Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами: К проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чегодаева, Мария Дмитриевна

  • Чегодаева, Мария Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 158
Чегодаева, Мария Дмитриевна. Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами: К проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чегодаева, Мария Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕЗ

ГЛАВА 1. УРОК КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

§1. Содержание и структура урока: историко-теоретический

Выводы

§2. Урок в музыкально-олнителом кле:ецифичие черты и бенни

Выводы

§3. Пути и способы повышения эффективности урока в музыкальноолнителом кле

Выводы

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПЕДВУЗЕ

§1. Проведение констатирующего этапа опытно-экспериментального ледования

§2. Проведение формирующего (обучающего) этапа эериментального ледования

ВЫВОДЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация индивидуальных занятий с учащимися-музыкантами: К проблеме совершенствования структуры урока в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов»

Актуальность исследования. XX век был временем стремительного прогресса в науке. Не изменится, по-видимому, ситуация и в нынешнем, XXI столетии. Бурное развитие индустрии, повышение наукоемкости промышленных технологий, автоматизация, проникнувшая во все области жизнедеятельности человека, - все это приводит к заметной интенсификации общественного бытия. Возрастающий поток информации, или, как принято сегодня говорить, информационный «бум», напрямую затрагивает мышление современного человека, сказываясь не только в области науки и техники, но и в сфере гуманитарных дисциплин.

За последнее время все больше обостряется противоречие между глобальными социокультурными изменениями и процессом профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе в сфере культуры и искусства. Содержание образования, обогащаясь и расширяясь с течением времени, опережает в своем развитии перестройку организационных формоструктур обучения. Поэтому одной из первоочередных по важности задач, стоящих перед педагогом-исследователем, является задача совершенствования организационных форм обучения, разработка вопросов, связанных с эффективным и целесообразным построением учебно-воспитательного процесса.

Современные дидактические исследования сконцентрированы чаще всего на поисках нетрадиционных приемов и способов обучения. Предлагаются разного рода педагогические инновации, связанные с использованием новейших информационных технологий и т.д. В то же время проблемы, сопряженные с оптимизацией форм и способов проведения урока как главной структурной единицы процесса обучения, остаются подчас на периферии внимания исследователей. Между тем урок, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса, дидактическое обоснование которого было дано еще Я.А. Коменским, отнюдь не утратил в наше время своей роли и значения. Из этого следует, что актуальными остаются вопросы, связанные с его совершенствованием, модернизацией в новых условиях, в контексте социокультурной ситуации, сложившейся в России за последние полтора - два десятилетия.

Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Существуют, как известно, различные виды и типы уроков. Во многом альтернативными являются, например, те, которые представлены понятиями «групповое обучение» и «индивидуальное обучение». Что касается последнего, то есть обучения в форме индивидуальных занятий, то оно изучено в меньшей степени, нежели групповые занятия (причины этого достаточно очевидны и не требуют комментариев). Между тем в «педагогике искусства», в частности в музыкальной педагогике, индивидуальная работа с учащимися, урок в форме диадического («парного») взаимодействия учителя и ученика, является основной, наиболее распространенной формой обучения, которая, как было сказано, недостаточно разработана в своих теоретических и методических аспектах.

Отсюда актуальность настоящего исследования.

