«Онтологизация сознания» в философии С.Л. Франка и Н.А. Бердяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Чернусь Владимир Константинович

  • Чернусь Владимир Константинович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 294
Чернусь Владимир Константинович. «Онтологизация сознания» в философии С.Л. Франка и Н.А. Бердяева: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. 294 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чернусь Владимир Константинович

Введение

Актуальность темы исследования

Степень научной разработанности темы

Цель исследования

Теоретико-методологическая основа исследования

Научная новизна исследования

Положения, выносимые на защиту:

Апробация работы

Часть

Словарь значимых категорий исследования:

Глава I. Гипотеза исследования

1.1. Учение Вл. Соловьёва о Богочеловечесте и критика отвлечённых начал

1.2. « Учение о логосе в его истории» С.Н. Трубецкого

1.3. Деонтологизация сознания: от «Святых Древней Руси» к революционной интеллигенции

1.4. В. Ф. Эрн: «На пути к логизму»

Вывод из главы I:

Глава II. Проблема сознания в русской религиозной философии

2.1. «О природе человеческого сознания» С.Н. Трубецкого

2.2. «Борьба за Логос»: полемика В. Ф. Эрна и С.Л. Франка

2.3. «Творческое самосознание» М.О. Гершензона

2.4. Философия сознания Е.Н. Трубецкого

2.5. «Смысл жизни» С.Л. Франка и Е.Н. Трубецкого

Вывод из первой части:

Часть II

Глава III «Антиномистическое сознание» С.Л. Франка

3.1. Проблема имманентного и трансцендентного

3.2. Погружение сознания в бытие

3.3. Феноменология и «антиномический монодуализм»

3.4. «Coinsidentia oppositorum» Николая Кузанского и его влияние на «антиномистический монодуализм» С.Л. Франка

2

3.5. «Аптиномистический монодуализм»

3.6. Принцип «аптипомистического моподуализма» в социальной реальности

3.7. «Антиномистический монодуализм» как философский метод ... 119 Вывод из третьей главы:

Глава IV «Философский космос» С.Л. Франка

4.1. «Онтология культуры»

4.2. Сознание и социальная действительность

4.3. Панентеизм как онтологическое допущение С.Л. Франка

4.4. «Всеединство» как онтологический принцип

4.5. Проблема зла

4.6. «Онтологизированная свобода»

4.7. «Святыня», «Божество» и Бог соотношение категорий

4.8. «Онтологизированное время»

4.9. Металогическое единство бытия и реальность

4.10. «Философский космос» С.Л. Франка

Выводы из II части

Часть III

Глава V. «Трансцендентное сознание» Н.А. Бердяева

5.1. «Объективация», «объективированное сознание», «психологическое Я»

5.2. Феноменология как эпистемологическая парадигма

5.3. Онтологические последствия феноменологии как эпистемологической парадигмы

5.4. «Экзистенциальная редукция» Сартра

5.5. Экзистенциальный выход из онтологического тупика феноменологии

5.6. Экзистенциальное изменение предмета интенционального акта

5.7. «Онтологизация сознания» посредством культуры

5.8. «Онтологизация сознания» посредством творчества

5.9. «Онтологизация сознания» посредством диалога в философии М. Бубера

5.10. Проблема одиночества как катализатор «онтологизации сознания»

5.11. «Революция сознания» как способ изменения предмета интенционального акта

5.12. «Онтологизация сознания» в духовной жизни

5.13. «Аристократия духа» как пример «онтологизированного сознания»

Вывод из V главы

Глава VI. «Ноуменология» Н.А. Бердяева

6.1. Что такое «бытие» в ноуменологии Н.А. Бердяева?

6.2. Влияние учение Я. Бёме об Ungrund на философию свободы Н.А. Бердяева

6.3. Свобода в ноуменологии Н.А. Бердяева

6.4. Понятие «ноумена»

6.5. Ноуменология Н.А. Бердяева

6.6. Соотношение Бога и бытия в ноуменологии Н.А. Бердяева

6.7. Соотношение Бога и духа в ноуменологии Н.А. Бердяева

6.8. «Онтологизированное время»

Выводы из III части

Заключение

Список литературы:

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Онтологизация сознания» в философии С.Л. Франка и Н.А. Бердяева»

Актуальность темы исследования

В диссертационной работе обосновывается взгляд на русскую религиозную философию второй половины XIX века и первой половины XX века как попытку разрешить проблему поиска путей сознания к Логосу, именуемую в исследовании «онтологизацией сознания»: путь обретения сознанием своего «подлинного Я». Необходимость её решения заключается в том, что в отрыве от Логоса сознание подвергается энтропии и потере свободы воли, заполняется квазирелигиозными идеями и ценностями, отождествляя с ними своё «Я».

С.Л. Франк и Н.А. Бердяев понимают Логос (начало всего сущего) по-разному, следовательно, у них разный предмет онтологии (учение о подлинно сущем). Для С.Л. Франка Логос - это всеединое бытие, эмпирическое воплощение которой церковь, для Н.А. Бердяева сам Христос. Другие мыслители, рассматриваемые в первой части, констатировали проблему «деонтологизации сознания»: Г.П. Федотов, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Вл. Соловьёв, веховцы, В.Ф. Эрн. Но решения проблемы у них либо не было: Г.П. Федотов и С.Н. Трубецкой; либо они рано умерли: В.Ф. Эрн; либо оно было тоталитарным: Е.Н. Трубецкой. Путь сознания к Логосу, предложенный Вл. Соловьёвым, будет развит и раскрыт в онтологической системе С.Л. Франка. «Интуитивизм» Н.О. Лосского и «софиология» С.Н. Булгакова остаются за рамками исследования. Возможность рассмотрения их философии с точки зрения «онтологизации сознания» может быть предметом отдельного исследования.

Выбор С.Л. Франка и Н.А. Бердяева в качестве персоналий исследования обусловлен тем, что они решают проблему «онтологизации сознания», исходя из разных гносеологических и онтологических установок:

С.Л. Франк - на основании традиционной метафизики бытия, берущей начало от Платона и Парменида, а Н.А. Бердяев, - на основании экзистенциальной философии. Оба мыслителя рассматривают сознание с онтологической позиции.

Философия С.Л. Франка и Н.А. Бердяева разрабатывалась в первой половине XX века, когда «философия сознания» ещё не стала занимать одно из главенствующих положений среди философских дисциплин, а традиционная онтология уже утратила своё доминирующее положение. Поэтому «философию сознания» русских мыслителей можно рассматривать в качестве отличной от современной «аналитической философии сознания», а их онтологию как попытку либо реабилитировать традиционную метафизику, актуализировать её в изменившихся внешних условиях (С.Л. Франк), либо радикально пересмотреть предмет онтологии (Н.А. Бердяев).

Актуализация проблемы «онтологизации сознания» возможна для современного российского философского дискурса. В начале XX века русская философия успешно развивалась. Русская религиозная философия, опираясь на опыт европейской традиции, развивала оригинальные идеи, которые стали актуальны уже в середине XX века, например, экзистенциальная проблематика, в частности проблема человека и массового общества, проблема конца истории, философия культуры, иные методы теории познания (интуитивизм, «антиномистический монодуализм»).

Соотношение онтологии и «философии сознания» образует круг вопросов, двигаясь по которым, обе дисциплины проясняют свой предмет. Так онтология ставит вопрос о природе сознания, в свою очередь ответ на этот вопрос влияет непосредственно на онтологию. В настоящем исследовании показано, что с точки зрения онтологии С.Л. Франка сознание - это познавательная функция разума. Его онтология - это бесконечный процесс познания и становления бытия. Для Н.А. Бердяева, сознание - это потенциальная экзистенция субъекта, а онтология - процесс становления и развития свободы.

