Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дзеранова, Рита Фёдоровна

  • Дзеранова, Рита Фёдоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 145
Дзеранова, Рита Фёдоровна. Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дзеранова, Рита Фёдоровна

Введение

Гл. I. Влияние России на развитие школы, просвещения и педагогической мысли северокавказских народов

1.1 Социально-исторические, политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа

1.2 Творческое сотрудничество русских ученых и горских просветителей в изучении традиционной культуры и разработке письменности северокавказских народов

1.3 Развитие школы и системы просвещения на Северном Кавказе (конец XVIII - начало XX вв.)

Гл. II. Проблемы обучения, образования и воспитания в просветительской и педагогической деятельности видных ученых-кавказоведов и педагогов горских народов Северного Кавказа

2.1 Отношение российской и северокавказской интеллигенции к просветительской политике царского правительства на Кавказе.

2.2 Роль российских ученых и педагогов в развитии системы образования в регионе и педагогической мысли народов Кавказа

2.3 Решение горской интеллигенцией проблем воспитания и образования на Северном Кавказе в конце XIX- начале XX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.»

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века российское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса, одним из признаков которого явилось пренебрежительное отношение к достижениям культуры, выработанными народами России, в том числе в образовательной сфере. Подобное отношение к культурному национальному наследию имеет негативные последствия и заставляет вновь обратиться к истории отечественного образования, выявлению тех достижений, которые имеют непреходящую ценность и являются вкладом педагогов многонациональной России в отечественную и мировую культуру.

Северный Кавказ, находясь на границе Европы и Азии, представляет собой уникальный регион, в котором органически взаимодействуют европейско-христианская и азиатско-мусульманская культуры, аккумулируется социально -культурный опыт совместного проживания различных этносов и народностей. Имея общие черты и традиции, выработанные за время совместного проживания, каждый из его народов имеет свою самобытную народную систему воспитания.

Система образования на Северном Кавказе стала формироваться в конце XVIII века под воздействием русской педагогической культуры и национальных традиций горских народов. Важно подчеркнуть, что выявление истоков просвещения и педагогического творчества представителей прогрессивной российской интеллигенции, определяющих факторов и демократических тенденций в общественно-педагогическом движении народов Северного Кавказа весьма актуальны сегодня. Интерес представляет и раскрытие творческого содружества представителей передовой русской культуры, науки и горских просветителей, ставшего одним из решающих факторов развития системы образования в регионе и формирования прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.

Сегодня становится очевидным, что современная школа не может быть в стороне от богатейшего педагогического наследия народов, населяющих Россию, она должна практически использовать его в своей деятельности для улучшения своей образовательно-воспитательной системы. Наследование данного опыта может помочь нам в решении тех или иных сложных современных проблем воспитания и образования молодежи, что особенно актуально сегодня, когда обновление российского общества требует выработки новых действенных подходов к оценке педагогического наследия северокавказских народов, свободных от односторонних идеологических оценок.

Для изучения процесса становления и развития школы и педагогической мысли горских народов, раскрытия особенностей взаимопроникновения педагогических культур русского и северокавказских народов в конце XVIII - начале XX вв. важное значение имеют как историко - этнографические и историко -педагогические, так и литературные произведения дореволюционных и современных авторов.

В российско-кавказоведческой историографии в отношении горских народов Северного Кавказа, культуры, просвещения, развития школы особый интерес представляют взгляды A.A. Гассиева, Н.Ф. Дубровина, М.М. Ковалевского, Ф.И. Леонтовича, В.Ф. Миллера, JI.H. Модзалевского, П.П. Надеждина, Я.М. Неверова, Д.Д. Семенова, Х.А. Уруймагова, Г.М. Цаголова, К.П. Яновского и др., предпринимавших практические шаги по развитию школы, культуры и просвещения на Северном Кавказе и способствовавших сближению этих народов с Россией.

Научно-педагогические основы изучения истории становления и развития школы и педагогической мысли народов нашей страны заложены Н. Егоровым, E.H. Медынским, М.В. Михайловой, А.И. Пискуновым, З.И. Равкиным, В.З. Смирновым, М.Ф. Шабаевой, и др. Особенности развития школы и педагогической мысли на Северном Кавказе выявлены в исследованиях Т.А. Бекоевой, Г.С. Богдасарова, JI.C. Гатаговой, Ю.С. Кимова, И.П. Копачева, В.К. Кочисова, У. Умарова, Е.Е. Хатаева, А.О. Хортлева, С.Р. Чеджемова и др. ученых.

Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования серьезных педагогических исследований, содержащих анализ отдельных сторон концепции образования С.П. Баранова, JI.P. Болотиной, Г.Н. Волкова, H.A. Карпушко, H.A. Константинова, С.Т. Лихачева, E.H. Медынского, Ф.Г. Паначина, В.А. Сластенина, В.В. Столбова, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, М.Ф. Шабаевой, а также серьезных историко-этнографических исследований С.А. Арутюнова, Б.А. Калоева, З.В. Кануковой, А.Х. Магомето-ва, К.У. Тайсаева, А.Х. Хадиковой и других.

В данных работах даются обзоры по истории развития школы и педагогической мысли у народов Северного Кавказа, однако ни в одном из них не стала предметом специального рассмотрения деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы направления организации педагогической деятельности российской и северокавказской интеллигенции в конце XVIII- начале XX вв.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования - процесс становления и развития системы образования на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.

Предметом исследования является организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII-начало XXвв.

Целью исследования являлось выявление и анализ истоков просвещения и педагогического творчества на Северном Кавказе в конце XVIII-начале XX вв., освещение роли представителей российской интеллигенции в просвещении северокавказских народов и формировании прогрессивной педагогической мысли.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современная школа не может быть в стороне от богатейшего педагогического наследия народов, населяющих нашу страну, она должна практически использовать его в своей деятельности для значительного улучшения своей образовательно-воспитательной системы. Историко-педагогический опыт северокавказских народов может помочь нам сегодня в решении тех или иных сложных современных проблем воспитания и образования молодежи.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить социально-исторические и духовные предпосылки истоков просвещения, становления и развития школы, педагогической мысли народов Северного Кавказа в конце XVIII - начале XX вв.;

- проанализировать педагогические идеи российских ученых и педагогов, действовавших на Северном Кавказе, а также их северокавказских последователей;

- определить общую идеологическую и методологическую направленность деятельности российской и горской интеллигенции, дать представление о вкладе каждой из них в развитие педагогической мысли и системы образования в регионе.

Методологическую основу исследования составили философские положения о социально-исторической обусловленности воспитания и обучения, о диалектике общего и особенного; о критическом и бережном отношении к культурному наследию прошлого и его объективной оценке.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является комплексный диалектический подход к анализу взаимосвязи и взаимообусловленности социально-культурных явлений, сочетающийся со сравнительно-историческим анализом.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- изучение архивных материалов, раскрывающих, уточняющих и дополняющих исходные исследовательские позиции;

- теоретический анализ историко-педагогических, этнографических, культурологических, религиоведческих, литературных, фольклорных источников по теме исследования;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы, педагогической мысли и просвещения северокавказских народов.

Исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа:

На I этапе - 1998-2000 гг. - осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования, выявлялась проблемная ситуация, были сформулированы цель, объект и предмет исследования, разработаны его задачи и гипотеза.

На II этапе - 2001-2002 гг. - определены структура исследования, его методология и методы организации. Выявлена и изучена источниковая база, осуществлен научный анализ собранного архивного историко-педагогического материала, выработана авторская исследовательская позиция.

На III этапе - 2003-2005 гг. - обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Источниковой базой исследования явились труды видных просветителей Северо-Кавказского региона ХУШ-ХХ вв., материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды - 11; 30; 33), Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (фонды 11; 12; 24; 130; 147; 148), публикации по теме исследования, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования.

1. В диссертации определена и решена важная научная проблема истори-ко-педагогического регионоведения:

- обобщен накопленный историками, педагогами, философами и культурологами материал, проведен сравнительно - концептуальный анализ развития педагогической мысли и системы образования на Северном Кавказе;

- система образования на Северном Кавказе рассматривается не как феномен, являющийся результатом русской аккультурации, а как качественно новый этап в развитии данной системы в регионе, имевшей свою предысторию (христианское и мусульманское средневековое просвещение);

- развитие педагогической мысли на Северном Кавказе рассмотрено в тесной связи с процессом формирования национальной интеллигенции.

2. Выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, свидетельствующие о становлении и развитии образования на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX веков, что обогатит эмпирическую базу современной учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Северная Осетия - Алания, повысит теоретический уровень исследований, посвященных истории образования в регионе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе выявлены и проанализированы истоки просвещения и педагогического наследия горских народов, особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв., определен вклад российских и горских просветителей в развитие школы и педагогической мысли в регионе.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в деятельности современной северокавказской народной школы, на курсах повышения квалификации педагогов, при чтении спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, написании дипломных сочинений студентами, расширят научные представления об общественно-политической и педагогической мысли кавказских народов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Зарождение очагов просвещения, издание книг, появление первых образованных людей, становление и развитие школ и педагогической мысли народов Северного Кавказа было предопределено присоединением его к России.

2. XIX век стал временем формирования горской интеллигенции, приступавшей в содружестве с передовыми русскими учеными-кавказоведами к разработке письменности горских народов и созданию светских школ. Прогресс школьного образования на Северном Кавказе был связан с приобщением народов региона к передовой русской культуре.

3. Школа и педагогическая мысль северокавказских народов находилась в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходивших как в стране, так и на Кавказе. Школьная политика, проводимая российским правительством на Северном Кавказе, носила противоречивый характер.

4. Пореформенный период стал переломным как в истории российского образования, так и северокавказской школы. Внес определенный вклад в развитие передовой мысли его народов.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, набором методов историко-педагогического анализа, общей логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода, репрезентативной источниковой базой. В процессе работы использованы документы, архивные, археологические и этнографические материалы, данные из периодической печати; труды ведущих отечественных педагогов и просветителей, художественная литература, отражающие историю становления и развития школы и педагогической мысли.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и философии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хета-гурова, докладывались на V Международной научно-практической конференции (С.- Петербург, 2003 г.), на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова (г. Владикавказ, 2001-2004 гг.).

Материалы диссертационного исследования внедрены автором в учебно-воспитательный процесс факультета педагогики и социологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова и юридического факультета Современного гуманитарного университета.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (315 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дзеранова, Рита Фёдоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время российское общество продолжает испытывать последствия тяжелого кризиса, поразившего в конце XX века все сферы общественной жизни. Помимо старых проблем страна столкнулась с новыми, в частности с глобализацией, сопровождающейся трансформацией национальных культур.

Серьезным испытанием подверглась сложившаяся за два последних столетия национальная система образования. Для сохранения лучших традиций, накопленных нашими народами в этой сфере, и творческого их развития в новых условиях возрастает значение изучение приобретенного в нашей стране и ее отдельных регионов опыта решения проблем в деле создания соответствующей требованием времени школы.

Ранние этапы развития образования связаны с историей первых государственных образований, созданных народами северокавказского региона (Хаза-рия, Алания), а также под влиянием культуры соседних народов (Византия, Древний Иран, Грузия). Но в результате имевших катастрофическое последствие нашествий завоевателей письменность этих народов уничтожалась вместе с их носителями.

До включения Кавказа в состав России в процессе исламизации северокавказских горцев среди них распространяется арабский язык и письменность. Используемая при обучении средневековая методика была крайне консервативна и малоэффективна. Грамотность распространялась преимущественно среди мусульманского духовенства. Но, даже в этой среде было много неграмотных и малограмотных людей, не понимающих смысла заученных арабских текстов.

После присоединения Кавказа к России встает задача создания в крае современной системы образования. Первое русское учебное заведение для детей горцев - Моздокская школа была создана до присоединения Северного Кавказа, по инициативе духовной интеллигенции - православных миссионеров, членов Осетинской духовной комиссии. Глава Комиссии Гай Такаов (Бараташвили) с помощью священника-осетина Павла Генцаурова (Кесаева) создает первый осетинский алфавит на основе кириллицы.

Опыт «христианского просвещения» горцев, поддержанный видными представителями русской культуры, (A.A. Бестужев-Марлинский, A.C. Пушкин, JI.H. Толстой) использовался царским правительством для «умиротворения» горцев. Но политика правительства часто менялась, и периодически на смену просвещения приходили репрессии.

В первой половине XIX века из среды горцев, получивших образование в русских учебных заведениях, на этом этапе преимущественно духовных и военных зарождается национальная интеллигенция.

Церковные школы на Кавказе предназначались для христианской части населения. Выпускники этих школ при возможности поступали в семинарии и духовные училища. Для детей мусульман, представителей горской феодальной верхушки создавались аманатские школы, в небольшом количестве их также принимали в школы военных воспитанников. В этих школах в качестве учителей начинали свою деятельность первые горские просветители - представители военной интеллигенции, получившие образование в военных корпусах и служившие в царской армии (Ш.Б. Ногмов, K.M. Атажукин).

Представители первого поколения горской интеллигенции: Ш.Б. Ногмов, С. Хан-Гирей, Я.М. Шарданов, Ф.А. Бекович-Черкасский, С. Казы-Гирей, С.Адиль-Гирей, И. Ялгузидзе приобщали свои народы к цивилизации и прогрессу, ставили и решали в своем творчестве важнейшие проблемы: приобщение горских народов к развитой государственности, обретение гражданского правопорядка, создание национальной письменности, открытие светских школ. В надежде на успех своих просветительских инициатив они апеллируют к российскому правительству, «просвещенному» либеральному чиновничеству.

Идеологией, которую исповедуют первенцы северокавказской интеллигенции, является Просветительство. Светское просвещение выступает у просветителей как главный фактор перестройки северокавказских обществ на новых рациональных началах, гражданского воспитания горских народов, усвоения ими тех требований, которые предъявляет к гражданину государство.

