Организация архитектурной среды и поведение человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Титов, Александр Леонидович

  • Титов, Александр Леонидович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 121
Титов, Александр Леонидович. Организация архитектурной среды и поведение человека: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2004. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Титов, Александр Леонидович

Введение

Глава I. Архитектурно-пространственная среда как фактор влияющий на поведение человека

1.1. Структура современной архитектурной среды

1.2. Формы и границы пространств

1.3. Классификация открытых и закрытых пространств влияющих на поведение человека

1.4. Качества архитектурной среды, влияющие на образование новых форм

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация архитектурной среды и поведение человека»

Выводы главы I44

Глава П. Поведение как фактор организации среды

2.1. Пространственное поведение в системе форм психической активности человека46

2.2. Характерные типы средового поведения человека51

2.3. Групповое поведение и механизмы адаптации к урбанизированной среде56

2.4. Автоматизм поведения и архитектурно-пространственная среда61

2.5. Структура и фазы поведенческого процесса в архитектурно-пространственной среде65

2.6. Требования к организации архитектурной среды исходя из особенностей поведения70

Выводы главы П74

Глава Ш. Взаимосвязь и взаимовлияние архитектурной среды и поведения человека, моделирование взаимодействия архитектурно-пространственной среды и человека

3.1. Изменение поведения под воздействием архитектурной среды77

3.2. Тип пространства - тип поведения81

3.3. Территориальность поведения и архетипы персонального пространства86

3.4. Архитектурная среда и деятельность человека92

3.5. Сценарный подход в моделировании и проектировании отношений человек - архитектурная среда»99

Выводы главы Ш104

Заключение106

Словарь терминов110

Библиография113

Введение

Актуальность исследования.

Сегодня в быстро изменяющемся городе люди ведут активную жизнь, часто перемещаются в различные части района и города, нередко испытывают психологические перегрузки. Они ежедневно находятся в плотном контакте с современной городской средой, несущей непрерывный поток информации. Улицы, переполненные транспортом и людьми, вызывают напряжение, волнение, иногда стрессовые состояния, при этом человек вынужден постоянно решать деловые вопросы, совершать встречи в различных частях города. Архитектурная среда должна помочь человеку в этом процессе адаптации к изменяющимся ритмам, существующим в современных городах. Понять конкретные потребности людей в организации среды и решить существующую проблему невозможно без анализа системы, которая рассматривает взаимную связь и взаимное влияние архитектурной среды и поведения человека.

Тема «человек в среде», «человек и пространство» рассматривается сегодня целым рядом наук, при этом большинство из них ставит задачей обеспечить человеку безопасное и долговременное проживание на планете. Городская среда - это место, где человек проводит большую часть жизни, и именно эта среда оказывает наибольшее воздействие на ритмы жизненной активности и поведение человека. Происходящее сегодня уплотнение городской застройки «сжимает» время и ускоряет жизненные процессы. Более концентрированная среда несёт в себе особое организующее начало, которое влияет на механизмы поведения людей. Поведение же, в свою очередь, является одной из важных посылок влияющих на формирование и функциональную организацию новой архитектурной среды.

Современная городская среда даёт много новых примеров организации социально значимого пространства, исследование которых помогает определить механизмы влияния архитектурной среды на поведение человека. Происходит повышение внешней и внутренней активности человека.

Изменение скорости взаимодействия человека с окружающей архитектурной средой и всё более тесный и сложный характер этого процесса требуют внимательного изучения. В этой связи, актуальность исследования средового поведения возрастает. Анализ взаимодействия новой архитектурной среды и современного человека, исследование конкретных форм психической активности в выбранном архитектурном контексте позволяют определить оптимальность тех или иных приёмов пространственной организации, а так же внести важное дополнение к концепции современной городской среды в целом.

В отечественной и зарубежной теории архитектуры проводились исследования по рассматриваемому вопросу. Но, на сегодняшний день, поведение как фактор, влияющий на организацию архитектурной среды, исследован недостаточно, так как быстро меняющаяся архитектурная среда требует дополнительных исследований, учитывающих психологию современного человека, законы поведения, моторику его движений, соразмерную ритмам современного города. Поэтому к проведённому исследованию были привлечены труды не только по теории архитектуры, но и по современной психологии и социологии, которые существенно углубляют понимание процессов влияния архитектурного пространства на человека и позволяют определить механизмы изменения поведения под воздействием урбанизированной среды.

Теоретической базой для изучения поведения человека в архитектурной среде послужили:

1. Работы по психологии и социологии (Г. Вёльфлина [4], Г. Б. Забелыпанского [5], Г .И. Иванова [4,41], М. С. Когана [48], Г. И. Лернера [59], Р. С. Немова [66], Л. Николова [67], Н. Н. Нечаева [4], В. Г. Падерина [70], В. В. Пустовойгова [84], И. А. Ситарова [84], А. В. Степанова [4], И. Н. Ткачикова [92], П. А. Флоренского [94]).

Архитектура и эмоциональный мир человека» под редакцией Забелыпанского Г. Б. [5]. Книга ориентирована на профессионалов, её выпуск связан с недостатком информации по рассматриваемой тематике. Во введении к книге состояние проблемы характеризуется так: «Современные работы по психологии архитектуры, содержащие множество полезных советов и понятий, чаще всего далеки от эмоциональной приподнятости тона и исследуют, как правило, стандартные эмоциональные реакции, хорошо укладывающиеся в анкеты и тесты» [5, с. 8]. Авторы книги имеют опыт исследований в области психологии восприятия, который показывает, что человек в своих эмоциональных реакциях сугубо индивидуален: «Эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений. Объект или событие может вызвать эмоцию, быть её поводом, но не может служить образцом для её анализа и описания. Поэтому данные о том или ином эмоциональном переживании мы можем сравнивать только с данными о других эмоциональных переживаниях у одного и того же человека или у других людей» [5, с. 132].

Данная книга является фундаментальной работой в области психологии восприятия архитектуры и содержит важные аргументы и доводы, которые позволяют построить взаимосвязи между архитектурой эмоциями и поведением человека. «Архитектура и эмоциональный мир человека» помогает выявить объективные и субъективные составляющие процесса воздействия архитектурной среды на эмоциональные состояния человека, нередко определяющие механизмы поведения.

