Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе: На материале английского языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Невежина, Ирина Ивановна

  • Невежина, Ирина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 197
Невежина, Ирина Ивановна. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе: На материале английского языка: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Невежина, Ирина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

5-8 ЛЕТ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

§ 1. Психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком.

§2. Ритм в природе, музыке и речи.

Выводы.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ

5-8 ЛЕТ.,.:.

§ 1. Содержание обучения английскому языку детей 5-8-лёт на музыкально-ритмической основе.

§2. Технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

§3. Проверка эффективности предлагаемой методики на основе опытного обучения на музыкально-ритмической основе

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе: На материале английского языка»

В системе преподавания иностранных языков (ИЯ) в нашей стране ориентация на раннее обучение ставит перед методической наукой новые задачи. Одна из них — разработка таких учебных материалов и приемов обучения ИЯ, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечивают повышение эффективности обучения на данном этапе.

Проблема раннего обучения ИЯ, традиционно связываемая с игрой как основным видом деятельности (Е.И. Негневицкая), в последнее время вступает в сферу интегративных исследований (Н.Н. Ачкасова, О.А. Денисенко, Н.А. Малкина, Н.Н. Трубанева, Н.А. Яценко и др.). Обучение интегративному целому рассматривается как оптимальная форма для детей на раннем этапе, которая соответствует нерасчленен-ному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка.

Несмотря на возрастающее количество работ по раннему обучению ИЯ, спрос на подобную учебно-методическую литературу не ослабевает и свидетельствует о том, что потребность в поиске новых форм и методов обучения еще далеко не удовлетворена. До настоящего времени остаются трудности психологического и методического характера. К ним, в частности, относятся вопросы, связанные с учетом единства процессов обучения и развития (C.JI. Рубинштейн), связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоций).

Эмоции, стимулирующие познавательные процессы ребенка, являются одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, А.Н.Белоус, Л.М. Веккер, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Б.И. До донов, А.В. Запорожец, З.М.

Истомина, JI.H. Леонтьев, В.Н. Мясгацев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.).

Проблема мобилизации памяти и организации речи детей неразрывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов. Существенная роль интеллектуальной активности признается и в процессе восприятия музыки (Б.М.Теплов). Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается благотворное влияние музыки на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка (Ю.Б. Алиев, А.Я. Балонов, В.К. Белобородова, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Н.А. Ветлугина, Г.В. Вершинина, Н.Д.Гродзенская, В.Л. Дег-лин, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов, Л. Ло-вери, К. и И. Пири и др.). Так как эмоциональность музыкального восприятия проявляется у детей наиболее ярко, возникла задача интеграции музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета начальной школы.

Работы методистов в области раннего обучения ИЯ на музыкальной основе главным образом посвящены песне (В.Ф.Аитов, П.Грант, Т.Мерфи, К.Кларк и др.) и детской опере (Н.Н.Ачкасова) как основному приему обучения. Вместе с тем музыка представляет собой уникальный тип учебного материала, возможности которого для раннего обучения ИЯ мало изучены.

В целом, с нашей точки зрения, в процессе взаимодействия музыки и человека необходимо сосуществование двух тенденций. С одной стороны, различные формы познания должны "работать" на развитие, расширение представлений об этом мире взаимодействия, обеспечивая лучшую адаптацию детей к условиям обучения. С другой стороны, в этом взаимодействии должны присутствовать факторы, которые обеспечат стабильность функционирования процесса обучения и усвоения детьми иноязычного материала, что может быть достигнуто, по нашему представлению, путем выявления и использования универсальной интегративной основы личности человека и музыки. Такую основу мы усматриваем в сложном и многогранном явлении ритма, которое интегрирование проявляется в природе, музыке, речи и в любой человеческой деятельности. Ритмическое начало природы человека определяет ту связующую, основополагающую роль, которую играет ритм в его психофизиологической, учебно-познавательной деятельности и, конечно, в речи человека. С одной стороны, ритм является универсальным свойством любой языковой системы, с другой — как ритмический компонент музыки выступает ее организующим и дисциплинирующим началом (Б.В. Асафьев).

Мы полагаем, что механизм взаимодействия иностранного языка, музыки, ритма как ее выразительного средства, так и универсального закона природы, регулирующего все стороны жизнедеятельности человека, его взаимоотношения с миром, в том числе и процесс коммуникации, способен более полно и дифференцированно влиять на каждого ребенка как субъекта обучения, на его психическое, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие. Следовательно, возможно мотивировать, стимулировать и оптимизировать изучение иностранного языка; направлять учебно-познавательную, физиологическую деятельность в единстве с социально-культурной в их динамичном взаимодействии, основываясь на естественной, природной гармонии. Поэтому проблему использования ритма как естественную основу при восприятии музыки и интегра-тивную единицу при овладении ЙЯ мы считаем актуальной и достойной специального исследования.

