Опыт работы отечественных режиссеров в американском кинопроизводстве за период 1980-2015 годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат наук Курдяев Григорий Игоревич

  • Курдяев Григорий Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 168
Курдяев Григорий Игоревич. Опыт работы отечественных режиссеров в американском кинопроизводстве за период 1980-2015 годы: дис. кандидат наук: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова». 2016. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курдяев Григорий Игоревич

Выводы к главе

Глава 2. Трансформации в творческом методе Родиона Нахапетова в процессе работы в США как следствие реформации авторского инструментария

2.1. Обзорный анализ социальных, ментальных и культурных реалий эпохи застоя и общей ситуации в советском кинематографе этого времени

2.2. Обзор советских режиссерских работ Р. Нахапетова и выявление предпосылок отъезда режиссера в США в историческом контексте смены эпох

2.3. Творческая деятельность Р. Нахапетова в период эмиграции в США.

Анализ успехов и неудач режиссера

Выводы к главе

Глава 3. Сергей Бодров-старший как образец квалифицированного интернационального кинематографического работника

3.1. Перестроечный кинематограф и его специфика (вторая половина 1980-х -начало 1990-х годов)

3.2. Творчество С. Бодрова-старшего в контексте перестроечного «чернушного» кинематографа

3.3. Американское кино конца 1990-х - начала 2010-х годов в контексте смены моделей продюсерско-режиссерского взаимодействия

3.4. Творческая деятельность С. Бодрова-старшего в рамках смены продюсерско-режиссерских моделей американского кинематографа 19902010-х годов. Анализ успехов и неудач режиссера

Выводы к главе

103

Глава 4. Российская и американская режиссура Тимура Бекмамбетова

как пример транснационального подхода к производству

4.1. Феномен «нового русского кино» (2000-е годы) и российские режиссерские работы Т. Бекмамбетова в его контексте

4.2. Феномены «вульгарного» и «корпоративного» авторства и их транснациональное значение в контексте Новейшего Голливуда (2000-2010-е годы)

4.3. Анализ режиссерского творчества Т. Бекмамбетова в рамках

синергетических принципов Новейшего Голливуда

Выводы к главе

Заключение

Библиография

Фильмография

4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Опыт работы отечественных режиссеров в американском кинопроизводстве за период 1980-2015 годы»

Введение Общая характеристика работы

Процесс иммиграции кинематографистов из других стран в США начался еще в первые годы ХХ века, практически одновременно с появлением «седьмого искусства».

С середины 1910-х годов и по сегодняшний день основная концентрация американского кинопроизводства приходится на западное побережье США и связана с так называемым «Голливудом» - термином, которым принято обозначать совокупность американских влиятельных киносиндикатов, выпускающих жанровую продукцию, ориентированную на мировой кинопрокат. С момента основания и по сегодняшний день голливудское кинопроизводство активно пополняется творческими кадрами со всех частей света.

Период Классического Голливуда, продолжавшийся до начала 1960-х годов, был отмечен активным участием в производстве режиссеров - в основном, выходцев из Европы. Современный же Голливуд, который также в ряде источников принято называть «Новым», а иногда еще градировать на «Новый» (1960-1980-е г.г.) и «Новейший» (1990-2010-е годы), помимо Европы, испытывает на себе все большее влияние профессиональных кадров, прибывших из Австралии, стран Азии и Латинской Америки.

Из внушительного числа европейцев, ставших частью индустрии Классического Голливуда, стоит вспомнить хотя бы таких столпов американского кино, как британцы Чарльз Чаплин, Альфред Хичкок и Джеймс Уэйл, австрийцы Эрих фон Штрогейм, Джозеф фон Штернберг, Билли Уайлдер и Отто Преминджер, немцы Фриц Ланг, Фридрих Мурнау, Эрнст Любич и Дуглас Сёрк, французы Рене Клер и Жак Турнёр, итальянец Фрэнк Капра, венгр Майкл Кёртиц, швед Виктор Шёстрем и многие другие режиссеры.

Из числа уроженцев стран Австралии, Азии и Латинской Америки, ставших не менее влиятельными участниками кинопроцесса уже в рамках Нового и Новейшего Голливуда, можно назвать австралийцев Питера Уэйра, Джорджа Миллера и База Лурманна, новозеландцев Питера Джексона и Джейн Кэмпион,

китайцев Джекки Чана, Джона Ву и Энга Ли, мексиканцев Гильермо дель Торро, Альфонсо Куарона и Алехандро Гонсалеса Иньяриту, индийцев М. Найт Шьямалана, Тарсема Сингха и Миру Наир.

При этом современный Голливуд не перестает пополняться талантливыми кадрами из Европы. Великое множество выдающихся европейских режиссеров стали частью американского кинематографа уже в период Нового и Новейшего Голливуда. Фильмы британцев Ричарда Аттенборо, Терри Гиллиама, Гая Ричи, Ридли и Тони Скоттов, немцев Вима Вендерса, Вольфганга Петерсона, Тома Тыквера, французов Люка Бессона, Жан-Пьера Жёне, Мишеля Гондри, голландцев Пауля Верховена и Гаса Ван Сента и др. принесли заслуженный успех американскому кинематографу во всем мире.

Несмотря на внушительное количество иностранцев, прочно вошедших в историю Голливуда, легко заметить, что крайне мало режиссеров из СССР, а впоследствии и России, прижилось в американском кино. Если говорить только о периоде Классического Голливуда, то можно вспомнить скромное количество фамилий наших соотечественников, относившихся к так называемым «первой» и «второй волнам» российской эмиграции, в числе которых были Грегори Ратофф, Рубен Мамулян, Федор Оцеп, Люис Майлстоун, Анатоль Литвак. Однако, все эти авторы, за исключением Оцепа, сделали свои первые режиссерские работы уже в рамках голливудской индустрии, что не позволяет их в должной мере считать российскими авторами, влившимися в американский кинематограф. Скорее, их можно идентифицировать как американских кинематографистов с русскими корнями. Фактически лишь с 1980-х годов, с момента появления в Голливуде таких, уже сложившихся в СССР авторов, как Андрей Кончаловский и Родион Нахапетов, а позднее Сергей Бодров-старший и Тимур Бекмамбетов, в США начинает зарождаться такой феномен как советско-американский, а впоследствии российско-американский фильм.

В рамках данного исследования автор ставит задачу проанализировать этот феномен. Наиболее любопытным и важным, с киноведческой точки зрения, видится выявление возможных трансформаций в почерке советских и

российских авторов - наших современников - при столкновении с чужеродной им американской индустрией. Чрезвычайно велик контраст литературных психологических образов, ставших частью национального российского киносознания, с транснациональной мифологической ориентацией коммерческого американского кинематографа. Образы и картины, созданные на грани этих двух, диаметрально противоположных систем, бесспорно, заслуживают внимания и подробного анализа как их теоретических, так и практических аспектов. Немаловажным условием данного исследования будет факт наличия режиссерского опыта у рассматриваемых нами авторов еще до начала их производственной деятельности в США. Таким образом, универсум нашего рассмотрения не включает в себя американских режиссеров с русскими корнями, не работавших в России или СССР до начала своей деятельности в Голливуде - таких как уроженец Киева Вадим Перельман, ставший знаменитым в Америке благодаря ряду своих полнометражных независимых фильмов («Дом из песка и тумана», 2003; «Мгновения жизни», 2007 и т. д.) и лишь после этого проявивший себя в пространстве российского кинопроизводства, выступив в качестве режиссера сериала «Пепел» (2013). Таким образом, максимально выбранным критериям соответствуют четыре режиссера: Андрей Кончаловский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров-старший и Тимур Бекмамбетов.

Андрей Кончаловский начал свою режиссерскую деятельность в СССР в 1961 году, жил и работал в США с 1980 по 1991 годы, выпускал американские картины с 1983 по 1991 годы (фильмы «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Дуэт для солиста с оркестром», «Стыдливые люди», «Гомер и Эдди», «Танго и Кэш», «Ближний круг»), затем уехал из США, работал в других странах и на родине, но несколько раз возвращался в Америку, где сделал картины в 1997 («Одиссей»), 2003 («Лев зимой») и 2010 («Щелкунчик и крысиный король») годах.

