Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Селезнева, Ирина Петровна

  • Селезнева, Ирина Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 173
Селезнева, Ирина Петровна. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Красноярск. 1998. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Селезнева, Ирина Петровна

ВВЕДЕНИЕ:.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА В СФЕРЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

§ 1. Сущность и интериоризация общечеловеческих этических ценностей как социально-философская и психологопедагогическая проблема

§ 2. Межкультурная коммуникация средствами художественной литературы как особый вид ценностно-ориентационной деятельности.

§ 3.Студент педвуза как субъект межкультурной коммуникации

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СФЕРЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

§ 1. Организация работы педагогической мастерской и определение её содержания

§ 2. Моделирование воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов как условие ориентации на общечеловеческие этические ценности. у

§ 3. Педагогизация сферы межкультурной коммуникации студентов в педвузе.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации»

Актуальность темы. Проблема изменения основных этических ценностей на пороге XXI века является следствием растущего ускорения и глобализации всех жизненных процессов в современном обществе. Для педагогической теории и практики несомненный интерес представляет аспект проблемы, связанный с интериоризацией ценностей из разряда потенциальных (общественные ценности—идеалы) в разряд актуальных (ценностные ориентации личности) в процессе ценностно-рациональной деятельности в определённой сфере: познание, общение, труд. Разрушение традиционной системы ценностей-идеалов в постсоциалистическом обществе повлекло за собой переориентацию на иные («западные», национальные, религиозные и т.п.) ценности, что ведёт к формированию ценностных ориентаций соответствующего типа. В этих условиях всё чаще высказывается мнение о том, что ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям (75). Гуманистическая модель воспитательно-образовательного процесса предусматривает центрирование личности на национальные ценности и ориентацию её на ценности общечеловеческие. Признание приоритета общечеловеческого содержания нравственности над социально-групповым (профессиональным, религиозным, национальным) — один из ведущих принципов государственной политики в области образования, как в России, так и за рубежом. Федеральный закон «Об образовании» среди целей социализации называет формирование общечеловеческих качеств личности в процессе и на основе усвоения мировой, национальной и народной культуры(73).'

Особое воспитательное значение при этом придаётся предметам «этического центра»» (история, литература, родной и иностранный язык), причём в соответствии с тенденцией возрастания роли социокультурного компонента в процессе воспитания и обучения предмет рассматривается не только как самоцель, но и как средство проникновения в иную культурную среду и, в конечном итоге как средство межкультурной коммуникации. Определяя коммуникацию как смысловой акт социального взаимодействия, под межкультурной коммуникацией мы понимаем особый вид ценностно-ориентационной деятельности, возникающий в процессе взаимоотношений между людьми разных культур и характеризующийся субъект-объектной позицией его участников-коммуникантов. Чтобы осуществить межкультурную коммуникацию, коммуниканты должны иметь представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных ценностях, присущих культурным сообществам разных типов. Одним из социальных институтов, отражающих и формирующих основные этические ценности, наряду с образованием, международным и национальным правом и средствами массовой информации является искусство и, в первую очередь художественная литература, решающая как «вечные» вопросы права и морали, так и острые нравственные проблемы современности.

Работа с художественными текстами, созданными в рамках разных культур, позволяет осуществить моделирование межкультурной коммуникации в процессе сопоставления воспитывающих ситуаций, выделенных при анализе этих текстов.

Таким образом, особой интерес для развития теории и практики воспитания в новых условиях, представляет разработка научно-педагогических основ технологии поддержки коммуникативных взаимодействий, в том числе и в сфере межкультурной коммуникации, основанная на определении ценностных ориентаций личности студента в этом виде деятельности.

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о пристальном интересе отечественных и зарубежных исследователей к указанным проблемам.

Общечеловеческое содержание нравственности в его психолого-педагогическом аспекте раскрывается в работах В.Т.Алексеевой, Л.В.Бетина, К.Н.Вентцеля, А.И.Кузнецова, П.И.Пидкасистого, И.П.Подласого,

Г.И.Румыниной, В.А.Сухомлинского, М.И.Шиловой и др., а также в педагогических концепциях западных авторов — О.Ф.Больнова, Л.Кольберга, Г.Кюнга, А.Маслоу, К.Роджерса, Ж.Ж.Руссо, Р.Штайнера, В.де'Фельтре и др.

Усвоение общественных ценностей в процессе интериоризации (Б.Г.Ананьев, ПЯ.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, и др.) анализируется З.И.Васильевой, Е.С.Волковым, М.Г.Казакиной, Е.И.Шубенковой и др., рассматривающими ценностные ориентации личности и группы (коллектива).

Роль различных видов деятельности в формировании ценностных ориентаций личности раскрывается в трудах Л.С.Выготского, Н.П.Дубинина, Т.И.Ильиной, А.Г.Ковалёва, Р.Лурия, Г.И.Щукиной и в исследованиях гуманистической педагогики и психологии (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, Р.Кон, А.Шультце и др.)

Коммуникация как особый вид деятельности подробно раскрывается в работах А.А.Бодалёва, В.В.Давыдова, В.С.Леднёва, А.В.Мудрика, В.М.Полонского, В.Я.Пилиповского и др.

1 Современная теория межкультурной коммуникации основывается на ^ идеях отечественного философа—культуролога М.М. Бахтина, получивших своё развитие в «педагогике мира» или «межкультурной педагогике». У нас в стране «педагогика мира» представлена авторскими школами В.С.Библера, Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, концепцией социально-гуманитарного образования: В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, С.А.Тангяна. За рубежом существует большое количество исследований, посвящённых «межкультурной педагогике» (Г. Ауернхаймер, К.-Х.Диккоп, Х.Киппер, К.Никравитц, Г.Рёрс и др.).

На коммуникативную значимость художественного текста,' выступающего как средство межкультурной коммуникации, указывают вслед за М.М.Бахтиным Л.Я.Гинзбург, Т.Друдзе, Л.А.Кочеткова, М.Мамардашвили, В.А.Пищальникова, А.П.Скафтымов и др.

Студенчество как особая социально-психологическая общность рассматривается Б.Г.Ананьевым, Н.В.Кузьминой, А.В.Петровским, В.Э.Тамариным, Г.К.Тратт, И.Я.Яковлевым и др.

