Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Толмачева, Елена Геннадьевна

  • Толмачева, Елена Геннадьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 275
Толмачева, Елена Геннадьевна. Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2008. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Толмачева, Елена Геннадьевна

Введение.

§1 Современные концепции мифологии и религии методологический аспект).

§2 Современные концепции тотемизма и культа животных зоолатрии).

Глава I Источники и историография.

§1 Источники.

§2. Историография.

Глава II. Истоки формирования образа Бену в древнеегипетской религии и мифологии.

§ 1. Место представлений о животных в древнеегипетской картине мира.

§ 2. Семантика образов птиц на додинастических и раннединастических изображениях.

§ 3 Мифологема птица-душа.

§4. Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в

Текстах пирамид».

Глава III. Этапы формирования образа Бену в древнеегипетской религии и мифологии.

§1. Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства.

§ 2. Становление образа Бену в эпоху Среднего царства. по материалам «Текстов саркофагов»).

§3. Образ птицы Бену в эпоху Нового царства и основные направления его эволюции в позднейший период египетской истории.

Глава IV. Символика и функции Бену.

§ 1. Этимология и семантика имени Бену.

§ 2. Иконография Бену.

3. География распространения культа Бену.

§4 Солярные и астральные аспекты образа Бену.

§ 5 Бену и Осирис. Роль Бену в представлениях о загробном мире.

Бену в погребальных ритуалах и магии.

§ 6. Бену и представления о плодородии, связь с растениями.

§ 7. Роль Бену в космогонии. Бену и пространственно-временные категории древнеегипетского сознания. Причастность Бену к представлениям о царской власти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии»

Духовный мир народов, создавших великие цивилизации древности, таит в себе нечто, продолжающее приковывать к себе внимание многих поколений исследователей. Древнеегипетская цивилизация, одной из первых среди значительных цивилизаций и культур Востока извлеченная из забвения, открыла миру удивительную картину духовных исканий. Картину, где слились воедино и образовали то явление ментальной сферы, которое мы называем «мифологическим», «мифотворческим» мышлением, религия, мифология, философия, искусство и культура.

Актуальность темы диссертационного исследования. Среди феноменов, образующих картину мира древнего Египта, особым смыслом наполнены анималистические образы. Не вызывает сомнений то огромное значение, которым обладал в Египте культ животных. Даже великие общеегипетские божества имели зачастую зооморфное обличье, их божественная сущность находила воплощение в материальных субстанциях - животных и растениях, считавшихся священными, сакральными. Весь «видимый» и «невидимый» мир египтяне описывали в анималистических терминах, используя животных в качестве универсальных классификаторов вселенной, связующего звена между микро- и макрокосмом.

Для нас, представителей западной цивилизации XXI века, многое в религиозно-мифологических системах древнего Египта остается загадочным и непонятным. К области гипотез относятся и все существующие к настоящему времени объяснения причин столь долгого существования и множественности значений культа животных в древнеегипетской религии.

Культ животных в древнем Египте принимал различные формы. Почитание птиц занимало далеко не последнее место: божественный покровитель фараона сокол Хор, воплощение идеи царственности; бог мудрости, легендарный создатель письма и счета, олицетворение правосудия Тот, почитавшийся в образе ибиса; владычица Верхнего Египта в образе самки коршуна Нехбет; гусь - символ бога Амона и т.д.

Образ птицы Бену играл особую роль в древнеегипетской религии и мифологии. Кроме того, он оказал немалое влияние на формирование и развитие мифа о Фениксе, ставшем для европейской цивилизации символом вечного обновления, воскрешения и новой жизни. Однако ряд исследователей ошибочно полностью отождествляют древнеегипетское божество Бену и греческого Феникса. В облике Бену нашли отражение характерные для египетского мировосприятия идеи и принципы. Тесно связанный с другими богами и божественными персонажами египетской мифологии, включенный в космогонические и астральные мифы, значительное божество загробного мира, имевшее отношение также и к представлениям о пространстве и времени, концепции царской власти — вот далеко не полный перечень символики и функций Бену в египетской религии и мифологии.

К сожалению, в трудах, посвященных обзору всех древнеегипетских религиозно-мифологических концепций, образу божественной цапли Бену уделено едва ли несколько строк. Отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы были собраны и проанализированы все многочисленные свидетельства почитания Бену в древнем Египте, определено место божественной цапли в контексте древнеегипетской религии и мифологии. Немногочисленные специальные исследования страдают неполнотой информации, в них разбираются лишь отдельные аспекты почитания этого божества. Некоторые работы являются либо устаревшими, либо касаются, главным образом, параллелей между Фениксом и Бену и вызваны желанием доказать египетское происхождение образа Феникса. Между тем, символика и значение Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии обладает самостоятельным значением и требует отдельного специального изучения.

Важность специального исследования образа Бену обусловлена не только стремлением подробнее осветить его значение, но, и уходит гораздо глубже. На наш взгляд, объяснив закономерности развития и функционирования этого образа в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений, мы во многом приблизимся к решению проблем, касающихся некоторых аспектов культа животных; и шире, к выявлению закономерностей мифотворчества в древнем Египте.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является выяснение роли и места Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии, а также изучение на примере образа божественной цапли Бену некоторых особенностей и механизмов функционирования культа животных в древнем Египте.

Поставленной целью определяются задачи исследования:

1. выявить истоки формирования представлений о Бену в эпоху Древнего и Среднего царства и их роль в контексте представлений о животных в древнеегипетской картине мира,

2. проследить эволюцию образа Бену, начиная с Древнего царства и заканчивая Поздним периодом. Выявить основные этапы формирования культа Бену.

3. проанализировать символику и основные функции Бену, с этой целью осветить семантику и этимологию имени Бену, иконографию этого божества, значение связей с образами других древнеегипетских богов, солярные и астральные аспекты образа Бену, значение образа Бену в представлениях о Загробном мире, роль Бену в космогонии и т.д.

