Ономастическое пространство поэм С.А. Есенина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Бунеева, Елена Васильевна

  • Бунеева, Елена Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 163
Бунеева, Елена Васильевна. Ономастическое пространство поэм С.А. Есенина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Воронеж. 2011. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бунеева, Елена Васильевна

Введение.

Глава I. К истории изучения ономастики художественного текста.

1.1. Этапы становления и статус литературной ономастики.

1.2. Аспекты изучения литературной ономастики.

1.3. Имя собственное в поэтическом тексте.

1.4. История исследования творчества С. А. Есенина.

Глава II. Комплекс имен собственных в «маленьких» поэмах С. А. Есенина.

2.1. Комплекс имен собственных в ранних «маленьких» поэмах С. А. Есенина (1912-1915 гг.).

2.2. Комплекс имен собственных в «маленьких» революционных поэмах

С. А. Есенина.

2.3. Комплекс имен собственных в поздних «маленьких» поэмах С. А. Есенина (1924-1925 гг.) и в «Поэме о 36».

Глава III. Ономастическая система в поэмах С. А. Есенина 1921-1925 гг.

3.1. Ономастическая система в поэме С. А. Есенина «Пугачев».

3.2. Ономастическая система в поэме С. А. Есенина «Страна негодяев».

3.3. Ономастическая система в поэме С. А. Есенина «Песнь о великом походе».

3.4. Ономастическая система в поэме С. А. Есенина «Анна Онегина».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ономастическое пространство поэм С.А. Есенина»

Изучение системы онимов и их функционирования-в. художественном тексте актуально, уже потому,, что помогает читателю глубже проникнуть в авторский, замысел. Всякий раз; погружаясь в художественную реальность, мы подсознательно, интуитивнорасшифровываем временные кода, определяема пространственные координаты; заданные писателем; в* произведении: Ключом к этим шифрам, безусловно; являются онимы, которые, помимо функциональной значимости в номинативном; аксиологическом; онтологическом, социальному эстетическом планах, содержат в себе и ассоциативные подтексты.

Как справедливо отмечает Г.Ф. Ковалев; «почти за каждым, ономастическим фактом £ стоит историческая живая - вымышленная или вполне реальная - действительность, которая через различные экстралингвистические факторы - создает специфический круг многообразнейших: ассоциаций» [Ковалев 2009: 8].

Этим и обусловлен; широкий исследовательский интерес лингвистов и литературоведов к проблемам ономастического анализа художественного текста. В качестве наиболее значимых работ, - ставших методологической основой? для исследования ономастики художественного ■ текста, можно выделить- труды М.С. Альтмана, АЛ Бема, П.М. Бицилли, Э.Б. Магазаника, В;Н: Михайлова и; др., посвященные онимам в творчестве великих русских классиков, а также исследования ученых, занимающихся изучением, литературной ономастики на современном этапе, — Г.Ф. Ковалева; В.М. Калинкина; Ю.А. Рылова, В.И. Супруна.

Теоретической базой отечественной литературной ономастики по праву можно считать работы Э:Б. Магазаника (1978), В1А. Никонова (1974), В.М. Калинкина (1999), Ю.А, Карпенко (1986), 0;И. Фоняковой (1990) и др.

Особое внимание необходимо уделить воронежской? ономастической» школе, основоположником которой является профессор Г.Ф: Ковалев, поскольку именно в ее рамках проводится данное исследование.

Направления; в рамках которых работает школа, Г.Ф. Ковалев определяет следующимобразом: «Методика нашейфаботы связана с поиском деталей в творчестве самого писателя; помогающих вскрыть ономастическую лабораторию того или иного автора- в s его черновиках, в во спомиианиях его современников и даже в совершенно косвенных источниках» [Ковалев 2004: 32]. Также ученый указывает на необходимость комплексногоисследования онимов в произведении отдельно- взятого автора- «Изучать в писательском творчестве необходимо все основные единицы ономастического' пространства: антропонимы, топонимы, астронимы, зоонимы и т.д. И тогда открывается еще: один аспект изучения;имени: имякак показатель истинной принадлежности автора к тому или иному произведению»« [Ковалев 2004: 36]. В итоге такой подход к рассмотрению имени приводит исследователей не просто к изучению ономастики, использованной тем или иным писателем, а заставляет обратить внимание на отношение самого автора к имени: к своему имение к именам собратьев по перу, к именам персонажей своих и чужих; произведений [Ковалев 2004: 40].

Продолжая делосвоего руководителя, весомый вклад в развитие воронежской ономастической школы вносят ученики Г.Ф. Ковалева. Их работы, посвященные творчеству писателей-классиков XIX-XX вв; (A.G. Пушкина —E.G. Обуховой; (2005, 2009), Н.С.Лескова - В.В. Вязовской (2007), Ф.М. Достоевского -G.A. Скуридиной (Коротких) (2004^ 2007), M.A. Булгакова - О. Ю. Устьянцевой (2002) и др.), имеют особую ценность для отечественной литературной ономастики, так как восполняют собой ономастические лакуны, раскрывают вопросы, либо вообще не освещенные ранее, либо освещенные фрагментарно и бессистемно.

Отдельную ветвь воронежской ономастической школы образуют оно-масты, . специализирующиеся на романистике. Определяющими в этом направлении являются работы Ю.А. Рылова, в которых акцентируется внимание прежде всего на антропонимии в отечественной романистике. Основные из них - монографии «Очерки романской антропонимии» (2000), «Аспекты языковой картины мира:, итальянский и русский языки» (2003), а также статьи «Антропонимия как явление языка и культуры» (2005), «Парадоксы* антропонимии» (2007) идр.

Русская литературная ономастика на протяжении всей* своей истории имела устойчивую тенденцию к сближению скорее со стилистикой и поэтикой, чем с лингвистикой текста. Показательными в этом отношении являются работы Э.Б. Магазаника «Ономопоэтика, или «Говорящие имена» в литературе» (1978), В IM. Калинкина «Поэтика онима» (1999) и др. Однако на современном этапе исследования литературной ономастики многие ученые признают, что использование обширной' базы методов и достижений смежных с лингвистикой наук заметно обогащает анализ художественного текста в целом и ономастикона отдельно взятого произведения в частности.

Так, в одной из своих работ Г.Ф. Ковалев замечает: «Ономастика тесно связана не только с лингвистикой, но и с такими науками, как литературоведение, история и этнография, историческая география и др. Поэтому для изучения ономастического материала зачастую бывает недостаточно знаний только по лингвистическим дисциплинам» [Ковалев 2009: 6].

