Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Стаканова, Марина Владимировна

  • Стаканова, Марина Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Брянск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 201
Стаканова, Марина Владимировна. Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Брянск. 2006. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Стаканова, Марина Владимировна

Введение.

Глава 1. Общественно - политическая деятельность З.Н. Гиппиус.

§ 1. Общественно-политическая деятельность З.Н. Гиппиус в 90-х гг. Х|Х века - 1908 г.

§ 2. Общественно- политическая деятельность З.Н. Гиппиус с 1908 по 1919 гг.

§ 3. Общественно-политическая деятельность З.Н. Гиппиус в эмиграции (1920-1940 гг.).

Глава 2. Общественно- политические взгляды З.Н. Гиппиус.

§ 1. Гиппиус о власти, революции 1917 года.

§ 2. З.Н. Гиппиус о политических партиях.

§ 3. З.Н. Гиппиус о фашизме.

§ 4. Гиппиус о национальных проблемах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н. Гиппиус»

Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению общественно-политических взглядов и деятельности поэта, писательницы, активного деятеля русского зарубежья Зинаиды Николаевны Гиппиус. Выбор темы не случаен, так как, во-первых, проблемы эмиграции и российского зарубежья, а также жизнь и деятельность самих эмигрантов только в последнее время обрели научный статус. Ранее, как правило, их причисляли к сфере политики, поскольку в советской историографии приоритетным был вопрос об отношении различных социальных групп общества к господствовавшему в СССР политическому строю. И эта вражда, с одной стороны, СССР, а с другой - эмиграции, оставалась в течение долгого времени главным в исследовательских работах. Во-вторых, комплексного изучение данного вопроса в таком аспекте еще не было. Как правило, исследованию подвергалось только литературное творчество и деятельность Гиппиус. Если же делались попытки изучения подобного рода, то либо рассматривалось мнение Зинаиды Николаевны по отдельному общественно-политическому вопросу, либо изучался какой- то период ее жизни.

Род Гиппиус, как указывала в своей «Автобиографии» Зинаида Николаевна, ведется «от барона Адольфуса фон Гингста, переменившего фамилию на фон Гиппиус и переселившегося в Россию в 16 веке из Мекленбур-га (герб фон Гиппиус - 1515г.)»1 Отец Зинаиды Николаевны Николай Романович, юрист по профессии, в январе 1869 года женился на Анастасии Степановой и обосновался в Белёве Тульской области. Здесь же 8 ноября 1869 Гиппиус З.Н. Автобиографическая заметка// Русская литература XX века (1890-1910)/ Под ред. С.А. Венгерова.- М.,1914.- Т.1.-Кн.2.-С.173. года родилась Зинаида Николаевна Гиппиус. Из-за частых служебных переводов отца семья жила в постоянных переездах. После его смерти (Зинаиде Николаевне тогда было 12 лет) семья (кроме Зины, было еще три дочери - Татьяна, Наталья и Нина) переехала сначала в Москву, затем в Ялту и окончательно в Тифлис. Зинаида Николаена получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники и стихи.

Летом 1888 года в Боржоми она знакомится с молодым литератором Дмитрием Сергеевичем Мережковским, через год, в январе 1889 года, они поженились. Поселившись после свадьбы в Петербурге, она целиком отдалась литературной работе, познакомилась с поэтами А.Н. Плещеевым, Я.П.Полонским, Ф.Сологубом, К.Бальмонтом и многими другими. Свой путь в литературе Зинаида Николаевна начала как поэт: в декабре 1888 года в журнале «Северный вестник» появились (за подписью: З.Г.) два ее стихотворения. Первой заметной ее публикацией стал рассказ «Простая жизнь», появившийся в «Вестнике Европы» (1890 г.) под заглавием «Злосчастная» (переименовал рассказ редактор журнала М.М. Стасюлевич).

С весны 1891-1903 года Гиппиус совершила шесть путешествий за границу - Италия, Франция, Германия, где знакомится с А.П. Чеховым и издателем А.С.Сувориным (1891), с писателем, а позднее и близким другом Дмитрием Владимировичем Философовым (1893). С 1895 года она начала

2 «Вестник Европы» - ежемесячный журнал, выходил в Петербурге в 1866-1918 годах. Первые два года журнал являлся научно-историческим, потом появились отделы внутренней и внешней политики и литературы. сотрудничать в «Русской мысли»3, а с 1899 в журнале «Мир искусства».4 Заметим, что ни один из журналов по натоящему не стал для нее своим.

После того как Д.С. Мережковский в своей статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) обозначил появление «современного идеализма», в творчестве Гиппиус стал более ярко звучать «символический» характер, когда с помощью символов или образным воплощением мысли выражались основные идеи литературы. Так, во многих первых рассказах присутствует «новый» человек, который борется со «старым» в самом себе и другом человеке.

Поэзия, проза, публицистика, критика, драматургия - в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы»,- писал о творчестве Зинаиды Николаевны Гиппиус Валерий Брюсов в 1913 году.5 «Одним из умнейших и даровитейших писателей своего времени»

3 «Русская мысль» - научный, литературный и политический журнал, издавался в Москве в 1880-1918 годы. После революции 1905 года журнал стал органом партии кадетов. С 1910 года критическим отделом руководила Гиппиус.

4 «Мир искусства» - художественный иллюстрированный журнал, выходил в Петербурге в 1899-1904 годах. Издавали журнал княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, но фактически его организатором и редактором был Сергей Дягилев. Журнал публиковал теоретические и литературно- критические статьи, работы религиозно-философского содержания.

5 Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии.- М.,1990.-С.463. называл Гиппиус критик Г.П. Струве.6 Так, Гиппиус опубликовала более 14

7 8 сборников рассказов, написала около 500 стихотворений, 5 пьес, 3 киносценария, более 300 литературно-критических статей (под псевдонимами Антон Крайний, Лев Пущин). В начале XX века Гиппиус - признанный мэтр в литературе, и для начинающих литераторов становится как бы обязательной нелегкая процедура личного знакомства с нею. Так, поэтический дебют А. Блока состоялся в редактируемом З.Н. Гиппиус журнале «Новый путь». Здесь же были опубликованы первые статьи философа П.А. Флоренского. Ей принадлежит и первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.9

Обрести свое место в литературе Гиппиус поначалу стремилась преимущественно в художественной прозе, хотя ее поэтические опыты не остались незамеченными.10 В отличие от стихов, которые Гиппиус писала, как

6 Струве Г. Русская литература в изгнании,- Париж, 1984.- С.134.

7 «Новые люди» (1896); «Зеркала» (1898); «Сумерки духа» (1901); «Алый меч» (1906); «Черное по белому» (1908); «Чертова кукла» (1911); «Лунные муравьи» (1912); «Роман-царевич» (1913); «Зеленое кольцо» (1916) и др.

8 Например, пьеса «Зеленое кольцо» была поставлена В.Э. Мейерхольдом в Александринском театре (премьера состоялась 18 февраля 1915 года) при содействии директора Императорских театров С.М. Волконского.

Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Земля и камень// Новый путь.- 1903.- №2.

10 Так, три стихотворения удостоились в 1901 году включения в «сборник лучших лирических произведений русской поэзии». (Русские поэты за сто лет (с пушкинской эпохи до наших дней) в портретах, биографиях и образцах/ Сост. А.Н. Сальников.- СПб., 1901.- С.466-467. правило, «для себя»,11 прозаические произведения были направлены на удовлетворение духовных потребностей массового читателя рубежа веков. «Все герои ее рассказов,- отмечал С. Соловьев,- болеют ее собственной мукой: все они корчатся в тисках современной обезбоженной жизни, силятся разжечь

12 угасший пепел религиозного состояния и действа». Особенность прозы Гиппиус заключается в умении противопоставлять религиозный мир обыденной жизни, показывая в финале произведений победу мира высшего. Связи между персонажами у Гиппиус кажутся загадочными и непредсказуемыми, взаимоотношения героев лишены тривиальности, так как в них участвуют не только «он» и «она», но и «Третий»- образ высшего начала. «Я в тебе. люблю Третьего. Ты - мое окно к этому Третьему,- признается герой романа «Сумерки духа» Шадров своей возлюбленной; он воспринимает ее как «знак, поданный ему Им, Третьим, сквозь хаос жизни».13 Критик Е.А. Соловьев (Андреевич) в отзыве на книгу рассказов «Зеркала», на наш взгляд, вполне справедливо отмечал, что «непонятые и непонятные натуры» у Гиппиус различаются «не столько по существу, существо неизменно, сколько только по

14 внешности».

В начале XX века Гиппиус выступила с идеей «нового религиозного сознания», которое должно заменить догмы традионной церкви, при этом с

11 Главная тема ее поэзии - неизменная душевная раздвоенность человека, измученного внутренней несвободой, утратой смысла жизни.

12 Соловьев С. Рецензия на 4-ю книгу рассказов З.Н. Гиппиус «Алый меч»// Перевал.- 1906.-№1.-С.54.

13 Гиппиус З.Н. Сумерки духа// Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.2. Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения.- М.,2001.- С.302.

