Особенности духовности и самосознания современного российского юношества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, доктор психологических наук Тарасьян, Наталья Александровна

  • Тарасьян, Наталья Александровна
  • доктор психологических наукдоктор психологических наук
  • 2012, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 414
Тарасьян, Наталья Александровна. Особенности духовности и самосознания современного российского юношества: дис. доктор психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Ставрополь. 2012. 414 с.

Оглавление диссертации доктор психологических наук Тарасьян, Наталья Александровна

Введение.

Глава 1. Методология духовного развития личности в истории психологии и психософии.

1.1. Теоретико-методологический анализ эволюционизирующихся теорий развития личности в истории развития личности и психософии.

1.2. Формирование и развитие духовности в теориях психологического коонтогенеза.

1.3. Психология духа в развитии сущностных сил личности.

1.4. Психологическое обоснование преемственности духовного формирования личности в системе непрерывного образования.

Глава 2. Материалы и методы собственных исследований.

Методологическая основа развития проблемы сознания в психологии как научной отрасли знания.

2.1. Материалы и методы собственных исследований.

2.2. Развитие проблемы сознания в основных психологических школах и направлениях.

2.3. Системные качества в структурно-уровневой организации сознания.

2.4. Основные направления структурно-уровневой организации в сознании личности.

Глава 3. Концепция развития сознания и духовности в межсистемном взаимодействии субъектов социумов.

3.1. Интегральная индивидуальность, ее место и роль в системе наук о человеке.

3.2. Метаэмоциональные процессы в структуре субсистемного уровня сознания.

3.3. Математическое моделирование межсистемного взаимодействия интегральной индивидуальности.

Глава 4. Изменчивость самосознания как отражение духовности под влиянием социально-информационных факторов на примере подростков.

4.1. Психологические параметры подростков, на которых основан психолого-математический и многовекторный психологический анализ (собственные данные).

4.2. Результаты экспериметально-психологического исследования самосознания и духовности подростков с циклоидной структурой личностного психотипа.

4.3. Результаты экспериметально-психологического исследования самосознания и духовности подростков с эпилептоидной структурой личностного психотипа.

Глава 5. Психология современных трансформаций системы духовных ценностей.

5.1. Духовные ценности и гетерогенность в психологическом контексте человеческой природы жизнедеятельности.

5.2. Теория трансформации духовности как высшей формы сознания личности.

5.3. Роль духовных ценностей в жизненном мире человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности духовности и самосознания современного российского юношества»

Актуальность исследования. В качестве эпиграфа к данной работе можно привести мысль Н. Г. Чернышевского, который более 100 лет тому назад утверждал: «Коренной наукой остаётся и останется навсегда наука о человеке». Однако следует признать, что это благое пожелание не реализовано наукой до сего просвещённого времени. Отсутствие целостного человекознания становится всё более очевидным и применительно к многочисленным проблемам и вопросам психологии личности, что особенно злободневно в условиях современного социального переустройства России. Качественные преобразования общества, его идеалов, норм и ценностей неизбежно приводят к принципиальному переформированию составляющих его личностей, особенно подрастающего и молодого поколения.

Еще в 1994 году Д. И. Фельдштейн подчеркивал, что вакуум духовности постперестроечного периода заполняется экстремизмом религиозной идеологии, деформацией мотивационно-потребностной сферы личности, разрушением многих компонентов и структуры всего воспитательного процесса, деструктурированием всей системы наследования культурно-исторического опыта, ломкой социального восприятия. В конечном итоге общество потеряло возможность удовлетворить обостренную потребность ребенка, подростка и юноши в общественном признании, что способствовало бурному развитию стихийно-группового и интимно-личностного общения со сверстниками.

Надо признать, что дефицит нравственности и духовности сменился (или восполнился) антидуховностью, появлением антигероев, чему активно способствуют все формы СМИ, создавая деструктивную информационную социальную среду, фактически обращенную против личности молодого человека (И. В. Боев). Снижение роли общества и государственной системы образования в формировании и воспитании духовнонравственных основ личности находит свое выражение в росте жестокости, агрессивности и всевозможных форм асоциального поведения 4 подростков и молодежи. Налицо снижение в молодёжной среде осмысленности и ценности бытия, степени удовлетворенности собой и жизнью.

Среди отечественных исследований, в которых были заложены методологические предпосылки и обозначены проблемы развития и формирования духовного потенциала личности, следует отметить работы М. М. Бахтина, И. В. Ильенковой, М. К. Мамардашвили, Л. С. Выготского,

A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. П. Зинченко, О. К. Тихомирова и др. Особое значение в исследовании и трактовке духовного потенциала личности имеет понятие сознания, которое в силу его сложности и многоуровневой теоретической значимости можно отнести к системообразующей личностной категории. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния (А. Н. Леонтьев). Духовный потенциал личности в широком, собирательном смысле рассматривается в психологической науке как своеобразный ресурс, который может быть востребован и использован для достижения поставленной неординарной цели (Л. И. Анциферова, Е.Ю.Артемьева, В. Г. Асеев, Е. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов,

B. Н. Марков, Б. Д. Парыгин, В. А. Пономаренко, К. В. Петров и др.).

Для рассмотрения проблемы духовности в нашей работе необходимо провести анализ и обоснование взаимосвязи, взаимозависимости Духа, духовного развития и сознания, самосознания личности. В философскопсихологической и религиозной литературе в метафорическом понятии Духа объединяются все нематериальные явления и процессы, связанные с категорией идеального. Это, прежде всего, психика, в том числе сознание, культура, религия. Мировой Дух (по Гегелю), возможно, осуществляет управление всеми материальными объектами и субъектами, но его наличие либо отсутствие невозможно ни доказать, ни опровергнуть средствами современной науки. Это вопросы либо классической философии, либо Веры.

Потому и мировая психология в XVIII веке, стремясь (вопреки 5 общеизвестному предсказанию И. Канта) стать позитивной наукой, намеренно и подчёркнуто отказалась от изучения Души и Духа.

Сознание как высшая «двухплоскостная» форма человеческой психики предоставляет личности саму возможность постановки подобных мировоззренческих вопросов и является одним из существенных механизмов внутреннего управления всякой человеческой деятельностью. Самосознание — это применение человеком сознания к себе, к собственному Я как к объекту.

Возникает риторический вопрос: в виде чего существует Дух? Если отвлечься от космогонии, то, прежде всего, в форме отдельных образов и идей, которые, в свою очередь, тесно связаны с неким надындивидуальным

Духом. В этом случае духовное развитие представляется как обогащение духовных образов, образуемых Духом мира. Чем шире палитра и глубже содержание духовных образов в самосознании, тем более адекватно человек формирует свою деятельность и свой жизненный путь, т. е. духовная деятельность в большей или меньшей степени соответствует представлениям о гармонии Человека и его взаимодействии с окружающим Миром. Именно поэтому один из создателей отечественной диалектико-материалистической психологии С. Л. Рубинштейн отводил сознанию центральную роль в познании мира, в организации субъект-субъектной деятельности. В таком случае сознание, самосознание человека, которое управляет психическими духовными) образами, можно считать высшей ступенью развития Духа.

В другой своей работе классик психологии доказывает, что центральной смыслообразующей характеристикой человека, его «Я» является способ отношения к другому человеку, т. е. самосознание: «.первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину». Раскрыть самосознание личности, а следовательно, его духовность, можно, с его точки зрения, через «психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к 6 другим людям, составляющий ядро подлинной жизненной психологии. Здесь вместе с тем область стыка психологии с этикой». В связи с этим С. Л. Рубинштейн актуализирует проблематику «жизненного пути» в психологической структуре личности: «В этом — ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь».