Наше исследование посвящено творчеству С.А. Есенина - поэта, который своими стихами смог затронуть самые тонкие и глубинные струны души русского человека, за что и получил признание и народную любовь уже при жизни. Однако при всем огромном не только читательском, но и исследовательском интересе к его творчеству ряд вопросов, касающихся ономастики текста, остается неосвещенным. В данной работе мы постараемся восполнить этот пробел, обратившись к исследованию специфики ономастикона поэмного творчества автора.

Конкретно к ономастике С.А. Есенина уже обращался целый ряд исследователей. Однако это были главным образом литературоведы, которых интересовали в большей степени не сами имена, а прототипы персонажей, в связи с чем комплексного анализа ономастикона творчества поэта сделано не было; хотя его актуальность для практики вузовского и школьного образования не вызывает сомнений; Среди таких исследователей необходимо; назвать прежде всего следующих: И.А. Ломан; А.ГГ. Ломан, М:В. Орешкина, Е.А-. Силаева, Н'ЖШубникова-Еусева; Е;А; Самоделова; Е.И: Наумовдадр:

Обращение к поэме в* данном исследовании представляется актуальным* и обоснованным потому, что эта жанровая форма является сквозной в творчестве С.А. Есенина: начиная свой поэтический путь с создания <<маленьких>> поэм в 1912-1915 гг., автор завершает его поэмой-«реквиемом» «Черный человек» в 1925 г. Поэтому крайне важно проследить эволюцию взглядов;, изменение нравственных, религиозных, исторических и политических ориентиров С.А. Есенина, опираясь на ономастический срез его поэмного творчества.

Понимание хронологического и. тематического параметров^ «маленьких» поэм, безусловно; важно для дальнейшей интерпретации ономастикона всего поэмного творчества автора, так как жанровые поиски С.А. Есенина, приведшие к их созданию, в конечном итоге завершились в 1921-1925 гг. большим циклом поэм с подлинно эпической широтой художественной формы и с глубочайшим осознанием полного спектра социальных процессов.

Актуальность выбранной темы обусловлена особым вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики поэтического текста и к исследованию языка отдельного автора; важностью изучения проблем функционирования онимов в поэтическом тексте и комплексного изучения и: систематизации ономастики поэмного творчества С.А. Есенина.

Теоретическая значимость* заключается в многоаспектном осмыслении всего массива ономастического материала в поэмах С.А. Есенина, в методике описания и структурирования всего ономастикона поэмного творчества автора и, как следствие, в возможности использования результатов исследования (введенного в научный оборот фактического материала и теоретических выводов) для дальнейшего развития ономапоэтики и теории имени собственного в поэтическом творчестве.

Научная новизна диссертационной работы заключается:

1) в применении комплексного подхода при анализе каждого имени собственного;

2) в проекции семантической значимости имени1 на другие элементы текста и взаимодействие с ними;

3) в выявлении способности онимов участвовать в локально-темпоральной организации поэтического текста;

4) в рассмотрении историко-культурной обусловленности онимов.

Практическая »значимость диссертационного исследования заключается в том, что анализ специфики употребления имен собственных в поэтических текстах способствует как наиболее осмысленному восприятию отдельного поэтического произведения (в нашем случае - поэмы), так и системному рассмотрению одножанровых произведений. Благодаря тому, что1 характер использования разноуровневого потенциала имени собственного является одним из существенных факторов в поэтике писателя, результаты диссертационной работы могут найти применение в преподавании русского языка (разделов этимологии, словообразования, морфологии, стилистики) и литературы в школе и в вузе. Это, в свою очередь, должно способствовать повышению общей языковой грамотности учащихся, умению системно и образно мыслить.

Собранный материал может быть использован при создании ономастиi ческого словаря С.А. Есенина.

Методологическую основу работы образуют общепринятые в лингвистике и ономастике методы исследования, разработанные такими учеными, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, A.B. Суперанская и др. Прием сплошной выборки применялся в комплексе с количественной интерпретацией материала исследования, для дальнейшего анализа которого в качестве основного был использован описательный метод с традиционным набором приемов: наблюдение, сопоставление, обобщение и классификация анализируемого материала. Анализ ономастического пространства художественного текста потребовал применения стилистического »метода. Также были использованы сравнительно-исторический метод с применением этимологического^ анализа, методы компонентного и контекстуального анализа!

Теоретической' основой' диссертации, послужили основополагающие труды по литературной ономастике М1С. Альтмана, A.JI. Бема, П.М. Бицилли, Ю.А. Карпенко, Э.Б. Магазаника, В.Н. Михайлова, В.А. Никонова, О.И. Фоняковой и др., а также ученых, занимающихся литературной'ономастикой на современном этапе, — Г.Ф. Ковалева, Ю.А. Рылова, B.Mi Калинкина,

B.И. Супруна и др.

Цель исследования - выявление специфики функционирования имен собственных в рамках поэмного творчества С.А. Есенина, определение авторской семантики онимов, их роли в организации локально-темпоральных отношений в тексте.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) дать целостное представление об ономастической системе в поэмах

C.А. Есенина;

2) выделить функции ономастических единиц' в текстах произведений, в частности, определить место и роль личного имени собственного в создании художественного образа персонажа и сопоставить антропонимы поэм с «живыми» именами прототипов и протоонимами;

3) рассмотреть мотивации писателя^ при выборе онимов, выявить оценочно-авторскую позицию, заложенную в онимы;

4) проанализировать онимы с позиции соотнесенности их с биографией поэта;

5) исследовать онимы в историко-культурном аспекте;

6) определить роль ономастических единиц в формировании хронотопа. Предметом диссертационного исследования является ономастический массив поэм С.А. Есенина, его роль в создании художественных образов, организации локально-темпоральных отношений и структурной организации-текста.

Объектом изучения является ономастическая система в поэмном творчестве С.А. Есенина и разнообразие ономастических связей в ней.

Положения, выносимые на защиту:

Г. Ономастические единицы в «поэмах С. А. Есенина образуют систему, выявляющую на образную структуру поэтического текста.

Т. Ассоциативно подобранные ономастические названия полностью отражают реальные имена, существовавшие в эпоху поэта, а также место действия и социальное положение героев.

3. Парадигмы, ряда имен в поэмах глубоко биографичны и гармонируют с той социальной средой, из которой вышел автор.

4. В создании художественного образа у С.А. Есенина органично использованы практически все формы имен собственных (имена, фамилии, отчества, прозвища).