Родион Нахапетов дебютировал в качестве режиссера в СССР в 1971 году, живет и работает в США с 1989 года, начал выпускать американские картины с 1997 года (фильмы «Телепат», «Кровь успеха», «Пограничный блюз», «Трилогия

убийства», «Заражение», сериалы «Убойная сила 2: миссия выполнима» и «Русские в городе ангелов»).

Сергей Бодров-старший начал снимать картины в СССР в 1984 году, живет и работает в США с 1992 года, свою первую американскую картину выпустил в 1999 году («Бегущий свободным»), затем снял в Америке еще две ленты («Давай сделаем это по-быстрому», «Седьмой сын»).

Тимур Бекмамбетов пришел в российский кинематограф в 1994 году, в настоящее время живет «на два дома»: в России и США, выпускает американские картины с 2001 года (фильмы «Арена», «Особо опасен», «Президент Линкольн: охотник на вампиров», «Бен-Гур») и одновременно работает на родине.

В ходе данного исследования мы рассмотрим творчество вышеперечисленных режиссеров через призму изменений, произошедших в их авторском позиционировании в момент соприкосновения с голливудскими законами и мировоззренческими установками. Основное внимание будет сконцентрировано на эмигрантском периоде деятельности всех персоналий диссертации, до сих пор недостаточно проанализированном, в то время как отечественные картины, снятые исследуемыми нами режиссерами, будут рассмотрены в более обзорном ключе, ввиду большей их известности и изученности в киноведческих кругах.

Объект исследования диссертации

Основным объектом работы является исследование феномена трансформаций, происходящих в авторском почерке при переходе из российской в американскую систему кинопроизводства, диктующую свои законы и правила.

Серьезный и глубокий анализ исторической, искусствоведческой и культурологической составляющих кинематографической среды США и России позволяет наиболее полно раскрыть данную тему.

Предмет исследования

Предмет исследования - творчество А. Кончаловского, Р. Нахапетова, С. Бодрова-старшего и Т. Бекмамбетова, на примере анализа работ которых строится методология изучения американо-российского кинематографа и его специфики.

Отталкиваясь от исторических периодов, в которые анализируемые нами персоналии начали свою режиссерскую деятельность, их можно обозначить как представителей разных кинопоколений:

- Андрей Кончаловский - кинематографист, чей творческий почерк сложился в период оттепели (1960-е годы)

- Родион Нахапетов свою карьеру в качестве режиссера начал в годы застоя (1970-е годы)

- Сергей Бодров-Старший - представляет кинематограф эпохи перестройки (вторая половина 1980-х - начало 1990-х годов)

- Тимур Бекмамбетов - пользуясь терминологией профессора К.Э. Разлогова, относится к поколению тех, кого сегодня принято называть "новые русские кинематографисты"1 - авторов, пришедших в российское кино в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Предметом нашего исследования является эстетическая роль и функциональная значимость фильмов этих режиссеров как в историческом и художественном контексте тех периодов истории отечественного кино, представителями которых они являются, так и в историческом, экономическом и культурологическом контексте американской кинематографической действительности 1980-2010-х годов.

Цели и задачи исследования

Основная цель нашего исследования: вывести ряд закономерностей, связанных с успешностью персоналий диссертации у американской и мировой публики или же отсутствием этой успешности. На основе этих закономерностей

1 Разлогов К.Э. "Новое русское кино" как воплощение духа времени // История страны. История кино. М. Знак, 2004. С. 388.

мы постараемся выявить особенности современной американской системы кинопроизводства и возможности функционирования людей советской и российской ментальности в рамках этой системы.

Для этого необходимо учитывать исторические, экономические, социальные, и нравственные факторы, повлиявшие на творчество того или иного режиссера.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) Вскрыть философско-эстетические, литературные и культурологические истоки фильмов в художественной системе ценностей режиссеров;

2) Определить характер возможных взаимоотношений национального отечественного и транснационального американского подходов к созданию кинокартин на примере творчества анализируемых нами авторов;

3) Определить степень возможности авторской и производственной реализации российских режиссеров в США.

Степень разработанности данной темы

В среде зарубежных и отечественных киноведов американскому кино и феномену Голливуда было посвящено огромное количество научных работ, книг и статей. В числе наиболее заметных западных ученых, посвятивших свои исследования истории американского кино, необходимо упомянуть Майкла Аллена, Дэвида Бордуэлла, Робина Вуда, Дугласа Гомери, Джеффа Кинга, Питера Крамера, Стива Нили, Эндрю Сарриса, Кристин Томпсон, Джона Тэйлора, Томаса Шатца, Джайстина Уайта. Из отечественных киноведов наиболее значимый вклад в исследование данного вопроса был внесен Анжеликой Артюх, Яном Березницким, Сергеем Добротворским, Геннадием Капраловым, Алексеем Караханом, Еленой Карцевой, Сергеем Комаровым, Александром Кукаркиным, Кириллом Разлоговым, Романом Соболевым, Марией Шатерниковой, Вячеславом Шестаковым, большое внимание экономическим моделям современного Голливуда уделяют в своих исследованиях Михаил Жабский, Игорь Кокарев, Сергей Лазарук.

Тем не менее, аспекту присутствия современных русских режиссеров в американском кино до сих было уделено крайне мало внимания, как в российском, так и в зарубежном киноведении.

Актуальность темы исследования

Актуальность данного исследования определяется выросшим за последние годы интересом к голливудской системе производства у российских кинематографистов. Отечественный кинорынок на 80 процентов заполнен американской кинопродукцией. Голливудское жанровое кино пользуется стабильной популярностью у российских посетителей кинотеатров, большая часть которых относится к возрастной группе от 16 до 30 лет. Одним из важнейших секретов успеха современного голливудского мейнстрима является следование принципу «синергии». Синергия подразумевает целый спектр мультимедийного производства, включающий в себя, помимо выпуска, собственно, кинокартин, еще и стратегию выпуска видеоклипов, компьютерных игр, детских игрушек, серий одежды, телепрограмм и аттракционов, посвященных персонажам и событиям фильмов. Этот принцип к началу второго десятилетия XXI века, в подражание американской индустрии, также становится одной из стратегий российского кинематографа, и уже почти повсеместно взят за основу на крупнейших российских киностудиях. В последние годы обращает на себя внимание активное вовлечение российских авторов в создание крупнобюджетной американской кинопродукции: Сергей Бодров снимает эпическое фэнтези «Седьмой сын» (2015), а Тимур Бекмамбетов к 2016 году готовит премьеру ремейка классического голливудского пеплума «Бен-Гур» (1959, реж. У. Уайлер).

Тенденция симбиоза российской и американской кинематографий обращает на себя внимание не только в сфере крупнобюджетного мейнстрима, но и в других многочисленных производственных областях - таких как:

1) Телевидение: сериал «Бедная Настя» (2003-2004), созданный в копродукции со студией «Коламбия Пикчерз», многосерийные американские проекты

Родиона Нахапетова для «Первого канала» - «Убойная сила-2: Миссия выполнима», 2001 и «Русские в городе ангелов», 2002 и т. д.

2) Низкобюджетная, ориентированная на молодого зрителя развлекательная кинопродукция, в которой часто задействованы американские медийные лица: фильмы «Сматывай удочки» (2004, реж. О. Степченко) с участием голливудского актера Майкла Мэдсена, «Выкрутасы» (2010, реж. Л. Габриадзе) с американской звездой Милой Йовович в одной из главных ролей, «Билет на Vegas» (2012, реж. Г. Киракосян) с культовым в американских «независимых» кругах Денни Трехо, любимым актером Роберта Родригеса.

3) Откровенно низкосортная кино- и видеопродукция категории «B», представленная творчеством актера, сценариста, продюсера и режиссера Александра Невского, спекулирующего культурными кодами «крутого боевика», заложенными американскими кинематографистами в 1980-1990-е годы, и приглашающего на второплановые роли известных американских актеров -таких как Эдриан Пол, Майкл Йорк, Дэвид Кэрредин. Им произведены фильмы «Московская жара» (2004, реж. Дж. Челентано), «Охотники за сокровищами» (2007, реж. Б. Хафф), «Черная роза» (2014, реж. А. Невский) и т.д.

