Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна

  • Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 162
Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна. Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар": дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-Удэ. 2000. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна

ВВЕДЕНИЕ.,.

Глава 1. Проблемы сопоставительного исследования бурятского эпоса

Гэсэр» и калмыцкого эпоса «Джангар».

§ 1. Время создания "Гэсэра" и "Джангара" и история их изучения.

1.1 Время создания бурятского героического эпоса «Гэсэр».

1.2 Время создания калмыцкого героического эпоса "Джангар".

§2. Пути развития героического эпоса.

Глава 2. Сопоставительный анализ художественного текста эпосов «Гэсэр» и «Джангар».

§ 1. Главные герои Гэсэр и Джангар, их окружение.

§2. Богатырский конь и его эпическая идеализация.

§3. Соперники Гэсэра и Джангара.

§4. Родина Гэсэра - «Булжумууртын урам» и родина Джангара - «Бумба».

§5. Воинская атрибутика в «Гэсэре» и в «Джангаре».

§6. Поэтика Гэсэриады и Джангариады.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар"»

В наши дни не ослабевает интерес к героическим эпосам монголоязычных народов «Гэсэру» и «Джангару». Гэсэриада и Джангариада, гениальные поэтические творения бурятского и калмыцкого народов, представляют собой яркий вклад в мировую культуру.

Выяснение связей между Гэсэриадой и Джангариадой является еще одним показателем единой по сути судьбы бурятского и калмыцкого народов, а также их принадлежности к единой общемонгольской культуре. Это дает материал, способствующий более глубокому изучению и осмыслению предыдущего опыта традиционной культуры этих народов. «Гэсэр» и «Джангар» свидетельствуют об устойчивости развития и сохранения в них этнических, культурных и хозяйственных традиций. Эпос бурят-монголов и калмыков хранит в себе богатый материал по языку, фольклору, по литературным истокам и сферам их духовного наследия и способствует практическому решению вопроса о приоритете сохранения и возрождения культуры, этнического своеобразия бурятского и калмыцкого народов, историко-культурной преемственности различных этапов их развития. Сказители передают последующим поколениям основы традиционной культуры, препятствуя тем самым забвению коренных историко-культурных традиций, усиливая центростремительные тенденции, способствуя сохранению этих этносов и созданию реальной возможности их полноправного участия во всех историко-духовных процессах, протекающих в мировом сообществе.

В этих эпических памятниках монгольских народов в полной мере нашли отражение древние истоки народного мировоззрения, закономерности формирования универсальных общечеловеческих ценностей. В связи с этим сравнительное исследование эпосов монгольских народов в целом, а также бурятского эпоса «Гэсэр» и калмыцкого эпоса 4

Джангар» в частности, призвано ответить на ряд вопросов, возникающих в ходе изучения эпических памятников.

Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного сравнительного анализа эпических памятников, выявления характерных и отличительных черт в раскрытии образов главных героев, установления родины эпических героев, исследования поэтики Гэсэриады и Джангариады.

Цель исследования - комплексный сравнительны^анализ эпических памятников, выявление характерных и отличительных черт в образах главных героев, в обрисовке родины эпических героев, а также исследование поэтики Гэсэриады и Джангариады. Такой анализ предполагает изучение социальных и идейно-художественных особенностей бурятского и калмыцкого эпосов, раскрытие внутреннего механизма эволюции данных эпических памятников, отразивших мировоззренческие представления и традиционные взгляды этих народов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать историю изученности памятников, начавшуюся с XVIII века и продолжающуюся в настоящее время, когда в распоряжении исследователей (гэсэроведов и джангароведов) уже имеются различные их варианты;

• определить специфику развития бурятского "Гэсэра" и калмыцкого "Джангара", связанную с особенностями мировоззрения этносов и их жизни в конкретных историко-географических условиях;

• проанализировать общность мифических элементов, сохранившихся и трансформировавшихся в "Гэсэре" и в "Джангаре" и сыгравших большую роль в развитии эпических традиций всех монгольских народов; 3

• рассмотреть поэтику этих произведений со всеми присущими им изобразительными средствами, со всем кругом объектов изображения: основных героев, их антиподов, их эпических характеристик, социально-исторических условий, в которых происходили изображаемые в эпосе события.

