Образовательная культура: искусство пайдейи и герменевтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Дмитриева, Елена Анатольевна

  • Дмитриева, Елена Анатольевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Дмитриева, Елена Анатольевна. Образовательная культура: искусство пайдейи и герменевтика: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2009. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Дмитриева, Елена Анатольевна

введение.

глава i. образование как онтологическое основание культуры.:.

§1. Культура образования в контексте образования культуры.

§2.Гуманистическая парадигма образования и культуры.

глава и. древнегреческая пайдейя как парадигма воспитывающего образования.

§1. Древнегреческая пайдейя: истоки и жизненный смысл.

§2. Идея непрерывного образования: становление человека как социокультурный прогресс.

глава iii. герменевтика как методологическая основа образовательной культуры.

§1.Синергетический подход к герменевтике образования: от дифференциации знания к интеграции.

§2. Современные герменевтические стратегии в образовании.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образовательная культура: искусство пайдейи и герменевтика»

Актуальность темы исследования. В сложные критические периоды жизни общества возрастает потребность в изменении социальной, духовной сфер жизни человека, способного самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, генерировать собственные идеи, быть субъектом культурно-образовательного пространства.

Однако, недостаточное внимание к образованию не только как к процессу овладения человеком определенной системы знаний, умений и навыков, но и как способу мышления, необходимому для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества, привело к обесцениванию и снижению как самого уровня культуры, так и качества образования. Существующая длительное время в образовании идеология субъективистского антропологизма, ставящая в центр бытия самореализующуюся индивидуальность и акцентирующая при этом внимание на внешних результатах личностного развития, искусственно вырывает человека из Мира, выхолащивая его подлинную сущность. Культ «самости» в реальности оборачивается вседозволенной деструктивностью, разрушением тех социальных норм, которые были выработаны для обеспечения прав и свобод личности.

В связи с этим особую значимость и актуальность в современном образовании приобретает его философский и культурологический пласт, способный интерпретировать образовательную культуру человечества в контексте практических задач воспитания личности. Кроме того, важнейшим аспектом культуры образования, на наш взгляд, является вопрос о возникновении и изменении самого идеала образования, трансформировавшегося из древнегреческой пайдейи и состоявшегося в различных культурных образовательных традициях. Именно поэтому в настоящее время важно обратиться к герменевтике, которая предстает в современной образовательной культуре как одна из форм осмысления человеческого духовного опыта, как наука о порождении и понимании гуманитарных смыслов и ценностей.

На наш взгляд, обращение образования к герменевтической проблематике не вызывает сомнений, поскольку в ее основе - движение к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания, что способствует созданию новой ценностной системы общества, открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки с мировыми многовековыми традициями.

Необходимым условием движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры в образование. Тем самым определяются основные критерии культурно-исторического образования, главной функцией которого является синтез культур, научных знаний, объектом -духовная сфера личности, предметом — процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям, а целью — духовная свобода, вне которой невозможно осмысление движения в культуре. Рассматриваемая в данном диссертационном исследовании тема культуры образования в контексте древнегреческой пайдейи и современных герменевтических стратегий направлена на разрешение проблемы культурологизации образования в условиях современной образовательной парадигмы.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена как необходимостью философского, теоретико-методологического и культурологического осмысления опыта становления и развития образования, начиная с периода античности, так и необходимостью развивать современное и будущее образование на основе культуросообразности, герменевтических стратегий, а также принципов преемственности, новаторства исторически оправдавшего себя старого и нового.

Вопрос о том, каким должен быть идеал личности, который будет транслироваться посредством образования, на сегодняшний день остается предметом широкой дискуссии. Изменившимся реальностям общественного развития соответствует личность, способная к диалогу, поэтому одной из ценностей современного образования, отвечающей декларированному принципу гуманизации образования, мы считаем, должно стать формирование толерантности в процессе образования личности, основанной на концепции респонзивной (отвечающей) рациональности.

Разумеется, проблема, которая ставится в данном исследовании, обращена не к тем, кто для себя уже все решил из чисто корыстных побуждений, а к тем, кто хотел бы прояснения этой запутанной исторической ситуации, связанной с самой логикой развития образовательной культуры России на современном этапе общественного строительства. Сегодня мало кто отрицает общий прогрессивный характер всестороннего освоения либеральных гуманистических ценностей в постсоветской России. Но то, как это делается, с какими нелепыми издержками и потугами, а главное, совершенно ненужными и мучительными жертвами, заставляет многих здравомыслящих людей остепениться, осмотреться и задуматься: куда мы идем? Какое общество и какую культуру мы хотели бы видеть, какую личность российского гражданина воспитать? Что такой образовательная культура в контексте российской и европейской истории? Какие уроки из прошлого мы обязаны усвоить как универсальные и данные нам на все времена? Почему универсалия воспитывающего образования восходит к парадигме древнегреческой пайдейи и прочитывается с помощью методологических средств современной герменевтики?

Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы культуры образования в контексте древнегреческой пайдейи и современных герменевтических стратегий в достаточной степени еще не раскрыто.

Однако, анализируя данную проблему, мы исходим из положения о том, что образование базируется на двух основополагающих принципах, отражающих природную и общественную сущность человека, принципах природосообразности и культуросообразности. При разнообразии позиций авторов этих концепций их объединяет общий методологический подход — исследование феномена образования во взаимодействии с обществом и культурой, ориентация образования на характер культуры, ее ценности, детерминированность образования социокультурной средой и рассмотрение сферы образования как фактора стабилизации и развития этой среды. Проблематика исследования предполагает изучение научного материала в нескольких областях. Поэтому теоретическими источниками проблемы культуры образования стали материалы и документы, отражающие развитие педагогики и образования в России; труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, историков, педагогов; философская, культурологическая, социологическая литература, а также работы по истории, этнографии, антропологии, психологии и другим отраслям обществознания и человековедения, содержащие в себе материалы по проблематике диссертационного исследования и смежным вопросам; справочные издания - педагогические, культурологические энциклопедии и словари, публицистическая литература.

В данном диссертационном исследовании феномен образования рассматривается в культурологическом, герменевтическом, синергетическом ракурсе. Кроме того, мы определяем образование и через греческое слово «пайдейя», которое близко по значению, но имеет более глубокий смысл как некий онтологический процесс, цель которого - деятельность по формированию образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека, актуализирующего сущностные свойства личности; преобразование человека в его сущности и(ли) формирование человеческой личности, которая «действительна и располагает силой» лишь в меру своей образованности (Гегель).

В процессе решения исследовательских проблем нами учитывались идеи и концепции, выработанные в различных областях социально-гуманитарного знания. Методологическую основу анализа проблем и перспектив развития образования составили: философско-антропологические идеи и теории отечественной философии и культурологии (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, Вл. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.); принципы «гуманного воспитания» (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий); современные образовательные и воспитательные теории ( А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, В. Н. Борзенко, О. С. Газман, Г. Б. Корнетов, А. А. Королев, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, Б.

A. Ручкин, Г. П. Щедровицкий и др). Теоретико-методологическими ориентирами культурологического анализа стали работы А. И. Арнольдова, Р. Г. Баранцева, В. С. Библера, М. М. Бахтина, Л. П. Буевой, В. И. Вернадского, Л. С. Выготского, П. С. Гуревича, В. Д. Жукоцкого, В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой, А. С. Запесоцкого, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуева, Н. Д. Наумова, Э. А. Орловой, В. И. Полищука, В.И. Тасалова и др., в которых изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, гуманистического, герменевтического, философского, системного подходов к анализу проблем образовательной культуры, ее онтологического основания; показана деятельностная природа человека, раскрыты механизмы формирования личности в контексте непрерывного образования и творческого освоения культуры.

При анализе специфики становления античной пайдейи принципиально важными стали работы О. В. Балтука, В. Йегера, А.-И. Марру, М. Фуко, М. Хайдеггера. Что же касается традиции российской пайдейи, то ее удалось проследить в работах таких русских философов, как М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев,

B. В.Розанов, В. С. Соловьев.

Методологическую основу анализа проблем взаимосвязи философии, культуры и образования составили труды X. - Г. Гадамера, Г. Гегеля, И. Гербарта, В. Гумбольда, Э. Гуссерля., И. Канта, М. Шелера, а также современные идеи, раскрывающие закономерности и факторы саморазвития социальных систем; принципы синергетического мышления, определяющие возможности и пределы вмешательства в процесс функционирования социальных систем возможным спектром их развития, внутренней логикой самой системы, ее собственными тенденциями и механизмами саморазвития.

Объект исследования: образование как феномен культуры, определяющий ее гуманистическую природу и устремленность к модусу становления человека как личности.

Предмет исследования: образовательная культура общества и личности в контексте универсалий древнегреческой пайдейи и современных герменевтических стратегий.

Цель исследования: установить роль и значение универсалий древнегреческой пайдейи и герменевтических стратегий для современной образовательной культуры в условиях переходной эпохи.

