Особенности развития культуры в многонациональном регионе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Мирзоев, Гасан Мамедалиевич

  • Мирзоев, Гасан Мамедалиевич
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 177
Мирзоев, Гасан Мамедалиевич. Особенности развития культуры в многонациональном регионе: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Краснодар. 1999. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Мирзоев, Гасан Мамедалиевич

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР

РОСТА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ П. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ШСЛЙ

РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЩОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА

ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

РАЗДЕЛ IУ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЫУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития культуры в многонациональном регионе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теш исследования. Национально-региональная политика - это понятие стало одним из ключевых для характеристики политического процесса в России в конце XX в. В условиях перехода системы от стандартизации и унификации - к многообразию и полифоничности растет интерес к региональной проблематике, затрагивающих все аспекты: социально-экономический, политический и особенно культурный. Происходит расширение субъекта культурной жизни за счет развития ассоциаций, движений, включенности в социально-культурное творчество различных социальных групп и усиление общественной значимости самодеятельных инициатив. Налицо взрыв регионального самосознания, ренесанс местных языков, обычаев культуры. Однако сегодня мы становимся свидетелями многих противоречивых последствий развития цивилизаций. Названные процессы не всегда идут в правовом поле, рождают иногда проявления сепаратизма и экстремизма. Объективные и субъективные причины глубоких противоречий в российском обществе проявляется не только в экономической, но и духовных сферах. Нарастает кризис национального самосознания, вызванный потерей социального идеала и разрушением основ национально-культурной консолидации, усиливается социальная, религиозная, этническая напряженность общества, что отрицательно сказывается на преемственности культурных процессов. В этой связи выдвигается необходимость глубокой и качественно новой динамики всех сфер человеческой деятельности в области культуры прежде всего. Она, в конечном счете, определяет характер и уровень нашей цивилизации.

Возрастание интереса к национально-региональной культуре народов, к их традициям, творчеству, литературе и искусству, народному образованию - закономерное явление и имеет глубокие социальные, культурные исторические корни. Поэтому важнейшей зада-

чей культурологической науки в настоящий момент является изучение процессов формирования и развития культуры народов России, пристальное и непредазятое изучение складывания российского многонационального государства. Проблема эта имеет и научный интерес, и политическую значимость в контексте разрушения СССР и трудностей в сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Центр пытается сформулировать региональную политику в современном ее понимании. В 1993 г. в России создано министерство по делам национальностей и региональной политике. Управление по делам территорий действует в составе Администраций Президента России. Одобрены и представлены на рассмотрение Президента РФ "Основные положения региональной политики в Российской Федерации". Поэтому так необходимы исследования процессов формирования и развития культуры народов иноэтничных территорий, входивших в границы российского государства. Национально-региональная культура представляет собой системное, многоуровневое и многоаспектное образование. Ее основная функция - воспроизводство культурной жизни региона, обеспечение преемственности регионального культурного процесса.

Проблема формирования и развития духовной культуры всегда была актуальной для многонационального государства. Особенно это относится к Дагестану, занимающему в истории своеобразное место. Народ Дагестана был связан с Россией и русским народом многовековыми узами, уходящими в древность в средине века. В ХУ1-ХУШ вв. в Дагестане усилилась ориентация на Россию, шел сложный и продолжительный процесс добровольного вхождения их в состав Российского государства. Несмотря на политику господствующих классов оно было явлением прогрессивным. Кризис в России крепостнической системы привел к реформе 1861 года. Сложились более благоприятные

предпосылки взаимовлияния культур России и Дагестана, Исключительная пестрота и дробность этнического состава населения и многоязычие населения этого» в то же время целостного историко-этнографического района, предопределили сложность национальных процессов национального возрождения народов, населяющих сравнительно небольшой край.

Духовная жизнь народов Дагестана рассматривается с учетом переломных процессов как всей России, так и народов Северного Кавказа. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью осмысления новых явлений в духовной жизни региона. Учет культурного контекста становится решающим условием успешности системных социальных нововведений и модернизации.

Степень разработанности проблемы. При разработке данной темы автор учитывал широкий спектр культурологических исследований, включая значительный круг философских теорий, тяготеющих к методологии. В этом плане необходимо назвать работы крупных западных исследователей самых различных направлений: А.Моль,И.Гер-дер, М.Хайдегер, К.Юнг, А.Дк.Тойнби, Э.Кассирер, Ортега-М,-

т

Гассет X., А.Уайтхед .

Применяемые ими методы позволили обеспечить исследование многоплановости и многообразия культурологического процесса.

Как свидетельствуют культурологи, процессы в сфере культуры в последние годы в развитых странах Европы и Америки стали одной из десяти важнейших мегатендентдий развития общества на пороге

XXI века2._

т

Моль А. Сопиодинамика культуры.-М.:1973;Гердер И.Идея к философии истории человечества.-м.:1977;Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.-М.,1992;Тойнби А. Постижение истории.-М.:1992; Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в заладной философии.-М.:1990;Ортега-И.-Гассет X. Эстетика.Философия культуры.-М.:1991; Уайтхед А. Избранные работы по философии.-М.:1990.

2 Несбит Дк.,Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы.Мегатенден-ции: Год 2000.Десять новых направлений на 90-е годы.-М.-Республика.-1992.

Культура,как своеобразный духовный цемент общества, привлекает к себе все большее внимание исследователей в России.Философский фундамент для данной диссертации представляют работы таких известных отечественных философов,как Ю.Н.Давыдов, М.К.Мамарда-

швили, Б.С.Гершунский, П.С.Гуревич, В.Д.Выготский, М.С.Каган,

I

В.В.Сильвестров, В.Д.Шадриков .

Культура, несомненно, оказывает определяющее воздействие на выход из социального, экономического,в известном смысле, духовного кризиса, которые в последние годы переживает Россия. Об этом

именно говорили участники "Круглого стола"»состоявшегося в журна-

р

ле "Вопросы философии" .

Специально необходимо отметить работы,которые переносят изучение темы в исторический план социально-культурного развития или обосновывают методологически важные отправные позиции интересующей нас темы. Это,прежде всего»работы В.М.Межуева, Р.Арона, К.Яс-

о

перша, П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдова, А.С.Ахиезера,В.А.Артамонова .

Широкие психологические основы для проведения исследования составляют также работы Р.С.Немова, С.Л.Рубенштейна, А.Г.Асмоло-

т

Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры.-М.:1980; Мамарда-швили М.К. Наука и культура//Методологические проблемы историко-научных исследований.-М.:1982; Гершунский B.C. Философия образования для XXI века.-М.:1998; Гуревич Г1.С. Философская антропология.-М. :1997; Выгодский В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М.:1993; Каган М.С. Философия культуры.-СПБ.: 1996; Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.-М,:1990; Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М.:1993. о

Духовность, художественное творчество,нравственность// Вопросы ; философии.-1996.-№2.-С.3-40.

^ Межуев В.М. Культурология и философия культуры//Культуро-логия сегодня: основы, проблемы, перспективы/РАУ.-М. :1993; Арон Р. Этапы развития социологической мысли.-М.:1993; Ясперс К. Истоки истории и ее цель.-М. :1991; Гайденко ПЛ. .Давыдов Ю.Н. История и рациональность.-М.:1991: Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Ч.1-3.-М.:1991; Артамонова В#А. Националь-най характер и история.-М.:1995.

ва, Ю.К.Баб&нского, ЮЛ.Азарова, А.Н.Леонтьева, Е.Ф.Рыбалко, т

Й.Б.Гриншпун .

К сожалению, в философской, исторической, культурологической и психологической литературе вопросы национально-региональной культуры рассматриваются лишь косвенно. При этом автор опирался и на те работы отечественных исследователей, которые в самом широком плане рассматривали становление культурологии как научной отрасли знания и методологии процессов духовной жизни:

В.Библер, В.Ерасов, Л.Коган, Э.Соколов, В.Розин, А.Арнольдов,

о

Л.Ионин, Э.Маркарян . Благодаря научным изысканиям названных авторов выработан обширный понятийный аппарат, появилась возможность рассмотрения духовной культуры в регионе как самостоятельного предмета исследования.

Следует подчеркнуть имена отечественных исследователей, в работах которых выявлены историко-культурологические аспекты теории и практики сохранения и развития культур малых народов, автономных государственных образований, позволяющие увидеть широкий региональный фон. Речь идет о работах И.Фролова, Б.Григоряна, Ю.Бромлея, В.Бабкова, В.Глазычева, С.Валентей, И.Илларионова, А.Дружинина, А.Каменец, О.Карпухина, А.Никулина, А.Пана-рина, И.Мигульского.

