Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики Таджикистан: 1990-2007 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Орипова, Мухайё Зарифджановна

  • Орипова, Мухайё Зарифджановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 198
Орипова, Мухайё Зарифджановна. Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики Таджикистан: 1990-2007 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2009. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Орипова, Мухайё Зарифджановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РТ, И ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЕГО РАЗВИТИЕ.

Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММ В

НЕЗАВИСИМЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЯХ ТАДЖИКИСТАНА.

Глава 3. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММ НЕЗАВИСИМЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ ТАДЖИКИСТАНА.

3.1 Информационные жанры в независимых телекомпаниях.

3.2 Аналитические жанры в независимых телекомпаниях.

3.3 Художественно-публицистические жанры в независимых телекомпаниях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики Таджикистан: 1990-2007 гг.»

Вопрос о том, каковы пределы влияния СМИ на аудиторию, возник с момента появления первых печатных СМИ. В этом аспекте классический труд известных американских учёных Фреда Сиберта, Теодора Петерсона и Уилбура Шрамма «Четыре теории прессы» [154] остаётся актуальным, по сей день. В своём труде авторы рассматривают ответственность СМИ в соответствии с социально-политическими реалиями своего времени. Эти вопросы по началу находились в зоне пристального внимания западных исследователей, а, начиная с середины двадцатого столетия, к этой теме начали обращаться исследователи СМИ из постсоветского пространства, выдвинувшие ряд различных теорий и концепций назначения и роли СМИ в обществе.

В советский период развития нашей науки проблемы взаимосвязи СМИ и политических процессов активнее стали разрабатываться с шестидесятых годов. Основная часть литературы отражала рост политической активности граждан, а СМИ рассматривались как один из инструментов социального управления. Именно необходимость совершенствования общественных отношений стала поводом для изучения степени влияния СМИ на процесс подготовки и принятия социальных, экономических и политических решений, и их практической реализации.

Начиная с 90-х годов 20 века, таджикское общество начинает развиваться по социально-экономическим реалиям нового времени, то есть это и гражданская война с её разрушительными общественно-политическими и нравственно-психологическими последствиями, делающими свободу выражения мнений особенно хрупкой и зависимой от различных факторов и обстоятельств, и обретённая независимость Таджикистана, которая поставила новые задачи перед таджикским обществом.

Эти факторы естественно повлияли на систему СМИ. В ней произошли перемены, установились новые взаимоотношения журналистики и других общественных институтов, изменилась роль и функция журналистики. Сегодня журналистика развивается в суровых условиях конкуренции и рыночных отношений, она становится инструментом общественных, социальных и экономических перемен, является объектом воздействия общественно-политических структур и социальных институтов.

Каждый отрезок времени имеет свои приоритеты относительно СМИ. С появлением телевидения и интернет-технологий Л предпочтение отдаётся именно им. Из средств массовой информации в современных условиях лидирует всё же телевидение. Образованная в советское время система телевидения складывалась и изменялась исторически на протяжении десятилетий. Каждый этап выдвигал новые профессиональные требования. Однако наиболее существенные перемены произошли в течение 1991 года.

В 90-е годы 20 века в сложных условиях стали появляться первые негосударственные телекомпании в Таджикистане. В социально-политической и культурной жизни страны они постепенно начинают играть роль важных каналов распространения массовой информации в основном в регионах страны. В сетке вещания негосударственных телекомпаний постепенно появляются программы собственного производства, в которых журналисты начинают применять различные жанры журналистики. История развития таджикских негосударственных телекомпаний позволяет изучить эволюцию телевизионных жанров, особенности развития различных программ.

На сегодня в Таджикистане в эфир выходят 16 негосударственных телевещателей такие как: Телевизионная студия «Мавджи озод» Восейский район (июнь 1991г.), ООО ТРК «Джахоноро» г. Чкаловск (август 1991г.), НТРК «ТВ Симо» г. Панджакент (1992г.), ТВ «Анис» г. Конибодом (1992г.), ООО «ТВ Гулакандоз» Дж.Расуловский район (1993г.), ТРК «Уст-рушана» (Афшин) г. Истаравшан (1994г.), НТРК «Регар» г. Турсунзода (1995г.), ЗАО ТРК «СМ-1» г. Худжанд (1998г.), ООО «ТВ Исфара» г. Ис-фара (1998г.), ТВ «Гули бодом» г. Конибодом (1999г.), ООО «ТВ Мастчох» Мастчинский район (2000г.), НТРК «Кургонтеппа» г. Кургонтеппа (2000г.), ООО ТРК «Азия» г. Худжанд (2000г.), НТРК «ТВ Парвиз» г. За-фаробод (2000г.), ТВ «Курушкада» г. Истаравшан (2006г.), ТВ «Симои мустакили Точикистон» г. Душанбе (2006г.) перед которыми стоят серьёзные задачи, вызванные развитием глобальной информационной среды. Параллельно на территории страны функционируют 8 государственных (республиканских и областных) телеканала, 2 кабельных студии, 8 коммерческих и 6 государственных радиостанций.

