Основные направления развития португальской этнологии в 60-е гг. XIX - 90-е гг. XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Кабицкий, Михаил Евгеньевич

  • Кабицкий, Михаил Евгеньевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 190
Кабицкий, Михаил Евгеньевич. Основные направления развития португальской этнологии в 60-е гг. XIX - 90-е гг. XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2000. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кабицкий, Михаил Евгеньевич

Введение.

§ 1. О теме данной диссертации.

§ 2. Обзор литературы.

§ 3. О структуре данной работы и применяемой периодизации.

Глава I «Предэтнология».

Глава II Становление этнографии в Португалии.

Глава III Особенности развития португальской этнологии в межвоенный период.

Глава IV Послевоенный этап развития португальской этнологии (1947-1974 гг.).

§ 1. Общественно-политическая ситуация и положение в науке.

§ 2. Колониальная этнология.

§ 3. Изучение собственного народа.

§ 4. Школа Жоржи Диаша.

Глава V Современный этап развития этнологии, социальной и культурной антропологии в Португалии (сер. 70-х. —г кон. 90-х. гт.).

§ 1. Общая характеристика ситуации в стране и в науке.

§ 2. Преобразования в организационной структуре науки.

§ 3. Смена теоретических и методологических ориентиров.

§ 4. Тематика и проблематика конкретных исследований.

§ 5. Публикация этнологических трудов. Научная периодика.

§ 6. Музейное дело и музееведение.

§ 7. Преподавание этнологических дисциплин.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные направления развития португальской этнологии в 60-е гг. XIX - 90-е гг. XX вв.»

Мы считаем., что этнологией Португалии нашим учёным не следует пренебрегать. Язык может представлять сложность, но не должен вставать неприступной стеной, за которой только португальские этнологи могут иметь доступ к значительной части важных сведений и научных результатов.

Арман Дюшато, «Этнология в Португалии».

§ 1. О теме данной диссертации.

Как справедливо отмечает российский этнолог Ю. И. Семёнов, «необходимым условием развития любой общественной науки является её история. и не в последнюю очередь это относится к исторической и этнологической наукам.»1 Можно, следовательно, утверждать, что историографические исследования вообще всегда были, остаются и будут актуальными. Однако в прошлом им не всегда уделялось должное внимание. «К сожалению, историография никогда не была у нас в слишком большом почёте. Работы по истории этнологии. можно буквально перечесть по пальцам. Плохо обстоит дело с историей отечественной этнологической науки. Не намного лучше и в области исследования зарубежной этнологии.»2

Однако, в настоящее время значение таких исследований и интерес к ним повсеместно возросли. Это отмечается распространением обзоров, очерков, статей и книг, посвященных развитию этнологии в разных странах. В нашей стране в 70-е — 90-е гг. вышло значительное количество публикаций по американской, британской, немецкой, французской, итальянской и зарубежной в целом науке о народах3. Между тем, этнология Португалии не получила в нашей стране такого

1 Семёнов Ю. И. Ценный вклад в историографию этнологической науки. Рецензия на книгу

Г. Е. Маркова "Очерки истории немецкой науки о народах" // Этнографическое обозрение. 1995. № 4. С. 166.

2 Там же.

3 Весёлкин Е. А. Кризис британской социальной антропологии. М., 1977; Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979; Никишенков А. А. Из освещения.

Этот досадный факт нисколько не оправдывается, если рассмотреть всё то, что сделано португальцами на ниве изучения народов: первая и одна из крупнейших колониальных держав (ведь мы знаем, что продолжительное владение колониями почти всегда стимулирует и даёт почву, хотя и не всегда является обязательным, для широких этнографических исследований), страна, которая в значительной степени открыла нам мир с бесчисленными племенами, его населяющими, став главным действующим лицом грандиозной эпопеи Великих географических открытий, республика, одним из первых президентов которой был этнограф (случай, как представляется, не очень частый для политической истории и истории нашей науки) — остаётся для нас во многом terra incognita! Руководствуясь этими предпосылками, автор данной диссертации с 1996 г. обратился к исследованию португальской этнологии.1

Таким образом, исследования автора настоящей работы стали первым шагом в знакомстве российских этнологов с трудами их португальских коллег. Помимо того, надо отметить, что и за пределами России, в том числе даже в самой Португалии, история её этнологической науки, освещенная в некоторых статьях и главах из книг, имеющих более широкую тему, пока ещё ждёт своей полной и подробной разработки, которая может быть сделана в специальной монографии.2 Данная диссертация, следовательно, решает новую, не решённую пока не только в России, но и в самой Португалии, задачу.

Цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы подробно проследить и описать историческое развитие науки о народах в Португалии, выявить направления такого развития, характерные для каждого исторического периода и определить связь истории научной мысли и исследований с социально-экономической, политической и культурной историей страны, установив тем самым истории английской этнографии. Критика функционализма. М., 1986; Марков Г. Е. Очерки истории немецкой науки о народах. М., 1993; Красновская Н. А. К истории этнографической науки в Италии. // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С. 133-149. Более подробный список см. в ук. соч. Г. Е. Маркова, т. 1, с. 23-24.

1 Кабицкий М. Е. Из истории португальской науки о народах. // Этнографическое обозрение. 1999. № 1; Он же. Антониу Жоржи Диаш(1907—1973) — выдающийся представитель португальской этнологии. // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 1999. № 5.

2 См. далее § 2 «Обзор литературы». некоторые общие закономерности развития науки.

Объектом данного исследования является развитие науки: теоретических идей, способов постановки задач, проведения исследовательской работы, популяризации результатов, преподавания — с момента её утверждения как самостоятельной дисциплины до современного периода. Таким образом, это исследование относится к сфере, которая в исторических дисциплинах определяется как изучение проблем историографии, а в более широком смысле — история науки.

