Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Сергеева, Ирина Владимировна

  • Сергеева, Ирина Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Саратов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 159
Сергеева, Ирина Владимировна. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Саратов. 2004. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Сергеева, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Массовая музыкальная культура в русле теорий массового сознания.

1.2. Социологическая концептуализация массовой музыкальной культуры.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Массовая музыкальная культура в рамках коммуникационной парадигмы.

2.2. Социокультурная характеристика аудитории массовых музыкальных жанров.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры»

Коммуникационные процессы в сфере массовой музыкальной культуры приобретают особенное значение для современного общества. Появление на мировом рынке совершенно нового типа культурной продукции формирует тенденции универсализации феномена массовой музыкальной культуры. Возникнув в русле бытовых жанров прикладного значения, массовые жанры трансформировались в универсальный феномен, по-разному проявляющийся: в различных странах в зависимости от культурных традиций, социальной структуры и господствующей: формы властных отношений. Проблемы массовой музыкальной культуры становятся частью повседневности во многом из-за того, что музыка является мощным фактором воздействия на массовое сознание.

Явления массовой музыки являются: одним из эффективных методов трансляции культурных практик во всем мире; легкость восприятия, прямая связь с современными формами досуга, жанровая специфика, в сочетании с достижениями современных масс-медиа обеспечивают быстрое распространение массовой; музыкальной продукции по * всему миру. Векторы распространения хитов массовой музыки отражают доминирующие политические тенденции — расстановку сил на мировом рынке, поведение заказчиков и исполнителей культурных заказов, целевые инвестиции культурного капитала в страны третьего мира. При этом социологическое осознание функций экспортируемой музыкальной продукции не входит в сферу внимания исследователей;

На рубеже XXI столетия все более очевидной становится проблема коммуникационных процессов в области музыкальных жанров; для духовной жизни современного российского общества. В глобальном производстве значений для: целевых социальных групп музыкальные феномены становятся важной составляющей маркетинговых и политических стратегий. Манипуля-ционные технологии в отношении массовой аудитории используют конструирование определенного звукового поля в качестве одного из базовых элементов. Результаты подобного воздействия наиболее остро проявляются в эпохи кризисов и переходных для; государства периодов; в. России можно наблюдать резкий взрыв интереса к массовым видам музыкальных жанров на этапе перехода страны к рыночным отношениям, прежде всего среди молодежи. В 1990-е годы с развитием нового типа дискотечной культуры западного образца в российскую реальность приходят не только новые музыкальные жанры, но и процессы стилевой структурации молодежных субкультур.

В этих условиях актуализируется необходимость всестороннего и глубокого изучения коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры как важной проблемы социологической теории и социальной практики.

Новые подходы к изучению природы и структуры коммуникационных процессов позволят избежать множества негативных социальных последствий, помогут устранить фактор стихийности в выборе молодежи социальной стратегии.

Существующая; ситуация в современном обществе требует изменения взглядов на коммуникационные особенности массовых музыкальных жанров. В фундаментальных и прикладных исследованиях преобладают разночтения в осознании; их эстетической ценности и роли в духовной жизни общества- коммуникативных возможностей, ведущих к социальной4дезинтеграции или сплоченности.

Всё это обусловливает необходимость всестороннего и глубокого изучения социокультурных источников возникновения и развития массовых музыкальных жанров, объяснения их коммуникативных особенностей. Гипотезы и закономерности, выдвинутые в работе, позволяют обосновать новые подходы к изучению различных групп слушательской аудитории массовых, жанров: Теоретическое и эмпирическое осмысление коммуникационных процессов: массовой музыкальной» культуры выявляет все новые аспекты проблемы, требующие комплексного и незамедлительного анализа.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется тем обстоятельством, что отдельные аспекты проблем музыкальной культуры являются предметом изучения ряда научных дисциплин, анализируются с точки зрения искусствоведения, социологии культуры и социологии искусства, социальной психологии, философии^ социальной и культурной антропологии, а также в русле теорий массовой коммуникации. Разобщенность результатов, обусловленная спецификой научных подходов, не дает возможности сведения к единому знаменателю основных позиций исследований. Вопрос комплексного изучения процессов массовой музыкальной коммуникации усложняется еще и обилием повседневных теорий, интенсивно транслируемых средствами массовой информации, которые еще более разобщены и нередко обусловлены коммерческими интересами их авторов.

