Образ творческой личности в произведениях англоязычных постколониальных писателей Дж. М. Кутзее и С. Рушди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Струкова, Екатерина Алексеевна

  • Струкова, Екатерина Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 215
Струкова, Екатерина Алексеевна. Образ творческой личности в произведениях англоязычных постколониальных писателей Дж. М. Кутзее и С. Рушди: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2016. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Струкова, Екатерина Алексеевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Роль традиции в становлении образа творческой личности в

произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди

1. 1. Теоретико-методологический аспект проблемы «творческой личности»

в современной науке

1. 2. Истоки образа творческой личности в английской

литературе

1. 3. «Двойная» идентичность — специфическая черта образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди

Глава 2. Творческая личность в контексте истории

2. 1. История и творчество — магистральные темы постколониального и

мультикультурного романа

2. 2. «Английская книга» как источник сюжетов для мультикультурной литературы. Образ творческой личности в романе Дж. М. Кутзее «Мистер Фо» и

история колониальной Англии

2. 3. Взаимосвязь творчества и истории в романе С. Рушди «Земля под ее

ногами». Художник-хамелеон как особый тип творческой личности

2. 4. Воплощение различных типов творческой личности в женских образах (на примере романа Дж. М. Кутзее «Элизабет Костелло» и романа С. Рушди «Земля под ее ногами»)

Глава 3. Формы мифологизации образа творческой личности в

произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди

3. 1. Основные источники мифологической образности в творчестве Дж. М. Кутзее и С. Рушди

3. 2. Мифологизация образа русского писателя в романе Дж. М. Кутзее

«Осень в Петербурге»

3. 3. Обращение к мифу как способ актуализации проблем художественного творчества и психологии творческой личности (на примере романа С. Рушди

«Земля под ее ногами» и романа Дж. М. Кутзее «Элизабет Костелло»)

3. 4. Творчество как способ постижения реальности. Мифологизация истории Индии в романе С. Рушди «Дети полуночи»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

188-193 194-215

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ творческой личности в произведениях англоязычных постколониальных писателей Дж. М. Кутзее и С. Рушди»

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях естественным образом меняется понимание как роли английского языка в мире, так и английской литературы и культуры в целом. Исследователь О. Г. Сидорова указывает на то, что «кризис идентичности проявляется <...> в разрыве между языком и национальностью, феномен, сформировавшийся во второй половине XX века в связи с распадом колониальной системы и приобретением английским языком статуса глобального»1. Действительно, со второй половины ХХ века английская литература претерпевает серьезные изменения.

Одним из культурных следствий распада главных колониальных империй становится возникновение мощной традиции постколониальных исследований, охватывающей самые разные области гуманитарного знания и ставящей своей целью рассмотрение сложной системы взаимоотношений культуры колонизаторов и колонизируемых. В последние десятилетия ХХ века постколониальные исследования занимают престижное место в научных школах не только в Европе и США, но и на территории бывших колониальных государств2. В учебных заведениях по всему миру открываются центры постколониальных исследований, проводятся многочисленные конференции и

3

семинары по данной теме, выпускаются литературные хрестоматии и антологии . Среди наиболее значимых зарубежных исследований можно выделить работы Э. Саида, Х. Бхабы, Б. Андерсона, П. Халма, Г. Ч. Спивак4 и др. В отечественном литературоведении постколониальная литература на данный момент изучена не так широко. Наиболее крупными монографическими исследованиями являются работы М. В. Тлостановой «Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века», С. П. Толкачева «Мультикультурный контекст современной

1 Сидорова О. Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании : монография. Екатеринбург, 2005.

2 The Cambridge Companion to Postcolonial Literary Studies / Ed. N. Lazarus. Cambridge, 2004. P. 1.

3 См.: Biddle A. Global voices: Contemporary Literature from the Non-Western World. Englewood Cliffs. New Jersey, 1995; Ross R. L. Colonial and Postcolonial Fiction in English: An Anthology. L., 1999; Thieme J. The Arnold Anthology of Postcolonial Literature in English. L., 1996.

4 См., например: Said E. W. Orientalism. N. Y., 1978; Said E. W. Culture and Imperialism. L., 1993; Bhabha H. K. Nation and Narration. L., N. Y., 1990; Anderson B. Imagined Communities. L., 1983.

британской литературы» и О. Г. Сидоровой «Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании»5. Также за последние годы были защищены кандидатские диссертации, так или иначе связанные с темой настоящего исследования6. Особо нужно отметить работу О. А. Павловой «Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса (на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро)»7. Анализируя творчество данных писателей, исследователь выявляет сходства и различия поэтики двух авторов, а также особенности функционирования категорий «история» и «память» в контексте постколониального дискурса. Концепция истории, предложенная О. А. Павловой, крайне актуальна для настоящего исследования.

Именно в рамках постколониальных исследований формируются новые категории анализа культуры и литературы: внедомность, гибридная идентичность, пограничье, мимикрия и др. . Одна из основных целей исследований данного типа — преодолеть культурную однополярность мира и предоставить слово тем представителям национальных меньшинств, взгляды которых ранее не принимались во внимание. Л. Ф. Хабибуллина отмечает, что «постколониальные исследования позволили изменить взгляд на культурную ситуацию современности, их представители выработали новые подходы к анализу текстов, в том числе и художественных»9.

Темы и проблемы, которые постколониальные авторы затрагивают в своих произведениях, часто простираются далеко за границы текста и рамки литературы

5 Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000; Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современной британской литературы : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003; Сидорова О. Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005.

6 Каличкина А. В. Взаимодействие постмодернистских и постколониальных мотивов в творчестве С. Рушди : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2003; Константинова Н. В. Лингвостилистические особенности прозы Дж. М. Кутзее : дис. .канд. филол. наук. СПб., 2009; Наказная Е. В. Культурное пограничье в поэзии и прозе пуэрто-риканских авторов США: 1980-е — 1990-е годы : дис. ... канд. филол. наук. Чита, 2005; Шамсутдинова Н. З. «Магический» реализм в современной британской литературе (А. Картер, С. Рушди) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2008 и др.

7 Павлова О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса: на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро : дис. ... канд. филол. наук. М., 2012.

8 Тлостанова М. В. Постколониальные исследования // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. С. 320-323.

9 Хабибуллина Л. Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины XX века : дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2010. С. 208.

в целом. Крайне актуальны для данного исследования рассуждения Т. С. Элиота о том, что чувство истории «предполагает понимание той истины, что прошлое не только прошло, но и продолжается сегодня; чувство истории побуждает писать.. ,»10. История и ее преломление в творчестве, их тесная связь находит свое отражение в произведениях постколониальных писателей. Немаловажную роль при изучении мультикультурного текста играет исторический контекст, а также история литературы той страны, откуда писатель родом, или той литературы, в русле традиций которой конкретный автор создает свои произведения.

Вопрос о разграничении постколониальной и мультикультурной литературы изучен достаточно подробно, его поднимали многие исследователи11. В современном литературоведении термин «мультикультурализм» используется в нескольких значениях. Исследователь С. П. Толкачев выделяет следующие существенные аспекты понятия мультикультурализм: 1) результат исторического процесса, создавшего многонациональное общество в стране (например, страны Карибского бассейна); 2) специфическая внутренняя политика стран, которые оказались перенаселенными жителями бывших колоний и нуждаются в создании новых законов общежития, связанных с политической корректностью и необходимостью совмещения потребностей большого числа народностей (Великобритания, США и др.); 3) полиэтнический контекст жизни страны; 4) феномен внутрисемейных отношений людей, связанных родственными узами и принадлежащих к различным национальностям; 5) социокультурное и художественное явление12.

Понятия «мультикультурная литература» и «постколониальная литература» часто употребляются синонимично, но все же следует провести определенное разграничение между ними. Под мультикультурной литературой в настоящей работе понимается всемирная литература, иммигрантская, литература этнических меньшинств и местная литература коренных народов. «Мультикультурный

10 Eliot T. S. Critical Essays. L., 1931. P. 14.

11 См.: Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века : дис....д-ра филол. наук. М., 2000; Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современной британской литературы : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003; Сидорова О. Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005 и др.