Предмет настоящей диссертации — историческое развитие науки о народах (этнографии, этнологии, социальной и культурной антропологии) в Португалии с конца 60-х гг. XIX в., когда можно говорить о её появлении и начале институт;ионализации до конца 90-х гг. XX в., то есть до современности.

При этом в понятие «португальская этнология (этнография, антропология)» включаются исследования в области данной науки, проводившиеся учёными-португальцами и иностранцами, проживающими в Португалии и связанными с её научной общественностью и организациями, независимо от того, было ли объектом таких исследований население самой европейской Португалии, территорий, являвшихся её колониями или других территорий. С другой стороны, работы в области этнографии Португалии, выполненные иностранцами, не связанными с португальской наукой, к предмету данной диссертации не относятся.

Определённый таким образом предмет позволяет провести исследование развития национальной этнологической науки и дать о нём чёткое представление в данной диссертации.

При работе над ней был использован метод комплексного анализа всей совокупности доступной литературы по данной отрасли науки. Были проведены библиографические исследования в библиотеках и информационных центрах России и Португалии. На основе изучения научной литературы выделялись течения, направления теоретической мысли, школы и т. п., а также характерные особенности и типы исследований. В дальнейшем при обобщении результатов, последние представлялись в соответствии с полученной типологией, причём типологические группы иллюстрировались примерами, то есть излагался анализ исследований, наиболее ярко отражающих характер и особенности того или иного типа, направления и т. д. При этом акцент делался на тех научных работах и их составных частях, которые имеют теоретико-методологическое значение. Они анализировались более подробно.

При рассмотрении научной деятельности и взглядов исследователей, которых можно считать ключевыми фигурами португальской этнологии, учёных, являющихся наиболее чёткими выразителями научных направлений и тенденций, применялся также биографический метод.

Для составления более правильного и объективного суждения об общих процессах, характеризующих португальскую этнологическую науку, был незаменим метод экспертных оценок, применённый в ходе интервью с наиболее авторитетными представителями современной этнологии (антропологии) в Португалии.1

Для оценки некоторых объективных закономерностей и тенденций, проявляющихся в признаках формального характера, эпизодически использовался статистический метод, элементы контент-анализа.

Было опрошено 16 этнологов (антропологов) в 6 учебных и научных центрах Португалии, собраны сведения о более чем 100 исследователях, проанализировано более 300 работ по этнологии, этнографии, антропологии. Именно научная литература является основным материалом для данной работы.

§ 2. Обзор литературы.

Исследование в достаточной степени обеспечено материалом. По теме существует представительная по набору и по объёму литература. В библиотеках нашей страны она в целом представлена достаточно адекватно.2

Если даже судить по времени издания всех этих работ, то можно наблюдать расширение этнологических изысканий, да и вообще рост интереса к этнологии. Я вижу доказательство этому в постоянном увеличении числа публикаций на протяжении рассматриваемого периода.3 Помимо издания новых произведений

1 Б. Э. Перейра, Ж. Пайш ди Бриту, Ж. Леал, Б. X. О'Нил, Ж. Уар и др.

2 За двумя исключениями, связанными с недостатком литературы за последние годы и отсутствием периодических изданий, как об этом будет сказано далее.

3 В нашей стране мало новой литературы за последние годы (конец восьмидесятых — девяностые), хотя причиной тому, очевидно, возникшие в России проблемы с комплектованием библиотек. переиздавались работы, ставшие классическими. Этнологическая литература входит в круг популярного чтения, о чем свидетельствуют соответствующие публикации.

Мы встречаем разбросанные тут и там этнографические сведения, а порой и целые весьма обстоятельные этнографические разделы в географических, исторических, социологических, страноведческих трудах.

Собственно этнологические работы разнятся тематически, географически (кроме работ, посвященных этнологии самой Португалии, существует огромное, если не большее, число публикаций, посвященных португальским колониям: Анголе, Мозамбику, Гвинее-Бисау, Кабо-Верде, Тимору, Макао и Португальской Индии), и по широте охвата. Есть узкие исследования, касающиеся одного конкретного феномена у какого-либо одного конкретного народа.1 Есть монографии, посвящённые в целом одному из этносов.2 Есть этнографические обзоры целых районов, провинций, со всеми проживающими там народами и племенами, с чёткой классификацией и сведениями по этнической истории.3 Есть, наконец, широкие географо-антропологические и этнографические обозрения целых территорий (например, колонии) или даже всей империи.4

Позже появляются теоретические работы, исследования современных проблем науки о народах, методологические и эпистемологические сочинения.

Что касается работ собственно историографического характера, то их в наших библиотеках, к сожалению, практически нет. И в целом, в период до конца 70-х гг. таких работ появлялось очень немного, предпочтение отдавалось рассмотрению конкретных тем, практическим исследованиям. Мало кто из этнологов, касаясь уже существующей литературы по его специальности стремился не то, что выявить школы, направления — даже просто классифицировать историографическое богатство. Большинство ограничивались критикой трактовки тем или иным коллегой конкретных фактов.

Среди немногих исключений можно назвать книги Жоржи Диаша «Исторический очерк португальской этнографии» (1952)5 и Бенжамина Перейры

1 Например: Santos, Eduardo dos. Sobre a religiäo dos quiocos. Lisboa, 1962.

2 Martins, Joaquim. Cabindas. Cabinda, 1972.

3 Esteves Felgas, H. A. As populares nativas do Congo Portugués. Luanda, 1960.

4 Mendes Correia, A. Ultramar Portugués. Vol.1-5. Lisboa, 1949.

5 Días, A. J. Bosquejo Histórico da Etnografía Portuguesa. Coimbra, 1952.

Аналитическая библиография португальской этнографии» (1965)г, если не говорить об историографическом разделе капитального труда Жозе Лейти ди Вашконселуша «Португальская этнография» (1933)2. Парадоксально, но факт: чем более раннее произведение — тем более подробный и обстоятельный анализ историографии и источников мы в нём находим.