Самого себя, окружающий мир мы познаём через призму сознания. Человек может управлять и изменять свое сознание, когда он направляет свою мысль на любую предметность. Таким образом, весь окружающий мир и внутренняя сущность человека воспринимаются и понимаются нами через посредничество сознания. Следовательно, сознание - это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях.

Основные признаки сознания включают в себя: отражение, отношение, целеполагание, управление. .Оно обладает идеальным характером. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных логических, волевых и эмоциональных процессов мозга» (И. Н. Смирнов, В. Ф. Титов). Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика же - это особая форма отражения реальности, в которой фиксируется единство субъекта и объекта. Осознание, осмысление своих действий раскрывается понятием рефлексии, а самопознание раскрывает духовный мир человека. Способность преобразовывать мир — критерий свободы человека. Наличие сознания придает поведению ценностный и личностный смысл. В настоящее время, как и всегда ранее, существует проблема использования объективных методов изучения сознания и самосознания ввиду неустранимой субъективности и субъектности внутреннего мира и сознания самого исследователя.

В сознании человека существует не только образ отдельных внешних предметов, но и образ об этом образе, т. е. сам человек. Такое свойство 7 сознания называется самосознанием — одна из важнейших черт личности. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присутствующих идеалов, мотивов и смыслов поведения. Благодаря самосознанию человек способен дать себе оценку как творцу, именно поэтому его считают мерилом развития психики человека.

Самосознание личности раскрывается и реализуется в самоактуализации, когда человек испытывает потребность выявить и проявить свои ценностные устремления, способности, притязания; и в самоутверждении - потребности выделиться и заявить о себе, добиться общественного признания. Без самосознания невозможно овладение объективно существующими формами человеческой деятельности, которые можно постичь, ассимилируя идеальные образы, и чем больше в субъективном пространстве личности накапливается идеальных образов, тем легче овладеть определенными формами человеческой деятельности.

В этом случае актуально определить, какие архетипы коллективного бессознательного преобладают у индивида, от чего зависит возможность принимать индивидуальным сознанием человека свободного и творческого создания истории своей жизни, истории своего народа, истории своей страны, что и позволяет реализовывать различные формы человеческой деятельности. Варианты, образы деятельности служат основой самосознания, которое способно или не способно, принимает или не принимает, воспринимает или не воспринимает новые образы взаимодействия личности и среды жизнедеятельности, новые возможности оценки окружающего мира, переосмысление духовных ценностей человека и окружающего мира, что и определяет духовность развития личности в конкретный общественно-исторический период.

По мнению Р. Л. Лившиц (1997), «духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир и созидать новые формы общественной жизни». Полноценное созидание возможно, когда духовность реализуется через нравственные категории личности. Разрушение личности, 8 форм общественной жизни - удел низших свойств личности, символизирующих деструкцию духовного, т. е. бездуховность. Духовность большинству исследователей представляется как связь души и тела, соединение высших чувств с низшими личностными чувствами, но при этом жизненная сила радости, любви, гуманизма скрепляет эту связь, являясь внешним проявлением духовности. Еще со времен Платона изучение «духа»- это изучение идеального, первичного, материальное же рассматривалось лишь как подобие идеального, хотя никто в философии не опроверг законов диалектики (гегелевской и материалистической), с точки зрения которой духовное и материальное следует принимать и рассматривать только в их объективной и реальной взаимосвязи, в диалектическом единстве (Сосновский Б. А., 2005).

Именно поэтому восточно-европейские философы приходят к выводу о необходимости осознать свою личную уникальность, быть готовым и доступным к переменам Духа, сочетать Дух с Душой в Теле. Так, к главному источнику духовности В. Д. Шадриков (2001) относит осознание себя, своих отношений с другими людьми, что позволяет осознать добро и зло, осознать собственные выгоды и отказаться от них во имя блага другого человека. Это и есть реализация высших чувств личности через духовность, через самосознание.

Путь истинной духовности, которая внешне заметна по умиротворенности, служению во благо ближнего, может постепенно меняться на преобладание неудовлетворенности, завистливости, злобности, неприятия самого себя прежнего и окружающих людей. Все изменения окружающего мира будут подвергаться негативной интерпретации и рассматриваться через призму воинствующего, злобного, деструктивного

Духа-разрушителя, который является полной противоположностью Духусозидателю, духу света, любви, мира. Духовно же развить сознание возможно только через принятие совершенства и любви жизни. Другими словами, соединяя понимание (Дух) с принятием (любовь), человек может 9 достичь высокой духовности или не достичь ее, подвергая деструкции собственное сознание, самосознание, духовность.

Феномен духовности теснейшим образом взаимосвязан с самосознанием через механизмы самореализации личностью своих способностей и потенций.

Важнейшим аспектом личностной реализации выступают внутренняя и внешняя структуры индивидуального бытия человека. Правомерно оценивать духовность как интегрирующее начало иерархии ценностей, смыслов, определяющих вектор направленности самореализации личности и характер личностной самореализации. От чего зависит направленность личности? Прежде всего, от высших фундаментальных духовных ценностей - красоты, добра, любви (В. С. Соловьев), которые мы по праву считаем высшими свойствами личности. Кроме этого, к нравственным свойствам личности, высшим духовным ценностям мы относим такие понятия, как совесть, стыд, патриотизм, справедливость, антиципацию, эмпатичность (Боев И. В., 2009), которые отражают или проявляют духовность человека.

Подтверждением этим рассуждениям является позиция И. А. Ильина, который писал, что «человеческая духовность и вырастающая из нее внутренняя и внешняя культура создают высший смысл, честь и достоинство человека», и отмечал высочайшую взаимосвязь и взаимозависимость между духовностью и высшими свойствами личности.

Природа, мироздание в целом, существующие независимо от человеческого сознания, являются, в нашем понимании, равнодушными, точнее, бездушными. «Одухотворить» их, т. е. наделить субъективным отношением, переживанием, смыслом, ценностью и т. п., может только человек, когда преобразует, переводит этот Мир (и себя в нём как часть его) во внутреннее, отражённое, собственно психологическое существование» (Сосновский Б. А., 1993).

Аналогичных взглядов придерживается В. А. Пономаренко (2002): «Дух . душевно проявляется в состоянии одухотворенности. Одухотворенность возникает в процессе постижения смысла жизни, своего предназначения, дает нам правду о себе, вводит в состояние откровения. Именно дух гармонизирует психическую деятельность, учит нравственному различию добра и зла» - в этом также проявляются нравственные категории личности.

Рассуждая о духовном потенциале, Б. С. Братусь (2006) считает, что критерием творческого потенциала личности является социально значимая самобытность творчества, цельность и глубина ее мировосприятия, в этом «секрет влияния личности и ее духовной неповторимости» на общество. Н. В. Марьясова утверждает, что «духовный потенциал - это интегральная характеристика психических возможностей самореализации личности: интеллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека».

В философско-психологической литературе духовность человека связывают с общественной и творческой способностью к созидательной субъект-объектной деятельности. Созидательная деятельность не возможна без высших свойств личности, без фундаментальных духовных ценностей дополнительно к вышеперечисленным, представляющих собой внешнее проявление духовности (целеустремленность и целеполагание, доброта и человечность, создание атмосферы благожелательности и доброжелательности, эмпатичности).

