Онтология времени в поле интеграции феноменологии и диалектической философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Курган, Андрей Андреевич

  • Курган, Андрей Андреевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 160
Курган, Андрей Андреевич. Онтология времени в поле интеграции феноменологии и диалектической философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Томск. 2010. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Курган, Андрей Андреевич

Введение.

Глава 1. Выявление методологических оснований онтологии времени в диалектической и феноменологической философских традициях.

1.1. Темпоральный поворот в философии XX века в контексте кризиса метафизической онтологии.

1.2. Бытие, небытие и становление как определения времени: концепция Г. Гегеля в контексте опыта феноменологии XX века.

1.3. Формирование идей феноменологической онтологии времени: от предпосылок в работах Г. Гегеля к феноменологии XX века - Э. Гуссерлю, М. Хайдеггеру и Ж.-П. Сартру.

1.4. Результаты взаимодействия принципов диалектической онтологии и темпоральной феноменологии.

Глава 2. Диалектика экзистенциальных временных измерений как дифференцированная онтология времени.

2.1. Феноменологическая структура времени: логико-диалектическая аналитика.

2.2. Феномены временения как экзистенциалы.

2.3. Децентрализация субъекта в структуре времени: феномен дежа вю.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология времени в поле интеграции феноменологии и диалектической философии»

Актуальность темы исследования

Время является, пожалуй, одной из ключевых форм всего происходящего в универсуме. Всё совершается во времени и по законам времени. Есть веское предположение, к выдвижению которого причастны многие науки, что время - это первичная структура мироздания, свойства которой отразились на всех других формах бытия, разворачивающихся во времени - на свойствах пространства, на свойствах жизни, на свойствах эволюции и истории, наконец, на свойствах человеческого сознания.

Современные процессы истории чрезвычайно динамичны - и они, естественно на острие социального, культурологического, исторического познания. Но что такое, собственно современность? Полноценно ответить на этот вопрос можно, только затрагивая фундаментальный вопрос - что такое время. Все суждения о современности могут выглядеть довольно легковесно, покуда не будут выработаны ясные положения о том, как соотносятся прошлое, настоящее и будущее - эти измерения, горизонты, экстазы времени - в онтологическом смысле. Как идет движение самого времени, если не смешивать его с пребыванием («путешествием») во времени, - от прошлого к настоящему и будущему, от будущего к настоящему и прошлому, или из настоящего как истока бытия в две стороны? Обратимо ли время как таковое? Таких фундаментальных вопросов немало. И ответ на них не должен быть произволом аксиоматики той или иной науки о процессах, происходящих в мире, но должен быть фундирован в рамках специальной философской теории.

Однако вплоть до XX века, когда появилось новое феноменологическое направление, философия не видела всех фундаментальных проблем, связанных с явлением времени. Феноменология же, в отличие от традиционной метафизики, сразу заявила о том, что время является в ней одной из ключевых проблем. Несмотря на то, что темпоральный поворот в философии связан именно с развитием феноменологической школы, подходы к явлению времени предпринимаются и со многих других сторон: со стороны физикалистского его понимания; в разработке теории процесса со стороны неопозитивистской философии; время являлось важным предметом и в эволюционистских теориях, включая как концепцию длительности А. Бергсона, так и взгляды на цикличность и судьбоносность исторического времени, идущие от О.Шпенглера. Данные вопросы затрагиваются и модной сегодня синергетикой, и постструктуралистской философией, описывающей множественную и неуловимую структуру события. При этом, естественно, бросается в глаза разноголосица подходов и мнений. Вплоть до того, что даже нельзя с уверенностью сказать, что проблема времени и бытия при сопоставлении этих подходов носит дискуссионный характер, так как множественность данных подходов не сопоставима в единой системе координат. Дело выглядит так, как будто речь ведется совершенно о разных феноменах времени, выявляемых в разных онтологических реальностях. Имеют место и разные ракурсы видения проблем времени. Проблема необратимости времени в физике. Проблема соотношения физического и социального времени в социальной философии. Проблема взаимосвязи между индивидуальным временем сознания и бытия человека и историческим временем. Таким образом, тема времени звучит в разных типах исследований, имеет разное качество философской обоснованности -для ряда школ является «камнем преткновения», для других же - важным животрепещущим вопросом и «краеугольным камнем».

В рамках феноменологического видения была произведена переработка традиционной онтологии в опоре на временность человеческой реальности. В результате концепт времени в феноменологической философии онтологизировался, а бытие стало некой темпоральной сущностью. Тем самым, следует сказать, что феноменологическая философия построила своеобразную онтологию времени, онтологию, которая была призвана заменить или же усовершенствовать традиционную метафизическую онтологию. Этот коренной феноменологический перелом в философии был назван «темпоральным поворотом в онтологии». Он явился вариантом выхода из кризиса метафизики, который не завершился и по сей день. Этот поворот означает, что проблематика времени из периферийной с оказалась центральной в современной философии.

Можно коротко сказать: преодоление метафизики - это устранение сущего. Но что за реальность приходит ему на смену, что открывается в онтологической подоплеке сущего? Бытие и время - бытие как время (как процесс). Но заменяет ли это экзистенциальное понимание бытия сущее без остатка?. Нет, сущее остается. У него есть свое место в бытии* как времени. Бытие как время- онтологически дифференцируемо: Рассмотрение этого вопроса позволяет скоординировать соотношения, сущего и бытия в логике бытия-времени — то есть действительно решить вопрос о преодолении метафизики, на основе нахождения! принципа; соответствия: между нею как частной теорией: и экзистенциально-феноменологической теорией как более общей; — свести всю метафизик}' к частному случаю в рамках темпоральной,онтологии.

Проект онтологии времени в. феноменологической философии,' начатый Э. Гуссерлем и достигший своего наивысшего развития у М. Хайдсггера и Ж.-П. Сартра, является учением о времени, которое находится в; сущностной связи с бытием. Это происходит посредством того, что концепты времени и бытия сходятся; координируются друг с другом в структуре субъективности. .

Исходным пунктом» онтологизации времени в феноменологической* философии стало полагание времени; в субъекте Э. Гуссерлем, как основной структуры сознания. Затем М. Хайдеггер совершает решительный шаг по сближению времени и бытия. Но вот какая структура времени отвечает за это сближение? На это М. Хайдеггер дает слишком мало указаний и преимущественно в поздней работе «Время и' бытие». Если время; находится, в сущностном отношении к бытию, то соответственно и измерения- времени должны приобрести свой специфический онтологический статус. Тогда, встает вопрос: как быть с достижениями темпоральной онтологии, насколько эти достижения собственно' онтологичны? Тогда возникает вопрос о соотношении времени и традиционных онтологических понятий, таких как: бытие, ничто, сущность, всеобщность. Как стал возможен сам переход от традиционной онтологии к темпоральной? И может само время из-за своей; онтологизации становится некой идеальной сущностью? Каким образом время как; онтологический, концепт способно заменить и обновить традиционные категории онтологии? .