Вашконселуш посвятил почти весь первый том своей книги этой теме и рассмотрел вклад в этнографию всех тех, кто хоть когда-либо занимался любой темой, связанной с этой наукой. Но «Португальская этнография» вышла в 1933 г., а написана была ещё раньше. Таким образом, анализ Вашконселуша хорош, но относится исключительно к периоду становления этнографической науки.

Менее подробна работа Ж. Диаша. Он поставил задачу создания в Португалии исчерпывающей библиографии этнографических сочинений, а в ожидании выполнения этой программы-максимума составил свой «Краткий очерк», представляющий собой аннотированную библиографию с большой вступительной статьёй историко-аналитического характера. Ж. Диаш всесторонне рассматривает предысторию и положение португальской этнографии к началу 50-х п., то есть новый этап её развития, после Вашконселуша. Но парадокс в том, что именно в это время начиналась бурная деятельность самого Ж. Диаша, преобразившая в дальнейшем этнографическую науку. Об этой деятельности в работе, естественно, почти не говорится. Книга Ж. Диаша имела большой резонанс. В последующем часто работы или их разделы, посвященные истории науки, находились под влиянием положений «Краткого очерка», предложенной его автором периодизации.3

Наконец, в 1965 г. выходит «Аналитическая библиография» Б. Э. Перейры, которая реализовала план Ж. Диаша. Однако эта книга не содержит общего исторического очерка, состоит только из аннотированных сведений о конкретных публикациях, что снижает её ценность как исследования историографии. Автор сгруппировал по темам и проанализировал работы, опубликованные не позднее 1964 г. Ни сам Б. Э. Перейра, ни (несмотря на его неоднократные предложения)

1 Pereira, В. Е. Bibliografía analítica da Etnografía Portuguesa. Lisboa, 1965.

2 Vasconcelos, J. L. de. Etnografía Portuguesa. Teníame de Sistematiza?áo. Vol. I. 1980. P. 27-325.

3 См., например: Lima, A. M. Introducto á Antropología Cultural. Lisboa, 1991. Capítulo VIII. A Antropología Cultural Portuguesa. P. 205—213. более молодые исследователи не выпустили до сих пор продолжения «Аналитической библиографии». В нашей стране книг Ж. Диаша и Б. Э. Перейры нет.

Надо иметь в виду, что рассматриваемая в указанных работах «португальская этнография» есть изучение только самой Португалии. Арман Дюшато, напротив, делает в своей статье ударение на «этнологию» (Völkerkunde), хотя и не занимается исключительно ею. Статья Дюшато в журнале Антропологического общества в Вене (1969)1 имеет большую ценность ещё и как своего рода взгляд со стороны.

Африканские исследования учёных-португальцев почти одновременно анализируют Антониу Рита-Феррейра (1962)2 и Аугушту Мешкитела Лима (1964)3, правда достаточно поверхностно и лишь применительно к своему региону — Мозамбику и Анголе соответственно. А. Рита-Феррейра идёт по тому же пути, что и Б. Э. Перейра, аннотируя конкретные публикации. Правда, при этом он проводит ещё и классификацию по этническим группам, служащим предметом изучения. М. Лима, демонстрируя преимущества современной методологии, даёт критический анализ работ своих предшественников.

Только позднее, в период, который можно определить как современный (конец 70-х — 90-е гг.) обращение к истории этнологической науки становится достаточно частым. При этом рассматриваются как отдельные темы, так и в целом исторический путь науки о народах в Португалии.

Среди частных тем можно отметить, например, такие: Португалия, географические открытия и предыстория этнографической науки, тема, рассмотренная в статье Мешкителы Лимы4, взгляды на народ первых португальских этнографов, критически оцененные Жуаном Леалом5, колониальный вопрос и этнологические исследования, тема статьи Р. Перейры6, изучение народных

1 Duchateau, A. Die Ethnologie in Portugal. // Mitteilungen der Antropologischen Gesellschaft in Wien. 1969. XCIX Band. P. 174-181.

2 Rita-Ferreira, A. Bibliografía etnológica de Moçambique. Lisboa, 1962.

3 Lima, A. M. Etnografía angolana. Luanda, 1964.

4 Lima, A. M. Os Descubrimentos Portugueses e a Antropología. // Etimología. 1991. № 5. P. 7-18.

5 Leal,J. Imagens Contrastadas do Povo. Cultura Popular e Identidade Nacional na Antropología Portuguesa Oitocentista. // Revista Lusitana, 1995.

6 Pereira, R. A questäo colonial na Etnología Ultramarina. // Antropología Portuguesa. 1989. традиций и фашистское государство в работе Алисы Дуарти1 и др.

Многие авторы рассматривают творчество того или иного этнолога прошлого, что нередко связано с переизданием их произведений. Интересные очерки, статьи и предисловия написаны в последнее время Ж. Леалом и Ж. Фрейташем Бранку.

Для рассмотрения ранних этапов развития португальской этнологии имеет большое значение книга Мануэла Виегаша Геррейру «К истории изучения португальской народной литературы»2. Это, конечно, не исследование по истории собственно этнологии, но в нём подробно изложены многие аспекты теоретических воззрений первых португальских этнографов — основателей науки.

Наконец, начали появляться, также в последние годы, в большом количестве новые работы, посвященные истории португальской этнологии в целом. Одной из первых в этой области стала книга Мариу Моутинью «Введение в этнологию», содержащая разделы об истории мировой и португальской этнологии.3 Последний содержит анализ основных тенденций развития науки о народах в Португалии начиная от записок первых путешественников до середины 70-х годов нашего столетия.

