Основные принципы художественных взаимосвязей режиссуры и сценографии, и их эволюция в латышском театре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Тишхейзере, Эдите Эйженовна

  • Тишхейзере, Эдите Эйженовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 174
Тишхейзере, Эдите Эйженовна. Основные принципы художественных взаимосвязей режиссуры и сценографии, и их эволюция в латышском театре: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1985. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тишхейзере, Эдите Эйженовна

1. Введение З

2. Глава I. оки.Родоначальники.Традиции

3. Глава П. Латышский театр в послевоенные годы.Развитие режуры иенографии в 50-60-х годах

4. Глава Ш. Развитие принципов "действенной сценографии" в латышском театре 70-х годов. сЛ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные принципы художественных взаимосвязей режиссуры и сценографии, и их эволюция в латышском театре»

Большая социальная роль театра в жизни советского общества, его идейное и нравственное значение, равно как и особенности художественного отражения действительности, обусловили пристальное внимание критиков и теоретиков к проблемам современного сценического искусства.

Изучение закономерностей и особенностей развития театральной культуры имеет большое значение в связи с общим ростом идейно-эстетических требований как к произведениям искусства, так и к художественной критике, о чем авторитетно сказано в материалах июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС, посвященного актуальным вопросам идеологической и массово-политической работы. В конечном итоге научный и критический анализ социально-исторической сущности сценической культуры, идейно-творческих тенденций современного театра, процессов рождения новых художественных форм направлен на реализацию идеологической линии партии -формирование личности каждого советского человека, его морально-нравственного облика.

В современном многосложном театральном искусстве уровень художественного осмысления действительности находится в прямой зависимости от степени взаимопроникновения и плодотворного синтеза идей всех создателей спектакля. Анализ и систематизация творческих взаимосвязей отдельных компонентов постановки, анализ спектакля как комплекса сопряженных средств сценической выразительности - одно из наиболее актуальных направлений теоретического осмысления практики советского театра.

Семидесятые годы отмечены процессами переосмысления классики, апробации новых форм драматургии, синтезирующих приемы психологиче.ской драмы с производственной проблематикой. Объединяющей тенденцией является стремление вовлечь зрителей в активный диалог с театром. Этими процессами обусловлен интерес к стилевому и жанровому многообразию, к максимальной образности всех . средств сценической выразительности, в том числе и сценографии. Необычайную значимость приобретает искусство театрального художника. Только в двадцатых годах, когда в во всем мировом театре меняюсь понятие об устройстве, значении и оформлении сценического пространство, столь велика была роль сценографа в создании целостного образа спектакля.

Сценография 70-х годов опирается на художественные достижения театральной практики начала века, но наиболее характерно для нее принципиально новое явление - относительная самостоятельность художника сцены, основанная на слиянии функций режиссера (организатора действия) и сценографа (организатора пространства). Идейная и художественная целостность спектакля оцре-деляется не только взаимосвязями режиссерского и актерского уровня, но не в меньшей степени уровня сценографического (актер - цространство, актер - предметная среда).

Многообразие этого явления в практике самых разных мастеров советской сцены позволяет рассматривать его как объективную тенденцию в развитии современного театра. В середине 60-х, начале 70-х годов возникают устойчивые творческие "тандемы" - постоянно сотрудничают Г.Товстоногов с Э.Кочергиным, А.Эфрос с В.Левенталем и Д.Крымовым, в.Латвии А.Шапиро с М.Китаевым и А.Фрейбергсом, А.Лининып с И.Блумбергсом. Невозможно всестороннее и полное освещение современного театрального цроцесса без учета новых форм и принципов художественных взаимосвязей режиссуры и сценографии, а так же определившей их конфетной социально-исторической .и культурной ситуации.

Особую актуальность проблемы, взаимосвязей режиссуры и сценографии имеют в латышском театре. В общем процессе развития советского сценического искусства сценография Латвии по-своему воплощает многие принципы театрально-декорационного искусства и его соотношения с остальными компонентами спектакля. В частности, характерное для периода 70-х годов слияние режиссуры и сценографии в латышском театре нередко выражено как непосредственная режиссура художника.

Такое крайнее выражение некоторых черт общего процесса развития сценографии делает практику латышского театра особенно.; . благодатным материалом для теоретического анализа, выводы которого могут иметь определенный интерес для осмысления процессов всего советского театра.

Однако, несмотря на высокий уровень советской, в том числе и латышской сценографии, на ее престиж и признание в мировом масштабе, на изменение, самого понятия о театральной декорации и функций художника сцены, до сих пор в нашем театроведении, почти не существует работ, которые рассматривали бы особое раз-~ витие сценографии как закономерный виток в развитии режиссерского театра XX века. Стремление выяснить, историческое место и своеобразие театральной практики 70-х годов приводит к необходимости решить вопросы соотношения периода "сценографического бума" 70-х годов со сценическими процессами начала века, когда режиссеры усиленно работали над реорганизацией сцены, когда закладывались основы и традиции современного понятия сценографии. Требуют цристального анализа художественные поиски в режиссуре и сценографии, цроисходившие непосредственно перед десятилетием особого развития театрально-декорационного искусства, а так же исторические и национальные особенности развития, которые воздействуют на общетеатральный цроцесс в практике сценической культуры отдельного народа.

