Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Нечипорова, Елена Васильевна

  • Нечипорова, Елена Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 181
Нечипорова, Елена Васильевна. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Ростов-на-Дону. 2009. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нечипорова, Елена Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ХРИСТИАНСКИХ МИЛОСЕРДИЯ И

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.15

§.1 Иудейские и античные источники христианских представлений о милосердии и благотворительности.15

§2. Идеи милосердия и благотворительности в христианском учении до разделения церкви.22

§3. Милосердие, благотворительность, справедливость и любовь в социальных доктринах православной, католической и протестантских церквей.37

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МИЛОСЕРДНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ХРИСТИАНСКИХ

ЦЕРКВЕЙ.93

§ 1. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в прошлом и настоящем.93

§2. Благотворительная работа Католической церкви.122

§3. Социальное служение протестантских церквей.133

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. С древнейших времен обществу знакомы жизненные ситуации, при которых, отдельные люди, малые и большие социальные группы испытывают нужду, бедны, беспомощны и беззащитны. В истории всех народов эти общественные явления представляли более или менее острые социальные проблемы. Остаются они таковыми и в наше время, поскольку во многих странах мира, в том числе в России, бедность, нужда и беспомощность остается уделом значительной части населения.

Благотворительность - одна из основных социальных форм решения подобных проблем и особая сфера современной социальной жизни. Она представляет собой ответы на объективно возникающие вызовы и вопросы социума, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес.

Благотворительность возникает в условиях формирования человеческого общества, становления основных социальных институтов как традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим возможности самостоятельно ее преодолеть. Благотворительность - это неотъемлемая часть нравственной культуры и общественных норм всех цивилизаций. Она существовала до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошла в них органической частью.

Вместе с тем благотворительность, как одна из основных форм решения названных социальных проблем, сама имеет проблемы, связанные с ее реализацией в современном обществе. Благотворительностью занимаются частные лица, общественные и религиозные организации, государственные учреждения.

В данной работе исследуется благотворительная деятельность христианских церквей, как одного из самых древних и крупных ее участников. Она нередко встречает непонимание и критику со стороны общественных и религиозных деятелей, политиков, СМИ, ученых: одни сомневаются в искренности артикулируемых мотивов благотворительности, другие недовольны ее объемами, содержанием или формой, третьи — адресатами, которым она направлена, четвертые - злоупотреблениями и т.д. Иными словами, сама благотворительность христианских церквей многими в современном обществе воспринимается как социальная проблема, которая и выступает в качестве одной из тем исследования в диссертации.

Общественный феномен, который принято называть благотворительностью, в различных культурах имел различные наименования. В русском языке 11-17 вв. известно только слово благотворитель, благотворец- «тот, кто делает другим добро, благодетель», производное от церковно-славянского благотворитель, кальки с греческого1, sleefioqivs — милосердие, милость — оказание милосердной помощи тем, кто в этом нуждается, как выражение христианской любви2. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского caritas - любовь к ближнему). Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия «благотворительность». Оно исторически менялось, наполнялось иным содержанием, также как изменялись масштабы и формы милосердно-благотворительной практики.

Сегодня актуальность темы христианской благотворительности определяется, во-первых, серьезными социальными проблемами, которые затрагивают не только религиозное, в частности, христианское сообщество, но общество в целом; во-вторых, чрезвычайно возросшей социальной активностью христианских религиозных и общественных организаций; в-третьих, комплексом вопросов, связанных с организационно-практическими новациями социального служения христианских конфессий и их теологическими основами, охватывающими чрезвычайно широкую область исследований и требующих переосмысления и развития на языке категориально-понятийного аппарата антропологии, социальной философии, религиоведения и социальной работы; в

1 Благотворительный / Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т1 -М., 2010. - С.65

2 Благотворительность / Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарь теологических терминов. Перевод с англ.-М.,2004. - С.45 четвертых, необходимостью адаптировать сложившуюся в христианстве систему социального служения к внешним трансформациям и новым вызовам общества.

Применительно к России, актуальность исследования, помимо сказанного, связана с тем, что большая часть населения исповедует христианство различных конфессий. Некоторые из этих конфессий являются нетрадиционными для страны, что вызывает настороженность и опасение, иногда, враждебность со стороны сторонников традиционного христианства (русского православия). Отчасти это объясняется тем, что благотворительная деятельность иногда тесно увязывается с распространением вероучения, в том числе среди последователей иных религий и неверующих, и так или иначе оказывается составной частью миссионерства и прозелитизма, что, в свою очередь, приводит к социальной напряженности. Другой специфической проблемой является малый опыт или отсутствие такового у представителей органов власти по управлению этой важной сферой социальной деятельности.

Все это и многое другое требует научного осмысления.

В своих современных формах христианское учение о благотворительности -неотъемлемая часть христианского социального учения, которое в современной трактовке возникает в католицизме в 19 веке, в православии и протестантизме в 20 веке, но его истоки, конечно, содержатся в Священном Писании и Священном Предании, в трудах отцов церкви, в работах христианских мыслителей, которые стали основным источником данной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к вопросам благотворительности, как одного из основных аспектов социального служения церкви, можно выявить как при изучении богословской (теологической) литературы , так и религиозно-философских

•з

Например, см.: «Пастырь» Гермы // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. М., 1860. Т. П; Иоанн Дамаскин. Поли. собр. творений. СПб., 1913. T. I; Августин. О граде Божием //Антология мировой философии. М., 1969. T.I. Ч. 2; Кирилл, епископ Туровской. Слова и поучения // Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. СПб., 1894. Вып. I; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. Приложения. M., 198&; Boff L. Eglise: charisme et pouvoire. Paris, 1985.;

Discussion sur «la theologie de la revolution». Paris, 1972 и др. 5 трудов4, а также различных конфессиональных документов5.

В светской литературе, в гуманитарной науке данная проблема затрагивается лишь вскользь, фрагментарно не находя глубокого анализа6.

Фрагментарно проблемы благотворительности и милосердия освещаются в периодических (ненаучных) изданиях как религиозного7, так и светского8 характера.

Практические аспекты благотворительной деятельности христианских конфессий в исторической перспективе исследуются в трудах ряда авторов9.

4 Соловьев B.C. Избранные произведения. М., 1991.; Соловьев B.C. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III; Соловьев B.C. Спор о справедливости //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. V; Розанов В.В. Соч. М„ 1990. С. Т. 1; Флоренский П.А. Соч. М„ 1990. Т. 1. Ч. 1; Лосский Вл. Господство и царство (Эсхатологический этюд) // Богословские труды. 1972. № 8 и др.

5 Деяния II Всероссийского Поместного Собора православной церкви. М., 1923; «За сотрудничество и мир между народами». Конференция всех религий в СССР. Загорск, июль 1969. М., 1972; Компендиум социального учения Церкви. М., 2006; Социальная позиция протестантских церквей России. М., 2003; Основы социального учения Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня. М., 2003; Основы социальной концепции Русской православной церкви // О социальной концепции русского православия. М., 2002; Методы самоуправления. Каритас России. М., 1997 и др.