14Русское богатство. 1898. №5. С.37. Без подписи. существующей церковью внутренняя связь будет поддерживаться, но внешне от нее будет отделена.

Религиозные устремления Гиппиус нашли свое отражение и в общественной жизни. Так, она являлась инициатором открытия в Петербурге в конце 1901 года Религиозно-философских собраний (закрытых 5 апреля 1903 года). В годы первой русской революции 1905 года Гиппиус изменила свои взгляды на политическую жизнь в России. 21 апреля 1905 года она записала: «Да, содержавие - от Антихриста!»15 С этими идеями она (совместно с публицистом и критиком Д.В. Философовым и Д.С.Мережковским) в 1906 году уезжает во Францию. После возвращения в Россию в 1908 году она стала участником Религиозно-философского общества Н.Бердяева, организуя в 1910 году на его основе «секцию по изучению истории и религии».

В это время общественная жизнь становится предметом изображения и анализа также и в художественной прозе Гиппиус. О ее шестой книге рассказов «Лунные муравьи» критик С. Городецкий писал: «Мир, в который вводит Зинаида Гиппиус, это мир поистине страшный: трактиры и притоны, застенок, осажденный город. Лица, который показывает: осужденные, террористы.».16 Так, например, в центре романов «Чертова кукла» (1911) и «Роман- царевич» (1912) стоят проблемы революции и особенностей революционной идеологии.

В период с 1914 по 1920 гг. Зинаида Николаевна целиком была поглощена общественными и политическими делами. 24 декабря 1919 года, не желая работать на большевиков, она спасась (вместе с Мережковским,

15Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 т. /Под ред. А.Н. Николюкина.- М.,1999.- Т.1.-С.132.

16 Городецкий С. 3. Гиппиус «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Рецензия// Голос жизни.- 1912.- №52.- 3(16) марта.- С.2.

Философовым и своим секретарем Владимиром Злобиным) выехали из Совдепии (так Гиппиус называла большевистскую Россию) в эмиграцию -через Бобруйск и Минск в Польшу (с января 1920 года). В ноябре 1920 года Гиппиус, Мережковский и Злобин прибывают в Париж.

В 1921 году Зинаида Николаевна организовала в Париже религиозный союз, который вскоре переименовала в Союз Непримиримости во имя более действенного сопротивления большевизму. С 1923 года она начинает печататься в газете «Звено», в журнале «Современные записки», а с 1926 года в газете «Возрождение». С 1927 года Гиппиус создает общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1939 года.

В конце 30-х - начале 40- х годов Гиппиус активной общественно-политической и литературной деятельностью не занималась. В 1938 году она решила издать сборник, в котором авторы могли бы свободно выражать свое мнение. Сборник вышел в свет с предисловием Гиппиус «Опыт свободы». В этом же году был издан и последний стихотворный сборник «Сияние», главной темой которого было разочарование и сожаление по поводу невозможности свергнуть большевистский строй в России.

Тяжелейшим ударом в конце жизни для Зинаиды Николаевны смерть Дмитрия Сергеевича Мережковского 7 декабря 1941 года. Последние годы она посвятила работе над биографической книгой о нем, оставшейся недописанной.

Скончалась Зинаида Николаевна Гиппиус 9 сентября 1945 года в Париже и похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище в Сен - Женевьев де Буа под Парижем.

Историография. Так как, в науке З.Н.Гиппиус рассматривалась, прежде всего, как писатель и поэт, большинство исследований были посвящены анализу ее литературного наследия.17

Историография темы может быть разделена на несколько хронологических периодов:

1. Конец X [X века -конец 20-х гг. XX века;

2. 30-е гг. XX века - середина 80-х гг. XX века;

3. С середины 80-х гг. XX века до настоящего времени. Публикации первого периода охватывают конец Х|Х века -конец 20-х гг.

XX века и представляют собой рецензии на работы Зинаиды Николаевны

1 о

Гиппиус. В это время в сочинениях ученых рассматривалась литературная сторона ее деятельности, когда давалась характеристика только художествен

17 CM.:Barda A. Bibliografie des oeuvres de Z.Hippius.- Paris, 1975; Паолини M. Критическая проза З.Н. Гиппиус 1899-1918 гг.: библиографическое введение в тему// Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования.- М.,2002; Гехтман М.В. К библиографии З.Н. Гиппиус// Литературоведческий журнал,- 2000.-№15.

18 См., например: Скриба Литературная хроника// Новости,-1897.- №334.- 4 декабря.- С.2; Глинский Б.Б. Болезнь или реклама// Глинский Б.Б. Очерки русского прогресса: Статьи исторические, по общественным вопросам и критико-биографические,- Спб.,1900.- С.388-423; Покровский А.И. Современное декаденство// Русский вестник.-1904.- №6.-С.543-594; Буренин В. Критические очерки// Новое время.- 1904.- №10340.- С.5; Кадмин Н. Литературные заметки// Образование.- 1908.- №3.- С.37-38; Шагинян М. О блаженстве имущего: Поэзия З.Гиппиус.- М.,1912; Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь// Современник.- 1913.- №1.- С. 141-148 и др. ным произведениям. К этому же периоду относятся и первые биографические сведения о ней в справочной литературе.19

Во второй период, с 30-х гг. - середины 80-х гг., о Гиппиус писали, прежде всего, представители русской эмиграции.20 Касались они и ее общественно-политических взглядов и деятельности. Так, например, Ю.Терапиано впервые приводил стенограммы заседаний общества «Зеленая лампа». Н.Бердяев достаточно подробно рассказывал о процессе образования в 1905 году журнала «Вопросы жизни» на основе созданного Гиппиус издания «Новый путь», подчеркивая при этом, что главенствующую роль в «Вопросах жизни» играли «идеалисты», а не Мережковские. Те же, в свою очередь, говорили противоположное.

В советской историографии к творчеству и деятельности Гиппиус долгое время не обращались. После отъезда Мережковских в 1920 году за границу на их имена в нашей стране было наложено табу: о них, если и упоминали, то только как о реакционных писателях, постоянно подчеркивая якобы «антинародную» позицию Гиппиус. Началу изучения политических взглядов Гиппиус

19 Мартов Н. Галерея русских писателей и художников.- Спб.,1901-С.91; Тарасенков А.К. Гиппиус// Литературная энциклопедия.- М.,1929.- Т.2.- С.538-539.

20 Ходасевич В. О писательской свободе// Возрождение.-1931,- №2291 (10 сентября).- С.З; Адамович Г. Современные записки. Кн.46// Последние новости.- 1931.- №3725.- С.2; Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии - Париж, 1949.-С.234-267; Терапиано Ю. Встречи,- Нью-Йорк,1953; Вишняк М. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- 1954.- №37,-С.183- 210; Маковский С. На Парнасе «Серебряного века».- Мюнхен,1972,-С.15-122 и др. положила статья Г.Горбачева, в которой автор в негативном тоне излагает политическую позицию Зинаиды Николаевны в 1917 году. Здесь же впервые было опубликовано письмо З.Н.Гиппиус к А.Н. Потресову о корниловском

21 заговоре. Исключением является появление в 1930 году работы

Д.Максимова, в которой впервые целенаправленно изучался отдельный аспект

22 общественной деятельности Гиппиус - издание журнала «Новый путь». Автор статьи не только исследовал историю журнала и его место в периодике начала XX века, но и подробно описывал роль Гиппиус в издании, используя неопубликованные ранее архивные источники.

В 30-х по 80-е гг. XX века Гиппиус удостаивалась лишь нескольких кратких упоминаний в работах ученых, включая и справочную литературу. Так, в БСЭ Зинаида Николаевна Гиппиус осуждалась за отъезд за границу в 1920 ло году и враждебное отношение к советской власти. А, например, в монографии историка литературы А. Волкова, посвященной творчеству А.И. Куприна, Мережковские представлены людьми, которых «объединяла ненависть.к народу».24 В учебных пособиях, изданных в это время, как правило, давалась общая характеристика декадентской поэзии Гиппиус начала века. Ее проза расценивалась как беллетризованная иллюстрация авторских воззрений.25 Исключением же стала работа З.Г. Минц, в которой автор исследовалась роль

21 Горбачев Г. Святая семейка// Звезда.- 1933.- №4.- С. 175-190.

22 Максимов Д. Новый путь// Евгеньев- Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы.- Jl.,1930.- С.129-254.

23 Большая Советская Энциклопедия.- М.,1971.- Т.6.

24 Волков А.А. Творчество А.И. Куприна.- М.,1981.- С.334.

25 См., например: Григорьев A.JI. З.Н. Гиппиус// История русской литературы: В 4 т.- Л.,1983.- Т.4.- С.427-430.

Мережковских в творческом становлении А.Блока, противопоставляя их политические взгляды, и на основе архивных материалов анализировалась отношение писателей не только друг к другу, но и к историческим событиям начала XX века.26 В отличие от советской, зарубежная историография в этот период представлена более обширно. Значительный вклад внесла в изучение творчества З.Н.Гиппиус Темира Пахмусс. Так, в 1971 году вышла в свет

27 книга, в которой автор обстоятельно изучает жизнь и творчество Гиппиус.