Падерин В. Г, Нагматуллина Л. К. «Социальные проблемы городского пространства» [70]. Данная работа основывается на социологических исследованиях, в ней прослеживаются связи между переселением людей из старых районов в новые и изменением поведения, социальных связей и инфраструктур. Анализ проводится на примере города Казани. Большое внимание авторы уделяют аспектам группового поведения: возникновению и взаимодействию новых социальных групп, формированию социальной иерархии. Поведение человека в непривычной архитектурной среде прослеживается в непосредственной связи с другими людьми и социальными группами.

Мотивацию актов мышления и направленных действий человека авторы объясняют необходимостью удовлетворения следующих его основных потребностей:

- «материальных,

- экзистенциальных (в безопасности существования, стабильности условий жизнедеятельности, в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума),

- социальных (в принадлежности, общении, внимании к себе),

- престижных (в уважении со стороны «значимых других», признаний и высокой оценке),

-духовных(в самосовершенствовании, самовыражении)» [70, с. 174].

При этом человек принадлежит к конкретной группе или территориальной общности, имеющей «свой локальный колорит, традиции, нормы общения и жизнедеятельности» [70, с. 174]. Поведение этой общности обусловлено архитектурной средой: местами работы, досуга, отдыха, памятными местами и историческими зонами. Здесь среда выступает как «жизненное пространство: раздумий, печали, веселья, обид и любви» [70, с. 174]. Прослеживается прямая зависимость между унылостью новых типовых районов и состоянием психики людей, населяющих их, в частности пожилых жителей районов, которые привыкли к прежнему историческому окружению и территориальной общности. Их мышление обладает меньшей мобильностью, приспособляемостью, и следствие всего этого - повышенный процент суицидов. Падерин и Нагматуллина в некотором смысле ведут поиск того, что в архитектурной среде позволяет человеку чувствовать себя комфортно. Одно из главных условий комфортности они видят в узнаваемости, приватности, можно сказать обособленности зон, которые позволяют жителю вести присущий его внутренним понятиям образ жизни.

Авторы изучают проблему обретения территориальности. Так, в новых районах, по их наблюдениям, группам молодёжи присуще агрессивное поведение, вследствие попыток передела зон влияния (собственности). Отсутствие принадлежности людей к конкретной территории (психологической закреплённости) приводит к проблеме группового игнорирования проблем человека, попавшего в трудное положение.

Падерин и Нагматуллина в своём исследовании проводят взаимосвязи между архитектурным пространством, мышлением и поведением современного человека, который находится в процессе обретения территориальности и собственной значимости в социальном пространстве. Данная работа в большей степени имеет социально-психологический уклон, но при этом нельзя умолять её значимость для архитектурных исследований, изучающих урбанизированную городскую среду с учётом процессов изменения поведения под воздействием перенаселённости.

2. Работы, посвященные особенностям организации архитектурной среды и восприятию (Р. Арнхейма [2, 3], А. А. Барабанова [9], М. Г. Бархина [10, И, 12], Е. Л. Беляевой [14], В. Л. Глазычева [30,31], К. Дея [37], А. В. Иконникова [42], В. А. Колясникова [49], Т. Н. Корепиной [50], Ю. И. Короева [51], А. Э. Коротковского [52,53], А. В. Лемегова [57], И. Г. Лежавы [56], К. Линча [60], О. Нимейера [68], И. А. Страутманиса [89], В. А. Филина [93], Л. П. Холодовой [96], В. Т. Шимко [99,100], Т. Тис-Эвенсена [103]),

В книге авторитетного американского исследователя Р. Арнхейма «Динамика архитектурных форм» [3] рассматриваются вопросы, касающиеся архитектурных форм и особенностей их зрительного восприятия. Автор оперирует такими понятиями, как: вертикальное и горизонтальное, массы и пустоты, видимое и действительное, мобильность, порядок и беспорядок, экспрессия и функция. «Арнхейм обозначает множество проблемных ситуаций, в которых профессиональное сознание архитектора немедленно узнаёт собственные творческие проблемы, сформулированные необычным образом. Это, по всей видимости, и составляет главное достоинство книги» [3, с. 7.]. К этому можно добавить, что в книге ясно сформулированы принципы восприятия и интерпретации человеческим сознанием информации геометрического характера. Люди в своём большинстве не осознают, почему происходят именно такие реакции на конкретные формы и расстояния, принципы же, данные автором, дают архитектору возможность моделировать ситуации и предвидеть возможные реакции и формы поведения.

В «Динамике архитектурных форм» не только рассмотрены психологические аспекты визуального восприятия, но и дана информация о физиологических аспектах зрения. Информация, освещающая два этих аспекта, помогла создать в диссертации целостную картину влияния архитектурных форм на поведение человека через механизмы восприятия.

Видеоэкология и архитектура», книга Филина В. А. [93], рассказывает о применении видеоэкологии, науки о взаимоотношении человека и окружающей среды, при оценке и проектировании архитектурных объектов. Научный метод видеоэкологии основан на утверждении, что всё многообразие глазодвигательной активности базируется на автоматическом движении глаз (автоматия саккад), сформировавшемся в процессе жизнедеятельности человека. Основное положение разработанной Филином теории говорит о том, что при работе глазодвигательной системы изменяется только два параметра: амплитуда и направление движений, тогда как интервал задаётся в готовом виде - в виде автоматии саккад. Применительно к городской среде ключевые понятия теории формулируются так: «.в городе большую неприятность горожанам составляют гомогенные и агрессивные видимые поля. Гомогенные поля - это поля, на которых либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено. Агрессивное видимое поле - это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов» [93, с. 41].

В книге рассмотрено несколько исторических и современных архитектурных объектов, на примере которых наглядно показана разница между благоприятными и вредными визуальными полями.

Руководствуясь данными разработками, можно проследить непосредственное, т. е. ежеминутное влияния визуального ряда архитектурной застройки города на поведение человека.

Шимко В. Т. «Архитектурное формирование городской среды: Учебное пособие для архитектурных специальностей вузов» [99]. В книге автор предлагает свой подход проектирования открытых городских пространств, основанный на принципах, применяемых в работе с интерьером и объёмными формами. Основным из достоинств данной работы является то, что в ней собраны материалы по типологии форм городской среды, а также по средствам и методам композиционного формирования городской среды. Рассмотрены как глобальный уровень формирования открытых городских пространств, так и уровень детализации элементов архитектурной композиции. При этом Шимко В. Т. рассматривает композиционные приёмы в прямой взаимосвязи с функциональными особенностями объёмно-планировочных решений.

