Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Ахметьянова, Римма Анасовна

  • Ахметьянова, Римма Анасовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Уфа
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 164
Ахметьянова, Римма Анасовна. Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Уфа. 2002. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ахметьянова, Римма Анасовна

Введение

Глава 1. Концептуально-методологические основы анализа преемственности поколений.

1.1. Теоретические подходы к определению понятия поколение.

1.2. Методологические аспекты изучения межпоколенных отношений

Глава 2. Влияние трансформации общества на преемственность поколений.

2.¡.Специфика преемственности поколений в условиях трансформации современного российского общества.

2.2. Основные факторы, влияющие на преемственность поколений в современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности преемственности поколений в условиях трансформации российского общества»

Актуальность исследования. Проблема преемственности поколений одна из насущных проблем общественного развития. Ее содержание и острота определяются конкретными историческими условиями. В периоды трансформаций характер преемственности меняется, происходит ослабление традиционных связей между поколениями. Резкие перемены усиливают различия между поколениями. Длительность и особенности межпоколеннош конфликта зависят от значительности изменений и скорости исторического обновления.

В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные процессы. Ситуация усугубляется тем, что на сложные внутренние процессы перехода от одной социальной системы к другой накладывают свой отпечаток трансформационные изменения, происходящие в мире, то есть переход от индустриального к информационному обществу и другие.

Современные перемены в российском обществе привели к объективным изменениям в жизнедеятельности людей. Процесс перестройки базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации сопровождается изменением общественного сознания.

Особенностью этого процесса является аксиологический кризис молодого и взрослого поколений, который накладывает существенный отпечаток на духовную преемственность поколений, обостряет межпоколенные противоречия, доводя их до конфликта. Он не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во вкусах в музыке, танцах, манере поведения и т.п. В российском обществе он касается всех сфер социальной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. Этот конфликт особенно рельефно выражен в противостоянии между ценностями старшего поколения, социализировавшегося в условиях регламентирующего порядка и ценностями молодого поколения, формирующегося в условиях трансформации прежней социальной структуры. Он проявился в ослаблении звеньев в цепи духовной преемственности поколений. В условиях модели стихийной социализации молодое поколение не всегда может объективно оценить духовное достояние, которое должно быть ему передано старшим поколением. Представители молодого поколения воспринимают социальное и материальное положение старшего поколения, утвердившееся за годы советской социальной системы, как основу для своего развития в новых условиях, и вместе с тем как неудачное и бесперспективное. Система норм и идеалов, которых они придерживались и до сих пор ее могут отказаться от них до сих пор, мешают молодежи вписаться в новые рыночные отношения. Отрицательная оценка молодого поколения со стороны старшего поколения связана со снижением значения духовных, нравственных ценностей в молодежной среде, с такими широко распространенными среди молодых людей явлениями как преступность, наркомания и другими формами девиантного поведения.

Степень и острота противоречий между старшими и младшими поколениями свидетельствуют о том, что в российском обществе налицо изменение характера преемственности и ослабление связей в ее духовной области.

Проблема межиоколенных отношений в условиях трансформации российского общества требует глубокого и всестороннего изучения. Исследование проблемы духовной преемственности, ее механизмов позволит четко выявить основную специфику отношений между поколениями, в условиях перехода к рыночным отношениям; установить основные факторы, определяющие данные процессы; выявить определяющие тенденции в историческом контексте; осуществить прогностическую оценку развития общества.

Стешешь научней разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений между поколениями всегда представляла интерес для исследователей. Она рассматривалась в трудах классиков философии, социологии, истории, психологии. Различные теоретические подходы в рассмотрении понятия «поколение» и межпоколенных отношений представлены в работах О. Конта, Д. С Милля, Ж. Дромеля5 В. Дильтея, А. Курно, Л. фон Ранке, К. Мангейма,

К. Маркса, Ф. Энгельса. Их труды способствуют пониманию узловых моментов в истории развития преемственности поколений. Особо следует отметить значительный вклад, внесенный в разработку этой проблемы немецким социологом К. Мангеймом, который, исследуя феномен единства поколений, раскрыл механизм социального наследования.

Теоретико-методологические проблемы, касающиеся межпоколеннных отношений, нашли отражение в работах ВГ. Гегеля, 3. Фрейда, Ж. Менделя, К. Лоренца, X. Ортеги-и-Гассета.

Активизация изучения проблемы отношений между поколениями в мировой социологической науке произошла в конце 60-х годов XX века. Возрастание интереса к данной проблеме было связано с подъемом молодежного и студенческого движения в странах Западной Европы и Америки. Появилось различные исследования, в центре которых были вопросы, касающиеся преемственности, «конфликта поколений» и «разрыва поколений». Различные подходы к объяснению проблемы взаимодействия поколений представлены в работах Л. Фоера, Э. Фромма, Т. Парсонса, Ш. Зйзен-иттадта, М. Мид, Т. Роззака, Ч. Р. Миллса, А. Турена, С.М. Липсета и др.

В трактовке межпоколенных отношений в западной социологии во второй половине XX века можно выделить три направления:

Первое - консервативное, к которому относятся авторы, подчеркивавшие опасность разрушения традиционных способов социализации и культурной трансмиссии (К. Лоренц, Ж. Мендель и др.);

Второе - это направление молодежного авангардизма, представители которого видели в росте революционных возможностей молодого поколения, в молодежной контркультуре эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего консервативного в обществе (Т. Роззак, Ч.Р. Миллс, Ч.А. Рейч и др.), Конфликт или разрыв поколений в их изображении выглядит столь же глобальным, как и у представителей консервативного направления;

Третье - направление, представители которого отрицали глобальный характер «разрыва поколений», отмечая частный характер субкультурных проявлений в молодежной среде с учетом конкретных исторических и социальных условий ее жизнедеятельности (С.М. Липсет, А. Турен и др.).