6 См., например: Элбакян Е.С. Справедливость в религиозном и нерелигиозном миропонимании //Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1009-1010; Элбакян Е.С. Каритативная деятельность религиозных организаций // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 490-492 и др.

7 Имеются в виду такие издания, как Журнал Московской патриархии; Московский церковный вестник; Богословские труды, Истина и жизнь. Католический вестник; Братский вестник, Баптист; Протестант; Самарянин; Утренняя звезда и др., материалы которых достаточно широко используются в диссертационном исследовании.

8 См., например: Бызов Л., Гузанова А., Ладенков Н. Благотворительность: реальность и перспективы // Век XX и мир. 1990. № 10; Общий дом - милосердие. // Семья. 1988. № 23; Бураков Ю.Н. Утоли моя печали // Наука и религия. М., 1991. № 10; Городецкий В. Символ милосердия // Труд. 1990. 14 ноября; Мальгин А. Сотвори добро ближнему // Неделя. 1989. № 2; Ковалевский В. Святое дело // Известия, 1989. № 331; Батылин А. Святое чувство сострадания // Информационный бюллетень. 1989. № 7; Козырева И. Благотворительность от Америки до России //Международная жизнь. 1994. № 6. и др.

9 См., например: Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931; Лафарг П. Благотворительность // Этическая мысль. 1988; Браун А.И. Приказы общественного призрения // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1898. Т. 49. С. 196 Герье В. Призрение общественное // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1898. Т. 49. С. 174. Яновский А.Е. Дом призрения // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1898. Т. 10. С. 10.

Однако, отсутствуют научные работы, посвященные исследованию благотворительности как некоторой целостной сферы социальной жизни христианского сообщества, выраженной в определенной совокупности антропологических и социальных идей христианского вероучения, на которых основывается благотворительная деятельность христиан в ее историческом развитии, в связи с разделением христианства на основные течения -православие, католицизм и протестантизм, отсутствуют работы, специально посвященные компаративному анализу идей и практик благотворительности последователей этих направлений.

Данная диссертация восполняет этот пробел.

Объектом диссертационного исследования является религиозно (христиански) мотивированное социальное служение, а предметом-благотворительная деятельность основных христианских конфессий: православия, католицизма и протестантизма.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении и компаративном анализе основных идей и практик благотворительности последователей православных, католических и протестантских церквей в единстве ее многообразных аспектов: материальных и духовных, индивидуальных и социальных, объективных и субъективных, исторических и современных.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определить основные единицы компаративного анализа благотворительной деятельности христианских церквей;

- исследовать ветхозаветные и античные истоки идей и практик благотворительности;

- рассмотреть основные представления и практики благотворительной деятельности до раскола христианских церквей;

- выявить общее ядро основных теологических и философских понятий, которые раскрывают сущность христианской благотворительности;

- изучить православную концепцию и практики благотворительности, (на примере Русской православной церкви);

- исследовать теоретические и практические аспекты католического видения благотворительности;

- определить особенности протестантской концепции благотворительности и формы ее практической реализации; систематизировать знания о многообразии форм христианской благотворительности, выявить ее виды и типы.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной научной литературе:

1. Определены основные единицы компаративного анализа благотворительности христианских церквей.

2. Изучены ветхозаветные и античные истоки христианской благотворительности.

3. Выявлен состав идей, которые представляют собой общее теологическое и теоретическое ядро в учениях и доктринах о благотворительности основных христианских конфессий.

4. Проанализирована православная концепция и практики благотворительности (на примере благотворительной деятельности Русской православной церкви).

5. Исследованы теоретические и практические особенности католического понимания благотворительности.

6. Определена специфика протестантского осмысления благотворительности, а также его практическая реализация.

7. Выявлены общее и особенное в идеях и практиках благотворительности христианских церквей.

Теоретико-методологической основа диссертационного исследования выстроена на научных принципах изучения социальных явлений — а объективности, системности и историзме. Методология исследования носит комплексный характер, что обусловлено междисциплинарностью подходов к изучению проблемы - философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются - системный и сравнительный. Опираясь на системный метод анализа общественных явлений, автор стремился придать своей работе черты объективности и рациональности, осознавая при этом, что мировоззренческие пристрастия в той или иной мере повлияли бы на ход исследования и конечные результаты. В диссертации используются методы компаративистики.

В работе проводится сравнительный анализ милосердно-благотворительной деятельности православных, католиков и протестантов по следующим признакам:

- по источникам вероучения о благотворительности;

- по целям благотворительной деятельности;

- по субъектам благотворительной деятельности;

- по объектам благотворительной деятельности;

- по основным видам (типам, формам) благотворительной деятельности.

Источники исследования можно разделить на следующие три группы:

- Библия и труды богословов (теологов), учителей и отцов церкви;

- Документы религиозных конфессий;

-Труды отечественных и зарубежных философов, религиоведов, историков, социологов прошлого и настоящего.

Данный круг источников позволяет решить сформулированные в диссертации задачи и достичь поставленной цели.

Положения, выносимые на защиту.

1 .Христианское учение о благотворительности является неотъемлемой частью социального и этического учения церкви и основано на идеях христианского богословия, религиозной антропологии и философии. В его основе христианское понимание идей блага, любви к ближнему, милосердия и справедливости, которые составляют доктринальное (понятийное) ядро этого 9 учения. Его суть выражена в представлениях о том, что Бог является абсолютным средоточием блага, милости и справедливости, т.е Сам является благом, любовью, милостью и справедливостью и их источником: творит благо, любовь, милость и справедливость, которые являются целью человеческих устремлений и средством приближения к Богу.

2. Благо, любовь к ближнему, милосердие и справедливость с теологической точки зрения выражены в двух отношениях: 1) в отношениях человека к Богу (вертикальный срез) и 2) в отношениях человека к человеку (горизонтальный срез). Исходя из этого, все основные направления христианства признают, что эти категории имеют отношение ко всем людям, ибо Божественные проявления в отношении человека (вертикальный срез) являются образцом (моделью) для отношений людей между собой (горизонтальный срез). В горизонтальном срезе, в земном мире окончательное решение социальных проблем связано с распределением благ, требующим проявления любви к ближнему, милосердия и справедливости. И только при соблюдении данного условия, согласно христианской точке зрения в Царстве Небесном будет возможно спасение.

3. Существующие различия и сходство в учениях и практиках благотворительности основных направлений христианства (православие, католицизм и протестантизм) являются, во-первых, условием возможности их сравнения, во-вторых, позволяют выявить основные единицы сравнения: субъекты (благотворители), объекты (благополучатели), высшие цели христианской благотворительности, основные средства благотворительности, ее формы, виды и типы.