В последнее время практики СМИ наблюдают влияние негосударственных телекомпаний на оформление, дизайн, иногда и на содержание программ государственных каналов «Шабакая якум» и «ТВ Сафина». Такое явление происходит в последние несколько лет и связано оно с приходом некоторых журналистов, дизайнеров, менеджеров и других на государственные каналы из негосударственных телекомпаний.

Настоящая работа посвящена проблемам развития жанрово-стилистических и функциональных особенностей программ в эфире региональных негосударственных телекомпаний Таджикистана. Это диссертационное исследование впервые охватывает вышеназванные аспекты, а также проблемы становления и развития негосударственных телекомпаний (в первой главе диссертации приводятся данные о государственных телеканалах и независимых радиокомпаниях) в годы независимости Таджикистана с момента их появления. Появление негосударственных средств массовой информации (в частности телевещания) в стране неизбежно связано со сложными политическими процессами и явлениями, происходившими в Советском Союзе, и сложившейся ситуацией после его распада. Существование более 15 лет негосударственных телекомпаний, их нынешнее положение в общественно-политической жизни Таджикистана, появление и развитие жанров, функционирование программ до сих пор остаются вне поля зрения со стороны таджикских исследователей.

Эпоха фундаментального и научного изучения телерадиовещания в

Советском Союзе начинается в 1958 году с созданием кафедры радиовещания и телевидения в МГУ. В это время исследователи в своих научных трудах отмечали о масштабном явлении - телевидении, о трудностях освоения жанров публицистики многими журналистами, потому что «представления о телевидении у огромного большинства журналистов были весьма смутные» [164,12].

Учёные вторую половину XX столетия называют эпохой «дилетантов-первооткрывателей», «то была и впрямь пора каждодневных открытий. А в редакциях и павильонах господствовал дух студийности, взаимной заинтересованности, творческого братства» [164, 25].

В доперестроечный период функционировала вертикальная структура управления, согласно которой республиканские, областные и городские телестанции напрямую подчинялись Гостелерадио СССР. Политические и социально-экономические перемены в жизни советского общества естественным образом отразились на всей системе средств массовой информации и на телевидении в частности.

В переходный период в советской системе телевещания произошли изменения: появились негосударственные телекомпании, развились новые функции телевидения, изменилась специфика их программной политики.

Актуальность темы определяется возрастанием роли телевидения в постсоветский период развития общества, впервые сделана попытка проанализировать новый тип телевещания для РТ, о его значимости и возможностях взаимодействия с телезрителем. Учитывая, что довольно часто во многих недостатках современного таджикского общества (это и гражданская война с ее разрушительными общественно-политическими и нравственно-психологическими последствиями) обвиняют различные СМИ, особенно телевидение, то проблема изучения новых форм вещательных СМИ, их программ, производственных возможностей, потенциала, наличия разнообразных жанрово-стилистических форм журналистских произведений, функциональных особенностей программ приобретает первостепенное научно-практическое значение.

Телевидение — одно из самых сложных культурных явлений двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие на современном таджикском телевидении, требуют осмысления и системного анализа их содержательной и программной политики.