В 50-60 годы усилия горской интеллигенции в сфере образования были направлены на расширение школьной сети в регионе, улучшении качества обучения, как в светских, так и в религиозных школах. Совместно с представителями российской научной интеллигенцией горские просветители ставят задачу создания национальной школы, преподавания предметов на родных языках. Благодаря их усилиям на Северном Кавказе зарождается женское образование.

Единая письменность и государственность должны были содействовать национальному сплочению северокавказских народов.

В создании системы светского образования на Северном Кавказе приняли участие такие видные российские ученые и педагоги как А.П. Берже, JI.JI. Лю-лье, В.Ф. Миллер, Я.М. Неверов, Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семёнов, П.К. Ус-лар, К.П. Яновский. Они стремились выстроить систему светского образования на Северном Кавказе, руководствуясь в своих действиях идеями европейского Просвещения. Под их руководством в северокавказских учебных заведениях внедрялись в жизнь педагогические идеи лучших российских педагогов, готовились местные педагогические кадры.

С 60-х годов северокавказская интеллигенция действует в условиях широкомасштабной модернизации горских обществ, в ходе проведения аграрной и административно-судебной реформ 60-70-х гг. XIX в. Теперь северокавказское просветительство представлено общественно-политическими деятелями многих народов Северного Кавказа: адыгами А.-Г. Кешевым, Д.С. Кодзоковым, K.M. Атажукиным, А.-Г. Инатовым, вайнахами Ч.Э. Ахриевым, У. Лаудаевым, осетинами И.Д. Кануковым, A.A. Гассиевым.

Выступая активными участниками и творцами эпохи преобразований, они мечтают увидеть горцев приобщенными в результате реформ к европейским формам социальной, культурной, хозяйственной жизни. С этого периода начинается длительное и плодотворное сотрудничество российских ученых и педагогов с кавказкой интеллигенцией, результатом, которого было зарождение письменности и образования у народов Северного Кавказа. Труды А. Шёгрена, A.A. Шифнера, П.К. Услара по кавказскому языкознанию получили признание мировой научной общественности, а созданные ими алфавиты, словари и грамматики горских языков, явились основой создания письменности и школы народов региона. Представители национальной интеллигенции выступали не только как информаторы и переводчики российских ученых, но и как их полноправные сотрудники, способные продолжить работу своих учителей.

Северокавказская интеллигенция отстаивает своей просветительской деятельностью выдвинутую передовой русской общественной мыслью, такими ее выдающимися представителями как П.К. Услар, демократическую концепцию европеизации Кавказа, в ходе которой условия для свободного развития обретут национальные культуры горских народов. Продолжая традиции предшествующего поколения просветителей, общественно-политические деятели первых пореформенных десятилетий ставят в своем творчестве проблемы просвещения горских народов, создания письменности, национальной историографии, организации широкой сети светских школ.

С развитием в 80-90-е гг. на Северном Кавказе капиталистических отношений, в среде северокавказской интеллигенции формируются новые идейные ориентации, в русле которых ставятся проблемы просвещения горских народов. При сохранении просветительского «ядра» общественно-политических воззрений интеллигенции, в ее мировоззрении выступают демократические идеи.

В этот период в регионе создаются светские и духовные средние учебные заведения, наблюдается рост интеллигенции. Вслед за духовной и военной интеллигенцией формируются её новые отряды - инженеры, врачи, художники, журналисты, юристы и др. Растет количество педагогов.

Интеллигенты поколения 80-90-х гг. - А.Г. Ардасенов, К.Л. Хетагуров, Г.М. Цаголов и др. - сохранив традиции творчества просветительской интеллигенции 60-70-х гг., их озабоченность гуманитарно-духовными аспектами преобразований, сумели усилить их аналитическим инструментарием исследователя. Самостоятельные исследования от прикладных наук до философии.

Они дают характеристику кризисному и противоречивому характеру развития капитализма на Северном Кавказе, анализируют становление товарно-денежных отношений в крае, достоинства и отрицательные последствия рыночной экономики для народов Северного Кавказа, ставят вопрос о необходимости модернизации всех сторон жизни. Исследователи обосновывают важную роль интеллигенции в осознании горскими народными массами задач модернизации, исторической ответственности интеллигенции в этот период.

Неутомимыми борцами за просвещение народа на протяжении столетия были просветители, вышедшие из среды самих горцев. В 90-х годах XIX - первой четверти XX столетия на общественной арене появилось третье поколение просветителей - адыги Талиб Кашежев, Владимир Кудашев, Паго Тамбиев, осетины Харитон Уруймагов, Георгий Цаголов, дагестанец Сайд Габиев и многие другие. Их деятельность носила революционно-демократическую направленность, они осуждали схоластику и догматизм в обучении, отрыв обучения от жизни, сделали ряд интереснейших публикаций историко-этнографического характера, определили подлинно гуманистические подходы к личности ребёнка и учителя. Формирование их просветительско-педагогических взглядов происходило под несомненным влиянием русских писателей и педагогов, видных учёных-кавказоведов Л. Лопатинского, Я.М. Неверова, Н.И. Пирогова, Д.Д. Семёнова, П. Услара, К.Д. Ушинского, А. Шегрена и др.).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дзеранова, Рита Фёдоровна, 2005 год

1. Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею (АКАК). Т. 1-12. Тифлис, 1866-1904.

2. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Каргиев Э.К., Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. -416 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С. 464.

4. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения в XVIII веке: Сборник документов в 2-х томах. Т. 1. Орджоникидзе, «Ир», 1976.

5. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения в XVIII веке: Сборник документов в 2-х томах. Т. 2. Владикавказ: Ир, СОНИИ, 1984. - 439 с.

6. Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 г. Т.т. 1-3.-СПб, 1868-1869.

7. Материалы по истории осетинского народа. /Сост. Габеев А.Я. Т. 5. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. -Орджоникидзе, Госиздат СОАССР, 1942. 496 с.

8. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2-е. Т. 1-55. СПб., Тип. II Отд-ия Собств. е.и.в. Канц-ии, 1830-1884.

9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Изд. 2-е. Т. 1-3. СПб. Тип. импер. Академии наук. 1875-1876.

10. Сборник распоряжений, напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. Т. 1-3. Тифлис, Тип. Главноначальст-вующего гражданской частью на Кавказе, 1867-1881.

11. Кавказский календарь на 1872. Тифлис, 1871. - С. 126-129.

12. Кавказский край. Отчет наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. 1857. 1858. 1859. Тифлис, 1861.

13. Кавказский край. Представление наместника Кавказского о преобразовании общего управления Кавказского наместничества. Б.М., 1867.

14. Кавказский учебный округ. Памятная книжка Кавказского учебного округе на 1880 год. Тифлис, 1879-1880.

15. Кавказский учебный округ. Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях оному подведомственных. СПб., 1848.

16. Кавказский учебный округ. Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях оному подведомственных. СПб., 1853.

17. Кавказский учебный округ. Попечитель. Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1867-1875 гг. Тифлис, 18681876.

18. Кавказский учебный округ. Программа истории для кавказских гимназий и прогимназий. Тифлис, 1867.

