия Хамфри Клинкера», 1771), О. Голдсмита («Векфильдский священник», 1766); У. Годвина («Калеб Уильяме», 1794; «Флитвуд», 1805), М.Г. Лыоиса («Монах», 1794), А. Радклиф («Роман в лесу», 1791; «Удольфские тайны», 1793; «Итальянец», 1794), Ш. Смит («Убежище», 1785), М. Шелли («Франкенштейн», 1818), В. Скотта («Пуритане», 1816).

Целью работы является изучение образа мира в «Мельмоте Скитальце» Ч.Р. Метыорина и способов его создания. В этой связи встает вопрос о наличии у автора романа целостной концепции мира.

Цель диссертационного исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

-выявить географические и хронологические параметры изображаемого Ч.Р. Метыорином мира, определить степень его масштабности и пути ее достижения;

-систематизировать признаки «готики» в жанровом облике романа и поставить вопрос о наличии в произведении иных, своеобразных жанровых традиций и об особенности их взаимодействий с традицией «готической»;

-определить варианты упомянутых взаимодействий и раскрыть их роль в создании образа мира;

-рассмотреть интертекстуальные связи «Мельмота» их идейно-художественную функцию;

-исследовать особенности повествовательной манеры произведения, работу автора со словом;

-проанализировать образ Скитальца и его роль в раскрытии авторской концепции мира и в попытках создать целостную картину последнего.

Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых в области поэтики, теории и истории литературы. Среди них труды С.С. Аверинцева, М.П. Алексеева, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Н.К. Гея, М.М. Гиршмана, И.Н. Голенищева-Кутузова, А.А. Елистратовой, Ж. Женетта, В.М. Жирмунского, Д.В. Затонского, Р. Кили, Д. Крамера, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова, М.Г. Соколянского, Н.А. Соловьевой, Ц. Тодорова, Ю.М. Тынянова, С.II. Филюшкиной, Н. Фрая, Б.М. Эйхенбаума.

В диссертационном исследовании использовались .методы историко-типологического, сравнительно-исторического, интертекстуального подходов, герменевтики.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что его результаты могут быть использованы в общих курсах лекций по истории английской литературы, истории английской литературы XVIII - XIX веков, специальных курсах и семинарах, посвященных углубленному изучению английской «готической» литературы, английской литературы эпохи романтизма первой трети XIX века, исследованию типологии романного жанра, эволюции повествовательных форм.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на X региональной научно-методической конференции «Культура общения и ее формирование» (апрель 2003 г., г. Воронеж); международной конференции «Мир идей и взаимодействие художественных языков в литературе Нового времени» (декабрь 2003г., г. Воронеж); на XII Гуляевских чтениях «Мир романтизма» (май 2004 г., г. Тверь); международной конференции и XIV съезде англистов «Компаративистика: современная теория и практика» (сентябрь 2004 г., г. Самара); на V всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева «Синтез в русской и зарубежной художественной культуре» (ноябрь 2004 г., г. Москва); внутривузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей (апрель 2003 г.). Основные положения работы нашли отражение в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Библиография включает 247 наименований, из них 77 на иностранных языках. Общий объем работы составляет 153 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Варушкина, Анастасия Валерьевна

Заключение.

Проведенное исследование образа мира в «Мельмоте Скитальце», показало стремление его автора к масштабности изображения жизни (обширный пространственно-временной охват, разнообразие социально-бытовых сфер действия, многообразие людских характеров и судеб, многогранность отношений между персонажами, принадлежащих к разным социальным кругам, нациям, конфессиям, странам и эпохам). Масштабность изображения окружающей действительности в «Мельмоте» достигается обращением его автора к преимущественно экстенсивному принципу изображения картины жизни - множество примеров, масса ситуаций, коллизий, разнообразие вариантов людских характеров и судеб, оттенков чувств и эмоций, аспектов взаимоотношений.

Своеобразие «экстенсивности» проявляется и в стремлении автора «Мельмота» при изображении мира и попытке его осмысления использовать все имеющиеся романные формы, особенно - разработанные его соотечественниками. Здесь и традиции просветительского романа, произведений «готической» школы, романтической прозы, в которых содержатся текстуальные заимствования; разные виды дискурсов (письмо, дневник, мемуары, рукопись; устный рассказ, песня, молитва, сон, галлюцинация и т.д.); повествование то от первого, то от третьего лица; сложность субъектной организации повествования; слабая, но все же ощущаемая индивидуализация персонажей-рассказчиков.

Вместе с тем в «Мельмоте» появляются и новые черты. Это, прежде всего, содержательность «калейдоскопичного» образа мира, которая достигается с помощью перекрещивания разных жанровых форм, «чужих» текстов, разнообразных видов дискурсов, приемов повествования. В итоге, картина жизни предстает в романе Ч.Р. Метыорина в динамике мыслей, чувств, грез, снов, диалектике переживаний, разнообразии восприятий, эмоциональных тонов, идейных позиций, мироощущений.