Согласно С.Л. Франку, сознание приобретает онтологический статус, когда погружается в бытие и стирается грань между быть и иметь, мыслящим и мыслимым, бытием и мышлением. В пределе своего развития оно должно стать самосознанием бытия. Это условие познания бытия во всей полноте. Сознание трансформируется в «самосознание бытия».

Согласно Н.А. Бердяеву, сознание, будучи погружённым в «мир объектов», обладает онтологическим статусом только постольку, поскольку в нём имманентно присутствует потенциальная свобода. Поскольку сознание в обоих парадигмах носит потенциальный характер, «онтологизация сознания» будет совпадать с его актуализацией.

Настоящее исследование является актуальным, так как:

1. Расширяет феноменологические представления об интенциональной природе сознания, показывая, что сознание не только направляет себя на предметы в эмпирической действительности, но и склонно делать некоторые из этих предметов своим содержанием.

2. Рассматривает русскую религиозную философию сквозь призму «онтологизации сознания», предлагая её дальнейшее развитие в контексте этой проблемы;

3. Исследует сознание с точки зрения онтологии, противопоставляя этот подход аналитической философии с её mind & body problem.

4. Отстаивает культурную и онтологическую ценность субъекта, наделённого свободой воли, в противовес тенденции в современной философии к элиминированию субъекта из жизненной картины мира.

Степень научной разработанности темы.

Исследование рассматривает онтологию русских мыслителей сквозь призму их представлений о сознании. В этой связи значимыми являются

работы, направленные на формирование целостного представления о соотношении сознания и онтологии в немецкой философии, в частности работа Герберта Шнедельбаха1, а также философии С.Л. Франка и Н.А. Бердяева, т.к. проанализировав общий замысел их философии, можно перейти к частным темам онтологии, «философии сознания» и проблеме «онтологизации сознания». К данным исследованиям следует отнести работы И.И. Евлампиева2, П.П. Гайденко3, а также классические труды В.В. Зеньковского4 и Н.О. Лосского5.

Из работ, посвящённых философии С.Л. Франка, следует отметить книги Т.Г. Щедриной6, Петера Элена7, биографические работы Филиппа Буббайера8, Г.Е. Аляева9,10, а также книгу Терезы Оболевич11, в которой содержатся многие не известные ранее материалы. Из исследований, посвящённых философии Н.А. Бердяева, отметим книги И.И. Евлампиева12,

С.А. Левицкого13, а также биографическую книгу О.Д. Волкогоновой14.

***

Одна из основных задач философии С.Л. Франка заключается в том, чтобы показать тождество имманентного и трансцендентного. Вокруг этой идеи строится онтология и гносеология мыслителя. Гносеологический метод

1Schnädelbach H. Philosophie in Deutschland 1831-1933. Cambridge. 1983.

2 Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX. Русская философия в поисках Абсолюта. М., 2000.

3 Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.

4 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.

5 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

6 Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М., 2008.

7 Элен П. Семён Л. Франк: философ христианского гуманизма. М., 2012.

8 Буббайер Ф. С.Л. Франк: жизнь и творчество русского философа. М., 2001.

9 Аляев Г.Е. Русская философия вокруг С.Л. Франка. Избранные статьи. Ярославль. 2020.

10 Аляев Г.Е. Семён Франк. СПб., 2017.

11 Оболевич Т.А. Семён Франк: штрихи к портрету философа. М., 2017.

12 Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

13 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981.

14 Волкогонова О.Д. Бердяев. Жизнь замечательных людей. М., 2010.

«антиномистического монодуализма» является обоснованием онтологии мыслителя.

Для того, чтобы показать, что имманентное является трансцендентным, С.Л. Франк погружает сознание в бытие. Поэтому для целей настоящего исследования следует рассмотреть полемику между С.Л. Франком и современной ему имманентной философией, а также связь его идей с феноменологией Гуссерля. В этом контексте представляет интерес сравнительный анализ категории «интенциональности» у Гуссерля и С.Л. Франка, проведенный Г.Е. Аляевым15. Оба философа предлагают избавиться от субъективного в сознании, но преследуют при этом различные цели.

Анализ соотношения сознания с бытием представлен в работе П.П. Гайденко16 и в исследовании О.А. Назаровой17.

Гносеологическим методом обоснования металогического тождества имманентного и трансцендентного в философии С.Л. Франка является принцип «антиномистического монодуализма». Данный принцип накладывает запрет на окончательные суждения о бытии, т.к. согласно С.Л. Франку, бытию присущи имманентные противоречия. Принцип «антиномистического монодуализма» необходим для того, чтобы мыслить бытие в металогическом единстве.

Принцип «антиномистического монодуализма» рассмотрен в работах Ф. Буббайера18, П.П. Гайденко19, С.А. Левицкого20, Е.В. Мареевой21, Н.О. Лосского22 и Т.А. Оболевич23. Данный принцип как гносеологический метод

15 Аляев Г.Е. О философском методе С.Л. Франка (Феноменология не по Гуссерлю) // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

16 Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

17 Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М, 2003.

18 Буббайер Ф. С.Л. Франк: жизнь и творчество русского философа. М., 2001.

19 Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

20 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981.

21 Мареева Е.В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

22 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

23 Оболевич Т.А. Аспекты «умудрённого неведения» в философии Семёна Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

был использован С.Л. Франком для того, чтобы разрешить проблему зла, эта тема исследуется немецким автором Клаусом Бамбауером24.

Факт наличия зла в эмпирической действительности не означает для С.Л. Франка того, что зло есть нечто сущее в бытии. Для философа это трещина в бытии, небытие, которое пытается актуализироваться в бытии, а затем заменить собой бытие. Задача человека («Смысл жизни»25) состоит в том, чтобы совместными усилиями Бога и человека не дать небытию (злу) актуализировать себя в бытии. В этом контексте возникает проблема свободы, которая является предметом исследования В.К. Кантора26, С.А. Левицкого27, Е.В. Мареевой28.

Другим предметом философствования С.Л. Франка является проблема культуры. Культура для философа представляет безусловную ценность, — это необходимое условие существования человека и, наоборот. Эта антиномия является краеугольным камнем философии С.Л. Франка. Культура, согласно философу, имманентна и трансцендентна человеку. Её металогическое тождество онтологично, поэтому «философия культуры» становится «онтологией культуры». Согласно С.Л. Франку, «онтологизация культуры» происходит на пути придания ей трансцендентных оснований, т.к. культура, построенная исключительно человеческими усилиями, и базирующаяся на ценностях эмпирической действительности, переживает кризис. Анализируя философию С.Л. Франка, можно прийти к выводу о невозможности построения культуры сознаниями людей, интенциональность

24 Bambauer C. Berdjajews Kritik an der Philosophie S.L. Franks // http:// communities.msn.de/78466/frank; Bambauer C. Leben und Werk von Semjon L.Frank II http:// communities.msn.de/78466/frank; Bambauer C. Semen L. Frank und G.W.F. Hegel: Das transrationale Unergrundliche und das Absolute als logisher Begriff // http:// communities.msn.de/78466/frank. (Дата обращения 20.09.2018).

25 См.: Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2003.

26 Кантор В.К. Принцип «христианского реализма», или против утопического своеволия («Свет во тьме» ■ Духовное завещание С.Л. Франка) // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

27 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981.

28 Мареева Е.В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

(термин феноменологии) которых направлена только на объект, на «видимый мир».

Для того, чтобы «онтологизировать культуру», необходимо «онтологизировать сознание», которое творит культуру в эмпирической действительности. «Онтологизация сознания» происходит также путём придания ему трансцендентных оснований «невидимого мира» или, используя терминологию С.Л. Франка, «идеального бытия».