Значительная часть. работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы данной проблемы, принадлежит зарубежным авторам: Э. Канетти, Г. Лебону, X. Ортега-и-Гассету, С. Московичи, F. Тарду, 3: Фрейду. Основное внимание в их работах было отведено проблемам: генезиса массового сознания, вопросам соотношения индивидуального и массового, механизмам взаимодействия личности и толпы. Основоположником социологии музыки- Т. Адорно впервые была заявлена проблема на уровне взаимодействия социологического и музыкального аспекта.

Свой вклад в изучение данного явления внесли и российские авторы. Одно из направлений исследований (Ю. Давыдов,, JI. Ионин, А. Михайлов) посвящено вопросам социологии искусства ш социологии культуры, социального ! генезиса основных видов и форм искусства, вопросам слушательской типологии. Другое направление связано с более углубленной проработкой имманентных свойств массовых музыкальных жанров (В. Конен, Т. Чередниченко).

Зарубежная и отечественная мысль содержит разработку теоретических положений об общих проблемах коммуникации, связанных не только с именем Т. Адорно,' но и с такими, как В. Асафьев, Е. Дуков, Г. Лассуэл, А. Моль, А. Серов, С. Шенон, В. Цуккерман, Б. Яворский, ее природе, закономерностях и частных явлениях - М. Арановский, JI. Мазель, В. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Холопова.

Важная роль в теоретическом анализе социокультурных проблем массовой культуры принадлежит исследовательским работам российских и зарубежных авторов И. Андреева, Р. Гергеля, В. Крауса, В. Молчанова, В. Тери-на, М. Хевеши, которые видят проблему массовой культуры как глобальную проблему массового общества. В ряду рассматриваемых вопросов - методологические проблемы цивилизационного процесса, этапы формирования массового общества. Исследование социального поля жанров массовой культуры и отношений, связанных с участниками построения процессов музыкальной; коммуникации, проводится? в работах Г. Вильсона, П. Кулеша, Н. Саркипова, А. Согомонова, С. Фролова. На анализ семантики, источников и социальных последствий, современной массовой музыкальной культуры, оказала влияние концепция массовой коммуникации М. Назарова; постмодернистская парадигма Ж. Бодрийяра, А. Крокера, Д. Кука, М; Маклюэна, А. Пир-колиса, мифологическая интерпретация В. Сырова и Н. Поправко. Для исследования элементов, входящих в структуру коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры, важный ресурс представляют труды социологии культуры классиков и современных социологов П. Бурдье, М. Ве-бера, Э. Дюркгейма, И.\ Земцовского, К. Манхейма, Г. Маркузе, Ф. Тенниса. Актуализация явлений; массовой культуры и формы репрезентации ее в современном обществе нашли свое отражение в работах В. Дмитриевского, JI. Коган, О. Притыкиной, Е. Ярской-Смирновой.

Значительный; интерес для нас представляют также работы 3. Казанд-жиевой-Велиновой, Н: Саркипова, А. Якупова, в которых; проблема; музыкальной коммуникации оказывается в фокусе междисциплинарного подхода.

Внимательное прочтение и тщательный обзор литературы по проблемам массовой культуры позволяет сделать вывод об отсутствии работ с акцентированием коммуникационных процессов звукового поля массовой культуры. Единого мнения относительно того, что же, собственно, представляет собой массовая музыкальная культура, не существует. Кроме того, до сих пор отсутствует социологический инструментарий для анализа взаимодействия участников процесса массовой коммуникации, в частности, самой значительной их части - слушательской. Поэтому обозначенные направления исследования требуют социологического анализа.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения М; Вебера (теория социального действия), Т. Адорно (о функциональных свойствах музыки), Г. Маркузе (теория индустриального общества). Авторская1 интерпретация находится в рамках проблемных теоретических положений психоаналитической (базирующейся на идее противопоставления сознательных и бессознательных процессов личности и толпы), интерпретативной парадигмы (теорий массовой коммуникации, символического интеракционизма, феноменологии) и критической, парадигмы (базирующейся на идее социального неравенства, признающей необходимость преобразования общества). Исследования проблем массовой культуры отражены в классических работах Ж. Бодрийяра, П; Бурдье, Г. Лебона, Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассета, 3. Фрейда. Важными для анализа, исследуемой; проблемы оказались также теоретические представления М. Назарова («средства массовой коммуникации»), В: Сырова и Н. По-правко («генезис массового сознания»). На формирование методологической основы диссертационного исследования, разработку его стратегий оказали влияние труды по общей методологии исследований В; Ярской. В разработке методологии эмпирического исследования основанием служили; принципы, раскрытые в трудах Т. Адорно, Ю; Давыдова, Л. Ионина, В: Ядова, Е. Яр-ской-Смирновой. Анализ музыкальных аспектов коммуникации проводился с опорой на подходы, разработанные И. Девятко, В. Конен, Т. Чередниченко, А. Якуповым.

