Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Михайлик, Елена Владимировна

  • Михайлик, Елена Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 167
Михайлик, Елена Владимировна. Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Иркутск. 2006. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Михайлик, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению проблемы духовности 11

1.1. Понятие духовности в психолого-педагогической и философ- 11 ской литературе.

1.2. Развитие духовности - важнейшая традиция отечественной 29 школы.

1.3. Система развития духовности в условиях современной 49 православной гимназии.

1.4. Выводы.

Глава 2. Особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы

2.1. Задачи, организация и методы исследования.

2.2. Сравнительный анализ особенностей развития духовности у 72 учащихся гимназии и светской школы.

2.3. Развитие духовности у воспитанниц православной гимназии 98 в процессе лонгитюдного исследования.

2.4 Выводы.

Глава 3. Развитие духовности старшеклассников в условиях специально организованного обучения

3.1. Программа формирующего эксперимента.

3.2. Результаты эксперимента и их интерпретация.

3.3. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы»

Разработка проблемы духовности является одной из значимых и актуальных как для психологической науки, так и для общества в целом. В современных социально-экономических условиях существует противоречие между потребностью в позитивных социокультурных преобразованиях в обществе и недостатком высокодуховных, патриотически настроенных людей, готовых их осуществлять. Исследование проблемы духовного развития личности продиктовано также необходимостью осмысления современного этнокультурного воспитания и особенностей социализации молодежи в высокомобильном, полиэтническом обществе. Возникает потребность формирования человека высокодуховной личности, сочетающей в себе не только системные знания в области духовно-национальной культуры, но и позитивное эмоциональное отношение к ней.

В настоящее время не существует единого взгляда на содержание и природу данного психологического феномена. Изучение проблемы духовности нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Б.С. Братусь, М.И. Воловикова, В.П. Зинченко, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, В.Д. Слободчиков, В. Франкл, Э.В. Чудновский, В.Д. Шадриков, и др.). Проблемы духовно развитой личности рассматривали российские философы и педагоги (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, и др.). Значимыми являются публикации, связанные с возрождением традиций духовного развития, воспитания и образования (Б.С. Братусь, P.M. Грановская Т.А Флоренская и др.).

Научный интерес представляют труды христианских педагогов и ученых М.И. Андреева, Владимира Богоявленского, Иоанна Дамаскина, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, и др. Теория и практика духовно - нравственного воспитания, психолого - педагогические механизмы гуманизации педагогического процесса представлены в трудах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, H.H. Пядушкиной, М.И.

Шиловой, Н.Е. Щурковой и др. По мнению В.П. Зинченко, наука исследующая разум и оставляющая за рамками исследования духовную сферу, способна прийти только к искусственному интеллекту, поскольку она игнорирует действительную природу разума представляющую собой реализацию духа. Характеризуя особенности российского менталитета М.И. Воловикова отмечает, что в обществе утрачены идеалы как духовные опоры личности и народа, что ведет к исчезновению множества ценностных ориентиров, к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями жизни. Несмотря на разнообразие существующих научных концепций, современная психология не выработала единую теорию развития духовных качеств личности, наблюдается также дефицит методов и практических приемов воспитания духовности у подрастающего поколения.

В сложившихся социально - экономических условиях традиционные образовательные учреждения не всегда способны взять на себя функцию развития духовности личности. Духовно - нравственные интересы человека, развивающегося при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются в основном учебными предметами и событиями, близкими к кругу его повседневной жизни. Иными словами, традиционное образование использует ту форму духовной деятельности, которая возникает и складывается вокруг воспитуемого и независимо от него, это и есть та реальная, исторически сложившаяся воспитательная практика, которая, по словам Л.С. Выготского, "плетется в хвосте детского развития" и ориентирована на его вчерашний день.

В связи с этим, очевидна необходимость поиска новых психологических подходов и педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности личности в современном образовательном пространстве учебных заведений. В настоящее время одной из форм духовного воспитания и обучения являются инновационные православные учреждения, которые могут способствовать развитию духовности. Специфика православного воспитания состоит в том, что в отличие от воспитания в традиционных учебных заведениях, оно решает задачи не только общего образования, но и направлено на эффективное развитие индивидуального, духовного и личностного потенциала современных школьников на основе исторически сложившегося православного опыта развития духовности. Однако в современных учебных заведениях проблема развития духовности учащихся на основе православного опыта еще не выступала в качестве самостоятельного предмета научного анализа. Все вышесказанное и определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.