Хронологические рамки исследования охватывают практически все эпохи египетской истории, начиная с додинастического (5500 - 3050 гг. до н. э) и раннединастического (3050 - 2687 гг. до н.э.) периодов. Однако основной массив информации приходится на т.н. историческую эпоху, начиная со времени Древнего царства (2687 — 2191 гг. до н.э. )' — и

1 Хронология приводится по: Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. /Ed. by D, Redforcl. N.Y. 2001. Vol. I. заканчивая Поздним периодом (724 - 333 гг. до н.э.). В работе, т.о., исследуются многочисленные источники, относящиеся ко времени Древнего, Среднего (2061 - 1664 гг. до н.э.) и Нового царств (1569 - 1081 гг. до н.э.), а также III Переходного периода (1081 - 711 гг. до н.э.). Такой широкий диапазон объясняется фрагментарностью сведений о Бену в египетских источниках, а также присущей древнеегипетской религиозной литературе тенденцией к консерватизму, позволяющей дополнить сведения, сохранившиеся в достаточно далеко отстоящих друг от друга в хронологическом плане памятниках. Тем не менее, основное внимание в работе уделено периоду Нового царства, времени оформления концепции Бену в древнеегипетской религии и мифологии.

Некоторые вопросы изучения символики и функций Бену требуют также привлечения источников, относящихся к Греко-римскому периоду истории Египта (332 гг. до н.э. - 337 г. н.э.).

Объектом исследования является культ Бену, его отражение в многочисленных письменных и материальных источниках, представлявших собой довольно обширную и разнородную группу памятников. Нами рассматриваются практически все упоминания о божественной цапле в религиозной литературе («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и т.д.), анализируются специально посвященные ей главы и изречения. Также большое значение в контексте решения поставленных в работе проблем представляет изучение образа Бену на примере памятников изобразительного ряда, таких как гробничные росписи, «виньетки» «Книги мертвых», изображения на деревянных расписных саркофагах.

Важной составной • частью исследования является выявление связей Бену и других богов древнеегипетского пантеона, определение его роли в древнеегипетской религии и мифологии.

Предметом исследования является культ животных, в частности птиц, и его функционирование в культово-религиозной практике древнего

Египта, а также те механизмы, которые определяли место представлений о Бену в рамках древнеегипетской религиозно-мифологической системы.

При разработке методологической базы исследования наряду со сравнительно-историческим нами был привлечен ряд структуралистских методов. Главной задачей было попытаться совместить диахронический и синхронический метод изучения религии и мифологии (подробнее см. §§1,2 Введения). Таким образом, мы стремились руководствоваться системным подходом, предполагающим признание влияния многочисленных факторов на ход исторического процесса.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это — первое в отечественной и зарубежной египтологической литературе монографическое исследование, в котором на примере многочисленных данных письменной и изобразительной традиции были исследованы особенности почитания образа цапли Бену именно в древнеегипетской религии и мифологии. В процессе решения задач, поставленных в диссертации были впервые переведены на русский язык многие источники, определяющие сущность культа цапли Бену, собраны многочисленные упоминания о Бену в письменных и материальных памятниках. Некоторые из источников были введены в научный оборот впервые.

Кроме того, нами впервые была осуществлена попытка на примере культа зооморфного персонажа, цапли Бену, определить роль анималистических образов в культово-религиозной практике населения долины Нила на протяжении длительного периода древнеегипетской истории. Впервые, в полном объеме и на современном научном уровне были рассмотрены вопросы этимологии и семантики имени Бену, происхождения его культа, связи с культом цапель в Египте и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют по-новому взглянуть на почитание животных в древнем Египте, определить египетскую составляющую образа классического Феникса, ставшего в мировой культуре символом вечной жизни и возрождения. Выводы исследования могут быть учтены при написании научных монографий по соответствующей тематике, при разработке и публикации теоретических и практических курсов и пособий для высших учебных заведений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Толмачева, Елена Геннадьевна

Заключение

Образ птицы Бену за более чем двухтысячелетнюю историю своего развития эволюционировал из небольшой птички, тотемного первопредка и демиурга, обладавшего локальным культом, до значительного божества, почитаемого по всей территории Египта. Религиозно-мифологические идеи, связанные с этим образом, берут свое начало в глубокой древности, в легендарном «времени оно», являвшемся вместилищем архетипов и первообразов.

Анималистические культы и ритуалы еще с эпохи первобытности были неотъемлемой частью древнеегипетской модели мира. Однако и в исторический период египтяне продолжали описывать весь «видимый» и «невидимый» мир в терминах зооморфного характера. Свойственный древнеегипетским теологическим системам синкретизм породил положение, когда одновременно существовали «старые» и «новые» боги, обладавшие как зооморфным, так и антропоморфным обликом.

1. В древнем Египте на уровне социума анималистическая терминология использовалась в титулатуре, при обозначении географических территорий и т.п. Царь, мыслившийся связующим звеном между социумом и универсумом, обладавший божественной и человеческой природой, отождествлялся с соколом Хором, его покровительницами были «две владычицы». Анималистические образы обозначали календарные циклы, были важными действующими лицами солярных и астральных мифов, выступали в качестве «душ» Ба богов и людей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в древнеегипетских анималистических идеях и представлениях, в обрядовых и ритуальных действах птицы занимали одно из важнейших мест, являясь излюбленным мифологическим персонажем, обладая значительным культом по всей территории Египта. Можно выделить несколько основных семантем, определивших функции птиц в ритуально-мифологическом контексте. Небесные покровители и защитники фараона, солярные и астральные символы, носители идей плодородия, бывшие также и хтоническими существами, вестниками смерти, вместилищами «души», они были связаны со всеми «мирами» египетской мифологии, выполняя функцию посредника, «снимающего» противоречия, присущие взгляду на мир человека мифопоэтической эпохи. Они осуществляли на мифологическом уровне связь между миром богов и людей, социумом и универсумом.

Несмотря на условность употребления термина «душа», мы вполне можем говорить о существовании в древнеегипетской мифологии устойчивого мифопоэтического образа души-птицы, нашедшего отражение в концепциях Ба и Ах. Концепция Ба определила в дальнейшем формирование и развитие многих образов и мифических персонажей, в том числе и божественной цапли Бену, Ба Осириса и Ра. Для нас важен также сам факт существования представлений о форме бытия умершего в облике Ах, принадлежащего к небесному миру, «сияющего», «славного», обладающего магической силой. Важно также и то, что превращение покойного в Ах осуществлялось непосредственно после смерти и являлось составной частью ритуалов, связанных с культом мертвых. Представления о птице-свете, воплотившей в себе некое первозданное, светоносное начало могло повлиять на формирование концепции цапли-демиурга Бену в его солярном, космогоническом аспекте.