В'феноменологическом поле остается вопрос о конкретном онтологическом статусе структурных единиц времени: прошлого, настоящего и будущего. Проблемность онтологии времени в феноменологической философии заключается в том, что не был проведен анализ онтологии временных измерений, которые каждое по особому относятся к бытию. К тому же феноменологами не был учтен опыт Г. Гегеля, который впервые в истории философии осмыслил понятие времени в феноменологическом ключе в рамках своей «Феноменологии духа». Вклад Г. Гегеля в разработку данной темы особенно необходимо'учесть, так как именно с его философии начинается движение к преодолению метафизики, которое напрямую связано с «темпоральным поворотом» в*философии XX века.

Исходя из вышесказанного, данная тема актуальна в нескольких аспектах. 1. В историческом аспекте обращение к онтологии времени в рамках интеграции диалектического и феноменологического подходов актуально, поскольку данная тематика предполагает выход из кризиса метафизики, который до сих пор не преодолен. Посредством1 прояснения- оснований, феноменологической* онтологии времени, мы отвечаем-на актуальный^ для современной" философской ситуации, вопрос: насколько состоятелен общий посыл онтологии времени в феноменологической философии относительно преодоления кризиса метафизических установок. 2. В теоретическом аспекте' данная« тема актуальна, поскольку онтология времени в феноменологической философии до сих пор не получила своего ясного логического оформления: не ясны перспективы развития данной философской традиции. Эти перспективы мы- и попытаемся выяснить, учитывая диалектические предпосылки данной философии относительно аспекта онтологии времени. 3. В методологическом аспекте актуальным мы считаем провести координацию между диалектическим методом Г. Гегеля и дескриптивным методом Э Гуссерля и М. Хайдеггера. Этот аспект мы считаем проблемным именно для, современной русской философии. Ключевые труды экзистенциалистов*— в том числе М. Хайдеггера - у нас были переведены лишь в конце XX в. Гегелевская же онтология в основном воспринималась через призму марксизма, а после крушения советской идеологии во многом недооценивалась. Не берясь, оценивать последствия такой сигуации, мы, тем не менее, не можем отказаться от ее преодоления; диалектика Г. Гегеля может быть заново опробована в качестве онтологической основы временных процессов. Феноменологическая онтология времени в методологическом аспекте имеет в себе потенцию к диалектическому развитию своих принципов. Иными словами, между диалектикой и феноменологией возможна интеграция, которая обусловлена самим предметом -временем как онтологической структурой.

Проблема диссертации состоит в наличии сложного, диалектически противоречивого соотношения между онтологическими и темпоральными сторонами события, определяемого в терминах прошлого, настоящего и будущего. За этим соотношением стоят разные способы видения: феноменологический, фиксирующий время как трехмерную структуру данности, и диалектико-онтологический, фиксирующий аспекты бытия во временящем событии. Ее можно выразить в форме вопроса, в котором сходятся и требуют координации феноменологический и диалектико-онтологический подходы: как соотносятся измерения времени в плане онтологической их значимости, каков онтологический статус феноменов времени - прошлого, настоящего и будущего?

Степень разработанности проблемы

Тема времени является одной из ключевых в феноменологической философии. Сначала Э. Гуссерль обозначил внутреннее сознание-время как основную структуру когнитивных процессов. Затем М. Хайдеггер подошел к осмыслению времени как сущности бытия. А Ж.-П. Сартр попытался выстроить взаимосвязь между временем и диалектикой бытия и ничто. Если Э. Гуссерль рассматривал время как преимущественно субъективную структуру, которая-состоит из потока феноменов, то перед М. Хайдеггер ом стояла задача осмыслить время как сущность бытия.

В рамках данной философии был сформулирован ряд фундаментальных положений и исследованы конститутивные феномены сознания. Было выяснено, что: время является основной структурой субъективности; время является тем «местом», в котором осуществляется связь между человеческой реальностью и ее бытием; взаимодействие таких онтологических понятий как бытие и ничто опосредствовано временем. Таким. образом, в феноменологической философии время онтологизируется.

Однако указанными представителями феноменологической философии не были исчерпаны все возможности онтологизации времени. Феноменологами было отчетливо заявлено о связи между временем и бытием. Но эта связь не была проанализирована на основе конкретных структурных единиц времени, которыми выступают прошлое, настоящее и будущее. Если время в феноменологической философии онтологизируется, то возникает вопрос, каков онтологический статус структурных единиц времени. Так как время слагается из взаимоотношения прошлого, настоящего и будущего, то они, как и время в целом, обладают конкретной онтологией, т.е. имеют свой статус и функцию в бытии. Очевидно, что бытие прошлого и бытие будущего - совершенно разные онтологические реальности. Соотношение этих реальностей между собой - вот один из аспектов сложной проблемы феноменологии и онтологии времени. Решение данного вопроса предполагает дифференцированный анализ онтологии времени, который должен базироваться на основаниях онтологии времени присущих феноменологической философии. Но эти основания относительно концепта времени до сих пор не были с очевидностью эксплицированы. В рамках заявленной темы мы полагаем, что эти основания выходят за рамки, традиционно отводимые феноменологической философии, и восходят к гегелевской диалектике. Дело в том, что возникновение феноменологической философии, с присущей ей ориентацией на концепт времени, напрямую связано с исторической ситуацией кризиса метафизики. А так как по признанию самих феноменологов преодоление метафизики начинается с гегелевской философии абсолютного духа, то есть основания полагать, что диалектика Г. Гегеля связана с феноменологией XX в. не только исторически, но и концептуально. Эта связь на наш взгляд особенно ощутима в аспекте онтологии времени. Собственно, Г. Гегелю принадлежит первый в истории философии феноменологический проект, разработанный им в «Феноменологии духа». У Г. Гегеля концепция времени, как реального понятия, играет существенную роль в построении системы абсолютного духа. При разработке онтологии времени необходимо учитывать опыт Г. Гегеля, которого можно назвать предтечей феноменологии XX века, и в рамках исследуемой нами проблемы, его философию времени можно включить в разряд феноменологической философии. Подобной точки зрения придерживались А.Ф. Лосев, М.А. Киссель, Ж.-П. Сартр, отчасти Ю. Хабермас.

