«Орнамент тихоокеанских народов»: по материалам Северо-Востока Азии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Руденко, Алла Ивановна

  • Руденко, Алла Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 514
Руденко, Алла Ивановна. «Орнамент тихоокеанских народов»: по материалам Северо-Востока Азии: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2017. 514 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Руденко, Алла Ивановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Орнамент тихоокеанских народов как предмет исследования в отечественной и зарубежной историографии

ГЛАВА 2. Композиция ительменского и корякского орнаментальных украшений

ГЛАВА 3. Ритм и симметрия в орнаменте коренных народов Камчатки

3.1. Ритм в орнаменте ительменов и коряков

3.2. Симметрия в орнаменте ительменов

3.3 Симметрия в орнаменте коряков

ГЛАВА 4. Геометрический орнамент и его символическое значение

4.1. Семантика геометрических узоров в орнаменте коряков, ительменов, чукчей, кереков, азиатских эскимосов

4.2. О символическом значении цвета в искусстве украшения

одежды народов Северо-Востока Азии

ГЛАВА 5. Орнамент народов Камчатки и Чукотки - знаковая система и фундаментальный информационный источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ (прилагается)

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В 2-х ТОМАХ (прилагается)

ПРИЛОЖЕНИЯ (прилагаются)

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ:

МЕХА, КОЖИ, ЗАМШИ (прилагается)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Орнамент тихоокеанских народов»: по материалам Северо-Востока Азии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Орнамент коренных народов Камчатки представляет собой уникальное явление в художественной культуре тихоокеанских народов Крайнего Северо-Востока Азии. Понимание орнаментального творчества, его переосмысление в начале XXI века очень важно для возрождения, сохранения и развития этнических традиций коренных малочисленных народов, населяющих западное побережье Камчатки. Особенно это актуально в условиях глобализации всех сфер общественной жизни, ускоренного развития ассимиляционных процессов, наступления технологической цивилизации на традиционные общества коренных народов Камчатки, что может привести к исчезновению основ национального народного искусства, а орнаментального творчества в особенности. В настоящий исторический период необходимо принять меры по изучению и сохранению этнического своеобразия искусства этих народов, способствовать выявлению его специфических черт, популяризировать различные виды творческой деятельности, опираясь на этнические и социокультурные традиции этих народов. Интерес к традиционному искусству народов Севера, том числе и Камчатки обусловлен их этнической самоидентификацией в современном социокультурном пространстве. Все процессы, происходящие в духовной сфере коренных народов Камчатки: образование, культура, религия, искусство, рациональное использование природных ресурсов, должны быть в поле зрения научных исследований. Традиционная орнаментика, являясь важной областью духовной культуры этносов Камчатки, достойна пристального внимания в связи с актуальностью проблемы о дальнейшей судьбе их традиционного наследия в современном мире. Орнамент аборигенов Камчатки привлекал и привлекает внимание этнографов,

археологов, искусствоведов, культурологов, дизайнеров, изучались его особенности, накоплен богатый визуальный материал. В орнаментике коренных малочисленных народов Камчатки не наблюдается исследование орнамента с позиций искусствоведческой науки, он до сих пор находится в рамках этнографических исследований. Орнамент не изучается как знаковая система, не рассматривается как информационный источник о происхождении коренных народов. В последние десятилетия XX века не уделялось внимания выявлению символического значения геометрических мотивов и не изучались вопросы симметрии, цветной симметрии применительно к орнаменту коренных народов Камчатки. Орнамент этносов Камчатки представляет собой многоплановое и многофункциональное явление, требующее своего изучения.

Важным является высказывание Ю. В. Корчагина, руководителя Международного центра традиционных культур народов Камчатки НИИ РГП при КамГУ им. Витуса Беринга, доктора исторических наук: «В современных условиях происходит утрата традиционных знаний, прерывается передача этих знаний от старшего к молодому поколению коренных народов Камчатки. Поэтому сбор, документирование и изучение традиционных знаний коренных народов Камчатки является насущной необходимостью» [68, с. 8].

Источниковая база исследования. В диссертационной работе теоретической и эмпирической основой послужили труды таких известных искусствоведов, этнографов, археологов, историков, культурологов как Л. В. Андреева, А. Ф. Анисимов, В. В. Антропова, С. А. Арутюнов, К. И. Бауэрман, Л. С. Берг, Ю. Е. Березкин, А. А. Бобринский, В. Г. Богораз, Л. М. Буткевич, И. С. Вдовин, К. Верман, Г. Вейль, И. В. Витер, А. П. Володин, И. Г. Георги, Ю. Я. Герчук, В. В. Горбачева, Г. Н. Грачева, Г. Ф. Дебец, Е. Г. Демидов, Н. Н. Диков, Н. П. Дыренкова, В. П. Дьяконова, С. В. Иванов, З. И. Иванова-Уварова, В. И. Иохельсон, И. В.

Калачев, Н. И. Каплан, Ю. Корчагин, Н. В. Кочешков, С. П. Крашенинников, В. Г. Кузнецова, Г. Кюн, В. В. Леонтьев, Ю. М. Лотман, Ю. О. Новик, Р. Мак-Ги, А. М. Малолетко, Е. Г. Мелетинский, Р. Р. Минниахметова, А. Е. Норденшельд, А. П. Окладников, Е. А. Окладникова, Е. П. Орлова, Б. Е. Петри, А. А. Попов, В. А. Рандин, С. И. Руденко, О. М. Рындина, А. Г. Селезнев, В. В. Сенкевич, Н. В. Слюнин, В. Г. Смолицкий, Т. К. Станюкович, В. В. Стасов, Г. Стеллер, Т. П. Тишина, Д. Ухтомский, Е. Т. Федорова, Л. В. Фокина, Л. В. Хомич, Л. И. Чубарова, Ю. А. Широков, Е. Р. Шнейдер, Л. Я. Штернберг, А. В. Шубников, М. С. Якушева и других ученых. К источникам относятся так же коллекции музеев Камчатского края: Краевого государственного бюджетного учреждения «Камчатский краевой объединённый музей», отдел Краевого государственного бюджетного учреждения «Камчатский краевой объединённый музей» в с. Мильково, Краевого государственного бюджетного учреждения «Корякский окружной краеведческий музей», Муниципального казённого учреждения культуры «Тигильский районный краеведческий музей».

Степень разработанности проблемы представлена научной литературой отечественных и зарубежных авторов, а также статьями по теме исследования, опубликованными в периодических изданиях, в которых излагаются результаты изучения данной темы в различных направлениях. Локализуя вопросы, которые отражены в профессиональных работах искусствоведческого направления, отметим ценные труды по истории народного искусства, теории искусства, специфике древних культур, авторами которых стали: А. Ф. Анисимов, Л. М. Буткевич, В. В. Горбачёва, Н. П. Дыренкова, К. Верман, И. Г. Георги, Н. Н. Диков, С. В. Иванов, В. И. Ивановская, Н. В. Кочешков, Г. Кюн, В. М. Мириманов, А. М. Моран, Г. А. Недошивин, А.П. Окладников, Е. А.

Окладникова, В. М. Привалова, О. М. Рындина, Т. В. Станюкович, Е. Р. Шнейдер, Л. Е. Фетисова.

Понятие орнамента, его символическое значение, ритм и симметрию в орнаментах народов России, в том числе Сибири и Камчатки в своих трудах анализировали исследователи, среди которых Н. В. Белов, А. А. Бобринский, В. Г. Богораз, С. В. Иванов, В. И. Ивановская, М. С. Каган, В.

A. Копцик, Н. Ф. Лоренц, Р. Р. Минниахметова, Б. Е. Петри, В.М. Привалова, А. И. Рудинская, О. М. Рындина, Л. П. Светлова, В. В. Сенкевич, Л. Г. Солдадзе, Т. М. Соколова, Т. В. Станюкович, В.В. Стасов, Ч. М. Таксами, Т. П. Тишина, В.Н. Топоров, В. Тэрнер, А. В. Филиппов, Л.