Взаимопроникновение российской и американской кинематографий носит характер специфический и с художественной точки зрения неоднозначный. Попытка понять и выявить законы, по которым этот процесс может получить успешное развитие, может быть полезной и с производственной, и с творческой, и с научной точек зрения. В последнее время ситуация в российском кино в среде отечественных киноблогеров и обозревателей обозначена призывами к перениманию американских технологий производства, но сохранению при этом за собой подлинно российских культурных ценностей. Все чаще звучит мнение, что подобная реформа российского кинематографа может сыграть положительную роль в стимуляции отечественного кинопроизводства. Для принятия этой попытки анализ творчества тех немногочисленных российских и советских специалистов, кому удалось снять свои американские фильмы, имеет первоочередное значение.

Учитывая все усиливающийся процесс всемирной глобализации, который затронул все сферы жизни современного общества, в том числе и кинематограф, представляется крайне важным рассмотреть существующий и еще недостаточно изученный феномен российско-американского фильма. Одновременно с анализом фильмов и тенденций автор выдвигает ряд гипотез, которые кажутся нам продуктивными для выявления эстетической характерности кинопроизведений этих авторов, соответственно, возможности создания более объемной картины происходящего.

Именно это определяет актуальность исследования.

Научная новизна исследования

Научная новизна непосредственно связана с актуальностью темы и спецификой материала

Значительную помощь в работе над исследованием оказал ряд источников, изученных автором.

Творческие судьбы и биографии деятелей русского кинозарубежья в Америке первой половины XX века - эпохи так называемого «Золотого века» Голливуда -были подробно рассмотрены киноведом Натальей Нусиновой в ее докторской диссертационной работе, посвященной русскому кинематографическому зарубежью2, и в основанной на материалах данного исследования монографии «Когда в Россию мы вернемся...» . Исследование историка Рашита Янгирова, представленное в книге «Рабы немого» 4, представляет из себя чрезвычайно подробный, скорее исторического, нежели киноведческого рода обзор фактора присутствия русских кинематографистов в классическом Голливуде, а его двухтомное издание «Хроника кинематографической жизни русского

2 Нусинова Н.И. Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939) и проблема взаимоинтеграции культур: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.03 / Нусинова Наталья Ильинична. - М., 2004.

3 Нусинова Н.И. Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939. М.: Эйзенштейн-центр, 2003.

4 Янгиров Р.М. «Рабы немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 19201930-е годы. М.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье»: Русский путь, 2007.

зарубежья»5, опубликованное в 2010 году уже после смерти автора, является максимально полным на сегодняшний день архивным собранием материалов из области русской эмигрантской деятельности в мировом кинематографе периода 1918 - 1980 годов. Оно основано на периодических изданиях, афишах, письмах, документах и мемуарных исторических источниках. Однако эти исследования посвящены преимущественно кинематографу первой половины XX века.

Биографии нескольких режиссеров из России описывает Гарена Краснова в своем сборнике, посвященном европейским эмигрантам в Голливуде «Путешествие длиною в век...» 6. В их числе, помимо биографий классиков Рубена Мамуляна, Льюиса Майлстоуна и Анатоля Литвака, есть биография интересующего нас в рамках нашего исследования Андрея Кончаловского7.

Поверхностный анализ американского творчества Андрея Кончаловского приводится исследователем Харлоу Робинсоном в монографии «Русские в Голливуде, голливудские русские: биографии и образы»8, в большей степени посвященной образам России и русских людей в американском кинематографе, чем непосредственно голливудскому творчеству отечественных кинематографистов.

Если говорить о восприятии России в зарубежном кинематографе и традиции создания русских образов в Голливуде, то по этому вопросу зарубежными киноведами и историками было написано несколько работ, из которых, помимо уже отмеченного нами Робинсона, стоит упомянуть монографию Майкла Дж. Страды и Харольда Трупера «Друг или враг: Русские в американской политике и кинематографе»9, книгу Кеннета Биллингсли «Голливудская вечеринка: как Коммунизм соблазнил американскую киноиндустрию в 1930-1940-х годах» 10 и

5 Янгиров Р.М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья : в 2 т. М.: Книжница: Русский

путь, 2010.

6 Краснова Г.В. Путешествие длиною в век: европейские режиссеры в Голливуде (1910-2010). М.: Канон+,

2014.

7 Там же. С. 97-103.

8 Harlow R. Russians in Hollywood, Hollywood's Russians: Biography of an Image. Boston: Northeastern

University Press, 2007. P. 257-263.

9 Strada M.J., Troper H.R. Friend or foe: Russians in American film and private policy, 1933-1991. Landham, Md.:

Scarecrow press, 1997.

10 Billingsley K.L. Hollywood party: How Communism seduced the American film industry in the 1930s and 1940s.

Rocklin, Calif: Forum, 1998.

статью Брайана Харви «Кинодипломатия 1930-х: по силам ли русским наводнить Голливуд?» 11.

Немаловажным для нашего исследования было предварительно изучить феномен американского независимого кинематографа, так называемого «Индивуда», с которым так или иначе были связаны определенные периоды деятельности всех исследуемых нами авторов. Из работ, посвященных

американскому независимому кинематографу, наибольшее влияние на наше

12

исследование оказали фундаментальные исследования Эммануэль Леви и

13

Джеффа Кинга , который также считается автором термина «Индивуд». Также этим вопросом из зарубежных исследователей занимались П. Бискин14, А.Л. Рис15, Т. Эльзессер16. В числе отечественных ученых, уделивших немалое

17

внимание этому вопросу, нельзя не упомянуть Игоря Кокарева и Анжелику

18

Артюх 18 , занимавшихся данным феноменом как частью американского

кинематографа в целом, а также исследователей Владимира Рутмана19 и Василия

20

Мехоношина 20 , сконцентрировавших свое внимание сугубо на феномене «Индивуда» и его историческом и культурном значении для истории мирового кинематографа.

Противопоставляя отечественную кинотрадицию американской, мы не могли не обратить внимание на ряд ключевых моментов из истории отечественного кинематографа, сформировавших данную традицию. Наиболее полным образом общий пласт истории отечественного кино был отражен в работах таких

11 Harvey B. Soviet-American "Cinematic diplomacy" in 1930s: Could the Russians really have infiltrated Hollywood? // Screen. Vol. 46. № 4. 2005. P.487-498.

12 Levy E. Cinema of Outsiders: The Rise of American Independent Films. N.Y.: New York University Press, 2001.

13 King G. Indiewood. USA: Where Hollywood meets Independent Cinema. N.Y.: I. B. Tauris, 2009.

14 Biskind P. "Low concept" // Premiere. 1998. № 2. P. 74.

15 Rees A.L. A History of Experimental Film and Video. L.: British Film Institute Publishing, 1999.

16 Elsaesser T. American Auteur Cinema. // The Last Great American Picture Show. The New Hollywood Cinema in the 1970-s/ Edited by Thomas Elsaesser, Alexander Horwath, Noel King. Amsterdam University Press, 2004. P.37-38.

17 Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект-пресс, 2009.

18 Артюх А.А. Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.03 / Артюх Анжелика Александровна. - М., 2010.

19 Рутман В.М. Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ: автореф. дис. ... канд. искусствоведения 17.00.09 / Рутман Владимир Михайлович. - СПб, 2012.

20 Мехоношин В.Ю. Американское независимое кино как феномен культуры 1960-2000-х гг.: дис. канд. культурологии: 24.00.01 / Мехоношин Василий Юрьевич. - Пермь, 2013.

исследователей как Илья Вайсфельд, Нина Дымшиц, Лидия Зайцева, Нея Зоркая, Галина Прожико и др.

Также значительное влияние на наше исследование оказали фундаментальные работы по теории, инструментарию и семиологии кино, принадлежащие Рудольфу Арнхейму, Андре Базену, Белле Балашу, Виталию Ждану, Якову Иоскевичу, Зигфриду Кракауэру, Юрию Лотману, Жоржу Садулю, Виктору Шкловскому, Сергею Эйзенштейну, Михаилу Ямпольскому.

В более широком искусствоведческом ключе при анализе рассматриваемых нами кинопроизведений мы также опирались на труды, связанные с психологией, мифологией и методологией искусства, написанные Роланом Бартом, Михаилом Бахтиным, Еленой Волковой, Львом Выготским, Юрием Лотманом, Юрием Тыняновым, Павлом Флоренским.

