Оптимизация процесса обучения линейной и воздушной перспективе: На материале начального этапа обучения рисунку в детских художественных школах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бауман, Елена Николаевна

  • Бауман, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 212
Бауман, Елена Николаевна. Оптимизация процесса обучения линейной и воздушной перспективе: На материале начального этапа обучения рисунку в детских художественных школах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бауман, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.4

Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНЕЙНОЙ И

ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.15

1.1. Проблема изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости.15

1.2. Обращение к прямой перспективе в эпоху Возрождения и в искусстве Нового Времени.22

1.3. Зарубежная и отечественная практика преподавания перспективы.34

Глава II. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНЕЙНОЙ И ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 52

2.1. Психолого-педагогические основы преподавания перспективы. 52

2.2. Оптимизация и систематизация процесса обучения перспективе.62

2.3. Отработка элементов методической системы. пробно-поисковый эксперимент) 69

2.4. Предлагаемая модель методической системы 84

Глава III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЕ В РАБОТЕ С НАТУРЫ.112

3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 112

3.2. Экспериментальная проверка методической системы оптимизации процесса обучения рисунку с натуры (формирующий и сравнительный эксперименты). .126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация процесса обучения линейной и воздушной перспективе: На материале начального этапа обучения рисунку в детских художественных школах»

Одной из важнейших задач становления всесторонне и гармонично развитой личности является ее эстетическое воспитание и художественное образование. Формирование в ребенке чувства прекрасного, развитие умения ценить и понимать красоту окружающего мира, произведений искусства, памятников архитектуры, знакомство с историческим и культурным наследием - такие задачи ставит перед собой и в значительной мере решает начальная ступень художественного образования — Детская художественная школа (ДХШ). Она является важной составляющей художественного образования в целом и берёт на себя функцию создания базы для дальнейшей, профессиональной подготовки учащихся по дисциплинам изобразительного цикла на художественных факультетах высших и средних учебных заведений.

Система начального, художественного образования традиционна для нашей страны, но фактически воспитанием юных художников занималось не так много учебных заведений. Официально ДХШ получили самостоятельный статус не более 40 лет назад. За это время они гармонично вписались в процесс профессиональной подготовки художников. Кроме того, они являются важными культурно-просветительными центрами для детей и подростков города, проводят большую работу по выявлению способных детей. Школы предъявляют к себе высокие требования, постоянно совершенствуют качество своей работы. Городской методический кабинет часто проводит общешкольные методические совещания, на которых общается прогрессивный опыт лучших художников-педагогов. Обмен опытом и методиками, проведение совместных выставок, корректировка или предложение новых учебных программ, - все это способствует активизации исследований и экспериментов по всем направлениям художественного образования.

Поддержание ДХШ своего высокого уровня, реалистической направленности, да и само их существование, как системы бесплатного образования можно считать уникальным для современных условий.

Анализируя опыт, полученный при знакомстве с западной системой художественного образования, побывав в арт - школах, студиях и проведя несколько уроков мастер- класса на основании обмена опытом, мы убедились, что там наличествует большое количество студий, частных школ различной направленности, в них поощряется индивидуально-творческий и любительский подход. Большое значение придается концептуальному направлению в творчестве детей. Широко распространены технические средства, обучения через компьютерные программы и телевизионные передачи, в которых широко применяется метод визуально-технического повтора за учителем. Это позволило нам сделать вывод, что коммерциализация учебных заведений не способствует созданию централизованной системы начального, художественного образования. ф В нашей стране, несмотря на определенные трудности, по-прежнему высока роль преподавателя, его общественная значимость и социальная ответственность как основного проводника достижений искусства и культуры в художественной школе. В связи с этим постоянно ведется поиск новых оптимальных подходов в обучении и усовершенствование учебных программ.

За время четырехлетнего обучения дети осваивают несколько художественных предметов. В ходе преподавательской деятельности нами были замечены проблемные моменты, которые требуют исследования, доработки и нового подхода. Среди ряда актуальных вопросов мы выбрали проблему поиска оптимальной методики обучения и развития в освоении такого понятия как линей* ная и воздушная перспектива. Она основывается на решении целого комплекса задач.

Оптимизация учебного процесса предполагает повышение эффективности в обучении не любыми средствами, а наиболее эффективными, продуктивными, не допускающими превышения расхода времени и усилий учащихся и преподавателя. Оптимально выбранный вариант в обучении должен давать максимально возможные результаты в формировании знаний, умений и навыков учащихся, причём уровень полученных результатов должен соответствовать максимальным возможностям каждого ученика.