4. Основными отличиями православных идей и практик благотворительности выступают:

- в идейном плане православие делает особый акцент на том, что источником социальных бед является сам человек; пути его спасения только открыты, а не предначертаны и зависят от выбора свободной воли человека; в триаде любовь, милосердие, благотворительность преобладающее место занимает самоотверженная любовь, доходящая до всепрощения; в понимании ю милосердия отсутствует прагматический аспект; справедливость понимается в большей степени как праведность (вертикальный срез — отношение к Богу), а любовь в своей основе имеет соборное (коллективистское) начало;

- в Средние века, вплоть до 18 века распространенным явлением было почитание нищих и юродивых;

- особенностью благотворительной деятельности в России является то, что со времен крещения Руси до 17 века она имела по преимуществу общественный характер и приходскую и монастырскую локализацию, во время правления Петра Первого дело общественного презрения приобрело государственный характер и попало под жесткий государственный контроль.Оживление собственно церковной благотворительности началось с 1905 года и в организационной форме практически исчезло после 1917 года. С 1990-х годов началось возрождение милосердно-благотворительной деятельности русского православия приходского и внеприходского типа.

- в середине 19 века России возникает новая, нигде до этого неизвестная форма благотворительности - сестринское милосердие - женские общины, занимающиеся уходом за раненными и больными.

5. Отличия католических идей и практик благотворительности: в понятийно-догматическом плане католическая концепция благотворительности проработана более систематически и объемно в сравнении с православием и протестантизмом и построена на следующих фундаментальных принципах: достоинство человеческой личности, основанное на понимании человека как образа и подобия Бога; обязательность общего блага, отвергающая индивидуалистический уклон протестантизма и примат коллективизма (соборности) православия; справедливость распределения благ; солидарность благотворителей и благополучателей в отношении общего блага и субсидиарность (вспомогательность) отдельных людей и сообществ в делах благотворительности, основанной на правах человека, без вмешательства государства.

- католическое учение о благотворительности и соответствующая ему социально-каритативная работа проистекают из религиозно-сотериологического учения о спасении «добрыми делами», вследствие чего благотворительность понимается как одно из средств спасения; призыв к сочетанию индивидуального и коллективного типов благотворительности, с предпочтением последнему;

- придание особого значения нищенству в католической церкви проявилось в возникновении в Средние века и существовании до настоящего времени нищенствующих монашеских орденов, придающих особое значение обету бедности;

- на доктринальном уровне проработана идея не только материальной бедности, но и бедности в знании и опыте; различается социальное и политическое милосердие; идея об ответственности богатых стран по отношению к странам, которые не в состоянии обеспечить возможности собственного развития, основанные на принципах справедливости и солидарности. б. Отличия протестантских идей и практик благотворительности:

- акцентируется внимание на том, что человек спасается только верой (принцип Sola fide) в Бога, благотворительность, добрые дела не могут спасти благотворителя, как у католиков, но через них проявляется истинность веры;

- акцент переносится с внешней формы проявления милосердия на внутреннее содержание: главное не дать человеку милостыню, а спасти его душу;

- наиболее последовательно проводится мысль о том, что среди целей благотворительности не только помощь неимущим, но и труд по избавлению человека от присущего ему зла и воссоздание в нем Божьего образа и подобия, как помощь в реализации каждым человеком его личного потенциала;

- среди причин социальной несправедливости признается не только человек, но и дьявол;

- указываются две основных причины, дающие право на помощь человеку извне: если не хватает компетенции, или он столкнулся с проблемой, выходящий за рамки его компетенции, например, война, стихийное бедствие, потеря трудоспособности;

- осуждаются не только «профессиональные» нищие, но и те из благополучателей, кто пассивно ожидает вспомоществования и не прилагает собственных усилий для выхода из состояния нуждающегося, отсюда, акцент в учении на то, что попавшему в беду и нужду человеку необходима не только повседневная помощь, но обучение тому, как самостоятельно выйти из сложившейся ситуации;

- особенность благотворительности протестантских конфессий в России, заключается в опоре на помощь зарубежных центров, в сочетании ее с миссионерской деятельностью и прозелитизмом.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что содержащиеся в ней материалы и выводы существенно углубляют и расширяют существующие в научной литературе представления о социальном служении христианских религиозных организаций, о христианском понимании милосердия, благотворительности, справедливости в их тесной взаимосвязи. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в религиоведческих, философских, социологических, исторических работах, посвященных религиозным социальным концепциям и социальной политике, при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по религиоведению, Основам социального государства и Основам социальной политики, спецкурсов по истории и современному состоянию отдельных христианских конфессий. Главные положения настоящей работы должны быть учтены государственными служащими в процессе их работы с религиозными организациями, а также социальными работниками различных мировоззренческих установок при налаживании диалога и сотрудничества в процессе проведения социальной работы и обмена опытом в данной сфере.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в семи публикациях, общим объемом 4.7 п.л., а также в выступлениях на конференциях в Нижнем Новгороде (ноябрь 2008 г.), в Академии труда и социальных отношений (февраль 2009г.)

Диссертация обсуждена на заседании отдела послевузовской подготовки, гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета 18 декабря 2009 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Нечипорова, Елена Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе исследования милосердно-благотворительной деятельности христианских конфессий в современной России, автор пришел к следующим выводам:

1. Даже фрагментарное ретроспективное рассмотрение религиозно-философских предпосылок и традиций милосердия, справедливости, благотворительности показывает, что они являются общечеловеческими ценностями, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общества, утверждения социальной справедливости, предотвращения социальных конфликтов. Со временем эта деятельность получила религиозное освящение. Она закреплена в канонах и заповедях всех религий. Милосердная благотворительная деятельность всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных организаций различных направлений, которые накопили громадный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый многими веками.

2. В основе теоретического обоснования христианских представлений о социальном служении, независимо от конфессиональной принадлежности, лежат социально-этические принципы социальной справедливости, а также о любви, солидарности, свободе и субсидиарности. Правда, в различных разновидностях христианства акценты устанавливаются по-разному. Так, в западных направлениях (католицизм, протестантизм) в большей степени актуализированы основанные на представлениях о гражданском обществе и правах человека, принципы свободы, солидарности, субсидиарности. В восточнохристианских церквях (православие) внимание акцентируется на любви и справедливости, причем последняя понимается в большей степени как праведность (вертикальный срез - отношение к Богу), а первая в своей

156 основе имеет соборное (коллективистское) начало, в отличие от западных представлений об атамарной личности и индивидуальном успехе как симптоме будущего спасения (например, в кальвинизме).

3. Изучение религиозно-философских предпосылок становления понятий милосердия и справедливости, являющихся ключевыми в социальном служении, позволило сделать вывод о том, что начиная с древнейших времен, человечество размышляло над этими проблемами, и свое видение справедливого общества пыталось перевести в практическую плоскость путем определенным образом мотивированной благотворительной деятельности. С возникновением и развитием религиозных и философских систем, понятия справедливости, милосердия, благотворительности получают свое религиозное и философское обоснование, сходное во многих чертах, независимо от конфессиональной принадлежности или философской школы. Теоретическое обоснование современного христианского видения справедливости и милосердия (в православии, католицизме, протестантизме) имеет ряд специфических моментов, проанализированных в первой главе диссертации, в сравнении с традиционными христианскими представлениями.