• дать характеристику эпической родине протобурят «Булжумууртын урам» и эпической родине предков калмыков - стране «Бумба».

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный, который предполагает представление основных вариантов «Гэсэра» и «Джангара»; сравнительно-текстологический, описательно-аналитический и сравнительно-исторический.

Методологической основой диссертационного исследования послужил ряд работ известных фольклористов (гэсэроведов и джангароведов), которые мы условно разделили на следующие группы. Первая группа - это исследования, которые имеют основополагающее значение, иными словами, это труды теоретиков фольклора, раскрывающие общие проблемы героического эпоса (Н.Ц. Биткеев, А.Ш. Кичиков, С.Ю. Неклюдов, Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, М.И. Тулохонов, А.И. Уланов, М.П. Хомонов, С.Ш. Чагдуров, Н.О. Шаракшинова и др.); а также работы, описывающие их локальное бытование (устные и письменные) или варианты каких-то стадиальных групп эпоса (Е.О. Хундаева, Д.А. Бурчина, Д.Д. Гомбоин и др.). Вторая группа - это исследования стилевых особенностей эпоса, его семантической структуры (С.С. Бардаханова, Н.Ц. Биткеев, В.Ш. Гунгаров, A.B. Кудияров, E.H. Кузьмина, М.И. Тулохонов, М.П. Хомонов, С.Ш. Чагдуров, Н.О. Шаракшинова).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексно-сопоставительного исследования эпоса «Гэсэра» и эпоса «Джангар» с учетом исторических, культурных, религиозных, социальных взглядов создателей этих эпических памятников, отражения в 6 них основных этапов становления в развитии бурятского и калмыцкого этносов.

Объектом исследования является бурятский героический эпос о Гэсэре и калмыцкий эпос о Джангаре.

Предметом исследования - выявление общих черт и различий в двух эпосах, особенности образных и поэтических систем данных памятников.

Материалом исследования послужили варианты улигеров бурятских сказителей Маншуда Имегеева, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, а также варианты калмыцкого эпоса сказителей Ээлян Овла, Давы Шавалиева, Мукебюна Басангова, Насанки Балдырова.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по сопоставительному анализу других эпических произведений двух родственных народов, а также при подготовке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору. Материалы исследования могут представить интерес и для таких областей наук как этнография, культурология, сравнительно-историческое языкознание.

Апробация работы. Основные положения работы были представлены в виде докладов на заседаниях кафедры английской филологии, кафедры начального обучения языкам БГУ, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей БГУ (1998, 1999, 2000), на межрегиональной конференции, посвященной 80-летию профессора Ц. Цыдыпова (1999), на международной конференции, посвященной 220-летию академика Я. И. Шмидта (1999).

Основные положения по теме диссертации отражены в 4 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна

Заключение

Сравнительно-сопоставительное исследование бурятского эпоса «Гэсэр» и калмыцкого эпоса «Джангар» позволяет нам сделать следующие выводы.

В настоящее время в распоряжении исследователей находится достаточное количество фольклорного материала по Гэсэриаде и Джангариаде, собранного в течение многолетних исследований и собираемого в наши дни. Этот материал открывает широкие возможности для исследовательской работы по всем направлениям изучения древних эхирит-булагатских и более поздних унгинских вариантов бурятского эпоса, а также ойратской и калмыцкой эпической традиции.