Целый ряд работ посвящен проблеме ценностных ориентаций молодёжи «постсоветского» периода, в том числе и ценностным ориентациям студенчества: В.Х.Беленький, А.Г.Кузнецов, Н.И.Курзанова, В.Е.Оськина, Н.А.Савотина, Л.В.Токмакова, В.В.Теоса, и др.

Общефилософские исследования сущности проблемы ценностей представлены в трудах отечественных: (Л.М.Архангельский, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский,П.С.Гуревич, А.А.Гусейнов, В.П.Тугаринов, Н.Ф.Фёдоров, П.Ф.Флоренский и др.) и зарубежных авторов (Д.Дьюи, Г. Лотце, Г.Риккерт, М.Шелер и др.).

В целом можно сказать, что ориентация на общечеловеческие этические ценности хотя и привлекала внимание философов, психологов и педагогов, однако специальному исследованию технология ориентации на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации у будущих учителей, работающих с инокультурным художественным текстом, не подвергалась. Значимость решения проблемы интериоризации ценностей (на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей в нравственном образовании), и ориентации личности будущего учителя на общечеловеческие этические ценности (при условии педагогизации его ценностно-ориентационной деятельности, в том числе и в сфере межкультурной коммуникации) для теории и практики образовательного процесса в педвузе, неразработанность методико-педагогического подхода к ориентации будущих учителей в сфере межкультурной коммуникации послужили основанием выбора темы исследования: «Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации».

Объект исследования: образовательный процесс в педвузе.

Предмет исследования: интериоризация общечеловеческих этических ценностей у студентов педвуза в сфере межкультурной коммуникации средствами художественной литературы.

Цель исследования: выявление педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов педвуза в сфере межкультурной коммуникации.

В основу исследования положена гипотеза: если в процессе обучения студентов педвуза выполнить следующие условия: определить содержание работы педагогической мастерской по ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности, смоделировать воспитывающие ситуации в процессе сопоставительного анализа художественных текстов, обеспечить педагогизацию сферы межкультурной коммуникации, то это приведёт студентов к ориентации на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации, так как, первое условие обеспечивает ознакомление студентов с системой общечеловеческих ценностей, второе условие развивает способность будущих учителей моделировать ситуации межкультурной коммуникации на уровне текста, третье условие — позволяет осуществить перенос ситуаций — моделей в реальные условия межкультурной коммуникации.

Учитывая цель и гипотезу, можно выделить задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к решению проблемы ориентации будущих учителей на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной научной и публицистической психолого-педагогической литературе и определить новые подходы к решению данной проблемы через определение сущности содержания понятий «общечеловеческие этические ценности», «ценностные ориентации», «межкультурная коммуникация »

2. Исследовать межкультурную коммуникацию как особый вид ценностно-ориентационной деятельности на материале художественных текстов.

3. Разработать методику определения уровней ориентации на общечеловеческие этические ценности у студентов в сфере межкультурной коммуникации.

4. Организовать работу педагогической мастерской по ознакомлению будущих учителей с системой общечеловеческих этических ценностей и определить её содержание.

5. Определить технологию моделирования ситуаций, обеспечивающих ориентацию на общечеловеческие этические ценности в процессе сопоставительного анализа художественных текстов.

6. Изучить возможности переноса ситуаций-моделей в реальные условия межкультурной коммуникации и определить стратегию педагогизации межкультурной коммуникации в вузе. Методологическая база исследования: философские и психологопедагогические концепции, обосновывающие категории «ценность», «ценностные ориентации», «общечеловеческое», «межкультурная коммуникация»; достижения классической и современной философии, лежащие в основе разработки системы основных этических ценностей; ценностная теория культуры; теоретические и практические основы литературоведения; законодательные документы о высшей школе, народном образовании и воспитании.

Теоретической основой исследования является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУД) П.Я.Гальперина, концепция межкультурной коммуникации М.М.Бахтина, модель транскультурной коммуникации К.-Х.Диккопа, идеи межкультурной педагогики, исследования, рассматривающие студента как субъекта ориентации и межкультурной коммуникации.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ социально-философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение отечественного и зарубежного опыта этического просвещения; изучение методики межличностного общения в малой группе по заданной теме (ТЦИ), разработанной Р.Кон; педагогический эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы; педагогическая экспедиция; тестирование; анкетирование; дихотомический опрос; метод включенного наблюдения.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в группах 3-5 курсов факультета иностранных языков КГПУ.

В целом в эксперименте приняли участие 274 студента, из них 85 студентов в экспериментальных и 189 студентов в контрольных группах.

Изучение вопросов, связанных с темой исследования целенаправленно осуществлялось с 1993 по 1997 г. и включало 3 этапа:

Первый этап (1993 - 1994) был посвящен теоретическому анализу проблемы роли общечеловеческих этических ценностей в формировании ценностной ориентации будущих учителей на межкультурную коммуникацию средствами художественной литературы. Выделены предмет, цель, задачи и рабочая гипотеза исследования. Проводилось наблюдение за третьим — четвёртым курсом факультета иностранных языков КГПУ для выбора экспериментальных и контрольных групп.

Второй этап (1994 - 1996) — состоял из двух ступеней опытно-экспериментальной работы: констатирующий и формирующий эксперименты на основе включения в учебный процесс высшей школы экспериментального факультативного курса. С 1994 по 1996 гг. в экспериментальных группах диссертантом преподавался факультативный курс «Теория и методика формирования ориентации на общечеловеческие этические ценности в процессе анализа художественных текстов» и вёлся учебный предмет «аналитическое чтение и интерпретация текста»: в экспериментальных группах по факультативной, а в контрольных группах по традиционной программе. Проведён эксперимент с целью определения уровня межкультурной компетенции (сформированности представлений об общечеловеческих этических ценностях). Проведение педагогических экспедиций в сотрудничестве с молодёжными центрами Купферберг и Мешеде (Германия). Вхождение в состав экспериментальной группы ТЦИ в качестве наблюдателя с целью оказания влияния на процесс социальной адаптации студентов.

