Организация дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Борискина, Бэлла Исааковна

  • Борискина, Бэлла Исааковна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 192
Борискина, Бэлла Исааковна. Организация дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Барнаул. 2003. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Борискина, Бэлла Исааковна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

1.1. Сущность и назначение дополнительного пространства развития младших школьников в рамках единого пространства школы

1.2. Возможности музыкально-драматической деятельности на иностранном языке в организации дополнительного пространства развития младших школьников.

1.3. Структурно-функциональная модель дополнительного пространства развития ребенка в рамках музыкально-драматического театра.

Краткие выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Процедура эмпирического исследования.

2.2. Обобщение опыта работы театра «Журавлик» (авторская технология организации театрализованной деятельности младших школьников).

2.3. Специфика реализации функций театра «Журавлик» в процессе построения дополнительного пространства развития младших школьников.

2.4. Анализ документальных источников и продуктов деятельности театра.

2.5. Отчет по материалам экспертного опроса и анкетного обследования участников театральной деятельности.

Краткие выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке»

Актуальность исследования.

Развитие системы образования в России тесно связано с теми преобразованиями, которые осуществляются на протяжении последних десятилетий. В новых социально-экономических условиях в связи с переходом на двенадцатилетнее образование и введением в начальной школе иностранного языка осуществляется разработка новых подходов к обучению и воспитанию детей, на основе которых моделируются и реализуются в школе развивающие воспитательные, образовательные программы в рамках пространства развития ребенка (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, J1.B. Занков, А.А. Леонтьев, Д.И. Фельд-штейн, Н.Е. Щуркова). В связи с требованиями личностно-ориентированного образования появилась необходимость обогащения содержания обучения и воспитания младших школьников в соответствии с аксиологическими, культурологическими, гуманистическими установками (Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Орлов, В.А. Сластенин, Б.А. Федулов, С.Н. Patterson). Образование становится личностно-центрированным посредством особым образом организованного пространства развития ребенка, типа детско-взрослых отношений в нем.

Такие особенности современной образовательной парадигмы, как примат личности, гуманизация и гуманитаризация, демократизация и непрерывность образования, отраженные в трудах М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, Г.Л. Ильина, Г.Б. Корнетова, Г.Ф. Похмелкиной, Ю.В. Сень-ко, В.Н. Филиппова, G.R. Harvard, P. Hodkinson, обусловливают трансформацию воспитательной системы в сторону расширения возможностей для становления личности ребенка, самоопределения его в культуре, саморазвития и творчества, удовлетворения индивидуальных потребностей и раскрытия сущностных сил. Это особенно актуально для начальной ступени образования, когда закладываются базовые социальные, поликультурные, информационные, учебные, коммуникативные компетенции младших школьников, базис личностной и общей культуры (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Л.С. Колмогорова).

Исследование личностного развития младших школьников в различных контекстах их активности, в том числе в рамках единого пространства развития, имеет достаточно серьезную базу в отечественной педагогике и психологии (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, Е.Е. Кравцова, А.В. Мудрик, Е.А. Панько, Г.Н. Прозументова, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская). В работах названных авторов рассматривается структура и роль пространства и среды развития, специфика становления ведущего типа деятельности ребенка младшего школьного возраста, его социальной ситуации развития, базовых психологических новообразований.

Однако в проектировании образовательного пространства и воспитательной среды школы не всегда учитываются принципы непрерывности, комплексности, вариативности, заложенные в базовых образовательных документах.

Достижения ученых в изучении различных сред развития ребенка (Б.Н. Бо-денко, J1.A. Боденко, В.Г. Бочарова, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, В.А. Левин) легли в основу формирования целостного представления о траектории и преемственности возрастного развития ребенка, определении факторов и условий организации эффективного педагогического воздействия в едином пространстве детства. Вследствие чего появляются альтернативные формы образования, расширяется дополнительное образование, происходит интеграция всех воспитательных и образовательных компонентов в едином пространстве развития ребенка (О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.И. Казаренков, В.А. Караковский). Постепенно в педагогической теории складывается понимание полидетерминированности и комплексности развития ребенка, подчеркивается самоценность периода детства.

На сегодняшний день в образовательной практике накоплен богатый опыт использования различных технологий развития детей в рамках дополнительных образовательных услуг, постепенно трансформирующихся в дополнительное образовательное пространство: независимо от своего вида и формы, оно детерминировано специфическими закономерностями, строится на общих принципах и подчинено единой цели - максимальному удовлетворению потребностей ребенка, расширению возможностей для самореализации обучающихся в любом образовательном учреждении (В.А. Березина, И.А. Зимняя, Н.А. Морозова).

Законодательно закрепленное как сверхнормативная деятельность (за рамками образовательного стандарта и базовых программ), дополнительное образование, прочно интегрированное в рамки базового пространства школы, становится неотъемлемым компонентом единого пространства развития ребенка.

До сегодняшнего момента дополнительное пространство развития ребенка (ДПР) не становилось предметом специального исследования и не рассматривалось как комплексное явление со своей структурно-функциональной организацией и местом в рамках единого пространства развития (ЕПР). Исследование воспитательно-образовательных возможностей, назначения различных видов детской самодеятельности, построение пространств развития внеклассной и внешкольной активности младших школьников представляется актуальным.

В настоящее время особое внимание исследователей привлекает развивающий эффект театральной педагогики (А.Б. Вескер, В.П. Демин, Н.Н. Дмитриевский, А.П. Ершова, А.Я. Михайлова), ее использование учителем в целях развития личности ребенка (Н.И. Сац, Г. Фурсова, И. Чудиновских), в том числе и в методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, ИА. Генералова, Л.Г. Денисова, А.Л. Миролюбов, З.Н. Никитенко, О.М. Осия-нова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, R.W. Blair). В связи с этим в трудах И.А. Зимней, Е.В. Лазаревой, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, А.P. Bur-lakova подчеркивается, что специфика театрализованной деятельности на иностранном языке связана с образовательными, воспитательными и развивающими возможностями иностранного языка и театра, особенностями включения младших школьников в процесс овладения иностранным языком как средством иноязычного общения. В силу указанных причин перспективным является исследование потенциала театра на иностранном языке в качестве средства оптимизации функционирования единого и дополнительного пространств развития младших школьников.