Термин «оптимальный» (optimum - лат) означает «наилучший», наилучший с точки зрения заданных критериев, выбираемых на основе сравнительного анализа, возможных решений и определении наиболее эффективных из них.

Методика оптимизации, по утверждению Ю.К. Бабанского, «предусматривает целостный, осознанный выбор и построение наиболее рационального и эффективного для данной ситуации варианта организации учебно-воспитательного процесса на основе системного подхода». (17с.31)

При освоении понятия перспективы на первом этапе обучения, состоящему из 2-х лет, мы сконцентрировали основное внимание на анализе роли и места задач линейной и воздушной перспективы, оптимизирующих учебный процесс по рисунку с натуры. Изучение деятельности художников-педагогов и теоретиков, а также анализ и систематизация методики преподавания рисунка в различных учебных заведениях, в том числе в художественных школах, позволили нам собрать обширный материал, свидетельствующий о том, что процесс работы с натуры уже на начальном этапе обучения предусматривает решение целого ряда комплексных задач. В свою очередь, эти задачи охватывают большой объём разнообразных сведений для практического освоения заданий по рисунку с натуры. Но при подобном комплексном подходе процесс освоения перспективы растягивался на четыре года, то есть до окончания школы. Мы же в своём исследовании предложили системный подход в освоении этого понятия, значительно ограничив его по срокам.

Оптимизация процесса по срокам дала возможность углублённо заниматься этой проблемой, не только не снимая с себя обязанности освоить школьную программу в целом, но и значительно её дополнить.

При следовании ныне существующим программам освоение перспективы слишком затягивается и даже в конце обучения можно встретить большое количество сопутствующих ошибок в работах учащихся. Это связано с тем, что ознакомление с перспективой проводится эпизодически, порциями, бессистемно. Для более раннего освоения этого понятия нами была разработана и предложена оптимизирующая методика, основанная на системном, сжатом и отдельном преподавании правил линейной и воздушной перспективы. Стержнем этой методики является рисование с натуры натюрморта, интерьера и натюрморта в интерьере, при этом обеспечивается качественное усвоение материала на начальном этапе обучения.

Изучая работы авторов, рассматривавших тот или иной способ построения перспективы в изобразительном процессе, мы не обнаружили специальных работ, в которых анализ влияния перспективных задач на активизацию процесса обучения рисунку с натуры рассматривался бы всесторонне и глубоко. Проблема эта растворялась в ходе исследования ряда других вопросов живописи, рисунка, композиции. Однако системного подхода в исследовании перспективных задач, отношений и связей этих задач в практической работе с натуры, а также участие задач построения перспективы в проблеме оптимизации процесса обучения рисунку с натуры до настоящего времени не проводилось. Между тем, эти вопросы требуют основательного научно-теоретического и методического освещения.

Необходимо отметить, что в общеметодологическом плане достаточно хорошо исследованы вопросы художественной подготовки школьников в трудах Н.Н. Анисимова, А.И. Астахова, Ю.К. Бабанского, Н.Н. Волкова, Е.С. Громова, B.JI. Дранкова, Е.И. Игнатьева, В.М. Кириенко, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, A.JI. Леонтьева, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарева, Б.В. Раушенбаха, Н.Н. Ростовцева,, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, П.М. Якобсона, и др.

В теории, по вопросам активизации пространственно-образного мышления и дидактическим основам организации занятий в русле динамикоаналитического подхода особый интерес представляют труды А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, С.П Ломов, А.С. Хвостова и др.

По вопросам методики преподавания линейной и воздушной перспективы накоплен большой опыт у выдающихся представителей русской художественной школы: Д.Н. Кардовского, А. Сапожникова, П.А. Чистякова, а также у современных отечественных педагогов — Е.В. Шорохова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комаровой, А.С. Пучкова, Н.Э. Радлова, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, А.С. Триселева, и др.

Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий учебных программ, наблюдение за проблемами школьного образования показали, что те затруднения и противоречия, с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение, для современной методической системы.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по рисунку, с целью создания методики оптимизации процесса обучения линейной и воздушной перспективе.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что если руководствоваться ныне существующими программами, то учащиеся осваивают понятие линейной и воздушной перспективы лишь к концу обучения в ДХШ, а практическое использование его актуально с самого начала обучения.