4. При изучении опыта милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви следует иметь в виду особенности ее исторической эволюции. Если до эпохи Петра I благотворительная деятельность среди населения целиком находилась в руках церкви и монастырей, то начиная с 18 века, когда церковь была подчинена государству, размеры этой деятельности значительно сокращаются. Социальной работой среди населения начинают заниматься прежде всего государственные (светские) учреждения. Оживление милосердно-благотворительной деятельности церкви наступило после 1905 года, чтобы исчезнуть после 1917 года.

5. В 1990-х годах начался по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности русского православия. Развитие этой деятельности наталкивается на недостаток материальных средств. Поиски этих средств ведутся по разным направлениям в том числе и на путях развития предпринимательско-хозяйственной деятельности церковных организаций и монастырей, обращения к помощи спонсоров, меценатов и т.п.

6. При налаживании контактов, особенно на местах - в епархиях и приходах, между светскими социальными работниками и представителями православных организаций можно столкнуться с тем фактом, что последние порою склонны осуществлять социальное служение по преимуществу среди единоверцев. Вместе с тем деятели Русской православной церкви отмечают и прямо противоположный факт. Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует: «.Организаторы православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым сердцем, но почти неверующих или неофитов, недавно крещенных и воцерковляющихся, чем так называемых

- 252 церковных православных людей» .

7. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют, не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими.

8. Знакомство с каритативной деятельностью католической церкви показывает, что эта церковь за тысячелетнюю историю своего существования накопила громадный опыт социальной работы среди населения не только в Европе, но и в других регионах распространения католицизма (странах

Северной и Южной Америки, Азии, Африки и др.), где имеются католические приходы и миссии, где благотворительная деятельность тесно связана с миссионерской работой. Церковь располагает большим количеством профессиональных работников, занимающихся этой гуманитарной деятельностью. Описанные в данном разделе некоторые методы их работы, «обкатанные» веками в разных странах и ныне используемые также в современной России, заслуживают самого пристального внимания наших социальных работников.

9. Осуществляя благотворительную деятельность, конфессиональные организации одновременно защищают свои интересы, свою идеологию. Например, в основных направлениях развития «Каритас» значится «миссионерское направление: предварять церковь и действовать по ее поручениям» . Разумеется, конфессиональная организация иначе действовать не может, но также, очевидно, что подобная миссионерская направленность вызывает соответствующую реакцию других конфессий, приверженцев иных мировоззрений. Тонкость тут состоит в том, чтобы неизменно использовались такие методы, стиль, манера поведения, которые позволяют избежать обвинений в прозелитизме и помогают расширять гуманистическую благотворительную миссию.

10. Католическое учение о благотворительности и милосердии и соответствующая ему социально-каритативная работа проистекают из религиозно-сотериологического учения о спасении «добрыми делами», связанными с проявлением милосердия и сострадания к нищим, обездоленным, нуждающимся в материальной и духовной поддержке, то есть в своей основе имеет религиозный опыт.

11. При изучении опыта и основных направлений милосердной и благотворительной деятельности протестантских конфессий в России следует иметь в виду, что в силу исторических причин эти конфессии, появившиеся в России в основном в 16-19 вв. отнюдь не отличаются богатыми традициями в этой сфере гуманитарной деятельности. Однако в наше время, особенно с конца 1980-х - начала 1990-х годов, протестантские конфессии, опираясь на помощь богатых зарубежных центров, в первую очередь из США, развернули активную благотворительную деятельность, сочетая ее с миссионерской деятельностью, что вызывает серьезную озабоченность со стороны духовенства Русской православной церкви. Такая работа ведется не только традиционными для России протестантскими объединениями: евангельскими христианами-баптистами, адвентистами седьмого дня, методистами, лютеранами, но и зарубежными миссионерами, предоставляющими различные европейские и американские церкви, протестантские организации Южной Кореи и других стран (Армия спасения и др.).

12. Основные направления практической благотворительной деятельности, в принципе, во всех христианских конфессиях совпадает. Ключевое внимание уделяется медицинским программам, помощи неимущим, престарелым, детям, сиротам,, инвалидам, мигрантам и вынужденным переселенцам, то есть социально незащищенным и наиболее уязвимым слоям населения, работе с заключенными. В этой связи напрашивается вывод о некоем стирании границ между различными христианскими конфессиями хотя бы в сфере социального служения и благородном стремлении помогать и служить людям.

13. Благотворительная деятельность всех христианских конфессий опирается на Священное Писание, в принципе очерчивающем достаточно широкий круг социальных проблем, в соответствии с которым были определены основные формы и принципы милосердия, справедливости, благотворения: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, принимать странников, посещать больных, приходить к заключенным (Мф. 25:34-46). Библия призывает верующих заботиться о вдовах (см.: Деян. 6:1), сиротах (см.: Иак. 1: 27), не отворачиваться от грешников, обучать тех, кому не хватает знаний, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливость, прощать обидчиков, молиться за друзей и врагов (см.: Мф. 5). Все это входит в понятие «социального служения христианских конфессий». Исторические реалии, современная социально-экономическая ситуация, как в России, так и за ее рубежами ставить перед религиозными организациями новые вопросы, ответы на которые они призваны находить на пути социального служения. Это и решение межэтнических проблем, и воспитание принципов толерантности и свободы совести, нравственных и духовных основ, без которых невозможно построение развитого гражданского общества. И на этом пути - пути социального служения различных религиозных и не религиозных организаций - возможны и необходимы межконфессиональное сотрудничество, диалог религиозного и внерелигиозного (секулярного) мировоззрений, а на основе подобных взаимодействий - создание различных советов, фондов, обществ, ассоциаций, призванных реально помогать социально незащищенным и ущемленным гражданам, независимо от их конфессиональной, национальной, этнической, расовой, профессиональной, семейной, статусной принадлежности, независимо от социально-демографических характеристик (возраста, пола, образования, места жительства).

Дальнейшая разработка темы диссертации могла бы идти в направлении выделения в рамках благотворительности христианских церквей как некоторой целостности христианской жизни следующих сходных единиц сравнения:

Благотворители (благочестивые, благодетели) — лица, реализующие христианское вероучение и обязанности в сфере благотворительности. Они определяются по следующим сходным признакам: сознательной сострадательной бескорыстной действенной практики благотворения. Все христианские конфессии признают, что в основе благотворительности лежит библейское понимание любви к ближнему, источником которой является любовь Бога к страждущим и нуждающимся, Иисус Христос - пример для всех христиан в подобном служении (Мф.20, 25-28; Мк.10,45). Все направления христианства учат и предписывают своим последователям, имеющим блага, благотворить тем, кто попал в беду, кто нуждается.Благотворитель не только оказывает помощь нуждающемуся, но и совершенствует свой христианский характер: умножает любовь, избавляет от эгоизма, воспитывает свою терпимость и сострадание. Осуждаются те благотворители, которые преследуют корыстные цели.