Молодежный бунт способствовал более глубокому изучению молодежных проблем не только в западной, но и в отечественной философии и социологии. В. работах И.С. Кона, В.В. Никитенко, А.И. Афанасьевой,

B.К. Егорова, Л.Н. Когана, Б.К. Павлова данная проблема получила систематическое описание. В публикациях указанных авторов рассматривается содержание основных понятий, раскрывающих сущность преемственности поколений. Основное внимание при этом уделяется рассмотрению категории «поколение», которое получает социологическую трактовку.

Большой интерес для исследования проблемы определения возрастных границ поколений в современных условиях представляют характеристики возрастных этапов, представленные в работах Б.П. Урланиса. Проблема поколений как способ трансляции культуры, передачи культурного наследия, восприятия новых тенденций и перемен рассматривалась в трудах С.Н. Бес» тужева-Лады, Б.К. Павлова, Л.Н. Когана, Э.А. Баллера, Ф.Р. Филиппова,

C.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М.Х. Титмы, В.Н. Шубина.

В настоящее время различные аспекты проблемы межпоколенных отношений рассматриваются в работах В.Т. Лисовского, Й.М. Ильинского, С.Н. Иконниковой, А.й. Ковалевой, В.А. Лукова, В.й. Добрыниной, Т.Н. Кухтевич, ВТ. Харчевой, Ю.Р. Вишневского, В.И. Чупрова, Дж. М. Гилязитдинова, Ф.С. Файзуллииа, М.М. Садриева, Ю.Н. Дорожкина, Л.А. Ширяева, C.B. Егорышева, С.М. Поздяевой и многих других авторов.

В целом, теоретическая составляющая часть вопроса в настоящее время разработана. Отдельные аспекты ее затрагиваются в ряде социологических исследований, в частности, в работах, посвященных изучению социокультурных изменений, происходящих в нашем обществе, адаптации различных возрастных групп к новым социальным условиям, исследование ценностных ориентаций молодого поколения и их эволюции у различных возрастных групп и т.д. Но, к сожалению, проблема межпоколенных отношений, преемственности и конфликтов изучена недостаточно.

Наиболее всесторонне данная проблема рассмотрена в трудах СЛ. Иконниковой, В.Т. Лисовского. Подход, предложенный данными авторами к изучению взаимоотношений поколений, предполагает рассмотрение проблемы в широком историческом контексте. Это позволяет видеть процесс, по крайней мере, в двух аспектах.

Первый - это вертикальный диахронный срез, когда за основу избирается последовательность смены поколений в определенный период. Таким образом, можно представить общую картину передачи культурного наследия.

Второй подход - это горизонтальный или синхроннный анализ, когда учитывается, что все живущие поколения живут и действуют одновременно и между ними складываются отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания или же конфликта, отчуждения.

И.М. Ильинский вносит новый ракурс в рассмотрение межпоколенче-сгой проблематики. Суть его состоит в выходе за рамки отношения поколений как таковых и в применении анализа сразу двух оснований: смены поколений и смены социального строя.

В целом же следует отметить, что проблема изучения взаимоотношений поколений пока еще слабо изучена. Актуальность проблемы и слабая ее разработанность послужили поводом для выбора темы диссертационного исследования. В настоящее время существуют лишь гипотезы, не подтвержденные эмпирическими данными. Необходимо переосмысление ранее исследованного материала, а также дополнительного изучения, как устоявшихся мнений, так и открытия нового поля для изучения данной проблематики.

Цель и задачи работы*

Основная цель представленной диссертационной работы заключается в теоретико-методологическом и эмпирико-соцнологическом анализе особенностей преемственности поколений в условиях трансформации российского общества. Это есть исследование социальных проблем молодежи по временному признаку, через проблемы взаимоотношений поколений порожденные процессом трансформации российского общества. Изменение условий социальной жизни в России за последние десятилетия, произошедшее под влиянием рыночных реформ5 вследствие характера социальных процессов позволяет предположить, что проблема может оказаться продуктивной для изучения переходных обществ при применении в анализе двух оснований: смены поколений и смены социальной формации. Реализация такой цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ основных подходов к определению количественных и качественных критериев понятия поколения и уточнения его границ;

2. Определение методов исследования данной проблемы путем анализа теоретико-методологических подходов к изучению проблемы межпоколенн-ных отношений, существующих в отечественной и западной социологии,

3. Выявление особенностей ценностных структур молодого и родительского поколений на основании данных социологических исследований, методом сопоставления их базовых и инструментальных ценностных ориентации Определение характера ослабления связей в области духовной преемственности поколений. Обозначение точек соприкосновения интересов поколений и установление уровня диалоговой готовности между представителями старшего и младшего поколений;

4„ Определение степени значения социальных факторов (семьи, институтов воспитания, образования, СМИ) в обеспечении духовной преемствен-нести поколений в современных условиях.

5. Разработка рекомендаций и предложений, направленных на решение социальных проблем молодежи России и республики Башкортостан.

Обтьжтем штшето иеследеташпм являются два поколения: молодое и родительское. В нашем исследовании мы исходили из понимания молодого поколения как особой социальной общности, состоящей из когорты сверстников в возрасте 17-29 лет, находящейся в стадии становления и формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненно» го пути, не имеющего четко определенного положения на социальной лестнице, Молодые люди либо «наследуют» социальный статус семьи, либо ха-растеризуются «будущим» социальным статусом. Нижней границей молодо« го поколения можно считать 17 лет - срок окончания средней школы. Верхняя граница 29 лет - период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества. К родительскому поколению относится взрослое население страны. Это поколение «отцов» («поколение отте-пели (старше 55-60 лет), поколение «застоя» (старше 40 лет) - особая социальная общность, когорта сверстников с определенными социальными статусами в личной и профессиональной сфере жизни, имеющая достаточно устойчивую систему ценностей.

Предметом исследования являются особенности формирования духовной преемственности поколений, проблемы передачи духовных, культурных ценностей и позитивного социального опыта молодому поколению в условиях трансформации российского общества.