Пахмусс не только дает биографические сведения, но и исследует отношение

Гиппиус к революциям 1905, 1917 годов, к большевикам, политическим партиям и их лидерам, к государственным деятелям. С 1972 года Пахмусс начала печатать свои статьи о жизнедеятельности и взглядах Гиппиус и в

28 журналах на русском языке.

26 Минц З.Г. А.Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник. [V: Ученые записки Тартуского государств, ун-та.- Тарту, 1981.- Вып.535.- С. 116-222.

27 Pachmus Т. Zinaida Hippius. An intellectual profile.- Illinois University Press, 1971.

28 Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже// Литературное обозрение,- 1996.- №2; Пахмусс Т. З.Гиппиус в «Числах»// Там же; Пахмусс Т. Савинков в жизни З.Гиппиус // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997.- М.,1998; Пахмусс Т. Из архивов З.Н. Гиппиус: ранние годы эмиграции// Записки Русской академической группа в США.-Нью-Йорк, 1990.- Т.23;Пахмусс Т. З.Гиппиус о Куприне как художнике// Возрождение.-1967.-№ 186; Пахмусс Т. Д.Мережковский и З.Гиппиус как авторы сценариев// Новый журнал.- 1987.- Кн. 167 и др.

С середины 80-х гг. XX века по начало XX] в.- третий и самый насыщенный период историографии деятельности и взглядов Гиппиус. Изменения, произошедшие в России, вызвали интерес исследователей к эмиграции29 и представителям Русского зарубежья. Немаловажную роль в этом сыграло и возвращение в Россию большого количества архивного материала, но, несмотря на это, преобладающим аспектом в исследованиях все также оставалось изучение литературного творчества Гиппиус. В 1995 году впервые в России в Институте мировой литературе Российской Академии Наук прошла международная научная конференция, посвященная жизни и творчеству З.Н.Гиппиус. Ее результатом стало появление коллективной монографии, которая включает в себя статьи, посвященные анализу взглядов Гиппиус на

30 революцию, Россию, большевиков, самодержавие. К этому периоду необходимо отнести и издание и переиздание ее работ, дневников, воспоминаний, сопровождаемые вступительными статьями, в которых исследователи не

29 См., например: Антропов O.K. История отечественной эмиграции.- Кн. 1.-Астрахань, 1996; Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939.- М.,1994; Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье.(Пути и судьбы русской эмиграции).- М.,1990; Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс.- М.,2004;Назаров М. Миссия русской эмиграции,- Ставрополь, 1992; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов.-М.,1991; Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг.- СПб.,2004; Челышев Е.П. Российская эмиграция: 1920-30-е годы. История и современность.- М.,2002 и др.

30 Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования.- М.,2002.- 384с. только знакомят с биографией, но и делают попытки изучения общественно

31 политических взглядов Гиппиус. В это же время появляются работы, посвященные отдельным периодам ее жизни. Так, например, сравнительно подробно исследуется деятельность Гиппиус в Польше в 1920 году,32

33 взаимоотношения с государственными и политическими деятелями. Значительным явлением в изучении творчества Гиппиус является книга С.Н. Савельева «Жанна д'Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус». В ней делается попытка рассмотрения общественно-политической деятельности Гиппиус на протяжении всей ее жизни, ее

31 Азадовский К.М. З.Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество// Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения; Проза/ Сост., вступ. ст. К. Азадовского.-Л.,1991; А.Н. Николюкин 3.Гиппиус в эмиграции// Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн./ Под ред. А.Н. Николюкина.- М.,1999; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса// Д.Мережковский, З.Гиппиус, Д. Философов Царь и революция/ Под ред. М.А. Корелова.- М.,1999.

32 Бялокозович Ю. Юзеф Чапский и литературный триумвират (Д.Мережковский, З.Гиппиус, Д. Философов)// «Путь романтичный совершил.».- М.,1996.- С.300-323; Звонарева Л.У. Европа и Россия в 1920 году: взгляд Гиппиус и Мережковского// Новый журнал.- 2000,- Кн.219; Мережковский Д.С.; Гиппиус З.Н., Философов Д.В., Злобин В.А. в Вильнюсе в 1920 году/ Публ. и примеч. П.Лавринца// Балтийский архив: Альманах.- Рига, 1999.- Вып.2.

33 Колоницкий Б.И. А.Ф. Керенский и круг Мережковских (1917 год)// Петроградская интеллигенция в 1917 году/ Отв. ред. О.Н. Знаменский.- М.;Л., 1990; Осьмина Е. «Мы объявим . наш Союз духа существующим.» (Мережковские и Н.В. Чайковский в 1920 - е гг.)// Диаспора: новые материалы.- Спб.,2003.- Вып.5. отношение к историческим событиям и в итоге автор приходит к выводу, что все ее действия пронизаны любовью к России, желанием видеть ее свободной от большевиков.34 Также хотелось бы выделить работу В.И. Хрисанфова «Д.С. Мережковский и З.Н.Гиппиус: из жизни в эмиграции».35 Автор на основе огромного количества источников исследует деятельность Гиппиус в эмиграции, но, к сожалению, мало анализируя ее общественно- политические взгляды. В целом же Хрисанфов довольно негативно оценивает деятельность и поведение Гиппиус, пытаясь на первое место поставить ее меркантильные стремления (страсть к деньгам, к лидерству, к критике).

Таким образом, на данном этапе З.Н.Гиппиус рассматривается не только как литератор, но и как общественный деятель, работ же, в целом освещающих общественно-политические взгляды, выявляющие ее роль в жизни России и эмиграции, ее взглядам на национальный вопрос, фашизм, власть, отношение с политическими партиями, в отечественной историографии нет. Отсутствие такого рода исследований делает актуальным и необходимым появление настоящей работы.

Источниковая база по теме обширна и может быть разделена на несколько групп.

К первой группе источников следует отнести работы З.Н.Гиппиус. Заметим, что отдельных трудов, посвященных конкретным общественно-политическим проблемам, у нее нет. Поэтому возможность выявить методологическую основу взглядов дают публицистические работы Гиппиус- статьи в

34 Савельев С.Н. Жанна д'Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус.- М.,1992.- С.62.

Хрисанфов В.И. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции.-СПб.,2001.- 184с. журналах и газетах, которые позволяют нам увидеть ее отношение к у /Г политической ситуации, как в России, так и в Европе. Некоторые из этих статей были объединены в сборники - «Литературный дневник», «Царь и революция», «Царство Антихриста». Обозначенные работы освящают не только революционные события 1905 и 1917 годов, Первую и Вторую мировые войны, но и отражают отношение Гиппиус к национальному вопросу, партиям, власти. В последнее время изданы три тома статей З.Гиппиус, опубликованных ло в эмиграции в период с 1920 по 1939 гг. В работе использовано около 100 статей, художественные же произведения привлекались как вспомогательный материал.

36 Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Братская могила// Весы.- 1907.- №7; Гиппиус З.Н. Острая точка// Русская мысль.- 1908.- №2; Гиппиус З.Н. Разочарование и предчувствие// Русская мысль.- 1910.- №2; Гиппиус З.Н. В наши времена// Голос жизни.-1914.- №4; Гиппиус З.Н. Красная стена// Однодневная «Газета-протест».- 1917.- 26 ноября; Гиппиус З.Н. Заметки о человечестве// Новый корабль.- 128.- №2; Гиппиус З.Н. Шесть вопросов// Возрождение.- 1928.- 1 мая.-№1064; Гиппиус З.Н. Мечта// За свободу!- Варшава.- 1928.-12 декабря.-№286; Гиппиус З.Н. Современность// Новая Россия.-1937.- 21 декабря.-№38 и мн. др.

Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Литературный дневник.- СПб., 1908; Гиппиус З.Н., Мережковский Д.С., Философов Д.В. Царь и революция.- Париж, 1907; Гиппиус З.Н., Мережковский Д.С. и др. Царство Антихриста.- Мюнхен, 1921.

38 Гиппиус З.Н. Мечты и кошмар (1920-1925)/ Сост., вступ. ст. А.Н. Николюки-на. - СПб.,2002; Гиппиус З.Н. Чего не было и что было. Неизвестная проза (1926-1930)/ Сост., вступ. ст. А.Н. Николюкина. - Спб.,2002.; Гиппиус З.Н. Арифметика любви (1930-1939)/ Сост., вступ. ст. А.Н. Николюкина.- Спб.,2003.

Вторая группа источников - работы современников З.Гиппиус. Так, например, работы философов Н.А. Бердяева, Н.О.Лосского, В.В.Шульгина, И.А. Ильина позволяют рассмотреть взгляды Гиппиус по проблеме национальных свойств русских и русскости в единстве. Работа же А.Кизеветтера о Манифесте 17 октября 1905 года наиболее ярко дополняет мнение Гиппиус о данных народу свободах и роли власти в обществе.