В то же время поражает противоречие между многогранностью изображенного мира и очевидным однообразием приемов его обобщения; между стремлением с помощью этих приемов упорядочить картину жизни и ее так и непреодоленной эклектичностью; между «смутностью», «неясностью» образа мира и его детальностью, конкретностью; между пестротой мировоззренческих позиций персонажей и категорическими авторскими оценками, морализаторскими рассуждениями и т.д.

Этому способствует и внедрение в роман, во многом продолжающего традиции просветительской прозы, ярко выраженного романтического начала - изображение героя-бунтаря, страдающего Зла; «готических» элементов - герой в его столкновении с ирреальным миром.

Как видим, картина жизни в «Мельмоте», впитав разные идейно-художественные достижения предшественников, ПОДВОДИТ ИТОГ ИХ ИСКАНИЯМ в изображении мира, не обусловленного Фатумом (просветительский роман); мира, пронизанного ирреальными силами (произведения «готической» школы); мира бесконечно разнообразного и многоликого (романтическая проза). Обращение в романе к традициям романтизма, «готики» способствует тому, что перед нами предстает особый образ мира - это «страшный мир» (Берковский 2002: 58), в котором сосуществуют вместе силы Зла как детерминированные изъянами общественного устройства, так и являющие Зло Извечное (Скиталец).

Причем, наиболее впечатляющим является мир, который прорисовывается за судьбой Скитальца, - трагичный, загадочный и до конца непознаваемый. В отличие от предшественников (просветителей, представителей «готической» школы, романтиков), - это мир, мрачный, охваченный беспросветным Злом, что во многом характерно для барочного мироощущения.

Думается, традиции барокко ощутимы и в большом объеме и сложности «Мельмота», объединившего грандиозный и разнообразнейший материал, совместившего разные жанры, стили, формы искусства. Подобно барочным произведениям, Ч.Р. Метыорин стремится показать все многообразие проявлений жизни, запечатленных в конфликте, противоборстве, увиденных в трагическом аспекте. Вместе с тем, будучи произведением совершенно иной эпохи, романом, замыкающим прозу рубежа веков, «Мельмот» отражает особую «рубежную» ментальность» (термин Н.Б. Корниловой, см.: Корнилова 2002: 238), для которой во многом характерна тенденция подведения итогов.

Автору «Мельмота», удалось создать особый «калейдоскопический» образ мира, в котором, как мы полагаем, запечатлен итог осмысления действительности предшественниками, а во взаимодействии разных жанровых, повествовательных форм, способов установления ннтертекстуальных связей, представлена эволюция приемов создания картины жизни. Как мы полагаем, роман Ч.Р. Метыорина демонстрирует поиски устранения одномерности в осмыслении мира, более тонких и насыщенных в эмоционально-смысловом плане путей изображения действительности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Варушкина, Анастасия Валерьевна, 2005 год

1. Maturin Ch. R. Melmoth the Wanderer. Л new edition from the original text with a Memoir and Bibliography of Maturins works, vol. 1. II, III / Ch. R. Maturin. -London, 1892.

2. Maturin Ch.R. Melmoth the Wanderer / Ch. R. Maturin. Lincoln, 1961.

3. Метыорин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Ч.Р. Метыорин. JL: Наука, 1976.

4. Метыорин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Ч.Р. Метыорин. М.: Наука, 1983. - 700 с.

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. М.: Школа «языки русской культуры», 1996. -446 с.

6. Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. JL: Наука, 1991.-460 с.

7. Алексеев М.П. В. Годвин и его роман «Калеб Уильяме» / М.П. Алексеев//В. Годвин. Калеб Уильяме.-JI.: Худ. лит-ра, 1961.-С. 3-23.

8. Алексеев М.П. Ч.Р. Метыорин и его «Мельмот Скиталец» / М.П. Алексеев // Ч.Р. Метыорин. Мельмот Скиталец. М.: Наука, 1983. - С.531-639.

9. Алексеев Ч.Р. Метыорин и русская литература / М.П. Алексеев // От романтизма к реализму. JL: Наука, 1977. - С. 3-55.

10. Алексеев М.П. Примечания / М.П. Алексеев // Ч.Р. Метыорин. Мельмот Скиталец. М.: Наука, 1983. - С. 641-700.

11. Альтман М.С. Литературные параллели / М.С. Альтман // Страницы истории русской литературы. М.: Наука, 1971. - 350 с.

12. Андриевская A.A. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона / A.A. Андриевская A.A. Киев: Изд-во Киевск. Ун-та, 1967 -171 с.

13. Аникин Г.В. История английской литературы / Г.В. Аникин, II.П. Михальская. М.: Высшая школа, 1985. - 431 с.

14. Аникст A.A. История английской литературы / A.A. Аникст. М.: Учпедгиз, 1956.

15. Атарова К. Н. Комментарии / К. Н. Атарова // Radcliffe A. The romance of the forest. Austen J. Northenger abbey. Moscow: Raduga Publishers, 1983. -C. 444-467.