Эмпирическую базу работы составили данные авторского исследования, проведенного в 2002 году методом анкетирования. Выборка состояла из студентов саратовских вузов, а также. молодых, специалистов,.недавно окончивших вуз. Выборка случайная, совокупное число опрошенных 200 человек, ошибка выборки составляет не более пяти процентных■. пунктов. Эмпирические данные получены при помощи описательной статистики с применением пакета программ SPSS. Данные, полученные в результате 7 неформализованных интервью с бывшими участниками ансамбля политической песни, существовавшего в Саратове в 1980-е годы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается непротиворечивыми теоретическими положениями; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, надёжностью данных авторского исследования.

Объектом исследования выступает массовая музыкальная культура в современном российском обществе, рассматриваемая нами как сложное, многогранное социальное явление. Предметом являются особенности коммуникационных процессов в массовой музыкальной культуре, связанных, прежде всего, с сегментом ее слушательской аудитории;

Массовая музыкальная культура представляет собой сложную систему взаимодействий различных ее элементов. Разнообразие музыкальных предпочтений слушательской аудитории массовых жанров, их способность, к осознанию своего взаимодействия с музыкальной индустрией; и независимость в выборе образцов во многом зависит от количества и качества каналов музыкальной коммуникации, доступности воспроизводящей- аппаратуры, количества: времени для слушания музыки; Чем выше показатель существующих ограничений к доступу высококачественных средств массовой коммуникации, . к аппаратуре высокого качества, тем выше вероятность приблизиться к среднему значению, тем меньше разнообразие музыкальных предпочтений наиболее активного в отношении массовых жанров индивида -студента.

Целью диссертационного исследования является анализ сущности, предпосылок возникновения и распространения жанров массовой музыкальной культуры, раскрытие ее коммуникационной: природы средствами социологического анализа. Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

- провести анализ понятия современной массовой музыкальной культуры, его содержательных компонентов в русле генезиса массового сознания;

- установить основные источники возникновения и распространения массовых музыкальных жанров;

- проанализировать различные проявления массовой музыкальной культуры в рамках коммуникационной парадигмы;

- провести на примере ансамбля: политической песни сбор эмпирических данных по особенностям функционирования массовых музыкальных жанров в форме полуструктурированного интервью;

- разработать и провести комплексное исследование методом анкетирования особенностей коммуникационных процессов современной массовой музыкальной культуры.

Научные положения, выносимые на защиту:

• Массовая музыкальная культура — это система устойчивых общественных связей, возникающих в результате функционирования определенных типов социальных сообщений, использующих в качестве базовых семиотических элементов звуковые (свето-звуковые) комплексы и популярные жанровые модели. Проявления массовой музыкальной культуры, потенциал которой постоянно возрастает благодаря быстрому развитию средств массовой коммуникации, в условиях. глобального общества потребителей трансформировались в универсальное явление, обусловленное различными противоречиями в обществе.

• Освоение массовой музыкальной культуры в XX столетии происходило параллельно развитию теории массового сознания. В соответствии с принципами распространения идеологии, культурные практики, проникая в душу масс, нередко становятся догматом, суть которого может быть выражена в нескольких словах - именах исполнителей или названиях музыкальных групп, текстах песен или стабильных музыкальных оборотах.

• Параллельно с эмансипацией музыки как отдельного вида искусства мы наблюдаем процесс эмансипации слушателя, его дистанцированности от автора и исполнителя. Продюсер - один; из ключевых элементов; системы массовой музыкальной культуры - начинает и «замыкает» коммуникационную цепь, состоящую из; продюсера,. автора, исполнителя, слушателя (зрителя) и критика. В ■ данную систему входят и составляющие, выполняющие связующую роль между элементами коммуникации. Среди них первое место принадлежит средствам массовой информации.

• Конструирование по? крайней мере пятиэлементных коммуникационных моделей должно быть соотнесено с типологией слушательского восприятия: Если совместить коммуникационную: систему массовой музыкальной культуры с типами; слушательского восприятия и при этом учитывать многообразие жанровых моделей, то это, на наш взгляд, могло бы стать системой координат для исследований и открыло бы новые пути социологического анализа.