Особенности нашей темы предполагают ограниченное число исследовательских работ. Поскольку в центре нашего рассмотрения лежит не просто феноменологическая и диалектическая философии, а конкретная тематическая область (время), то спектр исследовательских работ на похожую тематику не велик. Исследователи феноменологии редко сопоставляют ее с гегелевской философией, однако учитывать данные работы необходимо:

1) Концептуализация бытия у М. Хайдеггера проанализирована в работах: В. Бимеля, Г.-Г. Гадамера, К.Ф. Гетманна, О. Пеггелера, А. Розалеса, С. Розена, Э. Тугендхата, Г. Фигаля, X. Хюни, К. Ясперса, A.B. Ахутина, В.В. Бибихина, Е.В. Борисова, K.M. Долгова, В.А. Куренного, A.B. Михайлова, И.А. Михайлова, Н.В. Мотрошиловой, О.В. Никифорова, Я.А. Слинина, С.Н. Ставцева.

2) Гораздо меньше исследований, которые анализировали хайдеггеровскую концепцию времени, в ее развитии и. уточнении от «Пролегоменов к истории понятия времени» до доклада «Время и бытие»: П.П. Гайденко, Е.В. Борисов, А.Г. Черняков, В.И. Молчанов.

3) Исследования следует отличать от сочинений последователей Хайдеггера. Работы Ж.-П. Сартра, Ж.-Л. Нанси, В.В. Бибихина, отчасти Ж. Деррида, Ж. Делеза, Э. Левинаса во многом прояснили для нас перспективу развития онтологии времени.

4) Комплекс исследований по Гегелю, конечно значительно шире хайдеггеровских штудий: Р. Браух, Г.-Г. Гадамер, Н. Гартманн, А. Кожев, К. Топп, А. Тренделенбург, О. Финк, М. Хайдеггер, К.-А. Шайер, Ф.В.Й. Шеллинг, В.Ф. Асмус, К.С. Бакрадзе, А.Л. Доброхотов, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, Е.С. Линьков, Н.В. Мотрошилова, Ю.В. Перов, В.А. Погосян, К.А. Сергеев. У данных исследователей концепция времени Г. Гегеля исследовалась на основе соответствующего места в «Философии природы», а диалектика понятия в «Науке логики» не всегда принималась в* расчет. Тем не менее, был выработан концептуальный аппарат, который помог нам в исследовании гегелевской онтологии времени.

5) Имеются работы, которые сопоставляют идеи феноменологии и диалектической философии Г. Гегеля. Однако в них основная интенция направлена на концептуализацию бытия, а не на взаимообусловленность времени и бытия: Г.-Г. Гадамер, М.А. Джилеспай, Я. ван дер Мейлен, О Пеггелер, У.Дж. Ричардсон, М. Хайдеггер, Г. Шмитт, К. Ясперс, Н.В. Мотрошилова, Н.С. Плотников. Основное внимание уделялось содержанию учений о бытии, а не способу разработки, этого учения в. опоре на концепт времени. Диалектику не отделяли от логического ряда категорий Гегеля, поэтому сложился стереотип о надвременности гегелевскойf логики, соответственно вопрос о соотношении диалектической логики, и времени уже не ставился. Тем не менее М:А. Киссель, А.Ф. Лосев, Ю. Хабермас мыслили диалектику Г. Гегеля и феноменологию XX в. как взаимодополняющие концепции.

6) Сами феноменологии, в частности-М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр выразили свое отношение к гегелевской системе, но именно как к системе восхождения абсолютного духа, что еще не преодолевало традиционного понимания Г. Гегеля.

7) Диссертационные исследования последних лет демонстрируют интенцию к переосмыслению традиционного понимания как Г. Гегеля; так и М. Хайдеггера, и соотношения их философий с современной философской> ситуации: A.C. Заморев, А.В'.Дроздова, Н.З. Бросова, H.A. Артеменко, С.А. Коначева, O.A. Краевская, И.О. Ситникова, Е.В. Фалев, К.П. Шевцов; А.Б. Паткуль и др.

Таким образом, можно отметить, что проблема координации онтологических и темпоральных определений в феноменологической философии, несмотря на множество подходов к ее рассмотрению, отнюдь не исчерпана и не закрыта; вопрос о различии онтологий прошлого, настоящего и будущего рассматривается, но онше решен-исчерпывающим образом, не до конца исчерпан методологический пафос связанных с ним проблем - вопросов трансформации метафизической философии бытия и сущего в современную философию события и процесса. Есть ряд аспектов, подлежащих новому специальному выделению, в частности те, которые составляют предмет рассмотрения данной диссертации.

Объект исследования - время как феноменальная и онтологическая структура.

Предмет исследования - феномен времени в аспекте дифференцированной онтологии трех его измерений.

Цель исследования - посредством координации« диалектического и феноменологического подходов выявить дифференцированную онтологию временных измерений.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Обосновать историческую и концептуальную взаимосвязь между концепциями времени Г. Гегеля и феноменологов XX века.

2. Выявить единые основания онтологии времени в поле взаимодействия феноменологии и диалектической философии.

3. Посредством логико-диалектического анализа раскрыть онтологическую структуру времени как дифференцированную взаимосвязь онтологических функций прошлого, настоящего и будущего.

4. Сопоставить дифференцированные онтологические соотношения временных экстазов - прошлого, настоящего и будущего - с экзистенциалами фундаментальной онтологии (бытие-в-мире, бытие-к-смерти и др.)

5. Подтвердить диалектический характер взаимодействия темпорально-онтологических измерений посредством анализа явления децентрализации субъекта в структуре времени (на примере феномена дежа вю).

Методологические основания исследования

Предпринимаемый исследовательский подход мыслится в рамках феноменологического направления современной философии и нацелен на конкретизацию специфического предмета феноменологического внимания -времени. При этом применен метод сравнительного типологического анализа феноменологических концепций времени.

Основной подход исследования базируются на диалектическом раскрытии темпоральности экзистенциального события. При этом основой выделения феноменов времени стала фундаментальная онтология М. Хайдеггера, в качестве модели конкретизации темпорального события мы обращаемся к пониманию структуры экзистенции Ж.-П. Сартра. Взаимодействие же временных горизонтов в едином поле их противоречивого соотношения рассматривается с применением диалектики понятия, разработанной Г. Гегелем. Таким образом, в исследовании совмещены феноменологический анализ и диалектическая методология, они конкретизированы в применении к онтологии времени. Это совмещение становится возможным благодаря более широкому методологическому понятию - логике события, координирующей все аспекты складывания, становления, временения бытия.

На этой основе в результате анализа присущих феноменологической философии способов онтологизации времени как дифференцированной структуры была произведена координация и конкретизация методов диалектической логики, экзистенциального и структурного анализа концептов времени и бытия, особенностей анализа времени и бытия как специфических предметов в их взаимообусловленности.

На основе характерной феноменологической редукции время рассматривается как чистый феномен темпоральной данности - вне связей с физическим, историческим, социальным или персонально-психологическим временем - а как взаимодействие «чистых» граней феноменальности, образующих временное событие как таковое.