Одной из составляющих культа Бену стал культ цапли, известный в Египте еще с раннединастического времени. Цапля почиталась в нескольких районах страны, в том числе в Буто, где была известна как цапля Джебаутская, связанная с церемониями культа царя, в в XVIII верхнеегипетском номе, а также в местности Ьпху в XIV номе Нижнего Египта. В двух последних пунктах почитание цапли, предположительно носившей имя Бену, засвидетельствовано для эпохи Древнего царства. Однако «Тексты пирамид» не содержат упоминаний о цапле с именем Бену и сообщают, напротив, о существовании других божеств в облике цапли — г/гг>у, гтг, бсИ, дарующих царю возможность достичь неба и стать богом, присоединившись к сонму великих египетских богов. С другой стороны «Тексты пирамид» сообщают (§ 1652 а-с) о существовании в эпоху Древнего царства в Гелиополе культа зуйка Бен, связанного с богом-демиургом Атумом и являвшегося одним из его воплощений. Именно эта концепция легла в основу всех иных многочисленных функций божества Бену, оформившихся окончательно к эпохе Нового царства.

2. В целом можно определить четыре основных этапа формирования образа божественной птицы Бену. I. Бену как гелиополъское солнечное божество и демиург. В эпоху Древнего царства в Гелиополе подтверждается источниками существование культа Бен. Изображения позволяют идентифицировать его с маленькой птичкой зуйком. В «Текстах Пирамид» Бен органически связан с солнечным богом-творцом Атумом и древнейшим фетишем - камнем-обелиском Бенбеном, олицетворяющим идею прахолма на котором Атум сотворил мир. Известен нам и храм Бен в Гелиополе - Хут-Бен (Им>Л-Ьп). II. Отождествление культа Бену и цапель («Тексты саркофагов»). В эпоху Среднего царства Бену появляется в облике цапли, сидящей на холме. Контекст упоминаний Бену в «Текстах саркофагов» позволяет предположить факт слияния культов цапли (известный нам с древнейшего периода египетской истории) с культом гелиопольского зуйка Бен. В «Текстах саркофагов» происходит оформление основного ядра мифологических представлений о божественной цапле Бену. Она оказывается причастной к культу Атума, сокола и Ра. Важной является и посредническая функция Бену, повлиявшая на одновременное сосуществовании концепций Бену - божества «официального пантеона» и Бену — персонажа «низшей мифологии», тесно связанного с магией. III. Оформление концепции Бену (Новое царство и Поздний период). Ко времени Нового царства завершился процесс становления образа Бену. Причем Бену оказывается причастной как к миру богов, так и миру людей, представляя собой связующее звено между социумом и универсумом. IV. В эллинистический период представления о Бену трансформировались в мифологический образ Феникса, ставшего излюбленным персонажем античной литературы, символом вечной жизни, судьбоносных событий, периодически повторяющихся промежутков времени («периодов Феникса»).

3. Подытожим основные мифологические представления, определившие символику и функции Бену. В вертикальной проекции древнеегипетской модели мира Бену прежде всего выступает в роли существа, принадлежащего высшему миру, древнейшего солярного и астрального символа. Этимология и семантика имени Бену свидетельствует о существовании смыслового тождества существительного «бенбен» (космогонический холм начала творения, аналог знаменитых солнечных обелисков позднейшей эпохи), глагола «и>Ьп» со значением «восходить», «подниматься» (о солнце) и имени маленькой птички зуйка Бен, скорее всего тотемного первопредка и (или) демиурга. Общая основа *Ьп является семантемой понятия творить и восходит к праафразийскому значению *Ьп — «строить, сооружать». Эти представления, заложенные в самом имени Бену, и служащие отражением внутренних, скрытых структур языка, проявляющихся на бессознательном уровне, неких универсальных инвариантов находят подтверждение и во многих памятниках религиозно-мифологической литературы, отождествляющих Бену с солнечным богом Ра-Атумом, акцентируя ее солярную природу.

Иконография Бену наглядно подтверждает тенденцию к различению образа Бену, птицы божественной, и реальной цапли, культ которой вошел составной частью в позднейшее почитание Бену. Канонический образ божественный цапли соединил в себе атрибуты Осириса, Ра, Атума, на что указывают изображения Бену в короне Атеф или с солнечным диском на голове. Показательна также частичная антропоморфизация этого персонажа.

Бену обладал развитым культом как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Наиболее значительное святилище этого бога располагалось в Гелиополе, где Бену был исконным божеством. Широкое распространение культа Бену во многом было обусловлено связью с великими общеегипетскими богами -Осирисом, Ра, Атумом, Хором, Анубисом.

В древнем Египте, где экологические факторы обусловили значение солнца и Нила как основных источников жизни, олицетворения плодоносящих сил природы, солярные мифы естественным образом осмыслялись как космогонические. Таким образом, изначальная солярная природа образа Бену подчеркивалась отождествлением его с Ра-Атумом и Хором. Источники подтверждают также и родство между соколом и Бену, ставшее возможным благодаря целому набору общих семантем: птица-солнце, птица-небесный свод, птица-душа, птица-знак царственного сана.

Посредническая, медитативная функция Бену нашла отражение в параллелях с Анубисом, древнейшим божеством некрополей, повлиявших на включение Бену в круг богов мертвых. Хтоническая природа Бену, нашедшая отражение в семантике его имени, подчеркивается на примере общих сюжетов, где Бену связан с воплощением Анубиса змеем Бенен.

Превращение в Бену должно было обеспечить покойному возможность беспрепятственно перемещаться по всему Дуату, обрести вечное блаженство на т.н. полях тростника. В источниках содержится и концепция мертвого Бену, скорее всего, по аналогии с умирающим и воскресающим Осирисом.

Мифологема птица-душа, известная в целом ряде культур Древнего востока, отразилась в концепции Бену — «души» Ба Осириса и Ра, мыслившейся в облике цапли или сокола («сокол золотой с головой птицы Бену»).

Имел Бену также непосредственное отношение и к среднему миру, миру людей. Как проявление Осириса он входил в семантическое поле понятия «плодородия». Целый ряд текстов подтверждает связь этой божественной птицы с семантикой функций сакральных растений и живых существ, причастных к представлениям о плодородии, например, символу разливов Нила, благополучия, изобилия, - цапле Бах. Вовлеченность в осирический цикл также способствовало возникновению идей о «прорастающем» Бену.

В ритуальном плане к цапле Бену обращались как к подателю благ, олицетворению представлений о плодородии, изобилие, «властвующий над рекой» он ассоциировался и с разливами Нила. Показательно, что в ритуале Бену играет роль посредника, связывая «этот» и «иной» мир. В погребальной обрядности Бену соотносится с жуком-скарабеем, сердечными амулетами, магически замещающими сердце усопшего и помещаемыми под внутренние покровы мумии. В магической практике божественная цапля выступала в роли оберега, апотропея. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что, зачастую, цапля Бену выступала в качестве персонажа именно «народной мифологии», существовавшей параллельно с официальной теологической системой. Вероятно, именно этим объясняется столь малое количество текстов, в которых бы птица Бену являлась самостоятельным божеством.