Наличие в «Гэсэре» и «Джангаре» схожих сюжетов, мифических мотивов и вообще архаических пластов свидетельствует о родственных отношениях этих народов и общей мифологической основе эпосов. Также едина и историческая основа улигеров: предками калмыков и бурят были выходцы из ущелья Эргунэ-хун во главе с Бортэ-Чино. Предки бурят остались на своей территории и слагали свои улигеры, а калмыки в поисках лучшей доли добрались до Волги и осели на ее берегах, но по многочисленным исследованиям ученых о пространственных представлениях (географических, этнографических, космологических и т.п.), топонимических обозначений эпоса в калмыцкой поэме нашли свое отражение названия всех существующих географических объектов, входящих в состав Джунгарского государства ХУ-ХУП веков и частично входящих ныне: северные и южные цепи Алтайских гор, бассейн Иртыша, Кобдосский район, Тангутско-Тибетское нагорье и даже сам Тибет. Величественное Бумбайское море, воспетое в эпосе, это всего лишь Джунгарские озера, представляющиеся морями поэтическому воображению степняков.

143

Неудивительно, что в калмыцком эпосе нет ни одного географического названия Поволжья, намека на его природно-исторические особенности. Не поэтому ли джангарчи воспевают свой родимый край, гордо назвав его Бумбайской державой.

В отличие от калмыцкого эпоса бурятский «Гэсэр» слагался на исконной территории своих предков. Об этом свидетельствуют географические названия местности, богатства флоры и фауны степей и хребтов Алтая и Хухэя, где баторы охотятся на диких зверей, где они пасут свои многочисленные стада, где нагуливают жир для предстоящих походов верные друзья баторов - богатырские кони, которые не только служат своему хозяину, но и наделены волшебными свойствами: умением разговаривать, давать советы, спасать хозяина в трудную минуту. Морин ульгэр (конный фольклор) по красоте и содержанию является удивительным поэтическим достоянием монголоязычных народов. Красота богатырского коня и традиции его украшения косвенно показывали величие и мощь богатыря.

С проблемой историчности тесно связан вопрос о времени создания эпоса, впитавшего в свою ткань элементы различных эпох, черты этнографической и языковой среды. Усвоению этих элементов и черт немало способствовало бытование эпического памятника в виде устных вариантов сказаний, быстро трансформировавшихся в условиях меняющейся действительности.

Мы можем лишь предполагать о первоначальной поре становления памятников и времени их развития. Для Гэсэриады эти этапы развития могут быть отнесены к эпохе родового строя. Основываясь на фактах и событиях, изображаемых в «Гэсэре», можно условно отнести процесс формирования памятника к периоду I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Возможно, этот период как раз совпадает по времени с эпохой разложения родового строя у кочевников Центральной Азии и Южной Сибири и перехода к

144 патриархальному общественному строю. А для Джангариады - это промежуток времени с начала XIV века до середины XIX века. Расцвет Джангариады приходится на XVII - середину XVIII века. Условно принятый возраст эпических памятников (соответственно 1000 и 500 лет) символизирует многовековую эпоху в истории развития бурятского и калмыцкого этносов. Ведь как нельзя лучше и красочней отражается окружающая действительность через призму эпоса, ибо главной основой исследуемых эпосов Гэсэриады и Джангариады все же мы склонны считать историческую, поскольку эпос отражает, хотя и в художественно-обобщенной форме, те реалии, пережитые народом, те исторические события, которые имели место на обширной территории расселения протобурят, ойратов и всех монгольских племен. Но следует учесть тот факт, что речь не идет о каких-то исторически достоверных фактах. Данное утверждение применимо и к действующим персонажам, в образе которых вряд ли оправданно искать конкретные исторические личности.

Комплекс художественно-изобразительных средств, манера изложения, основные сюжеты и принципы героизации образов в исследуемых эпосах «Гэсэр» и «Джангар» - традиционны для общемонгольского фольклора.