Духовность подразумевает развитые духовные способности, для которых характерен высокий уровень эмпатии, желание понимать других и принимать их такими, какие они есть, создавая тем самым условия для сохранения психологического и психического здоровья.

Продолжая рассуждения, Б. С. Братусь (2006) подчеркивает, что духовные способности — это высшая стадия их развития, а сами духовные

11 способности - это способности духовного состояния, которые формируются на основе как духовных ценностей личности, так и искушения отказа от долга следовать идее, вере и духовным ценностям», и вводит нравственный критерий - искушение отказа. Духовность, духовные способности, духовные состояния, по мнению В. В. Знакова (1998), позволяют «противостоять материальной природе человека и мира», следовательно, противостоять низшим свойствам личности — порочности, алчности, зависти, пороку, лицемерию, двуличию, человеконенавистничеству, злобности, мздоимству, которые отражают актуализацию материальной природы человека.

Вектором научных исследований триединой сущности человека -тела, души и духа — в противоположность материалистической дихотомии могут стать, в том числе, и эзотерические представления, в которых реализован синтез науки, религии и философии. Следуя этому вектору, И.П.Волков (1999) предполагает, что когда мы говорим «душа», то понимаем не просто «психику», а, скорее, «состояние воплощения Духа в теле, ощущаемое и переживаемое людьми как их эмоции и чувства». Нельзя не вспомнить В. А. Пономаренко, который утверждает, что «с того момента, как над душой начинает властвовать не дух, личность усыхает». «Если Дух идеален, Тело материально, то Душа обладает и тем и другим, она идеальная (бессмертная от Духа) и материальная (смертная от Тела).» Продолжая логику рассуждений, правомерно предположить, что Душа может продолжить жизнь своими идеальными свойствами, но у тех субъектов, которые при земной жизни не утратили духовности свой души. Если Тело, Душа и Дух - носители психики, то здоровая психика - основа психологического и психического здоровья, и, продвигаясь в континууме от индивидуального к общественному благополучию, обращаемся к национальному здоровью населения нашей страны.

В этом случае под «духом» правомерно понимать надындивидуальную сверхсилу, которая управляет всем сущим с помощью смыслов. Интересна постановка вопроса Б. А. Сосновским (2012),

12 считающим психику одним из проявлений Души, о необходимости перевода известной понятийной связки «мотив и смысл» в иную теоретическую конструкцию: «мотив или смысл».

Вторая половина этой мысли, по-видимому, перекликается с платоновским пониманием сущности духовного — способности мыслить идеями как формами бытия (но не жития), т. е. смысл, конечно, нематериален, но сохраняется возможность (всегда проблематичная, поисковая, творческая) объективной оценки, регистрации его субъективных проявлений.

Если Дух сродни понятию Бога, то «духовность» следует рассматривать как воплощение духа в мыслях и поступках людей, соответственно самосознание человека вполне может быть психологическим феноменом, который отражает или как-то выражает духовность личности (Ананьев Б. Г., 1969; Бодалев А. А., 1996). Проблему утраты духовности как высшего проявления человечности в людях, т. е. потери, искажения, изменчивости высших свойств личности, можно измерить, объективизировать, используя параметры уровня самосознания. Если же сводить духовные явления к рефлекторным проявлениям психики, к мозговым функциям, к электронным, энергетическим и компьютерным моделям, то мы теряем саму суть понятия духовности. Тогда вместо жизнеопределяющего творческого и духовного принципа начинает господствовать редукционистский, компьютерный или иной недоказанный миф о материальной природе души и психики, распространяющий традиции научной бездуховности на любого человека, на все современное, в том числе российское, общество.

Исследование духовности и самосознания даёт возможность перейти от чисто теоретических рассуждений к сугубо практическим, просоциальным.

Так, В. А. Пономаренко утверждает, что Дух, «сознание без веры творит зло и готово к использованию идеологии насилия», т. е. зло, порок

13 могут объединиться и объединяются в истории человечества с соответствующими последствиями. Проблема дефицита Духа, отсутствия веры, нарастания бездуховности приводит к торжеству низшего духовного начала (зло, «.зло есть. ложь», эгоцентризм) над высшим духовным началом (добро, альтруизм, справедливость) в общественной жизни. Сила бездуховности, сила порока, зла, лжи должна быть вовремя определена, еще лучше объективизирована как некая точка отсчета изменчивости самосознания. Духовность по природе иррациональна и переживается в чувстве справедливости, душевность же эмоциональна и переживается в чувствах радости или горя. Совесть - обратная сторона порока, и эта «монета» характеризует нравственное самосознание человека, но, главное, оно может быть зафиксировано на психологическом уровне через продуктивную или деструктивную деятельность.

Разодушевление, бездуховность символизируют нарастающее преобладание нравственно нездоровых людей в обществе. Достаточно вспомнить гениальную мысль Л. Н. Толстого о том, что если порочные люди берутся за руки, то они представляют силу, которая деструктивна и завершается, в частности, снижением жизненного уровня населения, искажением демографических показателей («русский крест»), ростом бездомности и преступности, массовой наркомании и алкоголизма молодежи, растлением и распадом института семьи, невосполнимым ухудшением состояния психического и физического здоровья населения, в первую очередь детей, подростков и молодежи. Бездуховность серьёзно подрывает психологическое и психическое здоровье нации, ведет к нравственному опустошению, морально-волевой и физической деградации людей.

В течение всей жизни человека самосознание изменяется и развивается, приобретает со временем относительно устойчивую структуру, ядерные» образования и подструктуры, которые сохраняют свои наиболее характерные надындивидуальные особенности. Изучение самосознания как отражение состояния духовности в людях и их деятельности - «это общее

14 для всех и каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости, изменение индивида как качественно своеобразной системы, его совершенствование или разрушение» (Соколова Е. Т., 1989). Подтверждением формирующейся изменчивости самосознания и духовности (нравственных качеств) субъекта являются его созидающие или разрушающие субъект-субъектные отношения.

Можно полагать, что для современного состояния массовой, в том числе российской, культуры характерно забвение проблем духовности как жизнеопределяющего нравственного принципа. В традиционных научных построениях человечности нравственные качества, высшие свойства личности потерялись как духовное достоинство. Налицо отсутствие научно обоснованной методологии или целостной теоретической концепции, трактующей сущность и значение духовности в жизни, бытие конкретной личности и самого социума, поэтому попытка рассмотреть эту глобальную проблему с позиций конституциональной психологии представляется вполне правомочной и актуальной.

Изучение особенностей самосознания и духовности подрастающего поколения, исходящее из концептуального подхода о конституциональной психотипологической изменчивости, предполагает наличие континуальной непрерывности распределения личностно-характерологических особенностей юноши. Появляется возможность моделирования и прогнозирования динамики духовности личности как воплощения духа в мыслях и смыслах, образах и поступках посредством изменения уровня адекватности самосознания личности.

Экспериментально-психологическая дифференциация уровней самосознания и духовности личности в зависимости от психотипологических характеристик, которые в свою очередь детерминируются духовностью, представляет глубокий теоретический интерес, связанный с основной психофизиологической проблемой. Классический подход к исследованию психобиосоциального единства психологии личности существенно

15 углубляется за счёт применения понятийных конструкций современной конституциональной психологии к извечным проблемам формирования мировоззрения, взглядов, значимых переживаний, ценностей, жизненных позиций и нравственных установок личности.

Объект исследования: психология современного российского юношества.

