Оратория в XIX веке в Германии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Фадеева, Ольга Сергеевна

  • Фадеева, Ольга Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 243
Фадеева, Ольга Сергеевна. Оратория в XIX веке в Германии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1999. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Фадеева, Ольга Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение 3 Глава I. Роль и место оратории в немецкой культуре

XIX века

Глава II. Феликс Мендельсон-Бартольди

Глава III. Роберт Шуман

Глава IV. Иоганнес Брамс

Глава V. Ференц Лист

Заключение

Список литературы 192 Приложение:

1. Нотные примеры

2. Указатели ораториальных произведений, созданных в Германии в XIX веке:

а) хронологический указатель

б) именной указатель

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оратория в XIX веке в Германии»

ВВЕДЕНИЕ

История музыкальных жанров подобна жизни живых организмов: в ней есть периоды зарождения и становления, развития, угасания, а иногда и полного умирания - исчезновения. Как пишет М.Арановский, "каждый жанр проходит в своем развитии три стадии: формирование, стабилизацию и дестабилизацию" (Арановский, 1979, 5). Исследование этих процессов, их причин и способов проявления как целостно, так и на отдельных временных отрезках, составляет одну из важнейших задач истории искусства. Взаимодействие жанров, свойственных определенному времени, между собой, влияние стиля и его художественного метода на облик жанра и, наконец, сложная взаимосвязь творческого почерка композитора и закономерностей конкретного жанра - все это, в совокупности с историческими традициями, установившимися канонами, входит в систему средств, результатом действия которых и является развитие любого жанра.

Проблемы музыкальных жанров поднимали в своих работах Б.Асафьев, А.Алыпванг, Л.Мазель, С.Скребков; принципы жанровой классификации через изучение содержания, композиции, условий исполнения произведения выдвигали В.Цуккерман, А.Должанский, а позже - А.Сохор, рассматривавший также вопросы взаимодействия произведения со слушателем как соучастником творческого процесса.

Много внимания уделяется изучению теории жанра и в последнее время. Эта проблема рассматривается как в универсальном культурологическом аспекте, так и в специализированном - музыкально-теоретическом или - историческом. Широкий спектр вопросов, связанных с теорией жанра отражен в трудах известных литературоведов и культурологов (1, 2, 3, 20, 89). Так Ю.Лотман (89) усматривал в происхождении самого явления "жанра", с присущими ему законами и

правилами, риторическую специфику. К изучению категории жанра постоянно обращается С.Аверинцев, который исследует все разнообразие ее проявлений в художественном творчестве разных времен (1, 2). С другой стороны, специфические черты музыкальных жанров выявляются в трудах многих музыковедов (9, 14, 119, 122, 123, 138), внимание которых наряду с общими вопросами развития названной категории привлекают и процессы, протекающие в отдельно взятых жанрах, например - опере, симфонии и т.д. (8, 111, 121).

Предлагаемая работа посвящена старейшему виду европейской музыки - кантатно-ораториальным жанрам, судьба которых представляет особый интерес. Это одна из самых обширных областей музыкального искусства, рождение которой во многом было обусловлено общественными и религиозными движениями. Во все времена с момента своего возникновения крупные хоровые жанры воплощали темы высокой общественной значимости и несли на себе заметную печать существующей идеологии. Ораториальность как особое драматургическое и смысловое явление проникла и в другие жанры, где она использовалась для выражения вечных истин и высоких общечеловеческих идеалов. Именно в такой связи применяли ораториальное начало в оперных и инструментальных произведениях композиторы разных эпох - от Бетховена и Глинки до Малера и Прокофьева.

Кантатно-ораториальные жанры включают в себя множество разнообразных явлений: это и крупные вокально-драматические произведения, изначально связанные с определенными ритуальными нормами и действиями (например - мессы, реквиемы, пассивны), и большие концертные сочинения с широко развитым сюжетом (собственно оратории), и многочастные композиции для солистов и хора с оркестром (реже - с фортепиано или органом), не укладывающиеся по тем или иным причинам в традиционные рамки кантаты - оратории.

Автора данной работы интересуют главным образом процессы, происходящие в "концертных" разновидностях жанра - т.е. в собственно ораториях и близких к ним композициях для солистов и хора с оркестром. Отечественное историческое музыкознание в основном концентрировало свое внимание на изучении этих жанров в пору их становления и расцвета, то есть - "формирования" и "стабилизации" (по М.Арановскому): XVII -XVIII века. Или в период их нового возрождения в XX веке, когда в них отразились исторические противоречия и общественные проблемы современности (35, 54, 61, 75, 76, 77, 111, 112, 113, 121, 132, 141). Лишь в последние годы в музыкознании появились специальные исследования, посвященные ораториальным жанрам эпохи классицизма и, в частности, сочинениям венских классиков (31). Мы же обращаемся к проблеме существования и развития кантатно-ораториальных видов музыки в XIX веке.

В отечественной науке издавна сложился взгляд, что эстетике романтизма, в русле которого преимущественно развивалось музыкальное искусство прошлого века, с ее акцентом на индивидуальное, личное, противоречили основные особенности оратории - сюжетика, трактовка образа героя, наконец - само качество этого жанра как народно-массового. Такой точки зрения придерживалась, в частности, В.Д.Конен (62), несколько позже ее высказывала Л.Раппопорт (111). На этой основе сформировалось суждение, что оратория в ее традиционном виде в XIX веке перестала существовать, а на смену ей пришли новые виды вокально-хоровой музыки, значительно переосмысливающие самую сущность жанра (период "дестабилизации"). Эта концепция фактически вывела из научного, а тем более - из слушательского обихода целый пласт произведений, стилистически глубоко связанных с традициями классики. Такой подход во многом определялся отношением к оратории как к жанру, рожденному в условиях церкви и длительное время связанному с

библейской и шире - с религиозной темой. Внимание исследователей привлекали произведения Шумана, Берлиоза, в какой-то мере - Листа, в основном попадающие в сферу действия идей обновления ораториального жанра, его содержания и драматургии.