5. Культурно-ономастический фон в поэмах представляет собой.адекватный ономастический срез изображаемых эпох. С помощью именований действующих лиц, географических объектов, объектов культуры и искусства устанавливаются хронотопные границы произведений.

Основными источниками материала послужили тексты «маленьких» и поэм С.А. Есенина, созданных в 1921-1925 гг., а также воспоминания самого автора, автобиография, воспоминания родственников и современников поэта. Общий массив проанализированного материала составил около 500 ономастических единиц с контекстами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 227 наименований. Объем диссертации составляет 163 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Бунеева, Елена Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании, проведен комплексный системный анализ ономастического массива: всего поэмного творчества, С. А. Есенина. Все имена собственные;, встречающиеся* вд «маленьких» т «больших»- поэмах, были-классифицированы по разрядам, охарактеризованы с точки зрения их стилистических и художественных функций. Благодаря этому удалось проследить эволюцию художественных и эстетических взглядов;автора в контексте ономастического сегмента данньшпроизведений.

Было? определено значение и выявлена? роль, всех форм литературных собственных имен, встречающихся; в текстах произведений (фамилий; отчеств, прозвищ и т. д.). Все: без исключения формы имен собственных являются? значимыми; сюжето- и стилеобразующими языковыми^ единицами и принимают участие в создании художественных образов в произведениях^

1С Анализ писем и автобиографий С.А. Есенина, воспоминаний его современников позволил выявить отношение автора^ к имени в художественном тексте, а также проследить, как поэт работал над именем;

Ономастические данные рассмотренных поэм позволили: прийти к выводу, что при выборе онимов С.А. Есенин опиралсяша^ конкретные факты, своей биографии. В этом плане наиболее показательными являются поздние «маленькие поэмы» и «большая» поэма.«Анна Онегина»: ономастические единицы в них придают реализм собьггиям, . свидетелем которьж; являлся автор; полностью отражая реальные имена, существовавшиев эпоху поэта, а также место действия и социальное положение героев: Биографичность ряда именных парадигм проявляется также в их соотнесенности с той социальной средой, из которой?вышел автор. Так, например, варианты типа Сергуха, Сергуня, встречающиеся в «Анне. Снегиной», более характерны для деревни, а не для города; имена Луша («маленькая» поэма «Русь») и Палага («Песнь о Евпатии Коло-врате») призваны охарактеризовать социальное положение героев:

Анализ антропонимов в поэмах показал, что ряд персонажей имел своих прототипов в реальной жизни, их имена были либо перенесены на страницы произведений без изменений, либо послужили основой литературного антропонима. Такой прием весьма характерен для позднего поэмного творчества С. А. Есенина; особенно для поэмы «Анна Онегина», заглавие которой-является лучшей тому иллюстрацией:

2. Антропонимы персонажей! поэм также были проанализированы с точки зрения »их этимологии1 и семантики, рассмотрены в культурном и историческом контекстах. На основе этого рассмотрения определились мотивы, побудившие автора выбрать конкретные антропонимы, вскрылись некоторые неизвестные смысловые и содержательные пласты, неизученные подтексты.

Говоря об ономастическом словотворчестве в поэмах С.А. Есенина; необходимо отметить, что в ряде случаев С.А. Есенин не использовал готовые онимы, а сам создавал их по моделям уже существующих (Чекистов, Зама-рашкин в поэме «Страна негодяев»). Встречаются также примеры, когда автор зашифровывает реальное историческое имя. Наиболее показательной в этом отношении является поэма «Страна негодяев», главный герой которой получает имя Номах.

Топонимика поэм С.А. Есенина поражает необычайным богатством как по количественному составу имен, обозначающих географические объекты, так и по «географии» художественного мира в произведениях. Подавляющая часть топонимов в поэмах предельно реалистична, что доказывается их прямой проекцией на существующие географические объекты. Были выявлены художественные функции литературных топонимов, которые помимо дифференцирующего значения в художественном тексте получили большую эстетическую, стилистическую и сюжетообразующую нагрузку.

3. Культурно-исторический ономастический фон произведений С.А. Есенина разнообразен и колоритен. В исследуемых текстах для анализа художественного образа значимы не только непосредственно имена исторических и политических лиц, деятелей культуры и искусства и т. д., но и контексты их употребления. Довольно часто подобные имена берут на себя стиле-образующие и художественные функции.

4. Особое внимание в исследовании уделено участию онимов в формировании хронотопных рамок произведений. Если хронотоп понимать как «слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом» [Бахтин 1975: 22], то функция конкретизации в художественном тексте принадлежит именно имени собственному. В этом отношении особенно важны-топонимы, хоронимы и хрематонимы, которые определяют место действия, специфические названия предметов быта, искусства, а формы их (онимов) употребления указывают на время протекания событий. Таким»образом, хронотоп в художественном тексте формируется при непосредственном участии литературной ономастики.

5. Ономастика раннего поэмного творчества С.А. Есенина транслирует образы и символы, созвучные фольклорной традиции, хорошо знакомой поэту. с самого детства. Большую часть именника этих произведений составляют онимы, заимствованные автором из преданий, песен, сказаний, легенд, былин, а также из духовных стихов, бытовавших на Рязанщине. Среди таких имен - Микола, Егорий, Марфа Посадница, Ус и т.д.

6. Библейские онимы, широко представленные в «маленьких» революционных поэмах, взяли на себя условно-символическую функцию.

Ономастика поэм, на страницах которых С.А. Есенин обращался к историческим событиям («Пугачев», «Песнь о великом походе», «Поэма о 36», «Баллада о 26» и т.д.), необычайно точно передает колорит исторических эпох, изображенных автором. Так, стремление поэта полностью погрузиться во времена пугачевского бунта обусловило тот факт, что большая часть антропонимов и топонимов в поэме «Пугачев» была заимствована им из хроник и документов, посвященных этому историческому событию.

Подводя итоги, отметим, что выбор определенного онима в художественном тексте не случаен, а обусловлен жизненным и литературным опытом автора. С.А. Есенин мастерски включил в поэтические строки такие ономастические единицы, которые полностью гармонируют с поэтикой текста в целом и в то же время придают ему неповторимый колорит.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бунеева, Елена Васильевна, 2011 год

1. Есенин, С.А. Собрание сочинений. В 6 т. / С.А. Есенин ; под общ. ред. В. Г. Базанова и др.. М. : Худ. лит-ра, 1977. - Т. 1-6.1. Справочная литература

2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — 2-е изд., стереотип. М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 608 с.

3. Библиотека русского фольклора : в 15-ти т. Т. 12. Народная проза -М.: Сов. Россия, 1992. 608 с.