«Смысл жизни», согласно С.Л. Франку, состоит в соработничестве человека Богу в деле недопущения актуализации небытия. Но для этого, человек должен актуализировать Бога в сознании. В философии С.Л. Франка этот путь называется духовной жизнью, которая совпадает с философствованием. Бог имманентно присутствует в человеке, и для того, чтобы к Нему приблизиться, сознанию необходимо сделать предметом интенциональности не эмпирическую действительность, но само себя. Тогда раскрывается Бог, который имманентен и трансцендентен сознанию. Поскольку «Бог и бытие» - это антиномия в философии С.Л. Франка, то изменение предмета интенционального акта (начало духовной жизни) является также погружением сознания в бытие, которое становится и имманентным и трансцендентным сознанию. Имманентная духовная жизнь сознания, становится трансцендентной и экстраполируется на всё общество, которое в своём пределе должно стать церковью. Культура, будучи творимой «онтологизированным сознанием», получает трансцендентные основания, также становясь имманентной бытию, и её противоречия становятся не причиной кризиса, но источником развития.

О проблеме культуры в философии С.Л. Франка писали: А.А. Ермичев29, И.М. Невелева30, Е.К. Карпенко31; Т.Г. Щедрина32, В.Н. Порус33,

29 Ермичев А.А. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

30 Невелова И.М. Философия культуры С.Л. Франка. СПб., 2007.

31 Карпенко Е.К. С.Л. Франк: философская антропология как энтелехия культуры // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

32 Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М., 2008.

X. Дам34, Б. Шультце35, Л. Шейн36, Т.Ю Сидорина37. От проблемы культуры философ переходит к онтологической проблематике. Это отмечают практически все названные выше исследователи.

Проблема бытия в философии С.Л. Франка является предметом исследования П.П. Гайденко38, Е.Н. Долгих39, И.И. Евлампиева40, Н.В. Мотрошиловой41, В.Н. Поруса42. Из зарубежных авторов, рассматривающих данную проблему, отметим Р. Теннерта43, Ф. Буббайера44 и Дж. Свободу45.

Квинтэссенцией онтологии мыслителя является учение о реальности. Реальность - это одно из проявлений бытия. Реальность - это металогическое единство эмпирической действительности и идеального бытия. Идея металогического единства которых коррелируется с идей тождества имманентного и трансцендентного. С.Л. Франк возвращается к своей изначальной идее. Начало и конец его философии совпадают и образуют круг.

Концепция реальности в философии С.Л. Франка рассматривалась исследователями: П.В. Алексеевым46, Б.В. Емельяновым47, А.А. Зыковым48, Н.О. Лосским49, П. Эленом50.

33 Порус В.Н. С.Л. Франк: антиномии Духа как основания культуры // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

34 Damh H. Russian philosophy: Tradition und Gcdcnwart. Koln, 1980.

35 Schultze B. Russische Denker. Ihre Stellung lu Christus, Kirche und Papstum. Wien, 1950.

36 Shein L.J. The concept of the Unfathomable in S.L. Frank's Epistemology. Canadian Slavic Studies. Vol. 2. № 1. 1968. Pp. 14-27.

37 Сидорина Т.Ю. Культурные трансформации XX столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. Монография. М., 2019.

38 Гайденко П.П. Мистико-пантеистическая диалектика (СЛ. Франк) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

39 Долгих Е.Н. Метафизики зла в русской религиозной философии (Соловьев и Франк) // Канд. дисс. СПб., 1994.

40 Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

41 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С Франк. Л. Шестов). М., 2006.

42 Порус В.Н. Онтология культуры С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

43 TannertR.L.W. Zur Theorie des Wissens. Bern, Frankfurt-am-Main, 1973.

44 Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877 - 1950. М., 2001.

45 Swoboda P.J. «Spirittual Life» versus Life in Christ: S.L. Frank and the Patristic Doctrine of Deification. Russian Religious Thought / Ed. By J.D. Kornblatt, R.F. Gustafson. Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1996.

46 Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка (вступительная статья) // Франк. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Богословский аспект онтологии С.Л. Франка рассматривается А.И. Резниченко51 и П. Эленом52.

Из последних исследований философии С.Л. Франка отметим следующих авторов: Л.А. Микешину53, О.Э. Душина54, О.А. Назарову55,56,57. Из иностранных исследователей: Павла Рожека58, Терезу Оболевич59, Розенталя60, Анну Рюриг61, Торстена Ботца Борнштейна62, Ксану Бланк63, Екатерину Брэкнер64.

47 Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. Выпуск 2. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.

48 Зыков А.А. Проблема зла в контексте рационального и внерационального (на материале философии С.Л. Франка) // Рационально и внерациональное: грани проблемы. Ростов-на-Дону, 2002.

49 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

50 Основные работы П. Элена на немецком языке о философии С.Л. Франка:

• Ehlen P. Das religionsphilosophie Werk Simon Franks. Zeitchrift fur katolische Theologie. 2000. Bd. 122, Heft 3-4. S. 281-298.

• Ehlen P. Die Rechte und die Freicheit des Menschen in der Sozialphilosophie Simon L. Franks. Von Gott redden in säkularer Gesellschaft. Benno Verlag, 1996. S. 197-205.

• Ehlen P. Die Sozialanthropologie Simon L. Franks (1877-1950). Zeitchrift für Politik. Köln-Berlin-BonnMünchen: Carl Heymanns Verlag, 1997. S. 414-437.

• Ehlen P. Die WIR-Philosophie Simon L. Frank. Philosophisches Jahrbuch. München - Freiburg: Verlag Karl Alber, 1997. № 104. S. 390-405.

• Ehlen P. Simon L. Franks Religionsphilosophie: "Das Unergründliche". Theologie und Philosophie. Freiburg - Basel - Wien: Herder Verlag, 1996. Heft 1. S. 88-99.

51 Резниченко А.И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М., 2012.

52 Элен П. Семён Л. Франк: философ христианского гуманизма. М., 2012.

53 Микешина Л.А. Социальная философия науки: неожиданные русские корни // Социальная эпистемология. № 31 (1,2), 2017. С. 25-37.

54 Душин О.Э. The principle of Coincidentia oppositorum in the Russian religious philosophy (Semyon L. frank and father Pavel Florensky). Revue Roumaine de Philosophie. Volume 60. Issue 2, 1 June 2016. Pp. 167-175.

55 Назарова О.А. «Онтофеноменологический проект» С.Л. Франка // Вопросы философии № 12. 2010. С. 105115.

56 Назарова О.А. Философия истории С.Л. Франка // Вопросы философии № 1. 2009. С. 125-136.

57 Назарова О.А. О роли, месте социальной философии в творчестве С.Л. Франка // Вопросы философии № 5. 2008. С. 104-115.

58 Rojek P. God and Cogito: Semen Frank on the ontological argument. Studies in East European Thought. Volume 71, Issue 2, 15. June 2019. Pp. 119-140.

59 Obolevitch T. Negative theology and science in the thought of Semyon Frank. Studies in East European Thought. Volume 62, Issue 1. March 2010. Pp. 93-99.

60 RosenthalB.G. Religious humanism in the History of Russian Philosophy 1830-1930: Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity1 January 2010. Pp. 227-247.

60 RörigA. Personale Seinsweisen b Russian silver age. A History of Russian Philosophy 1830-1930: Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity1 January 2010. Pp. 227-247.

61 Rörig A. Personale Seinsweisen bei S.L. Frank: Schnittstellen zwischen Anthropologie und Ontologie. Studies in East European Thought. Volume 61, Issue 2-3. August 2009. Pp. 221-232.

62 Botz-Bornstein T. Philosophical conceptions of cultural space in Russia and Japan: Comparing Nishida Kitarö and Semën Frank. Environment and Planning D: Society and Space. Volume 26, Issue 5, 2008. Pp. 842-859.