В ряду первых исследований, в которых были определены особенности театральной деятельности, ее содержание и структура, назначение и место в рамках организации среды развития ребенка можно назвать работы А.П. Ершовой, Э-В. Ильенкова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и др. В трудах названных авторов раскрывается сущность музыкально-драматической деятельности; назначения игры, театра и драматизации в развитии, воспитании, обучении детей; определяются условия и средства организации театрализованной деятельности, стимулирующей разностороннее развитие личности ребенка. Особо стоит отметить деятельность лаборатории театра НИИ художественного воспитания АПН СССР, объединивших видных ученых, теоретиков и практиков театральной педагогики. В работах А.П. Ершовой показана доступность театральной педагогики, резервы ее использования для творческого развития ребенка либо в театре, либо на уроках, Б.Н Цинкин определил приоритетные направления развития театрального дела в общеобразовательной школе, JI.A. Никольский исследовал современные тенденции и проблемы развития театральной самодеятельности школьников. Е.К. Чухман раскрыла специфику детского творчества в театре, его место в семейной культуре, вклад театра в обогащение передового педагогического опыта, показала комплексность воздействия театрального искусства на обучающихся, обобщила опыт работы учителей начальных классов по организации театральной самодеятельности. Н.Ш. Владимирова изучила роль игры в развитии самостоятельности, инициативы детского театрального коллектива, а С.З. Казарновский определил ряд функций и специфику детского театра. Отмеченные исследования раскрывают социальные, воспитательные, развивающие функции театра, подходы к отбору содержания и методику организации Театральной деятельности во внеклассной и в урочной деятельности, но не акцентируют внимание на комплексности педагогического воздействия театральной деятельности, интегрированной в контекст развития ребенка, формирования общей культуры младших школьников, не раскрывают функциональные Возможности театра.

В контексте новой образовательной политики в отечественной школе начинает функционировать современная система обучения иностранным языкам. Она содержит ряд преимуществ по сравнению с прежней: приоритет ценностно-смыслового компонента, установление межпредметных, интегративных связей, культурно-ориентированная доминанта, использование интегративных и интегрированных курсов, в том числе на основе театральной педагогики, в процессе обучения (И.Ф. Горелик, Н.А. Горлова, В.В. Дронов, В.И. Илларионов, М.В. Киселева, Е.В. Лазарева, А.А. Леонтьев, О.М. Осиянова, В.В. Сафонова и др.).

В гуманистической парадигме образования меняется характер взаимодействия субъектов и воспитательного воздействия (Г.М. Андреева, А.А. Брудный, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, О.А. Очкасова, В.Ю. Питюков, С.Я. Ромашина, Н.Е. Щуркова). Обновление обучения иностранным языкам создает ситуацию, когда учителю предоставлено право самостоятельно выбирать модель обучения предмету, формы совместной деятельности в классе и во внеурочное время и многое другое. Долгие годы учебные комплексы строились с ориентацией школьников на иноязычную культуру. Нельзя не принять во внимание то обстоятельство, что дети в России - стране с богатыми, вековыми традициями -могут в общении с зарубежными сверстниками представлять литературу, живопись средствами изучаемого иностранного языка. Однако на практике все еще слабо прослеживается связь и логика взаимодействия родной культуры и культуры страны изучаемого языка. В большинстве учебников акцентируются культурные традиции стран изучаемого языка, в то время как перспективным становится развитие родиноведческого подхода, позволяющего сделать образование культуросообразным и культурообразующим: знание родной культуры становится мощным средством воспроизводства и обогащения иноязычной культуры и наоборот (Л.С. Ильина, С.Я. Ромашина, А.И. Хлызова, Л.И. Шварко и др.).

В трудах таких ученых, как В.В. Андриевская, М.К. Кабардов, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин обосновано позитивное влияние иностранного языка на становление основных психических функций, языковых и речевых способностей, базовых новообразований младшего школьного возраста, формирование личностных качеств, отношений и опыта ребенка (К.Б. Есипович, Г.В. Рогова). В работах Н.С. Козлова, А.К. Марковой, С.Я. Ромашиной, А.Д Солдатенкова рассмотрена целостная структура учебной деятельности учащихся и управление ее формированием, культура познавательного труда, мотивация и отношение обучающихся к учебе. В исследованиях Л.Г. Денисовой, Е.В. Лазаревой отмечается, что развивающие функции обучения иностранному языку эффективнее реализуются в рамках музыкально-драматической деятельности, так как театральное представление являет собой особый вид действия, способствующего сценическому проживанию и переживанию жизненных ситуаций, это тонкий механизм, сопровождающий и усиливающий то или иное воспитательное воздействие, обеспечивающий эмоциональную окраску действия. Театр позволяет ребенку самореализоваться, когда он играет различные роли на сцене, выполняет те или иные функции в общении. Следовательно, организация ДПР ребенка посредством театра, интеграция его с базовым пространством школы предоставляет широкие воспитательные возможности на начальной ступени, в том числе и при обучении иностранному языку, когда у детей ярко выражена естественная потребность учения, высокий интерес к новому предмету в начальной школе (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Г.П. Юдакова).

В начальной же школе часто создается вакуум между учебной и внеклассной работой по иностранному языку в силу недооценивания имеющихся адекватных форм взаимосвязанной деятельности детей и взрослых, поскольку в ряду факторов, прямо или косвенно влияющих на качество воспитания в школе и организацию полноценного пространства развития младшего школьника, его отношений к окружающим людям и культуре, важная роль отводится совместной деятельности детей и взрослых (В.Н. Петрова, С.А. Смирнов, Г.Н. Прозу-ментова, В.А. Сластенин). В силу этого потенциал театра в организации комплексного воздействия на все стороны личности и деятельности младших школьников может стать основой целостного и разностороннего развития детей.

Анализ проблемных полей диссертационного исследования позволил определить базовое противоречие между необходимостью создания полноценного ДПР детей младшего школьного возраста, оптимизирующего

ДПР детей младшего школьного возраста, оптимизирующего процессы воспитания, развития и обучения в едином социокультурном пространстве школы, и отсутствием комплексного воздействия на все стороны личности ребенка, прежде всего средствами музыкально-драматической деятельности на иностранном языке.