19. Кавказский учебный округ. Циркуляры по управлению Кавказским учебным округом. Тифлис, 1876.

20. Министерство народного просвещения. Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 годах. СПб., 1865.

21. Министерство народного просвещения. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. СПб., 1865.

22. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник. / Составитель: Чибиров Л.А. Цхинвали. Ирыстон. 1981-1991. Т.т. 1-5.

23. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за 15-летний период. 1879-1893. Тифлис, 1893.

24. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Т. 1-2. -Владикавказ, 1890.

25. Статистический временник Российской империи. Серия II. Вып. 16. -СПб., Центральный стат. комитет Министерства внутр. дел, 1879.1. Книги, монографии, статьи

26. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала: Изд. дом «Новый день», 2000. - 243 с.

27. Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар: Общ-во изучения Адыгейской автономной области, 1927.

28. Адиль-Гирей С. Словарь русско-черкесский или адыгский, с краткой грамматикой сего последнего языка, составленной Леонтием Люлье // Кавказ, 1847. №12.

29. Адыгское просветительство в контексте идей демократизации образования// Мир культуры адыгов. / Составитель Ханаху P.A. Майкоп: ГУ-РИПП «Адыгея», 2002. - С. 429-439.

30. Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. - 366 с.

31. Алборов Б.А. Первая печатная осетинская книга. // Алборов Б.А. Некоторые вопросы осетинской филологии: Статьи и исследования об осетинском языке и фольклоре. Орджоникидзе: Ир, 1979, с. 12-36.

32. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. - С. 274-276.

33. Атажукин K.M. Попытки введения кабардинской письменности // Атажукин K.M. Избранные труды. Нальчик, 1971. - С. 126-149.

34. Атажукин K.M. Кабардинская азбука. Тифлис: Военно-походная типография Главного штаба Кавказской армии. 1865. - 85 с.

35. Балика Д. Друг Н.В. Станкевича Я.М. Неверов. // «Горьковская область.» 1941. № 1. С. 33-40.

36. Балика Д.А. Шеллингианство в педагогических науках в России 30-40-х годов XIX в. // Ученые записки Горьковского лед. ин-та. Вып. 74. -Горький. 1968.-С. 140-170.

37. Бахаев В.Б. Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. Новосибирск, 1980. - 98 с.

38. Бекоева Т.А. Просветительско-педагогические идеи П.К. Услара. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 159 с.

39. Бекоева Т.А., Кокаева Ф.А. Академик П.К. Услар и горские просветители. // Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. С. 24-37.

40. Белинский В.Г. Стихотворения М.Ю. Лермонтова. // Собр. соч. в 9-ти томах, т. 3. -М.: «Художественная литература», 1978. 614 с.

41. Белокуров С. А. Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павлач Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640 гг.). // «Чтения в обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1887, 2.

42. Берже А. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина, 1882, № 1. С. 162-175.

43. Берозов Б. П. Из истории народного образования в Осетии (60-70 гг. XIX в.) // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. -Орджоникидзе, Изд-во СОГУ, 1975. С. 45-61.

44. Бирагова Ф.Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей. // Ритмы истории: Сборник научных трудов / Под ред. В.Х. Тменова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. - С. 132-140.

45. Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II. Казань, Тип. импер. унив., 1891.

46. Блейх Н.О. Проблемы развития научно-просветительской мысли народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII начало XX вв.) - Владикавказ, 2002. - 206 с.

47. Блейх Н.О., Хатаев Е.Е. Научно-просветительская деятельность Г.И. Дзасохова. Владикавказ, 2000. - 343 с.

48. Бритаева Н.П. Деятели народного образования Кавказа в 1-й половине XIX в. // Советская педагогика. 1976. № 12. С. 114-118.

49. Бродский Н.Л. Я.М. Неверов и его автобиография. // Вестник воспитания, 1915. № 6. С. 73-92.

50. Васильева JI.M. Проблемы истории Осетии в русской науке 19 в. (Историографический очерк). Орджоникидзе, «Ир», 1975. - 174 с.

51. Вахушти. География Грузии. // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Вып. XXIV. Т. 5. Тифлис, 1904. - 241 с.

52. Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., Ти-по-литография В.В. Комарова, 1903.

53. Волжанский С. Народное образование в России (посвящается земству).-СПб., 1872.

54. Всеобщее образование в России. / Сборник под ред. Д.Шаховского. Вып. 1.-М. 1902.

55. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1958,-461с.

56. Габеев А.Я. Владикавказское осетинское духовное училище. // Ученые записки Сев.-Осет. пед. ин-та им. К.Л.Хетагурова. Т. II. Вып. 1. Орджоникидзе, 1940. - С. 92.

57. Гаджиев A.C. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

58. Газаева З.А. Общие педагогические воззрения К.П. Яновского. // Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. - С. 65-77.

59. Гальцев B.C. Перестройка системы колониального господства на Северном Кавказе. Изв-ия Сев.-Осет. НИИ. Т. XVIII. - Орджоникидзе, 1956.-С. 121-140.

60. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России в 60-70 гг. XIX в. // Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена. Т. 40. -Л, 1941.-С. 145-218.

61. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX века. Л.-М.: Учпедгиз, 1954.

62. Гарданов М. Дигорская начальная книга, Дзауджикау, 1924.

63. Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ: Ир, 1992. - 440 с.

64. Гассиев A.A. Нечто о положении женщин у горцев мусульман // «Тифлисский вестник», 1877, № 30.

65. Гассиев A.A. По части книжных древностей // Кавказ. Тифлис, 1872, № 149; 1873 №№33, 35-37.

66. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами на Кавказе. // «Тифлисский вестник», 1877, №№ 35, 41

67. Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М.: РИЦ «Россия молодая», 1993. - 143 с.

68. Георгадзе Г. Колониальная политика российского самодержавия и национальные школы в Закавказье. // Просвещение национальностей. 1932. №5.-С. 37-43.

69. Георги И.О. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб, ч. I-III, 1776-1777.

70. Георгиевский А. И. К истории ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб., Сенатская тип., 1902.

71. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества, 4 части. СПб, 1771- 1785.

72. Гогебашвили Я.С. Как улучшить кавказскую народную школу. Тифлис: Тип. «Гуттенберг». 1903.

73. Гонтарева E.H. Начальное образование в дореволюционной Чечено-Ингушетии. -Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд., 1965.

74. Гонтарева E.H. Из истории среднего образования в Чечено-Ингушетии. // Ученые записки Чечено-Ингушского пед. ин-та. Вып. 3. № 21. Грозный, 1963. - С. 98.

75. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1900.

76. Гюльденштедт И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Из путешествия г-на академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказу в 1770, 1772, 1773 годах. СПб, 1809.

77. Гюльденштедт И.А. Описание Кавказских земель. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.) / Калоев Б.А. (составитель) - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967.-С. 70-89.

78. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

79. Дзеранова Р.Ф. К истории создания письменности северокавказских народов. // Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. - С. 109-129.

80. Дзеранова Р.Ф. Национальная школа и проблемы языка обучения в Осетии. // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты образования. Материалы V Международной научно-практической конференции (18-21 марта 2003 г.) СПб.: Астерион, 2003. - С. 354-357.

81. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843, -СПб., 1864.

82. Духавнева A.B., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 480 с.

83. Жускаев С. Похороны у осетин аладжирцев. // Г. «Закавказский вестник». 1885. №9.

84. Жускаев С. Атынаг, праздник у осетин перед началом сенокоса и жатвы. // Г. «Закавказский вестник». 1885. № 32.

85. Зикеев Н.В., Бирман Ю.Е. Л.Н. Модзалевский //Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. С. 322-331.

86. Евангулов Г.Г. Местная реформа на Кавказе. М., 1976. - С. 15-16.

87. Ельницкий К. Русские педагоги второй половины XIX столетия. -СПб.: Д.Д. Полубояринов, 1904.

88. Емельченко И. Значение трудов Н.И. Ильминского для нерусской школы. // Русский язык в национальной школе. 1962. № 1. С. 42-45.

89. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. -М.: РИК, 2003. 360 е.: илл.

90. Ершов А. Народное просвещение и бюрократия после 1861 года. // Образование. 1908. № 4. С. 1-39. № 5. с. 52-82. № 6. С. 71-116.

91. Житомирская C.B. B.C. Толстой и его воспоминания. // Декабристы. Новые материалы. М., 1955. - С. 7-21.

92. Жускаев С. Атынаг, праздник у осетин перед началом сенокоса и жатвы. // Г. «Закавказский вестник». 1885. № 32.

93. Жускаев С. Похороны у осетин аладжирцев. // Г. «Закавказский вестник». 1885. №9.

94. Загурский Л.П.Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе //ССКГ. Вып. X. Тифлис, 1881.-С. 1-77.

95. Заховаева А.Г. Гуманизирующее образование // Вестник Российского философского общества 2, 2002. С. 164-166.

96. Иванов С. О сближении горцев с русскими на Кавказе. Военный сборник. T.VII. СПб. 1859. - С. 541-549.

97. Избранные произведения адыгских просветителей / Вступительная статья, подготовка текстов и комментарии канд. филол. наук Р.Х. Хаш-хожевой. Нальчик: Эльбрус, 1980. -300 с.

98. Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений. -Казань: Тип. Импер. унив., 1892.

99. Инородческая школа. О методах обучения русскому языку в инородческой школе. Пгр., Тумим, Зеленко, 1916.

100. Иовчук М.Т. Развитие философии в России в период кризиса крепостного строя и перехода к капитализму (с 1825 г. до начала 60-х годов XIX в.). // История философии в шести томах. Т. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1957, с. 255.

101. История Кабарды. С древнейших времен до наших дней. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-394 с.

102. История Северо-Осетинской АССР М.: Издательство АН СССР, 1959.-334с.

103. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времён до наших дней. В 2-х т. Изд. 2-е. Т. 1. Орджоникидзе: Ир, 1987. - 529 с.

104. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. -1917 г.) М.: Наука, 1988. - 659 с.

105. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогическихучебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. -М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

106. Казарина М.А. Из истории развития образования в Кабарде в конце XIX и начале XX вв. // Ученые записки Кабардино-Балкарского пед. инта. Вып. 13. Нальчик, 1957. - С. 161-180.

107. Калоев Б.А. В.Ф. Миллер кавказовед. - Орджоникидзе: СевероОсетинское книжное издательство, 1963. - 198 с.

108. Калоев Б. А. Осетия глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967.

109. Кайрамазов Г.Ш. Из истории народного образования в Дагестане в XIX в. // Ученые записки Ин-та истории, языка и литературы им. Г. Цада-сы Дагестанского филиала АН СССР. Т. 12 (филологическая серия). -Махачкала, 1964. С. 90 - 108.

110. Камоско JI.B. Деятельность Министерства народного просвещения в конце 60-х гг. XIX в. // Сборник научных работ аспирантов ист. ф-та МГУ.-М., 1970.-С. 153-180.

111. Керашева З.И. К вопросу о роли русских учёных в изучении адыгских языков (XVIII-XIX вв.). // Учёные записки Адыг. НИИ, т. I. Майкоп, 1957.-С. 77-95.

112. Кешев А.-Г. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора Бекмурзин Ногмовым // «Терские ведомости», 1869. №№ 30, 32.

113. Кипиани М. От Казбека до Эльбруса.// Терские ведомости. 1884 г. № 37, от 20 марта.117. «Книга большому чертежу», под ред. К. Н. Сербиной. M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1950.-228 с.

114. Козырев A.B. Народное образование в России во второй половине XIX в. Лекция 12. Ставрополь, Ставр. Гос. пед. ин-т, 1948.

115. Кокиев C.B. Записки о быте осетин. // СМЭДМ, вып. 1, 1885;

116. Кокиев C.B. Калым у осетин. // «Терские ведомости», 1887, № 4.

117. Константинов H.A. Влияние русской педагогики 60-х гг. на педагогическую мысль отдельных народов СССР. // Изв-ия Акад. пед. наук РСФСР. Вып. 5.-М., 1946. С. 147 - 162.

118. Константинов НА., Струминский В.Л. Очерки по истории начального образования в России. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1953.

119. Копачев И.П. Народное образование в Балкарии. // Ученые записки Кабардино-Балкарского Гос. ун-та. Вып. 4, Нальчик, 1958. - С. 5-25.

120. Копачев И.П. Народное образование в Кабарде. Нальчик, КБ АССР, 1957.

121. Копачев И.П. Развитие просвещения в Кабарде в XIX в. // Ученые записки Кабардино-Балкарского пед. ин-та. Вып. 13. Нальчик, 1957. - С. 147-160.

122. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII 30-х годах XX века. - Нальчик: Кабард.-Балк. кн. изд-во, 1964. -143 с.

123. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 260 с.

124. Коста Хетагуров. Собр. соч. в пяти томах. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 311-371.

125. Кочиева Е. Вглядываясь в прошлое. // Хетагуров К. Особа. Этнографический очерк. Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1999. - С. 2-3.

126. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997.

127. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения: Уч. пособие. -Владикавказ, 1996.

128. Краснов М. В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. -Ставрополь-Кавказский: Тип. Губ. правл., 1887. С. 8.

129. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. -Ставрополь-Кавказский, 1887.

130. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.-102 с.

131. Кудзаева А.Г., Хатаев Е.Е. Вклад российского учёного П.К. Услара в становление и развитие кавказоведения. // Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. - С. 238-242.

132. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. М.: Наука, 1983. - 173 с.

133. Кузнецов В.А. Очерки истории алан: 2-е изд. Доп. - Владикавказ: Ир, 1992-392 с.

134. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX в. // Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX -начале XX века. - Нальчик, 1996. С. 110-112.

135. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. - 336 с.

136. Кязим Мечиев. Нальчик , 1962.

137. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883. Вып. 3. - С. 309311.

138. Лаудаев Умалат. Чеченское племя, ССКГ. Вып. IV, отдел 1. - Тифлис, 1872.-С. 16-52.

139. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Выпуск I-II. Одесса, 1882-1883.

