Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Оснач, Владимир Петрович

  • Оснач, Владимир Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Оснач, Владимир Петрович. Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1996. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Оснач, Владимир Петрович

Введение

Содержание:

1-я глава

Исторические предпосылки, тенденции и организационные формы развития отечественного профессионального музыкального образования

§1 Истоки формирования системы профессионального образования в России (от средневековья до второй половины XIX века)

§2. Становление российской профессиональной музыкальной Школы (от второй половины 19 века до 1917 года)

§3. Профессиональная подготовка музыкантов в советский период и в новых социокультурных условиях Выводы по главе

2-я глава

Колледж-комплекс— новая форма организации российского профессионального музыкального образования

§ 1. Концептуальные основы создания учебного заведения нового типа

§ 2. Модель организации и руководства процессом непрерывного музыкального образования в колледже-комплексе

§ 3. Реализация модели непрерывного музыкального образования в Челябинском музыкально-педагогическом "* колледже им. П. И. Чайковского)

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования»

Актуальность исследования. Музыкальное искусство нашей страны — композиторское, исполнительское — прочно заняло ведущее положение в мировой музыкальной культуре. Во многом своими художественными достижениями оно обязано сложившейся и активно функционирующей системе профессионального музыкального образования. Однако музыкальное искусство не стоит на месте, постоянно развивается; активно развиваются и художественные запросы слушателей. Поэтому далеко не случайно к системе профессионального музыкального образования с каждым годом предъявляются все более высокие требования, появляются тенденции создания нетрадиционных форм профессионального обучения.

Социально-культурные условия настоящего времени и коренные преобразования, происходящие во всех сферах российской общественной жизни, заставляют задуматься над тем, в какой мере сложившаяся в нашей стране практика подготовки специалистов-музыкантов соответствует потребностям и задачам возрождения и развития российской музыкальной культуры.

Отечественное музыкальное образование, опираясь на традиции общей педагогики, заложенные в классических трудах Я. А. Коменского , К. Д. Ушинского и др. [см.: 63], развивая идеи русской музыкальной профессиональной школы — А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна и Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева и др., и основоположников советского музыкознания (Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой и

С. Т. Шацкого, Б. В. Асафьева и др. [197, 198, 122, 190-192, 12]), оформилось в единую организованную, многофункциональную структуру.

Сложилась и несколько десятилетий действует система специального музыкального образования "музыкальная Школа — Училище — ВУЗ" (ШУВ). Она способствовала наращиванию отечественного музыкального потенциала, развитию музыкальной культуры, выдвинула большой ряд ярких музыкантов, музыкальных общественных деятелей, добилась общемирового признания.

Вместе с тем, исследования последних лет по проблемам образования, общей педагогики (В. Г. Кинелёва, В. Г. Щипунова, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, M. Е. Дуранова, С. Е. Матушкина, В. А. Черкасова и др. [76, 196, 29-32, 42, 55, 94, 188, 189]), музыкальной педагогики (Л. А. Баренбойма, M. М. Берлянчика, Е. Г. Гуренко, Е. В. Назайкинского, Г. А. Осипенко, Л. П. Робусто-вой, Г. Г. Фельдгуна, А. Я. Якупова и др. [15, 16, 18-20, 50, 113, 127, 152, 178, 199]) свидетельствуют, что, несмотря на имеющиеся достижения в области обновления содержания, форм и методов обучения, совершенствование отдельных звеньев образовательной системы, все заметнее становятся накапливавшиеся проблемы.

В сфере музыкального образования к ним можно отнести целый ряд общих и частных проблем: резкое падение престижа образования, культуры; отсутствие концепции и всеобъемлющей программы перспективного развития системы музыкального образования на федеральном и местном уровнях; недостаточность научного обоснования зарождающейся системы непрерывного многоуровневого музыкального образования; определенную организационную унифицированность, ограниченность и жесткость действующего трехступенчатого образования (ШУВ), отсутствие подлинной преемственности между ее звеньями; заметное снижение в этой связи интереса к профессиональному музыкальному образованию; недооценку ранней музыкальной профессиональной ориентации детей; отсутствие взаимодействия в деле воспитания юных музыкантов со стороны большинства общеобразовательных школ; недостаточность квалификации педагогических кадров в системе детских музыкальных школ; слабую финансовую и материально-техническую базу большинства музыкальных учебных заведений и т. п.

Таким образом, потребности развития системы профессионального музыкального образования приходят в противоречие с его практикой.

Цель исследования состоит в разрешении указанного противоречия посредством теоретического обоснования и экспериментальной проверки организационно-педагогических условий непрерывного профессионального музыкального образования с учетом его региональных особенностей.

Гипотеза исследования. Предполагается, что в результате выработки комплекса организационно-педагогических условий возможно создание новой альтернативной формы учебного заведения, интегрирующего в себе три уровня музыкального образования: специальное начальное, среднее и высшее.