Теоретики СМИ считают, что необходимо разбить историю развития телевидения на определенные этапы, в частности историю развития таджикского негосударственного телевидения. Но, одно из последствий сложности определения понятия «история телевидения» является проблема хронологической периодизации развития этого феномена. Поскольку попытка выделения одного лишь аспекта из множества возможных приводит к неизбежной ограниченности, «однобокости» трактовок.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили научные труды российских учёных как Э. Багирова [10; 11; 12; 13], Г. Кузнецова [94; 95; 163], Я. Засурского [65; 66], Р. Борецкого [18; 19; 20; 21; 22; 197], А. Юровского [197; 198], В. Цвика [163; 164; 180; 181; 182; 183], Е. Поберезниковой [128], В. Егорова [56; 57; 58], Н. Голядкина [37; 38; 39], С. Михайлова [110], американских исследователей К. Рич [210], Брайант Дженнингз, Томпсон Сузан [23], Р. Айзерд, Х.Кулбертсон, Д.Ламберт [204] и таких таджикских учёных как А. Садуллоева [143; 144; 145; 146; 147; 149; 150; 151], И. Усмонова [169; 170; 171; 172; 173; 174; 175], Д. Давроно-ва [49; 172], С. Гулова [45; 150], М. Шоева [149; 192], Дж. Мукима [114; 115], А. Азимова [4; 5], Дж. Кудуса [93] и других.

В данных работах теоретики тележурналистики исследовали различные грани журналистского мастерства, вопросы формирования жанро-во-тематической структуры программ, обращали внимание на становление и развитие электронных СМИ, появление целого пласта программ, в которых развиваются различные ТВ жанры и определяются их функциональные особенности. Особая ценность этих трудов заключается в том, что они написаны людьми не только будучи теоретиками, а, прежде всего тем, что они создавали журналистику своей профессиональной деятельностью. Многие из этих ученых в разное время работали на ТВ, радио, в редакциях газет и их труды и сегодня становятся настольными книгами для журналистов.

Большое значение при выполнении диссертации имели труды зарубежных теоретиков, изучающих сферу радио и телевидения Э. Багирова, Г. Кузнецова, Р. Борецкого, А. Юровского, В. Цвика, В. Егорова, Е. Поберез-никовой и других. Э. Багиров разработал методы работы тележурналиста, которыми как считает Г. Кузнецов, «пользовался, и будет пользоваться любой тележурналист достаточно высокой квалификации, желающий постичь правду жизни и донести её до зрителей в увлекательной форме» [164, 46-47]. В своих работах Э. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его жанровым и функциональным особенностям [13].

В 1968 году Г. Кузнецов «мечтал» о появлении мыслящего журналиста в кадре, материалы которого впитываются из окружающей жизни и «ради него самого, его личности, его отношения к жизни» его слушают и смотрят зрители. «Ведь слова, которые он произносит, его собственные. Настроение, характер, уровень культуры — всё это отлично видно в человеке, который беседует с нами с экрана» [164, 71].

Позже Г. Кузнецов продолжает писать о мыслящем человеке в кадре. Он пишет о необходимости разграничения семи профессиональных качеств тележурналиста, который появляется на экране в разных амплуа от репортёра до телеведущего новостей. В последствии его концепция стала общепризнанной и вошла в учебники [95]. Он затрагивает проблемы функционирования телевидения [95, 27-35]. Кроме того, он говорит о современных жанрах телевидения, уделяя большое внимание так называемым «новым жанрам», например, ток-шоу, описывая историю его появления на российском экране, основные признаки - «легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории» [95, 117].

В.Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, происходящие сегодня на российском телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов [58]. Большой интерес в указанной работе для диссертанта имеет анализ принципов программирования на телевидении. В грамотной сетке вещания автор видит создание структуры вещательного дня в целом и установления контакта со зрителем.

Особую ценность представляет учебное пособие В. Цвика, где он подробно излагает о современном состоянии и практических проблемах телевещания в новых социально-политических условиях России [183]. Автор подробно останавливается на жанрах телепублицистики, разделяя их по трем системам: информационные, аналитические и художественно-публицистические системы жанров [183, 212-276].

Об основных моделях телепередач, построенных на основе взаимодействия, мотивации участия во взаимодействии телезрителей и телекоммуникатора подробно рассматривает Е. Поберезникова [128]. Автор особое внимание уделяет формам и методам практической работы журналиста с материалом при подготовке передач с обратной связью, приводится в пример большое количество программ и жанров, используемых российскими тележурналистами [128, 58-74].

Особый интерес вызывает книга К. Рич «Writing and Reporting News: a coaching method» - (Освещение новостей: методы) [210, 535-536], в которой исследователь подробно описывает формы и методы освещения новостей в СМИ. Американские учёные Р.Айзерд, Х.Кулбертсон и Д.Ламберт в своём совместном труде «Fundamentals of News Reporting» - (Основные принципы сообщения новостей) [204], исследуют принципы сообщений новостей и других информационных жанров.