т

А Немов P.C. Психология. В 2-х т.-М. :1994; Рубенштейн СЛ. Основы обшей психологии. В 2-х т.-М,:1989; Асмолов А.Г. Психология личности.-М.:1989; Бабанский Ю.К. Недагогика.-М.:1988; Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М.:1985; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.-М.:1983; Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-Л.:1990; Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.:1994.

^ Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.-М.:1991; Ерасов Б.С. Социальная культурология.4.1,2.-м.:1994; Коган Л.Н. Социология культуры.-Екатеринобург.:1992; Соколов Э. Понятие, сущность и основные функции культуры.-Л.:1989; Розин В.М. Введение в культурологию.-М.: 1994; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.-м.: 1972; Маркарян Э. Теория культуры и современная наука.-

Отличительной особенностью работ этих авторов являются конкретность, ощущение тесной связи явлений и факторов, предопределяющих развитие и функционирование культуры, анализ критериев, направленности и периодизации ее динамики.

За последние 5-6 лет из печати вышел ряд крупных обобщающих трудов, учебные пособия, определяющие основные направления культурологии. Эта учебная дисциплина и научное направление собрала многих интересных исследователей, выступающих с различными

I

трактовками предмета . Здесь поднимаются вопросы, связанные в первую очередь с уточнением задач культурологического направления, его место среди других видов научной и практической деятельности, его специфики, возможностей.

Однако, применительно к теме диссертации названные работы вряд ли стоит считать историографическими фактами: в первом случае ввиду их узкой направленности, во-втором - ввиду чрезмерной обобщенности и в третьем - ввиду фрагментарности.

В последние годы защищено немало кандидатских и докторских

2

диссертаций по региональной проблематике , Но в большинстве из них привилегия отдавалась изучению формирования и развития вопросов управления, не затрагивая процессов духовной жизни.

Если социально-экономические и политические исследования регионов представлены в отечественной литературе довольно широко,

т

Культурология XX в, М.:Юриет,1995; Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы.-Введение в культурологию.-М.: 1993: Введение в культурологию.-М.:1995; Немировская Л,3. Культурология. История и теория культуры.-М.:1992; Введение в культурологию. Курс лекций.-М.:1993; Культурология.Под науч.ред. Г. В, Драга. Ростов-на-Дону "Феникс" ,1997; Культурология. Г1од ред. Н.Г.Багдасарян.-М.:1998.

^ Желтов М.В. Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор: Авторе!?.дис. .. .канд.социол.наук. Кемерово,1997; Смирнова М.В. Политические отношения "центр

региональ-

то проблема современной российской культуры - значительно беднее* .

В ходе энергичного процесса переосмысления истории государства происходит освобождение от догматических схем истории культурного строительства в национальных образованиях, поднимаются вопросы, ранее вообще не ставившиеся философской исторической наукой.

Глубокое теоретическое осмысление региональная проблема по-

2

лучила в работах И.И.Горловой и Е.В.Морозовой .

Научный труд И.й.Горловой раскрывает актуальные проблемы культуры, культурной политики, пути ее реализации на федеральном и региональном уровнях в России 90-х годов XX столетия. В специальном разделе освещен опыт подготовки специалистов культуры для Северного Кавказа.

Работа Е.В.Морозовой посвящена проблеме политической регио-нолистике. В ней исследуется общее, особенное и единичное в региональных политических культурах ряда стран» в том числе и России.

ном управлении: Автореф.дис. ...канд.полит.наук.М.:1994; Бирюков С.В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления: Автореф.дис. ...канд.политич.наук. Кемерово,1997; Утяшов М.М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе (Опыт регионального исследования): Автореф.дис. ...д-ра социол.наук. М.:1995; Доленко Д.В. Территориальное устройство общества и политическая власть: Автореф.дис. ...д-ра полит, наук. М.:1995.

* Карпухин О.й. Культурная политика государства: региональный аспект//Северо-Кавказский регион.Общественные науки. 1996.-№ 2; Сущий С.Я. Пространство российской культуры.-Ростов-на-Дону, 1995; Сущий С.Я.»Дружинин А.Г» Очерки географии русской культуры.-Ростов н/Д,1994; Денисов Н.Г. Культура региона: наследие и современные гшоблемы//Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996.-№2; .Вдаитриевская Н.Ф., Дмитриевский Ю.Д. География культуры и новое политическое мышление//География, политика и культура.-I.:1990; Давыдова Н.М. Региональная специфика сознания роеейян//Общественные науки и современность. 1997.-М.

2 Горлова И.й. Культурная политика в современной России: Региональный аспект.-Краснодар.:1998; Морозова Е.В. Региональная политическая культура.-Краснодар,1998.

Особую теоретическую значимость для исследования специфических региональных проблем имеют работы Дагестанской культурологической школы - Г.Г.Гамзатова, А.-Г.С.Гаджиева, В.Г.Гаджиева,

Р.Г.Абдулатипова, М.А.Абдулаева, В.Б.Виноградова, М.Г.Магомедова, Т

Р.#.Юеуфова . Основное содержание этих работ составляет рассмотрение духовной культуры, как части общественной жизни региона,ее исторической динамики и структуры.

Среди огромного количества работ, где затрагивается проблема культуры Дагестана второй половины XIX века, базирующихся на

письменных и архивных источниках, особо выделяются специальные

о

Обобщающие труды . Материалы, рассмотренные авторами, позволяют представить исторический фон, на котором происходило развитие культуры.

Следующая группа научно-исследовательских работ связана с развитием национальных отношений. В них рассматриваются концепции формирования и развития культуры в регионе^. Подобного рода

т

Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность.-Махачкала,1982: Его же. Преодоление, становление, обновление.-Махачкала.:1986; Гаджиев А,-Г.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры.-Махачкала.: 1966; Гаджиев В.Г. Новые источники по истории Дагестана XIX в. //Из истории дореволюционного Дагестана.-Махачкала,1965; Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целост-ность//Научные мысли Кавказа.:1995.-№1; Абдулаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.-Махачкала,1968; Виноградов В.Б. Новое о периодизации в характере грузино-северокавказских историко-культурных связей (до начала XX в.)-Тбилиси.:1964; Магомедов М.Г, Живая связь эпох и культур.-Махачкала.:1990; Юсуфов г.Ф. Дагестан и^щсская литература конца ХУШ и первой половины XIX вв.-М.:

•о

Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.-М.:1971; Магомедов P.M. История Дагестана.-Махачкала,1961; Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана.-Махачкала, 1994: шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана.-Махачкала, 1964; История народов Северного Кавказа (конец ХУШ - 1917гг.). М.:I988.

о

Актуальные проблемы развития национальных отношений интернационального и патриотического воспитания.-М.:1988; Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа.-Орджоникидзе.-1988; Саламов В.Г. Горские народы: расцвет и сближение.-Орджоникидзе.-1975.

работы дают место и для критического анализа оптимистических прогнозов судьбы национальных образований и их культурного развития.

Особенностью историографии является интенсивное изучение социальных проблем и социальной политики. Некоторые работы имеют прямое отношение к исследуемой проблеме, поскольку в них отражены экономические, социально-политические м культурные процессы в т

Дагестане . Материалы, имеющиеся в этих публикациях, раскрывают многие важнейшие социальные проблемы и позволяют судить о переменах в жизни отдельных народов, проживающих в регионе. Своим содержанием, общей направленностью авторских выводов они облегчают всесторонний анализ протекаемых процессов культурного развития региона в целом. Однако следует заметить, что в этот период зачастую проявлялись элементы лакировки исторической действительности, многие процессы рассматривались схематически с привлечением тенденциозно отобранного фактологического материала, без достаточного анализа специфических особенностей региона, без учета реальных нротйворечий жизни Сев еро-Кав каз с кого региона.

Значительно возросло внимание ученых в изучении роли национальной интеллигенции, вкладе русской интеллигенции в науку,иро-

2

сведение, здравоохранение Дагестана . т

А Социально-экономические и культурные преобразования в Дате с тане. -Махачкала, 1698; Социальные отношения у народов Северного Кавказа.-Орджоникидзе,1978; Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула.-М.:1965; Общественный строй союзов сельских обшин Дагестана ХУШ - начала

XIX вв.Сб.статей.-Махачкала; Хатаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX в.-М.:1961; Шихсаидов А.Р. Дагестан в Х-Х1Х'вв. (Опыт социально-экономической характеристики).-Махачкала,I97ö.

