Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат наук Вершинина, Марина Владимировна

  • Вершинина, Марина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Саратов
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 206
Вершинина, Марина Владимировна. Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины: дис. кандидат наук: 19.00.05 - Социальная психология. Саратов. 2012. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вершинина, Марина Владимировна

Содержание

Введение 4 стр.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

15

1.1. Идентичность личности как научно-психологическая проблема

1.2. Подходы к рассмотрению понятий этноса и этничности в психологической науке

1.3. Понятие этническая идентичность личности в отечественной и зарубежной науке

1.4. Психологическая теория адаптации личности, основные стратегии аккультурации

1.5. Роль социальных институтов и национально-культурных центров в формировании и трансформации этнической идентичности 63 Выводы к Главе 1 72 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

75

2.1. Методология и методы эмпирического исследования

2.2. Эмпирическое исследование типов этнической идентичности, стратегий аккультурации и содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

2.3. Эмпирическое исследование ценностной структуры, уровня агрессивности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

2.4. Идентификационные модели личности

Выводы к Главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины»

Введение

События, происходящие сегодня во многих европейских странах, ярко иллюстрируют сложность и многообразность проблем, связанных с этническим фактором. Политика мультикультурализма, выступающая одним из ключевых условий успешной интеграции этнических групп в принимающем сообществе, не принесла должных результатов во многих развитых европейских странах. Не только в Европе, но и в России все более усиливаются националистические и ультраправые настроения. Тенденция глобализации экономики привела к росту миграционных потоков по всему миру, а, следовательно, и к увеличению межкультурного взаимодействия в повседневной жизни. Эти факторы заставляют вновь и вновь обращаться к исследованию этнических проблем и пытаться найти ответы на очень острые и актуальные вопросы в данной области.

На сегодняшний день практически в каждом регионе России существуют диаспоры, образованные выходцами из бывших республик СССР. Так, на территории Пензенской области наиболее представительной является армянская община, численность которой насчитывает около семи тысяч человек. При этом очень важно понимать, какие модели адаптации и аккультурации мигрантов являются наиболее успешными и благоприятными как для них самих, так и для дальнейшего развития страны. На наш взгляд, разрешение данной задачи в первую очередь связано с пониманием тех психологических характеристик мигрантов, которые претерпевают значительные изменения в процессе аккультурации и, в свою очередь, влияют на протекание данного процесса. В этой связи именно изучение особенностей этнической идентичности личности в условиях разного опыта ее пребывания в принимающей среде и участия в общинной организации поможет ответить на вопрос, касающийся успешности процесса аккультурации мигрантов на территории России, в частности в Пензенской области, и роли национальной общины в данном процессе.

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения, с одной стороны, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своего народа и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. С другой стороны, в условиях радикальных социальных и экономических преобразований усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами всех стран своей этнической идентичности. Проблема этнической идентичности является предметом изучения многих зарубежных и отечественных авторов. Различным аспектам этнической идентичности посвящены исследования Э. Эриксона, Э. Фромма, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, В.Ю. Хотинец, В.В. Гриценко, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиевой, В.К. Шаповалова, H.H. Чебоксарова и др.

Большую роль в регулировании и оптимизации межэтнических отношений на региональном уровне играют национально-культурные автономии, существующие во многих регионах Российской Федерации, в том числе и в Пензенской области. Они могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию.

При этом огромное значение приобретает социально-психологический

анализ феномена этнической идентичности и процесса аккультурации,

направленный на обоснование внедрения конкретных психологических

программ. Наряду с такими социально-психологическими характеристиками

личности как пол, возраст, опыт пребывания в иной этнической среде,

доминирующие ценности жизни, именно вовлеченность в деятельность

национальной общины, на наш взгляд, имеет большое значение при изучении

особенностей этнической идентичности личности мигрантов. Национально-

культурные автономии, становясь эмпирической базой для проведения

5

психологических исследований, способствуют более полному изучению процесса аккультурации мигрантов в новой этнокультурной среде, а также обеспечивают научную основу для проведения практической работы по снятию межэтнической напряженности.

Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении следующих противоречий:

- между достаточно тщательной изученностью проблемы этнической идентичности и процесса аккультурации в отечественной и зарубежной психологии и отсутствием исследований, рассматривающих этническую идентичность личности в контексте функционирования национально-культурных автономий;

- между потребностью общественных институтов в практическом изучении психологических механизмов аккультурации в рамках национально-культурных автономий и отсутствием для этого разработанной теоретической и методической базы.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каким образом опыт пребывания в иной этнокультурной среде и вовлеченность в национально-культурную автономию влияют на особенности этнической идентичности мигрантов в процессе их аккультурации в принимающем сообществе.

Наше исследование направлено на решение данных противоречий и изучение особенностей этнической идентичности мигрантов в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Объект исследования: этническая идентичность личности.

Предмет исследования: особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Цель исследования: изучение особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Общая гипотеза: у мигрантов-армян проявляются особенности этнической идентичности, обусловленные опытом их пребывания в принимающей среде и участием в деятельности национальной общины.

Частная гипотеза 1: существуют значимые различия показателей типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их пребывания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины.