Объектом исследования является музыкально-ритмическая основа при обучении иностранному языку детей 5-8 лет.

Предмет исследования составляет методика использования музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

Гипотеза исследования — использование музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку позволит повысить эффективность обучения, если организовать учебный материал, "наложенный" на музыкальный ритм, в гармоничном сочетании с ритмом физических движений и ритмизированной речью учителя и обучаемых, а также использовать графические ритмические опоры (ритмические рамки) и композиционный ритм художественного текста (сказки).

Исходя из гипотезы, сформулированы цель и задачи исследования.

Цель настоящего исследования — научно-теоретически обосновать и предложить методику использования музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

Для поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) раскрыть психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком;

2) показать общность в проявлении ритма в природе, музыке и речи;

3) определить содержание обучения английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

4) предложить технологию формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

5) на основе опытного обучения проверить действенность предлагаемой методики в повышении эффективности обучения английскому языку.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по детской, возрастной и музыкальной психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков, методике преподавания литературы в младших классах средней школы, лингвистике, психолингвистике, эстетике, искусствознанию, культурологии, философии по проблеме, а также наблюдения за работой учителей, учителей-воспитателей с детьми исследуемого возраста, собственный опыт работы, беседы с детьми и их родителями, учителями школ и воспитателями детских садов, комплексный композиционный анализ текста сказки, опытное обучение.

Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании методики обучения ИЯ детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, в которой учитываются психофизиологическое воздействие музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении иностранным языком, и роль ритма в формировании речевых умений в таких видах речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Теоретическое значение исследования состоит:

1) в теоретическом обосновании методической целесообразности формирования ритмической базы при обучении ИЯ, определении механизма музыкального воздействия, механизма взаимодействия музыкального и речевого ритмов (и соответственно интонаций) в сочетании с физическим ритмом;

2 )во включении в содержание раннего обучения английскому языку "аутентичного" музыкального материала (песенного жанра в стиле "рэп") и аутентичного речевого материала (сказки) и выявлении критериев их отбора.

Практическое значение исследования заключается в том, что предложена конкретная, апробированная на практике технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, ритмизированной речи обучающего и обучаемых, графических ритмических опор (ритмических рамок); описаны и конкретно обоснованы упражнения, коммуникативные задания и этапы работы с композиционным ритмом сказки на основе использования музыкального ритма.

Апробация работы проходила в течении 4-х лет (1995-1998) в детском саду 41 в группе пятилеток и в 1 классе средней школы №12 г.Балашова. Результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах преподавателей кафедры иностранных языков Балашовского государственного педагогического института, на городских и районных семинарах методистов, учителей английского языка школ, учителей-воспитателей детских садов г.Балашова, на ежегодных научно-практических вузовских конференциях преподавателей и студентов, на заседаниях педагогического совета в Балашовском Гуманитарно-педагогическом лицее. Материалы данного исследования включены в спецкурс по методике раннего обучения английскому языку для студентов 4 курса факультета иностранных языков Балашовского филиала Саратовского государственного университета.

На защиту выносится теоретически обоснованная и апробированная на практике методика обучения английскому языку 5-8 лет на музыкально-ритмической основе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Невежина, Ирина Ивановна

Выводы

1. Содержание обучения ИЯ на музыкально-ритмической основе, включает: лингвистический компонент: музыкальный материал как основа обучения ИЯ; речевой материал — текст сказки, малые фольклорные формы (стишки, считалки и т.д.), являющиеся также одним из важнейших средств обучения ИЯ; психологический компонент: речевые умения, обеспечивающие использование предлагаемого речевого материала в процессе обучения аудированию и говорению; методологический компонент: тренировочные упражнения и коммуникативные задания, обеспечивающие формирование речевых умений.