При этом мы опираемся на ряд выделенных в работе методологических принципов, характерных для феноменологической онтологии времени в целом, которые заданы спецификой предметного внимания нашего исследования. Согласно этим принципам, время является основной структурой субъекта, поэтому именно субъект сознания, понятый как открытое складывающееся событие, выступает тем полем, в котором темпоральные горизонты выделяются с наибольшей ясностью и чистой; исходя из того, что время и бытие являются взаимодополняющими сущностями, на которых базируется онтология, мы исследуем возможности построения особых онтологий прошлого, настоящего и будущего или координации их в единой, но внутренне дифференцированной онтологии времени.

Научная новизна исследования

1. Обоснована историческая и концептуальная преемственность между диалектикой Г. Гегеля и феноменологией XX в. в аспекте разработки онтологии времени. Конкретизирован методологический подход к исследованию времени как онтологической структуры, совмещающий в себе диалектическую методологию с феноменологическим анализом.

2. Показано, что онтология времени в диалектике Г. Гегеля и феноменологии XX в. покоится на общих основаниях: время полагается в субъекте и посредством этого вскрывается его онтологичность. При этом удалось уточнить вклад Г. Гегеля' в разработку феноменологической онтологии времени как учения способного преодолеть кризис метафизики.

3. По-новому раскрыта онтологическая структура времени, в основе которой лежат идеальные взаимодействия измерений временения (прошлого, настоящего и будущего), соотносятся как онтологические сущности: бытие, ничто, сущность, всеобщность. Это позволило конкретизировать соотношение онтологических и темпоральных категорий - выяснить роль и функцию каждого измерения времени в формировании экзистенциалов человеческой<реальности.

4. Впервые посредством диалектико-феноменологического анализа была раскрыта темпорально-онтологическая структура феномена «дежа вю», что открывает перспективу для дальнейшего изучения пограничных феноменов сознания на основе данного метода.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Понятие было рассмотрено Г. Гегелем как диалектически движущаяся в себе сущность, саморазвивающийся дух. Тем самым в сферу идеальных понятий была интегрирована процессуальность, свойственная концепту времени. Поэтому феноменология XX века в части разработки онтологии времени сущностно связана с гегелевской диалектикой понятия. Темпоральный поворот не состоялся бы без отождествления Г. Гегелем структуры времени и самости. Анализ феноменологической концепции времени показал, что феноменология XX века близка тем основаниям онтологии времени, которые были заложены еще Г. Гегелем в его работах «Феноменология духа» и «Наука логики». Это значит, что диалектика как метод является адекватным и продуктивным способом исследования феноменологической структуры' времени, потому что измерения времени - прошлое, настоящее и будущее - взаимодействуют как диалектические моменты.

2. Онтология времени в феноменологической философской традиции базируется на общих методологических основаниях. Их можно выделить в виде ряда принципов: время является основной структурой субъекта; время и бытие являются взаимодополняющими сущностями, бытие определяется как темпоральность; структурные взаимосвязи концепта времени - прошлое, настоящее и будущее - выстраиваются посредством диалектического отношения бытия и ничто; настоящее является результатом взаимодействия прошлого и будущего.

3. Рассмотрение моментов времени в ключе диалектики позволяет построить дифференцированную онтологию времени, выявляя кардинально различный характер самого бытия в феноменальных горизонтах прошлого, настоящего и будущего. Время, являясь дифференцированной онтологической структурой, складывается посредством диалектического взаимодействия своих измерений, которые соотносятся как идеальные моменты. Именно различные онтологии прошлого, настоящего и будущего образуют свойства времени, такие как необратимость, континуальность, неопределенность будущего, определяемость открытого настоящего неизменным прошлым, которое в мышлении раскрывается-как припоминание. При этом онтологические категории, такие как бытие и ничто, сущность и явление, единичность и всеобщность соотносятся коррелятивно измерениям времени: бытие раскрывается как прошлое, ничто как будущее, становление как настоящее; сущность и видимость являются онтологическими коррелятами прошлого и будущего в субъективном времени; единичность является для-себя-бытием организованным на основе будущего измерения времени; всеобщность представляет собой сферу трансцендентального прошлого как абсолюта.

4. Экзистенциалы человеческой реальности обнаруживают в себе диалектическое соотношение измерений времени. Именно благодаря тому, что время имеет определенную диалектическую структуру, человеческая реальность определена экзистенциалами: бытие-в-мире, бытие-к-смерти, забота, и сопутствующим им гранями временения, где прошлое раскрывается как мир, в котором складывается настоящее - субъект, а будущее - условие данности субъекту мира. Это означает, что человеческое бытие обусловлено в себе диалектикой временных измерений.

5. Особая «темпорально-экзистенциальная ситуация децентрализации субъекта сознания проявляется в характерном явлении дежа вю, причина возникновения которого заключается в сложной диалектической структуре времени, которая способна видоизменяться. В соответствии с этими изменениями меняется и структура сознания, что и приводит к переживанию ситуации в настоящем как уже происходившей в прошлом - происходит совмещение феноменальных временных экстазов.

Теоретическая и практическая значимость работы

Исследование, представленное в диссертации, открывает новые пути теоретического осмысления многогранного феномена времени, обладает потенциалом для формулирования и решения дальнейших исследовательских проблем, связанных с онтологией времени. Рассмотрение этой проблемы позволит по-новому увидеть вопросы соотношения феноменологии и онтологии, аспекты преодоления метафизической философии, найти ракурсы и конкретные измерения координации между феноменологической и диалектической методологическими парадигмами. В отношении историко-философских исследований, диссертация вносит существенный вклад в изучение логики развития феноменологической философии, в выстраивание взаимосвязи между метафизической и постметафизической философскими традициями. Использование и развитие предложенного в диссертации метода способствует упорядочиванию концептуального поля онтологии.

Результаты исследования могут быть использованы на практике в разработке курсов и учебных пособий по феноменологической философии, экзистенциальной антропологии, истории философии.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в 1 монографии, 1 статье из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, и 7 статьях в прочих изданиях. Положения и результаты диссертации были представлены и обсуждались на всероссийских и региональных конференциях.

Структура диссертации

Диссертация объемом 160 страниц состоит из введения, двух глав и заключения. В ее библиографическом списке - 183 наименования. 14 из которых-на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Курган, Андрей Андреевич

Заключение

В заключении нам хотелось бы суммировать основные результаты работы и обозреть возможную перспективу исследования тех проблем, которые были затронуты в данном исследовании. В начале работы мы обозначили, что проблема состоит в сложном соотношении между темпоральными и онтологическими определениями бытия. Данная проблема имеет под собой глубокие исторические и концептуальные корни. Кризис метафизики и «темпоральный поворот» в онтологии привели к рассогласованности традиционных определений бытия с темпоральными. Этот разлад не был преодолен до настоящего времени, поэтому мы посчитали необходимым внести некоторую ясность в данное проблемное поле.