Анализируя творчество Андрея Кончаловского, мы даем обзорный исторический и культурологический анализ молодого советского кино 1960-х годов, связанного с эпохой оттепели, в которую начинает работать режиссер. «Оттепель» - это период в истории СССР с середины 1950-х по середину 1960-х годов, характеризующийся относительной либерализацией внутриполитической жизни в стране, отменой культа личности И.В. Сталина, зарождением основ свободы слова, повсеместным культурным подъемом, появлением целого ряда молодых ученых, писателей, художников и режиссеров, отдающих в своих работах приоритет оптимистичному мировосприятию. Значимый вклад в исследование этой темы и ее кинематографических аспектов внесли киноведы

21 22 23 24

Лев Аннинский , Марат Власов , Наталья Глебкина , Нея Зоркая , Майя Туровская25, Ростислав Юренев26.

Рассматривая фильмы Нахапетова, нам потребуется учитывать веяния советского кино 1970-х годов, сочетающего в себе социально-политические

21 Аннинский Л. А. Шестидесятники и мы: кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВТПО

«Киноцентр», 1991.

22 Власов М.П. Советское киноискусство 50-60-х годов. М.: ВГИК, 1993.

23 Глебкина Н.В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х гг.: дис. ...

канд. культурологии: 24.00.01 / Глебкина Наталья Владимировна. - М., 2004.

24 Зоркая Н.М. Портреты. М.: Искусство, 1965.

25 Туровская М.И. Да и нет: о кино и театре последнего десятилетия. М.: Искусство, 1966.

26 Юренев Р.Н. Новаторство и традиции советского кино. М.: Знание, 1965.

установки на жесткий цензурный диктат с эстетическими установками на лирическое и поэтическое мировосприятие, свойственное творчеству Нахапетова. Этот период истории СССР принято идентифицировать как «эпоха застоя» и связывать с ужесточением внутренней политики. Проводя историко-искусствоведческий анализ творчества Нахапетова в контексте застоя, мы опирались на киноведческие работы Валерия Головского27, Нины Дымшиц28,

29

Армена Медведева .

Исследуя первые режиссерские работы Сергея Бодрова-старшего, мы не можем обойтись без характеристики неоднозначного перестроечного кинематографа, прозванного в отечественном киноведении кинематографом «чернухи». Данная идентификация тесно связана с историческими реалиями периода перестройки. Перестройка характеризуется резкой сменой идеологии, повсеместной либерализацией внешней и внутренней политики, существенным ослаблением цензуры и снятием множества информационных барьеров, более известным в российском историческом сознании под термином «гласность». Феномен позднего советского и раннего постсоветского кино исследовала киновед Мария Безенкова в своих статьях30 и диссертационной работе31; также это явление анализировали киновед Елена Кабанова в статье «Постсоветский

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курдяев Григорий Игоревич, 2016 год

Библиография

1) Абикеева, Г. О. Старая любовь не ржавеет / Г. О. Абикеева // Искусство кино. - 2010. - № 4.

2) Алексеева, Л. М. История инакомыслия в СССР / Л. М. Алексеева. - В.-М.: Весть, 1992. - 350 с.

3) Анненков, Ю. П. Русские в мировой кинематографии / Ю.П. Анненков // Киноведческие записки. - 1996. - №30.

4) Аннинский, Л. А. Шестидесятники и мы: кинематограф, ставший и не ставший историей / Л. А. Аннинский. - М.: ВТПО «Киноцентр», 1991. - 255 с.

5) Арнхейм, Р. Кино как искусство / Р. Арнхейм. - М.: Издательство иностранной литературы, 1960. - 280 с.

6) Артюх, А. А. Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.03 / Артюх Анжелика Александровна. - М., 2010. - 288 с.

7) Базен, А. Что такое кино? / А. Базен. - М.: Искусство, 1972. - 384 с.

8) Баландина, Н. П. Образы города и дома в киноискусстве (на материале отечественного и французского кино конца 50-х - 60-х годов): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Баландина Наталья Петровна. - М., 2008. - 191 с.

9) Балаш, Б. Кино. Становление и сущность нового искусства / Б. Балаш. -М.: Прогресс, 1968. - 328 с.

10) Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2014. - 352 с.

11) Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

12) Безенкова, М. В. Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984-1992). К методике исследования экрана перестроечного времени: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Безенкова Мария Викторовна. - М., 2009. - 148 с.

13) Безенкова, М. В. Сущностные особенности отображения времени в перестроечном кино / М. В. Безенкова // Вестник ВГИК. - 2012. - № 11.

14) Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1 / Н. А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - 541 с.

15) Блюм, А. В. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991 / А. В. Блюм. - СПб.: Академический проект, 2005. - 296 с.

16) Бодрийар, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийар. - М.: Постум, 2014. - 240 с.

17) Быков, Д. Л. Сергей Бодров-старший: «Всех братьев убили» [Электронный ресурс] / Д. Л. Быков // Собеседник. - 2009. - № 38. - Режим доступа: http://sobesednik.ru/interview/bodrov_36_sob_09.

18) Вайсфельд, И. В. Искусство в движении. Современный кинопроцесс / И. В. Вайсфельд. - М.: Искусство, 1981. - 240 с.

19) Власов, М. П. Советское киноискусство 50-60-х годов / М. П. Власов. -М.: ВГИК, 1993. - 117 с.

20) Воглер, К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / К. Воглер. - М.: Альпина нон фикшн, 2015. - 480 с.

21) Выготский, Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.

22) Гавриков И.А. Родион Нахапетов: «Поезд ушел в другую сторону» / И.

A. Гавриков // СКН. - 1999. - № 11.

23) Глебкина, Н. В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х гг.: дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01 / Глебкина Наталья Владимировна. - М., 2004. - 231 с.

24) Головской, В. С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. /

B. С. Головской. - М.: Материк, 2004 - 390 с.

25) Горяева, Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. / Т. М. Горяева. - М.: РОССПЭН, 2009 - 407 с.

26) Дроздова, М. А. Из-за кулис здоровых американизмов / М. А. Дроздова // Мнения. - 1990. - №3.

27) Дымшиц, Н. А. Проблема морали в советском кино и опыт киномелодрамы: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Дымшиц Нина Александровна. - М., 1984. - 158 с.

28) Жабский, М. И. Кино: реалии и вызовы глобализации / М. И. Жабский. -М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2002. - 309 с.

29) Жабский, М. И. Социодинамика кинематографической жизни общества / М. И. Жабский. - М.: Канон+, 2015. - 496 с.

30) Ждан, В. Н. Введение в эстетику фильма / В. Н. Ждан. - М.: Искусство, 1972. - 326 с.

31) Жирков, Г. В. История цензуры в России Х1Х-ХХ века / Г. В. Жирков. -М.: Аспект-Пресс, 2001. - 368 с.

32) Зайцева, Л. И. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х годов / Л. И. Зайцева. - М.: ВГИК, 1991 - 68 с.

33) Зиборова, О. П. Российское кино 2000-х: проблемы и перспективы развития: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Зиборова Ольга Петровна. -М., 2010. - 220 с.

34) Зоркая, Н. М. Портреты / Н. М. Зоркая. - М.: Искусство, 1965. - 312 с.

35) История отечественного кино. Хрестоматия; под ред. А. С. Трошина. -М.: Канон, 2012. - 672 с.

36) История страны. История кино - М.: Знак, 2004 - 495 с.

37) Кагарлицкая, А. В. Наша внутренняя победа / А. В. Кагарлицкая // Мнения. - 1990. - №3.

38) Кагарлицкая, А. В. Особая зона / А. В. Кагарлицкая // Советский экран. -1989. - №10.

39) Капралов, Г. А. Западный кинематограф: супермены и люди / Г. А. Капралов. - М.: Знание, 1987. - 56 с.

40) Капралов, Г. А. Человек и миф. Эволюция героя западного кино / Г. А. Капралов. - М.: Искусство, 1984. - 398 с.

41) Капралов, Г. А. "Челюсти": миф, политика, бизнес / Г. А. Капралов // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня. № 6. - М.: Искусство, 1978.

42) Кичин, В. С. Интервью А.С. Кончаловского [Электронный ресурс] / В. С. Кичин // Российская газета. - 2010. - № 5234. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/15/ктр.Мш1

43) Кокарев, И. Е. Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России / И. Е. Кокарев. - М.: Аспект-пресс, 2009. - 344 с.

44) Кокарев, И. Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим / И. Е. Кокарев. - М.: Российский фонд культуры, 2001. - 520 с.

45) Кокарев, И. Е. США на пороге 80-х. Голливуд и политика / И. Е. Кокарев. - М.: Искусство, 1987 - 288 с.