Теоретической и мотщологаческой базой исследования явились труды классиков социально-философской и социологической мысли, работы отечественных и зарубежных ученых.

В процессе исследования особенностей взаимоотношений между поколениями использовались комплексный подход и системный анализ, об» ненаучные специальные методы, такие как, сравнительно-исторический, диалектико-синергетический, социально-психологический, структурно-функциональный, социально-культурологический методы, социологический опрос, аналитическая работа с литературой.

Эмпирической базой исследования послужили: материалы государственной статистики, материалы общероссийских и республиканских социологических исследований. Это: материалы мониториншв НИЦ при Институте молодежи (Социально-гуманитарной Академии), проводимые ежегодно в рамках президентской программы «Молодежь России» о положении молодежи в современной России (1996, 1997, 1998 годы); результаты всероссийсзтого социологического исследования «Молодежь России: три жизненных ситуации», проведенного в 1997 году Центром социологических исследований МГУ; материалы исследования «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится», проведенного в 1997 году Российским независимым институтом социальных и национальных проблем; результаты социологического исследования «Отцы и дети: диалог или конфликт?» проведенного НИИКСИ СПбГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского в 1999-2001 годах в форме выборочного анкетного опроса представителей всех поколений в 6 больших и 28 малых городах России, в ходе которого было опрошено 2569 человек, представляющие различные возрастные группы.

В диссертации также широко использовались материалы социологических исследований «Социально-экономическое положения молодежи в республике Башкортостан» и «Молодежь Республики Башкортостан в сфере материального производства», проведенные в 2000-2001 году Отделом Социологии Института Социально-экономических Исследований УВД РАН под руководством профессора Дж. М. Гилязитдинова, в которых автор принимала непосредственное участие. В ходе социологического опроса «Социально-экономическое положение молодежи в РБ», по репрезентативной выборке было опрошено 1112 молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Выборка осуществлялась по следующим признакам: регион, населенный пункт, возраст, образование, социально-профессиональная принадлежность. Опрос проводился в двадцати населенных пунктах республики: в восьми городах, пяти райцентрах, семи деревнях.

В ходе социологического опроса «Молодежь в сфере материального производства» объем проектируемой выборки репрезентативной выборки составил 2400 человек: 1200 человек, проживающих в городах и 1200 человек, проживающих в сельской местности в возрасте от 17 до 34 лет. Общий объем реализованной выборочной совокупности с учетом ее ремонта составил 1992 анкеты. Из них опрошено в городах РБ - 1061 человек, в сельской местности -931.

Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий:

- пропорций между городским и сельским населением;

- пропорций между жителями регионов республики (В каждом регионе РБ охватывалось 1 село и 1 (2) деревни);

Половозрастной структурой молодого населения республики (мужчин было опрошено ¿8%, женщин - 52%; возраст (17-19 лет, 20 - 24 года, 25=29 лет, 30 - 34 года). По этим признакам полученная выборка репрезентирует молодежь республики, занятую в сфере материального производства.

Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась на ЭВМ с использованием пакета прикладных программ SPSS.

Кроме того, в качестве эмпирической базы использовались данные социологического опроса по проблемам межпоколенных отношений в условиях социально-экономического кризиса, проведенные автором среди студентов государственных вузов г. Уфы в 2000 году. Метод опроса - анкетирование студентов по месту учебы, В ходе социологического опроса по квотной выборке было опрошено 1050 студентов. Выборка осуществлялась по следующим признакам: пол, семейное положение, место проживания, место учебы, факультет, курс.

Ошибка репрезентативности по квотируемым признакам не превышает 5% Обработка данных проводилась по специально, разработанной программе в системе Microsoft Exsei

Шутам новизна риботы определяющая ее принципиальную научную значимость может быть представлена в следующих положениях:

-- уточнено понятие «поколение», которое рассматривается как определенная возрастная когорта, имеющая установленные возрастные границы, объединенная некоторыми типологическими признаками, основанными на общности социальных условий формирования, жизненного опыта, решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций; общности доминирующих возрастных социально-психологических черт; общности поколенческого созн&ния, поколенческого духа; живущая и действующая в определенном историческом отрезке времени. Поколение охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими, природно-климатическими и другими факторами.

- раскрыты ценностные ориентации молодого и родительского поколений, показаны их особенности и противоречивый характер, выражающиеся в тем, что сознание старших поколений в новых условиях переориентируется на базе уже сформированной структуры ценностей, то структура ценностных ориентвдий молодежи формируется в обществе с не сложившейся системой ценностей.

- выявлены различия в ценностных системах у возрастных групп внутри каждого из исследуемых поколений, обусловленные местом проживания, принадлежностью к социальному слою, этнической общности, субкультуре.

- обосновано, что внутри поколений существует распределение на социальные группы, в каждой из которой формируется своя ценностная система. На формирование ценностных ориентации индивида большое значение оказывает принадлежность к определенной социальной группе.

- выявлено изменение роли социальных институтов в процессе преемственности поколений, которое обусловлено кардинальными изменениями конкретно-исторических условий, вызванных процессом перехода российского общества к рыночным отношениям.

- доказано, что специфика процесса преемственности, в условиях трансформации российского общества, заключается в том, что если в сфере базовых ценностей характер преемственности не меняется, то в сфере инструментальных ценностей произошло ослабление связей духовной преемственности поколений.

Теоретическая и ираюгигаесамш зшчммеоъ работы

Содержащиеся в диссертации выводы и обобщения могут быть использованы:

- исследователями для дальнейшего углубления и расширения социологического анализа проблемы отношений и преемственности в духовном мире поколений;

- практиками, работающими в различных организациях и занимающимися проблемами молодежи для разработки аспектов молодежной политики;

- руководящими органами общественных и благотворительных организаций для освоения новых технологий по работе с молодежью;

- руководителями учебных заведений для разработок систем воспитательной работы и организации учебного процесса.