Своеобразие бурятского эпоса «Гэсэр», по сравнению с калмыцким «Джангаром», заключается в том, что образы главных героев во многом отличаются друг от друга. И прежде всего тем, что Гэсэр, будучи сыном небожителя, спускается на землю, Джангар же имеет земное происхождение. Если в эпосе «Гэсэр» главный герой сам является воином, искоренителем зла на земле, хотя с неба с ним были спущены тридцать три батора, то эпический герой Джангар, окруженный своими богатырями, не участвует в поединках, а руководит своим «подвластным» народом. Такое классовое разделение было возможно уже в период феодально-ханских отношений, отраженных в калмыцком эпосе, но не в первобытно

145 общинном родовом строе, реликты которого прослеживаются в Гэсэриаде. Красной линией через весь эпос проходит идея борьбы сил добра и зла. В бурятском эпосе сам Гэсэр, в калмыцком - богатыри во главе с Джангаром являются воплощениями добра и справедливости, и- они неизменно торжествуют над злом - над врагами, угрожающими их счастливой жизни.

Возвышение Гэсэра над божествами-тэнгриями и демонами-мангадхаями дополняется и другими символическими проявлениями его земного могущества. Сила Гэсэра во время сражений с мангадхаями заключается не в его могучих физических способностях, а в тесной и неразрывной связи с землей и людьми, живущими в типичных земных ситуациях и обстоятельствах, а также в преданности ему его земной жены, земных сыновей, его земных побратимов. Именно они приходят ему на помощь в самые трудные моменты. Дарами земли окуривает и омывает Гэсэра его жена Санхан Гоохон, чтобы воскресить его от дурмана, насланного ему врагами (мангадхаями).

Вслед за Е.О. Хундаевой, С.Ш. Чагдуровым и рядом других ведущих гэсэроведов мы приходим к выводу, что в бурятской Гэсэриаде нашел свое широкое отражение шаманизм, хотя встречаются и некоторые буддийские напластования: изображение отдельных персонажей в буддийском стиле, появление на свет перерождений божеств, тэнгриев, лусов и дагинис из макушки, подмышек и пупка матери, что напоминает рождение Будды Шакьямуни из-под правой подмышки царицы Махамайи. В калмыцком же «Джангаре» намного больше буддийских элементов нежели шаманистских, и не потому ли древние предки калмыков воспевали свою эпическую родину Бумбу, идеализируя и тоскуя по ней, тем самым выражая тоску по истинно корневой религии - шаманизму. Примеров отражения буддийской религии в «Джангаре» много. Об этом свидетельствует хотя бы эпизод женитьбы героев-богатырей, где невеста в качестве приданого берет с собой священные буддийские реликты Ганжур и Данжур. Различные

146 религиозные мотивы еще раз подтверждают архаичность «Гэсэра» и более позднее становление калмыцкого «Джангара».

Исследование особенностей воинской (богатырской) атрибутики в обоих эпосах свидетельствует о том, что в борьбе против соперников Гэсэр использует не богатырские доспехи и оружие, ниспосланные «сверху», а свою природную смекалку, свой ум, а также способности своих антиподов: их оружие, приемы и средства борьбы. В сопоставительно-сравнительном исследовании боевого оружия в Гэсэриаде и в Джангариаде особо выделяется следующий факт: если в калмыцком эпосе воспевается боевое оружие, потому что оно «вовсю» действует и разит врагов, способствуя победе богатыря над ними, то в бурятском эпическом памятнике оно бездействует, тупится, хотя оно и ниспослано свыше. Оно же божественное, данное богами, но цели своей не достигает! Так что это, на наш взгляд, иносказательная и достаточно справедливая критика Неба-отца со стороны улигершинов! Не пика, не сабля, не железный кнут, не кортик, не воинское оружие поражает врагов, а волшебная шерстобитная палочка Ьабаа, являющаяся символом созидания кошмы для юрты или камень-задай - волшебная сила природы!

Поскольку мы не раз убеждаемся в том, что калмыцкий «Джангар» намного современнее архаичного эпоса «Гэсэр», то и вооружение героев и отношение к нему сказителей разительно отличаются. В век начала обработки железа на вооружении героев было железное оружие: дрот, стальной меч, кинжал. Правда, искусство обработки металлов еще не получило такого широкого распространения, как в наше время, но мечи ценилось, особенно у калмыков, символизируя воинскую доблесть или наследие предков. Им даже давали имена: у Джангара - Билгиин Шарвън, у Хонгора - Шажни Шарвън, Билгиин Шара Болод. Подобного "возвышения" боевого оружия в Гэсэриаде нет. И это надо по достоинству оценить. Дело заключается, скорее всего, в том, что эпическое событие в

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна, 2000 год

1. Абай Гэсэр - хан. /Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг.текста, перев. и прим. М.П. Хомонова. - Улан-Удэ, 1961. — ч. 1 - 230 с.

2. Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин ульгэр / БНЦ СО РАН Улан-Удэ, 1995 (на бурятском языке). - 517 х.

3. Абай Гэсэр Могучий: бурятский героический эпос М.: Издат.фирма «Восточная литература». РАН, 1995. - 526 с.

4. Абай Гэсэр. Автор и составитель С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты «Бурятия», 1995.- 205 с.

5. Абай Гэсэр. Вступ. стат., подг. текста, перев. и комм, к нему А.И. Уланова Улан-Удэ, 1960. - 314 с.

6. Акишева H.A. О женских образах калмыцкого героического эпоса "Джангар" // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982.-С. 70-83.

7. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций М., 1998. - 480 с.

8. Аюшина С.А. Об иносказательной природе эпоса «Гэсэр» /7 Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ :Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - С.48-53.

9. Бадиев А. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста, 1975. Ю.Бадмацыренова Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе «Абай

10. Биткеев Н.Ц. "Джангар" и джангароведение. М., 1987.

11. Н.Биткеев Н.Ц. Основные образы богатырей и героизация их в "Джангаре" // Вестник института 14. Джангароведение.- Элиста, 1976. с.62-94.

12. Биткеев Н.Ц. Типические места эпического репертуара исполнителей "школы " джангарчи Ээлян Овла и проблемы эпической традиции // Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста, 1978. - С. 25-50.

13. Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста, 1982.

14. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Элиста, 1990.

15. Биткеев Н.Ц. Овалов Э.Б. Калмыцкий героический эпос "Джангар" // ЖанЬр хальмг баатрлг эпос. М., 1990.

16. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар": Поэтика и традиция. Автореф. дисс.д.ф.н. - Улан-Удэ, 1997 -35 с.

17. Бобровников А. «Джангар». -ВИРГО, 1.854.

18. Борджанова Т.Г. О поэтике ойратского героического эпоса // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976. - С. 141163.

19. Бороноева Т.А. Образы Гэсэриады в бурятской книжной графике 1960-нач. 90-х гг. /7 Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.120-123.

20. Брагинский И.С. Об изучении эпического творчества сов. Востока «Гургули» и «Гэсэр». Журнал «Сов. востоковедение». №3, 1955. С.26.

21. Бурчина Д.А. Женские образы в Гэсэриаде. // Филологический сборник Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - С.74-82.

22. Бурчина Д.А. Своеобразие исполнительского стиля Маншуда Имегенова. // Творчество сказителей: традиция и импровизация -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. С.53-67.

23. Буяхаева Л.И. Лексико-стилистические особенности языка эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр»: Дисс.канд. филол. наук.- Улан-Удэ, 2000.

24. Владимирцов Б.Л. Монгольско-ойратский героический эпос. Сб.-М., 1923. с.17.

25. Владимирцов Б.Я. Ойратско-калмыцкий героический эпос.- Элиста, 1967.

26. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. -М.: Наука, 1989. 256 с.

27. Героический эпос "Джангар". М., 1994.

28. Голстунский К.Ф. Убаши хунтайджин тууджг. Народная калмыцкая поэма «Джангар» и Сиддиту Кюрийн. Изд-е на калм. Языке. Спб., 1864.

29. Гомбоин Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских улигерах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1985. - С. 89-101.

30. Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989. - С.32-54.

31. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 112 с.

32. Горький М. О литературе. М., 1953. - С.48-49.

33. Гунгаров В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий Автореф. к.ф.н. Улан-Удэ, 1993, - 20 с.151

34. Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. -М., 1957.