Благополучатели - лица, нуждающиеся в помощи, получающие благотворительную поддержку христиан. Определяются по следующим сходным для всех конфессий критериям - те, кто в беде, кто нуждается: вдовы (Деян., 6:1), сироты (Иак., 1: 27), бедные (Втор., 15:11), чужеземцы (пришельцы) (Втор., 14:29). Основные направления христианства согласны в том, что беды и нужда таких людей, является знаком слабости всех людей, возникшей в результате первородного греха Адама и Евы и потребности всех их в спасении; что эти беды вызвали сочувствие Христа, пожелавшего взять их на Себя и указать путь спасения. При этом все конфессии осуждают «профессиональных» нищих.

Высшие цели христианской благотворительности обусловлены учением о спасении и определяются общими критериям ее предназначения: открывать людям (и благотворителям и благополучателям) пути к познанию Бога и к спасению. Эти высшие цели в земной жизни христиан реализуются в функциональных целях благотворительности: оказать помощь нуждающимся, поддержать, защитить, утешить, готовить к преодолению беды и нужды.

Основные средства реализации благотворительной деятельности — для всех конфессий - христианская вера, любовь к ближнему, милосердие и справедливость, где милосердие основано на вере и не противоречит человеческой справедливости, но простираются за ее пределы, вступая в силу там, где справедливость бессильна.

Сходные типы благотворительной деятельности выделяются по критериям индивидуальности или коллективности их реализации, обозначающие некоторую совокупность признаков, образующих устойчивое ядро определенного типа благотворительной деятельности:

- частная (личная) благотворительная деятельность христианина, выделяется по критерию, признания христианином, наряду с коллективистскими обязательными формами благотворительности, необходимости личной, индивидуальной благотворительности. В христианстве ее главными формами является милостыня как особый вид милосердия в виде подаяния бедным (нищим) и пожертвования (жертвы) на благотворительные цели личных, в первую очередь материальных, финансовых средств, личного времени, талантов как выражение преданности человека Богу, знак благодарности Ему;

- коллективная христианская благотворительная деятельность, сходна по признакам, характеризующим ее как деятельность относительно компактной религиозной общности, объединяющей христиан для выполнения общих благотворительных задач, основанных на общности христианских целей и христианских идей благотворительности, выступающих для их членов в виде ценностных ориентаций, норм и образцов благотворительной деятельности, обычно институализированной в виде религиозных благотворительных общественных организаций (объединений), которые организуют коллективные формы помощи нуждающимся: в приютах для детей, в домах инвалидов и престарелых, в больницах, лагерях для беженцев, в реабилитационных центрах и др.

Основные виды личной и коллективной благотворительной деятельности христиан, выделяются по сходным признакам того, на что она направлена: а) благотворительность телесная, помощь благополучателю в телесных нуждах: накормить голодных, напоить жаждущих, одеть раздетых, вылечить больных, приютить бездомных, помочь заключенным, (Мф., 25),

163 похоронить мертвых, защитить тех, кто терпит несправедливость, обижен (Мф., 5); б) благотворительность духовная, помощь в духовных нуждах человека: утешать, советовать, учить, обратить грешников, тех, кому не хватает знаний, сомневающихся, страждущих, заблудших (Мф.5).

Пространственно-временной признак сходства благотворительной деятельности христиан проявляется в том, что до 19 века главными центрами благотворительности во всех конфессиях являлись приходы (собрания), а в православии и католицизме еще и монастыри. К настоящему времени, благотворительность во многих случаях пространственно обособилась от христианской жизни отдельных приходов. Получили широкое распространение самостоятельные благотворительные организации созданные христианами, по благословению духовных руководителей, но юридически не связанными с конкретными приходами и епархиями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нечипорова, Елена Васильевна, 2009 год

1. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М.: издательство «Наука», 1983. 328 с.

2. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л. издательство «Наука», 1966. 386 с.

3. Антонов K.M. Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л. Франка // Религиоведение. 2002. № 4. С. 39-51.

4. Религиозное обращение в античной философии. Религиоведение №1, 2006

5. Античная литература. Рим. Антология. М.: издательство «Высшая школа», 1988. 720 с.

6. Антология мировой философии. М.: издательство «Мысль», 1969. T.I. Ч. 2. 936 с.

7. Антология социальной работы. В 3 тт. Сост. Фирсов M.B. М.: издательство «Сварог», 1994-1995. Т. 3. 544 с.

8. Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. М.: ■ издательство «Мысль», 1989. 336 с.

9. Апресян Р.Г. Благотворительность // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: издательство «Наука», 2000. С. 56-57.

10. Ю.Апресян Р.Г. Милосердие // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: издательство «Наука», 2000. С. 192-193.

11. Арсеньев В.К. Соч. Владивосток: Примиздат, 1948. Т. V. 221 с.

12. Бабурин А. Взгляд священника РПЦ на роль духовенства и мирян в реадаптации наркоманов и их семей.// Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1996. № 4-5. С. 34.13.Баптист. 1926- 1929.

13. И.Батынин А.Святое чувство сострадания //Информационный бюллетень. 1989. № 7.

14. Безрогов В.Г., Пушкарева H.JI. Некоторые результаты и методы исследования психологии и социологии религии в работах зарубежных исследователей //Религиоведение. 2002. №1. С. 119-136

15. Беличева С.А. Проблемы становления отечественной психосоциальной работы// Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 54-56.

16. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Возрождение православия //Русская мысль. 1916. № 6. с. 1-31.

17. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Новое христианство // Русская мысль. 1916. № 7. с. 52-72.

18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской патриархии, 1976. 1372 с.

19. Благотворительность // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: типо-литография И.А. Ефрона, 1891. С. 55-58.

20. Благотворительный / Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т1 -М.: издательства «Флинта», "Наука», 2010. С.65

21. Благотворительность / Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарь теологических терминов: Перевод с англ. М.: изд-во «Республика»,2004. С.45

22. Благотворительность вчера и сегодня. Ред. Меньшиков B.B. М.: издательство «Полиграф», 1994. 200 с.

23. Благотворительность в России: исторические и социально-политические и социально-политические исследования. Сост. и науч. ред. Бадя JI.B., общ. ред. Лейкинд О.Я. СПб.: издательство им. Н.И. Новикова, 2004. 608 с.

24. Благотворительность в социальной политике России: история и современность. Ред. Виноградов В. Д. СПб.: издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000 148 с.

25. Благотворительность и милосердие: Рубеж XIX-XX веков. Сост. Занозина В.Н., Адаменко Е.А. СПб.: издательство «Лики России», 2000. 247 с.