140. Лермонтов М.Ю. Прощай немытая Россия. // Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в четырех томах, т. 1. Л.: Наука, 1979 - С. 472.

141. Лолаев Б.П. Пастырь народа. Владикавказ: Ир, 1991. - 186 с.

142. Лордкипанидзе Н. К истории Кавказского учебного округа. Материалы (1849- 1864). // Труды Тбилисского гос. пед. ин-та. T. XI. Тбилиси, 1957.-С. 457-475.

143. Люлье Л. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов. // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Кн. 5. -Тифлис, 1862.

144. Люлье Л. Черкесия. // Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927.

145. Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX в. // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. - С. 57-75.

146. Макаров Н. Просвещение народов России. // Народное образование. 1957. № 12. С. 20-24.; Макаев В.В. Д. Д. Семенов - педагог и ученый // Советская педагогика, 1985, № 1.

147. Медынский E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. Изд. 2-е. М.: Гос. учеб. педагог, изд., 1938.-512 с.

148. Министерство народного просвещения. Извлечение из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения. СПб., 1833-1903.

149. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М. 1881-1887. Т.т. 1-3. Репринтное издание с «Ученых записок императорского Московского университета». - Владикавказ. 1992. - 716 с.

150. Миллер В. Ф. О I и II выпусках сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа.// «Журнал Министерства народного просвещения», 1883, т. И, с. 384.

151. Мир культуры адыгов. / Составитель Ханаху P.A. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 516 с.

152. Модзалевский Л.Н. Воспитательная реформа наших гимназий // Кавказ, 1877, №240, 241,244.

153. Модзалевский Л.Н. Еще к вопросу о нашем учебном деле // Кавказ, 1877, 14 октября и 25 ноября.

154. Модзалевский Л.Н. Закавказская учительская семинария // Народная школа, 1877, № 2. С. 18-40.

155. Модзалевский Л.Н. Из педагогической автобиографии. СПб.: И.Г. Мартынов, 1899. (Из педагогической автобиографии //Русская школа, 1897, №4)

156. Модзалевский Л.Н. Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. Тифлис, 1879. - 157 с.

157. Модзалевский Л.Н. Положение об учебной части на Кавказе//Кавказ, 1868, 10 января.

158. Модзалевский Л.Н. Программа русского языка и словесности гимназий и прогимназий Кавказского учебного округа. Тифлис, 1868, (1870, 1873).

159. Модзалевский Л.А. Ход учебного дела в Кавказском крае с 1802 по 1880 год // Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. -Тифлис, 1879.-С. 22-56.

160. Мечиев Кязим. Нальчик, 1962 - 168с.

161. Миллер В. Ф. ОI и II выпусках сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа.// «Журнал Министерства народного просвещения», 1883, т. II. С. 360-385.

162. Надеждин П. Природа и люди на Кавказе. Петербург, 1864. - 413 с.

163. Надеждин П. Кавказский край. Тула, 1895. - 448 с.

164. Народное образование в России. // Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т.Х. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1910.

165. Неверов Я.М. Автобиография. // Вестник воспитания, 1915. № 6. С. 92-136.

166. Неверов Я.М. Еще раз об образовании кавказских горцев. // Кавказ. 1859. №39.

167. Неверов Я.М. К вопросу об образовании инородцев (Письмо в редакцию). // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1869. Ч. 146. -С. 123-134.

168. Неверов Я.М. К ученическому кодексу // Русский педагогический вестник. 1857, № 8. С. 548-552.

169. Неверов Я.М. Практические замечания провинциального педагога на проект устава низших и средних училищ ведомства Министерства народного просвещения. // Отечественные записки. 1860. № 12. С. 485-522.

170. Неверов Я.М. Программа по истории для кавказских гимназий и прогимназий. Тифлис, 1867. - 83 с.

171. Неверов Я.М. Что нужно для народного образования в России. // Русский педагогический вестник. 1857. № 4. С. 412- 444.

172. Неверов Я.М. (1810-1893 гг.). Энциклопедический словарь. Т. XX. -СПб., 1897.-С. 810-811.

173. Никитенко A.B. Дневник. Т. 1-3. М., Гослитиздат, 1956.

174. Ногмов Ш. История адыгейского народа. Нальчик, 1858. - 181 с.

175. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. - С. 86-200.

176. Омаров (Омар-оглы) Абдулла. Воспоминания муталима. // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 1. Гл. I-VII, Выпуск 2. Гл. VIII-XII. -Тифлис 1868-1869.

177. Отношение кн. Воронцова к архиепископу Исидору, от 15 марта 1848 года. // АКАК. Т. 10. Тифлис, 1885. - С. 229.

178. Отчет князя М.С. Воронцова за 1846-1848 годы // АКАК. Т. 10. -Тифлис, 1885.-С. 855.

179. Отчет наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. Тифлис, 1861. С. 182-183.

180. Отчет попечителя Кавказского учебного округа за 1869 год. Тифлис,1870.-С. 4-39.

181. Отчет попечителя Кавказского учебного округа за 1870 год. Тифлис,1871.-С. 3-20.

182. Отчет попечителя Кавказского учебного округа за 1879 год. Тифлис, 1880.-С. 15-20.

183. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 год. Тифлис, 1897. - 511 с.

184. Отчёт Эдинбургского миссионерского общества за 1817 год. // Загадочный мир народов Кавказа. Записки из архивов Эдинбургского миссионерского общества и других источников конца XVIII-XIX веков. -Нальчик: «Эль-Фа», 2000. 446 с.

185. Очерки истории школы и педагогической мысли СССР. Вторая половина XIX в. -М.: Педагогика, 1976. С. 506.

186. Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1879 год. Тифлис, 1878.-С. 1-4.

187. Пискунов А.И., Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976.-С. 8-10.

188. Полиевктов М. А. Европейские путешественники XVII-XVIII вв. по Кавказу. Тифлис: НИИ кавказоведения АН СССР, 1935. - 221 с.

189. Полиевктов М. А. Международные сношения Грузии с иноземными странами, 5. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имере-тию, 1650-1652.-Тифлис, 1926.

190. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821 -1890). Историко-биографический очерк. Киев, 1902. - 79 с.

191. Попов A.B., Г.А. Лопатин. // Материалы по изучению Ставропольского края. Вып.1. Ставропольское краев, кн. изд-во, 1949. - С. 76-94.

192. Попов Н.П. Деятельность управления Кавказского учебного округе за последнее 20-летие (1879-1899). // Русская школа. 1901. № 2. С. 61-87.

193. Пругавин A.C. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. 2-е изд. СПб., Склад изданий О.И. Поповой, 1904.

194. Пушкин A.C. Путешествие в Арзрум во время похода 1829г. // Полн. собр. соч. в десяти томах, т. 6. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1950. - С. 646652.

195. Раев М. Понять дореволюционную Россию // Государство и общество в Российской империи. Лондон, 1990. - С. 150-179.

196. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв. // Исторические записки. Т. 37. М., 1957. - С. 28-80.

197. Рейнеггс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа. // Калоев Б.А. Осетия глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.). - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1967. - С. 90-104.