Полезными при работе над диссертацией оказались разделы, посвящённые градостроительной типологии форм городской среды. В книге использован термин «интерьер улицы», который соизмеряет пространство улицы с человеком как место его пребывания и деятельности. Доводом в пользу таких терминов, как «интерьер улицы» и «интерьер города», может служить следующее высказывание автора: «.всё, что зрительно ограниченно какими-либо завесами, будь то стены зданий, или ряды деревьев, или синь моря, характеризуется теми же самыми элементами, которые отмечают архитектурное пространство» [99, с. 13]. В приведённых в книге схемах рассмотрены варианты ограничений пространства для человека и приведены архитектурные аналоги, такие как: помещение (ограничено шестью плоскостями), двор-колодец (пятью), курдонер, лоджия (четырьмя), и т. д. Формы и плоскости, ограничивающие пространство, называются «пунктиром» материальных форм.

Важное значение при построении открытых городских пространств, по мнению автора, имеют психофшиологичеекие особенности человека, которые и влияют на формы и границы пространств. В книге приводятся следующее данные: «исследователями установлены примерные градации габаритов пространств, начиная с площадок размером 3 . 5 м, позволяющих разговаривать, отмечая выражение лица собеседника, интонации голоса, в следующих типоразмерах постепенно утрачивается возможность прямого контакта - сначала перестают улавливаться нюансы поведения, дальше видна только жестикуляция и при расстояниях более 150 . 200 м - общие очертания фигуры» [99, с. 61].

Данное учебное пособие является хорошим примером систематизации и трансформации знаний о построении структуры городского пространства и зонировании территорий. К недостаткам его можно отнести излишнюю схематичность многих разделов книги, которая, вероятно, была продиктована тем большим объёмом информации, который автор вынужден был разместить при раскрытии темы, заявленной в названии книги. Так, вопрос взаимосвязи композиции «интерьера улицы», его пространственной организации и человека в книге рассмотрен недостаточно.

3. Работы, посвящённые изучению и моделированию пространственного поведения человека (М. Березина [15], А. В. Крашенинникова [54, 55], М. С. Когана [48], Т. Лейка [102], Л. Николова [67], П. Пиаже [15], М. Спивака [15], П. Смита [15], В.И. Иовлева [43, 44, 45], Н. Я. Степаняна [87, 88], П. Фресса [15], Э. Т. Холла [15], М. Черноушека [98]).

Березин М. П. «Пространство - восприятие - поведение» [15] - статья, в которой проводится обзор работ зарубежных авторов рассматривающих поведенческий уровень восприятия человека. Автор предполагает, что «В механизм восприятия включено несколько относительно автономных уровней психики. Первый уровень обеспечивает ввод информации в нервную систему. Другой уровень связан с процессом непрерывной ориентировочной деятельности психики. Следующий уровень может быть назван культурно-ценностным. Ещё один уровень - обеспечивает эстетическую оценку окружающих объектов» [15, с. 39]. Березин останавливается лишь на поведенческом уровне восприятия, связанном с ориентировочной деятельностью сознания, поскольку это, вероятно, наиболее доступный для анализа уровень восприятия. Данный уровень можно рассматривать на конкретных примерах, и при этом результаты анализа будут носить более объективный характер, нежели, допустим, при анализе эстетической оценки окружающих объектов.

В статье рассмотрены работы по «проксемике» американского психолога Холла Э. Т. «Проксемика» рассматривает значимость для общения близости, отдалённости и вообще положения в пространстве» [15, С. 39]. Холл рассматривает значимость мимики, жестов, положения в пространстве для коммуникации и передачи информации в целом. В работе приведены примеры поведения при общении людей различных национальностей, принадлежащих к различным социальным группам. Данный аспект имеет немаловажное значение при рассмотрении поведения людей различных национальностей, проживающих в одних дворах, районах, городах. В связи с этим, основным недостатком работы является то, что Березин даёт лишь общие утверждения, например: «Только понимая этот механизм, можно обоснованно претендовать на создание новых, нетрадиционных архитектурных решений, не вступающих в противоречие с представлениями о комфорте» [15, с. 40], которые не несут конкретных указаний или выводов. Но автор приводит пример из традиционной русской архитектуры, который даёт ясное представление об определении архитектурными средствами конкретных форм поведения: «Традиционная, народная архитектура в этом отношении безупречна: горница, сени, палисадник, двор, улица, перекрёсток - всё имеет свои сложившиеся формы и располагает к определённым типам поведения» [15, с. 40].

Далее автор статьи обращается к работам П. Смита, в которых рассматривается современная архитектура и говорится, что «психологическая задача» современных новостроек - пробудить человеческое сознание, прибегая для этого к контрастным, необычным формам» [15, с. 41]. При этом Березин, обращаясь к российскому опыту, констатирует, что выше обозначенная задача не решается: «.современные новостройки почти не дифференцируют пространство, .в них утрачена связь между стереотипами поведения и пространственными формами» [15, с. 42].

Статью в целом можно охарактеризовать как хороший обзор работ зарубежных авторов, рассматривающих поведенческий уровень восприятия человека, достаточно полно раскрывающий заявленную тематику, к главным недостаткам можно отнести нехватку примеров использующих архитектурное пространство.

Дэй К. «Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство» [37]. Книга английского архитектора, в определённом смысле философа, рассматривающего процессы проектирования в рамках архитектуры «соучастия». В предлагаемом автором подходе архитектор и заказчик являются соавторами архитектурного произведения, причём произведение, которое они создают, рассматривается как органичный элемент системы «человек - природа» или, возможно, даже «человек - вселенная». Значимость такого подхода обусловлена необходимостью создания в современном сложном мире места, где человек мог бы быть в гармонии с природой, местом, где в полной мере восстанавливались бы жизненные силы.

