Основные этапы развития медиаобразования в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Челышева, Ирина Викториновна

  • Челышева, Ирина Викториновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 232
Челышева, Ирина Викториновна. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Таганрог. 2002. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Челышева, Ирина Викториновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ.

1.1. Теория «диалога культур» как методологическая основа медиаобразования.

1.2. Теоретические основы медиаобразования.

ГЛАВА 2: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Зарождение медиаобразования в России (1900-1918).

2.2. Становление отечественного медиаобразования (1919-1934).

2.3. Этап "практического" медиаобразования (1935-1955).

2.4. Возрождение медиаобразования (1956-1968).

2.5. Эстетически ориентированное медиаобразование (1969-1985).

ГЛАВА 3: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

3.1. Современный этап развития медиаобразования (1986-2002).

3.2. Теоретические и методические концепции медиаобразования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные этапы развития медиаобразования в России»

Актуальность исследования. На пороге нового тысячелетия человечество подводит итоги того, что сделано, дает оценку происходящих событий и намечает новые пути и перспективы своего развития. Это касается всех сфер человеческой деятельности: экономики, политики, культуры, науки и искусства.

XX век вошел в историю как век так называемого "информационного взрыва", век возникновения новой мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой коммуникации, которые "люди вынимают из "рога изобилия современной технологии", позволяет соотносить, связывать между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. Как следствие, общественная организация людей совершенствуется, улучшается, приобретает новые качества, человек становится более мобильным, а его связи с окружением -более универсальными" (149, 60-61). Современный человек настолько привык к огромному количеству информации, объем которой постоянно увеличивается, что не представляет себе жизни без прессы, телевидения, радио, кино и компьютерной сети. Оказавшись в силу каких-либо причин без них, он начинает испытывать беспокойство и дискомфорт. Это состояние еще называют "информационным голодом".

Есть мнение, что "если бы из мира исчезли все люди и остались бы только сообщения, которыми они обменивались, мы все равно обладали бы необходимой информацией для развития нашей науки. Ведь каждое реальное социально-психологическое явление уходит своими корнями в коммуникацию" (76, 244).

Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа. Так, в них видят и источник знаний, и в то же время помеху в образовании и воспитании, средство всестороннего развития и фактор, тормозящий последнее и т.д. Действительно, средства массовой коммуникации могут способствовать позитивному развитию человека, но в то же время и опустошению - духовному, нравственному, эстетическому кризису личности.

Засилье низкопробной в художественном и содержательном отношении продукции кино- и видеорынка, постоянно присутствующие сцены насилия требуют сегодня от педагогов усилить внимание воспитанию средствами и на материале медиа, развивая художественное восприятие, познавательные интересы и творческие способности личности молодежи.

Вместе с тем средства массовой коммуникации (медиа) в целом принимаются человечеством как естественные слагаемые бытия и создают вокруг каждого из нас особое информационное поле, под воздействием которого формируются социальные, моральные, художественные, интеллектуальные ценности и интересы.

В последние годы немало говорится о том, что подрастающее поколение много свободного времени проводит у телевизора, видеомагнитофона, компьютера и т.д.: медиа имеют все большее влияние на развивающуюся личность. Этой проблеме посвящены исследования О.А.Баранова, И.В.Вайс-фельда, М.И.Жабского, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, Ю.М.Лотмана, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, Г.А.Усовой, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др. В современной социокультурной ситуации порой наблюдается бездумное, "всеядное" поглощение информации, приходящей к человеку с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, из радиоприемников. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, школьник часто не вдумывается в смысл медиатекстов. Такая ситуация приводит к тому, что постепенно притупляется потребность в приобретении знаний, общения с прекрасным, в духовно-эстетическом обогащении. А ведь пресса, радио, телевидение, кинематограф и компьютерные сети несут людям все виды социальной информации: экономическую, научную, политическую, эстетическую и т.д. Для молодежи, относящейся к так называемому "всеядному" типу зрителей и слушателей, медиаискусства выполняют, увы, лишь развлекательную или релаксационную функцию.

Трудно не согласиться с мнением, что "образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию" (151, 20).

Экранные медиа, к которым традиционно относят кино, телевидение, видео, Интернет и др., оказывают огромное влияние на современных школьников. "В системе искусств, вовлеченных в процесс эстетического воспитания, у искусств синтетических, зрелищных, массовых. своя, особая миссия. Экран сегодня в пространстве социально-психологического развития человечества, в процессе социализации и воспитания занял доминирующее положение, не уступая, а порой даже оспаривая первенство у печатного текста. Именно экран образует наиболее массовые формы воздействия на современного человека и взаимодействия с ним" (30, 7). Медиаинформация способна одновременно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Изобразительно-выразительные средства медиакультуры создают условия для показа того или иного предмета или явления в различных ракурсах, планах, с разных точек зрения.

Огромную роль в жизни общества играет личность, ее базовая культура, в формировании которой особое место отводится художественному воспитанию и образованию, развитию творческой и человеческой индивидуальности, самостоятельного творческого мышления, интеллекта, эстетического сознания и активизации знаний. Все это актуализирует и делает необходимым применение и использование медиа, осмысление проблем медиаобразования - специального направления в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами "закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий" (106, 241). В содержательные аспекты медиаобразования входят основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, медиаязык, история медиа и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, клубные, кружковые движения в медиасфере, образовательные и досуговые учреждения и т.д.), технология проведения занятий на медиаматериале.

Говоря о медиаобразовании, нужно иметь в виду, что оно затрагивает практически все виды воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, правовое, экологическое и т.д. Очевидно, что "основные функции личности творческое освоение общественного опыта и включения человека в систему общественных отношений" (119, 240), а общественный опыт приобретается человеком наряду с другими источниками и при помощи медиа. Таким образом, медиаобразование может осуществляться на всех ступенях развития подрастающего поколения, а также в последующие периоды жизни человека.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте.