26. Богословские труды. М.: Издание Московской патриархии, 1968-2007.

27. Берсенев П.В. Мозг и религиозный опыт //Религиоведение. 2003. №2. С.84-94.

28. Братский вестник. М., 1990-2007.

29. Браун А.И. Приказы общественного призрения // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: типо-литография И.А. Ефрона, 1898. Т. 49. С. 196.

30. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М.: типография А.И. Мамонтова, 1911. Т. 1. 303 с.

31. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М.: типография А.И. Мамонтова, 1911. Т. 2. 313 с.

32. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: издательство «Республика», 1994. 415 е.

33. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии. М.: Книжный магазин Д.П. Ефимова, 1906. Вып. 1. С. 53-101.

34. Булгаков С.Н. Церковь и демократия. М.: без издательства., 1917. 15 с.

35. Булгаков С.Н. Православие. М.: издательство «Терра», 1991. 416 с.

36. Бураков Ю.Н. Утоли моя печали // Наука и религия. М., 1991. № 10. С. 46.

37. Бызов Д., Гузанова А., Ладенков Н. Благотворительность: реальность и перспективы // Век XX и мир. 1990. № 10. С.21.

38. Вайнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: издательство «Наука», 1986. 453 с.

39. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: издательство «Высшая школа», 1988. 416 с.

40. Введенский А.И. Церковь и революция. Пг.: типография при Смольном, 1922.31 с.

41. Вебер М. Избранные произведения. М.: издательство «Прогресс», 1990. 808 с.

42. Ветелев А. Поучение о любви к Богу и ближнему // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1960. № 12. С. 31-33.

43. Ветелев А. Нравственные основы духовного совершенствования //

44. Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии,, 1998. №12. С. 75.

45. Виппер Р.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. // Ученые записки Императорского Московского университета. Отделение историко-филологическое.М., 1894. Вып. 2.667 с.

46. Власов П.В. Обитель милосердия: о дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М.: издательство «Московский рабочий», 1991. 303 с.

47. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: издательство «Центрполиграф», 2001. 444 с.

48. Воронин В.В. Теории филантропии. М.: издательство «Мысль», 1981. 160 с.

49. Всемирная энциклопедия: Религия. Гл.ред. .Адамчик М.В. Минск: издательство «Современный литератор»., 2003. 832 с.

50. Вучечич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тареева // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1992. №9. С. 45-46.

51. Грановская Р.М.Психология веры. СПб.: издательство «Речь»,2004. 576 с.

52. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб. без издательства., 1894. 118 с.

53. Гершензон М.О. Исторические записки. (О русском обществе). М.: без издательства., 1910. 189 с.

54. Герье В. Призрение общественное // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: типо-литография И.А. Ефрона, 1898. Т. 49. С. 174.

55. Гогоцкий С. Два слова о прогрессе. Киев: типография Федорова, 1863. 16 с.

56. Гогоцкий С. Введение в историю философии. Киев: Университетская типография, 1871. 68 с.

57. Голубинский Ф.А. Лекции по философии. Киев: Университетская типография, 1884. Вып. 3. 169 с.

58. Голубинский Ф.А. Умозрительное богословие. М.типогрфия Л.ф. Снегирева, 1886. 204 с.

59. Григорий Богослов. О любви к бедным // Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х тт. М. — Минск: издательства Харвест АСТ, 2000. С. 246278.

60. Гудим-Левкович Г.Е.Религиозная идентичность и представления об идеальном духовном человеке, смысле жизни и жизненном успехе личности (теоретические и эмпирические аспекты психологического исследования)//Религиоведение. 2003. №1. С.79-92

61. Даль В. И. Милосердие // Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. СПб.: издание книго-топографа М.О. Вольфа, 1881. Т. 2. С. 327.

62. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М.: издательство «Альфарет», 1908. 1004 с.

63. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. Санкт-Петербург: «Андреев и сыновья», 1992. 343с.

64. Деяния II Всероссийского Поместного Собора православной церкви. М.: Издание Московской патриархии, 1923. 20 с.

65. Догма / Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарь теологических терминов. Перевод с англ. М.: изд-во «Республика», 2004. С.112.

66. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на архиерейском Соборе Русской православной церкви.// Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1997. № 3. С. 38-39.

67. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: издательство «Наука», 1990. 572 с.

68. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // Журнал Московской патриархии. М.: издание Московской патриархии, 1997. № 2. С. 16-33.69.«Живая церковь». Устав группы православного белого духовенства169

69. Живая церковь». М.: рабочий кооператив «Печатный техник», б/г. 8 с.

70. Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1944-2008.

71. Ильин И.А. Собрание сочинений. Аксиомы религиозного опыта: исследование. М.: издательство «Русская книга», 2002 608 с.

72. Ипатова Л.П. Типы религиозного обращения // Религиоведение 2006. № 4. С.88-101.

73. Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати //. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. СПб.: типография С. Добродеева, 1894. Вып.1. С. 59-79.

74. Иоанн Дамаскин. Полн. собр. творений. СПб.: типография Имп. С.-Петербургской духовной академии, 1913. Т. I. 441 с.

75. Иоанн, игумен. Союз православных братств. // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1991. С. 56.

76. Истина и жизнь. Католический вестник. 1994-2006.

77. Казакова H.A. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Исследование и тексты. М.-Л.: издательство Академии наук СССР (Ленинградское отделение), 1960 383 с.

78. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М.: издательство «Безбожник», 1931. 285 с.

79. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. М.: издательство «Терра», 1993. Т. 1. 686 с.

80. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. М.: издательство «Терра», 1992. Т. 2. 596 с.

81. Каутский К. Происхождение христианства. М.: Издательство политической литературы, 1990. 463 с.

82. Кирилл, епископ Туровской. Слова и поучения // Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. СПб.: типография С. Добродеева, 1894. Вып. I. С. 88-178.

83. Кирилл, архиепископ Смоленский и Калининградский. Проповедь во время молитвы в связи с заседанием Исполкома ВСЦ // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1987. № 6. С. 63.

84. Кистяковский Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1.С. 116-142.

85. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.: издательство «Наука», 1965. 345 с.

86. Ковалевский В. Святое дело // Известия. 1989. № 331.

87. Козырева И. Благотворительность от Америки до России //Международная жизнь. 1994. № 6.

88. Коледа Г., протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1994. № 7/8. С. 35.

89. Компендиум социального учения Церкви. М.: издательство «Паолине», 2006. 640 с.

90. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: издательство «Кетер», 1976. Т. I. 456 е.

91. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Издательство политической литературы, 1991. 493 с.

92. Кто поможет соотечественникам? Церковь. // Московский церковный вестник. 1994. № 5 (102). С. 1.

93. Кудрявцев-Платонов В.Д.Исследования и статьи по космологии ирациональной психологии // Соч. Сергиев Посад: 2-ая типография А.И Снегиревой, 1894. Т. 3. Вып. 1. 383 с.