Поэтому от нерешенности данной проблемы страдает качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Отсюда возникает необходимость создания новой методики планирования оптимальных путей в освоении такого понятия, как линейная и воздушная перспектива, и использования полученных знаний на всех предметах изобразительного цикла. Таким образом, мы констатируем актуальность выбранной нами проблемы исследования.

Цель исследования заключается в разработке методической системы, организующей динамичный подход в перспективно-пространственном изображении натуры, оптимизирующей процесс обучения рисунку в целом и сокращающий период освоения линейной и воздушной перспективы с четырех до двух лет обучения. Целью исследования является также апробация новой программы, созданной в результате разработки экспериментальной методики. Получение реальных результатов и значительных успехов экспериментальной группы учащихся по сравнению с контрольной группой послужит доказательством и подтверждением предлагаемой методики.

Объектом исследования являются учебно-воспитательные, развивающие, формирующие процессы на занятиях рисунком в ДХШ.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие освоению учащимися первого и второго года обучения в ДХШ понятия линейной и воздушной перспективы на занятиях рисунком с натуры и рисунком по представлению. Анализ специальной литературы, исследования и обобщение опыта преподавания дисциплин изобразительного цикла в различных учебных заведениях, а также многолетний педагогический опыт работы в ДХШ позволили нам выдвинуть следующую рабочую гипотезу.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что если для оптимизации процесса обучения детей законам перспективы будет использована научно обоснованная и экспериментально подтвержденная методическая система, направленная на развитие пространственного представления, образного мышления и перспективно-грамотного воспроизведения формы предметов и включающая в себя: а) цели, задачи и содержание обучения перспективе; б) дидактические принципы, формы, методы, методические приемы; в) средства обеспечения учебного процесса; то по завершении эксперимента учащиеся смогут безошибочно работать как с натурными постановками, так и без натуры. Это связано с тем, что развитие пространственного представления во взаимодействии с аналитическим подходом к заданию приведут к повышению качества учебных работ и развитию пространственного мышления. Формирование и развитие такого взаимодействия должны осуществляться на основе:

-системного планирования учебного процесса на занятиях рисунком;

-оптимальной, логически последовательной структуры занятий, включающих, наряду с известными, ряд специальных задач на перспективу при работе с натуры;

-использования рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля.

Для достижения цели и проверки разработанной гипотезы нами была определена необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Исследовать историю работы с натуры зарубежными, русскими и советскими художниками- педагогами. Обобщить опыт работы различных школ и направлений по интересующей нас проблеме, а также изучить диссертационные исследования и учебные программы для детских художественных школ.

2. Определить и систематизировать основные задачи, решаемые на начальном этапе обучения рисунку с натуры, раскрыв особенности их проявления и характер взаимодействия.

3. Рассмотреть психолого-педагогические основы оптимизации изобразительной деятельности в работе с натуры.

4. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику оптимизации обучения рисунку с натуры в первом и втором классах дхш.

Методологической основой явились исследования ведущих ученых, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области преподавания рисунка.

Большую поддержку в изучении психологии мышления нам оказали классические труды представителей отечественной школы психологии: Б.Г. Ананьева, JT.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Т.И. Горбатенко, В.В. Давыдова, JT.B. Занкова, B.JT. Зинченко, Н.С. Лайтеса, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, Н.С.

Лукина, Д.А. Николенко, Г.Т. Овсепяна, А.К. Паныпина, C.JI. Рубинштейна, C.JI. Сахарова, Г.С. Филлипюка.

С закономерностями психологии зрительного восприятия мы ознакомились в трудах Н.Ю. Вергилеса, P.JI. Грегори, Б.В. Коссова, С.В. Кравкова, Л.И. Леушина, Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина, Б.В. Раушенбаха.

Такие виды мышления, как наглядно-образное и наглядно-действенное получили отражение в трудах американского психолога Дж. Брукера. Подробный анализ такого вида мышления как «визуальное» даёт Р. Арнхейм.

Проблему влияния восприятия предмета на изображение по представлению раскрывают исследования Е.И. Игнатьева, Г.Г. Ивашиной.

О постановке глаза на начальном этапе обучения говорится в работе В.А. Нукало.

Интересующей нас проблемой занимались лучшие представители науки и искусства. Из обширного материала по истории и теории линейной и воздушной перспективы мы выделили труды М.В. Алпатова, Л.Б. Альберти, И. Гинзбурга, Н.Н. Ростовцева, П.А. Флоренского.