Объектом исследования выступает система многоуровневого непрерывного профессионального музыкального образования, представленная в новом типе учебного заведения — колледже-комплексе.

Предметом исследования является разработка модели многоуровневого музыкального образования в колледже-комплексе, соответствующего изменившимся в стране социокультурным условиям.

В соответствии с намеченной целью и для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решение следующих задач: провести анализ истоков, тенденций и организационных форм развития отечественного музыкального профессионального образования; сформулировать концептуальные основы проектирования альтернативной модели организации профессионального музыкального образования; обосновать проектировочную модель организационно-педагогических условий непрерывного музыкального образования в новых социокультурных условиях; провести экспериментальную проверку возможностей реализации указанной модели в условиях деятельности учреждения музыкального образования — Челябинского музыкально-педагогического колледжа имени П. И. Чайковского.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных ученых по проблемам общей и профессиональной педагогики и непрерывного образования, в том числе музыкального, развития гибких образовательных структур (Л. Г. Арчажникова А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. И. За-гвязинский, А. В. Малинковская, Ю. H. Рагс и др. [9-11, 29-32, 42, 57-60, 92-94, 145]).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые в систематизированном виде выявлены и описаны пути развития непрерывного музыкального профессионального образования применительно к новым социокультурным условиям России, теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, содержание и структура деятельности многоуровневого музыкального образования в учебном заведении нового типа — колледже-комплексе.

Практическая значимость работы заключается в том, что обоснованная в диссертации модель реализована в деятельности Челябинского музыкально-педагогического колледжа и может быть использована в качестве прототипа в других регионах страны; результаты исследования могут быть также полезными при разработке и совершенствовании государственных стандартов музыкального образования.

Апробация работы осуществлялась в ходе проведения двух-этапного эксперимента по созданию Челябинского музыкально-педагогического колледжа в 1989-1992 и 1992-1995 гг., на региональных научно-практических конференциях ("Челябинское высшее музыкальное училище /колледж/: концепция, учебные планы, программы, перспективы развития", 1994 г.; "Музыкальное образование: состояние и перспективы", 1995 г.), на заседаниях Ученого совета Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, Челябинского музыкально-педагогического колледжа, Учебно-методического объединения Министерства культуры Российской Федерации, в ходе государственного лицензирования колледжа на право ведения образовательной деятельности по начальному, среднему и высшему уровням профессионального музыкального образования, а также на заседаниях сектора психолого-педагогичеких проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.

На защиту выносятся: концепция создания, функционирования и развития целостной системы профессионального музыкального образования, предполагающая реализацию принципов целостности и комплексности, преемственности и ранней профессиональной ориентации как организационно-педагогических условий осуществления непрерывного музыкального образования; альтернативная структурная модель непрерывного специального музыкального образования (начального, среднего и высшего), реализующая данные организационно-педагогические условия в рамках одного учебного заведения — колледжа-комплекса.

Структура и объем работы. Диссертация объемом в 184 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, 6 приложений, списка использованной литературы, включающего 204 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Оснач, Владимир Петрович

ВЫВОДЫ ПО 2-Й ГЛАВЕ

Во второй главе с теоретических и практических позиций рассматривалась специфика колледжа как новой формы организации российского профессионального музыкального образования.

Были проанализированы концептуальные основы учебного заведения нового типа; спроектирована модель организации и руководства процессом непрерывного музыкального образования в учебном заведении нового типа; обобщены в экспериментальном порядке на примере Челябинского музыкально-педагогического колледжа им. П. И. Чайковского оптимальные условия организации музыкального образования.

В результате проведенного анализа концепции, целей и задач непрерывного профессионального музыкального образования обоснована необходимость проработки новационной модели учебного заведения, альтернативной по отношению к существующим на сегодняшний день традиционным схемам образования. Это связано с тем, что в новых социокультурных условиях особенно наглядно выявилась большая группа существенных противоречий в развитии системы музыкального образования. В частности, это — организационная унифицированность системы, порождающая барьеры между ее звеньями, невозможность осуществления в реальной практике ряда принципиальных установок, способствующих наиболее оптимальному воспитанию музыканта, невозможность учета региональных особенностей музыкальной культуры и, соответственно, системы образования.

Опираясь на положения Закона Российской Федерации "Об образовании", на лучшие установившиеся традиции и вновь складывающийся опыт создания альтернативных образовательных структур, далее во второй главе диссертации теоретически обоснована и спроектирована конкретная модель музыкального колледжа как одной из форм учебного заведения нового типа, реализующая задачи непрерывного специального музыкального образования. Важнейшие характеристики колледжа: комплексность, проявляющаяся в многофункциональности, в объединении в одном учебном заведении всех звеньев традиционно сложившейся системы ШУВ; открытость-вариантность его модели, раскрывающаяся в гибкости и адаптивности его структуры к особенностям обучающихся и к условиям постоянно изменяющихся социально-экономических взаимоотношений в обществе; самобытность, обнаруживающая себя в направленности на максимальный учет региональных особенностей культуры и образования, на раннюю профессиональную ориентацию детей.