12 См.: Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа. М. 2003. С. 39-41.

контекст литературы подчеркивает репрезентацию культурной идентичности, множественности взглядов и интерпретаций, осмысления сложных, чужих

13

реалий» . Под постколониальной литературой в данном исследовании понимается, в первую очередь, творчество народов, ранее колонизированных Британией. Если смотреть шире, понятие «постколониальная литература» может относиться и к литературе стран, колонизированных другими европейскими государствами, например, Испанией, Португалией или Францией14.

Мультикультурные и постколониальные писатели занимают лидирующие позиции в литературе практически каждой экономически развитой страны. Прежде всего, это бывшие жители колониального в прошлом пространства: Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и стран Карибского бассейна. Британские писатели, творчество которых становится воплощением синтеза лучших традиций Запада и Востока, широко известны отечественным читателям. Среди них южноафриканский писатель и литературный критик Джон Максвелл Кутзее, долгое время проживавший в ЮАР, а затем эмигрировавший в Австралию; сын индийского мусульманина Салман Рушди, который получил образование в Кембридже и в настоящее время считается одним из крупнейших современных британских прозаиков. В этом ряду называют также Видиа Найпола, родившегося на острове Тринидад в Вест-Индии, лауреата Нобелевской премии по литературе (2001), Бена Окри — британца африканского происхождения, лауреата Букеровской премии (1991), Ханифа Курейши, родившегося в Великобритании в семье пакистанца и англичанки и открыто говорящего о своей «двойной» идентичности и многих других.

Авторы мультикультурных текстов делают попытку «установить срединную площадку между западным и восточным миропониманием»15. Один из ведущих теоретиков постколониализма Х. Бхаба в книге «Местонахождение культуры»16 предложил термин для обозначения этой «срединной площадки» —

13 Павлова О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса: на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро : дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. С. 18.

14 См.: Ashcroft B., Griffiths G., Tiffin H. The Empire Writes Back. L., N. Y. 1989. P. 1.

15 Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа. М., 2003. С. 47.

16 Bhabha H. The Location of Culture. L., N. Y., 1994.

1 7

«промежуточное пространство» (англ. «interstitial space») , в котором человек

ощущает чувство дезориентации, потерю направления, совершая постоянное

18

движение с целью исследования и познания . Под данным термином Х. Бхаба имеет в виду некое состояние, в котором писатель-мигрант обнаруживает черты принадлежности сразу к нескольким культурам, но в то же время не вписывается ни в одну из них. Создавая своим творчеством некое «третье пространство»19 литературы и культуры, постколониальные писатели бросают вызов установившимся понятиям идентичности. Э. Саид замечает, что появление такого

понятия как «идентичность» уходит корнями в отношение греков к варварам,

20

именно в этот период начинается деление на «мы» и «они». К XIX веку представление об идентичности «стало отличительным признаком как культуры империализма, так и тех культур, которые пытались противостоять поползновениям Европы»21.

Исследователь О. А. Павлова справедливо замечает, что в настоящее время

мультикультурная литература «представляет собой сложный многонациональный

22

и разножанровый эстетический феномен» . Под национальной литературой, создаваемой на английском языке, подразумевается «явление, имеющее четкие отличительные признаки в использовании языка, раскрывающее явные культурные предпочтения или представляющее интересы значительных слоев

23

сообщества» . Национальная литература на английском во многом является результатом индустриального прогресса и урбанизации. Устная африканская литература, индийская духовность и австралийские баллады внесли свой вклад в формирование тематики и стилевых особенностей местной литературы на английском. В то же время, как отмечает С. П. Толкачев, «национальная литература на английском способствует и «трансплантации» европейской

17 Ibid, p. 2, 18, 224.

18 Bhabha H. The Location of Culture. L., N. Y., 1994. P. 2.

19 Bromley R. Narratives for a New Belonging: Diasporic Cultural Fictions. Edinburgh, 2000.

20 Отправной точкой этого отторжения и противопоставления Запада Востоку Э. Саид считает период греко-персидских войн (с 492 по 449 г. до н.э.), одним из итогов которого стал мощный рост самосознания греков и их оппозиции к персам.

21 Саид Э. Культура и империализм. СПб., 2012. С. 31.

22 Павлова О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса: на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро : дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. С. 6.

23 Literatures of the World in English. Ed. B. King. L., Boston, 1974. P. 7.

литературы на окраинах, созданию национальных элит, которые имитируют эту литературу, используют ее для своих целей, переделывают в соответствии с

24

местной жизнью»24.

Круг современных постколониальных и мультикультурных писателей необычайно широк. Темы произведений постколониальных авторов достаточно разнообразны, однако среди них можно выделить магистральные: взаимосвязь творчества и истории, роль творческой личности в современном мире, соотношение истории и литературы, восприятие «другого» и его культурных ценностей. В настоящем исследовании на примере произведений Джона Максвелла Кутзее (John Maxwell Coetzee, род. 1940) — англоязычного писателя с бурскими корнями, лауреата Нобелевской премии по литературе (2003), дважды лауреата Букеровской премии25, а также многих других престижных литературных премий (премия Фемина, 1985, Иерусалимская премия, 1987) и Ахмеда Салмана Рушди (Ahmed Salman Rushdi, род. 1947) — англоязычного писателя, который родился в мусульманской семье кашмирского происхождения, детство провел в Индии и впитал богатую культуру этой страны, стал лауреатом Букеровской премии26 и премии «Букер букеров»27, представлен анализ того, как в произведениях постколониальных писателей находит художественное воплощение тема взаимосвязи творчества и истории, проанализированы различные образы творческих личностей, определена их специфика.

Индия и Африка — бывшие колонии Великобритании, находящиеся в ведении непрямого правления, но с очень разными культурами коренных народов. И Дж. М. Кутзее, и С. Рушди усваивают историческую и культурную память нескольких народов, обоих писателей волнует политическая ситуация в мире, межрасовые и национальные проблемы, влияние различных идеологий на сознание человека, вопросы взаимоотношения мужчин и женщин и т.д. В творчестве писателей четко просматриваются определенные сходства. К тому же, оба писателя получили прекрасное европейское образование. Комплекс этих

24 Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа. М., 2003. С. 91-92.

25 В 1983 году за роман «Жизнь и время Михаэла К.», в 1999 году за роман «Бесчестье».

26 В 1981 году за роман «Дети полуночи».

27 В 2008 году роман «Дети полуночи» признан лучшим за все время существования премии.

составляющих дает им обоим уникальную возможность встать над различными культурными, политическими, религиозными идеологиями, стереотипами и взглянуть на ситуацию отстранённо. Писатели по-новому смотрят на бинарную оппозицию Восток-Запад, предлагая взамен традиционной двуполярности мира культурную множественность. Посредством своих произведений современные постколониальные авторы убедительно доносят до читателя не только свою художественную концепцию, но и особенности миропонимания. Сопоставляя прозу двух писателей, можно говорить о некой общей модели постколониальной и мультикультурной литературы.

Изучением творчества Дж. М. Кутзее занимаются такие ученые, как Д. Аттридж, К. А. Григорьева, С. Гэллахер, Т. Довей, Н. В. Константинова, М. С.

Л о

Курбак, О. А. Павлова, А. Пеннер, Дж. Пойнер, Д. Хед, Д. Эттвелл и др. . К наиболее существенным работам, раскрывающим различные аспекты специфики творчества С. Рушди, можно отнести исследования М. Э. Бауэре, П. Брианса, И. Б. Елисеевой, А. В. Каличкиной, И. Ю. Облачко, С. П. Толкачева, Е. Ю. Чемякина,

29

Н. З. Шамсутдиновой . Произведения Дж. М. Кутзее и С. Рушди вызывают постоянный интерес читателей и критиков, однако критическому анализу в аспекте изучения образа творческой личности, связи истории и творчества подвергнуты не были.