Для реализации поставленных задач, направленных на доказательство разработанной гипотезы, нами использован комплекс взаимообусловленных методов исследования:

1. Изучение и анализ литературы по эстетике, психологии, физиологии, педагогике и теории изобразительного искусства;

2. Анализ состояния теории и практики преподавания рисунка в зарубежной, русской и советской художественных школах;

3. Анализ рабочих программ для детских художественных школ по дисциплинам изобразительного цикла и изучение опыта работы педагогов;

4. Наблюдение за процессом учебной деятельности школьников на занятиях по рисунку, сравнительный анализ их работ, фиксирование результатов, экспериментальное исследование;

5. Анализ результатов изобразительной деятельности учащихся.

6. Естественные педагогические эксперименты - поисковый, констатирующий, формирующий и сравнительный;

7. Обобщение опыта собственной педагогической и творческой деятельности.

Этапы исследования.

Первый этап (1995-1996гг.)- изучение практического опыта, систематизация теоретических сведений и психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение актуальности и уровня разработанности проблемы, объекта и предмета исследования, задачи методологии и методов исследовательской работы.

Второй этап (1996-1998гг) - разработка научно-обоснованной методики оптимизации обучения линейной и воздушной перспективе, экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (1998-2000гг) - систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены потенциальные возможности учащихся к освоению понятия линейной и воздушной перспективы уже на первом этапе обучения;

- выявлены особенности динамичного подхода в работе с натурой;

- расширено представление о решении задач в пространственном изображении, найден системный подход в оптимизации процесса обучения рисунку с натуры;

- вскрыта необходимость первоочередного обучения этому понятию, исходя из требований преподавания других предметов изобразительного цикла;

- исследован механизм конструктивно-аналитического изучения натуры;

- на основе разработанных нами параметров определены критерии и оценки уровня освоения правил линейной и воздушной перспективы.

Разработана оригинальная, эффективная методическая система оптимизации процесса освоения линейной и воздушной перспективы, что в свою очередь оптимизирует весь процесс обучения рисунку в целом. Методическая система включает в себя:

A) цели, задачи и содержание обучения;

Б) дидактические принципы, формы, методы, методические приемы;

B) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих или формирующих процессов на занятиях по изучению перспективы (Т.С.О., наглядные пособия и т.д.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в развитии методов обучения рисунку с натуры, в совершенствовании программ по рисунку, разработанная методика может быть использована в практике преподавания в художественных школах, училищах и других учебных заведениях.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования.

Апробация исследования и внедрения его результатов. Опытно экспериментальной базой исследования служили московские детские художественные школы. Основная часть исследования проводилась на базе Детской художественной школы № 4. В экспериментальном обучении участвовали учащиеся первого и второго классов художественной школы. Материалы диссертации внедрены в практику преподавания в ДХШ. Основные положения и результаты исследования были отражены в трех публикациях, обсуждены на заседаниях кафедры живописи и ученом Совете художественно-графического факультета МПГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В диссертации приводятся таблицы, схема, график и фотографии рисунков, отражающие результаты экспериментальной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бауман, Елена Николаевна

Выводы по формирующему и сравнительному экспериментам.

Высокие показатели, достигнутые экспериментальным классом, позволяют сделать вывод: эффективно проведенное экспериментальное обучение, выполненное в короткие, относительно принятой методики сроки, можно считать оптимальным.

Оптимизирующим стержнем экспериментального обучения стало освоение линейной и воздушной перспективы.

В течение первого года обучения происходила основная закладка знаний, навыков, умений, способов передачи перспективного пространства. Постигалась конструктивная форма предметов. Были приведены в соответствие возможности зрительного аппарата и безошибочная передача перспективных направлений. Происходила поисковая композиционная деятельность и накопление практического умения в выборе формата листа и масштаба изображения. Формировалось умение создавать на картинной плоскости глубину пространства и реалистичность изображения. Осваивалась академическая техника изображения.

Обучение второго года характеризуется серией заданий интерьерного плана. В них осуществляется конструктивный подход, чего требует специфика изображения больших объемов. Изучается конструктивно-пространственная светотень. Исследуются творческие возможности овладения техническими навыками. На последней ступени эксперимента происходит творческое обобщение традиционного и не традиционного подходов и всех ранее полученных навыков изображения предметного пространства.

Большое внимание уделяется развитию пространственного мышления.