Цель исследования - выявить особенности развития духовности учащихся, православной гимназии и светской школы.

Объект исследования - духовность личности как психологический феномен.

Предмет исследования - особенности и развитие духовности учащихся православной гимназии и светской школы.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что уровень духовного развития у воспитанниц православной гимназии выше, чем у учащихся общеобразовательной школы. При этом мы исходили из следующих допущений:

- духовность личности воспитанниц православной гимназии имеет определенные особенности, к числу которых относятся преобладание высших человеческих ценностей над материальными, наличие ясных целей жизни, ценностное отношение к Родине, к Богу, другим людям, учебе и труду;

- в условиях православной гимназии у воспитанниц наблюдается развитие как внешней, так и внутренней составляющих духовности;

- организация целенаправленной психолого-педагогической работы с учетом принципов православного воспитания в условиях светской школы может способствовать развитию духовности личности учащихся.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению проблемы духовности в психолого-педагогической, философской и православной литературе и на основе теоретического анализа выделить структуру духовности личности.

2. На основе сравнительного анализа выявить особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы.

3. Изучить развитие духовности у старшеклассниц в условиях православной гимназии.

4. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие духовности личности учащихся в условиях светской школы на основе принципов православного воспитания.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. Мы опирались на принцип единства сознания и деятельности человека, сформулированный в работах C.JI. Рубинштейна, на концепцию культурно-исторического развития психики JT.C. Выготского. Основой нашей работы явились концептуальные положения психологии духовности В.Д. Шадрико-ва, положение о механизмах становления и развития духовности, представленные в работах Б. С. Братусь, мы опирались на представления о структуре духовности В.П. Зинченко, Л.И. Ларионовой, кроме того, мы руководствовались современными концепциями воспитания и развития личности, представленными в работах И.А. Зимней, Н.Е. Щурковой, М.И. Шиловой.

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: наблюдения, лонгитюдный метод, формирующий эксперимент, тестирование. Диагностика внутренней составляющей духовности осуществлялась с помощью теста смысложизнен-ных ориентаций Д.А. Леонтьева в адаптации A.B. Серого; теста ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированного Д.А. Леонтьевым. Диагностика внешней составляющей духовности осуществлялась с помощью наблюдения, анкетирования, опроса и методики диагностики воспитанности М.И. Шиловой, направленной на изучение сформированности системы отношений к Родине, учебе, труду, себе и другим людям. Статистическая обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 11.5.

База и этапы исследования. Исследование проводилось в инновационном учебном заведении православной женской гимназии г. Иркутска и средней общеобразовательной школе № 31 г. Иркутска в течение 2003 -2006гг. Психологическим обследованием было охвачено 68 девушек. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе (2003 - 2004г.) проводилась диагностика духовности воспитанниц православной гимназии и общеобразовательной школы. На втором (2004 - 2006г.) изучалось развитие духовности личности учениц православной гимназии. На третьем этапе (2005 - 2006г.) осуществлялась экспериментальная работа по развитию духовности личности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы, систематизировались и обобщались результаты исследования.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, содержательным анализом полученных данных, использованием различных статистических методов обработки данных, включающих корреляционный анализ, определение непараметрических статистических критериев: U - критерия Манна-Уитни, х - критерия Пирсона, W-критерия Вилкоксона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- обобщены результаты исследований по проблеме духовности личности учащихся, и предложена программа развития духовности в условиях светской школы, разработанная на основе принципов православного воспитания;

- установлены особенности духовности учащихся православной гимназии и светской школы, проявляющиеся в разной степени выраженности внутренней и внешней ее составляющих;

- на основе лонгитюдного исследования установлено успешное развитие духовности личности воспитанниц в условиях православной гимназии;

- обоснована и экспериментально подтверждена возможность развития духовности в процессе целенаправленной психолого-педагогической работы с учетом принципов православного боепитания;

- полученные в исследовании данные уточняют теоретические представления о духовности личности и особенностях ее развития в условиях православной гимназии.

Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами для развития духовности у учащихся в инновационных учебных заведениях, в том числе православной направленности, а также в общеобразовательных школах. Кроме того, полученные данные могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по развитию духовности при чтении соответствующих курсов в вузах и на кафедрах повышения квалификации работников образования. На основе полученных данных автором исследования разработан спецкурс «Основы духовного развития» для студентов факультета психологии ГОУ ВПО «Иркутского государственного педагогического университета». Предлагаемая в диссертации программа психолого-педагогической поддержки по развитию духовности личности старшеклассников реализуется в практической работе психологической службы МОУ СОШ № 31 г. Иркутска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовность является высшим уровнем развития личности и проявляется: в восхождении к высшим человеческим идеалам и ценностям, она представляет собой многогранное психологическое образование, которое включает много структурных компонентов и составляющих. При определении методологического подхода к изучению этого сложного феномена, на наш взгляд, целесообразно выделять в его структуре внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая представляет собою ценностно-смысловое образование, а вторая - духовную окрашенность поступков и поведения человека, его отношения к деятельности и общению.

2. Особенности духовности воспитанниц православной гимназии характеризуются: преобладанием высших человеческих ценностей над материальными, наличием ясных ¿целей жизни^ восприятием процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, наполненного смыслом, сформированном ценностном отношении к Родине, к Богу, другим людям, гимназии, учебе и труду. Объединяющим все эти особенности, центральным смыслооб-разующим звеном является вера. В то же время у подростков из светской школы наблюдается недостаточная развитость внешней и внутренней составляющих духовности, которая проявляется в доминировании материальных ценностей над духовными, отсутствии четких целей жизни, недостаточной сформированности ценностного отношения к другим людям, к учебе и труду.

3. В процессе обучения в православной гимназии у воспитанниц наблюдается развитие духовности, проявляющееся в изменении отношения к значимым жизненным ценностям, представлении о продуктивности жизни, о себе как сильной личности. У учащихся изменяется восприятие жизни, которая представляется более интересной и наполненной смыслом, формируется ценностное отношение к Родине, к Богу, другим людям, себе, учебе, труду и гимназии.

4. Разработанная и практически реализованная нами программа развития духовности, основанная на принципах православного воспитания, может рассматриваться как эффективное средство психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в учебно-воспитательном процессе светской школы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психодиагностики и дисциплин специализации ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» и Иркутского МУ ЦИМПО департамента образования

2003 - 2006гг.), открытых семинарах в православной женской гимназии (2001 - 2006гг.), III и IV Международных конференциях «Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика» (Иркутск, 2003); Байкальском экономическом форуме в рамках Международного гуманитарного конгресса (Иркутск, 2004); I Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004); региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии воспитания» (Иркутск, 2005); на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права, экономики и управления в сибирском регионе» (Иркутск, 2006).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (199 источников, из них 9 на английском языке) и приложения. В тексте диссертации имеется 15 рисунков и 14 таблиц. Общий объем диссертации составляет 133 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Михайлик, Елена Владимировна

3.3. Выводы

В современной психологической науке, недостаточно исследований посвященных психолого-педагогическому развитию духовности школьников, очень мало программ направленных на развитие духовности и духовных качеств личности. Имеющиеся программы чаще ориентированы на младший школьный возраст, не во всех программах учитываются личностные особенности учащихся, поэтому нами была разработана программа развития духовности для старшеклассников светских школ на основе принципов православного воспитания.

Анализ результатов исследования до и после формирующего воздействия показал, что существуют статистически значимые и достоверные связи между показателями, как внешней составляющей духовности, так и внутренней. Экспериментальная работа по развитию духовности привела к повышению внешней и внутренней составляющих духовности. После формирующего воздействия видно, что у светских учениц изменилось отношение к процессу жизни, выявилась сформированность жизненных целей. Девушки считают себя не только сильной личностью обладающей свободой выбора, но они могут построить свою жизнь в соответствии с реальным процессом жизни, со своими целями и представлениями о ее смысле.

Формирующее воздействие в экспериментальной группе оказало положительный эффект на систему ценностей учащихся произошли статистически значимые изменения по результатам проведенной программы. По результатам работы учащиеся стали ценить - здоровье и наличие друзей, любовь и счастье других, резко выросла значимость критерия - образованности, повысился самоконтроль. Отметилось снижение значимости материальной жизни и высоких запросов, что свидетельствует о повышении духовно значимых ценностей, после проведения экспериментальной работы с данными учащимся.