16. Атарова K.H. Поэзия правда / К. H. Атарова // Radcliffe A. The romance of the forest. Austin J. Northenger abbey. Moscow: Raduga Publishers, 1983. -C.3-10.

17. Базен Ж. Барокко и рококо / Ж. Базен. М.: Слово, 2001. - 286 с.

18. Бальзак О. Человеческая комедия. Философские этюды / О. Бальзак // Собр. соч.: в 15 т.-М.: Худ. лит-ра, 1955.-Т. 13.-661с.

19. Барт Р. Миф сегодня / Р. Барт // Мифология. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996.-С. 233-283.

20. Барт Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. - С. 384-392.

21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит-ра, 1975. - 502 с.

22. Белинский В.Г. Библиотека романов и исторических записок, изданная книгопродавцом Ф. Ротганом / В.Г. Белинский // Собр. соч.: в 9 т. М.: Худ. лит-ра, 1976.-Т. 1.-С. 426-429.

23. Бельский A.A. Английский роман 1820х годов / A.A. Вельский. -Пермь, 1975.-204 с.

24. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Генезис, эволюция, типология / М.И. Бейт. Иркутск, 1987. - 118 с.

25. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Берк. М.: Искусство, 1979. - 237 с.

26. Берковский Ы.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. Спб.: Лзбука-классика, 2002. - 478 с.

27. Библейско-биографичеекий словарь / сост. П.Я. Благовещенский, Ф.И. Яцкевич. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 907 с.

28. Библия. Православное священное писание Ветхого и Нового Завета,-СПб., 1998.- 1204 с.

29. Боккаччо Дж. Декамерон / Дж. Боккаччо. М.: НИН, 1994. - 710 с.

30. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм /

31. A.Б. Ботникова Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 2004. - 340 с.

32. Ваганова Е.О. Мурильо и его время / Е.О. Ваганова. М.: Изобраз. иск-во, 1988.-221 с.

33. Васильева И.Н. Причуды готики / H.H. Васильева // Шедевры английского готического рассказа. -М.: Слово, 1994.- С. 5-10.

34. Васильева Т.Н. Английская сатирическая поэзия XVIII века (1760-1800)/Т.Н. Васильева.-Кишинев: Штиинца, 1981.- 108 с.

35. Вацуро В.Э. Готический роман в Росси (1790-1840): Фрагменты из книги / В.Э. Вацуро // Новое литературное обозрение. 2000.- № 42.

36. Вауверман Ф. / М.М. Алленов, O.A. Алленова и др. // Энциклопедия живописи. М.: ACT, 1997. - С. 115.

37. Вергилий П.М. Энеида / П.М. Вергилий // Буколики. Георгики. Энеида. -М.: Наука, 1971.-509 с.

38. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы /

39. B.В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.- 360 с.

40. Виноградов В.В. Сюжет и стиль / В.В. Виноградов. М.: Изд-во академии наук СССР, 1963.- 190 с.

41. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма / В.В. Виноградов // Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. - С. 4-141.

42. Гей H.K. Искусство слова. О художественности литературы. М.: Наука, 1967.-364 с.

43. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. -М.: Наука, 1975.-471 с.

44. Гейзер А.Р. Восточная тема в английской литературе XVIII: автореф. дис. . канд. филолог, наук / А.Р. Гейзер. Ленинград, 1984. - 20 с.

45. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М.М. Гиршман. М.: Высшая школа, 1991.- 159 с.

46. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. М.: Советск. писатель, 1982. - 367 с.

47. Годвин В. Калеб Уильяме / Годвин М. М.: Гослитиздат, 1949. - 404 с.

48. Годвин В. Последнее предисловие автора / В. Годвин // Калеб Уильяме. Л.: Худ. лит-ра, 1961. - С. 26-32.

49. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования / И.Н. Голенищев-Кутузов. М.: Наука, 1975. - 531 с.

50. Гомер Илиада. Одиссея / Гомер. М.: АСТ-Пресс, 2000. - 688 с.

51. Гофман Э.Т.А. Эликсиры дьявола / Э.Т.А. Гофман // Собр. соч.: в 6 т. -М.: Худ. лит-ра, 1994. Т. 2.-443 с.

52. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления / В.И. Грешных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 140 с.

53. Григорьева Е.В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: автореф. дис. . канд. филолог, наук / Е.В. Григорьева. Л., 1989. - 17 с.

54. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 2000. -511 с.

55. Дефо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс / Д. Дефо. -М.: Вся Москва, 1991.-319 с.

56. Дефо Д. Робинзон Крузо / Д. Дефо. М.: Квадрат, 1992. - 430 с.

57. Дефо Д. Счастливая куртизанка, или Роксана / Д. Дефо. Челябинск, 1992.-659 с.

58. Дибелиус В. Морфология романа / В. Дибелиус // Проблемы литературной формы.-JL: Academia, 1928.-С. 107-134.

59. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени / В. Днепров. Л.: Совтск. Писатель, 1980. - 598 с.