28 См. напр.: Attridge D. J. M. Coetzee and the Ethics of Reading. Literature in the Event. Chicago, L., 2004; Григорьева К. А. Автобиографическая трилогия Дж. М. Кутзее: жанровое своеобразие : дис. ... канд. филол. наук. М., 2014; Gallagher S. A Story of South Africa: J. M. Coetzee's Fiction in Context. Cambridge, 1991; Dovey T. The Novels of J. M. Coetzee: Lacanian Allegories. Cape Town, 1988; Константинова Н. В. Лингвостилистические особенности прозы Дж. М. Кутзее : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2009; Курбак М. С. Исторические взгляды и творческая деятельность Дж. М. Кутзее : дис. ... канд. историч. наук. М., 2012; Павлова О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса: на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро : дис. ... канд. филол. наук. М., 2012; Penner A. R. Countries of the Mind. N. Y., 1989; J. M. Coetzee and the Idea of the Public Intellectual / ed. Poyner J. Athens, Ohio, 2006; Head D. The Cambridge Introduction to J. M. Coetzee. Cambridge, 2009; Attwell D. J. M. Coetzee: South Africa and Politics of Writing. Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1993.

29 См.: Bowers M. A. Magical Realism. The New Critical Idiom. L., N. Y., 2004; Brians P. Notes for Salman Rushdie: The Satanic Verses, 2004; Елисеева И. Б. Дискурсивные особенности текста современной англоязычной пародии : дис. ... канд. филол. наук. Тула, 2011; Каличкина А. В. Взаимодействие постмодернистских и постколониальных мотивов в творчестве С. Рушди : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 2003; Облачко И. Ю. Скрытые смыслы как компонент идиостиля С. Рушди и способы их представления : дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2005; Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа. М., 2003; Чемякин Е. Ю. Постколониальные исследования» как историко-культурный феномен второй половины XX в. : дис. ... канд. истор. наук. Екатеринбург, 2012; Шамсутдинова Н. З. «Магический» реализм в современной британской литературе (А. Картер, С. Рушди) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью осмысления процессов взаимодействия различных культур, нашедших отражение в творчестве мультикультурных писателей Дж. М. Кутзее и С. Рушди, создавших галерею образов творческих личностей, через мировоззрение которых анализируются проблемы как исторического прошлого, так и современной действительности. Данный аспект позволяет определить эстетические основы мировидения англоязычных романистов, исследовать процессы отражения культурной традиции в индивидуальном художественном сознании, что является одним из перспективных направлений современного литературоведения. Кроме того, Дж. М. Кутзее и С. Рушди являются активными участниками современного литературного процесса, вызывают широкий интерес у критиков и читательской аудитории и, в то же время, получили мировое признание, став лауреатами престижных международных литературных премий.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в отечественном литературоведении представлен комплексный анализ романов Дж. М. Кутзее и С. Рушди в аспекте интерпретации образа творческой личности, выявлены модели мифотворчества и исследованы формы мифологизации темы искусства и художника в произведениях данных писателей, что позволяет расширить понимание контекста современной англоязычной постколониальной литературы.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ различных образов творческой личности, выявить сходства и различия форм мифотворчества в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди. В данном исследовании не ставится задача сделать полный охват постколониальной литературы на английском языке. Исследование сосредоточено на осмыслении отдельных аспектов творчества двух крупнейших англоязычных постколониальных писателей. Для осуществления поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. обозначить магистральные темы постколониального и мультикультурного романа;

2. проанализировать причины актуализации образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди в контексте современной англоязычной постколониальной литературы;

3. определить роль традиции в становлении образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди;

4. выявить в прозе Дж. М. Кутзее и С. Рушди специфику различных образов творческой личности и их связь с историческими событиями конкретных эпох;

5. определить в творчестве Дж. М. Кутзее и С. Рушди основные источники и формы использования мифов и их функционирование в образе творческой личности.

Объектом исследования стали романы и публицистические произведения Дж. М. Кутзее и С. Рушди. Для исследования привлекается широкий корпус текстов данных писателей, но для наиболее полного раскрытия темы акцент делается на следующих произведениях: Дж. М. Кутзее — «Мистер Фо» («Foe», 1986), «Осень в Петербурге» («The Master of Petersburg», 1994), «Элизабет Костелло» («Elizabeth Costello», 2003), «Дневник плохого года» («Diary of a Bad Year», 2007); С. Рушди — «Дети полуночи» («Midnight's Children», 1981), «Земля под ее ногами» («The Ground Beneath Her Feet», 1982), «Шаг за черту: сборник эссе» («Step Across This Line: Collected Nonfiction 1992—2002», 2002).

Предмет исследования — особенности репрезентации образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди.

Определяющую роль в методологии исследования играют историко-теоретический и компаративистский подходы. Настоящее исследование также во многом опирается на положения постколониальной теории. В совокупности все эти подходы позволяют добиться сравнительно объективной и разносторонней интерпретации художественного текста.

Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых по поэтике диалогичности (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Р. Бромли, Ю. Кристева и др.), по постколониальной теории (М. В. Тлостанова, С. П. Толкачев, О. Г. Сидорова, Э. Саид, Х. Бхаба и др.), по проблемам истории (П.

Нора, Х. Уайт и др.), по проблемам истории английской литературы (Н. А. Соловьева, В. М. Жирмунский, А. М. Зверев, Вл. А. Луков, К. Н. Савельев, Н. П. Михальская, Г. В. Аникин, В. В. Ивашева, Л. Ф. Хабибуллина и др.), по проблемам творчества (Н. С. Бочкарева, М. А. Кузнецова, Д. Рескин, И. П. Брекоткина, И. Б. Картузова и др.), по творчеству Дж. М. Кутзее (Д Д. Аттридж, Т. Довей, Д. Эттвелл, Д. Хед, А. Пеннер, Дж. Пойнер, С. Гэллахер, М. Марэ, М. Бэлл, Л. Грэм и др.), по творчеству С. Рушди (М. Э. Бауэре, П. Брианс, И. Б. Елисеева, А. В. Каличкина, И. Ю. Облачко, С. П. Толкачев, Е. Ю. Чемякин и др.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (в состав которых входит 11 параграфов), заключения и списка литературы, включающего художественные тексты и критическую литературу. Во Введении рассмотрена степень изученности заявленной в работе темы, обоснованы актуальность, научная новизна и научно-практическая значимость работы, сформулированы цели и задачи исследования, а также положения, выносимые на защиту. В первой главе «Роль традиции в становлении образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди» представлен анализ эволюции образа художника в английской литературе, который позволяет приблизиться к пониманию такого значимого явления, как постколониальная литература. Раздел 1.1. «Теоретико-методологический аспект проблемы «творческой личности» в современной науке» первой главы посвящен обзору и сопоставлению различных научных подходов к пониманию природы эстетической деятельности человека, образа творческой личности, воссозданию в индивидуальном произведении исторических реалий, фактов

30

коллективной «культурно-исторической памяти» (по М. М. Шибаевой30). В разделе 1.2. «Истоки образа творческой личности в английской литературе»

первой главы рассмотрена эволюция образа творческой личности, воплощенного в произведениях различных художественных направлений конца ХУШ — начала XX вв. При очевидной ориентации Дж. М. Кутзее и С. Рушди на существующую

30 Шибаева М. М. Феномен творческой личности в контексте социокультурных реалий // Ярославский педагогический вестник, 2013. № 1. Т. 1. (Гуманитарные науки). С. 248.

