Особенности языка и стиля башкирских народных песен: лингвокультурологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.02, кандидат наук Хисамутдинова, Резида Махмутовна

  • Хисамутдинова, Резида Махмутовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.02.02
  • Количество страниц 173
Хисамутдинова, Резида Махмутовна. Особенности языка и стиля башкирских народных песен: лингвокультурологический аспект: дис. кандидат наук: 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Уфа. 2017. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хисамутдинова, Резида Махмутовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Лингвокультурологические основания исследования башкирских народных песен

1.1. Аспекты взаимосвязи языка и культуры. Этнокультурная специфика языковой картины мира

1.2. Краткая история исследования башкирских народных песен

1.3. Принципы классификации башкирских народных песен

Выводы по I главе

Глава II. Языковая репрезентация энтокультурных особенностей в

башкирских народных песнях

2.1. Особенности стиля и стихосложения башкирских народных песен: лингвокультурологический аспект

2.2. Культурно маркированные языковые единицы в башкирских народных песнях

Выводы по II главе

Глава III. Лингвокультурологическая специфика-жанровых разновидностей башкирских народных лирических песен

3.1. Лирические протяжные песни - озон-кюй

3.2. Лирические протяжные песни с припевами

3.3. Лирические умеренные песни - халмак-кюй

3.4. Лирические скорые песни - кыска-кюй

Выводы по III главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)», 10.02.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности языка и стиля башкирских народных песен: лингвокультурологический аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Народное творчество глубоко духовно, оно отражает многовековую мудрость народа. Именно через произведения народного творчества происходит непрерывный процесс передачи национальной культуры от поколения к поколению. Изучение специфики произведений народного творчества, путей их исторического развития -одна из важнейших задач лингвистики, лингвокультурологии, фольклористики и музыковедения. На протяжении своей многовековой истории башкирский народ создал самобытный и поистине неисчерпаемый с точки зрения формы и содержания фольклор, в том числе песенный. Песенная лирика издавна была для башкирского народа самым любимым и массовым видом словесно-музыкального творчества. Стремление к народности, демократичности и реалистичности - ее важнейшая черта, которая наиболее четко проявилась в конце XIX - начале ХХ веков, когда процесс коренной ломки старого и замены его новым захватил не только материальную, но и духовную сферы общественной жизни.

Башкирский фольклор всегда был и остается объектом пристального внимания ученых-культурологов, лингвистов, фольклористов, этнографов, историков и т.д. Так, еще в 30-е годы XIX в. А.А. Алябьев, Р.Г. Игнатьев, Г.Х. Еникеев, А.И. Оводов, С.Г. Рыбаков, М.И. Султанов и др. обратили внимание на богатое духовное наследие башкирского народа и стали первыми собирателями и исследователями его музыкального фольклора. После организации в 1951 году Башкирского филиала АН СССР были достигнуты значительные успехи в собирании, изучении и публикации произведений башкирского музыкального фольклора, в том числе песенного творчества. Большую роль в приобщении широкой общественности к нему сыграли публикации Л.Н. Лебединского, М.П. Фоменкова, Х.Ф. Ахметова. В настоящее время, в XXI веке, интерес к башкирской народной песне связан и с ростом национального самосознания.

Несомненное теоретическое и практическое значение имеет изучение башкирского песенного фольклора с лингвокультурологической точки зрения. Как справедливо отмечает З.Ф. Шайхисламова, изучение башкирского языка во взаимосвязи с культурой народа делает актуальной проблему отбора языкового материала, несущего культурологическую информацию [190, с. 42]. В этом плане башкирские народные песни (о^он-кей), а также пословицы, поговорки, представляют несомненный интерес, поскольку в них концентрируются многовековой опыт и знания башкирского народа и отражаются условия его жизни, особенности быта, истории, культуры, обычаев, традиций. Народное музыкально -поэтическое творчество - основа музыкальной культуры каждого народа, неиссякаемый источник мудрости, образец художественного совершенства, животворный родник, питающий и профессиональное композиторское творчество, обогащающий музыкальные произведения красочными оборотами, яркими эмоциями, настроениями.

Следует отметить, что всестороннему исследованию народной песенной лирики посвятили свои труды А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, Н.П. Колпакова, Т.А. Акимова, С.Г. Лазутин, В.М. Сидельников и др. И в наши дни работы этих авторов не теряют своего значения, являясь настольной книгой для многих ученых, занимающихся исследованием народного фольклора, в том числе песенной поэзии. В башкирской фольклористике изучение народных песен всегда было актуальным направлением, которое остается таковым по сей день. Прежде всего, следует указать на фундаментальный коллективный труд - «Башкирские народные песни» [17]. Кроме того, имеются отдельные работы ученых, в том числе башкирских, посвященные рассмотрению тематики и жанров народной песни, а также ее анализу в зависимости от периода создания, территориальных признаков, традиции исполнения, функциональных особенностей (обрядовые, необрядовые) и т.д. среди которых следует отметить хорошо известную монографию С.А. Галина [46]. Ученые-музыковеды Х.С. Ихтисамова и Р.Ф. Зелинский рассматривают проблемы

формообразования и музыкальных стилей башкирских народных песен. Изучению башкирской народной песенной мелодики и инструментальной музыки посвятил ряд своих статей известный музыковед-фольклорист Ф.Х. Камаев. В монографии Р.С. Сулейманова основное внимание уделяется анализу внутрижанровых взаимосвязей лирических, эпических и других песен [163]. Исследованию башкирских народных протяжных песен посвящена работа Л.К. Сальмановой [148].

В отношении языка и стиля башкирских народных песен лингвистами, фольклористами и другими специалистами высказываются различные точки зрения. Например, профессор Дж.Г. Киекбаев, говоря о языковых и стилевых особенностях произведений народного творчества, называет старинные народные песни классическими протяжными народными песнями [101, с. 87]. Фольклорист С. Галин в своей книге «Песенная поэзия башкирского народа» (1979) уделяет основное внимание композиции песен, представленной в них символике, некоторым формам слов, употребляемым в песнях, а также касается отдельных вопросов песенной поэзии.

Таким образом, нельзя не отметить успехи фольклористов и музыковедов в изучении башкирской народной песни: так, в трудах Х. Ахметова, Л. Лебединского, Л. Атановой, А. Харисова, С. Галина, Р. Сулейманова, Ф. Камаева, Х. Ихтисамова и других авторов подробно освещены идейно-тематические, жанровые, поэтические и музыкальные особенности устной народной песенной лирики.

Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские народные песни, во всей их целостности с лингвокультурологической точки зрения до настоящего времени не изучались. Как мы уже отмечали, в работах, посвященных народным песням, рассматривалась их тематика, описывалось бытование их жанров и т.д. Вместе с тем ждет своего рассмотрения ряд проблем, решение которых, несомненно, обогатит новыми сведениями не только лингвокультурологию, но и лингвофольклористику, этнолингвистику и т.д. Так, в настоящее время малоизученными остаются следующие вопросы:

- языковая репрезентация реалий национальной культуры в произведениях песенного фольклора;

- средства языковой образности, используемые в них;

- особенности функционирования языковых и речевых единиц в песенных текстах;

- влияние языка и стиля фольклорных произведений на творчество как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, исполнителей, поэтов, писателей (вполне очевидно, что самодеятельная песня тесно контактирует с собственно фольклорной традицией, опираясь на нее и развивая ее, а нередко целиком входя в русло фольклора; лучшие авторские песни, созданные с опорой на фольклорные традиции, живут рядом с народными);

- региональные языковые особенности народной песни и т.д.