Задачи исследования:

- выявить атрибутивный характер образования для культуры как онтологической реальности человека в его истории;

-выявить ведущие тенденции в развитии гуманистического потенциала образования и его влияния на духовно-нравственную сферу личности;

-рассмотреть становление и трансформацию идей древнегреческой пайдейи как диалога в культурный контекст современного образовательного пространства;

-определить гуманистический потенциал и духовно-ценностное содержание идеи непрерывного образования в контексте культурно-исторического опыта;

-определить методологическую сущность гуманистического воспитания в контексте педагогической герменевтики и синергетического аспекта;

-определить роль педагогической герменевтики в культуре и образовании в целом как одной из форм осмысления человеческого духовного опыта, как науки о порождении и понимании гуманистических смыслов и ценностей.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Образовательные системы, обладающие внутренней сущностью и имеющие логику саморазвития, функционально и содержательно обусловлены макрофакторами (типом культуры, религиозной системой, стадией формационного развития общества, господствующей идеологией). Поэтому формирование целостного представления о феномене образования как онтологическом основании культуры предполагает изучение самого способа накопления и передачи исторического опыта человека и человечества. Важнейшим мировоззренческим, методологическим условием корректировки образовательных моделей является идея единства и взаимодополняемости образования и культуры, трактовка образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса.

2. Гуманизация образования должна способствовать реализации гуманистической функции культуры, служить «очеловечиванию» учебного процесса. Учитывая существенный образовательный потенциал культурной деятельности, стратегическим направлением поиска условий эффективности гуманизации и гуманитаризации образования должна стать культуроцентристская парадигма, в основе которой лежит стремление к духовно-нравственным референтам, общественным идеалам, выражающим «духовную вертикаль» культуры и определяющим вектор духовных усилий человека как творца и творения культуры.

3. Смена содержания и функций образования, его модели определяется динамикой культурных эпох и конкретной исторической ситуацией. Сегодня формируется новый тип культуры, вбирающий в себя достижения всех предшествующих эпох, а в особенности образовательного идеала древнегреческой пайдейи, обогатившей историю мировой образовательной культуры уникальным опытом. Сегодня обращение к идеям древнегреческой пайдейи позволяет выявить корни многих образовательных традиций, осмыслить собственное отношение к человеку как воспитателю и воспитуемому, к целям образования, способам и средствам их достижения.

4. Образование и государство, школа и общество неотделимы одно от другого. Они, равно как и педагогика, прошли многовековой исторический путь, где педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Однако позитивные образовательные идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Ушедшее в историю XX столетие - не исключение, и одной из основных идей реформ образования на рубеже тысячелетий по праву является идея его непрерывности, которая выступает как новая парадигма мышления человека, утверждающая его стремление к постоянному обогащению личностного потенциала, профессиональных возможностей в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма, полноценной самореализации в жизни.

5. Важнейшая особенность образовательной культуры состоит в том, что ее специфика связана с уникальностью, самобытностью и неповторимой новизной каждого конкретного факта жизни развивающегося человека. Именно поэтому для образования особенно интересной и продуктивной является герменевтическая точка зрения, которая, стремясь преодолеть традиционную рационалистическую ориентацию и интеллектуализацию сознания, идет к пониманию человека через рефлексивное осмысление богатейшего эмоционально-духовного опыта человечества. На этом фоне актуальным становится обращение к синергетике как междисциплинарному направлению научного поиска, которая в контексте данного поиска играет роль нового мировоззренческого и методологического ориентира.

6. Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, выдвинула ряд образовательных идей, основанных на признании духовной, трансцендентной сущности человека, не познаваемой при помощи обычных традиционных средств науки. Образовательная герменевтика истолковывает и интерпретирует педагогические знания, зафиксированные в разного рода письменных текстах, которые отражают представления о культурно-образовательной реальности и имеют целью наиболее полное осмысление и глубокое понимание этих знаний с учетом социально-культурных традиций и личного духовного опыта субъекта понимания.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды Аристотеля, Н. Бердяева, JI. Бруни, Г. Гегеля, Гомера, Э. Гуссерля, JI. Карсавина, И. Канта, К. Маркса, М. Монтеня, Платона, Сенеки, В. Соловьев, Цицерона, М. Хайдеггера.

Специфика предмета исследования требует комплексного подхода к его изучению, который предполагает сочетание социально-философских, культурологических и педагогических аспектов решения данной задачи, поэтому теоретическую основу исследования составил историко-культурологический материал в области культуры образования, содержащий культурологически-образовательную проблематику; работы специалистов в области культуры образования и педагогики, а также энциклопедические и справочные издания.

Методологической основой исследования является герменевтический анализ текстов; культурологический, диалогический и синергетический подходы к проблеме образования личности; концепция респонзивной (отвечающей), то есть, по сути, диалогической рациональности в ее отличии от коммуникативной рациональности и интерпретации Ю. Хабермаса.

Методологическую основу исследования составляет также междисциплинарный системный подход, комплекс философско-культурологических идей — об обусловленности педагогических явлений социальной и культурной средой; о включенности феномена образования в историко-культурное движение и о его влиянии на этот процесс; о динамике культуры и смене культурных парадигм; о ценностях как ядре культуры и ориентирах образовательного процесса и его узловых звеньев и т.п.