Разработанная модель потребовала апробации ее в реальных условиях осуществлении учебного процесса в Челябинском музыкально-педагогическом колледже им. П. И. Чайковского. Проведенный в два этапа организационно-педагогический эксперимент позволил выявить и систематизировать оптимальные условия организации музыкального образования как предпосылки обновления его традиционных форм. В ходе экспериментальной проверки обнаружена группа проблем развития колледжа, нетипичных для однопрофильных стандартных учебных заведений; к ним относятся, в частности, организационно-правовые проблемы и широкий спектр психолого-педагогических проблем. Вместе с тем, и это — один из главнейших результатов исследования, — на практике (в течение шести лет — с 1989 года) подтверждаются не только жизнеспособность этой модели, но и устойчивая тенденция к постоянному ее совершенствованию.

Как нам представляется на основании исследования и проведенной экспериментальной работы, создание учебного заведения нового типа позволяет избежать негативных последствий безликого однообразия и разрозненности музыкального образования. Перспектива получения высшего образования без "ломки", связанной с переходом в новую систему обучения и на необходимом профессиональном уровне, должна привлечь широкую аудиторию учащихся и обеспечить высококачественную подготовку будущих специалистов-музыкантов.

Заключение

Каждая новая историческая эпоха закономерно ставит перед обществом свои особые задачи, связанные с изменениями в социально-экономической жизни, и в этом проявляется известная зависимость духовной сферы от материальных условий.

В то же время, история предоставляет множество примеров, свидетельствующих о приоритете духовной сферы над материальной, что особенно заметно в условиях политических и экономических кризисов, — когда так же закономерно происходят подъемы, всплески творческой активности. В обществе с особой остротой ощущается потребность в новых идеях, оно постоянно нуждается в духовной поддержке для выхода из кризисных состояний.

В полной мере это относится и к образованию как составной части духовной культуры общества. На современном этапе развития нашего государства, как только был снят идеологический "панцирь", вся образовательная система пришла в движение. Идет не только переосмысление проблем, идей, но и, одновременно, их практическая реализация.

Поэтому не случайны проблемы, поднимаемые автором в данном исследовании. Они заставляют исследователей задуматься о месте музыкального образования в жизни общества, о его содержании и о необходимости дальнейших поисков путей его развития.

Проведенное историко-теоретическое и экспериментальное исследование выявило особенности и отдельные закономерности процессов становления отечественного профессионального музыкального образования, и позволило на основе учета имеющихся традиций и опыта разработать одну из его возможных форм— колледж-комплекс.

Результатом этой работы стала концепция создания, функционирования и развития целостной системы профессионального музыкального образования, предполагающая реализацию: принципов целостности и комплексности, преемственности и ранней профессиональной ориентации как организационно-педагогических условий осуществления непрерывного музыкального образования.

Была теоретически обоснована и апробирована альтернативная структурная модель непрерывного специального музыкального образования (начального, среднего и высшего), реализующая данные организационно-педагогические условия в рамках одного учебного заведения — колледжа-комплекса.

Вместе с тем, это исследование показало и многообразие возникающих новых проблем. Кратко остановимся на некоторых.

1. Одна из них касается соотношения демократизации и элитарности как тенденций развития музыкального образования

Как показывает практика, прогрессивное по сути, направленное на демократизацию культуры широкое распространение музыкального образования по всей стране не может обеспечить ожидаемого, естественно желаемого для большинства обучающихся высокого уровня их профессиональной подготовки. Достижение такого уровня оказалось возможным, главным образом, в столичных городах. Поэтому талантливые и профессионально подготовленные люди оказались сосредоточенными преимущественно в центрах; регионы как были, так и остались без высоких профессионалов, испытывают большую нужду в них.

В этом, на наш взгляд, одна из причин значительной разницы между развитием музыкальной культурой в центре и на местах — в провинциях.

Широкий спектр возможностей колледжа-комплекса позволяет ему демократично, гибко, более гармонично, на более высоком профессиональном уровне подойти к решению проблемы подготовки кадров для учреждений культуры и искусства.

2. Реальностью настоящего времени является то, что существуют и, по-видимому, далее будут существовать разные типы учебных заведений. Одни из них (как, например, Московская консерватория) сохраняют традиционно сложившиеся формы организации учебного процесса и по-прежнему будут успешно функционировать в системе музыкального образования. Другие (к ним относится и Челябинский музыкально-педагогический колледж) отличаются тем, что, используя в новых условиях альтернативные организационные формы, получают возможность адекватно включиться в динамично развивающиеся социо-культурные процессы, и, таким образом, отвечать региональным запросам и особенностям.