2 Гаджиев A.C. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана.-Махачкала,1964: Магомедов P.M. Россия и Дагестан. -Махачкала, 1987; Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенпии в Дагестане (вторая половина XIX - начало

XX вв.)-Махачкала,1973; Гаджиев В.Г.ДЫкман A.M. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев- Дагестана и Чечни.-Махачкала,1972; Каселев Э.Ф. Проблемы просветительства и становления реализма в литературе народов Дагестана. Автореферат дркт. дис.-Тбилиси,1976;-Дагестан в русской литературе.-МахачкалаТ!980.

Эти работы в значительной степени повлияли на формирование авторской концепций.

Многосторонний вклад декабристов в культуру и науку Кавказа и Дагестана в частности рассматривается в трудах Алексеева МЛ1. Васильева В., Кбтляревского Н., Нечкиной М.В., Марлинского А.А.,

т

Петровой В.Ф., Попова А.В., Орлика О,В. . Их оценки в отдельных моментах не утратили убедительности вплоть до сегодняшних дней.

Некоторый фактический материал по вопросам народного образования, развития различных типов учебных заведений автор почерпнул из исторических трудов Каймаразова Г.Ш., Йсмаилова А.Р., Казубского Е., Фаяфоровского С., Услара П., Хасбулатова Ш., Ру-„аковаВ., Оиарова С.М.2.

Несмотря на такой широкий спектр научных исследований трудно назвать работы, в которых в наибольшей степени специально бы выделялись культурологические проблемы, как основание для типологического различия культур.

Определенное влияние на духовную жизнь Кавказа и Дагестана, в частности, оказали русские писатели и поэты, что нашло отраже-

Алексеев М.П. Этюды о Марлинском.-Иркутск, 1928'»Васильев В. Бестужев-Марлинекий на Кавказе.-Краснодар,1939; Котляревский Н. Декабристы Одоевский, А.Бестужев-Mapлинекий на Кавказе.СПб,1907; Нечкина М.В. А.С.Грибоедов и декабристы.2-е изд.-М.:1977; Бестужев-Марлинский A.A. В 2-х т.-М, :ГиХ1,1958: Лашинский (Бестужев). Письма, из Дагестана.Полн.собр.соч.-Т.2.-СПб,1834: Петрова В.Ф. Бестужев на Кавказе.-Дон, 1984.-№2; Попов A.B. Русские писатели на Кавказе. А.А.Бестужев-Марлинский.-Баку,1964. Он же Декабристы литературы Кавказа.-Стазрополь,1963; Орлик О.В. Декабюйсты и внешняя политика России.-М. :1984.

^ Каймаразов Г. IL Просвещение в дореволюционном Дагестане.-МахачкалаЛ989; исмамлов А.Р. Дагестан - республика сплошной грамотности.-Махачкала,1968; Козубский Е. Историческая записка о~в;етэвом десятилетии Темир-Хан-П1уринекого реального училища.-Потэт-Петровск ,1890; Фарфор ов с кий С. Дагестанская мусульманская школа. IMH11 (журнал министерства народного просвещения) ,1915, ноябрь: Уела,т) П.К. 0 распространении грамотности между горцами.-ССКГ.-Вып.3.-Вып.4,Тифлис,1870; Хасбулатов 1.Д. Народное образование в Дагестане.-Махачкала,1958; Рудаков В.Е. Учебно-литературная деятельность Н.В.Дубровина.Исторический вестник,август, 1904; Омаров С.М. Женское образование в Дагестане.-Махачкала, I960.

нме в работах Далгат У.Б.»Иванова Т., Опульского А., Попова А.В.,

I

Ханмурзаева Г.Г., Эйхенбаумана. Б., Юсуфова Р.Ф.

Вопросы зарождения дагестанской литературы, формирования писательской интеллигенции из представителей всех народов Дагестана рассматриваются в опубликованных работах Асокова и., Вагабо-ва Ф. ,Вагидов& А., Дадаса Г., Гамзатова Г., Корзун В., Кассиева

о

Э.Ф., Мусханова Г., Османова М., Халидова М., Юсуфова Р. .

В научной и научно-популярной литературе, изданной в дореволюционное и советское время, нашли отражение вопросы зарождения

3

и развития различных видов искусств в Дагестане .

Богатство источникового материала, позволившего построить работу на данных общественного быта, не помешало автору привлечь сведения о театральной и музыкальной жизни, сделать соответствующие сопоставления, уловить общие тенденции в развитии художественной жизни (в ее широком значении) Дагестана.

т

Далгот У.Б. Л.Н.Толстой и Дагестан.-Махачкала,i960; иванов Г. Лермонтов на Кавказе.-М.:1968; Шульский А. А.Н.Толстой на Кавказе.-Орджоникидзе,1960; iiOiiOB A.B. Русские писатели на Кавказе .-Баку,1949; Ханмурзае.в Г.Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане.-Махачкала,1986; Эхейнаум Б. Толстой на Кавказе.~М.: 1962; Юсуфов Р.Ф. Русский/романтизм начала XIX в. и национальные культуры.-М.:паука,1970.

2

Асоков и. Культурное наследие и советская поэзия кумыков.-Махачкала,!©70; Вагатов Ф. Формирование лезгинской национальной

и поэмы.-Л.:195В; Гамзатов Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода.-М.:1982; Корзун В. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период;.-Грозный,1966; Кассиев Э. Очерки лакской дореволюционной литературы.-Махачка-ла,1959; Османов М. Сборник ногайских и кумыкских песен.-СПб, 1883; Халидов М. Малые дидактические жанры аварского фольклора.-Махачкала,1974; Юсуфов Р. Многонациональная литература народов Даге с тана.-Махачкала,1973.

^ Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана.-Махачкала,1989; Песни горцев.-М.:1939: Художественная культура Дагестана.-Махачкала,1987; Зиссерман А.З. 10 лет на Кавказе.-СПб,1854; Он же. 25 лет на Кавказе (1842-1867).-СПб.-1879.

В центральных и местных издательствах изданы труды, анали-

т

зируюшие общественную мысль рассматриваемого периода .

Многие данные, характеризующие материальную культуру и быт

народов Дагестана, почерпнуты автором из этнографических иссле-2

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Мирзоев, Гасан Мамедалиевич

ЗАКЮЧЕНЙЕ

Одной из важнейших задач культурологической науки в настоящий момент является пристальное и непредвзятое изучение складывания российского многонационального государства, Проблема эта имеет и научный интерес, и политическую значимость в контексте разрушения СССР и трудностей в сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации,

Проблема становления, формирования духовной культуры всегда были актуальны для многонационального государства. Особенно это относится к Дагестану. В четырехвековой истории становления роееийско-кавказекого единства данный региод занимает своеобразное место. История Дагестана является часть© истории Кавказа и тесно связана с историей соседних народов.

В рассматриваемый период (1860-1900 гг.) сложились предпосылки взаимовлияния культур России и Дагестана. Анализ культурных процессов тог© времени дает возможность лучше познать ду-хевное и нравственное богатств© дагестанских народов, углубляет наши познания © развитии социальных,культурных и политических связей Дагестана и России. Здесь параллельно развертывались два процесса - национальной консолидации малых народностей и этнических групп Дагестана вокруг родственных им нар©дн©стей, с одной стороны, и все более интенсивно развивающаяся тенденция к общедагестанской национальной консолидации.

Исследование опыта основных тенденций развития национальной культуры и национальн©г© сознания народов Дагестана представляет значительный научно-те©ретический и практический интерес, иб© в многонациональном в миниатюре происходят те процессы, которые характерны для многих народ©в, входящих в Российское государство.

Исходя из принципа диалектического единства национального и общечеловеческого в культуре, процесс совершенствования межнациональных культурных отношений представляется, как динамичное во многом противоречивое взаимодействие между иммунитетом и менталитетом ядра культуры этносов.