Третий этап (1996 - 1998). Проведён итоговый срез и анализ результатов с целью определения влияния экспериментального факультативного курса на формирование ориентации студентов в сфере межкультурной коммуникации и тем самым на процесс их адаптации к условиям образовательного процесса в вузе. Оформлены результаты исследования, отраженные в 15 публикациях. В ходе эксперимента образована группа ТЦИ, работающая по методике Р. Кон под руководством и при участии доктора педагогических наук А. Шультце (Германия). Практическая часть эксперимента получила своё продолжение в работе педагогических экспедиций на основе сотрудничества с центрами молодёжного обмена в Германии. По одному из этапов эксперимента снят видеофильм «Я» в зеркале другого» совместно с театром-студией школы №99 г. Красноярска под руководством В. Рагозиной, ставший призёром фестиваля австрийского союза учителей немецкого языка в г. Амстердам (1997г.). В русле темы исследования осуществлялось руководство студенческими дипломными проектами в рамках межкультурного воспитания и обучения на факультете иностранных языков КГПУ (совместно с Г.И. Румыниной).

Научная новизна и теоретическое значимость исследования: 1. Поставлена актуальная для современного этапа развития высшей школы проблема ориентации личности будущего учителя на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации.

2. Выявлен новый подход к решению проблемы на основе определения сущности и содержания понятий «общечеловеческие этические ценности», «ценностная ориентация» и «межкультурная коммуникация». Введен в оборот новый термин «транскультурное4* воспитание и образование».

3. Разработаны основы моделирования воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов.

4. Разработана система последовательных педагогических операций по введению общечеловеческих этических ценностей в образовательный процесс студентов педвуза через педагогическую мастерскую.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования научно-методических рекомендаций, разработанных и опробованных автором для решения задач образовательного процесса в высшей школе; теоретическая концепция исследования может послужить основой для разработки междисциплинарного курса по педагогизации сферы межкультурной коммуникации в вузе:

1. Доказана эффективность педагогической мастерской как средства формирования ориентации на общечеловеческие этические ценности через моделирование ситуаций по материалам художественной литературы.

2. Предложена методика определения уровня сформированности ориентации студентов на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации.

3. Организована работа педагогической мастерской по ориентации студентов на общечеловеческие этические ценности и определено её содержание (на материалах художественных текстов).

Достоверность исследования обеспечивается опорой на методологические теории общечеловеческих ценностей в определении исходных положений; синтезом философских, культурологических и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей; применением методов и методик, адекватных цели, задачам, гипотезе; положительными результатами опытно-экспериментальной работы в вузе, показавшей правомерность положений разработанной гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования: Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры немецкого языка и кафедры педагогики КГПУ. Материалы исследования апробированы при проведении факультативного спецкурса и в процессе проведения практических занятий (аспекты "анализ и интерпретация текста" и "домашнее чтение") на факультете иностранных языков КГПУ, а также на конференциях: «Современная немецкоязычная литература: 9-я международная конференция германистов» (Минск, 1993 г.); «Россия и Запад: диалог культур» (Москва, 1996 г.); «Культура и текст» (Барнаул, 1996г.); «Проблемы взаимодействия разноязычных культур и методика преподавания иностранных языков» (Красноярск, 1996 г.); «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в современной высшей школе» (Красноярск, 1997 г.); «Школа в демократическом обществе: управление, гражданское образование и воспитание» (Красноярск, 1997 г.) и др., а так же на международном фестивале авторских проектов "Ich und der Andere" (Амстердам, 1997г.). Диссертационный материал использовался при разработке курса «Теория и методика формирования ориентации на общечеловеческие этические ценности в процессе анализа художественных текстов», который читался с 1994 по 1996 гг. в Красноярском государственном педагогическом университете для студентов пятого курса факультета иностранных языков. На основе материалов исследования подготовлены методические рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ориентация личности на общечеловеческие этические ценности есть направленность личности на ценностно-рациональную деятельность в сфере межкультурной коммуникации, обеспечивающей понимание единства человечества в результате сопоставительного изучения общечеловеческого культурного наследия и местных / национальных культур в их историческом развитии.

2. Педагогическими условиями ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации являются: определение содержания работы педагогической мастерской по ориентации на общечеловеческие этические ценности, моделирование воспитывающих ситуаций межкультурной коммуникации в процессе сопоставительного анализа художественных текстов, педагогизация сферы межкультурной коммуникации в педвузе.

3. Средством педагогизации сферы межкультурной коммуникации в педвузе может служить экспериментальный факультативный курс «Теория и методика формирования ориентации на общечеловеческие этические ценности в процессе анализа художественных текстов».

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы на русском и иностранном языках, а также диссертаций и авторефератов диссертаций, близких к теме исследования и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Селезнева, Ирина Петровна

Выводы по второй главе:

Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что педагогическими условиями ориентации будущего учителя на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации средствами художественных текстов являются: организация работы педагогической мастерской и определение её содержания; моделирование воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов; педагогизация сферы межкультурной коммуникации студентов в педвузе.

Процесс формирования ориентации личности на общечеловеческие этические ценности не ограничивается только получением этической информации (этическим просвещением), он обязательно включает интеллектуальную и практическую деятельность репродуктивного и продуктивного характера. Для студенчества при организации такого рода деятельности большое значение имеет учёт не только эмоционального фактора, но и интеллектуально-волевой и идейной сферы личности.

Репродуктивная деятельность реализуется после получения информации из внешнего источника, продуктивная деятельность предполагает опору на алгоритм (модель) способа действия и трансформацию его с учётом условия поставленной задачи.

Руководствуясь этими положениями мы построили наш формирующий эксперимент, который проводился в два этапа: содержание первого составляло обогащение студентов знаниями о системе общечеловеческих этических ценностей и обучение их приёмам моделирования воспитывающих ситуаций межкультурной коммуникации на основе художественных текстов, т.е. формирование объектных и ситуационных ценностных ориентаций; на втором этапе осуществлялся перенос воспитывающих ситуаций в реальные условия межкультурной коммуникации.

Моделирование воспитывающей ситуации, основанной на общечеловеческих этических ценностях, происходит в процессе сопоставительного анализа инокультурных текстов и предусматривает следующие этапы: сопоставительный анализ текстов и выявление ситуаций с одинаковым нравственным содержанием, сравнение ситуаций по содержательности в воспитательном отношении, моделирование воспитывающей ситуации.