Для решения этих вопросов выбрал материал спектаклей латышского театра. Круг вопросов определил и основные границы исследования - 50-70-е годы, период подготовки, становления и окончательного формирования современной сценографии. Для полноты освещения театрального цроцесса 70-х годов, установления в нем соотношений традиций и новаторства, в .диссертации рассматриваются некоторые черты сценического искусства 10-30-х годов, а так же первых послевоенных лет. Творчество латышских художников включается в контекст работ современных им русских и западноевропейских мастеров сцены.

Методика такого рода комплексного подхода к анализу театральных процессов пока что мало разработана в советском театроведении, но в последнее время обостряется интерес к исследованию интеграции разных видов искусства, характерной для культуры XX века.Основные методологические принципы, разработанные в книгах А.Образцовой "Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX веков" (М.: Наука, 1984), Т.Бачелис "Шекспир и Крэг" (М.: Наука, 1983), сборнике "Синтез искусств-в культуре России второй половины XIX века" (М.: Наука, 1982), а так же в ряде статей других исследователей используются в диссертации для решения более специфической проблемы взаимосвязей режиссуры и сценографии.

Специально исследованию искусства сценографии посвящены работы В.Березкина. В книгах "Театр Йозефа Свободы" (М.: Изобр. искусство, 1973), "Художник в театре сегодня" (М.: Сов. Россия, 1980), в статьях "Новые цринципы образного моделирования в искусстве советских художников" (Советское искусствознание 75. -М.: Сов. художник, 1976), "Сценография первой половины 70-х годов" (Вопросы театра. - М.: ВТО, 1977), "Художники советского театра в системе искусства мировой сценографии" (Советское искусствознание 77, вып. 2. - М.: Сов. художник, 1978) устанавливается периодизация основных этапов развития сценического оформления. Исследователем вводится в научный обиход термин "дейст-. венная сценография", определяющий исторически последний тип театрального оформления, который возник в XX веке и получил особое развитие в 70-х годах. В диссертации использованы принципы хронологического деления истории.сценографии, а так же терминология, предложенные; В.Березкиным.

Наиболее близки к теме диссертации исследования А.Михайловой, получившие завершение в книге "Образ спектакля" (М.: Искусство, 1978). Книга представляет первостепенный интерес как богатым фактическим материалом, расщэывающим работу режиссера и художника над постановкой на разных этапах истории русского и советского театра, так и теоретическими выводами о существовании образа спектакля - "динамической целостности", о процессе рождения замысла, его воплощении и восприятии. "Образ спектакля" - первая и единственная в советском театроведении теоретическая монография, основанная на материале сценографического искусства.

Специфическим проблемам сценографии посвящена обширная литература в специализированных изданиях "Советские художники театра И-кино",, альманахах "Художник, сцена" и "Художник, сцена, экран", в общетеоретических сборниках "Воцросы театра", "Советское искусствознание". Статьи о сценографии регулщшо появляются на страницах журналов "Театр", "Творчество", "Декоративное искусство СССР". Значительное место в литературе.по сценографии занимают исследования о латышских художниках - И.Блумбергсе, А.Фрейбергсе, Г.Земгалсе, Ю.Димитерсе и других. Постоянно вопросами латышской.сценографии занимаются В.Березкин, Э.Кузнецов и С.Дружинина, Е.Ракитина. Все же следует заметить, что в большинстве случае процессы сценографии, равно как и творчество отдельных художников театра, анализируется в отрыве от проблем режиссуры, Часто материалом исследования служат эскизы и макеты, но не реализованная и вступающая в сложные взаимодействия со всем спектаклем сценография. Существующая литература широко использована при подготовке диссертации, но главным в ней остается принцип сопряжения сценографии и режиссуры.

Процессы взаимодействия и взаимовлияния режиссуры и сценографии, а так же специфические вопросы искусства театрального художника затрагиваются в некоторых работах театроведов и искусствоведов Латвии. О значении идей театрального художника в создании целостного образа спектакля существуют две статьи: "0.художнике-постановщике" П.Петерсонса, опубликованная в 1959 году, и "0 некоторых вопросах отношений режиссера и сценографа" С.Ра-дзобе, вышедшая в 1983 году. Творчеству.И.Блумбергса, А.Фрей-бергса и Ю.Димитерса посвящены статьи Я.Балтинавиетиса* Обзорные статьи о сценографии пишут искусствоведы Р.Лаце, А.Нодиева, Э.Яунземе. Театрально-декорационное искусство они рассматривают в контексте развития изобразительного искусства, как бы изоли-. руя работу художника от других структурных элементов спектакля. Отдельные стороны работы режиссера и сценографа затронуты в монографиях. Л. Дзене "Театр Драмы", "Моя версия об Альфреде Яуну-шансе", М.Гревиныпа "Художественный театр", С.Фрейнберги "Дина Купле". Значительный теоретический интерес представляют статьи и интервью самих сценографов, выступления в прессе режиссера, драматурга и критика П.Петерсонса. Для написания диссертации цривлечены исторические исследования: К.Кундзинып "История латышского театра", коллективный труд "История латышского советского театра", книга Л.Акуратере "Актерское искусство в латышском театре", а так же архивные материалы Государственного музея истории литературы и искусства Латвийской С.СР им. Райниса. Цитаты первоисточников и материалов, существующих на латышском и английском языках, даются в переводе диссертанта.