• В поведении акторов определенного звена цепи массовой музыкальной коммуникации наблюдается разная; степень значимости норм поведения. Для круга исполнителей - значимым может являться; то, какие композиторы для них пишут песни, какие продюсеры их «продвигают». Для них, на ранних этапах творческого пути, действия*носят ценностно-рациональный либо аффективный; характер:. Позднее,, если; исполнительская работа становится все более востребованной, она: приобретает целерациональную ? направленность, желание устойчивого заработка начинает преобладать над иными типами социальных действий:

•> Система стилевых предпочтений студентов саратовских вузов» выглядит следующим образом:. на;первом i месте — русскоязычная; поп-музыка, на втором — зарубежная поп-музыка; на третьем — русскоязычный рок. Трансляция стилевых форматов в средствах масс-медиа имеет доминирующее влияние.

• Распространение массовой музыкальной;культуры; влечёт за собой возникновение : новых профессиональных групп, объединяющих усилия по расширению сферы их воздействия, появляются новые практики культурных ини— циатив, выступающие инструментом социально-политической консолидации молодежи. Развитие информационных технологий позволяет формировать социокультурную альтернативу доминирующим массовым жанрам.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- по-новому проанализированы и. обобщены подходы к семантике массовой культуры с позиций теории массового сознания;

- предложено авторское определение массовой музыкальной культуры;

- различные проявления массовой музыкальной культуры проанализированы в рамках коммуникационной парадигмы;

- с современных теоретических позиций социологии проведено исследование коммуникационных моделей массовой музыкальной культуры;

- получены новые данные о динамике распространения явлений массовой музыкальной культуры среди студентов;

- в работе впервые произведен анализ взаимодействия'различных средств массовой коммуникации с другими видами получения культурной информации (концерты, ночные клубы, дискотеки);

- с использованием сочетания* качественных и количественных стратегий, выявлены музыкальные приоритеты у студенческой молодежи;

- предложен новый эмпирический материал об особенностях функционирования массовых музыкальных жанров в форме полуструктурированного интервью на примере ансамбля политической песни.

Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития! социологии культуры, социологии искусства, социологии музыки, культурологии, социологии молодежи, социологии массовой коммуникации. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке исследовательских программ по изучению масс-медиа, потребительского рынка музыкальной продукции, для работы продюсерских центров. Материалы диссертационной работы применимы при создании образовательных программ для студентов, магистрантов, аспирантов социологических, искусствоведческих факультетов, студентов эстрадных отделений, факультетов повышения квалификации социологов, психологов, маркетологов и специалистов по PR-менеджменту. Полученные диссертантом результаты могут быть привлечены при чтении специализированных курсов по проблемам современной массовой культуры.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Сергеева, Ирина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вг переходные периоды общественных и государственных отношений происходит зарождение наиболее прогрессивных идей в сфере массовой культуры. Очевидно родовое единство основных положений теории; массового s сознания и развития; массовой культуры, в ее музыкальном воплощении; Это касается, прежде всего,, предпосылок возникновения массовой? музыкальной культуры; - страх одинокого пребывания индивида служит началом причастности индивида' к массе.

Массы в широком смысле;. как и массы,. относящиеся к явлениям: музыкальной культуры, есть однородные (включающие в себя группы, стили, направления) и разнородные (анонимные и не анонимные), анархические и организованные; аморфные: и дисциплинированные, естественные и искусственные, открытые и закрытые, «замерзшие» и; «ритмические»; медленные и быстрые.

G развитием отраслей - знания; изучающих массовые явления, трансформируется г сущность самого понятия массовости; У представителей Франкфуртской» школы массовость признается существующим порядком; притязающим; на тотальность как захваченность одной; структурой в отсутствие перспектив. В последние: десятилетия XX века массовое сознание, направленное не к; истине, а к удовольствию, стремится» не к расколдовыванию мира; а к сохранению наличных: знаковых систем, выступающих; средствами удовлетворения влечения; Массовость начинают характеризовать, как поведение, обусловленное мифологическим сознанием;

Сохранение и? упрочение сферы; сакрального? как своеобразной "компенсации" за наличие профанного позволяет вернуть массовым; музыкальным» жанрам утраченные ценности. Только они обладают доступной многим: способностью возбудить, перевести; в мир ; сакрального. Один из принципов мифа - когда приобщение к части становится пребыванием; в целом - реализуется на уровне множества практик соприкосновения с массовой музыкой. В .данном случае речь идет не о соприкосновении- со сферой искусства (какими бы высокими нам ни казались представленные образцы), а лишь о поставщиках архетипов.