Проблема создания дополнительного пространства развития детей младшего школьного возраста посредством театральной деятельности на иностранном языке в начальной школе требует своего решения. ДПР младших школьников не было предметом специального изучения и не рассматривалось в структурно-функциональном аспекте как комплексное образование.

Целью работы является определение функциональных возможностей детского театра на иностранном языке в организации дополнительного пространства развития младших школьников.

Объект исследования: дополнительное пространство развития младших школьников.

Предмет исследования: организация дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке.

Задачи исследования:

1. Систематизировать данные психолого-педагогических исследований с целью уточнения понятия «единое пространство развития ребенка» и определить понятие «дополнительное пространство развития»; раскрыть его назначение, содержание и структуру.

2. Выявить потенциал театральной педагогики и иностранного языка в воспитании, обучении и развитии младших школьников: определить содержание театрализованной деятельности на иностранном языке и показать возможные технологии его реализации в начальной школе.

3. Построить функциональную модель дополнительного пространства развития младших школьников посредством театральной деятельности детей на иностранном языке: определить его составляющие, внешние и внутренние связи и созидательный потенциал в становлении личности и деятельности учащихся.

4. Показать специфику реализации функций детского музыкально-драматического театра на иностранном языке в организации дополнительного пространства развития младших школьников в общеобразовательной школе на основе обобщения опыта работы театра «Журавлик» на английском языке.

5. Провести экспериментальную проверку эффективности авторской технологии реализации комплексного воспитательного воздействия музыкально-драматической деятельности на английском языке на младших школьников.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что организация полноценного дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматической деятельности на иностранном языке и его образовательный и развивающий эффект достижимы, если:

1) сконструирована модель дополнительного пространства развития, содержащая совокупность компонентов (воспитательного, образовательного, социокультурного, социально-педагогического, психологического) и реализующих их функций (мотивационно-стимулирующей, образовательной (информативной, организующей, контролирующей, оценочно-корригирующей), ценностно-смысловой, социально-педагогической (социальной защиты), психотерапевтической и фасилитативной);

2) определены требования к отбору содержания образования (родиноведческий подход) и технологиям его реализации (личностно-деятельностный подход) в процессе музыкально-драматической деятельности на иностранном языке;

3) сформированы на высоком уровне родиноведческая компетентность, творческий характер театрализованной деятельности, мотивационно-ценностное отношение детей к родной культуре и культуре страны изучаемого языка, готовность и стремление ее передавать и содержательно обогащать в рамках межкультурной коммуникации, взаимоудовлетворенность всех субъектов музыкально-драматической деятельности, уровень личностного развития младших школьников, социальная защищенность обучающихся в процессе театрализованной деятельности на иностранном языке в школе.

Методологическую основу исследования составляют:

• принципы системного, структурно-функционального подходов к анализу педагогических явлений (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, Н.Ф. Овчинников, С.Я. Ромашина);

• теории педагогического руководства и управления (Т.М. Давыденко, М.М. Поташник, В.П. Симонов, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова);

• фундаментальные труды ученых по возрастной и педагогической психологии о закономерностях и источниках развития младших школьников (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

• современные концепции обучения и воспитания детей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, Д.Б. Эльконин), утверждающие взаимообусловленность процессов развития и образования (в единстве воспитания и обучения), базового и дополнительного образования ребенка (Ю.К. Бабанский, Б.Н. Бо-денко, И.А. Зимняя, В.И. Казаренков, В.А. Караковский, Н.А. Морозова);

• методика обучения иностранным языкам в рамках лингвострановедческого и межкультурного (З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова, Е.И. Пассов), социокультурного (В.В. Сафонова), личностно-деятельностного (И.А. Зимняя), проблемного (Е.В. Ковалевская), коммуникативно-ориентированного (Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко), родиноведческого подходов (С.Я. Ромашина, Л.И. Шварко);

• технологии драматического искусства, художественная дидактика К.С. Станиславского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского; положения о сущности и механизмах детского творчества (Н.Н. Дмитриевский, А.П. Ершова и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач, проверки и доказательства гипотезы использовались следующие методы:

• теоретический анализ общепедагогической, лингвопсихологической, психолого-педагогической, социально-психологической и методической литературы по проблемам построения пространства развития младших школьников, театральной педагогики, развития детей младшего школьного возраста, раннего обучения иностранным языкам;

• обобщение авторского опыта, анализ документации и продуктов деятельности детского театра;

• опрос (анкета, беседа) педагогов, детей, родителей;

• методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил музыкально-драматический театр «Журавлик» в средних школах №1 и № 55 г. Барнаула Алтайского края.

Исследование включало следующие этапы:

1980-1991 г.г.: создание театра, определение концепции его деятельности, разработка авторской программы образования и развития младших школьников посредством музыкально-драматической деятельности на иностранном языке.

1992-2001 г.г.: определение текущих достижений в процессе развития детей средствами музыкально-театрализованной деятельности, разработка программы развития театра на базе родиноведческого подхода, проведение исследования по выявлению функций музыкально-драматического театра в создании дополнительного пространства развития младших школьников.

2002-2003 г.г.: оформление результатов исследования, подготовка текста диссертации, публикация материалов, содержащих итоговые результаты работы по созданию дополнительного пространства развития детей на примере музыкально-драматического театра «Журавлик» в школе № 55 г. Барнаула.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение заключаются: в уточнении понятия «единое пространство развития ребенка» с позиций системного и личностно-деятельностного подходов, определении места и назначения дополнительного пространства в рамках данной системы; в определении понятия «дополнительное пространство развития ребенка», построении его модели посредством музыкально-драматической деятельности младших школьников на иностранном языке; в обосновании применения и раскрытии возможностей родиноведческого подхода к моделированию содержания театральной деятельности на иностранном языке младших школьников и личностно-деятельностного подхода к разработке природосообразных и культуросообразных технологий его реализации в школе; в определении структуры дополнительного пространства развития детей и функций театра, раскрывающих комплексные возможности музыкально-драматической деятельности на иностранном языке в развитии школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке авторской технологии построения дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматического театра на иностранном языке, обобщении и распространении более чем двадцатипятилетнего опыта работы: внедрении и активном использовании авторских научно-методических разработок (пособий, сценариев, учебных фильмов).