60. Достоевский Ф.М. Бесы заметки. Характеристики. Планы сюжетных диалогов / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 30 т. JL: Наука, 1974. - Т.11. -С. 58-333.

61. Дьяков JI.A. Предисловие / JI.A. Дьяков // Сальватор Роза. М.: Изобраз. иск-во, 1992. - С. 3-27.

62. Дьяконова Н.Я. Английская проза эпохи романтизма / Н.Я. Дьяконова // Английская романтическая проза. М.: Прогресс, 1980. - С. 5-40.

63. Дьяконова Н.Я. Ките и его современники / Н.Я. Дьяконова. М.: Наука, 1973.- 199 с.

64. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения / A.A. Елистратова. М.: Наука, 1966. - 472 с.

65. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. / Ж. Женетт. Соч.: в 2 т. / Работы по поэтике. Фигуры. М., 1998. Т. 1. - 496 с.

66. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В.М. Жирмунский. JI.: Худ. лит-ра, 1972. - 495 с.

67. Жирмунский В.М. У истоков европейского преромантизма / В.М. Жирмунский // Готический роман. JL: Лит. Памятники, 1967.- С.

68. Жирмунская H.A. От барокко к романтизму / H.A. Жирмунская. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургск. ун-та, 2001. - 463 с.

69. Заломкина Г.В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете: автореф. дис. . канд. филолог, наук / Г.В. Заломкина. Самара, 2003.- 19 с.

70. Заломкина Г.В. Советская готика: диалог Метыорина и Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» / Г.В. Заломкина // Литературоведение 2000. -(http://weblib.ssu.samara.ru/Dlib/vestnik/documents/200030604.html).

71. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худ лит-ра, 1973. -535 с.

72. Знамеровская Т.П. Неаполитанская живопись первой половины XVIII века / Т.П. Знамеровская. М.: Искусство, 1978. - 131 с.

73. Знамеровская Т.П. Предисловие / Т.П. Знамеровская // Сальватор Роза. М.: Изобраз. иск-во, 1972. - С. 3-26.

74. Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера / Т.П. Знамеровская. М.: Изобраз. иск-во, 1981.-239 с.

75. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. М.: Intrada MMI, 2001.-255 с.

76. Канныкин C.B. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста) / C.B. Канныкин. Воронеж: РИЦЕФ ВГУ, 2003. - 142 с.

77. Карельский Л. В. Французская литература / Л. В. Карельский // История всемирной литературы. Соч.: в 9 т. / История всемирной литературы.- М.: Наука, 1989.-Т. 6.-С. 143-163.

78. Кашкин И. Джеффри Чосер / И. Кашкин // Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М.: Правда, 1988. - С. 5-26.

79. Корман Б.О. Лирика и реализм / Б.О. Корман. Иркутск: Изд-во Иркутск. Ун-та, 1986. - 93 с.

80. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения / Б.О. Корман. Ижевск, 1977. - 71 с.

81. Кристева 10. Бахтин, слово, диалог и роман 10. Кристева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. - №3. - С. 3-49.

82. Кулаковский М.Н. Вставные конструкции в информативной структуре художественного текста / М.Н. Кулаковский // Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии: сб. науч. тр. Ярославль, 2002.-С. 166-122.

83. Кулешов В.И. Литературные связи Росси и Западной Европы в XIX веке / В.И. Кулешов. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 350 с.

84. Куприянова Е.С. Поэтика романа О. Голдсмита «Векфилдский священник» в контексте развития английской прозы первой половины XVIII века / Е.С. Куприянова: автореф. дис. . канд. филолог, наук. Санкт-Петербург, 1997. - 17 с.

85. Ладыгин М.Б. Английский «готический» роман и проблемы предромантизма: автореф. дис. . канд. филолог, наук / М.Б. Ладыгин. М., 1978.-20 с.

86. Ладыгин М.Б. Теория романа в трудах романтиков / М.Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежном литературоведении / Моск. гос. пед. ун-т. 1981.-Вып. 6.-С. 21-29.

87. Лебедева О.В. Поэтика новелл Джона Фаулза: автореф. дис. . канд. филолог, наук / О.В. Лебедева. Великий Новгород, 2005. - 22 с.

88. Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич. Рига: Зпнатне, 1990. - 510 с.

89. Лейдерман H.A. Жанровые системы литературных направлений и течений / H.A. Лейдерман // Проблемы метода и жанра в зарубежном литературоведении / Моск. гос. пед. ун-т. 1981. - Вып. 6. - С. 3-5.

90. Лейтес Н.С. Роман как художественная система / Н.С. Лейтес. Пермь: Изд-во ПГУ, 1985.-79 с.

91. Лермонтовская энциклопедия / под ред. В.А. Мануйлова. М.: Советск. энциклопедия, 1981.- 784 с.

92. Ли С. Убежище, или повесть иных времен / С. Ли. М.: Ладомир, 2000. -339 с.