Большое значение в книге уделено геометрическим характеристикам архитектурных форм, тому, как они влияют на поведение и процессы жизнедеятельности человека в целом. Вот как описывается влияние формы линий: «окружение нашей деятельности управляется приемущественно прямыми линиями, тогда как объекты, состязающиеся за наше внимание, очень часто имеют обтекаемую форму, вызывающую подсознательное стремление обладать» [37, с. 91]. Здесь говорится о формообразующих силах, автор связывает формы природного и рукотворного происхождения с состоянием человека, воспринимающего их. Знание таких законов, по мнению Дэя К., необходимо архитектору для создания «живой» среды обитания, в противоположность подходу, основанному на позиции рационализма. При этом, в процессе работы над геометрией форм, автор предостерегает, говоря о силе воздействия геометрически правильных форм и пространств. Приводятся факты не только воздействия через восприятие, но и магические процессы, связанные с феноменами энергии или космических токов. Пример такого высказывания: «мне известно, что великие пирамиды строились и как пространства естественного бальзамирования, что в их силовом центре не только сохраняются попавшие туда мыши, но что там фараон во время инициации мог пережить нечто, вроде физической смерти, не умирая» [37, с. 112]. При всех имеющихся в этой книге отступлениях в область запредельного, автор всё же в целом апеллирует к доказанным фактам из области психологии и геометрии, и в сочетании со знанием природных принципов это даёт концепцию, близкую к «экологической архитектуре». К недостаткам концепции можно отнести отсутствие чёткой системы предлагаемой информации, что значительно усложняет прочтение всего комплекса взаимосвязей между человеком, природой, законами геометрии и архитектурой. В книге не рассмотрены аспекты, касающиеся динамики восприятия и движения человека, человек показан как существо пребывающее в пространстве, или внутри какой-то формы, но не как динамичный объект в системе поведенческих реакций на окружение.

Книга В. И. Иов лева «Экопсихология для архитекторов: процесс и форма» [44] посвящена анализу экопсихологических проблем, возникающих в процессе формообразования. Она содержит разделы, описывающие взаимодействие человека с архитектурной средой и методы её гармоничной организации: архитектурный образ мира, человек и архитектурная среда, архитектурная хронотопология, психологическое моделирование, профессиональное развитие. Автор использует термин, синтезирующий в себе два актуальных сегодня аспекта: экологический и психологический.

Особенности восприятия пространственной организации автор характеризует так: «Мир человеку видится как совокупность сложных явлений, вечная борьба порядка и хаоса, непрерывный поток информации, которую надо упорядочить» [44, с. 135].

Данную работу можно охарактеризовать как современное научное исследование по проблеме выживания архитектурного творчества в сложных современных условиях, обусловленных негативными изменениями окружающей среды. При этом, одна из главных тем книги - «человек в среде» раскрыта не полностью, по причине нехватки современных знаний из смежных наук. Более полное раскрытие этой темы возможно в рамках концепции гармоничной среды, используемой в диссертации при оценке механизмов поведения человека в новом архитектурном окружении и выработке рекомендаций по созданию новых форм общественного пространства на основе последних исследований в области психологии и теории архитектуры.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата архитектуры Степаняна Н. А. «Формирование интерьера с учётом особенностей восприятия и поведения человека» [87, 88]. В предпосылках к проведению этого исследования звучит следующее высказывание: «.нет чётких представлений о характере поведения человека в интерьере, тем более, о взаимосвязи форм деятельности и характера восприятия адекватных им предметно-пространственных ситуаций» [88, с. 2]. Решение заявленной проблемы Степанян проводит через рассмотрение следующих аспектов теории интерьера: «функциональные особенности интерьера, механизмы поведения человека в интерьере, принципы организации структуры восприятия» [87, с. 3]. Автор изучает маршруты движения посетителей по вестибюлям, фойе и кулуарам общественных зданий, акцентируя внимание при этом на взаимосвязи темпоритма и направления движения с особенностями организации структуры пространства. Использование при этом знаний из области экспериментальной психологии и социологии, эстетики и теории архитектуры способствовали пониманию автором особенностей поведения и восприятия человеком средовых ситуаций.

Степанян разработал комплексные принципы организации интерьера, основными из которых являются композиционные, такие как: повторяемость, соподчинённость, соразмерность, равновесие. Применение композиционных принципов, по мнению автора, позволяет управлять стратегией восприятия и, в результате, поведением человека в интерьере общественного здания.

В работе Степаняна Н. А. отслеживается взаимосвязь между маршрутом восприятия, графиком движения и характером пространственной организации интерьера, такой подход позволят уйти далеко вперёд от приёмов организации архитектурного пространства, построенных только на формально-композиционных или стилистических принципах. К недоработкам же можно отнести сложность прогнозирования степени комфортности пространства спроектированного с учётом рекомендаций диссертанта, из-за упущений в работе такого важного раздела как сценарии поведения.

В этих работах освещены общие закономерности поведения человека в пространстве. Специальных же углублённых исследований взаимного влияния архитектурной среды и поведения человека в условиях городских пешеходных пространств разных регионов не проводилось. Изучение же региональных особенностей Урала и города Екатеринбурга в частности, его пешеходных пространств, создаёт возможность выхода результатов исследования и методики на конкретные проекты и организации.

Исследование психологического фактора при изучении системы «архитектура - восприятие - поведение», внесло дополнительный информационный слой в работу, но основной акцент всё-таки был сделан на влиянии архитектурного пространства на поведение человека, через элементы среды, которые наиболее действенно организуют движение и деятельность человека.

В целом, рассмотренные работы акцентируют внимание на особенностях взаимосвязей архитектурной среды и человека, которые раскрыты в следующих темах:

- архитектурные формы и особенности их зрительного восприятия,

- эмоциональные реакции и переживания при восприятии архитектурных форм,

- поведенческий уровень восприятия и ориентировочная деятельность в архитектурном пространстве, стереотипы поведения и пространственные формы,

- проектирование в рамках архитектуры «соучастия», системы «человек -природа», «человек - вселенная»,

- экопсихологические проблемы, возникающие в процессе формообразования, и методы гармоничной организации архитектурной среды,

- социальные проблемы городского пространства, новые районы и изменение поведения, групповое поведение и территориальность,

- формирование интерьера с учётом особенностей восприятия и поведения человека (взаимосвязь между маршрутом восприятия, графиком движения и характером пространственной организации интерьера),

- влияние гомогенных и агрессивных визуальных шлей городского пространства на состояние человека,

- типология форм городской среды, средства и методы композиционного формирования городской среды.

При всей объёмности раскрытия темы, которую можно сформулировать как «человек и городская среда» или «человек и архитектурное пространство», в рассмотренных источниках недостаточно изучены взаимосвязь и взаимовлияние архитектурной среды и поведения человека в наиболее важных участках городской среды, таких как: пешеходные улицы, площади, бульвары, скверы и дворы. Выделенные пространственные единицы городской среды необходимо рассматривать как социально-пространственные комплексы с устойчивыми прямыми и обратными связями, построенными по принципу: структура пространства -сценарии поведения или тип пространства - тип поведения. Такое поведение можно было бы назвать архитектурно-средовым поведением, тем самым акцентировать внимание на проявлениях поведения сформированных под воздействием определённого архитектурного пространства в условиях конкретного региона и города, его структуры, частей, единиц и отдельно стоящих форм. По этой причине, в первой главе представляемой диссертации, исследование начинается именно с рассмотрения архитектурно-пространственной среды и её основных аспектов, влияющих на поведение человека.