Еще в 1987 году Совет Европы принял "Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям", где медиаобразованию придавалось огромное значение: "Медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета" (143, 199).

К сожалению, в российском образовании остаются открытыми вопросы подготовки профессиональных медиапедагогов, оснащения российских учебных заведений современными медиасредствами и т.д. Многие учителя до сих пор применяют средства массовой коммуникации лишь как наглядное средство обучения, не используя воспитательный и развивающий потенциал медиакультуры. Однако опыт отечественного и зарубежного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики (развитие творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения), которые в полной мере могут быть раскрыты в различных и многообразных формах, таких как интеграция с обязательными учебными предметами, автономные уроки, лекции, семинары, спецкурсы, факультативы, кружки, медиастудии, клубы и др., что во многом может способствовать формированию художественной культуры, развитию полноценного восприятия медиатекстов, анализу и осмыслению всего многообразия массовой информации. Сегодня очевидно, что "необходимость создания исторически, теоретически и методически обоснованного отношения к медиаобразованию (в России и за рубежом) как эффективному средству развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсификации информационных потоков представляется весьма настоятельной" (145, 17).

Проблемы медиаобразования в различном контексте представлены в диссертациях российских авторов. Например, в 60-е годы наиболее интересными, на наш взгляд, были работы О.А.Баранова (6), А.С.Карасик (56), С.Н.Пензина (92) Ю.М.Рабиновича (108) и др. Медиаобразование рассматривалось здесь в основном как средство эстетического, художественного, кинематографического воспитания. Всего в эти годы вышло 13 диссертационных работ.

Позже, в 70-е годы, медиаобразовательная тематика вызывала еще более живой интерес отечественных педагогов-исследователей. К примеру, диссертация Ю.Н.Усова (130) раскрывала систему анализа фильма на занятиях с учащимися, В.А.Монастырский (79) рассматривал воспитание старших школьников средствами телевидения во внеклассной работе, В.В.Лизанчук - проблемы повышения эффективности воздействия радио и телевидения на социализацию подростков (67). Вышел ряд работ, посвященных медиаобразованию на материале прессы, радио и звукозаписи: Ю.Н.Богатырева (14), Н.Н.Зволинская (47) и др. Всего в 70-е годы было защищено 22 диссертации.

Не менее активной была исследовательская работа медиапедагогов в 80-е годы. В данный период было защищено около 40 диссертаций, в которых затрагивались различные аспекты медиаобразования. Например, создание и использование экранно-звуковых средств: Л.П.Прессман (102), композиционные особенности учебного фильма: Н.К.Привалова (103), радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ориентаций подростков: Г.А.Усова (134), критический анализ зарубежного фильма на занятиях со старшеклассниками: А.В.Федоров (142) и т.д. Данный период характеризовался и появлением работ, затрагивающих социально-психологические аспекты влияния кино: Ч.А.Шакеева (158), возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников: А.В.Шариков (159).

В последнее десятилетие XX в. вышло около 20 диссертационных работ по медиаобразованию. Очевидно, что снижение количества диссертаций было связано с причинами экономического плана, так как интерес к медиа в конце XX столетия продолжал неуклонно расти. Именно тогда появились исследования, затрагивающие медиаобразование как комплексную систему:

А.В.Федоров (147), Е.А.Бондаренко (17), А.А.Новикова (81) и др. Ряд работ касался медиаобразования в вузах и процесса переподготовки учителей: А.В.Федоров (147), Т.Ю.Свистельникова (116), А.Н.Гавриченков (24), М.В. Моисеев (77) и др., развития личностной культуры в новых информационных условиях М.Ю.Бухаркина (18), Н.К.Карпова (57), Н.К.Платунова (94) и др.

ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века. Заметно усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к истории их возникновения и развития. Взгляд в прошлое позволяет, как известно, увидеть истоки того или иного явления и дальнейшие перспективы, лучше понять настоящее, выявить суть, которая лежит в его основе. Вместе с тем, изучение научной литературы показало, что вопросы генезиса российского медиаобразования все еще не стали предметом полномасштабного обобщающего анализа. Поэтому выбор темы нашего исследования: "Основные этапы развития медиаобразования в России" продиктован ее актуальностью и недостаточной разработанностью в отечественной науке.

Проблема исследования определяется парадоксальной ситуацией, сложившейся в связи с огромным позитивным опытом, накопленным за всю историю российского образования и недостаточным обобщением и использованием данного опыта в отечественной медиапедагогике.

Объект исследования: исторический процесс медиаобразования в России.

Предмет исследования: основные этапы развития и теоретические концепции российского медиаобразования.

Цель исследованиях историко-педагогический анализ основных этапов российского медиаобразования с точки зрения содержания, организационных форм, выявления основных его направлений.

Задачи исследования:

1) систематизировать и уточнить базовые понятия, которыми оперируют российские исследователи в области медиаобразования (термины "медиа", "медиакультура", "медиаобразование", "медиапедагогика" и др.) в философско-педагогическом контексте;

2) выявить и проанализировать основные этапы исторического развития медиаобразования в России;

3) проанализировать современную социокультурную и образовательную ситуацию, особенности теории и практики медиаобразования (цели, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, приемы и т.д.) в российских учебных заведениях;

4) выявить основные теоретические и методические концепции в отечественном медиаобразовании, которые смогут быть перспективной основой для дальнейшего успешного развития в России.

Гипотеза: предполагается, что путем историко-педагогического анализа различных медиаобразовательных концепций в России XX столетия мы сможем доказать преемственность прошлого позитивного опыта в современной медиапедагогике и обнаружить актуальные и полезные для современного российского образования тенденции, касающиеся как методологических основ, так и целей, задач, содержания, технологий медиаобразования, что, в свою очередь, поможет нам лучше представить себе наиболее вероятные и продуктивные пути его будущего развития.