Третья группа источников - мемуары и дневники. Отметим, что отдельной книги воспоминаний непосредственно о себе З.Н.Гиппиус не оставила. Исключение составляет небольшая «Автобиографическая заметка», появившаяся в 1914 году.40 Основные сведения о жизнедеятельности и взглядах З.Гиппиус мы находим в ее книге о Д.С. Мережковском, изданной впервые ее секретарем В.Злобиным в 1951 году.41 В книге не только воссоздается образ Дмитрия Сергеевича и Зинаиды Николаевны, но и нарисована документальная картина исторических событий России на рубеже веков. К сожалению, воспоминания не закончены и обрываются на первом их году жизни в эмиграции, в Польше. Мемуары известных общественных деятелей, литераторов - Г.Адамовича, А.Белого, Н.Бердяева, М. Вишняка, Б.Савинкова,

39 Бердяев Н.А. Судьба России.- М.,1990; Ильин И.А. О России.- М.,1991; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М.,1991; Шульгин В.А. «Что нам в них не нравится.» Об антисемитизме в России.- М.,1994; Кизеветтер А.А. О чем сказано в Манифесте 17 октября 1905 года.- М.,1905; Вишняк М. Два пути (Февраль и Октябрь).-Париж,1931; Шестов Л. Что такое болыневизм.-Берлин, 1920; Трубецкой Н.С. О расизме// Нева.-1994.-№7 и др.

40 Гиппиус З.Н. Автобиографическая заметка// Русская литература XX века (1890-1910)/Под ред. С.А. Венгерова.- М.,1914.- Т.1.- Кн.2.

41 Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский.- Вашингтон, 1951.

П.Милюкова и др. дают нам возможность выявить основные этапы ее общественно-политической деятельности.42 Ценным источником являются и дневники З.Н. Гипиус.43 В самых ранних дневниках («Дневник любовных историй», «О Бывшем») она повествует о своих религиозно-философских исканиях на рубеже столетий и о начале религиозно-философского движения в России. Наибольшей известностью из дневников пользуются ее «Петербургские дневники» (1914-1917), изданные первоначально под названием «Синяя книга» (Белград, 1929). В нем Гиппиус высказывает свое отношение к войне, к революционным событиям 1917 года, к политическим партиям. Дневники с ноября 1917 до июня 1919 года Гиппиус считала утерянными, но они сохранились в Отделе Рукописей Российской Национальной Библиотеки в С.- Петербурге (ф.481) и впервые были опубликованы только в 1992 году.44 Здесь Гиппиус описывает сложившуюся ситуацию в России после Октября 1917 года, высказывая при этом свое отношение по основным политическим вопросам этого времени. В «Черной книжке» (1919)45 запечатлены описания массовых расстрелов интеллигенции, дана характеристика лидерам революции и писателям, перешедшим на сторону большевиков. О своем пребывании в

42 Адамович Г. Одиночество и свобода.- М.,1996; Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн.- М.,1990; Савинков Б. Воспоминания.- М.,1990; Милюков П.Н. Воспоминания (1895-1917). В 2-х тт.- М.,1990 и др.

43 Впервые: Гиппиус З.Н. Дневник любовных историй (1893-1904)// Возрождение. - Париж.- 1969.- №211,212; Гиппиус З.Н. О Бывшем (1899-1914)// Возрождение. - Париж.- 1970.- №218,219,220.

44 Впервые: Гиппиус З.Н. Черные тетради/Публ. М.М. Павловой// Звенья: исторический альманах.-М.,СПб., 1992.

45 Впервые: Гиппиус З.Н. Черная книжка//Русская мысль.- София.-1921.- №1/2.

Польше и о деятельности там в 1920 году повествует она в «Варшавском дневнике» (1920-1921),46 в котором, кроме этого, изложена и основная ее позиция по отношению к большевистскому режиму. В дневниках за 1933, 1934 года, в «Итальянском дневнике» (1935-1937), дневнике за 1939 год («Год войны»), за 1940 («Серое с красным»)47 четко выражена ее позиция по отношению к новой идеологии - фашизму, к политике России и европейских стран.

Четвертая группа источников - эпистолярия: переписка З.Н.Гиппиус с родными48 и современниками,49 а также, письма, в которых упоминается Зинаида Николаевна. Заметим, что эпистолярное наследие Гиппиус весьма обширно. В настоящее время доступен том переписки (Pachmuss Temira Intellect and ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius.

46 Впервые: Гиппиус З.Н. Варшавский дневник (1920-1921)// Возрождение.-1969.-№214,215,216.

47 Впервые: Гиппиус З.Н. Дневник 1933 года// Новый журнал.-1968.-№92; Гиппиус З.Н. Дневник 1934 года// Pachmus Т. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Z.Hippius.- Munchen, 1972; Гиппиус З.Н. Итальянский дневник// Новое литературное обозрение.- 1997.- №27; Гиппиус З.Н. Год войны (1939)// Наше наследие,-1993.- 328; Гиппиус З.Н. Серое с красным (1940)// Новый журнал,- 1953.-№33.

48 См., например: Пахмусс Т. Страницы из прошлого. Переписка З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова и близких к ним в «Главном»// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997.- М.,1998.

49 Письма З.Гиппиус к В.Злобину// Новый журнал.-1998.- №210; Письма З.Гиппиус к А.Амфитеатрову/ Публ. Ж.Шерона// Новый журнал.- 1992.-Кн.187; Письма З.Гиппиус к М. Вишняку// Новый журнал.- 1954.- №37 и др.

Munchen, 1972), сопровождаемой небольшой книгой (Гиппиус Зинаида. Письма к Берберовой и Ходасевичу.- Ann Arbon, 1978), и ряд солидных публикаций, изданных как в России, так и за рубежом. Но, к сожалению, во многих исследованиях письма Гиппиус цитировались не полностью. В настоящее время существует только две работы, полностью посвященных эпистолярному наследию Гиппиус.50 Письма, в которых упоминается З.Гиппиус, освещают не только отношения с современниками, но и общественно-политическую деятельность. Так, например, в письмах Д.В.Философова матери довольно много говорится о деятельности Гиппиус в эмиграции 1906-1908 годов.51

К пятой группе источников относятся документы органов государственной власти, отчеты Религиозно-философских собраний.

В настоящей диссертации использовались как опубликованные источники, так и неопубликованные архивные материалы из 4 архивохранилищ- Государственного Архива Российской Федерации, Российского Государственного Архива Литературы и Искусства, Отдела Рукописей

50 Вишняк М. З.Н. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- 1954.- №37; Багно В.Е. «Красный» цикл писем З.Гиппиус к 3. Венгеровой// Русская литература.-1998.-№1.

51 См., например: Пахмусс Т. Страницы из прошлого. Переписка З.Н. Гиппиус, Д.В. Философова и близких к ним в «Главном»// Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.: Ежегодник 1997,- М.,1998.-С.81. Письмо от 2 августа 1905 года.

52 Докладная записка чиновника для особых поручений В.М. Скворцова от 1 сентября 1902 года//ГА РФ Ф.1574. Оп. 2. Д.191. Л.23,23об.,26.

53 Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903).-СПб.,1906.

Российской Государственной Библиотеки, Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки. Необходимо отметить, что в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства есть личный фонд З.Н.Гиппиус (Ф. 154). Фонд составлен из материалов, переданных в 1945 году Литературным музеем, получившим их от Русского Заграничного Архива в Праге, и имеет 26 единиц хранения. Первая часть фонда - стихи З.Н.Гиппиус, вторая часть - дневники с 1918 по 1925 гг. и ее фотографии. Основная часть использованных архивных материалов сосредоточена в Государственном Архиве Российской Федерации54 и Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеке55 - это письма, документы политического и научного характера. Большой интерес представляет фонд С. Каблукова (Ф.322) в Отделе Рукописей Российской Национальной Библиотеки. Здесь достаточно большое количество документов, относящихся к деятельности Гиппиус и Мережковского в 1905 году.56

Кроме того, следует подчеркнуть, что часть архивных материалов не была опубликована и впервые вводится нами в научный оборот. К этой группе относятся, прежде всего, письма. Так, например, в письме к Е.К. Брешко

54 Письма З.Н. Гиппиус Н.В. Чайковскому// Ф.5805. Оп.1. Д.109.; Письма З.Гиппиус Б. Савинкову// Ф.5831. Оп.1. Д.126.; Письма З.Гиппиус П.Милюкову 1922-1930 гг.// Ф.6845. Оп.1. Д.275.

55 Письма З.Гиппиус В. Брюсову// Ф.386. карт.82. Ед.хр. 40,41,42.; Письма З.Гиппиус В.Розанову// Ф.249. Карт. 3878. Ед.хр. 2.; Письма З.Гиппиус В. Иванову// Ф.109. Карт. 19. Ед.хр. 21. и др.

56 «Воззвание» к русской церкви. Составлено Мережковским// Ф.322. Ед.хр.Ю. Л.97-103; Письмо А.Д. Оболенского Д.С. Мережковскому от 27 октября 1905 года//Ф.322. Ед.хр. 10. Л.90.