Предмет исследования: изменение уровня адекватности самосознания и духовности личности в зависимости от её психотипологической структуры и от качественных особенностей основных социальных (субъект-объектных и субъект-субъектных) отношений личности в процессе обучения.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация нового комплексного подхода к изучению изменчивости самосознания и духовности личности современного юношества с учётом их психотипологических особенностей и качественной специфики учебно-профессиональной деятельности.

Эмпирическая гипотеза исследования. Результат взаимодействия социальной среды и самосознания человека (его духовности) зависит от индивидуально-психотипологических особенностей личности. Результатом взаимодействия, взаимовлияния социально-информационных факторов с врожденными, конституциональными психотипологическими факторами является или совершенствование структурных компонентов самосознания, частично отражающих духовность личности, или появление признаков деструкции самосознания, подтверждающихся нарастанием дефицита духовности.

Теоретическая гипотеза исследования основана на принципах конституциональной, антропоцентрической психологии личности, предполагающих, что существует взаимная детерминированность конституциональных основ личности и самосознания, духовности человека, что обусловливает направления их вероятностной изменчивости под влиянием объективной социальной среды.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные научные отечественные и зарубежные методологические подходы и теоретические концепции, описывающие психологическую сущность человеческой духовности и её связей с психикой, сознанием и самосознанием личности.

2. Изучить соотношение и связи духовности, нравственных качеств и уровня самосознания личности.

3. Провести сравнительный психологический анализ уровня адекватности самосознания подростков с определенной структурой личностного психотипа в зависимости от силы воздействия социально-информационных факторов современной среды жизнедеятельности.

4. Исследовать особенности проявления нравственных свойств личности и её духовных ценностей в зависимости от уровня адекватности самосознания и духовности юношества.

5. Изучить взаимосвязи и взаимообусловленность уровня адекватности самосознания, духовности, преобладания нравственных качеств личности с качественными особенностями основных учебно-профессиональных деятельностей учащихся: обычные лицеи, спортивные школы, посещение православных школ.

6. Разработать экспериментальные психолого-математические модели дифференциальной диагностики уровня адекватности - неадекватности самосознания в зависимости от психотипа личности и некоторых качественных особенностей учебно-профессиональной деятельности.

Методологическими и теоретическими предпосылками настоящего диссертационного исследования явились положения, разрабатываемые в рамках системного подхода к анализу мозговых механизмов высших психических функций (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин,

П. Н. Ермаков, Б. Ф. Ломов, В. Д. Небылицын, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская);

17 концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре (А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев,

A. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский); положения системного подхода в психологии (Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов,

B. А. Пономаренко, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин); диалектический и личностный подходы к разработке проблем самосознания (Л. С. Выготский, Л. В. Бороздина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова); положения личностно-деятельностного и субъектного подходов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. В. Петровский, Б. А. Сосновский, В. И. Слободчиков).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивались непротиворечивостью исходных методологических позиций, тщательным теоретическим анализом проблемы, системностью исследовательских процедур и стандартным комплексом апробированных и надёжных методов экспериментально-психологического сравнительного исследования, представительностью выборок, достаточной длительностью и возможностью установления обратной связи в системе «цель - результат», применением адекватных методов и критериев непараметрической статистики при обработке результатов исследования.

Материал и методики исследования. Сравнительный эмпирический и психолого-математический дифференциальный анализ подростков проводился с учетом их психотипологических личностных особенностей, уровня развития самосознания (снижение уровня самосознания, адекватный и неадекватный уровень самосознания) в зависимости от постоянства и системности, направленности и содержания воздействия социально-информационных факторов среды жизнедеятельности.

В эмпирическом психологическом обследовании приняли участие

1096 подростков, учащихся лицеев и гимназий мужского и женского пола в возрасте от 14 до 17 лет (этап раннего юношества по Д. Б. Эльконину)

18

Ставропольского и Краснодарского краев. Экспериментально-психологическое обследование проведено с 2004 года по 2011 год на 584 подростках.

Из экспериментально-психологического анализа результаты 142 подростков были исключены ввиду диагностирования у них смешанных психотипов.

В основу качественной градации исследования 442 испытуемых положены два наиболее распространённых конституциональных психотипа: с циклоидной и эпилептоидной структурой личности.

1 -я группа (основная) - 182 подростка, успешно учившиеся в лицеях, гимназиях, характеризуемые социально-приемлемым стереотипом поведения, подвергающиеся обычному воздействию социально-информационных масс-медийных факторов среды жизнедеятельности. Все подростки разделились на две подгруппы: 1А - с эпилептоидной структурой личностного психотипа (88 человек) и 1Б - с циклоидной структурой личностного психотипа (94 человека).

2-я группа (сравнительная) состояла из 188 подростков с социально-приемлемым стереотипом поведения, учившихся в школах со спортивным уклоном, что ограничивало или сужало системность воздействия социально-информационных масс-медийных факторов среды жизнедеятельности. Эти подростки также разделились на две подгруппы: 2А - с эпилептоидной структурой личностного психотипа (86 человек) и 2Б - с циклоидной структурой личностного психотипа (102 человека).

3-я группа (контрольная) состояла из 72 подростков с социально-приемлемым стереотипом поведения, которые на протяжении последних 5 лет посещали воскресную школу Свято-Троицкого собора или систематически занимались в классах с преподаванием основ православной культуры. Было выделено 2 подгруппы: ЗА - с эпилептоидной структурой личности (42 человека), ЗБ - с циклоидной структурой личности (30 человек).

Для проведения психолого-математического дискриминантного анализа были выделены подгруппы подростков в сравниваемых группах с адекватным, неадекватным и сниженным уровнем самосознания, с индивидуально-типологическими характеристиками и с учетом преобладания конкретных внешних факторов воздействия (масс-медийная среда, среда православия и спортивная среда).

Методы исследования: обзорно-аналитический метод, изучение историко-психологических документов, связанных с описанием особенностей развития духовности, нравственных качеств личности и сознания, систематизация и сравнительно-исторический анализ психологических теорий и концепций, теоретический анализ психологической, философской, религиозной, педагогической литературы и публикаций по теме исследования (контент-анализ, синтез, периодизация, систематизация, обобщение, сопоставление).

Методы психологической диагностики включали наблюдение, беседу, анализ истории жизни, личностные и клинические опросники: патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (1978) с определением показателей субъективной шкалы самосознания; личностный опросник Г. Ю. Айзенка (EPI); шкалу тревожности (Teulor J., 1953); клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич Д. М., Яхин К. К., 1978); методику определения уровня невротизации и психопатизации личности (Бажин Е. Ф. в соавт., 1976; Ласко И. Б., 1980). Использован многовекторный психологический анализ (Ахвердова О. А., Боев И. В., 1998). Психолого-математическая дифференциальная диагностика основывалась на непараметрической математической статистике - дискриминантном анализе (Ступак С. Ф., Боев И. В., 1978).

Достоверность различий полученных результатов после воздействия преобладающих факторов среды - масс-медиа, православной культуры и спортивных нагрузок - между сравниваемыми группами подростков

20 определялась с помощью критерия Хи-квадрат (Браунли К. А., 1977). Статистическая обработка результатов проводилась на компьютере PENTIUM IV с использованием пакета прикладных программ «Primer of Biostatistics, 4-th Edition, S.A.Glantz, McGraw-Hill for Windows» для кластерного анализа.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2004 года по 2012 год и включало три взаимосвязанных этапа: первый этап - 200Ф-2006 гг., второй - 2007-2009 гг., третий этап - 2010-2012 гг.