Статистически значимые изменения произошли и в системе отношений учащихся к Родине, школе, другим людям, к учебе и труду рассматриваемые нами как внешняя составляющая духовности личности, что указывает на эффективность реализованной программы.

При создании внешних условий связанных с развитием духовности личности старшеклассников, учащиеся смогли стать более самостоятельными и ответственными, научились преодолевать эгоцентризм, приобрели определенную мудрость, согласовывать единство слова и дела, в развитии внутренней сущности, преобразующей отношение к себе, другим и окружающим. Реализация программы сумела развить у учащихся особое восприятие мира, который сам становится источником и целью человеческого развития. Таким миром для них явилась духовность, которая будучи реальностью, является той моделью, тем образцом, к которому стали стремится учащиеся.

По результатам эксперимента можно заключить, что развивая духовность школьников мы формируем системообразующий фактор человеческой личности, который является ведущей силой в построении собственной жизни, а также высокодуховного человека для общества.

132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование направленное на изучение развития духовности, показало, что несмотря на растущее внимание к духовности со стороны самых разных областей психологии и смежных наук приходится констатировать, что существует отставание в изучении проблемы развития духовности у старшеклассников. Исследование духовности затруднено в теоретическом плане, поскольку имеет много разночтений в определении духовности, ее внутренней психологической природы, ее рассматривают с различных точек зрения: как психическую активность, как субъектность, как качество, как динамическое образование. Богатство существующих дефиниций отражает много-аспектность проблемы духовности и в тоже время не охватывает ее полностью. Отсутствие как общей концепции духовности, так и концепции ее развития обуславливает терминологические проблемы и определяет влияние теоретической позиции исследователя на разработку проблемы духовности. Структура и православные условия развития духовности еще не выступали как предмет самостоятельного исследования.

Поэтому в диссертационном исследовании поставлены задачи, непосредственно связанные с изучением особенностей структуры духовности и ее развития у старшеклассников учащихся православной женской гимназии. Мы понимаем духовность как высший уровень развития личности структурно включающий в себя внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая представляет собою систему ценностно - смысловых характеристик, а вторая проявляется во внешних поступках и поведении человека, в его отношении к деятельности и общению.

Проведенное теоретическое исследование показало, что решение вопроса о совокупности, составе и взаимосвязях составляющих духовности является важным вопросом для определения духовности как психологического феномена. Концептуализация проблемы развития духовности требует учета таких особенностей как смысложизненные ориентации личности, наличие высших духовных ценностей и отношений проявляющихся в поведении, общении, и взаимодействии с другими людьми.

У учащихся православной гимназии выявлены более высокие показатели как внешней, так и внутренней составляющей духовности, которые выражаются в преобладании высших человеческих ценностей, сформированности жизненных смыслов, а также в высоком ценностном отношение к Родине, к Богу, другим людям, учебе, гимназии, труду. Для православных девушек характерно безоговорочное принятие собственной личности, жизненных ситуаций, более высокой направленностью жизненных смыслов. Показатели изучения человеческих ценностей показывают более высокую духовную направленность у учащихся православного учебного заведения, им присущи - здоровье и любовь, счастье других и исполнительность, образованность и ответственность. Отмечается преобладание духовных ценностей над материальными.

При сравнительном исследовании особенностей учащихся православного и светского учебного заведения выявлены статистически значимые различия, которые показывают, что у воспитанниц православной гимназии наблюдаются более высокие показатели смысложизненных ориентаций, таких как жизненные цели и управляемость жизни, а учениц светской школы ориентация на себя, это может свидетельствовать о том, что ученицы светской школы более свободны в решении своих жизненных проблем, ученицы же православной гимназии более целеустремленно и ответственно подходят к процессам жизнедеятельности в целом. Духовность светских учащихся по сравнению с православными учащимися частично носит материальный характер, который проявляется в большей значимости своих личных побуждений, интересов, желаний.

Выявлена положительная динамика развития внешней и внутренней составляющей духовности у учащихся в условиях православной гимназии. За годы проведенного исследования воспитанницы стали воспринимать процесс своей жизни как более интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом у девушек изменилось представление о себе, как о сильной личности обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Для православных девушек значимо стремится к познанию, повышать свою образованность, быть здоровыми, ответственными, воспитанными, проявлять любовь и заботу к ближним, они проявляют высокое чувство патриотизма.