2. Для отбора первого компонента содержания обучения (музыкального и речевого материала) было принято два критерия: аутентичность и возрастные особенности обучаемых. Критерий аутентичности понимается нами как включение в обучение музыкального и речевого материала, соответствующего традициям национальной (аутентичной) (английской или американской) музыки и речевой культуры. Критерий учета возрастных особенностей детей предусматривает отбор музыкального и речевого материала, соответствующего потребностям, интересам и психологическим особенностям исследуемого возраста обучаемых. В итоге, в качестве музыкальной основы обучения английскому языку был отобран песенный жанр в стиле "рэп", построенный на четком ритме, соответствующем просодической организации английской речи, и мажорному ладу. В качестве речевого материала отобраны малые фольклорные формы и сказки, обладающие ярко выраженным композиционным ритмом.

3. Использование отобранного речевого материала позволяет формировать умения, необходимые при обучении аудированию и говорению.

4. Для формирования необходимых умений говорения и аудирования предлагается целенаправленная технология обучения, включающая упражнения и коммуникативные задания на музыкально-ритмической основе. С одной стороны, предлагаемые упражнения и задания под ритмичную музыку соотносятся с психофизиологическими особенностями воздействия музыки на ребенка, ритмом физических движений, механизмом взаимодействия музыкального и речевого ритмов и, соответственно, интонаций. С другой стороны, технология соответствует трем ступеням работы над текстом: предтекстовой, текстовой, послетекстовой, что реализует три общепринятых этапа работы над учебным материалом: ознакомление, тренировку, применение.

5. Ход и результаты опытного обучения показали, что использование музыкального ритма в качестве основы для обучения ИЯ детей в гармоничном сочетании с ритмом физических движений, ярко выраженной ритмизированной речью учителя и обучаемых, а также ритмическая особенность текста сказки в системе способствовало повышению уровня владения речевыми умениями. Основной формой контроля являлось наблюдение за учебной активностью детей, показатели которой — вовлеченность ребенка в предлагаемую учителем деятельность, а также собственно ритмический компонент интонации обучаемых и ритмики речи детей. Учитывая специфику данной методики, можно сказать, что ритм является здесь и организатором, и средством контроля за речью на ИЯ.

6. Опытное обучение ИЯ на музыкально-ритмической основе подтверждает возможность организации учебного материала, "наложенного" на музыкальный ритм с самых первых занятий при условии применения всех форм ритма, приемлемых для данной методики, а также свидетельствует о его эффективности, выражающейся в более длительной активности ребенка на занятии, быстром овладении ритмом и интонацией естественно звучащей иноязычной речи, более эффективном усвоении учебного материала и восприятии ритмизированного аудитекста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании были раскрыты психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком; рассмотрена физиологическая и психологическая природа ритма, а также механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов, музыкальной и речевой интонации как одного возможного способа решения ряда психологических и методических проблем, возникающих при обучении. В работе было также определено содержание обучения на музыкально-ритмической основе и предложена технология обучения ИЯ.

В результате теоретического исследования и опытного обучения доказывается целесообразность обучения на музыкально-ритмической основе, которая обеспечивает повышение эффективности обучения и овладения ИЯ детьми. Это дает возможность считать, что задачи, поставленные перед исследованием, решены, выдвинутая в ходе опытного обучения гипотеза подтверждена, а музыкально-ритмическая основа, составляющая суть исследования, обеспечивает активизацию внутренних резервов личности обучаемых и оптимизацию их учебной деятельности.

Перспективы развития методики обучения ИЯ на музыкально-ритмической основе мы видим в решении основных проблем, связанных с выделением лингво-ритмического компонента в содержании обучения: анализ и отбор речевого и музыкального материала, необходимых для организации коллективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей, личностных потребностей разных групп учащихся; разработка системы упражнений с учетом индивидуализации, дефференциации и интеграции музыкально-ритмических навыков и умений, обеспечивающих оптимизацию и эффективность использования речевого материала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Невежина, Ирина Ивановна, 2000 год

1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки.//Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. / Петрозавод. гос.унив-т им. О.В. Кууленена. Петрозаводск, 1976. - с.169-184.

2. Аванесов Р.И. Заметки о музыке и речи // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1983. -с.232-267.

3. Алхазишвили А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке: Учеб. пособие для вузов и фак. Тбилиси: Ганатле-ба, 1984. -224с.

4. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками. // ИЯШ. 1986. №2. - с.24-27.

5. Антипова A.M. Беседы о ритме (беседа первая). ИЯШ. 1985, №5. -с. 18-23.

6. Антипова A.M. Беседы о ритме (беседа вторая). ИЯШ. 1986, №1.-с.20-24.

7. Антипова A.M. Интонационная стилистика. Сб.: Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 13, М., Высшая школа, 1978, с.56-65.

8. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма. Вопросы языкознания. - 1990 - №5. - с. 124-134.