Проблемы воздействия СМИ на аудиторию отражены в книге Джен-нингз Брайант и Сузан Томпсон «Основы воздействия СМИ» [23]. Важность исследования медиавоздействия авторы подтверждают тем, что «людям никогда не было безразлично, то как медиаинформация воздействует на них самих и особенно на их детей. Общественность всегда была озабочена негативным воздействием определенного сообщения или систем сообщений, а также интересовалась потенциальным просоциальным воздействием других медиасообщений» [23, 36]. Авторы считают, что мы как потребители информации «должны быть хорошо осведомлены о том, какую роль средства массовой информации играют в нашей жизни» [23, 36].

Далее российские исследователи Г.Кузнецов, В.Цвик, А.Юровский в совместном труде «Телевизионная журналистика» [163] всё больше обращают внимание на то «чем» наполнен эфир, какие программы сегодня смотрит зритель, так как считается, что «программы формируют сознание зрителя, влияют на психику человека. Поэтому телевидение и радио долж- -но контролироваться неким нейтральным органом, который не заглушает свободу слова, но и не даёт свободе расшатывать национальные устои и традиции» [163].

Исследования таких таджикских ученых как А.Садуллоева, И.Усмо-нова помогают выявить основные тенденции развития таджикской журналистики в историческом аспекте. В своих работах они не только рассматривают и очерчивают теоретические проблемы СМИ, но и обращают внимание на функциональные аспекты деятельности СМИ в обществе.

Особую научную ценность для исследователя представляют труды профессора А.Садуллоева, в которых он обращает внимание на различные теоретические и практические аспекты таджикской журналистики [143; 144; 145; 146; 147]. В частности в своей докторской диссертации «Становление и развитие жанров таджикской документальной прозы (60-80годы)» [147] профессор А.Садуллоев стремится дать научно полную объективную картину развития и состояния документальной прозы 60-80-х годов, выявить её место и роль в процессе движения современной таджикской литературы [147]. О жанре эссе и о таджикских журналистах и писателях работавших с данным жанром подробно профессор А.Садуллоев рассказывает в своём труде «Рангхои зиндаги» - (Радуга жизни) [151, 44-75]. В другом своём труде «Хосияти адабиёт» - (Особенности литературы) [148, 95-168] А.Садуллоев наряду с литературными жанрами повести и рассказа подробно рассматривает особенности и разновидности жанров очерк и телеэссе.

Одним из трудов по истории таджикской печатной журналистики советского периода является совместное учебное пособие таджикских исследователей А. Нуралиева, А. Садуллоева, И. Усмонова и П. Гулмуродова «Советская таджикская журналистика». В учебнике рассматривается история журналистики с первых дней образования Советского Таджикистана до 1989 года. Авторы, на основе изучения материалов разных изданий, основательно исследуют жанровое своеобразие печати этого периода [171].

Более подробно рассматривают жанры на телевидении и радио в совместном труде в двух частях исследователи А. Садуллоев и С. Гулов «Жанрхои журналистикаи радио» - (Жанры радиожурналистики) [150] и А. Садуллоев и М. Шоев «Асосхои журналистикаи телевизион» - (Основы телевизионной журналистики) [149].

В работе А. Садуллоева и С. Гулова «Жанрхои журналистикаи радио» - (Жанры радиожурналистики) [150], прослеживаются виды информационно-аналитических жанров журналистики и их применение на радио. Авторы делят жанры на две группы и подробно анализируют жанры беседа, зарисовка, композиция, очерк, рассказ, фельетон, приводят примеры программ из Радио Таджикистана.

Вопросы места и роли телевидения в обществе рассматривают исследователи А. Садуллоев и М. Шоев в другой части «Асосхои журналистикаи телевизион» - (Основы телевизионной журналистики) [149], где авторы уделяют внимание, в общем, содержательным характеристикам телевизионных программ, о публицистике на телевидении, вопросам взаимодействия государства со СМИ, приводятся в пример требования к телевизионным журналистам. Авторы посвятили свой труд лишь общим данным об основах телевидения, но в нём не рассматриваются отдельные жанры журналистики на ТВ. На наш взгляд это придало бы книге более серьёзную основу как для учебника в ВУЗах.