Сравнительный эксперимент подтверждает успешное развитие в этом направлении.

В результате анализа практической части экспериментального исследования, мы убедились, что предложенная методическая система значительно повлияла на оптимизацию процесса обучения.

Итогом формирующего эксперимента стал вывод о том, что экспериментальный класс по всем параметрам критериев оценки имеет показатели намного выше, чем в контрольном классе (график)

Это стало подтверждением методики оптимизации обучения.

4,5 О

График

2-я часть этапа констатирующего эксперимента

4 ступени этапа формирующего эксперимента этап сравнительного эксперимента

F=i - контрольный класс | [ - экспериментальный класс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами рабочую гипотезу: оптимизация процесса обучения рисунку с натуры в ДХШ на начальном этапе коренным образом связана с созданием оптимальной, научно-обоснованной методики, в основу которой заложена динамично развивающаяся система изучения и освоения линейной и воздушной перспективы. Последовательное формирование и целенаправленное внедрение целостной системы в учебный процесс по рисунку мы осуществляли через специально разработанную авторскую методику, включающую комплекс взаимообусловленных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля. В результате обучения по экспериментальной программе нам удалось способствовать активному, осознанному и целенаправленному развитию знаний, умений и навыков воспринимать и изображать натуру в перспективе. А так же значительно улучшить качество и продуктивность обучения по сравнению с контрольными показателями.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1.С целью обобщения опыта работы выдающихся художников, педагогов, теоретиков и искусствоведов нами был изучен исторический путь формирования и развития задач перспективного изображения в обучении рисунку с натуры как в зарубежной, так и в отечественной школах.

В ходе анализа нам удалось выяснить: мировое искусство в вопросах изображения перспективы выработало множество самых разнообразных подходов. За основу в преподавательской практике и в реалистическом искусстве был взят метод изображения в прямой перспективе.

Однако различный подход в трактовке и понимании перспективных задач в учебной и творческой деятельности сформировал среди художников и педагогов различные, порой противоречивые мнения и суждения по этому вопросу, существующие до настоящего времени.

Расхождения в способах преподавания, связанные с процессом работы с натуры, свидетельствуют о недостаточной ясности в исследуемом вопросе. В связи с этим нами была предложена целостная взаимосвязанная экспериментальная модель методической системы.

2. Разработан и проанализирован комплекс задач, связанных с передачей линейной и воздушной перспективы, оптимизирующих начальный этап обучения рисунку с натуры натюрморта, интерьера и натюрморта в интерьере.

На основе анализа задачи были классифицированы в развивающейся дидактической последовательности освоения: период I полугодия включил изучение грамоты изображения линейной и воздушной перспективы;

II полугодие - изучение способов объемно-конструктивного построения объектов;

III полугодие - развитие пространственных представлений и возможностей перспективно-пространственного решения изображения;

IV полугодие - техническое овладение навыками изображения пространства, творческое овладение изученных техник, формирование способности к образному, пространственному мышлению.

В постановке задач были отражены научно-теоретические основы изобразительной грамоты, методики и методов работы, а также задачи контроля и анализа.

3. Исследованы особенности системного планирования учебного процесса и динамичного характера в постановке заданий и в методике проведения занятий, оптимизирующих процесс работы над учебной постановкой.

Был проведен анализ уровня решения задач по критериям оценки на различных стадиях работы над заданием, начиная от момента восприятия натуры, до практического ее завершения, характер взаимодействия и степень зависимости задач по перспективе на основных этапах работы, исследовано качественное изменение решения задач по перспективе, в зависимости от характера поставленной учебной цели. Это отражено в экспериментальной системе планирования учебной деятельности.

4. Выделены психолого-педагогические основы оптимизации освоения линейной и воздушной перспективы в работе с натуры. Установлено, что уровень качества решения задач по перспективе зависит от потребностей, связанных с такими психологическими состояниями личности, как интерес, установка, цель, эмоции.

5. Проанализированы и отобраны, с учетом проблемы исследования, психофизиологические особенности зрительного восприятия. Выяснено, что проблема перестройки обыденного восприятия в перспективное во многом зависит от умения организовывать и применять в изобразительном процессе физиологические особенности и свойства зрения.

К ним, прежде всего, следует отнести особенности восприятия центральных и периферийных зон зрения, подвижность глаз, явления аккомодации и конвергенции, особенность ведущего глаза. На формирование перспективного восприятия объекта и изображения существенное влияние способны оказать психофизиологические особенности зрительного восприятия. К ним мы относим избирательность и константность восприятия.