Анализ экспериментальной работы показал, что разработанная нами программа формирующего воздействия на структуру духовности старшеклассников с учетом условий обучения, личностных особенностей и возраста учащихся, в условиях обучающего эксперимента привела к гармонизации развития жизненных смыслов, представляющих высшие человеческие ценности на сознательном уровне, и, как следствие, к изменению характера мировосприятия, так необходимых при дальнейшем самоопределении старшеклассников и может быть использована для психолого-педагогической поддержки школьников.

Результаты, позволяют констатировать, что взаимодействие православия и образования может являться мощным мировоззренческим пластом, где учащиеся с полной отдачей реализуют свои возможности в процессе духовного развития личности.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что уровень духовного развития у воспитанниц православной гимназии выше, чем у учащихся общеобразовательной школы, духовность имеет свои особенности и является ведущей силой в построении собственной жизни, главным условием и итогом духовного становления человека.

Результаты проведенного исследования позволяют наметить некоторые перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения может стать творческая направленность духовности в связи с жизненным смыслами и высшими человеческими ценностями; тендерные различия в развитии духовности; особенности психологических защит православных учащихся.

135

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Михайлик, Елена Владимировна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1980. -288 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -336 с. А

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -286 с.

4. Азбука православного воспитания. // И. Златоуст, В. Великий, Г. Богослов и др. -М.: Изд-во АО Форма-Пресс, 1997. -С.221.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-ский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 144 с.

6. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.:Изд-ский дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.

8. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека. Избр. психолог, труды: В 2-х т. -М: Педагогика, 1980, т.1. -324 с.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.

10. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х т. -М.: АО Аспект пресс, 1994. -398 с.

11. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 1981.-С.3-19.

12. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. М.: Изд-во Свято-Тихон. Богосл. ин-а, 1997. -136 с.

13. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие. -М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997. -284 с.

14. Архим. Серафим (Соболев). Русская идеология. -СПб.: Нева, 1993. -298 с.

15. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности // Социально психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: Институт психологии АН СССР, 1988. С.36 - 42.

16. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» , 1996.-768с.

17. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. -М.: Просвещение, 1989.- С.3-12.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

19. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс: Избр. пед. труды. -М.: Педагогика, 1989. -284 с.

20. Багрунов В.П. 1981 Автореф. На соиск. Канд. псих. наук. С. 15

21. Бакланова Т. И. Русская традиционная культура в школе XXI века: Проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб., 1998. 126 с.

22. Баррон Ф. Личность как функция программирования человеком самого себя // Вопросы психологии. -1990, -№ 2. -С.6-9.

23. Бердяев H.A. О назначении человека //Мир философии. -1991. -№8. -С.18-21.

24. Бердяев H.A. Самопознание. -М.: Изд-во Книга, 1991. -445 е.; 67.

25. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. -398 с. 70. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика, -1996, -№ 1. -С.25-27.

26. Бодалев A.A. Личность и общение. -М.: Международ, пед. академ., 1995. -328 с.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.

28. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности //Психология формирования и развития личности. -М: Просвещение, 1981. -С.257-283.

29. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопр. психол., -1992, -№ 3-4. -С.9-11.

30. Братусь Б.С. Двойное быте души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии № 3 1996.

31. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997 № 5 - С 9.

32. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Наука, 1994. -217 с.

33. Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. -М.: Наука, 1977. -309 с.

34. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке //Психол. журн., -1991, Т.12, -№> 6. -С.3-11.

35. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности. Авто-реф. канд. пед. наук. -М., 1996. -16 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник.- М.: Издательский центр

37. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2005.- 330с.»

38. Выготский Л.С. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224с. - (Антология гуманной педагогики)

39. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. -М: Педагогика-Пресс, 1993. -221 с.

40. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982-1984.Т.2. -229 с. 102.

41. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. -М.: Просвещение, 1989. -С.41-46.

42. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. -Киев: Наука, 1974.-112с.

43. Глебов Б. Возвращение православной педагогики //Высшее образование в России. -1993, -№ 2. -С.32-35. •

44. Гончаров И.Ф, Русская национальная школа: Концепция. -СПб.,

45. Горелов A.A. Древо духовной жизни. М.: Школа-Пресс, 1994. -123с.

46. Громыко М.М. О народном благочестии русских XIX века // Православная и русская народная культура. -М.: Сергиев посад, 1994. -86 с.

47. Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева // В кн: Проблемы развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1986. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии //Психол. журнал., 1986. т.9, -№ 4. -С.23-28.

48. Днепрова Т.П. Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук- Екатеринбург, 1996.-17 с.

49. Добротолюбие. Т.2. -Троице-Сергиева Лавра, 1992. -127 с.

50. Доктрина национальной безопасности России

51. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности //Советская педагогика. -1974. -№ 5. -С.67-76.

52. Духовность, художественное творчество, нравственность П Вопросы философии., 1996, № 2.

53. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М, 1994.-138с.

54. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: МП ЭГОД991. /Париж: УМСА-РКЕ55, 1989. -т.1 -469 е., т.2 -477 с.

55. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во канон, 1996. - 557 с. . Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке //Педагогика. -1997,- №6. - С. 18-21.

56. Зеньковский В.В. Педагогика. -М.: Свято-Тихон. Богослов, ин-т, -153 с.

57. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Страницы русской зарубежной печати. -М.: Изд-во Канон, 1990. С. 15-20.

58. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. -223 с.

59. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1995. - 344 с.

60. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: издательская корпораця «Логос», 1999. 384с.

61. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии, -1991, -№ 2. -С.52-59.

62. Зинченко В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования // Современная высшая школа. -1990, -№ 1. -С.85-92.

63. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. //Новое педагогическое мышление. М.: Просвещение, 1989. С.90-102.

64. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся . Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.

65. Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореферат дис. д-ра пед. наук. Л., 1972.

66. Иерофей (Влахос) Митрополит. Православная духовность. М.: Изд-во Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. - 136 с.

67. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность/ Под общей ред. Р.И. Косолапова. -2-е изд. М.: Политиздат, 1983. - С 319 -344.

68. Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. -М.: Политиздат, 1983.-413 с.

69. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. -464 с.

70. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. -М.: Русская книга, 1993. -136 с.

71. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России /В кн.: О русском национализме. Что сулит миру расчленение России? Новосибирск, 1991. - С. 38-51.

72. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Соб. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. т.1. -478 с.

73. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. -Новосибирск, 1991. -189с.

74. Инченко М.П. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -98с.

75. Казанцев И.И. У истоков духовной культуры //Педагогика, 1994. -№3. - С.33-37.

76. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -142 с.

77. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: Педагогика. 1995,-72с.

78. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: Избр. пед. соч. / Под. ред. А.М. Арсеньева. -М: Педагогика, 1989. -387 с.

79. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: МП Новая школа, 1993. -80 с.

80. Карнышев, А.Д. Очерки социальной психологии / А.Д. Карнышев.- Иркутск, 1998. 325с.

81. Касьян A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки //Педагогика. -1998, -№ 2, -С. 17-22.

82. Клецина И.С. «Психология тендерных отношений» Спб 2004г. На соискание степени доктора наук

83. Коваль H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Дисс. докт. пед. наукМ., 1997.

84. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. -М.: Педагогика, 1991. -62 с. 203.

85. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. -М.:Школа~пресс, 1993.-183 с. с. 197.

86. Косолапова Н.Г. Воспитательный процесс. Проблема организации личностного опыта в воспитании. ГОУ ВПО «Ирк. гос. пед.ун-тет» Иркутск. 2005

87. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов // Литература в школе.-1994,-№ 1.-С. 14-16. 198.

88. Котова И.Б., Рогов Е.И. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия // Психология педагогического взаимодействия. -М.: Школа-пресс, 1991.-238 с. 199.

89. Кронштадский И. Христианская философия. -М.: Изд-во Моск. патриархии, 1992. -291 с.

90. Крылова Е.В. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе: Автореферат дис. . канд. пед. наук. -СПб., 1999.-24 с.

91. Кудинов С.И.,автореф. 1998. С. 27

92. Кузякин А. О вере, культуре и образовании // Воспитание школьников. -1993. -№ 6. -С.29-32.

93. Кураев А. Библия в школьной хрестоматии. -М.: Моск. департ. образ., 1995. -92 с.

94. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. -М.: Моск. департ. образ., 1995. -108 с.

95. Кураев А. Школьное богословие. -М.: Изд-во Благовест, 1997. -307 с.

96. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социо-культурной эволюции современной России //Социс, -1994. -№ 2. -С.7-10.