Методы исследования сочетают способы, приемы, принципы, разработанные в различных науках, в том числе историко-сравнительный метод, метод ретроспективного анализа, типологизации, анализа и синтеза; исторического и логического, индукции и дедукции, аспектный подход, принципы целостности, логической непротиворечивости, дополнительности.

Научная новизна исследования. Установлены роль и значение универсалий древнегреческой пайдейи и педагогической герменевтики для современной образовательной культуры в условиях переходной эпохи, непреходящий характер гуманистического измерения образования и культуры. Показан атрибутивный характер образования для культуры в целом как онтологической реальности человека в его истории, что позволило выйти на качественное определение культуры как способа накопления и передачи исторического опыта человека и человечества посредством образовательных программ. Представление о культуре как процессе образования человека, протекающем в параметрах филогенеза и онтогенеза, дано в новой аргументации — посредством выявления универсалий древнегреческой пайдейи и современной педагогической герменевтики.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в выявлении системы гуманистических, ценностных оснований и ориентиров образовательного процесса, в том, что концепция гуманистического основания и социокультурной динамики образования может быть использована в качестве теоретического анализа тенденций развития современных образовательных систем. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего исследования феномена пайдейи как в педагогической антропологии, так и в парадигме современной культуры образования. Общие теоретические выводы могут найти применение в педагогической практике при разработке курсов по культуре образования, истории образования, спецкурсов по проблемам образования, а также в курсах культурологи и философии.

Апробация материалов. Материалы диссертационного исследования обсуждались на IV Всероссийской конференции «Судьба России: образование, наука, культура» (г. Екатеринбург, 12-14 октября 2000 г.), научной конференции «Теоретические исследования в 2000 году» (г. Нижневартовск, 2000г.), I научно-практической конференции

Региональный компонент содержания образования» (г. Нижневартовск, 2001г.), научно-практической конференции «Новые образовательные технологии как средство достижения современного качества подготовки специалиста» (г. Нижневартовск, 5 мая 2005г.), IV Международной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 8-9 декабря 2006г.), ежегодных заседаниях научно-методического центра кафедры философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета

Образовательная концепция автора была освещена в его выступлениях на городском конкурсе «Учитель года - 2002» (г. Нижневартовск, 8-12 декабря, 2001), на окружном конкурсе «Учитель года - 2002» (г. Нефтеюганск, 23-31 марта 2003г.), на Всероссийском конкурсе «Учитель года - 2002» (г. Москва, 25 сентября - 4 октября 2002г.); теоретическом докладе на заседании научно-экспертного совета Департамента и науки ХМАО-Югры по теме «Воспитательные технологии в деятельности учреждений СПО» (г. Ханты-Мансийск, 12 декабря 2006г.).

Принципы и подходы, обоснованные в диссертации, были использованы автором в его преподавательской деятельности в МОУ гимназия г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа.

Важнейшие аспекты исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Дмитриева, Елена Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 .Образовательные системы, обладающие внутренней сущностью и имеющие логику саморазвития, функционально и содержательно обусловлены макрофакторами (типом культуры, религиозной системой, стадией формационного развития общества, господствующей идеологией). Поэтому формирование целостного представление о феномене образования как онтологическом основании культуры предполагает изучение самого способа накопления и передачи исторического опыта человека и человечества. Важнейшим мировоззренческим, методологическим условием корректировки образовательных моделей является идея единства и взаимодополняемости образования и культуры, трактовка образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса.

2.Гуманизация образования должна способствовать реализации гуманистической функции культуры, служить «очеловечиванию» учебного процесса. Учитывая существенный образовательный потенциал культурной деятельности, стратегическим направлением поиска условий эффективности гуманизации и гуманитаризации образования должна стать культуроцентристская парадигма, в основе которой лежит стремление к духовно-нравственм референтам, общественным идеалам, выражающим «духовную вертикаль» культуры и определяющим вектор духовных усилий человека как творца и творения культуры.

3. Смена содержания и функций образования, его модели определяется динамикой культурных эпох и конкретной исторической ситуацией. Сегодня формируется новый тип культуры, вбирающий в себя достижения всех предшествующих эпох, а в особенности образовательного идеала древнегреческой пайдейи, обогатившей историю мировой образовательной культуры уникальным опытом. Сегодня обращение к идеям древнегреческой пайдейи позволяет выявить корни многих педагогических традиций, осмыслить собственное отношение к человеку как воспитателю и воспитуемому, к целям образования, способам и средствам их достижения.

4.Школа и общество, образование и государство неотделимы одно от другого. Они, равно как и педагогика, прошли многовековой исторический путь, где педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Ушедшее в историю XX столетие — не исключение, и одной из основных идей реформ образования на рубеже тысячелетий по праву является идея его непрерывности, которая выступает как новая парадигма мышления человека, утверждающая его стремление к постоянному обогащению личностного потенциала, профессиональных возможностей в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма, полноценной самореализации в жизни.