Его цель: проанализировать с современных позиций проблему урока в классе индивидуального обучения музыке; рассмотреть основные структурные компоненты урока, уточнить научно-практические представления о его содержании, формах, средствах, способах проведения; разработать и экспериментально проверить рекомендации, направленные на оптимизацию музыкальных занятий в условиях диадического («парного») взаимодействия учителя и ученика.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - урок как основная форма организации индивидуального обучения на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Гипотеза исследования - эффективность урока в музыкально-исполнительских классах (фортепиано, скрипка, народные инструменты и др.) может существенно повыситься, если: а) в широкую музыкально-педагогическую практику будет внедрена полиморфная структура занятий, предполагающая использование -наряду и параллельно с традиционными схемами урока - также и других, многообразных и сложносоставных форм занятий, включающих побочные и дополнительные их виды и формы. Урок в этом случае может проходить в виде посещения концерта (с последующим обсуждением впечатлений от него), экскурсии в музей, прослушивания звукозаписей и т.д.; б) содержание урока обогатится и расширится за счет внедрения в его структуру новых компонентов. Целью педагога станет в этом случае не только пополнение фонда специальных знаний учащегося, выработка профессионально-значимых умений, навыков и т.д., но и создание на уроке в классе некой модели (прообраза) домашних занятий учащегося; в) педагог-музыкант будет гибко чередовать на уроке различные ролевые функции, менять стилистику учебной работы: от авторитарно-императивной до консультационной. В последнем случае педагог сознательно ограничивает себя ролью фасилитейтора (советчика, консультанта, эксперта), оставляя право выбора и принятия решения за учащимся; г) каждый отдельный урок будет рассматриваться не изолированно, не локально, а как определенное звено в цепи других уроков; причем совокупность их будет трактоваться педагогом в виде целостной, слитной учебно-образовательной системы, отдельные элементы которой распределяются и актуализируются в зависимости от общей логики обучения и конкретных задач на данном этапе учебно-образовательного процесса; д) урок будет трактоваться педагогом-музыкантом в русле концепции личностно-центрированного (субъект-субъектного) обучения.

Задачи исследования:

- Выявить синтез общедидактических и музыкально-педагогических принципов, определяющих организацию и формы проведения урока в классе индивидуального обучения музыке.

- Проанализировать специфику индивидуальных занятий в музыкально-исполнительских классах (на материале учебно-воспитательной работы в фортепианных классах педагогических учебных заведений).

- Охарактеризовать компоненты, за счет которых могут быть обогащены структура, содержание и формы урока музыки.

- Разработать и теоретически обосновать систему психолого-педагогических рекомендаций, направленных на повышение эффективности занятий музыкальным исполнительством.

- Исследовать факторы, способные повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты учителя и ученика в ходе индивидуального обучения.

- Проверить выдвинутые теоретико-методические положения в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования послужили: теоретические концепции, определяющие содержание и формы урока как основной структурной единицы процесса обучения (Я.А. Коменский, И.Г. Песта-лоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.); труды современных специалистов, исследующих и уточняющих вектор развития урочной системы в современных условиях, в контексте педагогических реалий второй половины XX столетия (Ю.Б. Зотов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лер-нер и др.); психолого-педагогические исследования, посвященные про

4кг1 блеме межличностных взаимоотношений учителя и ученика (В.И. Петрушин, Е.П. Крупник, П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.А. Левано-ва и др.); работы отечественных педагогов-музыкантов, освещающие специфику индивидуальных занятий в музыкально-исполнительских классах (Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.Д. Алексеев, Я.И. Милыитейн и др.); труды известных российских философов, посвященные вопросам художественного воспитания и образования (Н.И. Киященко, Е.Н. Шапинская и др.); труды ведущих российских спе-* циалистов в области истории, теории и методики преподавания музыки

Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Арчажникова, Т.И. Бакланова, А.В. Богданова, Т.С. Комарова, Д.Б. Критский, Е.И. Максимов, А.В. Малинков-ская, А.Н. Малюков, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин и др.).

В исследовании применялись следующие методы:

- Изучение специальной литературы (дидактика, педагогическая психология, методика преподавания музыки).

- Обобщение передового педагогического опыта в части организации и проведения урока в классе индивидуального обучения музыке.

- Анализ личного педагогического опыта автора диссертации.

- Целенаправленное наблюдение за формами организации уроков в музыкально-педагогических учебных заведениях высшего звена (Самара, Москва); педагогическое анкетирование; собеседование; обучающий эксперимент.

Новизна проведенного исследования:

1. Обобщены многочисленные научно-практические данные, характеризующие общее состояние дел в широком музыкально-педагогическом обиходе, - в той его части, которая связана с организацией и формой индивидуальных занятий в музыкально-исполнительских классах.

2. Исследованы с современных позиций основные компоненты урока в музыкально-исполнительском (фортепианном) классе: цели и задачи, содержание и формы, педагогические средства и методы проведения урока.