9. Антипова A.M. Ритмическая организация английской речи (экспериментально-теоретическое исследование ритмообразующей функции просодии): Автореф.дис. . канд. филолог, наук. МГПИИЯ им. М.Тореза М., 1980. - 35с.

10. Антипова A.M. Ритмическая система английской речи. М.: Высшая школа, 1984. -119с.

11. Антипова A.M. Ритмико-мелодическая организация английской речи. / Учеб. пособие. — Моск.гос.пед.ин-т иностр. языков им. М.Тореза, 1978. -с.77-101.

12. Антипова A.M. Система английской речевой интонации.: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1979. 131с.

13. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? М.:Музгиз, 1962.-119с.

14. Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс РКИ — для заданного контингента учащихся: Метод, пособие. М., 1989.-90с.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. / Книга вторая. Интонация. М.- Л., 1947.-164с.

16. Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы) Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1997.-16с.

17. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1967,-192с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. (Статьи и очерки). М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974.-336с., нот., ил.

19. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Музыка, 1978, 146с.

20. Батагиев А. Джаз — свободная музыка свободных людей. // Огонек, 1993, №30-31, с. 18-24.

21. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников./Сб. статей.— М.: Педагогика, 1975, 160с.

22. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965, 227с.

23. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников. -М. -Вып.2, 1971. с.22-32.

24. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Книга для учителя к учебнику "Английский язык для маленьких" (для обучения детей 6-7 лет). —М.: Просвещение, 1994, ч.2.-125с.

25. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи. // ИЯШ 1979. - №5. - с.20-27.

26. Благовещенский И.П. Проблемы музыкальной выразительности в свете учения о динамической стереотипии высшего отдела головного мозга. В кн.: Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). — Минск, 1965, с.75-102.

27. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. // В свете учения о высшей нервной деятельности. М.: Просвещение, 1964. С.9-85.

28. Блинова М.П. Учение И.П. Павлова и некоторые задачи советского музыкознания. Сов. музыкознание, 1951, №8, с.52-58.

29. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия. / В кн.: Эстетические очерки. Вып.4, М., 1977. с.114-152.

30. Борзов Е.Ю. Речевая интонация и распевная речь. Дисс. канд. филолог, наук. Ленинград, 1985, с.20-50.

31. Борн Ян. Рэп: краткая история музыкальных гангстеров. // "Мы", 1994, №2, с. 187.

32. Брауде Л.Ю. К истории понятия "литературная сказка". И Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1977. - т.36, №3.-с.226-234.

33. Ванслов В. Понятие интонации в советском языкознании / Вопросы музыкознания , 1954, Вып. 1, Т.1. с. 178-204.

34. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М.: Музыка, 1988. С.8-40.

35. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе (5-11кл.) // Книга для учителя. — М.: Просвещение, Владос, 1995.—228с.

36. Венгер Л.А. Психологические особенности 6-летних детей (обучение детей с 6-летненго возраста). — М.: Знание, 1985. 65с.

37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Литература и страноведение // Страноведение и преподавание русского языка как иностранного: Тез. докл. и выступлений. — М., 1887. с.31-34.

38. Вершинина Г.В. Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка. Авто-реф.дис. канд. пед. наук. -М., 1995, с.16.

39. Ветлугина Н.А.Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду. / Музыкальное воспитание в СССР. /М., 1978, с.40-435.

40. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Интельсон и др. под ред. А.В.Петровского.-2-е изд. испр. и доп.—М.:Просвещение,1979.-288с.

41. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.-335с.: ил.

42. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр.соч. В 6 т. Т.4. Детская психология. М., 1983. - с.243-385.

43. Выготский Л.С. Избр. психологические исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. - с.379.

44. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982. - с. 6-361.

45. ВыготскийЛ.С. Психология искусства/Предисловие А.Н. Леонтьева; Общ. ред. В.В.Иванова. 3-е изд. - М.:Искусство, 1986.-573с.

46. Галочкина И.Е. Роль интонации в формировании прагматических типов высказывания ( на материале английского языка): Авто-реф.дис. . канд.филолог.наук. -М., 1985. 16с.

47. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа. 1991. с.87.

48. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Эко-прос, 1993.-576с.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240с.

50. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1978, с. 180-205.

51. Дейк Т.А.ван. Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов. // Дейк Т.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989. с. 12-40.

52. Добрынина Н.В. Обучение основам инициативного высказывания на английском языке в первом классе: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1984. 16с.

53. Долгжанский А.Н. О связи между ритмом русской речи и рус-кой музыки. Изб. статьи. - Л., 1973. - с. 194-230.