Огромный интерес у исследователя вызывает двухтомный труд профессора И. Усмонова «Журналистика». Первая книга автора [174] посвящена истории печатной журналистики, где собраны опубликованные различные статьи автора в разные годы, в которых рассказывается о появлении первых таджикских газет до и в процессе установления советской власти в Средней Азии [174, 6-134]. Вторая и третья части первой книги посвящены теории журналистики, где уделяется внимание жанрам публицистики в частности жанрам репортаж, очерк, фельетон. Вторая книга «Журналистика» [175] профессора И.Усмонова состоит из ряда статей посвященных печати советского Таджикистана опубликованных автором в разные годы, приводятся интервью автора, а также содержит сокращённый вариант кандидатской диссертации автора на тему: «Становление и развитие таджикской партийно-советской печати в 1917-1929гг.» [175, 5-115].

Вопросы развития таджикского радио, состояние и место таджикского телевидения в системе СМИ отражены в учебном пособии «Чахони муосир: мавкеи симо ва садо» - (Современный мир: место телевидения и радио) [49] Д. Давронова, сравнивая телевидение и радио, автор выявляет общие и отдельные черты радио и телевидения. В книге анализируются некоторые программы радио «Садои Душанбе» и Радио Таджикистан, приводятся требования к телевизионному сценарию, рассказывается о видах очерка, которые можно применять при создании телевизионных программ [49, 70-73]. Несмотря на интересное изложение автором, данную книгу нельзя отнести к фундаментальным научным исследованиям, которое бы давало целостную картину телерадиовещания в Таджикистане. Указанное учебное пособие больше напоминает собственное наблюдение автора о телерадиовещании в РТ. Более детального рассмотрения состояния как государственного, так и частного ТВ и радио, применение на примерах различных жанров журналистики мы не увидели.

Совместный труд таджикских исследователей, который стал учебным пособием «История таджикской печати» И. Усмонова, Д. Давронова [172] охватывает столетнюю историю таджикской журналистики, в ней частично затрагивается периодическая печать начала 90-х гг.

В диссертации исследователя С. Гулова [45] предпринята попытка изучения и обобщения жанра очерк таджикской документальной прозы, где рассмотрены вопросы печати, радио и телевидения, рассматриваются проблемы сюжета, фабулы, композиции, структуры, а также проблемы детализации и типизации в современном таджикском очерке [45].

Диссертационное исследование М.Шоева посвящено жанрово-тематическим особенностям очерков Фазлиддина Мухаммадиева. Учёным впервые подвергнуто всестороннему анализу жанровое и тематическое своеобразие документальной прозы писателя Фазлиддина Мухаммадиева< [192].

Дж. Муким исследует особенности создания и развития радио «Свобода» («Озоди») и радио Би-Би-Си, жанровое разнообразие в программах радио, определяется их роль в системе электронных СМИ Таджикистана [115].

Исследователь С. Хайдаров на публицистическом наследии Бобод-жона Гафурова анализирует функции СМИ на различных этапах развития общества, классифицирует тематику, даёт оценку идеалам его мастерства, характеризует отдельные достижения и упущения в художественно-публицистических произведениях, соотношения и концепции присутствия автора — повествователя в повести и рассказе [179].

Диссертационная работа исследователя А. Азимова посвящена истории становления таджикской печати 20-х годов на примере газеты «Овози точик» и её приложений. Автором определяется значение газеты «Овози точик», её положительное воздействие на все стороны экономической, социально-политической и культурной жизни таджикского народа и характеризуется её деятельность по созданию таджикской национальной государственности [4].

Многие вышеназванные научные труды таджикских исследователей были в основном посвящены печатной журналистике Таджикистана. Проведённые исследования, несомненно, внесли весомый вклад в развитие науки о журналистике Таджикистана. Однако негосударственные телекомпании Таджикистана, заслуживающие внимания исследователей, к сожалению, не изучены, несмотря на то, что в ряде работ таджикских исследователей рассматривались некоторые аспекты электронных СМИ [149], [49], [45], [115].

Стоит упомянуть о попытке исследования электронных СМИ в частности ТВ, в ряде работ таких авторов как: Муаттар Джураева, Рафоат Абду-саломова, Саидмурод Ходжазод, чьи труды носят мемуарно-публицистический характер. Например, книга С. Ходжазод «История таджикского телевидения» посвящена рассказу о появлении ТВТ его первых программах и скорее носит справочный, нежели научный характер. Об истории радио Таджикистана С. Ходжазод в двух книгах также рассказывает в духе воспоминаний о сотрудниках и их программах.