B. Фокина, Я. Г. Чернихов, Л. Я. Штенрберг, Е. Р. Шнейдер, А. В. Шубников, С. В. Яблан.

Особенности художественной деятельности, этнические традиции орнаментального творчества разных народов тихоокеанского побережья Крайнего Северо-Востока Азии, различные аспекты развития истории и культуры коряков, ительменов, чукчей, кереков, азиатских эскимосов стали предметом анализа в работах таких ученых, как Л. В. Андреева, В. В. Антропова, С. П. Арутюнов, Ю. Е. Берёзкин, В. Г. Богораз, И. С. Вдовин, А.П. Володин, И. Г. Георги, В. В. Горбачёва, Н. Н. Диков, А. К. Пономаренко, Г. Ф. Дебец, З. И. Иванова-Уварова, В. И. Иохельсон, И. В. Калачев, Н. И. Каплан, Н. В. Кочешков, С. П. Крашенинников, В. Г. Кузнецова, В. В. Леонтьев, Г. А. Меновщикова, Е. А. Окладникова, Е. П. Орлова, Б. Е. Петри, А. А. Попов, В. А. Рандин, С. И. Руденко, В. В. Сенкевич, Н. В. Слюнин, Ч. М. Таксами, Д. Ухтомский, Ю. А. Широков, Л. В. Хомич и др.

Отдельное внимание заслуживают работы по исследуемой теме иностранных авторов, к которым относятся K. Birket-Smith, H. Collins, R. Corn, F. Dockstader, N. Feder, C. V Jablan, H. Stewart, J. Teit.

Анализ фундаментальной литературы позволяет констатировать, что из всего числа имеющихся работ мы не смогли выделить те, которые бы наиболее полно раскрывали тему диссертации, акцентируя внимание на проблемах орнамента тихоокеанских народов, а еще конкретнее - на материалы Северо-Востока Азии. Одновременно, еще остаются открытыми вопросы изучения орнаментов коряков и ительменов на изделиях из меха, кожи и замши. До конца не определено значение некоторых геометрических фигур, используемых в орнаменте коренных народов Северо-Востока Азии: коряков, ительменов, чукчей, азиатских эскимосов, кереков; крайне важно рассмотреть и проблему происхождения ительменов, коряков, чукчей, эскимосов по данным орнамента и других источников.

Такая ситуация в историографическом пространстве искусствоведения дополнительно подчеркивает актуальность представленного диссертационного исследования и помогает диссертанту определить соответствующие цели и задачи этой научной работы.

Объектом исследования выступает орнамент на предметах из мягких материалов (меха, кожи, замши) тихоокеанских народов Северо-Востока Азии, проживающих на Камчатке.

Предметом исследования являются особенности геометрического орнамента как многоплановой системы в художественной культуре этносов Камчатки.

Цель исследования. Целью исследования является искусствоведческий анализ геометрического орнамента на изделиях из меха и кожи, замши и выявление его особенности как художественного средства выражения мировоззрения коренных народов Камчатки и Чукотки. Систематизация геометрических фигур-символов и выявление их значения, основных цветовых символов, символов и видов симметрии, используемых в орнаментальных композициях для декорирования

предметов из меха, замши, кожи в культуре этих этносов. Исследование проводится для встраивания традиционного искусства народов Крайнего Севера в общую картину мира, созданную представителями древних народов.

Задачи исследования:

1. Изучить степень исследования орнамента тихоокеанских народов на материалах Северо-Востока Азии путем привлечения максимального количества отечественных и зарубежных научных источников.

2. Совершить искусствоведческий анализ композиции ительменского и корякского орнаментальных украшений.

3. Проанализировать особенности ритма и симметрии в орнаменте коренных народов Камчатки, а именно - ительменов и коряков.

4. Охарактеризовать специфику геометрического орнамента и его символическое значение в народном творчестве коряков, ительменов, чукчей, кереков, азиатских эскимосов.

5. Уточнить, что орнамент народов Камчатки и Чукотки как знаковая система является фундаментальным информационным источником.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационной работе впервые вводятся в широкий научный оборот материалы, ранее еще не исследованные в контексте искусствоведения и не опубликованного ни в научных статьях, ни в периодике.

Малоизученной стороной в орнаментальном искусстве народов Камчатки (ительменов и коряков) является интерпретация геометрических фигур, символическое значение цвета, симметрия. Из-за отсутствия систематического исследования развития орнамента, выявления семантики узоров, значения цветовых символов, симметрии на предметах изделий из мягких материалов еще существуют пробелы, что очень быстро может привести к исчезновению традиций украшения орнаментом предметов в декоративно-прикладном искусстве. Как это уже произошло с

орнаментом кереков, ительменов и других малочисленных народов Крайнего Северо-Востока.

В данной работе впервые вводится в научный оборот орнамент коряков на одежде из фондов краеведческих музеев пгт. Палана и с. Тигиль, Центра народного творчества, семейного музея Н. К. Хелол пгт. Палана, Камчатского объединенного краеведческого музея, частной коллекции В. В. Елизаровой в г. Петропавловск-Камчатский, Мильковского краеведческого музея (Отдел краевого государственного бюджетного учреждения «Камчатский государственный объединенный музей»), а также современный орнамент ительменов на одежде танцевального ансамбля «Эльвель» с. Ковран Тигильского района, из частной коллекции жительницы с. Тигиль А. Д. Ивашовой, Информационного краеведческого центра с. Мильково. То есть, тема диссертации «Орнамент тихоокеанских народов (по материалам Северо-Востока Азии)» будет изучаться на местном материале полуострова Камчатки.

Положения, выносимые на защиту:

1. В начале XXI века орнамент тихоокеанских народов Северо-Востока России требует особого внимания со стороны ученых и в ближайшей перспективе должен быть представлен в изданиях наряду с орнаментом народов России и зарубежья. Это научное событие будет свидетельствовать о признании вклада коренных народов Севера в развитие мировой художественной культуры в целом и орнаменталистики, в частности.

2. Композиции ительменского и корякского орнаментальных украшений дает основание считать, что искусство народов Камчатки, Чукотки и других народов Крайнего Северо-Востока нельзя назвать примитивным, поскольку оно несет в себе сложные представления об

окружающем мире, выраженные геометрическими формами, что свидетельствует о существовании древних истоков их культуры.

3. Орнаментальное искусство коряков, ительменов, чукчей, эскимосов, кереков является неотделимой частью мирового искусства;

4. Представление геометрических мотивов ительменского и корякского орнаментов в трех видах классификации северного орнамента можно назвать «творческой мобильностью» этих народов, что характеризует их традиционное орнаментальное искусство открытостью, восприимчивостью, динамизмом и наряду с этим сохранением самых древних основ своего искусства;

5. Геометрический орнамент как одно из средств художественной выразительности, обладающий сложной художественной структурой, является источником мировоззрения народов Камчатки и Чукотки, имеющим религиозный характер, что проявляется в его семантике.

Методология и методы исследования.

Методология работы предопределена целью и задачами диссертации, а также самобытностью исследуемого материала. Её базисом стал метод аналитического изучения источников, проясняющий их логику и содержание. Методологической базой исследования оказываются работы по теории и истории дизайна, орнамента, архитектуры, изобразительного искусства.

Основой диссертации явился сравнительно-исторический метод, разработанный С. В. Ивановым, в его монографии «Орнамент народов Сибири как исторический источник», а также метод сопоставления, анализа и синтеза. При анализе орнамента народов Камчатки и Чукотки в определении значения геометрических фигур использовались мифологические и религиозные представления об окружающем мире не только коряков, ительменов, чукчей, азиатских эскимосов, кереков, но и народов Западной и Восточной Сибири, а также индейцев Северо-

Западной Америки. А при рассмотрении проблемы этногенеза этих народов использовался метод сопоставления данных орнамента и материалов археологии, антропологии и этнографии, мифологии.