70-е годы еще не отошли в историю советского театра, процессы, получившие развитие в этот период, продолжаются, во многом определяя состояние современного сценического искусства. Поэтому данная диссертационная работа является одной из первых попыток обобщить черты живого театрального процесса, осмыслить пути развития латышской сценографии, существенно повлиявшей на развитие всего советского искусства сценического оформления, установить основные принципы взаимосвязей режиссуры и сценографии в работе над созданием целостного образа спектакля. Это придает работе актуальность, определяете . ее теоретическую новизну и практическое значение. . .

На юбилейном пленуме Союза писателей СССР К.У.Черненко отметил, что "художественный опыт убеждает: чем теснее национальная культура связана с другими, чем интенсивнее вбирает она те черты духовного и художественного опыта братских народов, которые приобрели интернациональное значение, тем быстрее и плодотворнее она развивается" /2.6, II/. Процесс взаимного обогащения художественных культур народов нашей страны во многом зависит от исследования лучших традиций национального искусства и пропаганды тех принципов, которые могут приобрести широкое интернациональное звучание. Задачи, поставленные в диссертации, соответствуют этой цели.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, и Списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Тишхейзере, Эдите Эйженовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика советского театра 70-х годов позволяет говорить об особенной выделенности искусства театрального художника в процессе создания спектакля. Об этом свидетельствуют как многочисленные, ставшие регулярными выставки сценографии, так и выход в свет специализированных теоретических сборников и альманахов, и, в конце концов, внедрение таких терминов, как "сценография", "действенная сценография", "изобразительная режиссура", даже "сценографический бум". Эти понятия вошли в критический и научный обиход именно в 70-е годы - в пору анализа нового статуса художника, нового этапа в развитии театрально-декорационного искусства. Первая половина 80-х годов - достаточная временная дистанция, чтобы от анализа перейти к синтезу, находить в комплексном подходе к театральному искусству (и к художественной культуре в целом) незамеченные грани в уже осмысленных проблемах, взглянуть на происходящее в декорационном искусстве 70-х годов как на закономерность, подготовленную развитием режиссерского театра нашего столетия. Такие задачи решались в данной диссертации.

Деятельность многих сценографов Латвии - Илмарса Блумбергса, Андриса Фрейбергса, Гунарса Земгалса и других - достаточно широко известно не только в нашей стране, но и в мировом масштабе. Это позволило говорить о своеобразной школе латышской сценографии, которую в первую и главную очередь отличает тесная сопряженность с режиссурой на всех этапах истории национального театра. Сценическое искусство в Латвии возникло сравнительно поздно, в конце 60-х годов прошлого столетия, когда в мировом театре уже намечалась направленность к режиссерскому верховодству на сцене. Своенравно, скачками преодолев многие ступени развития русской и европейской сценической культуры, латышский театр включился в общетеатральный процесс в знаменательный момент. В первом десятилетии XX века цроисходиша интеграция двух существенных художественных направлений - с одной стороны натурализма и психологического реализма, с другой стороны символизма. Взаимопроникновение сценической правды с философским способом отражения действительности явилось катализатором для развитии всех художественных компонентов театра. В искусстве же. театрального художника оно определило развитие на весь последующий век. Центральным событием в этом процессе стала постановка "Гамлета" Шекспира в.1911 году на сцене МХТ, осуществленная Эдвардом Гордоном Крэгом. Впервые идеи символистов о цространстве сцены, как категории философской, 4 обрели конкретное воплощение на сцене. Сценическое пространство стало определенной моделью мира, выражающей позицию создателей спектакля.

В этом же году в латышском театре состоялась премьера пьесы Райниса "Огонь и ночь", по сути явившаяся исторической и эстетической параллелью крэговскому "Гамлету". Латышское театрально-декорационное искусство делало самые первые шаги, но уже заявило об определенном авторстве, о самостоятельности в интерпретации драматургического материала. Немаловажен факт, что утверждение статуса художника-интерцретатора произошло благодаря огромному общественному резонансу спектакля "Огонь и ночь".

Активная роль художника сцены в латышском театре получила развитие в 20-30-х годах, особенно в практике Художественного театра. Один из его организаторов, соратник Э.Смильгиса, художник, постановщик и теоретик Янис Мунцис привнес в традиционный для Латвии "театр слова" понятие о динамичности сценического пространства, о целостности визуального образа спектакля, о единстве сценографических построений с пластикой актерских тел. Взаимосвязь режиссуры и сценографии в этот период выразилась как единоличное руководство всеми средствами сценической выразительности. Можно говорить о существовании в творчестве Яниса Мунциса своеобразной "пластической режиссуры", опирающейся на пластическое единство сценического произведения. Начало века - время, когда в латышском театре прочно закладываются основы взаимосвязей, взаимодействий и взаимообогащения сценографического и режиссерского искусства. Это период основания традиций.