Ашр^йшшщш работы,, Результаты исследований, проведенных автором, получили отражение в выступлениях на Первом Всероссийском социологическом конгрессе, научно-практических конференциях, на семинарах и круглых столах, проведенных в 1999-2002 годах:

Всероссийской научно-теоретической конференции молодых ученых «Ценности и истины педагогики» Уфа, БГПН, 1999 г.

- Всероссийской конференции молодых ученых «Структура ценностей и истин педагогики» Уфа, БГПИ, 2000 г„

- Второй республиканской научной студенческой конференции по социально-экономическим наукам. Уфа, 2001 г.

Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Санкт-Петербург, 2000 г.

- Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа с молодежью: подросток, семья, социум» Уфа, 2000 г. Научно-практической конференции «Динамика трансформации труда в условиях трансформации российского общества». Уфа, 2001 г.

- Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние. Проблемы, тенденции» Уфа, 2000 г.

Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития регионов» Уфа, 2001 г.

Научно-практической конференции «Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований в развитии детского и молодежного движения», проводившейся в рамках Всероссийского фестиваля молодежных инициатив, проходившего 26-28 июня 2001 г. в городе Москве, а также в 12 публикациях автора общим объемом 1 п. л. Струшгури диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Ахметьянова, Римма Анасовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы взаимоотношений старших и младших поколений в условиях социокультурной трансформации общества позволяет рассмотреть тенденции развития молодого поколения через призму закона преемственности и смены поколений. Путем изучения особенностей взаимоотношений между поколениями в период трансформации современного российского общества, в данной работе было дано объяснение взаимоотношениям, существующим в обществе, и таким образом, было обосновано место молодежи в общественной системе.

Сущность трансформации ценностной структуры в современных условиях заключается в том, что прежняя идеологизированная структура ценностей трансформируется в поливариантную. Так, если сознание старших поколений в новых условиях переориентируется на базе уже сформированной структуры ценностей, то структура ценностных ориентаций молодежи формируется в обществе с еще не сложившейся системой ценностей. Следствием данных процессов является усиление неоднородности ценностных систем как внутри молодого, так и внутри старшего поколения. Определенные различия существуют в расположении ценностей по степени значимости у возрастных групп каждого из рассматриваемых поколений. Они обусловлены принадлежностью к определенному социальному слою. Экономические реформы привели к значительному социальному расслоению людей, к появлению существенных различий между ними, благодаря доходам и материальному благосостоянию. Расслоение происходит и в молодежной когорте. За последнее время значительно увеличилась дистанция между благополучной и неблагополучной молодежью. Отсюда, усиление неравенства приветствуется значительным большинством молодых людей. В то же время, данные исследования позволяют сделать вывод о том, что представления респондентов о существующем неравенстве зависят от того, что принесли реформы опрашиваемым, то есть чем выше положительное влияние новых экокомических условий на материальный достаток, тем выше легитимность возникшего социального расслоения. Возникающую в процессе трансформации общества систему социального неравенства признают справедливой группы с достаточно высокими доходами - те, кто выиграл от проводимых реформ. В целом для старшего поколения характерна та же тенденция. Существующие в молодежной среде, как и среди старшего поколения, индивидуалистские ориентации приобрели у молодежи относительно определенную, хотя окончательно не завершенную форму.

Между старшими и младшими поколениями прослеживается преемственность в базовых жизненных ценностных ориентациях. В своих стремлениях, жизненных целях молодежь очень близка к старшему поколению. Данные исследования свидетельствуют о превалировании таких ценностей как семья, материальная обеспеченность, здоровье, интересная и хорошо оплачиваемая работа.

Основные различия ценностных систем старших и младших поколений заключаются в выборе инструментальных ценностей, то есть средств достижения поставленных целей. Следовательно, можно полагать, что изменения в этой области не могут не вызывать определенных опасений со стороны общества в условиях далеко не оптимистического взгляде значительной части молодежи на возможности реализации своих прав и гарантий в условиях отсутствия ориентации молодых людей на достижение поставленных целей, например, материального достатка, законными видами деятельности. Формирующаяся в таких условиях мотивация к обогащению ведет к опасным нравственным девиациям в представлениях о допустимых способах приобретения богатства.

Основной разрыв между ценностями старших и младших поколений вызван сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, и распространением в современной молодежной среде модели индивидуалистского утилитарного сознания западного типа. В то же время, данный тип сознания окончательно не сформирован, о чем свидетельствует противоречивость, дихотомичность, молодежного сознания выявленная в результате исследования.

Все это выразилось в росте индивидуалистических настроений и падении патерналистских ожиданий. В молодежной среде широко распространены индивидуалистические ценности, с которыми в общественном сознании большей части молодежи связывается жизненный успех, что предопределило такие заметно выраженные черты значительной части молодого поколения, как дистанциированностъ от общественных проблем, оттеснение их на периферию мнений. По данным исследования, 34% опрошенных молодых людей считают, «что человек живет только для себя и своей семьи и никому ничего не должен», лишь 9,6% опрошенных считают, что «человек должен служить своей нации, Родине». Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что наряду с обеднением культурных потребностей, падением значения таких ценностей как коллективизм, солидарность, в молодежной среде в большей степени распространены тенденции индивидуализма и прагматизма.

В условиях трансформации общественной системы прежний механизм преемственности подменяется действие только одной из его систем, то есть механизмом адаптации к конкретно сложившимся условиям. Данные исследования определяют степень влияния институтов социализации на формирование молодого поколения как чрезвычайно низкую. Духовное ядро, которое по законам развития должно быть передано, уже не наследуется значительной частью молодого поколения. Согласно данным исследования, только для 40,6% молодежи Республики Башкортостан духовные и культурные ценности имеют большое значение. 41,4 % считают их только отчасти значимыми и для 11,6% они не представляют значимости. Таким образом, подтверждается факт существования значительных деформаций в сознании довольно значительной части молодого поколения. На основе анализа данных исследования можно констатировать, что в большей степени затронуты ценностно-нормативные, нравственная и культурная сферы Приоритеты творческой деятельности, а тем более нравственные потребности утрачены для значитальной части молодежи. В социокультурных ценностях значительной части молодого поколения превалируют потребительские ориентации.