Именно вышеуказанным определяется актуальность настоящей работы, посвященной лингвокультурологическому исследованию песенного наследия башкирского народа. Важно отметить, что песня является наиболее популярным жанром башкирского фольклора благодаря ее тесной связи с жизнью, широте общественной тематики, тонкому лиризму, философской задумчивости, проникнутой, с одной стороны, грустью, с другой - глубокой верой в светлое будущее. Изучение песенного искусства любого народа требует обращения к национальной певческой практике, состоящей в неразрывном единстве со структурно-типологическими свойствами языка и особенностями реализации языковых единиц в актах коммуникации. Соответственно, появляется необходимость в скрупулезном исследовании процессов функционирования языковых и речевых единиц в фольклорных текстах, в том числе с точки зрения отражения в них реалий национальной культуры.

Целью данной работы является комплексное лингвокультурологическое исследование башкирских народных песен. В соответствии с указанной целью нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть аспекты взаимосвязи языка и культуры;

- определить основные параметры описания этнокультурной специфики языковой картины мира;

- кратко осветить историю изучения башкирского народного песенного творчества;

- с позиций лингвокультурологического подхода определить истоки формирования башкирской народной песни в контексте социальной истории;

- выявить и целостно проанализировать культурно маркированные языковые единицы, представленные в башкирских народных песнях;

- с учетом специфики функционирования языковых и стилевых средств в произведениях башкирского песенного творчества раскрыть лингвокультурологические особенности их жанровых разновидностей;

- осветить с лингвокультурологической точки зрения проблемы преемственности традиций в башкирском народно-певческом искусстве.

Объектом исследования в данной работе являются культурно маркированные языковые единицы, представленные в произведениях башкирского народного песенного творчества.

Предмет исследования составляют лингвокультурологические особенности башкирской народной песни.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

1) осуществлен лингвокультурологический анализ башкирских народных песен с точки зрения закономерностей отражения этнокультурных реалий в языковых единицах, прежде всего образно-выразительных: метафорах, сравнениях, эпитетах и т.д.;

2) системно изучены особенности поэтики всех жанровых и тематических направлений башкирского песенного творчества разных периодов, их языкового и стилевого своеобразия;

3) выделены жанровые разновидности башкирских лирических песен, раскрыты их лингвокультурологические особенности;

4) рассмотрены башкирские народные песни на пересечении трех основных уровней песенного текста: вербального, ритмического и звуковысотного;

5) определены перспективы развития башкирской песенной поэзии по разным тематическим направлениям.

Таким образом, башкирские народные песни в таком полном объеме с лингвокультурологической точки зрения рассматриваются впервые.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исходной теоретико-методологической базой настоящей диссертации послужили работы Э. Сепира, Б. Уорфа, В.А. Масловой, В.В. Воробьева и др., которые заложили основы исследования взаимосвязи языка и культуры. При изучении лингвокультурологической специфики башкирских народных песен мы опирались на труды А.З. Асфандьярова, Л.П. Атановой, Х.Ф. Ахметова, М.И. Берг, Г.Х. Бухаровой, С.А. Галина, К. Диярова, Г.Х. Еникеева, М.В. Зайнуллина, Р.Р. Замалетдинова, Ф. Зелинского, Р.Г. Игнатьева, Х. Ихтисамова, Ф. Камаева, Н.Ф. Катанова, И.А. Козлова, Л.Н. Лебединского, Л. Лаха, Ф.А. Надершиной, З.М. Раемгужиной, З.Н. Рахматуллиной, К.Ю. Рахимова, С.Г. Рыбакова, Л.Х. Самситовой, И.В. Салтыкова, Л.К. Сальмановой, С.Р. Сальманова, Ф.Б.Санъярова, Р.С. Сулейманова, М.И. Султанова, Г. Тагана, А.Ф. Харисова, А.А. Эйхенвальда, Р.Х. Янмурзиной и др.

Ввиду разносторонности задач, поставленных в работе, нами использовались следующие методы анализа: общенаучные (наблюдение, сопоставление и обобщение анализируемого материала, его классификация и т.д.), а также специальные методы лингвистического исследования (функционально-стилистический анализ текстов - при определении стилевых черт башкирских народных песен, лингвокультурологическая интерпретация фольклорного материала и т.д.).

Теоретическая значимость диссертации. Результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке актуальных проблем лингвокультурологии, лингвофольклористики, этнолингвистики, связанных с изучением народной песни. Это такие вопросы, как отражение реалий национальной культуры в произведениях песенного фольклора, жанровое разнообразие народной песни, специфика песенной поэзии с точки зрения использования в ней образно-выразительных средств и т.д.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты значительно расширяют представления о башкирской народной песне, позволяют рассмотреть собственно языковые, стилистические, музыкальные особенности башкирских народных песен в процессе их непрерывного количественного и качественного изменения и развития. Материалы и результаты исследования могут использоваться при изучении поэтики песен не только башкирского, но и других народов. Основные положения и выводы по диссертационной работе могут быть использованы лингвистами, литературоведами, искусствоведами, фольклористами при изучении истории и теории башкирской литературы, культуры и искусства Башкортостана. Результаты работы могут найти применение при разработке курсов лекций и спецсеминаров по лингвокультурологии, этнолингвистике и лингвофольклористике, стилистике, филологическому анализу текста; при составлении учебников и учебно-методических пособий для студентов высших учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, а также как дополнительный материал при изучении школьного предмета «История и культура Республики Башкортостан».

Материалом исследования послужили тексты башкирских народных песен, при этом основную опубликованную источниковую базу составили две книги песен 18-томного свода «Баштсорт хальж ижады» («Башкирское народное творчество»): «Баштсорт халытс ижады. Йырзар. Беренсе китап» (Башкирское народное творчество. Песни. Книга первая / Составитель, автор предисловия и комментариев С.А.Галин. Уфа, 1974), «Баштсорт халык ижады. Йырзар. Икенсе китап» (Башкирское народное

творчество. Песни. Книга вторая / Составитель, автор предисловия и комментариев С.А.Галин. Уфа, 1977); многочисленные сборники лирических песен: «Башкорттон 100 йыры» (Сто башкирских песен / Составитель и музыкальный редактор М.С.Алкин. Уфа, 1992), «400 башкорт хальгк йыры» (400 башкирских народных песен / Составители Ф.Х. Камаев, Н.Д.Шункаров. Уфа, 2011), «Башкирские народные протяжные песни» (составитель Л.К. Сальманова. Уфа, 2007).

Всего нами было зафиксировано и проанализировано около 300 башкирских народных песен, которые иллюстрируют основные положения диссертации.

На защиту выностся следующие положения:

1. Содержание и тематика башкирских протяжных песен обусловливают особенности их языка и стиля, которые отличаются ярким этнокультурным своеобразием. Палитра душевных переживаний, выражаемых в них, напрямую связана с образами природы (гор, лесов, рек, озер и т.д.), для передачи которых используются богатейшие ресурсы башкирского языка: многочисленные синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова и словосочетания в переносном значении, ассоциативные сравнения и т.д. В песнях ярко выражено стремление придать большую красоту с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, окончаний, повторов, специфического строения рифмы.