Среди опорных методов, которые используются для изучения специфики изобразительной стороны орнаментальных композиций народов Тихоокеанского Севера, выделяется метод анализа.

Метод исторического анализа позволяет описать возникновеиие, развитие и использование орнамента для украшения предметов из меха, кожи и замши в культуре народов Северо-Востока Азии. При анализе сходства и различий интерпретационных подходов, трактующих ительменский и корякский орнаменты, применяется метод сравнительного анализа, в соответствии с которым выделяются похожие признаки, отличительные характеристики, точки соприкосновения, преемственность в оценке мотивов. Метод типологизации и систематизации необходим для выявления общности и различия тематических разновидностей орнментальных композиций и их оценок, принципов художественной выразительности орнаментированных предметов, разнообразных элементов геометрических мотивов, традиционных и инновационных приёмов и методов при распределении орнамента на плоскости декорируемого предмета. При выявлении характерных особенностей орнамента на изделиях из меха, кожи и замши проводится его семиотический анализ. Эмпирическим материалом исследования являются труды, имеющие отношение к орнаменту.

Теоретическая значимость заключается во введении в научный оборот новых материалов касательно ритма, симметрии, семантики орнаментов тихоокеанских народов, что позволяет расширить и углубить существующие искусствоведческие знания о творчестве этносов Северо-Востока Азии. Предоставляется возможность на основе данной диссертации разрабатывать новые векторы научного исследования,

которые качественно дополнят историографическую базу, категориальный аппарат, информацию об орнаментальном искусстве народов Камчатки (ительменов и коряков). Представленный в работе теоретический материал поможет не допустить исчезновения традиций украшения орнаментом предметов в декоративно-прикладном искусстве народов Тихоокеанского Севера.

Практическая значимость исследования заключается в возможности широким кругам лиц, заинтересованным изучением отечественного и зарубежного искусствоведения, народного творчества, орнаментального искусства народов Северо-Востока Азии получить доступ к ранее малоизвестным образцам орнаментов коряков на одежде из фондов краеведческих музеев пгт. Палана и с. Тигиль, Тигильского районного центра досуга, Центра народного творчества, семейного музея Н. К. Хелол пгт. Палана, Камчатского объединенного краеведческого музея, частной коллекции В. В. Елизаровой в г. Петропавловск-Камчатский, Мильковского краеведческого музея (Отдел краевого государственного бюджетного учреждения «Камчатский государственный объединенный музей»), а также современный орнамент ительменов на одежде танцевального ансамбля «Эльвель» с. Ковран Тигильского р-на Корякского округа, из частной коллекции жительницы с. Тигиль А. Д. Ивашовой, Информационного краеведческого центра с. Мильково. Уникальность практической ценности подтверждается тем, что тема диссертации «Орнамент тихоокеанских народов (по материалам Северо-Востока Азии)» изучалась на местном материале полуострова Камчатки.

Степень достоверности и апробация результатов. Главные положения диссертационного исследования отражены в 12 статьях, 5 из которых опубликованы в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Материалы диссертации также обсуждались на Третьих Санкт-Петербургских этнографических чтениях (2004 г.), на XXXI, XXXII Крашенинниковских чтениях в г. Петропавловске-Камчатском (2014 г., 2015 г.), реализованы в рамках Окружного конкурса литературных работ и учебно-методической литературы (методический урок по теме «Орнамент ительменов»), посвященном юбилею писателя Кецая Кеккетына, в Окружном институте усовершенствования учителей, пгт. Палана, Корякского округа (2004 г.), проведения экскурсий в МКУК «Тигильский районный краеведческий музей» (2012 -2016 гг.) Тигильского района Камчатского края.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, две из которых включает по три и два параграфа соответственно, заключения, списка сокращений, краткого словаря специальных терминов, списка литературы, списка иллюстраций, альбома иллюстраций в 2-х томах, и приложений, репрезентующих каталог изделий из мягких материалов: меха, кожи, замши. Содержание работы изложено на 184 страницах. Список литературы включает в себя 163 наименование. Работа также содержит в приложениях три Таблицы (А, Б, В) и 182 фотографии в альбоме иллюстраций

Краткий словарь специальных терминов насчитывает 15 определений, касающихся значения конкретных предметов, элементов гардероба, украшений декоративно-прикладного искусства народов Северо-Востока Азии. Эта структурная часть диссертации так же, как и предыдущая, выполняет вспомогательную функцию.

В списке литературы в алфавитном порядке представлены источники, которые стали основой исследования темы диссертации. Общее количество их составляет 163 позиции.

Список иллюстраций предлагает описание 182 фотографий, которые используются в научной работе для проведения искусствоведческого анализа.

Альбом иллюстраций в 2-х томах предоставляет возможность визуально ознакомиться с образцами этнического искусства народов Тихоокеанского Севера, и эффективно дополняют теоретическую часть диссертации. Состоит из 182 фотографий, отображающих на практике фрагменты искусства коренных народов, согласно исследуемой темы.

В Приложениях размещены Таблицы А, Б с презентацией симметрии в орнаментах ительменов и коряков, символы симметрии и Таблица В - значения геометрических узоров в орнаменте на изделиях из мягких материалов народов Камчатки и Чукотки.

В Каталоге изделий из мягких материалов, а именно: меха, кожи, замши размещена детальная информация о художественно-технологических приемах исполнения орнаментов ительменов и коряков.

ГЛАВА 1. Орнамент тихоокеанских народов как предмет исследования в отечественной и зарубежной историографии

Исследование орнамента народов Северо-Востока Азии предполагает, в первую очередь, изучения историографии вопросов, которые касаются темы диссертации, раскрывая многогранность и многовекторность научной проблемы. Подготовка к ее рассмотрению позволила систематизировать большое количество специальной литературы, авторами которой являются как отечественные, так и зарубежные искусствоведы, археологи, этнографы.

Конкретизируя научный состав исследователей орнаментов тихоокеанских этносов, вспомним отдельных из него и охарактеризуем специфику их академических трудов. Так, одним из известных ученых стал Т. К. Станюкович, который в своей статье «К истории изучения орнамента», используя документальный материал, отмечает, что сбор информации о художественной ценности предметов, украшенных орнаментом, начала XVШ века был основан на инструкциях Академии наук [120, с.30-43].

Большой вклад в изучение художественной стороны предметов декоративно-прикладного искусства Северо-Востока Азии таких ученых, как В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера, И. А. Шергена, В. В. Стасова, Д. К. Зеленина, Л. Я. Штернберга, Е. Р. Шнейдера и других, определил дальнейшее развитие исследований в этом направлении.

И уже в 60-70-х годах XIX века сформировалось более внимательное отношение к орнаменту, его назначению и семантике. Благодаря составлению программ и анкет этнографического отделения Императорского Русского географического общества, орнамент приобретает более развитые формы. В связи с этим, уже в начале XX века было отмечено существенное продвижение в области исследования

орнамента, ускорившее сбор материала по этой теме Русским

*

географическим обществом. При отделении этнографии РГО была организована комиссия по орнаменту, которая действовала с 1911 по 1923 годы. После революции работа по изучению орнамента перестала быть специальным занятием этой комиссии и стала проходить в рамках отделения ВГО, а также в ряде других научных учреждений этнографического, археологического и искусствоведческого профиля. Не менее важная роль в изучении орнамента принадлежит Институту этнографии Академии наук России.

Становление искусствоведческой концепции орнамента связано с формированием основ научного подхода к народному творчеству как к предмету искусствознания в период 20-30-х годов XX века [126, с. 148].