Методология данного процесса подразумевает взаимодействие как объективных, так и субъективных факторов, обеспечивающих процесс культурной интеграции. К объективным следовало бы отнести следующие основные саморегулирующие факты, обуславливающие свободное саморазвитие различных культур. Это цивилизованная общность стоящих на одной ступени развития народов и их ценностей, в том числе религиозных; этнокультурные ценности конкретных наций; культурное многообразие внутри данного национально-территориального образования; индивидуальная культурная ориентация и самореализация человека. Объективные факторы определяют поле культуры и его содержательную основу.

Субъективные факторы включают в себя международное культурно-правовое строительство, обеспечение информационных, экономических, социальных, политических и правовых условий для культурного развития и интеграции на конкретном государственно-национальном и региональном уровнях.

Разумное сочетание объективных и субъективных факторов создает предпосылки для формирования адекватной системы информации глобального масштаба, выбора и идентификации ее эффективных средств, методов, путей в области совершенствования межнациональных культурных отношений. Она могла бы стать своеобразным реактивом, детерминирующим иммунитет ш менталитет национальных культур.

Совокупность и интеграция выводов и положений данных наук позволяют обеспечить культурологический подход к рассматривавмвд проблемам. Конкретным эмпирическим материалом выступают формы и содержание в области народного образования, литературы, искусства, культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, их формирование и развитие во 2-й половине XIX века.

В диссертации учтены концепции, ориентированные на устой > чивое социальное развитие, активное взаимодействие и формирование корпоративной культуры общества, повышение его ответственности за создание оптимальной духовной среды с учетом традиций народов Дагестана и особенностей региона.

В 1866-1900 гг. в Дагестане значительно увеличилось количество школ, выросло число обучающихся в них детей. Развитие экономики региона требовал© значительного увеличения числа грамотных людей, могущих обслуживать произведете©. Население убеждалось в преимуществе светских школ перед религиозными, поэтому стремление к обучению детей в них все более усиливалось.

Дагестанцы, даже самые глубокие старики, писал Г.Амиров, поняли значение русской культуры, русского языка и вопреки обычаям предков, вопреки требованиям религии посылали детей учиться. Для Дагестана светские школы сыграли объективн© прогрессивную роль. Несмотря на ограниченность программы и большие педагогические и организационные пороки, дореформенная светская школа стояла неизмерим© выше школ религиозных: она давала учащимся полезные знания и навыки, в них дети г©рцев усваивали русскую грамоту и язык, служившие основным средством приобщения местного населения к передовой русской культуре. Для горцев открывался путь в учебные заведения, из их среды появлялись деятели культуры и науки. С ростом образования росл© и национальное самосознание, развивался интерес народвв Дагестана к своим историческим корням. Широкий показ мног©гранной работы за грамотность, а также трудностей, которые приходилось преодолевать, восполнял, на наш взгляд, некоторые проблемы в истории Дагестана в целом.

В период от присоединения Дагестана к России до завершения Кавказской войны в Дагестане выдвинулись талантливые ученые, поэты и писатели, которые были связаны с жизнью народа и в своих произведениях выражали их нужды, помыслы и стремления.

После завершения Кавказской войны в общественно-политической мысли народов Дагестана выступают два главных и враждебных друг другу направления: реакционное феодально-клерикальное и прогрессивное народно-демократическое.

Борьба между феодально-клерикальным и прогрессивными направлениями шла по таким коренным общественного развития, как отношение к общественному строю и классам Дагестана, отношение к Ресеии и ее культуре, о путях развития Дагестана, отношение к религии, к женщине, к земной жизни.

Идеологи феодально-клерикальных кругов в своем большинстве были против вхождения Дагестана в состава России.

Основной причиной этого было то, что Россия ликвидировала самостоятельность ханов (ханское правление), лишило духовенство ряда привилегий и т.д.

Идеологи феодально-клерикальных кругов воспитывали у горцев фантазии и отвращение к земной жизни. Против феодально-клерикальной идеологии, господствовавшей в Дагестане, выступает развивавшаяся и все более проникавшая в умы и сознание передовых людей прогрессивная народно-демократическая идеология. Она не была однородной, делилась в свою очередь на примитивно-крестьян-ско-демократическую и на умеренно-буржуазно-демократическую.

Хотя передовые поэты, ученые и мыслители Дагестана второй половины XIX в. подходили к явлениям общественной жизни с позиций идеализма, тем не менее ©ни в ©сновнем правильно объясняли многие явления общественной жизни, хотя не сумели подняться до научного понимания их. Своими произведениями и деятельностью ©ни оказали серьезное влияние на последующие развитие общественно-политической и культурологической мыели народов Дагестана.

Вхождение Дагестана в состав Рессии наложило отпечаток на русскую культуру - литературу, искусство, ©бщественную мысль, -расширил© гориз©нты познания, внеся© мощную струю новых впечатлений в жизнь народов Кавказа, их материальной и духовной жизни.

Кавказу и Дагестану посвятили свои замечательные произведения А.С.Пушкин, А.А.Шишков, А.А.Бестужев-Марлинский, И.Ю.Лермонтов, В.И.Даль и другие.

На Кавказе ссыльные декабристы и русские писатели узнали гордый и независимый дух горских народов, их храбрость и ©тва-гу, бесстрашие перед смерть© на поле боя, верность дружбе и обычаям, гостеприимство, поэтические предания горцев, их песни, пляски, художественное ремесло. Все эти впечатления будили уважение и симпатии к горским народам, усиливали романтические порывы русской общественной мысли, литературы, музыки, живописи, плененной могучею кавказской природой. Существенным ©браз©м это сочувствие стало проявляться е формированием русского рабочег© класса.

Дагестанцы сражались плечем к плечу с русскими солдатами в русско-турецкой войне в 1877-1878 гг. Победа русских в©йск в эт©й войне сп©с©бств©вала ©св©б©ждению ©т султанского ига народов Закавказья, Румынии, Болгарии. 3-й Дагестанский полк за взятие Карса был награжден Георгиевским знаменем.

В ходе совместной жизни в рамках одного государства между трудящимися разных национальностей постепенно преодолевалась былая национальная разебщеннесть, они стихийно начинали познавать общность своих интересов. Дружба русского и дагестанких народов развивалась и укреплялась» несмотря на огромные исторически сложившиеся трудности.

Мзвеетные ученые-путешественники, лннгвиеты, востоковеды, писатели и поэты своим вниманием и отношением к горским народам вызывали чувства дружбы и симпатии к русскому народу, приобщали горцев к прогрессивной русской общественной мысли. Под благотворным влиянием русских писателей, ученых происходило формирование мировоззрения большинства представителей горской интеллигенции, а наиболее талантливая ее часть приобщались к научной деятельности.

Собранный обширный и разносторонний материал, многочисленные научные труды по истории, культуре дагестанских народов, вышедшие в свет во второй половине XXX - начале XX вв. являются большим вкладом прогрессивной русской интеллигенции в изучение истории, этнографии, языков Дагестана.

Образы Дагестана внесли новые мотивы в русскую живопись. Замечательными творениями являются рисунки и картины поэта М.£. Лермонтова, полотна художников §»А.Рубо, I.A.Лансере, В.В.Верещагина, созданные во второй половине XIX века.

Все более решительно в защиту прав народов Дагестана выступали великие русские революционные демократы А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.

В пореформенный период в художественном мышлении большинства народов Дагестана продолжают преобладать средневековые каноны. Процесс вытеснения старой литературы только начинался и поэзия нового времени, возникая из старых жанров, еще не в силах потеснить беспредельно владеющие вкусами горских тружеников эпос и народную песенную лирику. Во второй половине XIX в. светское направление литературы складывается в основном под воздействием русской и восточной классики. Традиции и достижения русской литературы развивали талантливые выходцы из горцев, которые учились в русских школах. Они стали зачинателями новых жанров и направлений и обратились к изображению действительности с критической точки зрения. Литература народов Дагестана - это близкородственные литературы, каждая из которых решала свои задачи и имела своих создателей - поэтов и писателей.

Исследование лирических жанров фольклора народов Дагестана в историк©-культурологическом плане показывает ряд общностей, сходств, выявляет много одинаковых жанровых ©с©бенн©стей, проявляющихся в образной системе, композиции, сюжетных ситуациях, изобразительно-выразительных средствах.