Перенос воспитывающей ситуации в реальные условия предусматривает педагогизацию сферы межкультурной коммуникации в педвузе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтверждает предположение о том, что если в процессе обучения студентов педвуза выполнить следующие условия: определить содержание работы педагогической мастерской, смоделировать воспитывающие ситуации в процессе сопоставительного анализа художественных текстов, обеспечить педагогизацию сферы межкультурной коммуникации, то это приведёт студентов к ориентации на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации, так как, первое условие обеспечивает ознакомление студентов с системой общечеловеческих ценностей, второе условие развивает способность будущих учителей моделировать ситуации межкультурного общения на уровне текста, третье условие — позволяет осуществить перенос ситуаций-моделей в реальные условия межкультурной коммуникации.

Заключение

Кризис» морали современного общества вызвал к жизни необходимость пересмотра традиционных систем воспитания и признания приоритета воспитания нравственного, которое всё чаще обозначают термином «нравственное образование», подчёркивая неразрывную связь этих двух компонентов учебно-воспитательного процесса.

Теория и практика нравственного воспитания всегда учитывала его ценностный аспект, обращение к системе ценностей общества и ценностным ориентациям отдельной личности. Система образования в России и за рубежом предполагает формирование ценностных ориентаций личности будущего педагога на базе общечеловеческих этических ценностей с обязательным учётом национально-культурных особенностей стран, являющихся партнёрами межкультурной коммуникации.

Выявить национально-культурное и общечеловеческое содержание легче всего при сравнительно-сопоставительном анализе художественных текстов, обладающих силой образности, проблемностью, способностью побуждать реципиента к рефлексии, актуальностью и игровым потенциалом. В процессе развития литературных жанров возникает наиболее полно соответствующий потребностям межкультурной коммуникации тип текста -«краткая история», построенная на общечеловеческом компоненте нравственности и сохраняющая в тоже время национально-культурные особенности страны, где она была создана.

Использование краткой истории для сравнительно-сопоставительного анализа позволяет выделить из её содержания нравственное ядро - ситуацию, обладающую воспитательным потенциалом.

В процессе моделирования такая ситуация помогает найти решение, общее для этических задач одного типа. Перенесение воспитывающей ситуации в реальные условия способствует формированию ценностных ориентаций личности.

Задачей нашего исследования было доказать, что организация работы педагогической мастерской, ориентированной на общечеловеческие этические ценности, моделирование воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов и педагогизация сферы межкультурной коммуникации в вузе будут способствовать ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации.

Основываясь на результатах анализа философско-социальной и психолого-педагогической литературы, мы определили ориентацию личности на общечеловеческие этические ценности как направленность личности на ценностно-рациональную деятельность в сфере межкультурной коммуникации, обеспечивающей понимание единства человечества в результате сопоставительного изучения общего культурного наследия и местных / национальных культур в их историческом развитии. В структуру ориентации личности на общечеловеческие этические ценности входит межкультурная компетенция — сформированность представлений об общечеловеческих этических ценностях,учитывающая национально-культурные особенности объекта культуры и выявляющая различия в его восприятии реципиентами (принадлежности к различным культурам).

О степени сформированности ориентации будущего учителя на общечеловеческие этические ценности свидетельствует уровень активности в сфере межкультурной коммуникации.

В ходе диссертационного исследования разработаны методика определения уровней ориентации студента на общечеловеческие этические ценности, включающая изучение межкультурной компетенции и активности студента в сфере межкультурной коммуникации. Значимость художественной литературы как способа отражения и формирования этих ценностей, выявленная нами при анализе различных источников, дала возможность предположить эффективность использования художественных текстов как средства ориентации личности на общечеловеческие этические ценности.

Всё вышесказанное позволило составить программу опытно-экспериментальной работы, которая предусматривала:

1. ознакомление студентов с системой общечеловеческих этических ценностей в рамках интегративного факультативного курса, структурной единицей которого рассматривалась педагогическая мастерская;

2. моделирование воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов;

3. педагогизацию сферы межкультурной коммуникации в вузе.

Продуктивность предложенной методики работы по ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации следует из сопоставления данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

В процессе сопоставительного анализа художественных текстов, при работе в педагогической мастерской и в ходе выполнения самонаправленных проектов студенты переходят от элементарного обобщения понятий к чёткому и осознанному овладению содержанием понятия «общечеловеческие этические ценности» и к применению понятия в сходной или незнакомой ситуации (к продуктивной самостоятельной деятельности).

Таким образом, выдвинутая на защиту гипотеза получила подтверждение в теоретической части исследования и путём экспериментальной проверки, что позволяет автору исследования вынести на защиту основные положения, приведённые во введении.

Полученные нами результаты свидетельствуют: 1) о необходимости введения в образовательную практику педвуза междисциплинарных факультативных курсов по ориентации будущих учителей на общечеловеческие этические ценности; 2) о возможности использования предлагаемой методики работы с инокультурными художественными текстами в процессе их сопоставительного анализа.

Ограниченный объём диссертации не позволяет рассмотреть ряд вопросов, имеющих отношение к ориентации студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации. Так, например, в исследовании не рассматривается учёт при формировании ориентации на общечеловеческие этические ценности принадлежности студента к той или иной культурной общности (в нашем случае — региональной: «сибиряк / сибирячка»). Отдельного исследования требует проблема формирования межкультурной компетенции при работе с литературным («нехудожественным текстом»), в том числе и у студентов неязыковых вузов.

Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны, на наш взгляд, с рассмотрением процесса ориентации на общечеловеческие этические ценности в рамках традиционной и авторских школ, как у нас в стране, так и за рубежом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Селезнева, Ирина Петровна, 1998 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.— 336 с.

2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика. — 1981. — № 8. — С.61 -69.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В.Петровского — М.: Просвещение, 1983. — 208 е., ил.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977 — 380 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— JL, Изд. Ленингр. ун-та 1968 —339с. с черт.

6. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение — Изд. 2-е доп. М.: Мысль, 1985 -155 с.

7. Аристотель. Об искусстве поэзии \ Пер. с др.-гр. В. Г.Аппельрота. Ред. пер. и коммент. Ф.А.Петровского.— М.,1957. — С.67. (О познавательном содержании поэзии).

8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

9. Архангельский Л.М Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека // Вопросы философии 1977. — №2. — С. 13-23.

10. Ю.Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности — М.: Мысль, 1974 — 221с.