2. Система поэтических образов озон-кюй, с одной стороны, богата, разнообразна, с другой - стабильна, канонизирована. Именно она отражает типичные чувственные представления, духовно-нравственные ориентиры, художественную логику, склад мышления башкирского этноса. Основными образами, которые тесно связаны с менталитетом башкирского народа и являются ключевыми для поэтики озон-кюй, выступают ер, ил, тыуган як (земля, родина), кыу, йылга, кул (вода, река, озеро), тау, таш, кая (гора, камень, скала), ат, толпар (конь).

3. В башкирских озон-кюй велика роль цветовой символики. Наиболее частотными в песнях являются такие цветонаименования, как ак (белый), кук

(синий), зэцгэр (голубой), кара (черный), ала (пестрый), йэшел (зеленый), сал, (седой, серебристый), кы§ыл (красный), hары (желтый), алтын (золотой) и т.д. Кроме того, часто встречаются словосочетания (состоящие из прилагательного, обозначающего цвет, и существительного), которые в рамках народных песен приобрели устойчивый характер: ак тирмэ (белая юрта), зэцгэр таш (голубой камень), кук ат (сивый конь), йэшел таш (зеленый камень), ала к১ар (пестрые гуси), алЫгу бит (румяное личико), кара каш (черные брови), кара урман (черный лес), hаpы талдар (желтые ивы), кы§ыл телке (красная лиса), сал беркет (седой беркут) и т.д.

4. В башкирских протяжных песнях активно используются все способы, приемы и средства традиционного песенного фольклора, такие как параллелизм (символический, образный, логический), сравнения (положительные, отрицательные), эпитеты (постоянные, метафорические), сложная система тропов (метафора, метонимия, гипербола, эллипс), рифмы (сложные и простые, кольцевые и перекрестные, внешние и внутренние), ритмы (8-7, 7-7, 8-6) и др. В то же время дополнительно к ним представлены новые формы и правила построения куплета, например применение трафаретных зачинов, риторических вопросов, обращений, сатирического и юмористического диалога и т.д.

5. Лексика башкирских озон-кюй отличается, с одной стороны, простотой, лаконичностью, с другой - поэтичностью. В словарном фонде озон-кюй большое место занимают лексемы древнетюркского происхождения, тогда как арабизмов и фарсизмов гораздо меньше. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить такие слова, как саф (чистый), газап (страдание, мучение), гашик (влюбленный), галим (ученый), гэзиз (дорогой, единственный), гумер (жизнь), халык (народ), бэхет (счастье) - араб., гел (цветок), былбыл (соловей), дуд (друг), дошман (враг), дарман (сила, мощь), йэн (душа) - перс. Озон-кюй - это повествование о личном, стремящееся найти отклик в сердцах слушателей, и потому лексика произведений данного жанра является доступной, понятной.

6. По тематическому многообразию, широте охвата действительности, богатству языка, разнообразию средств музыкальной и поэтической выразительности лирико-эпические и лирические песни составляют наиболее значительный слой в песенном творчестве башкирского народа. Разностороннее, объемное отображение действительности, воспевание природы родного края переплетаются в них с эмоциональным восприятием мира и его философским осмыслением.

Материалом исследования послужили тексты башкирских народных песен.

Апробация работы. По результатам исследования опубликовано 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ, 2 статьи в журнале «Научный альманах», а также 9 статей в сборниках международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций. Основные теоретические положения диссертации были представлены в виде выступлений с докладами на научных конференциях разного уровня: 1) на всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы современной тюркской филологии» (Уфа: БашГУ, 2012); «Актуальные проблемы современной башкирской филологии и творческое наследие профессора А. Н. Киреева» (Уфа: БашГУ, 2013); "Актуальные проблемы современной башкирской филологии» (Уфа: БашГУ, 2013); «Современный образовательный процесс и вопросы преподавания башкирского языка и литературы» (Уфа: БашГУ, 2016); «Актуальные проблемы современной татарской филологии» (Уфа: БашГУ, 2016); «Культурно маркированные языковые единицы в башкирских народных песнях» (Уфа: БашГУ, 2017);

2) на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы башкирской, тюркской и угро-финской филологии и культуры» (Уфа: БашГУ, 2014); «Состояние и перспективы сравнительно-исторических исследований в тюркологии и алтаистике» (Уфа: БашГУ, 2014); «Этнокультурная специфика языковой картины мира» (Уфа: БашГУ, 2016).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры башкирского языкознания и этнокультурного образования факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 202 источника.

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна исследования, формулируются его цели и задачи, объект и предмет анализа, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, описывается структура работы.

В первой главе - «Лингвокультурологические основания исследования башкирских народных песен» - рассматриваются проблемы, касающиеся взаимосвязи языка и культуры, этнокультурной специфики языковой картины мира, излагается материал о первых публикациях башкирских народных песен (И.И. Лепехин, П.М. Кудряшов, В.И. Даль и др.), подробно раскрываются принципы классификации произведений словесно-музыкального творчества.

Во второй главе - «Языковая репрезентация этнокультурных особенностей в башкирских народных песнях» - рассматриваются языковые и стилевые характеристики башкирских народных песен озон-кюй, связанные с отражением реалий национальной культуры.

В третьей главе - «Лингвокультурологическая специфика жанровых разновидностей башкирских народных лирических песен» - подробно проанализированы особенности лирических протяжных песен - озон-кюй, лирических умеренных песен - халмак-кюй, лирических скорых песен - кыска-кюй.

ГЛАВА I

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

1.1. Аспекты взаимосвязи языка и культуры.

Этнокультурная специфика языковой картины мира

Язык впитывает в себя все богатство культуры народа, в то же время любая национальная культура в немалой степени связана со структурно-типологическими особенностями конкретного языка. Язык играет важнейшую роль и плане диалога культур, их интернационализации, межкультурной коммуникации и т.д. Соприкосновение разных культур находит отражение в языке в виде заимствований, в основном лексических. Процессы взаимодействия и интернационализации культур получают свое выражение в формировании интернациональной лексики.

Составные элементы культуры можно представить как систему ценностных ориентаций, включающих способы восприятия мира носителями того или иного языка, этнические константы и культурные стандарты, которые свидетельствуют о национальной идентичности. Язык и культура как самостоятельные явления настолько тесно соотносятся и взаимодействуют друг с другом, что язык воспринимается как одна из форм реализации культуры. Культура живет и развивается в «языковой оболочке». Язык является одновременно орудием создания, развития, хранения культуры и ее частью, потому что с помощью языка создаются реальные, объективно существующие произведения материальной и духовной культуры. Язык и культура - вот что характеризует любой этнос, на какой бы стадии эволюции он ни находился. Они объединяют и роднят членов этноса перед силами природы и перед другими этносами. Язык и культура отличают один этнос от

другого, и вместе с тем через них открываются способы общения и даже сближения разных этносов.

В связи с рассматриваемой проблематикой следует обратить внимание и на такой феномен, как языковая картина мира, которая представляет собой коллективный продукт миропонимания отдельных языковых личностей. С одной стороны, условия жизни людей и окружающий их материальный мир определяют их сознание и поведение, что находит отражение в языке, прежде всего в семантике и грамматике. С другой стороны, человек воспринимает мир преимущественно через формы родного языка, который в известной мере детерминирует структуры мышления и поведения человека [190, с. 42].