3. Изучены принципиально важные особенности урока как целостной динамической системы, напрямую зависящей от характера и уровня взаимодействия учителя и ученика.

4. Определены общедидактические и конкретные музыкально-педагогические условия, необходимые для модернизации современного урока, оптимизации соотношения его основных составляющих; уточнены в этой связи пути и способы достижения необходимого баланса между двумя основными методами воздействия педагога на учащегося - словесного пояснения и конкретного исполнительского показа-иллюстрации.

5. Обосновано положение о многокомпонентной, сложносоставной структуре современного урока в музыкально-исполнительском классе; выявлены практические эффективные способы реализации этого положения.

Практическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют оптимизировать содержание, формы и методы проведения урока в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений. Данные, полученные в ходе работы, практические рекомендации, содержащиеся в ней, могут быть использованы с определенными модификациями в классах фортепиано, скрипки, баяна, вокала и т.д. Материалы диссертации найдут применение как в контексте индивидуальных занятий, так и в рамках лекционных курсов по соответствующим учебным дисциплинам (например, «Методика обучения игре на фортепиано» и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ситуация, сложившаяся в российской системе музыкально-педагогического образования, требует внесения корректив в традиционные формы проведения урока в музыкально-исполнительских классах. Берущие свое начало в XVIII - XIX вв., откристаллизовавшиеся в XX веке, они нуждаются в определенной модернизации в соответствии с реалиями времени. Совершенствование содержания и форм урока в музыкально-исполнительских классах предполагает органичный синтез обще» дидактических и частнопредметных составляющих (педагогических подходов, компонентов и проч.) в целостной структуре обучения.

2. Локализация урока в узких рамках исполнительского (профессионально-технического) освоения музыкального материала расходится с современными требованиями подготовки специалиста. Практика свидетельствует, что необходимо расширять предметное поле занятий, обогащать и «интеллектуализировать» их, стремиться к большей многослой-ности процесса обучения. Требуется вводить в этот процесс дополнительные виды и формы работы, среди которых могут иметь место посещения учащимися и педагогами концертных залов, художественных музеев, совместное прослушивание новинок грамзаписей, организация разного рода мероприятий, сориентированных на расширение личностно-профессионального кругозора будущих специалистов.

3. Соотношение стратегических и тактических компонентов обучения, то есть долговременного педагогического планирования, с одной стороны, и решения актуальных практических задач, с другой стороны, должно быть гибким, лабильным, изменчивым, оставляя место для педагогических импровизаций, различных «сюрпризов», смены (в случае необходимости) ранее намеченных педагогических диспозиций. Только в этом случае целенаправленность и последовательность в реализации стратегического курса обучения не снизят градуса эмоциональной увлеченности и заинтересованности учащихся происходящим на уроке.

4. На уроке в музыкально-исполнительском классе учащийся должен получать импульс для дальнейшего самодвижения в рамках избранной специальности; у него должна формироваться установка на самомобилизацию внутренних ресурсов, развиваться потребность в креативных действиях, в самореализации, должны вырабатываться готовность и умение экстраполировать приобретенные ЗУНы (знания, умения, навыки) в новые условия деятельности. Поэтому педагогу следует давать лишь общее направление в решении некоторых вопросов, возникающих на уроке, не детализируя - если в этом нет прямой необходимости - своих позиций. Профессиональная проблематика должна оставаться в этих случаях как бы разомкнутой, открытой для дальнейшего углубления в нее самого учащегося.

Теоретическая достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена: а) опорой на фундаментальные положения отечественной дидактики, педагогической психологии, музыкознания и других смежных наук, а также адекватностью методологии исследования его специфике, его предмету, целям, задачам и т.д.; б) применением комплексного метода исследования, сочетающего в органичном единстве теоретические и научно-практические подходы к рассматриваемой проблеме; в) апробацией основных положений диссертации в различных видах и формах экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений с докладами на научно-практической конференции «Эстетическая и профессиональная направленность образования в системе «школа - вуз» (февраль 2001г.), II научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе» (февраль 2002г.); в ходе обсуждения исследования на заседаниях кафедры фортепиано Института художественного образования СамГПУ; в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Института художественного образования СамГПУ и музыкального факультета Московского педагогического государственного университета; через публикацию статей и других материалов по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чегодаева, Мария Дмитриевна

ВЫВОДЫ

1. В настоящее время в связи с ранее упоминавшимися социокультурными изменениями, происходящими в России, в системе современного музыкально-педагогического образования становится очевидной необходимость корректив существующих формоструктур учебного процесса и поиска оптимального организационного построения индивидуальных музыкально-исполнительских занятий.

2. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что одним из главных условий построения продуктивного учебного процесса в музыкально-исполнительских классах является наличие хорошо организованной целостной учебно-образовательной системы занятий, а также эффективное функционирование основной единицы данной системы -урока.

3. Высокую эффективность в ходе поиска оптимальной организации музыкально-исполнительских занятий показала сложносоставная полиморфная система обучения (использующая наряду с привычной формой урока взаимодополняющие формы обучения, открытые уроки, разнообразные виды монотематических занятий), постоянно варьирующая и модифицирующая виды и формы учебной работы в музыкально-исполнительском классе.

4. Немаловажным фактором оптимального построения музыкально-исполнительских занятий является стабильная благоприятная психологическая атмосфера занятий, вследствие этого пристальное внимание в ходе организации учебно-воспитательного процесса следует уделять установлению эмоционального контакта с учащимся, формированию межличностных отношений с приоритетным использованием либерально-толерантного стиля общения. В то же время чередование педагогом различных стилей работы (от авторитарного до консультационного) имеет более широкий диапазон психологического воздействия на учащегося; переключение ролевых функций в процессе работы мобилизует ученика на повышение активности и самостоятельности в овладении собственной профессией.

5. Улучшение качества самостоятельных домашних занятий учащегося способствует укреплению процесса обучения в целом и планомерно выводит музыкально-исполнительский урок на более высокий уровень творческого взаимодействия преподавателя и ученика. Проведение урока как «прообраза домашних занятий» помогает учащемуся приобретать опыт организации самостоятельной учебной работы, что дает ему большую свободу творческого поиска и готовит к продолжению самообразования в дальнейшем вне стен вуза.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чегодаева, Мария Дмитриевна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие к спецкурсу. М.: Изд-во Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1990. 186с.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1991. 38с.

3. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе: Материалы II Самарской региональной научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. 480с.

4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: В 2-х ч. М.: Муз-гиз, 1962. 4.1 234с., 4.2 - 285с.

5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд., доп. М.: Музыка, 1978. 288с.

6. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. - 334с.

7. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1988. 32с.

8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1980.- 368с.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 111с.

10. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1986. 36с.

11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192с.

12. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. 2-е изд. Киев: Радянська школа, 1984. 287с.

13. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96с.

14. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1997. 25с.

15. Бакланова Т.И. Программа интегрированного искусства. М.: Изд-во «Рино», 1996. - 240с.

16. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288с.

17. Баренбойм Л.А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. 368с.

18. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1979. 352с.

19. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. Л.: Музыка, 1982. 64с.

20. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано: Пособие для студентов-заочников муз.-пед. факультетов. М.: Просвещение, 1977. 103с.

21. Богданова А.В. Музыкальное искусство в условиях тоталитарного общества (в контексте истории музыкально-социологических идей). М.: Музыка, 1996. - 208с.

22. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. М.: Знание, 1974. -64с.

23. Бронфин Е.Ф. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978. - 135с.

24. Букатов В.М. Драмогерменевтика основные положения II Магистр. 1994. № 3. С.65-71.

25. Булатова Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной. М.: Музыка, 1976. 80с.

26. Бунин В.В. Педагогика С.Е.Фейнберга. М.: Музыка, 2000. -80с.

27. Валеев Г.К. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1999. №5. С. 22-26.

28. Векслер С.И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 127с.

29. Виноградова О.С. На уроках К.Н. Игумнова II Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5. М.: Музыка, 1984. С.3-14.

30. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины.актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. - 538с.

31. В классе А.Б. Гольденвейзера / Сост. Д.Л. Благой, Е.И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. 212с.