С. В. Иванов указывает, что заметное влияние на разработку вопросов, связанных с изучением орнамента в историческом аспекте, оказали происходившие в 40-50-е годы XX века в АН СССР совещания, посвященные проблемам происхождения народов нашей страны. Народный орнамент был привлечен в качестве исторического, этнографического источника, наряду с данными антропологии, лингвистики и материальной культуры, углубленному изучению, которого способствовала также большая подготовительная исследовательская работа, проведенная Институтом этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в связи с составлением и изучением серии этнографических атласов по народам Советского Союза [51, с. 4].

О. М. Рындина и В. П. Леонов считают, что, начиная с 1950-х годов, изучение орнамента в отечественной историографии было поставлено на научную основу. Этому способствовали, главным образом, работы С. В. Иванова [107, с.62].

* См. список сокращений

Свою историю изучения имеет орнамент народов Сибири, в том числе и народов Тихоокеанского Севера. Он является основным видом их народного изобразительного искусства и имеет прикладное значение. Его открытие началось в XVIII веке. Памятники, относящиеся к XIX-XX векам, сохраняют черты древности, что проявляется, с одной стороны, в тематике и форме, с другой, - в идеях и представлениях, связанных с искусством, корни которого уходят в первобытную эпоху.

Ранние сведения о художественном творчестве тихоокеанских народов таких, как азиатских эскимосов, чукчей, коряков, ительменов, кереков, содержатся в трудах участников русских экспедиций XVIII века, а именно: С. П. Крашенинникова, Г. В. Стеллера, Г. А. Сарычева и других. Они знакомят нас со старинным декоративным искусством этих народов, которое еще не испытало влияния русской культуры. Особое внимание привлекали местные узоры на предметах быта, орудиях труда, одежде, предметах культа.

Исследователь Камчатки С. П. Крашенинников отмечал строго геометрический характер узоров и описал подзоры на одежде северных ительменов «Подзоры у северных камчадалов чисту, а у южных, еганем называемые, шьются следующим образом. Замшевый ремень шириною пальца на полтора расчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком расшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленей» [71, с. 387-390]. Таким образом, мы имеем представление об орнаменте на одежде ительменов в XVIII веке, которые отсутствуют в коллекциях музеев.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Руденко, Алла Ивановна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Л. В. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока / Л. В. Андреева, В. В. Горбачева / Часть 1: Чукчи. Эскимосы. - Магадан: Магаданское книжное издательство. - 1990. - 294 с. - С.182-271.

2. Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера / Отв. ред. С. В. Иванов / А. Ф. Анисимов. - М. - Л.: АН СССР Музей истории религий и атеизма, 1959. - 106 с.

3. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества / А. Ф. Анисимов. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 243

4. Антропова В. В. Культура и быт коряков / В. В. Антропова / Отв. ред. И. С. Гурвич. - Л.: Наука, 1971. - С. 216.

5. Антропова В. В. Старинные камчадальские сани / В. В. Антропова // сб., МАЭ, - т. Х, Л., 1949. - С. 45-92.

6. Арманд Т. Орнаментация тканей / Т. Арманд. - М. - Л.: Академия, 1931.- С. 97.

7. Арутюнов С. А. Древние культуры азиатских эскимосов / С. А. Арутюнов, Д. А. Сергеев. - М.: Наука, 1969. - С. 207

8. Архитектурный орнамент / Сост. В. И. Ивановская. - М.: Изд-во "В. Шевчук", 2008. - С. 224

9. Афонькин С. Ю. Орнаменты народов мира / С. Ю. Афонькин. - М.: Искусство, 1998.- С. 272.

10. Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей / А. К. Байбурин // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Наука, 1989. - С.63-86.

11. Бадяева Т. А. Орнамент в народном искусстве / Т. А. Бадяева // Народные художественные промыслы: теория и практика. М: НИИ художественной промышленности, 1982.- С. 104 - 118.

12. Бадяева Т. А. Орнамент и современное народное искусство / Т. А. Бадяева. // Советское декоративное искусство. - Вып. 8 - М., 1986, С.16-32.

13. Бардина П. Е. Сибирские обычаи: поверья, заговоры, обереги. -Томск, 1992. - С. 31.

14. Бауэрман К. И. Пенжинский район Камчатского округа / К. И. Бауэрман // Дальневосточное статистическое обозрение. - Хабаровск-Благовещенск, 1928. - № 10 (49). - С. 1-30.

15. Белов Н. В. Группы цветной симметрии / Н. В. Белов, Т. Н. Тархова // Кристаоолграфия, 1956. - Т. 1. - Вып. 1. - С. 4-17.

16. Берг Л. С. Открытие Камчатки и Камчатская экспедиция Беринга / Л. С. Берг. - М.-Л.: Гос. изд-во тип. Печатный двор в Петрограде, 1924. -246 с.; Изд-во АН СССР, 1946. - С. 380.

17. Березкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно - мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. [Электронный ресурс] / Ю. Е. Березкин. - Режим доступа: http : //www/ruthenia. ru/folklor/berezkin

18. Березкин Ю. Е. Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни [Электронный ресурс] / Ю. Е. Березкин. - Режим доступа: http : //anthropologie. kunstkamera. ru/files/pdf/002/02_03_berezkin.pdf

19. Березкин Ю. Е. Неклассические мифологии (фольклорные мотивы и их ареальное распространение) [Электронный ресурс] / Ю. Е. Березкин.- Режим доступа: http : //old.eu/spb. ru/ethno/courses/et p16. htm

20. Береснева В. Я. Симметрия и искусство орнамента / В. Я. Береснева, И. М. Яглан // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974.- С. 274-289.

21. Береснева В. Я. Вопросы орнаментации ткани / В. Я. Береснева, Н. В. Романова. - М.: Легкая индустрия, 1977. - С. 190.

22. Бобринский А. А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментики всех народов Европы и Азии / А. А. Бобринский // Труды Ярославского областного съезда. Ярославль, 1902. - С. 54-78.

23. Богатырев Т. Г. Вопросы теории народного искусства / Т. Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - С. 126.

24. Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н. Л. Гондатти / В. Г. Богораз // Сборник МАЭ: Типография Императорской Академии наук, 1901. -Т.1. - Вып. 2. - С. 67.

25. Богораз В. Г. Чукчи. Религия. Авторизованный перевод с английского / В. Г. Богораз. - Часть II. - Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. - С. 195.

26. Буткевич Л. М. Орнамент как процесс / Л.М. Буткевич. - М.: МГТУ, 2000.- С. 359.

27. Буткевич Л. М. История орнамента: Учебное пособие / Л. М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2008. - С. 271.

28. Васильевский Р. С. Древние культуры Тихоокеанского Севера / Р. С. Васильевский. - Новосибирск, 1973.

29. Вдовин И. С. Религиозные культы чукчей / И. С. Вдовин // СМАЭ. -Л., 1977. - Т. XXXIII. - С. 117-171.

30. Вдовин И. С. Этногенез и этнические связи ительменов // История и культура ительменов. - Л.: Наука, 1990. - С. 14-39.

31. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. - Л.: Наука, 1973.

32. Вейль Г. Симметрия / Под ред. Б. А. Розенфельда. - М.: Наука, 1968. - С. 192.

33. Верман К. История искусства всех времен и народов / К. Верман. -СПб.: Книгоиздательское товарищество Просвещение, 1896. - Т. 1. -С. 827.

34. Витер И. В., Ю. О. Новик. Мода от природы: традиционная корякская одежда, изготовленная в конце XX века: [каталог] / И. В. Витер, Ю. О. Новик. - Петропавловск-Камчатский: холд. комп. «Новая книга», 2004. - С. 222.

35. Володин А. П. Ительмены / А. П. Володин - СПб.: Просвещение, 1995. - С. 124.

36. Гартман К. О. Стили. В 2-х частях / К. О. Гартман.- М.: Искусство, 2000.- С. 302.

37. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, верований и прочих достопримечательностей / И. Г. Георги. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. - Ч. 3-4. - С. 63-64.

38. Герчук Ю. Я. Структура и смысл орнамента / Ю. Я. Герчук // Декоративное искусство.-1979. - №1. - С. 30-33.

