Особенности развития отечественного искусства гобелена: на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Семизорова, Любовь Борисовна

  • Семизорова, Любовь Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 302
Семизорова, Любовь Борисовна. Особенности развития отечественного искусства гобелена: на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Екатеринбург. 2011. 302 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Семизорова, Любовь Борисовна

Введение.

Глава 1. ГОБЕЛЕН РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

1.1. Технологические и художественные особенности различных видов ткачества.

1.2. Отечественный опыт создания гобеленов во второй половине XX в.

1.3. Этапы развития искусства гобелена периода второй половины XX в.

1.4. Роль гобелена в отечественном интерьере второй половины XX в.

Выводы первой главы.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ГОБЕЛЕНА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 вв.

2.1. Особенности искусства гобелена ведущих мастеров Екатеринбурга.

2.2. Формирование выставочной деятельности в Екатеринбурге.

2.3. Искусство гобелена в художественном образовании

Екатеринбурга.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития отечественного искусства гобелена: на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв.»

Изучение путей развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда происходили крупные изменения в социальной сфере, менялся политический строй страны, менялось мировоззрение народа, представляет значительный научный интерес и является актуальным для современного искусствоведения. Изменения, произошедшие в художественной деятельности этого периода, были столь значительны, что не затронули всех видов и жанров искусства. Картина этих общих изменений преломляется в различных регионах в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности художников. В русло этих бурных процессов попадают и художественный текстиль г. Екатеринбурга. Существо проблемы настоящего исследования можно определить как изучение путей развития декоративного искусства России на рубеже XX и XXI веков на примере развития искусства гобелена г. Екатеринбурга.

Актуальность исследования. Необходимость более глубокого и всестороннего исследования искусства гобелена обусловлена тем, что для изобразительного искусства ХХ-ХХ1 вв. характерно размывание границ между его отдельными видами и жанрами. Этот процесс имеет место и в декоративно-прикладном искусстве. Убедительной иллюстрацией к сказанному может служить и творчество екатеринбургских художников, занимающихся созданием гобеленов. Искусство гобелена обусловлено творческим осмыслением художником связи его произведения с культурно-исторической и предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. Произведение существует как часть ансамбля, декоративность его формы проявляется через показ внешних ансамблевых связей, оно имеет двойную природу - утилитарную и художественную. Деятельность современного художника декоративно-прикладного искусства занимает промежуточное положение между чисто художественной деятельностью и материальным производством. Огромный опыт, накопленный мастерами художественного текстиля Екатеринбурга, требует систематизации, изучения тенденций, направлений, определения причин того или иного развития искусства гобелена. Значимость выбранной теме придает тот факт, что востребованность и интерес к гобеленам растет. Работы екатеринбургских мастеров все чаще встречаются в экспозициях художественных салонов, музеев и в интерьерах.

Степень научной разработанности проблемы. Искусство гобелена изучалось и искусствоведами и художниками.

Во второй половине XX в. были предприняты попытки создать теоретическую базу изучения отечественного гобелена, которые, и нашли отражение в работах и научных трудах М.Аграновской, Н.Анурова, С.Бескинской, Н.Воронова, В.Елизарова, Т.Зиновьевой, Р.Коваль, Н.Монаховой, Н.Степенян, Т.Стриженовой, Н.Уваровой, Г.Векиловой, В.Видука, Л.Жоголь, С.Калниете, М.Некрасовой, О.Негневицкой. Исследования Н.Соловьева раскрывают особую роль гобелена в интерьере советского периода. Различные вопросы стилистики, композиции и нововведений в произведениях художников, занимающихся гобеленом, были выявлены в трудах В.Савицкой, И.Рюминой, Л.Крамаренко. В конце XX -начале XXI вв. исследование развития гобелена отразилось в статьях, выставочных каталогах и книгах таких авторов, как Л.Крамаренко, Н.Цветкова, Н.Аникина, А.Васильченко, Т.Анфилова, М.Зариф, Л.Калинушкина, Т.Лещенко, Ю.Мамонтова, М.Новикова, О.Орешко, М.Путиловская, К.Сокольский, О.Ворончихина и др.

Процессы, происходившие в искусстве отечественного гобелена второй половины XX в., проанализированы в многочисленных статьях журнала «Декоративное искусство»: «Игра с пространством в интерьере» (Пугачева Э. 1987 № 1), «Слово к молодым» (Рождественский К. 1977 № 2), «Гобелен, архитектура, музыка» (Рюмина И. 1976 № 12), «Декоративно-прикладное искусство Ленинграда» (Тарановская Н. 1977 № 6), «Искусство Советской Туркмении: исторические традиции и современная практика» (Стародуб Т. 1985 № 4), «Удачи и просчеты гобелена» (Шмакова А. 1987 № 6), «Молодость России» (ЮреневаЕ. 1987 № 7).

Новые изменения в искусстве современного гобелена рассматриваются в ряде источников Международной Сети Internet: «Ручное узорное ткачество. Традиции и современность 2005 http://www.newsvo.ru», «Народные промыслы и ремесла 2006 http://www.op-art.ru».

Важный этап в теоретическом осмыслении развития ручного ткачества Екатеринбурга - многочисленные каталоги с выставок посвященные декоративно-прикладному искусству, где прослеживается процесс расцвета в художественной культуре Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв. Особо это отмечено в каталогах «Культурное достояние Урала и Сибири» 1995 года, В.Елизарова «Екатеринбург художественный 275 лет» 1998 года, В.Малинова «Мой край родной» 1999 года.