32. В фортепианных классах Ленинградской консерватории / Сб. статей под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. 188с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968. 576с.

34. Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения II Педагогика. 1999. №1. С. 50-55.

35. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып.2. М., 1995. С.64-72.

36. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118с.

37. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. -4-е изд., доп. М.: Музыка, 1981. - 143с.

38. Гировский Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано II Вопросы музыкальной педагогики. 1979. № 1. С. 29-37.

39. Гнесина Е.Ф.: Воспоминания современников I Сост. М.З.Риттих. М.: Советский композитор, 1982. 225с.

40. Гольденвейзер А.Б.: Статьи, материалы, воспоминания / Сост. Д. Благой. М.: Советский композитор, 1969. 448с.

41. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре: Пер. с англ. Г.А. Павлова. М.: Музгиз, 1961. 224с.

42. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М.: Просвещение, 1987.- 191с.

43. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1956. 374с.

44. Данилов М.А. Логика учебного процесса II Вопросы повышения эффективности урока. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1959.

45. Деревцов И.А. Повышение качества урока. Краснодар: Кн. изд-во, 1961. 71с.

46. Долинская Е.Б. Музыкальный диалог времен II Советская музыка. 1988. №9. С.12-16.

47. Древелов X. и др. Домашние задания: Пер. с нем. Н.С. Кабановой. М.: Просвещение, 1989. 77с.

48. Древе У., Фурманн Э. Организация урока (В вопр. и ответах): Пер. с нем. М.: Просвещение, 1984. 126с.

49. Дроздова М.А. Уроки Юдиной. М.: Композитор, 1997. 224с.

50. Егорова С.В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки: Автореф. дисс. .канд. пед.наук. М.: МПГУ, 1998. 19с.

51. Езерский С.Н. 45 минут (Заметки о пед. мастерстве). М.: Знание, 1963. 31с.

52. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, изд-во Флинта, 1998. - 336с.

53. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя II Сов. педагогика. 1988. №1. С. 70-75.

54. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - 418с.

55. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.- 140с.

56. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. 144с.

57. Иванов С.В. Дидактические правила успешного ведения урока. Воронеж, 1957. 23с.

58. Иванов С.В. Типы и структура уроков. М.: Учпедгиз, 1952. -152с.

59. Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете (Вопросы теории и истории фортепианной педагогики) / Сб. трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1973. 108с.

60. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. 141с.

61. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников II Педагогика. 1993. № 3. С. 25-29.

62. Каймакчи Г.В. К вопросу об активизации внимания учащихся на уроке. Краснодар: Кн. изд-во, 1960. 23с.

63. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704с.

64. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов II Педагогика. 2001. №4. С. 63-66.

65. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. 159с.

66. Киященко Н.И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России // Современные концепции эстетического воспитания. М.: ИФРАН, 1998. - С. 235-273.

67. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий: В 3 ч. М.: Форум: ИН ИНФРА, 2000. Ч. 3.-116 с.

68. Коваленко В. К проблеме рационального построения фортепианного урока II Актуальные проблемы муз. педагогики. 1982. Вып. 62. С. 115-131.

69. Коган Г.М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы // Вопросы муз. педагогики. 1979. № 1. С. 71-85.

70. Коган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд., доп. М.: Музыка, 1979. -182с.

71. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. Изд. 4-е, доп. М.Советский композитор, 1977. 176с.

72. Колотиенко А. О путях совершенствования вузовского музыкального образования II Актуальные проблемы муз. педагогики. 1982. Вып. 62. С. 63-70.

73. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. М.: МПГУ, 1997.- 176с.

74. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогических дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. 158с.

75. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1 656с.

76. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № З.С. 43-49.

77. Корто А. О фортепианном искусстве: Пер., ред. текста, ком-мент. К.Х. Аджемова. М.: Музыка, 1965. 363с.

78. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165с.

79. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. 120с.

80. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. -88с.

81. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000.

82. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. М., 1990.- 27с.

83. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности II Психологический журнал. 1991. Т.12. №1. С.108-117.