11. П.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368с.

12. Астафьев В.П. Затеей — Красноярское книжное издательство. 1982 — 325с.

13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект).— М.: Педагогика, 1982 — 192 с.

14. Балашова Е.В. Читательская мода: тенденции развития в читательской среде.— В сб. Культура и текст. Выпуск III. Текст: образование и методика. Часть II. Материалы международной научной конференции. — Санкт-Петербург — Барнаул, 1997.—С.З 17.

15. Бахтин М.М. О восприятии литературного произведения как диалога читателя с автором. В сб.: К методологии литературоведения. Контекст, 1974. —С. 203-206.

16. Бахтин М.М. О восприятии произведения в «большом времени». В сб.: К методологии литературоведения. Контекст, 1974. — С. 211.

17. Беленький В.Х. В чём отличие канадских студентов от «цветметовских»? // Студент.— № 9— 20 марта, 1997г. — С.З.

18. Беленький Г.И Состояние и перспективы литературного образования // Советская педагогика. — 1982. — И 9. — С.54 60.

19. Беленький Г.И. О некоторых актуальных вопросах преподавания литературы // Советская педагогика. — 1979. — № 3. — С.32 -36.

20. Белинский В.Г., Значение романтизма и его историческое развитие. Полн. Собр. соч.: (В 13т.) —М.,1955. — Т.7. — С. 144.

21. Бёлль Г. Моё печальное лицо (рассказы и статьи на немецком языке). — М.: Прогресс, 1968.— 366 с.

22. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.с илл.

23. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры.— М.:Прогресс: Гнозис, 1991. — 169с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат. — 1975 — 9с.

25. Богат Е. М. Ничто человеческое. 3-е изд., - М.: Политиздат, 1989. -429с. :ил.

26. Богданов А.Н. и Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. -М.: Просвещение, 1969. 190с.

27. Богин Г.И. Субстанционная сторона понимания текста. —Тверь, 1993.

28. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века.—М.:Мысль, 1974.— 343с.

29. Болотов В., Малышевский А. Разбивая лёд слов: О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. — 1994. — № 6.—С.12-13.

30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.— №4.— С.11-17.

31. Брандт Г.А., Лобок A.M. Преодоление морали или Парадоксы «нравственного искусства». — М.,3нание,1991.—№8—(Новое в жизни науке и технике. Сер.«Этика») — 64с.

32. Булаев Ю.Ф. Проблема профессионально-педагогической направленности в преподавании общественных наук // Проблема профессионально-педагогической направленность обучения иностранному языку в ВУЗе — Горький, 1974.

33. Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Alma Mater. Июнь 1997. — С.22-25.

34. Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ / под ред. З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона. —М.: Педагогика, 1984 — 256с.

35. Бушмин А.С. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения. В сб.:Анализ литературного произведения. Сб.ст. — Л. 1976 С.7.

36. Быстрова Е. А., Черкезова М.В. О филологическом образовании в школе. Педагогика, 1997. — № 6.— С.43 49.

37. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика, 1997. — №2. — С.З 9.

38. Введение в литературоведение / Хрестоматия: Учеб. пособие. Под ред. П.А. Николаева. —М.: Высш. шк., 1997. — 350 с.

39. Вейт М.А., Соколова Л.П. Воспитание школьников в духе гуманистической морали: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского, 1987. - 80с.

40. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. — М.,1980.

41. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. (Кн.1).— М.,Наука, 1975 — 174с. с ил.

42. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. -200с.43 .Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены вида деятельности. Методические рекомендации. М.:1981. — 29с.

43. Воробьев Ю.А. Лексика немецкого языка в культурологическом аспекте.-Дисс. .к.ф.н.,-М., 1994.-270с.

44. Высшие ценности. Сб.ст. М.:Молодая гвардия, 1971.-192с.

45. Гавел В. Европа должна стать родиной наших общих ценностей // Kulturchronik. — Inter Nationes, Bonn. 1997.— №4. — C.21 - 28.

46. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139с.

47. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследование мышления в советской психологии (сборник статей) — М., 1966.

48. Гамезо М.В. Курс общей возрастной и педагогической психологии. — М., 1982.

49. Гаспарян С.К. Сравнение как изъяснение в научной речи и как средство лингвопоэтического творчества в худож. лит-ре Дисс. .д.ф.н. -М, 1994.-334с.

50. Гегель Г.В.Ф. О коллизии и действии. Эстетика: В 4т. — Под ред. И с предисл. Мих. Лифшица.— М., 1968.Т I -С.228.

51. Гендин A.M., Сергеев М.И., Бордуков М.И., Фалалеев А.Н. и др. Образ жизни студентов ВУЗа: (социологический анализ): Учебно-методическое пособие. — Красноярск: КГПУ, 1994. — 104с.

52. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. —1992. -И 5-6. С1-13.

53. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., доп. — Л., Сов. писатель, 1974. — 407с.

54. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. —М., 1991.

55. Гура В.В., Луцкая И.Л. Культурологическое образование в техническом вузе. В сб.: Образование в поисках человеческих смыслов / Сб. под ред. Е.В.Бондаревской.— Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ.—1995. — С.201.

56. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. —М.: Наука, 1980.—367с.

57. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина // М.М.Бахтин как философ: сб. ст. под ред. С.С.Аверинцева. — М.,1992. — С.95.

58. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов.

59. М.: АО «Аспект пресс», 1994.— 317с.

60. Гусейнов А.А. Введение в этику — М., Изд-во Москв. ун-та 1985. — 208с.

61. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. — 3-е изд., доп. и перераб.— М.: Мол. гвардия, 1988. — 269 с. с ил.

62. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики — М.: Мысль, 1987.589с.

63. Гусейнов А.А., Шварцман К.А. Исторические образы морали — М., 1987.

64. Давыдов В.В. Макс Вебер и Лев Толстой: к проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности // Вопросы литературы. — Вып.1.— 1994 —С.77-105

65. Десев Jl. Психология малых групп: социальные иллюзии и проблемы. Пер. с болг. Зюзюкиной Т.Е.-М.: Прогресс, 1979. 208с.

66. Дидактика современной школы: Пособие для учителей // Б.С.Кобзарь. Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. В.А.Онищука. — К.: Рад. шк.1987. —351 с.