Брешковской ясно прослеживается отношение Гиппиус к партии социал-революционеров.57 В письмах к П.Н. Милюкову за 1922 год З.Гиппиус го высказывает свое отношение к большевистскому режиму.

Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что источниковая база является репрезентативной для изучения темы диссертации.

Объектом исследования является развитие общественно-политической мысли конца Х]Х - первой половины XX вв.

Предметом исследования является общественно-политическая деятельность и взгляды З.Н.Гиппиус.

Хронологические рамки исследования - конец Х|Х века - 40-е гг. XX века.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ общественно-политической деятельности и взглядов Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.

• рассмотреть общественно-политическую деятельность Зинаиды Николаевны Гиппиус как в России, так и в эмиграции.

• проанализировать отношение Гиппиус к наиболее спорным вопросам современной для нее общественно-политической жизни - на форму государственного правления, ее отношение к различным политическим партиям, к фашизму, национальному вопросу.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы,

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Стаканова, Марина Владимировна

Заключение

Происходившие в XX веке исторические события не могли оставить равнодушным любого человека. Всю свою жизнь Зинаида Николаевна Гиппиус пыталась не только теоретически, но и практически воплощать свои идеи, решать актуальные вопросы действительности. Деятельность Гиппиус была активной и разносторонней как в России, так и в эмиграции. В настоящей работе впервые в исторической науке была предпринята попытка комплексного анализа общественно-политических взглядов и деятельности З.Н.Гиппиус. Ряд источников (письма, работы Гиппиус, документы государственных органов власти) впервые вводятся нами в научный оборот.

В исследовании предлагается следующая периодизация общественно-политической деятельности З.Н.Гиппиус:

1) 90-е гг. Х]Хвека- 1908 г.: организация Религиозно-философских собраний и издание журнала «Новый путь», деятельность в эмиграции 1906 -1908 гг.

2) 1908-1919 гг.: участие в общественных организациях, обсуждение исторических событий и политических проблем с лидерами политиче

•) ских партий.

3) 1920-1940 гг: общественная и политическая деятельность в эмиграции -организация союзов, обществ, встречи с главами государств европейских стран.

Говорить же о начале общественно и политической деятельности Гиппиус необходимо с 1901 года - времени организации РФС, а не с 1905, как утверждают многие исследователи творчества Мережковских, в том числе и Т.Пахмусс. Цель РФС - показать отношение церкви к общественной жизни, государству, интеллигенции, нации, семье, объединить представителей светской и духовной власти. Несмотря на то, что диалога между интеллигенцией и духовенством не получилось, сама идея организации подобного рода собраний является «революционной», попыткой формирования нового мировоззрения в обществе.

З.Н.Гиппиус пыталась воплотить демократические ценности на практике, найти пути решения насущных общественно-политических проблем. Высказанные ею идеи в отношении деятельности политических партий и их лидеров, глав государств и политики европейских стран в целом, соответствуют представлениям эмигрантов «первой волны», которые считали человека высшей ценностью, противопоставляя идеи свободы установленному в России тоталитарному режиму. Без сомнения, авторитет З.Н.Гиппиус среди политических партий был огромен. Она не была членом ни одной партии, но имела отношения в разной степени ко всем.

Как многие представители российского зарубежья, Гиппиус следила за происходящем в России, давая свои оценки и комментарии. Главным врагом в ее жизни были большевики, которые, по ее мнению, были посланы Германией для разорения России. До конца своих дней Гиппиус искала себе союзников в борьбе с ними. Первоначально таким союзником должен был стать Ю. Пилсудский, потом Б. Муссолини и, наконец, с 30-х годов А.Гитлер. С одной стороны, Гиппиус критиковала нацизм, с другой- для нее «Гитлер -лучшее (меньшее зло ,чем большевизм)».

Изучение общественно-политической деятельности З.Н. Гиппиус дает нам основание сделать вывод, что Гиппиус была не только известным литератором, критиком, но и общественным деятелем, обладающим огромным авторитетом среди политических лидеров, глав государств, общественных деятелей. З.Н.Гиппиус сыграла значительную роль в общественнополитической жизни России и русского зарубежья, именно поэтому ее взгляды заслуживают серьезного изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Стаканова, Марина Владимировна, 2006 год

1. Архивные источники: Государственный Архив Российской Федерации

2. Докладная записка чиновника для особых поручений В.М. Скворцова от 1 сентября 1902 г.// Ф.1574. Оп.2. Д. 191. Л.23,23об,26.

3. Письма З.Н.Гиппиус Б.Савинкову (1908-1923).// Ф.5831. Оп.1. Д. 126.

4. Письмо З.Н.Гиппиус Е.К.Брешко-Брешковской. 22 августа 1917 г.// Ф. 5975 Оп.1. Д. 275.

5. Письма З.Н.Гиппиус П.Н. Милюкову 1922-1930гг.// Ф. 6845 Оп.1. Д. 338.

6. Письма З.Н. Гиппиус Н.В. Чайковскому.// Ф.5805. Оп.1. Д. 109.

7. Письма Д.С. Мережковского Н.В. Чайковскому.//Ф. 5805. Оп.1. Д. 269.

8. Российский Государственный Архив Литературы и Искусства

9. З.Н.Гиппиус // Ф. 154 . On. 1. 26 ед.хр.

10. Письма З.Н. Гиппиус А.Л. Волынскому.// Ф.95. On. 1. Д. 430.

11. Письмо А.Л. Волынского З.Н. Гиппиус.// Ф. 95. On. 1. Д. 184.

12. Письма З.Н.Гиппиус А.С. Суворину. 1894 -1908гг.// Ф. 459. Оп.2. Д. 2631.

13. Белый А. Ракурс к дневнику.// Ф.53. Оп.1. Д. 100. Л.17об.

14. Письма и телеграмма З.Н.Гиппиус А.Д.Бугаевой. 1906-1907гг.// Ф. 53. Оп.1. Д. 366.

15. Письма З.Н.Гиппиус Н. А.Бердяеву (22 апреля 1906- 26 июля 1908).// Ф. 1496. Оп.1. Д.276.

16. Письмо А. Белого к А.Д.Бугаевой от 18 февраля 1907 г.// Ф.53. On. 1. Д. 358. Л. 12.

17. Письмо Л. Бакста к В. Нувелю от ноября 1907 г.// Ф.781. On. 1. Д.2. Л.13.

18. Письмо С.Н. Булгакова А.С. Глинке от 12 декабря 1908 г.// Ф. 142. On. 1. Д. 198. Л.95.

19. Письма З.Н.Гиппиус Н.Бердяеву 1922-1927 гг.// Ф.1496. Оп.1. Д. 427.

20. Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки

21. Письма З.Н.Гиппиус В.Розанову. 1897,1902-1904.// Ф. 249. Карт. М. 3872. Ед.хр. 2.

22. Гиппиус З.Н. «Собрание стихов. Книга вторая».// Ф. 190 Карт. 19. Ед.хр. 1. Л. 2об.

23. Письмо А. Белого В. Брюсову от 23 сентября 1903 г.// Ф.386. 79. 1-3. Л. 23.

24. Письмо А.В. Карташева А. Белому от 29 ноября 1905г.// Ф.25.Карт.17. Ед.хр. 18. Л. 34.

25. Письма В.Брюсова З.Н.Гиппиус.1906-1907.// Ф.386. Карт.70. Ед.хр. 38.

26. Письмо З.Н. Гиппиус А. Белому от 21 марта 1907 г.// Ф.25. Карт. 14. Ед.хр. 6. Л. 51-52.

27. Письмо Д.В. Философова А.Белому от 28 марта 1907 г.// Ф.25. Карт. 24. Ед.хр. 16. Л. 22об-23.

28. Письмо Д.В. Философова К.И. Чуковскому от 14 февраля 1908 г.// Ф. 620. Карт. 72. Ед.хр. 16. Л.1-1об.

29. Письмо З.Н. Гиппиус В. Брюсову от 7 апреля 1908 Г.//Ф.386. Карт. 82. Ед.хр. 40. Л. Зоб.

30. Письма З.Н.Гиппиус В.Розанову за 1908 г.// Ф. 249. Карт. М. 3872. Ед.хр.З.

31. Письма З.Н.Гиппиус В.И. Иванову. 25 ноября 1908- 1911 гг.// Ф.109. Карт. 19. Ед.хр. 21.

32. Письма З.НГиппиус В. Брюсову. 1910 г.// Ф.386.Карт.82. Ед.хр.41.

33. Письма З.НГиппиус В.Брюсову. 1911-1914 гг.// Ф.386. Карт. 82. Ед.хр.42.

34. Отдел Рукописей Российской Национальной Библиотеки

35. Письмо З.Г. Гиппиус к В. Гиппиус от 8/19 апреля 1896 г. // Ф. 481. Ед.хр. 38. Л.7.

36. Письмо А.Д. Оболенского Д.С. Мережковскому от 27 октября 1905 г.// Ф. 322. Ед.хр. 10. Л.90.33. «Воззвание» к русской церкви 1905 г. Составлено Мережковским.// Ф.322 Ед.хр. 10 Л. 97-103.