198. Рыбаков Н.С. Параметры образования. // Вестник Российского философского общества. 2(22), 2002. С. 62-70.

199. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис, 1881.

200. Сборник сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ, 1878.

201. Селимханов А.К. Из истории просвещения в Дагестане в XIX в. // Ученые записки Дагест. пед. ин-та. Махачкала, 1957. Т. 1. - С. 137-156.

202. Селимханов А.К. Историческая справка о датах открытия школ в дореволюционном Дагестане. // Ученые записки Дагест. пед. ин-та. Т. II. -Махачкала, 1958. С. 168-170.

203. Семенов Д.Д. Влияние школы и среды на развитие природного таланта // Вестник воспитания, 1897, № 2. С. 2-3.

204. Семенов Д.Д. Педагог-идеалист 40-х годов (из воспоминаний о Я.М. Неверове). // Русская школа. 1894. № 2. С. 13-28.; Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 30-32.

205. Семенов Д.Д. По вопросу о женском образовании в среде кавказских мусульман. - Женское образование. 1886. № 5 - С. 381-387.

206. Семенов Л.П. Лермонтов и С.М. Броневский. // Ученые записки СО-ГПИ. Т. III, (XVI). Орджоникидзе, 1942. - С. 7-8.

207. Симонов П.И. Горские школы. // Изв-ия Сев.-Кавказского пед. ин-та. Т. 13. Орджоникидзе, 1937. - С. 241-284.

208. Смирении В.В. Из истории кабардинской школы. // Ученые записки Сев.- Осет. гос. пед. ин-та. Орджоникидзе. 1956. Т. 21. Вып. 2 (Серия обществ, наук). - С. 65-83.

209. Смирении В.В. Развитие начальной школы в дореволюционной Кабар-де. Ученые записки Сев.-Осет. гос. пед. ин-та. Т. 23. - Орджоникидзе, 1959.-С. 37-56.

210. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария (К 100-летию основания) -Владикаказ: Прект-Пресс, 1999 176 с.

211. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVIII-XIX веках. М., 1958.-С. 241-243.

212. Соколова В.Г. Взгляды и исследования декабристов в области этнографии и фольклора. // «Советская этнография». 1953. № 2. С. 131-151;

213. Станкевич Н.В. Переписка 1830-1840. М., Ред. и изд. А.Станкевича, 1914. Словарь энциклопедический Брокгауза и Ефрона. Неверов Я.М. (1810-1893 гг.). Т. XX, Т. XLI. - СПб., 1897. - С. 810-811, С. 674-675.

214. Тамбиева З.М. О народном образовании в Карачаево-Черкесии до Октябрьской революции. // К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. Ставрополь, 1968. - С. 105122.

215. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1995. - 437 с.

216. Толстой B.C. Поездка в Осетию в 1847 году. Из служебных воспоминаний B.C. Толстого. // «Русский архив». Кн. 2. -М., 1875. С. 265-268.

217. Толстой B.C. Тагаурцы. // Вестник императорского русского географического общества за 1854 год. Кн. III. Часть И, раздел V. СПб., 1854. -С. 3-6.

218. Толстой JI.H. Дневник. 1854, 9 июня. // Толстой JI.H. Собр. соч. в 20-ти томах. Т. 19. М.: «Художественная литература», 1965. - С. 138.

219. Толстой JI.H. Казаки. // Осетия в русской литературе. / Сост. Гиреев Д.А., Лукашенко М.Т. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963. - С. 170-174.

220. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1962. - 172 с.

221. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе. 1977. -291 с.

222. Тотров А. Народное образование в Северной Осетии. // Народное образование. 1958. № 11.-С. 15-19.

223. Трунов Д. Свет из России. Махач-Кала, 1956. - 139 с.

224. Трухачев Ю.Д. Из истории народного образования в Ставропольском крае. // Кавказский сборник трудов Ставропольского гос. пед. ин-та. -Ставрополь, 1949. С. 83-97.

225. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. Владикавказ: Ир, 1990. - 240 с.

226. Турчанинов Г.Ф. Из истории Нальчикской окружной горской школы (2-я пол. XIX в. нач. XX в.) // В помощь учителю. Вып. 2. - Нальчик, 1945.-С. 130-140.

227. Тхакушинов А.К., Ханаху P.A. Адыгское просветительство XIX в.: просвещение или аккультурация? // Мир культуры адыгов. / Составитель Ханаху P.A. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - С. 425-429.

228. Ульянов Г. Царская педагогика среди нерусских народностей. // Просвещение национальностей. 1931. N 4-5. С. 45-54.

229. Услар П.К. Аварский язык. Тифлис, 1889.

230. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ // Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. - С. 30-44.

231. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Раздел IV. Тифлис, 1870. -С. 1-30.

232. Услар П.К. Письмо A.A. Шифнеру от 19 октября 1863 г. // Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис, 1890, с 6.

233. Утверждение русской власти на Кавказе. Т. 12. Тифлис, 1901-1908. -С. 349.

234. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании родного языка // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т. 2. -М.: Гос. уч-пед. изд-во. мин. проев. РСФСР, 1954.

235. Фальборк Г., Чарнолусский В. Настольная книга по народному образованию. Т. 1-4. СПб., 1896-1911.

236. Фадеев A.B. Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России. М., 1966. - С. 119.

237. Фатуев Р. Конфессиональная школа (медресе) Дагестана. // Просвещение национальностей. 1934. № 3. С. 48-53.

238. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

239. Е.Е. Хатаев A.A. Гассиев как педагог // Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов/ Под ред. канд. филос. наук, доц. В.Х. Кусаева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. -110 с.

240. Хатаев Е.Е. Коста просветитель-борец. // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 2. - Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1974. - С. 48-62

241. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа: Монография. -М: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. 131 с.

242. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1985.-85 с.

243. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917г.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. -336 с.

244. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917г.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. -443 с.

245. Хатаев Е.Е., Кокаева Ф.А. Просветители и педагоги Северного Кавказа (XIX век). Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. - С. 16.

246. Хашхожева Р. Кази Мусабиевич Атажукин // Кази Атажукин. Избранное. -Нальчик: «Эльбрус», 1971. 157с.

247. Хетагуров Коста. Собр. соч. в пяти томах. Т. 3. М: Изд-во АН СССР, 1960.

248. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX начало XX в.). - Майкоп, 1957. - 103 с.

249. Цаголов Г. Письменность и книжная литература в Осетии. // Терские ведомости, 1895, № 68; Вольные школы в Осетии //Терские ведомости. 1898, 22 июля.

250. Цаголов Г. Осетинская письменность. // Терские ведомости, 1915, №№ 240, 242, 244, 248, 250,252.

251. Цаллаев Х.К. Философские и общественно-политические воззрения Афанасия Гассиева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1966. - 295 с.

252. Цибиров Г.И. Осетия в русской науке. (18 в. первая половина 19 в.) -Орджоникидзе: Ир, 1981. - 104 с.

253. Чибиров JI.A. (сост.) Аксо Колиев. Владикавказ: Алания, 1999. - 128 с.