67. Дробницкий О.Г. Понятие морали. —М., Наука, 1974. -388 с.

68. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Наука, 1977. -331с.

69. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992. —59с.74.3имняя И.А. Педагогическая психология. —Ростов н/Д.: Изд-во Феникс. 1997.75.3инченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997.—№5.—С.3-16.

70. Иванов Н.В. История этики древнего мира. — Л., 1980.

71. Иванов Н.В. История этики средних веков —Л., 1984.

72. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. — 1987.— № 8. — С.31-43.

73. Иголь Е.Л. Полёт орнитолога (моральная природа этического исследования). — М., Знание, 1992.— Сер. «Этика»; № 2. 64с.

74. История педагогики / Под ред. Константинова И.К и др. — М.: Просвещение. — 1972. — 447с.

75. Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика, 1983. № 3. - С.69-72.

76. Казакова Н.Т. Ценности: сущность, природа содержание. В сб.: Социальные ценности и их гуманистическая направленность: Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: КГПИ, 1991. — С.З-15.

77. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. — М. :Просвещение—1979.

78. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: педагогика. 1990.—144с.

79. Караковская В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993.

80. Карпова Г.Ф. Идеи гуманистического образования в России начала XX века. В сб.: Образование в поисках человеческих смыслов / Сб. под ред. Е.В.Бондаревской. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПХ —1995. — С.32-.

81. Квятковский Е.В. Литературное произведение в нравственно-эстетическом воспитании // Советская педагогика. — 1982. —№ 3. -С.41-44.

82. Квятковский Е.В., Гуревич A.M., Сараскина Л.И. О системе критериев в литературно-художественной подготовленности школьников. // Советская педагогика. — 1978. — № 10. — С. 56 -65.

83. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: теория и диагностика. — Л.; Наука, 1991.

84. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. — Сер. Этика № 3 М.: Знание, 1990. — 64с.91 .Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.-252с.

85. Кожевникова В.Н., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь. —М.: Советская энциклопедия, 1987.

86. Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. — JL: Изд-во ЛГУ, 1977.

87. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении ин. языку // Иностр. языки в школе. — 1989. -№ 4.—С. 14-16

88. Комарова Л.И. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текстов // Иностранные языки в школе. — 1992. — № 2. — С. 18-23

89. Кон И.С. Психология ранней юности.: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1989. — 254с.

90. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Избранные философские работы. /Отв.ред. В.А. Лекторский/-АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1982. - 366с.

91. Коржуев А.В. О классификациях, используемых в дидактических исследованиях. // Педагогика. — 1997. № 1. — С.33-38

92. Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1980. — 352с.

93. Крюкова Н.И. О соотношениях аудиторной и внеаудиторной работы в вузах США // Советская педагогика. — 1979. — № 2. — С.105-107.

94. Куликова Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих гуманистических ценностях (средствами лингво-этнографии): Дисс. к. п.н. — Красноярск, 1995.

95. Куницин Г.И. Общечеловеческое в литературе. — М.: Сов. Писатель, 1980. —583с.

96. Леви В. Искусство быть другим. Кн 2. М.: Знание, 1983. — 208с.,с ил.

97. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека: Критич. анализ идей Рим. клуба. М.: Политиздат, 1982.-255с.

98. Леонтьев А.А., Сорохин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Национально-культурная специфика речевого поведения.-М., 1977.-325с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304с.

100. Леонтьева О.С. Нравственное воспитание в США // Советская педагогика. — 1978. — № 2 — С. 129 137.

101. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: науч. попул. — М.:Высш.шк., 1990. — 304с.

102. Лихачёв Д. Не бывает демократии без нравственности // Рос.Газета.1994. — № 4252 (11 июня). С.

103. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М., Наука 207с.

104. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990. — 655с.

105. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика.—М., 1975.

106. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969. 715с.

107. Макаренко А.С.О литературе. Статьи, выступления, письма — М. Сов писатель, 1956. 284с.

108. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.Кузьминой.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с., граф.

109. Микаберидзе А.А. Опыт изучения интернациональной активности студентов // Советская педагогика. — 1979. — № 12. — С.51 -57.

110. Морально-этические нормы. Война. Окружающая среда / Сб. статей.1. М.:Мир, 1989.-252с.

111. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., Просвещение 1986. — 160с.

112. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. —1997. — № 4. — С.83 -87.

113. Нотт П. Уроки XX века /главы из книги «Переделывая Америку: ценностная революция» // Иностранная литература. — 1996. № 5. — С.238 245

114. Образование в поисках человеческих смыслов / Сб. под ред. Е.В.Бондаревской. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ.—1995. — 216с.

115. Общая психология / Под редакцией А.В. Петровского. — М.: Просвещение. — 1986. — 319с. ил.

116. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой, И.А. Урк-лина. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.— 311с.

117. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под редакцией А.В. Петровского М.: Изд-во Московского университета, 1986. — 303с.

118. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. Л.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602с.

119. Перминова Л. М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности // Педагогика. — 1997. — №3 — С.36 -40

120. Петровская Л.А. Компетентность в обучении: Социал.-психол. тре-нинг.-М.: Изд-во МГУ, 1983.-216с.

121. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. Педагогика. — 1997 — № 5 — С.97-103

122. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Пси-холингвинистический аспект. —Новосибирск, 1992.

123. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1981. — 175 с.

124. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.:Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. —432с. сил.

125. Покровский Н. XXI век как воля и представление // Иностранная литература. — 1996. — № 5. — С.245-251

126. Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. — 1997. — № 1 — С. 14-19

127. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов.писатель, 1983.-365с.

128. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: Учеб. пособие для пед. ин тов. М.: Просвещение, 1972. — 271с.

129. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. Батышева С.Я. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512с.

130. Психология /Словарь под общей ред. А.В.Петровского. — М.: Политиздат, 1990.— 494с.

131. Разумовский В.Г. Обучение и общее познание // Педагогика. — 1997.№1—С.7-14

132. Ревенко О.А. Невербальные средства коммуникации в процессе общения (на материале английской литературы). В сб.: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Выпуск I: Сб. научных тр. — Красноярск: изд-во КГПУ, 1997. — С. 173 185.

133. Розенцвейг В.Ю. Основы теории языковых контактов // Новое в лин-гвистике.-М., 1972.-Вып.6-С.5-22

134. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред.