Частная гипотеза 2: существуют устойчивые идентификационные модели личности мигрантов-армян, проявляющиеся в зависимости от длительности их проживания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез нами были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ и обобщение отечественных и зарубежных теоретических и эмпирических исследований по проблеме влияния опыта пребывания в иной этнокультурной среде и включенности в национальную общину на особенности этнической идентичности мигрантов;

2. Исследовать типы этнической идентичности, стратегии аккультурации, содержательные характеристики идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины;

3. Установить взаимосвязь этнической идентичности с характеристиками личности мигрантов (стратегиями аккультурации, ценностной иерархией, уровнем агрессивности) в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины;

4. Представить социально-психологическую характеристику

идентификационных моделей мигрантов-армян, проявление которых зависит от опыта их пребывания в иной этнической среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

Теоретико-методологическая база исследования:

- принципы системного подхода в изучении психологических явлений (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, A.B. Брушлинский, В.А. Ганзен, A.JI. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.);

- базовые концепции идентичности Э. Эриксона и Э. Фромма, Дж. Финни, H.J1. Ивановой и др.;

- концепции этнической идентичности и трансформации социальном и этнической идентичности Г.У. Солдатовой, В.В. Гриценко, В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедевой, АН. Татарко и др.;

- методологические и концептуальные разработки проблемы этнической идентичности в русле философии и этнографии (В.Ю. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Б.Ф. Поршнев, H.H. Чебоксаров и др.);

- теория аккультурации Дж. Берри.

Методы эмпирического исследования:

- методы теоретического анализа данных (анализ научной литературы, системно-структурный анализ, обобщение, интерпретация);

- эмпирические методы (анкетирование, тестирование, устный опрос, моделирование);

- методы статистической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SPSS 17.0 - корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни, критерий Крускала-Уоллиса, критерий Спирмена);

- методы интерпретации данных (типологизация, оценка корреляционных связей, анализ графических данных).

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие

методики: «Тип этнической идентичности» - ТЭИ (Г.И. Солдатова,

C.B. Рыжова; модификация Ю.Г. Пайгуновой), опросник для измерения

8

уровня личностной агрессивности А. Басса и А. Дарки (адаптация Л.Г. Почебут), тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), ценностный опросник С. Шварца, опросник по определению стратегий аккультурации Дж. Берри; анкета, разработанная нами для выявления степени взаимодействия представителей армянского этноса с местной национально-культурной автономией и фиксации социально-демографических характеристик испытуемых.

Обоснованием выбора методик исследования явились теория взаимосвязи адаптации и агрессивности А. Басса и А. Дарки, ценностная теория Ш. Шварца, работы по изучению типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой и C.B. Рыжовой, исследования Дж. Берри.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

В исследовании приняло участие 399 жителей Пензы и Пензенской области в возрасте от 19 до 58 лет, являющихся представителями армянской общины в Пензенском регионе и проживающих в Пензенской области от 1 года до 26 лет. Данная выборка является репрезентативной и соответствует основным социально-демографическим показателям генеральной совокупности.

На первом этапе (2008-2009 гг.) проведен анализ теоретической разработанности проблемы этнической идентичности мигрантов в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

На втором этапе (2009-2010 гг.) определены основные теоретические положения работы, разработана методика эмпирического исследования.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проведено эмпирическое исследование. Полученные результаты были подвергнуты математико-статистической обработке, на основе чего были сформулированы выводы исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена

четкостью методологических позиций, выступающих научно-

9

теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Научная новизна исследования:

- описаны особенности типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности личности в зависимости от длительности ее пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины, которые показывают то, что длительное проживание мигрантов-армян в принимающем сообществе приводит к их значительной ассимиляции и уменьшению значимости этнической принадлежности в их повседневной жизни;

- определены взаимосвязи этнической идентичности с другими характеристиками личности мигрантов (стратегиями аккультурации, ценностной иерархией, уровнем агрессивности личности) в зависимости от длительности их пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины; установлено, что этническая идентичность связана с такими ценностями личности, как конформность, традиции, безопасность, достижения и самостоятельность; обнаружена отрицательная взаимосвязь этнической идентичности с уровнем агрессивности личности, стратегиями сепарации и маргинализации и положительная связь со стратегиями ассимиляции и интеграции;

- на основе систематизации выделены три эмпирические идентификационные модели личности: модель узкоэтнической идентификации, модель неустойчивой идентификации, модель внеэтнической идентификации;

- дана социально-психологическая характеристика

идентификационных моделей личности мигрантов-армян, проявление

которых зависит от опыта пребывания в иной этнической среде и

вовлеченности в деятельность национальной общины: модель

узкоэтнической идентификации характеризуется наличием у личности

10

позитивной этнической идентичности, стратегии сепарации, доминированием ценностей консерватизма в ценностной структуре личности, осознанием себя частью социальной группы; модель неустойчивой идентификации является менее успешной для адаптации мигрантов в новой этнокультурной среде, так как в этом случае реализуется стратегия маргинализации наравне с сепарацией и преобладает гиперидентичность личности; модель внеэтнической идентификации является основной моделью идентификации мигрантов-армян при их долговременной аккультурации в принимающем сообществе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные идентификационные модели личности в условиях ее пребывания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины уточняют теоретические представления об особенностях этнической идентичности и других характеристик личности мигрантов, и тем самым расширяют представления о психологических механизмах процесса аккультурации и изменениях в психологической структуре личности, обусловленных данным процессом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные знания используются в работе Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области, а также при организации работы Армянской Национально-культурной автономии г. Пензы.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы: в процессе планирования и проведения тренингов на базе национально-культурных автономий с целью оптимизации вхождения ее членов в новую этнокультурную среду, для осознания необходимости включения психологического компонента в деятельность общинной организации, создании психологической службы общинной организации; при привлечении новых членов в общинную организацию и создании там условий, способствующих оптимизации процесса аккультурации мигрантов в новой социокультурной среде.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности этнической идентичности существуют в зависимости от разного опыта пребывания мигрантов в иной этнокультурной среде и включенности в деятельность национальной общины и проявляются в: 1) типе этнической идентичности, выбираемой стратегии аккультурации и содержательных характеристиках идентичности личности; 2) специфике связи этнической идентичности со стратегиями аккультурации, ценностной иерархией и уровнем агрессивности личности.