Однако культура XIX века далеко не однородна. Убедительные доказательства этого положения можно найти в литературоведческих, философско-эстетических исследованиях, в документальных материалах (3, 15, 21, 27, 41, 43, 46, 47, 49, 56, 58, 80, 81, 91, 93, 105, 110, 118, 120, 142 147). Эти исследования и особенно позднейшие наблюдения ученых (48, 99, 100, 101) позволили более точно представить всю широту диапазона художественной жизни прошлого века, в которой наряду с новыми явлениями продолжали существовать и по-своему развивались традиционные формы и жанры, ближе соприкасающиеся с искусством прошлого. Среди них жанр оратории занимает особое место. По многим признакам (близкие связи с ритуальными жанрами, решение коммуникативных задач) монументальные хоровые композиции принадлежат к тем видам искусства, которые историческая поэтика определяет как "канонические", то есть ориентированные на выполнение устойчивых правил и нормативов, разрушение которых происходит крайне медленно и с большими сложностями (Лотман, 1992, 243). Эти правила и определяют стабильность оратории, возможность существования этого жанра в разные исторические и стилистические периоды.

Сегодняшний день позволяет нам шире взглянуть на историю одного из старейших жанров, глубже исследовать и традиционные виды оратории, значение которых во все времена было чрезвычайно велико, и новые ее варианты, без: которых невозможно представить эволюцию жанра, а также различные пути их взаимопроникновения.

Предметом нашего исследования стала оратория в Германии. Выбор этот определен несколькими причинами. Во-первых, культурно-историческая и религиозная ситуация в немецкоязычных странах (Германия, Австрия) выдвинула именно хоровую музыку на передний план их общественной жизни. Уже на рубеже ХУ1П-Х1Х веков там сформировалась своеобразная модель ораториального жанра, которая приобрела особую популярность и послужила основой для его последующего развития. Эта модель опиралась преимущественно на генделевские традиции (круг сюжетов, характер героев, тип драматургии), хотя во многом их и переосмыслила, превратив ораторию в массовый монументальный вид искусства. Во-вторых, в культуре Германии всегда уделялось большое внимание традиционному, которое, как указывает М.Лобанова, "обладало в глазах немцев не меньшей притягательностью, чем эксперимент" (Лобанова, 1994, 42-43). Этот тезис позволяет совсем иначе понять отношение к традиционной "библейской" оратории в условиях нового времени. Наконец, третьей причиной является то, что именно в Германии уже в начале XIX века ярче, чем в других европейских странах, оформилась новая эстетика, оказавшая наиболее значительное влияние на все последующее развитие музыкальной культуры.

Жанр оратории, таким образом, оказывается в XIX веке средоточием "старого" и "нового"; в его художественных принципах, возможно даже заметнее, чем в других жанрах, сложными путями сплетаются разнообразные традиции (барокко, классицизма) и то глубоко индивидуальное, что принес с собой романтизм.

Примечательные явления в области немецкой кантатно-ораториальной музыки, обобщающие важнейшие направления ее развития, сосредоточены в творчестве выдающихся мастеров романтического музыкального искусства - Шумана и Мендельсона, которые, будучи связанными с разными тенденциями романтизма,

акцентировали в своих произведениях различные пути этого жанра. "Классицистические" пристрастия Мендельсона наиболее последовательно были реализованы в его ораториях "Павел" и "Илия", написанных на библейские сюжеты и представляющих традиционный тип немецкой оратории, унаследованный еще от XVIII века. В кантатно-ораториальных сочинениях Шумана, которые подчас даже трудно определить как оратории или кантаты, наоборот - на первый план выступили индивидуальные особенности стиля композитора, сложившиеся в условиях романтизма.

Эволюцию крупных хоровых жанров в Германии в XIX веке завершают произведения Брамса, которые, не являясь уже собственно ораториями, обобщают важнейшие особенности немецкого хорового искусства, подводят итог процессам, происходившим в нем в то время.

Наконец, исследуя пути развития оратории в Германии, невозможно миновать творчества Листа, тесно связанного с немецкой музыкальной культурой, впитавшего многие наиболее показательные категории немецкого романтизма.

Однако облик ораториального жанра в это время определяют не только произведения великих мастеров. Оратория - это также обширнейшая область прикладной, служебной музыки, необходимая в музыкальном быту; к ней активно обращаются и многочисленные городские и церковные музыканты, ныне совсем забытые, и видные мастера, чьи имена более известны в связи с другими сферами национальной культуры (Ф.Хиллер, К.Леве, К.Рейнеке, Л.Шпор и др.). Сочинения такого типа чаще всего отражают вкусы массового слушателя и опираются преимущественно на классические каноны жанра. Знакомство с этой частью ораториальны?с произведений на наш взгляд не менее важно, чем изучение новых, экспериментальных путей, так как именно здесь

можно проследить и устойчивость самих канонов, и возможности сочетания их с новой стилистикой.

Иначе говоря, немецкая оратория XIX века - явление разноплановое: здесь и многочисленные, часто похожие друг на друга, написанные по единым правилам, а нередко и на одно либретто религиозные драмы, и сочинения нового типа, основанные на новых сюжетных мотивах, индивидуализированных либретто, открывающие оригинальные возможности преобразования старого жанра.

Несмотря на свою культурно-историческую значимость указанный период в этой области по многим объективным причинам изучен сравнительно мало и односторонне: в литературе, в первую очередь отечественной, он не получил должного освещения (19, 62, 83, 113, 141). Ораториальные произведения крупных композиторов так или иначе рассматриваются в пространных монографических исследованиях, посвященных их творчеству или в отдельных статьях; сочинения же второго плана в музыковедческих работах совсем не отражены. Безусловно, эти монографии, а также другие работы русских и зарубежных авторов (11, 26, 28, 29, 39, 45, 50, 60, 69, 86, 87, 88, 96, 115, 135), сыграли большую роль в формировании целостного отношения к творчеству самих композиторов и в оценке того положения, которое занимают в нем вокально-симфонические произведения, как они соотносятся с индивидуальным стилем автора. Однако ораториальные сочинения, обычно не образующие ведущего пласта в их наследии, редко привлекают пристальное внимание исследователей (исключение составляют творчество И.Брамса и посвященная ему монография Е.М.Царевой - "Иоганнес Брамс". - М., 1986). Кроме того, специфика жанра творческого портрета требует рассмотрения особенностей произведений в контексте художественного метода их автора, нас же

каждое из представленных здесь сочинений интересует еще и в контексте особенностей ораториального жанра.