Научная новизна работы. Предложен новый подход к исследованию и оценке духовности личности. Продуктивность предложенного подхода доказывается как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях по результатам масштабного, многоаспектного исследования, в центре которого проблема изменчивости самосознания и духовности личности в условиях деструктивного воздействия современной внешней среды. Исходя из представления о триединой сущности человека, предметом обсуждения стала взаимосвязь и взаимопроникновение духовности и самосознания, а также нравственных качеств личности в обеспечении продуктивного социального поведения и преодоления вектора материализации. Предложенный подход способствовал созданию эвристичной теоретической модели взаимосвязи духовности и самосознания. Разработанные психологические критерии позволяют на достоверном уровне диагностировать и прогнозировать изменчивость структурных особенностей самосознания юношества и субъект-субъектных отношений в условиях дефицита духовности. Выраженность адекватности или неадекватности самосознания проецируется на нравственные качества личности, определяя успешность или неуспешность субъект-субъектных отношений подростков. Впервые определены взаимосочетания диагностически значимых психологических маркеров, характеризующих особенности самосознания личности, которые через нравственные качества личности обогащают или обедняют духовность человека.

Доказано, что самосознание взаимосвязано с нравственными свойствами личности, детерминированными духовностью человека. Впервые на эмпирическом, экспериментально-психологическом и психолого-математическом уровнях подтверждены формирующиеся особенности самосознания и их изменчивость, выражающие феномен духовности, которая, в свою очередь, потенцирует позитивное или негативное развитие нравственных свойств личности, определяющих вектор созидательной или разрушительной духовности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке, обоснованности и доказательной продуктивности нового экспериментально-психологического подхода к изучению духовности как надындивидуального образования и ее взаимосвязи с самосознанием подростка в зависимости от психотипологической структуры личности и ее изменчивости в юношеском возрасте.

Это позволяет верифицировать степень, направленность и содержание деструктивных социально-информационных факторов, приводящих к дефициту духовности, который разрушает личность и созидательную деятельность человека. Внесен существенный вклад в разработку авторской методологии изучения самосознания и духовности личности с позиций конституциональной психологии, чем задается новое научное направление в психологии личности.

Практическая значимость. В процессе исследования выявлен ряд существенных закономерностей, связанных с особенностями духовного развития и формирования самосознания подростков в условиях воздействия деструктивных технологий социально-информационной среды жизнедеятельности. Разработанные психолого-математические модели ч дифференциальной диагностики самосознания включают дискриминантную психолого-математическую функцию, взаимосочетание психологических маркеров дискриминации, критерии достоверности (квадраты Махаланобиса и Хотеллинга), многовекторный психологический анализ. Разработанные

22 модели с позиций конституциональной психологии могут быть использованы в практической работе специалистами: психологами, клиническими психологами, социологами при проведении экспериментально-психологических, в том числе психолого-экспертных обследований юношей. Результаты могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий по психологии и истории психологии, при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «История психологии», «Возрастная психология» для студентов психологических специальностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение самосознания в структуре личностного психотипа даёт возможность систематизировать проявления нравственных свойств личности, актуализация которых повышает возможности духовного развития человека.

Структура личностного психотипа выступает как «орудие» изменения окружающего и внутреннего мира, наполняясь нравственной устойчивостью или неустойчивостью, соответственно приобретая или теряя духовность.

2. Духовность личности находит свое выражение в продуктивных субъект-субъектных взаимоотношениях и в наличии таких нравственных свойств, как совестливость, стыдливость, честь, эмпатичность, способность к любви.

Дефицитарность духовности проявляется в актуализации личностных качеств, характеризующих отсутствие нравственности: алчность, лицемерие, завистливость, злобность, похотливость, человеконенавистничество, эгоцентризм.

3. Духовность, сопряженная с нравственными свойствами личности, предопределяет адекватный уровень самосознания и повышает вероятность устойчивой структуры эпилептоидного и циклоидного личностного психотипов, позволяя при необходимости сознательно противостоять биологическим, материальным особенностям конкретного человека.

4. Неадекватность самосознания коррелирует с ограничением духовности в виде неустойчивости нравственных качеств, сопровождаясь снижением энергетики, спадом настроения, нарастанием тревожности с ощущением постоянной аморфной угрозы, чувством бессилия, снижением способности к антиципации, эмпатии, что наиболее характерно для циклоидной структуры психотипа. Неустойчивость нравственных проявлений свидетельствует об ограничении духовности и коррелирует с признаками тревоги и агрессивности, с психопатизацией личности и минимальной органической недостаточностью мозга, что свойственно юношам с эпилептоидной структурой личностного психотипа и неадекватным самосознанием.

5. Снижение уровня адекватности самосознания, а тем более его неадекватность сопровождается тенденцией к минимизации, неустойчивости нравственных свойств субъекта в зависимости от времени и обстоятельств, что подтверждает нарастающую дефицитарность духовности. Появление признаков личностной и поведенческой аномальности свидетельствует о «расшатывании» циклоидной или эпилептоидной структуры личности, достоверно коррелирующих с деструкцией нравственных свойств личности, что уменьшает вероятность проявления качеств её духовности.

6. Социально-информационные факторы, использующие негуманные технологии антикультуры, адресованы к неустойчивым (или несформировавшимся) нравственным характеристикам субъекта, к его неосознанной духовности, что приводит к «расшатыванию» самосознания в структуре личности — циклоидного и эпилептоидного личностного психотипов юношей с последующими контрпродуктивными субъект-субъектными отношениями и межличностными взаимодействиями.

7. Юноши с эпилептоидной структурой психотипа отличаются от сверстников с циклоидной структурой тем, что неадекватный уровень самосознания более тесно связан со средой обычного обучения или средой православия, характеризуясь высоко достоверными отличиями от

24 аналогичных социальных факторов, но с формированием адекватного уровня самосознания.

8. Сниженный уровень самосознания подростков из обычных школ наибольшим образом отличается от группы подростков с адекватным уровнем самосознания учащихся из спортивной среды, в то время как неадекватный уровень самосознания подростков из среды массовой школы в сравнении с адекватным уровнем самосознания тоже из массовых школ оказывается лишь на втором месте. Подтверждаются различия на личностном, поведенческом, нравственном уровнях и уровне самосознания. При сниженном уровне самосознания в условиях традиционного обучения отмечено проявление духовности заметно в большей степени, чем даже при неадекватном уровне самосознания. Следовательно, дух «парит», действует там, где он считает нужным находиться.

9. При наличии образовательной среды православия неадекватный уровень самосознания, вероятнее всего, конституционально детерминирован, и появление духовности приводит не к созидательной и продуктивной субъект-субъектной деятельности, а к ограничению духовности личностным пространством подростка. Значимые различия в проявлениях духовности подтверждены между неадекватным уровнем самосознания подростков из среды православия и адекватным уровнем из обычной школьной среды, что указывает на возможность проявления духа как при неадекватном уровне самосознания, но в среде православия, так и при адекватном уровне самосознания, но в обычной среде. Полученные экспериментально-психологические результаты исследования самосознания в его взаимосвязи с нравственными качествами, личностными и поведенческими параметрами дают основание утверждать о надындивидуальном (или метаиндивидном по А. В. Петровскому) существовании духовности личности.