Среди важнейших функций Бену, на наш взгляд, следует специально отметить космогоническую. Еще с эпохи Древнего царства Бену в качестве тотемного первопредка и демиурга включается в гелиопольскую космогонию. В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Бену выступает как мифическая птица, дыхание которой дает жизнь всему сущему. В пространственно-временных представлениях Бену отождествляется с вечностью и бесконечностью, являя собой третий аспект непрерывного цикла бытия.

Фактически все поэтические тропы, являющиеся исходным пунктом мифотворчества были ориентированы в древнем Египте на особу царя — единственного посредника между землей и небом, ответственного за космический, календарный и «исторический порядок». Естественно, что многие образы египетской мифологии так или иначе были связаны с фигурой царя. Проблема соотношения представлений о Бену и концепции царской власти сложна, а недостаток источников существенно затрудняет ее решение. В рамках настоящей работы мы наметили лишь несколько основных аспектов ее дальнейшего изучения, например, значения Бену в царских ритуалах, связь пространственно-временных категорий, особы царя и Бену как ф и пШ и т.д.

Изучение символики и функций Бену показало, что божественная цапля мыслилась как магически связывающая мир богов и людей, причастная одновременно ко всем мирам древнеегипетской модели мира в ее мифологическом и ритуальном аспектах. Так, благодаря своему отождествлению с великими общеегипетскими богами - Осирисом, Ра, Атумом, Бену вошла в государственный пантеон, заняв важное место в теологических спекуляциях египетского жречества. В свою очередь архаическая, зооморфная сущность этого персонажа проявилась в тесном включении в магическую обрядовую практику и закрепившейся за ним роли оберега, призванного защитить и сохранить человека, оградить от хаоса, энтропии, столь ненавистных древнему египтянину.

Египетские боги, обладавшие зооморфными чертами, являлись своеобразными посредниками, сближавшими недоступный пониманию мир великих богов, вселенную с миром простых смертных, способствую разрешению фундаментальных противоречий бытия. Осуществляя операции с анималистическими образами: включая Бену в сложнейшие теологические концепции, делая его спутником и воплощением грозных богов, помещая на небесном своде в роли планеты, мифологическое мышление «окультуривало» неизвестный, а поэтому, вызывающий опасения окружающий мир, стирая границы между социумом и универсумом. Египтяне воспринимали непознанное сквозь призму близкого и знакомого, «приспосабливая» метафизический мир богов и божественных явлений к реальному, физическому существованию на земле, здесь и сейчас. Цапля — помощник в охоте, могла вполне стать защитником и перед лицом существ иного, высшего порядка. Птица, показавшаяся на клочке суши после наводнения, поглотившего, казалось, все на земле, могла дать рождение новому миру, новой жизни, новым богам. Цапля, преодолевшая смерть, полет которой служил наглядным подтверждением ее божественной сущности обитала в непосредственной близости от людей, не была враждебной домашней птице, в отличие, например, от хищника сокола или коршуна. Поэтому выглядит естественным, что мифологическая мысль избрала этот образ в качестве посредник, помощника и защитника.

Еще К. Леви-Стросс утверждал, что важнейшая функция тотемизма заключается в том, чтобы сложить орудием классификации природных и социальных объектов. В тотемистических классификациях и обозначениях находит свое отражение медиативная функция мифа. Некоторые свойства отдельных животных, реальные или мифические, делают их чрезвычайно сложным символическими образами, с которыми мифическая мысль производит «логические» операции. Миф является своеобразным способом разрешения фундаментальных противоречий посредством медиации, прогрессивного посредничества

Итак, на примере образа птицы Бену, на первый взгляд незначительного божества, не замечаемого за поражающего своей многогранностью и разнообразием миром богов и божественных персонажей египетской мифологии, мы можем проследить важнейшие механизмы функционирования анималистических категорий древнеегипетского мышления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Толмачева, Елена Геннадьевна, 2008 год

1. Бадж У. Путешествие души в Царстве Мертвых. Египетская Книга Мертвых. М., 1995.

2. Геродот. История. / Пер. Г.А. Стратоновского. JL, 1972.

3. Коциевский A.A. Тексты пирамид. Одесса, 1917. т. I. // Записки Новороссийского университета, т. 14, 1918.

4. Тексты пирамид. Под общ. ред. A.C. Четверухина. СПб. 2000.

5. Altägyptischer Jenseitsfuhrer. Papyrus Berlin 3127 mit Bemerkungen zur Totenliteratur der Ägypter. /Hrsg. von S. Morenz. Leipzig. 1980.

6. Bakir Abd el-Moksen The Cairo Calendar № 86637. Cairo. 1966.

7. Barguet P. Le Livre des Morts des Ancienne Egyptiens. Paris. 1967.

8. Buck de A., Gardiner A. H. The Egyptian Coffin Texts. Chicago. 1935-1961. Vol.1 -VI.

9. Budge E. A. W. Catalogue of Egyptian Religious Papyri in the British Museum. Copies of the Book PR(t) M - HRW. L., 1901, Vol. I-III.

10. Budge E. A. W. Egyptian Heaven and Hell. Vol. I. The Book Am-Duat. L., 1934.

11. Chassinat E. Le Temple d'Edfou. 2.2. // Le Temple d'Edfou publ. in extenso d'après les estampages recueillis par le Marquis de Rochemonteix 2,2. MMAF. le Caire. 1990.

12. Faulkner R. O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford. 1969.

13. Faulkner R. O. The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day. Cairo, 1998.

14. Gardiner A. Hieratic Papyri in the British Museum. L.,1934. Vol. I.

15. Golénischeff W. Papyrus hiératiques. Fase. I. Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire, nos 5800-58036. Le Caire. 1927. T. II.

16. Grapow H. Religiöse Urkunden. Leizig. 1915.

17. Hornung E. Das Totenbuch der Ägypter. Zürich. München. 1990.

18. Jéquier G. La pyramide d'Oudjebten. Le Caire. 1928.

19. Jéquier G. La pyramide d'Aba. Le Caire. 1935.

20. Jéquier G. Les pyramides des reines Neit et Apoit. Le Caire. 1933.

21. Junker H. Das Götterdekret über das Abaton. Wien. 1913.

22. Lapp G. The Papyrus of Nebseni (BM EA 9900)//Catalogue of the Books of the Dead in the British Museum. Vol. III. L., 2004.