Широкая панорама ораториальных произведений XIX века развернута в объемных трудах зарубежных исследователей, имеющих преимущественно справочно-энциклопедический характер (151, 165, 172, 173, 176, 180). В них указаны и кратко прокомментированы многочисленные примеры ораторий разных типов от зарождения до XX века, содержится ценный фактологический материал, который помог автору предлагаемой работы расширить и систематизировать сведения в данной области.

Значительные музыкально-исторические проблемы, связанные с эстетикой эпохи романтизма, освещены в книге А.Эйнштейна "Музыка романтической эпохи" (158). Наряду с ведущими жанрами романтической музыки автор уделяет в ней внимание ораториальным и духовным хоровым сочинениям этого времени, касается вопросов, важных для понимания их новых возможностей: соотношение духовного и светского в сюжетах произведений; проникновение в ораторию исторической, мифологической тематики; преобразование ораториальной драматургии (появление так называемых "гибридных форм") в связи с расширением круга сюжетов и образов и т.д. Сама постановка этих вопросов чрезвычайно важна для понимания нового облика оратории в XIX веке.

Вместе с тем, оценивая значимость зарубежных исследований в области изучения проблем ораториальных жанров, нельзя не указать на их достаточно поверхностно-описательный характер, связанный в значительной степени с популяризаторскими задачами.

Особый интерес среди материалов, посвященных ораториям XIX века, представляют рассуждения, наблюдения и оценки самих композиторов и их современников, сосредоточенные в критических эссе, документах и эпистолярном наследии того времени (4, 18, 30, 68, 70, 71,

72, 73, 78, 79, 117, 130, 139, 140, 143, 144, 145, 150, 162, 168, 169). Эти материалы отражают вкусы, художественные интересы и музыкальные пристрастия прошлого века; по ним можно сделать выводы о популярности ораториальных жанров не только в любительской, но и в профессиональной среде. Здесь наиболее ценными представляются статьи Шумана "О музыке и музыкантах" (144), сконцентрировавшие множество весьма точных суждений композитора о творчестве своих современников, некогда широко исполняемых и ценимых публикой.

Для уточнения некоторых специальных понятий, связанных с духовными сюжетными мотивами, религиозными образами и символами, занимающими значительное место в поэтике ораториального жанра, у автора возникла необходимость обратиться к справочной литературе богословского характера (84, 95, 106, 109, 125, 133), а также к светским материалам, исследующим эти проблемы (97, 98, 124).

Данная работа является попыткой восполнить пробел в отечественном музыкознании, связанный с отсутствием систематизированных материалов, посвященных проблемам развития кантатно-ораториальных жанров в XIX веке. Ее первоначальный вариант формировался на основе изучения конкретных сочинений крупнейших композиторов-романтиков XIX века. Замысел этот складывался под руководством и при непосредственном участии профессора Московской государственной консерватории Н.С.Николаевой (1922-1988), которая сыграла главную роль в разработке плана и задач исследования. Однако возможность знакомства с целым рядом кантатно-ораториальных произведений, не составляющих классики этого жанра, но в свое время широко известных, исполняемых и даже попавших в российские частные библиотеки (например С.И.Танеева, А.В.Панаевой-Карцевой), привела автора к мысли о необходимости хотя бы частично осветить и этот

своеобразный пласт немецкой "массовой" культуры, сыгравший в свое время большую роль в укреплении духовных взглядов и вкусов нации.

Таким образом, работа сложилась как серия глав-очерков, содержащих обзорно-исторический и монографический материал. Очерки эти, различные по своему объему и степени углубленности исследования, не претендуют на всестороннее освещение и решение проблем ораториального жанра, а лишь затрагивают некоторые вопросы, касающиеся его идейно-образной и композиционной стороны в связи с эстетическими принципами нового времени.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Фадеева, Ольга Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы остановились на различных типах ораториальных произведений, созданных в Германии в XIX веке. Конечно, это далеко не все образцы композиторского творчества в области, которая в немецкой культуре очень велика и поистине безгранична. Однако и они дают достаточно четкое представление о тех процессах, которые происходили в ней в прошлом веке, о явлениях, с которыми приходится столкнуться при ее изучении. О необходимости разделения "каждого отдельного рода музыки" на типы, "в которых идеал данного рода, данной ветви музыкального искусства высказался вполне", писал еще А.Н.Серов (Серов, 1987,215). В своих рассуждениях русский критик отмечал, что среди музыкальных произведений "главных отделов" (музыка с текстом и музыка без текста) существуют, наряду с театральными, сочинения, написанные "специально для религиозных целей" ("предназначенные для церкви"), и произведения "для концерта или вообще собственно музыкального исполнения".

Материалы, исследованные в работе, в целом подтверждают его мысль и убеждают в том, что развитие ораториального жанра в это время происходило по двум направлениям при всей их внутренней неоднородности.

В первом направлении, вобравшем в себя "академические" и "прикладные" произведения, чаще всего предназначенные прямо или опосредованно "для религиозных целей", господствовали охранительные тенденции и преобладала опора на традиционные жанровые каноны -сюжеты, образы, принципы драматургии. Крупнейшие достижения в этой группе сочинений - две оратории Мендельсона - неразрывно связаны с высокими традициями прошлого. Значительность библейских образов, глубина их музыкального воплощения, объединившего в себе классическую уравновешенность и романтическую эмоциональность - все это поднимает сочинения Мендельсона над тем, что создавалось рядом. Не повторяя предшественников, композитор решал в своих ораториях задачи, актуальные для его времени: утверждение нового облика романтического героя (вспомним здесь его замечание в отношении характера пророка Илии), акцентирование контраста героико-трагического и лирического с целью углубления главного романтического противоречия между реальным и идеальным. В его творчестве оратория предстает как жанр высоких идей, сочетающихся с теплом человеческих чувств, запечатленных в благородной лирической музыке.