93. Литературная энциклопедия. 1934. - т. 7. - (1Шр:/ЛеЬ-veb.rU/feb/litehc/encyclop/let/le7-543/.htm).

94. Литературные манифесты западно-европейских романтиков / под ред. А.С. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 638 с.

95. Лихачев Д.С. Литература Реальность - Литература / Д.С. Лихачев. -Л.: Советск. писатель, 1984. -269 с.

96. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера- история / Ю.М. Лотман. М.: Языки русской культуры, 1996. - 447 с.

97. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Гнозис, 1992. -270 с.

98. Лыоис М.Г. Монах / М.Г. Лыоис. М.: Ладомир, 1993. - 340 с.

99. Мазелло Р. Падшие ангелы и духи тьмы / Р. Мазелло. Ярославль: Гринго, 1995.-208 с.

100. Макарова Л.С. Роман Ч.Р. Метыорина «Мельмот-Скиталец» в контексте готической и романтической традиций: автореф. дис. . канд. филолог, наук / Л.С. Макарова. I I. Новгород, 2001. - 21 с.

101. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы / Е.М. Мелетинский. -М.: Наука, 1990.-279 с.

102. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. -М., 1994.- 133 с.

103. Миролюбова А. / Испанская новелла: рождение и расцвет / А. Миролюбова // Испанская новелла золотого века. Л.: Худ. лит-ра, 1989. -С. 5-20.

104. Мироненко Л.А. Проблемы французской романтической прозы первой половины XIX века. Жанрово-стилевые искания. Поэтика / Л.А. Мироненко.- Донецк: Изд-во ДонГУ, 1995.- 109 с.

105. Михайлов Л.Д. Предисловие / Л.Д. Михайлов // Французская повесть XVIII века. М.: Правда, 1989. - С. 5-22.

106. Михайлов Л.Д. Французская литература первой половины XVIII века / Л.Д. Михайлов // История всемирной литературы. Соч.: в 9 т. / История всемирной литературы. М.: Наука, 1989. - Т. 5. - С. 90-96.

107. Мифологический словарь. М.: Советск. энциклопедия, 1991. - 736 с.

108. Мурильо Б.Э. / М.М. Ллленов, O.A. Алленова и др. // Энциклопедия живописи. М.: ACT, 1997. - С. 474.

109. Мурильо Б. Э. / Э. Альфонсо, С. Перес. // Крупнейшие музеи мира. Прадо. М.: ACT, 2000. - С. 93-97.

110. Николюкин А.II. Мэтыорин, Ч.Р. / А.Н. Николюкин // КЛЭ. М., 1968. -т. 5.

111. Нольман М.А. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова / М.А. Нольман // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. - С. 386-418.

112. Олизько Н.С. Интертекстуальность как категория постмодернистского дискурса (на материале произведений Дж. Барта): автореф. дисс. на соиск.канд. филолог, наук / Н.С. Олизько. Челябинск, 2002. - 27 с.

113. Османова З.Г. Встречи и преображения. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимодействия национальных литератур / З.Г. Османова. М.: Наследие, 1993. -231 с.

114. Павловский А.И. Популярный библейский словарь / А.И. Павловский. М.: Панорама, 1994. - 460 с.

115. Пинский JI.E. Ренессанс. Барокко. Просвещение / JI.E. Пинский. М.,2002.-781 с.

116. Плавскин З.И. Испанская литература XVII середины XIX века / З.И. Плавскин. - М.: Высшая школа, 1978. - 158 с.

117. Попова М.К. Литературные и философские истоки «Кентерберрийских рассказов» Дж. Чосера / М.К. Попова. Воронеж: Изд-во Вонежск. гос. ун-та,2003.- 131 с.

118. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Просвещение, 1972.-271 с.

119. Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур / Г.Н. Поспелов. М.:. Худ. лит-ра, 1988. - 206 с.

120. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе / Я. Потоцкий. М.: РИПОЛ, 1994.-638 с.

121. Пушкин A.C. Евгений Онегин / A.C. Пушкин // Собр. соч.: в 17т. М.: Воскресенье, 1995. - Т. 6. - 695 с.

122. Пушкин A.C. Переписка 1815-1827 / A.C. Пушкин // Собр. соч.: в 17т. М.: Воскресенье, 1996. - Т. 13. - 684 с.

123. Радклиф А. Удольфские тайны / А. Радклиф. М.: Терра, 1996. - 575 с.

124. Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня кающихся, Облаченных в Черное / А. Радклиф. М.: Ладомир, 2000. - 518 с.

125. Реизов Б.Г. Историко- литературные исследования. Сборник статей / Б.Г. Реизов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 274 с.

126. Рейфман П. Кто такой Мельмот? / П. Рейфман. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. IV. - 2001. -(http:/w\vw.ruthenia.ru/document/5053/4.html).

127. Рикер П. Время и рассказ. Конфигурации в вымышленном рассказе / П. Рикер // Собр. соч.: в 2 т. / Конфигурации в вымышленном рассказе. М.-Спб.: Университетск. книга, 2000. - Т. 2. -217 с.

128. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь. Куйбышев, 1990. -252 с.

129. Рымарь Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. Воронеж: Логос- ТРАСТ, 1994. - 262 с.

130. Рязанцева О.Ю. Жанровая система романов Ричардсона («Памела-1», «Памела» И): автореф. дис. . канд. филолог, наук. Москва, 1993. - 18 с.

131. Свифт Дж. Избранное /Дж. Свифт. Л.:Худ. лит-ра, 1992. -446 с.

132. Сервантес М. С. Хитроумный дон Кихот Ламанчский / М. де Сервантес С.-Л.: Детгиз, 1955.-554 с.

133. Сильман Т.И. Заметки о лирике / Т.И. Сильман. Л.: Советск. писатель, 1977.-223 с.

134. Синенко B.C. Особенности взаимодействия прозаических жанров в современном литературном процессе / B.C. Синенко // Проблемы метода и жанра в зарубежном литературоведении / Моск. гос. пед. ун-т. 1981. - Вып. 6.-С. 5-9.

135. Скотт В. Пуритаие / В. Скотт // Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1990. -Т. 2. - 445 с.

136. Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака / И.П. Смирнов. Спб., 1995. - 189 с.

137. Смоллетт Т. Приключения Родерика Рэндома / Т. Смоллетт. М.: Худ. лит-ра, 1949.-549 с.

138. Смоллетт Т. Путешествия Хамфри Клинкера. Голдсмит О. Векфильдский священник / Т. Смоллетт, О. Голдсмит. М.: Худ. лит-ра, 1972.-567 с.

139. Смольская Н.Ф. Тенирс / Н.Ф. Смольская. Л.: Изд-во гос. Эрмитажа, 1962.-85 с.

140. Соколянский М.Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения (проблемы типологии) / М.Г. Соколянский. Киев: Вшца школа, 1983. - 140 с.

141. Соловьева H.A. Английский предромантизм и формирований романтического метода / H.A. Соловьева. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. -146 с.

142. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма / H.A. Соловьева. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. 230 с.

143. Спицына JI.В. Чарльз Роберт Мэтыорин и его философский роман «Мельмот Скиталец»: автореф. дис. . канд. филолог, наук / Л.В. Спицына. -М., 1978.-21 с.

144. Струкова Т.Г. Английский морской роман XIX XX веков / Т.Г. Струкова. - Воронеж: Истоки, 2000. - 296 с.

145. Стрыгина Т.В. «Гептамерон» Маргариты Наваррской и традиция ренессансного новеллистического сборника: автореф. дис. . канд. филолог, наук / Т.В. Стрыгина. Воронеж, 1998. - 18 с.

146. Сыров В.Н. Значение картины мира в современной науке и философии / В.Н. Сыров // Картина мира. Модели, методы, концепты: сб. научн. трудов. -Томск, 2002.-С. 17-22.

147. Тенирс мл. / М.М. Алленов, O.A. Алленова и др. // Энциклопедия живописи. М.: ACT, 1997. - С. 651.

148. Тураев C.B. От Просвещения к романтизму (Трансформация героя и изменения жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII начала XIX вв.) / C.B. Тураев. - М.: Наука, 1983. - 255 с.

149. Тынянов Ю.М. Поэтика. История культуры. Кино / Ю.М. Тынянов. -М., 1977.-574 с.

150. Тюпа В.И. Художественная реальность как предмет научного познания / В.И. Тюпа. Кемерово: Изд-во КГУ, 1981. - 93 с.

151. Урнов Д.М. Английская литература / Д.М. Урнов // История всемирной литературы. Соч.: в 9 т. / История всемирной литературы. М.: Наука, 1989. - Т. 6. - С. 87 - 112.

152. Успенский Б. Поэтика композиции / Б. Успенский. Спб.: Азбука, 2000.-347 с.

153. Фатеева H.A. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире интертекстов / H.A. Фатеева. М.: Агар, 2000. - 280 с.

154. Фельдман В.Е. Риторический дискурс в романах Чарльза Диккенса 50х-60х годов: автореф. дис. . канд. филолог, наук / В.Е. Фельдман. -Ярославль, 2004. - 29 с.

155. Филдинг Г. Избранные сочинения / Г. Филдинг. М.: Худ. лит-ра, 1989.-686 с.

156. Филюшкина С.Н. Фигура повествователя в романах Чарльза Диккенса / С.Н. Филюшкина // ANGLISTICA: Сб. науч. тр. М., 1997. - Вып. 6. -С. 59-71.

157. Филюшкина С.Н. Современный английский роман (формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники) / С.Н. Филюшкина. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та , 1988. - 182 с.

158. Французская повесть XVIII века / сост. А.Д. Михайлов. М.: Правда, 1989.-588 с.

159. Хализев В.Е. Теория литературы / Е.В. Хализев. М.: Высшая школа, 2000.-398 с.

160. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века / К. Хилл. М.: Ран, 1998.-489 с.

161. Чернец JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

162. Чечетко М.В. Рассказчик и автор в романе М. Эджворт «Замок Рэкрент» / М.В. Чечетко // Формы раскрытия авторского сознания: Сб. науч. тр.-В., 1986.-С. 27-36.

163. Шамиссо А. Избранное / А. Шамиссо. М.: Худ. лит-ра, 1974. - 176 с.

164. Шекспир В. Весь Шекспир / В. Шекспир. М.: Изд-во Олма-Пресс, 2000.

165. Шекспир В. Генрих IV / В. Шекспир. Спб.: Кристалл, 20002. - 283 с.

166. Шекспир В. Генрих V / В. Шекспир // Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1959.-Т. 4.-С. 371-493.

167. Шекспир В. Много шума из ничего / В. Шекспир // Комедии. М.: Худ. лит-ра, 1979.-С. 149-219.

168. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей / М. Шелли. -Спб.: Азбука, 2000. 312 с.

169. Штейн A.JI. Литература испанского барокко / А.Л. Штейн. М.: Наука, 1983.- 177 с.

170. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. -М.: Советский писатель, 1987. 540 с.

171. Энциклопедия фантастики: кто есть кто / под ред. В. Гакова. Минск: ИКО Галаксис, 1991.-381 с.

172. Axton W. F. Introduction / W.F. Axton // Maturin Ch.R. Melmoth the Wanderer. Lincoln, 1961. - P. 3-16.

173. Baker E.A. The History of English Novel / E.A. Baker. London, 1934. -vol. 5.

174. Battenhouse H.M. English romantic writers. The romantic movement. Its origin and background, development / H.M. Battenhouse. New York, 1958.

175. Bayer-Berenbaum L. The Gothic imagination. Expansion in Gothic literature and Art / L. Bayer-Berenbaum. London and Toronto Associated Press, 1982.

176. Birkhead E. The tale of terror. A study of Gothic Romance / E. Birkhead. -New York, 1963.

177. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction / W.C. Booth. Chicago, 1961.

178. Briggs J. Night visitors. The rise and fall of English ghost story / J. Briggs. -London, 1977.

179. British romantic novelists, 1789-1832 / ed. By B.K. Mudge. London, 1992.

180. Burwick F. The haunted eye: Perception and the grotesque in English and German romanticism / F. Burwick. Heidelberg, 1987.

181. Clayton J. Romantic vision and the roman / J. Clayton/ Cambridge, 1987.

182. Clubbc J. English romanticism: The grounds of belief / L. Clubbe, E.J. Lovell. London, 1983.

183. Conger S.M. Mattew G. Lewis, Charles Robert Maturin and The Germans: an interpretative study of the influence of German literature on the Gothic novels / S.M. Conger. Salzburg, 1977.

184. Conant M.P. The oriental tale in England in the eighteenth century / M.P. Conant. -NewYork, 1908.

185. Day A. Romanticism / A. Day. New York, 1996.

186. Dipple E. Plot / E. Dipple. London, 1970.

187. Doutrepont Ch. La composition et les genres littéraires / Ch. Doutrepont. -Paris, 1895.

188. Edmundson M. Nightmare on Main Street: Angels, Sadomasochism, the culture of Gothic / M. Edmundson. New York, 1997.

189. Eighteenth century British novelists on the novel / ed. By G. L. Barnett. -New York, 1968.

190. Eggenschwiller D. Melmoth the Wanderer / D. Eggenschwiller // Gothic on Gothic Genre, vol. 8. 1975. - № 2.

191. Ellis E.F. The contested castle / E.F. Ellis. Chicago, 1989.

192. Engell J. The creative imagination: from enlightenment to romanticism / J. Engell.-London, 1981.

193. English Romantic writers / ed. By D. Perkins. Harcourt Brace college, 1995.

194. Fierob C. Charles Robert Maturin (1780-1824) l'homme et l'oeuvre: theses / C. Fierob. Lille, 1975.

195. Frye N. The great Code. The Bible and Literature / N. Frye. New York, 1981.

196. Gafarelli A.W. Prose in the age of poets: Romanticism and biographical narrative from Johnson to De Quincy / A.W. Gafarelli. Pennsylvania, 1990.

197. Goldstein J.S. The literary source of Havvthornes "Fanshavve" / J. S. Goldstein. Modern language Notes. - 1945. - vol. LX. № l.-P. 1-8.

198. Harris R.W. Romanticism and the Social Order 1780 1830 / R.W. Harris. -London, 1969.

199. Hennessy B. The Gothic Novel // Writhers and their work / B. Hennessy. -London, 1978.

200. Hernady P. Beyond genre. New Directions in Literary Classification / P. Hernady. Ithaca and London, 1972.

201. Idman N. Charles Robert Maturin. His life and works / N. Idman. -Helsingfors, 1923.

202. In the name of Love: Women, Masochism, and the Gothic. Ithaca and London, 1992.

203. Kelly G. The Cambridge Companion to British Romanticism / G. Kelly. -Cambridge, 1995.

204. Kent T. Interpretation and Genre. The role of Generic Perception in the study of narrative text / T. Kent. London and Toronto, 1986.