135. B.В.Давыдов —М., 1973. С. 365.

136. Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № I. С.58 - 61

137. Селиванова Н.Л. Педагогические ситуации в процессе формирования коллективных отношений // Советская педагогика. — 1981. —№ 7. —1. C.53 56.

138. Силин А.А. Великое обретение (на пути к глобальной этике). Сер. «Этика»; № I — М.: Знание, 1989. 64с.

139. Скалкин В.Д., Яковенко О.И. Тематика межличностных бесед старшеклассников в социокультурной сфере общения (социолингвистическое исследование). / Иностранные языки в школе. — 1992. — № 2. — С.5 8.

140. Скиннкер Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения // Программированное обучение за рубежом. — М., 1968.

141. Сластёнин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». — М.: МАГИСТР, 1994. —С.47-48.

142. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. — 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. -447 с.

143. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М.:Педагогика, 1975.-352с.

144. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136 е., ил.

145. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ ситуации в мегаполисе.—М., 1992.

146. Современная буржуазная философия / Под ред. А.С. Богомолова. — М.: Высш. шк. ч.2,1972. — 582с.

147. Соколова Э.С., Метлина С.И. Воспитание «в духе мира» в современной буржуазной педагогике // Советская педагогика. — 1978. —№ 4. — С.ИЗ -121.

148. Соколова Э.С., Эфендиев А.Г. Опыт разработки методики монографического исследования нравственной воспитанности студентов // Советская педагогика. — 1981. — № 9. С.92 - 98.

149. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика речевого поведения. —М., 1982.

150. Степин В., А. Гусейнов, В. Межцев, В. Толстых. В Общечеловеческое и классовое — Диалог. — № 13. — 1990. — М., Изд-во «Правда»1. С.112.

151. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М., Молодая гвардия, 1975.-239с.

152. Талызина Н.Ф. Управления процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ — 1975 — 343с.

153. Тамарин В.Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний.// Советская педагогика, 1976. № И. С.85 - 94.

154. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997 — № 6.1. С .3 -14

155. Тейяр де'Шарден П. Феномен человека. —М., 1987.

156. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-филологического исследования. —М.: Мысль 1974. — 278с.

157. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий)/Сост.М.А.Надель-Червинская, П.П.Червинский.-Ростов н/Д:Изд-во «Феникс», 1995.-600с.

158. Толстой JT.H. Об искусстве как «заражении» людей чувством художника. Поли. собр. соч. (в 90 т.) М., 1951. — Т. 30 — С.66.

159. Торндайк Э. Процесс обучения у человека. М., 1935.

160. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — Л., Изд-во Ле-нингр. ун-та 1960. — 156с.

161. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, — 1968. — 557 С.

162. Ушинский К.Д. Собрание сочинений — М., 1950. — Т. 10.

163. Фалалеев А.Н., Сергеев М.И. Вопросы методики анализа социологической информации в социальном планировании.-Красноярск,1974.-200с.

164. Философский энциклопедический словарь. — М,: Советская энциклопедия. 1998. - 814с.

165. Философско-психологическая проблема развития образования // Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1981. — 176с.

166. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. Сер. «Педагогика и психология»; № 6 . — М.: Знание, 1984. — 80с., ил.

167. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и допол. — М.: Высш., шк., 1990. —576с.

168. Храпченко М.Б. Проблемы современной филологии: Сб. ст. к 70-летию акад. В.В. Виноградова. — М., 1965. — С.463

169. Цырлина Т.В. «Ценностное воспитание» в педагогике США: критический анализ //Советская педагогика. 1987. — № I. — С.23-27.

170. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15 т. — М., 1949. —Т.2 С.86.- (О назначении искусства, об актуальной стороне содержания художественного произведения).

171. Шилова М.И. Социализация и воспитание школьников. Красноярск, изд-во КГПУ, 1996.

172. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. — М.: Педагогика, 1990. — 144с.

173. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры, мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. — № 2. С.43 50

174. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика. — 1980. — № 9. — С.27-33.

175. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя 1986. — 144с.

176. Энгельгардт В.А. Интегратизм — путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопр. философии. — 1970. №11. С. 103-115.

177. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., Наука 1979. — 264с.

178. Яковлев Е.Г. Интеграционные процессы в высшей школе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

179. Auernhaeimer G. Einfuerung in die interkulturelle Erziehung. — Darmstadt, 1990.

180. Brugger W. Philosophisches Woerterbuch. — Freiburg im Breisgau. Herder-Verlag, 1964. 512 S.

181. Cohn R. Lebendiges Lehren und Lernen: TZI macht Schule. — Klett-Gotta, 1993.

182. Conrad H. Aktive Lehrmethoden in: Wirklichkeiten. Lese und Arbeitsbuch. — Prof. Dr. Decker Hg. — Paderborn, 1972. —325S.

183. Dickopp К. — H. Begruendung und Ziele einer interkulturellen Erziehung- Zur Konzeption einer transkulturellen Paedagogik- In: Borrelli M. /Hg/:1.terkulturelle Paedagogik. Positionen Perspektiven. - Baltmannsweiler, 1986.

184. Ehlers S. Zur Lesedidaktik // Deutschsprachige Gegenwartsliteratur: Thesen der 9.Germanistenkonferenz-DAAD, Institut filer Fremdsprachen, Minsk.-1993 .-S.9.

185. Kiper H. Zur Entwicklung eines transkulturellen Curriculums fuer die Grundschule. In: Loehnemann J. /Hg/: 'Das Proekt Weltethos' in der Erziehung. — Hamburg, 1994. — S.291-301.

186. Kohlberg L. Essays on Moral Development. II. The Psyhology of Moral Development. —San Francisco, Harper&Row, 1984. -464p.

187. Kuehn H. Weltehos und Erziehung. in Loehnemann J. (Hg.) "Das Proekt Weltethos' in der Erziehung. — Hamburg, 1994. — S. 19-34.

188. Lotze H. Sein und Wert, in: ZfathT 57/1993/ 13 S.

189. Niekrawitz C. Interkulturelle Paedagogik im Ueberblick. Frankfurt/M, 1990.

190. Peccei A. The Human Quality Oxford, 1972.

191. Rogers C.R. Freedom to Learn. — Columbus, Ohio -1996.

192. Roehrs H. Erziehung zur internationalen Verstaendigung als paedagogisches Problem. In: Friedenspaedagogik Frankfurt/M, 1970.