Однако большая часть сочинений этого направления находилась на иных эстетических позициях. Художественное творчество здесь подменялось отношением к жанру оратории как к прикладному искусству. Обращенное к массовой аудитории, это искусство опиралось на широко известные сюжетные мотивы (Ветхий и Новый Заветы), популярные интонационные комплексы (песенность, хоральность), простые драматургические и исполнительские закономерности. В задачу своеобразного "третьего пласта'06 в области оратории входило создание доступных по музыкально-выразительным приемам произведений, рассчитанных на массового слушателя и исполнителя. Вместе с тем сочинения этой группы при всей их внешней традиционности отражали художественные и специфически музыкальные вкусы своего времени: в их партитурах появлялись вокальные приемы, гармонические и оркестровые детали, заимствованные из стилистики романтических жанров, в первую очередь - оперы. Так, сильнейшее влияние на "популярные" немецкие оратории оказывала виртуозная кантилена Россини и музыкальные находки Вебера. Библейские сюжеты, сохранявшие здесь свое ведущее положение, дополнялись событиями древней и национальной немецкой

56 Так В.Дж.Конен называла массовое музыкальное искусство. См. Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. - М, 1994. истории. Все перечисленное усиливало связи этих сочинений с операми Спонтини и Мейербера, которые многим немецким композиторам этого круга служили, наряду с ораториальной классикой, образцами для подражания.

Несмотря на единообразие и известную схематичность таких произведений здесь все же были свои вершины - некоторые оратории Шнайдера ("Страшный суд"), композиции Шпора, Леве, Хиллера, Бруха, замеченные критикой и слушателями того времени. Основная же часть сочинений этого типа и их авторы, выполнив задачи, поставленные перед ними временем, вскоре были забыты, как часто бывает с произведениями "массовых жанров".

В противовес большой группе "традиционных" композиций второе направление, количественно более ограниченное, предназначалось преимущественно для "концерта", и, наоборот, стремилось к пересмотру жанровых канонов посредством индивидуальной авторской работы над ораториальными сочинениями. Сами же оратории при этом в значительной степени испытывали воздействие творческого метода, особенностей стиля их создателей. Сочинения этого круга содержали в себе сложные внешние и внутренние преобразования, связанные в первую очередь с переосмыслением типов сюжетов, расширением их образных закономерностей и, как следствие, - с изменением самой ораториальной драматургии. Значительным переломом в понимании ораториального жанра стало привлечение в него литературных и народно-легендарных сюжетов, близких романтической опере (Шуман - "Рай и Пери", "Сцены из "Фауста"; Лист - "Легенда о святой Елизавете"), что, однако, не исключало обращения и к каноническим религиозным текстам в их индивидуальной авторской трактовке (Лист - "Христос", Брамс -"Немецкий реквием"). Эти сюжеты изменили образный мир оратории, все чаще тяготевший к лирико-философской сфере; более индивидуализированными, психологически разветвленными и утонченными стали ее идеи, не порывавшие при этом связи с духовными проблемами. В текстах ораторий возникали аналогии то с оперными либретто, то с литературно-поэтическими программами симфонических поэм, то со строфами стихотворений, предназначенных для вокальных миниатюр (или циклов миниатюр). Все это вместе взятое оказывало самое непосредственное влияние на внешний облик жанра, его композицию, характер развития, превращая ораторию из жанра, обладающего достаточно стабильной драматургией, обобщенного, объективного, в какой-то мере даже лишенного национальных особенностей и авторской индивидуальности, в жанр, отражающий специфику времени, особенности творческого метода каждого композитора.

Наиболее радикальные обновления в этой группе сочинений происходили на основе синтеза самой оратории с другими жанрами. Как известно, синтез жанров всегда ведет к значительным структурным изменениям, в результате которых "размываются" типовые представления о том или ином виде искусства. Именно такой путь оказался наиболее плодотворным для развития оратории в новое время. В синтезе с оперными жанрами оратория приобрела драматическое развитие, освоила неожиданные для традиционных типов соотношения солистов и хора, новые сольные вокальные формы - речитативы-ариозо, монологи и т.д. (см. "Рай и Пери" и, отчасти, "Сцены из "Фауста" Шумана, "Легенду о св. Елизавете" Листа). Синтез с камерной песней привнес в ораториальный жанр необычные приемы вокальной декламации (как, например, в "малых" ораториях Шумана или Брамса), в соединении с жанрами инструментальной музыки - прежде всего с симфонической поэмой, оратория обогатилась чисто инструментальными эпизодами - картинами, а ее партитура дополнилась оригинальными звукоизобразительными достижениями (Лист - "Христос").

Что же сохранилось в этих сочинениях от ораториального жанра, и почему мы и до сих пор настойчиво продолжаем называть их ораториями? Здесь, по-видимому, определяющую роль играют уже не драматургические или исполнительские особенности произведений, а их идейно-образная сущность, возвышенно-духовный тон. Этот тон, столь высоко ценимый еще иенскими романтиками, привлек внимание композиторов нового поколения к жанру оратории и был перенесен ими в их оригинальные композиции.

XIX век - век ярких личностей. Их глубоко индивидуальный талант смело вторгся в пределы оратории, значительно изменив понимание этого жанра, что сделало его по-новому популярным и жизнеспособным. Разновидности оратории, возникшие в результате соединения ее жанровых особенностей с искусством театра, с симфонией, с камерными видами музыки, получили широкое развитие не только в немецкой культуре. Оратория нашла свою новую жизнь во Франции (творчество Берлиоза, Франка, Сен-Санса, Массне), Англии (Элгар), в молодых европейских композиторских школах XIX века (Дворжак). Большие возможности открылись перед этим жанром уже в XX веке, когда он оказался необходимым для выражения национально-патриотических, социальных, идеологических проблем, свойственных нашему веку. В связи с этим можно вспомнить произведения Онеггера, Бриттена, Шостаковича, Свиридова и других. Однако, при всей оригинальности новых типов оратории, ее "классические" признаки продолжали сохраняться (имеется в виду повествовательный характер изложения сюжета, значительность идей и образов, назидательный оттенок повествования), что указывало на их "сущностный", определяющий характер. При отсутствии единых структурных и композиционных канонов эти признаки свидетельствовали о сохранении самого жанра оратории, о продолжении его развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Фадеева, Ольга Сергеевна, 1999 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Аверинцев С. С.