Методологическая основа исследования: исследование опирается на философскую концепцию М.Бахтина - В.Библера о "диалоге культур", на исторический подход - рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиаобразования в России.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и классификация; изучение научной литературы по педагогике, медиакультуре, медиаобразованию, культурологии, искусствоведению, философии, психологии, социологии (библиография из 167 источников); сравнительный анализ процессов медиаобразования в разные исторические периоды, анализ и синтез теоретических и практических концепций в области медиапедагогики.

Научная новизна исследования', впервые в российской педагогической науке подробно и комплексно проанализированы основные этапы исторического развития медиаобразования в России (произведена и обоснована периодизация, раскрыты состав и структура медиаобразования, осуществлен анализ концепций, методик, форм медиаобразования на разных этапах).

Теоретическая значимость исследования:

1.Проанализированы основные исторические этапы развития медиаобразования и определены их характерные особенности.

2.Определены основные факторы социокультурной и образовательной ситуации в России в эпоху зарождения и развития медиаобразования, а также современное состояние медиаобразования, его цели, задачи, содержание, организационные формы, модели, методы, средства.

3.Выявлены основные направления медиаобразования, получившие наибольшее распространение - на материале прессы, кинематографа, радио, звукозаписи, телевидения, видео и компьютерных коммуникаций, включая Интернет.

4.Уточнены трактовки важнейших для медиаобразования понятий, получивших распространение на разных этапах развития российской медиапедагогики: "аудиовизуальная грамотность", "медиа", "медиакультура", "медиаобразование" и т.д. Составлен краткий словарь терминов медиаобразования.

5.Выявлены и проанализированы основные российские медиаобразовательные модели, получившие распространение в XX веке: образовательно-информационные, воспитательно-этические, эстетически ориентированные и модели развивающего обучения.

6.Проанализированы основные методические подходы в российском медиаобразовании (интегрированный, специальный и факультативный), их характерные особенности на разных исторических этапах.

7.Проанализированы теоретические и методические концепции в отечественном медиаобразовании, способствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творческого воображения, активизации знаний, интеллектуальному росту личности и т.д. Дана их сравнительная характеристика, определены специфические особенности.

Практическая значимость исследования: его результаты могут быть использованы исследователями в области педагогики, медиаобразования, культуры, истории XX века, педагогами-практиками в области медиапедаго-гики и художественного образования (например, в курсах по истории педагогики, медиакультуры, культурологии, истории культуры), студентами и аспирантами педагогических вузов. Кроме того, на основании результатов исследования нами разработана экспериментальная программа спецкурса для педагогических вузов "История развития медиаобразования в России".

На защиту выносятся:

1.Обоснование исторической периодизации развития медиаобразования в России, анализ его основных этапов: а) 1900-1918 гг. - зарождение медиаобразования в России; б) 1919-1934 гг. - период становления российского медиаобразования на материале кинематографа, фотографии и прессы при относительно "мягком" идеологическом контроле со стороны государства; в) 1935-1955 гг. - период преобладания практических компонентов медиаобразования при введении чрезвычайно жесткого идеологического контроля; г) 1956-1968 гг. - период возрождения активной медиаобразовательной деятельности на материале кинематографа, прессы, телевидения, фотографии в школах и вузах при относительной либерализации системы российского образования (период "оттепели"); д) 1969-1985 гг. - период эстетически ориентированного медиаобразо-вания в средних и высших учебных заведениях при авторитарном идеологическом контроле; е) 1986-2002 гг. - современный этап развития медиаобразования. Привлечение зарубежного опыта, новых средств коммуникации (Интернет, компьютерные сети и др.).

2.Выявленные специфические особенности процесса развития медиаобразования в России: а) развитие и синтез большинства медиаобразовательных теорий (с преобладанием в тоталитарном обществе марксистской и практической теоретических концепций; в авторитарном - эстетической; на современном этапе - культурологической, эстетической теорий, теории "развития "критического мышления"); б) различные методические подходы к медиаобразованию и их взаимодействие: интегрированный (А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Ю.М.Рабинович, А.В.Спичкин и др.); специальный (С.Н.Пензин, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.); факультативный (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, И.С.Левшина, Ю.И.Менжинская, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.); в) существование ряда перспективных моделей в российском медиабразовании, которые могут способствовать эффективному развитию личности учащихся, коммуникативных способностей, развитию самостоятельного мышления, творческого воображения, активизации знаний, повышению интеллектуального уровня и т.д. (Л.С.Зазнобина, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.).

3.Обоснование значения историко-педагогического анализа медиаобразования в России: применение и дальнейшая творческая разработка многолетнего опыта российской медиапедагогики позволит наиболее эффективно использовать широкие возможности медиаобразования в современной российской теории и практике, способствуя развитию самостоятельного критического мышления, эстетического вкуса и художественного восприятия школьников и студентов, повышению их творческого потенциала, интегрированию знаний и умений, получаемых ими в процессе обучения с помощью медиа.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999-2000 годы): анализ научной литературы по педагогике, медиакультуре, медиаобразованию, художественному образованию и воспитанию, истории, культурологии, философии, искусствоведению, социологии; формулировка основных положений теоретической концепции исследования.

Второй этап (2001 год): анализ понятий "медиа", "медиакультура", "медиапедагогика" и др. в философско-педагогическом контексте; характеристика и анализ социокультурной, образовательной ситуации в России XX века в аспекте медиаобразования, теоретических концепций и методов, разработанных ведущими российскими медиапедагогами, особенностей процесса медиаобразования, выявление значения историко-педагогического анализа российского медиаобразования для педагогической науки, истории образования.

Третий этап (2002 год): обобщение полученных результатов, формулировка выводов по итогам исследования.

Достоверность выводов исследования обеспечивается опорой на методологические основания историко-педагогического процесса, определяется использованием большого количества фактического материала, разнообразных методов исследования, в том числе - сравнительного анализа и синтеза научных трудов по медиаобразованию.