4. Большая энциклопедия литературных героев. В 4-х т. Т. 1—4. М. : Терра, 2001.

5. Ганжина, И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина. М.: АСТ:Астрель, 2001 . - 670 с.

6. Горьковские чтения 1958-1959. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 450 с.

7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. /В.И. Даль. -М.: Рус. яз., 1998.

8. Документы ставки Е.И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений : сб. М.: Наука, 1975. - 524 с.

9. Есенин: Жизнь. Личность. Творчество : сб. лит.-худож. секции Центр, дома работников просвещения / под ред. Е. Ф. Никитиной. М. : Работник просвещения, 1926. -286 с.

10. Жизнь Есенина : Рассказывают современники / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. С. П. Кошечкина. М. : Правда, 1988 . - 605 с.

11. Захаров, А. Н. Словарь рифм С.А. Есенина / А.Н. Захаров, А. П. Зименков // Российский литературоведческий журнал. 1997. — № 11. —1. С. 149-230.

12. Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р. А. Агеева и др.. М. : От, 2007. - 608 с.

13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова^ П; А; Николаева: М. : Сов; энциклопедия, 1987. - 752 с.

14. Мифологический словарь / под ред. Г.А. Стратановского. Л.: Гос: учеб.-педагог. изд-во, 1959. - 226 с.

15. Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов. М., 1993. -224 с.

16. Ономастика и норма / АН СССР. Ин-т рус. яз. М. : Наука, 1976 .-254 с.

17. Отин, Е. С. Словарь коннотативных собственных имен / Е. С. Отин. Донецк, 2004. - 411 с.20: Парфенова, H. Н. Словарь русских фамилий конца XVI-XVIII веков (по архивным источникам Зауралья) / H. Н. Парфенова. — Сургут, 2000. -286с.

18. Петровский, H. A. Словарь русских личных имен / Н. А. Петровский. М., 1996. - 480 с.

19. Подольская^ Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н; В. Подольская. Mi : Наука, 1978. - 189 с.

20. Поспелов, Е.М. Географические названия мира. Топонимический словарь / Е. М. Поспелов. М., 2002. -512 с.

21. Суперанская, А.В. Словарь русских личных имен / А.В. Суперанская.-Ml : ACT, 1998i-521 с. .

22. Теория и методика ономастических исследований / А. В. Суперанская, В. Э. Сталтмане, Н: В; Подольская и др. науч. ред. А. В. Суперанская. -М:: Наука, 1986.-254 с.

23. Тупиков, Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен/Н. М. Тупиков. -М., 2005.-1032 с.

24. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

25. Архипова, Л.А. «Когда-то у той вон калитки.» / Л.А. Архипова // Слово. 2003. - № 6. - С. 82-91.

26. Бахрах, АЛ5; Бунин в халате / А. В. Бахрах. М.: Согласие, 2000. -242 с.

27. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М1М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975 .- 502 с.

28. Белинский, В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова / В.Г. Белинский .-М. : Гослитиздат, 1958 110 с.

29. Вельская, ЛШ1, Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина: кн. для учителя / Л. Л.,Вельская -М;: Просвещение, 1990 .-142 с.

30. Бем, А. JI. Личные имена у Достоевского / А. Л. Бем // Сборник въ честь на проф.* Л. Милетичъ за седемдесетгодишната отъ рождението му. — София, 1933. С. 409-434.

31. Бестужев-Лада, И'. В. Исторические тенденции развития антропонимов / И.' В. Бестужев-Лада // Личные имена впрошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики / Отв. ред. Никонов В.А. М. : Наука, 1970.'-С. 24^32.

32. Блок, А. А. Из дневников, записных книжек и писем / А. А. Блок // С.А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. - С. 174-178.

33. Блок, A.A. Собрание сочинений : в 8 т. / A.A. Блок. М.-Л.: Художественная литература, 1960-1963.

34. Боголепов, П. К. Тропа к Пушкину / П.К. Боголепов, Н.П. Верховская, М.Сосницкая .- М.: Дет. лит., 1967 .- 559 с.

35. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. М. : Просвещение, 1983.-224 с.

36. Бондаренко, М. А. «А душу можно ль рассказать?» : поэзия Сергея Есенина в школе. XI класс / М. А. Бондаренко // Литература в школе. -2003.-№ 10.-С. 24-27.

37. Браун, Н. Л. К вершине века. Стихотворения / Н. Л. Браун. -Л. : Худож. лит., 1982. 335 с.

38. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н. Буало.- М. : Гослитиздат, 1957 .-231 е.

39. Бухарова, З.Б. Сергей Есенин. Радуница / 3. Б. Бухарова // Нива: Ежемесячные лит. и поп.-науч. прилож. к журн. «Нива». 1916. — № 5. — С.148.150.

40. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. М. : Гослитиздат, 1959. - 654 с.

41. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /В. В. Виноградов. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с.

42. Воронова; O.E. Духовные искания Сергея Есенина- : кн. для учителя / O.E. Воронова. Рязань : Молодеж. курьер, 1995. — 98 с.

43. Воронова, O.E. Духовный путь Есенина: Религиозно-философские и эстетические искания / O.E. Воронова. — Рязань: М — ПРЕСС, 1997.-288 с.

44. Воронова, O.E. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. Есенина / О. Е. Воронова // Филологические науки. 1992. - № 2. - С. 39^48.

45. Воронова, O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура / О. Е. Воронова. Рязань : Узорочье, 2002. - 520 с.

46. Воронский, А.К. Литературные силуэты: С.А. Есенин / А. К. Во-ронский //Красная новь. 1924. - № 1. - С. 273-275.

47. Вязовская, В.В. Ономастика романа Н.С. Лескова «Соборяне» : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / В.В.Вязовская. Воронеж, 2007.-22 с.

48. Гафуров, А. Г. Имя и история / А. Г. Гафуров. М. : Наука, 1987. -220 с.

49. Горбаневский, М.В. Ономастика в художественной литературе : Филологические этюды / М.В. Горбаневский. М.: Изд-во УДН, 1988. - 88 с.

50. Городецкий, С.М: О Сергее Есенине / С.А. Есенин- в воспоминаниях современников» в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. - С. 185-191.

51. Данилина, Е.Ф. Прозвища в современном русском* языке / Е.Ф. Данилина II Восточнославянская ономастика : исслед. и материалы. -М., 1979.-С. 281-297.

52. Дмитровская, М.А. Персонажи георгиевского ряда у Платонова в историко-культурной перспективе // Творчество Андрея Платонова : исслед. и материалы. СПб.: Наука, 2004. - Кн. 3. — С. 322-368.