Сравнительный анализ показывает, что значительная общность фольклора наблюдается у тех народов, которые живут п© соседству и говорят на одном и том же языке или сходных языках. Среди обшедагестанског© регионального единства выделяются микрорегиональные общности, которые проявляются в духовней культуре. С этой точки зрения можн© говорить о "Горско-дагестанской традиции (аварцы, даргинцы, лакцы), южнодагестанской традиции (лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы) и тюркоязычной традиции (кумыки, нагайцы, отчасти - азербайджанцы)1*. Внутри этих традиций можн© выделить также и еще более узколокальные единства произведений устно-поэтического творчества, йног© единого в фольк-л©ре аварцев и народностей аварской группы языков, лезгин и народностей лезгинской группы языков. В еще более мелких регионах, находящихся на территории, где говорят на одном языке с рядом диалектов, наблюдаются диалектные локальные ф©лькл©рные единства. У народов, говорящих на ©дн©м языке или живущих п© соседству, ввиду сходства общественнег© развития межет быть мнег© точек соприкосновения и одинаков©© художественнее мышление.

Календарно-песенная культура народов Дагестана - классическое национальное наследие* Она, являясь откликом на строго приуроченные календарные явления, представляется ярким художественным памятником многих столетий и живым отражением мировоззрений земледельцев прошлых времен.

Среди народных певцов и еказителей - ашугов появляется новый тип исполнителей таких, как бежавший из Сибири и сочинявший пеени политического характера кумык Мрги-Казак и лакец Будугал-Муса из Кумуха, также ссылавшиеся в Сибирь. Устное творчество горцев продолжало развиваться в формах эпических жанров (исторические легенды и пеени, волшебные и социально-бытовые сказки, СКдЗКИ о животных) и лирических произведений (календарно-обрядовые песни, любовные песни, детские песни, обрядовые-колыбельные, свадебные, пеени-оплакивания). Горцы высоко ценили народных острословов« мастеров смеха и шуток, меткого слова. "Хорошее слов© стоит скакуна" - гласила горская пословица. Органически вплетались в фольклор горцев крылатые поговорки и пословицы. Во второй половине XXX в. происходило дальнейшее развитие и распространение исторических песен. У аварцев ведущим жанром были лирические песни.

Анализ источников и литературы дает достаточно полнее представление об общем и национально-специфическом в обрядах и обрядовой поэзии народов Дагестана, помогают научно осмыслить такие важные фольклорные явления, как генетическое родство, контактные взаимовлияния, типологическая общность, национальное и микрорегиональное единство, а также своеобразие в исторической эволюции жанров и поэтики.

Культурологический синтез отправляется от антрополегичееких перспектив анализа личности, предполагает изучение психологических механизмов культурной регуляции индивида. Личность аккумулирует в себе все многообразие культуры, вырастающей на основе социокультурных задатков в процессе человеческой деятельности. В этом случае речь идет о единстве материальной и духовной идентификации личности, о деятельностных основаниях подобной социальной идентификации. Культура при этом предстает как саморазвивающийся, самовоспроизводящий себя в развитии личности организм.

Усиление межрегионального общения народов Дагестана, рост обмена культурными достижениями, взаимовлияние и взаимообогащение культур способствовали дальнейшему развитию ранее сложившейся общности их духовной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Мирзоев, Гасан Мамедалиевич, 1999 год

список

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ I, Монография.Сборники «Публицистика

1. Абакаров #.0. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала,1963.

2. Абдулатипов Р. Заговор судьбы.Ия.Мет.-Публистич.повесть в очерках и документах.-М.:Славянский дилог,1998.-319с.

3. Абдулатипов Р. Заговор против нации. Национальное и националистическое в судьбах народов.-Санкт-Петербург, Лениздат, 1992, 192с.

4. Абдулатипов Р., Кадиев 3. Русско-дагестанские межнациональные отношения.Исторические очерки.-Махачкала,1990.-128с.

5. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность//Научные мысли Кавказа.-1995.~№1.-С.55-58.

6. Абдулатипов А.-К.-Ю. Литература права жизни.-Махачкала,1984.

7. Абдуллаев М. Мыслители Дагестана XIX и начала XX вв.-Махачкала,1963.-266с.

8. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана.-Махачкала,1986.

9. Абдуллаев М. Мыслители Дагестана XIX и нач.XX вв.-Махачкала, 1968.

10. Абдуллаев М.А. Некоторые методологические особенности изучения реформаторско-просветительских течений общественно-философской мысли Северного Кавказа//Методологические проблемы изучения истории общественной мысли народов России конца XIX - начала XX вв.-Казань,1990.

11. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.-М.:1987.

12. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.-Махачкала,1968.

13. Абдурахимов М.А. Роль нравственного долга в семейно-бытовой морали//Социологический сборник,-Махачкала,1970.

14. Авилов А. Очерки советской культуры народов Дагестана.-Махачкала,1959.

15. Авксентьев А»В» Ислам на Северном Кавказе.2-е Изд.-Ставрополь, 1984.

16» Агоев А.Г. Етим Змин»-Махачкала,1958»

17. Агоев А.Г. Социалистическая национальная культура.-М. Политиздат,1974.

18. Аганов Ф.А. §изическая культура и спорт у горных народов Северного Кавказа»-Махачкала,1971.

19. Агулы.Сб.статей»-Махачкала,1975.

20. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX - нач. XX вв.-М.:Наука,1973.

21. кщнев A.M. Героико-исторические песни кумыков .-Махачкала, 1971.

22. Адаиев A.M. Кумыкская народная поэзия. (Вопросы типологии и связи в историческом освещении).-Махачкала,1983.

23. Акавов З.Н. Проблемы национального и общественного в кумыкской литературе.-В кн.:национ.и интернац.в литературе народов Дагестана.-Махачкала,1973.

24. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе начала XX века.-Махачкала,1975.

25. Акавов З.Н. Гражданские мотивы в кумыкской литературе конца XIX - начала XX века.-Махачкала,1976.

26. Акбиев С.-М.Х. Дореволюционная книжная культура кумыков// Художественная культура Дагестана XIX века.-Махачкала,1989.

27. Акбиев С.Х. Истоки: Этапы развития арабописьменной литературы кумыков.-Махачкала,1994.

28. Алибеков М. Адаты кумыков .-Махачкала,1927.

29. Алиев С. Дорога в современность.Проблема реализма в кумыкской литературе XIX и начала XX веков.-Махачкала,1977.

30. Алиев С.М. Жизненный и творческий путь Йырчи Казака.-Махачкала,1980.

31. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. -Махачкала,1979.

32« Алиев 1.М. Эволюция общественно-политической мысли Дагестана начала XX века от просветительства, революционного демократизма к марксизму-ленинизму/Автореф.дис. •••канд. филос.наук.-М.:Х98б.

33. Аликаииев P.I. Очерки истории здравоохранения Дагестана.-Махачкала, 1956.

34. Алкадари Г. Асари Дагестан.-Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.-Т.46.-Махачкала,1926.

35. Алимханов Р. Район 20 национальностей.-Махачкала,1963.

36. Алиханов P.A. Кубачинские очерки.Записки мастера//йскусет-во Дагестана.-I.:1976.

37. Амиров Г. Среди горцев Дагестана.ССКГ.В.HI.Тифлис ,1873.

38. Антология дагестанской поэзии.-Махачкала,1979-1981.-Т.1,2,3.

39. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г. Известия РГО , СПб .: I 884 . -Т . 20 .

40. Аселов И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков.-Махачкала,1972.

41. Асиятлов С.Х. йсторико-этнические очерки хозяйства аварцев (XIX - первая половина XX вв.)-Махачкала,1967.

42. Аствацтурян Э.Г. Дагестанские мастера серебряного и оружейного дела в городах Северного Кавказа и Закавказья в конце

XIX - начале XX вв.//СЭ,1976.-№1.

43. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем Средневековье.-Махачкала,1963.

44. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев .-Махачкала, 1969.

45. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.-М.: Наука, 1981.

46. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана.-Махачкала,1996.-274с.

47. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы.-Махачкала,1978.

48. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы.-Махачкала,I990.

49. Бакланов Н. Златокузнецы Дагестана,-М.:1926.

50. Батырай. Песни.-М.:ГИХЛ,1959.

51. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана в© второй половине XIX в,-Махачкала,1965.

52. Бацвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа в© взаимоотношениях России с Грузией.-Тбилиси,1974.

53. Баширов А. Скульптурные памятники дагестанек©г© аула Куба-чи.-М.:1929.

54. Берикетов Х.Г. Историческая наука на Северней Кавказе.-Нальчик,1966.

55. Булатова А.Г, Лакцы (XIX - начало XX в,).-Махачкала, 1991.