2. Вне зависимости от вовлеченности в деятельность национальной общины при большом опыте пребывания в принимающей этнической среде у мигрантов-армян преобладает этноиндифферентность, стратегии ассимиляции или интеграции и характеристики идентичности, относящиеся к перспективному Я, рефлексивному Я, деятельному Я и материальному Я. Позитивная этническая идентичность или гиперидентичность, стратегии сепарации или маргинализации, а также характеристики социального Я в самоописании характерны для мигрантов-армян при малом опыте их проживания в принимающей этнической среде и отсутствии взаимодействия с национальной общиной. Позитивная этническая идентичность, стратегия сепарации и характеристики социального Я в самоописании выражены у мигрантов-армян также при малом опыте их пребывания в инокультурной среде, но с включенностью в деятельность национальной общины.

3. Связь этнической идентичности со стратегиями аккультурации и уровнем агрессивности мигрантов-армян в процессе их аккультурации в принимающем сообществе имеет следующую специфику: при большой выраженности этноиндифферентности личности менее проявлены стратегии сепарации и маргинализации, ниже уровень агрессивности личности, более выражены ценности достижения и самостоятельности в ценностной структуре личности, стратегии интеграции и ассимиляции; стратегии сепарации и маргинализации, высокий уровень агрессивности, ценности

конформности, традиции и безопасности преобладают у испытуемых с высокой выраженностью гиперидентичности личности.

4. Мигрантам-армянам в процессе их аккультурации в принимающем сообществе присущи следующие идентификационные модели 1) модель узкоэтнической идентификации проявляется при небольшом опыте проживания в инокультурной среде с включенностью в деятельность национальной общины и характеризуется позитивной этнической идентичностью, аккультурационной стратегией сепарации, повышенной агрессивностью; преобладанием ценностей конформности, власти и доброты в ценностной структуре личности; 2) модель неустойчивой идентификации реализуется в условиях недавнего пребывания в инокультурной среде при отсутствии причастности к национальной общине и характеризуется позитивной этнической идентичностью или гиперидентичностью, стратегией маргинализации или сепарации, повышенной агрессивностью, выраженностью типов ценностей, относящихся к консерватизму, в ценностной структуре личности; 3) модель внеэтнической идентификации реализуется при длительном пребывании в инокультурной среде и не зависит от включенности в национальную общину, характеризуется наличием у личности этноиндифферентности, стратегии ассимиляции или интеграции; преобладанием в ценностной структуре личности ценности достижения и самостоятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения по

проблеме исследования докладывались и были обсуждены на 4-ой

Международной научно-практической конференции «Вызовы эпохи в

аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики»

(Казань, 2009), Международной научно-практической конференции

студентов и молодых ученых «Межкультурная коммуникация: вопросы

теории и практики» (Курск, 2010), Международной научно-практической

интернет-конференции «Молодежь. Наука. Инновации» (Пенза, 2010),

представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры практической

13

психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и кафедры прикладной психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, на заседаниях Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Пензенской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 185 источников, в том числе 31 на иностранных языках, и приложений.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность

национальной общины

Вторая половина XX века характеризуется заметным повышением интереса к этничности и этнической идентичности [125]. Усилившаяся социальная и политическая нестабильность резко актуализировала потребность в чувстве солидарности, идентичности, в осознании себя частью группы, в налаживании социальных связей. Но такая ситуация, при которой позитивное отличие своей этнической группы зачастую ведет к автоматическому принижению других этносов, является очень опасной в многонациональном государстве, так как провоцирует рост межэтнической напряженности в стране и может даже угрожать ее целостности. Именно поэтому ученые обратили внимание на этнический фактор в поведении человека: в психологии, а также в социологии, политологии стали появляться работы, посвященные данной тематике.

И сегодня многие вопросы, касающиеся этничности и этнической идентичности, остаются проблемными и актуальными как для зарубежных, так и для отечественных ученых. Актуальным является изучение этнического фактора как одного из определяющих поведение человека, а также изучение ряда личностных характеристик в контексте их влияния на показатели этнической идентичности и процесс аккультурации в целом.

Так же, как и Т.Г. Стефаненко [120], мы считаем, что понятия этничности и этнической идентичности не являются синонимичными. Так, этничность можно отнести к объективным общественным характеристикам принадлежности человека, тогда как этническую идентичность - к личностным характеристикам человека.

1.1. Идентичность личности как научно-психологическая проблема

В психологии исследования идентичности становятся особенно интенсивными, начиная с 70-гг XX века. Идентичность личности представляет собой определенное ядро психики, которое остается относительно неизменным и самотождественным в независимости от подвижности других структур личности. Идентичность - это социализированная часть «Я». Каждое общество представляет собой набор идентичностей: от идентичности ребенка, отца, матери, до профессиональных, политических и т.д. Одни из них предписаны человеку с рождения и почти не изменяемы (пол, раса); другие приобретаются в течение жизни и социальной активности человека (инженера, налогоплательщика, преступника и т.д.). Индивид получает их во взаимоотношениях с другими людьми, которые так его обозначают или идентифицируют. Только в том случае, если идентичность подтверждается окружением, она реальна и для самого индивида. Идентичность является продуктом взаимодействия самоиндентификации и идентификации другими - это относится и к тем идентичностям, которые произвольно создаются самим индивидом.

Одним из первых природу идентичности исследовал У.Джемс. Он в ходе разработки теории личности выделил социальный фактор в осознании личностью себя и представил его в качестве одного из определяющих элементов личности.

Впервые термин «идентификация» употребил З.Фрейд в работе

«Групповая психология и анализ Эго» (1914). 3. Фрейд рассматривал

идентификацию не только как бессознательную эмоциональную связь

ребенка с родителями, но и как важный механизм взаимодействия между

индивидом и социальной группой. Он обозначил потенциал идентичности

как понятия, разделяемого членами группы, общего для них, что открыло

возможность исследования природы группы, основы ее сплоченности.