37. Институт Мировой Литературы Российской Академии Наук

38. Письмо З.Н. Гиппиус к Е.В.Дягилевой от 8 июля 1905г.// Ф.102. Ед.хр. 118. Л. Моб.

39. Опубликованные источники: 1.Работы З.Н. Гиппиус

40. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Анекдот об испанском короле// Весы.-1907.- №8.

41. Гишшус З.Н. (Антон Крайний) Репа// Весы.- 1908.- №2.

42. Гиппиус З.ЩАнтон Крайний) Литература летом// Русская мысль,- 1911.-№9.

43. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) В литературе// Русская мысль.- 1911.- №11.

44. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Литература и литераторы// Русская мысль.-1912.-№5.

45. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Беллетристические воды// Русская мысль.-1912.-№8.

46. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Жизнь и литература// Новая жизнь.- 1913.-№2.

47. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) В наши времена// Голос жизни.- 1914.- №4. 43 .Гиппиус З.Н. Автобиографическая заметка// Русская литература XX века. 1890-1910./ Под ред. С.А. Венгерова. Т. 1.- М., 1914.

48. Гиппиус З.Н. Как мы воинам писали и что они нам отвечали.-М.,1915.

49. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Дыр,бул,щур// Вечерний звон.-1917.- №10.

50. Гиппиус З.Н. Красная стена// Однодневная «Газета- протест».- 1917.26 ноября.

51. Гиппиус З.Н. С того света// Свобода,- Варшава.- 1920.- 17 июля.- №1.

52. Гиппиус З.Н. Интервенция// Общее дело.- Париж.- 1921.- 16 февраля.- №216. 49. Гиппиус З.Н. Свержение большевиков// Общее дело.- Париж.- 1921.23 января.- №192.

53. Гиппиус З.Н. Февраль// Общее дело.- Париж.- 1921.- 30 января.- №199.

54. Гиппиус З.Н. Там и здесь// Общее дело.- Париж.- 1921.-4 апреля.- №263.

55. Гиппиус З.Н. Антисемитизм// Общее дело.- Париж.- 1921.- 24 июня.-№343.

56. Гиппиус З.Н. Единый погромщик// Общее дело.- Париж.- 1921.2 августа.- №381.

57. Гиппиус З.Н. Жирные куски.- Общее дело.- Париж.- 1921.- 28 августа.-№407.

58. Гиппиус З.Н. Бесстрашная любовь (Русский народ и Иван Бунин)// Общее дело.- Париж.- 1921.- 23 октября.- №463.

59. Гиппиус З.Н. О верности// Общее дело.- Париж.-1922.- 1 января.- №531.

60. Гиппиус З.Н. Где революция? (Записки поэта)// Общее дело.- Париж,-1922.- 13 января,-№539.

61. Гиппиус З.Н. Что думают в России// Последние новости.- Париж.- 1923.5 мая.- №932.

62. Гипиус З.Н. Способным к рассуждению// Возрождение.- Париж.- 1925.23 октября.- №1687.

63. Гиппиус З.Н. Судьба Есениных// Последние новости.- Париж.- 1926.28 января.-№1772.

64. Гиппиус З.Н. Точка.- Последние новости.- Париж.- 1926.- 7 марта.- №1810.

65. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) О «Верстах» и о прочем// Последние новости.- Париж.- 1926.- 14 августа.- №1970.

66. Гиппиус З.Н, Чего не было и что было// Последние новости.- Париж.-1926.- 15 октября.- №2032.

67. Гиппиус З.Н. Меч и крест// Современные записки.- Париж.- 1926.- №27.

68. Гиппиус З.Н. Второй кошмар// Последние новости.- Париж.- 1927.2 марта.- №170.

69. Гиппиус З.Н. Застигнутая в пути// Последние новости.- Париж.- 1927.31 марта.-№2199.

70. Гиппиус З.Н. Третий путь// Возрождение.- Париж.- 1927.- 4 декабря.- №915.

71. Гиппиус З.Н. Заметки о человечестве.// Новый корабль.- 1928.- №2.

72. Гиппиус З.Н. Не нравится- нравится// Новый корабль.- Париж.- 1928.- №4.

73. Гиппиус З.Н. (Антон Крайний) Невоспитанность// Новый корабль.-Париж.- 1928.-№3.

74. Гиппиус З.Н. Шесть вопросов// Возрождение.- Париж.- 1928.- 1 мая.-№1064.

75. Гиппиус З.Н. Какой социализм? Какая религия?// Возрождение.- Париж.-1928.- 11 июня.-№1106.

76. Гиппиус З.Н. «Глаза лани»// За свободу!- Варшава.- 1928.- 22 августа.-№195.

77. Гиппиус З.Н. Мечта// За свободу!- Варшава.- 1928.- 12 декабря.- №286.

78. Гиппиус З.Н. Почему нам скучно? // За свободу! Варшава.-1930.-24 марта.- №80.

79. Гиппиус З.Н. Слова и люди (Заметки о Петербурге 1904-1905 гг.)// Последние новости.- 1932.- 27 мая.- №4083.- С.2.

80. Гиппиус З.Н. Флоренция- сегодня// Последние новости.- Париж.- 1932.18 июня.-№4105.

81. Гиппиус З.Н. «Интуристы» у фашистов// Сегодня.- Рига.- 1932.- 31 июля.-№210.

82. Гиппиус З.Н. Встречи и свобода// Встречи.- Париж.- 1934.- 32.- февраль.

83. Гиппиус З.Н. Современность//Новая Россия.- 1937.- 21 декабря.- №38.

84. Гиппиус З.Н. Опыт свободы// Литературный смотр. Свободный сборник/ Под ред. З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского.- Париж, 1939.-164с.

85. Гиппиус З.Н. Встречи с М.Г. Савиной// Возрождение.- 1950.- №7.

86. Гиппиус З.Н. За час до манифеста/ Предисловие В.А. Злобина.// Возрождение.- 1957.-№64.

87. Гиппиус З.Н. Коричневая тетрадь// Возрождение.- 1970.- №221.

88. Гиппиус З.Н. Символ веры/ Публ. Т. Пахмусс// Новый журнал.- 1975.- №121.

89. Гиппиус З.Н. Лекция в Минске// Вестник русского христианскогодвижения.- Париж, Мюнхен, Нью-Йорк, 1986.- №147.

90. Гиппиус З.Н. Воспоминания о Религиозно-философских собраниях// Наше наследие.- 1990.- № 4.

91. Гиппиус З.Н. Вторая Черная тетрадь/ Публ. М.Павловой.// Наше наследие.- 1990.-№6.

92. Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения, Проза/ Сост., подгот. текста, вступ.ст. К. Азадовского, А. Лаврова.- Л.,1991.- 672с.

93. Гиппиус З.Н. Год войны (1939): Дневник./ Предисл., коммент. А. Морозова.// Наше наследие.- 1993.- №28.

94. Гиппиус З.Н. Из записных книжек 1932-1939/ Публ. и вступ. заметка Т. Пахмусс.// Новый журнал.- 1996.- Кн.203/ 204.

95. Гиппиус З.Н. Парижские рассказы/ Публ. А.В. Лаврова// Литературное обозрение.- 1996.- № 5/6.

96. Гиппиус З.Н. Дневники. В 2-х кн. / Под общ. ред. А.Н. Николюкина.- М., 1999.

97. Гиппиус З.Н., Мережковский Д.С., Философов Д.В. Царь и революция. Сборник./ Под ред. М.А. Корелова.- М.,1999.- 224с.

98. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 1.Новые люди: Романы. Рассказы.-М.,2001.- 544с.

99. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.2.Сумерки духа: Роман. Повести. Рассказы. Стихотворения.- М.,2001.-560с.

100. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.З.Алый меч: Повести. Рассказы. Стихотворения.- М.,2001.-576с.

101. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.4. Лунные муравьи: Рассказы. Пьесы.- М.,2001.- 528с.

102. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.5. Чертова кукла: Романы. Стихотворения.- М.,2002.-496с.

103. ЮО.Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.6. Живые лица: Воспоминания. Стихотворения.- М., 2002.- 704с.

104. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.7.Мы и они. Литературныйдневник. Публицистика 1899-1916.- М.,2003.- 528с.

105. Ю2.Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.8.Дневники:1893-1919.1. М.,2003.

106. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т.9.Дневники 1919-1941. Из публицистики 1907-1917 гг. Воспоминания современников.- М.,2005.- 560с. Ю4.Гиппиус З.Н. Живые лица/ Сост., вступ. Статья А.Н. Николюкина.- М., 2002.- 448с.

107. Гиппиус З.Н. Мечты и кошмар (1920-1925)/ Сост, вступ.статья А.Н. Николюкина,- СПб., 2002.- 560с.

108. Юб.Гиппиус З.Н. Чего не было и что было. Неизвестная проза (1926-1930)/ Сост., вступ. Статья А.Н. Николюкина.- СПб., 2002.- 592с. Ю7.Гиппиус З.Н. Арифметика любви (1931-1939)/ Сост., вступ. Статья А.Н. Николюкина.- СПб., 2003.- 640с.