84. Кузин Ф.А. Диссертация: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: Ось-89, 2000. 320с.

85. Кузовлев В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство II Педагогика. 2000. №1. С. 52-58.

86. Кулова Е.К. В фортепианных классах Московской консерватории (У истоков одной традиции) II Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991. С.112-130.

87. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: ТЦ Учитель, 2001. 160с.

88. Ларченко О.А. Педагогические принципы П.А. Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991. С.50-75.

89. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: ТОО «Рос. пед. агентство», 1993. - 151с.

90. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Метод, пособие. М., 2002. 224с.

91. Лев Наумов: Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замо-ториной. М.: РИФ «Антиква», 2002. 336с.

92. Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. Кн.2. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1988. - 280с.

93. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций II Педагогика. 1996. №2. С.7-11.

94. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. -80с.

95. Лещинский Д.С. Организация урока и дисциплина. Минск: Учпедгиз БССР, 1960. 78с.

96. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 236с.

97. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 1998. -464с.

98. Cf 99. Л.Н. Оборин педагог: Сб. ст. / Сост. Е.К. Кулова. М.: Музыка, 1989. 188с.

99. Л.Н. Оборин. Статьи. Воспоминания / Сост. М.Г. Соколова. М.: Музыка, 1977. 223с.

100. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Бу-торина. М.: Педагогика, 1991. 344с.

101. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М.: Знание, 1976. 62с.

102. Любомудрова Н.А, Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982 143с.

103. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. М.: Сов. композитор, 1987. 199с.

104. Малинковская А.В. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога II Актуальные проблемы музыкальной педагогики. 1982. Вып.62. С. 7-32.

105. Малинковская А.В. Стилевые проблемы в пианистической ^ теории. 1920-1970 гг. (Из истории отечественного исполнительскогомузыкознания) II Фортепианное исполнительство: теория и практика. -М.: Мин. культуры РФ, 1998. С. 32-59.

106. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд-во «Феникс», 1999. - 256с.

107. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дисс. .д-ра пед.наук. М.: МПГУ, 2002. 53с.

108. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. 128с.

109. Матрос Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. М.: Знание, 1991. 80с.

110. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. -365с.

111. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. 191с.

112. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора / Страницы из записных книжек. М.: Музыка, 1979. 69с.

113. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. 262с.

114. Мильштейн Я.И. К. Н. Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471с.

115. Молонов Г.Ц. О логике и структуре урока II Педагогика. 1994. № 5. С. 44-46.

116. Москоленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1968.

117. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383с.

118. Найн И.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент II Педагогика, 1996. №5. С.10-15.

119. Нейгауз Г.Г. Воспоминания. Письма. Материалы / Сост. Е.Р. Рихтер. М.: Имидж, 1992. 415с.

120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240с.

121. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576с.

122. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -496с.

123. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб. пособие для студ. фортепианных факультетов муз. вузов. М.: Музыка, 1980. 112с.

124. Николаев Л.В.: Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Л. Фишман. Л.: Сов. композитор, 1979. -328с.

125. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: истори-ко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000.

126. Никольская А.А. Методы и формы обучения в историческом ракурсе II Педагогика. 1999. № 5. С. 52-56.

127. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. - 112с.

128. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Трушин Н.А. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва проев. РСФСР, 1959. -256с.

129. Огородников И.Т., Аристова Л.П. Вопросы повышения эффективности урока. Казань: Таткнигоиздат, 1959. 80с.

130. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. 191с.

131. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. - 352с.

132. Ощепкова О.В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 168с.

133. Перельман Н. В классе рояля: Короткие рассуждения. Изд. 4-е, доп. Л.: Музыка, 1986. 79с.

134. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. М.: Издание академии педагогических наук РСФСР, 1961. Т.2. -564с.

135. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим», 1994. 304с.

136. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. 80с.

137. Плохова М.Г. Проблемы дисциплины в истории советской педагогики и школы. М.: Изд-во «Российский открытый университет», 1996. - 160с.

138. Польны Р. О модели урока // Советская педагогика. 1987. № 3. С.53.