Следует также отметить, что 3. Фрейд вкладывал в идентификацию

содержание близкое по смыслу понятию «подражание». В одной из работ

Фрейда идентификация определяется как «... ассимиляция одного «Я»

16

другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя» [135, С. 311]. Каждый индивид, по мнению 3. Фрейда, это частица множества масс, связанных с помощью сети идентификаций. Человек строит свой идеал «Я», руководствуясь множеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает более или менее сознательно.

Следовательно, идентификация личности - это процесс становления и осознания собственного «Я». В этом процессе отчетливо видны два направления развития: центростремительное - от внешней среды к индивидууму - и центробежное - от индивидуума к внешней среде. С одной стороны, индивид, познавая внешнюю среду, осознает себя одним из ее элементов, с другой - среда, внешний мир утверждает индивида в его опыте, признает его одним из своих элементов. Функция процесса идентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации человека. Во-вторых, выполняет защитную (адаптивную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный и враждебный мир. Человек в своем поведении начинает руководствоваться принципом «Каждый за себя!», превращаясь тем самым в антисоциальное существо. Это состояние 3. Фрейд назвал психологической нищетой масс.

Всестороннее развитие концепция идентичности получает в работах

Э. Эриксона. Благодаря работам Э. Эриксона, исследования идентичности

заняли центральное место в социальных науках. В противоположность

представлениям классического психоанализа об антагонизме личности и

общества, Э. Эриксон особо подчеркивает адаптивный характер поведения

индивида, центральным интегративным качеством которого и выступает

идентичность. Ученый определяет это понятие как «чувство органической

принадлежности индивида к его исторической эпохе и типу межличностного

взаимодействия, свойственному данной эпохе. Идентичность личности

предполагает, следовательно, гармонию присущих ей идей, образов,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Вершинина, Марина Владимировна

Заключение

Данная диссертационная работа посвящена исследованию особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины.

На наш взгляд, на сегодняшний день общинные организации могут играть важную роль в налаживании межэтнических отношений, в том числе и в Пензенском регионе, поэтому психологические исследования на базе общинных организаций являются актуальными и востребованными.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении мы прописали актуальность разрабатываемой темы, цель исследования, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования, а также определили методику и этапы исследования.

В первой главе нами дано представление отечественных и зарубежных ученых о сущности таких психологических понятий как этнос, этничность, этническая идентичность, стратегии аккультурации.

Вторая глава диссертационной работы содержит результаты

проведенного эмпирического исследования, направленного на исследование

особенностей этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от

длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в

132

деятельность национальной общины. Нами была выдвинута общая гипотеза о том, что у мигрантов-армян проявляются особенности этнической идентичности, обусловленные опытом их пребывания в принимающей среде и участием в деятельности национальной общины, а также частные гипотезы о том, что (1) существуют значимые различия показателей типов этнической идентичности, стратегий аккультурации, содержательных характеристик идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их пребывания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины, (2) существуют устойчивые идентификационные модели личности мигрантов-армян, проявляющиеся в зависимости от длительности их проживания в принимающей этнической среде и участия/неучастия в деятельности национальной общины.

В ходе эмпирического исследования все выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение.

Систематизация теоретического и эмпирического материала позволила сформулировать следующие выводы эмпирического исследования:

1. Этническая идентичность, под которой понимается когнитивно-эмоциональное осознание личностью своей принадлежности к какому-либо этносу, обладает особенностями в зависимости от разного опыта пребывания мигрантов в принимающем сообществе и вовлеченности в деятельность национальной общины. Данные особенности проявляются в характеристиках типа этнической идентичности, стратегиях аккультурации, содержательных характеристиках идентичности, а также в специфике взаимосвязи этнической идентичности со стратегиями аккультурации, ценностной иерархией и уровнем агрессивности личности.

2. Обнаружены различия типов этнической идентичности, стратегий

аккультурации, содержательных характеристик идентичности, ценностной

иерархии, уровня агрессивности в зависимости от опыта пребывания

мигрантов в принимающей этнической среде и вовлеченности в деятельность

национальной общины: Этническая идентичность по типу

133

этноиндифферентности преобладает при большом опыте пребывания в иной этнической среде (более 5 лет) вне зависимости от участия в деятельности национальной общины; в группе «общинных армян с малым опытом пребывания» преобладает позитивная этническая идентичность, а в группе «вне общинных армян с малым опытом пребывания» наряду с позитивной этнической идентичностью также выражена и гиперидентичность. Стратегия сепарации наиболее выражена в группе «общинных армян с малым опытом пребывания», стратегия маргинализации - в группе «вне общинных армян с малым опытом пребывания», стратегия интеграции - в группе «общинных армян с большим опытом пребывания», а стратегия ассимиляции - в группах «общинных и вне общинных армян с большим опытом пребывания». Наиболее высокие показатели агрессивности выявлены в группах «общинных и вне общинных армян с малым опытом пребывания». Некоторые ценности в ценностной структуре личности во всех группах занимают одинаковые позиции (ценность конформности, достижения и самостоятельности). Ценности власти, гедонизма, стимуляции обнаруживают существенные различия в исследуемых группах. Содержательные характеристики идентичности, относящиеся к перспективному Я, рефлексивному Я, деятельному Я и материальному Я наиболее проявлены в группах «вне общинных и общинных армян с большим опытом пребывания». В группе «общинных армян с малым опытом пребывания» выражено осознание себя частью социальной группы, значимость родственных отношений и ролевых позиций в обществе.