Цель исследования

Восполнение пробела в теоретических знаниях о взаимосвязи архитектурной среды и поведения человека путём исследования и моделирования средовых ситуаций городских пешеходных пространств, структуры поведенческого процесса и конструирования соответствующих архитектурных сценариев.

Объектом исследования является взаимосвязь между организацией архитектурной среды и поведением человека (на примере пешеходных пространств крупного города).

Предметом исследования являются закономерности взаимного влияния организации архитектурной среды (городских пешеходных пространств) и поведения человека.

Задачи исследования:

1. Обобщить опыт исследования поведения человека в архитектурной среде.

2. Проанализировать конкретные формы психической активности (деятельность, восприятие, поведенческие реакции на новое архитектурное окружение), с учётом современных тенденций и подходов к анализу в данной области теории архитектуры.

3. Провести экспериментальное исследование конкретной среды с использованием социально-психологических методик.

4. Разработать модель, отражающую взаимодействия человека и архитектуры в аспекте средового поведения.

5. Разработать предложения по методике проектирования архитектурной среды, использующее архитектурные сценарии, основанные на поведенческих стереотипах.

Методика исследования

Исследование начинается с изучения и систематизации материалов из трудов по теории архитектуры, а также смежных областей знаний, таких как психология и социология. Применяется системный подход, и интерпретационный метод обобщения знаний из различных наук, влияющих на развитие архитектурной теории.

На втором этапе работы используется графоаналитический метод. При этом составляются схемы с зонами определённых форм поведения и маршруты движения на открытых городских территорий, таких как площади, пешеходные зоны, бульвары и скверы, с точным указанием мест скоплений людей, интенсивности движения и территорий для конкретных видов деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведено комплексное специальное исследование взаимодействия архитектурной среды и поведения человека на примере пешеходных пространств города Екатеринбурга с учётом основных факторов. Были рассмотрены пространственные архетипы, архетипы поведения, связь геометрии пространственной среды с эмоциональным состоянием, настроением, моторикой движений человека в городе. Полученные на основе этого исследования данные позволили составить модель архитектурно-средового поведенческого процесса и создать соответствующие архитектурные сценарии. Использование современных знаний и подходов расширило понимание процесса влияния архитектуры на человека и позволило создать модель системы «архитектура - поведение человека».

Границы исследования

В данном исследовании акцент сделан на изучении связей архитектурной среды и поведения человека. Границы работы определяются с одной стороны - формой архитектурного пространства, с другой стороны -средовым поведением, проявляющимся в движении, деятельности. Пространственные рамки исследования определяются пешеходными пространствами крупного города (Екатеринбурга). В работе подробно не рассматривается процесс восприятия архитектуры и влияние художественно-эстетических качества архитектуры, её символов и образов влияющих на эмоциональное состояние человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Титов, Александр Леонидович

Выводы главы Ш:

При изучения процессов взаимовлияния архитектурной среды и поведения человека, а так же моделирования поведения человека в архитектурно-пространственной среде были сделаны следующие выводы:

1. Изменение порядка существующей архитектурно-пространственной среды отражаются в изменении путей, границ территорий и зон деятельности человека, меняется диапазон дистанций и границы персональных пространств пешеходов. Изменяется стиль поведения: от нарочито напряжённого до рассеянного. Изменение целостности, упорядоченности пространства отражается на процессе ориентировочной деятельности, на внимании, восприятии.

2. Тип пространства и тип поведения находятся в тесной взаимосвязи. Тип пространства, его форма, наличие протяжённых, незастроенных участков или участков плотной застройки, отсутствие больших открытых пространств, существенно влияют на тип и форму поведения, характер деятельности. Правильная геометрия и зонирование, способствуют равномерному восприятию информации и упорядоченному ритму движения. Криволинейные, ломаные и асимметричные элементы вносят разнообразие, создают благоприятную среду для «рекреационного» поведения, отдыха.

3. Границы, размер и принадлежность территорий в городе имеют прямую связь с формированием человеком персонального пространства и личной территории. Формирование персонального пространства основано на принципах психологического зонирования и варьируется в зависимости от национальных, региональных особенностей и классовой принадлежности индивида. Основные способы психологического зонирования при формировании территории в городе: положение корпуса человека, жесты, взгляд, ограничение пространства с максимально возможного количества сторон. Сама же территориальность, как правило, несёт временный характер, и многие зоны городского пространства, на перенаселённых территориях в особенности, имеют временный статус, так современная городская среда имеет больше нейтральных или конфликтных территорий.

4. Через поведение и деятельность человека на улице выражается отношение к архитектурному окружению. В пропорциональном пространстве с хорошей масштабностью человек осуществляет свою деятельность, опираясь на чувство защищённости. Пространство на пешеходной территории, неудобное для человека, изменяется временным «хозяином» территории под нужный ему вид деятельности или для пребывания.

5. Сценарии действий человека в архитектурном пространстве имеют две основные сюжетные линии, в первой архитектурное окружение является местом для пути или целевого действия, а во второй, местом пребывания где архитектура раскрывается как объект несущий исторический, художественный и знаковый смысл. Сценарный подход при моделировании и проектировании пешеходного пространства позволяет на ранней стадии определить поведенческую принадлежность зон разрабатываемого архитектурного пространства. Гармоничное сосуществование людей из зон целенаправленного движение и непринуждённого времяпрепровождения в одном пешеходном пространстве обеспечивается зонированием основанном на знании территориальности, автоматизма, форм и архетипов поведения.

Заключение

В данной работе проведено комплексное исследование проблемы взаимосвязи архитектурной среды и поведения человека, на основании анализа научных работ по теории архитектуры, психологии и социологии. В работе была рассмотрена взаимосвязь типа архитектурного пространства и превалирующего в нём типа поведения. Анализ проводился с использованием теоретических разработок, анкетирования и натурных наблюдений на пешеходных пространствах г. Екатеринбурга. В процессе работы была разработана рабочая модель исследования «Организация архитектурной среды и поведение человека».