205. Kiely R. The Romantic novel in England / R. Kiely. Harvard, 1972.

206. Kiessling N. Incubus in English Literature. Provenance and Progeny / N. Kiessling. Washington, 1977.

207. Kramer D. Charles Robert Maturin / D. Kramer. New York, 1973.

208. Kroeber K. Romantic narrative art / K. Kroeber. Wisconsin, 1966.

209. Levy M. Le roman "gothique" anglais (1764-1824): these / M. Levy. -Toulouse, 1968.

210. Literature of the Romantic period, 1750-1850 / ed. By R.T. Davies and B.G. Beatty. New York, 1976.

211. Mathur O. P. The closet drama of the romantic revival / O.P. Mathur. -Salzburg, 1978.

212. McFarland. Romanticism and the Forms of Ruin. Wordsworth, Coleridge, and Modalities of Fragmentation. Princeton, 1981.

213. McGann J. The romantic ideology and critical investigation / J. McGann. -Chicago and London, 1983.

214. Mellor A. English Romantic irony / A. Mellor. Cambridge, 1980.

215. Meyers J. Painting and the Novel / J. Meyers. Manchester, 1975.

216. Moers E. Literary Women / E. Moers. New York, 1976.

217. Pierce F.E. Currents and Eddies in the Romantic Generation / F.E. Pierce. -Yale, 1918.

218. Praz M. The Romantic Agony / M. Praz. New York, 1930.

219. Prickett S. Romanticism and Religion. The tradition of Coleridge and Wordsworth in the Victorian Church / S. Prickett. Cambridge, 1976.

220. Prose of the Romantic period (1780-1830) / ed. By R. Wright. London, 1956.

221. Punter D. The Literature of Terror. A History of Gothic Fictions from 1765 to the present day / D. Punter. London, 1980.

222. Punter D. Social Relations of Gothic Fiction / D. Aers, J. Cook, D. Punter // Romanticism and Ideology. Studies in English Writing 1765-1830. London, 1981.

223. Pyle F. The ideology of imagination: Subject and society in the discourse of Romanticism / F. Pyle. Stanford, 1995.

224. Radcliffe A. The romance of the forest. Austen J. Nothenger abbey / A. Radcliffe. Moscow, 1983.

225. Rajan T. Dark Enterpreter / T. Rajan. New York, 1980.

226. Reiman D.H. Romantic texts and contexts / D.H. Reiman. Columbia, 1987.

227. Ruff M.A. Introduction / M.A. Ruff // Bertram ou le Château de Saint-Aldobrand. Paris, 1955.

228. Ruff M.A. Maturin Ch. R.: these / M.A. Ruff. Paris, 1956.

229. Scholten W. Maturin C.H. The Terror-Novelist / W. Scholten. Amsterdam, 1933.

230. Scott S. С. Myths and consciousness in the novel of Ch. R. Maturin / S.C. Scott. New York, 1980.1. V V

231. Silina B. The romantic hero in evolution / B. Silina. Riga, 1987.

232. Simpson D. The culture of British common sense / D. Simpson // Romanticism, nationalism and the revolt against theory. Chicago and London, 1993.-P. 40-63;

233. Skinner J. Tell-tale theories. Essays in narrative poetics. Turku, 1989

234. Swingle J. The obstinate questionings of English Romanticism / J. Swingle. Louisiana, 1987.234. 19lh-Century Britain: The History of England. Parliamentary Monarchy / Бурова И.И.. Спб., 1997. - P. 56-122.

235. The Cambridge History of English and American Literature: in 18 vol. -Cambridge, 1907-1921. vol. 11.

236. The Encyclopedia of Fiction. New York, 1999.

237. The Encyclopedia of Science Fiction. London, 1981.

238. The Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy. Chicago, 1978. - vol. 2.

239. The New Testament of Our Lord and Saviour with Psalms and Proverbs. -Nashville. Tennessee, 1978.

240. Thorslev P. L. The Gothic Alternative // Romantic Contraries. Freedom versus Destiny / P.L. Thorslev. Yale, 1984. - P. 126-141.

241. Todorov Tz. Les genres du discours / Tz. Todorov. Paris, 1978.

242. Twentieth-century Romance and Gothic writers. Detroit, 1992.

243. Varma D.R. The Gothic flame / D.R. Varma. London, 1957.

244. Wiesenfarth J. Gothic manners and the Classic English Novel / J. Wiesenfarth. London, 1988.

245. Williams A. Art of Darkness: A poetics of Gothic / A. Williams. London, 1995.

246. Wilt J. Ghosts of the Gothic. Austen. Eliot. Lawrence / J. Wilt. Princeton, 1980.

247. Woods G.B. English poetry and prose of the romantic movement / G.B. Woods. Chicago, 1929.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.