94. Кудрявцев-Платонов В. Д.Исследования и статьи по естественному богословию // Соч. Сергиев Посад: 2-ая типография А.И Снегиревой, 1898. Т. 2. Вып. 2. 347 с.

95. Кудрявцев-Платонов В. Д. исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии // Соч. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1914. Т. 1. Вып. 2. 310 с.

96. Кузьмин-Караваев В.Д. Инвалидный капитал // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: типо-литография И.А. Ефрона, 1898. Т. 25. С. 43.

97. Лафарг П. Благотворительность // Этическая мысль. М.: Издательство политической литературы. 1988. С. 334-363.

98. Лекции по технологии социальной работы: Под ред. Холостовой Е.И. М.: издательство « Книга», 1998. 482 с.

99. Лосский В.Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд // Богословские труды. М.: Издание Московской патриархии, 1972. № 8. С. 205-214.

100. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М.: центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна», 1991. 288 с.

101. Лосский В.Н. Боговидение. М.: издательство АСТ, 2003. 760 с.

102. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 238-360.

103. Лука Жидята, архиепископ Новгородский. Поучения к братии // Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. СПб.: типография С. Добродеева, 1894. Вып. I. С. 8-26.

104. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда. М.: издательство «Республика», 1992. 550 с.

105. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. Приложения. М.: издательство «Наука», 1986. с. 290-546.

106. Лютер М. Время молчания прошло. Избр. произведения 1500-1526. Харьков: издательство «Око», 1992.350 с.

107. Лютер М. 95 тезисов. Сост., вст. ст., примеч. И ком. И. Фокина. СПб.: издательство «Роза мира», 2002.720 с.

108. Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань: типо-литография Императорского университета, 1912. 37 с.

109. Мальгин А. Сотвори добро ближнему // Неделя. 1989. № 2. С. 11.

110. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: издательство «Прогресс», 1990. 314 с.

111. Мень А. Мир Библии. М.: издательство «Книжная палата», 1990. 144 с.

112. Милль Д.С. Основы политической экономии. М.: издательство «Прогресс», 1981. Т. 3. 447 с.

113. Милосердие // Социологический энциклопедический словарь/ Ред. Осипов Г.В. М.: издательская группа Инфра М Норма, 1998. С. 183.

114. Монтень М. Опыты. М.: издательство «Рипол-классик», 1997. Кн. 1-2. -416 с.

115. Московский церковный вестник. 1989-2008.

116. Мысли Цицерона. СПб: типография И. Губинского, 1903. 48 с.

117. На пути к свободе совести. М.: издательство «Прогресс», 1989. 496 с.

118. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань: типография-литография Императорского университета, 1898. Т. 1. Опыт психологической истории и критика основных вопросов жизни. 466 е.

119. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань: Центральная типография, 1906. Т. 2. Метафизика жизни и христианское откровение. 438 с.

120. Несмиянова О.В., Семанов A.M. Методизм // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: издательство «Академический проект», 2006. С.632-634.

121. Нещеретный П.И. исторические корни и традиции благотворительности в России. М.: издательство «Союз, 1993. 31 с.

122. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы: Теория и методика социальной работы. Под ред. И.Г. Зайнышева.И.Г. М.: издательство «Мысль», 1994. 575 с.

123. Общий дом милосердие. // Семья. 1988. № 23. С. 14.

124. Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М.: издательство РАГС, 2005.314 с.129. «О церковном служении милосердия в Московской епархии». Документ Архиерейского собора Русской православной церкви (2008) // http://www.sobor2008.ru/421950/index.html

125. Осипов А.И. Справедливость и насилие // Богословские труды. М.: Издание Московской патриархии, 1973. № 11. С. 193-198.

126. Основы социального учения Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня. М.: издательство «Источник жизни», 2003. 224 с.

127. Основы социальной концепции Русской православной церкви // О социальной концепции русского православия. М.: издательство «Республика», 2002. С. 250-392.

128. О социальной концепции русского православия. Под ред. Мчедлова М.П. М.: издательство «Республика», 2002. 399 с.

129. Памятники древней христианской письменности в русском переводе // Православное обозрение. 1860. Т. П. 76 е.

130. Пейда Е. Они учат нас любить // Московский церковный вестник. 1994. № 2 (99).

131. Переписка Ф.А. Голубинского с Ю.Н. Бартеневым // Русский архив. 1880. с. 405-430.

132. Писемский В., Калашнов Ю., Малофеева Е., Платонов Е. Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1992. № 9. С.40-44.

133. Писманик М.Г. Лекции по религиоведению. Пермь: изд-во Пермского государственного технического университета, 2006. 173 с.

134. Плансон A.A. Сословия в древней и современно России, их положение и нужды. СПб.: издательство В.И. Губинского, 1899. 118 с.

135. Под созвездием топора. М.: издательство «Советская Россия», 1991. 528 с.

136. Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века. // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1993. № 6. С. 56.

137. Поляковская М.А., Чекалова A.A. Византия: быт и нравы. Свердловск: издательство Свердловского университета, 1989. 304 с.

138. Попов A.C., Радугин A.A. Христианские футурологические концепции. М.: издательство «Мысль», 1987. 202 с.

139. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: издательство «Республика», 1995. 511 с.

140. Проблемы социальной работы в России (Материалы первой национальной конференции). М.: издательство «Норма», 1995. 380 с.146. Протестант. 1993-2003.

141. Пяткин Е. Деньги милосердия // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1992. № 9. С. 46-53.

142. Радуль-Затуловский Я.В. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л.: издательство «Наука», 1947. 420 с.

143. Радхакришнан С. Индийская философия. М. издательство «Иностранная литература», 1956. Т. 1. 624 с.

144. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы. М.: Гаиз, 1933. 191 с.

145. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология175реформации. M.: издательство «Мысль», 1988. 255 с.

146. Розанов В.В. Русская Церковь //Соч. М.: издательство «Правда», 1990. Т. 1.С. 327-354.

147. Розанов В.В. Лев Толстой и Русская Церковь //Соч. М.: издательство «Правда», 1990. Т. 1. С. 355-371.

148. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства //Соч. М.: издательство «Правда», 1990. Т. 1. С. 372-582.

149. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 //Русская идея. Сост. Маслин М.А. М.: издательство «Республика». 1992. С. 259-294.

150. Российская энциклопедия социальной работы. Под ред. A.M. Панова A.M., Холостовой Е.И. М.: издательство «Норма», 1997. 415 с.

151. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М. издательство «Прогресс», 1989. 318 с.

152. Руденко М. Будьте милосердны: мир оставляю вам // Журнал Московской патриархии. 1991. № 11. с.55-57.

153. Руколь Б.М. Гуситское движение. Документы. М.: Издательство Московского университета, 1964. 323 с.