1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра//

Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - М., 1986. - С. 104-116. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости// Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996. - С. 191-219.

3. Аверинцев С.С., Андреев МЛ, Гаспаров МЛ., Грин11ер ПА., Михттов А.В.

Категории поэтики в смене литературных эпох// Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 3-38. Роберт Шуман. Жизнь и творчество/ Пер. с нем. А.Н.Серова. - М., 1988. - 62с. Комментарии к трагедии И.В.Гете "Фауст"// ИВГеге. Собрание сочинений . В 10-ти томах. Т.2. -М., 1976.-С. 443-508.

"Фауст" Гете: Вступительная статья// Гете Иоганн Вольфганг. Фауст: Трагедия/Пер. с нем. Б.Пастернака. -М., 1982. - С. 3-23.

Творческий путь Гете. - М., 1986. - 544с. Симфонические искания: Исследовательские очерки. -Л., 1979.-С. 5 - 17, 262-267.

Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке// Музыкальный современник. -М., 1987.-Вып.6.-С. 5-44

Музыкальная форма как процесс. - М., 1971. -376с.

4. Амброс А.В.

5. Аникст А.А.

6. Аникст А.А.

7. Аникст А.А.

8. Арановский М.Г.

9. Арановский М.Г.

10. Асафьев Б.В.

11. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Франц Лист: Опыт характеристики. -

Петроград, 1922. - 63с.

12. Белинский В.Г. Сочинения А.С.Пушкина/'/ Собрание сочинений. В

9-ти т. Т.6. - М., 1981. - С. 74-492.

13. Белинский В.Г. Русская литература в 1845 году// Собрание

сочинений. В 9-ти т. Т.8. - М., 1982. - С. 7-33.

14. Березовчук Л.Н. Музыкальный жанр как система функций//

Аспекты теоретического музыкознания. - Л., 1989. -Вып.2. - С. 95-122.

15. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973. - 565с.

16. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. -

М., 1992. - 1372с.

17. Борисова Т.В. Ораториальное творчество Ф.Листа в свете

эволюции его стиля: Дипломная работа/ МДОЛГК. -М., 1969. - 86с. (Рукопись).

18. Бородин А.П. Воспоминания о Листе. - М., 1953. - 56с.

19. Брашовский М.М. Оратория в творчестве зарубежных композиторов

(XVII-XIX век): Возникновение и развитие жанра. -Л., 1973.- 39с.

20. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике//

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания.- М., 1994. - С. 392-430.

21. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966. - 403с.

22. Васина-ГроссманВ.А. Романтическая песня XIX века. - М, 1966. - 406с.

23. Вилъмонт H.H. Вступительная статья к "Фаусту" Гете// И.В.Гете.

"Фауст"/ Пер. Б.Пастернака. - М., 1955. - С. 3-31.

24. Вилъмонт H.H. Гете и его время: Вступительная статья// И. В. Гете.

Собрание сочинений. В 10-шт.Т.1. -М, 1975. - С. 5-48.

25. Вилъмоит H.H.

26. ВорбсГ.-Х.

27. Габитова P.M.

28. Галь Г.

29. Гейрингер К.

30. Глинка М.И.

31. Горная И.Н.

32. Грассбергер Ф.

33. Грит(ер П.А.

34. Грубер Р.И.

35. Грубер Р.И.

36. Гугнин A.A.

37. Гюго В.

3 8. Далгат Дж. Э.

Комментарии к роману Гете "Годы учения Вильгельма Мейстера'7/ И.В.Гете. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т.7. - М., 1978. - С. 507-525. Феяикс Мендельсон-Бартольди: Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. - М., 1966. - 318с. Философия немецкого романтизма. - М., 1978. -287с.

Иоганнес Брамс: Творчество и личность // Брамс. Вагнер. Верди: три мастера - три мира. - М., 1986. -С. 21-175.

Иоганнес Брамс. - М., 1965. - 432с.

Записки. - М., 1953. - 283с.

Жанр оратории в творчестве композиторов венской

классической школы: Дисс...канд. искусствоведения/

ЛГИТМиК. - Л., 1987. - 194с.

Иоганнес Брамс. - М., 1980. - 71с.

Образ Индии в немецком романтизме// "Arbor

Mundi" - 'Мировое древо"№3/94. - M, 1994.-С.98-132.

Гендель. - Л., 1935. - 125с.

История музыкальной культуры. В 2-х т. Т.2. 4.1. -

М., 1953. - 415с., 4.II. - М., 1959. - 492с.

Постоянство и изменчивость жанра: Вступительная

статья// Эолова арфа: Антология баллады/ Сост.,

предисл., коммент. А.А.Гугнина. -М., 1989.-С.7-26.

Предисловие к драме "Кромвель"// Собрание

сочинений. В 15-ти т. Т. 14. - М., 1956. - С.74-131.

Предисловие к клавиру: Р.Шуман "Рай и Пери",-

Л., 1987.- С.5-7.

39. Даме В.

дс\ iT^'i-puvn Г Ю

гч/. ^^нчс-лли 1 . IVS.

41. Дмитриев А. С.

42. Дмитриев A.C.

43. Дмитриев А. С.

44. Друскин М.С.

45. Друскин М. С.

46. Друскин М.С.

47. Жирмунский В.М.

48. Жирмунский В.М.

49. Жирмунский В.М.

5 0. Житомирский Д. В

Феликс Мендельсон/ Пер. с нем. Л.А.Мазель. -М., 1930. - 54с.

Искусство бидермайера и "Песни без слов" Ф.Мендельсона// Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма. -Харьков, 1995. - С. 44-48.

Романтизм и Просвещение - борьба или взаимодействие?// Вопросы литературы. - 1972. -№10-С. 117-130.

Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. - М., 1974. - 118с.