Небольшой объём этой книги не позволяет автору произвести подробное историографическое исследование. Он вынужден ограничиваться рассмотрением лишь некоторых, наиболее показательных, на его взгляд, аспектов. Несколько снижает ценность этой работы и чрезмерно критический, полемический подход автора к данной теме. М. Моутинью подчас приводит лишь один-два примера, на основании которых делает вывод, что этнологическая наука стояла на службе у реакционного государства. Тем не менее, эта книга представляет для нас очень большую ценность ввиду очень небольшого количества (и устарелости) предшествующих работ об истории португальской этнологии в целом и почти полного отсутствия их в нашей стране.

Довольно радикальные воззрения на исторический путь португальской этнологии проявляет и Жуан ди Пина-Кабрал в своих статьях и книге «Контексты

1 Duarte, A. Antropología Portuguesa. A opcao etno-folclorista e o Estado Novo. Porto, 1999.

2 Viegas Guerreiro, M. Para a historia da literatura popular portuguesa. Lisboa, 1978.

3 Moutinho, M. C. Introducto á Etnología. Lisboa, 1980. антропологии».1 Правда, его критика ведётся не с общих моральных и общественно-политических позиций, а с позиций методологической актуальности. Получив образование и сформировавшись как исследователь в недрах британской социальной антропологии, Пина-Кабрал воспринимает характерные для неё комплекс теоретических идей и проблематику как ориентир. Поэтому он не может не относиться критически к отсталости, теоретической вторичности португальской этнологии, её «устаревшей» ориентации на национальное как критерий исследования.

Более умеренную позицию в отношении исторического пути этнологии (антропологии, «науки о культуре») в своей стране занимают Жоржи Фрейташ Бранку2 и Мануэл Ларанжейра Родригиш ди Арея.3 Работа первого из них, в которой он относительно подробно рассматривает основные этапы развития науки, проблематику исследований и деятельность учёных, представляет большую ценность. Статья Родригиша ди Ареи более сжата, конспективна, но в ней вызывает интерес рассмотрение развития исследований в контексте преподавания этнологических дисциплин. Работы Ж. ди Пины-Кабрала, Ж. Фрейташа Бранку и М. Л. Родригиша ди Ареи в наших библиотеках, к сожалению, отсутствуют.

Следует отметить, что все названные выше исследования по истории португальской этнологии, опубликованные в последние десятилетия (конец 70-х — 90-е гг.) являются по форме статьями, научными докладами или отдельными главами из книг, имеющих более широкую тему. Данный факт неизбежно придаёт этим работам характер кратких очерков, не давая их авторам возможности внимательно, основательно и подробно рассмотреть все аспекты исторического развития этнологической науки в Португалии, что было бы возможно лишь в рамках более объёмного труда. В настоящее время такая работа ведётся4 и в

1 Pina-Cabral, J. de. Notas Críticas Sobre a Observado Participante no Contexto da Etnografía Portuguesa. // Análise Social. 1983; Idem. Breves Considerares Sobre o Estado da Antropología em Portugal. // Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989; Idem. Os Contextos da Antropologia. Lisboa, 1991; Idem. Anthropologie et identité nationale au Portugal. // Gradhiva, 1992. № 11.

2 Freitas Branco, J. Cultura como Ciencia? Da Consolidagao do Discurso Antropológico á Institucionalizado da Disciplina. // Ler Historia. 1986.

3 Rodrigues de Areia, M. L. A Investigarlo e o Ensino da Antropologia em Portugal após o 25 de Abril. // Revista Crítica de Ciencias Sociais. 1986, № 18/19/20.

4 Ж. Леал работает над книгой «Португальские этнографии, важнейшие темы и фигуры.» ближайшем будущем можно ожидать появления впервые в Португалии книги о более чем столетней истории её этнографии, этнологии и антропологии.

Португальская этнологическая литература — это книги, издававшиеся зачастую за счёт и в русле деятельности государственных органов. В особенности это касается исследований заморских территорий, которые часто издавала мощная научная организация — Управление заморских исследований. Но и позднее, после революции 25 апреля, государственные научные учреждения (такие, например, как Институт высокой культуры) брали на себя издание этнологических работ.

Это также и периодические и продолжающиеся издания, публикации трудов и учёных записок различных научных институтов и обществ.1 К сожалению, португальская этнографическая периодика в нашей стране недоступна. Из целого ряда журналов, издающихся в Португалии и так или иначе касающихся этнологической проблематики2, в наши публичные библиотеки не поступает ни одного. Имеются лишь некоторые продолжающиеся и серийные издания, как, например, серия «Portugal de perto» ("Португалия вблизи"), публикующая классические работы по этнологии и этнографии Португалии.

Некоторые работы имеются в виде неудобочитаемых микрофильмов. За пределами Португалии интерес к её этнографической науке достаточно велик. Можно отметить, что в странах английского языка он удовлетворяется обычно в основном публикациями работ самих учёных-португальцев, часто так или иначе связанных с соответствующими британскими, американскими и т. п. учебными и научными учреждениями. Эта тенденция берёт своё начало ещё от усилий Ж. Диаша по популяризации достижений португальской этнологии.3 В настоящее время следует отметить работы Ж. ди Пины-Кабрала.4

Французские и немецкие этнологи (часто сами занимающиеся португальской проблематикой5) более непосредственно знакомятся с исследованиями своих

1 Например: Estudos, ensaios е documentos — серия сборников, издававшаяся Управлением Заморских Исследований. В библиотеках имеются номера 38, 81, 84 и 96.

2 См. Приложение 4.

3 См., например: Portuguese Contribution to Cultural Anthropology. Johannesburg, 1961.

4 Его работа «Антропология в Португалии» была опубликована также по-французски в Париже и по-испански в Мадриде.