54. Долидзе Л.И. О специфике проявления национального в музыкальном творчестве Стравинского в свете общей теории сознания и бессознательного психического // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978, - с.597-606.

55. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. -М.: Педагогика, 1985. 192с., ил.

56. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Отв. ред. И.Т.Левыкин. М.: Наука, 1984. - 268с.

57. Елина Н.Г. Обучение прогнозированию содержания на первом этапе работы над текстом (на ст. курсах отд-ния англ. яз.): Автореф.дис. . канд.пед.наук. Л., 1982. - 18с.

58. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // ИЯШ 1977. - №1. - с.36-45.

59. Жинкин Н.И. Взаимодействие компонентов интонации в речи и музыке. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. 1982, М., 1984, с.137-148.

60. Занков JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 кл.). М.: 1963.

61. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. -М.: Просвещение. 1985. с.8-29.

62. Захарова СЛ. Обучение аудированию фабульных текстов на английском языке в V-VI классах общеобразовательной школы: Авто-реф.дис. .канд.пед.наук.-Киев, 1983.- 16с.

63. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении языку как иностранному // Рус.яз. за рубежом. 1985. - №5. - с.49-54.

64. Зимняя И.А. О слуховой и зрительной наглядности в обучении иностранному языку. В кн.: Проблемы зрительной и слуховой наглядности. - М., 1970. - с. 11.

65. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Автореф.дис. . докт.психол.наук. М., 1973. - 32с.

66. Зимняя И.А. Речевой механизм и обучение речи на иностранном языке // Материалы второго симпозиума по психолингвистике / Москва, 4-6 июня 1968г/ АН СССР. Ин-т языкознания. М., 1968. - с.26-28.

67. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. -С.562.

68. Зись А.Я., Лазарев И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. -В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1979, с. 139-173.

69. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. М.: Искусство, 1973, - т.1. - 408с.

70. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / МГУ им. М.ВЛомоносова. М., 1967. - 329с.

71. Книга по эстетике для музыкантов. / Ред. К.Ангеров (НРБ), И.Константинов(СССР).-М.:Музыка, 1983; София Музыка, 1983.-272с.

72. Колосницына Г.В. Ритмическая основа интегративного обучения русскому языку как иностранному: Дис. .докт.пед.наук. М., 1993. -с.25-175.

73. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ- 1985. -№1.

74. Комарова Л.И. Текст как основа обучения личностно-ориен-тированному общению в старших классах средней школы (на материале немецкого языка): Дис. . .канд.пед.наук. М., 1992. - 194с.

75. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятие. - Л., 1971, с.334-347.

76. Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки. Вопросы психологии, №2, 1981, с. 150-155.

77. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ. -М., 1965. -с.35-52.

78. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303с.

79. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи. / Психологические и психофизиологические исследования речи. -М., 1985.

80. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб.ст. / МГУ им.М.В.Ломоносова. М., 1967. - с.6-17.

81. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.:Смысл,1997-287с.

82. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. - 307с.

83. Леонтьев А.А. Психология общения. // Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А.Шерковина. М., 1975. -с.154-194.

84. Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам: что нас объединяет? // Русск.яз. за рубежом. 1985. - №4. - с.50-53.

85. Леонтьев А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком // ИЯШ, 1975, №6, с.93-96.

86. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 214с.

87. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-39с.

88. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа функции мотива. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психолог. 1993. -№2. - с.73-81.

89. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Учен.зап. / ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1941. — Т.35 - с.21-73.

90. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии / Отв.ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. - с.3-22.

91. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1974 -598с.

92. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: 1927. - 262с.

93. Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М, 1979.-319с.

94. Любимова Н.В. Развитие умений экспрессивной устной речи на основе аутентичного текста // Специфика обучения различным видам речевой деятельности / Сб.науч.тр. МГИИЯ им. М.Тореза. М., 1990. -В.349. -с.20-26.

95. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 224с.

96. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2., доп. и перераб.: Учеб. пособие для вузов. / Ред. А.Д.Трейстер. - М.: Музыка, 1979. - 536с., нот.

97. Максимов С.Е. Музыкальная грамота. Изд. 4. - М.: Музыка, 1984. - 176с., рис., нот.

98. Малкина Н.А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке. Автореф.дис. . канд.пед.наук. - С.-Петербург, 1996. - 16с.

99. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология мл.школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - с.304-330.

100. Маркова А.К. Психологическая концепция учебной деятельности. В кн.: Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе. — М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1980. с.3-7.

101. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции. -Сов.музыка, 1975, №1, с.21-27.

102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Наука, 1976. 253с.

103. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1966. - с.354-387.

104. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. / Под ред. БухбиндераВ.А., Китайгородской Г.А. /Киев, 1988, 342с.

105. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. М.: Высшая школа, 1982. -373с.

106. Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам. ИЯШ, 1990, №3. - с.8-13.

107. Мильруд Р.П., Денисенко О.А. Образность как психолого-педагогическая основа интегрированного курса "Иностранный язык и детская литература".- ИЯШ, 1995, №6. с. 18-24.

108. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.-152с.

109. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку.-М., 1990.

110. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения переводу на слух. М.: Изд-во института международных отношений, 1959. 186с.

111. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизмы билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному. ИЯШ 1988, №6, - с.14-17.

112. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика. Сов.педагогика, 1989, №6. - с.13-16.

113. Московская И.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института. — Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М.,1994. 16с.

114. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л.:Изд-во ЛГУ,I960 426с.

115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383с.

116. Назаретян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников. -М.: Педагогика, 1994, №2, -с.31-35.

117. Народные сказки Британских островов. Сборник / Сост. Дж. Риордан. - М.: Радуга, 1987. - На англ .яз. - 368с.

118. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ 1987. - №6. - с.20-26.

119. Негневицкая Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Автореф.дис. . канд.психол.наук. -М., 1986.-23с.

120. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Английский язык. // Книга для учителя к пробному учебному пособию по англ.яз. для 1 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1992. - 159с.

121. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981.-111 с.

122. Неелов Е.М. Современная литературная сказка и научная фантастика: Автореф.дис. . канд.филол.наук. Петрозаводск, 1973. - 17с.

123. НемченкоН.Ф. Ритм как форма организации текста (на материале англоязычной сказки). Дис. . канд.филол.наук. М., 1985. - с.5-211.

124. Никитенко З.Н. Обучение произношению детей с 6 лет в курсе английского языка для 1 класса. ИЯШ, 1992, №1. - с.36-43.

125. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы. ИЯШ, 1991, №4. - с.52-59.

126. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // ИЯШ 1993. - №3. - с.5-10.

127. Носенко Э.Л., Егорова С.Н. Проявление эмоциональных состояний в показателях вербальной памяти на родном и иностранном языках: Психолог.журнал. -М., Т.13, №15, с.72-79.

128. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В.Брушлинский, В.П. Зинченко и др./ Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

129. Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 287с.

130. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. / Под пед. В.Г. Костюка. Киев: Муз. Украина, 1975. - 200с.

131. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.

132. Петров В.В., Герасимов В.И. На пути к когнитивной модели языка (вступит, статья) // НЗЛ. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка.- М.: Прогресс, 1988. с.5-12.

133. Платон. Собр.сочинений. Т.З, ч.1. М., 1991. - 684с.

134. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. / Вопросы психологии. 1985, №2. С.65-71.

135. Полат Е.С.Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы (На примере английского языка): Дис. . докт. пед. наук. М., 1988.-551с.

136. Практическая фонетика англ.яз.: Учеб. для фак. англ. яз.пед.ин-тов / Соколова М.А., Гинтовт К.П., Кантер JI.A. и др. М.: Высш.шк., 1984, с.206-209.

137. ПроппВ.Я. Морфология сказки.-2-е изд.-М.:Наука, 1969. 168с.

138. Просодия устного текста / Сб.статей. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1987.-с. 198.

139. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд.2, дополн. - М.: Музыка, 1972. - 168с.

140. Репина Г.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1959. №1. -с. 127-140.

141. Репкина Г.В. Об объеме оперативной памяти. Проблемы инженерной психологии. -М., 1967.

142. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб.статей: Л.: Наука, 1974. 297с.

143. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебн.пособ. - М.: ВЛАДОС, 1996, с. 20-514.

144. Рогова Г.В. Обучение устной речи как средству общения. — ИЯШ, 1976, №4, с.95-101.

145. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 224с.

146. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. М.: Просвещение, 1991. - 287с.

147. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету "иностранный язык" у школьников. // ИЯШ. 1982, №2. - с.29-32.

148. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV-VII классов // ИЯШ. 1982. - №6. - с.37-45.

149. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 1984, №4, с.60-63.

150. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 485с., Т.2. - 322с.

151. Сафонова В.В. Английский язык: для школ с углубленным изучением иностранных языков. М., 1995, - 84с.