53. Дмитровская,^ М.А. Совместная встречаемость имен Георгий и Семен в произведениях А. Платонова / М. А. Дмитровская // Текст в лингводидактическом аспекте. Калининград, 2003. - С. 116-128.

54. Довлатов, С. Д. Записные книжки / С. Д. Довлатов. Л. : Искусство, 1992 94 с.

55. Долгополов, Л: К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX -начала XX веков // Л.К. Долгополов. Л.: Наука, 1964. - 189 с.

56. Долматовский, Е. А. Было. Записки поэта / Е.А. Долматовский -М.: Сов. писатель, 1982 .- 800 с.

57. Друзин, В. П. Сергей Есенин / В. П. Друзин. Л. : Раб. изд-во «Прибой», 1927.-221 с.

58. Дынник-Соколова, В.А. Лирический роман Есенина / В*. А. Дынник-Соколова // Памяти С. А. Есенина : сб. / Всероссийский Союз Поэтов. М., 1926. -С. 32-48.

59. Есенин, С. А. Стихотворения и поэмы / С. А. Есенин ; вступ. ст. А. Марченко; сост. и примеч. В.П. Гарнина-Л.: Сов. писатель, 1990 -463 с.

60. Есенина, А'. А. Родное и близкое / С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского.

61. М.: Худож. лит., 1986. С. 57-68.

62. Есенина, Е. А. В Константинове / С.А. Есенин в воспоминанияхiсовременников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А*. Козловского. — М.: Худож. лит., 1986. С.38^15.

63. Зайцева, К. Б. Английская стилистическая ономастика: тексты лекций / К. Б. Зайцева. Одесса, 1973. - 63 с.

64. Захаров, А.Н. Научная есениниана: Предварительные итоги. К 100-летию со дня рождения С.А. Есенина / А. Н. Захаров // Библиография. -М., 1995.-№ 1.-С. 71-85.

65. Захаров, А.Н. Поэтика Есенина / А.Н. Захаров ; науч. ред. Е.Н:Лебедев. М., 1995.-220*с.

66. Захаров, А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина : дисс. . д-ра филол. наук : 10.01.01 / Александр Николаевич Захаров. М., 2002.-291 с.

67. Зинин, С. И. Введение в русскую антропонимию / С. И. Зинин. -Ташкент : Изд-во Ташкент, ун-та, 1972. 272 с.

68. Зинин, С. И. Парадигматика и синтагматика собственных имен в художественном тексте / С. И. Зинин // Структура и функционирование единиц русского языка : сб. науч. тр. Ташкент : ТашГУ, 1986. - С. 108-112.

69. Зинин, С.И. Слова «Русь» и «Россия» в лирике С.А. Есенина / С.И. Зинин // Русский язык в школе. 1985. - №4. - С. 67-69.

70. Иванов-Разумник, Р.В. Россия и Инония // Наш путь. 1918. -№2.-С. 12-16.

71. Иванов-Разумник, Р.В. «Футуризм» и «вещь» / Р.В. Иванов-Разумник // Книга и революция : сб. — № 8-9. — Петербург : Госизд., 1921. -С. 15-22.

72. Ивнев, P.A. О Сергее Есенине / P.A. Ивнев // У подножия Мтацминды / Р. Ивнев. М., 1981. - С. 41 - 86.

73. Изряднова, А.Р. Воспоминания / С.А. Есенин в воспоминанияхсовременников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. — М.: Художественная литература, 1986. С. 142-146.

74. Калинкин, В.М. Поэтика- онима / В.М. Калинкин. Донецк: Юго-Восток, 1999. - 408 с.

75. Калинкин, В.М. Теория и практика лексикографии поэтонимов (на материале творчества.А.С.Пушкина) / В.М. Калинкин» — Донецк : Юго-Восток, 1999. 247 с.

76. Карпенко, М. В. Русская антропонимика : конспект лекций / Ml В. Карпенко. Одесса : Изд-во Одесск. ун-та, 1970. - 42 с.'

77. Карпенко, Ю. А. Имя собственное в художественной литературе / М. В. Карпенко // Филологические науки. 1986. - № 4. — С. 34-40.

78. Карпенко, Ю. А. Специфика ономастики / М. В. Карпенко // Русская ономастика : сб. науч. тр. Одесса : Изд-во Одесск. ун-та, 1984. - С. 3-16.

79. Карпенко, Ю.А. Стилистические возможности топонимических названий / М: В. Карпенко // Питания стилистики украшсько'1 мови, в й взаемозв'язку з иншими слов'янсысими мовами : тези доповщей м1жвуз. наук, конф. -Чершвщ, 1963. С. 17-20.

80. Карпов, A.C. Поэмы Сергея Есенина / A.C. Карпов. М. : Высшая школа, 1989. - 112 с.

81. Киселева, JI.A. Христианско-иконографический аспект изучения поэтики Сергея Есенина / JT.A. Киселева // Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания : Есенинский сб. — Вып. II. — М. : Наследие, 1995. С. 168 - 180.

82. Ковалев, Г. Ф. Библиография ономастики русской литературы / Г.Ф. Ковалев. Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2006. - 212 с.

83. Ковалев, Г. Ф. Направления исследований имен собственных в художественных произведениях / Г. Ф. Ковалев // Материалы по русско-славянскому языкознанию : междунар. сб. науч. тр. — Воронеж : В ГУ, 2007. —1. С. 283-289.

84. Ковалев, Г. Ф. Ономастические каламбуры, А.С.Пушкина / Г. Ф. Ковалев // Русская речь. 2006. - № 1. - С. 3-8.

85. Ковалев; Г.Ф. Ономастические этюды. Писатель и имя / F. Ф. Ковалев. - Воронеж, 2002 ,-274 с.

86. Ковалёв, Г. Ф. Ономастический комментарий к "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина" / Г. Ф. Ковалев // Русский язык в школе и дома. 2006. - № 2. - С. 9-12.

87. Ковалев, Г. Ф. Ономастический комментарий к циклу А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» / Г. Ф. Ковалев // Русский язык в,синхронном и диахроническом аспекте : сб. ст. Борисоглебск, 2005. — С. 15-26.

88. Ковалев, Г.Ф. Писатель. Имя. Текст / Г.Ф. Ковалев. — Воронеж : ВГУ, 2004. 340 с.

89. Ковалев, Г.Ф. Пушкин и имя / Г.Ф. Ковалев ; Воронеж, гос. ун-т, Филол. фак., Каф. славян, филологии .— Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2009 .— 217 с.