10. Психологический и психолого-математический дискриминантный анализ результатов изучения уровня адекватности самосознания конкретного человека на доказательном уровне подтверждает возможность уменьшения

25 деструктивных информационных воздействий современной антикультуры на личность, используя духовные смыслообразующие конструкты: например, культуры православия или системных физических нагрузок, позволяющих личности фиксироваться на древних эволюционных архетипах. Снижение уровня адекватности самосознания сопряжено со снижением энергетики личности, сменой позитивных эмоций на негативные, как бы возвращая человека к его слепой и однозначной зависимости от биологической и материальной природы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования представлялись и обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях: международных - «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» (Ставрополь, 2010), «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (Владикавказ, 2011), «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2011); всероссийских - «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005), «Педагогический диалог времен и культур» (Ставрополь, 2011), «Специальное образование и социальная реабилитация лиц с нарушениями развития: социально-правовые и психолого-педагогические аспекты» (Ставрополь, 2011), «Психологические проблемы субъекта в современном мире» (Ставрополь, 2011), «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии» (Ставрополь, 2011); региональных - «Этнические проблемы современности» (Ставрополь, 2000), «Личностно-ориентированный подход в деятельности современных социально-образовательных систем» (Ростов-на-Дону, 2002), «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2004; 2011), «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2005; 2006; 2007), «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (Ставрополь, 2006); посредством публикации в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Ставрополь, 2012).

26

Результаты исследования легли в основу разработки двух курсов по выбору «Формирование нравственных качеств личности: историко-психологический аспект» (Ставрополь, 2010), «Духовно-нравственное становление личности: история и современность» (Ставрополь, 2012).

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре клинической психологии и коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета. Разработки исследования нашли практико-ориентированное применение в системе психологической службы Ставропольского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 64 работы общим авторским объемом 40,03 усл. п. л.; в том числе 14 работ в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 401 наименование, в том числе 82 иностранных. Основной текст диссертации содержит 25 таблиц, 14 рисунков, 6 диаграмм, 13 психолого-математических формул.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Тарасьян, Наталья Александровна

Выводы

1. Подтверждено, что самосознание взаимосвязано с нравственными качествами личности, детерминированными духовностью человека. Устойчивые позитивные нравственные качества, в свою очередь, отражают состояние духовности и никогда достоверно не коррелируют с неадекватным уровнем самосознания, с циклоидной и эпилептоидной структурой психотипа. Формируется последовательность взаимовлияний и взаимообусловленности от духовности и нравственных качеств субъекта до устойчивости или неустойчивости структуры личностного психотипа с адекватным, сниженным или неадекватным уровнем самосознанием и, далее, к созидательной или разрушительной деятельности.

2. Адекватный уровень самосознания подростков может характеризоваться актуализацией положительных или отрицательных нравственных качеств, содержание которых направлено на позитивные или негативные субъект-субъектные отношения. Структура личностного психотипа выступает в этом случае как «орудие» изменения окружающего мира, наполняясь соответственно нравственной устойчивостью (стыдливостью, совестливостью, эмпатичностью.) или неустойчивостью (лицемерием, завистливостью, злобностью, меркантильностью.), соответственно приобретая или теряя духовность.

3. Социально-информационные факторы, суть которых составляют информационные технологии современной культуры, обращенные к сознанию и самосознанию личности, могут способствовать развитию духовности и самосознания или подвергать деструкции собственное самосознание и духовность человека. Подтверждено предположение о возможности изменчивости самосознания, уровень адекватности которого может стать маркером изменчивости нравственных качеств личности во времени и при обстоятельствах, обогащающих или обедняющих духовное развитие человека.

4. На психологическом уровне регистрация неадекватности самосознания коррелирует с ограничением духовности в виде неустойчивости нравственных качеств, сопровождаясь снижением энергетики, спадом настроения, нарастанием тревожности с ощущением постоянной аморфной угрозы, чувством бессилия, снижением способности к антиципации, эмпатичности, что наиболее характерно для циклоидной структуры психотипа. Неустойчивость нравственных проявлений свидетельствует об ограничении духовности и коррелирует с признаками тревоги и агрессивности, с психопатизацией личности и минимальной органической недостаточностью мозга, что свойственно подросткам с эпилептоидной структурой личностного психотипа и неадекватностью самосознания.

5. Психологический и психолого-математический дискриминантный анализ результатов изучения уровня адекватности самосознания конкретного человека на доказательном уровне подтверждает возможность уменьшения деструктивных информационных воздействий современной антикультуры на личность, используя духовные смыслообразующие конструкты: например, православия или системных физических нагрузок, позволяющих фиксироваться на древних эволюционных архетипах. Снижение уровня адекватности самосознания сопряжено со снижением энергетики личности, сменой позитивных, оптимистических эмоций на негативные, пессимистические, возвращая человека к его материальной природе.

6. Экспериментально-психологический и психолого-математический дискриминантный анализ уровня адекватности самосознания и, как следствие, духовности конкретного испытуемого на доказательном уровне подтверждает возможность даже слабых деструктивных информационных воздействий современных технологий антикультуры на личность, которые приводят к дефициту духовности с разрушением субъект-субъектных отношений независимо от индивидуально-психотипологических характеристик человека. В других случаях даже интенсивные

386 информационные воздействия современных технологий не приводят к снижению уровня адекватности самосознания, не нарушают духовность и не могут препятствовать созидательным отношениям с окружающим миром. Представленные материалы предполагают наличие «скрытых» надындивидуальных факторов, которые влияют на результаты экспериментально-психологических исследований.

7. На эмпирическом, экспериментально-психологическом и психолого-математическом уровнях подтверждена вероятность изменчивости специфических характеристик самосознания, отражающих феномен духовности с разной степенью выраженности нравственных качеств. В условиях деструктивных воздействий технологий антикультуры духовность детерминирует сохранность нравственных качеств (совестливости, стыдливости, чести, любви), появление же признаков нравственной неустойчивости отражает дефицитарность духовности в виде изменчивости вплоть до лицемерности, двуличности, алчности, завистливости, эгоцентричности, которые определяют вектор разрушительной деятельности духа.

Заключение

По С. Франку, человек духовный осуществляет Божий замысел о себе. В современной психологии имеется большое количество определений духовности, связанных с тем, как трактуется слово «дух». В словаре русского языка (институт языкознания) духовность - это существительное от слова «дух». Одно из определений слова «дух» - это внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. Слово «дух» может обозначать и основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо.

С помощью каких понятий можно описать сущность и механизмы духовности? — вопрошает И. М. Ильичева. Многообразие определений указывает, в первую очередь, на сложность духовности как предмета психологического анализа, существование нескольких парадигм в исследовании психологических феноменов, приверженность многих исследователей к философско-религиозным традициям в её изучении. Представляется чрезвычайно важной и своевременной попытка усилить психологическое содержание духовности, предпринимаемое авторитетными учеными А. Петровским, А. Асмоловым, В. Панферовым, что проявляется в тенденции рассматривать духовность как принцип саморазвития и самореализации личности, осуществляемой в различных сферах её деятельности.

Великий П. Чаадаев связывает духовность с возможностью постижения человеком особых духовных знаний, он различает два вида познания: одно проявляется через силы, находящиеся внутри нас, другое через силы, находящиеся вне нас и пропитывающие наше сознание.

Сознание - это особая форма бытия. Второй вид познания - совершеннее.

Все наши идеи о добре, зле, долге, добродетели, законе не зависят от наших желаний и воли, а от силы, заставляющей нас признать общий порядок зависимости, т. е. стоящей над нами. Этой силе надо подчиниться сознательно. Свобода дана человеку Богом. Чтобы свобода действовала не

376 как разрушительная сила, она нуждается в постоянном воздействии выше. Духовность не постигается человеческим разумом, она есть результат «божественной воли, которая ведет человечество к конечной цели» -совершенству. По мнению Н. Бердяева, духовность означает преодоление эгоцентризма. Причинами исчезновения человека как личности является самоутверждение и самодовольство, поэтому дух есть не только свобода, но и смысл.