традицию изображения творческой личности, их произведения обладают и спецификой. Она заключается в обращении к сюжетам мифов и легенд восточных культурных регионов, введении в повествование элементов автобиографии или фактов истории своей страны, а также в обращении к национальной проблематике. В разделе 1.3. «Двойная» идентичность — специфическая черта образа творческой личности в произведениях Дж. М. Кутзее и С. Рушди» первой главы анализируется крайне важный для творчества обоих писателей вопрос о национальной принадлежности. И Дж. М. Кутзее, и С. Рушди говорят о трудностях существования в многонациональном мире, о сложностях взаимопонимания между людьми, о неоднозначности общепринятых взглядов на историю. «Двойная» идентичность авторов накладывает отпечаток и на образы создаваемых ими персонажей. Наделяя героев своих произведений автобиографическими чертами, постколониальные писатели, как следствие, зачастую делают их также и носителями «двойной» идентичности. В иных вариантах, творческие личности, изображенные в произведениях постколониальных писателей, обеспокоены национальными проблемами или же становятся посредниками в обретении другим национальной принадлежности. Во второй главе «Творческая личность в контексте истории» на примере произведений Дж. М. Кутзее и С. Рушди рассмотрены основные проблемы, связанные с темами истории, памяти и творчества как сублимата первых двух категорий — отражение исторических событий в творчестве, относительность истории, взаимоотношения родной и чужой культуры, проблема «исторической вины», миссия творческой личности в переломную эпоху. В разделе 2.1. «История и творчество — магистральные темы постколониального и мультикультурного романа» второй главы рассматриваются ключевые темы произведений Дж. М. Кутзее и С. Рушди, делается акцент на взаимосвязи реальных событий, происходивших в прошлом, с их эстетическом переосмыслением. В разделе 2.2. «Английская книга» как источник сюжетов для мультикультурной литературы. Образ творческой личности в романе Дж. М. Кутзее «Мистер Фо» и история колониальной Англии» второй главы

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Струкова, Екатерина Алексеевна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная литература:

1. Кутзее, Дж. М. В ожидании варваров / Дж. М. Кутзее. — М.: Эксмо, Домино, 2009. — 336 с.

2. Кутзее, Дж. М. Дневник плохого года / Дж. М. Кутзее. — М.: АСТ, Астрель, №ос1авв1с, 2011. — 352 с.

3. Кутзее, Дж. М. Мистер Фо, или Любовь и смерть Робинзона Крузо. Турнье, М. Пятница, или Тихоокеанский лимб / Дж. М. Кутзее. — СПб.: Амфора, 2004. — 416 с.

4. Кутзее, Дж. М. Он и его слуга. Нобелевская лекция // Иностранная литература / Дж. М. Кутзее. — 2004. — № 5. — С. 242—247.

5. Кутзее, Дж. М. Осень в Петербурге / Дж. М. Кутзее. — М.: Эксмо, Домино, 2009. — 368 с.

6. Кутзее, Дж. М. Элизабет Костелло / Дж. М. Кутзее. — СПб.: Амфора, 2004. — 320 с.

7. Рушди, С. Земля под ее ногами / С. Рушди. — СПб.: Амфора, 2008. — 720 с.

8. Рушди, С. Клоун Шалимар / С. Рушди. — СПб.: Амфора, 2008. — 512 с.

9. Рушди, С. Восток, Запад / С. Рушди. — СПб.: Амфора, 2009. — 221 с.

10. Рушди, С. Гарун и море историй / С. Рушди. — М.: Лимбус пресс, 2006. — 176 с.

11. Рушди, С. Гарун и Океан Сказаний / С. Рушди. — М.: Амфора, 2014. — 256 с.

12. Рушди, С. Дети полуночи / С. Рушди. — СПб.; М.: Лимбус пресс, 2006. — 759 с.

13. Рушди, С. Шаг за черту / С. Рушди. — СПб.: Амфора, 2010. — 528 с.

14. Байрон, Дж. Г. Собрание сочинений: в 4 т. / Дж. Г. Байрон. — Т. 2. — М., 1981. — 320 с.

15. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы: в 2 ч. / Ф. М. Достоевский. — М., 1991. — Ч. 1. — С. 306-307.

16. Достоевский, Ф. М. Двойник / Ф. М. Достоевский. — СПб: ИГ Лениздат, 2013. — 224 с.

17. Достоевский, Ф. М. Записки из подполья / Ф. М. Достоевский. — М.: АСТ, 2013. — 480 с.

18. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л., 1972—1990.

19. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание/ Ф. М. Достоевский. — М.: Художественная литература, 2005. — 474 с.

20. Китс, Д. Стихотворения. «Ламия», «Изабелла», «Канун св. Агнесы» и другие стихи / Д. Китс. — Л.: Наука, 1986. — 399 с.

21. Кольридж, С. Т. Стихи. Литературные памятники / С. Т. Кольридж. — М.: Наука, 1974. — 280 с.

22. Кольридж, С. Т. Избранные труды / С. Т. Кольридж. — М., 1987. — 342 с.

23. Шелли, П. Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды / П. Б. Шелли. — М.: Рипол классик, 1998. — 798 с.

24. Элиот, Т. С. Бесплодная земля: Избранные стихотворения и поэмы / Т. С. Элиот. — М.: Прогресс, 1971.— 189 с.

25. Coetzee, J. M. Boyhood: Scenes from Provincial Live / J. M. Coetzee. — L.: Viking Adult, 1997. — 166 p.

26. Coetzee, J. M. Diary of a Bad Year / J. M. Coetzee. — Melbourne: Text Publishing, 2007. — 307 p.

27. Coetzee, J. M. Summertime / J. M. Coetzee. — L.: Harvill Secker, 2009. — 266 p.

28. Coetzee, J. M. Youth: Scenes from Provincial Live II / J. M. Coetzee. — L.: Secker and Warburg, 2002. — 176 р.

29. Naipaul, V. S. Magic Seeds / V. S. Naipaul. — N. Y.: Alfred A. Knopf, 2004. — 288 p.

Научно-исследовательская литература:

30. Абрамов, А. И. Декаданс в социокультурном измерении (К характеристике философско-эстетических исканий) // Общественные науки и современность /

А. И. Абрамов. — 1997. — № 1. — С. 146—152.

31. Аверинцев, С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность / С. С. Аверенцив. — М.: Наука, 1972. — С. 90—103.

32. Аверинцев, С. С. Мифы. Мифологизм в литературе 20 в. / Аверинцев С. С. Эпштейн М. Н. // Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 224.

33. Агафонова, Е. Е. Анализ проблемы идентичности в постмодернистском феминизме: автореф. дис. ... канд. социологич. наук: 22.00.01 / Агафонова Елена Евгеньевна. — Москва, 2010. — 30 с.

34. Антонян, Ю. М. Миф и вечность / Ю. М. Антонян. — М.: Логос, 2001. — 464 с.

35. Афанасьева, О. В. Творчество личности как социально-духовный феномен: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06 / Афанасьева Ольга Викторовна. — М., 1999. — 342 с.

36. Бартош, Н. Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Бартош Наталья Юрьевна. — М., 2009. — 260 с.

37. Бахтин, М. М. Автор и его герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. — 1979. — № 12. — С. 25—26.

38. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М., 1963. — 167 с.

39. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. — Л.: Прибой, 1929. — 244 с.

40. Бахтин, М. М. Тезисы к докладу М. М. Бахтина «Роман, как литературный жанр» // Собрание сочинений: в 7 т. / М. М. Бахтин — М.: Языки славянских культур, 2012. — С. 644—646.

41. Бахтин, М. М. Человек у зеркала // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — СПб., 2000. — С. 240.

42. Беззубцев-Кондаков, А. Е. Двусмысленность пустыни. О прозе Джона

Максвелла Кутзее / А. Е. Беззубцев-Кондаков // Дарьял. — 2009. — №1. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.darial-online.ru/2009_1/bezzubcev.shtml (дата обращения: 1.11.2013).

43. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. — Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1985. — С. 164—286.

44. Бердяев, Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм / Н. А. Бердяев // Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 166—170.

45. Большой толковый словарь современного русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,

2000. — 848 с.

46. Борзова, Л. П. Повесть о художнике в русской прозе 30-х годов XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Борзова Людмила Петровна. — Саратов, 1999. — 277 с.

47. Бортко, Т. И. Эволюция мифа: на пути становления религиозного мировоззрения: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Бортко Татьяна Иосифовна. — Тюмень, 2006. — 345 с.

48. Бочкарева, Н. С. Роман о художнике как «Роман творения», генезис и поэтика: На материале литератур Западной Европы и США конца XVIII-XIX вв.: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Бочкарева Нина Станиславовна. — Пермь,

2001. — 390 с.