Поэтому возникающее многообразие форм подготовки кадров специалистов и типов учебных заведений заставляет по-новому осмыслить существовавшие и существующие взаимосвязи в системе музыкального образования.

3. Очевидно и то, что без учета территориального фактора, многообразия музыкального национального этноса каждого региона невозможно дальнейшее гармоничное развитие многонациональной музыкальной культуры российского государства. Это положение вводится в практику учебных заведений посредством разработанных государственных стандартов образования.

Но надо признать, что вся система профессионального музыкального образования с ее ориентацией на уже устоявшиеся в длительной учебной практике традиции ставит вопрос о путях осуществления этой задачи.

4. Помимо отмеченных проблем данная работа выявляет необходимость расширения исследований по направлениям: историческое рассмотрение тенденций развития музыкального образования в регионах; анализ взаимосвязей музыкального и общего образования; изучение современного состояния музыкального образования в разных странах, в разных культурах и т. д.

Итак, как было показано, колледж-комплекс, в более совершенных формах развивает традиционное академическое направление в профессиональном музыкальном образовании — готовит музыкальную элиту, специалистов-профессионалов. С другой стороны, колледж-комплекс, реализуя организационно-педагогические условия непрерывного музыкального образования и будучи нацеленным прежде всего на потребности региона, берет на себя выполнение функций, которые не могут в полной мере взять на себя традиционные учебные заведения типа ДМШ, училищ, консерваторий. Он концентрирует и сохраняет музыкальный "генофонд"; талантливые люди получают возможность закрепиться в области.

Тем самым решается еще одна важная задача — появляются подготовленные к работе в регионе, области кадры музыкантов высокой квалификации, способные на современном уровне решать задачи развития культуры.

Поэтому понятия, которые рассматриваются в диссертации, — целостность, комплексность, преемственность, открытость, вариативность, личностный подход и т. п. как качества альтернативного учебного заведения — получают новый смысл в свете проанализированных региональных особенностей.

Естественно, что колледж-комплекс целиком и полностью не решает всей совокупности проблем. Однако система колледжа-комплекса позволяет ему и в дальнейшем, оперативно и гибко перестраиваясь, откликаться на запросы музыкальной культуры области, региона.

Это приводит к мысли, что данная модель профессионального музыкального учебного заведения жизнеспособна и будет постоянно развиваться.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Оснач, Владимир Петрович, 1996 год

1. Авратинер В. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие / ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1981. — 80 с.

2. Актуальные проблемы музыкального образования. Сб. статей. — Киев: Му-зычна Украйина, 1986. — 128 с. (Составители Котляревский И. А., Полянский Ю. А.)

3. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвузовский сб. трудов. Вып. XXXII. — М.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных, 1977. — 157 с.

4. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. трудов. Вып. 62. — М., 1982. — 160 с. (Министерство культуры РСФСР. Муз. пед. институт им. Гнесиных.)

5. Арнольд Ю. Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу. — М.: Изд. П. Юргенсона, 1886. —208 с.

6. Артынова JI. П. Страницы истории // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей / Ред. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966.1. С. 7-40.

7. Артынова Л. П., Лагутин А. И. Актуальные вопросы содержания образования в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. А. И. Лагутин. Вып. 3. — М.: Музыка, 1991. —С. 7-21.

8. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.

9. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 111с.

10. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: дис. . доктора педагогических наук. — М., 1986.264 с.

11. Асафьев Б. В, Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

12. Л.: Музыка, 1973. — 144 с.

13. Баженов Л., Бирюков Б., Штофф В. Моделирование // Философская энциклопедия, т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — С. 478-481.

14. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. — 294 с.

15. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: 1974. —

16. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. — Л.: Сов. композитор, 1979. — 352 с.

17. Берков В. О. Гармония // Музыкальная энциклопедия, т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Ст. 907-931.

18. Берлянчик М. М. Развитие художественной культуры исполнителя в музыкальном лицее // Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. Вып. 14. —Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. — 1989. — С. 51-60.

19. С. 98-110 (в надзаг.: НИИ культуры М-ва культуры РСФСР и АН СССР. Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. АПН СССР. НИИ художественного воспитания. ВНИК "Школа — микрорайон").

20. Бирюков Б. Идеализация // Философская энциклопедия, т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1962. — С. 204-205.

21. Блауберг И. В. Часть и целое // Философская энциклопедия, т. 5. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. — С. 474-476.

22. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. — Л.: Музыка, 1984. — 302 с.

23. Братства // Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I. — Спб., Изд-во П. П. Сойкина (репринтное издание), б\г (1992). — Стлб. 407.