5 Эта тенденция очень старая, она идёт ещё из XIX в., когда в Португалии работали француз граф Пюимегр и немцы Фриц Крюгер, Фердинанд Вольф, Вильгельм Гизе, Гельмут Мессершмидт и португальских коллег. Помимо уже упомянутого А. Дюшато, это связано с деятельностью французской учёной Колетт Каллье-Буавер, которая занимается также конкретными полевыми исследованиями в Португалии. С 1987 г. в существующем во Франции Центре португальских исследований (Centre d'Études Portugaises), занимавшемся исторической тематикой, сложилась также группа этнологов, публикующая даже специальный бюллетень «Recherches en Anthropologie au Portugal» («Исследования по антропологии в Португалии»), Французские журналы демонстрируют этот интерес к тому, что происходит в соответствующих дисциплинах других стран Европы. В этом аспекте, во-первых, нужно отметить большой и серьёзный очерк Ж.-И. Дюрана в журнале «Terrain». Журнал «Ethnologie Française» («Французская этнология») во главе с Ж. Кюизенье с начала 90-х гг. публикует тематические номера, посвящённые этнологии той или иной страны. Среди них — также номер о Португалии.

В Испании никогда не воспринимали португальскую этнологию как нечто чуждое. Свидетельством тому — контакты коллег из двух пиренейских стран, происходившие и происходящие на протяжении (не будет преувеличением сказать) всего времени существования этнологии (Ж. Диаш, X. Каро Бароха и др.). В отношении истории науки интересна статья Луиса-Auxеля Санчеса Гомеса «Сто лет антропологии, в Испании и Португалии».1

Неоднократно публиковал материалы о состоянии этнографических исследований в Португалии (как и в других странах Европы) журнал «Ethnologia Europaea».

В нашей стране история португальской этнологии практически не была исследована. Упоминание о ней в работе С. А. Токарева состоит всего из трёх строчек2 — и это в 350-страничной книге обо всей зарубежной этнографии!

Нельзя не сказать о статье А. М. Хазанова, посвящённой возникновению многие другие.

1 Sánchez Gómez, L. A. Cien Años de Antropologías en España y Portugal (1870-1970). // Etnográfica. 1997. Vol. I. № 2. P. 297-317

2 «Почти то же (то есть, что отдельные усилия энтузиастов не создают науки — М. К.) можно сказать и о Португалии, где выделяется только энергичная деятельность Жорже Диаша ум. в 1972 г. (на самом деле в 1973 — М. К.)) и некоторых его сотрудников.» Токарев, С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 330. этнографии в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау.1 В ней автор упоминает о португальской колониальной этнологии, её развитии в этих странах как о предпосылке и фундаменте появления независимой этнографической науки. Однако непосредственно и подробно португальская этнография, даже колониальная, в статье не рассмотрена.

Можно сказать, таким образом, что данная тема остаётся в нашей науке неисследованной. Объяснением этого факта могло бы быть представление о том, что португальская этнология недостаточно развита в теоретическом смысле и потому не представляет интереса. Однако упомянутые выше публикации в Великобритании, США, ЮАР, Франции, Испании, Австрии говорят об обратном. Кстати, интенсивность таких публикаций в последнее время возросла. По сравнению с 60-ми — 70-ми гг. исследования по этнологии (антропологии) в Португалии расширились, эта дисциплина заняла более важное место в обществе. Думается, что и нашим специалистам полезно будет знакомство с историей португальской этнологии, которое поможет лучше понять закономерности развития науки, а также с темами, предметами и методами исследований их португальских коллег.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кабицкий, Михаил Евгеньевич, 2000 год

1. Dias J. Os macondes de Mozambique. Lisboa, 1964-1970. W. 1-3.

2. Moutinho M.С. Introduçào à etnología. Lisboa, 1980. P. 87.

3. Так, утверждается, что первоначальное влияние на Ж. Диаша немецкой этнологии сменилось со временем влиянием английской и американской антропологии. См.: Bonté, P.; Izard, M. Dictionnaire de l'ethnologie et de l'anthropologie. Paris, 1991.

4. Oliveira, Е. V. de. Vinte anos. P. 23.

5. Dias J. Estudos de Antropología. Lisboa, 1990. P.101.

6. Oliveira, Е. V. de. Trabalhos Colectivos е Recíprocos. // Revista de Antropología. 1955. Vol. III, № 1. Säo Paulo.

7. Продукт культурного влияния португальцев и смешения с ними. Самоназвание «krishtang» от португальского «cristáo» — христианин.

8. Что, кстати, нередко способствует их радушному приёму: образование в области антропологии, полученное в европейских университетах, сейчас особенно ценится в Португалии.

9. Sá, V. de. Esbozo Histórico das Ciencias Sociais em Portugal. Lisboa, 1978.

10. См., например: Duarte, A. Antropología Portuguesa. A opçâo etno-folclorista е о Estado Novo. Porto, 1999.

11. Бенжамин Э. Перейра, напротив, считает, что разрыва нет и что «этнологический проект» жив. (Эту мысль он высказал в 1999 г. в беседе с автором настоящей диссертации).

12. Yáñez-Casal, A. Antropología е Desenvolvimento. // Ethnologia. 1991. № 5.

13. Gonçalves, А. С. Dinámicas do Desenvolvimento e Desafios Actuáis. // Africana Studia. 1999. № 1.

14. Patuleia, M. J. С. S. Utilizaçâo de Fontes Históricas na Investigaçào Antropológica. // Antropología Portuguesa. 1989. № 7. P. 115-121.

15. Duräo, S.; Cardoso, T. Os Métodos Biográficos. Urna Aproximaçào aos Fundamentos da Historia de Vida. // Arquivos da Memoria. 1996. № 1.