49. Брекоткина, И. П. Иниго Джонс — художник ренессансного типа. Творческая личность в контексте английской художественной культуры конца XVI — первой половины XVII века: дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.04. / Брекоткина Ирина Павловна. — Москва, 2012. — 249 с.

50. Бушманова, Н. И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма: Проза Д. Х. Лоренса и В. Вулф: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.05 / Бушманова Наталья Игоревна. — М., 1996. — 401 с.

51. Вакенродер, Г. Фантазии об искусстве / Г. Вакенродер. — М.: Искусство, 1977. — 261 с.

52. Варбург, А. Великое переселение образов: Исследование по истории и психологии возрождения античности / А. Варбург / Пер. с нем. Е. Козиной. — СПб.: Издательский Дом Азбука-классика, 2008. — 415 с.

53. Вершинин, И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII в. и «поэтизация» культуры: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Вершинин Игорь Владимирович. — Самара, 2003. — 407 с.

54. Веселовский, А. Н. Поэтика сюжетов / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. — Л.: Художественная литература, 1940. — 649 с.

55. Волгин, И. Л. Из России с любовью? Русский след в западной литературе / И. Л. Волгин // Иностранная литература. —1999. — №1. — С. 231—239.

56. Г. Б. Шелли, П. Б. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. — Т. 8: Флобер — Яшпал, 1975. — Стб. 681—686.

57. Гаранина, К. П. Дж. М. Кутзее: проблемы культурной идентификации / К. П. Гаранина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 16. — №2(4). — 2014. — С. 917—920.

58. Гнездилова, Е. В. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века: Р. М. Рильке, Ж. Кокто, Ж. Ануй, Т. Уильямс: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Гнездилова Елена Валерьевна. — М., 2006. — 200 с.

59. Гревцова, Л. А. Междусубъектная природа творчества в науке, философии и религии: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Гревцова Людмила Андреевна. — Барнаул, 2005. — 166 с.

60. Григорьева, К. А. Автобиографическая трилогия Дж. М. Кутзее: жанровое своеобразие : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Григорьева Кристина Александровна. — М., 2014. — 194 с.

61. Гроссман, Л. Путь Достоевского / Л. Гроссман. — М.: Современные проблемы, 1928. — 208 с.

62. Губарева, М. С. Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Губарева Марита Сергеевна. — М., 2005. — 198 с.

63. Джеймс Джойс: мифотворец ХХ века // Модернизм в зарубежной литературе / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков — М.: Флинта, 2004. — 240 с.

64. Дубовик, Н. В. Культурно-эстетические аспекты проблемы человека в позднем английском романтизме: дис. ... канд. культ. наук: 24.00.04 / Дубовик Наталья Владимировна. — Саранск, 2000. — 133 с.

65. Дынник, В. Сон, как литературный прием / В. Дынник // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. П-Я. — Стб. 641—649.

66. Едошина, И. А. Художественное сознание модернизма: Истоки и мифологемы: дис. ... д-ра культур.: 24.00.01 / Едошина Ирина Анатольевна. — Кострома, 2002. — 350 с.

67. Ежов, П. С. Художественное своеобразие прозы М. Ондаатже: эволюция творчества: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Ежов Павел Сергеевич. — Нижний Новгород, 2003. — 208 с.

68. Елизарова, М. Е. История зарубежной литературы XIX века / М. Е. Елизарова, Б. И. Колесников, С. П. Гиждеу. — М.: Просвещение, 1972. — 624 с.

69. Елизарова, М. Е. Шелли П. Б. / М. Е. Елизарова // История зарубежной литературы XIX века. — М.: Просвещение, 1957. — С. 121—141.

70. Елисеева, И. Б. Дискурсивные особенности текста современной англоязычной пародии: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Елисеева Инна Борисовна. — Тула, 2011. — 217 с.

71. Елистатова, А. А. Поэмы и лирика Кольриджа / А. А. Елистратова / Кольридж С. Т. Стихи. Литературные памятники. — М.: Наука, 1974. — С. 203—245.

72. Ермолин, Е. А. Мифокритика в актуальном научном горизонте / Е. А. Ермолин // Ярославский педагогический вестник. — 2009. —№ 3 (60). — С. 152—156.

73. Ефимова, И. Н. Творчество как предмет философского исследования: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Ефимова Ирина Николаевна. — М., 1982. — 166 с.

74. Жирмунский, В. М. Из истории западноевропейских литератур / В. М. Жирмунский. — Л.: Наука, 1981. — 303 с.

75. Залесова-Докторова, Л. Мир Джозефа Максвелла Кутзее / Л. Залесова-Докторова // Звезда. — 2004. — № 3. — С. 131—135.

76. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / под ред. В. М. Толмачева.— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.

77. Зарубей, Е. А. Истоки и основные направления феминизма: культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. культорологич. наук: 24.00.01 / Зарубей Елена Анатольевна. — Нижневартовск, 2009. — 23 с.

78. Захаров, Н. В. Шекспир. Шекспиризация: Монография: Для обсуждения на научном семинаре 23 апреля 2011 года / Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. — М.: Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований; МАН (IAS), 2011. — 104 с. (Шекспировские штудии XVII).

79. Зенкин, С. Н. «Декаданс» в идейном контексте современности / С. Н. Зенкин // Новое литературное обозрение. — 2014. — № 6 (98). — Неприкосновенный запас. — С. 264—273.

80. Зинченко, В. Г. Система «Литература» и методы её изучения: Монография / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1998. — 202 с.

81. Иванов, Вяч. И. Собрание сочинений: в 4 т. / Вяч. И. Иванов. — Брюссель, 1971—1987.

82. Ивашева, В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании / В. В. Ивашева. — М.: Художественная литература, 1974. — 464 с.

83. Ивушкина, Е. Б. Современная мифология: содержание и место в различных областях культуры: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Ивушкина Елена Борисовна. — Ростов-на-Дону, 1999. — 117 с.

84. Ивченко, О. В. Концепция Всеединства как модель интерпретации образа творческой личности: дис. ... канд. филос. наук: 22.00.06 / Ивченко Оксана Викторовна. — М., 1996. — 157 с.

85. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века / сост. И. С. Ковалева. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. — 496 с.

86. История зарубежной литературы Х1Х века / под ред. Н. А. Соловьевой. — М.: Высшая школа, 1991. — 637 с.

87. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Вл. А.Луков. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 512 с.

88. Кабанова, И. В. Изображение художественного сознания в романе Дж. Фаулза «Дэниел Мартин» / И. В. Кабанова // Проблемы зарубежной реалистической прозы Х1Х-ХХ вв. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1985. — С. 3—13.

89. Казанцева, Г. В. Беллетризованные жизнеописания В. П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Казанцева Галина Владимировна. — М., 2011. — 404 с.

90. Каличкина, А. В. Взаимодействие постмодернистских и постколониальных мотивов в творчестве С. Рушди: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Каличкина Анна Владимировна. — Минск, 2003. — 20 с.

91. Картузова, И. Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Картузова Ирина Борисовна. СПб, 2006. — 249 с.

92. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Ф. Х. Кессиди. — СПб.: Алетейя, 2003.— 368 с.

93. Ковалевская, Т. В. Человек героический в английской литературе / Т. В. Ковалевская. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — 373 с.

94. Козлов, А. С. Кембриджская школа мифокритики / А. С. Козлов // Мифологическое направление в литературоведении США. — М., 1984. — С. 27—48.

95. Колесникова, Н. В. Индия в творчестве В. С. Найпола: дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Колесникова Наталия Владимировна. — М., 2003. — 140 с.

96. Константинова, Н. В. Лингвостилистические особенности прозы Дж. М.

Кутзее: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Константинова Наталия Владимировна. — СПб., 2009. — 202 с.

97. Корниенко, О. А. Сновидение как литературный прием (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») / О. А. Корниенко // Схщнослов'янська фшолопя: зб. наук пр. — Сер. Лггературознавство. — П^вка: Вид-во ГДППМ, 2009. — Випуск 15. — С. 49—51.