46) Комм, Д. Е. Шоустопперы / Д. Е. Комм // Искусство кино. - №2. - 2012.

47) Кончаловский, А. С. Возвышающий обман [Электронный ресурс] / А. С. Кончаловский // Режим доступа: http://modern1ib.ru/books/koncha1ovskiy andrey sergeevich/vozvishayuschiy рЬшап.

48) Кончаловский, А. С. Низкие истины / А. С. Кончаловский. - М.: Совершенно секретно, 1998. - 384 с.

49) Корсаков, Д. С. Ведьмины слезки [Электронный ресурс] / Д. С. Корсаков // Ведомости. - 2015. - № 3744. - Режим доступа: www.vedomosti.ru/1ifesty1e/artic1es/2014/12/24/vedminy-s1ezki.

50) Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр. - М.: Искусство, 1974. - 424 с.

51) Краснова, Г. В. Путешествие длиною в век: европейские режиссеры в Голливуде (1910-2010) / Г. В. Краснова. - М.: Канон+, 2014. - 336 с.

52) Кузнецова, О. «Седьмой сын»: семь раз подумать, прежде чем покупать билеты [Электронный ресурс] / О. Кузнецова // Собеседник.т. - 2015. - 2 января. - Режим доступа: sobesednik.ru/ku1tura-i-tv/20150102-sedmoy-syn-sem-raz-podumat-prezhde-chem-pokupat-bi1ety.

53) Лазарук, С. В. Базовые модели киноведения США: из истории американского киноведения / С. В. Лазарук. - М.: ВГИК, 1996. - 216 с.

54) Левин, Е. С. Время и жанр: К проблеме типологии жанров советского кино второй половины 70-х годов / Е. С. Левин // Искусство кино. - 1981. - № 2.

55) Легошина, Н. В. Трансформация кинокоммуникаций в постсоветской России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Легошина Нина Викторовна. - М., 2006. - 143 с.

56) Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство-СПБ, 2005. - 752 с.

57) Матизен, В. Э. Бодров С. В.: «Брат мой, враг мой, мой продюсер.» / В. Э. Матизен // Искусство кино. - 1997. - №11.

58) Матизен, В. Э. Вечный бой с воображаемым противником [Электронный ресурс] / В. Э. Матизен // Новые известия. - 2015. - № 262. - Режим доступа: www.newizv.ru/culture/2014-12-25/212479-vechnyj -boj -s-voobrazhaemym-protivnikom .html.

59) Медведев, А. Н. Духовный мир героя советского кино / А. Н. Медведев. - М.: Знание, 1984. - 48 с.

60) Мехоношин, В. Ю. Американское независимое кино как феномен культуры 1960-2000-х гг.: дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01 / Мехоношин Василий Юрьевич. - Пермь, 2013. - 162 с.

61) Митта, А. Н. Кино между адом и раем / А. Н. Митта. - М.: Зебра, 2012. -496 с.

62) Нахапетов, Р. Р. Влюбленный / Р. Р. Нахапетов. - М: Вагриус, 1999. -350 с.

63) На экране Америка; под ред. И. Е. Кокарева. - М.: Прогресс, 1978. - 472

с.

64) Новейшая история Отечественного кино. 1986-2000. Часть 1. Кинословарь. 1986-2000, Том первый. А-И. СПб.: Сеанс, 2001. - 504 с.

65) Нусинова, Н. И. Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939) и проблема взаимоинтеграции культур: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.03 / Нусинова Наталья Ильинична. - М., 2004 - 370 с.

66) Нусинова, Н. И. Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939 / Н. И. Нусинова. - М.: Эйзенштейн-центр, 2003. - 464 с.

67) Павлов, А. В. Постыдное удовольствие: философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа / А. В. Павлов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 360 с.

68) Павлючик, Л. В. Наши люди в Голливуде / Л. В. Павлючик // Труд. -1998. - № 36.

69) Плахов, А. С. Пленник горы и заложник успеха / А. С. Плахов // Искусство кино. - 1996. - №6.

70) Починина, Н. Е. Мифопоэтика в современном кино: дис. ... канд. культ. наук: 24.00.01 / Починина Наталья Евгеньевна. - Томск, 2010. - 146 с.

71) Притуленко, В. А. Здесь тебя не встретит рай / В. А. Притуленко // Искусство кино. - 1990. - №3.

72) Притуленко, В. А. Бодров С. В.: «Я хотел сделать гуманную картину» / В. А. Притуленко // Искусство кино. 1996. № 6. С.13.

73) Раззаков, Ф. И. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 19731991 / Ф. И. Раззаков. - М.: Эксмо, 2008. - 720 с.

74) Разлогов, К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? / К. Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1992. - 271 с.

75) Разлогов, К. Э. Мировое кино. История искусства экрана / К. Э. Разлогов. - М.: Эксмо, 2013. - 736 с.

76) Разлогов, К. Э. Тусовка аттракционов / К. Э. Разлогов // Искусство кино. - 2006. - №1.

77) Российское кино: парадоксы обновления : сборник статей; под ред. А. Г. Дубровина, М. Е. Зака. - М.: Материк, 1995. - 142 с.

78) Рутковский, А. Г. Принципы и методика жанрового анализа фильма: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Рутковский Александр Григориевич. -М., 1985. - 218 с.

79) Рутман, В. М. Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Рутман Владимир Михайлович. - СПб, 2012. - 28 с.

80) Садуль, Ж. История киноискусства / Ж. Садуль. - М.: Издательство иностранной литературы, 1968. - 464 с.

81) Соболев, Р. П. Голливуд. 60-е годы. Очерки / Р. П. Соболев. - М.: Искусство, 1975. - 240 с.

82) Туровская, М. И. Да и нет: о кино и театре последнего десятилетия / М. И. Туровская. - М.: Искусство, 1966. - 293 с.

83) Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. -М.: Наука, 1977. - 576 с.

84) Федорова, А. С. Тимур Бекмамбетов: «Я робот, и очень органично себя в этом ощущаю» [Электронный ресурс] / А. С. Федорова // Труд. - 2009. - № 168. - Режим доступа: http://www.trud.ru/article/10-09-2009/228592 timur bekmambetov ja robot i ochen organichno sebja v etom osc huschaju.html.

85) Филимонов, В. П. Андрей Кончаловский. Никто не знает. / В. П. Филимонов. - М.: Эксмо, 2012. - 528 с.

86) Флоренский, П. А. У водоразделов мысли. В 2 т. Т. 2 / П. А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - 448 с.

87) Шамина, Л. А. Родион Нахапетов: В Америке мне никто не апплодировал / Л. А. Шамина // Известия. - 2004. - №25.

88) Шилова, И. М. Кинематограф восьмидесятых: новые тенденции / И. М. Шилова. - М.: Знание, 1987. - 47 с.

89) Шкловский, В. Б. За 60 лет. Работы о кино / В. Б. Шкловский. - М.: Искусство, 1985. - 574 с.

90) Что такое русский блокбастер? [Электронный ресурс] // Сеанс. - 2005. -№ 23-24. - Режим доступа: http://seance.ru/n/23-24/filmyi-proekt-russkiy-blokbaster/seansu-otvechayut-8.

91) Эйзенштейн, С. М. Неравнодушная природа. Том 2. О строении вещей / С. М. Эйзенштейн. - М.: Музей кино. - 624 с.

92) Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/.

93) Юренев, Р. Н. Новаторство и традиции советского кино / Р. Н. Юренев. -М.: Знание, 1965. - 80 с.

94) Ямпольский, М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. - М.: Ад Маргинем, 1993. - 280 с.

95) Янгиров, Р. М. «Рабы немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920-1930-е годы / Р. М. Янгиров. - М.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье»: Русский путь, 2007. - 496 с.

96) Янгиров, Р. М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья : в 2 т. / Р. М. Янгиров. - М.: Книжница: Русский путь, 2010. - 1224 с.

97) Allen, M. Contemporary US Cinema. / M. Allen. - N.Y.: Persons Education Limited, 2003. - 280 p.

98) Baldassarre, A. Review: 'Stir' [Электронный ресурс] / A. Baldassarre // Variety. - 1997. - Режим доступа: http://variety.com/1997/film/reviews/stir-1200450717/

99) Billingsley, K. L. Hollywood party: How Communism seduced the American film industry in the 1930s and 1940s / K. L. Billingsley. - Rocklin, Calif: Forum, 1998. - 365 p.