152. Сахарова Т.В. Проблема ситуации при обучении диалогической речи: В кн: Общая методика обучения иностранным языкам / Хрестоматия: М.: Русский язык, 1991, с. 180-187.

153. Сеченов И.М. Избр.произведения. Т.1, М., Изд-во АН СССР, 1952, 325с.

154. Скрозникова А.Б. Ассоциативная реакция как единица порождения сообщения (текста). В кн.: Материалы V Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - Л.-Д., 27-30 мая 1975г. Ч. IIМ, 1975, с.138-139.

155. Снегова С.В. Использование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения. Автореф.дис. . канд.пед.наук. - М., 1994. - 16с.

156. Соловьева А.И Основы психологии слуха. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л. Изд-во ЛГУ, 1972. - 187с.

157. Сохин Ф.А., Негневицкая Е.И. Психолого-педагогические закономерности овладения вторым языком // Русский язык в национальной школе. 1984. - №3. - с.32-36.

158. Станиславский К.С. Собрание соч. В 8т. М., 1955, - Т.З. - с.52, 522-534.

159. Степанский В., Леонтьев А.А. Как мы понимаем способности. // Семья и школа, 1989, №4, с. 16-17.

160. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). / Отв.ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1979. - 192с.

161. Татару Л.В. Композиционный ритм художественного текста (на материале ранней прозы Дж.Джойса). Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1993.-16с.

162. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.ин-тов и фак.иностр.яз. / М.А. Соколова, К.П.Гинтовт, И.С. Тихонова, P.M. Тихонова. М.: Высш.шк., 1991. с.146-147.

163. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. - 456с.

164. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Сов.педагогика. №6, 1946. - с.96-112.

165. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. Т. 1.-М., 1950.

166. Федичева О.В. Механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов: Дис. . канд.филол.наук. М., 1995. — с. 13-150.

167. Харлап М.Н. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986. - 104с.

168. Холопов Ю.Н. А.Ф.Лосев и советская музыкальная наука // А.Ф. Лосев и культура XX века. М.: Наука, 1991. - с.95-101.

169. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983. 267с.

170. Чейф У. Память и вербализация прошлого опыта // ИЗЛ. Вып. XII. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - с.35-73.

171. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1982. - с.15-35.

172. Шахбагова Д.А. Некоторые особоенности акцентно-ритмичес-кой структуры английской фразы (на материале национальных вариантов английского языка) // Речевой ритм и его функции. / Сб. научн. трудов / МГПИИЯ им. М.Тореза. 1987. - Вып.293. с.63-71.

173. Шварц И.Е. Экспериментальная разработка основ релаксации / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. -М., 1977. Вып.7.

174. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Ин-т психологии АПН РСФСР.- М. 1958. 115с.

175. Якобсон Р.К. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - с.82-87.

176. Яценко Н.А. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1994.- 16с.

177. Adams С. English Speech Rhythm and the Foreign Learner. The Hague, Paris, New York: Mouton Publishers, 1979, -23 lp.

178. Abercombie D.A. Phonetician's View of Verse Structure. Lun-guistics, 1964. - V.6. - p.5-13.

179. Akhmanova O., Sishkina T. Registers and Phythm. Moscow Univ. Publishers, 1975. - 167p.

180. Bettelheim, Bruno. The uses of enchantment: The meaning and importance of fairy tales. Harmondsworth: Penguin Books, 1978.-333, XI p.

181. Bolton T.L. Rhythm. American Journal of Psychology. 1894. -V.6.-p. 145-238.

182. Bromley R.F. Language Arts: Exploring connections. Boston etc. : Allyn and Bacon, 1988. - XXI, 490p.

183. Brown D. Teaching Aural English. The English Journal, 1950. V.39, №13, p 17-20.

184. Brown Warner: Temporal and Accentual Rhythm. Studies from the Psychological Laboratory of the University of California. / Psychological Review. -1911.- v.XVIII. - p.336-346.

185. Cognitive science. Cambridge, 1990. - 497p.

186. Dixon P.F. Subliminal perception: The nature of a controvery. L.: M. Graw Hill, 1971: XIII. 302p.

187. Fogerty E. Rhythm / Proceedings of the Second International Congress of Phonetic Sciences. Cambridge: the University Press, 1936. - p.92.

188. Fraisse P. Rhythm and Tempo. // Psychology of Music. 1982. -p. 149-177.

189. Gardner R.C. Social Psychology and Second Language Learning: the Role of Attitude and Motivation. Lnd: Adwad Arnold, 1985.