98. Корнилова, Е. Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Корнилова Елена Николаевна. — М., 2002. — 534 с.

99. Котин, Ю. И. Процессы формирования южноазиатской диаспоры: дис. ... д-ра истор. наук: 07.00.07 / Котин Игорь Юрьевич. — СПб, 2007. — 473 с.

100. Красавченко, Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе / Т. Н. Красавченко // Современный роман. Опыт исследования. — М.: Наука, 1990. — С. 127—154.

101. Кузнецова, М. А. Творчество как атрибут человеческого бытия: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 / Кузнецова Майя Анатольевна. — Волгоград, 2012. — 332 с.

102. Куллэ, Р. Колониальный роман // Куллэ Р. Этюды о современной западноевропейской и американской литературе / Р. Куллэ. — М., 1930. — 256 с.

103. Курбак, М. С. Исторические взгляды и творческая деятельность Дж. М. Кутзее: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.03 / Курбак Мария Сергеевна. — М., 2012. — 179 с.

104. Лапина, Е. А. Роль психологии в изучении «неевропейских» форм художественного творчества / Е. А. Лапина // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. — С.326—335.

105. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2003. — 1600 с.

106. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. — М.: Ладомир, 1994. — 716 с.

107. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 480 с.

108. Лотман, Ю. М. Биография — живое лицо / Ю. М. Лотман // Новый мир. — 1985. — №2. — С. 228-236.

109. Лотман, Ю. М. Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов / Ю. М. Лотман // Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб, 2010. — С. 668—669.

110. Лотман, Ю. М. О содержании и структуре понятия художественная литература / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: В 3-х т. — Таллинн, 1992. — Т. 1. — С. 203—216.

111. Лотман, Ю. М. Литература и мифы / Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, Е. М. Мелетинский / Ю. М. Лотман // Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1980. — Т. 1. — С. 220—226.

112. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. — М.: Гаудеамус, Академический Проект, 2004. — 624 с.

113. Лурье, Ф. М. Нечаев: Созидатель разрушения / Ф. М. Лурье. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 480 с.

114. Львов-Рогачевский, В. Декадент / В. Львов-Рогачевский // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 1. А-П. — Стб. 186—191.

115. Макрушина, К. А. Джейн Остен: феминизм и постколониальные исследования / К. А. Макрушина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2011. — №1 (87). — С. 112— 119.

116. Макаров, В. В. Основные принципы философии пола: Ст. первая. Биологический диморфизм, гендерная симметрия / В. В. Макаров // Женщина в российском обществе. — 2001. — №2. — С. 15—21.

117. Максимов, Д. Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (Предварительные замечания) / Д. Е. Максимов // Русские поэты начала века: Очерки. — Л.: Советский писатель, 1986. — 410 с.

118. Мананников, И. В. Диалогическая природа творчества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Мананников Игорь Владимирович. — Томск, 2001. — 128 с.

119. Маргинальность в современной России. Коллективная монография. [Электронный ресурс]. — Серия «Научные доклады». — №121. — М., 2000. —

Режим доступа: http:_//provizitku.ru/politosociolog/

marginal'nost'_v_sovremennoj_rossii kollektivnaja_monografiia m 2000 92 _s.html (дата обращения: 1.10.2012).

120. Марков, В. А. Миф. Символ. Метафора: Модальная онтология / В. А. Марков. — Рига, 1994. — 311 с.

121. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. — М.: Наука, 1976. — 407 с.

122. Минахин, Д. В. Поэзия У Х. Одена 1930-х годов в контексте англоязычного модернизма: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Минахин Денис Валерьевич. — Самара, 2008. — 173 с.

123. Минц, З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов / З. Г. Минц // Блоковский сборник III. Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. — Вып. 59. — Тарту, 1979. — С. 76—120.

124. Миримский, И. Статьи о классиках / И. Миримский. — М.: Художественная литература, 1966. — 252 с.

125. Михайловский, Н. К. Литературные и журнальные заметки / Н. К. Михайловский // Отечественные записки. — 1873. — № 2. — отд. II. — С. 323.

126. Модернизм // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006. — С. 345.

127. Морженкова, Н. В. Романы В. Вульф 20-ых гг. («Комната Джекоба», «К маяку», «Орландо») Проблемы поэтики: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Морженкова Наталия Викторовна. — Нижний Новгород, 2002. — 217 с.

128. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. — М.: Гардарики, 2002. — 554 с.

129. Наказная, Е. В. Культурное пограничье в поэзии и прозе пуэрто-риканских авторов США: 1980-е — 1990-е годы: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 /

Наказная Елена Викторовна. — М., 2005. — 220 с.

130. Наумова, Е. Г. Творчество и творческая личность в репрезентативной культуре современного общества: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Наумова Екатерина Григорьевна. — Ростов-на-Дону, 2012. — 148 с.

131. Некрашевич, Р. И. Ритуал в контексте мифа: Теоретический аспект: дис. . канд. культур.: 24.00.01 / Некрашевич Роман Игоревич. — Кострома, 2003. — 146 с.

132. Неомифологизм как средство универсализации // История русской литературы ХХ века (20—50-е годы): Литературный процесс. — М.: Издательство Московского университета, 2006. — С. 110—127.

133. Нечаенко, Д. А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе / Д. А. Нечаенко. — М.: Юридическая лит., 1991. — 304 с.

134. Новалис. Фрагменты. — М.: Владимир Даль, 2014. — 320 с.

135. Облачко, И. Ю. Скрытые смыслы как компонент идиостиля С. Рушди и способы их представления: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Облачко Игорь Юрьевич. — Барнаул, 2005. — 154 с.

136. Олюнин, Р. В. Колониальная тема в английской литературе XX века (об истоках кризиса английского колониального романа): дис. ... канд. филол. наук / Р. В. Олюнин. — М., 1967. — 200 с.

137. Ортего-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортего-и-Гассет. — М., 2003. — 272 с.

138. Охотникова, С. Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики / С. Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы международной научной конференции. — Иваново, 25—26 июня 2002. — Ч. 2. — С. 273—274.

139. Павлова, А. Ю. Художественная концепция личности и нравственно-философские контексты ее становления в прозе М. М. Пришвина советского периода: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Павлова Анастасия Юрьевна. — Армавир, 2011. — 182 с.

140. Павлова, О. А. Категории «история» и «память» в контексте постколониального дискурса: на примере творчества Дж. М. Кутзее и К. Исигуро: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Павлова Ольга Александровна. — М., 2012. — 213 с.

141. Парк, Р. Е. Человеческая миграция и маргинальный человек / Р. Е. Парк // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — Серия 11: Социология. Реферативный журнал. — 1998. — №3. — С. 167—178.

142. Пеллегрино, Ф. Литературные сюжеты и персонажи в произведениях изобразительного искусства. Энциклопедия искусства / Ф. Пеллегрино, Ф. Полетти. — М.: Омега, 2007. — 385 с.

143. Переверзев, В. Достоевский и революция / В. Переверзев // Печать и революция. — 1921. — № 3. — С. 7.

144. Пивоваров, Д. В. История и философия религии / Д. В. Пивоваров, А. В. Медведев. — Екатеринбург, 2000. — 408 с.

145. Пропп, В. Я. Полное собрание трудов: в 8 т. / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 1999—2002.

146. Пургина, Е. С. Концепция английского национального характера в романах Э. М. Форстера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Пургина Екатерина Сергеевна. — Екатеринбург, 2008. — 205 с.

147. Пятигорский, А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа / А. М. Пятигорский. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 280 с.

148. Раевская, К. В. О типах персонажей и их сюжетных функциях в романах Дж. Голсуорси и Э. М. Форстера (к вопросу о типологии сюжета в английском романе рубежа Х1Х-ХХ вв.) / К. В. Раевская // Вестник Самарской гуманитарной академии. — Серия «Философия. Филология». — 2008. — № 1(3). — С. 241—248.

149. Рескин, Д. Современные художники. Общие принципы и правда об искусстве / Д. Рескин. — М.: Типография Товарищества. А. И. Мамонтова, 1901. —

476 с.