С момента основания в 1993 году в Уральской государственной архитектурно-художественной академии специализации «Художественный текстиль», художественная культура Екатеринбурга меняется, появляется интерес к ручному ткачеству. Начавшее формироваться в современном образовании Екатеринбурга искусство гобелена нашло отклик в учебном пособии Г.Храмцовой «Ручное ткачество» 2008 года. В нём значительное внимание уделено иллюстративному материалу и практическим занятиям.

Базу исследования составил анализ источников, которые впервые обрели научную форму. Это каталоги выставок музея изобразительного искусства г. Екатеринбурга, материалы натурного изучения художественных работ мастеров, обобщение публикаций местной и центральной периодической печати. При изучении творчества художников, занимающихся гобеленом, были обобщены материалы центра народных промыслов, научно-исследовательские работы, электронные источники, посвященные как отдельным художникам, занимающимся ручным ткачеством, так и их произведениям, которыми богат советский период времени.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является создание общей картины формирования и развития искусства гобелена на примере творчества екатеринбургских художников рубежа XX - XXI вв. в контексте общероссийских тенденций декоративного искусства. Это потребовало решения ряда задач:

1. На основе изучения ручного ткачества разных поколений отечественных художников второй половины XX в. и региональных особенностей художественного текстиля выявить основные этапы становления и развития отечественного гобелена.

2. На основе анализа стилевой эволюции творчества ведущих мастеров второй половины XX в. определить тенденции и направления формообразования в гобелене.

3. Выявить недостаточно изученные в искусствоведческой литературе особенности развития екатеринбургской школы искусства гобелена рубежа ХХ-ХХ1 веков и ее связь с творчеством поколения отечественных мастеров второй половины XX века.

4. Рассмотреть развитие выставочной деятельности, художественного образования, возникновение художественно-общественных объединений в Екатеринбурге как региональных составляющих.

Объектом исследования являются монументально-декоративные композиции в технике ручного ткачества, созданные советскими и постсоветскими в том числе, екатеринбургскими художниками второй половины XX - начала XXI вв.

Предметом исследования является история формирования и эволюция ручного ткачества во всем многообразии его разновидностей (объемная пластика, шпалера, гобелен в виде объемной «круглой» конструкции, использование ворса, авторского ткачества и др.), рассматриваемых как целостное явление с учетом закономерностей и особенностей, происходящих в ручном ткачестве процессов, эволюция его стилевого своеобразия в России и Екатеринбурге.

Границы исследования. Работа ограничивается изучением закономерностей формирования и развития особенностей в технике ручного ткачества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Пространственные рамки ограничиваются городом Свердловском - Екатеринбургом.

Методологическая основа исследования. Изучение екатеринбургского гобелена требует комплексного подхода:

- метод сравнительно-исторический; выявляются различия художественного творчества отечественных мастеров второй половины ХХв. и художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв.;

- метод искусствоведческий; выявляются стилистические особенности той или иной работы мастеров второй половины ХХв. и региональные особенности гобелена художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв.

Теоретическое значение исследования. Исследование искусства гобелена Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв. даёт возможность определить его роль в формировании культурной жизни и перспективы его развития. Уточнено понятие «екатеринбургская школа ручного ткачества»: оно рассмотрено как составной элемент деятельности художников Екатеринбурга.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе чтения лекций по искусствоведению и культурологи.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в музейном деле при атрибуции произведений ручного ткачества, составлении каталогов, а также в педагогической деятельности при разработке курсов лекций и практических занятий для более широкого применения нетрадиционных видов ткачества и ориентация на пространственное восприятие.

Результаты составляют обобщенную картину развития ручного ткачества в современной художественной жизни Екатеринбурга и могут служить источниковедческой базой для дальнейших научных исследований.

Научная новизна:

Впервые изучен и систематизирован материал о ручном ткачестве екатеринбургских мастеров конца XX - начала XXI вв. Работа является первым специальным исследованием, где проведён сравнительный анализ произведений ручного ткачества советских художников второй половины XX века и современных мастеров Екатеринбурга, а так же показаны принципы формирования школы ручного ткачества в Екатеринбурге на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В научный оборот введены новые источники в виде каталогов выставок и иллюстративного материала натурного исследования объектов ручного ткачества.

Положения выносимые на защиту:

1. Ручное ткачество составляет один из важных пластов отечественной культуры. Сложившись под влиянием профессионального искусства и народного творчества различных национальностей, проживающих на территории СССР, ручное ткачество на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стало самобытной и яркой областью художественного текстиля. Со второй половины XX в., когда страна переживает серьезные перемены в своём развитии, искусство гобелена также проходит несколько этапов эволюции.

В своем развитии искусство гобелена прошло три последовательных этапа:

Первый этап сформировался в 60-80-е годы ХХв. В 60-е годы произошел расцвет национальных школ Закавказья, Прибалтики, Украины, Белоруссии. Использовались национальные традиции, производились эксперименты с формообразованием. Сюжеты гобеленов были тесно связаны с социальной тематикой, прославляли идеологию того периода. В конце 70-х-начале 80-х годов идет активное развитие новых качеств. В творчестве молодых художников появляется иной подход к содержанию декоративного искусства, меняется тематика, большее предпочтение отдается общечеловеческим философским темам. Активно развивается монументальный текстиль.

Второй этап пришелся на конец 80-х-начало 90-х годов XX в. Произошел некоторый спад в развитии ручного ткачества, молодые художники мало заинтересованы этой деятельностью, в большинстве своем гобеленом продолжают заниматься мастера старшего поколения.

Третьим этапом можно считать период конца 90-х-начала 2000-х годов. В это время открываются групповые и персональные выставки, художники начинают активно участвовать в экспозициях и выставлять свои произведения. Складывается такое явление, как художественная галерея. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. возрождается интерес к ручному ткачеству. Оно развивается старыми мастерами с привлечением новых молодых художников.