56. Вагабова #,И. Формирование лезгинской национальн©й литературы.-Махачкала, 197©.

57. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии.-Махачкала,1979.

58. Вагидов А«М, Социалистический реализм и развитие Даргинской литературы. -Махачкала ,1987. -237с.

59. Ватейшвили Д.Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX в.-М.:1973.

60. Взаимодействие национальных художественных культур в условиях совершенствования социализма,Сб,статей,-Махачкала. Сост. Г.С.Султанова.Отв,ред,Д.М,Магомед©в,-Махачкала,1986.

61. Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа.-Махачкала,1977.

62. Взаимосвязи #©льклора и литературы народов Дагестана.Сб.статей.-Махачкала, 1986.

63. Виноградов B.C. Кавказ в творчестве 1.Н.Толстого.-Грозный, 1959.

64. Виноградов B.C. Кавказ в руеекой литературе 30-х годов XIX в.(Очерки).-Грозный,1966.

65. Виноградов В.Б, Россия и Северный Кавказ: Обзор лит.за I97I-I975 гг. История СССР,1977.-»3,

66. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в ХУШ - начале XX вв. М.:1974.

67» Вопросы истории Дагестана.-МахачкалаД974-1975.Вып.1-3. Вопросы истории и этнографии Дагестана.-Махачкала.1970-1976.-Вып.1-7.

68. Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. Вып.I-3.-Грозный,1978,1980,1985,

69. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - нач. XX вв. Сб.статей.Сост.С.А.Лугуев.-Махачкала,1987.-161с.

70. Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе,-Орджони кидэе,1985.

71. Вопросы дагестанской литературы,-Махачкала,1969,

72. Воронов Н,М, Путешествия по Дагеетану//ССОКГ.-Тифлис,1868, вып Л.

73. Воронкина В.П. Изобразительное искусство советского Дагестана. -Махачкала , 1978 .

74. Всеподданнейшей отчет Главнокомандующего Кавказской армией и© военно-народному управлению за 1863-1869 гг.-СПб,,1870.

75. Габиев С. Лакцы их прошлое и быт.-СМОМПК,1906.

76. Гаджиев А.-Г.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры.-Махачкала,1966.

77. Гадаиев А.-Г.С. Роль русского народа в исторических кудьбах народов Дагестана.-Махачкала,1964.

78. Гаджиев А. Кавказ в русской литературе первой половины XIX в., Баку,1982.

79. Гаджиев Б.И. Легенды и были Дагестана.-МахачкалаД991.

80. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана.-М.:Наука,1965.

81. Гаджиев В.Г. Декабристы на Кавказе.Вопросы истории Дагестана.-Махачкала ,1975.-Т. 3.

82. Гаджиев В.Г., Никман А.М. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни.-Махачкала,1972.

83. Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы.-Махачкала,1969.

84. Гадаиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья сегодня,-Махачкала,1978.

85. Гаджиева С.1. Кумыки.Мст.этногр.иссл.-М.:Мзд.АН СССР,1961 •

86. Гаджиева С.1. Семья и семейный быт народов Дагестана. -Махачкала,196?.

8?. Гаджиева C.I. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в.-М.: 1985.

88. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргиенцев.- Махачкала,1967.

89. Гаджиева C.I. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в.-М.:1976.

90. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX - начала XX в. - М.:1981.

91. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта.-М,:Наука,1982.

92. Гамзатов Г.Г. Роль передовых еил России в духовном развитии народов Дагестана (XIX - нач.ХХ в.)//Йзв.СКНУ ВШ. Обществ.науки.I982.-H.

93. Гамзатов Г.Г. Вреодоление, становление, обновление.«Махачкала: Дагкнигоиздат,1986.

94. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс.-Махачкала,1990.

95. Гамзатов Г.Г. Фольклорное наследие в системе современной культуры//Традиции и совремеш0еть.-Махачкала,1977,

96. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане .-Махачкала,1978.

97. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность.-Махачкала,1982.

98. Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчеств© до революции.-Махачкала, 1973.

99. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей © русах.-СПб.:1870.

100. Гасан©в Г. Дагестанские наредные песни.-М.:1959.

101. Гашаров Г. Лезгинская ашугская пеззия и литература.«Махачкала: Дагкниг©издат,1976.

102. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк.-Махачкала,1983.

103. Гей Н.К. Художественные формы и национальные традиции// Проблемы художественной формы социалистического развития. В 2-х Т. М.:Наука,X97I.

104. Гольдциэр И. Исламская и еврейская философия.-СПб. ,1910.

105. Горлова И.й. Культурная политика в современной России: региональный аспект.-Краснодар,1998.

106. Горлова Й.И.,Манаенков А.И.,Лях В.И. Культура кубанских станиц 1794-1917.-Кн.изд."Южная звезда",Краснодар,1993.

107. Гусейнов М.М. История селения Бацада.-Махачкала,1993.-115с.

108. Дагестан на рубеже веков. Приоритеты устойчивого и безопасного развития.-М.:1998. Ответственный редактор и составитель А.К.Алиев. 285е.

109. Дагестан в русской литературе.-Махачкала,i960.-T.I.

110. Дагестанская область: Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.-Тифлис,1899.

111. Дагестанские лирики.-Л,:Советский писатель,1961.

112. Дагестан. Справочник.-Махачкала,1929.

ИЗ. Далгат У.Б. #ольклор и литература народов Дагестана.-М.:йзд.вост.лит.,1962.

114. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты.-М.:Наука,1981.

115. Дашдамиров А.#. Нация и личноеть.-Баку: Эльм,1976.

116. Дациев А. Нухай Батырмурзаев: жизнь и творчество.-Махачкала,1967.

117. Дебиров П.М. Резьба но камню в Дагестане.-М.:Наука,1968.

118. Дебиров П.М. Архитектурная резьба в Дагестане.-М.:Наука, 1968.

119. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане.-М.:Наука,1982.

120, Дубровин Н.#. История войны и владычества русских на Кавказе.-T.I-6. СПб.:I87I-1888.

TQT W

JT*»JT»

л ^iA.c.viTAT\e uomAnAD ПпTiArtmoufi • АЛЩпаМ __Uovatwan.

k kjjwieiwiwps. —^rcwona«—v/v>«vyiciivsH. ,-----------

1979.

122. Жданов Ю. Кавказ и передовая русская культура.//Великий Октябрь, и передовая Россия в судьбах народов Северного Кавказа (ХУШ - 70-е годы XIX вв.).-Грозный,1982.

123. Жираков Л.И. Старая и новая аварская песня.-МахачкалаД927,

124. Зиссерман Н.Л. Двадцать пять лет на Кавказе.Ч.1-2.-СПб. : 1879.

125. Зульфукарова М.й. Традиции, влияние, новаторство.-Махачкала: Дагкнигоиздат,1982.

126. Искусство и литература Дагестана.-Махачкала,1963.

127. Искусство Дагестана.-Махачкала,1965.

128. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства.-Махачкала, 1979.

129. История советской многонациональной литературы.-М. :йаука, 1971.

130. История, география и этнография Дагестана ХУ1-Х1Х вв. Архивные материалы. (Под ред.М.Косвена,М.Хахаева.-М. :1958).

131. История,этнография,культура народов Северного Кавказа.-Орджоникидзе,1981.

132. История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до конца ХУ1 в.Под ред.Б.Б.Пиотровского).-М.:1988.

133. История Дагестана в 4-х Т.-М.:1967.

134. Источниковедение средневекового Дагестана.-Махачкала,1986.

135. Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа: Тезисы докладов и сообщений.-Махачкала,1989.

136. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и народами Кавказа.-Махачкала,1982.

137. Искусство Кубачи.-Л.:1976.

138. Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. -Махачкала,1988.

139. Исаев A.A. Источники по иетории развития медицинских знаний в Дагестане ХУШ - нач.XX вв.(на языках народов Дагестана)//Источниковедение средневекового Дагестана.-Махачкала,1986.

140. Казак И. Иные времена.-Махачкала,I960.

141. Казем-Бек М. Избранные произведения.-Баку. "ЭЛМ" ,1985.-420с.

142. Каймаразов Г.1. Очерки истории культуры народов Дагеета-на.-М.:Наука,1971.-473с.

143. Калоев Б.А. Всеволод Миллер - кавказовед.-М.:1963.