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены адекватностью исходных методологических позиций, общепринятыми методиками исследования с использованием компьютерной обработки данных, более чем двадцатилетним периодом проведения исследования, подтверждением выводов практическими результатами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дополнительное пространство развития младших школьников, создаваемое в процессе театральной деятельности на иностранном языке в школе, является подпространством единого пространства развития, состоит из тех же системообразующих компонентов (субъект, цель, содержание и технологии его реализации, объект и результаты развития), условий (управленческие, материально-технические, методические и др.) и факторов развития ребенка (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и общения, новообразования возраста). Отличительными чертами дополнительного пространства развития являются изотропность (многофакторная обусловленность генезиса и комплексного педагогического воздействия пространства на развитие ребенка); полиморфизм (гибкость и вариативность форм взаимосвязанной деятельности субъектов развития и саморазвития); изоморфизм (соответствие структуре и индивидуальным особенностям личности ребенка, а также содержанию начального образования (модели культуры), реализуемого в рамках пространства развития ребенка).

2. Дополнительное пространство развития персонифицировано, адресно направлено на удовлетворение запросов и потребностей каждого ребенка: позволяет раскрыть творческий потенциал, сформировать специфические компоненты деятельности и общения младших школьников по поводу осваиваемого содержания культуры в различных видах деятельности и формах организации внеклассной работы с детьми.

3. Дополнительное пространство развития младших школьников представляет собой совокупность компонентов (направлений развития детей) - воспитательный, образовательный, социокультурный, социально-педагогический, психологический и реализующих их назначение функций - мотивационно-стимулирующей, образовательной (информативной, организующей, контролирующей, оценочно-корригирующей), ценностно-смысловой, социально-педагогической (социальной защиты), психотерапевтической и фасилитативной.

4. Театральная педагогика, реализуемая в музыкально-драматической деятельности на иностранном языке с позиций родиноведческого подхода к отбору содержания образования и личностно-деятельностного подхода к технологиям его передачи, обеспечивает длительное комплексное воздействие на личность младшего школьника, что способствует достижению высоких показателей развития, воспитания и обучения детей в начальной школе.

5. Авторская технология организации музыкально-драматической деятельности младших школьников позволяет повысить уровень родиноведческой компетентности (знания в области культуры родной страны), качество театрализованной деятельности, степень мотивационно-ценностного отношения детей к родной культуре и культуре страны изучаемого языка, готовности и стремления ее передавать и содержательно обогащать в рамках Межкультурной коммуникации, взаимоудовлетворенности всех субъектов Музыкально-драматической деятельности, уровень личностного развития Младших школьников и социальной защищенности обучающихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе теоретической и практической деятельности, научно-практических семинаров, руководства методическим объединением, участия в совещаниях НИИ школ РСФСР и эксперименте по раннему обучению иностранным языкам; в форме публикаций и обсуждения основных результатов в докладах на международных, всероссийских, республиканских, краевых и городских конференциях: "Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых" (международная конференция: Москва, 2003), "Образование в век глобализации" (всероссийская конференция: Москва, 2003), "Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы" (республиканская конференция: Пятигорск, 1991), "Непрерывное образование и новое педагогическое мышление" (краевая конференция: Барнаул, 1989).

Основные положения диссертации обобщены в 8 печатных работах. Разработана и внедрена в учебный процесс Оренбургского государственного университета, Алтайского краевого колледжа культуры, факультета иностранных языков (Лингвистического института) и педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, муниципальных образовательных учреждений №№1, 55 г. Барнаула, №7 г. Заринска Алтайского края, дошкольного образовательного учреждения № 116 г. Барнаула авторская технология организации дополнительного пространства развития младших школьников посредством музыкально-драматической деятельности на иностранном языке.

Объем и структура диссертации: диссертация общим объемом 192 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, насчитывающей 227 источников, и 4 приложений. Работа иллюстрирована 30 таблицами, 4 рисунками. Структура и логика изложения работы соответствуют номенклатуре поставленных задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Борискина, Бэлла Исааковна

Выводы по материалам анкетного опроса

Сопоставление мнений респондентов (родителей, детей и бывших участников театра) позволяет увидеть сходные тенденции в оценках воспитательно-образовательного потенциала театра (см. таблица 26).

В ответе на вопрос «Каким образом, по Вашему мнению, театр может помочь (помог Вам) Вашему ребенку в дальнейшей жизни?» мнения расположились следующим образом (учитывается накопительный эффект (в %) в ответах: возможность выбора нескольких вариантов).

Заключение

Исследование дополнительного пространства развития младших школьников, построенного на основе театрализованной деятельности детей на иностранном языке свидетельствует о ценности и новизне разрабатываемого направления.

Разработка вопросов гуманизации образовательной системы связывается во многом с созданием альтернатив выбора образовательных и индивидуальных стратегий развития субъекта. Пространство школы предстает как все более открывающаяся и открываемая другие области жизни ребенка система, подверженная динамичным изменениям, которые происходят в современном обществе.

Создание единого пространства развития младших школьников связывается с реализацией социально-педагогической сущности школы как мощного фактора социализации подрастающего поколения. Критерием эффективности образовательной деятельности учреждений выступает комплексный характер педагогических воздействий на личность и деятельность ребенка, достижение высоких показателей развитости, воспитанности и обученности детей, обеспечение вариативности и альтернативности образовательных форм активности субъектов.

Дополнительное пространство выступает одним из основных подпространств единого пространства развития младших школьников. Оно содержит те же структурные компоненты, но по-другому целеориентировано, содержательно наполнено и функционально оформлено.

Назначение театрализованной деятельности в организации дополнительного пространства развития младших школьников раскрывается через систему ее функций (мотивационно-стимулирующая, ценностно-смысловая, психотерапевтическая, социально педагогическая, функция социальной защиты, фасили-тативная функция) в рамках соответствующих им пространств развития, обеспечивающих комплексное воздействие на становление личности младшего школьника.