154. Русское православие. Вехи истории. М.: Издательство политической литературы, 1989. 719 с.161. Самарянин 1993-2008

155. Сарычев В. Сущность примирения и ее библейское обоснование // Богословские труды. М.: Издание Московской патриархии, 1971. № 6. С. 164-169.

156. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической длитературы, 1988.336 с.

157. Светлов П.Я. Образованное общество и современное богословие. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1902. 106 с.

158. Светлов П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование). Сергиев176

159. Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1904. 426 с.

160. Светлов П.Я. Необходимость Церкви на пути к вере и о Православно-Русской Церкви, как руководительнице в вере. СПб.: типография Александро-Невского общества трезвости, 1912. 22 с.

161. Светлов П.Я. Будущность земли по учению христианской религии. Пг.: типография В.М. Скворцова, 1915. 8 с.

162. Семенов JI.E. Идеология первоначального христианства: методологический и историографический аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученей степени кандидата исторических наук. Казань, 1982. 24 с.

163. Словарь по этике. М.: Издательство политической литературы, 1981. 430 с.

164. Соловьев B.C. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб.: издание товарищества «Общественная польза», б/г. Т. III. С. 270-387.

165. Соловьев B.C. Спор о справедливости //Собр. соч. СПб.: издание товарищества «Общественная польза», б/г. Т. V. С. 474-486.

166. Соловьев B.C. Конец спора //Собр. соч. СПб.: издание товарищества «Общественная польза», б/г. Т. V. С. 487-512.

167. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве //Собр. соч. СПб.: издание товарищества «Общественная польза», б/г. Т. III. С. 1-168.

168. Соловьев B.C. По поводу последних событий //Собр. Соч. СПб: издание товарищества «Общественная польза», б/г. Т. 8. С. 468-586.

169. Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. М.: Путь, 1911. 451 с.

170. Соловьев B.C. Смысл любви. Избранные произведения. М.: издательство «Современник», 1991. 524 с.

171. Социальная позиция протестантских церквей России. М.: типография ООО «А и Б», 2003. 72 с.

172. Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. М.: Проспект, 1994. 386 с.

173. Социальная работа (Вопросы и ответы). Под ред. Панова А.М, Холостовой Е.И. М.: издательство «Норма», 1997. 471 с.177

174. Социальное управление: Словарь. Под ред. Добренькова В.И., Слепенкова И.М. М.: издательство московского университета, 1994. 480 с.

175. Социальные ресурсы и социальная политика. Под ред. Шаталина Г.Г., Гребенникова В.Г. М.: издательство «Просвещение», 1990. 461 с.

176. Социальные технологии: Толковый словарь. Отв. ред. Иванов В.Н. М.: издательство «Мысль», 1995. 500 с.

177. Сторчак В.М. Психоаналитическая концепция религии К.Г. Юнга.// Религиоведение. 2006. №1. С. 138-152.

178. Субботин Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения // Религиоведение 2002. № 2. С.78-83.

179. Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1908. T. III. Христианское мировоззрение. 318 с.

180. Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1908. T. IV. Христианская свобода. 421 с.

181. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской. СПб.: издательство П.П. Сойкина, 1911. Т. 2. 641 с.

182. Теория и методика социальной работы. Под ред. Зайнышева И.Г. М.: издательство «Книга», 1994. 482 с.

183. Теория и методика социальной работы. Под ред. Павленка П.Д. М.: издательство «Проспект», 1998. 424 с.

184. Трауберг Н. Бог давал силы любить// Континент- М; Париж, 2005. №123

185. Торчинов Е.А. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб.: издание центра «Петербургское востоковедение», 1997- 480 с.

186. Троицкий Г. Социальное служение христиан и богословие революции //Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1969. № U.C. 37.

187. Уроки милосердия. СПб.: издательство Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1992. 59 с.

188. Утренняя звезда. 1917; 2004-2007.

189. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 601 с.

190. Франк C.JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 114-127.

191. Философский энциклопедический словарь. М.: издательство «Советская энциклопедия», 1983. 840 с.

192. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины //Соч. М.: издательство «Правда», 1990. Т. 1. Ч. 1-2. 839 с.

193. Флоренский П.А. У водоразделов мысли //Соч. М.: издательство «Правда», 1990. Т. 2. 447 с.

194. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: издание Библейско-богословского института им. св. апостола Андрея,, 2006.112 с.

195. Хомяков A.C. О старом и новом// Русская идея. Сост. Маслин М.А. М.: издательство «Республика», 1992. С. 52-63.

196. Храм в колонии // Московский церковный вестник. 1994. № 10 (107).

197. Хрестоматия по истории средних веков. М.: Учпедгиз, 1950. T. II. 347 с.

198. Цицерон Марк Тулий. Об обязанностях к сыну Марку. Киев-Харьков: типография Ф.А. Иогансон, 1900. 259 с.

199. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: издательство «Высшая школа», 1981. 374 с.

200. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Ред. Фролов И.Т, сост. Гуревич П.С. М.: Издательство политической литературы, 1991.463 с.

201. Чельцов М., протоиерей Православное пастырство и общественная179деятельность // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1994. № 4. С. 96-109.

202. Черемухин П. Торжество нравственного совершенствования и спасения // Журнал Московской патриархии. М.: Издание Московской патриархии, 1956. № 8. С. 53-59.

203. Чернышева О.В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. М.: издательство «Наука», 1994. 190 с.

204. Чернышева О.В., Комаров Ю.Д. Церковь в скандинавских странах. М. издательство «Наука», 1988. 176 с.

205. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: издательство «Прогресс», 1992. 574 с.

206. Шейнман М.М. От Пия XI до Павла VI. М.: издательство «Наука», 1979. 176 с.

207. Шмеман А. исторический путь православия. М.: издательство «Паломник», 1993. 387 с.

208. Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. Италия и западные провинции. М.: издательство Академии наук СССР, 1961.320 с.

209. Элбакян Е.С. Справедливость в религиозном и нерелигиозном миропонимании //Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: издательство «Академический проект», 2006. С. 1009-1010.

210. Энциклопедический социологический словарь. М.: издательство «Мысль», 1995. 560 с.

211. Энциклопедия социальной работы. М.: издательство «Норма», 1994. 394 с.

212. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: издательство «Наука», 1986. 703 с.

213. Яновский А.Е. Дом призрения // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб.: типо-литография И.А. Ефрона, 1898. Т. 10. С. 10.

214. Benedict XVI Encyclical Letter «Caritas in veritate». Vatican, 2009. 47p.//http://www.vatican.va/holyfather/benedictxvi/encyclicals/documents/hf ben-xvienc20090629caritas-in-veritateit.html

215. BofFL. Eglise: charisme et pouvoirs. Paris: Lien commun, 1985.288 p.

216. Discussion sur «latheologie de la revolution». Paris: Centra, 19 7 2 . 208 p.

217. Gutierres G. Theologie de la liberalion. Salamanca, 1980. 401 p.

218. Hadson W.S. Religion in America. N.Y.: McMillan Press, 1965. 469 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.