В настоящей диссертационной работе определены три основных направления: в историческом аспекте рассматриваются проблемы развития таджикских региональных негосударственных телекомпаний, в филологическом аспекте рассматриваются жанрово-стилистические особенности, в социологическом аспекте рассматриваются функциональные особенности телепрограмм региональных независимых телекомпаний Таджикистана.

Объектом и предметом данного исследования являются программы региональных негосударственных телекомпаний Таджикистана.

Цель работы заключается в выявлении жанровых и функциональных особенностей программ в негосударственных телекомпаниях Таджикистана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить проблемы становления и развития теле и радио вещательной журналистики Таджикистана;

2. Рассмотреть функциональные особенности программ, методы и приемы создания телепрограмм;

3. Проанализировать социальную значимость и направленность телепрограмм;

4. Определить жанрово-стилистические особенности программ — системы информационных жанров, системы аналитических жанров, системы художественно - публицистических жанров;

5. Проанализировать экспансию жанров, методов, с учетом новых условий развития телевещания.

Эмпирической базой исследования служат программы негосударственных телекомпаний Таджикистана ведущих вещание в различных регионах страны. Сравнительный анализ функциональных особенностей, жанро-во-стилистического своеобразия и тематики однотипных программ, позволил раскрыть принципы и охарактеризовать сочетание элементов различных жанров журналистики и процессы распространения некоторых новых жанров в негосударственных телекомпаниях Таджикистана.

Диссертант в течение 2005-2006гг. будучи сотрудником Общественной организации «Академия Массовой Коммуникации» (ранее «Интер-ньюс Таджикистан») проводил с группой исследователей мониторинг социально - значимых программ в сетке вещания государственных и негосударственных телекомпаний, с целью «определить насколько велика степень социальной ответственности, четкое понимание и прогнозирование результатов аудиовизуального воздействия на массы людей представителями СМИ» [112, 4].

Анализ содержания программ, таблицы, их описание и выводы подробно описаны в приложении к данной работе.

Научная новизна диссертации состоит в постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования программ в функциональном и жанрово-стилистическом аспектах таджикских негосударственных телевещателей. Впервые проанализированы программы негосударственных телекомпаний. Методом классификации определены функции программ, их социальная направленность, их воздействие на аудиторию, подробно изучены и проанализированы особенности развития информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров в программах негосударственных телекомпаний.

Практическая значимость. Данная работа может быть использована в качестве основы для разработки курсов и спецкурсов по теории и истории таджикской негосударственной тележурналистики для студентов факультетов журналистики, при составлении учебных программ и пособий, а также применяться в практической деятельности журналистов освещающих социально - значимую проблематику.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в опубликованных автором статьях, монографии, список которых прилагается в конце автореферата. Идея исследования темы диссертации возникла в общественной организации «Академия Массовой Коммуникации», где на протяжении нескольких лет диссертант, будучи исследователем, собрала большой фактический материал о региональных негосударственных телекомпаниях Таджикистана. Собранный материал и основные положения исследования были апробированы диссертантом на кафедре телевидения и радиовещания ТНУ. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр телевидения и радиовещания, международной журналистики и печати Таджикского национального университета (7 ноября 2008 года, протокол, № 3) и рекомендована к защите.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих работах автора:

1. Особенности развития информационных жанров в программах негосударственных телекомпаний Таджикистана // «Вестник Таджикского Государственного Национального Университета». №5 (серия 37). -Душанбе, 2007. С.233-241

2. Функциональные особенности программ в независимых вещателях Таджикистана //«Вестник Таджикского Государственного Национального Университета». №5 (серия 37). - Душанбе, 2007. С.247-253

3. Формирование частных электронных СМИ в Таджикистане // Актуальные проблемы журналистики №2. Сборник научных статей РТСУ. - Душанбе, 2007. С. 66-73

4. Орипова М.З. Жанровая мозаика на ТВ (по материалам независимых телекомпаний РТ). - Душанбе: Хумо, 2008. - 72 стр.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы.

Первая глава — «История становления и развития независимого телерадиовещания в РТ и факторы, детерминирующие его развитие», в которой рассматриваются вопросы становления и развития первых телекомпаний в Таджикистане, перспективы развития теле и радиожурналистики, их регулирование, проблемы производства собственных телепрограмм.

Во второй главе — «Функциональные особенности программ в независимых телекомпаниях Таджикистана» подробно анализируются программы в соответствии с классификатором программ Британской комиссии по ТВ и российским классификатором, по их функциональным особенностям и социальной значимости.