Между картиной мира, как отражением реального мира, и языковой картиной мира, как фиксацией этого отражения, существуют сложные отношения: границы между ними кажутся зыбкими и неопределенными. Способ представления мира у разных народов национально-специфичен в силу различных факторов: природных, социальных, культурных, психологических и т.д. У людей, говорящих на разных языках, неодинаковы способы концептуализации, категоризации, структурирования мира (пространства, времени, свойств, отношений и т.д.). В языке отражена наивная картина мира, которая складывается как ответ на практические потребности человека, как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру. Известно, что языковая картина мира отчасти универсальна, отчасти национально-специфична. Но для сознания человека она представляется не как интерпретация мира, а как двойник мира, поэтому осознать ее национальную специфику можно лишь при сопоставлении картин мира разных народов [190].

Языковая картина мира представляет собой многослойное образование, адекватно отражающее различные аспекты языкового сознания и этапы его развития. Она закреплена в грамматических категориях, лексической системе языка, в частности в семантике лексических единиц. Языковая картина мира подвержена

изменениям, как и вся система языка, в результате развития общественных отношений, науки, в связи с культурно-языковыми контактами [190].

Язык концентрирует в себе представление о национальной самобытности человека и о его национальной принадлежности. В то же время язык как бы «навязывает» индивиду то видение окружающего мира, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Более того, национальный язык не только отражает, но и формирует менталитет и национальный характер. Язык - это не просто средство коммуникации; язык - это философия мира, это синтетическое представление об этом мире. С ценностной позиции язык - это средство передачи мироощущения и мировоззрения народа-носителя этого языка, в нем зафиксирована биография нации, на нем говорили предки, кроме того, он заложен в основу национальной модели мира.

Язык - это неотъемлемый признак нации, так как нет нации без языка. Национальным сознанием язык воспринимается как живой организм, требующий бережного отношения и заботы. За потерей языка следует разрушение исторической наследственности, связи времен, памяти. Язык является объектом гордости, он -сердцевина национальной культуры, объект уважения, потому что он - родной язык конкретного этноса. Следовательно, любой национальный язык является наиважнейшим феноменом культуры. Каждый язык - это запечатленная в его структуре, в его грамматических правилах система знаний о мире, видение этого мира, его понимание. В этом смысле язык - это и есть сам мир, следовательно, исчезновение каждого языка - гибель не словаря и грамматики, это гибель целого мира, неповторимого, оригинального, безмерно глубокого и безмерно важного для понимания как самого человека, так и вселенной вокруг него. Язык в таком случае может быть представлен как произвольный набор знаков, как инструментарий, который служит лишь для передачи информации. Он может быть заменен любым другим набором знаков, не вызывающим ни размышлений, ни эмоций. Если со временем эти идеи будут осуществлены, то исчезнет разница между коренным

Похожие диссертационные работы по специальности «Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)», 10.02.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хисамутдинова, Резида Махмутовна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопян, И.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: исследование / И.О. Акопян. - М.: Практика, 1995. - 256 с.

2. Актуальные проблемы современной фольклористики: сб. тр. / Сост. В.А. Гусев. - Л.: Музыка, 1980. - 224 с.

3. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / Э.Е. Алексеев. - М.: Советский композитор, 1986. - 240 с.

4. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. - М.: Советский композитор, 1990. - 168 с.

5. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебн. пособ. / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта; Наука, 2010. -288 с.

6. Амирова, Д.Ш. Казахская профессиональная лирика устной традиции (песенное искусство Сарыарки): автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Амирова Дина Жусулбековна. - Л., 1990. - 22 с.

7. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев; под ред. Е.М. Орловой. - Л: Музыка, 1965. - 136 с.

8. Асфандьяров, А.З. История сел и деревень Башкортостана: Справочник / А.З. Асфандьяров. - Уфа: Китап, 1997. - Кн. 1. - 224 с.

9. Асфандьяров, А.З. История сел и деревень Башкортостана: Справочник / А.З. Асфандьяров. - Уфа: Китап, 1998. - Кн. 2-3. - 432 с.

10. Атанова, Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора / Л.П. Атанова. - Уфа: Изд-во республиканской газеты «Йэшлек», 1992. -192 с.

11. Ахметов, Х.Ф. Башкирские протяжные песни (из коллекции фольклориста) / Х.Ф. Ахметов. - М.: Советский композитор, 1978. - 26 с.

12. Бадмаева, Г.Ю. Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бадмаева Герля Юрьевна. - М., 2001. - 14 с.

13. Башкирские народные песни / Сост. С. Габяши. - Уфа, 1935.

14. Башкирские народные песни / Составители, редакторы, авторы вступительной статьи и комментариев Х.Ф. Ахметов, Л.Н. Лебединский, А.И Харисов. - Уфа, 1954.

15. Башкирские народные протяжные песни / Сост. Л. Сальманова. - Уфа: Гилем, 2007. - 276 с.

16. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. II (в двух частях): Лирические песни и напевы / Сост., вступ. ст. и коммент. Р.С. Сулейманова; отв. ред. Д.Д. Хасаншин. - Уфа, 2001. - 196 с.

17. Башкирское народное творчество. Песни и наигрыши / Составитель Р. Сулейманов. - Уфа, 1983.

18. Башкирское народное творчество. Том 9. Песни. - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. - 400 с.

19. Баштсорт легендалары / Те?.: М.Х. Минhажетдинов, К. Мэргэн. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1969. - 186 бит.

20. Баштсорт теле: Ж.Г. Кейекбаев, Х.С. Фэритов, F.F. Сэйетбатталов; ред. Ж.Г. Кейекбаев. - Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1983. - 399 бит.

21. Баштсорт халытс ижады: Йыр?ар hэм кей?эр / Р.С. Селэймэнов. - Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1983. - 312 бит.

22. Баштсорт халытс ижады: РиYЭйэттэре. Легендалар / Те?. Ф.А. Нэ?ершина.

- Эфе: Китап, 1997. - 440 бит.

23. Баштсорт халытс йыр?ары / Те?. Э. Харисов, Х. Эхмэтов, Л. Лебединский.

- Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1954. - 140 бит.

24. Баштсорт халытс йыр?ары, йыр-риYЭйэттэре. Башкирские народные песни, песни-предания. - Bаshkоrt Fоlk Sоngs, sоngs-legends / Те?. Ф.А. Нэ^ершина. - Эфе: Китап, 1997. - 288 бит.

25. Баштсорт халык ижады. Йыр?ар. 2-се китап / Яуаплы редактор К. Э. Эхмэтйэнов. - Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1977. - 294 бит.

26. Башкортостан: Краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.З. Шакуров. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - 670 с.

27. Беляев, В.М. Очерки по истории музыки народов СССР: Музыкальная культура Азербайджана, Армении и Грузии / В.М. Беляев. - М.: Музгиз, 1963. - Вып. 2. - 340 с.

28. Беляев, В.М. Реконструкция башкирского курая / В.М. Беляев // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: сб. ст. - М.: Музыка, 1973. - С. 351-355.

29. Бикбулатов, Н.В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни / Н.В. Бикбулатов. - Уфа: Башкнигоиздат, 1969. - 215 с.

30. Бикбулатов, Н.В. Семейный быт башкир Х1Х-ХХ вв. / Н.В. Бикбулатов, Ф.Ф. Фатыхова. - М.: Наука, 1991. - 190 с.

31. Бикбулатов, Н.В. Башкиры: историко-этнографический очерк / Н.В. Бикбулатов // Ватандаш. - 1999. - № 4. - С. 106-110.