16. Dias, A.J. Vilarinho da Furna. Uma Aldeia Comunitaria. Lisboa, 1948.

17. Dias, A. J. Rio de Onor. Comunitarismo Agro-Pastoril. Lisboa, 1953.

18. См., например: Pina-Cabral,J. Os Contextos. P. 29-30.

19. Cutileiro, J. P. A Portuguese Rural Society. Oxford, 1971.

20. O'Neill, В. J. Proprietários, Lavradores е Jornaleiras. Desigualdade Social пиша Aldeia Transmontana, 1870-1978. Lisboa, 1984.

21. Pina-Cabral, J. Sons of Adam, Daughters of Eve: the Peasant Worldview of the Alto Minho. Oxford, 1986.

22. Pina-Cabral, J. Os Contextos. P. 39.

23. Viegas Guerreiro, M. Pitoes das Júnias. Esbozo de Monografía Etnográfica. Lisboa, 1981.

24. Pais de Brito, J. Retrato de Aldeia com Espelho. Ensaio sobre Rio de Onor. Lisboa, 1996.

25. Mauss, M. Les Techniques du Corps. // Sociologie et Anthropologie. Paris, 1983.

26. См. также: Fazenda, M. J. Técnicas Corporais na Arte da Dança. // Antropología Portuguesa. 1989. № 7. P. 123-126.

27. Pereira, В. Е. Dados Biográficos е Autobiográficos de Ernesto V. de Oliveira. // Trabalhos de Antropología e Etnología. 1990. Vol. 30. P.16.

28. Pina-Cabral, J. de. Breves Considerares Sobre o Estado da Antropología. // Antropología Portuguesa. 1989. Vol. 7. P. 34.4Pina-Cabral,J. de. Os Contextos. P. 41.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

29. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

30. Весёлкин Е. А. Кризис британской социальной антропологии. М., 1977.

31. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

32. Кабицкий М. Е. Антониу Жоржи Диаш(1907—1973) — выдающийся представитель португальской этнологии. // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 1999. № 5.

33. Кабицкий М. Е. Из истории португальской науки о народах. // Этнографическое обозрение. 1999. № 1.

34. Капланов, Р. М. Судьба «диктатуры с человеческим лицом». // GEO,2000, № з.

35. Красновская Н. А. К истории этнографической науки в Италии. // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С. 133-149.

36. Куньял, А. Путь к победе. М., 1969.

37. Марков Г. Е. Очерки истории немецкой науки о народах. М., 1993.

38. Токарев А. А. А. А. де Серпа Пинту — исследователь юга Африки. //IV Камоэнсовские чтения. Материалы международной научной конференции португалистов. М., 2000. С. 59,111.

39. Токарев С. А. Истоки этнографической науки (до сер. XIX в.). М., 1978.

40. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

41. Хазанов А. М. Зарождение этнографии в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау. // Советская этнография. 1988. № 2.

42. Abreu, D. de, Meló Ferreira, F., Viegas Guerreiro, M. Unhais da Serra. Notas Geográficas, Históricas e Etnográficas. Lisboa, 1982.

43. Almeida, A. de. Timor, Goa e outros confrontes etnográficos. // Estudos, ensaios e documentos. Estudos sobre a etnología do Ultramar Portugués. № 84. Lisboa, 1961.

44. Almeida, M. E. de C. Da bibliografía antropológica do CEEU. Lisboa, 1962.

45. Ataíde, B. Leite de. Etnografía, arte e vida antiga dos Azores. Coimbra, 1973.

46. Aula de Anthropologia da Universidade de Coimbra — Trabalhos de alumnos. Coimbra, 1904.

47. Barros, M. M. de. Guiñé Portuguesa ou Breve noticia sobre alguns dos seus usos, costumes, línguas e origens dos seus povos. Lisboa, 1882.

48. Belchior Pontes, M. L. Viegas Guerreiro — Cientista e Homem Bom. / / Revista Lusitana. Nova série. 1997. № 16. P. 121-124.

49. Bonte, P., Izard, M. Dictionnaire de l'ethnologie et de l'anthropologie. París, 1991.

50. Braga, T. Contos tradicionais do povo portugués. Lisboa, 1998.

51. Braga, T. O Povo Portugués nos seus Costumes, Cren<;as e Tradigoes. Lisboa, 1985.

52. Cardeira da Silva, M. A Angúetia do Antropólogo no Momento do Trabalho do Campo.

53. Cardoso, C. L. Da Investigado Etnográfica em Portugal. Porto, 1959.

54. Cardoso, C. L. Völkerkunde, Volkskunde e a Escola Etnográfica Portuguesa. Porto, 1957.

55. Catálogo da Exposicäo Insular e Colonial Portugueza, em 1894, no Palácio de Crystal Portuense. Lisboa, 1896.

56. Cem Anos de Antropología em Coimbra (1885-1985). Coimbra, 1985.

57. Chaves, L. Adolfo Coelho na Etnografía Portuguesa. Coimbra, 1948.

58. Chaves, L. Nos Dominios da Etnografía e do Folclore. / / Ocidente, VII, 1947.

59. Cláudio, A. V. Rodrigues. Francisco Adolfo Coelho. Dissertagäo para obten^äo do grau de mestre. Lisboa, 1993.

60. Coelho, R. Da Antropología Simbólica a Antropología Cognitiva. // Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989.