254. Шанаев Г. Кое-что о горцах. Тифлис, 1888. - 123 с.

255. Шёгрен A.M. Осетинские исследования. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998.- 172 с.

256. Эймонтова Р.Г. Идеи Просвещения в обновляющейся России (50-60-е годы XIX века). М.: Изд. центр ИРИ РАН, 1998. - 407 с.

257. Rliinelander L. Н. Viceroy's Voronsov's Administration of the Caucasus. Washington, 1980.

258. Архивные материалы. Рукописи

259. Архив Академии Педагогических Наук РФ. Ф. 14 (Центральный НИИ нерусских школ). On. 1. Д. 241. JI. 1-12

260. ОПИ ГИМ. Ф. 372 (Я.М. Неверов). On. 1. Д. 1. Л. 1-3. 257-258; Д. 15. Л. 189.

261. ОПИ ГИМ. Ф. 373 (Педагогическая деятельность Я.М. Неверова). Д. 22. Л. 2.

262. ОРФ СОИГСИ. Ф. 2. On. 1. Д. 9. Л. 1-2.

263. ОРФ СОИГСИ. Ф. 10 (Народное образование в Осетии 1890-1917 гг.). Он. 1. Д. 13. Л. 1-7.

264. ОРФ СОИГСИ. Ф. 11 (Цаголов Г.М.). Он. 1. Д. 34. Л. 12, 87-171.

265. ОРФ СОИГСИ. Ф. 33 (Материалы по истории Осетии, Кабарды и Ингушетии 1746-1865 гг.). Оп. 1. Д. 6. Л. 1-4.

266. ОРФ СОИГСИ. Ф. 34 (Гарданов М.К.). Оп. 1. Д. 6. Л. 1-13.

267. ОРФ СОИГСИ. Ф. 102 (Дзасохов Г.И.). Оп. 1. Д. 2. Л. 8-10.

268. ЦГА PCO-А. Ф. 12 (Канцелярия начальника Терской области -19171920 гг.). Оп. 7. Д. 122. Л. 78-80.

269. ЦГА РСО-А. Ф. 13 (Владикавказское реальное училище. 1870-1917 гг.). Оп. 15. Д. 966. Л. 73.

270. ЦГА РСО-А. Ф. 49 (Отдел народного образования исполнительного комитета Владикавказского округа в 1917-1920 гг.). Оп. 1. Д. 644. Л. 1-14.

271. ЦГА РСО-А. Ф. 56, папка 30, л. 17.

272. ЦГА РСО-А. Ф. 121. Д. 3. Л. 15; Д. 4. Л. 11-22, 53-54.

273. ЦГА РСО-А. Ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области -1917-1920 гг.). Оп, 1. Д. 1026. Л:. 1.

274. ЦГА РСО-А. Ф. 125 (Инспектор народных училищ Терской области-1891-1910 гг.). Оп. 1. Д. 71. Л. 17.

275. ЦГА РСО-А. Ф. 138 (Общество распространений образования среди горцев Терской области). Оп. 1. Д. 17. Л. 36-37.; Д. 5. Л. 4-5.

276. ЦГА РСО-А. Ф. 148 (Моздокское духовное училище 1822-1887 гг.). Оп. 1. Д. 70. Л. 32-37.

277. ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

278. ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 1. Д. 1.Л. 6.

279. РГИАРФ. Ф.1268. Оп. 11. Д.116. Л.73.

280. РГИА РФ. Ф. 733. Оп. 82. Д. 224. Л. 7.

281. РГИАРФ. Ф. 1268. Оп. И. Д. 116. Л. 72 об.

282. РГИАРФ. Ф. 1268. Оп. 8. Д. 201. Л. 5.

283. РГИА РФ. Ф. 796, оп. 26, д. 373, л.75. Правительствующего Сената святейшему правительствующему Синоду ведение 3 декабря 1744 г.

284. РГИА РФ. Ф. 786, оп. 26, д. 373, лл. 275-277. Святейшему правительствующему Синоду всенижайшее доношение иеромонаха Ефрема 7 мая 1746 г.

285. Центральный государственный архив Грузии (ЦГАГ), ф. 416, д. 19, оп. 4, лл. 7, 11.

286. ЦГИА Грузинской Республики. Ф. 12. Оп. 7. Д. 2987. Л. 64.

287. Российский Государственный исторический архив: Фонды: "Департамент народного просвещения" (733), "Канцелярия Синода" (796), "1-й Департамент Сената" (1341), "Департамент государственного казначейства" (565), "Кавказский комитет" (1268).

288. ЦГИА Г. "Канцелярия попечителей Кавказского учебного округа" (422), "Канцелярия главного инспектора учебных заведений на Кавказе и за Кавказом" (423).

289. Военно-статистический сборник на 1866 год. Вып. IV. Россия (под общею ред. ген.-майора H.H. Обручева). СПб., Воен. тип., 1871.

290. ЦГИА РФ. Ф. 796, оп. 26, д. 373, л.75. Правительствующего Сената святейшему правительствующему Синоду ведение 3 декабря 1744 г.

291. ЦГИА РФ. Ф. 733 (Департамент народного просвещения (1829-1861 гг.) Оп. 82. Д. 329. Л. 1-4.

292. ЦГИА РФ. Ф. 786, оп. 26, д. 373, лл. 275-277.

293. ЦГИА РФ. Ф. 1263. (Отчет начальника Терской области за 1881-1888). Оп. 2. Д. 5187. Л. 325,354.

294. ЦГИА РФ. Ф. 1290. Оп. 11. Д. 2373. Л. 8,10.

295. ЦГИА РФ. Ф.1268, Оп. 19, Д. 177, Л. 52-53, 70-74.

296. ЦГИА РФ. Ф. 1268. Оп. 19. Д. 177. Л. 2-3.

297. ЦГИА РФ. Ф. 1268. Оп. 19. Д. 177. Л. 31-33.

298. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф. 6. Оп. 1. Д. 909. Л. 1-39.

299. Бекоева Т.А. Роль П.К. Услара в развитии школы и просвещения горских народов Северного Кавказа. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. - 220 с.

300. Блейх Н.О. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. - 175 с.

301. Дзеранов Т.Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII нач. XX вв. Диссертация на соискание степ. канд. фил. наук. - Махачкала, 2001. - 200 с.

302. Кокаева Ф.А. Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства в России и на Северном Кавказе в XVIII-XIX веках. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. - 139 с.

303. Кубанцева Г.С. Научно-педагогическая и просветительская деятельность адыгских просветителей второго поколения в северокавказском регионе. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. - 136 с.

304. Кудзаева А. Г. Научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Кази Атажукина. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. - 161 с.

305. Османова Б.Н. Педагогические идеи и воззрения адыгских просветителей (вторая половина XVIII- перв. половина XIX века). Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. - 165 с.

306. Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность Русской интеллигенции в Дагестане. Автореферат на соискание учёной степени канд. ист. наук. -Махачкала, 1969. 20 с.

307. Хатаев И.Е. Научно- просветительская педагогическая деятельность Я.М. Неверова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2002, с. 47.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.