39. Герчук Ю. Я. Поэтика орнамента / Ю. Я. Герчук // Советское декоративное искусство. - М., 1983. - №7. - С. 140-154.

40. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа / Ю.Я. Герчук. - М.: РИП - холдинг, 2013. -С. 304.

41. Горбачева В. В. Праздники и обряды / В. В. Горбачева // История и культура коряков. - СПб, 1993. - С. 123-135.

42. Грачева Г. Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан / Г. Н. Грачева // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976. - С. 44-67.

43. Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области / Г. Ф. Дебец // ТИЭ. - М., 1951. - Т. 17 - С. 118.

44. Демидов Е. Г. Мировоззрение / Е. Г. Демидов // История и культура коряков - СПб.: Наука, 1993. - С. 113-118.

45. Диков Н. Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии / Н. Н. Диков. - М.: Наука, 1979. - С. 348.

46. Дыренкова Н. П. Материалы по шаманству у телеутов / Н. П. Дыренкова // СМАЭ. - М.-Л., 1949. - Т. 10. - С. 107-190.

47. Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. -Новосибирск: Наука, 1979. - С. 223.

48. Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке / В. П. Дьяконова // Природа и человек в религиозных представлениях Сибири и Севера. - Л., 1976. - С. 268292.

49. Иванов В. В. Проблемы этносемиотики / В. В. Иванов // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л., Наука, 1989.- С. 38-63.

50. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири / С. В. Иванов // ТИЭ. - М., 1954. - Т. 22. - С. 252-253.

51. Иванов С. В. Народный орнамент как исторический источник (К методике изучения) / С. В. Иванов // Советская этнография. - 1958. № 2 - С. 3-23.

52. Иванов С. В. Орнамент / С. В. Иванов // Историко-этнографический атлас Сибири. - М.-Л., 1961. - С. 369-373.

53. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник / С. В. Иванов. - М.-Л.: АН СССР, 1963. - Т. 81 - С. 500.

54. Иванов С. В. Послесловие / С. В. Иванов // Советская этнография. -1931. - № 1- 4. - С. 121-125.

55. Иванов С. П. Проблемы изучения народного орнамента / С. П. Иванов //Проблемы истории и развития народного искусства. Тезисы докладов конференции. - Рига: Зинатне, 1983. - С. 64-67.

56. Иванова-Уварова З. И. Традиционное искусство народов Северо -Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки) / З. И. Иванова-Уварова. - Якутск: Изд-во Якутскго ун-та, 2005. - С. 192.

57. Историческая демография Сибири: Сб. научн. тр. - Новосибирск, 1992. - С. 239.

58. Геометрический орнамент / Сост. и авт. предисл. В. И. Ивановская. -М: Изд-во В. Шевчук, 2009. - С. 209.

59. Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / В. И. Иохельсон / Отв. Ред. Ч. М. Таксами. - СПб.: Наука, 1997. - С. 237 .

60. Иохельсон В. И. Коряки: представления о смерти. Погребальная одежда. Погребальный обряд / В. И. Иохельсон // Северные просторы. - 1990. - № 3 - С. 38-41.

61. История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки / Под общей ред. академика А. И. Крушанова. Л.: Наука, 1990. - С. 207.

62. Каган М. С. О месте орнамента в прикладном искусстве / М. С. Каган // О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961. - С. 89-91.

63. Калачев И. В. Образ жизни тунгусов и коряков, живших в Иркутской губернии в 1766 г. / И. В. Калачев // ИСОРГО. - 1871. - Т. 3 - С. 4345.

64. Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие / Н. М. Калашникова. - М.: Сварог и К., 2002. - С. 374.

65. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для уч-ся ст. классов / Н. И. Каплан. - М.: Просвещение, 1980. - С. 125.

66. Каплан Н. И. Традиции декоративно - прикладного искусства народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока / Н. И. Каплан //

Культура народностей Севера. Традиции и современность. -Новосибирск: Наука, 1986. - 190-199.

67. Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту / Э. В. Кильчевская. - М.: Наука, 1968. - С. 78.

68. Корчагин Ю. Традиционные знания как культурное наследие коренных народов Камчатки / Ю. Корчагин, В. Шарахматова. - Петр.-Камч: КамГУ им. В. Беринга, 2008. - С. 116.

69. Кочешков Н. В. Народное декоративное искусство / Н. В. Кочешков // История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки. -Л., 1990. - С. 180-190.

70. Кочешков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (ХУШ-ХХ вв.) / Н. В. Кочешков. - Л.: Наука, 1989. - С. 199.

71. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов / С. П. Крашенинников. - М.- Л.: Главсевморпуть, 1949. - С. 841.

72. Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей / В. Г. Кузнецова // СЭС. - 1957. - Вып. 2 - С. 263326.

73. Кюн Г. Искусство первобытных народов / Г. Кюн. - М.-Л.: Гос. изд-во Изобразительных искусств, 1933 - С. 111.

74. Латынин Л. Ф. Образы народного искусства [Текст] / Л. Ф. Латынин. - М. : Знание, 1983. - С. 48.

75. Леонтьев В. В. По земле древних кереков. Записки этнографа / В. В. Леонтьев. - Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1976. - С. 231.

76. Леонтьев В. В. Этнография и фольклор кереков / В. В. Леонтьев. - М.: Наука, 1983. - С. 130.

77. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - СПб.: Издание А. Ф. Девриена, 1898.- 198с.

78. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1976. - С. 319.

79. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - Спб.: «Искусство -СПБ», 2000. - С. 704.

80. Мак-Ги Р. Происхождение эскимосов: возможна ли альтернативная гипотеза? / Р. Мак-Ги // Советская этнография. - 1988. - № 3. - С. 110115.

81. Малолетко А. М. Еще одна версия происхождения сихиртя // Интеграция археологических и этнографических исследований / А. М. Малолетко. - М. - Омск: ОмГПУ, 1999. - С. 153-155.

82. Мелетинский Е. Г. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона / Е. Г. Мелетинский. - М.: Наука, 1979. - С. 229.

83. Мелетинский Е. Г. Сказание о Вороне у народов Крайнего Севера / Е. Г. Мелетинский // Вестник истории мировой культуры. - 1959. - № 1

- С. 86-104.

84. Меновщиков Г. А. Об устном повествовательном творчестве народностей Чукотки и Камчатки / / Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки (азиатские эскимосы, чукчи, коряки, кереки и ительмены)

- М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. - С. 646.

85. Минниахметова Р. Р. Сравнительный анализ подходов в изучении традиционного орнамента народов Севера / Р. Р. Минниахметова [Электронный ресурс] - Екатеринбург, 2008: - Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam aspirantam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizainu-dpi/sravnitelnvi-analiz-hidxodov-v-izuchenii-tradicionnogo-ornamenta-narodov-severa. html

86. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство / В. Б. Мириманов. - М.: Искусство, 1973. - С. 319.

87. Моран А. М. История декоративно-прикладного искусства / А. М. Моран. - М.: Искусство, 1982. - С. 577.

88. Недошивин Г. А. Очерки теории искусства / Г. А. Недошивин. - М.: Искусство, 1953. - С. 206.

89. Норденшельд А. Е. Плавание на «Веге» / А. Е. Норденшельд. - Л.: Главсевморпуть, 1936. - Ч. II - С. 450.

90. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья / А. П. Окладников // МИА. - 1950. - № 18. - С. 285-336.

91. Окладников А. П. Раскопки на Севере / А.П. Окладников // По следам древних культур. - М., 1951. - С. 11-46.

92. Окладников А. П. Утро искусства / А.П. Окладников. - Л.: Искусство, 1967.- 135с.

93. Окладникова Е. А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки. Проблема этнокультурных контактов аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки / Е.А. Окладникова. - СПб.: МАЭ РАН, 1995. - С. 319.