23. Mercer S. A. B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. N.Y., L., Toronto. 1952. Vol. I-IV.

24. Neugebauer O., Parker R. Egyptian Astronomical Texts. V. Ill Decan, Planets, Constellations and Zodiak and Plates. L., 1965.

25. Niwinski A. Catalogue Général des Antiquités Egyptiennes du Musée du Caire Nos 6029-6068: La seconde trouvaille de Deir el-Bahari 1,2. (5 février 1891). (Sarcophages) // Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire. Le Caire. 1995.

26. Niwinski A. The Second Find of Deir el-Bahari // Catalogue général of Egyptian antiquities in the Cairo Museum 6069/6082. Cairo. 1999.

27. Otto E. Die biographischen Inseiften der Aegyptischen Spatzeit. Leiden. 1954. 31 .Piankoff A. Le livre de Quererts. Le Caire. 1946.

28. Piankoff A. Mythological Papyri. Egyptian Religious Texts and Representations. III. N.Y. 1957.

29. Piankoff A. The Litany of Ra. Egyptian Religious Texts and Representations. IV. N.Y., 1964.

30. Piankoff A. The pyramid of Unas. Texts Translated with Commentary.// Bollingen Series XL. N.Y., 1968.

31. Sander-Hansen С. E. Die religiösen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. Kopenhagen. 1937.

32. Sander-Hansen С. E. Die Texte der Metternichstelle. Kopenhagen. 1956. 37.Sauneron S. Rituel de l'embaument: Pap. Boulaq III, pap. Louvre 5.158. le Caire. 1952.

33. Vandier J. Le papyrus Jumilhac. Paris. 1961.

34. Varille A. Trois nouveaux chants de harpists // BIFAO 35 (1935). P. 153-160.1. Литература

35. Аверинцев C. С. Архетипы I IMHM. M., 1980. С. 110-111.

36. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.,Л., 1967.

37. Антее Р. Мифология в Древнем Египте // Мифология Древнего Мира. М., 1977.С.55-121.

38. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990.

39. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации». М. 1999.

40. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М.,1996.

41. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм «за» и «против». М., 1975. С.114-163.

42. Берлев ОД. «Золотое имя» египетского царя // Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов./ Под. ред. Кацнелъсона И.С. М., 1979.С.41-59.

43. Берлев ОД. Раздел первый. Египет. // Источниковедение истории Древнего Востока. / Ред. В.И. Кузищин. М., 1984. С.20-59.

44. Большаков А. О. Представления о двойнике в Египте Старого Царства // ВДИ №2 1987 С.3-36.

45. Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого Царства. М., 2001.

46. Большаков КВ. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте. Историко-философский аспект. Спб. 2007.

47. Вайнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

48. Гавршюк Э.Е. Семантика знака «растение» в обрядовом контексте // Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово. 1994. С.4-10.

49. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Прага. 1987.

50. Грецкий М.Н. Структурализм Леви-Стросса и проблема гуманизма // Французская философия сегодня: Анализ немарксистских концепций. / Под ред. Вдовина И.С. М., 1989.С. 17-45.

51. Дмитриева Т.Н. Современное состояние проблемы тотемизма // Актуальные проблемы изучения религии и атеизма / Под. ред. Лескова A.M. Л., 1981. С.42-65.

52. Зубов A.B., Павлова О.И. Религиозные аспекты политической культуры Древнего Востока: образ царя // Религия Древнего Востока. / Отв. Ред. Г.М. Бонгард-Левин, А.Н. Мещеряков. М., 1995. С. 34-84.I

53. Иванов B.B. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний. /рец. на кн. Золотарева A.M. Родовой строй и первобытная мифология // Советская археология. 1968. № 4. С.276-287.

54. Иванов ЯЯ.Низшая мифология // МНМ. М., 1982. Т.2. С. 215-217.

55. Иванов В.В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // Ранние формы искусства. Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1972. С.119-133.

56. Иванов В.В., Топоров В.Н. Модель мира // МНМ. М., 1982. Т.2. С. 161164.

57. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы //МНМ. М., 1982. Т.2. С. 346-349.

58. Иорданский В.Б. Звери, люди, боги. Очерки Африканской мифологии. М., 1991.

59. КеесГ. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб., 2005.

60. КинкХ.А. Египет до фараонов. М.1964.

61. Кобищанов Ю.М. Архаические пласты религиозных представлений // Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.

62. Ковалева В.Т., Арефьев В.А. О семантике сосудов с рельефными зооморфными изображениями // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург. 1993. Вып. 21. С. 107-118.

63. Комороци Г. К символике дерева в искусстве Древнего Двуречья // Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

64. Kopocmoeifee М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

65. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта: тотемизм и фетишизм // Азия и Африка сегодня. 1976. №5. С. 37-60.

66. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.,1987.

67. Котляр Е.С. Миф и сказка Африки. М., 1975.

68. Криничная H.A. Корреляция архетипов индивида, коллектива и природы в мифологии. Петрозаводск. 1986.

69. Крол A.A. Египет первых фараонов. М., 2005.

70. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

71. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Он же. Первобытное мышление. М., 1994.С. 111-336.

72. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // Он же. Первобытное мышление. М., 1994. С. 37-110.

73. Липинская Я. Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983.

74. Максимов E.H. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования) // Тутанхамон и его время. М., 1976. С.

75. Мартиросян A.A. Печати мастеров на сосудах из Аргиштихинели // Древний Восток и мировая культура. М., 1981. С.

76. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы // Она же. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта./ Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С.147-295.

77. Матъе М.Э. Искусство древнего Египта. М., 1961.

78. Матъе М.Э. Проблема изучения Книги Мертвых // Она же. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. / Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С.98-105.

79. Матъе М.Э. Тексты пирамид — заупокойный ритуал (о порядке чтения Текстов пирамид) // Она же. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. / Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С.38-69.

80. Матъе М.Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // Она же. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. / Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С. 106-134.

81. Мелетинский Е.М. Время мифическое // МНМ. М., 1980. T.I. С. 252-253.

82. Мелетинский Е.М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа // Вопросы философии. 1970. № 7. С. 165-173.

83. Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Стросса // Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С.467-523

84. Яб.Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1972. С. 149-189.

85. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

86. Островский А.Б. К. Леви-Стросс о тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления // Этнокультурные процессы. Методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С. 81-92

87. ЮО.Перепелкин Ю.Я. Древний Египет // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М., 1988.

88. Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.

89. Петровский Н.С. Древнейшая летопись «Палермский камень» // Эмери У .В. Архаический Египет. Спб. 2001. С. 331-353.

90. Пиотровский Б.Б. Семантический пучок в памятниках материальной культуры (К интерпретации росписей египетской додинастической керамики) // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Т.4. Вып. 10. M.-JL, 1930. С. 1-24.

91. Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. М.1999.

92. Прусаков Д.Б. Раннее государство в Древнем Египте. М. 2001.

93. Прусаков Д.Б. «Старые дюны» в Среднем Египте // ВДИ №2 (1997). С.95-99.

94. Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Каталог выставки. М.,2002.

95. Редер Д.Г. Мифологическое мышление и зачатки научного мировоззрения в Древнем Египте // Культура Древнего Египта. М., 1975. С. 223-249.

96. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М. 1971.

97. ПО. Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III-VIII дин.). М., 1992.

98. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974.

99. Степанов Ю. Семиотика. М., 1971.

100. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

101. Топоров В.Н. Древо мировое // МНМ. М., 1980. Т.1. С.398-406.

102. Топоров В.Н. Животные // МНМ. М., 1980. Т.1. С.440-449.

103. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. / Под ред. Неклюдова С.Ю. М. 1972. С.77-98.

104. П.Топоров В.Н. Несколько параллелей к одной древнеегипетской мифологеме // Древний Восток. (Сборник статей. Вып.2. Памяти академика Бориса Александровича Тураева). /Отв. ред. Кацнельсон И.С. Вып. 2. М., 1980. С. 75-97.

105. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаичный ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. (Сборник статей. Сост. Рожанский JI.HI. Мелетинский Е.М.) М., 1988. С. 7-60.

106. Толмачева Е.Г. К вопросу о «культе животных» в древнем Египте // Открытия минувшего: история древности и археология. М., 2003. С. 91— 100.

107. Тройский КМ. История античной литературы. М., 1983.

108. Тураев Б.А. Древний Египет. М., 2007.

109. Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920. Т.1.

110. Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг. 1898.

111. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж. Б. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.,1984.

112. Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М., Л., 1959.

113. Фрейзер Д. Д. Золотая ветвь. М. 1986.

114. Хведелидзе М.Г. Два понятия вечности в космогониях Древнего Египта //МЕРОЭ. Вып.З. М., 1985. С.239-242.

115. Хведелидзе М.Г. Проблема «Бога» в изучении древнеегипетской религии // Кавказско-Ближневосточный сборник. Тбилиси. 1984.

116. Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. М., 1990.

117. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

118. Шеркова Т. А. Древнеегипетские церемониальные палетки (опыт реконструкции семантики изображений и назначения) // МЕРОЭ. Вып. 4. М., 1989. С. 228-241.

119. Шеркова Т.А. «Око Хора»: символика глаза в додинастическом Египте // ВДИ 1996. №4. С.96-115.

120. Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М. 2004.

121. Черезов Е.В. Древнейшая летопись «Палермский камень» и документы Древнего Царства Египта. // Эмери У.В. Архаический Египет. Спб. 2001. С.310-330.

122. Четверухш A.C. Проблемы исследования раннего Египта. // Эмери У.Б. Архаический Египет. Спб. 2001. С. 354-379.

123. Четверухин A.C. Публикации, переводы и смысл Текстов Пирамид по высказываниям исследователей. //Тексты пирамид. Под общ. ред. A.C. Четверухина. СПб. 2000. С. 185-369.

124. Элиаде М. Аспекты мифа. М. 1995.138. Ägypten. Die Welt der Pharaonen. Hrsg. von Schultz R., Seidel M. Köln. 1997.

125. Allen J. Ba II Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. / ed. by D. Redford. N.Y. 2001.Vol.1. P.161-162.

126. Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge. 2000.

127. Altenmüller B. Synkretismus in den Sargtexten // Göttinger Orientforschungen IV.7. Wiesbaden. S.107-108.

128. Arkell A.J. The Prehistory of the Nile Valley // Handbuch der Orientalistik / Hrsg. vonB. Spuler. Leiden. Köln. 1975.

129. Baines J. Bnbn: Mythological and Linguistic Notes// Orientalia 39. 1970. P.389-404.

130. Baines J. Fecundity Figures. Oxford. 2001.

131. Baumgartel E.J. The Cultures of Prehistoric Egypt. L., 1960.

132. Belluccio A. Le mythe du Phénix à la lumière de la consubstantialité royale du père et du fils // Atti del VI Congresso Internazionale di Egittologia. Turin. 1993. Vol.2. P.21-39.

133. Bénédite G. The Carnarvon Ivory // JEA 5 (1918). P.l-15. 225-241.

134. Bichel S. La cosmogonie égyptienne avant le nouvel empire II Orbis Biblicus et Orientalis 134. Freiburg. Göttingen. 1994.

135. Bleeker C.J. Egyptian Festivals. Enactments of Religious Renewal. Leiden. 1967.

136. Bonnet H. Reallexicon der ägyptischen Religionsgeschichte. Berlin. 1952.

137. Breasted J.H. Development of Religion and Thoughts in Ancient Egypt, L.,1912.

138. Br oyor ski E. Sobek//LdÄ. Wiesbaden. 1985. S.995-1031.

139. Brugsch H. Nouvelles recherches sur la division de l'année des anciens égyptiens, suivies d'un mémoire sur des observations planétaires consigné dans quatre tablettes égyptienns en écriture démotique. Berlin. 1856.

140. Buchberger H. Transformation und Transformat. Sargtextstudien I.// Ägyptologische Abhandlungen. Band 52. Wiebaden. 1993.

141. Budge E. A. W. From Fetish to God in Ancient Egypt. L., 1934.

142. Budge E. A. W. The Mummy. L., 1987.

143. Buhl M. L. The Goddesses of the Egyptian Tree Cult II JNEC. Vol. VI. № 2 ( 1947). P. 80-97.

144. Carter H. The Tomb of Tut-Ankh-Amen. N.Y. 1927.Vol.2.

145. Cialowicz K.M. La naissance d'un royaume L'Egypte dès la prédynastique à la fin de la Iére dynastie. Krakow. 2001.

146. Cialowicz K.M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans decoration: études de l'art prédynastique. Krakow. 1991.