Таким образом, психология масс основана, прежде всего, на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Отсюда следует тот факт, что приз анализе коммуникационных процессов, связанных с массовыми явлениями, изначально должны присутствовать два. параметра — личностный и групповой. Не менее важной предпосылкой для; осознания коммуникационных процессов, происходящих внутри массовых формирований, на наш взгляд, является осмысление принципов распространения идей в толпе. Плодотворными для постижения сущности масс и связанных с ними коммуникационных процессов стали идеи,.отмечающие высокую значимость для толпы роли лидера, вождя, авторитета. Принципы распространения идей в толпе идентичны процессам распространения новых течений в массовой музыкальной культуре; функции массовых вождей во многом сходны с ролью лидеров массовых музыкальных направлений. .

Центральной областью, изучающей явления массовой музыкальной культуры, явилась социология культуры. Исходной позицией при изучении коммуникационной природы массовых музыкальных жанров стал тезис о том, что искусство становится социологическим феноменом лишь в акте его восприятия публикой. Суммируя ряд положений социологии культуры, и искусства, можно сделать следующее заключение: социология искусства и -шире - культуры должна исходить из знания характерных черт общественного устройства в каждом отдельно ? взятом: историческом периоде и в каждом конкретном - государственном или национальном - пространстве.

Массовая музыкальная культура — это система устойчивых общественных связей, возникающих в результате функционирования определенных типов социальных сообщений, использующих в качестве базовых семиотических элементов звуковые (свето-звуковые) комплексы и популярные жанровые модели. Эта структура самодостаточна в том смысле,, что реализует все основные функции, культуры: задает стандарты поведения, обеспечивает эмоциональное переживание, дает описание мира и выступает руководством к действию.

Проявления массовой музыкальной культуры, потенциал которой постоянно возрастает благодаря быстрому развитию средств массовой коммуникации, в условиях глобального общества потребителей? трансформировались в универсальное явление, обусловленное самыми различными противоречиями в обществе и влекущие за собой ряд масштабных неожидаемых последствий, прежде всего среди молодежи.

Важными составляющими коммуникационной системы массовой; музыкальной культуры являются продюсер, автор, исполнитель, слушатель, критик (входящий в состав СМК - средств массовой коммуникации). Смысл понятия коммуникации сводится к взаимодействию между двумя равными субъектами. Наиболее:перспективными в плане их взаимодействия.оказываются представления о трансмиссивных и символических моделях коммуникации.

Большинство студентов считают, что постоянно соприкасаются с музыкой; слушают ее практически всегда. Преобладающее место для слушания -это домашняя обстановка. При этом наличие каких-либо музыкальных архивов является общепризнанным фактом, а наиболее предпочитаемой формой хранения музыки являются компактные аудиокассеты.

Из активных источников музыкальною информации являются радиотрансляции, немного отстают от них - телевизионные каналы. Система стилевых предпочтению студентов выглядит следующим образом: на первом месте - русскоязычная поп-музыка, на втором — зарубежная поп-музыка, на третьем - русскоязычный > рок, что соответствует указанным формам трансляции форматов в средствах масс-медиа и позволяет сделать вывод об их доминирующем влиянии.

Основной секрет успеха в производстве песенных хитов студенты видят в подборе хорошего текста, продюсера и исполнителя, что корреспондирует с их стилевыми предпочтениями (в отношении русскоязычной рок- и попмузыки). Несмотря на обнаруженные ниши в осведомленности о процессах, происходящих в современной академической музыке, знании музыкальных критиков и журналистов, студенты, участвующие в опросе проявили активную позицию в отношении анализа ситуации как в массовой культуре, так и в сфере серьезной музыки. При этом, менее одной десятой от общего количества опрошенных можно отнести к активной слушательской аудитории. Основной поток стилевых предпочтений < задается средствами масс-медиа, в то время как отсутствует «обратная связь», позволяющая замкнуть кольцо коммуникационной системы массовых жанров.

В >процессе анализа мы обнаруживаем удивительное взаимопроникновение и прямую взаимозависимость средств передачи: музыкальной информации; с самими1 «текстами» сообщений, которые подразумевают массовые жанры. Именно на средствах передачи информации должен быть сделан акцент в исследованиях по массовой музыкальной коммуникации: «мы теперь живем во всемирной деревне. в единовременном происшествии» - отмечает основоположник современной -теории телевидения: Современная публика перемещается вновь обратно в акустическое пространство - пространство «слуха», поскольку доминирующим органом ощущений и общественной ориентации в доалфавитных обществах было ухо. Выражение «средство само есть содержание» - проясняет смысл многих скрытых процессов коммуникации современной массовой музыкальной культуры.

Мозаичный структурализм; мог бы стать ведущим принципом исследования явлений массовой музыкальной культуры:: «мы живем по законам мифа и интегрально, как когда-то, но продолжаем думать по формулам прежне

106 го дискретного пространства — времени доэклектического века» ; наступает эпоха «нового племенного человека», нового массового сообщества, которое требует новых комплексных методов исследований.