В работе выявлены эффекты театрализованной деятельности на иностранном языке с позиций родиноведческого и личностно-деятельностного подходов, показана специфика реализации функций в организации дополнительного пространства развития на примере 20-тилетней деятельности театра «Журавлик». Авторская технология организации музыкально-драматической деятельности младших школьников позволяет достигать высоких результатов развития детей. Это выражается такими показателями, как родиноведческая компетентность (знания в области культуры родной страны), характер театрализованной деятельности, мотивационно-ценностное отношение детей к родной культуре и культуре страны изучаемого языка, готовность и стремление ее передавать и содержательно обогащать в рамках межкультурной коммуникации, взаимоудовлетворенность всех субъектов музыкально-драматической деятельности, уровень личностного развития младших школьников, социальная защищенность обучающихся.

Овладение иностранным языком через музыкально-драматический театр помогает ребенку не только освоить, изучить культуру страны изучаемого языка, но и позволяет осознать себя как представителя своего этноса, своей страны, своей культуры. Привлечение средств иностранного языка в театральную деятельность младших школьников позволяет расширить их кругозор, повысить культуру общения (в том числе межкультурного), снять барьер в изучении иностранного языка (релаксировать и фасилитировать процессы познания) на неродном языке и четко осуществлять перенос иноязычных навыков и умений в учебный процесс (работа со справочной литературой, поиск и написание сценариев и т.д.). Создание адекватной личностному развитию театральной среды -кратчайший путь к самовоспитанию и самореализации (самоактуализации) младших школьников.

Музыкально-драматический театр «Журавлик» дает возможность максимально реализовать скрытые личностные и познавательные резервы учащихся.

В организации и решении поставленных задач инициативу на себя берет учитель. Он создает условия и управляет общением учащихся на уроке и во внеклассной работе. Отбор материалов, моделирования поставленных задач, атмосферы эмоционального отклика взаимодействующих субъектов, концентрация внимания на личностных качествах ребенка входит в основную задачу учителя при реализации родиноведческого подхода. При отборе учебного материала учитель руководствуется патриотическими принципами воспитания личности (на примере детской отечественной литературы, музыки).

Комплексная реализация мотивационно-стимулирующей, ценностно-смысловой, психотерапевтической функций, функции социальной защиты в рамках соответствующих им пространств способствует организации единого пространства развития младших школьников и достижению высоких показателей развития детей в процессе музыкально-драматической деятельности.

Предпринятое исследование обозначило несколько перспектив для дальнейшей деятельности в рамках заявленного предмета. Так, возникает необходимость использования имеющихся ресурсов театра в реализации ряда его функций в целях оптимизации развития детей.

Еще одно направление связано с интегрированием комплекса театральных занятий в рамках традиционного урока, введением факультативных или специальных занятий по развитию творчества, синтетических способностей детей, формированием различных компонентов сценического мастерства.

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Борискина, Бэлла Исааковна, 2003 год

1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2. — С. 24.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Андриевская В.А. О психологических основах преподавания иностранного языка в IV классе общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе. 1981. -№ 4. - С. 50-53.

4. Архив К.Д. Ушинского /- Сост. и подг. к печати чл.-кор. АПН РСФСР В.Я. Струминский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - Т. 4. - 719 с.

5. Баранников А.В. О введении иностранного языка во 2 классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002-2003 учебном году // Иностранные языки в школе. -2002.-№2. -С. 4.

6. Белкин А. Учитель и ученик: стиль отношений // Воспитание школьников.- 1996. -№ 1.-С. 10-13.

7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. - 192 с.

8. Береговая Л.П. Музыкально-драматический кружок в школе// Иностранные языки в школе. 1982. - № 3. - С. 96.

9. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. № 4. - С. 5.

10. Боденко Б.Н., Боденко JI.A. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 93 с.

11. Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры // Иностранные языки в школе. 2001. - № 4. - С. 74.

12. Борискина Б.И. Родиноведческий подход в воспитании младших школьников средствами иностранного языка // Сборник тезисов докладов Всероссийской конференции "Образование в век глобализации". М.: МСЭУ, 2003. -С. 50-52.

13. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. - 63 с.

14. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб-к избр. трудов. М.: А.П.О., 1993.- 172 с.

15. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

16. Вескер А.Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя: Учеб. пособие. М.: Нар'. Учитель, 2000. - 42 с.

17. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1999. - № 1. - С. 21-26.

18. Воронина Г.И., Трунова O.K. Методические рекомендации по раннему обучению иностранным языкам в детском саду и начальной школе в 1991/19921991/1992 учебном году // Иностранные языки в школе. 1991. - № 5. -С.3-11.

19. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания (методические материалы): Труды исследовательского центра / Под общ. ред. профессора Зимней И.А. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 84 с.

20. Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности: (на матер, учрежд. доп. образования): Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Хабаровск, 1999.-22 с.

21. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. М.: Педагогика, 1991. - 93 с.

22. Гавриленко Н. Таинственные превращения // Начальная школа. 1990. -№ 3. - С. 4.

23. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

24. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Горчев А.Ю., Соловцова Э.И. ОбучениеIиностранным языкам: Поиск новых путей // Иностранные языки в школе. -1989.-№ 1.-С. 13-19.

25. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. 1994. -№ 1. - С. 8-16.

26. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в условиях детского музыкального тетра: Автореф.канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1997. - 15 с.

27. Гераскина JI. Занятия по театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. 2000. - № 8. - С. 106-110.

28. Гончаров В.Н., Филлипов В.Н. Философия образования в условиях обновления России. Барнаул: БГПУ, 1994. - 376 с.

29. Горлова E.JI. Психологические основы преемственности и непрерывностидошкольного и младшего школьного периодов развития // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. -М.-Красноярск, 1999. С. 4-18.

30. Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. -С. 11-17.

31. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку дошкольников как система, реализующая личностный подход // Иностранные языки в школе. -2001.-№3.- С. 24.

32. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. - 229 с.

33. Гусарева Н.Б. Развитие у учащихся готовности к рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. Шуя, 2000. - 22 с.

34. Гюнтер К.Х. Фридрих Фребель // Перспективы. 1984 - № 2.

35. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперимент. психол. исследования / Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.

36. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. - № 1-2. - С. 22-33.

37. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Ереван Луйс, 1981. 220 с.

38. Демин В.П. Театр и школа: (культурологический аспект педагогического взаимодействия) // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. - С. 115-123.