32. Бирюков, С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бирюков Сергей Николаевич. -М., 1981. - 24 с.

33. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.

34. Буканова, Р.Я. Башкирия в составе Золотой Орды / Р.Я. Буканова // Ватандаш. -1999. - № 4. - С. 106-110.

35. Бухарова, Г.Х. Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии / Г.Х Бухарова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 156 с.

36. Бухарова, Г.Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ: монография / Г.Х. Бухарова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 352 с.

37. Валеев, Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение: Из истории борьбы башкирского народа за самоопределение / Д.Ж. Валеев. - Уфа: Китап, 1994. - 160 с.

38. Валеев, Д.Ж. Аргаяш башкорттарыныц мирабы / Д.Ж. Валеев. - Эфе: Гилем, 1996. - 93 бит.

39. Валеев, Д.Ж. Философские идеи в башкирской культуре / Д.Ж. Валеев // Ватандаш. - 1997. - № 6. - С. 186-195.

40. Валитова, Л.Н. Проблемы ладовой организации в башкирской народной музыке: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Валитова Лилия Нажиповна. - М., 1989. - 24 с.

41. Виноградов, В.С. Киргизская народная музыка / В.С. Виноградов. -Фрунзе: Госиздат, 1958. - 336 с.

42. Воробьев, В.В. Лингвокультурология: теория и методы. - М.: 1997.

43. Галимуллина, Р.Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): автореф. дисс. ... канд. филос. Наук: 17.00.02 / Галимуллина Резида Талгатовна. - Казань, 2002. - 175 с.

44. Галин С.А. Башкирские народные песни и легенды об Отечественной войне 1812 года. - Уфа, 1991. - 42 с.

45. Галин, С.Э. Тел аскысы - халыкта. Башкорт фольклоры: ацлатмалы hYЗлек. Укыу кулланмаЬы / С.Э. Галин. - Эфе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1993. - 224 бит.

46. Галин, С.А. Песенная поэзия башкирского народа: Некоторые вопросы песенного жанра / С.А. Галин. - Уфа: Китап, 1996. - 256 с.

47. Галина, Г.С. Башкирские баиты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.09, 10.01.02 / Галина Гульназ Салаватовна. - Уфа, 1998. - 24 с.

48. Галяутдинов, И.Г. Два века башкирского литературного языка / И.Г Галяутдинов. - Уфа: Гилем, 2000. - 448 с.

49. Гарипова, Н.Ф. Импровизационная основа индийского раги и башкирского озон-кюя / Н.Ф. Гарипова // Индия: Традиция и современность: Науч.-практ. конференция (30 мая 1997 г., Уфа) / Общество «Башкортостан - Индия», Уфимский гос. ин-т искусств; Отв. ред. А.Г. Гумеров. - Уфа, 1997. - С. 40-43.

50. Грица, С.И. Функциональный многоуровневый анализ народного творчества / С.И. Грица // Методы изучения фольклора: сб. тр. / ЛГИТМиК; Ред.: В.В. Гусев, И.И. Земцовский, И.В. Мациевский. - Л., 1983. - С. 45-53.

51. Гумилев, Л.Н. Древние тюрки / Л.Н. Гумилев. - М.: Наука, 1993. - 467 с.

52. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. - М.: Рольф, 2001. - 768 с.

53. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Рольф, 2001. - 560 с.

54. Гусева, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусева. - Л.: Наука, 1967. -146 с.

55. Дияров, К. Сал Уралдыц моцдары: Баштсорт халытс йыр?ары hэм йыр -риYЭйэттэре / К. Дияров. - Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1988. - 152 бит.

56. Дулат-Алеев, В.Р. Национальная музыкальная культура как текст: Татарская музыка ХХ века: автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дулат-Алеев Вадим Робертович. - М., 1999. - 44 с.

57. Дюшалиев, К.Ш. Песенная культура кыргызов (проблемы жанровой типологии): автореф. дисс. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дюшалиев Камчыбек Шаменович. - М., 1991. - 46 с.

58. Ефименкова, Б.Б. Свадебная песня в среднем течении реки Юг / Б.Б. Ефименкова // Традиционное народное музыкальное искусство и современность

(Вопросы типологии): сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных; Отв. ред. М.А. Енговатова. -М., 1982. - Вып. 60. - С. 14-47.

59. Ефименкова, Б.Б. Ритмика русских традиционных песен: Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество» / Б.Б. Ефименкова / РАМ им. Гнесиных. - М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. - 154 с.

60. Зайнуллин, М.В. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в башкирских сказках / М.В. Зайнуллин // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский сборник. - Уфа, 1976. - С.45-49.

61. Зайнуллин, М.В. Языковая личность и национальный характер / М.В. Зайнуллин // Языковые и речевые единицы в разных языках. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. - С. 54 - 61.

62. Зайнуллин, М.В. Менталитет и национальный характер. Лингвокультурологический аспект исследования / М.В. Зайнуллин // Семантические, грамматические и когнитивные категории языка: конференция в честь 80-летия почетного академика АН РБ, д.ф.н., профессора Л.М. Васильева. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 161-166.

63. Зайнуллин, М.В., Зайнуллина, Л.М. Общие проблемы лингвокультурологии: Курс лекций. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 206 с.

64. Зайнуллин, М.В. Актуальные проблемы современной башкирской лингвокультурологии / М.В. Зайнуллин // Актуальные проблемы фольклористики, литературоведения и лингвистики: материалы Всеросс. конф., посвященной 70-летию проф. Б.Г. Ахметшина. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - С. 66-75.

65. Зайнуллин, М.В., Зайнуллина, Л.М. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: монография / М.В. Зайнуллин, Л.М. Зайнуллина. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 204 с.

66. Зайнуллина, Г.Д. Русско-башкирский словарь лингвистических терминов / Г.Д. Зайнуллина. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. - 181 с.

67. Замалетдинов, Р.Р. Татарская культура в языковом отражении / Р.Р. Замалетдинов. - Казань: Магариф, 2004. - 239 с.

68. Замалетдинов, Р.Р. Теоретические и прикладные аспекты татарской лингвокультурологии / Р.Р. Замалетдинов. - Казань: Магариф, 2009. - 321 с.

69. Замалетдинов, Р.Р. Татарская лингвокультурология: концепты духовного мира человека / Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, Р.С. Нурмухаметова, З.А. Мотыгуллина, Р.Р. Данилова, А.Ш. Василова, Р.Р. Закирова, Ф.Р. Сибгаева, Ф.Х. Габдрахманова; под ред. проф. Р.Р. Замалетдинова. - Казань: ИПК «Бриг», 2012. -300 с.

70. Земцовский, И.И. О вариантности протяжных песен / И.И. Земцовский // Советская музыка. - 1960. - № 7. - С. 101-107.

71. Земцовский, И.И. Русская протяжная песня: Опыт исследования / И.И. Земцовский. - Л.: Музыка, 1967. - 194 с.

72. Земцовский, И.И. К спорам о жанрах / И.И. Земцовский // Советская музыка. - 1968. - № 7. - С. 104-107.

73. Земцовский, И.И. Жанр, функция, система / И.И. Земцовский // Советская музыка. - 1971. - № 1. - С. 24-32.

74. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды / И.И. Земцовский. - Л.: Советский композитор, 1977. - 176 с.