150. Ронен, О. Декаданс / О. Ронен // Звезда. — 2007. — № 5. — С. 223.

151. Рушди, С. Правила жизни / С. Рушди // Esquire. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esquire.ru/wil/salman-rushdie (дата обращения: 25.09.2014).

152. Савельев, К. Н. Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Савельев Константин Николаевич. — М., 2008. — 382 с.

153. Саид, Э. Культура и империализм / Э. Саид. — СПб.: Владимир Даль, 2012. — 738 с.

154. Салганик, M. О благотворности сомнений / М. Салганик. — Иностранная литература. — № 9. — 1989. — С. 225—233.

155. Сараскина, Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение / Л. И. Сараскина. — М.: Советский писатель, 1990. — 480 с.

156. Сараскина, Л. И. Слово звучащее, слово воплощенное: Сочинители в произведениях Достоевского / Л. И. Сараскина // Вопросы литературы. — 1989. — № 12. — С. 99—130.

157. Сартр, Ж.-П. Ответы на встрече с молодыми философами в 1966 г. / Ж.-П. Сартр // Вопросы философии. — 2007. — № 2. — С. 157.

158. Семенова, М. В. Художественное творчество в контексте культуры: субъектные составляющие новоевропейской художественной парадигмы: дис. ... канд. культур.: 24.00.01 / Семенова Мария Владимировна. — Екатеринбург, 2010. — 184 с.

159. Сидорова, О. Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании: Монография / О. Г. Сидорова. — Екатеринбург, 2005. — 261 с.

160. Сидорова, О. Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании: дис.... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Сидорова Ольга Григорьевна. — М., 2005. — 333 с.

161. Соколова, А. С. Творчество как философская категория / А. С. Соколова //

Наука-КАЗТГОЕЖ.Яи. — 2014. — №1 (01—2014). — С. 1—14.

162. Соловьева, Н. А. Модернизм в Великобритании / Н. А. Соловьева // Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов. / Под ред. Л. Г. Андреева. — М.: Высшая школа, 2003. — С. 283—304.

163. Соловьева, Н. А. У истоков английского романтизма / Н. А. Соловьева. — М.: Издательство Московского университета, 1988. — 232 с.

164. Спивак, Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить? / Г. Ч. Спивак // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. — Харьков, СПб., 2001. — С. 649—670.

165. Ставицкий, А. В. Миф архаичный и современный (Опыт сравнительного анализа) / А. В. Ставицкий // Материалы международной научной конференции «Ломоносовские чтения 2003 года». — Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2003. — С. 124—126.

166. Струкова, Е. А. Взаимосвязь творчества и истории в романе С. Рушди «Земля под ее ногами» / Е. А. Струкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — №12 (54). Ч. 1. — С. 168—170.

167. Струкова, Е. А. Интертекстуальность и литературная игра в романе Дж. М. Кутзее «Осень в Петербурге» / Е. А. Струкова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых». — 2014. — С. 155—160.

168. Струкова, Е. А. Мифологизированный образ русского писателя в романе-псевдобиографии Дж. М. Кутзее «Осень в Петербурге» / Е. А. Струкова // Научный диалог. — 2016. — №1 (49). — С. 159—169.

169. Струкова, Е. А. Мультикультурализм и постколониальная тематика в литературном процессе / Е. А. Струкова // XXVII Пуришевские чтения. «Зарубежная литература XXI века: проблемы и тенденции». — 2015. — С. 125—126.

170. Струкова, Е. А. Мультикультурализм и постколониальная тематика в литературном процессе. История и творчество - магистральные темы англоязычного мультикультурного романа / Е. А. Струкова // Филологические

науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — №7 (49). Ч. 1. — С. 175—178.

171. Струкова, Е. А. Уроки литературы в 10-11 классах. Диалог культур: Ф. М. Достоевский и Дж. М. Кутзее / Е. А. Струкова // Познавая мир Достоевского: научно-методический сборник. — 2013. — С. 142—149.

172. Таврина, А. М. Образ героя-творца в русской романтической прозе 30-х годов

XIX века / А. М. Таврина / Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2012. — №9 (124). — С. 110—116.

173. Теория и методология творчества: итоги и перспективы. — М.: РАН, 2001. — 138 с.

174. Тимофеев, М. Ю. Нациосфера: Опыт анализа наций / М. Ю. Тимофеев. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. — 279 с.

175. Тлостанова, М. В. Постколониальные исследования / М. В. Тлостанова // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. — М.: Интрада, 2004. — С. 320—323.

176. Тлостанова, М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца

XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.05 / Тлостанова Мадина Владимировна. — М., 2000. — 353 с.

177. Толкачев, С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Толкачев Сергей Петрович. — М., 2003. — 381 с.

178. Толкачев, С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа / С. П. Толкачев. — М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2003. — 404 с.

179. Уайльд, О. Предисловие / О. Уайльд // Портрет Дориана Грея. Роман, повести, рассказы. — М.: Азбука, 2010. — 416 с.

180. Усманова, Р. Ф. Вступительная статья / Р. Ф. Усманова // Байрон Дж. Г. Собрание сочинений: В 4-х т. — Т. 1. — М.: Издательство «Правда», 1981. — С. 3—48.

181. Филичева, Н. В. Трансформация художественной образности в культуре модернизма: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Филичева Надежда

Викторовна. — СПб., 2001. — 305 с.

182. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.

183. Фрейд, З. Бесстрашие истины / З. Фрейд. — М.: Вагриус, 2006. — 528 с.

184. Хабибуллина, Л. Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Хабибуллина Лилия Фуатовна. — Казань, 2010. — 40 с.

185. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2005. — 405 с.

186. Хачатурян, В. М. Феномен архаизации в культурной динамике: дис. ... д-ра культ. наук: 24.00.01 / Хачатурян Валерия Марленовна. — М., 2012. — 430 с.

187. Хилтурина, Е. Г. Идея «Всеединства» в контексте проблемы «Восток-Запад»: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Хилтурина Евгения Геннадьевна. — СПб., 2002. — 314 с.

188. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. — 568 с.

189. Чемякин, Е. Ю. «Постколониальные исследования» как историко-культурный феномен второй половины XX в.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.03 / Чемякин Евгений Юрьевич. — Екатеринбург, 2012. — 214 с.

190. Чхартишвили, Г. Но нет Востока и Запада нет / Г. Чхартишвили // Иностранная литература. — 1996. — № 9. — С. 254—264.

191. Шадрина, Т. В. Кембриджская школа в литературоведении Англии: автореф. автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.04 / Шадрина Татьяна Владимировна. — Киев, 2002. — 20 с.

192. Шамсутдинова, Н. З. «Магический» реализм в современной британской литературе (А. Картер, С. Рушди): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Шамсутдинова Нелли Зефаровна. — М., 2008. — 181 с.

193. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг. — М.: Мысль, 1966. — 496 с.

194. Шибаева, М. М. Феномен творческой личности в контексте социокультурных реалий / М. М. Шибаева // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 1. — Т. 1. (Гуманитарные науки). — С. 247—252.

195. Эдельштейн, M. Жизнь и время Джона К. / М. Эдельштейн // Новый мир. — №5. — 2004. — С. 171—175.

196. Элиаде, М. Орфей, Пифагор и новая эсхатология / М. Элиаде // История веры и религиозных идей: В 3 т. — М., 2002. — Т. 2. — С. 154—178.

197. Эстетика раннего французского романтизма. — М.: Искусство, 1982. — 479 с.

198. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.

199. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. — Минск: Харвест, 2005. — 400 с.

200. Ярошенко, Л. В. Неомифологизм в литературе ХХ в. / Л. В. Ярошенко. — Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета (ГрГУ), 2002. — 103 с.

201. Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism / B. Anderson. — L.: Verso, 1983. — 224 р.

202. Ashcroft, B. The empire writes back: theory and practice in post-colonial literatures / Ashcroft B., Griffiths G., Tiffin H. — L.; N. Y: Routledge, 1989. — 246 р.