2. В развитии ручного ткачества органично сосуществовали три основные тенденции. Одна из них восходит к европейскому средневековью, основывается на гладком ткачестве (шпалера), реалистическом изображении, тонкой проработке деталей, живописном колорите. Вторая тенденция опирается на народное искусство различных национальностей России: национальные узоры, применение ворса, яркое декоративное колористическое решение. Третья тенденция характеризуется поисками нетрадиционных форм создания гобелена, происходят эксперименты с композиционным решением полотна гобелена, полотно отходит от стены, создается объемно-пространственная композиция, комбинируются разные технологии ручного ткачества. Художникам второй половины ХХв. свойственно стремиться показать свое авторство в искусстве ручного ткачества, проявить творческую индивидуальность.

3. Выявляя особенности и своеобразие искусства гобелена ведущих мастеров Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 вв., можно сделать вывод, что активизация художественной жизни явилась существенной частью того целого, что представляло собой духовное и культурное поле Екатеринбурга.

В гобелене екатеринбургских художников присутствует активная пластика и плоскостное композиционное решение прибалтийского гобелена, орнаментальная стилизация белорусского, использование объемного ворсового ручного ткачества восточного ковра и авторское виденье каждого художника, свой философский образ в композиции. В содержании екатеринбургского гобелена почти полностью отсутствуют влияние политизации и идеологии, присущие советскому ручному ткачеству. Гобелен становится более человечным, теплым, истинно художественным. Для него характерны: колористические и фактурные откровения, структурно-пластические новообразования, усложненная ритмическая трактовка цвета, формы и объема в пространстве.

Утверждение декоративным искусством своего равноправия с другими видами художественного творчества привело и к метаморфозе гобелена: от классического плоскостного - через фактурно-рельефный - к самостоятельным текстильным конструкциям, создание которых невозможно без одновременного использования приемов ткачества, живописи, скульптуры.

Изучение творческой практики указанного периода позволяет утверждать, что екатеринбургские художники способствуют развитию гобелена путем организации художественно-общественных объединений, участию в выставочной деятельности. Мастера ручного ткачества делают редкие заказы для частного интерьера.

4. В Екатеринбурге создаются творческие мастерские и объединения, в которых работают художники и выпускники художественных учебных заведений, мастера активно принимают участие в выставочной деятельности. Важно заметить, что развитие школы искусства гобелена направлялось зарекомендовавшими себя мастерами гобелена. Существенным моментом можно считать создание системы высшего художественного образования.

Опыт творческой деятельности художников ручного ткачества рубежа XX-XXI вв. сохраняет актуальность и имеет ценность для культурного развития Екатеринбурга и всего уральского региона. Сложность и неоднородность профессионального искусства в ручном ткачестве, сосуществование в нем различных стилей, школ, течений, тенденций, индивидуальностей не дает возможности выявить единую, преобладающую, концепцию его взаимодействий с народным искусством. Эти отношения меняются от прямого подражания образцам народного творчества различных ветвей региональных национальных школ до полного отрицания традиций авангардом, который, благодаря длительности своего существования и развития во времени, сам оформился в традицию. Однако в целом «ученое» искусство не может не быть связано с народным мышлением, образным и метафорическим строем народной культуры, с народным эпосом и мифологией, которые органично входят в жизнь любого художника в процессе его воспитания и развития, даже помимо его желания.

Изучение региональной ветви ручного ткачества на примере конкретного города имеет значение для понимания общих процессов развития отечественного ручного ткачества, для исследования закономерностей изменения и расширения языка современного изобразительного искусства и перспектив его совершенствования.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде публикаций:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах определенных ВАК РФ:

1. Семизорова, Л. Б. Особенности ручного ткачества советского периода второй половины XX' в, / Л. Б. Семизорова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология Искусствоведение». Вып. 18. - 2008. -№ 3 (104). - С. 167 - 173. - 0,5 п. л.

2. Семизорова, Л. Б. Ручное ткачество в художественном образовании Екатеринбурга на рубеже ХХ-ХХ1 вв. / Л. Б. Семизорова // Казанская наука. -2010.-№ 10.-С. 372-373.-0,23 п. л.

Другие публикации:

3. Семизорова, Л. Б. Художественно-образовательный Екатеринбург в конце 20 века [Электронный ресурс] / Л. Б. Семизорова // Известия вузов. Архитектон. 2006. № 13. Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2006l/pa2. - 0,21 п. л.

4. Семизорова, Л. Б. Художественная композиция в ковроткачестве / Л. Б. Семизорова // Архитектурно-художественная композиция: сб. научно-методических трудов № 2. - Екатеринбург: Архитектон, 2007. - С. 229 - 231. -0,25 п. л.

Также результаты исследования изложены на международной научно-методической конференции «Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций» (Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2005); докладах и сообщениях («Вторые Худояровские чтения», Нижний Тагил, Уральское училище прикладного искусства 2005); всероссийской научно-технической конференции («Наука. Промышленность. Оборона», Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, 2006).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Искусство интерьера» и кафедры «Композиционно-художественной подготовки» Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

Структура диссертации. Диссертация разделена на два тома. Основная часть (первый том) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который включает 151 публикацию на русском, английском языках, электронные источники. Объём основной части составляет 142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Семизорова, Любовь Борисовна

Выводы второй главы:

Результаты анализа развития ручного ткачества Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв. позволили сделать ряд выводов:

1. Складываются формы, которые, возможно, станут традиционными в ручном ткачестве ведущих мастеров Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 вв. на основе и особенностей гобелена второй половины ХХв. Общим для гобелена рассматриваемого периода является с одной стороны ярчайшее диалектическое взаимодействие, а также использование коллективного опыта художественных традиций, с другой стороны, новаторский эксперимент и творческая индивидуальность.