5.Важнейшая особенность образовательной культуры состоит в том, что ее специфика связана с уникальностью, самобытностью и неповторимой новизной каждого конкретного факта жизни развивающегося человека. Именно поэтому для гуманитарного знания в целом и для педагогики в том числе особенно интересной и продуктивной является герменевтическая точка зрения, которая, стремясь преодолеть традиционную рационалистическую ориентацию и интеллектуализацию сознания, идет к пониманию человека через рефлексивное осмысление богатейшего эмоционально-духовного опыта человечества. На этом фоне актуальным становится обращение к синергетике как междисциплинарному направлению научного поиска, которая в контексте данного поиска играет роль нового мировоззренческого и методологического ориентира.

6.Герменевтика как общенаучная теории и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, выдвинула ряд педагогических идей, основанных на признании духовной, трансцендентной сущности человека, не познаваемой при помощи обычных традиционных средств науки. Образовательная герменевтика истолковывает и интерпретирует педагогические знания, зафиксированные в разного рода письменных тестах, которые отражают представления о педагогической реальности и имеют целью наиболее полное осмысление и глубокое понимание этих знаний с учетом социально-культурных традиций и личного духовного опыта субъекта понимания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Дмитриева, Елена Анатольевна, 2009 год

1. Аверинцев, С.С. Античность. / С.С.Аверинцев // Идеи эстетического воспитания: Соч. в 2 т. Т.1.- М.: Азбука, 1973. - С. 133. Аверинцев, С.С. Античность. / С.С.Аверинцев // Идеи эстетического воспитания: Соч. в 2 т. Т.1.- М.: Азбука, 1973. - С.133.

2. Адо, И. Свободные искусства и философия в античной мысли / И. Адо .- М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2002. 476 с.

3. Акимов, О.Е. Естествознание. Курс лекций / О.Е. Акимов.- М.: Юнити-Дана, 2001.- С.14-18.

4. Антропологический принцип // Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург, 1996. - С.26.

5. Аристотель. Никомахова этика: В 4 т. / Аристотель. М.: Эксмо-пресс, 1983.-4т.-С.290.

6. Аристотель. Политика: В 4 т. /Аристотель. М.: Эксмо-пресс, 1984.-4т.-С.631.

7. Аристотель. Риторика. Античные риторики / Аристотель. М,: Эксмо-пресс, 1978. - С.96.

8. Арнольд, Р., Мюнх, И. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального образования / Р. Арнольд, И. Мюнх,- Бонн, 1998.-С.49.

9. Арцишевская, М.Р. Философия образования Я. А. Коменского / М.Р. Арцишевская // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов

10. Российского философского конгресса: В 5 т. М.: Современные тетради, 2005. -4т,- С.447.

11. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус.- М.: Высшая школа, 1976. С. 244 - 245.

12. Бадальянц, О.В. Сущность образования / О.В. Бадальянц // Образование в Сибири, 1995. №1. - С.35-40.

13. Баранцев, Р.Г. О тринитарной методологии. Между физикой и метафизикой: наука и философия / Р. Г. Баранцев.- СПб.: 1998. С.51 - 61.

14. Баранцев, Р.Г. Синергетика в современном естествознании / Р.Г. Баранцев. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 144 с.

15. Бахтин, М.М. Заметки. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, В. В. Кожинов. М.: Художественная литература, 1986. - С. 510.

16. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин.- М.: Художественная литература, 1986.

17. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1972. С.462- 464.

18. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. С.37-42.

19. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. Л.: Лениздат, 1991. - С.365.

20. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер - М.: Политиздат, 1991. - С.111 -112.

21. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Программа курса / Б. М. Бим-Бад. -М.: Издательство УРАО, 1998. 208 с.

22. Борзенко, И.М. Основы современного гуманизма / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М., 2002.- 350с.

23. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. -М.: Лабиринт, 1988. С.336-342.

24. Брылева, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологи / Брылева Л.Г.: Дис. .д-ра культурол. СПб., 1996.-С.67.

25. Буева, Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 12.

26. Быстрицкий, Е.К. Личность в мире культуры: Философско-онтологический подход / Е.К. Быстрицкий.: Дис. . д-ра филос. наук. — Киев, 1992,- 422с.

27. Васильева, Т.В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида. Культура и искусство античного мира / Т.В.Васильева. М., 1980. - С.288 - 289.

28. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание / К. Н. Вентцель // Сб. избранных трудов. М.: Профессиональное образование, 1993. - С. 13.

29. Виненко, В.Г. Синергетика в школе / В. Г. Виненко // Педагогика. 1997.- № 2. - С.55-60.

30. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. С. 672.

31. Гадамер, X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /X. - Г. Гадамер. -М.: Прогресс, 1988. - С. 51.