24. Брудный А. Модель и ее возможности // Проблема модели в философии и естествознании. — Фрунзе: Илим, 1969. — С. 3-11.

25. Брук Г. Б. Об опыте организации труда преподавателей музыкальных школ. — Пермь: Пермское книжн. изд-во, 1980. — ?? с.

26. Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии: Учебное пособие / Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 1993. — 73 с.

27. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство древней Руси. — М.: Искусство, 1993 — 225 с.

28. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.

29. Вербицкий А. А. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Советская педагогика. — М.: Педагогика, 1986. — С. 75-78.

30. Вербицкий А. А., Еременко Г. А., Цеханский В. М. Проблемно-контекстное моделирование творческой деятельности в учебном процессе вуза // Научно-методические основы проблемного обучения в вузе. — Изд-во Ростовского унта, 1988. —С. 49-58.

31. Вербицкий А. А., Нечаев H.H., Юрисов В. А. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов / Госком СССР по народному образованию, НИИ проблем высшей школы. — М., 1989. — С. 5-14.

32. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: С. науч. тр. — М., НИИВШ, 1990. — 152 с.

33. Владиславлев А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.

34. Вознесенский И. Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков. — М.: Изд. Юргенсона, 1898.70 с.

35. Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей под общ. ред. В. Натансона. Вып. 2. — М.: Музыка, 1967. — 238 с.

36. Высший музыкальный колледж. Новое в профессиональном художественном образовании. — Магнитогорск-Новосибирск, 1992. — 204 с.

37. Ганелин Ш. И. О преемственности и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах.

38. М.: АПН РСФСР, 19++. — 280 с.

39. Гарднер Н. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система, история. В 2-х т. Нью-Йорк: Изд. Свято-Троицкого монастыря Джордансвилл, 1978. — Т. 1. — 568 е.; Т. 2. — 603 с.

40. Гастев Ю. Модель // Философская энциклопедия, т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — С. 481-483.

41. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. — М.: Музыка, 1983. — 288 с.

42. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / МО РФ, Челяб. фил. ИПО. — Челябинск, 1993. — 240 с.

43. Горохов В. А., Коханова JI. А. Тенденции и проблемы непрерывного образования. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — 173 с.

44. Годовые отчеты Главного управления культуры администрации Челябинской области за 1985-1995 гг. /ротапринт/.

45. Годовые отчеты музыкальных училищ Челябинской области за 1985-1995 гг. /ротапринт/.

46. Годовые отчеты музыкальных школ гор. Челябинска, Миасса, Златоуста за 1990-1993 гг. /ротапринт/.

47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Изд-ние официальное. — М.: Гос. комитет РФ по высш. образованию, 1995. —384 с.

48. Гуревич Е. Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию: Исследование. — М.: Музыка, 1991. — 77 с.

49. Гуренко Е. Г. Учебное заведение нового типа // Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. Вып. 14. —Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. — 1989. — С. 7-13.

50. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М.: Школа, 1994. — 184 с.

51. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

52. Дилецкий Н. Иде$ грамматики мусикийской. — М.: Музыка, 1979. 638 с.

53. Домрачев Г. Л., Ефимов С. Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания отрицания.

54. М.: Высшая школа, 1961. — 140 с.

55. Дуранов М. Е. Комплексный подход как фактор оптимизации процесса подготовки кадров в вузе // Материалы Всероссийской конференции. Декабрь 1990 г.— Челябинск: Изд-во гос. Челябинского ун-та, 1992. — С. 48-51.

56. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. — Киев: Музычна Украйина, 1987.— 111 с.

57. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982 . — 160 е.;

58. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).

59. Заключение Городского экспертного совета Центра развития образования на открытие экспериментальной площадки "Челябинское высшее музыкальное училище (колледж) им. П. И. Чайковского". — Челябинск: машинопись, 1990.2 с.

60. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 32661 // Российская газета, 31 июля 1992 г., с. 3-6.

61. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. — 108 с.

62. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов 1917-1927. — Л.: Музыка, 1969. — 306 с.

63. Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры. Вып. 5 / Науч. тр. Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.

64. Сб. 2. — М., 1993. — 252 с.

65. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных учебных заведениях / Васильева С. В. — М., 1993. — 32 с. — (Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. / НИИВО; Вып. 1).

66. Информационные бюллетени музыкально-педагогической литературы. По плану изданий 1990 года издательств "Педагогика" и "Советский композитор" / Кабинет музыки ЦИУУ. — М.: (ротапринт), 1989. — 12 с.

67. Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. — Сб. ст. — М., 1993. — 170 с.

68. Исследование тенденций развития содержания среднего специального образования в новых социально-экономических условиях / Семушина Л. Г., Ярошен-ко Н. Г., Зайцева 3. А. Васильева С. В., Городничева Г. Г. — М., 1992. — 52 с.