В третьей главе - «Жанрово — стилистические особенности программ независимых телекомпаний Таджикистана» рассматриваются особенности развития информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, методы и приёмы сочетания и взаимодействия элементов жанров в программах негосударственных телевещателей.

Список научной литературы состоит из 213 источников. Приложение, состоит из опроса населения в виде таблиц и графики, и списка теле и радиокомпаний Таджикистана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Орипова, Мухайё Зарифджановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными тенденциями в постсоветский период развития телевидения в Таджикистане в 90-е годы - являются возникновение новых форм организации телевидения, такие как негосударственные по форме собственности телекомпании, в основном в регионах страны.

Появление негосударственных телекомпаний в Таджикистане в 90-е годы способствовало заполнению информационного вакуума образовавшегося в регионах страны наряду с государственным каналом ТВТ («Ша-бакаи якум») освещавшего события в целом по стране. Негосударственные телекомпании выполняли функции информирования населения в основном о местных событиях региона. Потребность в получении местных новостей актуализировала информационную функцию в негосударственных телекомпаниях, которая сегодня является основной наряду с развлекательной. Постепенно рейтинг новостей в их эфире стал расти. Негосударственные телекомпании стали активными участниками событий местного масштаба, они информируют своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов государственных каналов.

Вслед за информационными программами стали выпускаться так называемые информационно-аналитические как, например, «Х,афта» - («Неделя»), «Хабари х;афта» - («Вести недели»). Параллельно негосударственные телекомпании акцентируют своё внимание на развлекательных программах, например, поздравительных программах типа «Таманно» - («Пожелание»), «Тахрият» - («Поздравление») заботясь о рекламных поступлениях.

В конце 90-х перед независимыми телекомпаниями встали задачи производства собственных программ аналитических, публицистических, культурно-просветительских и других. Многие негосударственные телекомпании пытались их выпускать, но уровень их качества оставлял желать лучшего. В это время эфир негосударственных телекомпаний частично был заполнен качественными сетевыми информационно-аналитическими программами, поддержанными «Интерньюс Таджикистан»: «Пайрах;аи зинда-ги» - («Тропинка жизни»), «Пайгом» - («Вести»), «Набзи зиндаги» -(«Пульс жизни») и центрально-азиатским аналитическим тележурналом «Открытая Азия» в которых участвовали журналисты негосударственных телекомпаний. Сюжеты для этих программ производились по стандартам международной журналистики и качественно отличались от сюжетов программ самих телекомпаний. Но после 2005 эти проекты завершились, и в эфире негосударственных телекомпаний вновь стало недоставать качественной профессиональной продукции.

В 2000 годы в эфире негосударственных телекомпаний стали появляться публицистические, культурно-просветительские программы, выполненные в жанре ток-шоу.

На сегодня многие факторы в деятельности негосударственных телекомпаний зависят и определяются взаимоотношениями с местными хукуматами. Например, у ряда телекомпаний «Регар», «Мавджи озод», «Кургонтеппа», «СМ-1» возникали проблемы с местными хукуматами когда в их программах появлялись критические сюжеты о деятельности органов местной власти, в последствии на журналистов оказывалось давление.

Во всех негосударственных телекомпаниях стоят проблемы недостатка средств на подготовку квалифицированных кадров.

Дальнейшее развитие негосударственных телекомпаний зависит от политического курса государства, экономических и других реформ.

Изучение эфира негосударственных телекомпаний привело нас к следующим выводам:

1. Таджикская медийная отрасль, как и любая другая, управляется двумя основными процессами — государственным регулированием и саморегулированием. К сожалению, сегодня приходится констатировать тот факт, что негосударственные электронные СМИ находятся в зачаточном состоянии, из-за низкого уровня корпоративного менеджмента, разобщенности участников индустрии, отсутствия механизмов лоббирования индустриальных интересов.

2. Диспропорция таджикского рынка в сторону государственных компаний тормозит развитие медиа бизнеса и ограничивает развитие частного сектора ТВ. Оно деформирует не только рынок, но и, в конечном счёте, сокращает рынок идей, ограничивает свободу выбора информации.

3. Отсутствие многих сегментов рынка аудиовизуальных программ, которые подпитывают разнообразие форм и жанров, ограничивают возможности производителей этих программ, которые в свою очередь должны были бы заполнить эфир независимых телекомпаний.