2. В Екатеринбурге организуются творческие мастерские и объединения, в которых работают художники, развивающие ручное ткачество; мастера активно принимают участие в выставочной деятельности; растет интерес к художественному образованию. У многих екатеринбургских художников, занимающихся ручным ткачеством, есть ученики и последователи, которые заимствуют особенности создания гобеленов (технологии, колорит) у своих учителей, но привносят свое виденье и мироощущение в композиционное решение работ. В указанный период сформировалось ядро талантливых мастеров ручного ткачества, создавших много оригинальных произведений и заимствовавших основу создания своей школы.

3. Благодаря концентрации в Екатеринбурге мастеров высокого класса в области ручного ткачества, в городе формируется выставочная деятельность, которая начинает оказывать влияние на дальнейшие пути развития гобелена как компонента интерьера.

4. Формирование традиций ручного ткачества определяется возможностью их развития последующими поколениями. Этот факт повлиял на создание многоступенчатой системы художественного образования в Екатеринбурге и в направлении ручного ткачества.

Заключение

Общие тенденции, происходящие в искусстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв., проявились в стирании границ между видами и жанрами различных искусств: фрагменты произведений станковой живописи и графики становились частью произведений керамики или текстиля, монументальная мозаика теряла свои масштабы и становилась миниатюрными произведениями ювелирного искусства. Особенно ярко эти тенденции проявились в творчестве мастеров художественного текстиля.

В результате исследования составлена общая картина развития отечественного гобелена Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 вв., восполняющая пробелы в знании процессов развития ручного ткачества в городе, определено место и значение формирующейся творческой школы ручного ткачества.

В том числе изучены общие и местные условия, и особенности развития ручного ткачества Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 вв., проведена периодизация, исследованы художественные особенности и своеобразие творческих работ, их роль в формировании выставочной деятельности, изучены тенденции формирования и развития художественного образования в указанный период.

На основании исследования сделаны следующие выводы:

1. Ручное ткачество составляет один из важных пластов отечественной культуры. Сложившись под влиянием профессионального искусства и народного творчества различных национальностей, проживающих на территории СССР, ручное ткачество на рубеже ХХ-ХХ1 вв. стало самобытной и яркой областью художественного текстиля. Со второй половины XX в., когда страна переживает серьезные перемены в своём развитии, ручное ткачество также проходит несколько этапов эволюции.

2. В своем развитии ручное ткачество прошло три последовательных этапа:

Первый этап сформировался в 60-80-е годы ХХв. В 60-е годы произошел расцвет национальных школ Закавказья, Прибалтики, Украины, Белоруссии. Использовались национальные традиции, производились эксперименты с формообразованием. Сюжеты гобеленов были тесно связаны с социальной тематикой, прославляли идеологию того периода. В конце 70-х-начале 80-х годов идет активное развитие новых качеств. В творчестве молодых художников появляется иной подход к содержанию декоративного искусства, меняется тематика, большее предпочтение отдается общечеловеческим философским темам. Активно развивается монументальный текстиль.

Второй этап пришелся на конец 80-х-начало 90-х годов XX в. Произошел некоторый спад в развитии ручного ткачества, молодые художники мало заинтересованы этой деятельностью, в большинстве своем гобеленом продолжают заниматься мастера старшего поколения.

Третьим этапом можно считать период конца 90-х-начала 2000-х годов. В это время открываются групповые и персональные выставки, художники начинают активно участвовать в экспозициях и выставлять свои произведения. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. возрождается интерес к ручному ткачеству. Оно развивается старыми мастерами с привлечением новых молодых художников.

3. В развитии ручного ткачества органично сосуществовали три основные тенденции. Одна из них восходит к европейскому средневековью, основывается на гладком ткачестве (шпалера), реалистическом изображении, тонкой проработке деталей, живописном колорите. Вторая тенденция опирается на народное искусство различных национальностей России: национальные узоры, применение ворса, яркое декоративное колористическое решение. Третья тенденция характеризуется поисками нетрадиционных форм создания гобелена, происходят эксперименты с композиционным решением полотна гобелена, полотно отходит от стены, создается объемно-пространственная композиция, комбинируются разные технологии ручного ткачества. Художникам второй половины ХХв. свойственно стремиться показать свое авторство в искусстве ручного ткачества, проявить творческую индивидуальность.

4. Выявляя особенности и своеобразие ручного ткачества ведущих мастеров Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 вв., можно сделать вывод, что активизация художественной жизни явилась существенной частью того целого, что представляло собой духовное и культурное поле Екатеринбурга.

В гобелене екатеринбургских художников присутствует активная пластика и плоскостное композиционное решение прибалтийского гобелена, орнаментальная стилизация белорусского, использование объемного ворсового ручного ткачества восточного ковра и авторское виденье каждого художника, свой философский образ в композиции. В содержании екатеринбургского гобелена почти полностью отсутствуют влияние политизации и идеологии, присущие советскому ручному ткачеству. Гобелен становится более человечным, теплым, истинно художественным. Для него характерны: колористические и фактурные откровения, структурно-пластические новообразования, усложненная ритмическая трактовка цвета, формы и объема в пространстве.

5. Утверждение декоративным искусством своего равноправия с другими видами художественного творчества привело и к метаморфозе гобелена: от классического плоскостного - через фактурно-рельефный - к самостоятельным текстильным конструкциям, создание которых невозможно без одновременного использования приемов ткачества, живописи, скульптуры.