69. Проблемы средней специальной школы: Обзор, информ. // НИИВО; Вып. 3).

70. История русской музыки. Т. 1-67. — М.: Музыка, 1983-1989. Т. 1.— 354 с.; Т.2 — 336 е.; Т. 3 — 424 е.; Т. 4 — 416 е.; Т. 5 — 520 е.; Т. 6 — 384 с.

71. Казаков В. Н., Талалаенко А. Н., Каменецкий М. С., Гарина М. Г. Система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов (Опыт

72. Донецкого медицинского института им. А. М. Горького / Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов. Донецкий филиал на базе Донецкого медицинского института.1. М., 1991. —29 с.

73. Калинкин Е. В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч.-теорет. пособие. — Высш. шк., 1990. — 144 с.

74. Кандинский А. И. Балакирев // Музыкальная энциклопедия, т. 1. — М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — Ст. 284-289.

75. Карпов В. В., Громов В. А. Фонд "Новые технологии обучения": Учебное пособие / Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов. Труды Исследовательского центра.1. М., 1991. —39 с.

76. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. — М.: Республика, 1995 — 327 с.

77. Коган Г. М. О книге Мартинсена // Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М.: Музыка, 1966.—220 с.

78. Колледж как вид среднего специального учебного заведения / Семушина Л. Г., Байденко В. И., Васильева С. В., Городничева Г. Г. — М., 1994. — 44 с. — (Проблемы средней специальной школы: (Обзор, информ. / НИИВО; Вып. 1).

79. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. научных трудов / Консерватория им. П. И. Чайковского. Ред. В. П. Фомин. — М., 1986.— 153 с.

80. Кондратко И. И., Плотницкая Е. Е. Многоуровневая подготовка специалистов // Специалист, 10'93. — С. 8-11.

81. Концепция реформирования высшего образования на территории Челябинской области / Администрация Челябинской области. Челябинская областная дума. — Челябинск, 1994. — 10 с.

82. Лагутин А. И. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие для музыкальных училищ. —М.: Музыка, 1985. — 144 с.

83. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993. — 48 с.

84. Левашева О. Е. Глинка // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.— С. 138-139.

85. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А., История русской музыки. Т.1. От древнейших времен до середины XIX века. Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1973. — 596 с.

86. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской ученой архивной комиссии. Вып. 1. — Новгород, 1912. — С. 51-93.

87. Малинковская А. В. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики / Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 62. — М., 1982. — С. 7-31.

88. Малинковская А. В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и "модель выпускника" // Психолого-педагогические проблемы музыкального образования / Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43. — М., 1979. — С. 21-53.

89. Матушкин С. Е. Управление системой непрерывной профессиональной подготовки кадров // Материалы Всероссийской конференции. Декабрь 1990 г.— Челябинск: Изд-во гос. Челябинского ун-та, 1992. — С. 77-83.

90. Металлов В. Азбука крюкового пения. — М.: Синодальная типография, 1899.130 с.

91. Металлов В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строго церковного стиля гармонии. — М.: Изд. П. Юргенсона, 1897. — 110 с.

92. Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-составитель и автор предисловия Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966. — 353 с. (Муз. училище при Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского).

93. ЮО.Милыитейн Я. И. Кипп // Музыкальная энциклопедия, т. 2. — М.: Сов. Энциклопедия, 1974. — Ст. 796.

94. Миронова Н. А. Московская консерватория. Истоки. (Воспоминания и документы. Факты и комментарии). — М., Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. — 96 с. (Из истории московской консерватории).

95. Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 3. — Омск: Изд-во Омского госпединститута, 1993. — 95 с.

96. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Сему-шина JI. Г., Зырянов В. А., Иванов Г. И., Львова С. П., Стамболцян В. О. — М., 1991. — 48 с. — (Проблемы средней специальной школы: Обзор, ин-форм./НИИВО; Вып. 2).

97. Ю4.Модель выпускника исполнительских и ИТК факультетов ГМПИ им. Гнеси-ных на 1980 г. Изд. ЦНМК М-ва культуры РСФСР. — М., 1980.

98. Ю5.Московская консерватория (1866-1966) / Моск. ордена Ленина гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М.: Музыка, 1966. — 726 с.

99. Московская консерватория. 1866-1991 (Альбом). Автор, составитель и редактор Г. А. Прибегина. — М.: Музыка, 1991. — 240 с.

100. Ю7.Музыкальная энциклопедия. Тт. 1-6. — М.: Сов. энциклопедия, 1973, 1974, 1976, 1978, 1981, 1982.

101. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. Сост. текстов, пер. и вст. ст. А. И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. — 244 с.

102. Ю9.Музыкальное образование // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — С. 763-787.

103. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.672 с.