139. Порядин З.А. О дидактических основах рациональной организации урока. Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1966. 32с.

140. Приступа Г.Н. Анализ урока. Рязань: РГПИ, 1983. 100с.

141. Профессиональная направленность инструментального обучения будущих учителей музыки: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1992. 246с.

142. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Дисс. в виде научного доклада .д-ра пед наук. М.: МГОПУ, 1999. 52с.

143. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. 141с.

144. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. 96с.

145. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие. М.: МГОПУ, 1996. 146с.

146. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1991. 35с.

147. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 423с.

148. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.2.- 336с.

149. Рябов Г.И. Закон эффективности обучения // Педагогика. 1993. № 1. С. 13-18.

150. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964. 187с.

151. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе II Педагогика. 2000. №2. С. 34-41.

152. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование II Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.

153. Симонов В.П., Иванова Т.П., Волчкова А.П. Опыт системного анализа урока II Педагогика. 1996. № 3. С. 35-39.

154. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 95с.

155. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 205с.

156. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 221с.

157. Смирнова М.В. Артур Шнабель. Л.: Музыка, 1979. 96с.

158. Стрезикозин В.П. Актуальные вопросы дальнейшего совершенствования урока: Метод, рекомендации. М., 1966. 19с.

159. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: «Прометей», 1992. - 288с.

160. Стулова Г.П. Теоретическое наследие профессора В.Г. Соколова / Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 4. М., 2000.

161. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368с.

162. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 208с.

163. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.- 335с.

164. Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. Самара: СГПИ, 1992. 179с.

165. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т.1 584с, Т.2 - 440с.

166. Фейгин М.Э. Выявление и развитие индивидуальности ученика в фортепианном классе II Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1961. № 2. С.7-39.

167. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975. 110с.

168. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1969. 598с.

169. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978. -207с.

170. Фоменко В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ир-фон, 1969. 155с.

171. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. Минск, 1998. - 560с.

172. Хентова С.М. Маргарита Лонг. М.: Музгиз, 1961. 104с.

173. Цейтлина И.А. Педагогическая импровизация в подготовке учителя музыки // Музыкально-педагогическое образование: проблемы и перспективы. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С.213 218.

174. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176с.

175. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28с.

176. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз. отделений педвузов и консерваторий. М.: Фирма Интерпракс, 1994. 373с.

177. Цыпин Г.М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы II Вопросы муз. педагогики. 1979. № 1. С. 44-58.

178. Цыпин Г.М. Человек. Талант. Труд. (Музыкант в современном мире): Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. 239с.

179. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. М.: «Прометей», 1997.- 192с.

180. Шауб В. В классе С.И. Савшинского II Вопросы музыкальной теории и педагогики. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1975. С. 200-214.

181. Щапов А.П. Этюды о фортепианной педагогике. М.: Музгиз, 1934. 82с.

182. Щукина Г.И. О проблемах современного урока II Советская педагогика. 1987. № 1. С. 48-51.

183. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. Смоленск: Изд-во Смол. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1997. 113с.

184. Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 208с.

185. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью II Сост. Е.Б. Долинская, М.М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1983. 272с.

186. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н. Шацкой. -М., 1995.

187. Bastien J. How to Teach Piano Successfully. Kjos: Park Ridge & La Jolla, 1973.-X, 496p.

188. Chase M. Just Being at the Piano I Forew. By Lee Strasberg. -Culver City (Calif.): Peace press, 1981. XV, 101 p.

189. Earhart W. The Meaning and Teaching of Music. New York: M.Witmark & Sons, 1950. 250p.

190. Gordon E. Developmental music aptitudes among inner city primary children II Bull, of Council for Research in Music Education. 1980. №63. P. 25-30.

191. Great Teachers: Students Write about Their Teachers I Ed. by Peterson H. New York, 1946. 347p.

192. Green Barry, Gallwey W. Timothy. The Inner Game of Music. -London: Pan Books, 1987. 248p.

193. Terwilliger G. Piano Teacher's Professional Handbook. New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1965. 254p.

194. Wing H. A factorial study in musical tests II Brit. J. of Psychol. -1941. V. 31. P. 341-348.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.