63 Blank K. The Rabbit and the Duck: Antinomic unity in Dostoevskij, the Russian religious tradition, and Mikhail

Bakhtin. Studies in East European Thought. Volume 59, Issue 1-2, June 2007. Pp. 21-37.

64 Breckner K. Russian philosophers on continuous creation as the basis for social change. Studies in East European Thought. Volume 58, Issue 4, December 2006. Pp. 271-297.

* * *

Задача философии Н.А. Бердяева - обоснование примата свободы над бытием. Его философия антропоцентрична, и является онтологией существования субъекта.

В отличие от С.Л. Франка, Н.А. Бердяев не считал культуру одной из высших ценностей. Для него был важен творческий акт, как один из видов прорыва сознания в трансцендентное. Плоды творчества, становятся культурными продуктами и являются символом трансцендентного. Для настоящего исследования представляет интерес статья О.А. Жуковой65, в которой рассматривается «онтологизированная философия культуры» Н.А. Бердяева в качестве философии (онтологии) творчества в контексте русской и европейской традиции с анализом феномена кризиса культуры. Также о проблеме культуры в философии Н.А. Бердяева писали В.В. Бычков66, А.П. Карый67, Р.Х. Гаязова и Т.В. Максименко68, Р.А. Гальцева69, С.В. Колычева70, П.А. Сорокин71, А.А. Ермичев72, В.В. Зеньковский73, Ю.П. Ивонин74, Е.К. Карпенко75, Л.П. Карсавин76, В.Н. Порус77.

65 Olga A. Zhukova The Philosophy of New Spirituality: The Creative Manifesto of Nikolai Berdyaev. Russian Studies in Philosophy. Vol. 53, 2015. Pp. 276-290.

66 Бычков В.В. Кризис культуры и искусства в эсхатологическом свете философии Николая Бердяева. М., 2007.

67 Карый А.П. Николай Бердяев об «органического» кризисе культуры // Пер. российский философский конгресс. «Человек-Философия-Гуманизм», т. 9. СПб., 1998. С. 273-275.

68 См.: ГаязовПЖ. Культура в философии творчества Н.А. Бердяева: Автореф. канд. дисс. М, 1995; Максименко Т.В. Проблема культуры и цивилизации в социальной философии Н. Бердяева: Автореф. канд. дисс. Тула, 1996.

69 Гальцева P.А. Николай Бердяев - философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев: Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. С. 7-36.

70 Колычёва С.В. Н. Бердяев о кризисе культуры // Н.А Бердяев: единство европейского Духа. М., 2007.

71 Сорокин П.А. Н.А. Бердяев // Н. А. Бердяев: Pro et contra. СПб., 1994.

72 Ермичев А.А. Антинаучная сущность философии культуры Н. Бердяева // Ученые записки кафедр обществ, наук вузов Ленинграда. Л., 1977. Вып. 17.

73 Зеньковский В.В. Ф. М. Достоевский, Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев. Русская идея. М., 1992.

74 См.: Ивонин Ю.П. Природа философского знания в контексте теории культуры Н. А. Бердяева // Философия и ее место в культуре: Сборник научных трудов. Новосибирск. 1990. Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизации в философской концепции Н.А. Бердяева // Вечные философские проблемы: Сборник научных трудов Новосибирск 1991.

75 Карпенко Е.К. Мистическая онтология и социальный утопизм в «Философии свободы» Н. Бердяева // Н.А. Бердяев: единство европейского Духа. М., 2007.

76 Карсавин Л.П. Н. А. Бердяев: «Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы»; «Конец Ренессанса: (К современному кризису культуры)» // Н. А. Бердяев: Pro et contra. СПб., 1994.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что культура для Н.А. Бердяева имеет меньшую ценность, чем дух и носит символический или инструментальный характер. Её задача стать проводником человека в мир духа. «Кризис культуры», согласно Н.А. Бердяеву, - неизбежный этап в её развитии. Философ восторгается «осенью культуры». Культура, как и сознание, - временные явления. Они имеют начало и конец во времени. И «кризис культуры» - симптом её заката.

Идея творчества как один из способов прорыва сознания в трансцендентное приводит Н.А. Бердяева к идее, что сознанию для восприятия доступны не только феномены, но трансцендентные ноумены.

Категория «объективация» в философии Н.А. Бердяева является предметом многочисленных исследований. О ней писали: Е.В. Барабанов78, О.А. Беленкова79, В.В. Бычков80, Д.Ю. Васильев81, О.Д. Волкогонова82, П.П. Гайденко83, А.В. Гулыга84, И.И. Евлампиев85, Б.В. Емельянов86, А.А. Ермичев87, А.А. Исаев88, В.Л. Кошелова89, В.А. Кувакин90, С.А Левицкий91, Г.Я Миненков.92, Н.В. Мотрошилова93, Н.А. Андреев94, Л.И. Новикова и И.Н.

77 Порус В.Н. Н.А. Н.А. Бердяев: эсхатология свободы // Бердяев: единство европейского Духа. М., 2007. C. 142-178.

78 Барабанов Е.В. Предисловие к публикации. Н. А. Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. №2. 1989.

79 Беленкова О.А. Творческая личность Н.А. Бердяева. Истоки религиозно-идеалистической философии Н.А. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

80 Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.

81 Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

82 Волкогонова О.Д. Бердяев. Жизнь замечательных людей. М., 2010.

83 Гайденко П.П. Философия свободы Николая Бердяева // Историко-философский ежегодник 1995. М., 1996.

84 Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 2003.

85 Евлампиев И.И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев. Философия России первой половины XX века. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

86 Емельянов Б.В. Николай Александрович Бердяев // Философский золотой запас. Выпуск №1. Екатеринбург, 2005.

87 Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

88 Исаев А.А. Н.А. Бердяев как представитель русской экзистенциальной онтологии // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

89 Кошелева В.Л. Наступит ли время Бердяева? // Общественные науки и современность. №3. М., 1991.

90 Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии // Философские воззрения Н.А. Бердяева. Коломна, 2006.

91 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981.

92 Миненков Г.Я. Динамика универсализма и партикуляризма в интерпретации Н.А. Бердяева. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

Сиземская95, Н.Н. Алексеев96, Н.А. Караев97, С.А. Титаренко98, Т.Г. Щедрина99.

В целом «объективация» оценивается как процесс перехода ноуменального мира в феноменальный и опредмечивания эмпирической действительности. Полемика между исследователями идёт вокруг вопроса, преодолима ли объективация в философии Н.А. Бердяева, а также является ли «объективация» причиной «кризиса культуры»?

Мир ноуменальный и трансцендентный (невидимый) является более ценным, чем феноменальный. Основная характеристика трансцендентного мира - свобода, что приводит к «онтологизации свободы».

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чернусь Владимир Константинович, 2020 год

Список литературы:

1. Bambauer C. Berdjajews Kritik an der Philosophie S.L. Franks // http:// communities.msn.de/78466/frank.

2. Bambauer C. Leben und Werk von Semjon L.Frank II http:// communities.msn.de/78466/frank.

3. Bambauer C. Semen L. Frank und G.W.F. Hegel: Das transrationale Unergründliche und das Absolute als logisher Begriff // http:// communities.msn.de/78466/frank.

4. Blank K. The Rabbit and the Duck: Antinomic unity in Dostoevski), the Russian religious tradition, and Mikhail Bakhtin. Studies in East European Thought. Volume 59, Issue 1-2, June 2007. Pp. 21-37.

5. Bodea R.-O. Nikolai Berdyaev's Dialectics of Freedom: In Search for Spiritual Freedom. Open Theology. Volume 5, Issue 1, 1 January 2019. Pp. 299-308.