94. Орлова Е. П. Азиатские эскимосы / Е.П. Орлова // ИВГО. - 1941. - № 2. - С. 201-222.

95. Орлова Е. П. Верования камчадалов - ительменов / Е. П. Орлова // Страны и народы Востока. - М., 1975. - Вып. 17. - С. 127-137.

96. Орлова Е. П. Коряки полуострова Камчатки / Е.П. Орлова // Северная Азия. - 1929. - № 3. - С. 83-113.

97. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для ВУЗов / Ф.М. Пармон.- М.: Триада плюс, 2002. - С. 312.

98. Петри Б. Е. Народное искусство в Сибири: вопросы собирания и изучения / Б. Е. Петри. - Иркутск: Сибгосиздат, 1923. - С. 30.

99. Петрухин В. Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры / В. Я. Петрухин // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, 1986. - С. 5-25.

100. Попов А. А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов / А. А. Попов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976 - С. 31-44.

101. Привалова В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической культуре мира / В.М. Привалова. - [Электронный ресурс]. - Самарский научный центр Российской академии наук, 2010. - Режим доступа:

ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_3_255_263.pdf.

102. Рандин В.А. Орнаменты: долганы, нганасаны, ненцы: Альбом / В.А. Рандин. - СПб: Просвещение, 1992. - С. 56.

103. Ранние формы искусства (Под ред. Е. М. Мелетинского). - М.: Искусство, 1972. - С. 479.

104. Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема / С. И. Руденко. - М.: Издательство Главсевморпуть, 1947. -С. 132.

105. Рудинская А. И. Орнамент (искусство математика и художника) / А. И. Рудинская. - Днепрпетровск: Изд-во ДГУ, 1991. - С. 112.

106. Рудинская А. И. Орнамент (Антисимметрия) / А. И. Рудинская.-Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1995. - С. 95.

107. Рындина О. М. Опыт структурного анализа орнамента / О.М. Рындина, В.П. Леонов // Этнографическое обозрение. - 1992. - № 1. -С. 61-71.

108. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. Сборник избранных работ / А. Б. Салтыков. - М.: Просвещение, 1968. - С. 296.

109. Светлова Л. П. Азбука орнамента. Пособие для профессиональных образовательных учреждений / Л.П. Светлова. - М.: Изд-во "Гном и Д", 2001.- С. 127.

110. Селезнев А. Г. Образ лестницы в мифе и погребальном ритуале / А. Г. Селезнев // Интеграция археологических и этнографических исследований. - М.-Омск, 1999. - С. 254-260.

111. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока: Книга для учителя / Сост. Т. Б. Митлянская. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

112. Семенова Т. С. Народное искусство и его пробелы / Т. С Семенова. -М.: Советский художник, 1977. - С. 246.

113. Сенкевич В. В. Орнамент у народов Севера / В. В. Сенкевич // Советская Арктика. - 1936. - № 7. - С. 31-33.

114. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / Сост., предисл. и примеч. Г. А. Меновщикова. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974. - С. 646.

115. Словарь мифов / Под ред. П. Бентли. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - С. 117-326.

116. Слюнин Н. В. Охотско-Камчатский край / Н. В. Слюнин. - СПб.: Мин. Фин., 1900. - Т. 1. - С. 690.

117. Смолицкий В. Г. Некоторые способы декорирования современной народной корякской одежды / В. Г. Смолицкий // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - М., 1981. - С. 77-90.

118. Соколова Т. М. Орнамент - почерк эпохи / Т. М. Соколова. - Л.: Аврора, 1972. - С. 148.

119. Солдадзе Л. Семантика древнего орнамента / Л. Солдадзе // Декоративное искусство. - 1980. - № 9. - С.17-21.

120. Станюкович Т. К. Истории изучения орнамента / Т. К. Станюкович // Народное прикладное искусство: Актуальные вопросы истории и развития. - Рига: Зинатне, 1989. - С. 30-43.

121. Стасов В. В. Русский народный орнамент / В.В.Стасов. - СПб.: Издание общества поощрения художников, 1872. - Вып. 1. - С. 26.

122. Стеллер Г. Из Камчатки в Америку. Быт и нравы камчадалов в XVIII в. / Г. Стеллер // Природа и люди. - 1927. - кн. 11. - С. 111.

123. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство, 1985. - С. 298.

124. Таксами Ч. М. Представления о природе и человеке у нивхов / Ч. М. Таксами // Природа и человек в религиозных представлениях Сибири и Севера (Вторая половина XIX - начало ХХ в.). / Отв. ред. И. С. Вдовин. - Л.: Наука, 1976. - С. 203-216.

125. Таксами Ч. М. Общие элементы в традиционной культуре народов тихоокеанского Севера / Ч. М. Таксами // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -Вып. 106, 2009. - С.15-20.

126. Тишина Т. П. Фольклорные основы якутского орнамента / Т. П. Тишина // Язык. Миф. Культура народов Сибири. - Якутск, 1988. - С. 147-161.

127. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Избранное / В. Н.Топоров. - М.: Прогресс. Культура, 1995.- С. 623.

128. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь / Под ред. Т. Х. Стародуб. - М.: Эллис Лак, 1997. - С. 93.

129. Тропою северных оленей: Декоративно - прикладное искусство Крайнего Севера: [Альбом] / Авт. вступ. ст. и сост. Н. И. Каплан; Худож. А. И. Кузьминский. - Л.: Аврора, 1974. - С. 91.

130. Трессидер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько / Дж. Трессижер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 199. - С. 448.

131. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тренер. - М.: 1983. - С. 278.

132. Ухтомский Д. Чукотские стрелы / Д. Ухтомский // Ежегодник Русского Антропологического общества при СПб ун-те. - 1912. - Т.4. - С. 103-122.

133. Федорова Е. Т. Украшение верхней плечевой одежды народов Сибири Е. Т. Федорова // СМАЭ. - Л.,1988. - Вып. XLП. - С.86-104.

134. Федорова Е. Г. Орнамент как признак «свой» и «чужой» вещи / Е. Г. Федорова // Чужая вещь в культуре. Материалы научной конференции. - октябрь - ноябрь, 1995. - СПб, 1995. - С.14-16.

135. Филиппов А. В. Построение орнамента с большим числом вариантов / А.В. Филиппов.-М.: 1937. - С. 29.

136. Фокина Л. В. Орнамент: Учеб. Пособие для студентов архитектур. и худож. специальностей вузов / Л. В. Фокина. - Ростов-на-Дону: Феникс, Торговый дом, 2000. - С. 94.

137. Хомич Л. В. Представление ненцев о природе и человеке / Л. В. Хомич // Природа и человек в религиозных представлениях народов Севера. - Л., 1976. - С. 16-30.

138. Хомич Л. В. Снеговые очки / Л. В. Хомич // Северные просторы. -1990. - № 1. - 44 с.

139. Чернихов Я. Г. Орнамент: композиционно - классические построения/ Я. Г. Чернихов. - М.: Сварог и К, 2007. - С. 200.

140. Чубарова Л. И. Художественные изделия из меха / Л. И. Чубарова В. Г. Смолицкий // Сельскому учителю о художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. - М., 1983. - С. 64-87.

141. Чукотское и эскимосское искусство. Из собрания Загорского государственного художественного музея-заповедника / сост. А. К. Ефимова Е. Н. Клитина. - М.: Художник РСФСР, 1981. - С. 179.

142. Широков Ю. А. Выставка чукотско-эскимосского изобразительного и декоративного искусства в Анадыре / Ю. А. Широков // Записки

Чукотского краеведческого музея. - Магадан, 1968. - Вып. 5. - С. 9093.

143. Шнейдер Е. Р. Искусство народностей Сибири / Е. Р. Шнейдер. - Л.: Гос. Русский музей, 1930. - С. 90-100.