Эту проблему мы постарались решить, руководствуясь синтезом диалектического и феноменологического методов. Такое методологическое решение обусловлено самим предметом исследования и учитывает исторические формы разработки данной проблемы в рамках феноменологической философии.

В ходе исследования мы пришли к следующим заключениям, которые на наш взгляд вносят существенный вклад в разработку онтологической проблемы времени на современном этапе.

Феноменологическая философия XX века в части разработки онтологии времени сущностно связана с гегелевской диалектикой понятия. Понятие было рассмотрено Г. Гегелем как диалектически движущаяся в себе сущность, саморазвивающийся дух. Тем самым в сферу идеальных понятий была интегрирована процессуальность свойственная концепту времени. Анализ феноменологической концепции времени показал, что феноменология XX века развивает те основания онтологии времени, которые были заложены еще Г. Гегелем в его работах «Феноменология духа» и «Наука логики». Так как до сих пор эти работы серьезно не рассматривались как содержащие в себе учения о времени, то необходимо было рассмотреть их именно с этой актуальной для сегодняшней ситуации в философии стороны.

Онтология времени в феноменологической философии базируется на общих методологических основаниях. Именно этими основаниями обусловлен специфический для феноменологической философии способ концептуализации времени. Их можно выделить в виде ряда принципов: время является основной структурой субъекта; время и бытие являются взаимодополняющими сущностями, на которых базируется онтология; структурные взаимосвязи концепта времени* выстраиваются посредством диалектического отношения бытия и ничто.

При этом диалектика как метод является адекватным и продуктивным способом исследования феноменологической структуры времени. Структурные единицы времени - прошлое, настоящее и будущее - взаимодействуют как диалектические моменты. Диалектический метод позволяет систематизировать феноменологическую онтологию времени, позволяет раскрыть у времени онтологические компоненты: бытие, ничто, сущность.

Рассмотрение моментов времени в ключе диалектики позволяет построить дифференцированную онтологию времени, выявляя кардинально различный характер самого бытия в феноменальных горизонтах прошлого, настоящего и будущего. В связи с этим обнаруживается не просто соответствие концептуальных рядов бытия и времени как их глубинное тождество, но логически раскрывается дифференцированное соответствие структуры времени по отношению к структуре бытия.

Время раскрылось перед нами как дифференцированная онтологическая структура, которая складывается посредством' диалектического взаимодействия своих измерений. Именно различные онтологии прошлого, настоящего и будущего образуют свойства времени, такие как необратимость, континуальность, неопределенность будущего, определяемость открытого настоящего неизменным прошлым, которое в мышлении раскрывается как припоминание. При- этом онтологические категории, такие как бытие и ничто, сущность и явление, единичность и всеобщность соотносятся коррелятивно измерениям времени. В концептуальном аспекте это выражается так, что онтологические категории в своем диалектическом взаимодействии- принимают на себя предикаты времени: бытие раскрывается как прошлое, ничто как будущее, становление как настоящее; сущность и видимость являются онтологическими коррелятами прошлого и будущего в субъективном времени; единичность является для-себя-бытием организованным на основе будущего измерения времени;' всеобщность представляет собой сферу трансцендентального прошлого как абсолюта.

Было важно показать, что> экзистенциалы человеческой реальности, которые составляют структуру экзистенции,1 обнаруживают в: себе диалектическое соотношение измерений) времени. Именно» благодаря? тому, что время« имеет определенную диалектическую структуру, человеческая- реальность определена, экзистенциалами: бытие-в-мире, бытие-к-смерти, забота, и сопутствующими им гранями: временения. Это означает, что человеческое бытие определяется, в; себе посредством;диалектики временных измерений;

Основной > анализ мы подкрепили исследованием; феномена дежа вю, чтобы показать, что перспективы диалектико-феноменологического метода* выходят за рамки: традиционных^ когнитивных: феноменов: Особая темпорально-экзистенциальная ситуациям децентрализации^ субъектапроявляется^; явлении дежа; вю, причина^ возникновения; которого- заключается в видоизменении диалектической структуры-времени. В соответствии с этимиизменениямименяется и структура сознания, что и: приводит к переживанию ситуации в настоящем как уже происходившей в прошлом. Следует отметить, что посредством анализа диалектической структуры, времени можно решать и другие проблемы сознания, например, проблему сна, поскольку во сне мы наблюдаем, необычное соотношение временныхизмерепий.

Предложенная: в данной* работе модель времени) как: онтологической? структуры, способна по-новому раскрыть феномены, узнавания^ воспоминания; воображения,, интерсубъективного взаимодействия. Но особую значимость нашего исследования« для дальнейших изысканий мы видим в разработке теории памяти, как не просто психологической; функции, но как важнейшей онтологической: основы человеческого существования.

Результаты данного исследования наш взгляд содержат научный потенциал, который: может быть применен в качестве платформы для. междисциплинарных, исследований; времени и бытия. На; основе проведенных анализов: может выстроиться взаимосвязь, между разнородными физическими,* социологическими, биологическими, синергетическими; концепциями^ времени; Так же особый потенциал нашей работы мы видим в том, чтобы упорядочить современное концептуальное поле, выстроить взаимосвязь между метафизической философией и современной, между аналитической и экзистенциальной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Курган, Андрей Андреевич, 2010 год

1. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный. - М.: Эксмо, 2006.- 528 с.

2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век / Л.Г. Андреев- М.: Моск. рабочий, 1994. 331 с.

3. Анисов А.Н. Проблема познания прошлого Электронный ресурс. / А.Н. Анисов // Философия в России. 2007. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/past2.html (дата обращения: 2.02.2009).

4. Аристотель. Физика / Аристотель // Сочинения. В 4-х т. Т. 3: Перевод / Вступ. статья и примеч. И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. - 613 с.

5. Аркадьев М. Креативное время, «археписьмо» и опыт Ничто Электронный ресурс. / М. Аркадьев // Философия в России. 2007. URL: http:/Av\vw.philosophy.ru/library/arcad/kreatime.html (дата обращения: 2.02.2009).

6. Артеменко H.A. Значение временного анализа для обоснования трансцендентализма у М. Хайдеггера: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03 / H.A. Артеменко. СПб., 2005. - 189 с.

7. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое Электронный ресурс. / С.А. Аскольдов // Философия в России. 2007. URL: http://vvww.philosophy.ru/library/lang/askoldt.html (дата обращения: 2.02.2009).

8. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. 1995. - №1. - С. 52-69.9: Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. - 259 с.

9. Бадью А. Тела, языки, истины Электронный ресурс. / А. Бадью // Скепсис: научно-просветительский журнал. 2007. • URL: http://scepsis.ru/library/print/id1974.html (дата обращения: 2.02.2009).