35. Дампилова Л.С. Гэсэриада в современной поэзии. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-С.108-109.

36. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Элиста, 1977. - 384 с.

37. Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978.

38. Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов.-М., 1980.

39. Джангар. Калмыцкий народный эпос (перевод С.Липкина).-Элиста, 1989.- 365 с.

40. Джангар и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.

41. Джангар. Калмыцкий героический эпос (перевод С. Липкина). М., 1990.- 473 с.

42. Доржи Банзаров. Черная вера или шаманство у монголов. Улан-Удэ 1997. - С.29-56.

43. Дугаров Б.С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окинских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С. 138140.

44. Дугаров Д.С. Бурятские версии "Джангара" // Типологические и художественные особенности "Джангара". Элиста, 1978.- С. 81-98.152

45. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. М.: Наука, 1991,- 300 с.

46. Дылыкова P.C. Мифологическая основа эпоса "Гэсэр " // Филологический сборник Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.-С.119-123.

47. Дылыкова P.C. Мифическое время в эпосе «Гэсэр».// Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 1999. - С. 16-23.

48. Дылыкова P.C. Мифологическая основа эпоса «Гэсэр»: Дисс.к. филол. наук. Улан-Удэ, 2000.

49. Дулам С. Образы монгольской мифологии и литературная традиция. Дисс. к. филол. наук. М., 1982. - 163 с.

50. Жан11р. Хальхмг баатърльг дуулвър (версия Ээлян Овла). 1,2 боти (442 с, 416 с.)-Элиста, 1978.

51. Жан1гр. Хальмг улсин баатриг эпос. Элст, 1997.

52. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. -М., 1960.

53. Калмыцкие сказки. Элиста, 1978.

54. Калмыцкая народная поэзия.- Элиста, 1984.

55. Калмыцкий фольклор. Элиста, 1985.

56. Кичиков А.Ш. Записки. Вып.2. Элиста,1962. - 214с.

57. Кичиков А.Ш. Богатыри "Джангара" // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976. - С.28-61.

58. Кичиков А.Ш. О тууль улигерном эпосе // Типологические и художественные особенности "Джангара".- Элиста, 1978.

59. Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар": Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука, 1992 - 320 с.

60. Козин С.А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. M.-JL, 1940.153

61. Козин С.А. Эпос монгольских народов. M.-JL, 1948. - 246 с.

62. Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. М., 1983.

63. Котвич B.JI. Джангариада и джангарчи // Уч.зап.КНИИЯЛИ. Вып.5. Сер.филология. - Элиста, 1967.

64. Кудияров A.B. Художественный стиль калмыцкого эпоса "Джангар" и вопросы его исторической интерпретации: Автореф. дисс. к.ф.н,- М., 1983 24 с.

65. Кузьмина Е. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа,- Новосибирск, 1980.- 160 с.

66. Кузьмина Е. Н. О древнейших основах женских образов улигеров. -Улан-Удэ, 1978.- 18 с.

67. Лазарева A.A. Типологические проблемы номинации на материале онимической лексики: Дисс. .к.филол.наук. Улан-Удэ, 1999.

68. Липец P.C. Меч из редкостной бронзы. Журнал «Сов. этнография», 1978. №2. С. 107-122.

69. Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия в 5-ти томах, т.З М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 457-466.

70. Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983.

71. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986 - 320 с.

72. Митрошкина А.Г. Проблемы бурятской антропонимии.-Новосибирск: Наука, 1987.

73. Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. Улан-Удэ, 1993. - 20 с.

74. Михайлов Г.И. Литературное наследие монголов. М.:Наука,1969. -175 с.

75. Михайлов Г.И. Опыт реконструкции калмыцких былин. М., 1969.

76. Михайлов Г.И. Проблема фольклора монгольских народов.-Элиста. 1971.- 235 с.154

77. Михайлов Г.И. Калмыцкий "Джангар" и мифы // Вестник института 14. Джангароведение.- Элиста, 1976. С. 3-27.