То, что началось как творческая особенность и прозрение отдельных театральных деятелей или отдельного сценического коллектива, стало общим принципом в 50-е годы. Центром внимания художников становится сложная и многогранная фигура человека нового времени, стремление всесторонне выразить его внутренний мир и отношения с окружающими людьми. Это требует максимального разнообразия как в стилевых и жанровых поисках, так и в выборе средств сценической выразительности. Социальная конкретность и узнавае-. мость героя требуют такой же определенности сценического образа. Одним из источников художественной образности во второй половине 50-х, начале 60-х годов становится народное искусство. Активное употребление его форм и отдельных структурных элементов - характерная черта режиссуры на рубеже 50-60-х годов. Наряду с обращением к фольклору, как своеобразная антитеза его эмоциональному воздействию, набирает силу "интеллектуальный театр". Он ставит во главу угла не столько переживание, сколько процесс решения, постепенного раскрытия "механизма" мышления на сцене. При всех различиях этих тенденций, их объединяет неоспоримый и непреклонный примат режиссуры в создании спектакля, и - обостренное, сравнительно устойчивое внимание к детали сценографического оформления. Конкретная, социально и эстетически точная и характерная деталь постепенно приобретает все большую.выразительность, становится самостоятельным сценическим образом. Деталь приближается к символу, приобретает динамичность и способность активно взаимодействовать с центром спектакля - актером. Предметный мир вновь, становится моделью мира. В недрах режиссуры растет новое отношение к декорационному искусству и художнику.сцены. Постепенно формируется такое общеэстетическое явление, как "действенная сценография".

Действенная сценография" - исторически определенный тип взаимосвязей режиссуры и сценографии. Ее основная функция в 70-х годах - не столько характеризовать место, сколько сущность происходящего, отражать принципы художественного осмысления действительности создателей спектакля. "Действенная сценография" приобретает исключительное расцространение в театральной культуре Латвии. Этот факт основывается на целом комплексе причин, относящихся ко всем видам художественной культуры республики. Он включает как интерес общества к искусствам визуальным - кино, телевидению, изобразительному искусству, театру, так и необходимость на новом уровне осмыслить фольклорные традиции. Проникновение в целостную структуру народного миросозерцания, этических и эстетических понятий, попытки повторить сам процесс и механизм появления фольклорных художественных форм происходят в Латвии одновременно с развитием "действенной сценографии" во всем советском театре. Но "действенная сценография" в Латвии становится примером счастливого совпадения внутренних законов народного искусства с новаторскими тенденциями в театральном оформлении. Характерные черты "действенной сценографии", заметные в творчестве самых разных художников советского театра, в Латвии получает особое значение, так как подкрепляются веками разработанными принципами фольклорного искусства.

Эти факторы не только сообщают больший авторитет искусству театрального художника, но часто приводят к прямому режиссерскому направлению в сценографии. В этом смысле.наиболее типичной фигурой является сценограф Илмарс Блумбергс. В его творчестве можно проследить определенную, своеобразную художественную тему, соотносимую с вопросами идейного и социального отражения действительности, которые призван решать режиссер.

От единой личности, объединяющей функции режиссера и сценографа к полному верховодству режиссера, а далее - к усилению режиссерских тенденций в искусстве сценографа - таковы.основные отрезки пути развития принципов творческих взаимосвязей режиссуры и сценографии в латышском театре. Меняются конкретные формы работы отдельных деятелей театра, эволюционируют стилевые и жанровые поиски, выносятся на первый план разные типы декорационного оформления, предметной среды, но неизменным остается основной принцип и самая плодотворная традиция ю взаимоотношениях искусства режиссуры и сценографии - взаимодействие, неделимость художественного образа, синтез идей во имя создания целостного образа спектакля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тишхейзере, Эдите Эйженовна, 1985 год

1. Маркс К. Письмо Ф.Лассалю от 19 апреля 1859 г.- марке К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.29,с. 482-485.

2. Энгельс Ф.Письмо М.Гаркнесс: /Лондон,начало апреля 1866 г./-Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.37,с. 35-37.

3. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе,- ПСС, т.7,с.233-242.

4. Ленин В.И.Критические заметки по национальному вопросу ПСС,т. 24,c.II3-I50.

5. Ленин В.И. о праве наций на самоопределение.- ПСС,т.25, с.255-320.

6. Ленин В.И.0 литературе и искусстве.Сборник/Сост.Н.И.Крути-/> кова.5-е изд.- М. :Худож.лит. ,1976.- 827 с.

7. Ленин В.И. 0 культуре.- М.:Политиздат,1980.- 336 с.

8. П. Документы и материалы КПСС и Советского государства

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС.- М.: Политиздат,1976,- 144 с.

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат,1981. -223 с.

11. Материалы Пленума ЦК КПСС,14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

12. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС, 21 января 1972 г. КПСС в резолюциях о решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп., т. II. 19721975. - М.: Политиздат, 1978. - с. 29-33.

13. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.

14. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь тов. Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г. Коммунист, 1984, В 14, с. 3 - и.1. Ш. Книги

15. Акимов Н.И.Театральное наследие в 2 тт./Под ред. С.Л.Цим-бала. Л.: Искусство, 1978. - 293; 286 с.

16. Алперс Б. Театральные очерки в двух томах, т. I. М.: . Искусство, 1977. - 566 с.

17. Бачелис Т.Шекспир и Крэг. М.: Наука, 1983. - 350 с.

18. Березкин В.И. Театр Йозефа Свободы. М.: Изобр. искусство,1973. -189 с.

19. Березкин В.И. Художник в театре сегодня. М.: Сов. Россия, 1980,- 124 с.

20. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. -237 с.

21. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века./Под ред. Г.Ю.Стернина. ГЛ.: Наука,1982. 352 с.

22. Волков Н. Мейерхольд. М.-Л.: Academia , 1929. - 403; 490 с.

23. Ершов П.М. Режиссура как.практическая психология. М.: . Искусство, 1972. - 352 с.

24. Золотницкий Д. Будни и праздники театрального Октября. -Л.: Искусство, 1978. 255 с.

25. Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л.: Искусство, 1970.-391 с.

26. Коваленко Г. Художник театра Даниил Лидер. М.: Искусство, 1980*- 199 с. .

27. Козинский В.И., Фрезе.Э.П. Художник и театр. М. Сов. худож., 1975. - 239 с.

28. Кочетова Е.В. Взаимодействие сценического и-изобразительного .искусств в Англии на рубеже 19-20.веков: Автореф. дис. канд. искусствовед. М., 1983. - 24 с. - В над-заг.: Гос. ин-т театр, иск-ва им. А.В.Луначарского.,

29. Красовский Ю.Н. Из опыта театральной педагогики В.Э.Мейерхольда I905-I9I9: Автореф. дис. канд. искусствовед. -Л., 1981. 19 с. - В надзаг.: Ленингр. гос. ин-т театра,музыки и кино.

30. Лацис Р.Отто Скулме. М.: Сов. художник, 1959. - 114 с.

31. Липков А. Шекспировский Э1фан. М.: Искусство, 1975. -351 с.

32. Михайлова А. Образ спектакля. -М.: Искусство, 1978. -. 247 с.

33. Мочалов Ю. Композиция сценического цространства. М.: . Просвещение, 1981. - 239 с.

34. Образцова А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1984. - 333 с.

35. Попов А.Д.Художественная целостность спектакля.- Творческое наследие, т. I. /Под ред.В.В.Фролова. М.-.ВТО, 1979. - с.305-504.

36. Пожарская М.Русское театрально-декорационное искусство конца XIX,начала XX века. М.: Искусство,1970.- 410 с.

37. Рыбаков Ю. Г.А.Товстоногов.Проблемы режиссуры. Л.: Искусство , 1977 . - 143 с.

38. Смелянский А.Наши собеседники. М.:Искусство,1981. -367 с.

39. Советская литература по сценографии/Сост.и автор текста аннотаций В.И.Березкин. -М.,Прага,1983.- 96 с.

40. Советские художники театра и кино 75:/Сборник/. М.:Сов. художник, 197-7-. - 255 с.

41. Советские художники театраи.кино 76 : /Сборник/. М.: Сов.художник,1978.- 263 с.

42. Советские художники театра 77/78: /Сборник/. М.:Сов. художник,1980.- 319 с.

43. Советские художники театра и кино 79:/Сборник/. М.: Сов.художник,I981.- 323 с.

44. Советские художники театра и кино /5/ :/Сборник/.- М.: Сов.художник,1983.-398 с.

45. Советские художники теажра и кино /6/-./Сборник/.- М.: Сов.художник,1984.- 320 с.

46. Станиславский К.С.Собр.соч.в 8т., т.1. М.: Искусство, 1954. - 514 с.

47. Сыркина Ф.Я.,Костина Е.М.Русское театрально- декорационное искусство.-М.:Искусство,1978.- 246 с.

48. Театр в национальной культуре стран Центральной и Юго

49. Восточной Европы ХУШ-Х1Х вв.: Сборник. М.: Наука, 1976. - 340 с.

50. Театральное пространство/Материалы научной конференции.

51. М.: Сов.художник, 1979. -.484 с.

52. Художник, сцена/Составит. Е.Б.Ракитина. М.: Сов. художник, 1978. - 214 с.

53. Художник, сцена, экран./Составит. Е.Б.Ракитина. ГЛ.: Сов. художник, 175. - 200 с.

54. Художники театра и кино: Каталог. М.: Сов. художник, 1979. - 109 е., илл.

55. Чушкин Н. Гамлет Качалов. - М.: Искусство, 1966. -364 с.3.4-0. Akuratere L. Aktiermaksla latviesu teatri. Riga: Zinat-ne. 1983. - 296. 1pp.

56. Banga T. Mana dzlve. Riga: LVI, 1957. - 406 1pp.

57. Barons Kr. Latvju Tautas dainas, 1. sej. Jelgava, 1894.

58. Berzi^s A. Latviesu teatra attlstibas gaitas. Riga: a/s Valters&Rapa, 1932.

59. Dailes teatra desmit gadi 1920-1930. Riga, 1930. -175 lpp.

60. Dailes teatra 5 gadu darba celiens. Riga, 1925.

61. Dzene L. Aktiera Ja$a Kubi}a atbildes: Atmiij.as un piezl-mes sesos blokos. Riga: Liesma, 1984. - 230 lpp.

62. Dzene L. Dialogi ar Hariju Liepi^u. Riga: Liesma, 1977. - 142 lpp.

63. Dzene L. Dramas teatris. Riga: Zinatne, 1979. - 378 lpp.

64. Dzene L. Lidija Freimane. Riga: Liesma, 1971. - 182 lpp.

65. Dzene L. Mana versija par Alfredu Jaunusanu. Riga: Liesma, 1979. - 151 lpp.- 164

66. Freinberga S. Dina Kuple. Riga: Liesma, 1977. - 176 1pp.

67. Grevi^s M. Dailes teatris. Riga: Liesma, 1971. -239.1pp.

68. Greviijis V. Eduards Smi^gis. Riga: L¥I, 1956. - 207 1pp.

69. G-rigulis A. Viss.par teatri. Riga: Liesma, 1983. -159 lpp.

70. Hausmanis V. Rainis un teatris. Riga: Liesma, 1965. -237 lpp.

71. Hausmanis V. Rai.?.a dramaturgija. Riga: Zinatne, 1973. -311 lpp.

72. Hausmanis V. Sarunas ar Felicitu Ertneri. Riga: Liesma, 1973. - 127 lpp.

73. Jaunais Rigas teatris 1908-1915. Riga: LVI, 1958. -114 lpp.

74. Jaunzeme E. Musdienu scenograf i jas- makslas attistibas tendences. Riga: Macibu iestazu metodikas kabinets, 1977. - 46 lpp.