В настоящей диссертации обосновывается положение о том, что специфические, характерные для состояния нашего общество условия формирования молодого поколения делают молодежь «социально пострадавшей». Новый механизм преемственности, в современных условиях, предполагает формирование новой системы воспитания и образования. Воспитание должно быть направлено на формирование самостоятельной социально-активной личности, способной принимать решения, отвечать при этом за них. Общество должно дать молодежи духовный стержень. В этом случае та самостоятельность, предоставленная ей обществом, обернется во благо. Она сумеет правильно оценить прошлое и отобрать то лучшее, что можно развить в будущем. Цели и задачи воспитания должны быть направлены на молодежь. Каждый молодой человек должен обладать личностными психологическими и гражданскими качествами, обеспечивающими ему возможность выжить в жестких условиях, стать индивидуальностью и впоследствии самореализоваться.

Присутствующий в той или иной степени в любом обществе на том или ином этапе развития конфликт поколений, в настоящих реалиях российского общества вылился в нетрадиционный конфликт поколений. В результате изменения системы ценностей, норм, жизненных стандартов, мышления произошло ослабление связей преемственности. Поэтому обосновывается мысль о том, что в настоящее время вместе с устаревшими, требующими пересмотра традициями, отбрасываются и временно необходимые для развития нового, но нуждающиеся в сохранении на определенные сроки традиции, что безусловно, необходимо для дальнейшего развития. Трудно не согласится с мнением Ü.M. Ильинского, отмечающего, что молодое поколение, формирующееся в условиях отсутствия последовательного культурного и психологического становления, не может объективно оценить духовное достояние, оставшееся ему от старшего поколения, правильно сделать отбор ценностей положительного характера, отказавших при этом от ценностей устаревших. Таким образом, нарушается известная мера положительного, необходимого для достаточного единства поколений.

Все это подтверждают данные нашего исследования. Проблема противоречий «отцов » и «детей» не является актуальной только для 18,1% респондентов. 65,7% опрошенных считают ее достаточно актуальной и 11,4 считают, что она одна из самых острых проблем. 56,2% отметили, что эта проблема касается их в какой-то мере и 21,9 отметили, что она касается их лично и только 19% отметили, что она не имеет к ним никакого отношения.

Особо острой данная проблема является для 12,2% респондентов в возрасте до 20 лет и 28,3% - старше 50 лет. Таким образом, исследование показывает, что конфликт отчетливо проявляется в сферах ценностно-нормативных, материальных интересов, объективации социально-типических черт личности.

На основе данных социологического исследования были определены типы поколений. По мнению 20,2% молодых респондентов современную молодежь можно отнести к поколению надежд, 2,9% к романтическому, 26,9% к прагматичному поколению. К скептическому поколению относят современную молодежь 5,8%, к отчаявшемуся 4,8%, к протестующему -6,7%, к равнодушному 30,8%, к потерянному 13,5% опрошенных молодых людей. Следовательно, довольно значительная часть молодежи считает свое поколение равнодушным и прагматичным, для них главным становится стремление любой ценой утвердиться в жизни.

Исследования подтвердило, что респонденты старшего возраста более критично оценивают молодежь, чем молодые люди. К потерянному поколению отнесли молодежь 16,2% респондентов старше 50 лет, с читающие, что ценности молодого поколения временные и не имеют будущего, 24,6% считают, что подавляющее большинство сегодняшней молодежи состоит из наркоманов, преступников, «трудных подростков», 42% считают, что у молодежи потеряно национальное самосознание, а западный образ мышления ведет в тупик, 53,3% считают молодое поколение потерянным, ввиду невозможности нормального трудоустройства и как следствие невозможности создания крепкой семьи. 11,4% отмечают низкую общую и бытовую культуру.

Возникает риторический вопрос: «Кто виноват в сегодняшней потерянности молодежи?» По результатам опроса выяснилось, что большинство опрошенных по всем возрастным группам считают, что старшее поколение виноватым отчасти (44%). Выражение «крах поколения», рассматриваемый как крах нравственный в большей степени применимо к подросткам и молодежи. Данного мнения придерживаются 32,4% респондентов по всем возрастным группам и вина за это возлагается и на старшие поколения, и на общество в целом. В то же время тот штамп молодежь относит и к старшему поколению, имея ввиду, социальное и материальное положение представителей старшего поколения. Видимо условия социальных перемен, в которых находится общество в какой-то мере оправдывают сложившуюся ситуацию.

В заключении сделан вывод о том, что в результате процессов трансформации общества, произошла массовая утрата идентификации в масштабах всего общества и внутрипоколенческая, в частности. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что конфликт в обществе не является явным. Несомненен тот факт, что во многом социальный опыт прошлых поколений не применим в настоящих условиях, впрочем, его нельзя отбрасывать полностью. Необходимо использовать все положительное, что было достигнуто в прошлом, ведь самое главное в процессе преемственности должно быть передано в качестве культурного и духовного ядра. Для решения данной проблемы крайне важны совместные усилия социально-гуманитарных наук, государства и общества в вопросах формировании нового социального механизма преемственности поколений, в том числе воспитания, образования, возрождения культурно-исторической памяти. Стимулирование действий по распространению в молодежной среде идей и образцов гражданственности и патриотизма составляет наиболее важную задачу органов государственной власти, органов местного самоуправления в этой сфере.