Конструирование пяти- (и более) элементных коммуникационных моделей соотносится с типологией слушательского восприятия. Если совместить коммуникационный круг (продюсер-автор-исполнитель-слушатель-СМК) с типами слушательского восприятия, учитывая многообразие жанровых моделей, то это открыло бы новые пути социологического анализа. Данные, полученные в результате такого синтезирующего исследования, могли бы полнее раскрыть сущность коммуникационных систем в отношении массовой культуры и конструировать новые, более эффективные модели субъект-субъектных отношений. Перспективой дальнейших исследований могла бы стать система аналитических приемов, учитывающих не только многообразие слушательских предпочтений, но и других элементов коммуникационной цепи - различные авторские, продюсерские подходы, формы их интерпретации исполнителями и репрезентативные практики СМК. Учет всех этих характеристик позволил бы дать более точную оценку явлений массовой культуры и открыть пути к решению сопутствующих ей социальных проблем.

-Y* I

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Сергеева, Ирина Владимировна, 2004 год

1. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М.: Изд-во ИС РАН, 1999. 340 с.

2. Адамьянц Т.З. К проблеме социально ориентированного управления коммуникационными процессами // Вестник университета. М.: Изд-во Государственного университета управления, 2003, №2. С. 169-178.

3. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.-446 с.

4. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 528 с.

5. Андреев И. Осторожно с "часами" истории! (Методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии, 1999, №7. С. 38-53.

6. Аркадьев М. Чередниченко Т. Беседы о "постсовременности" 7/ Музыкальная академия, 1998, №1. С.3-12.

7. Бак-Морс С. Письмо из Нью-Йорка // Художественный журнал Moscow art magazine, 1999, №25. Ч. I. С.'16-17.

8. Белановский С. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.

9. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004.-320 с.

10. Ю.Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. Пер. с нем. / Под ред. Здорового Ю.А. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

11. П.Богуславская JI. Музыкально-социологические исследования в СССР (1967-1977). М.: Информационный центр по проблемам культуры и искусства, 1978 46 с.

12. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика / Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. 349 с.

13. Бородкин Ф. Социальный конфликт сквозь культуру // Мир России. 1999, №1/2, том VIII. С. 21-58.

14. Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н.Шматко. М.: Socio-Logos, 1994 — 288 с.

15. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. 608 с.

16. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990 -808с.

17. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. М.: Когито-Центр, 2001.- 370 с.

18. Вопросы методологии и социологии искусства / Сборник наунчых трудов. Л.: Изд-во ЛГИТМиК им. Н. Черкасова, 1988. 178 с.

19. Гергель Р. Социология массы Федора Степуна // Социология и социальная антропология. 1998, т. 1, №3. С. 33-42.

20. Грушин Б. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. 355 с.

21. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1968.-286 с.

22. Давыдов Ю. Макс Вебер и «новый русский капитализм» / http: //www.vusnet.ru/biblio/archive/kapitalism/

23. Давыдов Ю.Н. Три линии три этапа в развитии общей теории массовых коммуникаций // США глазами американских социологов / Отв. ред. В.Н.Иванов, Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1998. Кн.2: Политика, идеология, массовое сознание. С. 97-129.

24. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»). М.: Искусство, 1975. 269 с.

25. Дамберг С., Семенков В. Социология культуры Леонида Ионина и современная идеология культуры // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, Том II. №3. С. 169-175.

26. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. 208 с.

27. Делез Ж. Развлечение и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-384 с.

28. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. 1992, №4. С. 53-57.

29. Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. 352 с.

30. Жидков В., Дуков Е., Осокин Ю., Соколов К., Хренов Н Введение в социологию искусства: Учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб.: Алетейя, 2001.-256 с.

31. Г.Жукова Я. Ширков Ю. Модели массовой коммуникации. Научный отчет // http://zhukova.newmail .ru32.3иммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. -671с.

32. Из беседы с Альфредом Шнитке / Троицкая Г. Несколько страниц из личного архива//Музыкальная академия, 1999, №2. С.99 103.

33. Ильин И. Постсруктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.

34. Ионин JI. Свобода в СССР. СПб.: Университетская книга, 1997 368 с.

35. Ионин JI. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 3-е изд, 2000 121 с.

36. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad marginem, 1997. 527 с.

37. Казанджиева-Велинова 3. Социально-психологические исследования воздействия музыки на аудиторию телевидения и радио. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. искуствоведения. Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1978 -22 с.

38. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 548 с.

39. Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. -М.: Слово, 1997.-272 с.

40. Козлов А. История рока. М.: Вагриус, 1998. 444 с.

41. Козлов А. Откуда берутся стили? / Колонка редактора от 17.04.2003 / http://www.musiclab.ru/templates/enc.asp?id=866&table=tablemainmenu

42. Конецкая В. Социология коммуникации. М.: Междунар. Ун-т бизнеса и упр. «Братья Карич», 1997. 302 с.

43. Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы социокультурных перемен: Ч. 1. Казань: Терра-Консалтинг, 1999. 264 с.

44. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

45. Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. JL: Музыка, 1983.-216 с.

46. Краус В. На пороге нового тысячелетия. Культура будущей Европы // Вопросы философии, 1997, №5. С. 184-191.

47. Кулеш П. Свингующий Лондон // MUSIC BOX, 1998, №2. С. 25-26.

48. Лебон Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 320 с.

49. Лики культуры: культурологический альманах. Музыка души и музыка слова. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1995. 132 с.

50. Леви-Стросс К. Мифологики. Происхождение застольных обычаев. СПб.: Университетская книга, 2000. 464 с.

51. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

52. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 160 е.

53. Макиавелли Н. Государь. М.: Мысль, 1997. — 639 с.

54. Маклюэн М. Вселенная Гутенберга // Кентавр. 1994. № 1. С. 23-35.

55. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.-Спб.: Университетская книга, 2000.

56. Мелетинский Е. От мифа к литературе. М.: РГГУ 170 с.

57. Мелихова Е. Художественная галерея: торговля искусством? 7/ СОЦиС, 2000, №4. С. 125-127.

58. Миньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.-245 с.

59. Михайлова JI. Социология культуры. М.: Изд-торговый дом «Гранд»: ФАИР-пресс, 1999 230 с.

60. Молчанов В. Миражи массовой культуры. JL: Искусство, 1984. 198 с.

61. Мосалев Б. Социокультурное многообразие: Опыт ценностного осмысления. М.: МГУК, 1998 168 с.

62. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии «КСП+», 1998. 560 с.

63. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии «КСП+», 1998.-478 с.

64. Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып.1. М.: Композитор, 1994.-297 с.

65. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2000 - 240 с.

66. Назаров М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания. 1999. С. 11-21.

67. Попов Н. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. М.: Политиздат, 1986. 142 с.

68. Почепцов. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001.-651 с.

69. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / Под ред. Я.Н.Засурского.-М.: МГУ, 2000.-334 с.

70. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 623 с.

71. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997.-380 с.

72. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Пер. с англ. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. — 282 с.

73. Ригвава Г. Отношение к искусству // Художественный журнал Moscow art magazine, 1999, №22. С.69-70.

74. Саркипов Н. Социальные функции рок-музыки. Автореф. дисс. на со-иск. уч. ст. к.ф.н. М.: Изд. ИСИ АН СССР, 1987 20 с.

75. Семенков В., Иванов А. "Социология культуры" JI.H. Михайловой: попытка быть правильной / Рецензия на учебник Л.Н.Михайловой "Социология культуры" // Социология и социальная антропология, 2000, т. 3, №2. С.22-27.

76. Согомонов А. Глокальность (очерк социологии пространственного воображения) // Глобализация и постсоветское общество / «Аспекты 2001». М.: Изд-во ООО «Стови», 2001. С. 60-80.

77. Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России: Учеб. Пособие для вузов / Отв. ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 335-345.

78. Согомонов А. Тусобщество с правом на "вход" и на "выход" // Художественный журнал Moscow art magazine, №25. Ч. I. С.47-51.

79. Согомонов А. Тусобщество // Аспекты социальной теории и совремён-ного общества / Под ред. С.Е.Кухтерина и А.Ю.Согомонова. М.: Изд-во ИС РАН, 2000. - С. 53-70.

80. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд. Урал. Унта, 1999.-432 с.

81. Сыров В., Поправко Н. Генезис массового сознания // Социологический журнал, 1998, №1-2. С. 66-78.

82. Тард Г. Преступник и преступление. М.: тип. И.Я. Сытина, 1906.-324 с.

83. Теннис Ф. Общность и общество / Социологический журнал. №3-4, 1998. — С.56-68.

84. Терин В. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. 2-е изд. М.: ACT, 2000.-224 с.

85. Томпсон Дж.Б. Основные концепции культуры // Контексты современности- 17 Под ред. Ерофеева С.А. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. С. 112-117.

86. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Аст, 1999. 776 с.

87. Федотова JI.В. Социология массовой коммуникации / Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2004 400 с.

88. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Кн. I. Тбилиси: Мерани, 1991. 396 с.

89. Фролов С. Неакадемические заметки, или Если бы реформу музыко- . ведческого образования проводил я // Музыкальная академия, 1998, №5. С. 286-298.

90. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 271 с.

91. Фуко М: История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.

92. Харлап М. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства. М.: 1972. 165 с.

93. Хевеши М. Политика и психология масс // Вопросы философии, 1999, №12. С. 32-42.

94. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция, 1997.-416 с.

95. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.

96. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон истории культуры. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 416 с.

97. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры: между Брежневым и Пугачевой. М.: РИК Культура, 1994. 255 с.

98. Человек. Образ. Сущность: Ежегодник / Под ред. Скворцова JI.B. М.: ИНИОН РАН, 2000: Массовая культура. 283 с.

99. Шарков Ф. Основы теории коммуникации / Учебник для вузов. М.: Перспектива, 2002. 262 с.

100. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 344 с.

101. Шенон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. В.Ф.Писаренко. М.: ИЛ, 1963. 465 с.

102. Эко У. Отутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

103. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. М.: Инвест 111111, 1995. -238 с.

104. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы: Пер. с фр. и англ. / Общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987.-311 с.

105. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: Refl-book, 1996.

106. ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Ч. IV. М.: ИНИОН РАН, 1996.- 178 с.

107. Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопросы философии, 1997, №5. С.73-84.

108. Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного. М.: Renais-sanse, 1994.-297 с.

109. Якупов А. Музыкальная коммуникация: История, теория, практика управления. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. Магнитогорск: Изд. Магнитогорского Дома печати, 1995 — 48 с.

110. Ярская В.Методология диссертационного исследования. Саратов: Изд-во Поволжского межрегион, учеб центра, 2000. — 176 с.

111. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во Поволжского межрегион, учеб центра, 1997. 272 с.

112. Adorno Т. The Culture Indusrty. Selected Essays on Mass Culture. London and N.Y.: Routledge, 1991.

113. Alexander, Jeffrey C. and Seidman, S. Culture and Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1990

114. American media and mass culture: Left perspectives / Ed. by Lasere D. Bereley etc.: Univ. of California press, 1987— 618 p.

115. Brake M. Comparative youth tuiiares: the sociology of youth culture a. youthsubculture in America, BrUalo a. Canada — L. etc.: Routledge a. Kegan Paul, 1985 228 p.

116. Berger A. Media Analysis Techniques. Sage Publications. 1991.

117. Crowley, D. and Mitchell. Communications Theory Today. Polity Press. 1994.

118. Davis, H. and Walton, P. Language, Image, Media. London: Sage. 1983.

119. DeFluer, M. Theories of Mass Communication. N.Y.: David McKay, 1966.

120. Frith S. The sociology of rock/ L.: Constable, 1976 - 225 p.

121. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Polity Press, 1989.

122. Herman, E. and McChesney, R. The global media in the late 1990s. In: Mackay, H.and O'Sillian, T. The Media Reader:Continuity and Transformation. Sage, 1999.

123. Kellner, D. Media Culture. Cultural Stadies, Identity, and Politics between Modern and Postmodern. London and N.Y.:Routledge, 1995.

124. Kroker A., Cooc D. The Postmodern Scene. Excremental Culture and Hyper-Aesthetics. Montreal, 1987

125. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie. 6. Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1996.

126. Luhmann, N. The Reality of Mass Media. Polity Press, 2000.

127. McLuhan M. Understanding media. NY, 1967, p.20

128. McQuail, D. Media Performanse. Mass Communication and the Public Interest. London: Sage, 1992.

129. Modernizm, Mass Culture, Postmodernizm. Bloom. And Indian. 1986.

130. Schweppenhauser G. Teodor W. Adorno zur Erfuhrung. Hamburg: Junius, 1996.

131. Shills E. Society and Its Culture // Daedalus, 1960, №2.

132. Simmel G. Schriften zur Soziologie: eine Auswahl. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995.

133. Tester, K. Media, Culture and Morality. London and N.Y.: Routledge, 1994.

134. Thompson, J.B. The Media and Modernity. A Social Theory of Media. Stanford University Press, 1995.

135. Watson, J. and Hill, A. A Dictionary of Communications and Media Studies. London, N.Y.: Edvard Arnold, 1993.

136. Wilson, S.L. Mass Media / Mass Culture. An Introduction. McGraw-Hill, 1992.

137. Willis P. Profane culture L.: Routledge a. Kegan Paul, 1978- 212 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.