1314. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Отв.ред.Адаиев A.M. «составитель Хал и лов Х.М.-Махачкала, 1988.

145. Капиева Н. По тропам времени. О писателях Дагестана.-М.¡Советский писатель,1982.

146. Капиева A.B. Гамзат цадаса.-М. ¡Советский писатель,1953.

147. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы.-Махачкала,1959.

148. Керимов С.А. Народное музыкальное творчество лезгин.-Махачкала,1961.

149. Кильчовская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи.-М.:Госнестпромиздат,1962.

150. Кильчовская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана.-М.:1959.

151. Климов Г.А. Кавказские языки.-М.:1965.

152. Козубекий Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-хан-!уринекег© реального училища (I880-1889 гг.).-Порт-Петровск,1890.

153. Козубекий Е.И. Отчет о втором десятилетии Темир-хан-1урин-ского реального училища 1890-1899,-Темир-хан-%ра,1901.

154. Козубекий Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие. "Дагестанский сборник" ,вып.I.-Темир-хан-1ура,I902.

155. Кононов А.Н. История изучения тюрских языков в России: Дооктябрьский период,-Л.:1972.

156. Ковалевский й. Закон и обычай на Кавказе.-Т.I-П.-М.:1890.

157. Корнилович А.О. Сочинения и письма.-М.-Л.:1957.

Кавказ.Путевые заметки графини П.С.Уваровой.-М.:1887-_____________________

I909.-T.I-3.

158. Косвен М.0. Этнография и история Кавказа.-М.:1961.

159. Косвен M.G. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке//КЭС.-М.:1880.-Т.2.

160. Кравченко К. Евгений Евгеньевич Лансере.-М.-Л.:1946.

161. Красильников #.С. Кавказ и его обитатели.-М.:1919.

162. Кривенко B.C. По Дагестану.-СПб.,1896.

163. Краснов Г.Д. Ставрополь на Кавказе:Ист.очерк.-Ставрополь, 1957.

164. Крикунов В. Проблемы изучения истории культурного наследия народов Северного Кавказа в советской историографии. Материалы региональной конференции "Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа".-Краснодар,1990.-

165. Крупнов М. Древняя история Северного Кавказа.-М.:Х960.

166. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР: проблемы теории и методологии.-М.:Мысль,1981.

167. Культура и быт народов Северного Кавказа.(Под редакцией В.К.Гарданова).-М.:Х968.

168. Курдов K.M. Горские евреи Дагестана.- "Русский антропологический журнал",I905.-№3 и № 4.

169. Курдов K.M. Таты Дагестана.- "Русский антропологический журнал ", X907. -№3 и * 4.

170. Кушуева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи е Россией. П половина ОТ - 30-е годы ХУЛ вв.-М.: 1963.

171. Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаев а. »Махачкала, 1992.-X 75с .

172. Л.Н.Толстой на Кавказе. (В записках современников) .Подготовка текстов, примечания и вступительная статья Б.С.Виноградов а. -Труды ЧШИШЯЛ, -Т. 3. -Грозеый ,Х96Х.

173. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы.-Краснодар,1997.-446с.

174. Магомедов А. Расцвет и сближение народов Дагестана на пути к коммунк эму. -Махачкала. Даг. ки. изд.,1966.

175. Магомедов В.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1961.

176. Магомедов 3. Жизнь и творчеств© Батырая.-Махачкала,1971.

177. Маг©мед©в Д. Профессиональное искусств© Дагестана.-МахачкалаД972.

178. Магомедев Д.М. Народное и провеесиональное искусство (проблема взаимоотношения)//Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана.-МахачкалаД984.

179. Магомедов Д. Некоторые вопросы формир©вания и развития профессиональног© искусства Дагестана.-Махачкала,197Х.

180. Магомедев М.Г. Живая связь эпох и культур.-МахачкалаД990.

181. Магомедов P.M. История Дагестана: G древнейших времен до конца XIX в.2-е изд.-МахачкалаД968.

182. Магомедов P.M. Развитие исторической науки в Дагестане. В кн.: В.И.Ленин и современность.-Махачкала,1970.

183. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народ©в Северного Кавказа в конце XIX - начале XX вв,//Йзв.СИНЦ В.Общественные науки Д980.-Ю.

184. Маммаев М.М. Об использовании традиций народнег© искусства в развитии и обобщении современного дек©ративн©-при-кладног© искусства Дагестана//Мдейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана.-МахачкалаД982.

185. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северног© Кавказа с ©писанием техники производства.-М.:1882.

186. Марков Е. Очерки Кавказа.-СПб.-М.: 1904.

187. Махмуд из Кахаб-Росо. Песни любви.-М.:ГИХЛД959.

188. Марлинский À.A. (Бестужев). Письма из Дагестана.-Полн. еобр.соч.-Т.2.-СПб.Д834.

189. Мифология народов Дагестана.Сб.статей.-МахачкалаД984.

190. Мкртумян Ю.И. Компоненты культуры этноса//Методологичес-кие проблемы исследования этнических культур: материалы симпозиума.-Ереван.Изд-во АН Арм.РСРД978.

191» Мусаев К. Межнациональные евязи и развитие национальных литератур.-Баку,I989.

192. Мусханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литера-туры.-Махачкала,1959•

193. Мусханова Г.Б. Татская литература.-Махачкала,Х993.

194. Назаревич А.§. Героический эпос горцев и его влияние на дальнейшее развитие литературы народов Дагестана.-В кн.: Труды научной сессии Дагестанской базы АН СССР.-Махачкала,1948.

195. Назаревич А. В мире горской народной сказки: Дагестанские тетради.-Махачкала,1962.

196. Назаревич А.#. Сказочные еамоцветы Дагестана.-Махачкала, 1975.

197. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность.Сб.статей.Сост.А.Д.Магомедов, М.Г.Газима-гомедов. Научн.ред.Д.М.Магомедов .-Махачкала,1888,184с.

198. Никольская З.А. К вопросу о формировании варской социалистической нации.-МахачкалаД954.

199. Народы Дагестана.Сб.статей.-М.:1955.

200. Огнев В. Путешествие в поэзию.-Махачкала,1961.

201. Омаров А. Воспоминания муталима.-Сборник сведений о кавказских горцах.-Вып.П.-Тифлис ,1868.

202. Омаров А. Как живут лаки. ССКГ.-Вып.П.-Тифлис,1869.

203. Омаров С.М. Из истории женского образования в Дагестане. Ученые записки ДГУ.-Т.1У.-1960.

204. Омарла Батырай. Материалы научной сессии,посвященной 150-летию поэта.-Махачкала ,1977.

205. Орлик О.В. Декабристы и внешняя политика России.-М.:1984.

206. Ортабаев Б.Р. Социально-экономические отношения у горских народов Северного Кавказа в конце XXX - начале XX вв. в советской историографии.История СССР,1984.-№2.

207. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского доколхозного аула.-М.:1965.

208. Очерки истории Дагестана.В 2-х Т.-Махачкала,1957.

209. Первая всеобщая переписка населения Российской империи 1897 г. СПб.,1904.

2X0. Песни народов Дагестана.-I.:Советский писатель,1970.

211. Письменные источники Дагестана ХУШ- начала XX века,-Махачкала,1989.

212. Письменные источники Дагестана ХУ1-Х1Х вв.-Махачкала,1989.

213. Поэзия народов Дагестана.Антология в двух томах.-М.:ГМХЛ, 1060.-Т.1-2.

214. Пот© В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и би©гра#иях.-СПб.:Х885.-Т.1.-Вып.Х.

215. Рамазанов Х.Х., Хихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. -Махачкала,1964.

216. Рзаев А.К. Мирза Казем-Бек.-Баку,1965.

217. Рзаев А.Г. Мухамед Али Мирза Казем-Бек.-Баку,1981.

218. Рудаков В.Е. Учено-литературная деятельность Н.Ф.Дубровина. Исторический вестник.август 1904.

219. Рукописная и печатная книга в Дагестане.Составитель A.A. Исаев.-Махачкала,1991.-188с.

220. Саидов М.С. Дагестанская литература ХУШ-Х1Х вв. на арабском языке.Доклад на Х1У международной конференции востоковедов .-М.!I960.

221. Самурский Н. Дагестан.-M.:1985.

222. Сборник материалов для описания местностей и племен Кав-каза.-Тифлие,1881-1915.-Вып.1-44.

223. Сборник сведений о кавказских горцах.-Тифлие,1871-1881.-Зып.1.