90. Коротких, С. А. Ономастика романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» / С. А. Коротких. Воронеж : ВГУ, 2004. - 199 с.

91. Кухаренко, В. А. Имя заглавного персонажа в целом художественном тексте поэзии / В. А. Кухаренко // Русская ономастика. Одесса, 1984.-С. 109-118.

92. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1988. - 192 с.

93. Лагуновский, А.М. Художественная концепция действительности в творчестве С.А. Есенина (категория отчуждения) : дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / A.M. Лагуновский. Минск, БГПУ, 1993. -197 с.

94. Лелевич, Г. О Сергее Есенине / Г. Лелевич // Октябрь. 1924. -№ 3. - С. 180-181.

95. Либединский, Ю.Н. Мои встречи с Есениным / Ю.Н. Либединский // G.A. Есенин: в воспоминаниях современников, в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского« Mí: Художественная литература, 1986. - С. 136— 140; , • "■.''"■■. ' ' :: . ' ' . >'/"•.

96. Ломан, А. И. Материалы: к исследованию источников поэмы Есенина «Егорий» / А.П. Ломан // Есенин^ и? современность; М. : Современник, 1975. - С. 230-23 Г.

97. Ломан, А. П. «Товарищи по чувствам, по перу.» / А. П. Ломан; И: А. Ломан//Нева. 1970.-№ Ю. - С. 197-200.

98. Магазаник, Э. Б. Ономапоэтика, или «Говорящие имена» в: литературе / Э. Б. Магазаник. Ташкент : Фан, 1978. -146 с.

99. Магазаник, Э. Б. Роль антропонима в построении художественного образа / Э. Б. Магазаник // Ономастика. М.: Наука, 1969. — С. 162-163.

100. Майский, И.М. Б. Шоу и другие: воспоминания / И. М. Майский.-М:: Искусство, 1967. -201 с.

101. Маковский, Б. О' творчестве С.А. Есенина / Б.Маковский // Полесская правда. 1925. -№111,17 мая. - С. 5.

102. Мамлеев, Ю. М. В поисках России / Ю.М. Мамлеев // Русский рубеж : спец. вып. еженедельника «Лит. Россия». 1991. - Вып. 3. — С. 15.

103. Мамлеев, Ю. М. Есенин и кризис современной цивилизации / Ю.М. Мамлеев //Столетие Сергея Есенина : междунар. симпозиум. Вып. 3. -М., 1997.-С. 368-374.

104. Мануйлов, В.А. О Сергее Есенине / В. А. Мануйлов // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского. -М.: Художественная литература, 1986. С. 165-172.

105. Мариенгоф, А.Б. Воспоминания о Есенине / С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. -М.: Художественная литература, 1986. С. 312-316.

106. Марченко, A.M. Поэтический мир Есенина / A.M. Марченко. -2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1989. - 302 с.

107. Машкин, А.П. Литература и язык в современной школе / А. П. Машкин. Харьков : Государственное издательство Украины, 1923. -67 с.

108. Мекш, Э.Б. Мифопоэтическая основа поэмы С.А. Есенина «Черный человек» // Вечные темы и образы в советской литературе : межвуз. сб. науч. тр. Грозный, 1989. — С. 52-65.

109. Мекш, Э.Б. Сергей Есенин в контексте русской литературы / Э. Б. Мекш. Рига: Латв. гос. ун-т, 1989. - 119 с.

110. Мильков, Ф.Н. Типология урочищ и местные географические термины Черноземного центра / Ф.Н. Мильков // Науч. зап. Воронеж, отд. Географического об-ва СССР. Вып.2. Воронеж, 1970. - С. 11-18.

111. Михайлов, А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии /

112. Михайлов, В. HL О специфике литературной ономастики /

113. Михайлов, В: Н. Словообразовательная специфика собственных имен в художественной речи // Русское языкознание / В. Н. Михайлов: — Киев, 1986. Вып. 13. - С. 56-61.

114. Михайлов, В. Н. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературе / В. Н. Михайлов. — Луцк, 1965. — 56 с.

115. Михайлов, В. Н. Специфика собственных имен в художественном тексте / В. Н. Михайлов // Филологические науки. 1987. - № 6. - С. 7882.

116. Михайлов, В. Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе / В. Н. Михайлов // Филологические науки. — 1966.-№2.-С. 55-66.

117. Морошкин, М. Славянский именослов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке / М. Морошкин .- СПб. : Тип. П-го отд-ния собственной Е.И.В. канцелярии, 1867 .- 108, 213 с.

118. Мурашев, МЛ. Сергей Есенин / М. П. Мурашев // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М. : Художественная литература, 1986. - С. 188-194.

119. Наумов, Е.И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество / Е.И. Наумов. -М.: Просвещение, 1965: 280 с.

120. Наумов, Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. / Е.И. Наумов. Л.: Лениздат, 1969. - 496 с.

121. Немировская, Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики /Т.В. Немировская // Актуальные проблемы русской1 ономастики : сб. науч. тр.-Киев, 1988.-С. 112-122.

122. Никё, М. Поэма Есенина «Черный человек» в свете аггелизма / М. Никё // Русская литература. 1990. - №2. - С. 194-196.

123. Никё, М. Поэт тишины и буйства / М. Никё // Звезда. 1995. -№9. - С. 55-59.

124. Никитина, Е.Ф. Поэты и направления : пути новейшей поэзии / Е.Ф: Никитина // Свиток. 1924. - №3. - с. 123-152.

125. Никитина, Е.Ф. Русская литература от символизма до наших дней : лит.-социолог. семинарий / Е.Ф. Никитина ; предисл. Н.К. Пиксанова. -М. : Никитинские субботники, 1926. -544 с.

126. Никонов, В. А. Задачи и методы антропонимики / В. А. Никонов // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М. : Наука, 1970. - С. 33-56.

127. Никонов, В. А. Имена персонажей / В. А. Никонов // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971'. - С. 407—419.

128. Никонов, В. А. Имя и общество / В. А. Никонов. — М. : Наука, 1974.-278 с.

129. Никулин, Л.В. Памяти Есенина / Л.В. Никулин // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. - С. 306-308.

130. Обухова, Е.С. Ономастика лицейской лирики А.С.Пушкина / Е.С. Обухова. Воронеж: ВГУ, 2005. - 207 с.

131. Обухова, Е. С. Принципы составления словаря ономастическихединиц творчества- A.C. Пушкина : автореферат дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Е.С. OöyxoBai ; Воронеж, гос. ун-т; науч. рук. Г.Ф: Ковалев-.— Воронеж, 2009*.— 23 с.