32. Гадамер,. X. Г. Актуальность прекрасного. / X. - Г. Гадамер. -М.: Искусство, 1991.- С.73-78.

33. Гессен, Г.С. Мировоззрение и образование / С.И. Гессен // Русская школа. 1934. - № 1. - С.З - 23.

34. Гессен, С.И. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. - С.23-39.

35. Грушевицкая, Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного естествознания / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. Калуга: Высшая школа, 1998. - С. 18-20.

36. Гуревич, А .Я. О природе современной исторической науки / А. Я. Гуревич // Вопросы истории. 1991. - № 2-3. - С.26.

37. Гусинский, Э.Н. Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - С.24-38.

38. Данилова, B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания / B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников. М.: Аспект Пресс, 2001. - 256 с.

39. Дильтей, В. Введение в науки о духе. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. / В. Дильтей. - М.: МГУ, 1987. - С.119 -130.

40. Джохадзе, И.Д. Греческая пайдейя и современность. / И.Д. Джохадзе // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов IV Российского философского конгресса: В 5 т. М.: Современные тетради, 2005.-4т.-С.446.

41. Домбровская, Т.И. Гуманистическая парадигма образования. Философская антропология и гуманизм / Т.И. Домбровская // Владимир: ВГПУ, 2004.- С. 254-278.

42. Драч, Г.В. Учебный курс по культурологи / Г.В. Драч. Ростов-н /Д.: Издательство «Феникс», 1996. - 576 с.

43. Дрей, У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. Философия и методология истории / У. Дрей: Сб. ст. -М.: Прогресс, 1977.- С.47-53.

44. Дыбов, A.M., Иванов В.А. Концепция современного естествознания / А. М. Дыбов, В. А. Иванов. Ижевск: Удмуртский ун-т, 1999.-320 с.

45. Жданова, М.В. Философское осмысление понятия «образования» в западноевропейской традиции / М. В. Жданова // Образование в Сибири. -1995.- №1.-С. 40-43.

46. Жукоцкий, В.Д. Основы современного гуманизма: Курс лекций /

47. B.Д. Жукоцкий. М.: Российское гуманистическое общество, 2005. - 128 с.

48. Закирова, А.Ф. Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы / А.Ф. Закирова // Педагогика. № 4. - 2003.1. C. 50.

49. Закирова, А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики / А. Ф. Закирова. Тюмень: Тюмгу, 1997. - С. 6-18.

50. Запесоцкий, А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 1996.- С.22.

51. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. - 456 с.

52. Зборовский, К.Е. Социология образования / К. Е. Збровский. -Екатеринбург: Урал. гос.проф.-пед.ун-та, 1993. 4.1. - С.59.

53. Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2-х т. / В.В. Зеньковский. Л.: Эго, 1991. - Т.1. - 4.1.-221с.

54. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. -М.: Школа-Пресс, 1996. С.45 - 46.

55. Зинченко, Г.А. Универсальный способ деятельности / Г. А. Зинченко // Советская педагогика. 1990. - № 4.- С.7-12.

56. Зырянова, Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования / Т.В. Зырянова: Дис. канд. пед. наук. М., 1988.-С.28.

57. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. М.: Политиздат, 1994.- С. 109, 110.

58. Иванов, В.Г. История этики древнего мира / В. Г. Иванов. -Изд-во: Л.: ЛГУ, 1980. 226 с.

59. Игнатова, В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся / В.А. Игнатова.: Автореферат, дисс. . доктора пед. наук. Тюмень, 1999. С.4-6.

60. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Иегер; пер. с нем. М .: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. - Т.1. - 608с.

61. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. -М.: Петрополис, 2003. С.57.

62. Каган, М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества / М.С. Каган // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: материалы конф. СПб.: СПбГУП, 1996. - С. 98 - 101.

63. Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. М.: Наука, 1997. -288 с.

64. Каптерев, Н.И. Дидактические очерки / Н.И. Каптерев. СПб, 1915.-С.96.

65. Кареев, Н.И. Идеалы общего образования / Н.И. Кареев. СПб., 1909.-С.96.

66. Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Фирма «Гардарика», 1998. - С. 163 - 164.

67. Кларин, М.В. Личностная ориентация и непрерывное образование / М.В. Кларин // Педагогика. 1996. - № 2. - С. 15.

68. Ключарев, Г.А., Кононыгина, Т.М. Образование пожилых как философская проблема / Г.А. Ключарев, Т.М. Кононыгина. Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов IV Российского философского конгресса: В 5 т. -М.: Современные тетради, 2005.- Т.4.- С.486.

69. Князева, Е.Н. Курдюмова, С.П. Антропный принцип в синергетике /Е.Н. Князева, С.П. Курдюмова // Вопросы философии. 1997. №3.-С.12-15.