100) Biskind, P. Blockbuster: The Last Crusade / P. Biskind // Seeing through Movies. Ed. M. C. Miller. - N. Y.: Pantheon, 1990

101) Biskind, P. Low concept / P. Biskind // Premiere. - 1998. - № 2.

102) Booker, K. M. Historical Dictionary of American Cinema / K. M. Booker. -Lanham: Scarecrow Press, 2011. - 508 p.

103) Brody, R. A Few Thoughts on Vulgar Auteurism [Электронный ресурс] / R. Brody // The New Yorker. - 2013. - № 6. - Режим доступа: www.newyorker.com/online/blogs/movies/2013/06/vulgar-auteurism-history-of-new-wave-cinema.html.

104) Contemporary American Cinema. Ed. by L. R. Williams and M. Hammond. -N. Y.: Open University Press, 2006. - 584 p.

105) Ebert, R. Review to "Running Free" [Электронный ресурс] / R. Ebert // RogerEbert.com. - 2000. - Режим доступа: http://www.rogerebert.com/reviews/running-free-2000.

106) Harlow, R. Russians in Hollywood, Hollywood's Russians: Biography of an Image / R. Harlow. - Boston: Northeastern University Press, 2007. - 304 p.

107) Harvey, B. Soviet-American "Cinematic diplomacy" in 1930s: Could the Russians really have infiltrated Hollywood?" / B. Harvey // Screen 46:4.

108) Kael, P. 5001 Nights at the Movies / P. Kael. - N. Y.: Henry Holt and Company, 1991. - 960 p.

109) Kael, P. I Lost it at the Movies / P. Kael. - London: Marion Boyars Publishers, 1994. - 250 p.

110) King, G. Indiewood. USA: Where Hollywood meets Independent Cinema (International Library of Cultural Studies) / G. King. - N. Y.: I. B. Tauris, 2009. - 256 p.

111) King, G. New Hollywood cinema / G. King. - N. Y.: Columbia University press, 2002. - 240 p.

112) Levy, E. Cinema of Outsiders: The Rise of American Independent Films / E. Levy. - N. Y.: New York University Press, 2001. - 648 p.

113) Marsh, C. Fast & Furious & Elegant: Justin Lin and the Vulgar Auteurs [Электронный ресурс] / C. Marsh // The Village Voice. - 2013. - № 21. - Режим доступа: www.villagevoice.com/2013-05-22/film/fast-and-furious-vulgar-auteurs.

114) Movie Business Book. Ed. by J. E. Squire. - N. Y.: Simon & Schuster, 2004. - 576 p.

115) Naficy, H. An Accented Cinema: Exilic and Diasporic Filmmaking/ H. Naficy. - Princeton: Princeton University Press, 2001. - 392 p.

116) Rees, A. L. A History of Experimental Film and Video / A. L. Rees. -London: British Film Institute Publishing, 2011. - 208 p.

117) Sarris, A. The American Cinema: Directors And Directions. 1929-1968 / A. Sarris. - Boston: De Capo Press, 1996. - 392 p.

118) Strada, M. J., Troper, H. R. Friend or foe: Russians in American film and private policy, 1933-1991 / M. J. Strada, H. R. Trooper. - Landham, Md.: Scarecrow press, 1997. - 255 p.

119) The Last Great American Picture Show. The New Hollywood Cinema in the 1970-s. Ed. by T. Elsaesser, A. Horwath, N. King. - Amsterdam University Press, 2004. - 391 p.

120) Thomson, D. The Big Screen: The Story of the Movies / D. Thomson. - N. Y.: 2013. - 608 p.

121) Tracy, A. Vulgar Auteurism: The Case of Michael Mann [Электронный ресурс] / A. Tracy // Cinema Scope. - 2009. - № 40. - Режим доступа: http://cinema-scope.com/cinema-scope-online/vulgar-auteurism-case-michael-mann.

122) Wyatt, J. High Concept: Movies and Marketing in Hollywood / J. Wyatt. -Austin: University of Texas Press, 1994. - 249 p.

156

Фильмография:

Арена (Arena)

«Базелевс Продакшн», 2001, 10 ч., цв. Жанр: боевик

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. Дж. У. Коррингтон, опер. У. Хамраев, худ. М. Ван Бурен, В. Викторов, комп. П. Камранов, П. Орлофф, А. Войтинский.

В ролях: К. МакДугал, Л. Дерган, О. Сутулова, Ю. Чичерина, В. Вержбицкий.

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына

«Кинокомпания Андрея Кончаловского», 2014, 9 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. А. Кончаловский, Е. Киселева, опер. А. Симонов, Г. Рерберг, худ. Л. Скорина, комп. Э. Артемьев.

В ролях: А. Тряпицын, И. Ермолова, Т. Бондаренко, В. Колобков, В. Березин.

Белый король, красная королева

«Алена-фильм», «Metropolis Filmproduction», «Мосфильм», 1993, 9 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, Г. Слуцки, опер. Ф. Аранышев, худ. В. Кострин, комп. И. Шварц.

В ролях: Т. Васильева, А. Дюссолье, А. Жарков, В. Ильин, А. Годель.

Ближний круг (The Inner Circle)

«Columbia Pictures Corporation», 1991, 14 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. А. Кончаловский, А. Усов, опер. Э. Гуарньери, худ. Дж. Джованьони, В. Мурзин, комп. Э. Артемьев.

В ролях: Т. Халс, Л. Давидович, Б. Хоскинс, А. Збруев, Ф. Шаляпин мл.

Вино из одуванчиков

«ВГИК», 1971, 2 ч., цв. Жанр: мюзикл

Реж. Р. Нахапетов, сц. Р. Нахапетов, Р. Брэдбери, опер. В. Климов, худ. Э. Климов, комп. Б. Троцюк.

В ролях: М. Дурасова, В. Зельдин, М. Эсамбаев, И. Володина.

Возлюбленные Марии (Maria's Lovers)

«Cannon Group», США, 1984, 10 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. А. Кончаловский, сц. Ж. Браш, А. Кончаловский, П. Зиндел, М. Дэвид, опер. Х.Р. Анчия, худ. Дж. Оппуолл, комп. Г. Малкин.

В ролях: Н. Кински, Дж. Сэведж, Р. Митчем, К. Кэрредин, А. Моррис.

Гомер и Эдди (Homer and Eddie)

«Kings Road Entertainment», США, 1989, 11 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. П. Чирилло, опер. Л. Кольтаи, худ. М. Левески, комп. Э. Артемьев.

В ролях: Дж. Белуши, В. Голдберг, К. Блэк, Э. Рэмси, Н.Э. Парсонс.

Давай сделаем это по-быстрому (The Quickie)

«Flach Pyramide International», США, 2001, 10 ч., цв. Жанр: приключения

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, К. Кавальеро, опер. С. Козлов, худ. С. Купер, комп. Г. Канчели.

В ролях: В. Машков, Б. Бакки, С. Бодров мл., Дж. Дж. Ли, Д. Стокуэлл.

Дворянское гнездо

«Мосфильм», 1989, 11 ч., цв.

Жанр: мелодрама

Реж. А. Кончаловский, сц. В. Ежов, А. Кончаловский, И. Тургенев, опер. Г. Рерберг, худ. А. Бойм, Н. Двигубский, М. Ромадин, комп. В. Овчинников. В ролях: И. Купченко, Л. Кулагин, Б. Тышкевич, Т. Чернова, В. Сергачев.

Дневной дозор

«Базелевс Продакшн», 2005, 15 ч., цв. Жанр: фантастика

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. Т. Бекмамбетов, С. Лукьяненко, А. Талал, В. Васильев, опер. С. Трофимов, худ. В. Викторов, комп. Ю. Потеенко.

В ролях: К. Хабенский, В. Меньшов, В. Золотухин, М. Порошина, Г. Тюнина, Ж. Фриске, Г. Куценко.

Дуэт для солиста (Duet for One)

«Cannon Group», США, 1986, 11 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. Т. Кемпински, А. Кончаловский, Дж. Липп, опер. А. Хьюм, худ. С. Марш, комп. Т. Джонс.

В ролях: Дж. Эндрюс, Л. Нисон, А. Бейтс, М. фон Сюдов, Р. Эверетт.

Дядя Ваня

«Мосфильм», 1970, 11 ч., ч.б., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. А. Кончаловский, А. Чехов, опер. Е. Гуслинский, Г. Рерберг, худ. Н. Двигубский, комп. А. Шнитке.