104. Назайкинский Е. В. О системе музыкально-теоретических дисциплин // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. научных трудов / МГДОЛК им. П. И. Чайковского. — М., 1978. — С. 94-121.

105. Назаренко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. Изд. 2-е. — М,: Музгиз, 1963.512 с.

106. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. — М., НИИВШ, 1989. — 156 с.

107. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы развития / Зуев В. М., Яценко В. Е. — М., 19++ . — 52 с. (Повышение квалификации в системе высшей школы: Обзор, информ. / НИИВО; Вып. 2).

108. Осипенко Г. А. Из истории советского музыкального образования // Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. Вып. 14. —Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. — 1989. — С. 38-50.

109. ЗО.Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России ХУЬХУП веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. — Челябинск, 1991. —444 с.

110. Перспективы развития системы непрерывного образования. Под ред. Б. С. Гершунского. — М.: Педагогика, 1990. — 224 с.

111. Подготовка музыкального мышления к восприятию и интонированию современной мелодии: Проблемная методическая разработка по сольфеджио для студентов I III курсов. — Куйбышев: институт культуры, 1987. — 36 с. (Составитель В. К Поляков);

112. Покровский А. М. Основное церковное пение и элементарная теория музыки применительно к преподаванию церковного пения. — СПб.: Синодальная типография, 1907. 2-е изд. — 230 с.

113. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — Спб,: Изд-во П. П, Сойкина, б/г. — T. I — 1120 ст., т. II — 2464 ст. (Репринтное издание, М., 1992.)

114. Положение о школе искусств системы Министерства культуры РСФСР / Министерство культуры РСФСР. — М.,1990. — 30 с.

115. Проблемы высшего музыкального образования: Сб. статей / Мин. культуры РСФСР. Упр. учебных заведений. ГМПИ им. Гнесиных. Труды. Вып. XIX. — М., 1975,—159 с.

116. Проблемы развития системы музыкального образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 87. — М., 1986. — 176 с.

117. Проблемы учебных заведений-комплексов. Обзорная информация. Вып. 3 / Гос. Комитет СССР по народному образованию, НИИ проблем высшей школы / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко, Л. А. Ненашева, Л. В. Зосимовский, 3. А. Зайцева. — М., 1991. — 52 с.

118. Программа профессионального и социального развития колледжа до 2000 года / Челябинский музыкально-педагогический колледж им. П. И. Чайковского. — Челябинск: машинопись, 1996. — 16 с.

119. Программа развития высшего образования на территории Челябинской области (1994-1995 гг.) / Администрация Челябинской области. Челябинская областная дума. — Челябинск, 1994. — 8 с.

120. Протопопов Вл. Николай Дилецкий и его "Мусикийская грамматика" // Ди-лецкий Н. Идеа грамматики мусикийской. — М.: Музыка, 1979. — С. 509-611.

121. Профессиональная направленность музыкального образования: Сб. научн. трудов / Саратовский гос. пед. ин-т им. Федина Г. А. / Ред. Г. В. Яковлев. — Саратов: СГПИ, 1983. — 155 с.

122. Рагс Ю. Н. "Модель специалиста" как задача развития системы музыкального образования // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XIX. — М., 1975. — С. 7 — 16.

123. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989. — 141 с.

124. Региональная (областная) программа развития образования в Челябинской области. Проект. — Челябинск, 1995. — 87 с.

125. Региональная программа развития профессионального образования Челябинской области на 1995-1996 гг. и на период до 2000 г. / Администрация Челябинской области. Главное управление профессионально-технического образования. — Челябинск, 1994. — 79 с.

126. Риман Г. Музыкальный словарь (пер. с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона, дополненный русск. отделом, под ред. Ю. Энгеля). — М.-Лейпциг: издание П. Юргенсона, 1901. — С. 938-939.

127. Робустова Л. П. О разработке концепции музыкального лицея // Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы. Сб. научных трудов. Вып. 14. — Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки. — 1989. — С. 14-19.

128. Русская музыкальная педагогика конца 19 — начала 20 века и современные проблемы музыкального образования: Межвузовский сб. науч. трудов / Ред. Адищев. — Пермь: ПГПИ, 1984. — 51 с. / Музыкальное образование в России 19-20 вв./

129. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. — Л.: Музыка, 1979.— 256 с.

130. Саямов М. Н. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей // Вопросы методики начального музыкального образования. — М.: Музыка, 1981.1. С.

131. Сборник инструктивных и методических материалов по некоторым вопросам организации учебно-воспитательного процесса и административно-хозяйственной деятельности музыкальных, художественных школ и школ искусств. Вып. 2. — М., 1989. — 100 с.

132. Семушина Л. Г., Розина Н. М., Яркович С. П., Назаренко Б. Н. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования // Специалист, 10'93, с. 36-38; 1Г93, с. 38-39.