В ходе проведённого исследования были сделаны выводы, раскрывающие основные результаты работы:

1. Формы и границы архитектурного пространства влияют на эмоциональное и общее состояние человека в процессе жизнедеятельности через восприятие, кинестезические и другие ощущения, при этом значительную роль в процессе интерпретации и принятия решений к освоению среды играют пространственные архетипы и ранний пространственный опыт человека. В современном городе процессы изменения форм поведения связаны со значительными изменениями в архитектурном пространстве, которые можно рассматривать как стрессовый фактор, связанный со сменой пространственных стереотипов и увеличением информативности среды.

2. Сила воздействия архитектурной среды на поведение человека связана не только с особенностями пространственной организации, но и в большой степени с типом личности (эктоморфный, мезаморфный, эндоморфный); он определяет место расположения «точки внимания», в которой для индивидуума располагается наиболее значимый сектор пространства.

3. Архитектурное пространство имеет потенциальные возможности формирования новых и поддержания существующих форм поведения и деятельности, которые связаны с разнообразием условий, которые создают ситуации пересечения потоков и совмещения в одних зонах различных групп населения, занятых разными видами деятельности.

4. Для каждого типа пространства, в соответствии с его качествами наиболее характерна определённая форма поведения, обусловленная основным организующим принципом данного пространства:

- регулярное пространство - целенаправленное поведете, обусловленное конкретной практической потребностью; степень активности действий определяется извне,

- нерегулярное пространство - а) непринуждённое поведение, имеющее место при отсутствии практической потребности, для которой необходимо какое-либо предметное содержание, б) настороженное поведение (период адаптации, ознакомление со средой),

- комбинированное пространство (сочетает качества регулярного и нерегулярного пространства) - тип поведения в большей степени определяется настроем человека: он сам выбирает зоны действий и формы поведения.

5. Территориальные особенности поведения человека связаны с размером, принадлежностью территорий, границами персональных пространств, региональными и национальными особенностями. В современных крупных городах территориальное поведение человека существенно изменилось под воздействием урбанизированной среды и процессов миграции.

6. Взаимосвязь между организацией архитектурной среды и поведением человека, рассмотренная в ходе исследования, проявиляется в изменении поведения под воздействием архитектурной среды, которое обусловлено:

- насыщенностью и разнообразием архитектурных форм современного города, находящихся в процессе постоянного изменения и дополнения,

- особенностями форм психической активности человека и механизмами адаптации к среде.

На основе анализа городской среды Екатеринбурга выявлены преобладающие типы поведения:

- активный тип поведения (целенаправленное поведение, динамика движение или упорядоченная деятельность),

- настороженный тип поведения (период адаптации, ознакомление со средой),

- рассредоточенный тип поведения (непринуждённое поведение, времяпрепровождение).

7. Проектное моделирования поведения человека в среде может осуществляться на основе архитектурных сценариев, при разработке которых необходимо учитывать структуру поведенческого процесса:

1. На пороге нового пространства: первая фиксированная точка зрения, предварительная оценка, принятие решения на предмет длительности пребывания и характера осуществляемых действий,

2. Проникновение и изучение пространства: ориентация, первые действия в выбранном пространстве, предварительное определение маршрута движения и значимых зон для деятельности и пребывания,

3. Освоение пространства и контакты с людьми: движение по выбранным маршрутам, освоение зон пребывания, возобновление или налаживание контактов,

4. Пребывание и эстетическое освоение пространства: оценка художественно-эстетических качеств архитектурных объектов заполняющих пространство, общение,

5. Выход из пространства: завершение контактов людьми, выход за пределы данного пространства.

Ключевые элементы архитектурно-пространственной среды, которые обозначают фазу поведенческого процесса и определяют его схему:

- вход в пространство элемент, открывающий пространство, представляющий его значение, функциональный аспект, размер и начало,

- основной объём пространства, фон пространства, элементы, организующие движение, направляющие, сдерживающие, останавливающие, элементы заполнения: направляющие и организующие «знаки», подводящие элементы, доминанты, зоны и пути,

- выход из пространства, элемент, завершающий композицию пространства и направляющий человека в другое пространство.

8. Сценарный подход на стадии предпроектных исследований или в процессе проектирования позволяет смоделировать ситуации взаимодействия человека и архитектурной среды, взаимодействия групп населения на спланированных территориях и зонах, прогнозировать социальные процессы. Составление сценария поведения производится с использованием предложенной структуры поведенческого процесса, которая основана на типах личности и учитывает ключевые элементы архитектурно-пространственной среды.

110

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром [44, с. 282].

Архетип (от греч. archaitypos - первообраз) - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Набор архетипов ограничен, они лежат в основе творчества, общечеловеческой символики и способствуют внутреннему единству человеческой культуры [45, с. 282].

Бессознательное - характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание [66, с. 653].

Габитуация - процесс постепенного свыкания с импульсами внешней среды, которые действуют постоянно [96, с. 101].

Границы - это те линейные элементы окружения, которые наблюдатель не использует в качестве путей и не рассматривает их в этом качестве. Это границы между двумя состояниями, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены. Это скорее линии соотнесения по горизонтали, чем координирующие оси. Такие границы могут быть легко или трудно преодолимыми барьерами, отгораживающими один район от другого; они могут быть лишь швами, линиями, вдоль которых два района как-то соотнесены и связаны между собой [60, с. 51].

Двор - изолированное мезопространство с постоянным контролем, используемое как прямое продолжение жилища [55, с. 41].

Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа [44, с. 286].

Интуиция - способность быстро находить верное решение задач и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий [66, с. 661].

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы [44, с. 289].

Переулок - проходное мезопространство с временным публичным контролем, используемое как коммуникационно-хозяйственная зона внешней жилой среды [55, с. 41].

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность даёт возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе [84, с. 89].

Проксемика - концепция, объясняющая значимость для общения близости, отдалённости и вообще положения в пространстве [15, с. 39].

Пространственное тело - означает условное представление о «пустом» пространстве как о материальном объёме, тогда как физически существующие в натуре границы этого пространства, наоборот, принимаются за «пустоту» [99, с. 58].

Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. [66, с. 673].

Пути - это коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или только потенциально. Их роль могут играть улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Для многих это преобладающие элементы в их образе окружения: люди обозревают город, двигаясь по нему, относительно путей организуются все остальные элементы среды [60, с. 51].

Районы - это части города, средние по величине и представнмые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит "изнутри". Они обладают каким-то общим, распознаваемым характером. Всегда опознаваемые изнутри районы могут служить и в качестве системы отнесения извне, если только их можно рассматривать с внешней позиции. Большинство людей упорядочивают свой город по районам с большей или меньшей четкостью, и вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально, что зависит не только от личности, но и от характера каждого города [60, с. 51].