75. Kundzigs K. Latviesu teatra vesture, 1., 2. sej. Riga: Liesma, 1968-1972. - 1. s§j. - 398 lpp., 2. sej. - 441 IPP.

76. Latviesu dzejas antologija 7 sej., 5. sej. Riga: Liesma, 1976. - 399 lpp. :

77. Latviesu padomju scenografija: Reprodukciju albums /Sast. (f. Vilks un E. Jaunzeme. Riga: Liesma, 1981. - 128 lpp.

78. Latviesu padomju teatra vesture 2 sejumos. Riga: Zinatne, 1973-1974. l.esj. -439 lpp.,2.sej.- 499 lpp.

79. Petersons P. Darbibas maksla. Riga: Liesma, 1978. -296 lpp.

80. Programmes gramati^a izradei: Rainis "Speleju, dancoju". -Riga, 1956.- 165

81. Programmes gramati^a izradei: F. Dostojevskis "Idiots". -Riga, 1970.

82. Eduards Smi^gis / Sast. M. Grevi^S. Riga: Liesma, 1974. -251 1pp.

83. Eduards Smi^gis un vi^a darbs. Riga: B-ba Dailes teatris, 1937. - 168 1pp.

84. Stepii^s L. Henriks Ibsens latviesu teatri. Riga: biesma, 1978. - 211 1pp.

85. Sudrabkalns J. Par teatri. Riga: Zintane, 1973. - 355 IPP.

86. Sekspirs un latviesu teatris / A. Vilsone, B. Qudri^e, I. Kirsentale, V. Hausmanis. Riga: LVI, 1964. - 165 1pp.

87. Teatris un Dzlve. 1972. gads teatros: Rakstu kraj., 17/ Sast. Melnace R. Riga: Liesma, 1973. - 220 1pp.

88. Teatris un Dzive. 1975. g. teatros: Rakstu kraj., 20 / Sast. R. Melnace. Riga: Liesma, 1976. - 144 1pp.

89. Teatris un Dzive. 1979. gads teatros: Rakstu kraj., 24/ Sast. Zelti^a G. Riga, Liesma, 1980. - 180 1pp. .

90. Teatris un Dzive. 1980. gads teatros: Rakstu kraj., 25/ Sast. G. Zelti^a. Riga: Liesma, 1981. - 158 1pp. .

91. Teatris un Dzive. 1981. gads teatros: Rakstu krag., 26/ Sast. G. Zelti^a. -Riga: Liesma, 1982. 143. 1pp.

92. Teatris un Dzive. 1982. gads teatros: Rakstu kraj., 27/ Sast. S. Radzobe. Riga: Liesma, 1983. - 197 1pp.

93. Uz labu razu /Sakart. G. Saulite. Riga: Liesma, 1975. -237 1pp.

94. Zandersons R. Alfreds Amtmanis-Brieditis. Riga: LVI, 1953. - 125 lpp.

95. Appia A. The Work of living Art & Man is. the Measure of- 166

96. All Things. University of Miami Press, 1969. - 152 p.

97. Ba"blet D. Edvard Gordon Craig. LNd, 1962. - 207 p.

98. Fuerst 17. E, & Huske S. XXth Century Stage Decoration.- N-y Lnd, 1970. - vdl.l, 191 p.» vol. 2. - 393 p.

99. Stage Design Throghout the World since 1935. Lnd, 1956. -222 p.

100. Stage Design Throughout the World since 1950. Lnd, 1964.- 276 p.

101. Stage Design Throughout the World 1970-1975. N-Y, 1976. - 162 p.1У. Статьи

102. Бачелис Т. "Макбет" Гордона Крэга. Театр, 1979, №7, с. I27-I4I.

103. Бачелис Т. Театральные идеи Гордона Крэга иТамлет". -В кн.: Шекспировские чтения 1978/Под ред. А.Дникста. М., 1981, с. I50-171.

104. Бачелис Т. Эволюция сценического пространства от Антуана до Крэга. В кн.: Западное искусство. XX век. М., 1978, с. 148-212.

105. Бачелис Т., Рудницкий К. Жизненная позиция режиссера. -Театр, I960, №7, с. 58-73.

106. Березкин В. В границах одной школы. Театр, 1975, №6, с. 65-71.

107. Березкин В. Сценография второй половины 70-х годов. В кн.: Вопросы театра/Под ред. В.В.Фролова. М., I98I? t с. I53-181.

108. Березкин В. Сценография первой, половины 70-х годов. -,В кн.: Вопросы театра/Йод ред. В.В.Фролова. М., 1977, с.. 201-232. .

109. Березкин В. Художники в постановках Шекспира. -.В кн.: Шекспировские чтения 1978/Под ред. А.Аникста. М., 1981,. с. 246-287.

110. Березкин В. Художники советского театра в системе мировой сценографии. В кн.: Советское искусствознание 77. М.,. 1978, вып.2, с. 34-71.