Большую роль в процессе формирования у молодежи позитивных ценностей должны играть СМИ. Учитывая, что у молодых людей наибольшей популярностью пользуется массовая культура, необходимо провести в Республике Башкортостан фундаментальное исследование по данной проблеме. На основе глубокого изучения проблемы разработать и начать реализацию целевой социальной программы «Молодежь и массовая культура». При этом пристальное внимание надо уделить проявлению негативных элементов массовой культуры и развитию и распространению тех ее элементов, которые носят позитивный характер.

Следует повысить эффективность государственного участия в решении проблем молодежи путем создания механизма социальных гарантий с учетом ее расслоения и возможностей разных социальных слоев. Большей же части молодежи нужны не прямые инвестиции, не материальная помощь, а условия для учебы, работы, отдыха. Нужны определенные возвращаемые авансы для жизненного старта. Например, система кредитов для оплаты за обучение, для открытия собственного дела, для строительства жилья. Прежде всего, необходимо создать условия для социального самообеспечения. Обеспечение каждого молодого человека работой является первостепенной задачей. Учитывая, что часть молодых людей желает заниматься предпринимательством, надо помочь им в реализации этого намерения путем выдачи льготных кредитов, освобождающих первые пять лет от налогов, с последующим невысоким уровнем налогов.

Большое значение, особенно для обучающейся молодежи, имеет доплата до прожиточного минимума. Нужна система, которая бы обеспечила молодых людей возможностями дополнительного заработка. В каждом вузе и колледже надо создать подразделение, занимающееся поиском работы для студентов, желающих подработать.

Необходимо увеличение численности молодых людей, поступающих учиться в вузы и ссузы. Воздействие на механизм создания рабочих мест заключается в создании предприятиям условий, в которых они хотели бы нанимать больше молодых работников. Здесь показателен опыт государств, где предприятия освобождались от социальных налогов, если они нанимали работников (молодых) на неполный рабочий день. Количество рабочих мест увеличивалось и могли быть заняты те, кто не имел возможности работать полный рабочий день. Это может стать актуальным в случае со студенческой молодежной занятостью. В данном случае появляется возможность приобретения и повышения практических навыков трудовой деятельности, реализуются творческие потенции молодежи, и удовлетворяется стремление к экономической независимости с повышением уровня дохода.

Эффективная политика адресной социальной защиты не может обойтись без оперативного мониторинга. Введение системы оперативного социального мониторинга по показателям социально-экономического развития, с целью принятия оперативных мер воздействия в быстро меняющейся социально-экономической ситуации, поможет значительно повысить эффективность и адресность социальной защиты и самой молодежной политики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ахметьянова, Римма Анасовна, 2002 год

1. Азаматов Д.М., Серегин A.B. Этические основы российской цивилизации. Учебное пособие Уфа, 2002. - 163 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. - 384 с.

3. Бестужев-Лада И.В. Молодежь и зрелость. М.: Политиздат, 1984. - 284 с.

4. Блинов Н.М. Активная жизненная позиция молодежи. М.: Молодая гвардия, 1980.-83 с.

5. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений: Автореф.дис. докт. соц. наук. М., 1993. - 55 с.

6. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: «Наука», 1973. - 155 с.

7. Быкова С.Н., Чупров В.И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой // Социологические исследования. 1991. - № 9.1. С.62-68.

8. Вишневский Ю.Р. Ценностные и социокультурные ориентации молодежи // Социологическое обозрение (информационно-аналитический сборник).- Екатеринбург, 1997. Вып. 1. - С. 35-39.

9. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил, 1995.-311 с.

10. Воробьев C.B. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

11. Воронков С. Г., Иваненков СЛ., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993. - 112 с.

12. Гарданов Р.Т., СадриевМ.М., Галин P.A. Совершенствование образования в условиях перехода к рыночной экономике (На материалах Башкирии).- М.-Уфа, 1994,- 166 с.

13. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.И. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. -1993. -№ 1. С. 123-126.

14. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н., Зайцева Т.А. Молодежь республики Башкортостан, ориентации в условиях политических и социально-экономических реформ. Уфа: Уфимск. нефт. техн. ун-т, 1995. - 84 с.

15. Гегель В.Г. Наука логики. Соч. М., 1937. - Т.З. - 374 с.

16. Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов. Челябинск, 1991. - 276 с.

17. Гордон JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. - № 8. - С.3-5.

18. Госкомстат России. Регионы России. Официальное издание. — М., 2000. -Т.2.-879 с.

19. Грищенко Ж.М., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социологические исследования. 1990.-№ 7. - С.94-97.

20. Громова Й.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. -№ 10. - 78-87.

21. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. - Т.З.- 555 с.

22. Данилов А.Д. Молодежь сегодня: самоутверждение через рынок (размышления над материалами социологических исследований) // Философская и социологическая мысль. -1993. -№ 2. С. 32-45.

23. Дорожкин Ю.Н. Идеалы и ценностные ориентации студенчества Башкортостана в контексте поиска современной социальной идеи в России // Сборник статей «Национальная идея народов России и Башкортостана». — Уфа: Пишем, 2000. С. 25-35.

24. Дюркгейм Э. Норма и патология. // Рубеж: альманах социальных исследований. 1996. - № 2. - С. 82-88.

25. Дюркгейм Э. Социология. Ее метод, предназначение / Пер. с фр. Гофмана А.Б. М.: Канон, 1995.-352 с.

26. Егоров В.К. Будущее молодежи: два пути. М.: Знание, 1986. - 64 с.

27. Егоров В.К. История есть смена поколений. М., 1986. - 224 с.

28. Заборова E.H. Молодежь и ее потребности // Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья. Березники,1994. С.23-31.

29. Завражин С.А., Харатонович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты // Социологические исследования. 1993. - № 8. -С. 55-57.

30. Заслова Л.А. Жизненные планы и ориентации молодежи разных типов школ // Образование: время перемен. Екатеринбург - Нижний Тагил, 1992. -С. 34-41.

31. Золотова И.К., Зуев А.Е. Молодежь на рыже труда // Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - С. 34-41.