6. Изучение творческой практики указанного периода позволяет утверждать, что екатеринбургские художники способствуют развитию гобелена путем организации художественно-общественных объединений, участию в выставочной деятельности. Мастера ручного ткачества делают редкие заказы для частного интерьера.

7. Важно заметить, что развитие школы ручного ткачества направлялось зарекомендовавшими себя мастерами гобелена. Существенным моментом можно считать создание системы высшего художественного образования. Опыт творческой деятельности художников ручного ткачества рубежа XX-XXI вв. сохраняет актуальность и имеет ценность для культурного развития Екатеринбурга и всего уральского региона. Изучение региональной ветви ручного ткачества на примере конкретного города имеет значение для понимания общих процессов развития отечественного ручного ткачества, для исследования закономерностей изменения и расширения языка современного изобразительного искусства и перспектив его совершенствования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Семизорова, Любовь Борисовна, 2011 год

1. Аграновская М. Выставка «Гобелен и скульптура». Концепция, экспозиция режиссура / М. Аграновская // Декоративное искусство. -1986.-№8.-С. 1-4.

2. Аграновская М. Декоративные жанры на XVII Молодежной / Аграновская // Декоративное искусство. — 1987. № 5. — С. 5-8.

3. Аникина Н. И. Иллюзии и реальность: творчество Московских монументалистов 70-90-х гг. / Н. И. Аникина. Екатеринбург; М.: Екатеринбургский художник, 2005. - 152 е.: ил.

4. Анфилова Т. XVI, XX, XXI.: Квартира в пентхаусе. / Т. Анфилова // интерьер+дизайн. — 2006. № 3. - С. 111.

5. Берсенева В. Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.: «Легкая индустрия», 1977. - С. 190 .

6. Бескинская С. Руки художника / С. Бескинская // Декоративное искусство СССР. 1970. - № 6. - С. 2-3.

7. Бещева Н. Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов: автореф. канд. искусствоведения / Н.Бещева.- М., 2004.-28с.

8. Булгак И. Мастер эстонского гобелена Леэзи Эрм / И. Булгак // Декоративное искусство. 1982. - № 8. - С. 8-10.

9. Буров А. Об архитектуре / А. Буров. М.: Стройиздат,1960. - 146 с.

10. Василевская Н. Борис Мигаль / Н. Василевская // Декоративное искусство. 1987. - № 10. - С. 28-29.

11. Васильченко А. А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике / А. А. Васильченко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 64 е.: ил.

12. В духе фэн-шуй // Лучшие интерьеры. 2006. - № 2(45). - С. 162-167.

13. Векилова Г. Азербайджанские сюжетные ковры / Г. Векилова // Декоративное искусство. 1985. - № 2. - С. 21-22.

14. Видука В. Техника рельефного гобелена / В. Видука //Декоративное искусство. 1987. - № 3. - С. 40.

15. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов. СПб.: Икар, 1993.- С.272.

16. Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь имен: в Т. 2. / В. Г. Власов. -СПб.: Кольна, 1996. 554 с.

17. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: избранные труды / В. С. Воронов. М.: Сов. художник, 1972. - 350 е.: ил.

18. Воронов Н. Аслик Казарян / Н. Воронов // Декоративное искусство.1986.-№9.-С. 24-25.

19. Всесоюзная выставка самодеятельного творчества «Круглый стол «ДИ СССР». Самодеятельность-процесс или результат? // Декоративное искусство. 1981. - № 6. - С. 1-5.

20. Выставка гобелена и керамики // Декоративное искусство. 1985. -№2.-С. 14-15.

21. Гобелен Азербайджана // Декоративное искусство. 1987. - №4. - С. 24-25.

22. Гобелен Вигнере в Москве // Декоративное искусство. 1984. - № 6. -С. 11-15.

23. Гонза М. San Benito: отель в Сан-Бенито (Испания). М. Гонза // Лучшие интерьеры. 2005. - № 7/8. - С. 206-213.

24. Гурьянова М. Нить Ариадны / М.Гурьянова // Ваш досуг. 2002. - № 3(21).-С. 16.

25. Дицкая Л. Проектирование тематического гобелена для общественного интерьера / учебное пособие // Моск. Архитектурный институт; Моск. Высшее худ.-пром. Училище / б. Строгановское / М.,1987, 19с. 23л. ил.

26. Елизаров В. Цвет в деревянном городе / В. Елизаров // Декоративное искусство. 1985. - № 3. - С. 18-21.

27. Едзаев О. Дома и краски / О. Едзаев // Декоративное искусство. 1975. -№ 4.-С. 32-35.

28. Елизаров В. Цвет в деревянном городе / В. Елизаров // Екатеринбург художественный 275 лет: каталог выставки / сост. И. В. Загородских и др. Екатеринбург: Фабрика цвета, 1998. - 80 е.: ил.

29. Жоголь Л. Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий/ Л. Е. Жоголь. Киев: Будивельник,1978. - 104с.: ил

30. Зингер Е. Эстетика интернационализма / С. Зингер // Декоративное искусство. 1982. - № 12. - С.7-17.

31. Зиновьева Т. Музей на родине Гагарина / Т. Зиновьева // Декоративное искусство. 1985. - № 4. - С. 29-33.

32. Зиновьева Т. Многообразие концепций / Т. Зиновьева // Декоративное искусство. 1981. - № 7. - С. 2-6.

33. Из лекций и писем Уильяма Морриса // Декоративное искусство. -1984.-№ 8.-С. 32-34.

34. Кабанова О. Нестерова К./ О. Кабанова // Декоративное искусство. -1991.-№ 1.-С. 22.