6. Botz-Bornstein T. Philosophical conceptions of cultural space in Russia and Japan: Comparing Nishida Kitarö and Semen Frank. Environment and Planning D: Society and Space. Volume 26, Issue 5, 2008. Pp. 842-859.

7. Breckner K. Russian philosophers on continuous creation as the basis for social change. Studies in East European Thought. Volume 58, Issue 4, December 2006. Pp. 271-297.

8. Clark O. Introduction to Berdyaev. London: Geoffrey Blews, 1950.

9. Cocksworth A. "Soborny" spirituality: Spirit and spirituality in Berdyaev and Barth. Correlating Sobornost: Conversations between Karl Barth and the Russian Orthodox Tradition, 2016. Pp. 213-240.

10.Copleston F.C. Existentialism. Philosophy, Vol. 23, No. 84 (Jan., 1948). Pp. 19-37.

11.Culo I., Sestak I. Comparative approach to the term, concept and phenomenon of personalism. Nova Prisutnost. Volume 17, Issue 1, March 2019. Pp. 175-191.

12.Damh H. Russian philosophy: Tradition und Gedenwart. Koln, 1980. 13..Ehlen P. Das religionsphilosophie Werk Simon Franks. Zeitchrift fur

katolische Theologie. Bd. 122, Heft 3-4. 2000.

14.Ehlen P. Die Rechte und die Freicheit des Menschen in der Sozialphilosophie Simon L. Franks. Von Gott redden in säkularer Gesellschaft. Benno Verlag, 1996.

15.Ehlen P. Die Sozialanthropologie Simon L. Franks (1877-1950). Zeitchrift für Politik. Köln-Berlin-Bonn-München: Carl Heymanns Verlag, 1997.

16.Ehlen P. Die WIR-Philosophie Simon L. Frank. Philosophisches Jahrbuch. München - Freiburg: Verlag Karl Alber. № 104. 1997.

17.Ehlen P. Simon L. Franks Religionsphilosophie: "Das Unergründliche". Theologie und Philosophie. Freiburg - Basel - Wien: Herder Verlag. Heft 1. 1996.

18.Franks S.L. Ein russischer christlicher Sozialist. P. 6 (Вох. 12).

19.Greco P. The principles of the existential personalism in the context of the Byzantine anthropology. Konstantinove Listy. Volume 10, Issue 1, 2017. Pp. 83-97.

20.Herbertt Schnädelbach. Philosophie in Deutschland 1831-1933. Cambridge, 1983.

21.Husserl E. Phenomenology. In: The Encyclopaedia Britannica. 14-th ed. Chicago, 1939.

22. Jakob Böhme 's Sämmtliche Werke herausgegeben von K. W. Schiebler. Собрание сочинений в VII томах. Т. II., 1843.

23..Jakob Böhme 's Sämmtliche Werke herausgegeben von K. W. Schiebler.

Собрание сочинений в IV томах. Т. IV., 1843. 24. Jakob Böhme 's Sämmtliche Werke herausgegeben von K. W. Schiebler. Собрание сочинений в VII томах. Т. III., 1843.

25..Jakob Böhme 's Sämmtliche Werke herausgegeben von K. W. Schiebler. Собрание сочинений в VII томах. Т. IV., 1843.

26.Jakob Böhme 's Sämmtliche Werke herausgegeben von K. W. Schiebler. Собрание сочинений в VII томах. Т. V., 1843.

27. James M. Transcendental Phenomenology and Existentialism. Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 25, No. 1 (Sep., 1964).

28.Klamroth E. Der Gedamne der ewigen Scohopfung bei Nikolai Berdiajew. Hamburg - Bergstedt: Herbert Reich, Evangelischer verlag G.m.b.H., 1963.

29.Kline George L. Religious and Anti-religious Thought in Russia. Chicago & London: The University of Chicago Press. 1969.

30.Kochan J. Husserl and the phenomenology of science. Studies in History and Philosophy of Science, 42, 2011. Pp. 467 - 471.

31.Lampert E. Nicolas Berdyaev. Modern Christian Revolutionaries. N.Y., Donald Attwater, ed. 1947.

32.Langiulli, N. European existentialism. European Existentialism. 2018. Pp. 1468.

33.LeveringB. Phenomenology and Existentialism. In: P. Peterson, E. Baker, B. McGaw (Eds.), International Encyclopedia of Education. Oxford: Elsevier. (vol. 6, pp. 80-84), 2010.

34.Levinas E. Totalité et infini: Essai sur l'extériorité [Totality and Infinity: An Essay on Exteriority]. The Hague: Martinus Nijhoff. 1961.

35.McKinlay B. Revelation in Nicolas Berdyaev's religious philosophy. Open Theology. Volume 3, Issue 1, January 2017. Pp. 117-133.

36.McLachlan J.M. Hell Is Others and Paradise Is Others: Hell in the Existential Paris of Sartre and Berdyaev. The Concept of Hell. Western Carolina University, United States. 2015. Pp. 32-48.

37..MillerI. Husserl and Sartre on the self. The Monist, Vol. 69, No. 4, Intentionality (OCTOBER, 1986).

38..Murphy T.N. Opening the Gates of Our Being: Charting a Way Out of Fear with Jean Vanier and Emmanuel Mounier. Journal of Disability and Religion. Volume 24, Issue 2, 2 April 2020. Pp. 132-150.

39.Noble I. Three Orthodox visions of ecumenism: Berdyaev, Bulgakov, Lossky. Communio Viatorum. Volume 57, Issue 2, 2015. Pp. 113-140.

40.Nucho F.H. Berdyaev's philosophy: The existential paradox of freedom and necessity. New York: Anchor Books, 1967.

41. Obolevitch T. Negative theology and science in the thought of Semyon Frank. Studies in East European Thought. Volume 62, Issue 1. March 2010. Pp. 93-99.

42. Olga A. Zhukova. The Philosophy of New Spirituality: The Creative Manifesto of Nikolai Berdyaev. Russian Studies in Philosophy. Vol. 53, 2015. Pp. 276-290.

43.Pipes D. The meaning of history. N-Y., 2017. Pp. 1-224.

44.Racher F. and Robinson S. Are phenomenology and postpostivism strange bedfellows? Western Journal of Nursing Research, 25(5), 2003.

45.RichirM. Doute hyperbolique et «machiavélisme»: l'institution du sujet modern chez Descartes. Archives de la philosophie. Tome 60. Janvier-mars. Cahier 1. 1997. Pp. 113-116.

46.Richir M. Phénoménologie en esquisses. Grenoble: Éd. Jérôme Millon, 2000.

47.RicoeurP. Sur la phénoménologie. Esprit, 21. 1953. Pp. 821-839.

48.Rojek P. God and Cogito: Semen Frank on the ontological argument. Studies in East European Thought. Volume 71, Issue 2, 15. June 2019. Pp. 119-140.

49.Rörig A. Personale Seinsweisen bei S.L. Frank: Schnittstellen zwischen Anthropologie und Ontologie. Studies in East European Thought. Volume 61, Issue 2-3. August 2009. Pp. 221-232.

50.Rosenthal B.G. Religious humanism in the Russian silver age. A History of Russian Philosophy 1830-1930: Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity, 1 January 2010. Pp. 227-247.

51.Schultze B. Russische Denker. Ihre Stellung lu Christus, Kirche und Papstum. Wien, 1950.

52.Searle J.T. The Kingdom of god is justice and peace: Lessons for postSoviet Evangelicals from Glen H. Stassen. European Journal of Theology. Volume 25, Issue 1, 2016. Pp. 73-80.

53.Shein L.J. The concept of the Unfathomable in S.L. Frank's Epistemology. Canadian Slavic Studies. Vol. 2. № 1. 1968.

54.Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. Dordrecht, the Netherlands: Martinus Nijhoff, 1982.