147. Clagett M. Ancient Egyptian Science. Parti. Philadelphia. 1992.

148. ClarkR. T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. L., 1978.

149. Clark R. T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. L., 1993.

150. Das Grab des Sennedjem. Ein künstlergrab der 19.Dynastie in Deir el Medineh. Mainz. 1994.

151. Davies N. de G. The Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N.Y. 1943. Vol.I-II.

152. Davis W. Masking the Blow. The Scene of Representation in Late Prehistoric Egyptian Art. Berkeley. Los-Angeles. Oxford. 1992.

153. Desroches-Noblecourt C. Egyptian Wall Painting. London. 1962.

154. Dorman P. The Tomb of Senenmut. The Architecture and Decoration of Tomb 71 and 353. N.Y., 1991.

155. Dreyer G. Umm el-Qaab. Nachuntersuchungen im frühzeitlichen Königsfriedhof. 5/6 Vorbericht.// MDAIK 49. 1993. S. 23-62.

156. Dreyer G. Härtung U., Hikade T., Köhler E.C., Müller V. Pumpenmeier F. Umm el-Qaab. Nachuntersuchungen im frühzeitlichen Königsfriedhof. 9/10 Vorbericht.//MDAIK 54. 1998. S. 77-167.

157. Edel E. Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der "Weltkammer" aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // NAWG II-III (1963. 4-5). S. 87-142.

158. Englund G. ^^' Akh — une notion religieuse dans l'Egypte pharaonique.// Acta Universitatis upsaliensis. Boreas. Uppsala studies in Ancient Mediterranean and Near Eastern Civilizations 11. Uppsala. 1978.

159. Englund G. Gods as a Frame of Reference. On Thinking and Concepts of Thought in Ancient Egyptians // The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P.7-28.

160. Erman A. Die Religion der Ägypter. Ihr Werden und Vergehen in vier Jahrtausenden. Berlin, 1934.

161. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptischen Sprache. Bd. I-VI. Leipzig. 1955.

162. Essam El-Banna À propos des aspects Héliopolitains d'Osiris // BIFAO 89 (1989). P.101-126.

163. Essam El-Banna Deux études Héliopolitaines // BIFAO 85 (1985). P. 149171.

164. Faulkner R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford. 1988

165. Finnestad R. B. Egyptian Thought about Life as Problem of Translation // The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P. 29-40.

166. Frankfort H. Ancient Egyptian Religion. N.Y. 1948. P. 3-4.

167. Friedman F. Akh // Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, /ed. by D. Bedford. N.Y. 2001. Vol. I. P. 47-48.

168. Friedman R. The Ceremonial Centre at Hierakonpolis Locality NK29A // Aspects of Early Egypt. L., 1996. P. 16-35.

169. Gardiner A. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford. 1947.

170. Gardiner A. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford. 1994.

171. Gardiner A. Horus the the BeheTiTe // JEA 30 (1944). P.23-60.

172. Gauthier H. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. T.6. Cairo. IFAO.1929.

173. Gomaà F. hwt-bnw II LdÂ. Wiesbaden. 1980. Bd.III. S. 88.

174. Gomaà F. Sile II LdÀ. Wiesbaden. 1985. Bd.V. S.946-947.

175. Graefe E. Morgenstern II LdÀ. Wiesbaden. 1982. Bd.IV. S.206.

176. Graff G. Les peintures sur vases Nagada I Nagada II. Nouvelle approche sémiologique. Il Egypt at its Origins. Studies in Memory of Barbara Adams.

177. Proceedings of the International Conference "Origin of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt", Kraków, 28th 1st September 2002./ Ed. By S. Hendrickx, R.F. Friedman, K.M. Cialowicz, M. Chlodnicki. Leuven. Paris. Dudley. 2004. P. 765-777.

178. Hannig R. Die Sprache der Pharaonen. Grosses Handwörterbuch DeutschÄgyptisch (2800-950 v. Chr.).Mainz, 2000.

179. Hornung E. Conception of God in Ancient Egypt. The One and the Many. London. 1983.

180. Hornung E. Idea into Image. Essay on Ancient Egyptian Thought. Princeton. 1992.

181. Hornung E. The Tomb of Pharaoh Seti I. Zürich. München. 1991.

182. Houlihan P. The Animal World of the Pharaohs. Cairo. 1996.

183. Houlihan P. Goodman S.M. The Birds of Ancient Egypt. Cairo. 1988.

184. Kaiser W. Die dekorierte Torfassde des spätzeitlichen Palastbezirkes von Memphis II MDAIK. 1987. Bd. 43. S. 123-152.

185. Kakosy L. Phönix //LdÄ, Wiesbaden. 1982. Bd.IV. S. 1030-1039.

186. Kaplony P. Zu den beiden Harpunzeichen der Narmerpalette // ZÄS 1958. Bd.83. S. 76-78.

187. Kees H. Götterglaube im Alten Ägypten. Leipzig. 1956.

188. Kees H. Der Opfertanz des ägyptischen Königs. Leipzig. 1912.

189. Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Ägypter. Grundlagen und Entwicklung bis dem Ende des Mittleren Reiches. Leipzig.1956.

190. Kemp B. J. Ancient Egypt. Anatomy of a civilization. L., N. Y., 1991.

191. Kessler D. Per-benu // LdÄ. Wiesbaden. 1982. Bd. IV. S.930.

192. Kessler D. Per-djadja//LdÄ. Wiesbaden. 1982. Bd. IV. S. 930.

193. Kessler D., Nur el-Din A. el H. Tuna al-Gebel. Million of Ibises and Other Animal // Divine Creatures. Animal Mummies in Ancient Egypt. /Ed. by Ikram S. Cairo. 2005. P. 120-163.

194. Krauss R. M-mitt bnw (pAnastasi I, 4,5)// JEA 78. 1993. P.266-267.

195. Lambrecht B. L'obelisque d'Hermapion (Ammien Marcellin, Res Gestae XVII, 4, 17-23 //Le Muséon. 114. T. 1-2. 2001. P. 51-95.

196. Leahy A. In the House of the Phoenix at Thebes (Cairo JE 36938) // Studies on Ancient Egypt in Honour of H.S. Smith. / Ed by A. Leahy. L., 1999. P.185-192.r

197. L'Egypte sur les traces de la civilization pharaonique./ Ed. par R. Schulz, M. Seidel Cologne. 1998.

198. Les Trésors du Musée Égyptien./Éd. par Tiradritti F. Vercelli.1998.

199. Lesko L. Book of Going Forth by Day // Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, fed by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. I. P. 193-195.