109. Теоретические работы философов и современников З.Н. Гиппиус

110. Ю8.Белый А. Арабески: Книга статей.- М.,1911.

111. Белый А. Россия// Нация и империя в русской мысли XX века/ Сост,вступ. ст. С.М. Сергеева.- М.,2004.

112. Ю.БердяевН.А. Духовный кризис интеллигенции.- М.,1998.- 400с. Ш.Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века// О России и русской философской культуре. Философы русской послеоктябрьского зарубежья.- М.,1990.

113. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философского мышления.- М., 1990. ПЗ.Бердяев Н.А. Судьба России.- М.,1990.

114. Вишняк М. Два пути (Русский национальный характер)// Вопросы философии.-1995.- №6.

115. Гершензон М. Урок войны// Отечество Птг.-1915.- №1.

116. Ильин И.А. О России.- М.,1991.

117. Карташев А.В. Идеологический и церковный путь Франка// Памяти С.Франка.- Мюнхен, 1954

118. Кизеветтер А.А. О чем сказано в Манифесте 17 октября 1905 года.-М.,1905.

119. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М.,1991.

120. Мережковский Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции/ Сост., комментарии О.А. Коростелева и А.Н. Николюкина.- Спб.,2001.- 656с.

121. Милюков П.Н. От русских конституционалистов// Освобождение.- 1902.-№1.-18 июня (1 июля).123 .Милюков П.Н. Россия на переломе. Большевистский период революции.-Париж,1927.

122. Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М.,1991.

123. Перцов П.П. Новый путь// Новый путь.- 1903.- №1.-С.5-6.

124. Розанов В. Серьезный критик// Новый путь.- 1903.- Апрель.- С. 109.

125. Солоневич И.Л. Белая империя.- М.,1997.

126. Солоневич И.Л. Народная монархия.- М.,1991.

127. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.- Т. 1.-Лондон, 1990.

128. Струве П.Б. В чем революция и контрреволюция?// Родина.- 1992.- №3.

129. Струве П.Б. «Современность» и «элементарность» русской революции// Русская мысль.- 1907.- 2 января.

130. Струве П.Б. «Штурм небес» (Борьба советской власти с религией)// Вестник РСХД.- 1970.-№95-96.

131. Тимашев Н.С. Судьбы культуры в советской России (1917- 1921)// Русская мысль.- 1923-1924.- Кн. 10-11.

132. Трубецкой Н.С. О расизме// Нева.- 1994.- №7.

133. Шестов Л. Что такое большевизм.- Берлин, 1920.

134. Шульгин В.В. «Что нам в них не нравится.» Об антисемитизме в России.- М.,1994.3. Мемуары

135. Адамович Г. Одиночество и свобода.- М., 1996.- 447с.

136. Анциферов Н.П. Три главы из воспоминаний/ Публ. С. Еленина и Ю. Овчинникова.// Память: исторический сборник.- Париж.- 1981.- Вып.4.

137. Белый А. Между двух революций. Воспоминания.В 3-х кн. Кн.З./ Подгот. текста и коммент. А. Лаврова.- М.,1990.- 670.

138. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1./ Вступ.статья, коммент. А. Лаврова.- М.,1989.-543с.

139. Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн.2./ Подгот. текста и коммент. А. Лаврова.- М.,1990.- 687с.

140. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн.- М.,1990.

141. Берберова Н.Н. Курсив мой: Автобиография.- М.,1999.-736с.

142. Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза/ Сост., вступ. статья Е.В. Ивановой.- М.,2002.- 415с.

143. Бунин И.А. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.6. Воспоминания. Дневники. Статьи/ Подгот. текста О.Н. Михайлова.- М., 1988.- 719с.

144. Бунин И., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. В 3-х тт.-Франкфурт- на- Майне, 1977.

145. Нб.Вересаев В. Воспоминания.- М.- Л., 1946.

146. Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора.-Вашингтон, 1957.-33 6с.

147. Дон- Аминадо Поезд на третьем пути.- М.,1991.- 336с.

148. Злобин В .А. Тяжелая душа.- М.,2004.- 624с.

149. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары.- М.,1993.-384с.

150. Луговой Ал. Из моих воспоминаний о П.О. Вейнберге// Русская школа .-1908.-№10.

151. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века.-М.,2000.- 400с.

152. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). В 2-х тт./ Сост., вступ. статья М.Г. Вандалковской.- М.,1990.

153. ОдоевцеваИ. На берегах Невы.- М.,1988.-334с.

154. ОдоевцеваИ. На берегах Сены.- М.,1989.- 333с.

155. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890-1902гг.- М.,2002.-496с. 157Савинков Б.В. Воспоминания.- М.,1990.- 448с.

156. Теляковский В.А. Воспоминания.- М.-л., 1965.

157. Терапиано Ю.К. Встречи: 1926-1971.- М.,2002.-384с.

158. Тыркова- Вильяме А.В. Воспоминания.- М.,1998.- 560с.

159. Тэффи Н.А. З.Гиппиус// Возрождение.- 1955.- №43.

160. Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4т. Т.4.: Некрополь. Воспоминания.-М.,1997.- 744с.

161. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник.- М.,1991.- 688с.

162. Фельзен Ю. У Мережковских по воскресеньям// Даугава.- 1989.- №9. 165.Чуковский К.И. Дневник (1901-1929).- М.,1991.-544с.

163. Чулков Г. Наши спутники: Литературные очерки.- М.,1922.

164. Шагинян М.С. Собрание сочинений в 9-ти тт. Т.1. Человек и время: История человеческого становления.- М.,1986.-720с.

165. Яновский В. Поля Елисейские. Книга памяти.- СПб., 1993.

166. Документы общественных объединений, политических партий169.3аписки петербургских Религиозно-философских собраний (1902-1903).-Спб.,1906.

167. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940гг. Документы и материалы/ Под ред. А.Ф. Киселева.- М.,1999.- 776с.5. Письма

168. Из альбома А.С.Элиасберга. Письма И.А. Бунина, К.Бальмонта, З.Н. Гиппиус/ Публ. В.Н. Терехиной и В.А. Лазарева.// Российский литературоведческий журнал.- 1999.- №12.

169. Из переписки З.Н.Гиппиус с М.Л. Кантором (1927 -1936)/ Публ. Г.П. Струве// Новый журнал.- 1973.- №112.173 .Из переписки З.Гиппиус / Вступ. статья А.Л. Соболева// Русская литература.- 1992.-№3.

170. Из писем З.Гиппиус/ Публ. В.Аллоя.// Минувшее: исторический альманах.- Вып.4.-Париж.- 1987.

171. Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С.Мережковского,Д.В.Философова с В.Я. Брюсовым (1901-1903)/ Публ. и подготовка текста М.В. Толмачева// Российский литературоведческий журнал.-1994.-№5/6.

172. Переписка З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д.В. Филосовофа с В.Я. Брюсовым (1904-1906)/ Публ. и подготовка текста М.В. Толмачева// Российский литературоведческий журнал.- 1996.-№7.

173. Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д.В.Философова с В.Я. Брюсовым (1906-1909)/ Публ. М.В. Толмачева// Литературоведческий журнал.- 2000.-№ 15.

174. Письма Г.В. Адамовича к З.Н. Гиппиус. 1925-1931. / Вступ. статья и коммент. Н.А. Богомолова// Диаспора: новые материалы.- Вып.З.- СПб., 2002.

175. Письма З.Н.Гиппиус А. Амфитеатрову / Публ. Ж.Шерона.// Новый журнал.- 1992.-Кн. 187.

176. Письма З.Н.Гиппиус к Бему// Новый журнал.- 1997.- Кн.209.

177. Письма З.Н. Гиппиус к Берберовой и Ходасевичу.- Ardis/ Ann Arbon, 1978.- 120с.

178. Письма З.Гиппиус к М.Вишняку// Новый журнал.- 1954.- №37.

179. Письма З.Н.Гиппиус к A.JI. Волынскому/ Публ. A.JI. Евстигнеевой и Н.К. Пушкаревой// Минувшее: исторический альманах.- Вып. 12.- М.; СПб.,-1993.

180. Письма З.Н. Гиппиус к В.А. Злобину// Новый журнал.- 1998.- № 210.

181. Письма З.Н.Гиппиус к В.Д. Комаровой/ Публ. Н.А. Богомолова// In memoriam: Сборник памяти Я.С. Лурье/ Сост. Н.М. Ботвинник, Е.И. Ванеева.-Спб., 1997.

182. Письма З.Н. Гиппиус Е.Ляцкому// Евгений Ляцкий: Материалы к биографии/ Подгот. текста и публ. С.И. Михальченко.- Брянск, 2000.

183. Письма З.Н. Гиппиус к В.Ф. Нувелю/ Вступ. статья, публ. Н.А. Богомолова// Диаспора: новые материалы.- Вып.2.- СПб.,2001.

184. Письма З.Н.Гиппиус к П.П.Перцову/ Вступ. статья и публ. М.М. Павловой//Русская литература.- 1991-№4; 1992-№1.