97. Ларионова, Л.И. Культурно-исторические факторы развития интеллектуальной одаренности: Автореф. дис. . д-ра псих, наук / Л.И. Ларионова Иркутск, 2002. - 43 с.

98. Ларионова, Л.И. Одаренные дети: теория и практика: Монография / Л.И. Ларионова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. - 168с.

99. Ларионова, Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива: Монография / Л.И. Ларионова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000 - 141с.

100. Ларионова, Л.И. Сравнительный анализ психологических особенностей российских и американских студентов / Л.И. Ларионова //Сборник научно-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми / Под ред. Л.И.Ларионовой. Иркутск, 1999. - С. 139 -147.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -303 с.

102. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Просвещение, 1993. -237 с.

103. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 16.

104. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность. // Педагогика 2001. № 3 -С.33 -36.

105. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. -М.: Просвещение, 1982. -191 с.

106. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.-282 с.

107. Лихачев Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии.-1990. -№ 4. -С. 17-19.

108. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. -458 с.

109. Маслюк О.Н. Педагогическая система И.П.Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук. Рязань, 2001. -20 с.

110. Макаренко A.C. Педагогич. соч. в 8-ми томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.

111. Маслюк О.Н. Педагогическая система И.П.Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук. Рязань, 2001. -20 с.

112. Мелик-Пошаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. -1989. -№ 5. -С.53-56.

113. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин; Под ред. Е.А.Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 118с

114. Мосолов В.А. Проблемы духовности в контексте истории педагогической мысли России // Духовность, нравственность, культура истоки возрождения отечества: Материалы региональной научно-практической конференции. - Омск, 1996. - С.

115. Мосолов В.А. Воспитание в России: Опыт парадигмального анализа педагогической мысли Х1-ХХ веков. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2000. -264 с.

116. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности): Курс лекций. СПб., 1996.-211 с.

117. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. -111 с.

118. Мусаелян Г.А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения. Автореф. докт. дисс. -М., 1991. 37 с.

119. На пороге «осевого» времени // Знание сила. 1995. № 6. С. 14

120. На пороге «осевого» времени // Знание сила. 1995. № 6. С.14-16

121. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. -Казань: Репринт, изд., 1992. -109 с.

122. Никандров Н.Д. Духовность залог свободы человека //Школа духовности. -1998. -№ 2, -С.40-44.

123. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. -192 с.

124. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. М.: Педагогика, 1996. -84 с.

125. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека. // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С.5 - 18.

126. Орлов А.Б. Личность и сущность; внешнее и внутреннее Я Человека //Вопр. психол. -1995. -№2. -С.32-35.

127. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М.: Просвещение, 1991.-189 с.

128. Основы христианской православной веры /Сост. прот. В. Глинд-ский. -М.: Паломник, 1994. -287 с.

129. Панферов В.Н. Психология человека-СПб.: 1997.-298с.

130. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. -М.: Даниловский Благовестник, 1994. -203 с.

131. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. -255 с.

132. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб; Из-во, Питер; 2000.-С. 436-446.

133. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. -М.: Педагогика, 1991. -187 с.

134. Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Избр. пед. соч. -М.: Просвещение, 1953. -456 с.

135. Пирогов Н.И. Образование и воспитание: Избр. пед. соч. -М.: Просвещение, 1985. -463 с.

136. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 150 - 152.)

137. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -184с.

138. Подласый И.П. Педагогика. Владос.,2003г.

139. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.

140. Пономаренко В.А. Психология духовности. М., 1998.

141. Попов Л. Воспитательный потенциал религии //Педагогика, -1992. -№ 7-8. -С.19-20.

142. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. -М.: Педагогика, 1983.-104 с.

143. Психология развивающейся личности /Под. ред. A.B. Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -301 с.

144. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. -1990. -№ 1. -С.38-40.

145. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс.-М., 1994.-479с.

146. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -М.: Просвещение, 1990. -374 с.

147. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1989. -624 с.

148. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. ~М.: Мысль, 1994. -119 с.

149. Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире. Автореф. докт. дисс. -М., 1993. -38 с.

150. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -328 с.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989, т. 1.-423 с.

152. Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность? // Школа духовности -1998. -№2, -С.45-49.

153. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Посад, 1994. -187 с.

154. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование: 2000. - 128с.

155. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория методика воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.282.

156. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. -СПб.: Химиздат, 2001.-288 с.