10. Бакрадзе К.С. Система и метод Гегеля / К.С. Бакрадзе // Избранные философские труды. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1988. - 375 с.

11. Бергсон А. Материя и память / А. Бергсон // Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

12. Бибихин В.В. Мир / В.В. Бибихин. Томск: Водолей, 1995. - 144 с.

13. Болдырев И.А. Диалектика бытия и ничто в «Науке логики» Гегеля: основные черты и проблемы спекулятивного метода / И.А. Болдырев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2006. - №3. - С. 3-10.

14. Бросова Н.З. Теологические аспекты философии истории М. Хайдеггера: Дис. док. филос. наук: 09.00.03 / Н.З. Бросова. М., 2007. - 192 с.

15. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. Часть I. Кант. Фихте.

16. Шеллинг / М.А. Булатов. Красноярск.: Стилос, 2003. - 322 с.

17. Булгаков С.Н. Экскурсы / С.Н. Булгаков // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993.-605 с.

18. Габитова P.M. М. Хайдеггер и античная философия / P.M. Габитова // Вопросы философии. 1972. -№ 11. - С. 144-149.

19. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 2000. - №6. - С. 110-136.

20. Гайденко П.П. Проблема времени в онтологии М. Хайдеггера / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1965. - № 12. - С. 109-120.

21. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному / П.П. Гайденко. М.: Республика, 1997.-496 с.

22. Гаспаров И.Г. Проблема тождества личности во времени: Дис. . канд. филос. наук. 09.00.01 / И.Г. Гаспаров. Воронеж. 2006. - 240 с.

23. Гегель Г. Лекции по истории философии / Г. Гегель. СПб.: Наука, 1993. -350 с.

24. Гегель Г. Лекции по философии религии / Г. Гегель // Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1976.-532 с.

25. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. СПб.: Наука, 2005. - 800с.

26. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. М.: Наука, 2006. - 445с.

27. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель. -М.: Мысль, 1975.-452 с.

28. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы / Г. Гегель. М.: Мысль, 1975. - 695 с.

29. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Г. Гегель. -М.: Мысль, 1977. -471с.

30. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие / Ф.И. Гиренок. М.: Издательство ИФРАН, 1994.-220 с.

31. Гогин A.B. Некоторые проблемы диалектики пространственно-временных отношений и современное физическое познание: Дис. . канд. филос. наук. 09.00.01 / A.B. Гогин. Л., 1985. - 137 с.

32. Голованова И.А. Время, вечность, момент / И.А. Голованова // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1993. - № 5. - С. 57-64.

33. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум / Пер. с англ. Молчанова Ю.Б. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 568 с.

34. Гулыга A.B. Гегель / A.B. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 1970. - 272 с.

35. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Э. Гуссерль / Пер. с нем. А. В. Михайлова. Вступительная статья В. Куреного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336 с.

36. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, Ювента, 1998.-316 с.

37. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 1. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль / Составл., вступ. статья, перевод В. И. Молчанова. -М.: Гнозис, 1994.- 102 с.

38. Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии / Э. Гуссерль//Логос. 1991.-№ 1,-С. 12-21.

39. Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз / Пер. с франц. Н. Б. Маньковской. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

40. Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность / Т.Б. Длугач. М.: ИФ РАН, 2002. - 222 с.

41. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 245 с.

42. Домбровский Б.Т. Каким временем мы пользуемся (Этическая концепция времени) Электронный ресурс. / Б.Т. Домбровский // Философия в России. 2007. URL: http://philosophy.ru/library/dombrovski/time.html (дата обращения: 2.02.2009).

43. Дроздова A.B. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности: Автореф. дис. канд. философ, наук / A.B. Дроздова. -Екатеринбург, 1996. 18 с.

44. Дубровский В.Н., Молчанов Ю.Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность? / В.Н. Дубровский, Ю.Б. Молчанов // Вопросы философии; 1986,-№6.-С. 137-144.

45. Заморев A.C. Время как проблема бытия и познания в немецкой классической философии: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / A.C. Заморев. -СПб., 2004.-170 с.

46. Ильенков Э.В. Гегель и герменевтика / Э.В. Ильенков // Искусство и коммунистический идеал: Избранные статьи по философии и эстетике. М:: Искусство, 1984. - 349с.

47. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: Росспэн , 1997. - 464 с.

48. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. / Э.В. Ильенков. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

49. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека; В 2-х томах / И.А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. - 542 с.

50. Каган М.С. Время как философская проблема / М.С. Каган // Вопросы . философии.-1982.-№ 10.-С. 117-124.

51. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания» / В.П. Казарян. М.: Изд-во Московского университета, 1980. - 176 с.

52. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. СПб.: Наука, 2002.-471 с.

53. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. Симферополь: Реноме, 2003. -464 с.

54. Катречко C.JI. Как возможна метафизика Электронный ресурс. / С.Л. Катречко // Философия в России. 2007. URL: http://www.philosophy.ru/library/ksl/katr027.html (дата обращения: 2.02.2009).

55. Катречко С.Л. Философия как метафизика Электронный ресурс. / С.Л. Катречко // Философия в России. 2007. URL: http://www.philosophy.ru/library/ksl/katr013.html (дата обращения: 2.02.2009).

56. Керимов Т.Х. Поэтика времени / Т.Х. Керимов. М.: Академический Проект, 2005. - 192 с.

57. Киссель М.А. Гегель и Гуссерль / М.А. Киссель // Логос. 1991. - № 1. -С. 59-67.

58. Кобринский А. Архетип времени Электронный ресурс. / А. Кобринский // Библиотека Ихтика. 2006. URL: http://ihtik.lib.ru/philosarticles21dec2006/philosarticles21dec2006259.rar (дата обращения: 2.02.2009).

59. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля / А. Кожев // Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, 1998. - 208 с.

60. Козырев H.A. Избранные труды / H.A. Козырев. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991.-448 с.

61. Козырев H.A. О возможности экспериментального исследования свойств времени / H.A. Козырев // Избранные труды. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. -448 с.

62. Коначева С.А. Соотношение философии и теологии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03 / С.А. Коначева. -М., 1996. 135 с.

63. Коротких В.И. Онтологический аргумент в контексте гегелевского учения о бытии / В.И. Коротких // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. - №6. - С. 36-46.

64. Краевская O.A. Онтологический статус времени (Способы тематизации времени в онтологии): Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / O.A. Краевская. -Томск, 2003.- 177 с.

65. Крицевский A.B. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / A.B. Крицевский. М.: Наука, 1993. - 269 с.

66. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм / В.Н. Кузнецов. М.: Издательство Московского университета, 1969. - 270 с.

67. Курган A.A. Феномен «дежа вю» / A.A. Курган. СПб. : Дмитрий Буланин, 2010.-240 с.