Апробация и внедрение результатов исследования: ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, на конференциях преподавателей ТГПИ, на II научно-практической конференции преподавателей и студентов Таганрогского института Управления и Экономики (Таганрог, 2001), на международной научно-практической конференции "Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий" (Таганрог, 2001), на международной научно-практической конференции "Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент" (Москва, 2002). Материал исследования был использован при подготовке спецкурса для студентов педагогических вузов "История развития медиаобразования в России", частично вошел в текст опубликованных нами статей в сборниках "Теоретические и практические проблемы социальной педагогики" (2001), "Гуманитарная культура специалиста" (2001), а также в текст монографии "Медиаобразование в России: краткая история развития", написанной в соавторстве с профессором А.В.Федоровым (2002).

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Челышева, Ирина Викториновна

Выводы

Анализ социокультурной ситуации и истории развития российского медиаобразования что рассматриваемый нами исторический период имеет следующие основные характерные черты:

1. Перемены в России во второй половине 80-х годов и государственная организационная и финансовая поддержка медиаобразования способствовали активизации медиаобразовательной деятельности, качественным изменениям в ее структуре: возобновило свою деятельность ОДК, а в его составе - Ассоциация деятелей кинообразования (1988), создана Лига Малой Прессы, ряд юнкоровских программ. Падение "железного занавеса" открыло массовой аудитории доступ к неизвестной ранее зарубежной медиакультуре, а исследователям в области медиаобразования -к зарубежным медиаобразовательным концепциям и подходам.

2. Бурное развитие медиа, появление новых технологий, все возрастающая популярность медиаискусств у школьной и молодежной аудитории обостряют интерес российской педагогики к медиаобразованию, значительно расширяют диапазон форм и методов работы с медиатекстом (медиатеки, телекоммуникационные проекты и др.).

3. Появление новых информационных технологий позволяет сегодня говорить об интеграции различных медиа (телевидение, видео, телекоммуникационных сетей, Интернет и т.п.), о системном подходе к средствам массовой коммуникации. В связи с этим в российской медиапедагогике появляются научные исследования, программы, методические разработки, рассматривающие медиа как комплекс освоения школьниками и студентами окружающего мира в его различных проявлениях (4; 11; 28; 57; 71; 123; 137; 139; 143; 149; 160 и др.).

4. Современное молодое поколение с раннего возраста имеет значительный зрительский опыт, хорошо ориентируется в мире медиа. В связи с этим возникает необходимость реализации огромного потенциала медиаобразования в развитии личности.

5. В настоящее время отечественной медиапедагогикой разработан целый ряд перспективных, на наш взгляд, медиаобразовательных моделей, адаптированных к российским условиям, которые могут успешно применяться в образовании, способствовать развитию современных школьников и студентов (45; 123; 137; 143; 160 и др.).

6. На современном этапе развития в России наиболее ярко проявляются следующие теоретические подходы к медиаобразованию: "эстетический", "семиотический", "культурологический", "формирования критического мышления". Они часто не проявляются в чистом виде и тесно связаны между собой.

7. Как и на более ранних этапах развития, медиаобразование не является обязательным учебным предметом в российских школах и вузах.

8. Вместе с тем, в современном российском медиаобразовании остается ряд нерешенных противоречий между:

- большими потенциальными возможностями медиаобразования (в области развития самостоятельного мышления, воображения, коммуникативных способностей и т.д.) и недостаточным его использованием в современной педагогике;

- растущим интересом молодежи к средствам массовой коммуникации и слабым техническим оснащением большинства российских учебных заведений;

- имеющимся опытом работы отечественных медиапедагогов и недостаточной осведомленностью о нем широких масс российских учителей;

- возрастанием роли медиа в жизни молодого поколения и не решенной в полной мере проблемой подготовки медиапедагогов — профессионалов.

9. На современном этапе деятельность российских медиапедагогов развивается следующим образом: организация новых проектов, инициация проведения конкурсов, фестивалей, смотров, научных конференций (в том числе и международных), выпуск программных курсов по медиаобразованию (Ю.Н.Усов - 1993, 1994, 2000 и другие).

Как показало наше исследование, в настоящее время российское медиаобразование наиболее активно развивается на материале прессы, телевидения, кинематографа, видео, современных мультимедийных технологий, включая Интернет. Проблемы, связанные с современным репертуаром экранных искусств (насилие, коммерческий характер и т.д.), постоянно расширяющийся диапазон медиа, обостряют интерес к медиаобразованию, настоятельно требуют применения широкого спектра форм и методов работы с медиатекстом. Наиболее эффективными являются разработанные отечественными педагогами методические подходы к медиаобразованию, циклы занятий, применяемые путем интеграции в учебные предметы, факультативных занятий, либо спецкурсов (45; 85; 123; 143; 160 и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди основных условий для успешного развития медиаобразования исследователями выделяются:

- общая ориентированность на развитие личности (включая формирование художественного восприятия, вкуса, и т.д.; развитие критического мышления, творческих потенций, индивидуальности);

- учет психологических особенностей, спектр реальных интересов и предпочтений детской и молодежной аудитории;

- разработка критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;

- совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятий со школьниками и студентами на материале медиа (в том числе и с использованием зарубежного опыта);

- модернизация материально-технической базы процесса обучения;

- включение в вузовские (и школьные) программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры" (145, 16).

Несомненно, эти условия требуют от отечественного образования уделять более пристальное внимание насущным проблемам медиапедагогики. Как показало наше исследование, потенциальные возможности медиаискусств уже много лет остаются не полностью реализованными, несмотря на то, что интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального: кино, телевидение, видео, Интернет) растет стремительно и медиа сегодня становятся важнейшим фактором формирования сознания и мировоззрения учащихся. Увы, многие проекты медиапедагогов канули в лету или просто не нашли своего применения в российской школе в силу разного рода причин (от идеологических до материальных и технических).