132. Орешин; ШВ. Мое знакомство с Сергеем« Есениным / П.В. Орешин // С.А. Есенин?в воспоминаниях современников в-2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. - С. 268-270."

133. Повицкий, Л.И. Есенин в жизни и творчестве / Л: И. Повицкий // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. — С. 240-245.

134. Правдухин, В.П. Искусство в стихии революции / В. П. Правдухин // Сибирские огни: 1922. - № 1. - С. 133.

135. Привалова, М. И. Функции личных имен и фамилий в произведениях M. Е. Салтыкова-Щедрина / М. И. Привалова // Ученые записки ЛГУ. Сер. «Филологические науки». 1952. - Вып. 18, № 161. - С. 129-148.

136. Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха / Ю.Л. Прокушев. М. : Современник, 1986. - 304 с.

137. Прохоров, С.М. У корней родословного древа Есениных / С. М. Прохоров // Русская речь. 1984. - №6. - С. 107-108.

138. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : в 10-ти т. Т. 1—10 / А. С. Пушкин. Л., 1977-1979.

139. Рождественский, Вс. Сергей Есенин / Вс. Рождественский // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского. -М.: Художественная литература, 1986. С. 121-132.

140. Розанов, И.Н. «Воспоминания о Сергее Есенине» / И.Н.Розанов // С. А. Есенин в воспоминаниях современников в-2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. — С. 441-444.

141. Розанов, И.Н. Реквизиция бога / И. Н. Розанов // Понедельник. -1918.-№19.-С. 5.

142. Рылов, Ю. А. Антропонимия как явление языка и культуры / Ю. А. Рылов // Вопросы иберо-романской филологии : сб. ст. — М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2005. Вып. 7. - С. 183-190.

143. Рылов, Ю. А. Антропонимы как часть языковой картины мира / Ю. А. Рылов // Эссе о социальной власти языка / под ред. JI. И. Гришаевой. -Воронеж: ВГУ, 2001. С. 180-187.

144. Рылов, Ю. А. Очерки романской антропонимии / Ю. А. Рылов. -Воронеж: ЦЧКИ, 2000. 163 с.

145. Рылов, Ю. А. Парадоксы антропонимии / Ю. А. Рылов // Актуальные проблемы современной иберо-романисгики : сб. ст.- М., 2007. Вып. 4. - С. 70-77.

146. Рылов, Ю. А. Языковая личность и имя собственное / Ю. А. Рылов // Языковая личность как предмет теоретической и прикладной лингвистики : материалы Всерос. науч. конф. —Тула : Изд-во ТулГУ, 2004. — С. 229-236.

147. Рылов, Ю. А. Аспекты языковой картины мира: итальянский и русский языки / Ю. А. Рылов. М.: Гнозис, 2003. - 304 с.

148. Самоделова, Е.А. Историко-фольклорная поэтика С.А. Есенина / / Е.А. Самоделова. Рязань, 1998.-225 с.

149. Сардановский, H.A. На заре туманной юности / H.A. Сардановский // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. шкоммент. А. Козловского. М.: Художественная» литература, 1986. - С. 132-140!

150. Самоделова, Е. А. Обращение к античности в творчестве С.А. Есенина / Е.А. Самоделова // Литературная учеба. 2005. - № 6. - С. 154-169.

151. Семенова, G.F. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов : Поэтика. Видение мира. Философия / С.Г. Семенова. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 610 с.

152. Семенова, С.Г. Философская лира Сергея Есенина / С.Г. Семенова // Молодая гвардия. 1996. - № 10. - С. 226-262.

153. Силаева, Г.А. Имена собственные в поэзии С.А. Есенина / Г. А. Силаева // Творчество С.А. Есенина и современное есениноведение : межвуз. сб. науч. тр. Рязань, 1987. - С. 90-96.

154. Силаева, Г. А. О содержании понятия «литературный антропоним» / Г. А. Силаева // Русская ономастика. Рязань, 1977. - С. 152-156.

155. Сиповский, В.В. Поэзия народа: Пролетарская и крестьянская лирика наших дней / В. В. Сиповский. — Петроград : "Сеятель" Е. В. Высоцкого, 1923.-142 с.

156. Скуридина, С. А. Ономастика романов Ф.М.Достоевского

157. Подросток» и «Братья Карамазовы»: автореф. дисс.канд. филол. наук:1002.01 / С. А. Скуридина. Воронеж, 2007. - 20 с.

158. Соловьев, Б. И. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока / Б.И. Соловьев .- М.: Сов. писатель, 1965 .- 696 с.

159. Старцев, И.И. Мои встречи с Есениным / И. И. Старцев / С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х .т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. — М.: Художественная литература, 1986. С. 409412.

160. Степун, Ф.А. Встречи / Ф. А. Степун. М.: «Аграф», 1998. - 256с.

161. Г. Суперанская, A.B. Общая теория имени собственного / A.Bi Суперанская. — М.: Наука, 1973.-366 с.

162. Суперанская; A.B. Ономастика: Типология. Стратиграфия / A.B. Суперанская. М:, Наука 1988. - 264 с.

163. Суперанская, А. В. Структура имени собственного (Фонология и морфология) / А. В: Суперанская. М. : Наука, 1973. - 200 с.

164. Супрун, В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В. И. Супрун. — Волгоград : Перемена, 2000. 171 с.

165. Супрун, В. И. Ядро и периферия в ономастическом пространстве / В. И. Супрун // Славистический сборник. СПб., 1998. - С. 215-220.

166. Табидзе, Т.Ю. «С.А. Есенин в Грузии» / Т.Ю. Табидзе // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. М. : Художественная литература, 1986. - С. 193195:

167. Толстая-Есенина, С.А. Отдельные записи / С.А. Толстая-Есенина // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. - С. 262267.

168. Турбин, В. А. Онегин и Снегина / В.Турбин // Октябрь. 1983. -№4.-С. 187-192.

169. Тынянов; Ю. Н. Проблема стихотворного языка/ Ю. Н. Тынянов-М. : Сов. писатель, 1965 .— 301 с.

170. Устинов, Г.Ф. Гармония образов / Г.Ф. Устинов // Советская страна. 1919. -№ 2. - С. 34-39.

171. Устьянцева, О. Ю. Антропонимия прозы М. А. Булгакова: на материале романов «Белая гвардия», «Театральный, роман», «Мастер и Маргарита»: дис. канд. филол. наук: 10.02.0Г / О. Ю: Устьянцева. — Воронеж, 2002. -165 с.