61. Coelho, A. Alfaia Agrícola Portuguesa. //Portugália, I. 1898-1904.

62. Coelho, A. Contos Populares Portugueses. Lisboa, 1985.

63. Coelho, A. O Estudo das Tradiçôes Populäres nos Países Románicos. // Revista Lusitana, 1912, № XV.

64. Cutileiro, J. P. A Portuguese Rural Society. Oxford, 1971.

65. Dias, A. J. Antropología Cultural. Vila da Maia, 1986.

66. Días, A. J. Bosquejo Histórico da Etnografía Portuguesa. Coimbra, 1952.

67. Dias, A. J. Cultura Popular e Cultura Superior. Santiago de Compostela, 1949.

68. Dias, A. J. Estudos de Antropología. Lisboa, 1990.

69. Días, A. J. Os Bochimanes !Khü de Angola. Lisboa, 1968.

70. Días, A. J. Os macondes de Moçambique. Lisboa, 1964-1970. Vol. 1-3.

71. Días, A. J. Rio de Onor. Comunitarismo Agro-Pastoril. Lisboa, 1953.

72. Días, A. J. Vilarinho da Fuma. Urna Aldeia Comunitaria. Lisboa, 1948.

73. Duarte, A. A museologia antropológica no século XIX em Portugal. Porto, 1999.

74. Duarte, A. Antropología Portuguesa. A opçâo etno-folclorista e o Estado Novo. Porto, 1999.

75. Duchateau, A. Die Ethnologie in Portugal. // Mitteilungen der Antropologischen Gesellschaft in Wien. 1969. XCIX Band. P. 174-181.

76. Durand, J.-Y. Où la terre s'achève et la mer commence. Une anthropologie du bout de l'Europe. // Terrain 17, octobre 1991. Pp. 120-134.

77. Estermann, C. Etnografía do Sudoeste de Angola. Vol. I—III. Luanda, 19561960.

78. Estermann, C. Mon cheminement vers l'Ethnologie. // Bulletin Général de la Congrégation de Saint-Esprit, № 767 (1973). Pp.217-219.

79. Esteves Felgas, H. A. As Populaçoes Nativas do Congo Portugués. Luanda, 1960.

80. Estudos em homenagem a Ernesto Veiga de Oliveira. Lisboa, 1989.

81. Freitas Branco, J. A Propósito da Presente Reediçâo. Prefääo ao livro // Braga, T. O Povo Portugués nos seus Costumes, Crenças E Tradiçôes. Lisboa, 1994. P. 17.

82. Freitas Branco, J. Bauernarbeit im mediterranen Alltag. Agrikultur und Umweltgestaltung der Inselgruppe Madeira (1750-1900). Berlin, 1984

83. Freitas Branco, J. Camponeses da Madeira (as bases materiais do quotidiano no arquipélago (1750 -1900)). Lisboa, 1987.

84. Freitas Branco, J. Cultura como Ciencia? Da Consolidado do Discurso Antropológico á Institucionalizarlo da Disciplina. // Ler Historia. 1986.

85. Freitas Branco, J. Ruralidade insular: a desagregado de comunidades tradicionais na Madeira (Esbogo de problemática). //Análise social, 77-78-79; 635-644.

86. Gamitto, A. C. P. King Kazembe. Lisbon, 1960.

87. García, J. M. Historia de Portugal. Urna visao global. Lisboa, 1983.

88. Gongalves, A. C. Questóes de Antropología Social e Cultural. Porto, 1991.

89. Gouveia, H. C. Museologia e Etnología em Portugal. Instituigóes e Personalidades. Lisboa, 1997.

90. Hobsbawm, E.; Ranger, T. (ed.) The Invention of Tradition. Cambridge, 1983.

91. Homenagem a J. R. dos Santos Júnior. Lisboa, 1990.

92. Houart, J. Urna Historia da Antropología: Reflexoes sobre a Sua Necessidade e as Suas Condigóes. //Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989.

93. Leal, J. As Fontes da Obra Etnográfica de Consiglieri Pedroso. // Revista Lusitana. N. s. № 2. P. 129.

94. Leal, J. Em Torno desta Reedigáo. Prefacio ao livro // Braga, T. Contos Tradicionais Do Povo Portugués. Lisboa, 1998. P. 14.

95. Leal, J. Imagens Contrastadas do Povo. Cultura Popular e Identidade Nacional na Antropología Portuguesa Oitocentista. / / Revista Lusitana, 1995.

96. Leal,J. Prefácio. // Pedroso, C. Contribuigoes. P. 19

97. Lima, A. M. Etnografía Angolana. Luanda, 1964.

98. Líma, A. M. Introdugáo á Antropología Cultural. Lisboa, 1991.

99. Lima, A. M. Memorias de Trabalho de Campo. // Etimología. Nova série. 1997, № 6-8. P.73-85.

100. Lima, A. M. O Dilúvio Africano. Luanda, 1972.

101. Lima, A. M. Os Descubrimentos Portugueses e a Antropología. // Etimología. 1991. № 5. P. 7-18.

102. Magalháes Godinho, V. Os Descobrimentos e a Economía Mundial. Vol. I— IV. Lisboa, 1981-1983.

103. Martins, J. Cabindas. Cabinda, 1972.

104. Meló Ferreira, F. O Meu Professor ou a Liberdade Infinita de Ensinar. // Revista Lusitana. Nova série. 1997. № 16. P. 133-136.

105. Mendes Correa, A. Ultramar Portugués. Yol. I-Y. Lisboa, 1949.

106. Mendes Correa, A. Rachas do Império. Lisboa, 1945.

107. Milheiros, M. Etnografía angolana. Luanda, 1951.

108. Milheiros, M. Notas de etnografía angolana. Luanda, 1967.

109. Mota, A. T. da. Inquérito Etnográfico Organizado pelo Governo da Colonia. Bissau, 1947.

110. Moutinho, M. C. Introducáo á Etnología. Lisboa, 1980.85.0'Neill, B. J. Proprietários, Lavradores e Jornaleiras. Desigualdade Social mima Aldeia Transmontana, 1870-1978. Lisboa, 1984.

111. Oliveira, C. R. de. Introducto. // Dias J. Estudos de Antropología. Lisboa, 1990.

112. Oliveira, E. Y. de. Antonio Jorge Dias. // In memoriam Antonio Jorge Dias. Vol. I. Lisboa, 1974.

113. Oliveira, E. V. de. Vinte Anos de Investigado Etnológica do Centro de Estudos de Etnología Peninsular. Porto, 1947 Lisboa, 1967. Lisboa, 1968.