70. Кожинов, В.В. О противоречии жизни и современной педагогике / В.В. Кожинов // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: материалы конф. СПб.: СПбГУП, 1996. - С.73 -75.

71. Корбон, К. А. О профессиональном образовании. Антология педагогической мысли / К.А. Корбон. М: НПЦ « Профессионал», 1988. -Т.1. - С.328.

72. Корнетов, Г. Б. Пайдейя: восхождение к доблести / Г. Б. Корнетов. -М.: УРАО, 2003.-480 с.

73. Кудрявцев, В.Т. Психическое развитие ребенка: Креатив. Доминанта / В.Т. Кудрявцев // Магистр. 1998. - №3. - С.66.

74. Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культ.-ист. подход / В.Т. Кудрявцев. Дубна, 1997. -41, II. - С.73.

75. Лифшиц, М.А. Поэтическая справедливость. Идея эстетического воспитания в истории общественной мысли / М.А. Лифшиц. М.: Фабула, 1993.- С. 72-78.

76. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. -М.: Изд-во ACT.; Харьков: Фолио, 2000. 846 с.

77. Лосев, А.Ф. История античной эстетики /А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1988.-Т.7.-Кн.1. -414 с.

78. Лосев, А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы / А.Ф. Лосев // Вопросы эстетики. 1960. - № 3.- С.411-473.

79. Лотман, Ю.М. Динамическая модель семиотической системы / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам: В 10-ти т. Тарту: Александра, 1978. - Т. 10. - С. 18-33.

80. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

81. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1997. - Т. 1.- С. 113.

82. Малиновский, Б. Научная теория культуры (фрагменты) / Малиновский Б. // Вопросы философии. 1983. - №2. С. 116-124.

83. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.: В 50-ти т., 2-ое изд. Т.46. - 4.2. -С.94.

84. Марру, А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру; пер. с фр. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. -432с.

85. Мельвиль, Ю.К. О социоцентрической тенденции буржуазной философии XX века / Ю. К. Мельвиль // Вопросы философии.- 1983. № 10.-С.103.

86. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991. - С.214.

87. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика ист. прогресса): курс лекций / А.П. Назаретян. М.: Наследие, 1996. - С.96.

88. Назаретян, А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А. П. Назаретян. // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С.93 - 95.

89. Назарова, Т.О., Шаповаленко, B.C. Синергетический синдром в педагогике / Т.О. Назарова, B.C. Шаповаленко // Педагогика. 2001. - № 9. -С. 25-33.

90. Новиков, A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития /А. М. Новикова. М.: ИЦП НПОРАО, 1997. - С. 17

91. Новикова, Л.И., Соколовский, М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система: (Педагогика и синергетика) / Л.И. Новикова// Общественные науки и современность. 1998. - №1. - С. 134.92. Новикова, А. И. Русская

92. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. - № 9. - С.2-31.

93. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы «заочного круглого стола») // Вопросы философии.- 1995.- С.З-29.

94. Парк, А.А. Проблема объяснения в современной немарксистской философии истории / А.А. Парк // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. - С. 55 - 56; 264-265.

95. Пахомов, Н.И. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.И. Пахомов // Философия образования для XXI века / Отв. ред. Ф. Т. Михайлов.- М.,1992. С.21-23.

96. Перевозчикова, JI.C. Гуманистическая парадигма образования / JI.C. Перевозчикова // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов IV Российского философского конгресса: В 5 т. М.: Современные тетради, 2005.-Т. 4. - С.530.

97. Перегудов, Ф.И. Системная деятельность и образование / Ф.И. Перегудов // Качество высшего образования. Хельсинки, Избранные педагогические сочинения, 1990. С.76-77.

98. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - С.207-209.

99. Платон. Государство / Платон // Собр. соч.: В 4-х т. М.: Наука, 1990.-Т. 3.- С.193.

100. Платон. Менексен / Платон // Собр. соч. в 4 т. М.: Наука, 1990. -Т.З.- С. 145.

101. Платон. Протагор / Платон // Собр. соч. в 4 т. М.: Наука, 1990.Т. 1.-С.313.

102. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-С. 18.

103. Полищук В. И. Мировая и отечественная культура: учебное пособие в 2 ч. / В. И. Полищук. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993.-Ч. 1. - 176 с.

104. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер. М.: Ника-Центр, 1992. - Т.1: Чары Платона. Пер. с англ. Под ред. В.Н. Садовского. - 448 с.

105. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжникова. М.: Институт практической психологии, 1996.-С.38-42.

106. Рикер, П. Торжество языка над насилием: герменевтический подход к философии права / П. Рикер // Вопросы философии. 1996. - № 4. — С.27-36.

107. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт; пер. с нем.- М.: Республика, 1988. С.91-97.

108. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М.: Просвещение, 1990. - С.44-48.