Проблемы иенского романтизма. - М., 1975. - 264с. История зарубежной музыки: Учебник. - М., 1963. -Вып.1У.-582с.

Иоганнес Брамс// Избранное: Монографии. Статьи. -М., 1981.-С. 71-165.

К полемике о романтизме// Избранное: Монографии. Статьи. - М., 1981. - С. 166-195. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков. -М., 1918.-81с. Проблема эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков// Из истории западноевропейских литератур. - Л., 1981.- С. 62-75. Немецкий романтизм и современная мистика. -С.-Пб., 1996.-230с. . Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. -М., 1964. - 800с.

51. Захарова О. И.

Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы.

Л/Г 1 QCJ _ ППг.

1VJL., iyUw». ~ I 1

52. Иванов-БорецкийMB. Мендельсон. - М., 1910. -15с.

53.Иванов-БорецкийМВ. Очерк истории мессы. - М., 1910. -26с.

54. Иоффе И.И. Мистерия и опера (немецкое искусство XVI-XVHI

веков).-Л., 1937.-235с.

55. История западноевропейской литературы/ Под ред. ВМ Жирмунского. -

М., 1947.-С. 124-133; 189-228.

56. История зарубежной литературы XIX века. Часть I/ Под ред.

А.С.Дмитриева. - М., 1979. - 571с.

57. История немецкой литературы. В 5-ти т./ Под общ. ред. КИБалашова и др.

Т.З. - М, 1966. - 586с. Т.4. - М, 1968. - 614с.

58. История эстетики. В 5-ти т./ Гл. ред. М.Ф.Овсянников. Т.З.: 1789-1871 -

Эстетические учения Западной Европы и США. -М., 1967. - 1006с.

59. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII-XIX веков:

Самосознание эпохи и музыкальная практика -М., 1996. - 189с.

60. Конен В. Дж. Вокально-драматические "поэмы" Шумана// Этюды

о зарубежной музыке. - М., 1968. - С. 143-150.

61. Конен В. Дж. О главном у Генделя// Этюды о зарубежной

музыке. - М., 1968. - С. 83-93.

62. Конен В. Дж. О прошлом и настоящем// Этюды о зарубежной

музыке. - М.,1968. - С. 94-109.

63. Конен В. Дж. История зарубежной музыки: Учебник. - М, 1976. -

Вып.Ш. -536с.

64. Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке

XX века. - М., 1994. - С. 3-39.

65. Крауклис Г.В.

66. Крауклис Г.В.

67. Кремлее Ю.А.

68. КюиЦ.А.

69. Ла Мара

70. Ларош Г.А.

71. Ларош Г.А.

72. Ларош Г.А.

13. Ларош Г.А.

74. Левик Б.В.

75. Ливанова Т.Н.

76. Ливанова Т.Н.

77. Ливанова Т.Н.

Симфонические поэмы Ф.Листа. - М., 1974. - 139с. Вагнер и программный симфонизм XIX века// Рихард Вагнер: Сб. статей,/ Ред.-сосг. Л.В.Полякова. -М., 1987.-С. 76-95.

Прошлое и будущее романтизма. - М., 1968. - 78с. "Геновева", опера Роберта Шумана// Избранные статьи. - Л., 1952.- С. 452-457. Музыкально-характеристические этюды. Т.1. -М., 1886.-444с.

Музыкальное письмо из Петербурга// Избранные статьи. В 5-ти вып./ Общ. ред. А.А.Гозенпуда. -Л., 1977. Вып.4. - С. 259-269. "Святая Елизавета". Оратория Листа// Избранные статьи. В 5-ти вып./ Общ. ред. А.А.Гозенпуда. -Л., 1977. Вып.4.-С.57-59.

По поводу предстоящего исполнения "Рая и Пери"...// Избранные статьи. В 5-ти вып./ Общ.ред. А.А.Гозенпуда. - Л., 1977. Вып.4. - С. 90-95. Шуман как фортепианный композитор// Избранные статьи. В 5-ти вып./ Общ. ред. А.А.Гозенпуда. -Л., 1978. -Вып.5. -С.19-29. Рихард Вагнер. - М., 1978. - 447с. Музыкальная классика XVIII века: Гендель. -М., 1939.-С. 5-115.

Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ века в ряду искусств. - М., 1977. - 528с. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т.1.-М, 1983.-696с. Т2-М, 1982.-622с.

78. Лист Ф. Берлиоз и его симфония "Гарольд"// Избранные

статьи. - М., 1959. - С. 271-349.

79. Лист Ф. Роберт Шуман/7 Избранные статьи. - М., 1959. -

С. 350-413.

80. JI.T. - Литературная теория немецкого романтизма: Документы/ Ред.,

вступ. статья и коммент. НЯБерковскош. - Л., 1934. - 334с.

81. Л.М. - Литературные манифесты западноевропейских романтиков/

Собрание текстов, вступит, статья и общ. ред. проф. А.С.Дмитриева. - М., 1980. - 638с. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М., 1994. - 319с. Зарубежная хоровая литература: Хрестоматия. -М., 1966. - Вып.2. - С.96-108. Илия// Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т.1.-М., 1993.-С. 602. Шуман и оперный театр// Советская музыка. -1985.-№8.-С. 85-91.

Гете в музыке Шумана// Гетевские чтения 1984. -М., 1986.-С. 141-157.

Поздний Шуман и его вокально-симфонические композиции: к истории немецкого музыкального романтизма: Дис... канд. искусствоведения/ ВНИИИ. -М., 1987.-228с.

Поздний Шуман и его вокально-симфонические композиции: к истории немецкого музыкального романтизма: Авгореф. дис... канд. искусствоведения/ ВНИИИ.-М., 1987.-24с.

Каноническое искусство как информационный парадокс// Избранные статьи. В 3-х томах. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -Таллинн, 1992. - С. 243-247.

82. Лобанова М.Н.

83. Локшин Д.Л.

84. Лопухин А.П.

85. Лосева О.В.

86. Лосева О.В.

87. Лосева О.В.

88. Лосева О.В.

89. Лотман Ю.М.

90. Мамуна H.B.