78. Михайлов Т.М. Эпическое творчество народов Сибири.- Улан-Удэ, 1973.

79. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком «Джангаре». // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений Элиста, 1978 - С.67-69.

80. Найдаков В.Ц., Тулохонов М.И. Бурятский героический эпос «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - С.6-14.

81. Настинова Г.М. Эпические напевы "Джангара" //ЖанЬр. Хальмг баатрлг эпос. М., 1990. - С. 431-441.

82. Неизвестные страницы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1992.

83. Неклюдов С.Ю. К вопросу об описании «эмоциональной реакции» былинного персонажа.// Сб.ст. по вторичным моделирующим системам Тарту, 1973 - С.5-12.

84. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные литературные традиции. М., 1984. - 309 с.

85. Неклюдов С.Ю. Мифологические образы и сюжеты в калмыцкой Джангариаде // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978-С. 22-24.

86. Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977 - С.40-44.155

87. Неклюдов С.Ю. Тумурцырен Ж. Монгольские сказания о Гэсэре: новые записи. М.: Наука, 1981.

88. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблемы литературных памятников Востока и Запада в средние века. Дисс. к.ф.н. М., 1973.- 177 с.

89. Петросян A.A. История народа и его эпос. М., 1982.

90. Позднеев А. "Джангар". Героическая поэма калмыков. С-Пб., 1911.

91. Поппе H.A. Халха-монгольский героический эпос. Изд-во АН СССР, 1937.- 125 с.

92. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.,1988.

93. Пропп В.Я. Морфология. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.

94. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. -Д., 1988.

95. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири // Типология народного эпоса. М., 1975 - С. 56-63.

96. Пюрвеев В. Драматургия Б.Басангова. Волгоград, 1971.

97. Раднаев В.Э. К проблеме эстетики героического эпоса монгольских народов // Вестник института 14. Джангароведение. -Элиста, 1976-С. 117-132.

98. Райцанова Д.А. Русские переводы Гэсэриады: Дисс. к.филол. наук. -М., 1999. 150 с.156

99. Ринчин Б. Жанр Bengsen-u-uliger в монгольском фольклоре // Олон улсын монгол хэл бичгийн эрдэмтний анхдугаар их хурал 4-р дэбтэр Улаанбаатар, 1962. - С.42-64.

100. Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования. -С.-Пб, 1995.

101. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск:Наука, 1992.

102. Самдан З.Б. Образ Гэсэра в тувинских мифах. //Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995-С.144-146.

103. Сангаджиева Н.Б. Эпический репертуар джангарчи М.Басангова. -Элиста, 1976.

104. Санжеева Л.Ц. Об исторической взаимосвязи антропонимов, этномимов и топонимов в эпосе «Гэсэр» // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - С. 2328.

105. Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса «Гэсэр»: Дисс. к.филол.наук. -Улан-Удэ, 2000,- 186 с.

106. Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983.

107. Старикова Г.М. Сатирические элементы в героическом эпосе бурят «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - С.85-88.

108. Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста, 1978.

109. Трояков Г.А. К вопросу о применении принципа этнографизма в объяснении сказочных мотивов // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - С. 57-69.157

110. Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978. - С.78-80.

111. Тулохонов М.И. Бурятский фольклор и современность // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985. - С.60-75.

112. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс.в форме научного доклада .д ф.н.-Улан-Удэ, 1993.-51 с.

113. Тулохонов М.И. Бурятский эпос «Гэсэр»// Абай Гэсэр Могучий -М., 1995. С.446-477.

114. Тулохонов М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 -С.36-44.

115. Тушемилов П.М. Шаманские материалы (1948). Улан-Удэ, 1995.

116. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ 1957.- 171 с.

117. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1963. - 220 с.

118. Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека) Улан-Удэ, 1968. - 74 с.

119. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1974.- 171 с.

120. Уланов А.И. К вопросу о возникновении эпоса «Гэсэр»// Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд. ВФК, 1991. -С. 57-64.

121. Уланов А.И. Исторические корни Гэсэриады // 'Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и158тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-С. 44-45.