В ролях: И. Смоктуновский, С. Бондарчук, И. Купченко, И. Мирошниченко, В. Зельдин.

Звездные войны (Star wars)

«20th Century Fox Film Corporation», США, 1977, 12 ч., цв.

Жанр: фантастика

Реж. Дж. Лукас, сц. Дж. Лукас, опер. Г. Тейлор, худ. Дж. Бэрри, комп. Дж. Уильямс.

В ролях: М. Хэмилл, Х. Форд, К. Фишер, П. Кушинг, А. Гиннесс, Э. Дэниэлс.

Зонтик для новобрачных

«Мосфильм», 1986, 9 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. Р. Нахапетов, сц. Р. Фаталиев, опер. В. Шевцик, худ. Ю. Клавдиенко, комп. И. Шварц.

В ролях: А. Баталов, Н. Ожелите, В. Глаголева, Н. Михайловский.

Идущий следом

«Мосфильм», 1984, 10 ч., цв. Жанр: драма

Реж. Р. Нахапетов, сц. Ю. Николин, Р. Нахапетов, опер. П. Лебешев, худ. А. Бойм, А. Макаров, комп. С. Баневич.

В ролях: И. Калныньш, Н. Гринько, Е. Прудникова, П. Глебов, Д. Германов, А. Комаров, А. Смирнов.

Ирония судьбы: Продолжение

«Базелевс Продакшн», 2007, 11 ч., цв. Жанр: комедия

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. А. Слаповский, Т. Бекмамбетов, К. Эрнст, А. Максимов, опер. С. Трофимов, худ. М. Мирзакеев, комп. М. Таривердиев, Ю. Потеенко.

В ролях: С. Безруков, К. Хабенский, Е. Боярская, Б. Брыльска, А. Мягков, Ю. Яковлев.

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж

«Мосфильм», 1967, 10 ч., ч.б. Жанр: мелодрама

Реж. А. Кончаловский, сц. Ю. Клепиков, опер. Г. Рерберг, худ. М. Ромадин. В ролях: И. Саввина, А. Сурин, Г. Егорычев, Л. Соколова, И. Петров.

Кавказский пленник

«Караван», 1996, 10 ч., цв. Жанр: драма

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, Г. Слуцки, опер. П. Лебешев, худ. В. Кострин, комп. Л. Десятников.

В ролях: О. Меньшиков, С. Бодров мл., Д. Сихарулидзе, С. Мехралиева, А. Буреев.

Катала

«Мосфильм», 1989, 8 ч., цв. Жанр: драма

Реж. С. Бодров, А. Буравский, сц. В. Баракин, С. Бодров, опер. С. Тараскин, худ. В. Поляков, комп. В. Дашкевич.

В ролях: В. Гаркалин, Е. Сафонова, Н. Мгалоблишвили, В. Павлов, Л. Мосендз.

Конверт (Envelope)

«Trigger Street Productions», США, 2012, 2 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Нужный, сц. А. Нужный, опер. А. Ласкарис, худ. Л. Моран, комп. Л. Пиан

В ролях: К. Спейси, А. Юбак, Д. Мюнье, Э. Скорди, К. Кайра.

Кочевник

«Ибрус», «Казахфильм», 2005, 11 ч., цв.

Жанр: исторический

Реж. С. Бодров, И. Пассер, Т. Теменов, сц. С. Бодров, К. Кавальеро, опер. Д. Лаустсен, Ю. Штайгер, худ. М. К. Клякович, комп. К. Силиото.

В ролях: К. Беккер, Дж. Эрнандес, Дж. Скотт Ли, А. Есмагамбетова, М. Дакаскос.

Красный шар (Le ballon rouge)

«Films Montsouris», Франция, 1956, 4 ч., цв. Жанр: кинопоэма

Реж. А. Ламорис, сц. А. Ламорис, опер. Э. Сешан, худ. М. Пезин, комп. М. Леруа.

В ролях: П. Ламорис, Ж. Селье, В. Попов, П. Пере, С. Ламорис, М. Пезин.

Мальчик и голубь

«ВГИК», 1961, 2 ч., ч.б. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. А. Кончаловский, худ. С. Петерсон, комп. В. Овчинников.

В ролях: Н. Бурляев, Е. Урбанский, В. Шурупов.

Медвежий поцелуй (Bear's Kiss)

«Alia Film», 2002, 11 ч., цв. Жанр: драма

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, К. Кавальеро, опер. Х. Гробет, худ. Б. Лепель, комп. Г. Канчели.

В ролях: Р. Лильеберг, С. Бодров мл., Й. Круль, К. Аллен, М. Донадони. Монгол

«Кинокомпания СТВ», 2007, 13 ч., цв. Жанр: исторический

Реж. С. Бодров, сц. А. Алиев, С. Бодров, опер. Р. Стофферс, С. Трофимов, Р. Галеев, худ. Д. Намдаков, комп. Т. Кантелинен.

В ролях: Алия, Теген Ао, Т. Асано, Бай Ин, Х. Чулуун, Бао Ди.

На исходе ночи

«Мосфильм», «Киностудия Дефа», СССР, ГДР, 1987, 14 ч., цв. Жанр: драма

Реж. Р. Нахапетов, сц. О. Руднев, И. Таланкин, опер. В. Шевцик, худ. А. Бойм, А. Макаров, комп. С. Баневич.

В ролях: Н. Савиченко, Р. Сабулис, И. Смоктуновский, Т. Карк, Д. Банионис, Х. Мандри, А. Жарков, И. Ефимов, Н. Русланова.

На край света

«Мосфильм», 1975, 10 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. Р. Нахапетов, сц. В. Розов, опер. В. Климов, К. Супоницкий, худ. С. Портной, комп. Б. Троцюк.

В ролях: В. Глаголева, В Михеенко, Б. Андреев, М. Виноградова, С. Коновалова.

Не стреляйте в белых лебедей

«Мосфильм», 1980, 14 ч., цв. Жанр: драма

Реж. Р. Нахапетов, сц. К. Рапопорт, Б. Васильев, опер. Н. Немоляев, худ. В. Аронин, комп. И. Шварц.

В ролях: С. Любшин, Н. Русланова, В. Анисимов, В. Глаголева, И. Калныньш.

Непрофессионалы

«Казахфильм», 1985, 7 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. С. Бодров, сц. А. Буравский, С. Бодров, А. Аяпова, опер. Ф. Аранышев, худ. В. Трапезников, комп. Т. Мухамеджанов.

В ролях: В. Талызина, А. Есельбаев, А. Садыков, Л. Мосендз, М. Семаков.

Ночной дозор

«Базелевс Продакшн», 2004, 12 ч., цв. Жанр: фантастика

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. Т. Бекмамбетов, С. Лукьяненко, опер. С. Трофимов, худ. М. Мирзакеев, В. Викторов, комп. Ю. Потеенко.

В ролях: К. Хабенский, В. Меньшов, В. Золотухин, М. Порошина, Г. Тюнина, Г. Куценко.

О тебе

«Экран», 1982, 8 ч., цв. Жанр: мюзикл

Реж. Р. Нахапетов, сц. Р. Кушнерович, Р. Нахапетов, опер. В. Брусин, худ. Э. Виницкая, комп. С. Баневич.

В ролях: В. Глаголева, А. Смоляков, Т. Божок, Н. Гринько, А. Харитонова.

Ограбление по-американски (American Heist)

«Glacier Films», США, 2014, 10 ч., цв. Жанр: триллер

Реж. С. Андреасян, сц. Р. Инглис, опер. А. Кальваче, худ. Дж. А. Жерарден, комп. А. Андреасян, А. Заиров, Р. Вишневский.

В ролях: Х. Кристенсен, Э. Броуди, Дж. Брюстер, Эйкон, Т. Киттлз.

Особо опасен (Wanted)

«Базелевс Продакшн», «Universal pictures», США, Германия, 2008, 11 ч., цв. Жанр: боевик

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. А. Слаповский, Т. Бекмамбетов, К. Эрнст, А. Максимов, опер. М. Амундсен, худ. Дж. Мир, комп. Д. Элфман.

В ролях: Дж. МакЭвой, А. Джоли, М. Фримэн, Т. Стэмп, Т. Кречман.