200. Lurker M. An Illustrated Dictionary of the Gods and Symbols of Ancient Egypt. L., 1995.

201. Martin G. T. The Tomb of Hetepka and Other Reliefs and Inscriptions from the Sacred Animal Necropolis, North Saqqara 1964-1973. L., 1979.

202. Merser S. A. B. Earliest Intellectual Man's Idea of the Cosmos. London.1957.

203. Mercer S. A. B. Horus. The Royal God of Egypt. Grafton. 1942.

204. Mercer S. A. B. Literary Criticism of the Pyramid Texts. L., 1956.

205. Möller G. Das Hb-Éd des Osiris nach Sargdarstellungen des neuen Reichen II ZÄS 39 (1901). S. 71-74. Tf.l.

206. Montet P. Géographie de L'Égypte ancienne. Paris. 1957.

207. Morens S. Egyptian Religion. L., 1966.

208. Nibbi A. The Hoe as the Symbol of Foundation in Some Early Egyptian Reliefs.// GM 29. 1978. P.89-94.

209. Otto E. Helck W. Ach II LdÄ. Wiesbaden. 1975. Bd.I. S.49-52.

210. Otto E. Die beiden Vielgestaltigen. Seelenvorstellungen der Ägypter» II ZÄS. Bd. 77.1942. S.78-91.

211. Pérez Largacha A. The Lybian Palette. A New Interpretation II Varia Aegyptica 1989, 5. P.217-226.

212. Petrie W. M. F. Ceremonial Slate Palettes II Corpus of Proto-dynastie Pottery: 30 plates of Drawings. Flinders Petrie Centenary 1953. London. 1953.

213. Petrie W. M. F. Egyptian Beliefs in a Future Life // Ancient Egypt. L., 1914.233. : Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. L., 1890.

214. Petrie W. M. F. Palace of Apries (Memphis II). L., 1909.

215. Petrie W.M.F. Royal Tombs of the Earliest Dynasties. L. 1901. V.U.

216. Petrie W. M. F. The Religion of Ancient Egypt. L., 1914.

217. Porter B. Moss R. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs and Painting. The Theban Necropolis. I. Oxford. 1994.

218. Porter R. Cottridge D. A Photographic Guide to Birds of Egypt and the Middle East. Cairo.2007.

219. Posener G. Dictionnaire de la civilisation Egyptienne. Paris. 1959.

220. Quibell J.E. Hierakonpolis I. L., 1900.

221. Ranke H. Die Aegyptischen Personennamen. Gluckstadt. 1937.

222. ReymondE. A. E. The Primeval Djeba // JEA 48 (1962). P.81-88.

223. Sandman-Holmberg M. The God Ptah. Lund. 1946.

224. Sethe K. Der Name der Phönix // ZÄS. 1908 1909. Bd. 45. S.84-85.

225. Sethe K. Übersetzung und Kommentar zu den ältagyptischen Pyramidentexten. Hamburg, 1935-1962. Bd.I-VI.

226. Sethe K. Urgeschichte und älteste Religion der Aegypten Leipzig. 1930.

227. Sethe K. Zur Erklaeung einiger Denkmäler aus der Frühzeit der ägyptischen Kultur. //ZÄS 52. 1915. S. 55-60.

228. Shedid A. Die Felsgräber von Beni Hassan in Mittelägypten. Mainz. 1994.

229. Sorensen J. P. Introduction // The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P. 1-6.

230. Spiegel J. Das Werden der altägyptischen Hochkultur. Ägyptische Geistesgeschichte im 3. Jahrtausend vor Chr., Heidelberg. 1953.

231. Spiegelberg W. Zu dem Nomen der Phönix //ZÄS 46 (1909). S.142.

232. Tefilin R. Image et histoire. Réflexions sur l'usage documentaire de l'image égyptienne. Il Cd'E 54. 1979. P. 218-244.

233. Tolmacheva E. A Reconsideration of the Benu-bird in Egyptian Cosmogony. // Hawass Z. (ed.) Egyptology at the Dawn of the Twenty-first Century. Proceedings of the 8th International Congress of Egyptologists. Vol. 2. Cairo.2003. P. 522-526.

234. Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala. 1986.

235. Van Den Broek R. The Myth of the Phoenix . According to Classical and Early Christian Traditions. Leiden. 1972.

236. Vandier J. Manuel d'Archéologie Egyptienne. Paris. 1952. V.I-II.

237. Von Der Way T. Buto // Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. / ed. by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. P. 218-219.

238. Walla M. Der Vogel Phoenix in der antiken Literatur und der Dichtung des Lactanz. Wien. 1969.

239. Wengrow D. The Archaeology of Early Egypt: Social Transformation in North-East Africa. 10, 000 to 2650 BC. Cambridge. 2006.

240. WestendorfW. Uräus und Sonnenscheibe// SAK 6, S.201-226

241. Westendorf W. Zweiheit, Dreiheit und Einheit in der altägyptischen Theologie II ZÄS 100 (1973). S. 136 141.

242. Wiedemann A. Die Phonix-Sage im alten Aegypten II ZÄS 16 (1878).S. 89105.

243. Wilkinson RH. Reading Egyptian Art. L., 1992.

244. Wilkinson R. N. Symbol & Magic in Egyptian Art. L., 1994.

245. Wilkinson T.A.H. Early Dynastie Egypt. L., N.Y. 2003.

246. Wörterbuch der Aegyptischen Sprache./ Hrsg. von Erman A., Grapow H. Berlin. 1971. Bd. I-V

247. Wreszinski W. Atlas zur altägyptischen Kulturgeschichte. Berlin, 1923. Teil. I-III.

248. Zabkar L. A Study of the Ba Concept in Ancient Egyptian Texts II Studies in Ancient Oriental Civilization. 34. Chicago. 1968.

249. Zabkar L. Ba//LdÄ. Wiesbaden. 1975. Bd.I. S. 588-590.

250. Zandee J. Review of R.T. Randall Clark «The Origin of the Phoenix»// Bibliotheca Orientalis 10 (1953). P.108-116.

251. Zivie A.-P. Hermopolis et le nome de l'Ibis. Recherches sur la province du dieu Thot en Basse Égypte. I. Introduction et inventaire chronologique des sources // IF AO, BdE. T. LXVI. Le Caire. 1975.

252. Zivie A.-P., Lichtenberg R. The Cats of Goddess Bastet // Divine Creatures. Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo. 2005. /Ed. by Ikram S. P. 106-119.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.