203. Asia in Western Fiction / Ed. R. W. Winks, J. R. Rush. — Honolulu: University of Hawaii Press, 1990. — 229 p.

204. Attridge, D. Introduction / D. Attridge // Coetzee, J. M. Inner Workings. Essays 2000—2005. — L.: Random House, 2008. — 304 р.

205. Attridge, D. J. M. Coetzee and the Ethics of Reading. Literature in the Event / D. Attridge . — Chicago; L.: University of Chicago Press, 2004. — 225 р.

206. Attridge, D. The Silence of the Canon // Attridge D. Coetzee and the Ethics of Reading / D. Attridge . — L.; Chicago, 2004. — P. 65—90.

207. Attwell, D. J. M. Coetzee: South Africa and Politics of Writing / D. Attwell. — Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, David Philip, 1993. — 160 р.

208. Bearce, G. British Attitudes Towards India, 1747—1858 / G. Bearce. — Oxford: Oxford University Press, 1961. — 315 p.

209. Bhabha, H. K. The Location of Culture / H. K. Bhabha. — L., N. Y.: Routledge, 1994. — 440 p.

210. Bhabha, H. K. Nation and Narration / H. K. Bhabha. — L.; N. Y: Routledge, 1990. — 341 p.

211. Biddle, A. Global voices: Contemporary Literature from the Non-Western World. Englewood Cliffs / A. Biddle. — New Jersey: Prentice Hall, 1995. — 854 p.

212. Boehmer, E. Introduction // Empire Writing / Ed. by E. Boehmer. — Oxford: Oxford University Press. — 576 p.

213. Bowers, M. A. Magical Realism. The New Critical Idiom / M. A. Bowers. — L., N. Y: Routledge, 2004. — 150 p.

214. Brantlinger, P. Rule of Darkness: British Literature and Imperialism, 1830—1914 / P. Brantlinger. — Ithaka; L.: Cornell University Press, 1988. — 309 p.

215. Brathwaite, E. K. Creolization in Jamaica // The Postcolonial Studies Reader / ed. by B. Ashcroft, G. Griffiths, H. Tiffin. — L.: Routledge, 1995. — P. 202—205.

216. Brians, P. Notes for Salman Rushdie: The Satanic Verses / P. Brians. — Version of February 13, 2004. — 93 р. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //public.wsu.edu/ ~brians/anglophone/satanic verses/svnotes.pdf (дата обращения: 15.12.2013).

217. Bromley, R. Narratives for a New Belonging: Diasporic Cultural Fictions / R. Bromley. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2000. — 182 p.

218. Coetzee, J. M. Doubling the point: Essays and Interviews / Ed. D. Attwell. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. — 448 р.

219. Coetzee, J. M. The Novel Today / J. M. Coetzee // Upstream. — 1988. — Vol. 6. — Issue 1 — PP. 2—5.

220. Coetzee, J. M. White Writing: On the Culture of Letters in South Africa / J. M. Coetzee. — New Haven: Yale University Press, 1988. — 204 р.

221. Dovey, T. The Novels of J. M. Coetzee: Lacanian Allegories / T. Dovey. — Cape Town, Craighall: Ad. Donker, 1988. — 434 p.

222. Eliot, T. S. Critical Essays / T. S. Eliot. — L.: Faber and Fabet, 1931.

223. Fanon, F. The Wretched of the Earth / trans. Constance Farrington / F. Fanon. — N. Y: Grove Press, 1963. — 317 p.

224. Foster, J. R. History of the pre-romantic novel in England / J. R. Foster. — N. Y.: Modern Language Association of America, 1949. — 294 p.

225. Fraser, R. Lifting the Sentence: A Poetics of Postcolonial Fiction / R. Fraser. — Manchester: Manchester University Press, 2000. — 252 p.

226. Gallagher, Susan V. A Story of South Africa: J. M. Coetzee's Fiction in Context / Susan V. Gallagher. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991. — 258 p.

227. Gilroy, P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness / P. Gilroy. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. — 263 p.

228. Green, M. The English Novel of the Twentieth Century: The Doom of Empire / M Green. — L.: Routledge, 1984. — 236 p.

229. Gutleben, Ch. Nostalgic Postmodernism: The Victorian Tradition and the Contemporary British Novel / Ch. Gutleben. — Amsterdam; N. Y, 2001. — 248 p.

230. Head, D. The Cambridge Introduction to J. M. Coetzee / D. Head. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — 115 p.

231. Hobsbaum, E. The Age of Empire, 1875—1914 / E. Hobsbaum. — L.: Vintage Books, 1987—440 p.

232. Hulme, P. Colonial Encounters: Europe and Native Carribean, 1492—1797 / P. Hulme. — L.: Routledge Kegan & Paul, 1987. — 350 p.

233. Hutcheon, L. The Pastime of Past Time: Fiction, History, Historiographic Metafiction / L. Hutcheon // Postmodern genres / Ed. M. Perloff. — L.: University of Oklahoma Press, 1988. — P. 54—74.

234. Hutcheon, L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction / L. Hutcheon. — N. Y., L.: Routledge, 1988. — 288 p.

235. Hutcheon, L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox / L. Hutcheon. — Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 1981. — 188 p.

236. Hutcheon, L. The Politics of Postmodernism / L. Hutcheon. — N. Y., L.:

Routledge, 1989. — 208 p.

237. Innes, C. L. The Cambridge introduction to postcolonial literatures in English / C. L. Innes. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 306 p.

238. J. M. Coetzee and the Idea of the Public Intellectual / ed. J. Poyner — Athens, Ohio: Ohio University Press, 2006. — 246 p.

239. Literatures of the World in English / Ed. B. King. — L.; Boston: Routledge, Kegan Paul, 1974. — 225 p.

240. Penner, A. R. Countries of the Mind: The Fiction of J. M. Coetzee / A. R. Penner. — N. Y: Greenwood Press, 1989. — 150 p.

241. Pipes, D. The Rushdie Fatwa 25 Years Later / D. Pipes // Daniel Pipes. — 2014. — 14.02. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.danielpipes. org/blog/2014/02/the-rushdie-fatwa-25-years-later (дата обращения: 18.10.2014).

242. Popescu, M. Waiting for the Russians: Coetzee's The Master of Petersburg and the Logic of Late Post-colonialism / M. Popescu // Postcolonialism: South/African Perspectives / Ed. M. Chapman. — Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2008. — P. 106—124.

243. Ross, R. L. Colonial and Postcolonial Fiction in English: An Anthology (Garland Reference Library of the Humanities) / R. L. Ross. — L.: Routledge, 1999. — 468 p.

244. Rule, P. The Rushdie affair: Tolerance, pluralism or secularism? / P. Rule // Sophia. — April 1995. — Volume 34. — Issue 1. — PP. 226—232.

245. Rushdie, S. Imaginary Homelands / S. Rushdie. — L.: Viking, 1991. — 448 p.

246. Said, E. W. Culture and Imperialism / E. W. Said. — L.: Knopf, 1993. — 380 p.

247. Said, E. W. Orientalism / E. W. Said. — N. Y: Pantheon Books, 1978. — 368 p.

248. Said, E. W. Representations of the Intellectual: the 1993 Reith Lectures. / E. W. Said. — L.: Vintage, 1994. — 112 p.

249. Smith, G. S. Sentimentalism and Preromanticism as terms and concepts // Russian literature in the Age of Catherine the Great: A collection of essays /G. S. Smith. — Oxford, 1976. — P. 173—184.

250. Spivak, G. C. In Other Worlds / G. C. Spivak. — N. Y.; L.: Routledge, 1987. —

336 p.

251. The Cambridge Companion to Postcolonial Literary Studies / Ed. N. Lazarus. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 352 p.

252. The Post-Colonial Studies Reader / Ashcroft B., Griffiths G., Tiffin H. — L.: Psychology Press, 1995. — 526 p.

253. Thieme, J. The Arnold Anthology of Postcolonial Literature in English / J. Thieme. — L.: Hodder Education Publishers, 1996. — 960 p.

254. Thomas, R. M. Recent Theories of Human Development / R. M. Thomas. — N. Y.: Sage Publications, 2000. — 336 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.