39. Денисова Jl.Г. Учебные драматические игры на начальном этапе обучения английскому языку //Иностранные языки в школе. 1985. - № 6. - С. 80.

40. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческой интерпретации // Иностранные языки в школе. 1987. - № 2. - С. 55.

41. Денисова Л.Г., Чалкова Е.Г. Прием драматизации как средство эстетического воспитания // Иностранные языки в школе. 1976. — № 1. - С. 45.

42. Денисова Л.Г., Соловцова Э.И., Чепцова Л.Б. Иностранный язык и новая модель начальной школы // Иностранные языки в школе. 1994. - № 1. - С. 25.

43. Димент А.Л. Игры, стихотворения и песни на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе: 1974. - № 2. - С. 76.

44. Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе.- 1985,-№4.-С. 93-96. .

45. Евстифеев П.Ф. Воспитание в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1974. - № 1. - С. 79.

46. Ершова А.П. О всеобщей доступности тетрально-исполнительской деятельности // Современные проблемы театрально-творческого развития младших школьников: Сб-к статей Академии пед. наук. М.: АПН СССР, 1989. -С. 6-14.

47. Ершова А. Уроки театра на уроках в школе: (Роль учителя во взаимоотношении с учащимися на уроке) // Искусство. 2002. - № 17. - С. 3-4,17.

48. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта, 1998. - 232 с.

49. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. - № 5. - С. 49-53.

50. Зимняя И.А. Психология обучению иностранному языку в школе. -М.: Просвещение, 1991. -222 с.

51. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) //

52. Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 года. СПб: РГПУ им. А.И.Герцена. - С.31-37.

53. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос,. 1999. - 384 с.

54. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 34 с.

55. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требования государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

56. Златогорская Р.Л. Формы разрядки на уроках иностранного языка в 5-7 классах // Иностранные языки в школе. 1974. - № 6. - С. 54.

57. Злотников В. Авансцена образования // Искусство в школе. 2002. - № 3. -С. 55-58.

58. Зорина К.А. Районные фестивали на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1974. - № 3. - С. 66.

59. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учеб. пособие для учителей сред. шк. и ст-в пед.инст-в. М.: АО «Аспект-Пресс», 1993. - 125 с.

60. Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -98 с.

61. Ильин Г.JI. Философия и история образования (психолого-педагогический аспект). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 45 с.

62. Ильина Л.С. Воспитание советского патриотизма и пролетарского интернационализма на уроках и во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 1977. - № 2. - С. 40.

63. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. Под ред. Г.Н. Прозументовой. Барнаул-Томск: ААЭП, 1997. - 128 с.

64. Илларионов В.И. Использование театральной педагогики в учебно-воспитательной работе: (средняя школы' № 2 г. Новокузнецк // Театральная педагогика на уроках и во внеурочной деятельности. Новокузнецк, 1999. -С. 9-15.

65. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. доктора пед. наук.-М., 1995 -37 с.

66. Казарновский С.З. Как мы становимся театром // Современные проблемы театрально-творческого развития младших школьников: Сб-к статей Академии пед. наук. -М: АПН СССР, 1989.-С. 114-119.

67. Казарновский С.З. Школа, где обучают чувствам и выпускают деловых людей // Семья и школа. 1999. - № 9. - С. 14-15.

68. Каменская А. Г. Эмоциональные компоненты в обучении иностранному языку младших школьников // http://nv-study.intramail.ru/officinf/pedsovet. alledu.ru/library/45/6.htm

69. Карапетян М. История искусства для малышей: Итальянская комедия масок // Искусство. 1997. -№ 43. - С. 8-9.

70. Карапетян М. История искусства для малышей: Театр классицизма // Искусство. 1998. -№ 46. - С. 7.

71. Китайгородская Г.А. Новые подходы к обучению иностранным языкам // Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -С. 10.

72. Ковалевская Е.В. Проблемное обуч'ение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга 2. — М.: «МНПИ», 2000. -256 с.

73. Козлов Н.С. Дисциплина учебного труда студентов: состояние и проблемы формирования // Советская педагогика. 1991. - № 8. - С. 76-82.

74. Колмогорова JI.C. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 256 с.

75. Колчев Ю., Колчева Н. Игровая театральная педагогика: Творческие задания на сценической площадке // Воспитание школьников. 2000. - № 5. -С. 29.

76. Концепция модернизации российского образования // http://www.dvgu.ru/umu/MORF/concept/con 1 -02.htm

77. Концепция развития театра студии «Несмотря ни на что» // http://pelikan. berdsk.ru/stud 1 .htm

78. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // http://ps. 1 september.ru/1999/88/3-1 .htm

79. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1994. - С. 14-91.

80. Кравцов Г.Г. Концептуальные основы непрерывного образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. М.-Красноярск, 1999. - С.4-18.

81. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. - 124 с.

82. Красильникова B.C. Игра и игровые приемы при обучении младших школьников иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1975. — № 5.-С. 62.

83. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. -272 с

84. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

85. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе. 1996. — № 2.-С. 41-46.

86. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 1976. -№ 1.-С.97.

87. Леонтьев А.А. Социальная психология в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1976. - № 2. - С. 70.

88. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 48 с.

89. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1985. - № 5. - С. 24-29.

90. Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам: что нас всех объединяет // Русский язык за рубежом. 1986. - № 5. - С.50-53.

91. Леонтьев А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки // Иностранные языки в школе. 1988. - № 4. - С. 19-23.

92. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.; Нальчик, 1996.-61 с.

93. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии." (творчество и развивающее обучение) // Вопросы психологии. 1998. - № 5. - С. 82-85.

94. Липина В. Наш первоклассный театр Н Учительская газета. 1999. - № 26. -С. 10.

95. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1982. - С. 3-23.

96. Любинский И.Л. Очерки о современной драматургии для детей. — М.: Просвещение, 1987. 175 с.

97. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме «Зима» с использованием методов «Театральной педагогики» // Начальная школа. -1995. -№ 1.- С. 8-10.

98. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. Ред. коллегия: И.А. Каиров (гл. ред.) и др. 2-е изд. Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 588 с.

99. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридмай Л.М Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Просвещение, 1983. 178 с.

100. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. - № 11. - С. 6-14.

101. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. — № 5. — С. 11.

102. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. - 216 с.

103. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Пособие для практ. психологов. Кемерово, 1996. - 134 с.

104. Михайлова А .Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. -М.: Наука, 1975.-215 с.

105. Ю.Михайлова А. Театр в работе учителя начальных классов // Театр и школа. -М.: Всерос. театральное общество, 1989 С. 53-55.

106. Ш.Михайлова А.Я. Для чего театру педагог? // Искусство и образование. -1999.-№2.-С. 66-77-.

107. Михайлова А.Я. «Театр детства Отечества - Юности — шаги в третье тысячелетие» // Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 61-72.

108. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993. — 193 с.

109. Морозова Е.Л. Учимся играя // Коммуникативная методика. — 2002. № 5. -С. 36.

110. Морозова Н.А. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: МГУП, 2001. - 279 с.

111. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.

112. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: «Академия», 1999. 184 с.

113. Мчедлидзе Н.Б. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля // История дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1989. - 273 с.

114. Мюльберг И.М., Стрелковская.О.В. Сказочный мир театра в школе // Иностранные языки в школе. 1987. - № 1. - С. 62.

115. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальномвоспитании младших школьников. Автореф.дис.канд.пед.наук. Ростовн/Д, 1996. 20 с.

116. Наумова J1.H., Хлызова А.И. Работа над стихами как средство повышения интереса к иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1975. - № 1. -С. 42.

117. Нахимовский A.M. Театральное действо от А до Я: Пособие для кл. рук-ля. М.: Аркти,-2002. - 115 с.

118. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Поиск. -№ 44 (546). 5 ноября. - 1999. - С. 10.

119. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. -1987. №6. - С. 20-26.

120. Недумова М.А. Кукольный театр в школе // Начальная школа. 1997. -.No 3. - С. 24-27.

121. Никитенко З.Н., Аитов В.Ф., Аитова В.М. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 1996. -№4.-С. 14-17.

122. Никитина А. Полеты во сне и наяву: Там, где играют дети (опыт обучения в театральном классе начальной школы (опыт работы режиссеров в театре с учащимися средней школы // Учительская газета. 2000. - № 11. - С. 9.

123. Никитина А.Б. Курсы для театральных педагогов // Искусство и образование.-2000.-№ 2.-С. 73.

124. Никольский JI.A., Чухман Е.К. Современные тенденции и проблемы развития театральной самодеятельности школьников // Современные проблемы театрально-творческого развития младших школьников: Сб-к статей Академии пед. наук. М.: АПН СССР, 1989 - С. 37-42.

125. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. - 256 с.

126. Опарина Н. Театр это волшебный край // Народное образование. - 2001. -№2.-С. 211-216.

127. Осиянова О.М. Национально-культурный компонент содержания обучения английскому языку в начальной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.- 16 с.

128. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Изд. 2-е дораб. -М.: Просвещение, 1988. 233 с.

129. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: ЛГПИ, 1998. - 159 с.

130. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512-е.

131. Пеня Т.Г. Создавая спектакль, изменяем себя.// Режиссер работает в школе. Теоретические и методические проблемы: Сб-к науч.тр. / По ред. Е.К. Чух-ман.-М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 80-86.

132. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т. 1. -М.: Педагогика, 1981. - 334 с.

133. Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2001. -№4.-С. 32-38.

134. Петрова Н.И. Рассказы о Москве на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1998. - № 2. - С. 50.

135. Петрова Н.И. Рассказы о Москве на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1998. - № 3. - С. 36.

136. Петрова Н.И. Рассказы о Москве на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1998. - № 6. - С. 60.

137. Пилипенко JI.JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Автореф. дис. канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - 18 с.

138. Пинкевич А.П. И.Г. Песталоцци. -М.: Просвещение, 1933. 189 с.

139. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Гном-Пресс, Московское городское педагогическое общество, 1999. -192 с.

140. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1993. - 17 с.

141. Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 г.г. // Воспитание школьника. 2000. - № 1. -С. 3-15.

142. Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 г.г. // Воспитание школьника. 2000. - № 2. -С. 3-10.

143. Прозументова Г.Н. Традиции и инновации в педагогической практике: особенности цели и целеобразования // Образование в Сибири. 1996. -№ 1.-С. 99-105.

144. Пругова И.В. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра: Автореф. дис. канд. пед. наук/Куб. гос. ун-т. -М., 1993. 17 с. ■

145. Психология в системе образования республики Карелия // http://razinov. psychology.onego.ru

146. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 2000. - 24 с.

147. Разбаш М.А. От игры к кукольному театру // Режиссер работает в школе.

148. Теоретические и методические проблемы: Сб-к науч.тр. / По ред. Е.К. Чухман.-М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 19-23.

149. Раннее обучение: "за" и "против" // Иностранные языки в школе. 1988. -№5.-С. 16-29.

150. Резервы творческого развития // Режиссер работает в школе. Теоретические и методические проблемы: Сб-к науч.тр. / Под ред. Е.К. Чухман. -М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 3-5.

151. Рогова Г.В. Обучение иностранному языку и воспитание личности // Иностранные языки в школе. 1979. - № 5. - С. 26.

152. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста // Иностранные языки в школе. 1990. - № 6. - С. 78-82.

153. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и ст-в пед.вузов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232 с.

154. Ромашина С.Я. Дидактическое коммуникативное воздействие учителя -форма управления учебной деятельностью класса: Монография. Барнаул: Изд-во БГГГУ, 2000. - 237 с.

155. Ромашина С.Я. Дидактическое коммуникативное воздействие учителя на класс (структурно-функциональный подход). Дис.доктора пед. наук. Барнаул,2001.-456 с.

156. Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.-204 с.

157. Ромашина С.Я., Орлов А.Н. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов дошкольных учреждений: Учеб. пособие. Барнаул: БГПУ, 1997.- 100 с.

158. Ротенберг В.А. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци // Советская педагогика. — 1952. № 3.

159. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. - 230 с.

160. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 214 с.

161. Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995. - 79 с.

162. Сазонова М.А. Праздник «День Святого Валентина» // Иностранные языки в школе. 2000. - № 1. - С. 62.

163. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. - № 3. - С. 17.