193. Rotter H. Moraltheologie. Fernkurs fuer theologische Bildung. — Wien, 1990. —105S.

194. Ruf A.K. Grundkurs Moraltheologie. Tl:Gesetz und Norm. — Freiburg im Breisgau. Herder Verlag, 1975. — 176S.

195. Sheler M. Der Formalismus in der Ethik und materiale Wertethik -Herder, 1954.

196. Shultze A. TZI als lebendiges Lernen in Gruppen / Versuch einer Darstellung mit Hilfe eines Baumbildes / Freising, 1995.

197. Usaceva A.V. Vergleich von Leseerfahrungen aus interkultureller Sicht. In:Das Wort / Germanistisches Jahrbuch 1996./ -DAAD /Hg./ — M., 1996

198. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

199. Die Vorschlage zur Behandlung der modernen Kurzprosa im DaF-Unter-richt // Deutschsprachige Gegenwartsliteratur: Thesen der 9.Germanistenkonferenz-DAAD, Institut fur Fremdsprachen, Minsk.-1993.-S.12.

200. Использование модели транскультурного обучения при работе с иноязычным литературным (художественным) текстом // // В сб. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Выпуск I: Сб. науч. тр. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997 — С. 297 301.

201. Формирование социокультурной компетенции при работе с иноязычным текстом // Тезисы Всероссийской конференции с международным участием. Часть И: Язык как средство межкультурной коммуникации — Красноярск, 1998.— КГТИ.— С.27 (в соавторстве).

202. Педагогизация сферы межкультурного общения в вузе // В сб. Студент, наука и цивилизация. Сборник тезисов межвузовской научной конференции. — Красноярск, 1998. — С. 94 95.

203. Социально-психологическая ориентация на общечеловеческие этические ценности в сфере экологического образования // В сб. Студент, наука и цивилизация. Сборник тезисов межвузовской научной конференции. — Красноярск, 1998. — С. 95 96. (в соавторстве).

204. Формирование социокультурной компетентности будущего специалиста при работе с художественным текстом //В сб. Студент, наука и цивилизация. Сборник тезисов межвузовской научной конференции. — Красноярск, 1998. — С. 97 (в соавторстве).

205. Стимуляция процесса межкультурного общения методом инсценизации // В сб. Студент, наука и цивилизация. Сборник тезисов межвузовской научной конференции. — Красноярск, 1998. — С. 100 101. (в соавторстве).

206. Общечеловеческие этические ценности — моё представление о них»1. Ф.И.О.курсгруппа1. Вопрос 1

207. Как Вы думаете, с каким из перечисленных ниже явлений совпало появление понятия общечеловеческие этические ценности?

208. Разведите следующие понятия по категориям ценность, качество, норма: ответственность, счастье, гордость, красота, жизнь, толерантность, гостеприимство, право на труд, справедливость, заботливость.1. Вопрос 4

209. Разведите по категориям следующие понятия ценность и ценностные ориентации: уважать старших, любить ближнего поступать по совести, не убивать, оставаться верным долгу, проявлять терпимость, все люди — братья.1. Анкета-прогноз.

210. О возможности введения в учебную программу факультатива, направленного на овладение знаниями об общечеловеческих этических ценностях)1. Ф.И.О.курсгруппа1. Вопрос 1

211. На сколько Вы лично заинтересованы во введении такого факультатива? Определите степень Вашей заинтересованности по шкале, где 100 — обозначает высшую степень заинтересованности, а 0 — полное отсутствие интереса.

212. Должен ли подобный факультатив быть междисциплинарным и если да, то какие из перечисленных дисциплин он должен объединять: философия (этика), педагогика, психология, иностранный язык, литература, история, художественная культура?

213. Какие задачи мог бы разрешить этот факультатив, чему он мог бы Вас научить?4U. !' Ч,iHil MMW nil !if}!{|! н|. fi j . i *H

214. Примечание: до начала анкетирования студенты получали информацию о проекте «Всемирная этика», осуществляемом под эгидой ЮНЕСКО.1. Опросный лист ценностей

215. Выберите Ваш вариант ответа, распределив ценности по рангам.

216. Вопросы анкеты по выявлению ориентаций студентов в сфере межкультурной коммуникации.

217. Какой принцип подбора группы вы считаете наиболее целесообразным при обучении в одном вузе представителей мультикультурных сообществ?

218. A) в группу объединяются студенты представители монокультуры

219. Б) мулътикулътурная группа

220. B) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

221. При выполнении совместного проекта Вы бы предпочли работу

222. А.) с представителем своей культуры Б) с представителем иной культуры В) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

223. Вам поручили подготовить общественное мероприятие. Вы задействуете при подготовке материал, относящийся к:

224. A) «родной» для большинства участников культуре, Б) к мультикультуре

225. B) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

226. Вы считаете возможным дружеский союз представителей:

227. A) монокультуры Б) мультикультуры

228. B) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

229. Вы считаете возможным брачный союз представителей:

230. A) монокультуры Б) мультикультуры

231. B) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

232. На концерт незнакомого Вам исполнителя Вы предпочли бы пойти с представителем

233. A) своей культуры Б) иной культуры

234. B) затрудняюсь ответить Г) не имеет значения

235. Примечание: в схеме использована символика ТЦИ.ценности до и после эксперимента1. Изменения в %1. Нулевой уровень1. Экспериментальнаягруппа1. Учёба1. Совместная работа1. Общественная деятельность1. Дружба1. Брак1. Культурное общение

236. Сферы межкультурной коммуникации5

237. Динамика сформированное™ ориентации студентов на общечеловеческие этическиеценности до и после эксперимента1. Изменения в %1. Контрольная группа1. Учёба1. Общественная деятельность1. Дружба1. Брак1. Совместная работа

238. Сферы межкультурной коммуникации1. Культурное общение1. Схема № 4

239. Алгоритм моделирования воспитывающих ситуаций в процессе сопоставительного анализа художественных текстов.

240. Модель воспиты вающей ситуации1.Этап

241. Сопоставительный анализ текстов и выявления ситуаций с одинаковым нравственным содержанием

242. Т„ — текст «а» Т» — текст «б»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.