3. Выявлены связи между такими социально-психологическими характеристиками личности как этническая идентичность, стратегии аккультурации, уровень агрессивности личности. В частности, обнаружены отрицательные корреляции этнической идентичности со стратегиями сепарации, маргинализации и уровнем агрессивности личности; установлены положительные корреляции этнической идентичности со стратегией

интеграции и стратегией ассимиляции и агрессивности со стратегиями маргинализации и сепарации.

4. Значительная выраженность и интенсивность выявленных различий и корреляций позволили представить результаты исследования в виде идентификационных моделей личности, которые можно считать основными для рассмотренной выборки. Под идентификационной моделью личности мы понимаем комплекс социально-психологических характеристик, обнаруживающих взаимосвязанность и устойчивость проявления в условиях разного опыта пребывания мигрантов в иной этнокультурной среде и степени вовлеченности в национальную общину и характеризующих ее аккультурацию в принимающем сообществе.

5. В зависимости от длительности пребывания в принимающей

этнической среде и вовлеченности в деятельность национальной общины

реализуются следующие идентификационные модели личности: 1) модель

узкоэтнической идентификации проявляется при небольшом опыте

пребывания в принимающей этнической среде с включенностью в

деятельность национальной общины и характеризуется наличием у личности

позитивной этнической идентичности, сепарации как доминирующей

стратегии аккультурации, повышенного уровня агрессивности. В ценностной

структуре личности преобладают ценности консерватизма, власти и доброты;

2) модель неустойчивой идентификации реализуется в условиях недавнего

пребывания в иной этнической среде при полном отсутствии причастности к

деятельности национальной общины. Данная модель характеризуется

наличием у личности позитивной этнической идентичности или

гиперидентичности, стратегии маргинализации или сепарации, повышенной

агрессивности. В самоописании преобладают показатели социального Я,

выражен низкий уровень дифференцированности идентичности. В иерархии

ценностей высокие ранговые позиции занимают ценности безопасности,

конформности и традиций; 3) модель внеэтнической идентификации

реализуется при длительном опыте пребывания в принимающей этнической

135

среде и не зависит от включенности в деятельность национальной общины. Данная модель характеризуется наличием у личности этноиндифферентности, стратегии ассимиляции или интеграции. В иерархии ценностей самые высокие ранговые позиции занимают ценности достижения и самостоятельности. В самоописании преобладают идентификационные характеристики, относящиеся к перспективному Я, рефлексивному Я, деятельному Я и материальному Я.

6. Способствующей успешности адаптации к иной этнокультурной среде на начальном этапе пребывания в ней является модель узкоэтнической идентификации, так как она обеспечивает личности чувство безопасности, принадлежности к группе, и делает процесс аккультурации в принимающем сообществе плавным, но более длительным.

7. Модель внеэтнической идентификации характерна для мигрантов при большом опыте пребывания в иной этнокультурной среде вне зависимости от участия в деятельности национальной общины, и является основной и практически единственной идентификационной моделью мигрантов-армян при долговременной аккультурации.

8. Участие в деятельности национальной общины при длительном контакте сновой этнокультурной средой не выполняет функции поддержания этнической идентичности и ценностей исходной культуры, уступая сильному влиянию принимающей этнокультурной среды и ближайшему окружению личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вершинина, Марина Владимировна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Адорно Т.В. Исследование авторитарной личности. / Т.В. Адорно. - М.: Академия исследований культуры, 2001.

2. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. / А.Р. Аклаев.-М., 2005.

3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» / Э.Г. Александренков // Этнографическое обозрение. - 1996. -№3. - С.13-22.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев. - М. - Воронеж, 1996. - 265 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М., 1960.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М., 1980.

7. Ананьев Б.Г., Веккер JI.M., Ломов Б.Ф.,. Осязание в процессах познания и труда / Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов. -М., 1959.

8. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996.-362 с.

9. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова//Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 131-142.

10. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности / Н.С. Аринушкина // Мир Психологии: Научно-методический журнал Академии Педагогических и Социальных наук. - М. - 2004. - № 2 (38). - С. 15-19.

11. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М., 1999.

12. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С.А. Арутюнов, H.H. Чебоксаров // Расы и народы. -Вып. 2. -М. - 1972. -С.11, 18.

13. Арутюнов С.А, Богина Ш.А. Маргинальность этнокультурная / С.А. Арутюнов, Ш.А. Богина // Этнические и этносоциальные категории. - М.: ИЭА РАН. - 1995. - С. 67-78.

14. Арутюнян Ю.В, Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этнопсихология / Ю.В. Арутюнян, JIM. Дробижева, A.A. Сусоколов. - М., 1998.

15. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология / Э.А. Баграмов // Евразия: Народы. Культуры. Религии. -1993. - №1. - С.8-14.

16. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия / В.А. Барабанщиков. - М. - Воронеж, 2000.

17. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие / В.А. Барабанщиков. - СПб., 2002.

18. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. -2003. -№ 1. - С.29-46.

19. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса / В.А. Барабанщиков. -М., 2006.

20. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение / В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко. -М., 2004.

21. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии / Н.В. Беломестнова // Вестник Оренбургского государственного университета - 2005. - №10. -С.43-54.

22. Бердяев H.A. Национальность и человечество. / H.A. Бердяев // Судьба России.-М., 1918.

23. Берри Дж., Пуртинг Айп X., Сигалл Маршалл X. Кросскультурная психология. Исследования и применение / Дж. Берри, Айп X. Пуртинг, X. сигалл Маршалл; пер. с англ. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. -506 с.

24. Боронев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология / А.О. Боронев, В.Н. Павленко. - СПб., 1994.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. -М., Наука, 1983.

26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1973.

138

27. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире / Ю.В. Бром л ей. -М.: Наука, 1987.

28. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество-это народы / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный. -М.: Мысль, 1990.