172. Флоренский, П. А.,Имена / П. А. Флоренский. М; : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков-: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с.

173. Фонякова О. И. Имена собственные и словарь писателя / О. И. Фонякова // Вопросы теории и истории языка : сб. ст. СПб., 1993. - С. 234-238.

174. Фонякова, О. И! Имя собственное в художественной картине мира писателя / О. И. Фонякова // Словоупотребление и стиль писателя. -СПб., 2003.-С. 47-61.

175. Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте / О.И. Фонякова. Л. : ЛГУ, 1990. - 103 с.

176. Фонякова, О: И; Ономастикон автобиографической прозы М. Горького и И. Бунина (К типологии жанра) / О. И. Фонякова // Словоупотребление и стиль писателя. Вып. 2. СПб., 2003. - С. 47-53.

177. Фонякова, О. И. О принципах составления Словаря имен собственных по автобиографической трилогии М. Горького / О. И. Фонякова // Перспективы развития славянской ономастики. М., 1980. - С. 233-238.

178. Фонякова, О. И. О системном анализе имен собственных в художественном тексте / О. И. Фонякова // Проблемы комплексного анализа языка и речи : межвуз. сб. науч. тр.-—Л.: ЛГУ, 1982. С. 83-89.

179. Фонякова, О. И. О словаре собственных имен в автобиографической трилогии М. Горького / О. И. Фонякова // Русская речь. 1975. — № 2. -С. 114-116.

180. Фонякова, О. И. Предмет и статус литературной ономастики /

181. О. И. Фонякова // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со . дня рождения академика В. В. Виноградова : тез. докл. — М., 1995. С. 225-226.2021 Хазан, В.И. Проблемы, поэтики С. А. Есенина / В". И- Хазан. М. -Грозный, 1988. - 154'с.

182. Харчевников, В.И. С. А. Есенин и русская^ поэзия начала XX века: автореф. дисс. д-ра филол. наук / В. И. Харчевников. Л., 1982. - 30 с.

183. Хитров, Е.М. Мои воспоминания о Сергее Есенине в Спас-Клепиковской школе / Е. М. Хитров // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 1 / Вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. -М.: Художественная литература; 1986. С. 142-147.

184. Цветаева, М. И. Сочинения. В 2 т. Т. 1-2 / М. И: Цветаева; сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. Мн.: Нар. авеста, 1989:

185. Чагин, П.И. Сергей Есенин-в Баку / П.И. Чагин // С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост.' и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. С. 160-163.

186. Чернявский, В. С. Три« эпохи встреч (1915—1925) / B.C. Чернявский // С. А. Есенин в в воспоминаниях'современников : в 2-х т. Т. 1 / сост. и коммент А. Козловского. — М. : Худож. лит., 1986. — Т. 1. — С. 198—235.

187. Шагинян, М.С. Человек и время : История человеч. становления /М.С. Шагинян -М.: Сов. писатель, 1982 559 с.

188. Шаламов, В.Т. Из записных книжек / В. Т. Шаламов // Знамя. — 1995.-№6.-С. 134-175.

189. Шалина, И. П. Имя собственное в произведениях И. С. Никитина / И. П. Шалина // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 2007. - Вып. 28. - С.374-382.

190. Шалина, И. П. Культурно-ономастический фон произведений И. С. Никитина / И. П. Шалина // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 2008. - Вып. 29. - Ч: 2. - С. 249-259.

191. Шалина, И. П. Ономастика лирики-А. В. Кольцова / И. П:. Ша-лина // А. В*. Кольцов вчера; сегодня, завтра. Воронеж, 2009. - С. 167-174.

192. Шеронова,Л.А. Новообразования; в поэтических произведениях (S.A. Есенина и их художественная роль / Л:А*. Шеронова // Учен. зап. Горьк. гос: пед. ин-та. -1966. Вып. 62. -С. 119.

193. Шубникова-Гусева, Н.И. «Была' бы душа жива.» / Н. И. Шубникова-Гусева // Литературная учеба-. 1998: - № 3. - С. 111-142.

194. Шубникова-Гусева, Н:И. Девушка в белой накидке и помещица Анна Онегина /Н.И. Шубникова-Гусева // Литературная учеба. — 2002. № 1. -С. 187-191.

195. Шубникова-Гусева, Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека» / Н.И. Шубникова-Гусева. М. : ИМЛИ РАН; 2001. -688 с.

196. Шубникова-Гусева, Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве / Н.И. Шубникова-Гусева. М. : Русское слово, 2003. - 108 с.

197. Щетинин, Л. М. О грамматическом значении и синтаксических функциях^ собственных имен в связном тексте / Л. М. Щетинин // Филологические науки. 1983. - № 5. - С. 50-56.

198. Щетинин, Л. М. Слова, имена, вещи / Л. М. Щетинин. — Ростов : Изд-во Ростовского ун-та; 1966. 219 с.

199. Эрлих, В.И. Право на песнь / В. И. Эрлих // С.А. Есенин« в воспоминаниях современников в 2-х т. Т. 2 / Сост. и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. - С. 401-407.

200. Юшина, О.И. «Оттого и дороги мне люди.» (споры о-Есенине: правда и вымысел) / О. И. Юшина // С.А. Есенин: Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982. С. 134-147.

201. Юшина, О.И. Поэзия, С.А. Есенина в англоязычных исследованиях (К. Пономарев и др:) / О. И. Юшина // С.А. Есенин: Поэзия.

202. Творческие связи : межвуз. сб. науч. тр. Рязань, 1984. - С. 170-178.

203. Юшина, О.И. Поэзия С.А. Есенина в оценке современного англоязычного литературоведения / О. И. Юшина // Сергей Есенин: Проблемы творчества : сб. ст. Вып. 2. - М., 1985. - С. 173—187

204. Юшина, О.И. Поэзия С.А. Есенина в оценке современного зарубежного литературоведения и критики (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия) : автореф. дисс. . канд. филол. наук / О .И. Юшина. М., 1984. - 15 с.

205. Юшина, О.И. Поэзия С.А. Есенина в современном зарубежном литературоведении и критике / О. И. Юшина // Актуальные проблемы современного есениноведения : сб. ст. Рязань, 1980. - С. 69-77.

206. Юшина, О.И. Поэзия С.А. Есенина в странах английского языка / О. И. Юшина // В мире Есенина : сб. ст. М., 1986. - С. 637-645.

207. Янчевский, H.JI. Поэзия и революция / H.JI. Янчевский // Вестник шанявцев. 1918. - № 5. - С. 120-128.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.