32. Зобов P.A. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные. // Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2000. - С. 65-80.

33. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. - 142 с.

34. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. - №8. - С. 47-56.

35. Иваненков СЛ., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений // Credo. 1997. - № 6. - С. 12-20.

36. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социальнопсихологический анализ. Л., 1974. — 216 с.

37. Иконникова С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. - 31 с.

38. Иконникова С.Н. Теоретико-методологические проблемы анализа молодежного сознания и поведения // Социология молодежи. Книга 1. М.: Институт молодежи, 1995. - 186с.

39. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Отцы и дети: диалог или конфликт? Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2000. - С. 128-136.

40. Ильинский И.М. Опять отцы виноваты! // Диалог. 1997. - №7. - С.81-82.

41. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. -692 с.

42. Ильинский И.М., Бабочкин П.й. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Социум 1999. - 41 с.

43. Йонин Л.Г. "Социология культуры: Путь в новое тысячелетие. Учебн. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.431 с.

44. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 2000. -180 с.

45. Карпухин О.И. Проблемы самоопределения российской молодежи (опыт социологического анализа) // Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2000. - С. 60-64.

46. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. - № 12. - С.89-94.

47. Катаев С. Молодежь как социально-культурная общность в аспекте меж-поколенческих отношений. // Теоретические основания культурной политики. М.: РИК-М, 1993. - С. 256-258.

48. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколений. М.: Мысль,1998.-270 с.

49. Ковалева А.И. Российская модернизация и принудительная социализация молодежи //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.: «Социум», 1994.-С. 71-77.

50. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 352 с.

51. Коган Л.Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность. Екатеринбург, 1991. - 36 с.

52. Коган Л.Н. Молодежь, учеба, досуг. Свердловск, 1969. - 35 с.

53. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса Сб. статей «Молодежь: тенденции социальных изменений».- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. С. 6-33.

54. Кон И.С. Социология личности. М.: Изд-во полит, литературы, 1967. -383 с.

55. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования. 1978. - №3. - С. 76-87.

56. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1973. -64 с.

57. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, П.И. Лапина.- М., 1988.-238 с.

58. Культурные миры молодых россиян: три жизненных ситуации. Под ред. Добрыниной В.И., Кухтевич Т.Н., Туманова С.В. М.: Изд.-во Московскогоуниверситета, 2000. 224 с.

59. Лапин Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. М., 2000. -194 с.

60. Лисовский В.Т., Евдокимов А.Н., Мачульский А.И. Основы в концепции воспитания студентов. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999- 208 с.

61. Лисовский В. От поколения к поколению. Заметки социолога // Диалог.- 1994. № 7. - С. 83-89.

62. Лисовский В. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи. (По материалам социологических исследований). -М.: Мол. гвардия, 1969. 152 с.

63. Лисовский В.Т Духовный мир и ценностные ориентации молодежи. Учебное пособие. СПб., 2000. - 519 с.

64. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование. -1994,- № 5. С.11-17.

65. Лисовский В.Т. Диалектика преемственности поколений // Социология молодежи: Учебник/Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. - С. 106-124.

66. Маркс К. Социология. Сборник / Пер. с нем. Давыдова Ю.Н. М.: Канон пресс, 2000. - 432 с.

67. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. - Т.З. - М., 1955.-С. 7-544.

68. Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994.- 710 с.

69. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль, М.: Издательство Московского университета - 1994 -С. 121-146.

70. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. (Пер. с английского). М.: Наука, 1988. - 429 с.

71. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки. 1974. - № 3. - С. 61-66.

72. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий. / Редкол.: Гилязитди-нов Дж. М., Давлетова К. Ж., Дорожкин Ю. Н., Ешрышев С. В., Ширяев Л.А.- Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. 211 с.

73. Молодежь образование - рынок. Материалы и тезисы научно-практической конференции / Составители: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т.Екатеринбург, 1992. -145 с.

74. Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы. Науч. доклад. М.: Институт молодежи, 1992. - 245 с.

75. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С.12-18.

76. Молодежь в современном российском обществе: Науч. сессия Института молодежи, 22-23 февраля 1995 г. М., 1995. - 120 с.

77. Молодежь в условиях социально-экономических реформ // Материалы международной научно-практической конференции. / Ред. В.Т. Лисовский. Вып. 1-2. СПб., 1995. - С. 4-12.

78. Молодежь России на рубеже 90-х годов. В 2-х кн. М., 1992. - 386 с.

79. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу Московского представительства Фонда имени Ф.Эберта / Российский независимы институт социальных и национальных проблем. М., 1998. - 54 с.

80. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. - 151 с.

81. Молодежь России: социальный статус. В 6-ти вып. / Под ред. Чупрова1. В.И. М, 1992.-424 с.

82. Молодежь России: тенденции и перспективы. / Под ред. И.М. Ильинского. М.: Мол. гвардия, 1995. - 217 с.

83. Молодежь: будущее России / Ред. колл.: И.М. Ильинский (отв. ред.) и др.- М., 1995. -238 с.

84. Молодежный ренессанс: проблемы социализации молодежи / Отв. Ред. и составитель: Быстрицкий А.Г., Рощин М.Ю. М.: Наука, 1990. - 235 с.

85. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы.- М.: Политиздат, 1991. 287 с.

86. Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. М: Статистика, 1979. - 149 с.

87. Ортега-и-Гассет X. Проблема поколений // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М.: Наука, 1991. - 408 с.

88. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - 587 с.

89. Павловский B.B. Ювентология проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. - 304 с.

90. Парамонова С. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. - № 10. - С. 45-50.

91. Парсонс Т. Функциональная теория изменений // Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. - 880 с.

92. Положение молодежи и Российской Федерации: 1995 год: Доклад Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи правительства Российской Федерации / Гос. ком-т по делам молодежи. М., 1996. -292 с.

93. Поспелова Т.Г. Молодежь и проблемы семьи. // Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2000.1. С.236-253.

94. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. М.: .Мысль, 1984. - 325 с.

95. Преемственность поколений как социологическая проблема. / Отв. Ред. Москвичев Л. Г. -М.: Мысль, 1973. 295 с.

96. Рубина Л.Я., Знобищева Е.А. Пути поколения: завершающий этап исследования // Молодой россиянин ни пороге XXI века: социокультурное измерение: Сборник научных трудов. Н. Тагил: Нижнетагильский пединститут, 1996.-С.4-14.

97. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. - № 5. - С. 90-95.

98. Савва М.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования. 1992. - № 7. - С. 20-21.

99. Садриев М.М. Молодежь будущее страны! // Ватандаш. 2002. - С. 816.

100. Серегин A.B. Онтологические и шосиологические проблемы генезиса русского идеализма: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1999. - 23 с.

101. Серегин A.B. Аксиологические проблемы русского философского самосознания //Личность в меняющемся обществе. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. В 2-х частях. 4.2. Комсомольск-на-Амуре, 1998. -С.11-15.

102. Сибирев В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. - № 3. - С. 106-117

103. Слуцкий Е.В., Скомапцева И.В. Истоки и проблемы новой области знания ювенолоши // Гуманитарные науки. - 1999. - №1. - С. 89-97.

104. Социальные конфликты в современном обществе / Отв. ред. C.B. Пронин-М., 1993.-152 с.

105. Социальные конфликты в условиях переходного периода («круглый стол») // Социологические исследования. 1994. - № 4. - С. 33-35.

106. Социальные последствия реформ в Башкортостане / Под ред. Гилязит-динова Дж. М., Дорожкина Ю.Н., Ешрышева C.B. Т-2. -Уфа: изд-во УОП УЮИ МВД РФ, 2000. 225 с.

107. Социальный портрет молодежи. / Редколл.: Рубина Л.Я., Слепцов Н.С. -М., 1990.-42 с.

108. Социология молодежи. Для студентов Вузов. Волков Ю.Г., Добреньков В.Й., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. М.: Изд-во Феникс, 2001.-576 с.

109. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. -СПб., 1996.-460 с.

110. Социология молодежной культуры. Духовность провинции. Тамбов, 1996.-334 с.

111. Социологический энциклопедический словарь. / Под. ред. ОсиповаГ.В. -М., 1998.-939 с.

112. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С. 112-125.

113. Сулимова Т.С. Национальные ценности и ориентации российской молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. Россия, Москва,

114. Институт молодежи, 24-26 ноября 1993 года. / Ред. Криворученко В.К., Долгов B.B. М.: «Социум», 1994. - С. 60-64.

115. Супжов И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект ИП РАН, Екатеринбург, Деловая книга, 1999. - 610 с.

116. Статистический ежегодник РБ: статистический сборник Уфа, 1999.- 4.1.-150 с.

117. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. - 46 с.

118. Улицкий Я.С. Демографическое понятие поколения / Проблемы демографической статистики. М, 1959. - 251 с.

119. Урланис Б.Ц. История одного поколения: (Социально-демографический очерк). М., 1968. - 268 с.

120. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989. - 215 с.

121. Философский энциклопедический словарь. Под гл. ред. Ильичева А.Ф., Федосеева ПЛ., Ковалева С.М., Панова В.Г. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

122. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 456 с.

123. Харчева А. Г. Социология воспитания. М., 1990. - 356 с.

124. Ценностные ориентации современной молодежи. Аналитический обзор научно-исследовательских материалов. Уфа, 1993. - 140 с.

125. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. Россия, Москва. Институт молодежи, 24-26 ноября 1993 года. / Ред. Криворученко В.К., Долгов В.В. М.: «Социум», 1994. - 172 с.

126. Чаадаев П.Я. Философические письма // Россия глазами русского / Отв. ред. Замалеев Ф.А. Спб., 1991. - 465 с.

127. Черкасова Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде. Сб. статей Молодежь: тенденции социальных изменений. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. С. 149-166.

128. Чупров В.И. Концепция молодежной политики // Социально-политические науки. 1991. - № 3. - С. 30-42.

129. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. - № 3. - С. 93-106.

130. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. 1994. - № 6. - С. 50-56.

131. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994. - 231 с.

132. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве:проблемы и перспективы. М., 2000. - 187 с.

133. Шапко В.Т. Молодежная политика: социокультурное измерение. // Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение: Сборник научных трудов. Н. Тагил: Нижнетагильский пединститут, 1996. - С. 19-40.

134. Ширяев Л.А. Молодежь и культура. // Социально-экономическое положение молодежи в Республике Башкортостан: проблемы и перспективы. -Уфа, 1997.-2001,-С.81-87.

135. Энгельс Ф. Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии //

136. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. - Т.2. - С. 555-558.

137. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. - № 1. - С. 40-48.

138. Dilthey W. Über das Stadium der Geschieht der Wisseschaften von Menschen, der Gesellshaft und dem Staat. 1875. Abgebr. Ges.Sehr. Bd. V.

139. Feuer L. The conflict of Generations. The Character and significans of Student movement. New York, 1969. - P. 527.

140. Koklyagina L. A from school to work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe. Berlin, New York: Grueter, 1995. - P. 143.

141. Lipset S.M. Rebellion in the University: A history of student activism in Amerika. L., 1972. - P. 15.

142. Marias S. Generation. A historical method. Alabama, 1970. - P. 151.

143. Manheim К. The Problem of Generations // Manheim К. Essays on the sociology of Knowledge. L., 1952. - P. 376.

144. Roszak Th. The making of counter culture: Reflection on the Technocratic society and its Youthful Opposition. L.: Faber, 1971. - P. 201.

145. Reich Ch. A. The Greening of America. N.Y.: Random House, 1970. -P. 347.

146. Touraine A. Université et société aux États-unis. Paris, 1972. - P. 248.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.