Первый учитель

«Киргизфильм», 1965, 10 ч., ч.б. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. Ч. Айтматов, Б. Добродеев, А. Кончаловский, опер. Г. Рерберг, худ. М. Ромадин, комп. В. Овчинников.

В ролях: Б. Бейшеналиев, Н. Аринбасарова, И. Ногайбаев, Д. Куюкова, М. Кычтобалев.

Подарок (The Gift)

«Trigger Street Productions», США, 2014, 1 ч., цв. Жанр: комедия

Реж. И. Петухов, сц. И. Петухов, опер. К. Киф, худ. Л. Моран, комп. Ф.У. Скотт.

В ролях: У. Турман, Э. Бауэн.

Поезд-беглец (Maria's Lovers)

«Cannon Group», США, 1985, 11 ч., цв. Жанр: боевик

Реж. А. Кончаловский, сц. Дж. Миличевич, П. Зиндел, Э. Банкер, А. Куросава, опер. А. Хьюм, худ. С. Марш, комп. Т. Джонс.

В ролях: Дж. Войт, Э. Робертс, Р. Де Морнэй, К.Т. Хеффнер, Дж.П. Райан.

Президент Линкольн: охотник на вампиров (Abraham Lincoln: Vampire Hunter)

«Базелевс Продакшн», «Abraham Productions», «Tim Burton Productions», США, Германия, 2008, 11 ч., цв.

Жанр: фантастический боевик

Реж. Т. Бекмамбетов, сц. С. Грем-Смит, опер. К. Дешанель, худ. Ф. Одуи, комп. Г. Джекман.

В ролях: Б. Уокер, Д. Купер, Э. Маки, М.Э. Уинстэд, Р. Сьюэлл, М. Чокаш.

Романс о влюбленных

«Мосфильм», 1974, 14 ч., ч.б., цв. Жанр: мюзикл, драма

Реж. А. Кончаловский, сц. Е. Григорьев, опер. Л. Пааташвили, худ. Л. Перцев, комп. А. Градский.

В ролях: Е. Киндинов, Е. Коренева, И. Смоктуновский, И. Купченко, Е. Солодова, И. Саввина, В. Конкин, А. Збруев, Р. Громадский, Н. Гринько.

Русские в городе ангелов

«RGI Productions», «Первый канал», 2002, сериал, 12 серий по 6 ч., цв. Жанр: детектив, драма

Реж. Р. Нахапетов, сц. Р. Нахапетов, опер. С. Козлов, Г. Ливнех, комп. Д. Дж. Расселл.

В ролях: Р. Нахапетов, Ш. Янг, Г. Бьюзи, Э. Робертс, В. Стеклов, К. Блэк.

С тобой и без тебя

«Мосфильм», 1973, 9 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. Р. Нахапетов, сц. А. Ророу, М. Жестев, опер. С. Зайцев, худ. И. Пластинкин, комп. Б. Троцюк

В ролях: М. Неелова, Ю. Будрайтис, С. Бородокин, М. Булгакова, В. Зельдин.

Свободный бег (Running Free)

«Columbia Pictures», США, 1999, 9 ч., цв. Жанр: приключения

Реж. С. Бодров, сц. Ж. Розенберг, Ж.-Ж. Анно, опер. Д. Лаустсен, худ. В. Крегер, комп. Н. Пьовани.

В ролях: Ч. Мур, М. Джилбуи, Э. Вервин, Я. Деклер, Г. Кларк.

Седьмой сын (Seventh Son)

«Legendary Pictures», США, Германия, 2014, 11 ч., цв. Жанр: фэнтези

Реж. С. Бодров, сц. Ч. Ливитт, С. Найт, М. Гринберг, Дж. Дилейни, опер. Н.Т. Сигел, худ. Д. Ферретти, комп. М. Белтрами.

В ролях: Б. Барнс, Дж. Бриджес, Дж. Мур, А. Викандер, К. Харингтон.

Сибириада

«Мосфильм», 1978, 28 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. В. Ежов, А. Кончаловский, опер. Л. Пааташвили, Б. Травкин, худ. А. Адабашьян, Н. Двигубский, комп. Э. Артемьев.

В ролях: Н. Андрейченко, С. Шакуров, Н. Михалков, В. Соломин, В. Самойлов, Л. Гурченко, П. Кадочников, М. Кононов, Е. Коренева.

Сладкий сок внутри травы

«Казахфильм», 1984, 7 ч., цв. Жанр: мелодрама

Реж. А. Альпиев, С. Бодров, сц. С. Бодров, З. Ергалиева, опер. Ф. Аранышев, худ. В. Кострин, А. Ророкин, комп. Т. Мухамеджанов.

В ролях: Г. Омарова, А. Беккулова, Н. Аринбасарова, Э. Минашвили, Б. Абдурахманов.

Стыдливые люди (Shy People)

«Cannon Group», США, 1987, 11 ч., цв. Жанр: драма

Реж. А. Кончаловский, сц. А. Кончаловский, Ж. Браш, М. Дэвид, опер. К. Менгис, худ. С. Марш, комп. Т. Дрим.

В ролях: Дж. Клейбёрг, Б. Херши, М. Плимптон, М. Бутрик, Дж. Филбин.

СЭР

«Мосфильм», 1989, 8 ч., цв. Жанр: драма

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, опер. Ю. Схиртладзе, худ. В. Кострин, комп. А. Раскатов.

В ролях: А. Буреев, С. Гайтан, В. Козырев, В. Томкус, С. Бодров мл., В. Приходченко.

Танго и Кэш (Tango & Cash)

«Warner Bros. Pictures», США, 1989, 10 ч., цв. Жанр: боевик

Реж. А. Кончаловский, А. Магноли, сц. Т. Кемпински, А. Кончаловский, Дж. Липп, опер. Д. И. Торин, худ. Дж. М. Рива, комп. Х. Фальтермайер. В ролях: С. Сталлоне, К. Рассел, Т. Хэтчер, Дж. Пэланс, Б. Джеймс.

Телепат (Stir)

«RGI Productions», США, 1997, 10 ч., цв. Жанр: триллер

Реж. Р. Нахапетов, сц. Э. Ли Бауэрс, опер. Д. Сувак, комп. К. Билдербек. В ролях: Т. Лордс, Э. Хеклер, Д. Робак, С. Эдкинс, Т. Тодд, К. Блэк, Р. Нахапетов.

Убрать из друзей (Unfrended)

«Базелевс Продакшн», 2015, 9 ч., цв. Жанр: фильм ужасов

Реж. Л. Габриадзе, сц. Н. Гривз, опер. А. Сидман, худ. Х. Колето.

В ролях: Ш. Хенниг, М. Сторм, Р. Олстэд, У. Пельтц, Дж. Уайсоки.

Человек-улыбка (The Smile Man)

«Trigger Street Productions», США, 2013, 1 ч., цв. Жанр: комедия

Реж. А. Ланшаков, сц. А. Ланшаков, опер. К. Киф, худ. Л. Моран, комп. К. Янг.

В ролях: У. Дефо, К. Гуати, Д.Ст. Джеймс, Дж. Люк, Д. Д. Смит. Челюсти (Jaws)

«Universal Pictures», США, 1975, 13 ч., цв. Жанр: ужасы

Реж. С. Спилберг, сц. П. Бенчли, К. Готтлиб, опер. Б. Батлер, худ. Дж. Элвс, комп. Дж. Уильямс.

В ролях: Р. Шайдер, Р. Шоу, Р. Дрейфусс, Л. Гари, М. Хэмилтон.

Щелкунчик и крысиный король (Maria's Lovers)

«HCC Media Group», Великобритания, Венгрия, 2010, 11 ч., цв. Жанр: сказка

Реж. А. Кончаловский, сц. Дж. Миличевич, П. Зиндел, Э. Банкер, А. Куросава, опер. А. Хьюм, худ. С. Марш, комп. Т. Джонс.

В ролях: Э. Фаннинг, Н. Лейн, Дж. Туртурро, Ф. де ла Тур, А.М. Дрозин, Р.Э. Грант, Ю. Высоцкая.

Я хотела увидеть ангелов

«Мосфильм», 1992, 9 ч., цв. Жанр: драма

Реж. С. Бодров, сц. С. Бодров, К. Кавальеро, опер. А. Родионов, худ. В. Кострин, комп. И. Назарук.

В ролях: Н. Гинко, Е. Пивоваров, А. Жарков, А. Баранов, Л. Ахеджакова.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.