114. Pais de Brito, J. O Estado Novo e a Aldeia Mais Portuguesa de Portugal. //O Fascismo em Portugal. Lisboa, 1982.

115. Pais de Brito, J. Retrato de Aldeia com Espelho. Ensaio sobre Rio de Onor. Lisboa, 1996.

116. Patuleia, M. J. C. S. Utiliza^áo de Fontes Históricas na ínvestigacáo Antropológica. O Caso de Indonésia. // Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989.

117. Pedroso, Z. C. A constituido da familia primitiva. Lisboa, 1878. Idem. Sur quelques formes du mariage populaire au Portugal. Lisbonne, 1884.

118. Pedroso, Z. C. Contos populares portugueses. Lisboa, 1910.

119. Pedroso, Z. C. Contribui^oes para urna mitología popular portuguesa e outros escritos etnográficos. Lisboa, 1988. P. 97.

120. Pereira, B. E. Bibliografía analítica da Etnografía Portuguesa. Lisboa, 1965.

121. Pereira, B. E. Dados Biográficos e Autobiográficos de E. V. de Oliveira. //Trabalhos de Antropología e Etnología. Vol.30. 1990.

122. Pereira, R. A Questäo Colonial na Etnología Ultramarina. // Antropología Portuguesa. 1989.

123. Pina-Cabral, J. de. Anthropologie et identité nationale au Portugal. // Gradhiva, 1992. № 11.

124. Pina-Cabral, J. de. Breves Consideraçôes Sobre o Estado da Antropología em Portugal. // Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989.

125. Pina-Cabral, J. de. Notas Críticas Sobre a Observaçâo Participante no Contexto da Etnografía Portuguesa. // Análise Social. 1983.

126. Pina-Cabral, J. de. Os Contextos da Antropología. Lisboa, 1991.

127. Pina-Cabral, J. de. Sons of Adam, Daughters of Eve: the Peasant Worldview of the Alto Minho. Oxford, 1986.

128. Pinto-Correia,J. D. Novas Palavras Prévias. // Revista Lusitana. Nova série. 1997. № 16. P. 7-10.

129. Pires de Lima, A. C. As artes e os oficios nas tradiçoes populares. // Portucale. 1947, №№ 10-12; 1948, №№ 13-14,16-17; 1949, №№ 23-24.

130. Pires, T. Romanceiro do Alentejo. Lisboa, 1884

131. Portuguese Contribution to Cultural Anthropology. Johannesburg, 1961.

132. Redinha, J. Distribuiçao étnica de Angola. Luanda, 1962.

133. Rita-Ferreira, A. Bibliografía etnológica de Moçambique. Lisboa, 1962.

134. Rocha Pinto, J. Na rota das indias, a Caminho de Babel. // Etimología. 1991. № 5. P. 81-104.

135. Rodrigues Azevedo. Romanceiro da Madeira. Funchal, 1880

136. Rodrigues de Areia, M. L. A Investigaçâo e o Ensino da Antropología em Portugal após o 25 de Abril. // Revista Crítica de Ciencias Sociais. 1986,18/19/20.

137. Rodrigues de Areia, M. L. Que Ensino de Biologia na Licenciatura de Antropología? // Antropología Portuguesa. Coimbra, 1989.

138. Salazar says. Lisbon, 1962.

139. Sánchez Gómez, L. A. Cien Años de Antropologías en España y Portugal (1870-1970). // Etnográfica. 1997. Vol. I. № 2. P. 297-317

140. Santos, E. dos. Da Familia Quioca. Contribuiçâo para o Estudo deEtnología de Angola. // Estados, Ensaios e Documentos. Estados Sobre a Etnología do Ultramar Portugués, n.81. Lisboa, 1960.

141. Santos, E. dos. Do Sincretismo Mágico e Religioso nos Fundamentos Ideológicos do Terrorismo no Noroeste de Angola. Lisboa, 1962.

142. Santos, E. dos. Sobre a Religiao dos Quiocos. Lisboa, 1962.

143. Silva Regó, A. da. Introducto ao Estado da Etnorreligiosidade Negra. // Estados, Ensaios e Documentos. Estados Sobre a Etnología do Ultramar Portugués. № 84. Lisboa, 1961.

144. Tamagniní, E.; Serra,J. A. Subsidios para a Historia da Antropología Portuguesa. Coimbra, 1942.

145. Trabalhos do Primeiro Congresso Nacional de Antropología Colonial. Porto, 1934.

146. Vasconcellos, J. L. de. Etnografía Portuguesa. Tentame de Sistematizado. Vol. 1-10. Lisboa, 1933-42.

147. Vasconcelos, J. L. de. Estados de Etnografía Comparativa. Lisboa, 1996.

148. Veiga, E. da . Romanceiro do Algarve Faro, 1870

149. Viegas Guerreiro, M. Os Macondes de Mozambique: Sabedoria, Língua, Literatura e Jogos. Lisboa, 1966.

150. Viegas Guerreiro, M. Padre Carlos Estermann, Missionário e Etnógrafo. // Viegas Guerreiro, M. Povo, Povos e Culturas. Lisboa, 1997. Pp.215-222.

151. Viegas Guerreiro, M. Para a Historia da Literatura Popular Portuguesa. Lisboa, 1978.

152. Viegas Guerreiro, M. Pitóes das Júnias. Esbogo de Monografía Etnográfica. Lisboa, 1981.

153. Viegas Guerreiro, M. Temas de Antropología em Oliveira Martins. Lisboa, 1986.

154. Yáñez Casal, A. Antropología e Desenvolvimento.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.