144. Шнейдер Е. Р. Искусство палеоазиатов / Е. Р. Шнейдер // Сибирская советская энциклопедия. - М., 1931. - Т. 2 - С. 372-373.

145. Штернберг Л. Я. Орнамент из оленьего волоса и игол дикобраза / Л. Я. Штернберг // Советская этнография. - 1931, № 3-4. - С. 103-121.

146. Шубников А. В. Симметрия (законы, симметрии и их применение в науке и прикладном искусстве) / А. В. Шубников. М., Л.: Наука, 1940. - С. 243.

147. Шубников А. В. Симметрия в науке и искусстве / А. В. Шубников В.

A. Коцик. - М: Наука, 1972. - С. 349.

148. Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве / А.

B. Шубников В. А. Копцик. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004. - С. 530.

149. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. -М.: Локид; Миф, 2000. - С. 388.

150. Этнос и культура (под ред. Л. Е.Фетисова). - Владивосток: Дальнаука, 1999. - С. 216.

151. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М.: 1991.- С. 304.

152. Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: Учебное пособие / М. С. Якушева. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова. Изд-во В. Шевчук, 2009. - 240 с.

153. Birket-Smith K. The chugach Eskimo / К. Birket-Smith // Natinalmuseet skrhfter. Etnografisk Roekke. - 1953. - Vol. 6. - Р. 72-79.

154. Bogoras W. The Chukchee. Material Culture / W. Bogoras // The Jesup North Pacific Expedition/ - Leiden - New York, 1904. - Vol. 7. - part. 1. -276 p.

155. Collins H. B. Archeology of st. Lavrence Island. Alfska / H. B. Collins // Smilh sonian Mi scellaneous collections. - 1937. - Vol. 96. - P. 286 - 303.

156. Corn R. Native American in the Denver art Museum / R. Corn. - Seattle -London, 1979. - 350 p.

157. Dockstader F. Indian art in America. The arts and arafts of the North American Indian / F. Dockstader. - Greenwish, Connecticut, USA, 1961. -Р. 224.

158. Feder N. American Indian art / N. Feder. - N.Y., 1969. - Р. 445.

159. Iohelson W. The Koryak. Material culture and social organization / W. Iohelson // The Jesup North Pacific Expedition - Leiden - New York, 1908. - Vol. 6. - part. 2. - 460 p.

160. Iohelson W. The Koryak. Religion and Myths / W. Iohelson // The Jesup North Pacific Expedition - Leiden - New York, 1905. - Vol. 6. - part. 1. -382 p.

161. Ornaments G2 and Ornamental Art. Chapter 2.6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.emis.de/monographs/jablan/pref.htm.

162. Stewart H. Looking at Indian art of the NorthWest Coast / H. Stewart. -Seattle, 1979 - 355 p.

163. Teit J. The Thompson Indians of British Columbia / J. Teit // The Jesup North Pacific Expedition. - New York, 1900. - P. 163-392.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Фото 1. Образцы шитья оленьим волосом:

А) простой шов, Б) косичка, В) жгутик, Г) зигзаг (растянутый и сжатый), Д) ломаный шов. Чубарова, 1983, с. 51, рис. 61.

Фото 2. Швы комбинированные

А) техника выполнения, Б) типы орнаментов.

Чубарова, Смолицкий, 1983, с. 82, рис. 101.

Фото 3. Техника продержки ремешков

Чубарова, 1983, с. 56, рис. 67.

Фото 4. Ительменская танцевальная кухлянка, 1980-е годы. Ровдуга, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 5. Ительменское танцевальное платье, 1980-е годы. Ткань, мех, аппликация.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 6. Ительменская танцевальная кухлянка с капюшоном,

1980-е годы.

Ровдуга, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 7. Ительменская кухлянка с поясом, 1980-е годы. Ровдуга, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 8. Ительменские пояса, 1980-е годы.

Ровдуга, продержка ремешков, аппликация, обмотка. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на.

Фото А. Ю. Кручинина

Фото 9. Мужская рубаха с капюшоном, 1980-е годы. Ровдуга, аппликация.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 10. Кухлянка с капюшоном, 1980-е годы. Ровдуга, мех, мозаика.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 11. Кухлянка с капюшоном и поясом, 1980-е годы. Ровдуга, мех, мозаика.

Ансамбль "Эльвель". Корякский. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 12. Ительменское танцевальное платье, 1980-е годы. Ткань, мех, аппликация.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 13. Ительменское танцевальное платье, 1980-е годы. Ровдуга, мех, бисер, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 14. Ительменское танцевальное платье (спинка), 1980-е годы.

Ровдуга, мех, бисер, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 15. Хореограф ительменского ансамбля "Эльвель"

Л. К. Кручинина в национальном платье.

Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко .

Фото 16. Ительменское танцевальное платье (спинка), 1980-е годы.

Ровдуга, мех, бисер, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 17. Ительменское танцевальное платье, 1980-е годы. Ровдуга, мех, бисер.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 18. Ительменская танцевальная кухлянка, 1980-е годы. Ровдуга, продержка ремешков, аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 19. Ительменское танцевальное платье, 1980-е годы. Ровдуга, мех, бисер.

Ансамбль "Эльвель". Корякский. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 20. Ительменская мужская рубаха, 1980-е годы. Ровдуга, мех, бисер, бусы. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 21. Ительменская мужская рубаха (спинка), 1980-е годы. Ровдуга, мех, бисер, бусы. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 22. Ительменская кухлянка, 1980-е годы. Ровдуга, мех, мозаика, бисер.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 23. Головное украшение из бисера и бус, 1990-е годы.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 24. Ительменский пояс из ровдуги, 1990-е годы.

Аппликация. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран

Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 25. Ительменский пояс и головные повязки, 1990-е годы. Ровдуга, вышивка бисером.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 26. Ительменская мужская рубаха, 1980-е годы. Ровдуга, бисер.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 27. Пояс из ровдуги, украшенный бисером, 1990-е годы. Ровдуга, аппликация, вышивка бисером.

Ансамбль "Эльвель". Корякский. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 28. Мужской передник-сумка

Ительмены, 1990-е годы. Ткань, ровдуга, аппликация.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр. Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 29. Артист в костюме, украшенном воротником из росомахи, и в переднике-сумке

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 30. Артист в ситцевой рубахе и переднике-сумке

Ансамбль "Эльвель". Корякский авт. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 31. Артистка в ситцевом платье

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 32. Головной убор, украшенный мехом, подвесками, орнаментом,

1980-е годы. Ровдуга, мех, бусы.

Ансамбль "Эльвель". Корякский. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 33. Левковская Т. А. Мужской пояс из черной кожи с подвесками,

1990-е годы.

Ровдуга, искусственная кожа, бисер. Аппликация, обмотка. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 34. Жирков И.А. Мужской пояс с подвесками, 1990-е годы.

Ровдуга, мех, искусственная кожа, бусы, бисер. Аппликация, обмотка. Ансамбль "Эльвель". Корякский. окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото Ю. А. Кручинина

Фото 35. Головные повязки, 1990-е годы.

Ровдуга, бисер, вышивка, аппликация, переплетение ремешков, обмотка.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 36. Головная повязка из бисера

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 37. Головная повязка из бисера

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 38. Головные повязки, 1990-е годы.

Заячий мех, мех нерпы, бисер, бусы.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 39. Артисты ансамбля "Эльвель" в национальных костюмах

Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 40. Нагрудные украшения с растительным орнаментом, 1990-е годы. Вышивка бисером, мех.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 41. Нагрудные украшения, 1990-е годы. Вышивка бисером, мех.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 42. Нагрудные украшения, 1990-е годы. Плетение и вышивка бисером.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 43. Изделия декоративно-прикладного искусства, 1990-е годы. Вышивка бисером, мех.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на.

Фото А. Ю. Кручинина

Фото 44. Панно, 1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером, аппликация, ракушки. Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото Кручинина А. Ю.