75. Земцовский, И.И. Введение в вероятностный мир фольклора (К проблеме этномузыковедческой методологии) / И.И. Земцовский // Методы изучения фольклора: сб. тр. / ЛГИТМиК; Ред.: В.В. Гусев, И.И. Земцовский, И.В. Мациевский. - Л., 1983. - С. 15-30.

76. Земцовский, И.И. К теории жанра в фольклоре / И.И. Земцовский // Советская музыка. - 1983. - № 4. - С. 61-65.

77. Земцовский, И.И. Теория восприятия и этномузыковедческая практика / И.И. Земцовский // Советская музыка. - 1986. - № 3. - С. 62-68.

78. Земцовский, И.И. Музыка и этногенез: Исследовательские предпосылки, задачи, пути / И.И. Земцовский // Советская этнография. - 1988. - № 2. - С. 16-25.

79. Земцовский, И.И. Текст - Культура - Человек: Опыт синтетической парадигмы / И.И. Земцовский // Музыкальная академия. - 1992. - № 4. - С. 3-6.

80. Зинатшина, Н.В. О некоторых особенностях бытования традиционных жанров башкирского музыкального фольклора (по материалам экспедиций в Янаульский и Баймакский районы) / Н.В. Зинатшина // Вопросы музыковедения: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусств; Под ред. В.Ф. Белякова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1977. - С. 18-30.

81. Зинатшина, Н.В. Опыт сравнительного анализа вариантов башкирских исторических песен в диахроническом аспекте / Н.В. Зинатшина // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусств. Ред.-сост.: В.А. Башенев, Т.С. Угрюмова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1990. - С. 10-19.

82. Иванов, А.Н. Проблемы изучения семантики русского народно-песенного искусства: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Иванов Анатолий Николаевич. - М., 1982. - 24 с.

83. Игнатьев, Р. Г. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края // Записки Оренбургского отдела Русского географического общества. Вып. 3. -1875. - С. 184-236.

84. Игнатьев, Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор / Р.Г. Игнатьев. - Казань, 1894. - 9 с.

85. Ильин, A.M. Музыкальное творчество алтайцев / А.М. Ильин // Советская музыка. - 1950. - № 8. - С. 63-65.

86. Имамутдинова, З.А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Имамутдинова Зиля Агзамовна. - М., 1997. - 22 с.

87. Имамутдинова, З.А. Культура башкир: Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор) / З.А. Имамутдинова. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. - 211 с.

88. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. / Отв. ред. Х.Ф. Усманов. - Уфа: Китап, 1996. - 520 с.

89. Исхакова-Вамба, Р.А. Татарское народное музыкальное творчество (традиционный фольклор) / Р.А. Исхакова-Вамба. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1997. - 264 с.

90. Ихтисамов, Х.С. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской песни озон-кюй (о цикличности ритмического развития) / Х.С. Ихтисамов // Научно-методические записки: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусств; Гл. ред. Л.М. Пятых. -Уфа: Башкнигоиздат, 1973. - Вып. 1. - С. 31-55.

91. Ишбирзин, Э.Ф. Башкорт э?эби теленец тарихы / Э.Ф. Ишбирзин, И.Г. FэлэYетдинов, Р.Х. Халикова. - Эфе: Китап, 1993. - 320 бит.

92. Камаев, Ф.Х. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора / Ф.Х. Камаев // Научно-методические записки: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусст; гл. ред. Л.М. Пятых. - Уфа: Башкнигоиздат, 1973. - Вып. 1. - С. 14-30.

93. Камаев, Ф.Х. К вопросу о структурной типологии башкирских протяжных песен / Ф.Х. Камаев // Вопросы музыковедения: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусств; под ред. В.Ф. Белякова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1977. - Вып. 2. - С. 42-66.

94. Камаев, Ф.Х., Зелинский, Р.Ф. К сравнительному изучению музыкального фольклора западных и юго-восточных башкир / Ф.Х. Камаев, Р.Ф. Зелинский // Вопросы музыковедения: сб. тр. / Уфим. гос. ин-т искусств; Под ред. В.Ф. Белякова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1977. - Вып. 3. - С. 6-17.

95. Камаев, Ф.Х. Композиционно-ритмические закономерности башкирской народно-песенной мелодии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Камаев Фахрислам Хуснутдинович. - М., 1978. - 23 с.

96. Камаев, Ф.Х. Курай моцдары / Ф.Х. Камаев. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1991. - 56 бит.

97. Карим, М. Избранные стихи / М. Карим. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1951.

98. Карим, М. Слово о Салавате / М. Карим // Наш Салават / Сост.-ред. М. Рахимкулов, С. Сафуанов. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973.

99. Каримова, С.Ю. Жанр байта в башкирской и татарской фольклористике / С.Ю. Каримова // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных; отв. ред.-сост.: В.А. Башенев, Ф.Х. Камаев. - М., 1984. - С. 4452.

100. Кейекбаев, Ж. F. Башкорт теленец фонетикакы (тасуири Иэм сагыштырма-тарихи тикшеренеY тэжрибэИе) / Ж^. Кейекбаев // БДУ-ныц я^малары. Филология сериякы. № 3. - Эфе, 1957. - 114 бит.

101. Кейекбаев, Ж^. Башкорт э?эби теленец деред эйтелеше / Ж^. Кейекбаев. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1964. - 87 бит.

102. Киекбаев, Дж.Г. Основы исторической грамматики урало-алтайских языков / Дж.Г. Киекбаев. - Уфа: Китап, 1996. - 368 с.

103. Киреев, А.Н. Эпические памятники башкирского народа: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Киреев Ахнаф Нуреевич. - М., 1963. - 43 с.

104. Китов, В.В. Музыкально-инструменальное творчество бурят как фактор художественной культуры: автореф. дисс. ... канд. культурологи: 24.00.01 / Китов Виктор Васильевич. - Улан-Удэ, 2002. - 23 с.

105. Кузбеков, Ф.Т. История культуры башкир / Ф.Т. Кузбеков. - Уфа: Китап, 1997. - 128 с.

106. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа / Р.Г. Кузеев. - М.: Наука, 1974. - 464 с.

107. Кузеев, Р.Г. Историческая этнография башкирского народа / Р.Г. Кузеев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1978. - 264 с.

108. Кунафин, Г.С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии 19 - начала 20 веков / Г.С. Кунафин. - Уфа: Китап, 1999 - 256 с.

109. Кульсарина, Г.Г. Язык и стиль башкирских народных сказок: монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 144 с.

110. Лебединский, Л.Н. Искусство «узляу» у башкир / Л.Н. Лебединский // Советская музыка. - 1948. - № 4. - С. 43-51.

111. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши / Л.Н. Лебединский; под общ. ред. С.В. Аксюка. - М.: Советский композитор, 1962. - 250 с.

112. Лебединский, Л.Н. Башкирская протяжная песня «Зюльхизя» / Л.Н. Лебединский // Музыка народов Азии и Африки: сб. ст. / Ред.-сост. В.С. Виноградов.

- М., 1968. - С. 53-71.

113. Лепехин, И. Полное собрание ученых путешествий по России / И. Лепехин. - Т. 4. - СПб., 1822. - 129 с.

114. Литературное наследие: Фольклор. Текстология: Межвуз. сб. ст. / Отв. ред.-сост. Н.Д. Искужина. - Уфа, 2001. - 222 с.

115. Лихачев, Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУШ вв. / Д.С. Лихачев.

- М.: Наука, 1973. - 352 с.