133. Серов А. Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Серов А. Н. Избранные статьи, т. 2. — М.: Музгиз, 1957. — С. 187-216. см.: "Эпоха", 1864, №6 и 12.

134. Серов А. Н. Учебно-литературная деятельность Московской консерватории. Библиография. 1867, № 16. (Ссылка на перевод Чайковским Геварта.)

135. Система высшего и среднего специального образования во Франции / Владимирова М. М. — М., 1987. — 60. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе: Обзор. информ./НИИВШ; Вып. 3).

136. Сичивица О. М. Мобильность науки. — Горький: Волго-вятское книжн. изд-во, 1975. —255 с.

137. Сладков П. П. Из истории формирования интонационных упражнений в курсе сольфеджио в России (от 1860-х до 1917 г.) // Методика преподавания сольфеджио. Теория. История. Практика.: Сб. тр. Вып. 110 / ГМПИ им. Гнесиных.1. М., 1991. —С. 156-173.

138. Областной методический кабинет учебных заведений культуры и искусства. — Челябинск: машинопись, 1995. — 42 с.

139. Смятских А. Л. История развития среднего специального педагогического образования в России. Спецкурс (I часть). Труды исследовательского центра / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. — М., 1991. — 56 с.

140. Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 93. — М., 1987. — 160 с.

141. Суслова Н. Г., Боярский Н.К. О путях профессионализации в детской музыкальной школе: Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей. Вып. 3. — М.: Музыка, 1991. — С. 214-225.

142. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие. — М.: 1986. — 46 с.

143. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. —335 с.

144. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. — ИТАР-ТАСС (Серия "ДОК-2"; 12.07.93).

145. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Бюллетень Гос. комитета Российской Федерации по высшему образованию, № 1, 1995. — М.: "Моск. лицей".

146. Успенский H. Д. Древнерусское певческое искусство. — М.: Сов. композитор, 1971. —624 с.

147. Фельдгун Г. Г. Воспитание юных скрипачей в Новосибирске и концепция лицея // Музыкальный лицей: Задачи, проблемы, перспективы / Сост. и отв. редактор Л. П. Робустова. — Новосибирск: изд. НГК, 1989. — 143 с.

148. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.

149. Хроменков H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

150. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сб. ст. — Новосибирск: Изд. НГК им. М. И. Глинки, 1989. — 244 с.

151. Челышева Т. В. Рецензия на проводимую в Челябинском высшем музыкальном училище (колледже) им. П. И. Чайковского экспериментальную работу. — М.: машинопись, 1994. — 2 с.

152. Черкасов В. А. Комплексно-деятельностный подход в исселдовании проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса // Материалы Всероссийской конференции. Декабрь 1990 г.— Челябинск: Изд-во гос. Челябинского ун-та, 1992. —С. 179-193.

153. Черкасов В. А., Кеспиков В. Н. Проблемы школьного образования. — Челябинск: Изд-во ГлавУНО, 1993. — 175 с.

154. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.

155. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Сост. Л. Н. Скаткин и др.; под ред. Н. П. Кузина. — М.: Педагогика, 1980. — T. I — 304 е., т. 11414 с.

156. Шацкий С. Т. Работа для будущего. — М., 1989. — с.

157. Школа-училище-вуз. Проблемы и перспективы. Межвузовский сб. — Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та, 1988. — 126 с.

158. Шмелев И. А. Записки по истории церковного пения в России // Шмелев И. А. Контрапункт, фуга и музыкальные формы. — Сочи: Типография Л. Л. Друта, 1917. —С. 13-22.

159. Щипунов В. Г. Новые принципы развития средней специальной школы СССР (противоречия, тенденции развития, проблемы) // Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях: Сб. науч. тр. — М.: НИИВШ, 1990. — ??? с.

160. Яворский Б. Л. Сост., ред. и предислов. И. С. Рабиновича. В 2-х т. / Под общ. ред. Д. Шостаковича. Т. I — М.: Музыка, 1964. — 670 с.

161. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, письма: В 2-х т. — М., 1972.

162. Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики: Исследование / Московская консерватория, Магнитогорский музыкально-педагогический институт. — М.; Новосибирск: изд-во "Трина", 1993. — 180 с.

163. Ямпольский И. М. Ауэр // Музыкальная энциклопедия, т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Ст. 246-247.

164. Ямпольский И. М. Венявский // Музыкальная энциклопедия, т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Ст. 736-737.

165. Ямпольский И. М. Гржимали // Музыкальная энциклопедия, т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — Ст. 56.

166. Ястребов Ю. Г. Предисловие // Школа — училище — вуз: Проблемы и перспективы. — Владивосток: изд-во Дальневосточного ун-та, 1988. — С. 4-5.204100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. — Л.: Музгиз, 1962. — 303 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.