190. Graham C.R. Music and Early Language Development. N.Y., 1983, -189 p.

191. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics./An Enthnographic Ap-proach/.G.B., 1977, -248 p.

192. Integrated Studies in the Secondary School.(Ed. By D. Warwick.) -London, University of London Press, 1973.- 121 p.

193. Jarolimek J. Social Studies in Elementary Education. N.Y., 1959, -357 p.

194. Jespersen O. Notes on Metre. Linguistica, 1933 (reprinted in: Selected Writings of Otto Jespersen, - Ldn.- Tokyo.- p.647 - 672).

195. Kuhermeher L. We sing and Read. Camb. Press, 1987, 198 p.

196. Ladousse D.P. Role Play. Oxf. Un. Press, 1991,- 182 p.

197. Lee W.R. Types of Communication in the Foreign and Second- Language Classroom. Perspectives.-1985. -9.-1.

198. Liberman M. The intonational System of English. NY, London: Garland Publishing inc., 1979. -319 p.

199. List G. The boundaries of speech and song. Ethnomusicology, V.7, №1, 1963, p. 1-16.

200. Loveray L. Sociolinguistics of Learning and Using a Non-Native Language. Oxf., 1982, 196 p.

201. Martin S.R. Reminiscence and Gestal Theory. Psychological Monographs, L., 1940. - 240 p.

202. Music and Child Development. / Ed. By C.Peery, I.Peery, T. Draper / C.-P., 1989.-382 p.

203. Musical Openings. / Using Music in the Language Classroom. By Granmer D., Laroy C., Pilgrims, 1995, 111 p.

204. Nash R. Turkish intonation. An instrumental study. The Hague-Paris: Mouton, 1973/ - 190 p.

205. Pike K.L. The intonation of American English. Ann Arbor: Univ. Of Michigan press, 1947. - 200 p.

206. Rees M.V. Rhymes and rhythm Practical English Teaching, 1992, vol.13, №2. - p.58.

207. Rivers W. Interaction as the key to teaching language for communication // Interactive Language teaching / Ed. By W.Rivers. 6ed. - Cambridge: Cambridge univ. Press, 1993. - p.337.

208. Serafine M.L. Music as Cognition. The Development of Thought in Sound. N.Y., 1988.-248 p.

209. SheehyE.D. Children Discover Music and Dance. N.Y., 1959,- 282p.

210. Slobin Dan. Introduction. Music as Cognition. The Development of Thought in Sound. N. - Y., 1988.

211. Sonnenschein E.A. What is Rhythm? Oxford: Blackwell, 1925. -p. 18.

212. Stetson R.H. Motor Theory of Rhythm and Discrete Succession / I and II Psychological Review. 1905. - Vol. XII. - p. 250-269, 293-335.

213. Stevick E.W. Memory, meaning and method. N.Y.: Newbury House Publishers, 1976. - 177 p.

214. Teaching in the Modern Elementary School. N.Y., Macmillian, 1971. -310p.

215. Thomson W. The Rhythm of Speech. Glasgow: Maclehose, Jackson, and Co., 1923, - p. 20-28.

216. Uldall E.T. Isochronous Stresses in R.P. // Form and Substance. -Copenhagen, 1971.-p. 205-210.

217. Wenk В., Wioland F. Is French really syllable-timed? // Journal of Phonetics. 1982.-N10.-p. 193-216.

218. Whitehead, Robert. Children's Literature: strategies of teaching. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1968.

219. Beidinger Werner "Lieder und Das Drumherum" (Modelle zum Um-gang mit Liedem in Fremdsprachunterricht) // Primar, 1994, N7, p. 42-46.

220. Ethno und psycholinguistische Dimensionen des fruhen Fremdsprachenlerners // Fruhes Fremdsprachenlemen Schulreform fur Europa / Hrsg. K.Ermert.- Rehrburg-Loccum Erangelische Akademie Loccum, 1911, s.12-21.

221. Federspiel C. Vom Volksmarchen zum Kindermarchen. Wien: Notring, 1968.-325 p.

222. Gras Ferrares Brigitte "Kinder singen gern Kinder lernen gern mit Lieder".— Primar, 1994, N17, s.4-11.

223. Neuner Gerhard. Texte auf dem Priifstand. Welcher Text eignet sich fur den DaF-Unterricht? Fremdspacher Deutsch. - Munchen: Klett Edition Deutsch. 1990. - Heft 2. - s.16-19.

224. Stumpf C. Singen und Sprechen. Zeitschhrift fur Psycholigie, 1924, b.94, s. 4-38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.