111. Березкин В. Что означает термин "сценография"? Декорат. искусство СССР, 1979, №-8, с. 38-41.

112. Бинокль.Латышский театр.- Театр и искусство,191I г., № 33, 14 авг.

113. Буртниеце А.Райнис в латышском театре.- Театр,1966, №5,с.63-68.

114. Васильев А.Советская сценография сегодня. Декор.искусство СССР,1975,№ 12,с.I.

115. Дзене Л.Рижская гамлетиада. -В кн.:Шекспировский сборник I96I.M.,1961,с.289-297.

116. Кузнецов Э.Что же завтра Илмар Блумберг? Творчество, 1981,№ 6,с.Ю- 14.

117. Львов- Анохин Б.Трагедия Райниса на сцене.- Литературная газета,1956,№123.

118. Ракитина Е.Живое вино поэзии. Театр,1963,№6 ,c.I9 -21.

119. Станиславский К.С.Мысли о театре : Из саписных книжек 1898-1936.- Театр,1983, № I,с.74-92.

120. Шах-Азизова Т.За четверть века. -В кн.:Искусство и эстетическое воспитание молодежи.М.,1981,с.313-333.

121. Чушкин Н.Владимир Дмитриев.-Театр,1975, № 8,с.81 -90.

122. Чушкин Н.Формирование принципов изобразительной режиссуры. Театр,1979,№ 9,с. 79- 105.j:. ■ < .

123. Akuratere L.Ir ко darlt шйэи pasaulg. MSksla,1970,nr.l, 37.-41.lpp.

124. Akuratere L. Par visparastakajSm patiesibam un Dr&mas teatra sezonu. LM,1980,l.aug.,5.1pp.

125. Augstkalna M. Parvareta lin neparvareta pretestiba.-Maksla,1978,nr.2, 33.- 37.1pp.- 169

126. Augstkalna. M. Sezonas sakuma krievu klasika. Karogs, 1970, nr. 1, 142.-144. 1pp.

127. Baltinavietis J. Ka celtnieks namu cel. LM, 1979, 30. nov., 12. 1pp.

128. Baltinavietis J. Starp Brandu un Peru ©intu. LM, 1979, 21. dec., 4.-5. 1pp.

129. Bendiks H. Bija vai nebija. Padomju Jaunatne, 1957» 16. janv.

130. Blumbergs I. Doma, funkcija, laiks. LM, 1976, 14. febr., 12. 1pp.

131. Blumbergs I. Scenografija ir domasana telpa. LM, 1975, 9. aug., 8. 1pp.

132. Blumbergs I. Telpu un kostlmu gleznojumi Rai^a'.tragedi jai "Jazens un vii^a bra^i". Maksla, 1980, nr. 4, 14.-16. lpp.

133. Blumbergs I. Vieniba, zime, izmeginajums. Maksla, 1973» nr. 1, 34.-36. lpp.

134. Bluma Dz. Skatuves ieterpa pirmsakumi latviesu teatri-(19. gs. beigas 20. gs. sakums). - In: LatvieSu telota-ja maksla. /Sast. S. Cielava. Riga, 1977» 130.-144. lpp.

135. Bluma Dz. "Uguns un nakts" skatuves ieterpa nerealizitie varianti. In: Latviesu telotaja maksla. /Sast. S. Cielava. Riga, 1983, 128.-145. lpp.

136. Burtniece A. Materializejusies doma. Maksla, 1977, nr. 2, 36.-38. lpp.

137. Civjans J. Jautajumi, kurus uzdod puika. -Maksla, 1978, nr. 3, 45.-46. lpp.

138. Darbies V. Ilmars Blumbergs ar aktieriem un viens. -Liesma, 1980, nr. 8, 26. lpp.

139. Dzene L. Atzisanas. Макаla, 1980, nr. 2, 30.-35. lpp.

140. Dzene L. Beidzot labas attiecibas ar Maksu Frisu. LM, 1972, 26. janv., 12. lpp.

141. Dzene L. Bez skaidras domas nav izrades. Cii^a, 1959» 3. danv.

142. Dzene L. Doma, tragedija, poezija. Maksla, 1959» nr. 1» 52.-34. lpp.

143. Dzene L. Lai teatris turpina ciijtu par skatitaju. Ka-rogs, 1958, nr. 4, 145.-147. lpp.

144. Dzene L. Tiks piedots tev. Maksla, 1976, nr. 1, 38.-44. IPP.

145. Druziijina S., Kuz^ecovs E. Celtne scenografijai. Maksla, 1982, nr. 1, 14.-17. lpp.

146. Freinberga S. Bagatiba. In: Teatris un Dzive, 14, 1970, 39.-48. lpp.

147. Freinberga S. Divejada veiksme. Padomju Jaunatne, 1972, 19. marta.

148. Geikina S. Vestures "klints s^aut^u" skatuviskais interpreted js. Karogs, 1977» nr. 1, 159.-163. lpp.

149. Hausmanis V. Ieskatities cilveka. LM, 1971, 19. oanv., 12. lpp.

150. Hausmanis V. We nievat pasauli, tik vi^iu saprast. Maksla, 1982, nr. 2, 36.-41. lpp.

151. Hausmanis V. Tiksanas ar Brehta makslu. LM, 1958, 8. febr.

152. Hausmanis "V. Vienkarsxba, cilveciskums, domas skaidriba. -LM, 1959, 28. marts.

153. Homskis P. Dzi^s dizena darba lasijums. Maksla, 1961» nr. 1, 18.-22. lpp.- 171

154. Homskis P. Vai rezisors "mirst"? Maksla, 1959» nr. 4, 25.-31. lpp.

155. Jaunsudrabiijs <J. Lugas "Uguns un nakts" areja ieterpa. -Dzimtenes Vestnesis, 1911» nr. 40.

156. Jaunzeme E. Funkcionala scenografija Ilmara Blumberga dai^rade. In: Latviesu telotaja maksla /Sast. S. Ciela-va. Riga, 1978, 46.-55. lpp.