29. Брушлинский A.B. (ред.) Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / A.B. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

30. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке / Е.А. Будилова. -М., 1983.

31. Бунак В.В. Человеческие расы и пути их образования / В.В. Бунак // Советская этнография. - 1956. -№1. - С.86 - 105.

32. Бухарева C.JI. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах: автореф. дис. ... канд. психол. наук / C.JI. Бухарева. - М., 2005. - 26 с.

33. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 1999.

34. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Варданян. -М., 2004. -27 с

35. Вернадский В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1967.

36. Воронков В., Освальд И. (ред.) Конструирование этничности. Этнические общины / В. Воронков, И. Освальд. -Спб., 1998.

37. Вскочил A.A. Этническая идентичность и межэтническое взаимодействие в Северной Башкирии: автореф. дис. ... канд. ист. наук / A.A. Вскочил. -М., 2005. - 24 с.

38. Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. -М.: 1912.

39. Выготский JI.C. Собрание сочинений.: в 6 т. / JI.C. Выготский. -М.,1984. Т.6.

40. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 69-75.

41. Гаджимурадова З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана: автореф. дис... канд. психол. наук / З.М. Гаджимурадова. - М.: 1998.

42. Галкина Е.М. Методические аспекты изучения проблемы этнической идентичности. / Е.М. Галкина // Духовная культура и этническое самосознание. -М.: Вып.1, - 59 с.

43. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: ЛГУ, 1984.

44. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В .В. Гриценко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.

45. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. -М., 2002.

46. Гумилев Л.Н.. Этносфера: История людей и история природы / Л.Н. Гумилев. -М., 1993.

47. Гусева О.Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и в условиях моноэтнической среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Ю. Гусева. -М., 2004. - 22 с.

48. Даен Д.В. Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений: дисс. канд. социол. наук / Д.В. Даен. - Саратов, 2003.-166 с.

49. Дебец Г.Ф. О принципах классификации человеческих рас / Г.Ф. Дебец // Советская этнография. - 1956. -№4. - С.135-136.

50. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе / Л.М. Дробижева // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. -М., 1994.

51. Дробижева JI.M. (ред.) Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / JIM. Дробижева. -М., 1998.

52. Дробижева JIM. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости/толерантность и согласие / JI.M. Дробижева. - М.: Прогресс, 1997.

53. Душанбаева С.С. Взаимосвязь самоопределения личности и ее этнической идентичности: дис. ... канд. психол. наук / С.С. Душанбаева -Пермь, 2003. - 206 с.

54. Ерасов Б.С. Этнос и цивилизация / Б.С. Ерасов // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: энц. Словарь / под ред. Мчедлов М.П.-М., 2001,-с. 528, 533.

55. Зубов A.A. Этническая одонтология / A.A. Зубов. -М.: Наука, 1973.

56. Иванова Н. JI. Социальная идентичность в социокультурных условиях / H.JT. Иванова // Вопросы психологии. - №4. - 2004 г. - С 73-74.

57. Ижаев А.Н. Информационно-политическая и этническая идентичность в пространстве массовой коммуникации: дисс. ... канд. полит, наук / А.Н. Ижаев.-М., 2007.-175 с.

58. Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М.: Изд-во Московского ун,-та, 1980.

59. Исакова Н.Б. Культура и человек в этическом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов / Н.Б. Исакова. - Новосибирск: Изд. МОУ ГЦРО, 2001, - С. 90.

60. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.

61. Козлов В.И. Этнос / В.И. Козлов // Этнические и этносоциальные категории. Вып.6. -М.: ИЭА РАН, 1995.

62. Козлова М.А. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и

личностной зрелости: На примере молодежных групп обских угров и

русских: дис. ... канд. ист. наук / М.А. Козлова. - М., 2004. - 239 с

141

63. Кон И.С. К проблеме национального характера / И.С. Кон // История и психология.-М., 1971.

64. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., Наука, 1988.

65. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов / С.И. Королев-М., 1970.

66. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель / П.И. Кушнер // Краткие сообщения Ин-та этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. - 1949. - Г. VIII. - С. 335.

67. Лебедева Н.М. Исследование психологической природы межгрупповой (межэтнической) интолерантности / Н.М. Лебедева // Психологические проблемы развития общественного сознания. -М. - 1992. - С. 54-68.

68. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. -М.: «Ключ-С», 1999.

69. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ / Н.М. Лебедева. - М.: 1995.

70. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. -М.: ИЭА РАН, 1993.

71. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н.М. Лебедева // Психол. Журн. - 1999. - Т.20. №3. - С.48-58.

72. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. -М., 2003. - 266с.

73. Левина И.Л. Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации? / И.Л. Левина // Психосфера. - 1999. -№ 3. - С.37-41.

74. Лепшокова З.Х. Взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с их психологическим благополучием: автореф. дис. ... канд. психол. наук / З.Х. Лепшокова. - М., 2011.

75. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси / Д.С. Лихачев. -М.-Л., 1945.

76. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984. - 445 с.

77. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопр. психологии. - 1975. - № 2. - С.31-45.

78. Ломов Б. Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР / Б.Ф. Ломов // Там же. 1977. - № 5. -С.9-24.

79. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения / Б.Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.

80. Мавродин В.В. К вопросу о складывании великорусской народности и русской нации / В.В. Мавродин // Сов. этнография. - 1947. -№4. -С.84-103.

81. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу: Психология Т.1. Хрестоматия. Изд. Д. «Бахрах-М2». - Самара: 2000. - 397 с.

82. Мид М. Культура и детство / М. Мид. - М.: Наука, 1988.

83. Мельник А.Ф. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия: На примере азербайджанской диаспоры: дис. ... канд. ист. наук/ А.Ф. Мельник. - Саранск, 2006. - 244 с.

84. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. / B.C. Мерлин. -М. - Воронеж, 1996.

85. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. - Пермь: ШЛИ, 1990.

86. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. -М.,1996.

87. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях: дис. ... канд. психол. наук / А.Б. Мулдашева.-М.: 1991.

88. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности / B.C. Мухина. -М., 1999.

89. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития: автореф. дис. ...канд. филос. наук / Ю.В. Мухлынкина. - М., 2011. - 21 с.

90. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995.

91. Овчинников Н.Ф. Структура и симметрия / Н.Ф. Овчинников // Системные исследования. Ежегодник. - М. - 1969. - С. 111.

92. Орлов А.Б. К. Роджерс и современный гуманизм / А.Б. Орлов // Вестн. МГУ. Сер. Психология. - 1990. -№ 2. - С. 55-58.

93. Павленко В.Н., Таглин С.А. Этнопсихология. Учебное пособие / В.Н. Павленко. С.А. Таглин. - Киев, 1999.-407 с.

94. Павленко В.Н. Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине / В.Н. Павленко // Этническая психология и общество / под ред. Н. М. Лебедевой, -М.: Изд-во «Старый сад». - 1997. - С. 88-96.

95. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Международная психологическая академия, 1994.

96. Петрова К.А. Психологические механизмы развития этнического самосознания личности: автореф. дис. ...канд. психол. наук / К.А. Петрова. -Хабаровск, 2010. - 22 с.

97. Поляков В.И. Маргинальная личность / В.И. Поляков // Современная западная социология. Словарь. -М., ИПЛ, 1990. - 175 с.

98. Попков В.Д. Диаспорные общины в межкультурном взаимодействии: Пути формирования и тенденции развития: дис. ... д-ра социол. наук / В.Д. Попков. -М., 2003.

99. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. - М.: Наука, 1979.

100. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001.-448 с.

101. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. -М., 1997.

144

102. Психология. Словарь/ Общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г. -М.: Политиздат, 1990.

103. «Психологическое измерение»: Учебн. пособие для студентов вузов / Ю.А. Тюменева. -М.: Аспект пресс, 2007. - 192 с.

104. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б.Э. Риэрдон - М.: Бонфи, 2001 г.-304 с.

105. Резников E.H. Этническая психология / E.H. Резников. - М.: ИП РАН, 1997.

106. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М.: "Прогресс", 1994.

107. Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. - М.: Наука, 1957.

108. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева. - СПб., 2006.

109. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы / Э. Самуэлс. -М.: ЧеРо, 1997.

110. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2001.

111. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Учеб. пособие / З.В. Сикевич. - СПб., 1999, С. 9-10, 18.

112. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н.Г. Скворцов. - Спб., СПГУ, 1996. С. 9

113. Смолина Т.Л. Особенности этнического самосознания молодежи в зависимости от опыта проживания в инокультурной среде: автореф. дис. канд. психол. наук / Т.Л. Смолина. - СПб., 2006,. - 23 с.

114. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.- 3-е изд. стер. - М.: Рус. яз., 2000, - с. 727.

115. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности / B.C. Собкин, A.M. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. T.IV. Вып. VI. - М.: Центр социологии образования РАО. 1998.

116. Собчик JI.H. Методы психодиагностики Вып. 2 / J1.H. Собчик. - М.: МКЦ ГУТ Мосгорисполкома, 1990.

117. Соколовский С.В. О неуюте автаркии, национализме и постсоветской идентичности / С.В. Соколовский // Этнометодология. -М., 1995.

118. Соколовский С.В. Этничность: парадигмы изучения / С.В. Соколовский // Этнометодология. Вып.2, -М., 1995.

119. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. -М.: Смысл, 1998.-387 с.

120. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999.

121. Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дисс. д-ра психол. наук / Т.Г. Стефаненко. -М., 1999 - 528 с.

122. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениклопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениклопов. - М.: изд-во МГУ, 1993.

123. Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы / П. Стокер. - М. - 1995. - С. 40.

124. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009.-420 с.

125. Сусоколов А.А Структурные факторы самоорганизации этноса / A.A. Сусоколов // Расы и Народы: вып. 20. -М.,1990. - С. 27-35.

126. Сухарев A.B. Этнофункциональная психология: исследования и психотерапия / A.B. Сухарев. - М.: ИЭА РАН, 1998.

127. Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера / И.Р. Сушков // Психологический журнал. - 1993. -№ 3. - С. 27-37.

128. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений: этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева // Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH & Со, 2010.-177 с.

129. Тернер Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. - СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-256 с.

130. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1992. -№1. - С. 5-20.

131. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991.

132. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей / С.А. Токарев // Вопросы философии. - 1964. - №11. - С.44.

133. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен.-М., 1998.

134. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности / Ж.Т. Уталиева. - М.: МГУ,1994.

135. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. -М., 1989.

136. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994.

137. Фромм Э. Личность в современной культуре / Э. Фромм // Психология личности Т.1. Хрестоматия. Изд. Д. «Бахрах-М2», - Самара: 2000. - 237 с.

138. Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций в Республике Башкортостан: автореф. дис. ... д-ра ист. наук / А.Р. Хабибуллина. - Ижевск, 2010.-52 с.

139. Халиман Ж.М. Трансформация этнической идентичности вынужденных переселенцев в современной России: На примере Приморского края: дис. ... канд. социол. наук / Ж.М. Халиман. - Владивосток, 2005.

140. Халитова С.Х. Проявление личностных особенностей представителей этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия: на материалах исследования представителей азербайджанской, чеченской, армянской, узбекской, таджикской и украинской этнических групп: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Х. Халитова. - Казань, 2010. - 23 с

141. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: «Прогресс-Универс», 1993.

142. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов удмуртов /В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. - Т.18-№14. - 1997. - С.36-42.

143. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание / В.Ю. Хотинец // СОЦИС. 1999. - № 9. - С.67-75.

144. Хохлов A.A. Особенности этнической идентичности мигрантов первого и второго поколений: автореф. дис. ... канд. социол. наук / A.A. Хохлов. - М., 1993. -23 с.

145. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / H.H. Чебоксаров // Советская этнография -1967. -№4. -С.94-109.

146. Чебоксаров H.H., Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / H.H. Чебоксаров, С.А. Арутюнов // Расы и народы. - М.: ИЭ РАН, 1972. Вып.2. -С.23.

147. Чебоксаров H.H. О специфике расообразования у человека / H.H. Чебоксаров // Советская этнография -1976. - №1. - С.139-144.

148. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры / H.H. Чебоксаров, И.А. Чебоксаров. -М.: Наука, 1985.

149. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон: пер. с англ. / Общ. ред. A.B. Толстых-М., 1996.

150. Этнопсихологический словарь. / Ред. Крысько В.Г. -М., 1999.

151. Этнос. Идентичность. Образование. / Ред. Собкин B.C. -М., 1998.

152. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс, 1993.

153. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. -1995. -№ 3-4. - С. 158-181.

154. American Psychologist, V. 22, 1967. - P. 817-829.

155. Anderson В. Imagined Communities / В. Anderson. - London - N.Y., Verso, 1998.

156. Barrett M. English children's acquisition of a European identity / M. Barrett // Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change / Ed. by. G. Breakwell, E. Lyons. Oxford Pergamon Press, 1996. - P. 145-172.

157. Barth F. Introduction / F. Barth // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organization of Culture Difference / Ed. by F. Barth. Bergen-Oslo, London. Universitets Forlaget. 1969.-P. 13.

158. Bellinger L.C. The Tolerant Society / L.C. Bellinger. - Oxford, Clarendon Press, 1986. - 295 p.

159. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation / J.W. Berry // Applied psychology, V. 46, 1997. - P. 5-34.

160. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations / Cultures in contact / S. Bochner. - Oxford, Pergamon Press, 1982. - P. 5-44.

161. Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes / E.S. Bogardus // Sociological & Social Researh, N 34, 1950. - P. 286-291.

162. Brake M. Comparative yourth culture. The sociology of yourth cultures and yuorth subcultures in America / M. Brake. - Britaria, Canada. 1. - 1985. - 228 p.

163. Cochrane R. The social creation of mental illness / R. Cochrane. - N.Y., 1983.

164. De Vox G. (ed.) Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change / Ed. By G. De Vox, L. Romanucci-Ross. London, 1982.

165. Erikson E. Life history and the historical moment / E. Erikson. - N.Y., Harper and Row, 1975.

166. Hogg M.A., Abrams D. Social Identification: a Social Psychology of

Intergroup Relations & Group Process / M.A. Hogg , D. Abrams. - L., 1998.

149

167. Horowitz D. Ethnic group in Conflict / D. Horowitz. - Berkley, 1985.

168. Jenkins R. Rethinking Ethnicity: Identity, Categorization and Power / R. Jenkins // Ethnic and Racial Studies. - 1994. Vol. 17. N 2. - P. 197 - 223.

169. Keyes Ch. The Dialectics of Ethnic Change. In: Ethnic Change / Ch. Keyes: (ed.) by Ch. F. Keyes. Seattle, London, 1981.

170. Kuhn M., McPartland T. An empirical investigation ofself-attitudes / M. Kuhn, T. McPartland // American Sociological Review. - V. 19. N 1. - 1954.

171. Inkeles A. Levinson D.J. National character: the study of modal personality and sociocultural systems / A. Inkeles, D.J. Levinson // Handbook of socialpsychology / Ed. By G. Lindzey. Vol.2. Cambridge (Mass.), 1954.

172. Nielsen F. Toward a theory of ethnic solidarity in modern societies. / F. Nielsen // Amer. Sociol. Rev. - 1985. Vol.50. - P. 134.

173. Park R.E. Human migration and the marginal man / R.E. Park // American Journal of Sociology. - V. 38. - 1932. - P. 33.

174. Redfield R., Linton R., Herskovits M. Memorandum on the study of acculturation, in American Antropologist / R. Redfield, R. Linton, M. Herskovits.

- N.Y., 1936.

175. Roosens E.E. Creating Ethnicity / E.E. Roosens. - London, 1989.

176. Rosh E. Principles of categorization / Cognition and Categorization / E. Rosh.

- N.Y., Hillsdate. 1978. - P. 29-45.

177. Sam D.L. & Berry J.W. (Eds). Cambridge handbook of acculturation psychology / D.L. Sam, J.W. Berry - Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

178. Social Dimension: European Developments in Psychology. - Cambridge, 1984.-P. 536.

179. Sonnenfeld J. Variable Values in Space and Landscape: An Inquiry into the nature of Environmental Necessity / J. Sonnenfeld // Journal of Social Issues. N 22. -P. 25-33.

180. Stonequist F. Y. The marginal men (study in personality andculture conflict /

F.Y. Stonequist. - N. Y., Rüssel & Russel, 1961.-228 p.

150

181. Tajfel H. Human groups and social categorization / H. Tajfel. - Cambridge: University Press, 1981.

182. Tajfel H., Franser C. Introducing Social Psychology / H Tajfel, C. Franser // Penguin book. - N 4. - 1978.

183. Triandis H.C. Comparative analysis of subjective culture / H.C. Triandis. -N.Y., Willey. - 1972. - P. 299-338.

184. Van der Berghe P. The ethnic phenomenon / P Van der Berghe. - N.Y.: Elsevier Press, 1981.

185. Worsley P. The Three Worlds: Culture and World Development / P. Worsley London, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.