35. Калинушкина Л. Обрами и повесь / Л. Калинушкина // Мезонин. -2002.-№ 11.-С. 124-130.

36. Калниете С. Латышский гобелен сегодня / С. Калниете // Декоративное искусство. 1984. - № 4. - С. 17-19.

37. Калниете С. Латышский гобелен сегодня / С. Калниете // Декоративное искусство. 1987. - № 5. - С. 18-23.

38. Калниете С. Триеннале молодых художников Прибалтики / С. Калниете// Декоративное искусство. 1985. - № 2. - С. 16-18.

39. Кантор К. Будни искусства и праздник труда/ К. Кантор // Декоративное искусство. 1976. - № 6. - С. 1-10.

40. Каплан Н. И. Народные художественные промыслы / Н. И. Каплан и др. -М.: Высшая школа. 1980. - 176с.: ил.

41. Коваль Р. Спор драматизма с декоративностью: о шпалере Аллы Давыдовой «Ночное представление». / Р. Коваль // Декоративное искусство. 1981. - № 9. - С. 35-37.

42. Коваль Р. Ленинградский текстиль / Р. Коваль // Декоративное искусство. 1974. - № 2. - С. 15-19.

43. Коваль Р. Очарование мильфлёра / Р. Коваль // Декоративное искусство. 1984. - № 5. - С. 34-37.

44. Коваль Р. Пять лёт «синего гобелена» / Р. Коваль // Декоративное искусство. 1976. - № 8. - С. 20-22.

45. Коваль Р. Современная ленинградская шпалера / Р. Коваль // Декоративное искусство. — 1971. № 2. - С. 40-43.

46. Копачев В. Мини-арт / В. Копачев // Декоративное искусство. 1990. -№9.-С. 5-6.

47. Крамаренко Л. Альбина Воронкова / Л. Крамаренко // Декоративное искусство. 1987. - № 4. - С. 28-29.

48. Крамаренко Л. «Земля обетованная» польского гобелена / Л. Крамаренко // Декоративное искусство. 1980. - № 12. - С. 17-20.

49. Крамаренко Л., Кабанова О. Гобелен на выставке и в интерьере / Л. Крамаренко, О. Кабанова // Декоративное искусство. 1986. - № 8. -С. 4-11.

50. Крепак Б. Белоруссия. Гобелен о земле Богучарской / Б. Крепак // Декоративное искусство. 1982. - № 7. - С. 1 .

51. Культурное достояние Урала и Сибири: выставка, посвященная всемирной конференции клубов ЮНЕСКО: каталог. Екатеринбург: Руссика, 1995. - 90 е.: ил.

52. Леже Ф. Об искусстве / Ф. Леже // Декоративное искусство. 1966. -№ 3. -С. 3.

53. Лещенко Т. А. Нетканый гобелен / Т. А. Лещенко. Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 142 е.: ил.

54. Лёгкие связи: ширмы. // Интерьер+дизайн. 2003. - № 5. - С. 146-153.

55. Литовченко И. // Декоративное искусство. 1987. - № 4. - С. 32-33 ил.

56. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу / В. Лукьянин,

57. М. Никулина. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.240 е.: ил.

58. Луцкая Е. Рута Богустова / Е. Луцкая // Декоративное искусство.1986.-№9.-С. 32-33.

59. Мамонтова Ю. Гобелены и ширмы / Ю. Мамонтова. М.: Ниола 21-йвек,2004. -96с.: ил.

60. Мехди 3. Ковры: справочник. / 3. Мехди. М.: Аст: Астрель, 2006.319 е.: ил.

61. Матисс: сборник статей о творчестве. М.: Иностранная литература, 1958. -79 с.

62. Международный симпозиум по искусству восточного ковра // Декоративное искусство. 1984. - № 2. - С. 6-15.

63. Мой край родной: обл. конкурс: каталог / ред. сост. В. А.Малинов; авт. вступ. ст. М. Г. Сергеева. - Екатеринбург: Формат, 1999. - 128с.: ил.

64. Молок Ю. Новиков Н. Гуру неоакадемизма / Ю. Молок // Декоративное искусство. 2005. - № 2. - С. 22-25.

65. Монахова Л. , Уварова Н. Декоративный текстиль в интерьере / Л.

66. Монахова, Н. Уварова // Декоративное искусство. 1985. - № 11 . - С.12.21.

67. Монахова Л. Красота и польза мебели / Л. Монахова // Декоративное искусство. 1987. - № 6. - С. 2-5.

68. Монтал В. Ожившие воспоминания: дом в Жере (Франция). В. Монтал // Лучшие интерьеры. -2005. № 7/8. - С. 70-76.

69. Мусина Р. Выставка «Советская Россия — VII». Народное и профессиональное. Единство эстетических позиций / Р. Мусина // Декоративное искусство. 1986. - № 5. - С. 5-11.

70. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1 / под ред. М. А. Некрасовой. -М.: Изобразительное искусство, 1985. -295 е.: ил.

71. Начиолене Д. Тенденции развития текстильного панно Советской Литвы и вопросы его синтеза в интерьере / Моск. высшее худ.-пром. училище /б.Строгановское/, автореферат на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М.: 1979. -29 с.

72. Негневицкая О. На чём строился цветовой эффект старинных шпалер / О. Негневицкая, Е. Кантор // Декоративное искусство. 1986. - № 11.-С. 44-45.

73. Ниукуте Ю. Эстетические проблемы современного декоративно-прикладного искусства: автореф. Канд. искусствоведения / Ю.Ниукуте М., - 1985.-29 с.

74. Одиннадцать новых имён / под. ред. О. Буткевич. Декоративное искусство. - 1984.-№ 11.-С. 10-25.