109. Садовничий, В.А. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век. / В.А. Садовничий. // Проблемы теории и практики управления.- 1998. №2. - С.75 - 79.

110. Свадковский, И.Ф. Платон и древнегреческое воспитание / И.Ф. Свадковский // Педагогическое образование. 1936. № 4.- С.2.

111. Свободное воспитание. Сб. научных трудов, 1992.- Вып. 1.-С.З6.

112. Семушина, Л.Г. Проблемы учебных заведений-комлексов / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко, Л.В. Зосимовская. М., 1993. - Вып.З. - С.27 -29.

113. Сноу, Ч. Две культуры: Сб. публицист, работ / Ч. Сноу; пер. с англ. Ю.С. Родман. -М.: Прогресс, 1973.- 143 с.

114. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Л.: Наука, 1972.- 172 с.

115. Соловьев, B.C. Жизненная драма Платона. Смысл любви / В. С. Соловьев: Избранные произведения М.: Директмедиа Паблишинг, 2006. -С.244-247.

116. Соэтар, М., Ж.-Ж. Руссо / М. Соэтар // Перспективы образования. 1992 - № 1, 2. - С.163.

117. Суханов, А.Д. Целостность естественно-научного образования / А. Д. Суханов // Высшее образование в России. 1994. - № 4. - С.49

118. Тасалов, В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса / В.И. Тасалов // Информкультура: культура в современном мире: Опыт, пробл., решения. — Информационный сборник. М., 1994. Вып. 10.

119. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: Издательство ACT, 2002.-557с.

120. Уваров, М.С. Поликультурный синтез как парадигма гуманитарного образования / М. С. Уваров // Вопросы культурологии.-2005,- № 8. С.15-19.

121. Уемлянина, Е.С. Пайдейя как образование личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Е.С. Уемлянина. Архангельск, 2002. - С.9.

122. Успенский, Б.А. Механизм культуры: Сб. статей. / Б.А. Успенский. -М.: Наука, 1990. 198 с.

123. Фаре, JI. Философская антропология. Это человек: Антология / JI. Фаре. М., 1995. - С. 197-200.

124. Фейнберг, E.JI. Две культуры / E.JI. Фейнберг. М. Книжный клуб, 1992. - 251 с.

125. Флоренский, П. Столп и утверждение истины / П. Флоренский. -М.: Правда, 1990.-814 с.

126. Фохт, Б.А. Перечитывая античную классику. / Б.А.Фохт // Педагогика,- 2000.- № 8. С.65-72.

127. Франк, C.JI. Крушение кумиров / C.JI. Франк. Берлин, 1924.- С.12-24.

128. Франк, С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия / С.Л. Франк. М.: ACT, 2007. - 328 с.

129. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1989. - №2. - С.34-41.

130. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Прогресс, 1997. -С.194 -210.

131. Хайдеггер М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер: Ст. и выст. разных лет.-М.: Прогресс, 1993. С.350-361.

132. Шацкий, С. Т. Работа для будущего / С. Шацкий. М.: Просвещение, 1989. - С.35-37.

133. Шел ер, М. Избранные произведения / М. Шелер; пер. с нем. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

134. Шибаева, М.М. Введение в философию культуры / М.М. Шибаева. М.: МГУК, 1999. - С.58 - 70.

135. Шимина А. Н. Социокультурные основания образования / А.Н. Шимина // Материалы международной научно-практической конференции «Российское образование: традиции и перспективы».- Нижний Новгород, 1997.-С. 254.

136. Шукшунов, В. Через образование к новой России / В. Шукшунов, В. Взятышев, JI. Романкова. // Высшее образование в России, 1993, № 4 - С.145.

137. Щедровицкий, П.Г. Истоки культурно-исторической концепции JI. С. Выготского / П.Г. Щедровицкий. М.: НИИ культуры, 1991. - С. 9.

138. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. М.: Гардариики.-1993. - С. 109.

139. Юммель, Ш. Аристотель / Ш. Юммель // Мыслитель образования. Т.1.- М., 1994.-С.39.

140. Ясперс, К. Духовная ситуация времени. Смысл и значение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1991. - С.352-354.

141. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель.- / К. Ясперс. -М.Республика, 1978. С. 58-62.

142. Apel K.O. Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis Viko / К. O. Apel.- Bonn: H.Bouvier, 1963. S.25/

143. Betti I. Teoria generale della interpretatione / Betti I.- Milano: Giuffre, 1955.-349 s.

144. Hadfield I. Classroom Dynamik. Oxford / I Hadfild: Oxford University Press, 1995. - S. 117.

145. Maslow A.H. Motivation and personality / A. H. Maslow: Rev. ed. — N.Y.: Harper and Row, 1970. 257 s.

146. Weber R. Dialogues with Scientists and Sages / R. Weber: The Search for Unity. L., 1987. 256 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.