185. Письма З.Н. Гиппиус к Б. Савинкову: 1908-1909/ Вступ. статья и публ. Е.И. Гончаровой// Русская литература.- 2001.- №3.

186. Антропов O.K. История отечественной эмиграции.- Кн.1. Социальные и политические сферы жизнедеятельности.Ч.1.- Астрахань, 1996.- 116с.

187. Багно В.Е. «Красный» цикл писем З.Гиппиус к З.Венгеровой.// Русская литература.- 1998.-№1.

188. Балуев И.И. Гиппиус и «декаденты»// Возрождение.- Париж.- 1968.-№ 194.

189. Балуев В.В. Эволюция темы « о человеке» в поэзии Зинаиды Гиппиус// Возрождение.- 1965.-№ 167.

190. Банников Н.В. Зинаида Гиппиус// Русская речь.- 1994.- №4.

191. Белова Т.П. 3. Гиппиус и «новое религиозное сознание» в России// Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии иперспективы.-Иваново,1993.

192. Богомолов Н.А., Котрелев Н.В. К истории первого сборника стихов З.Гиппиус.// Русская литература.-1991.- №3.

193. Бялокозович Б. Юзеф Чапский и литературный триумвира (Д.Мережковский, 3. Гиппиус, Д. Философов)// «Путь романтичный совершил.»/ Отв. Ред. В.А. Хорев.- М.,1996.

194. Вишняк М.В. 3. Гиппиус в письмах// Новый журнал.- Нью-Йорк.- 1954.-№37.

195. Воронцова Т. Путешествие Мережковских на Светлояр и очерк З.Н. Гиппиус «Светлое озеро»// Волшебная гора.-1997.- №6.

196. Гачева А.Г., Казнина О.А., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920- 1930-х годов.-М.,2003.

197. Гехтман М.В. К библиографии З.Н. Гиппиус// Литературоведческий журнал.- 2000.-№15.

198. Гиппиус З.Н.: Новые материалы. Исследования.- М.,2002.- 384с. 2Ю.Голлербах Е.А. «К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности»/ Под общ. М. А. Корелова.- СПб., 2000.

199. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции/ Сост., авт. предисл. В.Крейд.- М.,1994.

200. Демидова О.Р. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья.- СПб., 2003.

201. Дюррант Д.С. По материалам архива Д.В. Философова// Лица: Биографический альманах.- М.; СП6.-1994.- Вып.5.

202. Дюсембаева Г. Антон Крайний в «Сатириконе»// Новое литературное обозрение.- 2001.-№48.

203. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс.- М., 2004.

204. История российского зарубежья. Проблемы историографии (конец Х|Х XX вв.) Сборник статей/ Под ред. Ю.А. Полякова, Г.Я. Тарле.- М.,2004.

205. Колоницкий Б.И. А.Ф. Керенский и круг Мережковских (1917 год)// Петроградская интеллигенция в 1917 году./ Отв. Ред. О.Н. Знаменский.- М.; Л.- 1990.

206. Колоницкий Б.И. А.Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году.// Литературное обозрение.- 1991.- №3.

207. Корелов М.А. «Не мир, но меч».Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех» 1902-1909.- СПб., 1996.-375с.

208. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции).- М.,1990.

209. Купцова И.В. З.Н. Гиппиус о самодержавии// История российской монархии: мнения и оценки.- СПб., 2000.-193с.

210. Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции. 1920- 1953.-М.,1989.

211. Лавров А.В. «Рожденные в годы глухие.»А.Блок и З.Н. Гиппиус// Русская литература.- 1995.- №4.

212. Лейкина Л.В. Творчество З.Н.Гиппиус: Материалы к библиографии,-Смоленск, 1998.-84с.

213. Литература русского зарубежья. 1920-1940/ Под общ. ред. О.Н. Михайлова. Вып.З.- М.,2004.- 592с.

214. Маркевич О.А. Проблема авторского «я» в творческом сознании З.Гиппиус// «В ста зеркалах» (Проблемы изучения русской литературы конца 19- начала 20 вв.)- Вологда,2000.- 164с.

215. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели.- СПб.,2000.- 784с.

216. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья.- М., 1995.- 432с.

217. Михайлова М.В. З.Н. Гиппиус и Г.И. Чулков// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. №5.1996.

218. Назаров М. Миссия русской эмиграции.- Ставрополь, 1992.

219. Нартыев Н.Н. З.Н.Гиппиус критик (по материалам «Литературного дневника» Антона Крайнего)// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Филология. Вып.З. 1998.

220. Нартыев Н.Н. Поэзия З.Н.Гиппиус: проблематика, мотивы, образы.-Волгоград, 1999.- 108с.

221. Нация и империя в русской мысли начала XX века.- М.,2004.- 352с.

222. Пахмусс Т. З.Гиппиус о Куприне как художнике// Возрождение.- 1967.-№186.

223. Пахмусс Т. Д. Мережковский и 3. Гиппиус как авторы сценариев// Новый журнал.-Кн. 167.- Нью-Йорк.- 1987.

224. Пахмусс Т. Савинков в жизни З.Гиппиус// Памятники культуры:Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1997.- М.,1998.

225. Пахмусс Т. Дневник З.Н. Гиппиус «О Бывшем»// Возрождение.- 1970.-№217.

226. Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже// Литературное обозрение.-1996,-№2.

227. Пахмусс Т. З.Гиппиус в «Числах»// Литературное обозрение.- 1996.- №2.

228. Пахмусс Т. З.Гиппиус и С.Есенин// Возрождение.- 1966.- №83.

229. Пахмусс Т. З.Гиппиус в эмиграции по ее письмам// Русская литература в эмиграции/ Под ред Н.П. Полторацкого.- Питтсбург,1972.

230. Пахмусс Т. З.Гиппиус: Невидимый луч или Воплощенный Будда// Современник- Торонто.- 1971.- №22.

231. Пахмусс Т. Зинаида Гиппиус: Profession de foi// Новый журнал.- 1975.-№121.

232. Пахмусс Т. Их архивов З.Н.Гиппиус: Ранние годы эмиграции// Русская академическая группа в США.- Нью-Йорк, 1990.- Т.23.

233. Пахмусс Т. Чехов в критике Зинаиды Гиппиус// Возрождение.-1966.-№176.

234. Полторацкий Н.П. Русская литература в эмиграции.- Питтсбург,1972.-412с.

235. Поляков JI.B. Русские о большевизме.- СПб., 1999.- 440с.

236. Пронин А.А. Историография российской эмиграции.- Екатеринбург.-2000.-187с.

237. Прохоренко А.В. Все в имени твоем, Россия. Основные парадигмы общественной мысли русского зарубежья.- СПб., 2003.- 184с.

238. Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939.-М.,1994.

239. Религиозное сознание и революция: Мережковские и Савинков в 1911 году / Предисл. М.А. Корелова и К.Н. Морозова// Вопросы философии.-1994.-№10.

240. Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции.- СПб.,2000.- 368с.

241. Савельев С.Н. Жанна д'Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль. Зинаида Гиппиус.- М.,1992.- 64с.

242. С двух берегов. Русская литература XX века в России и за рубежом.-М.,2002.- 824с.

243. Соболев A.JI. Мережковские в Париже: (1906-1908)// Лица: Биографический альманах.- 1.-М.-СП6.Д992.

244. Соболев А.Л. «Грядущее». Д.С. Мережковский и З.Н.Гиппиус/Юе visu .-1993.-№2.

245. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов.-М., 1991.- 184с.

246. Сорокина О. Московиана: жизнь и творчество Ивана Шмелева.- М.,1994.

247. Спивак М.Л. Джером К.Джером, П.Н.Милюков и министр внутренних дел А.Д. Протопопов. Об одном источнике « Петербургских дневников» З.Н. Гиппиус// Литературное обозрение.- 1996.- №5/6.

248. Тропкина Н.Е. «В дело вмешался «Викжель»// Русская речь.-1996.- №5.

249. Ходоров А.А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции Серебряного века// ОНС.- 2000.-31.

250. Хрисанфов В.И. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус: из жизни в эмиграции.- Спб., 2001.- 184с.

251. Хрисанфов В.И. Д.Мережковский и З.Гиппиус: из Петрограда в Варшаву// Петербургские чтения.- СПб., 1997.278,Челышев Е.П. Российская эмиграция: 1920-30-е годы. История и современность.-М., 2002.- 280с.

252. Шагинян М.С. О блаженстве имущего. Поэзия З.Гиппиус.- М.,1912.- 44с.

253. Эткинд А. Хлысты, декаденты, большевики. Начало века в архиве М.Пришвина// Октябрь.- 1996.- №11.

254. Barda A. Bibliographie des oeuvres de Z.Hippius.- Paris.,1975.

255. Matich O. Z. Gippius: Theory and Praxis of Love// Культура русского модернизма.- M.,1993.283 .Pachmus Т. Intellect and ideas in action: Sel. correspondence of. Z.Hippius.-Munchen,1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.