75. Орел Л. Ковры на Коростенщине / Л. Орел // Декоративное искусство.- 1984. № 10. - С. 38-39.

76. Орешко О. Л. Гобелен. Эмали / О. Л. Орешко. Ирида-пресс, 2001. -14с.: ил.

77. Осколкова Ю. Детали и приемы / Ю. Осколкова // Интерьер+дизайн. -2006.-№3,-С. 104-110.

78. Панорама молодых: 14 новых имен / под. ред. О. Буткевич // Декоративное искусство. 1985. - № 7. - С. 7-19.

79. Парафраз Нины Казанцевой: каталог выставки / Екатеринбургский союз художников России, 1997. 24 е.: ил.

80. Первая Уральская выставка декоративного искусства: эмаль, текстиль, керамика, ювелирное искусство, стекло, металл, дерево: каталог / ред. -сост. В. А. Малинов. — Екатеринбург: Белая галерея, 2000. 112 е.: ил.

81. Пронина И. В гармонии с человеком / И. Пронина // Декоративное искусство. 1981. - № 1. - С. 42-45.

82. Пугачева Э. Белорусская ССР. Игра с пространством в интерьере / Э. Пугачева // Декоративное искусство. 1987. - № 1- С. 2-7.

83. Пугачева Э. Застывшая музыка гобелена / Э. Пугачева // Декоративное искусство. 1976. - № 5. - С. 23-25.

84. Путиловская М. Рождение дома / М. Путиловская // Архидом. 2004. -№7(48).-С. 76-80.

85. Раудзепа В. Гобелены Лилиты Постажа / В. Раудзепа // Декоративное искусство. 1982. - № 7. - С. 18-20.

86. Рождественский К. Слово к молодым / К. Рождественский // Декоративное искусство. 1977. - № 2. - С. 2-6.

87. Рюмина И. Гобелен, архитектура, музыка / И. Рюмина // Декоративное искусство. 1976. - № 12.- С. 14-15.

88. Рюмина И. Выставка гобелена и керамики в Риге / И. Рюмина // Декоративное искусство СССР. 1975. - № 9. - С. 13-16.

89. Савицкая В. Гобелен и пространство / В. Савицкая // Декоративное искусство. 1975. - № 3. - С. 6-9.

90. Савицкая В. И. Гобелен и его образы/ В. И. Савицкая // Декоративное искусство. 1970. - № 9. - С. 16-19.

91. Савицкая В. Гобелены и пластика Румынии / В. Савицкая // Декоративное искусство. 1982. - № 2. - С. 44-45.

92. Савицкая В. Декоративное искусство народной Польши / Савицкая// Декоративное искусство. 1984. - №11. - С. 4-8.

93. Савицкая В. И. Превращения шпалеры / В. И. Савицкая. М.: Галарт, 1995.-8 е.: ил.

94. Савицкая В. Торжество целесообразности и красоты / В. Савицкая // Декоративное искусство. -1981. № 1. - С. 42-45.

95. Савицкая В. Фольклор и история в гобелене и керамике / В.Савицкая // Декоративное искусство. 1984. - № 7. - С. 1-6.

96. Санина М. Игра неуловимых оттенков: квартира в Москве. М. Санина // Лучшие интерьеры. 2005. - № 7/8. - С. 124-131.

97. Скуинь 3. Рудольф Хеймрат / 3. Скуинь // Декоративное искусство. -1987.-№ 10.-С. 30-31.

98. Слешинская Т. Ver Meer: студия интерьера в Киеве. Т. Слешинская // Лучшие интерьеры. 2006. - № 2 (45). - С. 222-231.

99. Современный советский гобелен. М.: Сов. художник, 1979. - 216 е.: ил.

100. Современный гобелен и пространство: Круглый стол ДИ СССР // Декоративное искусство. 1976,- № 7. — С. 13-18.

101. Советское декоративное искусство 1945-1975 гг. -М.: Искусство, 1989.-25 с.

102. Сокольский К., Пятышева С. Московское Марокко / К. Сокольский, С. Пятышева // Архидом. 2006. - № 1(58). - С. 142-145.

103. Соловьев Н. Гобелен в интерьере / Н. Соловьев // Декоративное искусство. 1985. - № 2. - С. 10-13.

104. Соловьев Н. Кто автор общественных интерьеров? / Н. Соловьев // Декоративное искусство. 1985. - № 12. - С. 10-14.

105. Соловьёв-Петком М. Природоведение: экоматериалы / М. Соловьёв-Петком // Интерьер+дизайн. 2005. - № 5. - С. 188-191.

106. Стародуб Т. Искусство Советской Туркмении: исторические традиции и современная практика / Т. Стародуб // Декоративное искусство. 1985. - № 4. - С. 3-5.

107. Стриженова Т. К. Гиви Кандарели. Гобелен / Т. К. Стриженова. М.: Сов. художник, 1981. - 119с.: ил.

108. Стриженова Т. Гобелены / Т. Стриженова // Декоративное искусство. 1981. - № 3. - С. 3-7.

109. Стриженова Т. Гражданские мотивы и лирическая интонация /

110. Т. Стриженова // Декоративное искусство. — 1986. № 2. - С. 8-16.

111. Стриженова Т. К. Рудольф Хеймрат: гобелен / Т. К. Стриженова. -М.: Сов. художник, 1984. 88 е.: ил.

112. Стриженова Т. К. Экспрессия гобелена / Т. К. Стриженова // Декоративное искусство. 1976. - № 4. - С. 4-5.

113. Стриженова Т. К. Гобелен и образ / Т. К. Стриженова // Декоративное искусство. 1975. - № 3. С. 1-5.