68. Курган A.A. Феномен «дежа вю» и сознание времени / A.A. Курган // Вестник Том. гос. педагог, ун-та. Сер. Гуманитарные науки (Философия). 2007. -Вып. 11 (74).-С. 85-89.

69. Курган A.A. Формирование феноменологической онтологии времени и ее основные принципы / A.A. Курган // Вестник Томского государственного университета. 2010. -№ 334. - С. 32-35.

70. Ланкин В.Г. Явление смысла. Эстезис и логос / В.Г. Ланкин. Томск: Издtво Томского государственного педагогического университета, 2003. 423 с.

71. Левинас Э.От существования к существующему / Э. Левинас // Избранное. Тотальность и бесконечное / Перевод с фр. И.С. Вдовина, Б.В. Дубин. СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.

72. Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером / Э. Левинас // Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 750 с.

73. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века / К. Левит. М.: Владимир Даль, 2001. - 672 с.

74. Лосев А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. М.: Алетейя, л2000. - 256 с.

75. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

76. Лосев А.Ф. Из предисловия к книге «Философия имени» / А.Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.

77. Лузгин В.В. Пространство и время в философии и естествознании-Учебное пособие. / В.В. Лузгин. Казань: Изд-во Каз. гос. техн. ун-т, 1997. - 49 с.

78. Любинская Л.Н., Лепилин C.B. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований / Л.Н. Любинская, C.B. Лепилин. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 304 с.

79. Малахов B.C. Еще раз о конце истории / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1994. - №7-8.

80. Мамардашвили1 М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания) / М.К. Мамардашвили. М.: Высшая школа, 1968.- 191 с.

81. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К.

82. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -217 с.

83. Марченко Е.Д. В русле времени в режиме пространства / Е.Д. Марченко. -СПб.: РАДАТС, 2000. 295 с.

84. Матьюс Ю. Понятие метода в дофеноменологической философии Мартина Хайдеггера / Ю. Матьюс // Учен. зап. Тартусского гос. ун-та. Тарту, 1990. Вып. 25. -С. 123-134.

85. Михайлов И. Был ли Хайдеггер «феноменологом»? / И. Михайлов // Логос.- 1995.-№6.-С. 283-302.

86. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни / И.А. Михайлов. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 284 с.

87. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас / Н. Моисеева. Л.: Лениздат, 1991.-154 с.

88. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии / В.И. Молчанов. М.: Высшая школа, 1998. - 144 с.

89. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке / Ю.Б. Молчанов. -М.: Наука, 1990.- 136 с.

90. Мотрошилова Н.В. Возникновение феноменологии Гуссерля и ее историко-философские истоки / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. -1976. -№ 10. С. 93-106.

91. Мотрошилова Н.В. Зачем нужен Гегель (К вопросу о толковании Хайдеггером гегелевской философии) / Н.В. Мотрошилова // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. - 253 с.

92. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики» (Формирование принципов системности и историзма) / Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1984. - 351 с.

93. Нанси Ж.-Л. О событии / Ж.-Л. Нанси // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М.: Наука, 1991. 253 с.

94. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века / Д.В. Никулин. Новосибирск: Наука, 1993. - 262 с.

95. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. М.: Культурная революция, 2005.- 880 с.

96. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо, 2008. - 848 с.

97. Овсянников М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. М.: Мысль, 1971. - 224 с.

98. Паткуль А.Б. Концептуализация бытия в абсолютном идеализме и фундаментальной онтологии: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / А.Б. Паткуль. -СПб., 2004.-164 с.

99. Платон. Парменид / Платон И Сочинения в 3-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. -611 с.

100. Плотников Н. Абсолютный дух и другое начало. Гегель и Хайдеггер / Н. Плотников // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 178-184.

101. Плотников Н. СЛ. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли / Н. Плотников // Вопросы философии. 1995. - № 9. -С. 169-185.

102. Поппер К. Что такое диалектика? / К. Поппер // Вопросы философии. -1995.-№1.-С. 118-138.

103. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин; И. Стенгерс. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.

104. Проблема времени в культуре, философии и науке: сб. науч. Тр / ЮжноРоссийский гос. ун-т. экономики и сервиса / Под ред. B.C. Чуракова. Библиотека времени. Вып. 3. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. - 155 с.

105. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / П. Рикер. СПб.: Университетская книга, 1998. - 313 с.

106. Рикер П. Память, история, забвение / П. Рикер / Пер. с франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

107. Родин A.B. Философия и конец истории'Электронный ресурс. / A.B. Родин // Философия в России. 2007. URL: http://www.philosophy.ru/library/diskurs/rodin.html (дата обращения: 2.02.2009).

108. Рыбин Д.Н. Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Д.Н. Рыбин. Барнаул, 2005. - 156 с.

109. Садовский В.Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика неформальная логика / В.Н. Садовский // Вопросы философии. 1995. - №1. - С. 139-148.

110. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр / Пер. с. фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. - 639 с.

111. Сартр Ж.-П. Воображение / Ж.-П. Сартр / Предисловие и« перевод В.М. Рыкунова // Логос. 1992. - № 3. - С. 98-115.

112. Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр.; примеч: В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

113. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / Р. Сафрански / Пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового; вступ. статья В. В. Бибихина. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2005. - 614 с.

114. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика / К.А. Свасьян. Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1987. - 199 с.

115. Силин A.A. Время феномен или ноумен? Электронный ресурс.,/ A.A. Силин // Институт исследований природы времени. 2001. URL: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/silinvremya-fenomen.htm htm (дата обращения: 2.02.2009).

116. Трубников H.H. Время человеческого бытия / H.H. Трубников. М.: Наука, 1987.-255 с.

117. Трубников H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения / H.H. Трубников // Вопросы философии. 1978. - № 2. - С. 111-121.

118. Уайтхед А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед / Пер. с англ., сост. И. Т. Касавин. М.: Прогресс, 1990. — 390 с.

119. Уитроу Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу / Пер. с англ. Ю. Молчанова, В. Скурлатова, С. Шушурина. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 400с.

120. Фалев Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера / Е.В. Фалеев. СПб.: Алетейя, 2008.-224 с.

121. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек / В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во БГУ, 1992.-220 с.

122. Финогентов В.Н. О становлении диалектической концепции времени // Теория развития и социальное познание: Межвуз. науч. Сб / В.Н. Финогентов. -Уфа: БГУ, 1990. 147 с.

123. Фрейд 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд. М.: Директ-Медиа, 2008. -960 с.

124. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко / Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автомоновой. СПб.: A-cad, 1994. - 407 с.

125. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. М.: ACT, 2007.-588 с.

126. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. -№ 3. - С. 134-148.

127. Хабермас Ю. Модерное сознание времени и его потребность в самоудовлетворении / Ю. Хабермас // Философские науки. 1997. - № 2. - С. 4654.

128. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас / Пер. с нем. М.М. Беляева, К. В. Костина. М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.

129. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

130. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

131. Хайдеггер М. Гегель и греки / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

132. Хайдеггер М. Георг Тракль: уточнение поэтического строя / М. Хайдеггер // Георг Тракль. Избранное / Пер. с нем. О. Бараш. М.: Catallaxy, 1994. -221 с.

133. Хайдеггер М. Закон тождества / М. Хайдеггер // Разговор на проселочной дороге: Сборник / Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.

134. Хайдеггер М. Интервью журналу «Экспресс» / М. Хайдеггер / Перевод Н. С. Плотникова // Логос. 1991. -№ 1. - С. 47-58.

135. Хайдеггер М. Искусство и пространство / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

136. Хайдеггер М. Ницше. Т. 1 / М. Хайдеггер / Пер. с нем. А. П. Шурбелева. -СПб.: Владимир Даль, 2006. 602 с.

137. Хайдеггер М. Онто-теологическое строение метафизики / М. Хайдеггер // Тождество и различие / Пер. с нем. А. Денежкина. М.: Логос, 1997. - 64 с.

138. Хайдеггер М. Переписка, 1920-1963 / Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс / Пер. с нем. И. Михайлова. М.: Ad Marginem, 2001. - 417 с.

139. Хайдеггер М. Преодоление метафизики / М. Хайдеггер*// Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика; 1993. - 447 с.

140. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия-времени / М. Хайдеггер / Пер. с нем. Е.В. Борисова. Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

141. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 143-176.

142. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

143. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время / И.А. Хасанов. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. - 230 с.

144. Хюни Г. Историчность мира как предел анализа временности: в «Бытии и времени» М.Хайдеггера / Г. Хюни // В опросы-философии. 1998. - № 1. - С. 122125.

145. Чанышев А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Вопросы философии. 1990.-№ 10.-С. 158-165.

146. Чебанов В.К. Об онтогенезе континуальностей пространства и времени / В К. Чебанов. Ставрополь: Ставроп: кн. изд-во, 1998. - 79 с.

147. Черняк Л.С. Время у Гегеля / Л.С. Черняк, // От философии жизни к философии культуры. СПб.: Алетейя, 2001. - 395 с

148. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и. время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А Г. Черняков. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

149. Черняков А.Г. Хайдеггер и греки / А.Г. Черняков // Мартин Хайдеггер: Сборник статей / Сост. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: РХТИ, 2004. - 576 с.

150. Чупахин Н.П. Смысл бытия / Н.П. Чупахин // Философские науки. 2005. -№ 2.-С.144-155.

151. Шевцов К.П. Темпоральность субъекта и природа памяти: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / К.П. Шевцов. СПб., 2003. - 232 с.

152. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии / Ф.В.Й. Шеллинг // Сочинения в 2 т. Т. 2. / Пер. с'нем. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1989. - 636 с.

153. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф.В.Й. Шеллинг // Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2 / Сост., ред. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1989. - 636 с.

154. Шильман М. «Идея прошлого» в философии Канта / М. Шильман // Вюник ХНУ. №654. - Фшософсыа перипета. - Харюв, 2005. - С. 212-217.

155. Шичалин Ю.А. Античность Европа - История / Ю.А. Шичалин. - М.: Греко-латинский кабинет, 1999. - 208 с.

156. Щека Ю.В. Время структурное, физическое и истинное (трансцендентное) / Ю.В. Щека // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое: Сборник трудов V Международной конференции. М.: Новый Акрополь, 2007. - С. 134-146

157. Яковлев В.А., Суркова JI.B. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма / В.А. Яковлев, JI.B. Суркова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия 1998. -№3. - С. 51-67.

158. Ярская В.Н. Развитие понятия времени / В.Н. Ярская // Вопросы философии. 1981,-№3.-С. 157-160.

159. Derrida J. Ousia and Gramme / J. Derrida // The Margins of philosophy. -Chicago: Chicago Press, 1984. 330 p.

160. Ebert Th. Plato's theory of Recollection Reconsidered / Th. Ebert // Man and World, 1973.-p. 163-181.

161. Eldred M. Dialectic of Self and Other: Wrestling with Plato, Hegel, Heidegger Электронный ресурс.7 M. Eldred // Artefact — A Site of Philosophy. 2009. URL: http://www.arte-fact.org/untpltcl/dlctcslf.html (дата обращения: 2.02.2009).

162. Foulds S. The Existential Gist of Martin Heidegger's Being and Time Электронный ресурс. / S. Foulds // The Renovation Philosophy Page. 2008. URL: httpV/www.hinau.co.nz/Heidegger.htm (дата обращения: 2.02.2009).

163. Grondin J. The Ethical and Young-Hegelian Motives in Heidegger's Hermeneutics of Facticity Электронный ресурс. / J. Grondin // Ereignis. 2008. URL: http://vmw.mapagevveb.umontreal.ca/grondinj/pdf/ethicalynghegelmotives.pdf (дата обращения: 2.02.2009).

164. Heidegger M. Hegel's Phenomenology of spirit / M. Heidegger / Translated by Parvis Emad and Kenneth Maly. Indiana University Press. 1988. - 157 p.

165. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik / M. Heidegger. -Frankfort am Main: Vittorio Klostermann, 1991. 334 p.

166. Rivas V.A. The «Turn» to Time and the Miscarriage of Being Электронный ресурс. / V.A. Rivas // KRITIKE. An Online Journal of Philosophy. 2008. URL: http://www.kritike.org/journal/issue2/rivasdecember2007.pdf (дата обращения: 2.02.2009).

167. Spade P.V. Jean-Paul Sartre's Being and Nothingness Электронный ресурс. / P.V. Spade // Paul Vincent Spade's Home Page. 2003. URL: http://pvspade.com/Sartre/sartre.html (дата обращения: 2.02.2009).

168. Stone A. Heidegger and Camap on the Overcoming of Metaphysics Электронный ресурс. / A. Stone // Ereignis. 2008. URL: http://people.ucsc.edu/~abestone/papers/uberwindung.pdf (дата обращения: 2.02.2009).

169. Stone B.E. Curiosity as the Thief of Wonder: An Essay on Heidegger's Critique of the Ordinary Conception of Time Электронный ресурс. / B.E. Stone // Ereignis. 2008. URL: http://myweb.lmu.edu/bstone/wonder.pdf (дата обращения: 2.02.2009).

170. Streeter R. Heidegger's formal indication: A question of method in Being and Time Электронный ресурс. / R. Streeter // Ereignis. 2008. URL: http://www.phil.unt.edu/resources/syllabi/spring07/5960-002/streeter-heidegger.pdf (дата обращения: 2.02.2009).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.