В. П. Зинченко замечает, что «формирование сознания не поэтапно, а представляет собой единый синхронистический акт, в который с самого начала вовлекаются все его образующие. Духовный слой сознания - это особая онтология, обнаруживающаяся между двумя трансцендентирующимися личностями. Мыслимая структура сознания не только полифонична, но и полицентрична. Каждая из образующей бытийного или рефлексивного слоя сознания может стать его центром. Смена таких центров тем легче, чем выше духовная вертикаль, представленная в сознании. Подобная смена необходима, поскольку сознание должно быть открытым, свободным и всеобъемлющим, самосознание требует и самопознания.

Касаясь сознания, самосознания, А. Леонтьев, С. Рубинштейн подчеркивали, что сознательное самоосуществление личности означает переворот в сознании человека, осуществляемый действиями самого субъекта. При этом выход человека за пределы себя есть не отрицание индивидуальности, а становление и реализация сущности человека. Изучая феномен духовности, В. Д. Шадриков выделяет духовные способности, необходимые для создания и освоения духовных творений. Человек осознает свою смертность и ищет пути к бессмертию, в этом - проявление его духовности. Духовные способности направлены на самопознание, самоосознание, самопереживание, соотнесенность себя с миром и другими людьми. Весьма важное замечание автора, с нашей точки зрения, состоит в том, что он оценивает духовные способности как продолжение

377 биологических, способствующих завершению биологической природы человека.

Убедительность или неубедительность представленного психолого-математического анализа результатов экспериментально-психологического изучения изменчивости личностных переживаний, поведенческих девиаций из диапазона психологической нормы-акцентуации в сторону диапазона аномальной психотипологической изменчивости, которые, в свою очередь, обусловливают снижение нравственных качеств, их нивелировку в образах самосознания и, соответственно, потерю способности влиять на самоконтроль и саморегуляцию поведения, отражая, тем самым, уровень адекватности, снижения или неадекватности самосознания. Совокупность перечисленных изменений личности подростка, его субъект-субъектных взаимоотношений, которые возможно зарегистрировать, объективизировать с помощью психологических исследований, дает шанс определить, уловить «дуновение», появление или исчезновение «временного духа» по К. Ясперсу.

Рассматривая в структуре психолого-математического л дискриминантного анализа критерии достоверности Б Махаланобиса и Т2 Хотеллинга, мы можем представить себе наличие или отсутствие качественных и/или количественных психологических, нравственных, духовных различий между подростками сравниваемых групп. На экспериментально-психологическом уровне удалось доказать, что самосознание тесно взаимосвязано и взаимозависимо с нравственными качествами личности. И чем теснее взаимосвязь и взаимозависимость, тем более правомерно оценивать это как духовную детерминированность или отсутствие духовности, если взаимосвязь и взаимозависимость между адекватностью самосознания и нравственными качествами минимизируются.

Устойчивость или неустойчивость структуры личностного психотипа на доказательном уровне коррелирует с адекватным, сниженным или неадекватным уровнем самосознания. Чем более устойчива структура личностного психотипа подростка и его соответствие психологическим

378 критериям диапазона норма-акцентуация, тем более вероятно отсутствие личностных и поведенческих аномалий под влиянием социально-информационных факторов. В этом случае существует большая вероятность формирования и сохранения адекватного уровня самосознания. Однако созидательные или разрушительные, деструктивные субъект-субъектные взаимоотношения подростков зависят от духовности, которая чаще появляется при адекватном уровне самосознания, хотя и не исключается наличие духовности при сниженном уровне самосознания, в отдельных случаях и при неадекватном самосознании. Вероятность появления духовности не зависит от того факта, какие социально-информационные факторы оказывают преобладающее влияние на личность подростка - масс-медийная среда, спортивная или православная среда. Подростки с эпилептоидной структурой психотипа отличаются от сверстников с циклоидной структурой психотипа тем, что неадекватный уровень самосознания более тесно связан со средой масс-медиа или средой православия, характеризуясь высоко достоверными отличиями от аналогичных социальных факторов, но с формированием адекватного уровня самосознания.

Обнаружен и подтвержден интересный научный факт, что сниженный уровень самосознания подростков из среды масс-медиа наибольшим образом отличается от группы подростков с адекватным уровнем самосознания из спортивной среды. Это^отличие подтверждается самым большим значением

Б2 Махаланобиса, равным 652 условным единицам, в то время как неадекватный уровень самосознания подростков из среды масс-медиа, в сравнении с адекватным уровнем самосознания тоже из среды масс-медиа, оказывается лишь на втором месте - лишь 342 условные единицы.

Подтверждаются, тем самым, различия на личностном, поведенческом, нравственном уровнях и уровне самосознания. При этом при сниженном уровне самосознания в условиях преобладающего воздействия среды массмедиа отсутствие проявлений духовности заметно в большей степени, чем

379 даже при неадекватном уровне самосознания в условиях среды масс-медиа. Казалось бы, духовность при неадекватном уровне самосознания должна быть ниже или ее вообще не должно быть с точки зрения дихотомической логики по сравнению со сниженным уровнем самосознания, но этого результата не получено. Следовательно, можно согласиться с тем, что дух «парит», витает там, где он считает нужным находится.

Весьма значимые различия в проявлениях духовности подтверждены между неадекватным уровнем самосознания подростков из среды православия и адекватным уровнем из среды масс-медиа, когда D2 Махаланобиса равен 185 условным единицам, что указывает на возможность появления духа как при неадекватном уровне самосознании, но в среде православия, так и при адекватном уровне самосознания, но в среде масс-медиа. Полученные экспериментально-психологические результаты исследования самосознания в его взаимосвязи с нравственными качествами, личностными и поведенческими параметрами дают полное основание утверждать о надындивидуальное™ духовности. Минимальные различия между группами подростков с эпилептоидным психотипом обнаружены при неадекватном уровне самосознания из среды православия и масс-медиа - D2 Махаланобиса равен 43 условным единицам. Если рассматривать и расположить результаты экспериментально-психологических исследований в трехмерном пространстве, то центры проекций средних значений психологических показателей сравниваемых групп будут достоверно удалены друг от друга, но на значительно меньшее расстояние, чем выше приведенные данные.

Правомерно полагать, что подростки с неадекватным уровнем самосознания из среды православия и из среды масс-медиа имеют одинаковые шансы на появление признаков духовности. В этом случае массмедийная среда, благодаря деструктивным информационным воздействиям, активно дестабилизирует структуру личностного психотипа, что приводит к закреплению неадекватного уровня самосознания, нравственной деградации

380 и дрейфу личностных и поведенческих параметров в сторону аномальной личностной изменчивости, уменьшая шансы на вероятность появления духовности. Однако и в случае преобладания среды православия неадекватный уровень самосознания, вероятнее всего, конституционально детерминирован, и появление духовности, по нашим наблюдениям, приводит не к созидательной и продуктивной субъект-субъектной деятельности, а проявления духовности ограничиваются личностным пространством подростка. Этот факт на экспериментальном уровне также подтверждает, прежде всего, надындивидуальные характеристики духа.