122. Уланов А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С.4-14.

123. Уланов Э.А. Эпос «Гэсэр» как древнейшая эпическая картина мира /7 Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып.З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - С. 10-16.

124. Улымжиев Д.Б. Изучение Гэсэра в России. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-С. 18-24.

125. Хальмг туульс. III боть. Элст, 1972.

126. Хамгушкеева М.М. Дефиниции «земля» и «время» в эпосе «Гэсэр» и в произведениях бурятских поэтов. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-С. 113-115.

127. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.1 Улан-Удэ, 1958.

128. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.2 Улан-Удэ, 1959.

129. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.З Улан-Удэ, 1960. - 421 с.

130. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант Улан-Удэ, 1976.

131. Хомонов М.П. Варианты эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С.85-97.

132. Хомонов М.П. Гэсэриада эпос мирового значения. // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.14-18.159

133. Хундаева Е.О. Монгольское книжное сказание о «Гэсэре». М., 1980.

134. Хундаева Е.О. Монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники. Сб. ст. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. С.62-76.

135. Хундаева Е.О. Эпическое сказание восточных народов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.24-27.

136. Хундаева-Пинуева Е.О. Монгольский эпос о Гэсэре, его связи и поэтика // Гэсэриада : Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995.-С.73-85.

137. Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. 95 с.

138. Хурэлбаатар Л. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995. - С. 113-120.

139. Цыбенова Б.Б. Образ Гэсэра в бурятском героическом эпосе //Вестник БГУ, Сер. 6. Филология. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. -С. 32-37.

140. Цыбенова Б.Б. Эпическая страна Бумба // Исторические и политические науки. Литература. Сб.тр.молодых ученых Байкальского региона. Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 1999,- С. 137-140.

141. Цыбенова Б.Б. Калмыцкий героический эпос «Джангар» // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат.регион.науч.-практ.конф-и, поев. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.-С.173-175.

142. Цыбенова Б.Б. «Гэсэр» и «Джангар» как вершины эпического творчества монгольских народов // Немцы и Сибирь: История.160

143. Современность. Мат-лы межд.науч.конф-и 18-22 сентября 1999 г. -Улан-Удэ, 1999.-С. 31-35.

144. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / СО АН СССР БФ БИОН Новосибирск: Наука, 1980. - 272 с.

145. Чагдуров С.Ш. Культ слова в эпосе монгольских народов. /7 Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука. 1980.-С. 302-308.

146. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ, 1984. - 127 с.

147. Чагдуров С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет. // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: бур.отд.ВФК, 1991. - С.73-89.

148. Чагдуров С.Ш. Канон золотого сечения в эпосе «Гэсэр» // Язык художественных произведений писателей Сибири. Сб.ст. Улан-Удэ, 1993. - С.71-83.

149. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993.

150. Чагдуров С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С.25-45.

151. Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия прародина всех монголов /7 Филологический сборник - Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998. - С. 190-193.

152. Чагдуров С.Ш. Исторические основы противопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе «Гэсэр».// Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - С.3-10.

153. Чагдуров С.Ш. Прародина монголов Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. -138 с.

154. Чимитдоржиев Ш.Б. Гэсэриада общемонгольский эпос // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.45-47.

155. Чойролжав. Новая теория об историческом происхождении «Гэсэра» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.45-47.

156. Шагдаров Л.Д. О языке эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.33-36.

157. Шагдарова Д.Л. Религиозная лексика «Гэсэра» в переводе В. Солоухина // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С. 161-163.

158. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. - 227 с.

159. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Вост,-сиб. кн.изд-во, 1968. - 160 с.

160. Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч.пособие для студентов фил.фак.-та. Иркутск, 1969. -348 с.

161. Шаракшинова Н.О. Из истории записи, публикации и изучения монгольских версий "Джангара" // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - С. 25-42.

162. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.

163. Шаракшинова Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991. -С.64-73.

164. Шаракшинова Н.О. Г.Н. Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ. 1995. - С.66-73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.