157. Скворцов В.Н. Цель русской школы воспитание русского человека // Философия. Педагогика. Образование: педагогические чтения/Под ред. Г.В. Стельмашука. - СПб., 1997. - С. 6-9.

158. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986, -№ 6. -С.7-9.

159. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореферат докт. дисс. -М., 1994. -38 с.

160. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек, -1994,-№ 5. -С.13-16.

161. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. -М.: Школа-пресс, 1995. -381 с.

162. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд-е. - М: Гардарики, 2002.-736 с.

163. Спиркин А.Г. Материя и сознание // Вопросы философии. -1963. -№ 10. -С.8-13.

164. Становление гуманистического мировоззрения личности / Под. ред. P.M. Роговой. -М.: Просвещение, 1995.-218 с.

165. Столин В.В. Самосознание личности. -М.: Мысль, 1983. -186 с.

166. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксеологии. М.: Республика, 1994. - 768с.

167. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Наука, 1975. -124 с.

168. Теория и практика воспитательных систем /Под. ред. Л.И. Новиковой. -Кн. 1, 2, -М.: Педагогика, 1993. -223 с.

169. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника). Психолог, журнал, -1991. -т. 12, -№ 6. -С.22-24.

170. Ухтомский A.A. Доминанта. -М: Наука, 1966. -224 с.

171. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1968. -387 с.

172. Ушинский К.Д. Педагогические соч.: В 6 т. -М.: Просвещение, 1988.

173. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч.: в 11 т., т.8. -М.: Просвещение, 1950. -346 с.

174. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии; -М: Просвещение, 1991.-87 с.

175. Флоренская Т.А. Диалог как духовно развивающее общение. -М.: Просвещение, 1996. -114 с.

176. Франк C.JL Духовные основы общества. -М.: Мысль, 1992. -166с.

177. Франк СЛ. Сочинения. -М.: Мысль, 1990. -265 с.

178. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Политиздат, 1990. -238 с.

179. Фромм Э. Человек для себя. -Минск: Высшая школа, 1992. -127 с.

180. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982. -143 с.

181. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Просвещение, 1993. -208 с.

182. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. -182с.

183. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. (1-3 кл.) Методическое пособие для педагогов. М., 1996г. - 98 с.

184. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика М.: Православная педагогика, 2001. С 29 30.)

185. Шилова М.И. Личностно ориентированный подход в гуманизации образования. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы педагогических чтений / Под ред. О.А.Лапиной - Изд-во ГОС ВПО «Иркут гос. пед. ун-т», 2003 - 96 с.

186. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Просвещение. 1990.-69с.

187. Шматько О.Е. Развитие духовно личностных качеств студентов -психологов в условиях специально организованного обучения. Автореф. Канд.психол. наук. - Иркутск, 2004. - 20 с.

188. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.:Изд-во Педагогическое общество России, 2001. - 55с.

189. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, М.: 1989

190. Blackburn А.С., Erichson D.B. Predictable Crises of the Gifted Student //Journal of counseling and development /May 1986/ Vol.64, pp.552-555.

191. Fox. L. H. Woman and the career relevance of mathematics and science. School Science in Mathematics, Vol. 26. pp. 347-353.

192. Frances A. K., Jeffrey N. W. Self-concepts of gifted students as measured by the Piers-Harris children's self-concept scale// Psychological Reports, 1981,Vol. 49. pp. 903-906.

193. Goldsmith L.T. Girl Prodigies: Some Evidence and Some Speculation // Roer Riview,Vol. 10. No.2. Copyright 1987. pp. 74-82.

194. Hollinger L. Counseling the Gifted and Talented Female Adolescent: The Relationship Between Social Self-Esteem and Traits of Instrumentality and Expressiveness // Cifted Child Quarterly, 1983, Vol. 27. No.4. pp. 157-161.

195. Kohut H. The analysis of the self. N.Y.: Inter. Univ. Press, 1971.

196. Monks F.J. Development of gifted childern: The issue of identification and programming // Monks F.J. (ed). Talent for the future. Assen. 1992. pp. 191-202

197. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.I., Davidson J.E. (eds). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986. pp. 53-92.

198. Terman B. Contemporary longitudinal studies of giftedness and talent / R.F. Subotnik, K.D. Arnold (eds). Norwood: Ablex Publ. Co, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.