4. Поскольку вещательные частоты являются ограниченным природным ресурсом то и эксплуатация его должна осуществляться с максимальной пользой для общества. Поэтому выдача лицензий на вещание должна обуславливаться определенным стандартом качества, базирующимся на этой идеи. Данный стандарт отражается в таком документе как классификатор программ. Мы считаем важным принятие и внедрение такого документа в повседневную практику негосударственных телекомпаний Таджикистана.

5. В свою очередь информационные, специализированные, аналитические, публицистические, познавательно-развлекательные, культурно-просветительские и детские программы негосударственных телекомпаний постепенно, методом проб и ошибок наполняются социально-значимым содержанием.

6. Развитие системы информационных жанров в эфире негосударственных телекомпаний происходило параллельно с развитием и ростом самих телекомпаний. Информационные жанры коренным образом изменились в эфире и стали «живыми» в 90-е годы. Так, жанр репортаж постепенно видоизменился от «говорящей головы» перерос в «живые» кадры в сопровождении естественного шума, с несколькими мнениями в интервью. В последние 7-8 лет более опытные журналисты стали использовать жанр фичерс, который тяготеет и к системе аналитических жанров.

7. Система аналитических жанров также имела свои особенности. Жанры этой системы одновременно присутствовали и взаимодействовали друг с другом в одной программе, иногда одни жанры мягко «перетекали» в другие и существовали, словно дополняя друг друга.

8. Система художественно-публицистических жанров постепенно стала применяться журналистами негосударственных телекомпаний в 2000-е годы. Так, жанр очерк содержал в себе элементы драматургии, в очерке-портрете рассказывалось о судьбе человека, медленно и слабо развивался путевой очерк. Редко журналисты обращались к жанру зарисовка и эссе, еще меньше к фельетону, жанр памфлет вообще не был обнаружен.

9. При исследовании нами было замечено, что в основном каждая из этих систем жанров взаимодействуя друг с другом, плавно переходя границы, друг друга составляют ряд программ информационных, аналитических и художественно - публицистических в эфире негосударственных телекомпаний.

В связи с этим мы предлагаем:

1. информационные отделы должны разработать свою структуру и концепцию новостей, по которой журналисты будут находить, и готовить социально-значимые новости;

2. программные отделы должны улучшить свою программную политику и производить программы в соответствии с предлагаемым классификатором программ;

Возможно, это намного улучшит качество эфира негосударственных телекомпаний, поднимет уровень социально-значимых программ, и будет стимулировать журналистов готовить свои программы на более профессиональном уровне. Качественное и количественное изменение программ в эфире негосударственных телекомпаний, несомненно, будет способствовать увеличению числа аудитории, что положительно повлияет на дальнейшее развитие негосударственных телекомпаний Таджикистана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Орипова, Мухайё Зарифджановна, 2009 год

1. Абдукадыров А.А. Освещение общественно-политической жизни Таджикистана на страницах русскоязычной прессы, 1990 1995 гг.: Дисс. канд. филол. наук: - Душанбе, 1997.

2. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. — М.: Мысль, 1991. — 253с.

3. Азарин B.JI. От замысла до экрана. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. -240с.

4. Азимов А. История становления таджикской печати двадцатых годов (на примере газеты «Овози точик» и ее приложений). Автореф. дисс. .канд. истор. наук: 07.00.02. Душанбе, 1994. - 25с.

5. Азимов А. Масоили радиои гайрихукумати. Шохрохи хаёт, 2004, №1.

6. Алимов А.А. Роль партийной советской печати в осуществлении культурной революции в Таджикистане (1929 — 1941). Дисс. . канд. ист. наук: Душанбе , 1976.

7. Андрунас Б.Ч. Бизнес и пропаганда. Система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации. М.: 1986.

8. Андрунас Б.Ч. Информационная элита: Корпорация и рынок новостей. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 212с.

9. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. — Тарту, 1992.

10. Багиров Э.Г. Жанры телевидения./ Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий М.: Изд-во МГУ, 1967, 1988.

11. Багиров Э.Г. Телевидение, XX век. /Э.Г. Багиров, И.Г. Кацев М.: Искусство, 1968.-303с.

12. Багиров Э. М. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978, 1991.-271с.

13. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987

14. Баймакова Б.Д. Основы редактирования телепередач. — М.: 2001.15.18.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.