55.Spinka M. Nicolas Berdyaev: Captive of Freedom Philadelphia: The Westminster Press, 1950.

56.Stroop C. 'A Christian solution to international tension': Nikolai Berdyaev, the American YMCA, and Russian Orthodox influence on Western Christian anti-communism, c.1905-60. Journal of Global History. Volume 13, Issue 2, 1 July 2018. Pp. 188-208.

57.Swoboda P.J. «Spirittual Life» versus Life in Christ: S.L. Frank and the Patristic Doctrine of Deification. Russian Religious Thought. Ed. By J.D. Kornblatt, R.F. Gustafson. Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1996.

58.TannertR.L.W. Zur Theorie des Wissens. Bern, Frankfurt-am-Main, 1973.

59.The Encyclopaedia Britannica. 14-th edition. 17, 1939.

60.The philosophy of Martin Buber. Ed. by P.A. Schlippa. M. Friedman. La Salle. London, 1967.

61.Tsambassis A. Berdyaev's personalistic philosophy. ''Personalist''. Los Angeles 1965, vol. 46 №3.

62. Valle R.S., King M. and Halling S. An introduction to existential-phenomenological thought in psychology. In: Valle R.S., Halling S. (Eds.)

Existential-phenomenological Perspectives in Psychology. Exploring the Breadth of Human Experience. New York: Plenum Press., 1989. Pp. 3-16.

63. Vallon M. An Apostle of freedom: life and teaching of Nicolas Berdyaev. New York: Philosophical Library, 1960.

64.van Manen M. Researching Lived Experience: Human Science for an Action Sensitive Pedagogy. Ontario: Althouse Press, 1990.

65.Wahl J., Hackett W.C., Hanson J., Hart K. Human existence and transcendence, 2016. Pp.1-152.

66.Zamagni G. Das Mittelalter: Modell für eine neue Christenheit? Nikolaj A. Berdjaev und die Wirkung seiner Forschung bis ins 2. Vatikanische Konzil. Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Volume 127, Issue 1, 2016. Pp. 65-83.

67.Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

68.Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления. Киев - Черкассы, 1993.

69.Алексеев Н.Н. Об идее философии и ее общественной миссии // Путь, № 44.1934.

70.Алексеев П.В. Философская концепция С.Л. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

71..Алексина Т.А. Власть Хроноса. М., 1994.

72.Аляев Г.Е. О философском методе С. Франка (феноменология не по Гуссерлю) // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры под ред. В.Н. Поруса. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2009. 73..Аляев Г.Е. Русская философия вокруг С.Л. Франка. Избранные статьи.

Ярославль. 2020. 74.Аляев Г.Е. Семён Франк. СПб. 2017.

75..Андреев Н.А. На границе человеческого разума. Теория мистического

разума H. Бердяева // Вестник жизни, №5. СПб., 1907. 76..Антонов К.М. Проблематика Философии религии в «большой трилогии» С.Л. Франка: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества» // «Самый выдающийся русский

философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка: Сб. научных статей / [Сост. К.М. Антонов]. М.: ПСТГУ, 2015. С. 12- 23.

77.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. М., 2015.

78.Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии, 1990. №8.

79.Барабанов Е.В. Предисловие к публикации. Н. А. Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. №2. 1989.

80.Беленкова О.А. Творческая личность Н.А. Бердяева. Истоки религиозно-идеалистической философии Н.А. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

81.БёмеЯ. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М., 1990.

82.Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины. М., 1991.

83.Бердяев Н.А. Судьба России // Душа России. М., 2004.

84..Бердяев Н.А. Философия Свободного Духа. М., 2004.

85.Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990.

86.Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2004.

87.Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции // Была ли в России революция? Париж, 1990.

88.Бердяев Н.А. Духовный кризис русской интеллигенции. Больная Россия. М., 1998.

89.Бердяев Н.А. Духовный кризис русской интеллигенции. К психологии революции. М., 1998.

90.Бердяев Н.А. Из этюдов о Якобе Бёме. Этюд №1. Учение об Ungrund // Путь. №20. 1930.

91.Бердяев Н.А. Из этюдов о Якобе Бёме. Этюд №2. Учение о Софии и андрогине Я. Бёме и русские софиологические учения // Путь. №21. 1930.

92.Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

93..Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1994.

94..Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918.

95.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., 2004.

96.Бердяев Н.А. Моё философское миросозерцание // Н.А. Бердяев: pro et contra. Т.1. СПб., 1994.

97.Бердяев Н.А. На пороге новой эпохи. Дух и сила. СПб., 1996.

98..Бердяев Н.А. На пороге новой эпохи. Сартр и судьба экзистенциализма. СПб.: РХГИ, 1996.

99.Бердяев Н.А. Новая книга о Я. Бёме // Путь. № 18. 1929.

100. Бердяев Н.А. Новое Средневековье. М., 2004.

101. Бердяев Н.А. О книге С.Л. Франка «Непостижимое» // Путь. Париж, 1939.

102. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 2003.

103. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. М., 2003.

104. Бердяев Н.А. Объективные основы общественности // Духовные основы русской революции. PARIS, 1990.

105. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической Духовности. М., 2004.

106. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. М., 1995.

107. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2004.

108. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2004.

109. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

110. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2004.

111. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н.А. Царство Духа царство кесаря. М., 1995.

112. Бердяев Н.А. Философия Свободного Духа. М., 2004.

113. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2004.

114. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 2004.

115. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. М., 2004.

116. Бердяев. Н.А. Духовный кризис русской интеллигенции. Опыт философского оправдания христианства. М., 1998.

117. Бердяев. Н.А. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. М., 2003.

118. Бердяев. Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. М., 1995.

119. Бердяев. Н.А. Русская идея. М., 2004.

120. Бердяев. Н.А. Судьба человека в современном мире. М., 2004.

121. Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа // Дневники Бердяевой Л.Ю. М., 2002.

122. Бёрн Эрик. Игры, в которые играют люди. М., 2012.

123. Бёрн Эрик. Люди, которые играют в игры. М., 2012.

124. Бессчетнова Е.В. Смысл жизни Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка // Человек. 2018. № 3.

125. Бондарева Я.В. Христианское содержание философии Н.А. Бердяева: Автореф. лис. канд. наук; Философские науки: 09.00.03 // Моек Ломоносова. Дис. совет к 053.05.64 по фи-лос. - М., 1998. 24 с. пед. ун-т. М., 1997.

126. Боэций Аниций Манлий Торкват Северин. Утешение философией. М., 1990.

127. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877 - 1950. М., 2001.

128. БуберМ. Диалог. М., 1995.

129. Бубер М. Затмение Бога. М., 1995.

130. БуберМ. Образы добра и зла. М., 1995.

131. БуберМ. Я и Ты. М., 1995.

132. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. М., 2009.

133. Булгаков С.Н. На пиру богов // Из глубины. М. 1991.

134. Бычков В.В. Кризис культуры и искусства в эсхатологическом свете философии Николая Бердяева. М., 2007.

135. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.

136. Васильев Д.Ю. Идея эроса в философской системе Н. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

137. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // ЖМНП (Журнал Министерства Народного Просвещения). № 307. СПб., 1896.

138. Волков В.Н. Онтология личности всеединства // Соловьёвские исследования. Вып. 1. 2001.

139. Волкогонова О.Д. Бердяев. Жизнь замечательных людей. М., 2010.

140. Гаврюшин Н.К. Сокровищница русской религиозной-философской мысли. Прогресс-Культура. М., 1994.

141. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.

142. Гайденко П.П. Философия свободы Николая Бердяева // Историко-философский ежегодник 1995. М., 1996.

143. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка. Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

144. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

145. Гайденко П.П. Мистико-пантеистическая диалектика (СЛ. Франк) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. - М., 1987.

146. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.

147. Гайденко. П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.

148. Гальцева P.A. Николай Бердяев - философ творчества и теоретик культуры // Николай Бердяев: Философия творчества, культуры и искусства. М, 1994.

149. Гаязов П.Х. Культура в философии творчества Н.А. Бердяева: Автореф. канд. дисс. М., 1995.

150. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. М., 2009.

151. Гессе Герман. Игра в бисер. М., 1992.

152. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 2003.

153. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций. СПб., 2008.

154. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. М.: ДИК, 2001.

155. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 [1] / Пер. с нем.

А. В. Михайлова. М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер с нем. А. В. Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. М.: Академический проект, 2009.

156. Детистова А.С. Феноменологический проект М. Ришира: фантазия как измерение феноменологического // Вопросы философии. № 6. М., 2012.

157. Долгих Е.Н. Метафизики зла в русской религиозной философии (Соловьев и Франк). Канд. дисс. СПб., 1994.

158. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 1991.

159. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. Полное собрание сочинений, том. 4, М., 1956.

160. Душин О.Э. The principle of Coincidentia oppositorum in the Russian religious philosophy (Semyon L. frank and father Pavel Florensky. Revue Roumaine de Philosophie. Volume 60. Issue 2, 1 June 2016. Pp. 167-175.

161. Евлампиев И.И. Абсолют как свобода: Н. Бердяев. Философия России первой половины XX века. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

162. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX. Русская философия в поисках Абсолюта. М., 2000.

163. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002.

164. Евлампиев И.И. Учение Николая Кузанского о Боге, мире и человеке в историко-философской перспективе // Coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву. СПб., 2010.

165. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семёна Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

166. Емельянов Б.В. Николай Александрович Бердяев // Философский золотой запас. Выпуск №1. Екатеринбург, 2005.

167. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века. Выпуск 2. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.

168. Ермичев А.А. Антинаучная сущность философии культуры Н. Бердяева // Ученые записки кафедр обществ, наук вузов Ленинграда. Вып. 17. Л., 1977.

169. Ермичев А.А. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

170. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

171. Жукова О.А. Логос и Ratio: Владимир Эрн как исследователь европейской мысли // Философские науки 2016 (02). С. 74-88.

172. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001.

173. Зеньковский В.В. Ф.М. Достоевский, Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев // Русская идея. М., 1992.

174. Зыков А.А. Проблема зла в контексте рационального и

внерационального (на материале философии С.Л. Франка) //

284

Рационально и внерациональное: грани проблемы. Ростов-на-Дону. 2002.

175. Иванов-Разумник. Р.В. О смысле жизни. СПб., 1910.

176. Ивонин Ю.П. Природа философского знания в контексте теории культуры Н. А. Бердяева // Философия и ее место в культуре: Сборник научных трудов. Новосибирск. 1990.

177. Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизации в философской концепции Н.А. Бердяева // Вечные философские проблемы: Сборник научных трудов Новосибирск 1991.

178. Исаев А.А. Н.А. Бердяев как представитель русской экзистенциальной онтологии // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

179. История русской философии. Под ред. М.А. Маслина и др. М., 2001.

180. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965.

181. Кант, И. Критика практического разума. Пер. с нем. СПб.: Наука, 1995.

182. Кантор В.К. Принцип «христианского реализма», или против утопического своеволия («Свет во тьме» - Духовное завещание С.Л. Франка) // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

183. Караев Н.А. Философия дворянина нашего времени, или откровения Николая Бердяева о социализме, революции и пролетариате // Под знаменем марксизма. № 10. 1923.

184. Карпенко Е.К. Н.А. Бердяев: единство европейского Духа. Мистическая онтология и социальный утопизм в «Философии свободы» Н. Бердяева. М., 2007.

185. Карпенко Е.К. С.Л. Франк: философская антропология как энтелехия культуры // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

186. Карсавин Л.П. Н. А. Бердяев: «Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы»; «Конец Ренессанса: (К современному кризису культуры)» // Н. А. Бердяев: Pro et contra. СПб., 1994.

187. Карый А.П. Николай Бердяев об «органического» кризисе культуры // Пер. российский философский конгресс. «Человек-Философия-Гуманизм», Т. 9. СПб., 1998.

188. Кисель М.А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии ХХ века. М., 1974.

189. Ковалёва О.В. Н.А Бердяев: единство европейского духа. Культура не умирает - она уходит в глубину. М., 2007.

190. Козлова О.В. Проблема свободы и объективации в философии Н.А. Бердяева // Симпозиум историко-философского ежегодника: к определению специфики и актуального значения философии Николая Бердяева. М., 2003.

191. Колычёва С.В. Н. Бердяев о кризисе культуры // Н.А Бердяев: единство европейского Духа. М., 2007.

192. Кошелева В.Л. Наступит ли время Бердяева? // Общественные науки и современность. №3. М., 1991.

193. Крекшин Игнатий. Метафизика зла (Пролегомены к теодицее в философии позднего С.Л. Франка) // Вопросы Философии, №12, 2001.

194. Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии // Философские воззрения Н.А. Бердяева. Коломна, 2006.

195. Кузьмина Т.А. Экзистенциальная этика Н.А. Бердяева // Этическая мысль. Выпуск восьмой. М., 2008.

196. Кун Томас. Структура научных революций. М., 2009.

197. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Новый журнал, 1975. Кн. 119.

198. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981.

199. Левицкий С.А. С.Л. Франк // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975.

200. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999.

201. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

202. ЛосьевА.Ф. Бытие имя космос. М., 1993.

203. Луполл И.К. Новое средневековье // Под знаменем марксизма. №12. 1926.

204. Киселева М.С.. Русская интеллигенция о "глубинах" русской революции: истерика и иллюзии в контексте времени // Вопросы философии. №8, 2019. С. 134-145.

205. Максименко Т.В. Проблема культуры и цивилизации в социальной философии Н. Бердяева: Автореф. канд. дисс. Тула, 1996.

206. Мареева Е.В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

207. Микешина Л.А. Социальная философия науки: неожиданные русские корни // Социальная эпистемология. № 31 (1,2) 2017. С. 25-37.

208. Миненков Г.Я. Динамика универсализма и партикуляризма в интерпретации Н.А. Бердяева. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

209. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С Франк. Л. Шестов). М., 2006.

210. Мотрошилова Н.В. Николай Бердяев: философия жизни как философия Духа и западная мысль XX в. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

211. Мотрошилова Н.В. Третья часть трилогии С.Л. Франка «Духовные основы общества», её исторические предпосылки и главные идеи // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

212. Мотрошилова. Н.В. Мыслители России и философия Запада. М., 2006.

213. Мочульский К.В. «Критика отвлечённых начал Вл. Соловьёва». https://omiliya.org/article/kritika-otvlechennyh-nachal-vladimira-soloveva-konstantin-mochulskiy.

214. Мысливченко А.Г. Мятежный апостол свободы. Николай Александрович Бердяев. М., 2013.

215. Назарова О.А. «Онто-феноменологический проект Семёна Людвиговича Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

216. Назарова О.А. «Онтофеноменологический проект» С.Л. Франка // Вопросы философии № 12. 2010. С. 105-115.

217. Назарова О.А. О роли, месте социальной философии в творчестве С.Л. Франка // Вопросы философии № 5. 2008. С. 104-115.

218. Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М., 2003.

219. Назарова О.А. Философия истории С.Л. Франка // Вопросы философии № 1. 2009. С. 125-136.

220. Невелова И.М. Философия культуры С.Л. Франка. СПб., 2007.

221. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии. 1991. №3.

222. Неретина С.С. Парадоксы исторического сознания в России // Философские исследования. №4. 1993.

223. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения // Православный собеседник. Казань, № 6—7. 1895.

224. Николай Кузанский. Об учёном незнании. М., 1979.

225. Ниссанбаев А.Н. и Нурмуратов С. Духовность как феномен культуры // Вопросы философии. № 12, 2019. С. 204-211.

226. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н. Бердяева) // Общественные науки и современность. №1. М., 1997.

227. Оболевич Т. Семён Франк: Штрихи к портрету философа. М.: ББИ., 2017.

228. Оболевич Т.А. Аспекты «умудрённого неведения» в философии Семёна Франка. Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

229. Оболевич Т.А. Семён Франк: штрихи к портрету философа. М., 2017.

230. Павлов И.И. Христос и мир: метафизическая аргументация и полемика Розанова и Бердяева // Вопросы философии. № 10. 2019. С. 122-131.

231. Пелевин В.О. Искусство лёгких касаний. М., 2019.

232. Пелевин В.О. Смотритель. М., 2015.

233. Платон. Государство.

234. Платон. Законы.

235. Платон. Театет.

236. Платон. Тимей.

237. Половинкин С.М. Князь Евгений Трубецкой. Жизненный и творческий путь. М., 2010.

238. Половкин С.М. Князь Евгений Трубецкой. Жизненный и творческий путь. М., 2010.

239. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории у Н.А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967;

240. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории у Н.А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967;

241. Полторацкий Н.П. Плененный пророк. Тенафляй, 1988.

242. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века. Тенафляй, 1988;

243. Померанц Г.С. Встречи с Бубером // Вступительная статья к книге Мартин Бубер. Два образа веры. М., 1995.

244. Порус В.Н. Н.А. Бердяев: эсхатология свободы // Н.А. Бердяев: единство европейского Духа. М., 2007.

245. Порус В.Н. Онтология культуры С.Л. Франка // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

246. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

247. Порус В.Н. С.Л. Франк: антиномии Духа как основания культуры // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

248. Редлих P. Философия Духа H. А. Бердяева. Frankfurt am Main., 1972.

249. Резвых Т.Н. Идея богочеловечества у В.С. Соловьёва и С.Л. Франка // Соловьёвские исследования № 3 (43). Иваново, 2014.

250. Резниченко А.И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М., 2012.

251. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй // Розанов В.В. Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1990.

252. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. М., 2011.

253. СартрЖ-П. Бытие и ничто. М., 2015.

254. Сидорина Т.Ю. Культурные трансформации XX столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. Монография. М., 2019.

255. Соболева М.Е. Онтология времени: Бердяев и Хайдеггер // Вопросы философии №3, 2020. С. 137-148.

256. Соловьев А.П. Об интуитивно-мифологических аспектах эсхатологической метафизики Н.А. Бердяева // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева. Уфа, 1998.

257. Соловьев В.С. История и будущность теократии. СПб., 1887.

258. Соловьёв В.С. Критика отвлечённых начал // Вл. Соловьёв. Собрание сочинений в 2 томах., Т.1. М., 1988.

259. Соловьёв В.С. Россия и вселенская церковь. М., 1911.

260. Соловьёв В.С. Три разговора. М., 2000.

261. Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб., 2000.

262. Сорокин П.А. Н. А. Бердяев // Н.А. Бердяев: Pro et contra. СПб., 1994.

263. Стародубцева Л.В. Разорванная вечность: парадокс времени в эсхатологической перспективе // Николай Александрович Бердяев. Под ред. Поруса В.Н. М., 2013.

264. Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905. № 2,3.

265. Сысоев Д.П. Н.А. Бердяев - архитектор эсхатологического преобразования мира // МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2000.

266. Талеб Н.Н. Чёрный лебедь: под знаком непредсказуемости. М., 2009.

267. ТареевМ.М. Цель и смысл жизни. М., 1901.

268. Титаренко С.А. Н.А. Бердяев. Философы XX века. М., Ростов-на-Дону. 2005.

269. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьёва. В 2 тт. Т.1., Москва, 1913.

270. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 2000.

271. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. М., 1994.

272. Федотов Г.П. Правда побеждённых // Судьба и грехи России. Т. 2. М., 1991.

273. Федотов Г.П. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1991.

274. Федотов Г.П. Революция идёт // Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1991.

275. Федотов Г.П. Россия и свобода // Судьба и грехи России. Т. 2. М., 1991.

276. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 179.

277. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1991.

278. Федотова Л.Г. Концепция свободы в творчестве Н.А. Бердяева: 09.00.03; Автореф. дис. на соиск, учен. степ, кандидата наук; Философские науки / Моск. пел. гос. ун-т. М., 1998.

279. Финогенов В.Н. Темпоральная структура акта свободы: (Диалог с Н. Бердяевым о свободе и времени) // Философский космос России. Памяти Н.А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

280. Флоровский Г.В. Религиозная метафизика С.Л. Франка // Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. Мюнхен, 1954.

281. Флоровский Г.П. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии // Смысл истории и смысл жизни. СПб., 2002.

282. Франк - Бердяеву, 1946 (ВА. Вох 1).

283. Франк - Бинсвангеру, 16 мая 1941.

284. Резниченко А.И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores // Русский мальчик в Берлине. М., 2012.

285. Франк С.Л. Введение в философию. Пг., 1922.

286. Франк С.Л. Воспоминания о П.Б. Струве // Семён Франк Непрочитанное. М., 2001.

287. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 2010.

288. Франк С.Л. Крушение кумиров. М., 2010.

289. Франк С.Л. Культура и религия // Русская мысль. М., 1909.

290. Франк С.Л. Мысли в страшные дни. 05.08.1944 // Семён Франк. Непрочитанное. М., 2001.

291. Франк С.Л. Непостижимое. М., 2007.

292. Франк С.Л. Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. М., 2001.

293. Франк С.Л. Предмет знания. М., 2001

294. Франк С.Л. Природа и культура // Логос. М. : Тип. "Печатное Дело" Ф. Я. Бурче, Кн. 2. 1910. С. 50-89.

295. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 2003.

296. Франк С.Л. Религия и культура // Полярная звезда. СПб., №12. 1906. С. 46-54.

297. Франк С.Л. Свет во тьме. М., 2000.

298. Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2003.

299. Франк С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. № 6. СПб.: Д.Е. Жуковский, 1910.

300. Франк С.Л. Философские отклики. О национализме в философии // Русская мысль. № 9. М., 1910. С. 162-171.

301. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. М., 2009.

302. Франк С.Л., Струве П.Б. Очерки философии культуры // Семён Франк. Непрочитанное. М., 2001.

303. Харари Ю.Н. Homo Deus: краткая история будущего. М., 2019.

304. Чубаров И.М. Персоналистическая антропология Н. А. Бердяева и социализм // Природа человека и социализм. M., 1991.

305. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М., 2008.

306. Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка. Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

307. Элен П. Николай Кузанский и Семён Франк // Философия России первой половины XX века. Семён Людвигович Франк. М., 2012.

308. Элен П. Семён Л. Франк: философ христианского гуманизма. М., 2012.

309. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Беркли как родоначальник современного имманентизма. М., 1991.

310. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Культурное непонимание (Ответ С.Л. Франку). М., 1991.

311. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // На пути к логизму. М., 1991.

312. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Нечто о Логосе, русской философии и научности (по поводу нового философского журнала «Логос»). М., 1991.

313. Эрн В.Ф. Культурное непонимание (Ответ С.Л. Франку). М., 1991.

314. Эрн В.Ф. Меч и крест // От Канта к Круппу. М., 1991.

315. Эрн В.Ф. Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии. М., 1991.

316. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. Нью- Йорк, 1951.

317. Яковенко Б.В. Философское донкихотство // Северные записки, Кн. 10. 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.