Применение и творческое развитие огромного потенциала медиаобразования могло бы помочь в решении многих вопросов сегодняшней системы образования и воспитания (развитие творческого воображения, критического, самостоятельного мышления, интеллектуальный рост, развитие художественного восприятия и т.д.). Думается, что эти и другие проблемы должны найти свое разрешение в России, где существуют богатые традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего XX столетия и первых лет столетия XXI.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Мы выявили, что для социокультурной и образовательной ситуации в России характерны следующие факторы: а) на протяжении более 70-ти лет отечественное медиаобразование находилось под более или менее строгим идеологическим и политическим контролем: от относительно "мягкого" (1919-1933) до "тоталитарного" (1934-1955) и "авторитарного" (1956-1985); б) в начале 60-х годов XX века, то есть в период так называемой "оттепели" проявилась тенденция к возрастанию роли художественного (эстетического) воспитания, что, в свою очередь, предопределило ориентации в медиапедагогике на формирование художественного вкуса, развития восприятия и т.д.; в) с началом демократизации в стране произошли существенные изменения в системе образования).

2. Анализ процесса российского медиаобразования позволил выявить следующие основные исторические этапы и их характерные особенности: а)1900-1918 - зарождение медиаобразования. Появление первых работ о воспитательной и образовательной роли медиа (основной материал — кино, пресса, радио). Учебный, просветительский характер медиатекстов, используемых в школах и вузах; б)1919-1934 - становление отечественного медиаобразования. Активизация медиаобразовательной деятельности (кинолюбительские объединения, движение юнкоров и т.д.). Определение основных направлений медиаобразования. Медиаискусства - средства пропаганды, агитации. Первые попытки организации медиаобразовательных курсов для педагогов. Ярко выраженный коллективистский характер медиаобразования. К началу 30-х годов все больше проявляется тенденция к "практическому" медиаобразованию (овладение техническими навыками); в)1935-1955 - этап "практического" медиаобразования. Перенос основного акцента на техническую сторону медиа (освоение навыков использования кино/радио/фотоаппаратуры). Резкое сокращение числа кинокружков, любительских объединений в области медиа. Политизация медиатекстов (кинематограф, радио, пресса) для школьников, ориентация их на массовый характер пионерского движения, на конкретные учебные цели. Принижение значимости и роли медиаискусств в образовательном процессе. Строгая регламентация работы медиапедагогов; г) 1956-1968 - возрождение медиаобразования. «Оттепельное» ослабление идеологического контроля в области образования. Активизация деятельности отечественных медиапедагогов (фото/радио/кинокружки и факультативы, самодеятельная, школьная пресса и т.д.). Развитие интегрированного и эстетически ориентированного медиаобразования. Появление медиаобразовательных моделей в Москве, Кургане, Воронеже, Твери и др. городах. Создание общественного Совета по кинообразованию (Москва); д) 1969-1985 - эстетически ориентированное медиаобразование. Появление медиаобразовательных моделей в Самаре, Таганроге и других городах Активная деятельность киноклубов, любительских киностудий, школьных кинотеатров. Очаговый характер медиаобразования. Постепенное занижение роли учебных предметов гуманитарного цикла и, следовательно, недооценка потенциальных возможностей и роли медиаобразования в отечественном образовании и воспитании. Издание медиаобразовательной литературы, научные исследования в области медиаобразования; е) 1986-2002 - современный этап развития отечественного медиаобразования. Расширение контактов с зарубежными медиатекстами и медиапедагогами. Государственная финансовая поддержка движению медиаобразования до 1992 года. Распространение видео, появление компьютеров, начало использования этих средств в учебном процессе. Активизация медиаобразования на материале кино, прессы, телевидения. Официальная регистрация (1988) Ассоциации деятелей кинообразования, Федераций киноклубов и кинолюбителей, возникновение Лиги Малой Прессы.

Повышение интереса школьников и молодежи к медиа. В связи с экономическим кризисом 90-х годов и активным развитием мультимедиа существенно сократилось число киноклубов, любительских кино/фотообъединений и т.д. Вместе с тем наблюдается тенденция к интеграции медиаискусств (кинематограф, пресса, телевидение, Интернет и т.д.). Появляются первые комплексные медиаобразовательные концепции в отечественной медиапедагогике. Вышли в свет программные курсы по медиаобразованию (Ю.Н.Усов - 1993, 1994, 2000 и др.).

Ассоциация деятелей кинообразования трансформирована в Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики. Прошли фестивали детской и юношеской прессы (1995, 1996), международные школы юнкоров (1994, 1995, 1997, 1998), медиаобразовательные конференции, фестивали визуальных искусств для школьников. Продолжает активно развиваться мультимедийное образование, телекоммуникационные сети. В июне 2002 года Министерством образования РФ зарегистрирована новая специализации для педагогических вузов - "Медиаобразование" (03.13.30).

3. Анализ и синтез основных научных источников, исторических этапов развития российского медиаобразования и опора на концепцию А.В.Федорова об основных теориях медиаобразования (143, 33) позволили сделать вывод, что в рассмотренные нами исторические периоды XX столетия нашли свое отражение практически все существующие теории медиаобразования ("марксистская", "эстетическая", "инъекционная", "семиотическая", "практическая", теории "удовлетворения потребностей", "развития критического мышления", "культурологическая"). При этом теории российского медиаобразования чаще всего были синтезированы. Наиболее распространенными медиаобразовательными теориями в России были "марксистская" и "практическая" (в 20-х - 50-х годах XX века) и "эстетическая" (в 60-х — 90-х годах XX века). В последнее десятилетие XX столетия и первые годы столетия XXI наиболее активно проявляются "эстетическая", "практическая", "культурологическая", "теория формирования критического мышления", "семиотическая".