224. Сборник сведений о Северном Кавказе.-Ставрополь,I906-1911.-T.I-5.

225. Свистунова А,И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане.(Вторая половина XIX - начало XX вв.), Отв.ред.Гаджиев В.Г.-Махачкала,1973.-148с.

226. Северный Кавказ в древности и средние века.-М.:Наука, 1980.-272с.

227. Семенов И. О происхождении горских евреев.-M.:1997.

228. Семенов И.Г. Кавказские таты и горские евреи.-Казань, 1992.

229. Сказин Е.В. Дагестан в советской исторической литературе Махачкала,1963.

230. Скрабе H.H. Народный учитель А. И. Скрабе.-Махачкала ,1955.

231. Слуцкий А. К вопросу о книжной статистике на Северном Кавказе.-Материалы региональной конференции "Историко-культурное наследие народов Северного Кавказа".«Краснодар,1990.

232. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х вв.-М.:1958.

233. Султанов Кашль. Поэты Дагестана: критич.биогр.очерки.-МахачкалаД959.

234. Тамадаева X. Эфенди Каниев.-Махачкала,1962.

235. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании.-М.-Л.:1959.

236. Туземец. Грамотность в горах Дагестана.-1МНПД900.-Щ.

237. Тройно #.П. Горская молодежт в русских учебных заведениях Северного Кавказа в конце Х1У в.-В сб.'.Материалы по изучению Ставропольского края. Ставропольский краеведческий музей.-Вып.I2-I3.-Ставрополь,1971.

238. Тройно §.П. Экономическое и культурное развитие горских народов Северного Кавказа в составе России (П половина XIX в.)-Ставрополь,1966.

239. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев. "Сборник сведений о кавказских горцах"(ССКГ).-Вып.I.-

• Тифлис Д868.

240. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами. ССКГ',-Вып. Ш.-Тифлис ,1870.

241. Умаханова A.M. Некоторые аспекты изучения дагестанской танцевальной технологии//Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана.-Махачкала,1982.

242. #адеев A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX в.-М. :1961.

243. #ароворский С. Дагестанская мусульманская школа.-"Журнал министерства народного просвещения" (ЖМНП),1915,ноябрь.

244. Феодальные отношения в Дагестане XIX - мач.ХХ вв. Архивные материалы.-М.:1969.

245. Хализев Е. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе//Литературный процесс.-й.:Изд-в о МГУ ,1981.

246. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос Дагестана. -Махачкала,I992.

247. Халилов Х.М. Песенная лирика лакцев.-Махачкала,1959.

248. Хамаев Х.О. Занятия населения Дагестана в XIX веке.-Махачкала,1959.

249. Ханмурзаев Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века: Проблемы характера.-Махачкала, 1982.

250. Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане/ Изображение национального характера горца.-Махачкала, Даг.кн.изд.,1988.

251. Хан-Магомедов С«0. Лезгинское народное зодчество.-М.: 1969.

252. Хайбулаев С.М. Поэзия мужества и нежности .-Махачкала, 1978.

253. Хайбулаев С.М. 0 дореволюционной литературе аварцев.-Махачкала; Дагкнигоиздат,1974.

254. Хайбулаев С.М. Народные истоки аварекой песни.-Махачкала: Даг.книгоиздат,1966.

255. Хасбулатов 1.Д. Народное образование в Дагестане.-Махачкала, 1958»

256. Хашаев Х.-М, Общественный строй Дагестана в XIX в.-М.: 1961.

257. Холмогорова Е., Холмогоров М. Лорис-Меликов.-М.:Армада, 1998.-455с.

258. Художественная культура Дагестана XIX века.-Махачкала, 1989.

259. Цамерян Й.П. Теоретические проблемы образования и развития советского многонационального государства.-М.:Наука, 1973.

260. Цамерян И.П. Национальные отношения в СССР,-М,:1987.

261. Цадаеа Г, Махмуд из Кахаб-Росо.-Махачкала,1949.

262. Чамаев К.й. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа//Вопросы национальной психологии.-Черкесск,1972.

263. Чирг А.С. Об участии декабристов в борьбе против контрабанды и работорговли на Северо-Западном Кавказе в XIX в Майкоп,1987.

264. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк.Составила М.Н.Чигатова.-С.-Петербург,1889. Репринт изд.,1994.

265. Шеуджен Э. Советская историография национально-культурного строительства на Северном Кавказе.-Ростов-на-Дону.-РГУД893.

266. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этногра-фическиё этюды.-М.-Л.:йзд-во АН СССР,1949.

267. Шиллинг Е.М. Женские художественные промыслы дагестанского аула Балхар.-Пятигорск: Севкавгиз,1936.

268. Эмин Е. Стихотворения.-М.:ГИХЛ,1959.

269. Эфенди Капиев. Избранное.-М.:1959.

270. Юсупова Я.С. Поэтический мир Махмуда.-Махачкала,1974.

271. Юсупова Я.С. Али-Гаджи из Инхо.-Махачкала,1977.

272. Юсуфов Р.#. Дагестан и русская литература конца ХУ1 и первой половины XIX вв.-М.:Наука,1964.

273. Юсуфов Р.#. Многонациональная литература народов.-В кн.: Национальная и интернациональная литература народов Дагестана,-Махачкала, 1973.

274. Юсуфов Р.§. Табасаранская национальная литература.-Махачкала, 1994.

275. Юсуфов Р. Пушкин и дагестанская литература//Пушкин и литература народов Советского Союза.-Ереван,1975.

276. Яковлев Н.#. Ювелирная кустарно-художественная промышленность в селении Кубачи.-Махачкала,1926.

277. Яковлев Н.§. 0 ювелирной промышленности в Дагестане,-Махачкала,1928,

278. Якубов М. Заметки о развитии дагестанской музыки//Искус-ство Дагестана.-Махачкала,1965.

279. Ярохмедов М.Я. Из истории азербайджански-дагестанских литературных связей.-Баку,1985.

й- ДИССЕРТАЦИИ

1. Бейленов Е.Е. Дифференциация и интеграция в духовной культуре. Рукопись диссертации...канд.философских наук.-Алма-Ата,1977.

2. Кассиев Э.Ф. Проблемы просветительства и новления реализма в дагестанской культуре. Рукопись диссертации...докт.фило-лог.наук.-Тбилиси,1975.

3. Каймаразов Г.1. Влияние России на развитие культуры и просвещения дореволюционного Дагестана.Рукопись диссертации... канд.историч.наук,-Москва,1955.

4. Селимханов А.К. К истории народного образования в Дагестане (1850-1940 гг.). Рукопись диссерт. ...канд.ист.наук.-Махачкала,1954.

5. Хасбулатов А.И. История советской школы в Дагестане. Рукопись диссерт. ...канд.ист.наук.-Москва,1947.

Ш. МАТЕРИАЛЫ АРХИВОВ

а) Центральный государственный архив республики Дагестан:

ф.21,оп.5,д.64 ф.2,оп.2,д.11

ф.716,оп.1О,ед.хр.З,14,6,10

ф.Р-381,оп.2,д.34

#.Р-381,оп.2,д.36

ф.168,оп.15,ед.хр.8

ф.Ю4,оп.2,д.ЗО

ф.104,оп.3,д,50

ф.9,оп.1,д.99

ф .Р-22, оп. 39, д.88

ф.Р-22,оп.39,д.71

ф.Р-168,оп.34,д.947

б) Рукописный #онд языка, литературы, истории Дагестанского филиала Российской Академии наук:

¿4 от кт _ от г» Ф»их ,Ш1»ох ,д»ох г

ф.6,ОП.1 ,Д.65 #.I68-р,оп.20,дЛ46 ф.9,оп.1 ,д.408 ф .9,011 Л, д.402 ф.9,оп.1,д.437 ф.8,опЛ ,д.29 ф*6,оп.2,д.1б2 ф,5,опЛ ,д.246

1У» ЖУРНАЛЫ

Русский инвалид,1830,»217,273,275

Дружба народов,1960,»4, 1967,»11

Советский Дагестан,1965,»1

Женщины Дагестана,1968,М

Терек,1911, 6 мая

Русская старина,I874,»3

Русский архив,1885,»1

Русское богатство,1881,»2

Возрождение (Республиканский научно-популярный

журнал • Дагестан) ,1997 ,»2,4,1998,»! ,3,4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.