Сквер - изолированное озеленённое мезопространство с временным персональным контролем, используемое как рекреационная зона; формируется на основе площадки, окружённой зелёными насаждениями [55, с. 41].

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации [66, с. 680].

Сценарий - краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления; литературное произведение, предназначенное для воплощения в кино и телевидении; в архитектуре - схема развития пространственно-временного действия [44, с. 292].

Территориальность - форма поведения, которая регулирует использование специфических секторов определённой области для разных целей в строгой временной последовательности [98, с. 128].

Улица - проходное мезопространство с постоянным публичным контролем, используемое как зона культурно-бытового обслуживания и транспорта [55, с. 41]. из

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Титов, Александр Леонидович, 2004 год

1. Араухо И. Архитектурная композиция. - М: Высшая школа, 1982208 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.- 392 с.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. В. JI. Глазычев. М: Стройиздат, 1984.- 192 с.

4. Архитектура и психология: учебное пособие для вузов / Степанов А. В., Иванов Г. И., Нечаев Н. Н. М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.

5. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забелыпанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1985 - 208 с.

6. Архитектура жилища в условиях Урала / Под общ. ред. С. А. Дектерёва. Екатеринбург: Изд-во Уральского архитектурно-художественного института, 1992 - 258 с.

7. Бабуров В., Галактионов А. Застройка и благоустройство жилых районов // Архит. СССР. -1954. №3. С.1-8.

8. Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком. JI.: Наука. Лен. отд., 1980.

9. Барабанов А. А. Семиотические проблемы в художественно-композиционной подготовке архитекторов // Художественно-композиционная подготовка архитекторов и дизайнеров. Межвузовский сборник. Свердловск, 1991.- С. 60-75.

10. Бархин М. Г. Архитектура и человек. М.: Изд-во "Наука", 1979. -240 е.: ил.

11. И. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования 2-е изд. -М.: Стройиздат, 1982.- 244 с.

12. Бархин М. Г. Город. Структура и композиция. М.: Изд-во "Наука", 1986.-264 е.: ил.

13. Батов В. И. Подход к описанию пространства культуры // Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия. М., 1987. - С. 7-23.

14. Беляева Е. JI. Архитектурно-пространственная среда как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.

15. Березин М. П. Пространство восприятие — поведение. Вопросы архитектуры в работах зарубежных теоретиков // Строительство и архитектура Ленинграда, 1975 г. №7, - Ленинград: Лениздат, С. 39-42.

16. Бернштей И. А. Очерки физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.- 342 с.

17. Блинов В. А. Экологическая пирамида // Архитектон. 1993. № 4. С76.79.

18. Боберко В. Проектирование жилых кварталов в новых городах // Архит. СССР. 1940. №9. - С.7-13.

19. Божко Ю. Г. Количественные характеристики экстетического качества объёмно-пространственной структуры градостроительных композиций: Автореф. дисс. .канд. архитектуры. Харьков, 1969.

20. БСЭ. Т. 25.-М.: Сов. энциклопедия, 1976.

21. Буткевич О. Красота. Природа. Сущность формы. Л.: Художник РСФСР, 1979,- 438 с.

22. Буров А. К. Об архитектуре. ~М.: Госстройиздат, 1960. -145 с.

23. Веснин В.И. Концепция развития города Екатеринбурга до 2010 // Строй комплекс среднего Урала. 1999-2000. №12-1. - С. 28.

24. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956,- 519 с.

25. Вонг Е. Полный мастер-курс фэн-шуй. М.: Изд-во Эксмо, 2002.416 с.

26. Габрель Н.М. Архитектурное совершенствование жилой застройки города с учётом улучшения содержания открытых пространств: Автореф. дисс. .канд. архитектуры. -М., 1988.-22 с.

27. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 153 с.

28. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1988. 464 с.

29. Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. Изд. 2-е. М.: Стройиздат, 1977 567 с.

30. Глазычев В. Л. Организация архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1977.- 171 с.

31. Глазычев В. Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. -М.: Паука, 1986. С. 130-157.

32. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970 270 с.

33. Гольденберг П.И. Квартал в новой Москве // Архит. СССР. 1935. №11. -С.59-63.

34. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1977.- 287 с.

35. Данциг Дж., Саати Т. Компактный город. М.: Стройиздат, 1977137 с.

36. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: современные методы проектного анализа. М.: Мир, 1976.- 374 с.

37. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство \ Пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Изд-во "Ладья", 2000. - 280 е.: ил.

38. Жуков К. В. О функциональных основах формообразования в архитектуре // Архитектурная композиция. 1970.

39. Заикин Г. С. Историко-архитектурные основы районной планировки (концепция региона): Учеб. пособие. М.: МАРХИ, 1989 - 95 с.

40. Иванов К. А. Архитектура и общество: Автореф. дисс. .докт. архитектуры. М., 1967 - 36 с.

41. Иванов Г. И., Крундышев Б. Л. Формирование пространств для жизнедеятельности старшей возрастной группы / Обзор, информ. ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. Жилые здания. Вып. 1. 1988.-58 с.

42. Иконников А. В. Мера пространства человек // Декоративное искусство СССР. 1973. № 3.- С. 15-25.

43. Иовлев В. И. Изучение восприятия конкретной городской среды Свердловска// Архитектура и градостроительство Урала- М.: МАРХИ, 1988.-120 с.

44. Иовлев В. И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. -Екатеринбург: Архигектон, 1996 304 с.

45. Иовлев В. И. Архитектура и бессознательное. // Известия вузов, 2002 г. №7 Екатеринбург: Архигектон, с. 67-69.

46. Каганов Г. 3. К вопросу об образе среды // Городская среда. Сб. материалов научной конференции. Ч. 1. -М.: 1989. С. 17-26.

47. Картапгова К.К. Социальные и демографические аспекты решения жилищной проблемы // Жилище 2000. В 3 ч. 4.2. Социально-демографические проблемы. -М.: Стройиздат, 1989. - С. 3-37.

48. Коган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Стройиздат, 1974 - 327 с.

49. Колясников В. А. Экологический подход к формированию композиции города: Учеб. пособие. Екатеринбург. УралГАХА, 1993. - 152 с.

50. Корепина Т. Н. Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Архигектон, 2002 106 с.

51. Короев Ю., Фёдоров М. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Госстройиздат, 1954,- 36 с.

52. Коротковский А. Э. Основы архитектурной композиции. -Свердловск, объединение «Полиграфист», 1974 -112 с.