4. В результате нашего исследования выявлены основные российские медиаобразовательные модели, получившие распространение в XX веке: а) образовательно-информационные модели, включающие изучение теории и истории медиа; б) воспитательно-этические модели, рассматривающие моральные, философские проблемы; в) модели развивающего обучения, предполагающие развитие творчества, воображения, самостоятельного мышления и т.д. (140, 25). Вышеперечисленные модели, как правило, выступали в практике российского медиаобразования в "синтетическом виде".

5. Выявлены также основные методические подходы к медиаобразованию в российском образовании: а) интегрированный - в предметы в общеобразовательного цикла (в основном - историко-гуманитарные: история, обществоведение, литература и др.). Данный подход имел место практически с начала XX века и получил свое развитие в трудах Л.С.Зазнобиной (44; 45; 46), Г.А.Поличко (95), Л.П.Прессмана (102), Ю.М.Рабиновича (108; 109; 110), А.В.Спичкина (123) и др. б) специальный - включение в учебный план предметов или специальных курсов по медиаобразованию. Наибольшее распространение в России данный подход получил в области кинообразования. Активными сторонниками данного подхода являются Л.М.Баженова (3; 4), С.Н.Пензин (89; 90; 91), А.В.Федоров (143; 146; 147), А.В.Шариков (159; 160) и др. в) факультативный - кружковая и киноклубная работа, факультативные курсы. Данный подход получил наибольшее распространение в 60-80- годы XX столетия (хотя он использовался еще в 20-х годах): О.А.Баранов (6; 7), И.С.Левшина (64; 65), Ю.И.Менжинская (73; 74), В.Монастырский (78; 79), С.Н.Пензин (90; 91), Ю.Н.Усов (131; 134; 135; 136; 137; 138), А.В.Федоров (143; 144; 146; 147), А.В.Шариков (159; 160) и др.

6. В XX веке наибольшее распространение российское медиаобразование получило на материале прессы, кинематографа, радио, звукозаписи. На современном этапе отечественное медиаобразование наиболее успешно развивается на материале прессы, кинематографа, телевидения, видео и компьютерных коммуникаций, включая Интернет.

7. Наиболее перспективны, на наш взгляд, направления в российском медиаобразовании, которые могут способствовать эффективному развитию личности учащихся, их творческого, критического мышления, коммуникативных способностей, активизации знаний. Таковыми, на наш взгляд, являются модели О.А.Баранова (5; 6; 7), Л.С.Зазнобиной (44; 45; 46), С.Н.Пензина (89; 90), Ю.М.Рабиновича (109; 110), А.В.Спичкина (123), Ю.Н.Усова (85; 134; 136; 137), А.В.Федорова (143; 146; 147), А.В.Шарикова (160).

Изучение и анализ основных направлений и концепций российского медиаобразования подтверждает справедливость и актуальность мысли В.С.Библера о том, что идея "диалога культур . действительно всеобща только в XX веке, точнее - как определение возможной культуры века XXI" (12, 212). История XX и первые годы XXI столетия доказали, что каждый исторический этап связан с феноменом культуры, имеет специфические особенности, свой неповторимый колорит. Развитие медиаобразования неотделимо от исторического развития страны, как и само медиаобразование от медиакультуры в целом.

Данный историко-педагогический анализ медиаобразования в России, к сожалению, не смог отразить весь богатейший опыт российской медиапедагогики в силу огромного количества фактологического материала, накопленного за всю историю развития отечественного медиаобразования. Однако хочется надеяться, что он позволит более эффективно и полно использовать позитивный опыт и широкие возможности медиаобразования в современной педагогической теории и практике, способствуя развитию самостоятельного критического мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса и художественного восприятия школьников и студентов, повышению их творческого потенциала, интегрированию знаний, получаемых в процессе обучения с помощью медиа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Челышева, Ирина Викториновна, 2002 год

1.Андреенко И.И. Воспитание семиклассников. М.: Учпедгиз, 1950. - С. 73-91.

2. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1982. С. 88-123.

3. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. 71 с.

4. Баранов O.A. Художественный кинематограф в работе средней школы: Учебное пособие. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1977. — 80 с.

5. Баранов O.A. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. . канд. искусств. М., 1968. - 238 с.

6. Баранов O.A. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979.-96 с.

7. Бахтин М.М. Проблема текста//Собр. соч.: в 7-ми томах. Т.5. М.: "Русские словари", 1997. - 731 с.

8. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.-384 с. Ю.Берштейн А.Я. На уроке - художественный фильм. - М.: Изд-во БПСК, 1971.-52 с.

9. П.Беспалова А.Г. Становление и развитие отечественных аудиовербальных средств массовой коммуникации: Дис. . канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1993.- 181 с.

10. Библер B.C. На грани логики культуры. М., 1997. - 440 с.

11. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

12. Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (19221928). Дис. .канд. пед. наук. JL, 1972.

13. Божков Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. 22 с.

14. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика. М.- Ростов-на-Дону: ТЦ "Учитель", 1997. 558 с.

15. Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. 34 с.

16. Бухаркина М.Ю. Компьютерные телекоммуникации в преподавании иностранных языков: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1994.

17. Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе//Сов педагогика. — 1982.- №7. С. 35-38.

18. Вайсфельд И.В. Поэзия педагогического поиска//Искусство кино. 1976.- №5.-С. 120-132.

19. Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. — 21 с.

20. Власкина Г.Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. - 205 с.

21. Врабец Я.Н. Искусство кино в школе (теоретические проблемы)//Ин-формационный бюллетень комиссии по международным связям. 1975, -№76.

22. Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997.-22 с.

23. Гельмонт A.M. Кино как фактор воспитания//Вестник просвещения. -1927.- №5.-С. 9-21.

24. Герасимов С. Современность и экран//Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.

25. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963. Даты и факты. -М., 1965.

26. Гончарук А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 379 с.

27. Горкина А. Дети о радио//Радиослушатель. 1929. - №33. - С. 3.

28. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.

29. Громов Е.С. Восхождение к герою (экран и молодежь). Книга для учителя. М., Просвещение, 1982. — 192 с.

30. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М„ 1976.-С. 78-79.

31. Демин В.П. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М.: Искусство, 1986. - 272 с.

32. Денцис Ф.Я. Классная стенная газета и работа с ней//Воспитательная работа классного руководителя. М.: Учпедгиз и АПН РСФСР, 1949.

33. Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.-77 с.

34. Диканская В. Школа и кино//Советское кино. 1924. - №1.

35. Дистанционное обучение: Учебное пособие /Под ред. Е.С.Полат. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

36. Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000.— 21 с.

37. Егорова Ю.И. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2000.- 196 с.

38. Жабский М.И. Роль кино в первичной социализации//Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. -М., 1998.-С. 33-64.

39. Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1978. —24 с.

40. Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. -М.: Искусство, 1986. 110 с.

41. Иосифян С.А., Гращенкова E.H. Кино и зритель. М.: ВГИК, 1974. -66 с.

42. Иосифян С.А. Проблемы массового киноискусства. М.: ВГИК, 1977. -59 с.

43. Кабо Л.Г. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 1978. - 173 с.

44. Каган М.С. Морфология искусства. Л: Искусство, 1972. - 440 с.

45. Кандырин Б.Н. Детское и учебное кино//Искусство в школе. 1929. - №23, - С. 57-58.

46. Капралова А.Н. Ежедневная школьная стенная газета. М.: АПН РСФСР, 1949.

47. Карасик A.C. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5-6 классов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1966.

48. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Дис. . д-ра пед. наук. Ростов, 1996.

49. Кирмайер М. Мультимедиа. Пер. с нем. СПб: ВНК Санкт-Петербург, 1994.- 192 с.

50. Кириллова Н.Б. Социально-эстетическая эффективность киноискусства как фактора коммунистического воспитания молодежи. М., 1983. - 25 с.

51. Колдунов Я.И. Школьные газеты как средство коммунистического воспитания учащихся средней школы: Дис. . канд. пед. наук. М., 1955. — 287 с.

52. Комсомольская и молодежная печать (1919-1972 гг.). М., 1973. - С. 124126.

53. Коновалова У. Письма дошкольников//Говорит СССР. 1934.-№11.-С. 27.

54. Крапчатов И. Киноурок как наиболее эффективный метод работы //Учебное кино. М., 1936. - №3. - С. 3-10.

55. Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1975. — 26 с.

56. Левшина И.С. О методических принципах киновоспитания в школе// Кино и время. Вып. 6. М.: Изд-во БПСК, 1974.

57. Лепская H.A. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1999.-165 с.

58. Лизанчук В.В. Педагогические проблемы повышения эффективности воздействия радио и телевидения на социализацию подростков: Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1977. - 162 с.

59. Луначарская С.Н. Кино детям//Искусство в школе. - 1928,- №5.

60. Макаренко A.C. Соч. М., 1957. Т.4.

61. Малобицкая З.С. Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов. Автореф. . канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1979.-25 с.

62. Мезько К.А. Школьная стенная газета//Начальная школа. 1950. - №5.

63. Менжинская Ю.И. Ближние задачи в области кино для детей//На путях к новой школе. 1927. - №3. - С. 5-14.

64. Менжинская Ю.И. Задачи массовой работы с детьми в кино//Искусство в школе. 1927.-№1.-С. 18-20.

65. Меньшикова A.A. Посеешь характер пожнешь судьбу//Советское радио и телевидение. - 1963. - №11.

66. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 366 с.

67. Моисеев M.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: Дис. . канд. пед. наук. М., 1997.

68. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов, ун-та, 1999. - 147 с.

69. Монастырский В.А. Художественное воспитание старших школьников средствами телевидения во внеклассной работе: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1979.

70. На путях к новой школе. М., - 1927. -№11.

71. Новикова А.А. Теория и история развития медиаобразования в США (1960-2000): Дис. . канд. пед. наук. Таганрог, 2000.

72. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. 272 с.

73. Об опыте работы детских кинотеатров и школьных филиалов кинотеатров г. Москвы. М., 1966. - 46 с.840 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972.

74. Основы экранной культуры. Цикл программ/Рук. Ю.Н.Усов. М., 2000. — 60 с.

75. Парамонова К.К. Рождение фильма для детей (некоторые вопросы истории детского кинематографа 1918-1926 гг.). М.: ВГИК, 1962. -37 с.

76. Парамонова К.К. Фильм для детей, его специфика и воспитательные функции. М.: ВГИК, 1975. - 50 с.

77. Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 188 с.

78. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 176 с.

79. Пензин С.Н. Кинообразование в универеитете//Вестник Воронежского государственного ун-та. — Воронеж, 2001. №1.- С. 70-73.

80. Пензин С.Н. Мой друг видео: Студенческий кинолекторий "Мастера мирового экрана"//Проблемы современной кинопедагогики. — М., 1993.— С. 93-99.

81. Пензин С.Н. Некоторые проблемы теории и практики телевизионной пропаганды киноискусства. Автореф. . канд. искусств. — М., 1967. — 22 с.

82. Первов П. Кинематограф в народной аудитории//Вестник воспитания. -Пг., 1916.-№1.-С. 216-236.

83. Платунова Л.К. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации: Дис. . канд. пед. наук. — СПб., 1995.

84. Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1987. - 19 с.

85. Полонский М., Польман М., Новиков А. За кинофикацию школы //Искусство и дети. М., - 1932. - №4. - С. 33.

86. Преображенский С. Красногалстучный рупор//Говорит СССР . 1934. -№2. - С. 26.

87. Полуэхтова И.А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников//Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998. - С. 65-85.

88. Поляновский Г. О детских концертах по радио//Новости радио. 1927. -№49. - С. 5.

89. ЮО.Поляновский Г. Приключения пионерки Таси//Новости радио. 1928. -№16.-С. 4.

90. Поляновский Г. Реорганизация детских передач//Радиослушатель. -1929.-№16. С. 2.