Фото 45. Обувь, украшенная растительным и геометрическим орнаментами, 1990-е годы. Ровдуга, аппликация, вышивка бисером.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото Кручинина А. Ю.

Фото 46. Обувь, украшенная вышивкой из бисера, 1990-е годы. Ровдуга, бисер.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 47. Обувь, украшенная геометрическим орнаментом, 1990-е годы. Ровдуга, продержка ремешков.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 48. Обувь, украшенная геометрическим орнаментом, 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Ансамбль "Эльвель". Корякский окр., с. Ковран Тигильского р-на. Фото А. Ю. Кручинина

Фото 49. Ивашова А.Д. Ительменское платье, 1990-е годы. Сатин, вышивка нитками.

Частная коллекция Ивашовой А.Д., Корякский окр., с. Тигиль Фото А. И. Руденко

Фото 50. Ивашова А.Д. Ительменское платье (фрагмент вышивки спинки),

1990-е годы.

Сатин, вышивка нитками.

Частная коллекция Ивашовой А.Д., Корякский окр., с. Тигиль. Фото А. И. Руденко

Фото 51. Ивашова А.Д. Ительменская кухлянка с капюшоном, 1990-е годы.

Велюр, лисий мех, вышивка нитками.

Частная коллекция Ивашовой А.Д., Корякский окр., с. Тигиль. Фото А. И. Руденко

Фото 52. Ительменская меховая кухлянка

Олений мех, мозаика. Корякский окр., Тигильский р-н.

Камчатская обл. Мильковский краеведческий музей. № ГИ-117. Фото А. И. Руденко

Фото 53. Опуван кухлянки

Олений мех, мозаика. Корякский окр., Тигильский р-н.

Камчатская обл. Мильковский краеведческий музей. № ГИ-117. Фото А. И. Руденко

Фото 54. Ительменская кухлянка, орнаментированная геометрическим орнаментом

Стеллер, 1927, с. 31.

Фото 55. Ительменское праздничное платье

Велюр, искусственный мех, вышивка бисером. Камчатская обл., Мильковский р-н, с. Мильково. Информационный краеведческий центр.

Фото А. И. Руденко

Фото 56. Корякская женская кухлянка (перед)

Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 99. Фото А. И. Руденко

Фото 57. Корякская женская кухлянка (спинка)

Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 99. Фото А. И. Руденко

Фото 58. Корякская женская кухлянка (перед)

Ровдуга, мех, аппликация, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 88.

Фото А. И. Руденко

Фото 59. Корякская женская кухлянка (спинка)

Ровдуга, мех, аппликация, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 88. Фото А. И. Руденко

Фото 60. Головной убор (вид сзади)

Ровдуга, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 98. Фото А. И. Руденко

Фото 61. Волчья накидка

Мех волка и оленя, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 32. Фото А. И. Руденко

Фото 62. Корякский пояс

Ровдуга, мех.

Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Фото А. И. Руденко

Фото 63. Малахай

Мех оленя, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 43. Фото А. И. Руденко

Фото 64. Малахай

Мех оленя, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 94. Фото А. И. Руденко

Фото 65. Детский малахай.

Мех оленя, вышивка бисером. Корякский окр., с. Седанка Тигильского р-на. Тигильский районный краеведческий музей. Инв. № 168. Фото А. И. Руденко

Фото 66. Корякская мужская рубаха, 1980-е годы.

Ткань, искусственный мех и кожа, аппликация.

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 67. Девушка в торбасах, 1980-е годы. Олений камус, меховая мозаика.

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 68. Артист в рубахе, украшенной росомашьим воротником, и артистка в платье, украшенном геометрическим орнаментом и лисьим воротником

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 69. Корякская кухлянка, 1980-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 70. Корякская кухлянка (спинка), 1980-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 71. Летняя обувь из ровдуги, 1980-е годы. Ровдуга, вышивка бисером.

Корякский окр., с. Тигиль, Тигильский районный центр досуга. Фото А. И. Руденко

Фото 72. Голикова Т.Н. Корякская кухлянка с капюшоном, 1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., с. Ильпырь Карагинского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 73. Голикова Т.Н. Корякская кухлянка с капюшоном (спинка), 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский. окр., с. Ильпырь Карагинского р-на. Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 74. Корякская кухлянка с капюшоном, 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., с. Оссора Карагинского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 75. Корякская кухлянка с капюшоном (спинка), 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский окр., с. Оссора Карагинского р-на. Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 76. Корякская кухлянка, 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на. Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 77. Корякская кухлянка (спинка), 1990-е годы. Ровдуга, мех, вышивка бисером. Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на. Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 78. Корякская кухлянка с меховым воротником, 1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 79. Корякская кухлянка с меховым воротником (спинка),

1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 80. Корякская кухлянка с меховым воротником, 1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 81. Корякская кухлянка с меховым воротником,

1990-е годы.

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр., п. Хаилино Алюторского р-на.

Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 82. Праздничные женские торбаса (вид сзади)

Ровдуга, олений мех, вышивка бисером. Корякский окр., Центр народного творчества, пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 83. Нинбит О. Н. Пояс женский из бисера, 1991 г. Семейный музей Н.К.Хелол. Корякский окр., пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 84. Нинбит О. Н. Пояс женский из бисера в развернутом виде, 1991 г.

Семейный музей Н.К.Хелол.

Корякский окр., пгт. Палана Тигильского р-на.

Фото А. И. Руденко

Фото 85. Хелол Т.М. Сумочка "Солнышко", 1991 г. Семейный музей Н.К.Хелол. Корякский окр., пгт. Палана Тигильского р-на. Фото А. И. Руденко

Фото 86. Фрагмент отделки корякской кухлянки (перед)

Ровдуга, олений мех, бисер, вышивка нитками. Корякский окр., Карагинский р-н. Паланский окружной краеведческий музей. КП № 3541. Фото А. И. Руденко

Фото 87. Фрагмент отделки корякской кухлянки (спинка)

Ровдуга, олений мех, бисер, вышивка нитками. Корякский окр., Карагинский р-н. Паланский окружной краеведческий музей. КП № 3541. Фото А. И. Руденко

Фото 88. Фрагмент отделки опувана кухлянки

Ровдуга, олений мех, бисер, вышивка нитками.

Корякский окр., Карагинский р-н.

Паланский окружной краеведческий музей. КП № 3541.

Фото А. И. Руденко

Фото 89. Фрагмент отделки опувана кухлянки

Ровдуга, олений мех, бисер, вышивка нитками. Корякский окр., Карагинский р-н. Паланский окружной краеведческий музей. КП № 3541. Фото А. И. Руденко

Фото 90. Меховая кухлянка (спинка)

Олений мех.

Корякский окр., Паланский окружной краеведческий музей. КП № 3674. Фото А. И. Руденко

Фото 91. Фрагмент украшения меховой кухлянки

Олений мех, ровдуга, вышивка бисером. Корякский окр., Паланский окружной краеведческий музей. КП № 33. Фото А. И. Руденко

Фото 92. Капюшон и нагрудник кухлянки, украшенные бисером

Олений мех, ровдуга, вышивка бисером. Корякский окр., Паланский окружной краеведческий музей. КП № 33. Фото А. И. Руденко

Фото 93. Капюшон с "ушками " и розетка, расположенная на спинке кухлянки

Олений мех, ровдуга, вышивка бисером. Корякский окр., Паланский окружной краеведческий музей. КП № 33. Фото А. И. Руденко

Фото 94. Конайтэ

Олений мех, ровдуга, мозаика.

Корякский окр., Паланский окружной краеведческий музей.

Фото А. И. Руденко

Фото 95. Фрагмент отделки корякской кухлянки (спинка)

Ровдуга, мех, вышивка бисером.

Корякский окр. Пенжинский р-н. Паланский окружной краеведческий музей. КП № 1919. Фото А. И. Руденко

Фото 96. Торбаса

Олений камус, мозаика.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.