114. Страутманис И. Гобелен и интерьер / И. Страутманис // Декоративное искусство. 1975. - № 3. - С. 10-12.

115. Степенян Н. «Вечные формы» в современном восприятии / Н. Степанян // Декоративное искусство. 1975. - № 3. - С. 28-31.

116. Тарановская Н. Декоративно-прикладное искусство Ленинграда / Н. Тарановская // Декоративное искусство. 1977. - № 6. - С. 1-6.

117. Теус Т. Widder Hotel: отель в Швейцарии. Т. Теус // Лучшие интерьеры. 2006.' - № 2 (45). - С. 184-195.

118. Тимашева Н. Восемнадцать вопросов про основу // Интерьер+дизайн. 2005. - № 5. - С. 180-187.

119. Тонева Т. Приморский Модерн: дом в Одессе. Т. Тонеева // Лучшие интерьеры. 2005. - № 7/8. - С. 154-163.

120. Торская В. Невыразимая лёгкость бытия: квартира в Москве. / В. Торская // Лучшие интерьеры. 2006. - № 2(45). - С. 124-131.

121. Традиции и проблемы развития искусства современного ручного художественного ткачества. -М.: НИИХПД986 135с.: ил.

122. Традиционный орнамент. Вып. 2: Текстиль / авт.-сост. О. Б. Ворончихина. Екатеринбург: Свердл. Обл. дом фольклора, 2003. -128с.: ил.

123. Уварова Н. Оптимистическая настроенность выставки / Н. Уварова // Декоративное искусство. 1986. - № 7. - С. 1-5.

124. Уварова Н. Успешный дебют / Н. Уварова // Декоративное искусство.- 1984. № 11. - С. 26.

125. Храмцова Г. Ручное ткачество / Г.Храмцова // Учебное пособие. -Екатеринбург: УралГАХА. 2008. 124с.: ил.

126. Художники XXVII съезду КПСС, Москва. Весна. Выставки // Декоративное искусство. — 1986. - № 6. - С. 1-7.

127. Чижова И. Художник и педагог / И. Чижова // Декоративное искусство. 1980. -№ 10.-С. 3-14.

128. Чумаченко Н. От кустаря к художнику / Н. Чуманенко // Декоративное искусство СССР. 1975. - № 8. - С. 7-12/

129. Шкаровская Н. Старинные туркменские ковры / Н. Шкаровская // Декоративное искусство. — 1976. № 7. - С. 44

130. Шмакова А. Удачи и просчеты гобелена / А. Шмакова // Декоративное искусство. 1987. - № 6 — С. 6-8.

131. Шубникова М. Родом из Англии / М. Шубникова // Лучшие интерьеры. 2006. - № 2(45). - С. 82-89.

132. Шубникова М. Возрождение викторианства / М. Шубникова // Лучшие интерьеры. 2006. - № 4. - С. 140- 145.

133. Шушарина Г. Астрологический человек / Г. Шумакина // Декоративное искусство. 1990. - № 3. - С. 43.

134. Юренева Е. «Молодость России» в ЦДХ / Е. Юренева // Декоративное искусство. 1987. - № 7. - С. 2-6.

135. Вологодское ручное ткачество Электронный ресурс. // Сайт фабрики Красный ткач. Череповец, 2005. - Режим доступа: http.//www.krasnytkach.narod.ru

136. Ручное узорное ткачество. Традиции и современность Электронный ресурс. // Сайт Новости Вологодской обл. — Вологда, 2005. Режим доступа: http://www.newsvo.ru

137. Гобеленовые мастерские «ОП-АРТ» Электронный ресурс. // Сайт Новости Вологодской обл. Вологда, 2005. - Режим доступа: http://www.newsvo.ru

138. Народные промыслы и ремесла Электронный ресурс. // Портал информ. поддержки ремесел и народных промыслов России. -М.,2006. — Режим доступа: http://www.op-art.ru .

139. Duncan А. Art Deco / A. Duncan. London: Thames and Hudson, 2001. -216 p.: ill.

140. Duncan A. Art Deco Furniture. The French designers: album. / A. Duncan. London: Thames and Hudson, 2003. - 192 p.: ill.142. 5000 years of Textiles: album. / ed. by J. Harris. London: British museum press, 1995. - 320 p.: ill.

141. Hardy A. R. Art Deco Textiles. The French designees: album. / A. - R. Hardy. - London: Thames and Hudson, 2003. - 256 p.: ill.

142. Jackson L. 20th century pattern design. Textile and wallpaper pioneers: album./ L. Jackson. London: M. Beazley, 2004. - 224 p.: ill.

143. Miller R.C. Modern design in Metropolitan Museum of Art (1890-1990): album./ R.C. Miller. New York: Metropolitan Museum of Art, 1990. -312 p.: ill.

144. Textiles and wall decoration// Decorative art 1900s and 1910s: album. - Köln: Taschen, 2000. - P. 483-569.

145. Textiles // Decorative art 1920s: album. - Köln: Taschen, 2000. - P. 549-569.

146. Textiles // Decorative art 1930s and 1940: album. - Köln: Taschen, 2000. - P. 541-569.

147. Textiles and wall wallpapers // Decorative art — 1950s: album. Köln: Taschen, 2000. - P. 267-377.

148. Textiles and wall wallpapers // Decorative art 1960s: album. - Köln: Taschen, 2000. - P. 299-347.

149. Textiles and wall wallpapers // Decorative art 1970s: album. - Köln: Taschen, 2000. - P. 447-473.1. CS

150. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

151. Особенности развития отечественного искусства гобелена (на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа ХХ-ХХ1 в.в.)

152. Специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»042011600821. На правах рукописи

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.