91. Манн Т.

Симфонические поэмы Листа. - Л., 1940. - 72с. Германия и немцы// Собрание сочинений. В 10-ти т. Т.10.-М., 1961. - С. 303-326.

92. Маркин ЮЛ.

93. Маркус С.А.

94. Мартынов В.И.

95. МелгюранскийБ.М

96. Мшъштейн Я.И.

100. Михайлов A.B.

Вартбург. Айзенах. Эрфурт. Ваймар.-М., 1995.- 191с. История музыкальной эстетики. Т.2. -М., 1968.-686с. История богослужебного пения. - М., 1994. - 240с. Иисус Христос// Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т.1. - М., 1993. - С. 589-595. Ф.Лист. Т. 1-Й. - М., 1971. - 864с., 600с.

97. Мифологический словарь/ Ред. Е.М.Мелетинский. - М., 1991. - 736с.

98. Мифы народов мира/ Энциклопедия. В 2-х т. - М., 1991-1992.

99. Михайлов A.B. Вводная часть доклада "Генрих фон Клейст и

проблемы романтизма"// Искусство романтической эпохи: Материалы научной конференции (1968г.). -М., 1969.-С. 106-126.

О Людвиге Тике, авторе "Странствий Франца Штернбальда'7/ Людвиг Тик. Странствия Франца Штернбальда. - М., 1987. - С. 279-340. Романтизм// Музыкальная жизнь. - 1991. - №5,6. -С. 20-23.

О классицистских тенденциях в музыке XIX -начала XX века// Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1963. Вып.2. - С.146-180. Поздний период творчества Брамса: Автореф. дис... канд. искусствоведения/ ЛТК им. Римского-Корсакова -Л., 1982. - 13с.

104. Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга вторая/ Общ. ред.

Т.Э.Цытович. - М., 1990. - 526с.

105. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х тУ Сост. AB. Михайлов,

В.П.Шестаков. Т.2. - М., 1983. - 432с.

101. Михайлов A.B.

102. Михайлов М.К.

103. Мревлов А.Е.

111. Раппопорт Л.Г.

106. Никифор, архимандрит. Иллюстрированная полная популярная

библейская энциклопедия. - М., 1891. - 902с.

107. Николаева Н.С. Об оперном симфонизме Вагнера// Рихард Вагнер:

Сборник статей/ Ред.-сосг. Л.В.Полякова. -М, 1987. -С. 147-176.

108. Орджоникидзе ГШ. Диалектика формы в музыкальной драме// Рихард

Вагнер: Сборник статей/ Ред.-сост. Л.В.Полякова. -М., 1987. - С.96-121.

109. Полный православный богословский энциклопедический словарь.

В 2х т. - М., 1992 (Репринтное издание).

110. Проблемы романтизма/ Сборник статей: В 2-х т. Т.1. - М, 1967. - 360с.

Т.2.-М., 1971.- 302с.

Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX века// Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М., 1971. -С. 310-348.

Катехизис истории музыки. 4.II - История музыкальных форм/ Пер.с нем. Н.Д.Кашкина. -М., 1897.-С. 115-142; 183-197. Очерк истории оратории// Статьи о музыке: Избранное. - М., 1982. - С. 15-50. 114. Розеншшъд К.К. Музыкальное искусство и религия: Исторический

очерк. -М., 1964. - 190с.

Последние годы Ференца Листа. -Будапешт, 1959.- 138с. История венгерской музыки. - Будапешт, 1964.-246с. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей// Статьи о музыке. В 7-ми вып./ Состав, и комментарии Вл.В.Протопопова.- М., 1987. - Вып.З. - С. 209-218. Художественные принципы музыкальных стилей. -М., 1973.-446с.

112. Риман Г.

113. Розенов Э.К.

115. Саболъчи Б.

116. Саболъчи Б. lll.Cepoe А.Н.

118. Скребков С. С.

119. Соколов O.B. К проблеме типологии музыкальных жанров //

Проблемы музыки XX века. - Горький, 1977. - С.3-11.

120.СоллертинскшИМ. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика//

Музыкально-исторические этюды. - JL, 1956. -С. 80-100.

Вокально-симфонические жанры в советской музыке// Вопросы теории и эстетики музыки. -Л., 1963. -Вып.2. - С. 25-55.

Эстетическая природа жанра в музыке. - М., 1968. -102с.

Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы// Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М., 1971. - С. 292-309. Роза// Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т.2. - М., 1992. - С. 386-387. Елизавета// Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х. томах. Т.1. -М., 1993. - С. 529. История новой западноевропейской музыки. Т.1. -М.-Л., 1940.-455с.

Основы оперной драматургии// Оперный театр: Статьи и исследования. - М., 1961. - С. 21-96. Немецкая романтическая опера// Оперный театр: Статьи и исследования. - М., 1961. - С. 185-211.

129. Филиппов A.A. "Парсифаль" Вагнера в свете духовных

устремлений позднего романтизма// Памяти Н.С.Николаевой. - М., 1996. - С. 50-57.

130. Финдейзен Н.Ф. Сюжет "Фауста" в музыке// Русская музыкальная

газета. - 1915. - №4. - С. 87-93.

131. Хохловкина A.A. Западноевропейская опера. - М., 1962. - 367с.

132. Хохловкина A.A. Советская оратория и кантата. - М., 1955. - 146с.

133. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. - М., 1993-95.

121. СохорА.Н.

122. СохорА.Н.

123. СохорА.Н.

124. Топоров В.Н.

125. Троицкий C.B.

126. Ферман В.Э.

127. Ферман В.Э.

128. Ферман В.Э.

134. Царева Е.М. Брамс у истоков нового времени// История и

современность: Сборник статей.-Я, 1981.-С. 138-149.

135. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. - М., 1986. - 383с.

136. Царева Е. М. Иоганнес Брамс/ Автореф. до... доктора искусствоведения.

-М., 1990. - 46с.

137. Царева Е.М. Р.Шуман. Песни// Музыка Австрии и Германии

XIX века. Книга вторая/ Под. общ. ред. ТЗДыгович. -М.Д990.-С. 198-227.

138. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -

М., 1964,- 159с.

139. Чайковский П.И. Дневники (1873-1891). - М.-Пг., 1923. - 294с.

140. Чайковский П.И. Второе и третье квартетные утра. - Первое

симфоническое собрание русского музыкального общества. - Итальянская опера// Музыкально-критические статьи. - М., 1986. - С. 66-72.

141. Ширинян Р.К. Оратория и кантата. - М., 1960. - 39с.

142. Шлегелъ Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тУ Всгуп. статья,

сост., пер. с нем. ЮНПопова - М, 1983. -448с.

143. Шуман Р. Мендельсон// Избранные статьи о музыке/ Ред.,

всгуп. статья и примеч. Д.В .Житомирского. - М, 1956. -С. 191-221.

144. Шуман Р. О музыке и музыкантах/ Сборник статей. В 2-х т. -

М., 1976-1979. - 407с., 328с., 294с.

145. Шуман Р. Письма. В 2-х томах/ Сост., науч. ред., всгуп. ст., коммент..

указ. Д.В .Житомирского. Т.2. - М., 1982. - 525с.

146. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни/ Пер.

с нем. - М., 1981.-687с.

147. Эстетика немецких романтиков/ Сост., перевод, всгуп. сшгья и коммент.

А.В.Михайлова. - М., 1987. - 733с.

148. Bagge S.

149. Beyer C.

150. Boetticher W.

151. Böhme F.

152. BrionM.

153. Brown M. J. E.

154. Bücken E. 155 .Dahms W, 156. Damilano P....

157. Edwards F. G.

158. Einstein A.

159. Engel H.

Robert Schumann und seine "Faust - Scenen"// Waldersee P. Sammlung musikalischer Vortrage. Erste Serie. - Leipzig, 1879. - №4. - S. 121-140. Johannes Brahms. Ein Deutsches Requiem// Schlesinger'sehe Musik Bibliotek: Musikführer №40-41.

R. Schumann in seinen Schriften und Briefen. -B., 1942.- 516s.

Die Geschichte des Oratoriums. - Gütersloh, 1887.- 119s. Schumann and the Romantic Age. - London, 1956. - 375p. Loewe Carl// The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In 20 volumes. Vol.11. - London, 1980. - P.126-130. Robert Schumann. - Köln, 1940. - 158s. Mendelssohn. - Berlin, s.a. - 202s. Oratorium// Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik/ Unter Mitarbeit... von F.Blume. - Bd. 10. Kassel -Basel - London - New York, 1962.-S. 120-168.

The History of Mendelssohn's oratorio "Elijah"/ With an introduction by sir G.Grove. - N.Y., 1976. - 139p. (Rep. from 1896).

Music in the Romantic Era. - N.Y., 1956. -371p. Karl Loewe// Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik/ Unter Mitarbeit... von F. Blume. - Bd. 8. Kassel - Basel..., 1960.-S. 1106-1111.

160. E. W., rev. Oratoria// Grove's Dictionary of Music and Musicians.

In 9 volumes/ Edited by E.Blom. Vol.VI. -London, 1954. - P. 247-262.

161. Gehring F., Oakeley/r EM Schneider Fridrich// The New Grove Dictionary

of Music and Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In 20 volumes. Vol.16. - London, 1980. - P.684-685.

162. J.B.S. - Johannes Brahms in seinen Schriften und Briefen/-Eingel.

und mit biogr. und krit. Erläut. versehen von Dr. R.Litterscheid. - B., 1943. - 480s. Musikgeschichte des 19 Jahrhunderts. Bd. 2. -Berlin, 1961.-S. 529-1033. Felix Mendelssohn. -Leipzig, s.a. - 285s. Führer durch den Koncertsaal. II Abteilung. Band II: Oratorien und Weltliche Chorwerke. - Leipzig, 1915. -693s.

Die Chorwerke von Johannes Brahms. 2-te Aufl. -B., 1963.- 665s.

Bruch Max// The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In 20 volumes. Vol.3. - London, 1980. - P. 349-350.

168. Franz Liszt's Briefe/ Gesammelt und Herausgegeben von La Mara. B. II. -

Leipzig, 1893. - 421s. B. III. - Leipzig, 1894. - 223s.

169. Liszt F. Gesammelte Schriften/ Herausgegeben von L.Ramann.

Bd.3.-Leipzig, 1881.-258s.

170. Moyer B. Marx A.B.// The New Grove Dictionary of Music and

Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In 20 volumes. Vol. 11.-London, 1980. - P. 739-741.

171. Raabe P. Franz Liszt. Zweites Buch: Liszts Schaffen. -

Stuttgart und Berlin, 1931. - 379s.

163. Knepler G.

164. Köhler K.-H.

165. Kretzschmar H.

166. Kross S.

167. Leuchtmann H.

172. Schering A.

173. Schnoor H.

IIA. Sietz R.

175. SietzR.

176. Smither H.E.

177. Specht R.

178. Wagner R.

179. Werner J.

180. Young P.M.

Geschichte des Oratoriums. - Leipzig, 1911. - 647s. Das Oratorium vom Ende des 18 Jahrhunderts bis 1880// Auler G. Handbuch der Musikgeschichte. -Frankfort am Main, 1924. - S. 853-865. Hiller Ferdinand// The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In 20 volumes. Vol.8. London, 1980. - P. 562-564. Reineke Carl// The New Grove Dictionary of Music and Musicians/ Edited by Stanley Sadie. In20 volumes. Vol. 15.-London, 1980. - P. 718-719. A History of the Oratorio. Vol. 3: The Oratorio in the Classical Era. - Chapel Hill, 1987. -71 lp. Johannes Brahms: Leben und Werk eines deutschen Meisters. Hellerau, Avalun - Verlag. - Cop. 1928. -397s. Das Oratorium "Paulus" von Felix Mendelssohn -Bartholdy (1843)// Sämtliche Schriften und Dichtungen. B. 12. - Leipzig, s.a. - S. 147-148. Mendelssohn's "Elijah": A historical and analitical Guide to the Oratorio. - London, 1965. -109p. Choral Music of the World. - London, 1969. - 207p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.