91. Прессман Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней общеобразовательной школе: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1981.

92. Привалова Н.К. Исследование влияния композиционных особенностей учебного фильма на его педагогическую эффективность (на примере фильмов по гуманитарным предметам для 5-х — 10-х классов общеобразовательной школы): Дис. . канд. искусств. -М., 1981.

93. Программы факультативных курсов средней школы. М.: Просвещение, 1974. - 111 с.

94. Прохоров А. Звук как не последняя составляющая мультимедиа //Компьютер пресс. - 2000. - №6.

95. Юб.Психолого-педагогический словарь/Сост. В.А.Межериков/Ред. П.И. Пидкасистый. Ростов: Феникс, 1998. - С. 241. Ю7.Пудовкин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1975. Т.2.

96. Рабинович Ю.М. Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников: Дис. . канд. пед. наук. М., 1966.

97. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. -32 с.

98. Ю.Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. - 120 с.111 .Революция искусство - дети. Материалы и документы//Сост. Н.П.Старосельцева. - М.: Просвещение, 1967. - 416 с.

99. Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): Дис. . канд. филол. наук.-М., 1986.-210 с.

100. ПЗ.Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа М.: Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.

101. Рыбак JI.A. Русская классика на экране: Кино и школа. М.: Изд-во БПСК, 1976.-63 с.

102. Рыбак Л.А. Советская литература на экране: Кино и школа. М.: Изд-во БПСК, 1978.-64 с.

103. Свистельникова Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педагогических вузов средствами телевидения: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1990.

104. Свичинская H.H. Формирование художественных интересов старшеклассников средствами телевизионных передач по искусству: Дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1990. -201 с.

105. Система аудиовизуального образования учащихся средней школы. (Информационный сборник)/Сост. А.В.Каменец, Е.А.Захарова. М., 1992. - 40 с.

106. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-пресс, 1997.

107. Смелкова З.С. Потайной фонарь. М.: Изд-во БПСК, 1971. - 72 с.

108. Сомов В.П. Школа и средства массовой коммуникации в эстетическом воспитании подрастающего поколения//Теория эстетического воспитания. Сборник научных трудов. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1973. - С. 61-71.

109. СК-Новости №46(82), 2000. 12 с.

110. Спичкин A.B. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. -114 с.

111. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы международного семинара, проходившего 16-17 июля 1993 года в Звенигороде/Под общ. ред. А.В.Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - 166 с.

112. Строева A.C. Дети, кино и телевидение. М.: Знание, 1962. - 46 с.

113. Строева A.C., Максимов В.И. Основы киноискусства школьникам. М.: Педагогика, 1974.

114. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000. - 208 с.

115. Суменов Н.М. Документализм и проблема художественной правды в современном игровом кино. Автореф. дис. . канд. искусствовед. М., 1971. - 16 с.

116. Титарев Л.Г., Ярных В.В. СО-ЯОМ-учебники для сельской школы //Инновации в образовании. 2001. - №6. - С. 88-91.

117. ПО.Усов Ю.Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассников: Дис. . канд. искусств. -М., 1974.

118. Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. 2000. - №6. - С. 3-6.

119. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. -М.: ЗуЯ-Аргус, 1995. 224 с.

120. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. . дис. д-ра пед. наук. -М., 1989.-32 с.

121. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1988. -362 с.

122. Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин, 1980. - 125 с.

123. Усов Ю.Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности //Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия. М.: Пед. общество РСФСР, 1975.

124. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. — 90 с.

125. Усов Ю.Н. Тушинский эксперимент. Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся УП-Х классов//Кино детям. -М., 1982.-С. 34-44.

126. Усов Ю.Н. Экранные искусства новый вид мышления//Искусство и образование. - 2000. - №3. - С. 48-69.

127. Федоров A.B. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1999. - 68 с.

128. Федоров A.B. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. 2002. - №2. - С. 21-27.

129. Федоров A.B. Критический анализ зарубежного фильма в работе со старшеклассниками: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1986.

130. Федоров A.B. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

131. Федоров A.B., Новикова A.A. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. М., - 2001. - № 11. - С. 15-24.

132. Федоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео) Учебное пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994. - 384 с.

133. Федоров A.B. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): Дис. . д-ра пед. наук. М., 1993.

134. Федоров A.B. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989.-66 с.

135. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). СПб., 1997. - 98 с.

136. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. . канд. пед. наук. М., 2001. - 18 с.

137. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

138. Челышева И.В. Использование мультимедиа в организации досуговой деятельности школьников//Теоретические и практические проблемы социальной педагогики//Отв. ред. Т.Д.Молодцова. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001, - С. 206-210.

139. Челышева И.В. Роль медиаобразования в развитии гуманитарной культуры личности//Гуманитарная культура специалиста. Ред. М.А.Молчанова, В.Г.Кабарухин, Е.П.Александров. Таганрог: Изд-во Таганрог, ин-та управления и экономики, 2001. - С. 188-192.

140. Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние. Тенденции развития дидактических идей. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 166 с.

141. Черкашин Е.А. Научно-популярный фильм об искусстве как средство формирования художественных интересов старшеклассников. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1989. - 17 с.

142. Шариков A.B. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 216 с.

143. Шариков A.B. Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации. -М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991. — 43 с.

144. Шеин С.А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений: Дис. . канд. псих. наук. М., 1982.

145. Школьник А.Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 143 с. 163.Эйзенштейн С.М. Избр. произв.: В 6 т. - М., 1964. Т.1.

146. Юный зритель. Проблемы социологии кино. М., 1981. - 130 с.

147. Юренев Р.Н. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. М.: Просвещение, 1983. - 287 с.

148. Яковлева H.H. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства. Автореф. . дис. канд. пед. наук. Минск, 1989. -20 с.

149. Янков П. За коммунистическое воспитание детей//Говорит СССР. — 1932.- №34.-С. 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.