116. Максютова, Н.Х. Башкирские говоры, находящиеся в иноязычном окружении / Н.Х. Максютова. - Уфа: Китап, 1996. - 288 с.

117. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

118. Махней, С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Махней Светлана Ивановна. - Магнитогорск, 1997. - 26 с.

119. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

120. Медушевский, В.В. Интонационная теория в исторической перспективе /

B.В. Медушевский // Советская музыка. - 1985. - № 7. - С. 66-70.

121. Мэргэн, К. Башкорт халкыныц эпик комарткылары / К. Мэргэн. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1961. - 219 бит.

122. Мэргэн, К. Мэцгелек шишмэ: Фольклор жанрзары YQешенец кайкы бер мэсьэлэлэре / К.Мэргэн. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. - 189 бит.

123. Мэргэн, К. Башкорт халык ижады: Югары укыу йорттарыныц филология факультеттары есен дэреслек / К. Мэргэн. - Эфе: БДУ, 1981. - 232 бит.

124. Мироненко, Я.П. Молдавско-украинские связи и современность / Я.П. Мироненко. - Кишинев: Наука, 1988. - 195 с.

125. Мироненко, Я.П. Молдавско-украинские связи в музыкальном фольклоре: история и современность: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Мироненко Ярослав Петрович. - М., 1996. - 35 с.

126. Музыка, живопись, театр: проблемы истории, теории и педагогики: Респ. науч.-метод. конференция (4-5 декабря 2000 г.; Уфа) / Уфим. гос. ин-т искусств; Сост. В.А. Шуранов; Под общ. ред. Л.Н. Шаймухаметовой. - Уфа, 2000. - 88 с.

127. Музыкальная этнография: Программа для музыкальных вузов / Казан. гос. консерватория; Сост. З.Н. Сайдашева. - Казань, 1993. - 24 с.

128. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири / Сост.: А.М. Айзенштадт, Х.Я. Нарва, В.В. Португалов. - М.: Музыка, 1966. - 164 с.

129. Муртазина, М.Г. О специфике работы с башкирскими вокальными кадрами / М.Г. Муртазина // Вопросы искусствоведения: сб. тр. / Уфим. гос. ин -т искусств; Ред.-сост. В.А. Башенев, Ф.Х. Камаев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1983. - С. 62-67.

130. Мухамбетова, А.И. О программности казахской инструментальной музыки (к постановке вопроса) / А.И. Мухамбетова // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: сб. ст. / Ред.-сост. И.И. Земцовский. - М.: Музыка, 1973. -

C. 314-327.

131. На^ершина, Ф.А. Халык хэтере / Ф.А. На^ершина/ Яуаплы ред. Н.Т. Зарипов. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1986. - 189 бит.

132. Надршина, Ф.А. Башкирская народная несказочная проза: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09 / Надршина Фануза Аитбаевна. - Уфа, 1998. - 55 с.

133. Национальное музыкальное искусство в музыкальных учебных заведениях: Межресп. науч.-практ. конференция (22-24 апреля 1993 г.; Уфа) / Казан. гос. консерватория; Уфим. гос. ин-т искусств; Сост.: Н.В. Ахметжанова, М.С. Алкин, Н.Ф. Гарипова. - Казань, 1993. - 34 с.

134. Нургэлин, З.Э. Аги?ел кайман башлана / З.Э. Нургэлин. - Эфе: Китап, 1997. - 288 бит.

135. Очерки по культуре народов Башкортостана: учеб. пособие / Сост. В.Л. Бенин. - Уфа: Китап, 1994. - 160 с.

136. Псянчин, В.Ш. Язык башкирского народного творчества и его отношение к современному языку / В.Ш. Псянчин // Вопросы методологии и методики лингвистических исследований. - Уфа: 1966. - С. 224-228.

137. Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / Ред.-сост. М.Г. Ара-новский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.

138. Проблемы развития национальных культур Поволжья и Приуралья: Региональная науч. конференция (8-9 февраля 1994 г.; Казань) / Казан. гос. ин-т искусств и культуры; Отв.-ред. Р.Р. Юсупов. - Казань, 1994. - 218 с.

139. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп // Советский композитор. - 1964. - № 4. - С. 17-28.

140. Раемгужина, З.М. Языковая картина мира в башкирской фразеологии / З.М. Раемгужина. - Уфа: Издание Башкирск. ун-та, 2000. - 96 с

141. Рахматуллина, З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики: монография / З.Н. Рахматуллина. - Уфа: БГУ, 2007. - 126 с.

142. Родителева, М.И. Проблема формотворчества русской лирической песни (на материале народно-песенной традиции Архангельского района Башкирии):

автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Родителева Мария Ивановна. -СПб., 1994. - 15 с.

143. Руденко, С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки / С.И. Руденко. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 392 с.

144. Рухи хазиналар: (Асылы^л, Дим, Эршэк буйы башкорттарыныц фольклоры) / Те?. Ф.А Нэ^ершина. - Эфе: Баш. Республикакы Мэ^эниэт министрлыгы. Халык ижады Y3эге, 1992. - 76 бит.

145. Рыбаков, С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / С.Г. Рыбаков. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1897. - 326 с.

146. Сайдашева, З.Н. О мелодии и нотации / З.Н. Сайдашева // Советская музыка. - 1977. - № 5. - С. 103-105.

147. Сайдашева, З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории): автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / З.Н. Сайдашева. - М., 1998. - 44 с.

148. Сальманова, Л. Башкирские народные протяжные песни / Л Сальманова. - Уфа: Гилем, 2007. - 276 с.

149. Самситова, Л.Х. Лингвокультурологическая специфика культурных концептов в песенном дискурсе (на материале башкирских народных песен) // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: БГПУ, 2010. - С. 271 -277.

150. Самситова, Л.Х. Культурные концепты в башкирских народных протяжных песнях (о?он кей) // Международный тюркологический симпозиум, посвященный выдающемуся тюркологу, д.ф.н., профессору, академику РАН Эдхяму Рахимовичу Тенишеву (Проект РГНФ № 13-04-14027) в рамках Международного научно-практического форума «Сохранение и развитие языков и культур». - Казань, 2013. - С. 155-158.

151. Санъяров, Ф.Б. Особенности языка и стиля эпоса «Урал-батыр»: 10.02.02 / Санъяров Фанзиль Булякович: дис. канд. ... филол. наук. - Уфа, 1999. - 164 с.

152. Санъяров, Ф.Б. «Урал батыр»: Лингвистик тикшереY тэжрибэhе / Ф.Б. Санъяров. - Эфе: БДУ, 2006. - 175 бит.

153. Санъяров, Ф.Б. Языковая репрезентация эмоциональной концептосферы (на материале башкирского языка) / Ф.Б. Санъяров // Словообразование в тюркских языках: исследования и проблемы: Материалы Междунар. Тюркологической конф., посвященной 80-летию Фуата Ганиева. - Казань, 2011. - С. 349.

154. Сэйетбатталов, F.F. Башторт теленец стилистикаЪы менэн пунктуациякы / F.F. Сэйетбатталов. - Эфе, 1978. - 186 бит.

155. Сепир, Э. Статус лингвистики как науки // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

156. Сепир, Э. Грамматист и его язык // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

157. Сидельников, В.М. Поэтика русской народной лирики / В.М. Сидельников. - М., 1959.

158. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.Тимофеев, С. Тураев. - М., 1974. - 430 с.