6. Предложены основные формы и методы оптимизации учебно-воспитательного процесса в русле нашего исследования.

К ним мы отнесли: а) системное планирование учебного процесса в русле исследуемой нами проблемы; б) разработку оптимальной, логически последовательной структуры занятий, учитывающей основные дидактические приемы в обучении; в) выбор рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля; г) сочетание групповых и индивидуальных форм обучения; д) рациональное планирование классной и самостоятельной работы школьников; е) оптимальные условия работы учащихся и преподавателя; ж) единство преподавания и учения.

7. В ходе проведения педагогического исследования на этапе поискового эксперимента был изучен механизм возникновения, формирования и развития суммы основных положений по освоению графического изображения с натуры. Были определены лимитированные периоды времени (4 полугодия) для освоения дифференцированных блоков информации.

На этапе проведения констатирующего эксперимента был определен исходный уровень подготовленности учащихся, перспективно воспринимать и изображать модель. В процессе работы над рисунком в ходе первой и второй части проведения констатирующего эксперимента были определены контрольный и экспериментальные классы.

На этапе формирующего эксперимента нами были рассмотрены 4 задания, наиболее полно раскрывающие суть тематической направленности каждого полугодия, последовательно развивающие и углубляющие знания, навыки и умения учащихся в изображении перспективы.

В заключение практической части педагогического исследования был проведен сравнительный эксперимент в контрольном и экспериментальном классах по определению качества усвоенных знаний, навыков, умений и степени развития пространственного мышления.

8. Новизна разработанной, экспериментально апробированной авторской программы оптимизации обучения рисунку заключается в значительном углублении и творческом переосмыслении официально установленной программы, позволившем существенно обогатить и ускорить курс освоения рисунка.

9. В ходе исследования мы пришли к выводу, что процесс оптимизации обучения работе с натуры находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с оптимизацией освоения понятий линейной и воздушной перспективы.

10. Разработанная нами методическая система получила практическое применение, была одобрена и подхвачена педагогическим коллективом ДХШ № 4. После проведения общешкольного методического совещания возможно ее распространение и в других ДХШ г. Москвы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бауман, Елена Николаевна, 2001 год

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.- М.: Изобр. искусство, 1985.- 148с.: ил.

2. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков, способностей. /Вопросы психологии. -1980.- №3,- С.109.

3. Аксенов Ю.А. «Загадки» изобразительного поля. /: Художник, 1982, №7.- С.62-63.

4. Аксенов Ю.А., Левидова М.М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. 1 выпуск. М.: Советский художник, 1976.-304с.: ил.

5. Алексеев М.Н. Сущность процесса обучения. //Советская педагогика. -1965.- №1.- С.37-47.

6. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1964.- 52с.: ил.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984,- 160с.: ил.

8. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. - Л.: Искусство, 1940.- 132с: ил.

9. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996- 520с.: ил.

10. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935-1937. Т.2., 1937.- 792с.

11. Ананьев Б.Г. Пространственное различие. Л.: ЛГУ, 1955- 188с.

12. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968,- 334с: ил.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. Пер. с анг. В.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1974.- 392с.i

14. Аронов В.P. Художник и предметное творчество. М.: Сов. художник, 1987,- 230с.: ил.

15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976,- 115с.

16. Бабанский Ю.К. Виды обучения и оценка их возможностей в ходе оптимизации учебного процесса. / сб. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе».- Ростов -на -Дону: Изд-во Ростовского -на -Дону гос. пед. ин-та. 1977- 151с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения /общедидактический аспект /. М.: Педагогика, 1977.- 254с.

18. Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения. //Вопросы психологии. -1982.- №5.- С. 1-22.

19. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев.: Радянска школа, 1984.- 286с.

20. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925,- 240с.: ил.

21. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спец. курсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.- 143с.

22. J 22. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М.:

23. J Просвещение, 1986,- 192с.: ил.1 23. Беда Э.Н. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие дляi1.студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977.188с.: ил.

24. Бенуа А.Н. История живописи. Часть 1. Выпуск 1. СП- б.: изд-во «Шиповник», 1912.- С.45.

25. Бернштейн М.Д. Проблема учебного рисунка. М.- Л.: Искусство, 1940. -49с.

26. Бжалаева И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Мецшерба, 1965.-266с.

27. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976.- 148с.

28. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Советский художник, 1988.- 189с.: ил.

29. Буткевич О. «Красота», природа, сущность, формы. J1: Художник РСФСР, 1983,- 2-е изд.

30. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. Проблемы социалистического реализма. М.: Изобразительное искусство, 1972.-297с.: ил.

31. Васильев А.А. Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога: Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1982. - 174 л.

32. Венгер А.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.- 96с.

33. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.- 64с.

34. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982.- 85с.

35. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Искусство, 1950.-507с.

36. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2~ томах. М.: Искусство, 1966.-192с.

37. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973 .-142с.: ил.

38. Волков Н.Н. Цвет в жиописи. М.: Искусство, 1965.- 216с.

39. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. Учебно-метод. Пособие для студентов-заочников худож. -граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. - 31с.

40. Вопросы психологии способностей. /Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1973.-216с.

41. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства /Сб. научн. трудов. Под ред. Н.Н. Ростовцева. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. -192с.

42. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства /Сб. научн. трудов. Под ред. Е.В. Шорохова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988.- 184с.

43. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования). Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1963.- 368с.

44. Выготский Л.С. Психология искусства. /Общ. Ред. В.В. Иванова. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Искусство, 1968.- 576с.

45. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-152с.:ил.

46. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л. М.: Искус-ство, 1940.- 199с.: ил.

47. Голубева Э.И. Школа Венецианова.- Л.: Художник РСФСР, 1970 55с.: ил.

48. Горелов Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на з/о ХГФ /Дисс. канд. пед. наук. М.: 1973.

49. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Пер. с англ. И предисл. А.Н. Когана. М.: Мир, 1970-269с., 6 л. ил.

50. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.

51. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972- 423с.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986,- 240с.

53. Данилов М.А., Есинов Б.П. Дидактика. /Под общ. ред. Б.П. Есинова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 518с.

54. Данилов М.А. Принципы обучения (Дидактические принципы). Хрестоматия по педагогике. -М.: Педагогика, 1976.- 376с.

55. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. JL: Искусство, 1990.-223с.

56. Движение глаз и зрительное восприятие /Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю.Вергилеса, А.А. Хитькина. -М.: Наука, 1978.- 277с.

57. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М.: изд-во Академии художеств СССР, 1969.

58. Дмитриенко Ф.Н. Сборник дидактических задач по дисциплинам изобразительного цикла. Часть II. Орджоникидзе, 1979 - 78с.

59. Дьяков Ю. Набросок. М.: Художник, 1982, N1. С.62-64.

60. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2х томах. М. - Л.: Искусство, 1957.

61. Есипов Б.П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967.- 472с.

62. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977 - 320С

63. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Человечность древнего искусства). М.: Искусство, 1979 - 246с.

64. Закин P.M. На пути к творчеству. Беседы о творчестве и обучение самодеятельных художников. Л.: Художник РСФСР, 1971.- 226с.: ил.

65. Закин P.M. Обучение и творчество. Беседы с руководителем изостудии. -Л.: Художник РСФСР, 1965.- 141с.: ил.66. 65.3анков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 175с.

66. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению /Психология рисунка и живописи/. М.: АПН РСФСР, 1954.

67. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968 - 32с.

68. Игнатьев Е.И. Восприятие и воображение. М.: УЧПЕДГИЗ, 1963.

69. Игнатьев Е.И Психологические исследования представлений и воображения. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1956.

70. Игнатьев Е И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1961.-223с.: ил.

71. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображение /Учебно метод, пособие/. - Л.: 1974.- 150с.

72. Изобразительное искусство в школе. //Художник, 1986 №9.-С.25-60. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. - М.: Изд-во АХ СССР, 1959-248с.

73. Иогансон Б.В. Школа изобразительного искусства. Вып. 14. М.: Искусство, 1993.-205с.: ил.

74. Каган A.M. «Морфология и искусства. Л.: Искусство, 1972 - 117с. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма М.: Изд-во АХ СССР, I960,-340с.

75. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 304с.

76. Кириенко Е.И. Целостное восприятие и художественные способности. //Вопросы психологии, 1956, №5. С.67-77.

77. Ковалев А.Г. и Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. -Л.: Изд-во ЛГУ, I960,- т.2. Способности.- 303с.

78. Ковалев А.Г. Психология личности. 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Просвещение, 1965.-288с.8485,86

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.