164. Сац Н.И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. Под общ. ред. и Предисл. П.А. Маркова. М.: «Искусство», 1961. - 311 с.

165. Сац Н.И. На путях к прекрасному. М.: Знание, 1986. - 59 с.

166. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. -М-: Школа-пресс, 1997. 384 с.

167. Соковня И.И. Театра здоровья: сценарии тематических и игровых занятий с учащимися в группах продленного дня в начальной школе // Классный руководитель. -19998. - № 6. - С. 50-53.

168. Сомова С.Н. Музыка на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1974. - № 2. - С. 72.

169. Сомова С.Н. Школьная декада искусства // Иностранные языки в школе. -1975. -№ 1.-С. 130.

170. Сопровождение студентов в процессе педагогической практики (методические, технологические аспекты). Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 61 с.

171. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие. Ромашина С.Я., Давыдова О.И., Шарапановская Е.В., Атемаскина Ю.В., Майер А.А. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 298 с.

172. Сухомлинский В.А. О воспитании. Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик, 5-е изд. -М.: Политиздат 1985. 357 с.

173. Театр им. А.С. Пушкина маленькие трагедии // http://ngo.pskov.ru/ antialco/noflash/hk3 .htm

174. Театр и молодежь: Круглый стол «Театр детства Отечества - Юности -шаги в третье тысячелетие» // Ис-кусство и образование. — 2000. — № 1. -С. 41-60.

175. Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности (социально-педагогический аспект): Тезисы Всероссийской научно-практической конференции (4-5 июня 1996). Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996.-360 с.

176. Турбовский Я. Всмотримся: Вологодский опыт: учебно-воспитательный комплекс в г. Вологде (детский муз театр в ср школе) // Педагогический вестник. 1999.-№ 9.-С. 2-9.

177. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Том 1. -М.: Просвещение, 1974. 350 с.

178. Фатеева Е. Воспитание классного коллектива средствами театральной педагогики // Воспитание школьников. — 2001. № 1. - С. 23-27.

179. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 г.г. // Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон // Вестник образования. 2000. - № 12. - С. 3-70.

180. Федулов Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход): Дис. .доктора пед.наук. Барнаул, 2000. - 382 с.

181. Федулов Б.А. Сущность общечеловеческих ценностей и содержание учебно-воспитательного процесса // Человек, его ценности и жизненный путь. Часть 2. Курган-Барнаул, 1997. - 76 с.

182. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.

183. Фельдштейн Д.И. Социальное развития в пространстве времени детства. -М.: Флинта, 1997. 158 с.

184. Фурсова Г., Белодубровская Ю. Музыкальный театр в начальной школе // Искусство в школе. 1997. - № 4. - С. 35-36.

185. Халеева И.И. Понимание иноязычного текста как аспект межкультурной коммуникации // Глядя в будущее: Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. М.: РЕМА, МГЛУ, 1992. - С. 120-127.

186. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе: из опыта работы гимназии № 5 г. Казани, Татария // Педагогика. 1999. - № 2. -С. 51-57.

187. Хлызова А.И. Патриотическое и интернациональное воспитание на уроках английского языка (6-8 классы) // Иностранные языки в школе. 1975. - № 1. -С. 40.

188. Цетлин B.C. Какими профессиональными качествами должен обладать учитель иностранного языка // Иностранные языки в школе. 199.6. - № 3. — С.28-29, 55.

189. Цикин Б.Н. Приоритетные направления развития театрального дела в образовательной школе // Режиссер работает в школе. Теоретические и методические проблемы: Сб-к науч.тр. / По ред. Е.К. Чухман. М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 38-48.

190. Цукасова J1.B., Волков Л.А. Театральная педагогика. Ташкент: Изд-во Узгосфилармонии, 1992. - 103 с.

191. Цукерман Г. Идея рефлексивного развития как ценностное основание психологии учебной деятельности // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Сб-к выступлений. Рига-М., 1999. - С. 31-36.

192. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: МГТА, 2001 - 301 с.

193. Чудиновских И.А. К вопросу о преподавании предмета «Театр» в начальных классах. // Начальная школа. 2001. -№ 7. - С. 21-25.

194. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Владос, 2001.- 159 с.

195. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

196. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: Учебное пособие. -Изд. 3, испр. и доп. Б.: БГПУ, 1998. - 216 с.

197. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: «Академия», 1999. - 288 с.

198. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Кн. 2. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 1999. - 91 с.

199. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства // http: // www.oim.ru/avtor.asp?nom=121

200. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. - 249 с.

201. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998.-48 с.

202. Щуркова Н.Е., Питюков В.Е., Савченко А.П. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Пед. общество России, 1999. - 111 с.

203. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-63 с.

204. Юдакова Г.П. Обучение шестилеток // Иностранные языки в школе. 1991. - № 3. - С. 50-55.

205. Юдакова Т.П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста // Иностранные языки в школе. 1993. - № 3. - С. 38-42.

206. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Автореф. дис. канд.пед. наук. -М., 1998.- 19 с.

207. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

208. Якимов И.А. О нетрадиционных путях в обучении // Искусство и образование. 1999. - № 1. - С. 60-64.

209. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной деятельности // Иностранные языки в школе. 1975. -№ 5. - С. 31.

210. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. -М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.

211. Action and reflection in teacher education / Ed. by G. R. Harvard, P. Hodkinson. Norwood (N. J.): Ablex publ. corp., 1994. - XI, 274 p.

212. Bardin, Jennybelle The language teacher as facilitator // Tesol Quarterly, 11,4, pp. 383-387.

213. Blair R.W. Innovative approaches to language teaching. New York: Newbury House, 1982. - 182 p.

214. Burlakova A.P. Занимательный алфавит // Иностранные языки в школе. -1973. -№ 5.-С. 123.

215. Burlakova А.Р. International Women's Day // Иностранные языки в школе. -1973. -№ 1.-С. 30.

216. Burlakova А.Р. The First of May // Иностранные языки в школе. 1973. -№2.-С. 133.

217. Determinations of teacher professionalism // British journal of in-service education. 1996.-T. 22,-№2.-P. 231-244.

218. Patterson Cecil Holden Humanistic education. Prentice-Hall. - 1973. - 239 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.