159. Смирнов, Б.Ф. Монгольская народная музыка / Б.Ф. Смирнов. - М.: Советский композитор, 1971. - 365 с.

160. Становление и развитие вокальной школы Башкортостана: Науч.- практ. конференция (18-19 ноября 2001 г.; Уфа) / Уфим. гос. ин-т искусств; Отв. ред.-сост. В.А. Шуранов. - Уфа, 2001. - 153 с.

161. Стеблева, И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. / И.В. Стеблева. - М.: Наука, 1971. - 317 с.

162. Сулейманов, Р.С. Лирические протяжные песни с припевами в музыкальном фольклоре иргизо-камеликских башкир / Р.С. Сулейманов // Вопросы башкирской фольклористики. - Уфа, 1978. - С. 91 -100.

163. Сулейманов, P.C. Жемчужины народного творчества Урала / Р.С. Сулейманов. - Уфа: Китап, 1995. - 248 с.

164. Селэймэнов, F. Курай: Курай уйнарга eйрэнеYселэр есен тсулланма / F. Селэймэнов. - Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1970. - 88 бит.

165. Султангареева, P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор / Р.А. Султангареева. - Уфа: УНЦ РАН, 1994. - 190 с.

166. Султанбаева Х.В. Система служебных частей речи (на материале башкирского языка): монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. - 185 с.

167. Сыченко, Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Сыченко Галина Барисовна. - Новосибирск, 1998. - 24 с.

168. Титов, Е.С. Артикуляция в системе музыкального языка: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Титов Евгений Сергеевич. - Ростов-на-Дону, 2002. - 24 с.

169. Традиции и современность в фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред. В.К. Соколова. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

170. Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы: Междунар. науч.-практ. конференция (14-15 декабря 2001 г.; Уфа) / Уфим. гос. ин-т искусств; Отв. ред-сост. З.А. Нургалин. - Уфа, 2001. - 230 с.

171. Традиционное народное музыкальное искусство и современность: (Вопросы типологии): сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных; Отв. ред. М.А. Енговатова. -М., 1982. - Вып. 60. - 160 с.

172. Тукай, Г. Сочинения. Т. 2. - Казань: Татарское книжное издательство, 1985. - 399 с.

173. Уметбаев, М. Башкиры: (Историко-этнографические и фольклорно-языковые материалы / М. Уметбаев // Ватандаш. - 1998. - № 2. - С. 159-174.

174. Уорф Бенджамен Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

175. Фольклор народов России: Фольклор. Миф. Литература: Межвуз. сб. ст. / Баш. гос. ун-т; Под общ. ред. Л.И. Брянцевой. - Уфа, 2001. - 334 с.

176. Фольклористика в советской Башкирии / АН СССР. Баш. фил.; Ред. Н.Т. Зарипов. - Уфа, 1974. - Вып. 1. - 219 с.

177. Фоменков, М.П. Башкирская народная песня / М.П. Фоменков // Агидель. - 1971. - № 12. - С. 104.

178. Фоменков, М.П. Башкирская народная песня / М.П. Фоменков. - Уфа: Башкнигоиздат, 1976. - 204 с.

179. Хадыева, Р.Н. Этнокультурное значение лексики башкирского языка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Хадыева Раиса Нуримановна. - Уфа, 2003. - 24 с.

180. Хадыева, Р.Н. Башкирская этнокультура и язык: Опыт воссоздания языковой картины мира / Р.Н. Хадыева. - М.: Наука, 2005. - 248 с.

181. Хальгк йыры - Песни моего народа - Sоngs оf Му Fоlk: ФлYрэ Килдейэрова башкарыуында башкорт халык йырзары / Те?. Ф. Килдейэрова, Ф. Фэйезова. - Эфе, 1995. - 93 бит.

182. Хайруллина, Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций: учебн. пособ. / Р.Х. Хайруллина. - Уфа: БГПУ, 2005. - 138 с.

183. Харисов, А. Литературное наследие башкирского народа / А. Харисов. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. - 293 с.

184. Хисамитдинова, Ф.Г. Родной Башкортостан / Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, Л.И. Нагаева. - Уфа, 1992. - 304 с.

185. Хроленко, А.Т. Лингвокультуроведение: учебн. пособ. / А.Т. Хроленко. -Курск: Крона, 2000. - 168 с.

186. Хусаинов, Г.Б. К вопросу о башкирском стихосложении / Г.Б. Хусаинов // Вопросы башкирской филологии: сб. ст. / Сост. Г.Г. Саитбатталов. - Уфа: БГУ, 1957. - С. 53-72.

187. Хусаинов, Г.Б. Башкирская литература Х1-ХУШ вв.: Учебное пособие для вузов / Г.Б. Хусаинов / РАН УНЦ ИИЯЛ. - Уфа: Гилем, 1996. - 193 с.

188. Хусаинов, Г.Б. Духовный мир башкирского народа / Г.Б. Хусаинов. -Уфа: Китап, 2003. - 480 с.

189. Шаймухаметова, Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л.Н. Шаймухаметова. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. - 318 с.

190. Шайхисламова, З.Ф. Язык - дом бытия духа (опыт этнолингвокультурологического изучения национального мировосприятия, мировидения в этноонтологическом аспекте): монография / З.Ф. Шайхисламова, Г.Г. Кульсарина, В.Н. Асмондьяров, Х.В. Султанбаева - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - 200 с.

191. Шарипов, А.Р. Формирование национального самосознания (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. философских наук: 09.00.11 / Шарипов Азамат Ражапович. - Уфа, 2000. - 23 с.

192. Шарипов, Р.Г. Менталитет древних тюрков: Философско-мировоззренческий анализ: автореф. дис. ... канд. философских наук: 09.00.11 / Шарипов Ренарт Глюсович. - Уфа, 1999. - 20 с.

193. Шарифуллина, Н.М. Лирические песни татар-мишарей Ульяновской области / Н.М. Шарифуллина // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья: сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных; Отв. ред. З.Н. Сайдашева. - М., 1984. -Вып. 73. - С. 32-48.

194. Шахназарова, Н.Г. Музыка Востока и Запада: Типы музыкального профессионализма: Исследование / Н.Г. Шахназарова. - М.: Советский композитор, 1983. - 152 с.

195. Шегебаев, П. Домбровые кюи западного Казахстана. Традиционная форма и индивидуальный стиль: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Шегебаев Пернебек. - Л., 1987. - 20 с.

196. Энциклопедический музыкальный словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 274 с.

197. Юлдашбаев, Б.Х. История формирования башкирской нации (дооктябрьский период) / Б.Х. Юлдашбаев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1972. - 336 с.

198. Юлдашбаев, Б.Х. Проблема нации и политическое положение башкир в составе царской России: учебное пособие / Б.Х. Юлдашбаев. - Уфа: БГУ, 1979. - 88 с.

199. Юнусова, В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья: К проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры / В.Н. Юнусова // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 2. - С. 19-28.

200. Языковая личность: Дингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография / Под ред. Проф. В.В. Воробьева и проф. Л.Г. Саяховой. - Уфа: БГУ, 2001. - 270 с.; 2002. - 252 с.

201. Яминов, А. Золотая Орда и башкиры: История и наследие ислама / А. Яминов // Ватандаш. - 1998. - № 9. - С. 158-168.

202. Янмурзина, Р.Р. Башкирская языковая картина мира в трилогии Зайнаб Биишевой «К свету» / Р.Р.Янмурзина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - 144 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.