157. Jaunzeme E. Marts Kitajevs. In: Latviesu telotaja maksla /Sast. S. Cielava. Riga, 1977» 65.-74. lpp.

158. Kalniijs J. Divi Hamleti Riga. Oiija, 1959» Ю. apr.

159. Kamenskis A. Stils un laikmets. Maksla, 1977, nr. 1, 4.-8. lpp.

160. Kostlma loma izrade: Sarunas. Maksla, 1977» nr. 2, 39.-42. lpp.

161. Krimova N. Рёс divdesmit gadiem. Maksla, 1978, nr. 1, 30.-32. lpp.

162. Kuz^ecovs E. Par nacionalo savdabibu. Maksla, 1979» nr. 3» 4.-8. lpp.462. 5empe M. Pardomas par "Uguns un nakts" jauniestudejumu. ICarogs, 1966, nr. 2, 155.-157. lpp.

163. Lace R. Scenogral'ija laikmetu griezos. LM, 1978, 10. marts, 13. lpp.

164. Lacis A. Krietnais cilveks no Secuanas Dailes teatri. -Clpa, 1958, 2. rebr.

165. Liepi^s H. Cfirta Vilka dominante. Maksla, 1983, nr. 4, 45.-47. lpp.

166. Madernieks J. "Judites" dekorativa ieterpa Jauna Rigas teatri. Dzimtenes Vestnesis, 1911» 23. dec.

167. Madernieks J. "Uguns un nakts" skatuviska ieterpa. Zal-ktis, 1910, nr. 3.- 172

168. Miglane M.Maipa. Padomju Jaunatne,1965,16.nov.

169. Muncis J. Starptautiska teatra m&kslas izst&de ^ujorkS.-JaunakSs Zipas, nr. 75,1934, б.арг.

170. Muncis J. Teatra makslas formas veidosanas metode.-Ilustrets Zurnals,1921,nr.1.

171. MQzIbas domas nak pr&ta.:Smi^ga rezijas nodarblbu pie-raksts 1959./60.m.g.-Maksla,1977,nr.1,36.lpp.

172. Naumanis N.PiezImes jautSjuma par rltdienu.-LM,1984, 29.jun.,13.1pp.

173. Paberzs J. Autora ieceri papildinoss uzvedums.- LM,1956, 17.nov.

174. Paberzs J.Maini un mainies,bet.uz augsu.- LM, 1965, 23.okt.

175. Paberzs J.Uzvedums diskusija.- LM, 1969, 6.nov.,ll.-12.1pp.

176. Petersons P. Brehts uz masu skatuves.- LM,196l ,14.;janv.

177. Petersons P.Dramaturgica te&tris - skatlt&js.- Karogs, 1974,nr.8,133.-144.lpp.

178. Petersons P.Dzeja.Spele.Drama.- In: Ce^a uz Caku : Apce-res,parskati / Sast.V.Rumnieks Riga,1981, 110.-132.1pp.

179. Petersons P. Jauna tiksan&s ar Rai$a tgliem Skolotaju Avize, 1965 ,. 8.sept,

180. Petersons P. Jaunu draugu vair&k nebus. -Karogs,1983, nr.5 ,135.-143.lp.

181. Petersons P.Par dekoratoru inscenSt&ju.-M&ksla, 1959, nr.2,13.-16.lpp.

182. Radzobe S.Dazas domas par rezisoru un scenografu attie-clbam. -Maksla,1983 ,nr,3 , 7.-10.1pp.- 173

183. Rakitina J. Izrades lidzautori. Maksla, 1971, nr. 2, 31.-34. 1pp.

184. Stankevics A. Dziva doma un vecie prieksstati. LWI, 1939» 4. marts.

185. Sapiro A. Parvertibu gaidas svetkos. Maksla, 1983, nr. 3, 4.-7. 1pp.

186. Tabaka M, Meklejosas makslas noslepums. Maksla, 1980, nr. 4, 12.-14. 1pp.

187. Teodors (T. Zeiferts). Lacplesa teikas pedejais izveido-jums. Zalktis, 1910, nr. 8.

188. Vilks (J. A. Lapi$a dekoracijas "Borisam Goaunovam". LM, 1950, 26. marts.

189. Zabis E. Atdeve. Ci$a, 1969» 30. nov.

190. Zabis E. Solis preti Brehtam. Padomju Jaunatne, 1962, 9. dun.

191. Zari^s M. Izkaisitas pardomas par neparastu cilv§ku un makslinieku. Karogs, 1983» nr. 5, 143.-153. 1pp.

192. Gilmer A. The theatre of Riga. Theatre Arts Monthly, ij'ebr. 1927, vol. Я - N 2.

193. Muncis J. The production Idea Supreme in the Art or the Theatre. The Lintel, Dec. 1930, p. 18-19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.