Анализируя подростков с циклоидной структурой психотипа, на которых воздействуют разные социально-информационные средовые факторы, обнаруживаются наибольшие различия в проявлениях духовности при сопоставлении групп с адекватным и неадекватным уровнем самосознания из спортивной среды - Б2 Махаланобиса равен 123 условным единицам. В то же время результаты группы подростков с адекватным уровнем самосознания из спортивной среды и неадекватным уровнем самосознания из среды масс-медиа располагаются в трехмерном пространстве на расстоянии 108 условных единиц, что не менее достоверно, но, опять-таки, отражает надындивидуальность духа независимо от социально-информационных воздействий. Так, конституциональная структура психотипа, подвергаясь деструкции со стороны внешних факторов в виде появления психологических черт, не свойственных психотипологической структуре подростков, повышает вероятность изменения уровня адекватности самосознания. Снижение или неадекватность уровня самосознания отличаются высокой корреляцией с признаками нивелировки и деградации нравственных характеристик (совестливости, стыдливости и их отсутствия, потери чувства любви, антиципации, эмпатичности, и, наоборот, нарастания лицемерия, завистливости, двурушничества, меркантильности, эгоистичности), что сопряжено со значительно меньшей вероятностью появления духовности, что препятствует созидательным субъект-субъектным отношениям.

Сравнивая результаты устойчивости или неустойчивости психотипологических структур, можно утверждать, что эпилептоидная структура психотипа отличается более жесткими взаимосвязями внутри психотипа, чем циклоидная структура личности в диапазоне психологической нормы-акцентуации.

Таким образом, адекватный уровень самосознания, скорее всего, формируется независимо от среды жизнедеятельности, а в большей степени зависит от наличия надындивидуального духа созидания. Так, снижение энергетики в виде астенизации, нарастания общей невротизации под влиянием масс-медиа коррелирует с неадекватным уровнем самосознания (р < 0,0001) и снижением проявлений созидательной духовности в виде нарастания злобности, неуживчивости, нивелировки стыдливости и совестливости. Достоверность взаимосвязей между искажением психотипологической, в частности, циклоидной структуры личности, формированием неадекватного самосознания, построением контрпродуктивных субъект-субъектных отношений характеризуется не только отсутствием духовности, но если точнее выразить, то приводит к проявлению разрушительной духовности, адресованной к субъект-субъектным взаимоотношениям подростка.

Так, наличие конституциональной тревожности в сочетании с психопатизацией указывает на деструктивное взаимодействие личностного психотипа и факторов масс-медиа, которое отражается на ухудшении отношений у подростков с эпилептоидной структурой психотипа, нарушении субъект-объектной деятельности, а в целом на снижении духовных процессов. В поведении заметны коммерциализация, эгоцентризм, лицемерие, алчность, механистичность взаимоотношений с тенденцией получения выгоды в одностороннем порядке, стремление к чувственным наслаждениям, что препятствует формированию духовности, когда подростки не в состоянии принять других людей такими, какие они есть.

Подростки с эпилептоидной структурой личности отличаются нарастанием нигилизма, цинизма под влиянием масс-медиа, даже несмотря на спортивные увлечения. Столь важные для них атрибуты полноценности в подростковой среде, которые подчеркивали бы личный престиж, стоят с материальной точки зрения дорого, усиливая тем самым конфликт с семьей, которая не может удовлетворить экономические потребности. Семейный конфликт усиливает противостояние поколений, усугубляя нравственные противоречия, что сказывается на потенциальной духовности. В православных школах деструктивное влияние социально-информационной среды во многом ограничивается, что в значительной мере снижает противостояние с родителями, когда нивелирован культ псевдопрестижа, уменьшается акцент, обращенный к низшим чувствам человека.

Общая невротизация в сочетании с психологической склонностью к алкоголизации характеризует личностные и поведенческие аномалии, свойственные неадекватному уровню самосознания подростков из двух сред жизнедеятельности — православия и среды масс-медиа, когда наблюдается негативный психотипологический дрейф в сторону диапазона аномальной изменчивости. Обращает на себя внимание тот факт, сколь важны выявленные психологические маркеры и особенно их взаимосочетание, коррелирующее с неадекватностью самосознания и со снижением нравственных качеств и представлений о совести, любви, стыде, когда у подростков с неадекватным уровнем самосознания нарастают беспринципность, терпимость к вульгаризации, мошенничеству, аморальности во взаимоотношениях.

Необходимо подчеркнуть, что аномальные личностные и поведенческие проявления, возникающие, по сути, первыми, указывают на вероятность изменчивости самосознания, отличаются высокой корреляцией, прежде всего, с неадекватностью самосознания, которое коморбидно низкой духовности подростка, весьма низкой перспективе к продуктивным субъект

383 субъектным взаимоотношениям за счет нарастания лживости, лицемерия, меркантильности, редукции чувства стыдливости, совестливости, представлений о чести со слабыми проявлениями эмпатичности и антиципации, что в целом подтверждает надындивидуальность проявлений духовности, ее отсутствие в двух сравниваемых группах с циклоидным и эпилептоидным психотипами независимо от преобладания информационных воздействий, как масс-медийных, так и православных. Полученные результаты подтверждают временность духа с точки зрения К. Ясперса.

Выявленные параметры обращены к психотипологической структуре личности, провоцируя конституциональную личностную и поведенческую изменчивость в виде невротизации и психопатизации, которая отличается высокой корреляцией с уровнем неадекватности или снижением адекватности самосознания. Степень адекватности самосознания сопряжена с большей или меньшей духовностью. При этом неадекватность самосознания подростков из среды масс-медиа соответствует выраженным проявлениям редукции духовности, по сути, отсутствию духа, по сравнению с подростками со сниженным уровнем адекватности самосознания из среды православия. Нельзя не обратить внимания, что сниженный уровень адекватности самосознания подростков из среды православия отрицательно сказывается на их нравственных качествах, препятствуя принятию духа. Именно поэтому Б Махаланобиса равен 49 условным единицам, в то время как при анализе групп с адекватным самосознанием и неадекватным самосознанием из среды масс-медиа Э2 Махаланобиса равен 342 условным единицам, подтверждая высокую достоверность различий между группами. Невольно вспоминается Н. Бердяев, утверждающий существование тесной взаимосвязи между нравственными качествами человека и его духовностью. Результаты экспериментально-психологического обследования и психолого-математического анализа результатов обследования убедительно подтверждают наличие отмеченных взаимосвязей.

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Тарасьян, Наталья Александровна, 2012 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. -М., 1980.

2. Абульханова-Славская, К. А. Сознание как жизненная способность личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. -2009.-№ 1.-С. 32-43.

3. Агафонов, А. Ю. Основы смысловой теории сознания / А. Ю. Агафонов.-СПб., 2003.

4. Агафонов, А. Ю. Сознание: где искать «черный ящик»? / А. Ю. Агафонов // Методология и история психологии. 2009. - Т. 4. - Вып. 1. -С. 151-166.

5. Адо Пьер Плотин, или Простота взгляда. М., 1990.

6. Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии: отечественная платформа / Г. В. Акопов. Самара, 2002.

7. Акопов, Г. В. Проблема сознания в современной психологии: зарубежные подходы / Г. В. Акопов. Самара, 2006.

8. Акопов, Г. В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г. В. Акопов. М., 2010.

9. Акопян, А. 3. Онтология П. А. Флоренского и проблема генезиса духовности / А. 3. Акопян. СПб., 1993.

10. Алексеев, Н. Г. Рефлексия и осознание / Н. Г. Алексеев // Категории, принципы и методы психологии: психические процессы : тез. науч. сообщ. психологов к VI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР. -М., 1983.-С. 247-249.

11. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. М., 1976.

12. Аллахвердов, В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В. М. Аллахвердов. СПб., 2003.13.1617,18,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.