53. Коротковский А. Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование: Учеб. пособие. М.: МАРХИ, 1975 - 303 с.

54. Крашенинников А.В. Социально-пространственные аспекты формирования жилой среды города: Автореф. дисс. .канд. архитектуры. М., 1985.-24с.

55. Крашенинников А. В. Жилые кварталы: Учеб. пособие для архит. и строит, спец. вузов / Под общ. ред. Н. Н. Миловидова, Б. Я. Орловского, А. Н. Белкина. -М.: Высш. шк., 1988.- 87 е.: ил.

56. Лежава Н. Г., Метленков Н. Ф. Нечаев Н. Н. Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании. -М.: Наука, 1980.- 106 с.

57. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

58. Лернер Г. И. Психология восприятия объёмных форм (по изображениям). М.: Изд-во Мое. ун-та, 1980 - 136 с.

59. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; Сост. А. В. Иконников; Под. ред. А. В. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1982. 328 е.: ил.

60. Малахов С. Д., Нечаев Н. Н. Образование высших единиц двигательного навыка // Управляемое формирование психологических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 172 с.

61. Малахов С. А. Архитектурная композиция как профессиональный метод Куйбышев: Куйбышев, гос. ун-т, 1986- 88 с.

62. Мальгин В. И. Выявление объёмно-пространственных форм // Объёмно-пространственная композиция в архитектуре. М.: Стройиздат, 1975. С. 100-123.

63. Молчанов В.М. Развитие рекреащюнно-оздоровительного комплекса массового городского жилища: Автореф. дисс. .канд. архитектуры. М., 1987. - 20 с.

64. Моор В. К., Нечаев Н. Н. Плоскость и образ // Архитектура. Прил. к Строительной газ. 1982. № 17 С. 3

65. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. I. Юбщие основы психологии. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛЛДОС, 1997.- 688 с.

66. Николов Л. Структура человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984.- 175 с.

67. Нимейер О. Архитектура и общество. М.: Изд-во "Прогресс", 1975. -202 е.: ил.

68. Норенков С. В., Шаповал А. В. Понятие композиционной деятельности // Методология и теория деятельности. Горький, 1982. - 202 с.

69. Падерин В. Г., Нагматуллина Л. К. Социальные проблемы городского пространства // Материалы международной научно-методической и практической конференции по архитектуре и дизайну. Казань: КГАСА, 1999 г.-С. 174-180.

70. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: Изд-во "Ай Кыо", 1992.-257 е.: ил.

71. Пилипенко В. Р. Психологические аспекты проектирования предметного мира // Вопросы психологии. 1988. № 1 С. 107-114.

72. Покровский Г. М., Тростников В. Н. Организация информационного потока. М.: Наука, 1968 - 290 с.

73. Психология и архитектура. Ч. 1,2 // Тез. конф. в Лохусалу. -Таллин, пед. ин-т им. Э. Вильде, 1983

74. Пурвинас М. Первичные единицы пространственной структуры краеобраза и возможные их характеристики // Архитектура и градостроительство, № 4. Научные труды вузов Литовской ССР. Вильнюс, 1975.

75. Ралпапорт А. Методологическая критика социально-психологических исследований в архитектуре // Экспресс информация. Серия 3. Районная планировка и градостроительство. Вып. 16. М.: ВНИИС, 1981.

76. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 1,2. М.: Педагогика, 1980.-280 с.

77. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.- 485 с.

78. Руубер Г. О. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Вайгус, 1985. - 344 с.

79. Рябушин А. Жилшце-театр и другие безумные идеи // Архитектура СССР. Перестройка. L'ARCA, Maggio. May, 1989, № 27. С. 90-96.

80. Саймондс Дж. О. Ландшафт и архитектура. -М.: Стройиздат, 1965. 194 с.

81. Сановия А. Проектирование жилых кварталов // Архиг. СССР. -1941. №5. С.49-52.

82. Сердюк И. И., Курт-Умеров В. О. Городская среда и оптимизация деятельности человека. Львов, Вшца школа, 1987.- 199 с.

83. Ситаров И. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.

84. Сомов Ю. Г. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве-М.: Стройиздат, 1986. 207 с.

85. Социальная психология. История. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова, Л.: Изд-во ЛГУ, 1979 - 287 с.

86. Степанян Н. Я. Формирование интерьера с учётом особенностей восприятия и поведения человека. (На материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров общественных зданий). В 2-х т. Дисс. .канд. архитектуры. -М, 1985. Т.2 1985.-20 л. ил.

87. Степанян Н. Я. Формирование интерьера с учётом особенностей восприятия и поведения человека. (На материалах исследования вестибюлей,фойе и кулуаров общественных зданий). Автореф. дисс. .канд. архитектуры. -М., 1985.-25 с.

88. Страутманис И. А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.: Стройиздат, 1978.- 119 с.

89. Титов A. JI. Поведение человека в городе: стихия или закономерность // Стройкомплекс среднего Урала, 2002 г. №9 Екатеринбург. С. 40-41.

90. Тиц А. А. Архитектура, стандарт, красота. Киев: Изд-во "Буд1вельник", 1972. -132.

91. Ткачиков И. Н. Архитектурная психология. Киев: Знание, 1980.24 с.

92. Филин В. А. Видеоэкология и архитектура. М.: Московский центр "Видеоэкология", 1995.-52 с.

93. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.- 324 с.

94. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., "Прогресс", 1970, стр. 97 -101.

95. Холодова JI. П. Курс лекций для студентов шестого курса специализации «Теория и история архитектуры». УралГАХА, 1998 - 44 с.

96. Человек. Среда. Общение. Таллин: изд-во Таллинского пед. инст-та им Э. Вильде, 1980. - 134 с.

97. Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. И. И. Попа. -М.: Мысль, 1989.- 174 с.

98. Шимко В. Т. Архитектурное формирование городской среды: Учебное пособие для архитектурных специальностей вузов. М.: Высш. шк., 1990.- 223 е.: ил.

99. Шимко В. Т. Комплексное формирование архитектурной среды. Книга I, «Основы теории». МАРХИ, изд-во СПЦ - принт, 2000 - 108 с.

100. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М.: Стройиздат, 1984.245 с.

101. Laike Т. The impact of daycare environments on children's mood and behavior // Scandinavian Journal of Psychology. Vol. 38 No., 3 September 1997. -P. 209-218 p.

102. This-Evensen Tn. Archetypes in Architecture. Norwegian University, Oslo, 1994.-465 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.